Как лошадь жабу пожалела.
Дело было летом, под вечер. Только
что прошла гроза. Тишина стояла кругом. Солнце садилось, и заходящие лучи его
играли в лужах. Мокрые листья блестели на деревьях. На дорогу откуда-то
выползла жаба и села на край лужи. Она подняла свою голову и стала смотреть на
небо, словно любуясь им. Сидит жаба тихо и задумчиво. Никого не боится
и сама никому зла не желает. Увидели жабу дети и засмеялись. Наломали
мальчики острых прутиков, стали тыкать и колоть жабу. Попали они
прутиком в бок и изранили жабу. Не смогла искалеченная жаба
выкарабкаться из колеи и поползла вдоль по мокрой рытвине. Здесь
ей показалось лучше. Вода обмывала её раны. В грязи ей было спокойнее,
чем наверху с людьми. Но мальчики следили за жабой. По дороге ехал мужик
с возом. Телегу тащила старая, разбитая на ноги лошадь. Увидела лошадь
жабу в колее, остановилась, вытянула шею и постаралась объехать
это место.
– Пожалела… – тихонько сказал
один мальчик. И всем мальчикам стало неловко и
совестно.
(162 слова)
По В.Гюго
ВОПРОСЫ:
1. Когда
произошёл этот случай?
2. Кто
выполз на дорогу?
3. Как
стали вести себя мальчишки, увидев жабу?
4. Где
ползла израненная жаба?
5. Кто
пожалел жабу?
6. Почему
мальчишкам стало совестно?
Больная белка.
В жаркие
летние дни я отправлялся на берег реки, под тень деревьев. На этих деревьях
водились белки. Они ловко прыгали по веткам и веселились. Лишь одна белка
постоянно держалась в стороне и сидела неподвижно между ветвями густого куста.
Как только её находили другие белки, они тотчас бросались на неё,
кусали и царапали бедняжку. Больной зверёк не отбивался, а только
жалобно пищал. Но вот я увидел другую, совсем ещё молодую белочку. Она
прокрадывалась через кустарник. Белочка несла во рту большой орех и
каждую минуту оглядывалась, как бы её не заметили. Вот приблизилась она
к несчастной белочке и положила перед ней своё угощение. Другие белки
заметили это и бросились с деревьев к кусту. Молодая белочка спаслась
двумя скачками, а больная ждала, что с ней будут делать. Я вскочил. Все белки
разбежались, кроме больной. Я отнёс её домой, кормил, поил и ухаживал
за нею. Вскоре её шерсть отросла и стала густой и блестящей. Хотя белка
была свободна, она никогда не пробовала бежать в лес.
(162
слова)
ВОПРОСЫ:
1. Кто
водился на берегу реки на деревьях?
2. Чем
отличалось поведение одной белки от остальных?
3. Как
вели себя некоторые белки?
4. Почему
молодая белочка спаслась от стаи белок?
5. Как
человек помог больной белочке?
Волчья семья.
Пришла весна. Лесные звери повылезали
из своих зимних нор. Птицы вернулись из тёплых стран и принялись вить гнёзда. У
волков стало много еды, и они разбрелись в разные стороны по лесу. У волчиц в
это время своё дело. Каждая из них выбирает себе для норы глухое, уединённое место,
выкапывает яму и заботливо выстилает её травою и своей шерстью. В этой
норе родятся у неё волчата. Волчица – умная и любящая мать. Она всячески
скрывает своё гнездо. Пока у волчицы волчата, она не охотится поблизости
от своей норы, чтобы не выдать их убежища. Если волчица почует
что-нибудь недоброе около своей норы, она переселяется на другое место.
Переносит волчат во рту. Сначала волчица кормит детей своим молоком.
Когда у них прорежутся зубы, начинает давать им жёваное мясо, носит им и
зверьков. Волчата играют с ними, учатся ловить, убивать и есть их. В это
время сама волчица исхудает до того, что видны все её рёбра. Когда
волчата вырастают, мать приводит их в стаю взрослых волков.
(164
слова)
ВОПРОСЫ:
1. Где
и как устраивает гнездо волчица?
2. Почему
она не охотится около своей норы?
3. Как
переносит волчица волчат, если почует опасность возле норы?
4. Чем
мать кормит волчат?
5. Куда
приводит волчица волчат, когда они вырастают?
Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова. Ответь на вопросы по тексту.
Как лошадь жабу пожалела
Дело было летом, под вечер. Только что прошла гроза. Тишина стояла кругом. Солнце садилось, и заходящие лучи его играли в лужах. Мокрые листья блестели на деревьях. На дорогу откуда-то выползла жаба и села на край лужи. Она подняла свою голову и стала смотреть на небо, словно любуясь им. Сидит жаба тихо и задумчиво. Никого не боится и сама никому зла не желает. Увидели жабу дети и засмеялись. Наломали мальчики острых прутиков, стали тыкать и колоть жабу. Попали они прутиком в бок и изранили жабу. Не смогла искалеченная жаба выкарабкаться из колеи и поползла вдоль по мокрой рытвине. Здесь ей показалось лучше. Вода обмывала её раны. В грязи ей было спокойнее, чем наверху с людьми. Но мальчики следили за жабой. По дороге ехал мужик с возом. Телегу тащила старая, разбитая на ноги лошадь. Увидела лошадь жабу в колее, остановилась, вытянула шею и постаралась объехать это место. Воз проехал. Дети опять подошли к жабе.
– Пожалела… – тихонько сказал один мальчик. И всем мальчикам стало неловко и совестно. (По В. Гюго)
1. О чём рассказ?
- Рассказ о милосердии, раскрывающем человеческую жестокость и жалость животных.
2. Сколько в тексте частей?
- В тексте две части.
3. О чём говорится в каждой части?
- В первой части рассказывается о том, как мальчишки, играя, истязают ни в чем не повинную жабу.
- Во второй части рассказывается, как старая больная лошадь пожалела израненную жабу, пристыдив мальчишек.
4. Найдите в словаре лексическое значение слов «искалечить», «рытвина», «выкарабкаться», «воз».
- Искалечить – причинить кому-то тяжелые телесные повреждения.
- Рытвина – углубление на дороге, оставленное колесами.
- Выкарабкаться – выбраться откуда-то, вылезти.
- Воз – груженая повозка, запряженная лошадью.
Как лошадь жабу пожалела.
Дело было летом, под вечер. Только что прошла гроза. Тишина стояла кругом. Солнце садилось, и заходящие лучи его играли в лужах. Мокрые листья блестели на деревьях. На дорогу откуда-то выползла жаба и села на край лужи. Она подняла свою голову и стала смотреть на небо, словно любуясь им. Сидит жаба тихо и задумчиво. Никого не боится и сама никому зла не желает. Увидели жабу дети и засмеялись. Наломали мальчики острых прутиков, стали тыкать и колоть жабу. Попали они прутиком в бок и изранили жабу. Не смогла искалеченная жаба выкарабкаться из колеи и поползла вдоль по мокрой рытвине. Здесь ей показалось лучше. Вода обмывала её раны. В грязи ей было спокойнее, чем наверху с людьми. Но мальчики следили за жабой. По дороге ехал мужик с возом. Телегу тащила старая, разбитая на ноги лошадь. Увидела лошадь жабу в колее, остановилась, вытянула шею и постаралась объехать это место.
– Пожалела… – тихонько сказал один мальчик. И всем мальчикам стало неловко и совестно.
(162 слова)
По В.Гюго
Отлично (5) Хорошо (4) Плохо (3)
Больше 95 слов 85 – 95 меньше 85
ВОПРОСЫ:
- Когда произошёл этот случай?
- Кто выполз на дорогу?
- Как стали вести себя мальчишки, увидев жабу?
- Где ползла израненная жаба?
- Кто пожалел жабу?
- Почему мальчишкам стало совестно?
- ТЕМА: Эффективные приёмы чтения
- Прочитать теорию (см. ниже)
- Виды чтения – изучить таблицу
- ДРУГИМИ СЛОВАМИ, поисковое чтение – выделяет какой-то факт, информацию; просмотровое – объясняет структуру текста, ознакомительное – знакомит с содержанием текста, изучающее – полное осмысление текста, использование его в последующей деятельности.
ИСПОЛЬЗУЯ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЧТЕНИЯ, ПИСЬМЕННО ПОРАБОТАЙТЕ СО СЛЕДУЮЩИМ ТЕКСТОМ (ПИСЬМЕННО ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ, В СКОБКАХ НАПИШИТЕ ВИД ЧТЕНИЯ)
Как лошадь жабу пожалела
Дело было летом, под вечер. Только что прошла гроза. Тишина стояла кругом. Солнце садилось, и заходящие лучи его играли в лужах. Мокрые листья блестели на деревьях. На дорогу откуда-то выползла жаба и села на край лужи. Она подняла свою голову и стала смотреть на небо, словно любуясь им. Сидит жаба тихо и задумчиво. Никого не боится и сама никому зла не желает. Увидели жабу дети и засмеялись. Наломали мальчики острых прутиков, стали тыкать и колоть жабу. Попали они прутиком в бок и изранили жабу. Не смогла искалеченная жаба выкарабкаться из колеи и поползла вдоль по мокрой рытвине. Здесь ей показалось лучше. Вода обмывала её раны. В грязи ей было спокойнее, чем наверху с людьми. Но мальчики следили за жабой.
По дороге ехал мужик с возом. Телегу тащила старая, разбитая на ноги лошадь. Увидела лошадь жабу в колее, остановилась, вытянула шею и постаралась объехать это место.
– Пожалела… – тихонько сказал один мальчик. И всем мальчикам стало неловко и совестно.
ВОПРОСЫ:
- О чем рассказывает данный текст?
- Сколько в тексте частей?
- О чем говорится в каждой части текста? Оформите в виде плана.
- Найдите в словаре лексическое значение слов «искалечить», «рытвина», «выкарабкаться», «воз». Запишите эти значения.
- Подберите близкое по значению выражение к словосочетанию «разбитая на ноги лошадь».
- Над какой проблемой рассуждает автор? (ПРОБЛЕМА- сложный вопрос, требующий исследования)
- Какое слово в тексте, с вашей точки зрения, помогает понять отношение автора к мальчикам?
- Какова основная мысль произведения (идея)?
- Составьте три вопроса к предложенному тексту.
Содержание
- Работа с текстом 2 класс
- Просмотр содержимого документа «Работа с текстом 2 класс»
- Контрольные и проверочные работы за III четверть. Чтение
- Проверка навыка чтения вслух
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
Работа с текстом 2 класс
Данная работа позволяет проверить читательские навыки учащихся 2 класса. Работа с текстом «Лошадь и жаба»
Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом 2 класс»
Работа с текстом «Лошадь и жаба»
Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н.Толстого.
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают, да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул. Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.
Определи персонажей произведения.
ребятишки, жаба, лошадь;
ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.
окольная, непрямая дорога вокруг селения;
изгородь вокруг деревни;
3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?
отвратительное, мерзкое животное;
земноводное (живущее на земле и в воде животное);
отвратительный, мерзкий человек.
4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?
отвратительное, мерзкое животное;
земноводное (живущее на земле и в воде животное);
отвратительный, мерзкий человек.
5. Определи последовательность действий ребятишек в тексте (с помощью букв).
а) изранили;
б) наломали;
в) давай тыкать.
6. Восстанови верную последовательность пунктов плана (с помощью букв)
а) Почему детям стыдно?
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».
7. Определи последовательность действий жабы в тексте (с помощью букв).
а) хочет спрятаться;
б) прыгает;
в) вылезла;
г) сидит.
Источник
Контрольные и проверочные работы за III четверть. Чтение
Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец III четверти не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.
Проверка навыка чтения вслух
2 класс
Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки.
И побежали они стороной, в другую долину.
А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.
Вопросы и задания
1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?
3 класс
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домик. Всё вокруг убрали, расчистили, размели. Только остался у дороги большой камень.
– Давай оттащим его в сторонку, – предложила Зайчиха.
– А ну его! – ответил Заяц. – Кому надо будет, пусть убирает.
И остался камень лежать у крыльца.
Бежал однажды Заяц домой. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
В другой раз несла Зайчиха кастрюлю со щами, налетела на камень, щи пролила.
Пригласили как-то Заяц и Зайчиха в гости Михаила Ивановича Топтыгина на пирог.
– Приду, – обещал Медведь. – И мёд принесу.
Спешил Михаил Иванович в гости, большую бочку мёду нёс. Споткнулся о камень, да так, что перевернулся через голову и попал прямо в заячий домик. Бочку с мёдом разбил, дом развалил. Схватился Медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами виноваты!
Статья опубликована при поддержке компании «ГПММОСКВА». Компания занимается грузоперевозками манипулятором по Москве и Подмосковью. Грузоподъёмность до 12 т и вылет стрелы до 21 метра, транспортировка грузов в максимально сжатые сроки, краны-манипуляторы, краны-вездеходы, а также автовышки, оснащённые специальной рабочей платформой, доступные цены. Узнать подробную информацию о компании и предоставляемых услугах, цены, контакты и оставить онлайн-заявку Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gpmmoskva.ru/uslugi/perevozka-gruzov-manipulyatorom/.
(131 слово)
(По С. Михалкову)
Вопросы и задания
1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Заяц расквасил себе нос?
3. Почему сказка называется «Сами виноваты»?
4 класс
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
– Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Две двойки мы из-за спора схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся.
Вопросы и задания
1. Из-за чего поспорили мальчики?
2. Почему они получили по двойке?
3. Как звали собаку директора?
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
2 класс
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул. Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.
Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей произведения.
а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.
2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.
а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.
3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?
а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.
4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?
а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.
5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.
6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.
7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.
8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Почему детям стыдно?
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».
9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?
10. Какой нравственный урок получили дети?
Правильные ответы к заданиям
стыдно обижать слабых, беззащитных
3 класс
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко. И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего.
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься.
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.
Прочитай текст «Кнут» В. Волкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи героев произведения.
а) Дед, внук, дед Егор;
б) внук, дед;
в) внук, дед, Вовка.
2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.
3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
а) Утром;
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.
4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?
5. Где Вовка нашел кнут?
6. В чем была радость обладания кнутом?
а) Звучно щелкать;
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.
7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?
8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?
а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.
9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?
10. Какой совет дал дед внуку?
11. Какое значение вкладывает дед в слова:
12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?
13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.
14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.
15. Какой нравственный урок получил внук?
Правильные ответы к заданиям
коса, сад, огороды, заогородная тропка
кнут чужой взял и деду соврал
спрятать кнут под подушку
4 класс
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две.
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
– Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может.
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем.
– И домой провожать.
– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
– Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
– А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты.
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.
Прочитай текст «Прозрение» Б. Ганаго. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В каком городе учился мальчик?
а) В Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в Ростове.
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?
а) У него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.
3. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.
4. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?
а) Запели;
б) заговорили одновременно;
в) заспорили между собой.
5. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?
а) Когда увидели Леву;
б) Когда увидели Леву с повязкой на глазах;
в) Когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.
6. Какое решение приняли ребята?
7. Восстанови последовательность смены настроения мамы.
8. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?
9. Что сделали одноклассники после посещения товарища?
10. Почему ребята радовались пятеркам Левы больше, чем своим?
11. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Левы) глазами?
12. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.
а) Всемирная известность.
б) Мальчик перестал ходить в школу.
в) Решение ребят не бросать друга в беде.
г) Успешная учеба Левы в школе.
д) Одноклассники у Левы дома.
е) Новые друзья в институте.
13. Составь план из трех пунктов.
14. Выпиши главную мысль этого рассказа.
15. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?
Источник