Как можно исправить грехи

Один из постулатов веры заключается в том, что пагубные страсти побеждаются добродетелями. Это относится ко всем религиям без исключений. Идет ли речь о том, как искупить грехи в исламе или же в христианстве, в буддизме, либо в иной вере, руководствоваться нужно этим постулатом.

Но перед тем как искупать грехи, нужно понимать, что же это такое. В понятие греха вкладывается многое, ведь само слово в первичном значении – это «промах». То есть грех – это ошибка, совершенная человеком, его «непопадание, несоответствие» божьему замыслу. Это означает, что в широком понимании слова греховными могут быть любые помыслы и действия людей, идущие вразрез с заветами и постулатами исповедуемой религии.

Как возникают грехи?

В том, как искупить грех, важную роль играет понимание причины, его породившей. Грехи подобны кругам на воде. При этом человек зачастую видит лишь расходящиеся по водной глади круги, но не замечает брошенного и опустившегося на дно камня, их вызвавшего.

Этот образ в полной мере отражает механизм появления грехов. В основе каждого из прегрешений лежит то, что подтолкнуло к нему человека, то есть, образно выражаясь, камень, брошенный в воду и опустившийся на дно. Как правило, в роли данного камня выступает один из семи смертных грехов, являющихся наиболее тяжелыми и опасными для человеческой души.

Каждый из смертных грехов неминуемо влечет за собой обильный перечень проступков, не являющихся добродетельными. Они становятся зачастую дымовой завесой, мешающей человеку увидеть причину своей греховности. Отмаливая их, человек не может перестать грешить и не чувствует облегчения. Это происходит потому, что смертный грех продолжает «тянуть на дно», разрушать душу.

Какими могут быть грехи?

Хотя каждая религия и отличается некоей витиеватостью и мягкостью, отсутствием прямолинейности, в вопросе о том, как искупить грех, все предельно просто и ясно. Ответ только один – не грешить. Не грешить изначально, а если проступка избежать не удалось, то не повторять и не усугублять его.

Икона Богоматери

Грех подобен заболеванию для души. Соответственно, перед тем как раздумывать о ее излечении, то есть об искуплении, необходимо разобраться с тем, какими могут быть грехи. В вопросе о том, как искупить грехи, в православии, как и в христианстве в целом, условно церковнослужители выделяют основные, первопричинные проступки и вторичные, следующие за главными. То есть прегрешения могут быть тяжелыми или же обыденными.

Кроме этого, есть и нарушения божьих заповедей, что номинально грехом не является, однако становится дорогой к нему.

Какие есть грехи?

Смертных грехов христианство насчитывает семь. Сакральная семерка, присутствующая во многих религиозных текстах, возникла не сразу. Изначально грехов было восемь. Однако с течением времени, основываясь на практических наблюдениях за жизнью верующих в целом, руководство церкви пришло к объединению двух позиций в одну. Объединили такие понятия, как «печаль» и «уныние».

Церковные купола между домами

Перечень смертных прегрешений был оформлен папой Григорием I Двоесловом и стал включать в себя следующие понятия:

  • гордыня;
  • зависть;
  • гнев;
  • уныние;
  • алчность;
  • чревоугодие;
  • похоть.

Именно они и являются краеугольными камнями греховности человека в целом. Их наличие толкает к свершению греховных поступков и отравляет человеческую душу.

Является ли грехом нарушение заповедей?

Над этим вопросом задумываются все верующие без исключения хотя бы единожды в жизни. Ведь в современном мире чрезвычайно трудно не нарушать заповеди. К примеру, ту, которая гласит о подставлении другой щеки, если ударили по одной. Ведь первое, что пытается сделать человек, когда его обижают – ответить, наказать, воздать. Или же заповедь «не убий» – аборты, вошедшие в обыденные платные услуги во всех гинекологических клиниках, ее нарушают. «Не укради» – понимая ее шире, чем простое взятие чужих вещей, человек неминуемо осознает то, что заповедь нарушается повсеместно.

Номинально нарушение заповедей грехом в церковном мировоззрении не считается. Однако это вовсе не означает, что, нарушая оставленные Господом заветы, человек не совершает проступка. Совершает, и более того — этот проступок нуждается в искуплении.

Нарушение заповедей, не номинально, а фактически — одно из самых тяжких проявлений греховности, если понимать ее шире, чем список смертных проступков. Божьи заповеди – вовсе не случайный набор руководящих постулатов, призванных упорядочить жизнь человека и упростить церковникам руководство паствой.

Часть православного алтаря

Их соблюдение необходимо для того, чтобы избежать грехопадения, а вот нарушение – прямая и самая короткая дорога к смертным проступкам, становящимся ядом, смертельной болезнью для души. Нарушение заповедей ведет к одному из смертных грехов, который неизбежно повлияет на всю жизнь человека, отразится на его судьбе.

Таким образом, прослеживается закономерность – смертный грех становится первопричиной для обыденных проступков, а вот нарушение заповедей – тем фактором, который рождает тяжелые провинности.

Как их избежать?

Задумываясь о том, как можно искупить грех, любой мыслящий человек неизменно приходит к выводу, что самым простым вариантом является – не совершать его. Проводя аналогию с заболеванием, можно сказать, что простым способом искупления является профилактика, предупреждение развития и возникновения прегрешения.

Монастырская стена

Такой подход нисколько не противоречит религиозным устоям, более того, именно для предупреждения греховности и даны людям заповеди. Однако для того, чтобы грехов избежать, нужно иметь четкое представление об их сути. Нельзя понимать название прегрешения поверхностно и буквально, за каждым наименованием скрыто множество явлений, характерных для каждодневного бытия человека. С вероятностью смертного прегрешения можно столкнуться всюду и ежедневно, для этого даже не нужно выходить за пределы квартиры. К примеру, грех лени – не только нежелание выполнять какую-либо работу, но и отсутствие духовного и интеллектуального развития, ухода за собой и домом, и многое другое.

Про гордыню

Этот грех нередко путают с завышенной самооценкой и с завистью. Однако гордыня не имеет ничего общего ни с чрезмерным чувством уверенности в себе, ни с желанием превосходить в чем-либо других.

Гордыня – это образ жизни, при котором человек считает себя «пупом всей Земли», а также полагает, что его достижения – результат собственный и ничей другой. То есть, к примеру, если человек становится мировым светилом в отдельно взятой области, то он искренне считает это лишь собственной заслугой, напрочь забывая о том, сколько усилий было приложено родителями, близкими, учителями. Забывает и о том, что все в жизни дается Господом.

Про зависть

Это грех, который подстерегает всюду. Однако не стоит путать его с желанием выглядеть или жить не хуже других. Зависть в своей сути – глубокое душевное расстройство, в корне которого лежит отрицание замысла Господа.

Подверженный этому греху человек не замечает данного Богом ему самому, видит исключительно то, чем обладают другие. Фактически, зависть – повседневное отрицание своей судьбы и стремление жить чужой. Например, человеку дан талант к рисованию, но вместо того чтобы писать полотна и развиваться в этом направлении, он со вздохами смотрит на музыкантов и с упрямством стучит по клавишам фортепиано.

Про гнев

Гнев – не просто неконтролируемая вспышка эмоций. Это больное состояние души, при котором человек отрицает любое противление его волеизъявлениям или же представлениям. Гнев не просто приводит к насилию. Он и есть само насилие во всех вероятных ипостасях. Гневу подвержены многие, выражается он в диктате собственной воли и неприятии всего, что с ней расходится.

К примеру, родители, заставляющие детей воплощать их собственные, взрослые представления и пресекающие на корню всяческую самостоятельность малыша, подвержены греху гнева. Супруги, избивающие жен за неправильно с их точки зрения прожаренные котлеты, тоже подвержены греху гнева. Властители, вводящие законы, запрещающие инакомыслие – тоже проявляют гнев. Этот грех – самый распространенный. Он имеет корни в эгоизме человека, в его закрытости для всего вокруг и яростному противлению тому, что идет вразрез с собственными убеждениями.

Про уныние

Самый страшный и тяжелый из всех семи смертных прегрешений. Уныние – наиболее коварный грех, оно незаметно вкрадывается в душу человека, маскируясь под плохое настроение или же грусть. Уныние, как раковая опухоль тела, захватывает душу целиком, и избавиться от него невероятно трудно.

Депрессия, печаль, тоска или же нежелание вставать с дивана – это уныние. Нежелание жить – так нередко растолковывают понятие этого греха церковнослужители. Однако уныние не обязательно проявляется в тяжелейших депрессиях или же иных психологических расстройствах личности. Повседневная усталость, тоска, грусть и отсутствие умения увидеть что-то хорошее – уныние. Отличить же прегрешение от обычной грусти или печали просто. Уныние никогда не бывает светлым, в душе подверженного ему человека царит мрак.

Про алчность

Это не просто желание «нагрести» себе как можно больше. В желании человека жить в комфорте и сытости греха нет. Алчность – полное подчинение всех помыслов гонке за материальными благами, которые не нужны.

То есть, если у человека есть телевизор, но он идет в магазин и приобретает более современный, разрекламированный и модный, но по функциям практически не отличающийся от того, который имеется в доме, то это – алчность. Грех алчности исключает понятие ответственности. То есть человек тратит, а не зарабатывает. Алчность в современном мире приводит к бесконечному росту материальных долгов, а это, в свою очередь, влечет за собой полное невнимание к духовной стороне собственной личности, ведь все помыслы заняты лишь суетным.

Про чревоугодие

Это не только злоупотребление пищей или винами. Чревоугодие схоже с алчностью – это потребление лишнего с одной стороны, однако прегрешения различны.

Этот грех – угождение себе, ублажение себя во всех смыслах. Потакание собственным страстям и сиюминутным прихотям, независимо от того, чего они касаются. К примеру, поездка в экзотические страны с целью посещения публичных домов с мальчиками-подростками – чревоугодие. Съедание двух-трех порций жареной картошки с салом при обострившемся гастрите – тоже чревоугодие. Этот термин не имеет точных границ, он подразумевает потакание пагубным страстям во всех областях жизни.

Про похоть

Под похотью обычно понимается блуд. Однако такое восприятие излишне упрощено и заужено.

Похоть – это бездушие, как в плотских утехах, так и в чем-либо ином. Если рассматривать прегрешение на примере интимной сферы жизни, то оно означает механику действий, обеспечивающую нервный спазм, дающий секундное удовольствие. Души в таком половом акте нет. То есть все пособия, рассказывающие о том, что, где и как нужно «потереть» для получения возбуждения, являются практическими руководствами по греху похоти. В интимной связи должны участвовать души людские, должна быть эмоциональная составляющая, то есть – любовь, а не только сексуальное вожделение.

Соответственно похоть – это бездушность, преобладание плоти над эмоциями. Этот грех может проявляться не только в интимной сфере человеческой жизни, но и в любой другой.

Что понимать под раскаянием?

О том, как искупить грехи перед Богом, говорится во всех религиозных текстах. Нужно искренне раскаяться в совершенном. Нельзя прийти в церковь, купить молебен, постоять перед иконой и стать безгрешным.

Раскаяние – это первый шаг к тому, как искупить грех. Первый, но далеко не единственный, хотя и основополагающий. Нельзя принимать за раскаяние осознание греховности. Это крайне важный момент. Понимание разумом неправедности того или иного поступка с раскаянием ничего общего не имеет. Осознание приводит к показушности покаяния.

Оформление в храме

Например, женщина посещает гинекологический стационар и избавляется от нежелательной беременности. После этого она находит руководство о том, как искупить грех за абортированных детей, посещает храм или монастырь, заказывает молебны и демонстративно кается в содеянном. Это раскаяние? Нет. Более того, женщина через какое-то время вновь оказывается в гинекологическом стационаре, и ситуация повторяется. Только молебны она заказывает уже не по одному младенцу, а по двум. И так далее, круг порока не прерывается, лишь меняется количество поминаемых священниками младенцев. Подобные примеры можно найти в любой сфере жизни.

Истинное раскаяние не подразумевает истерик и «бития челом об пол». Это состояние души, при котором человек поражен как громом, оно схоже с озарением. Истинное раскаяние исключает вероятность повторного совершения того прегрешения, к которому оно относится. То есть раскаяние идет из сердца человеческого, а не из разума.

Однако это чувство нуждается в развитии и закреплении. Именно для этого и нужны специальные молитвы, процедуры отпущения грехов и прочие духовные ритуалы искупления.

Как искупить грехи?

Главное средство искупления прегрешений и очищения души – исповедь. Однако, задумавшись о том, можно ли искупить грех, нужно понять готовность своей души к этому. Нельзя просто прийти в храм, прочитать список проступков, получить прощение и стать «безгрешным созданием». В том, как искупить грех, определяющую роль играет душевная потребность в этом действии.

Церковный интерьер

Номинально же искупление включает в себя посещение исповеди. Во время беседы с церковнослужителем человек не только перечисляет свои проступки, но и рассуждает о них, анализирует. К примеру, говоря о супружеской неверности, люди начинают свою речь с вопросов о том, как искупить грехи измены и постепенно приходят к тому, что повествуют о ситуации в семье, отношении партнеров, о быте и многом другом. Это самопроизвольное развитие монолога, хотя при необходимости священник задает вопросы, нужные для того, чтобы растормошить пришедшего на исповедь, заставить задуматься о причинах проступков и исключить их, а также убедиться в искренности и глубине раскаяния.

Этот подход к отпущению грехов един. Он же актуален и в том, как искупить грех за абортированных детей, и в прочих случаях. А вот в том, что нужно сделать после исповеди, единых правил не существует. Каждый случай прегрешения – уникален, ведь все люди разные и вера их не имеет одинаковой глубины. По этой причине молитва, искупить грехи при помощи которой рекомендуют священники, в каждом случае – своя.

Кому молиться, как и сколько, то есть все то, что волнует людей с практическим складом ума, определяет церковнослужитель во время исповеди, исходя из услышанного им. Одной общей «чудесной» молитвы не существует.

Что не искупить?

Путь искупления греха – это внутренняя работа над собой. Нельзя думать, что существует грех, который никогда нельзя искупить. Таких грехов – нет. Разнятся лишь внутренние духовные усилия человека, они зависят от глубины и тяжести прегрешения. Искуплению подлежит любое преступление или же прегрешение.

Часовня в парке

Разумеется, исключением является самоубийство. Но это вовсе не грех, который «нельзя искупить», такое понимание не совсем верное. Самоубийство искупить не «нельзя», а попросту невозможно. Ведь человек, добровольно ушедший из этого мира, просто не может раскаяться в содеянном, прийти в храм и помолиться. Потому что уже не живет в этом мире. Исключительно по этой причине грех не может быть искуплен, а совершивший его подлежит отторжению от паствы, то есть захоронению за пределами освященной земли без соблюдения церковных ритуалов.

С древнегреческого слово «грех» переводится, как промах, ошибка, болезнь. Как нарушив закон Божий, вылечиться от греха. Возможны ли действия, чтобы исправить промашку и вернуть расположение Бога.

Как искупить грех перед Богом. Что конкретно нужно делать, чтобы Бог простил

Человек искупить свой грех перед Богом не может. Но Библия говорит о надежде. Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы искупить наши грехи. Бог послужил людям и отдал душу Свою для искупления многих (Мк 10:45).

Христиане призваны принять этот Дар через веру и покаяние. Две тысячи лет назад Христос основал Церковь и установил особые действия – Таинства. Бог невидимо действует в них: освобождает человека от греха, дает новые силы для жизни.

Что делать для Божьего прощения

Таинство Покаяния изменяет верующего: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» (1 Ин 1:9)

Только без участия самого человека Господь его не прощает. Убийце мало знать, что согрешил. Нужно сожалеть о содеянном, чтобы больше не захотелось повторить такое. Хороши мысли пострадать вместо того, кому навредил.

Если существует шанс, можно грех по отношению к ближнему исправить. Вернуть, что украл. Отремонтировать, что сломал. В древней Ирландии убийца становился слугой у родственников убитого.

Жизнь после исповеди

Часто батюшка на исповеди предлагает исправить злодеяние благочестивой деятельностью: потрудиться для монастыря, помочь бедным. Нельзя просто купить индульгенцию – отпущение грехов за деньги и сразу стать праведным.

Человек на исповеди сразу получает прощение грехов, но не скоро душа становится здоровой. Нужна праведная жизнь. Болезнь убрали, но необходим иммунитет против греха.

Божьи заповеди подойдут для духовного здоровья, пусть даже их исполнение не нравится, но и обычный больной не всегда радуется процедурам, что прописывает врач.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий говорит: «Человек, который пытается жить по заповедям, становится участником вечной жизни. Источником, из которого течет живая вода».

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Вопрос читателя:

Как искупить свои грехи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Никак, потому с грехами поступают по-другому. Я понимаю, что во многих книгах можно прочитать об искуплении грехов, и в католической традиции существует понятие искупления, и в Средние века оно даже развилось в идею об индульгенциях, которые покупали в прямом смысле этого слова, и еще масса теорий вокруг понятия об искуплении, но все обстоит иначе. Я Вам немного расскажу, что к чему, и станет понятно, как действовать.

Слово «грех» означает «ошибка», «промах», «непопадание в цель».

«Когда мы переводим ἡ ἁμαρτία в том числе как непопадание в цель, что тут имеется виду? Православие дает на это следующий ответ. Наделенный разумной душой человек сотворен по образу и подобию Божиему, и подлинная цель его (т. е. нашей) жизни состоит в Богопознании и Богообщении, в соединении с Богом. Только так человек может достичь подлинного счастья. Ведь все тварное преходяще в конечном счете, и преходяще именно потому, что оно конечно. Истерзанный душой псалмопевец даже восклицает, как он говорит, «в опрометчивости моей», что «всякий человек ложь» (Пс. 115,2). Ведь любой, самый замечательный человек в конце концов тоже тварное существо, и только Бог стоит непоколебимо.

По-настоящему можно надеяться лишь на Бога. А соединение с Богом и есть избавление от греха. Поэтому, учитывая словарное «гнездо значений» древнегреческого ἡ ἁμαρτία, грех следует понимать как неестественное, извращенное состояние человека. Иоанн Дамаскин говорил, что «грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)», — сказано в материале «ФОМЫ» про грех, и полную версию этого текста я Вам советую прочитать.

Конечно, грех — это и неправильный поступок, но суть не только в том, что Вы допустили ошибку, но в том, что Ваше внутреннее состояние таково, что именно эта ошибка воспринималась как правильный вариант действий. Прошлое назад не вернешь, таких чудес в жизни не бывает, что сделано, останется сделанным навсегда, исправить это нельзя. А вот с состоянием души и с представлениями о том, что правильно и неправильно, работать можно и нужно. И работа эта — это не искупление прошлого (в этом нет никакого смысла), а трансформация себя, пересмотр ценностей и представлений о мире, изменение мировоззрения, то, что в церковной традиции называется покаянием. Перестраивать себя, по-новому осмыслять жизнь и вырабатывать новые модели и стратегии поведения — это очень сложно. Но Господь рядом и для того, чтобы душа очищалась от последствий совершенных грехов, чтобы освобождалась от следования привычным неправильным стратегиям, Он учредил в Церкви Таинство покаяния.

Ошибается человек много, исправляется с трудом, поэтому исповедоваться рекомендуется регулярно примерно раз в месяц. Второе таинство, которое питает и укрепляет душу — это Причастие, в котором мы соединяемся с Творцом. Причащаться также желательно не реже раза в месяц.

Таким образом, Вам нужно начать исповедоваться, причащаться и вести духовную жизнь, узнавая, что значит жить в соответствии с духовными законами. И в первую очередь нужно раскаяться и исповедаться в тех грехах, которые послужили поводом для Вашего письма.

Помоги Вам Господь!

Читайте также:

Может ли человек своими силами искупить свои грехи?

Искупление греха

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Загрузка…

Вопрос:

Скажите, какие грехи являются смертными и как их можно искупить?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Необходимо, прежде всего, различать страсти (устойчивые греховные навыки, которые являются опасными недугами души) и грехи  (любые преступления заповедей Божиих). По слову преподобного Иоанна Лествичника «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Лествица, 15:75). Большинство святых отцов-аскетов говорит о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, находят подтверждение в святом Евангелии: “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого” (Лк.11:24-26). Объединяет их принадлежность к единому царству тьмы.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Те же, кто сознают, чаще всего в борьбе со страстью не прибегают к подвигу и потому не имеют результата. Надо всегда помнить, что воля человека свободна.

Св. Никита Стифат, говоря о разнице между грехом и страстью, пишет: «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается. Так – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие  суть пагубные страсти душевные, а блуд, лихоимство и неправда суть греховные деяния» (Добротолюбие, т.5, с. 92).

Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Ин.5:16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти.  Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном. Какие это грехи? Св. апостол Иоанн Богослов эти грехи конкретно не называет. У св. апостола Павла перечисляются такие грехи: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Список смертных грехов можно расширить, обратившись к другому Посланию первоверхоного апостола: «так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:29-32). На первый взгляд может удивить, что в этом перечне есть такие пороки, как нелюбовь, непримиримость, немилость. Речь идет о тех людях, в нравственной природе которых эти моральные свойства доминируют.

Путь к освобождению от грехов только один – искреннее покаяние и решимость исправиться. Чем раньше, тем лучше. Чем дольше человек ведет греховную жизнь, тем больше травмируется душа. «Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, – и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются, а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, – тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно – составляют основу чувств текущего путем спасения» (Свят. Феофан Затворник. Собрание писем, вып. 3, письмо 499). Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме. Но есть недуги тяжелые и опасные для жизни. По милости Божией и искусству врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм уже возвращается. Так и душа,  вкусив яд смертного греха (блуд, занятие оккультизмом и проч.), серьезно подрывает духовное здоровье. Священники, которые имеют продолжительный опыт пастырства, знают, как трудно людям долго пребывавшим в смертных грехах, построить полноценную духовную жизнь на твердых основаниях и иметь плоды. Однако никто не должен унывать и отчаиваться, а прибегнуть Милостивому Врачу души и тела нашего: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами (Пс.102:2-4).

18 декабря 2006 г.

Со слов автора. Как правильно молиться для искупления своих грехов

Меня многие спрашивают, как можно искупить свои грехи перед Богом и начать новую жизнь. 

Сегодня я расскажу о молитвах покаяния и объясню, как их правильно читать.

ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ

Грех – это преступление, которое совершает человек. Но отвечать за него грешнику придется перед самым строгим судьей – Господом. И если за свою жизнь грешник не сделает ничего, что могло бы как-то искупить его прегрешение, то ему гарантирована дорога в ад. Как известно, именно в адском пламени души этих несчастных должны будут гореть целую вечность. Поскольку такое наказание назначается тем, кто не живет согласно заповедям Господа.

Однако подобное вовсе не означает, что, оступившись, человек не может вернуться на путь истинный. Хотя именно так и думают некоторые воцерковленные люди. Но в действительности это распространенное заблуждение. Каждый человек, даже грешник, может воспользоваться шансом и искупить все те грехи, которые им были совершены. Такую возможность своим творениям даровал Всевышний. Поэтому нельзя сказать, что он чрезмерно строго относится к своим детям. Совсем наоборот.

Примечательно, что грешить могут не только люди, которые очень далеки от веры. Даже праведные христиане иногда совершают грех. И после этого их душа очень сильно мучается.

Конечно, чтобы полностью искупить совершенный грех, человеку необходимо будет приложить немало усилий. В первую очередь, ему необходимо будет заняться богоугодными делами, чтобы получить прощение. Ведь вместо тысячи слов лучше взять и что-то сделать.

Однако грешникам положено и много молиться. Поскольку без молитвы здесь не обойтись. Если вспомнить, то молитва представляет собой средство для беседы с Всевышним. Следовательно, нетрудно предположить, что получить милость человек может исключительно в том случае, если покается перед Господом в личной беседе. То есть вознесет молитву покаяния в грехах. Стоит отметить, что таких молитв существует достаточно много. И каждая из них может быть использована человеком.

ЧТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ ВЫМОЛИТЬ МИЛОСТЬ?

Если грех был совершен человеком, который до этого старался жить исключительно по заповедям Господа, то он сразу начинает думать о том, как его искупить. И это правильно. Ведь чем быстрее человек осознает всю серьезность положения, тем проще ему будет.

Можно условно выделить три стадии признания греха:

  • принятие того факта, что было совершено грехопадение, – казалось бы, что это очень просто. Однако в действительности все достаточно сложно. Очень многие люди даже не задумываются о том, что они являются грешниками. Недаром ведь говорят, что дьявол прячется в деталях. Например, в один прекрасный день человек разозлился и накричал на своего друга. Вот его грех – гнев. Но он может даже не задумываться над тем, что совершил грех. Именно поэтому так важно сперва самому осознать и принять этот факт;
  • мольбы о прощении, адресованные другим людям, – чаще всего, совершая какой-либо грех, человек вредит другим. Он может обидеть родственника или близкого человека. В таком случае обязательно необходимо постараться получить прощение этого христианина, который пострадал из-за несправедливости;
  • молитвы покаяния, адресованные Господу, – осознав всю тяжесть греха и покаявшись в нем перед другими людьми, человек получает возможность попросить прощения и у Всевышнего.

Примечательно, что некоторые люди сперва просят прощения именно у Творца. Это не совсем правильно, поскольку гораздо важнее, чтобы человек осознал свой грех и попросил за него прощения у тех, кто из-за него пострадал. Например, если по вине христианина другой человек попал в больницу, то ему, в первую очередь, необходимо встретиться с родственниками, предложить свою помощь. И только после этого начинать молить о милости Господа, раскаявшись в совершенном грехе. Именно так и должны поступать христиане.

КАКАЯ МОЛИТВА САМАЯ СИЛЬНАЯ?

Если человек искренне верит в Бога, то после совершения греха он начинает испытывать сильное душевное волнение. Ведь он прекрасно понимает, что всем грешникам уготована на небесах незавидная участь. А поскольку никто не стремится попасть в ад и гореть в его пламени, человек начинает искать способ «эффективно» замолить грехи. Если подумать, то слова «вера», «религия» и «эффективно» даже трудно поставить в один ряд. Но именно об эффективности молитвы думают некоторые грешники.

Сразу необходимо упомянуть о том, что это неправильно. Все молитвы, которые произносит человек, являются очень сильными. И при этом совершенно не важно, какой именно текст использует человек. Это то, что необходимо запомнить. Ведь здесь важную роль играют:

  • вера – если человек молится и при этом сам не верит, что Господь дарует ему прощение, то этого и не произойдет. Вознося молитву, человек обязательно должен верить в могущество Творца. В противном случае все это будет бесполезно;
  • искренность – иногда грешники, которые раскаялись, все же в глубине души продолжают таить странные помыслы. Более того, они даже могут и вовсе не признавать свой грех душой. Иными словами, они начинают молиться о прощении грехов, но при этом совершенно не чувствуют искреннего раскаянья. Они продолжают винить других людей в своих бедах, в том, что не смогли воспротивиться греху;
  • желание исправиться – грешник может получить помилование лишь в том случае, если искренне захочет искупить вину. Нельзя надеяться, что Господь дарует милость и прощение только после прочтения молитвы.

Обратите внимание на последний пункт. Иногда случается так, что человек, приходя в церковь, молится и при этом надеется на лучшее. Но беда в том, что при совершении греха нельзя просто взять и понадеяться на лучшее, читая молитву в церкви или дома. Необходимо, в первую очередь, начать действовать.

Конечно, христианин может прийти в храм, помолиться и попросить Господа указать путь для искупления греха. В таком случае просьба, если она является искренней, обязательно будет исполнена, и человек поймет, как ему дальше нужно действовать.

СПОСОБЫ ИСКУПЛЕНИЯ ГРЕХОВ

Всего существует два способа искупить грех. Первый способ – это вознесение молитв, текст которых достаточно прост. Как только человек признает свой грех и покается перед людьми, которые по его вине пострадали, он может начать использовать божественные тексты. Существует огромное множество молитв, которые принято использовать для покаяния в совершенных грехах.

Однако наиболее часто используются только три. Эти молитвы рекомендуют использовать священнослужители. Поскольку их тексты проще всего запомнить, они достаточно понятны. Конечно, это вовсе не означает, что обязательно нужно запоминать текст. В некоторых случаях все же допустимо читать молитвы непосредственно с молитвослова. Ведь далеко не все люди могут без особых проблем запомнить тот или иной текст. Это нужно учитывать и сразу говорить об этом духовному наставнику.

Второй метод – это подаяние милостыни, пожертвования. В повседневной жизни человек редко задумывается о благе других людей. Чаще всего он просто озабочен своими проблемами и теми трудностями, с которыми ему предстоит справиться.

Можно сказать, что каждый человек предстает в образе типичного эгоиста, которого совершенно не волнуют проблемы других людей. Однако если речь идет о грешнике, то ему необходимо как можно быстрее избавиться от эгоизма в любых его проявлениях. Наилучший способ достучаться до небес – подумать о проблемах людей, которые лишены абсолютно всех материальных благ. Подавая тем, кто нуждается больше, человек постепенно очищает и свою душу.

КАК ПРОСТИТЬ ГРЕШНИКА?

Сложнее всего грешникам получить прощение от тех, кого они так или иначе обидели. И это понятно. Ведь человек может совершить такой грех, как убийство, и отнять жизнь чьей-то дочери, сестры, матери или другого близкого родственника.

В моменты горя люди попросту оказываются не способны трезво мыслить. Именно поэтому они не могут даже помыслить о том, чтобы простить того, кто украл у них близкого человека, счастье или мечту. Как результат, вымолить у них прощение крайне нелегко. Возможно, именно по этой причине грешники до последнего оттягивают момент общения со своими жертвами и предпочитают просто молиться Иисусу Христу.

Однако священнослужители неустанно напоминают о том, что православные христиане должны научиться прощать своих обидчиков. Не зря ведь в священном писании имеется упоминание о том, что после первого удара христианин должен подставить и вторую щеку. Подобную заповедь дал своим творениям Господь.

Понять человека, который пострадал от действий грешника, можно. Но при этом не нужно забывать, что затаенная злоба и ему способна навредить. Поскольку постепенно она начнет разрушать его душу. И тем самым подталкивать к совершению греха. Поэтому и им сами может понадобиться в будущем молитва покаяния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Грешники тоже имеют право на прощение, но получить его непросто.
  2. Прежде чем начать читать молитвы покаяния, необходимо полностью осознать свой грех и попросить прощения у людей, которые от него пострадали.
  3. Читая молитвы, не нужно искать среди них самую действенную. Все они обладают огромной силой, которая увеличивается за счет веры человека.

Источник

Добавить комментарий