Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны[1]. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты[2]. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей, и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы[3]. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.
Классификация методов борьбы с безработицей по принимаемым мерам[править | править код]
Различают активную и пассивную политику занятости[4].
Активная политика на рынке труда[править | править код]
Не все из мер активной политики считаются эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного влияния на рынок труда[4], вот некоторые из них:
Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных операций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций, теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора.[5]
1) Непосредственное создание рабочих мест за счёт государственных расходов, чаще всего для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США. В общей сложности в 1933—1939 годах на общественных работах в США численность занятых на общественных работах по строительству каналов, дорог, мостов достигла 4 миллионов человек[6]. Одним из примеров использования такой политики являются меры по уменьшению безработицы, проведённые бургомистром Унтергуггенбергером в австрийском городе Вёргль[7][8].
2) Стимулирование большого и малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Предполагается, что, развиваясь, предприятия будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является в основном государственной прерогативой. В странах с рыночной экономикой вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий носит преимущественно косвенный характер, то есть путём регулирования налогообложения и кредитно-финансовых механизмов. Наряду с финансовыми, существуют административные методы регулирования, которые в странах с рыночной экономикой сводятся к корректировке законодательства и контролю над его соблюдением. В целом чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов[9].
- Меры, объединённые общим названием экономическая дипломатия, заключающиеся в продвижении товаров данной страны на внешнем рынке, поддержке инвестиционных проектов в других странах и привлечении иностранных инвестиций, обеспечении наилучших условий торговли на внешних рынках[10].
- Протекционизм, то есть меры по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Позволяет защитить неразвитые и неэффективные отрасли хозяйства страны, снижая безработицу, вызванную поражением предприятий в конкурентной борьбе. Вместе с тем снижается конкурентоспособность национальных предприятий, подрывается международная торговля, монополизируется производство, приводя к различным негативным для экономики последствиям[11].
- Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности[12]. Субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому признаку. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей, бывают 3-х видов:
- Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.
- Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.
- Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.
3) Воздействие на рынок труда, в том числе с целью его развития. Это
- Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путём побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования.[6][неавторитетный источник?] Пигу предлагает делить между работниками не только рабочее время, но и заработную плату, что позволяет снизить затраты на неё. Даже при неблагоприятной конъюнктуре эти меры способствуют уменьшению безработицы.[13] Уменьшение длительности рабочего времени не всегда даёт нужные результаты. В частности, во Франции закон 1981 года о 39-часовой рабочей неделе дал 40 000 рабочих мест вместо ожидаемых 430 000[4].
- Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.[4][Примечание 1]
- Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации.[4] Не менее важны систематические исследования рынка труда. Это исследования структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов, проблем регистрируемой безработицы, проблем взаимодействия работника с работодателями, проблем занятости отдельных категорий населения, проблем организации работы службы занятости и её отдельных направлений[14]. Кроме того, могут проводиться различные ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное[1].
- Устранение препятствий мобильности рабочей силы[15]. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность. Существует тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там, и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше[16]. Существует особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации. Отсутствие активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся мобильностью населения может привести к социальным конфликтам[17].
- Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда.[4] Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям и профессиям.[1] Недостатком этого метода является то, что он не даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым положением[4]. Однако безработица, вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения, не может быть снижена таким образом[1].
- Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.[18]
- Судебное преследование безработных с целью побудить их к поиску работы (так называемые статьи «За тунеядство»). Этот метод распространён в государствах с плановой экономикой. В СССР лица, не работавшие более четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности. Объяснялась такая мера тем, что каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом. Исключение делалось лишь для нетрудоспособных граждан и для домохозяек, имеющих детей. Кампания борьбы с тунеядством особых результатов не дала. Статья просуществовала 30 лет и была отменена 19 апреля 1991 года законом «О занятости населения», легализовавшим безработицу[19].
4) Монетарные и фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на уровень безработицы[4] Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен[5]. Исследования показали отсутствие в развитых странах связи между безработицей и инфляцией, но такая связь когда-то существовала. Например, в Соединённых Штатах эта связь явно прослеживалась в 60-е годы, а в 80—90-е инфляция и безработица сокращались одновременно. Также выяснилось, что безработица и инфляция детерминируются большим количеством факторов, причем их набор в каждой стране в определенный период времени уникален, хотя не все специалисты согласны с такой точкой зрения[2].
5) Политика дерегламентации, предлагаемая либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:
- уменьшение влияния профсоюзов;
- сокращение разного рода компенсаций;
- отмена минимума заработной платы;
- смягчение правил найма и увольнения работников.[4]
А. С. Пигу и его последователи, считающие, что проблема в слишком высокой заработной плате, предлагают снижать заработную плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству трудоустраивать безработных, претендующих на невысокий доход, в частности, содействовать развитию социальной сферы[13].
Такая политика является спорной и приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление[4].
Поскольку многие описанные в этой статье меры осуществляются с помощью заёмного капитала, то развитие системы кредитования может помочь их реализации[20].
Пассивная политика на рынке труда[править | править код]
Пассивная политика на рынке труда направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе,[4] и сглаживание её негативных последствий[21].
С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости — это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование[22].
Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством[22].
Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение[4].
Наблюдение за обязательностью выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой мерой для снижения уровня безработицы[22].
Политика пассивной занятости, в отличие от активной, включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу и ограниченных следующим:
- вопросами учёта и регистрации безработных в её различных проявлениях;
- поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;
- поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и материальной поддержкой безработных[22].
Методы борьбы с различными типами безработицы[править | править код]
Общие для всех типов безработицы меры:[Примечание 2]
- создание новых рабочих мест
- создание бирж труда и иных видов служб занятости.
Меры для борьбы с фрикционной безработицей:
- усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;
- создание специальных служб для этого.
Меры для борьбы со структурной безработицей:
- создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
- поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются;
- протекционистские меры по защите рынка[11].
С маргинальной безработицей:
- социальная защита слабо защищённых слоёв населения;
- борьба с преступностью.
С технологической безработицей:
- повышение квалификации работников;
- сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.
С циклической безработицей:
- проведение стабилизационной политики;[Примечание 3]
- создание дополнительных рабочих мест государством.[23][24]
Классификация методов борьбы с точки зрения различных экономических теорий[править | править код]
Различные экономические теории предлагают свои варианты уменьшения уровня безработицы.
С точки зрения кейнсианства саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Сторонники этой теории считают, что уровень занятости населения зависит от величины, называемой «эффективным спросом» (упрощенно — это уровень потребления и инвестиций).
Джон Мейнард Кейнс полагал, что тенденция к неполной занятости, характерная для общества того времени, имеет корни в недопотреблении.
Причиной недопотребления он считал психологические факторы, которые побуждают потребителя к сбережению доходов при их увеличении, что снижает объём инвестиций и, в конечном счёте, влечёт спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, указывая на неизбежность кризиса рыночной экономики, считали необходимыми меры государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Самыми главными задачами они считали повышение эффективного спроса, снижение ссудного процента и увеличение инвестиций.[25]
Монетаристы считали кейнсианские методы неэффективными. В 1967 году Милтон Фридман предположил существование «естественного уровня безработицы», жёстко определенного условиями рынка труда и не изменяемого мерами государственной политики. Использование традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса для поддержания занятости выше «естественного уровня», по их мнению, будет иметь кратковременный эффект и приведёт лишь к росту цен. Важным аргументом монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики борьбы с безработицей считается непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости предполагают большие изменения на рынке труда. Монетаристы считают, что пособия позволяют безработным воздерживаться от поисков работы. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы считают нужным отказаться от стимулирования экономического роста методом увеличения спроса[15].
Факторы, косвенно влияющие на безработицу[править | править код]
Изменение численности и состава экономически активного населения может по-разному влиять на ситуацию. Сокращение числа иммигрантов не оказывает существенного влияния.[4] Перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими не является эффективной мерой, так как в этом случае последние остаются без работы. Кроме того, зачастую несоблюдение трудового законодательства в отношении мигрантов дает возможность оплачивать их труд ниже, чем труд местного населения. В результате иностранные граждане получают значительно более низкие доходы, чем те, на которые рассчитывают, что нередко инициирует их участие в преступной деятельности, а обособленность существования в чужой стране способствует формированию этнических преступных групп[26]. Гибкость системы оплаты труда, вопреки ожиданиям, не влияет на уровень безработицы[4]. В 1990-х годах в России отмечалась прямо пропорциональная зависимость между объемами денежной массы и показателями занятости[2].
Борьба с безработицей в России[править | править код]
После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции[27]/
В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей.
В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.
Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.
6,2 миллиарда рублей в 2011 году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.
Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.[28]
«В следующем году безработный, открывающий своё дело, сначала получит все те же 58 800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58 800 рублей. Четкий порядок предоставления дополнительных субсидий безработным предпринимателям регионы будут определять самостоятельно при подготовке программ содействия занятости.»
В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения.
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В 2011 году стажировки смогут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений. Трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую мало платят стажёрам, а иногда и не платят вообще.
Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.
В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов человек.
- 5.4 миллиона человек — общая безработица в России[30][Примечание 4]
- 1.6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости[30][Примечание 4]
- 189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году[31]
- 95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса[31]
- Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 %[30][Примечание 4]
Есть мнение, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково:
- Кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег.
- Поддерживая неконкурентоспособные предприятия, государство не позволило экономике «вылечиться» от кризиса. Это может привести к новому кризису в начале 2012 года.
- Улучшилась ситуация для высокооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась.[32]
«Хотел бы сказать, что эта проблема носит абсолютно индивидуальный характер: нет абстрактной безработицы — есть конкретная безработица, когда конкретный человек лишается работы. Это драма. Из этого нужно исходить работникам, которые помогают искать работу, государству в целом, и поэтому программы поддержки будут продолжены.»
Литература[править | править код]
- Всемирная иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Издательство АСТ, 2004. — С. 809,998. — ISBN 5-17-020728-X. Архивная копия от 23 октября 2009 на Wayback Machine
- Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости процента и денег = The General Theory of Employment, Interest and Money. — 1936. — ISBN 9780230004764. Архивная копия от 2 марта 2010 на Wayback Machine
Примечания[править | править код]
- ↑ Основная статья для России
- ↑ Здесь и ниже методы борьбы с безработицей описываться не будут, так как это было сделано в первом разделе
- ↑ Стабилизационная политика — политика, направленная на недопущение глубоких спадов производства.
- ↑ 1 2 3 На 4 февраля 2011 года.
См. также[править | править код]
- Безработица — основная статья о проблеме.
- Рынок труда — антикризисное управление безработицей.
- Экономически активное население — кто может быть безработным.
- Unemployment — статья о безработице и о борьбе с ней на английском языке, материал которой основан в основном на опыте англоязычных стран.
Источники[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 Сергей Федечко. Экономические и социальные последствия безработицы. [1] (2003). Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года.
- ↑ 1 2 3 Алексей Кашепов, Светлана Утинова. Факторы, детерминирующие занятость россиян. Журнал “Человек и Труд” № 1 (2003). Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 24 октября 2008 года.
- ↑ Государственные методы борьбы с безработицей. Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано из оригинала 25 декабря 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Всемирная иллюстрированная энциклопедия. — Издательство АСТ, 2004. — С. 809,998. — ISBN 5-17-020728-X. Архивная копия от 23 октября 2009 на Wayback Machine Архивированная копия. Дата обращения: 21 февраля 2011. Архивировано из оригинала 23 октября 2009 года.
- ↑ 1 2 Моисеев С.Р. Взлет и падение монетаризма (рус.) // Вопросы экономики. — 2002. — № 9. — С. 92—104.
- ↑ 1 2 Какие меры борьбы с безработицей в настоящее время считаются наиболее действенными? (20 ноября 2010). Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 14 июля 2012 года.
- ↑ Die Geldreform von Wörgl 1932/33 (нем.). Unterguggenberger Institut Wörgl. Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 14 июля 2012 года.
- ↑ Незаполняемость вакансий – тревожный симптом (2003). Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 7 мая 2012 года.
- ↑ Вихорева Ольга Михайловна. Стимулирование малого предпринимательства: анализ зарубежного и российского опыта. — Москва: Российская Государственная Библиотека Отдел Диссертаций, 2000. — >150 с. Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine
- ↑ Елена Балашова. Экономическая дипломатия на защите интересов российского бизнеса (4 мая 2011). Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 14 июля 2012 года.
- ↑ 1 2 Силицкая И.К. Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы. Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 14 июля 2012 года.
- ↑ Государственные субсидии. Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года.
- ↑ 1 2 А.С. Пигу. Теория экономического благосостояния. Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано из оригинала 1 февраля 2010 года.
- ↑ В.В. Томилов, Л.Н. Семеркова. Маркетинговые исследования рынка труда. Маркетинг рабочей силы. Энциклопедия маркетинга. Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
- ↑ 1 2 Б.Личман. Монетаризм. История России. Теория изучения. [2]. Дата обращения: 2 апреля 2011. Архивировано из оригинала 10 июня 2010 года.
- ↑ Мобильность рабочей силы. Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 9 августа 2011 года.
- ↑ Е.Ш. Гонтмахер, В.В. Трубин. Принципы и основные элементы социальной стратегии. Архивная копия от 20 августа 2011 на Wayback Machine
- ↑ Баскаков В.Н. Баскакова М.Е. Пенсионные накопления. О пенсиях для мужчин и женщин:социальные аспекты пенсионной реформы. Актуарии (1998). Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ [www.calend.ru/event/5152/ Тунеядство в СССР] (4 мая 1961). Дата обращения: 16 июня 2012.
- ↑ Развитие кредитования — это и экономический рост, и подавление инфляции (31 марта 2008). Дата обращения: 3 апреля 2011. Архивировано 14 июля 2012 года.
- ↑ Словарное определение пассивной политики на рынке труда. Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано 14 июля 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 Пассивная политика занятости. ООО “Сеть порталов “Человеческие ресурсы” (21 мая 2002). Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано из оригинала 6 мая 2013 года.
- ↑ Матвеева Т.Ю. Безработица. Причины и виды безработицы. Последствия безработицы. “Макроэкономика: Курс лекций для экономистов”. http://www.ereport.ru/+(2001). Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано 24 июля 2012 года.
- ↑ Безработица. Виды безработицы. «Пси-фактор». Дата обращения: 2 апреля 2011. Архивировано 15 сентября 2012 года.
- ↑ Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости процента и денег = The General Theory of Employment, Interest and Money. — 1936. — ISBN 9780230004764. Архивная копия от 2 марта 2010 на Wayback Machine Архивированная копия. Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано из оригинала 2 марта 2010 года.
- ↑ Гриценко В.В. ЭКСПЕРТЫ О РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ: пример Саратовской области. Центр Миграционных Исследований. Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 12 октября 2007 года.
- ↑ Факторы увеличения продолжительности незанятости и изменения численности длительно безработных (2006). Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года.
- ↑ 1 2 Зайниев Антон. Дмитрий Медведев объявил 2010-й годом борьбы с безработицей (недоступная ссылка — история). ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА “ПРОТЕСТАНТ” (11 января 2010). Дата обращения: 31 марта 2011.
- ↑ Марина Грицюк. На открытие своего дела безработным будут давать по несколько сотен тысяч рублей. Российская газета (22 декабря 2009). Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 25 октября 2012 года.
- ↑ 1 2 3 Дмитрий Медведев: Безработица в России вернулась на докризисный уровень. Российская Газета (4 февраля 2011). Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 25 октября 2012 года.
- ↑ 1 2 Росстат (недоступная ссылка — история). Федеральная Служба Государственной Статистики. Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано 14 июля 2012 года.
- ↑ Валерий Поляков. Новый кризис бабахнет в 2012-м. Клерк.Ру (30 декабря 2010). Дата обращения: 16 июня 2012. Архивировано 2 января 2011 года.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных ссылок
|
Социальная политика:
Выплата пособия по безработице признанным безработными,
Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере занятости населения:
Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.
Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.
Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.
Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).
Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
По итогам третей главы необходимо отметить, что ситуацией в сфере труда и занятости, которая возникла в результате перехода от плановой экономики к рыночной. Этот процесс сопровождается ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Особую актуальность приобретают проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов, формирования их компетентности и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.
Формирование национальных рынков труда проходит по-разному в каждом из независимых государств, образованных на месте бывших союзных республик. Не является исключением и рынок труда, формирующийся в Приднестровской Молдавской республике. Его особенностями, как показал наш анализ, являются:
устойчивое сокращение общей численности трудовых ресурсов, вызванное абсолютной убылью и старением населения;
сокращение абсолютной численности занятых, как в целом по республике, так и по отдельным отраслям и административно-территориальным единицам;
перераспределение занятых по укладам экономической жизни, сопровождающееся сокращением численности занятых в государственном секторе и увеличением общей численности и доли работающих в частном секторе;
незначительный уровень официальной безработицы (в пределах естественных величин) и рост скрытой безработицы;
профессионально-квалификационное несоответствие предложения рабочей силы спросу на нее, что приводит к росту численности лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке;
непривлекательность и невостребованность безработными предлагаемых рабочих мест из-за нестабильного финансового положения предприятий,
низкого уровня и несвоевременности выдачи заработной платы, тяжелых условий труда, что ведет к оттоку населения и особенно «молодых умов».
Особенности регионального рынка труда накладывают отпечаток на профессиональную адаптацию выпускников вузов, требуют ее изучения, что обусловливает необходимость разработки и внедрения рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. В процессе профессиональной подготовки специалистов должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять. Однако на практике существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов усложнившимся условиям современного рынка труда. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, что и предопределяет актуальность избранной темы.
Методы борьбы с различными типами безработицы.
Общие для всех типов безработицы меры:
создание новых рабочих мест
· создание бирж труда и иных видов служб занятости.
Меры для борьбы с фрикционной безработицей:
Численность рабочей силы, тыс. человек |
В том числе | Уровень, в % | ||||
занятые | безра- ботные |
участия в рабочей силе | заня- тости |
безра- ботицы |
||
Российская Федерация | 75639,2 | 72151,9 | 3487,2 | 62,5 | 59,6 | 4,6 |
Центральный федеральный округ |
21403,6 | 20779,3 | 624,3 | 64,3 | 62,4 | 2,9 |
Белгородская область | 827,1 | 795,2 | 31,8 | 63,5 | 61,1 | 3,9 |
Брянская область | 586,4 | 566,5 | 19,9 | 57,9 | 55,9 | 3,4 |
Владимирская область | 726,7 | 695,6 | 31,1 | 62,7 | 60,0 | 4,3 |
Воронежская область | 1180,8 | 1132,2 | 48,7 | 59,5 | 57,0 | 4,1 |
Ивановская область | 517,2 | 499,0 | 18,2 | 60,6 | 58,5 | 3,5 |
Калужская область | 538,6 | 517,8 | 20,8 | 63,3 | 60,9 | 3,9 |
Костромская область | 301,2 | 289,5 | 11,6 | 56,9 | 54,7 | 3,9 |
Курская область | 566,3 | 543,9 | 22,4 | 60,5 | 58,1 | 4,0 |
Липецкая область | 599,2 | 577,3 | 21,9 | 62,2 | 60,0 | 3,7 |
Московская область | 4245,6 | 4134,8 | 110,7 | 67,7 | 65,9 | 2,6 |
Орловская область | 343,0 | 323,3 | 19,6 | 54,5 | 51,4 | 5,7 |
Рязанская область | 552,1 | 527,7 | 24,4 | 58,0 | 55,5 | 4,4 |
Смоленская область | 467,8 | 444,8 | 23,1 | 58,0 | 55,1 | 4,9 |
Тамбовская область | 502,4 | 483,4 | 19,0 | 57,0 | 54,8 | 3,8 |
Тверская область | 654,7 | 627,8 | 26,9 | 60,9 | 58,4 | 4,1 |
Тульская область | 798,2 | 767,3 | 30,9 | 62,5 | 60,1 | 3,9 |
Ярославская область | 644,4 | 613,9 | 30,5 | 61,0 | 58,1 | 4,7 |
г.Москва | 7352,0 | 7239,2 | 112,8 | 68,4 | 67,4 | 1,5 |
Северо-Западный федеральный округ |
7492,9 | 7216,8 | 276,1 | 64,0 | 61,6 | 3,7 |
Республика Карелия | 303,1 | 280,7 | 22,4 | 59,1 | 54,7 | 7,4 |
Республика Коми | 428,8 | 395,3 | 33,4 | 63,3 | 58,4 | 7,8 |
Архангельская область | 565,1 | 530,0 | 35,1 | 59,8 | 56,1 | 6,2 |
в том числе Ненецкий авт.округ |
22,1 | 20,3 | 1,8 | 65,6 | 60,3 | 8,0 |
Архангельская область без авт.округа |
543,0 | 509,6 | 33,3 | 59,6 | 55,9 | 6,1 |
Вологодская область | 554,4 | 529,3 | 25,1 | 57,8 | 55,2 | 4,5 |
Калининградская область | 550,8 | 528,2 | 22,6 | 66,4 | 63,6 | 4,1 |
Ленинградская область | 974,8 | 939,9 | 34,9 | 62,5 | 60,2 | 3,6 |
Мурманская область | 422,2 | 396,3 | 25,9 | 68,2 | 64,0 | 6,1 |
Новгородская область | 299,5 | 285,7 | 13,7 | 59,5 | 56,8 | 4,6 |
Псковская область | 300,6 | 284,4 | 16,2 | 56,2 | 53,2 | 5,4 |
г.Санкт-Петербург | 3093,8 | 3046,9 | 46,8 | 67,7 | 66,7 | 1,5 |
Южный федеральный округ |
8186,2 | 7756,7 | 429,5 | 60,1 | 56,9 | 5,2 |
Республика Адыгея | 200,9 | 184,4 | 16,5 | 54,3 | 49,9 | 8,2 |
Республика Калмыкия | 131,2 | 119,9 | 11,3 | 60,3 | 55,1 | 8,6 |
Республика Крым | 924,0 | 871,5 | 52,5 | 58,3 | 55,0 | 5,7 |
Краснодарский край | 2835,3 | 2697,9 | 137,4 | 61,4 | 58,4 | 4,8 |
Астраханская область | 501,4 | 464,8 | 36,6 | 61,2 | 56,7 | 7,3 |
Волгоградская область | 1248,3 | 1178,2 | 70,1 | 59,2 | 55,9 | 5,6 |
Ростовская область | 2124,9 | 2027,7 | 97,2 | 60,1 | 57,3 | 4,6 |
г.Севастополь | 220,2 | 212,2 | 8,0 | 59,9 | 57,7 | 3,6 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
4653,5 | 4128,5 | 525,0 | 61,4 | 54,5 | 11,3 |
Республика Дагестан | 1430,8 | 1237,7 | 193,1 | 61,7 | 53,3 | 13,5 |
Республика Ингушетия | 259,8 | 191,4 | 68,4 | 72,6 | 53,5 | 26,3 |
Кабардино-Балкарская Республика |
441,7 | 392,4 | 49,4 | 64,2 | 57,0 | 11,2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
210,1 | 186,2 | 24,0 | 56,0 | 49,6 | 11,4 |
Республика Северная Осетия – Алания |
304,6 | 263,2 | 41,4 | 54,3 | 46,9 | 13,6 |
Чеченская Республика | 635,5 | 549,6 | 85,9 | 64,9 | 56,2 | 13,5 |
Ставропольский край | 1370,9 | 1308,0 | 62,9 | 59,6 | 56,9 | 4,6 |
Приволжский федеральный округ |
14790,8 | 14172,9 | 617,9 | 60,9 | 58,3 | 4,2 |
Республика Башкортостан | 1925,6 | 1834,9 | 90,7 | 58,8 | 56,0 | 4,7 |
Республика Марий Эл | 342,9 | 328,7 | 14,2 | 61,9 | 59,4 | 4,1 |
Республика Мордовия | 435,2 | 414,8 | 20,4 | 63,4 | 60,4 | 4,7 |
Республика Татарстан | 2035,5 | 1969,6 | 65,9 | 64,0 | 62,0 | 3,2 |
Удмуртская Республика | 783,2 | 750,8 | 32,4 | 64,4 | 61,7 | 4,1 |
Чувашская Республика | 601,3 | 574,0 | 27,4 | 59,8 | 57,1 | 4,5 |
Пермский край | 1212,0 | 1147,5 | 64,5 | 57,3 | 54,3 | 5,3 |
Кировская область | 632,2 | 604,2 | 28,0 | 59,7 | 57,0 | 4,4 |
Нижегородская область | 1748,6 | 1677,2 | 71,4 | 64,5 | 61,9 | 4,1 |
Оренбургская область | 932,0 | 891,5 | 40,6 | 58,4 | 55,8 | 4,4 |
Пензенская область | 654,0 | 628,1 | 25,9 | 58,0 | 55,7 | 4,0 |
Самарская область | 1674,0 | 1612,4 | 61,6 | 62,8 | 60,5 | 3,7 |
Саратовская область | 1203,4 | 1153,3 | 50,1 | 58,2 | 55,8 | 4,2 |
Ульяновская область | 611,0 | 586,0 | 25,0 | 58,2 | 55,8 | 4,1 |
Уральский федеральный округ |
6351,0 | 6084,3 | 266,7 | 63,8 | 61,1 | 4,2 |
Курганская область | 372,2 | 339,7 | 32,5 | 54,2 | 49,4 | 8,7 |
Свердловская область | 2155,9 | 2069,4 | 86,5 | 61,2 | 58,8 | 4,0 |
Тюменская область | 1951,8 | 1895,8 | 56,0 | 67,2 | 65,2 | 2,9 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ — Югра |
910,2 | 889,3 | 20,8 | 70,4 | 68,8 | 2,3 |
Ямало-Ненецкий авт.округ |
314,0 | 308,2 | 5,8 | 75,4 | 74,0 | 1,8 |
Тюменская область без авт.округов |
727,6 | 698,2 | 29,4 | 60,8 | 58,4 | 4,0 |
Челябинская область | 1871,1 | 1779,4 | 91,7 | 65,8 | 62,5 | 4,9 |
Сибирский федеральный округ |
8553,1 | 8059,6 | 493,5 | 61,4 | 57,9 | 5,8 |
Республика Алтай | 95,9 | 83,6 | 12,3 | 60,0 | 52,3 | 12,9 |
Республика Тыва | 121,4 | 107,1 | 14,3 | 56,1 | 49,5 | 11,8 |
Республика Хакасия | 242,0 | 222,6 | 19,4 | 56,9 | 52,4 | 8,0 |
Алтайский край | 1144,1 | 1081,5 | 62,7 | 59,5 | 56,3 | 5,5 |
Красноярский край | 1492,7 | 1430,0 | 62,7 | 63,9 | 61,2 | 4,2 |
Иркутская область | 1185,4 | 1102,6 | 82,8 | 62,2 | 57,9 | 7,0 |
Кемеровская область | 1291,7 | 1227,1 | 64,6 | 59,0 | 56,1 | 5,0 |
Новосибирская область | 1426,1 | 1347,4 | 78,7 | 62,2 | 58,7 | 5,5 |
Омская область | 1009,1 | 939,1 | 70,0 | 63,4 | 59,0 | 6,9 |
Томская область | 544,6 | 518,6 | 26,0 | 61,7 | 58,7 | 4,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
4208,1 | 3953,8 | 254,3 | 63,8 | 59,9 | 6,0 |
Республика Бурятия | 436,3 | 395,2 | 41,0 | 57,8 | 52,4 | 9,4 |
Республика Саха (Якутия) | 501,8 | 464,5 | 37,2 | 67,9 | 62,9 | 7,4 |
Забайкальский край | 524,4 | 476,3 | 48,2 | 62,5 | 56,7 | 9,2 |
Камчатский край | 181,2 | 173,9 | 7,3 | 69,9 | 67,1 | 4,0 |
Приморский край | 1000,0 | 948,8 | 51,1 | 63,0 | 59,7 | 5,1 |
Хабаровский край | 695,4 | 671,1 | 24,3 | 63,9 | 61,7 | 3,5 |
Амурская область | 405,9 | 384,9 | 20,9 | 63,1 | 59,9 | 5,2 |
Магаданская область | 85,0 | 81,1 | 3,9 | 72,2 | 68,9 | 4,6 |
Сахалинская область | 274,2 | 260,1 | 14,1 | 68,7 | 65,1 | 5,1 |
Еврейская авт.область | 73,0 | 68,4 | 4,6 | 56,5 | 52,9 | 6,3 |
Чукотский авт.округ | 30,8 | 29,4 | 1,4 | 79,6 | 75,9 | 4,6 |
В целях повышения представительности данных показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.
В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных. |
В условиях нового кризиса России нужен механизм субсидирования предприятий, который позволит сохранить уровень занятости
Кризисная ситуация заставляет искать новые решения традиционных экономических и социальных проблем, таких, например, как безработица. И здесь может пригодиться опыт, казалось бы, совсем другой исторической эпохи.
Заводы стоят
В 1994 году в России в условиях перехода к рыночным отношениям сложилась напряженная ситуация с занятостью. Заводы останавливались из-за неплатежей и падения спроса, и многим угрожала потеря работы. По сравнению с 1993 годом число граждан, поставленных на учет как безработные, выросло на 60%. Из них почти две трети имели опыт работы и уволились из-за остановки предприятия.
Официальная статистика того времени фиксировала, что 25% работников предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, науки и научного обслуживания были отправлены в вынужденные административные отпуска (естественно, без оплаты), а 16% были переведены на режим неполного рабочего времени. Общая численность работающих неполное рабочее время или находившихся в административных отпусках составляла 4,8 млн человек.
Безработица, по данным Росстата, достигла 5,1 млн человек (6,8% от занятого населения), а численность официально зарегистрированных безработных — 1,5 млн человек (2% занятых). Службы занятости не справлялись с задачей трудоустройства: только 30,3% обратившихся за помощью получали новые рабочие места. А поток рос и рос. В некотором смысле «помогала» демография: меньше становилось тех, кто вступал в трудоспособный возраст. Влияла на статистику и известная особенность российского рынка труда — невыплаты заработной платы. К концу 1994 года они достигали 4,5–5 трлн руб. По оценкам экспертов того времени, проблема напрямую касалась примерно 1,5 млн человек. Вынужденные отпуска, увольнения по собственному желанию и отсутствие сведений о заработной плате (из-за задолженности) позволяли в соответствии с законодательством не ставить граждан на учет как безработных.
Полностью был задействован и ресурс вторичной занятости — совместительство и подработки в других секторах экономики. До 1,5 млн человек спасались челночным бизнесом или мелкой торговлей.
Ситуация грозила стать неуправляемой. Массовая безработица могла привести к социальному взрыву, а ведь еще свежа была память о трагических событиях октября 1993 года в Москве. Но ресурсов у правительства практически не было. Доходная часть федерального бюджета составляла 124,4 трлн руб., а расходная — 194,4 трлн руб., дефицит достигал 36% от расходов.
Надо было действовать нетривиально. Еще в 1993 году специалисты Минтруда предложили изменить правила использования средств Фонда содействия занятости населения. Фонд, в который работодатели отчисляли 2% от зарплат, был рассчитан на традиционные подходы: регистрация в статусе безработного и получение помощи только в этом качестве. Понятно, что это была практика, взятая у благополучных стран, которые давно не сталкивались с такими социально-экономическими катаклизмами, какие испытала в 1990-е годы Россия. После долгих споров (сторонники свободы рынка считали, что помогать не надо, рынок сам все расставит по местам) правительство согласилось применить чисто российскую новацию — предоставление действующим предприятиям специальных субсидий для сохранения персонала.
Субсидии предоставлялись после заявления организации о невозможности по экономическим причинам платить зарплату работникам. Проверив эту информацию, служба занятости начинала по сути дотировать рабочие места. Работодатели получали временную передышку и возможность направить временно освободившихся от основных трудовых обязанностей сотрудников на общественные работы в пределах предприятия. Это и ремонт и наладка оборудования, уборка и облагораживания заводских территорий, повышение квалификации и т.п. Работники оставались при деле, получая хоть и небольшой, но все же доход. Социально-психологический эффект тоже был: государство реально помогало в трудной ситуации.
Только в 1994 году по программе содействия занятости получили компенсационные выплаты примерно 970 тыс. работников, находившихся в простое или отправленных в отпуска без содержания. Это сработало. Фонд сыграл роль финансового резерва, с помощью которого можно было принимать превентивные меры против роста безработицы.
Исторические параллели
В наше время такой структуры нет, хотя ситуация на рынке труда не менее сложная. В чем-то она напоминает период 1994–1995 годов. Во-первых, практика административных отпусков, создающая реальную угрозу потери дохода работников. Во-вторых, высокая занятость в бюджетных отраслях (это имеет свои негативные стороны, но обеспечивает стабильные рабочие места и доходы). В-третьих, отсутствие у служб занятости возможности трудоустроить большое количество безработных. Заявленные ранее вакансии на глазах становятся неактуальными.
Но гораздо больше отличий. Немалая доля занятости сосредоточена в сервисных отраслях и в малых компаниях. Предприятия уже не несут расходы по содержанию находящихся на их балансе жилых домов. В 1990-е это была распространенная практика, которая позволяла лишившимся доходов работникам хотя бы не платить коммунальные платежи. Теперь это невозможно, большинство граждан приватизировали свои квартиры и должны кроме «коммуналки» платить налоги и вносить отчисления на капремонт. Нет возможности и начать челночный бизнес: он умер с началом капитализма в стране.
Вдобавок граждане, которых сократили по соглашению сторон, уволившиеся по собственному желанию, работавшие в серой зоне (по оценке Росстата, это до 14,5 млн человек) по действующим законам не имеют права на пособия.
С другой стороны, у правительства сейчас есть немалые финансовые ресурсы в виде Фонда национального благосостояния.
Что можно сделать? Учитывая опыт предыдущих лет, надо создавать механизм субсидирования предприятий. Субсидии могут выделяться при условии сохранения занятости и организации переобучения на рабочих местах, совершенствования производственного процесса. Объем субсидии должен быть не менее одного МРОТ в месяц в расчете на одного работника. Это намного лучше, чем допустить увольнения без денег и в будущем спровоцировать волну неплатежей по ЖКХ и личных банкротств.
Имеет смысл и предоставлять таким работникам рассрочки по выплатам кредитов. Банкам же нужно дать возможность получить бесплатные кредиты от ЦБ под «замороженные» потребительские и предпринимательские кредиты и снизить требования к нормативам, как это делают в США и в Европе. Это поможет стабилизировать финансовый сектор.
А вот финансировать создание безработными своих собственных предприятий надо очень осторожно, поскольку вероятность их удачного старта крайне мала — это подтверждает практика 1990-х.
Самое главное — не паниковать и делать расчетливые и точные шаги, опираясь на ранее приобретенный опыт.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимы прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства и в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
На протяжении первой половины 90-х годов в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются в их профессии. Например, в 1995 г. российские газеты были заполнены объявлениями, в которых на работу (с высокой зарплатой) приглашались бухгалтеры. На это приглашение охотно откликнулись бы отечественные инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов.
Увы, они не обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер. Познакомимся с некоторыми из них.
Создание условий для роста спроса на товары
Мы уже выяснили, что спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы:
Повышение доходов граждан => Рост спроса на товары => Рост производства пользующихся спросом товаров => Рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.
Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:
• стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;
• поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости;
• поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги — рост производства и занятости для россиян.
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57—58 лет, а женщинам — в 53—54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.
Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости
Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.
Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.
В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале — и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
• экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);
• создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
• создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.