Содержание:
- Немного истории
- Чем занимаются лейблы и чем они могут быть полезны?
- Плюсы и минусы работы с лейблами
- Какие бывают условия сотрудничества?
- Как попасть на лейбл?
- Кому нужен лейбл?
Немного истории
Вначале был винил. В центре пластинки находилась бумажка, её и называли «лейблом». Здесь была информация об исполнителе, произведении и о фабрике, которая эту пластинку изготовила. В то время было необходимо физическое присутствие артиста на заводе-изготовителе.
Через некоторое время необходимость в физическом присутствии артиста на заводе отпала. Появилась возможность разделения процесса звукозаписи и процесса производства пластинок. Так стали появляться лейблы, без собственного производства. Они заказывали пластинки на заводах и дальше распространяли их по своим каналам дистрибьюции. Такие лейблы стали называться «инди», от английского слова «independent», независимые.
На другой чаше весов находятся крупные мейджор-лейблы. Это Warner Music, Universal Music и Sony BMG. По данным на 2005 год, мейджоры контролируют около 72% всего музыкального рынка, а 28% приходится на independent, инди-лейблы. Более свежих данных по распределению долей найти не удалось — если у кого есть цифры — велкам в комменты.
Независимые – не значит маленькие. Иногда они могут быть крупными как по выручке, так и по количеству сотрудников. Например, лейбл Black Star по российским меркам имеет большое количество сотрудников и крупную выручку.
Хороший лейбл пытается выбить для вас лучшие условия и следит за тем, чтобы выплаты вам совершались в полном объёме и вовремя.
По мере развития интернета появилась разновидность инди-лейблов — нет-лейблы (интернет-лейблы). Они занимаются дистрибуцией музыки в интернете, не производя контент на физических носителях. Однако сейчас эта граница размылась.
Внутри нет-лейблов существует их бесполезная разновидность — лейблы, занимающиеся выгрузкой материала на цифровые площадки без дальнейшего промо. Часто эти лейблы существуют просто потому, что создателям нравится быть их владельцами. Такие лейблы не обладают ни экспертизой, ни финансами для продвижения артиста.
Чем занимаются лейблы и чем они могут быть полезны?
Есть различие в российском и международном понимании функций «лейбла». Ниже — о российском формате на 360 градусов.
Маркетинг
Лейбл выстраивает бренд, образ в головах слушателей, делает все активности, которые к этому приводят: ведение групп в социальных сетях, продвижение треков и клипов, концертов и подобные штуки.
PR
Всё, что связано с работой со СМИ: поставить клип на телек, договориться о интервью в журнале, поставить трек радио, договориться о выступлении артиста на масштабном мероприятии. Это все сюда.
Букинг (или концертный менеджмент)
Основная задача — продажа выступлений артиста. Если сравнивать с классическим бизнесом — то это отдел продаж.
Видеопроизводство
Обычно привлекают сторонние продакшены. Внутри лейбла может делается только простой контент (наверняка бывают есть исключения, но пока не встречал). Главное для этих задач — это хорошая экспертиза по части видео (обычно это самая крупная статья расходов у артиста. Очень больно, когда куча денег ушла на посредственный продукт) и бюджеты.
Дистрибуция
Главное, чтобы лейбл имел хорошие связи и рычаги давления для получения промо на цифровых витринах (Apple Music, iTunes, Boom, Яндекс Музыка). Сюда же — монетизация музыки через сервисы «музыка вместо гудков». Совершенно замечательно, если лейбл вовремя отгружает треки на цифровые площадки, следит за сбором средств и честно их вам выплачивает. Физическая дистрибуция – это производство контента на физических носителях (пластинки, CD-диски). Штука вымирающая, но иногда полезная. Сейчас это больше мерч для продажи на концертах, или в подарок партнерам.
IT
Создание сайтов и поддержка сайтов, мобильных приложений, подписных страничек.
Производство треков
Где-то все делается внутри, где-то привлекают команды со стороны. Обычно это серьезная статья расходов, так что экспертиза тут важна.
Решение юридических и бухгалтерских вопросов
Когда у вас много песен / партнеров / соавторов / активностей эти вопросы приобретают серьезный размах. Юристы и бухгалтеры вам в помощь.
Паблишинг
В международном смысле — паблишинг к лейблам не относится, это отдельный тип организации. В России часто эти функции совмещаются. Ребята из этого отдела следят за сбором авторских средств, продают лицензии на использование треков, и вообще — это лучшие друзья авторов.
Работа со спонсорами
Еще один способ рубить кэш — сотрудничать со спонсорами. Это интеграции, совместные проекты, продажа рекламы на платформах артиста. Круто, если на лейбле под это есть отдельный человек.
Решение административных вопросов
Все, чего не коснулись выше, но на что уходит куча времени: бронирование билетов и гостиниц. Поиск дизайнеров, фотографов. Регулярное напоминание им, о том, что «пора бы уже скинуть материал». И тому подобные штуки.
Ролик от ребят из Black Star, о том, чем они занимаются:
Плюсы работы с лейблами:
- Вы получаете большую экспертизу. Если этот лейбл образовался не вчера, у сотрудников есть опыт продвижения больших артистов, команд, работы с ними. Так попадание на радио или написание хитовой композиции на лейбле может занять гораздо меньше времени.
- Вы получаете доступ к финансовым возможностям лейбла и его финансовой прочности. Во-первых, лейблы понимают, сколько времени и денег занимает тот или иной процесс. Во-вторых, у них есть другие источники дохода в виде уже успешных артистов, деньги с которых они имеют возможность инвестировать в вас.
- Вы получаете силу бренда и ожидание аудитории. К вам приковано больше внимания, и вам проще добиться внимания слушателей. Вы получаете дополнительную аудиторию этого лейбла. Часто лейблы перемешивают аудиторию, делают кросс-компании, чтобы артисты получали аудиторию друг друга.
- Возможности доверительного общения с другими людьми в индустрии. В том числе с артистами. Лейблу проще организовать для вас совместную запись с другим артистом, чем если вы будете делать это сами. К связям можно отнести и общение с радиостанциями и СМИ. На радио понимают, что за этим артистом стоит лейбл, команда. И если радиостанция возьмёт песню, то её поддержат и другие, у песни больший шанс стать популярной.
- Снижение рисков. Большую часть финансовых рисков на себя берёт лейбл. Деньги, которые попадают к вам — чаще всего ваши, и вы можете их свободно тратить (если это не аванс, в этом случае деньги предстоит отбить). Если вы независимый артист, вам нужно думать о том, как эти деньги реинвестировать в дальнейшие съёмки клипов, производство, маркетинг и так далее.
- Больше времени на творчество. Вы имеете возможность заниматься только творчеством, выступлениями, не занимаясь при этом административной частью.
Минусы:
- придется делиться прибылью. С каждого выступления вы будете получать меньший процент. Но при этом сама сумма может быть гораздо больше, чем если бы вы работали в одиночку. Например, у вас было одно выступление в месяц за 100 000. Сейчас вы выступаете каждую неделю за 200 000. Да, вы отдаете процент лейблу, но денег в итоге больше
- Работая с лейблом, вы не все контролируете. Часть решений вы передаёте другим людям, которые подчиняются директору лейбла, собственнику или инвестору. При этом степень потери этого контроля зависит от структуры лейбла, его внутренней культуры, политики. Но в любом лейбле этот нюанс в большей или меньшей степени присутствует. Помимо ваших интересов появляются ещё интересы собственников.
- Наличие обязательств перед лейблом. У вас меньше гибкости в плане отдыха и выбора проектов. Если хотите взять паузу — это может противоречить условиям контракта. Но все зависит от ваших договоренностей. Где-то у артиста большая автономность, где-то его сковывают в рамки и обязательства. Однако обязательства в любом случае будут.
- Ограничения в творческом плане. То чего боятся многие артисты. Характер ограничений может быть разный — от мягкого совета, до категоричного «нет, делай так!». Не всегда это актуально, где артистам предоставляется полная автономность
- Потеря части прав. В зависимости от условий договора — после ухода из лейбла вы можете остаться без своих песен, не сможете их исполнять и зарабатывать.
Можно ли обойтись без лейбла?
Можно. Все, что делает лейбл, можете делать и вы. Обладая деньгами, интернетом, телефоном, вы можете большую часть этих действий делать самостоятельно. При этом важно учитывать следующие вещи:
- У вас останется меньше времени на творчество.
- Вам необходимо самому иметь административные навыки, для того, чтобы организовать команду либо иметь рядом человека, которому вы доверяете и который обладает административными навыками.
- Путь до вашей цели быть длиннее в разы. Хотя, есть и другие примеры
- Все риски на вас
Условия сотрудничества с лейблами
В самом простом варианте: лейбл и артист договаривается о распределении прибыли со всех источников. Соотношение зависит от текущего статуса артиста и возможностей лейбла. 50% на 50% — как правило, отличный вариант, но случается редко. Чаще лейбл получается бОльший процент: 70% на 30%, или 90% на 10% (для молодых артистов). Договор можно формировать гибче: к примеру, изменять соотношение прибылей по мере того, как артист отбивает вложенные в него деньги. К примеру, начинают с 90% на 10% в пользу лейбла, с установленным размером первоначальных инвестиций. Как только прибыль покрывает вложенные средства, наступает стадия 70% на 30%. После достижения следующего финансового показателя (или определенного срока) — процент снова изменяется. И так далее.
Размер аванса — еще один пункт, который можно обсуждать. Будет он или нет? Каков будет его размер? Как правило, чем больше аванс, тем хуже условия по процентам вы получаете. Ведь в этом случае, большую часть рисков лейбл берет на себя.
Аванс — не гонорар, его нужно возвращать. Возврат будет из вашей доли. К примеру, вы получили 1 000 000 рублей аванса. Работаете 70% на 30% в пользу лейбла. Вы будете должны погасить этот аванс из вашей прибыли, после чего начнете получать деньги. В этом примере, общая прибыль должна быть 3 333 333 рубля. Ваши 30% от этой суммы — как раз 1 000 000 аванса. И только после этого вы начнете получать прибыль.
Вы можете попросить минимальный гарантированный оклад, на случай, если в какой-то месяц у вас не будет концертов. Согласится лейбл или нет — зависит от его заинтересованности в вас.
Все можно обсуждать. Можно предложить вариант контракта, при котором артист получает разные доли с разных источников прибыли. К примеру, с концертов — 50%, а с дистрибьюции — 30%. Правил нет.
Обязательства перед лейблом будут мотивировать выпускать материал в срок
Чем лучший результат вы показали до лейбла, тем лучшие условия получите. Это логично: вложения на ранних стадиях очень рискованны. Большинству лейблов интересны артисты с уже жизнеспособной моделью и позиционированием, когда стоит вопрос только в масштабировании проекта.
Как попасть на лейбл?
Очевидных и «всегда работающих» путей нет. Просто расскажу, как это обычно бывает:
- Найти почту лейбла и отправить своё демо. Артисты думают, что почту не читают. Читают! Конечно, присутствует человеческий фактор: письмо может уйти в спам, затеряться в потоке сообщений или у менеджера может быть плохое настроение. Однако способ рабочий. Если материал хорош – есть все шансы пробиться так просто, в лоб.
- Через знакомых, имеющих связи с лейблом. Они могут показать демку лично, либо отправить от своего имени на почту. Внимание к треку будет больше, шансы возрастают.
- Сделать совместные композиции с артистами этого лейбла. Иногда, это проще, чем попасть на лейбл напрямую.
- Ничего не делать. Пишите музыку, продвигайте материал своими силами. Если преуспеете — представители лейбла сами придут с предложениями. Чаще все происходит именно так.
Кому нужен лейбл?
- Артистам, которые не хотят заниматься административной работой. Им нравится творить, сочинять, петь. Для них лейбл – это выход. Все занимаются своим делом, все счастливы
- Артистам, у которых очень мало денег. Без денег и связей простор для маневра сильно меньше. Лейбл — это выход. но не единственный. Можно занять у родственников, взять кредит или параллельно работать. Либо написать убойный хит, который распространится без денег. Тоже вполне себе схема
- Артисты, у которых бывают затяжные периоды застоя. Либо для тех, кто вечно пишет демки, но ничего не заканчивает и не выпускает. Таких лейбл может дисциплинировать. Обязательства будут мотивировать выпускать материал в срок. Иначе — санкции (финансовые или психологические)
- Артистам с возрастной аудиторией. Большинство способов самостоятельного продвижения так или иначе связано с интернетом, где проще привлечь внимание молодой аудитории. Взрослая аудитория — это радио и телек. Вход на эти площадки для независимого артиста очень непростой. Продюсер лейбла может решить этот вопрос парой звонков или встреч.
- Артисты, которые хотят быстрых результатов. Если не готовы ждать годами и рисковать, но готовы частично пожертвовать свободой и частью прибыли, то это ваш вариант.
Если вам уже поступали предложения от лейблов и вы на перепутье: посмотрите на список выше. Если узнали себя — возможно стоит попробовать. Взвесьте все плюсы и минусы и примите решение. Всем вдохновения!
Вопрос дистрибуции музыки всегда был важен для артистов. Подходить к этому вопросу нужно серьезно, даже на этапе создания треков. И это правильно, когда у артиста есть желание выпустить свою музыку на хорошем лейбле. Лейбл занимается выпуском, распространением и продвижением музыки. На данный момент существует много лейблов. Лейблы ищут перспективных артистов, работают со стриминговыми площадками, занимаются рекламой музыки, питчингом (размещением музыки в редакторских плейлистах) и т.д.
Не стоит спешить с выпуском трека на первом попавшемся лейбле. Лучше найти подходящий под вас лейбл, с возможностью размещения в крупных плейлистах. Если есть плейлисты, значит может быть большое количество прослушиваний. Здесь мы рассмотрим один из вариантов, как выбрать лейбл и как отправить трек на лейбл.
Как отправить трек на лейбл?
У каждого лейбла в контактной информации есть специальная почта для демо (трек, который хотите выпустить). Эту почту можно найти в сообществе VK лейбла или на сайте лейбла. Иногда на сайтах может быть форма-анкета, которую нужно заполнить, чтобы отправить трек.
В письмах указываем информацию о себе, о треке, если есть хорошая статистика по сниппету, то про это тоже можно написать (об этом подробнее в других статьях). Прикрепляем ссылку на прослушивание трека (не нужно прикреплять файл трека к письмам, только ссылку на прослушивание, например, можно загрузить трек на яндекс-диск и указать в письме ссылку на яндекс-диск с треком, чтобы A&R-менеджеру можно было прослушать трек без скачивания, но возможность скачивания тоже должна быть). Прикрепляем контактную информацию для связи с вами и ссылки на ваши социальные сети.
Как выбрать лейбл?
Если рассылать свой трек сразу всем лейблам, то так вы просто потратите свое и чужое время. Например, если лейбл выпускает рэп, то не стоит отправлять на этот лейбл шансон. Лейблы нужно выбирать по подходящему стилю музыки, должен совпадать стиль вашего трека и стиль треков, которые выпускает лейбл. Нужно обращать внимание на активность музыкальных лейблов, на их социальные сети, на плейлисты, на количество прослушиваний и тд.
Чтобы собрать список лейблов, то есть такой вариант:
- прослушиваем треки в разных плейлистах; выписываем из этих плейлистов треки примерно в стиле вашего трека;
- вбиваем названия этих треков в яндекс-музыку;
- на странице трека в яндекс-музыке указываются лейбл, на котором выпущен трек, находим по названию лейбла сообщество VK или сайт лейбла, чтобы найти в контактной информации почту или анкету для демо;
- собираем список подходящих по стилю лейблов.
Можно сделать свой общий список разных лейблов, просто чтобы этот список был. Можно добавить ссылки страниц с яндекс-музыки, там удобно прослушивать релизы лейблов, чтобы выбрать лейблы по нужному стилю. Например, я сделал общий список лейблов, иногда его обновляю.
Если получается большой список, то можно распределить рассылку по волнам, распределить последовательность можно по количеству подписчиков или по уровню известности артистов на лейблах. И если распределить рассылку по волнам, то в первую неделю можно отправить трек на самые большие лейблы, в следующую неделю отправить на средние лейблы и т.д. Если трек лейблу не подходит, то обычно лейбл не присылает ответ с отказом, поэтому нет смысла отправлять много писем с одним треком на один лейбл, за это лейбл может вас добавить в черный список. Но если ваш трек модный, качественный и интересный, то лейбл ответит с предложением подписать договор и выпустить трек.
Если вам потребуется помощь в выборе лейбла, обращайтесь, буду рад помочь.
На сегодня это всё. Создавайте хорошие идеи, работайте над качеством, и всё получится!
Молодые группы обязательно проходят через три этапа подготовки: проведение концертов, запись демо и найм менеджера. Эти три шага направлены на достижение единственной цели — подписания на музыкальном лейбле.
Несмотря на развитие Интернета и изменившийся подход к распространению музыки, музыкальный лейбл остается самым верным и надежным способом показать свое творчество миру и заработать на этом денег.
Что такое музыкальный лейбл?
Музыкальный лейбл или звукозаписывающая компания — это компания, работающая на музыкальном рынке. Основная деятельность музыкальных лейблов состоит в заключении контрактов с исполнителями и их продвижении, а также производстве, записи и распространении музыкальной продукции.
Устройство музыкального лейбла
Звукозаписывающие компании представляют собой матрешки-корпорации, внутри которых множество фирм поменьше. Получается такой конгломерат из десятков компаний, специализирующихся на музыке разных направлений. Во главе конгломерата стоит родительская компания, которой подчинена плеяда больших и маленьких дочерних фирм.
Среди множества звукозаписывающих компаний обычно выделяют Большую тройку лейблов. В нее входят самые крупные компании музыкального рынка: Universal Music Group, Sony Music Entertainment (Sony BMG) и Warner Music Group. Вместе эти компании контролируют 85% музыкального рынка США и около 70% мирового рынка музыки.
В состав каждой компании большой четверки входит огромное количество лейблов поменьше в США и других странах мира. Warner Bros. Records Inc, головная компания лейбла Warner Music Group, владеет лейблами Reprise Records, Maverick Records, Rhino Entertainment, Atlantic Records Group и еще десятками других. Японо-американская Sony BMG объединяет более 200 звукозаписывающих фирм, среди которых Columbia Records, RCA, Arista Records, Epic Records и многие другие компании.
Сколько всего музыкальных лейблов?
Размеры музыкальных лейблов разнятся. Встречаются как небольшие звукозаписывающие компании, управляемые одним-двумя музыкантами, так и огромные корпорации, насчитывающие тысячи сотрудников.
По данным журнала Billboard, в мире насчитывается более 2 000 зарегистрированных звукозаписывающих компаний. Количество независимых и небольших лейблов еще больше.
Музыкальный бизнес огромен. Успешные записи продаются многомиллионными тиражами и приносят компаниями миллиарды долларов.
В иерархии звукозаписывающих фирм, на самом верху находится CEO (от англ. Chief Executive Officer — главный исполнительный директор или просто директор), управляющий всеми процессами и отделами компании. Каждый лейбл в составе корпорации имеет собственного руководителя, подчиняющегося CEO всего конгломерата.
У каждого руководителя есть несколько заместителей, отвечающих за конкретные отделы компании. В крупных музыкальных лейблах таких отделов обычно 11:
- A&R-отдел
- Художественный отдел
- Отдел развития исполнителей
- Коммерческий отдел
- Отдел по связям с компаниями
- Юридический отдел
- Отдел маркетинга
- Отдел новых медиа
- Отдел продвижения
- Отдел по связям с общественностью
- Отдел продаж
Структура музыкального лейбла разнится в зависимости от компании. Устройство лейблов может становиться проще или сложнее, особенно в тех случаях, когда какой-нибудь лейбл приобретает крупная звукозаписывающая компания.
A&R-отдел/Отдел исполнителей и репертуара
A&R-отдел (сокр. от англ. Artists and Repertoire) занимается поиском новых талантов. Сюда попадают демозаписи групп и исполнителей. В случае нахождения интересного музыканта, сотрудники должны уговорить руководство компании в необходимости «подписать» нового исполнителя.
Помимо поиска дарований, A&R-отдел всячески поддерживает исполнителей, с которыми уже заключены контракты. Сотрудники подразделения решают, кто будет продюсировать альбом группы, и где он будет записываться; ищут подходящих поэтов и композиторов, составляют треклисты пластинок. Дополнительно A&R-отдел выбирает песни для ротации на радио и телевидении и отслеживает успехи в продвижении музыканта.
Работа в A&R считается самой престижной в звукозаписывающей компании. Люди в A&R — связующее звено между музыкантами и всей звукозаписывающей компанией.
Художественный отдел (Art Department)
Художественный отдел музыкального лейбла отвечает за оформление альбомов и рекламной продукции. Здесь работают дизайнеры, разрабатывающие стилистику оформления всей музыкальной и сувенирной продукции музыкантов.
Отдел развития исполнителей (Artist Development)
Сотрудники отдела планируют стратегии развития исполнителей, подписанных на лейбле. Они сопровождают музыкантов в течение всего творческого пути, выбирая курс, по которому движется карьера исполнителя.
Согласно данным Music Biz Academy, в XXI веке в большинстве музыкальных лейблов не осталось отделов развития исполнителей. Формирование отношения к музыкантам как к продукту привело к тому, что такие подразделения переименовали в «Отдел развития продукции» («Product Development»). Вместе с этим изменился характер работы отдела.
Руководство лейблов считает, что развитие Интернета и изменение путей потребления музыки не позволяет заниматься долгосрочным планированием карьер исполнителей. В отличие от середины и конца XX века, сегодня планирование стратегий развития требуется на старте карьеры музыканта. Лейблы стараются как можно скорее вывести исполнителя в топ и привлечь к нему внимание, чтобы окупить вложенные средства.
При правильном старте, у публики сохраняется интерес к исполнителю довольно длительное время. Поэтому планирование долгосрочного развития уже не так важно.
Коммерческий отдел (Business Affairs)
Финансовая сторона музыкальной индустрии. Сотрудники отвечают за бухгалтерию, счета и финансы исполнителей и компании.
Отдел по связям с компаниями (Label Liasons)
Обычно состоит из нескольких человек. Эти люди — связующее звено между звукозаписывающей компанией и музыкальными магазинами.
Помимо контроля за поступлением музыки в торговые точки, сотрудники отдела анализируют рынок и выбирают самое подходящее время для выпуска альбома в продажу.
Юридический отдел (Legal Department)
Юристы отвечают за контракты между музыкальным лейблом, исполнителями и другими компаниями. Любые юридические споры, даже между исполнителями и самим лейблом, проходят через этот отдел.
Отдел маркетинга (Marketing Department)
Сотрудники отдела создают маркетинговые компании для каждого релиза лейбла. Они помогают координировать действия отделов продвижения, продаж и связей с общественностью.
Отдел новых медиа (New Media)
Отдел отвечает за любые новые аспекты музыкального бизнеса, включая продюсирование и продвижение видеоклипов исполнителей на YouTube.
Работники подразделения также помогают исполнителям вести аккаунты в социальных сетях. Дополнительно в их обязанности входит освоение новых мультимедийных площадок и технологий, помогающих в продвижении музыкантов.
Отдел продвижения (Promotion Department)
Основная задача отдела продвижения (пиара) — убедиться в том, что музыкант транслируется на радио. Сотрудники отдела получают новые песни исполнителей и отправляют их на радиостанции, что является залогом будущего благосостояния звукозаписывающей компании.
Другие подразделения сообщают отделу о выбранных стратегиях продвижения и советуют, как лучше продавать артиста. Совместно с отделом нового медиа продвиженцы участвуют в распространении музыкальных видео на телевидении и интернет-площадках.
Отдел по связям с общественностью (Publicity)
Работающие здесь люди следят, чтобы о новых и старых музыкантах говорили в СМИ. Отдел по связям с общественностью готовит и размещает публикации в газетах и журналах и контролирует освещение творчества исполнителей на телевидении и радио.
Многие музыканты дополнительно привлекают собственных журналистов и писателей, которые пишут об их творчестве и работают в сотрудничестве с этим отделом.
Отдел продаж (Sales)
Распространение музыки. Сотрудники отдела продаж общаются с музыкальными магазинами и площадками и поставляют новые релизы на полки магазинов.
Продажи активно сотрудничают с отделом продвижения и отделом по связям с общественностью, выбирая самое удачное время для старта продаж.
Объемы музыкального рынка
Мировой музыкальный рынок поделен между компаниями Большой тройки лейблов и группой независимых музыкальных компаний.
С 2005 года музыкальный рынок уменьшается. По данным аналитической компании IFPI в 2005 объем рынка составлял $20,7 млрд, а в 2015 уменьшился до $15 млрд, потеряв более 25% объема. В 2016 объем музыкального рынка составил $15,7 млрд.
Причины уменьшения очевидны — появление множества новых способов распространения музыки.
Как музыкальный лейбл находит новых музыкантов
В каждом музыкальном лейбле есть A&R-отдел — своего рода входные ворота в музыкальную индустрию. A&R считается самым престижным и важным отделом любой компании. Чтобы оценить важность, представьте, что вы были первым, кто открыл миру Мадонну, Aerosmith или Бритни Спирс.
Сокращение A&R означает «Artist and Repertoire» (Артисты и репертуар), хотя музыканты шутят, что правильнее расшифровывать аббревиатуру как «Attitude and Rejection», то есть «Отношения и отказ». Подписаться на музыкальном лейбле можно только попав в поле зрения этого отдела — других путей не существует.
До развития Интернета в 2000-е годы, музыканты отправляли записанные демо на кассетах и дисках в A&R-отделы лейблов. Работники отделов, в свою очередь, прослушивали присланные записи в надежде найти новое дарование.
Сегодня, когда количество ежедневно присылаемых демок исчисляется сотнями, такая практика сошла на нет. Шанс, что диск или флешка с песнями нового музыканта попадет в поле зрения ищейки лейбла равняется нулю. Сами же сотрудники A&R больше полагаются на мнение друзей, агентов, менеджеров и прочих работников индустрии, которые передают записи им лично в руки.
Каждый работник обладает собственным подходом к поиску новых имен. Том Дивайн, работающий в A&R подразделении Columbia Records уже более 20 лет, рассказывает, что в первую очередь прослушивает демозаписи от доверенных источников — друзей и партнеров по бизнесу. За счет долгого пребывания в индустрии, обратить на себя внимание Дивайна проще — достаточно найти того, кто с ним знаком, и заинтересовать этого человека.
Макс Гусс из Epic Records предпочитает самостоятельно изучать музыкальную индустрию на предмет свободных ниш на рынке, которые можно занять. Гусс отмечает, что ему интереснее искать исполнителей, делающих что-то новое, нежели работать с уже освоенными нишами.
Заинтересовать A&R-отдел — половина дела. Каждая ищейка несет персональную ответственность за нового музыканта, поэтому неудачи исполнителей могут стоить работнику должности. Исполнителям требуется не только заинтересовать поисковика, но и убедить его в своем успехе.
Попасть в музыкальный бизнес очень сложно, особенно для группы, у которой нет связей в индустрии. При наличии того, кто сможет поручиться за вас, попасть на лейбл становится проще. Только после того, как сотрудник A&R-отдела проявит интерес к исполнителю и убедит руководство в необходимости его подписать, лейбл подключает к работе все остальные отделы.
Как группа или исполнитель попадают на лейбл
Посмотрим, что будет происходить с группой «Квадратные круги», желающей подписаться на лейбле. Прежде, чем музыканты заключат контракт со звукозаписывающей компанией, их должны заметить представители лейбла.
Поисковики из «Balls Records» отправляются на концерт, где выступает наша группа. Получив удовольствие от выступления коллектива, работники A&R-отдела убеждают руководство лейбла подписать контракт с Квадратными кругами. Это запускает процесс внедрения группы в музыкальную индустрию и активирует все остальные подразделения звукозаписывающей компании.
Следующим шагом для группы становится запись альбома. Руководитель A&R службы находит продюсера, вместе с которым разрабатывает концепцию альбома и выбирает песни для пластинки. Balls Records выделяет группе бюджет, из которого оплачивается работа студийных инженеров, звукорежиссеров, сессионных музыкантов, а также аренда самой студии звукозаписи. В свою очередь представитель A&R-отдела планирует расписание записи.
Параллельно этому, в работу включаются другие отделы звукозаписывающей компании. Balls Records выделяет бюджет на рекламу, оформление альбома, публикации и освещение в СМИ. Пока дизайнеры, копирайтеры и художники работают, A&R-специалист совместно с отделом маркетинга, продаж и связей с общественностью планируют дату выхода альбома.
Музыкальному лейблу важно, чтобы Квадратные круги были должным образом представлены на федеральном, региональном и локальном уровне. Отдел развития исполнителей бронирует концертные площадки и составляет расписание выступлений. Вместе с этим готовится промо-тур, в рамках которого запланированы появления музыкантов на теле- и радиоэфирах. Масштабы подготовки и частота появления музыкантов в эфирах и СМИ зависят исключительно от бюджета.
По мере приближения даты выпуска альбома, отделы компании активно работают с прессой. На этом этапе лейблу важно, чтобы выход пластинки освещался должным образом. Все отделы работают, как единый механизм, направленный на то, чтобы будущий альбом Квадратных кругов разошелся максимально возможным тиражом. Продажи напрямую зависят от того, насколько слаженно и качественно сработают все участники процесса: от самих музыкантов до радиостанций и музыкальных магазинов.
Из чего складывается цена песни, сингла или альбома?
Согласно данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), на конечную стоимость песни, альбома, сингла и всего диска влияет множество факторов. В сравнении со стоимостью производства музыки, печать партии компакт-дисков не стоит практически ничего.
Подписание артиста подразумевает большой объем самой разнообразной работы. Музыкальный бизнес — это не только вечеринки и тусовки рок-звезд.
Почему лейблы никуда не денутся
Несмотря на развитие стриминговых сервисов и постоянные рассказы об изменении потребления музыки, лейблы не исчезнут. Музыкальная индустрия устроена так, что все участники заинтересованы в существовании друг друга.
Лейблы живут за счет распространения музыки: чем больше количество каналов распространения, тем больше прибыль. Радиостанции и стриминговые сервисы существуют за счет рекламы. Чтобы продавать рекламное время, площадки нуждаются в слушателях. Постоянные и новые слушатели не будут появляться без проигрывания новой музыки.
Вместе с этим, без радиостанций и стриминговых площадок слушатели не узнают о новых релизах и исполнителях. А без этого не получится продавать альбомы.
Когда звукозаписывающая компания выпускает альбом, она покупает эфирное время на радио. Покупка эфира гарантирует определенное количество трансляций песен с выпускаемой пластинки. Для того, чтобы альбом продавался и приносил прибыль, лейблу важно, чтобы песни транслировались как можно чаще. Поэтому компании готовы на все ради повышения продаж.
Музыкальные лейблы-гиганты и независимые игроки
Чем труднее становилось попадание на крупный музыкальный лейбл, тем активнее развивались независимые звукозаписывающие компании. Тем не менее, независимых лейблов не много.
Открыть свой лейбл не сложно — намного сложнее его развивать. Искать новых исполнителей, записывать музыку, разрабатывать концепции продвижения и маркетинговые стратегии, а также общаться с представителями СМИ невероятно сложно, когда в твоей компании всего несколько человек. Часто в небольших звукозаписывающих компаниях функции нескольких отделов совмещает один сотрудник.
Это не значит, что независимый музыкальный лейбл не добьется успеха. Просто для его достижения потребуется намного больше работы.
По мнению сайта Record Labels & Companies Guide, инди-лейблы могут добиться успеха, если сфокусируют свои силы на определенном музыкальном жанре или местном рынке. Зачастую крупные компании могут не обращать внимания на интересных исполнителей местного масштаба, что открывает путь для инди-лейблов.
Независимый лейбл SubPop добился успеха, сосредоточившись на панке и грандже Сиэттла. GoKart Records зарабатывает на той же сцене в Нью Йорке. Alligator Records работает только с блюзом, в то время как Moonshine Records специализируется на электронной танцевальной музыке.
Развитие Интернета также играет на руку независимым компаниям. Небольшие звукозаписывающие фирмы продают музыку в Сети, не прибегая к более традиционным методам распространения релизов через музыкальные магазины.
Вместе с этим, музыкантам становится проще распространять свою музыку при поддержке даже инди-лейблов, с которыми они работают онлайн. Такие сайты, как College Music Journal представляют собой площадки, соединяющие независимые лейблы и начинающих музыкантов.
Источник: entertainment.howstuffworks.com
Ангелина, расскажите, пожалуйста, о лейбле «Музыка над Москвой».
Это концертное агентство, лейбл, который занимается продвижением артистов, организует концерты, съемки, фотосессии и различные мероприятия. «Музыка над Москвой» выросла из кафе «Над Москвой» — небольшого заведения, где мы проводили концерты больших артистов в уютном семейном формате. Потом, к сожалению, кафе закрылось, но я решила продолжать эту творческую историю.
Первоначально у меня даже не было задачи создать лейбл — были артисты, которые просили помочь. Я подружилась с одним из самых крупных дистрибьюторов в России — ONErpm — и мы начали издавать музыку.
Можно сказать, что «Музыка над Москвой» помогает начинающим артистам и андеграунду заявить о себе и продвигаться?
Абсолютно точно. Музыканты шутят, называя меня «Мать драконов». Пришла сейчас на Dr.Head Live, и ребята такие: «О, мама пришла!». Я человек, который помогает музыкантам во всех начинаниях. Приходит ко мне артист и говорит: «У нас нет ничего, кроме музыки, которую мы написали. Нет представления о том, как мы должны выглядеть, даже названия». И мы вместе всё продумываем, создаём образы и так далее.
Менеджер — это порой и психолог, который успокаивает музыкантов. Это постоянная работа в безумном темпе, на телефоне.
Однако, с нами работают и артисты, которые на сцене по 15-20 лет. Понятно, что взаимодействие с начинающими и опытными музыкантами строится по-разному.
Как вы стали музыкальным менеджером?
Я пианистка, и в 17 лет передо мной стоял выбор: поступать в высшее музыкальное учебное заведение или заниматься чем-то другим. Я поступила в академию им. Гнесиных и параллельно на факультет «Предпринимательство в культуре». От музыки не уйдёшь: я музыкант, который сам себя двигал. За пять лет существования группы, в которой я играла, я пыталась понять, какого бы музыкального менеджера мне хотелось, что мне нужно как музыканту. Это научило меня взаимодействовать с артистами. Моя профессия требует большой психологической выдержки: ты всегда должен источать уверенность, даже когда происходит какая-то катастрофа. Нужно сохранять спокойствие и говорить музыкантам: «Всё замечательно, всё хорошо, сейчас выступим, думай о музыке». Артист не должен заморачиваться о каких-то посторонних вещах.
Сейчас появляются школы, где учат менеджменту, но практика показывает: пока ты не столкнешься с этим вживую, всё обучение останется только теорией.
Могли бы вы провести меня через обычную неделю музыкального менеджера?
Ох, это, конечно, тяжело! Надо сказать, что неделя может быть бесконечной. Сейчас у меня огромное количество концертов, мероприятий и всякого движа, и такой режим длится уже месяца два без перерыва. Чаще всего неделя музыкального менеджера зависит от количества релизов и концертов. Иногда в один день бывает по четыре концерта на разных площадках в разных городах. За всей подготовкой мероприятий нужно следить, всё держать в руках.
Моя задача — сделать так, чтобы артистам было комфортно; чтобы они занимались тем, чем должны — музыкой. Я делаю так, чтобы ребята не думали, есть ли у них вода на сцене, всё ли у них работает, укладываемся ли мы в тайминг, когда придут зрители — все организационные моменты на менеджере. Есть команда, которая ведёт соцсети, и необходимо также курировать этот вопрос и выпуск релизов.
Еще одна важная задача — общение с музыкантами. Они могут написать и в три ночи о том, что у них что-то случилось, у них бывает паника: «Зачем я вообще всем этим занимаюсь?! Ангелина, давай поговорим об этом». Менеджер — это порой и психолог, который успокаивает музыкантов. Это постоянная работа в безумном темпе, на телефоне. Ребята шутят, что у меня есть пропеллер. У меня такой график, так как я работаю с большим количеством артистов, и со всеми по-разному: с кем-то мы только по организации концертов, с другими — по соцсетям, с третьими мы работаем над релизами. Это не значит, что я директор каждого из музыкантов — у нас есть команда, с которой мы работаем в «Музыке над Москвой».
Вы заговорили о релизах, и у меня возник вопрос: как стриминг и соцсети повлияли на индустрию?
У меня есть своё мнение на этот счёт: в детстве я много слушала виниловые пластинки, выросла на Pink Floyd, Филе Коллинзе и группе Машина времени. Потом появились кассеты, диски. Была ещё история с радио: я слушала любимую песню, записывала её на кассету, а потом пыталась у друзей узнать, что это за трек. Соцсети и стриминговые платформы, с одной стороны, облегчили возможность услышать ту музыку, которую ты хочешь. С другой стороны, произошло «перенасыщение» — за обилием выбора потерялась сама музыка. Это помогает артистам в продвижении, но пропала некая романтика расклейки афиш, личного приглашения людей на концерты. Я помню, как 12 лет назад, когда я играла в группе, мы ходили по Москве и раздавали флаеры, делали приглашения, снимали видео. Было личное общение с людьми, а сейчас всё это через экраны. В общем, есть плюсы и минусы, как и во всём.
Сейчас мы наблюдаем всплеск интереса к винилу — планируете ли вы издавать ребят на пластинках?
Я год назад выпустила свою пластинку фортепианной музыки. Первое, что я сделала после записи — нашла компанию, которая может сделать три-четыре копии на виниле. Теперь я могу включить дома пластинку и послушать свою музыку. Выпустить альбом на виниле — это мечта практически всех артистов, я часто слышу об этом от ребят. Это, мягко говоря, недешевое удовольствие, но это то, что должно быть в нашем мире. У винила совершенно другой звук; особенные ощущения, когда держишь в руках пластинку любимого артиста. У винила есть потенциал.
С чего начать музыканту, как ему найти свой лейбл? Есть человек, его музыка и больше ничего — куда ему бежать?
Сейчас есть множество сервисов, которые помогают развиваться музыкантам — VK Студия, Звук Студио, Яндекс.Музыка, Одноклассники и другие. Когда ты только начинаешь писать музыку, нет задачи сразу бежать и искать лейбл. Очень часто я доказываю артистам, что в первую очередь нужно заниматься своим развитием. «Я решил стать музыкантом, пошёл купил себе гитару» — это прекрасно, но есть множество подводных камней. Насколько ты способен писать музыку, слова? Очень часто люди занимаются тем делом, которое им не подходит. Прежде чем искать свой лейбл, нужно максимально подготовить материал.
Я ещё работаю арт-директором и часто получаю запросы на выступления с таким посылом: «У нас пока нет никакой записи, но мы хотим выступить». Отвечаю: у вас всех есть телефоны, снимите live-видео с репетиции. По нему очень многое можно понять об артистах. Я уверена: если ты делаешь классную музыку, то её обязательно услышат, и нужный человек сам встретится тебе на пути. Есть большое коммьюнити — приходите, знакомьтесь. Проводится множество форумов, конференций, которые специально создаются, чтобы молодые артисты могли знакомиться с менеджерами, директорами площадок, дистрибьюторами. Возможностей много, главное — материал.
Что для вас важно, когда в «Музыку над Москвой» приходит новый артист?
Для меня прежде всего важен музыкальный материал — слова и музыка. Мы не говорим о готовом продукте — это может быть просто песня под фортепиано. У меня есть музыканты, группа Братсестра, у которых была просто запись на диктофон. Мы пообщались пару часов, и я так влюбилась в ребят, в их энтузиазм и в то, что они делают. Меня заряжает огонь в глазах.
Когда ты только начинаешь писать музыку, нет задачи сразу бежать и искать лейбл. Очень часто я доказываю артистам, что в первую очередь нужно заниматься своим развитием.
Я не работаю с артистами, если мне не нравится их музыкальный материал, говорю об этом всегда честно: «Не совсем мой формат, мне такая музыка не близка». Чтобы быть менеджером артиста, нужно быть влюблённым в то, что он делает.
Вы сказали, что артист должен думать о музыке, а всё остальное вы возьмёте на себя. Были ли у вас необычные райдеры?
Не могу сказать, что много. У одного музыканта был прописан кусок чёрного хлеба и 50 граммов коньяка. Вокалисты часто просят мёд для голоса. У меня «безумств» в райдерах не было, но я знаю много таких эпизодов: у одной группы прописано присутствие на сцене фигурок маленьких садовых гномиков. Открою маленький секрет: очень часто это делается для того, чтобы организаторы концертов вчитывались в детали. Иногда пишут: «Установите нам фонтан». Организатор перезванивает: «Вам действительно нужен фонтан на сцене?». Нет, конечно — мы убедились, что райдер действительно читали. А бывает, что приезжаешь на площадку и спрашиваешь, где фонтан, а на тебя смотрят с изумлением — не читали.
А в райдере указывают необходимое оборудование?
Есть технический и бытовой райдеры. Мы с вами говорили о втором, где отражаются бытовые пожелания артистов, чтобы они были сытые и довольные. За технический райдер отвечает технический директор группы.
Перейдем к сегодняшнему дню. Что изменилось этой весной? Как индустрия отреагировала на окружающие события?
Индустрия отреагировала очень сложно, было много вопросов. Самый главный — делать или не делать музыку? Многие артисты долго приходили в себя, не зная, играть или не играть концерты, выпускать ли музыку. Это сложно и с моральной, и с функциональной точек зрения (платформ, релизов, площадок).
Нужно отдать должное — индустрия быстро и планомерно выходит из тех сложностей, с которыми она столкнулась. Отечественные сервисы поддерживают музыкантов сейчас — это VK, Яндекс.Музыка. Главное, быть готовым что-то делать. Ушли всеми любимые плейлисты Apple Music и Spotify, но есть отечественные платформы, которые развиваются стремительно, каждый сервис предлагает свои фишки. У индустрии сложные времена длятся уже несколько лет из-за пандемии, все уже научились работать в новых условиях и приспосабливаться.
Есть лейблы, которые не помогают артистам, не поддерживают их информационно. Мы уже два года работаем с ONErpm, и они помогают музыкантам всеобъемлюще. Ожидаем, что Dr.Head Live тоже войдёт в их информационную повестку.
Что нас ждёт летом? Крупные фестивали в силе?
Впереди множество фестивалей, в том числе «Дикая мята», «STEREOLETO». «Дикая мята» будет, ребята огромные молодцы — проделали огромную работу. Недавно объявили, что будут «Ленинградские мосты», которые пройдут на открытой площадке в Санкт-Петербурге. Пока всё в силе.
Вы бывали в Dr.Head до нашей встречи? У вас сложилось впечатление о магазинах и людях, который у нас работают?
Я была не только в магазине на Новом Арбате, но и в Dr.Head в Санкт-Петербурге, где заказывала кастомные мониторные наушники одному из музыкантов. Помню свои ощущения: мы пришли в магазин, нас отвели в студию, где делали слепки, и мне показалось, что я не в Санкт-Петербурге и не в России. Потом захотелось послушать всё, что у вас есть: наушники, колонки, проигрыватели. Очень приятно, когда в твоём городе есть место, где ты чувствуешь себя погруженным в музыку.
Чего вы ожидаете от формата Dr.Head Live? В чём его сила?
Мы пока провели не так много съемок в сравнении с тем, что будет. Я вижу огромную радость и удовлетворение у артистов — это самое важное. Заходя к вам в студию, сразу обращаешь внимание, насколько она красивая. Мне артисты пишут: «Мы не думали, что это может быть настолько красиво и по-серьёзному. Мы чувствуем себя большими артистами». У нас есть относительно начинающие музыканты, и для них этот проект — движущая сила, чтобы творить дальше. Каждый, кто выступил в Dr.Head Live, заряжается — все с нетерпением ждут результата. Для ребят это новая работа, возможность записаться, все относятся к этому очень ответственно. Я тоже жду результата. Моя задача — чтобы ребята не стояли на месте, и Dr.Head в этом очень сильно помогает.
Смотрите выпуски Dr.Head Live на нашем YouTube-канале и открывайте для себя новую музыку!
Говорят, что лейблы больше не нужны. С другой стороны, запрос «как попасть на лейбл» на первых строчках поисковиков, а также в моей личке всех соц. сетей. Отвечая на вопрос «как?»: написать лейблу на почту или познакомиться лично, в случае заинтересованности вам предложат контракт. Помогло? А какого ответа вы ждали? Для понимания темы «как попасть на лейбл» считаю важным разобрать 3 части:
1) Жизнь артиста до лейбла
2) Выбор лейбла и контракт
3) Жизнь артиста после подписания с лейблом.
Возможно, после этого на лейбл вам не захочется 😉
Жизнь артиста до лейбла. Встречается три ситуации. Первая – артист не понимает, что ему вообще делать. Какие треки и как писать, где искать студию и дизайнеров, как вести соц. сети и что постить, где искать организаторов и как выступать? Вторая – артист кое-что понимает, но ничего не получается. Выпускает треки, запускает рекламу, пишет организаторам, тратит деньги, а результата нет. В обоих случаях кажется, что только лейбл сможет прервать череду неудач, заполнить пробелы и развить проект благодаря своему опыту, финансам и связам. Есть и третья ситуация – артист многое понимает, налаживает связи, тестирует подходы (свой визуал, образ, рекламу, ведение соц. сетей) и наблюдает рост прослушиваний. Однако темп слишком медленный, хита не появляется, работа в лучшем случае делается в ноль или крошечную прибыль. Вместо написания материала приходится тратить время на организацию, поиск и контроль команды, вникание в нюансы. Нужна сильная поддержка, экспертная и финансовая, чтобы можно было сосредоточиться на творчестве. Желания во всех случаях разумные и справедливые, однако в большинстве случаев разбиваются о реальность.
Выбор лейбла и контракт. Лейблов не так много, и все они работают абсолютно одинаково. Разница лишь в совпадении характеров: с кем-то вам приятно общаться, а с кем-то не очень. Идеологически «лейбл» – компания по управлению смежными правами авторов (раньше – физические носители, сейчас – цифровая дистрибуция). Не по развитию карьеры, не по организации концертов, не по ведению соц. сетей – это всё осталось в виде бонусов для артистов, генерящих лейблу деньги. Раньше, до соц. сетей, растить артиста было единственным вариантом. Сегодня выгодно подписывать вирусный контент, а взращивание осталось фанатикам. Уверяю, таких фанатиков на лейблах практически не встречается. Сегодня схема работы всех лейблов выглядит так:
1) Подписать артиста
2) Ждать, пока он сам завирусится с минимальными вложениями
3) Помогать ему с соц. сетями, рекламой, концертами.
Получить контракт не трудно. Найдите страничку лейбла (DNK, Zion, Monolit, Effective, VAUVISION, A+, Союз, да хоть американский Warner) и отправьте им на почту ваши песни. Если музыка хорошая, вас легко подпишут и будут ждать, пока вы стрельнете.
Жизнь артиста после подписания с лейблом. Вы чего-то ожидали? Очень жаль. Вы не группа Серебро в 2006 в ПЦ Макса Фадеева, который напишет вам хит и поставит на радио. В лучшем случае вам предложат несколько тем для контента, дадут пару советов по позиционированию. Дальше – телефон в руки и снимать по 1-3 вертикальных видео в день, а в свободное время писать демки. Добро пожаловать в ТикТок Дом для музыкантов)) Если будете хорошо снимать и напишете хорошее демо, выделят на рекламу 5-10к рублей. Реклама не будет отбиваться – не будут выделять ничего) Зато когда вы «поймаете» свою уникальность, образ, найдёте подход к аудитории и сможете её заинтересовать, лейбл умножит это на 10+. Опять же, не любой лейбл и не любого артиста, важно совпадение характеров и ценностей. Учитывайте, что лейбл будет на 100% вкладываться только в 1-2 самых прибыльных артистов, и если вы не из их числа, то ничего не ждите. Помните об условиях договора и расходах, например 10AGE заработал за год 400к рублей, то есть по 33к в месяц. Есть и такие нюансы.
«Как попасть на лейбл?». Через почту, либо личный контракт. Лейбл позовёт вас сам, если ваша аудитория будет расти. Контракт – не самоцель и не гарантия, будьте готовы работать в несколько раз больше для реализации ваших желаний.