В Удмуртии живёт Баба Яга.
Живёт она в Граховском районе, в д. Котловка.
Я посетила усадьбу Бабы Яги летом. Показываю как живёт Удмуртская Баба Яга.
У Бабы Яги большая резиденция в деревне. Здесь дом, горница, скульптуры.
Но тут не самое интересное.
Чтобы попасть в сказку, нужно уйти немного дальше, на окраину деревни.
На небольшом пустыре между домами стоит камень, возле камня указатель: “Налево пойдешь – богатым станешь. Прямо пойдёшь – погибель сыщешь. Направо пойдешь – коня потеряешь”.
Угадайте куда я пошла? Конечно же, искать погибель…
Через пару метров начинается “колдовская поляна” со всякими жуткостями!
Тут поджидают леший, различные удмуртские вредные божества, Кощей Бессмертный. С Кощеюшкой у меня случилась особая любовь, он настолько милый, что хотелось унести его с собой 😃
А дальше… Дальше ворота в лесную глушь, окутанные паутиной со свисающими пауками!
Прохожу через ворота и тут мостик через речку Ягу.
Да, да! У Бабы Яги есть собственная речка!
Сразу за мостиком большая поляна. Тут ступа Бабы Яги, кострище, черепа на частоколе…
И конечно же, тут стоит Избушка На Курьих Ножках! Та самая, как в сказках!
Место нереально крутое!
Здесь устраивают представления для экскурсионных групп. В основном, представления рассчитаны на детей. Я абсолютно не люблю сказки, но в это место очень хочу приехать именно на представление, чтоб познакомиться с настоящей Бабой Ягой!
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на мой блог и путешествуйте вместе со мной!
Читайте также о других сказочных местах Удмуртии:
Сказочный парк в с. Бабино
Парк деревянных скульптур в с. Дебесы
Усадьба Тол Бабая – Удмуртского Деда Мороза
Поляна сказок на Истоке реки Вятки
Где найти Бабу Ягу? Очень надо..))
G P
Мудрец
(10912),
закрыт
13 лет назад
Баба Яга.. сначала кормила, поила.. потом мыла.. потом спать ложила..)) С собой, конечно… и лишь на утро разговоры вела..
Подпись: Кащей Безсмертный.
Не Баб Яг просьба не не беспокоиться..))
Писать в почту, Фото в полный рост, фас, анфас и прочие данные обязательны.
Одежда не критична, можно без нее..)) Живешь с Ягой, а не с моделью..))
маха
Искусственный Интеллект
(137899)
13 лет назад
Лячу, милок. лячу!!!
Источник: А ты антиресный мусЧина али так сябе? ? сматри там прилячу -неотвертисЯ!
G PМудрец (10912)
13 лет назад
КаЩей как КаЩей, не хуже других КаЩеев..))
маха
Искусственный Интеллект
(137899)
а как? не хуже? уточни,касатик? я прям вся закалыхаласЯ в ступе…хихи
Юлия Гейзель
Профи
(822)
13 лет назад
Привет! Бабуля Яга живет в тридевятом царстве, тридевятом государстве. На метро если поедешь, так это совсем близко будет: ) Она сейчас как раз в своей избушке, зелье какое-то варит!;))) ) А если у тебя метла есть, так это ваще минут 10 полета:)))
G PМудрец (10912)
13 лет назад
Ветка метро какая? Станция7 А фото где? Я так не играю..))
маха
Искусственный Интеллект
(137899)
Бабушкинская.хааааааааааааааааааааа не понятно что ли?
Среди персонажей русского фольклора мало кто может потягаться в популярности с Бабой-ягой. Несмотря на то, что Ягу причисляют к нечистой силе, во многих сказках она выступает в положительной роли: поит, кормит, укладывает спать своих гостей, а затем указывает им правильный путь и одаривает волшебными предметами. Судя по старым сказкам, Баба-яга жила не только в центре, но и в удалённых уголках Руси…
Волшебный лабаз
Согласно славянской мифологии избушка Бабы-яги находится в месте пересечения двух миров: живых и мёртвых. Недаром она кривится, почувствовав «русский дух», а проще говоря, дыхание живого человека. Причём для подобных слов у сказочной старухи есть все основания, если учесть то, кем является её прототип.
Дело в том, что для древних славян, по преданию, потусторонний мир начинался на Севере, в Лапландии. Совершенно логично, что деревянные обрядовые строения финно-угорских народов наши предки принимали за жилище неких духов — иногда злых, а иногда и добрых. Причём у избушки Бабы-яги существует вполне реальный прототип, именуемый чамья. У северных народов это небольшой дом-кладовая, стоящий на высоком деревянном настиле или сваях, действительно напоминающих куриные лапы.
Впрочем, по-другому строить склад со съестными припасами в лесу было попросту нельзя. В обычный амбар могли забраться лесные звери. Подняться же в избу «на курьих ножках» волкам, лисам и зайцам было не под силу. При этом присказка «повернись к лесу задом, а ко мне передом» также имеет реальный смысл. Дело в том, что устанавливались чамьи, как и дом Яги, всегда на опушке леса, а тропа, ведущая к входу, шла от человеческого селения в сторону леса, соответственно и чамья была расположена лицом к путнику, а к лесу задом.
Костяная нога
Возникает закономерный вопрос: каким образом лабаз, или, по-современному, склад, пусть даже расположенный в лесу, вдруг стал местом жительства старой ведьмы? Оказывается, в этом вопросе народные сказки также отражают не вымышленный, а реальный мир. Дело в том, что лесными складами с провизией для случайных путников и охотников чамьи стали в более поздний период истории, когда север Руси был заселён славянами.
До этого момента они являлись местом захоронения лопарей, yrpo-финнов, ханты и манси. Именно благодаря этой традиции Бабу-ягу и наделили эпитетом «костяная нога». Дело в том, что в подобных сооружениях порой действительно находились кости. При этом поскольку для умершего человека и погребальный домик сооружался по размерам его тела, то совершенно логично выглядит сказочное утверждение, что у Бабы-яги нос «врос в потолок». Причём засовом к её избушке на курьих ножках служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть, а сама она лежит и не может встать. Неудивительно, что обнаружить подобную хозяйку небольшого поминального домика, возвышающегося на сваях в лесу, было, мягко говоря, не слишком приятно.
Но зачем людям было забираться в места, где можно наткнуться на подобную избушку? Всё очень просто. Ведь жилище Бабы-яги «покрыто блином» и «подпёрто пирогом», то есть в нём всегда находилась поминальная еда, которая покойнику была ни к чему, но зато могла в прямом смысле спасти жизнь голодному человеку, заблудившемуся в лесу.
Традиции Севера
Сегодня традиция хоронить покойников в специальных домовинах в прошлом, но ещё полтора столетия назад она соблюдалась среди народов Русского Севера. Описание подобных ритуалов можно во множестве найти в этнографических справочниках и словарях XIX века. Чаще всего ритуальные домовины строили на больших пнях, чьи корни действительно сильно смахивают на куриные лапы, либо высоких деревянных сваях-опорах.
Такое разнообразие также нашло фольклорное отражение в способности избушки Бабы-яги приседать и подниматься в зависимости от желания её хозяйки. Двери в таких строениях были направлены в противоположную от места жительства людей сторону, а покойника клали ногами к дверям. Совершенно логично, что он не видел гостей и даже теоретически мог узнать о них только по «русскому духу».
Причём славяне, имевшие иные, нежели коренные жители Русского Севера, традиции погребения своих усопших, нередко считали обитателей таких домовин «живыми мертвецами», справедливо опасаясь приближаться к ним.
Почему женщина?
Учитывая тот факт, что покойники были обоих полов, возникает вопрос, почему в сказках Баба-яга предстаёт непременно женщиной и к тому же колдуньей. На самом деле никакого противоречия здесь нет.
Во-первых, нигде прямо не говорится, что Яга — женщина. Сказки описывают её как существо неопределённого пола в лохмотьях. Собственно именно так и должен был выглядеть покойник, пролежавший длительное время.
Во-вторых, со временем традиция погребения в домовинах, или чамьях, несколько изменилась. Угро-финны, так же как ханты и манси .погребали покойника в «домике на курьих ножках» лишь на время, а затем забирали и закапывали в землю. Вместо него в строение клали специальную обрядовую куклу, в которую, по местным верованиям, вселялся дух умершего человека.
По преданию, такая кукла считалась волшебной и могла творить чудеса. В частности, в книге «О государстве русском» 1588 года издания в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» говорится, что «яги» — это не что иное, как накидка, похожая на женский халат с отложным воротником. Причём шьют его шерстью наружу. Вспомним, как одета Баба-яга на иллюстрациях к сказкам и впоследствии в кинофильмах. На ней что-то вроде полушубка шерстью наружу. При этом её внешний вид не меняется в зависимости от времени года.
На Урале как в древности, так в наши дни в глухих уголках можно увидеть «хоромы» Бабы-яги. В своей массе это деревянные домики на сваях, расположенные на полянах в глухом лесу. В подобном ритуальном амбаре находится кукла, одетая в наряд из «яги».
Нередко вокруг такого строения возводили частокол с развешенными на нём черепами животных, чтобы отпугивать духов и диких зверей, что также нашло отражение в иллюстрациях к сказкам о Бабе-яге.
Родственники за рубежом
Самое интересное, что существо, па описанию похожее на Бабу-ягу, упоминалось в легендах не только России, но и многих стран мира. В дохристианском прошлом Европы достаточно популярен был культ матриархата, когда в лесу в отдалении от людей жила жрица, к которой ходили за советом как простые люди, так и правители государств. Очевидно, именно здесь берет начало сюжет, когда Баба-яга одаривает гостя волшебными предметами и указывает ему путь к достижению цели.
Скорее всего, как в российском эпосе, так и европейском в прошлом произошло разделение на злую Бабу-ягу — Костяную Ногу и лесную ведьму-оракула. В качестве подтверждения данной версии можно привести описания богинь и волшебниц, существовавших у других народов. Греки почитали Гекату — трехликую богиню ночи, колдовства и охоты. У германских народов существовала Перхта. В Индии — кровавая богиня Кали.
https://ria.ru/20210629/baba-yaga-1739102148.html
Баба-яга: почему ее изображают неверно
Баба-Яга: кто такая, значение в славянской мифологии
Баба-яга: почему ее изображают неверно
Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на… РИА Новости, 29.06.2021
2021-06-29T18:41
2021-06-29T18:41
2021-06-29T20:48
религия
сыктывкар
архангельская область
александр афанасьев
республика коми
религиозные праздники
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:72:1561:950_1920x0_80_0_0_935a065370c235a90795ae8a02450f25.jpg
МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.Баба-ягаПроисхождение образаПодробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко – на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров – живых и умерших.Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.”Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно”, – говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.Как выглядела Баба-ягаСегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога – костяная.Атрибуты и символика Бабы-ягиНезаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.День Бабы-ягиНесколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.Семья Бабы-ягиСчитается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других – его теткой.Значение Бабы-яги в славянской мифологииСреди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом – костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.Сказки про Бабу-ягуВ XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.У других народовУченые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую – наказывает.Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это “Мальчик-с-пальчик”. Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют “с носом”.В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как “толочь, мять, тяжело ступать”, родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово “ступа”.Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.Была ли Баба-яга на самом делеИсследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. “Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности”, – пояснила Екатерина Дорохова.Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: “В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи”.Баба-яга как оберег домаСегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.Многие считают, что если “завести” дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для “охраны” дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.
https://ria.ru/20130629/946498746.html
https://ria.ru/20201218/kostyum-1589849444.html
сыктывкар
архангельская область
республика коми
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:0:1561:1172_1920x0_80_0_0_72d28bcd7826acdba168aca9df1a62f3.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
сыктывкар, архангельская область, александр афанасьев , республика коми, религиозные праздники
Религия, Сыктывкар, Архангельская область, Александр Афанасьев , Республика Коми, Религиозные праздники
МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.
Баба-яга
Происхождение образа
Подробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко – на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров – живых и умерших.
Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.
“Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно”, – говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.
Как выглядела Баба-яга
Сегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога – костяная.
Атрибуты и символика Бабы-яги
Незаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.
День Бабы-яги
Несколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.
Семья Бабы-яги
Считается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других – его теткой.
Значение Бабы-яги в славянской мифологии
Среди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом – костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.
По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.
Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.
Сказки про Бабу-ягу
В XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.
Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.
Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.
Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.
У других народов
Ученые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.
Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую – наказывает.
Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это “Мальчик-с-пальчик”. Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют “с носом”.
В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как “толочь, мять, тяжело ступать”, родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово “ступа”.
Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.
А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.
День рождения Бабы Яги отметят на ее родине в Ярославской области
Была ли Баба-яга на самом деле
Исследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. “Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности”, – пояснила Екатерина Дорохова.
Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: “В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи”.
Баба-яга как оберег дома
Сегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.
Многие считают, что если “завести” дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для “охраны” дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.
Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.
Киностудия Горького представила виртуальную выставку костюмов к сказкам
Родилась статейка связанная с автомобильной тематикой только тем, что мы несколько лет назад заезжали в то место, о котором речь пойдет ниже. Но я все равно оставлю ее здесь.
Существовала ли на самом деле Баба Яга? Была она доброй или злой? Как сейчас выглядит жилище Бабы Яги? Это не сказка, это расследование!
Баба Яга — одна из жен Велеса, прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.
В период становления христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
Существовал ритуал «перепекания ребенка» — бабки-знахарки использовали его, если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, т.е. «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы. Для этих целей использовалась печь, в ней была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар, туда на непродолжительное время помещался младенец. После перевирания этого обряда и пошло поверье, что Яга жарит в печи младенцев и ест их.
Обряд «перепекания ребенка».
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают маленьких детей.
В тоже время, в славянской мифологии встречается упоминание Бабы Яги, как богини смерти. Дескать, она живет в избушке на границе двух миров, стережет вход в подземный мир и провожает души умерших в царство мертвых. Сама же она принадлежит сразу двум мирам, отсюда ее почти безграничные возможности.
Поразительно много у Бабы Яги совпадений с другой богиней славянской мифологии — Мокошей (Макошь). Мокша — тоже жена Велеса, тоже прародительница, богиня колдовства, повелительница лесного мира и хозяйка перехода из этого мира в мир иной. Многие исследователи считают, что Баба Яга и Мокша — одно и тоже.
День Макоши — пятница, в православии этот образ в свою очередь слился с Параскевой Пятницей — покровительницей хозяек и жен (что нисколько не противоречит изначальной роли Бабы Яги). Один из дней, в который особо чтят Макошь — это ближайшая к 8 апреля пятница, а также 27 октября — собственно Параскева Пятница.
Полный размер
Параскева Пятница.
Итак, получается, что между Бабой Ягой и Параскевой Пятницей можно поставить знак равно. Тогда получается, что каждая Пятницкая церковь, коих полно как в России, так и за ее пределами — это церковь посвященная Бабе Яге…
Перенесемся в небольшой районный центр Тверской области — Старицу.
На гербе города, утвержденном 10 октября 1780 года изображена «идущая с костылем старуха в серебряном поле» (металл Параскевы Пятницы, кстати — серебро).
Герб города Старица.
Есть предание, что на этом месте раньше существовал город Любим, который был до основания разорен татарами в 1292 году. Спастись удалось только одной старухе — она укрылась в пещере и осталась в ней жить (жила там и до этого?). Потому при заложении нового города ему и дали название — Старица.
По легенде именно в этой пещере в XVIII веке была построена Пятницкая церковь. Она необычна как своим расположением — не на вершине холма, а в крутом влажном берегу реки Волги, так и по форме — целый комплекс, больше похожий на портал-вход внутрь горы, аналогов такому архитектурному решению среди храмов просто не существует.
Пятницкая церковь. Фото С.М. Прокудина-Горского, сделанное в 1910 году.
Полный размер
Пятницкая церковь, современное фото.
Да что уж там, даже с названием у той церкви путаница: в писцовой книге 1624 года на этом месте упоминается деревянная Пятницкая церковь, в 1728 году Тверской архиепископ указывает строить здесь новую каменную церковь — Рождества Богородицы. Здание построили, но осветили как Пятницкую. В начале 19-го века церковь решают расширить, и в переписке по этому поводу поп называет свой храм Пятницким, а в документах Тверской консистории он проходит как Рождественский. Как будто церковные власти хотели забыть, кому издревле посвящено это место, а местные — не давали.
К 1825 году местный архитектор Матвей Чернятин пристраивает к барочной Пятницкой церкви две ротонды, но алтарей в них не устраивается. Получается нечто странное: то ли одна церковь, но каково тогда назначение ротонд? То ли сразу три церкви, но почему две из них безалтарные?
На эти вопросы нашелся интересный ответ: все ведь знают, что Баба-Яга, она же Мокша, она же Параскева Пятница жила в избушке на курьих ножках, которая поворачивалась к лесу передом, а к людям задом и наоборот? Так вот архитектор нашел гениальный ход для выражения этой идеи поворота: алтарной частью Пятницкая церковь обращена к Волге, т.е. повернута к входящим как бы задом, но по бокам ее – два входа в ротонды. Эти ротонды естественным образом поворачивают церковь к горе задом, а к входящим — передом.
Так что же, Пятницкая церковь в Старице и есть жилище Бабы Яги, ? Именно здесь существует преход между мирами? Где же тогда сама хозяйка?
Ответить сложно. Сейчас Пятницкая церковь заброшена, но в ней витает что-то необычное, эту атмосферу невозможно забыть! Кого-то это место пугает, но большинство все же притягивает, в определенных кругах церковь даже считают местом силы.
А какое гулкое это здание: если шепнуть что-нибудь в одном углу, то в на противоположном конце различимо каждое слово!
Может быть Баба Яга до сих пор здесь, просто скрывается от любопытных глаз до поры до времени?!