Как можно найти анализ стихотворения

Как делать анализ стихотворения


Как делать анализ стихотворения

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 841.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 841.

Анализ стихотворение является необходимым навыком для успешной учебы по литературе. В нем раскрывается основная тема и идея, заложенные автором в сюжет. Чтобы анализ получился целостным и раскрыл все аспекты лирического текста, необходимо при его написании следовать четкому плану. Так как делать анализ стихотворения по литературе?

Как делать анализ стиха?

Чтобы объемно и точно проанализировать стихотворение необходимо составить план, в котором по пунктам будут разбираться особенности произведения. Примерный план стихотворения может быть следующим:

  • История создания стихотворного текста, описание событий, которые привели к его созданию. В этой части можно дать немного информации о жизни автора. Также следует указать, насколько это произведение значимо для поэта.
  • Необходимо определить жанр, предмет и тематику произведения. Предметом изображения в лирическом произведении является внутренний мир человека, его мысли, чувства в их движении и развитии.
  • Рассматриваются сюжет и композиция стихотворения. Сюжет в лирическом произведении очень часто отсутствует. Это обусловлено в основном тем, что лирика – это выразительный род, а не повествовательный, она выражает, а не повествует.
  • Описание лирического героя и передача общего настроения стихотворения. Жизнь в поэтическом тексте представляется через переживания лирического героя. Понятие лирического героя – ключевое для этого вида литературы. Лирический герой – это носитель эмоции, чувства, переживания, определенного состояния, от лица которого создается стихотворение.

Лирический герой часто совпадает с автором, но не всегда. Например, поэт может написать стихотворение от лица бродяги, разбойника или преступника – но ведь это не будет означать того, что сам поэт является бродягой или разбойником.

  • Разбор лексики стихотворения и выразительных средств. Выразительные средства делают стих ярче и богаче. К ним относятся эпитеты, метафоры, аллегории, олицетворение, гипербола и т.д. Также следует обратить внимание на стихотворный метр, которым написано стихотворение.

Существуют следующие стихотворные размеры: ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий

Рис. 1. Стихотворные размеры определения
  • В конце анализа необходимо выразить свое собственное мнение к прочитанному, рассказать, какие чувства вызвало данное произведение.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам научиться, как делать анализ стиха, для которого необходимо не только выделить основную тему и специфику стиха, но и обратить внимание на стихотворные размер и художественно-выразительные средства.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Михаил Казмерчук

    5/5

  • Саша Головнин

    5/5

  • Galina Kravtsova

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 841.


А какая ваша оценка?

При анализе поэтического текста нужно выражать собственную точку зрения, обосновывать выводы после прочитанного, используя цитаты из произведения и литературоведческие термины. Исследование стихотворения – целостная, подробная интерпретация.

Анализ стихотворения - творческая индивидуальная работа
Анализ стихотворения – творческая индивидуальная работа

Подробный план анализа стихотворения

1. Автор и название. Информация о поэте, заглавие лирического произведения.

2. История создания. Дата и место написания стихотворения, события, побудившие автора к созданию текста.

3. Жанр. Жанровое своеобразие поэтического произведения.

  • Баллада – рассказ исторического, мифического, героического характера в поэтической форме. Тематически связана с фольклорными преданиями, народными легендами.
  • Гимн- лирическая песнь, восхваляющая, прославляющая государственное единство.
  • Дума – поэтический текст в виде размышлений на философские, патриотические, исторические, нравственные темы.
  • Лирическое стихотворение – рифмованный поэтический текст на разные темы (описание природы, чувств и эмоций лирического героя).
  • Ода – торжественное стихотворение, восхваляющее государственного деятеля, историческое событие, страну.
  • Послание – письмо в стихах, обращенное к конкретному человеку.
  • Поэма – поэтическое произведение с развернутым сюжетом, описанием внутренних переживаний лирического героя.
  • Романс – небольшое стихотворение на любовную тематику, предназначенное для исполнения под музыкальное сопровождение.
  • Сатира – стихотворение, обличающее человеческие пороки, общественные явления.
  • Сонет – поэтический текст, состоящий из 14 стихов.
  • Эпиграмма – лирическое произведение, остроумно высмеивающее общественное явление, конкретного человека.
  • Элегия – грустное, печальное стихотворение с философскими размышлениями о сложных жизненных проблемах.

4. Тема, основная мысль. О чем, каком явлении/событии идет речь в стихотворении. Формулировка собственного понимания основных мыслей, чувств, переживаний автора.

5. Образ лирического героя. Позиция автора в поэтическом произведении: автор-рассказчик или наблюдатель, когда повествование ведется от третьего лица. Описание настроения лирического героя (радостное, грустное, тревожное, восторженное и др.).

6. Композиция. Смысловое разделение лирического текста на части. Описание содержания каждого четверостишия стихотворения.

7. Средства художественной выразительности.

  • Аллегория – описание отвлеченного понятия через конкретные осязаемые предметы или образы: Лиса – «хитрость», Заяц – «трусость».
  • Анафора – многократное повторение слов, сочетаний в начале стиха: «Жди, когда снега метут,/ Жди, когда жара,/ Жди, когда других не ждут…».
  • Антитеза – противопоставление, контраст: «Они сошлись. Стихи и проза, вода и пламень…».
  • Гипербола – художественное преувеличение размера, силы, значения для усиления впечатления: «Море слез», «пир горой», «не виделись сто лет».
  • Инверсия – нарушение установленного порядок слов в предложении: «Белеет парус одинокой/ В тумане моря голубом…».
  • Лилота – художественное преуменьшение величины, силы: «Младший сын был ростом с пальчик…», «Жизнь человека – один миг».
  • Метафора – скрытое сравнение по сходству: «Горит восток», «Зимы последние кусочки…».
  • Олицетворение – перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы: «Отговорила роща золотая…», «Ясный воздух сам робеет…».
  • Оксюморон – сочетание несочетаемого (контраст): «Мертвые души», «живой мертвец».
  • Риторические вопросы, восклицания, обращения – художественные фигуры речи для усиления внимания, не требующего ответа от читателя: «Что стоишь, качаясь, тонкая береза?», «О времена, о нравы!», «Куда вы рветесь, думы, постоянно…».
  • Сравнение – сопоставление одного предмета/явления с другим: «Анчар, как грозный часовой…», «Лес, точно терем расписной…».
  • Эпитет – образное определение: «Грустная береза», «таинственный свет».
  • Эпифора – многократное повторение концовки: «Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твое – это наше горе, Родина. Правда твоя – это наша правда, Родина».

8. Значение произведения в творчестве поэта. Место стихотворения в литературной деятельности автора.

9. Личные впечатления. Собственное отношение к стихотворению, выражение мыслей, переживаний, возникших после прочтения.

Интерпретация поэтического произведения – единый структурированный текст. Для полного понимания рекомендуется изучить биографию автора, познакомиться с другими творческими работами лирика. Каждый пункт плана – отдельный абзац. Совместить можно тему, идею, настроение стихотворения, чувства автора. Каждая мысль должна подтверждаться отрывком из лирического произведения.

Анализ стихотворения - цельный текст!!!
Анализ стихотворения – цельный текст!!!

Подписывайтесь на мой канал! Вас ждут ежедневные литературные подборки, обзор бестселлеров и анализ стихотворений!

Разбираем порядок проведения анализа стихотворения на примере

Со стихотворениями люди чаще всего сталкиваются в школьные времена, когда им приходится много читать и учить, есть посвященный подобным произведениям отдельный предмет (чтение, литература). Но несмотря на столь узкое восприятие, стихи продолжают жить, рождаться и публиковаться до сих пор. На практике чаще всего с ними сталкиваются филологи, лингвисты, а также всевозможные издательства (корректоры, редакторы). Сегодня мы расскажем, как проводить анализ стихотворения.

Что это такое?

Анализ стихотворения представляет собой особый процесс по изучению художественного, лирического или иного поэтического произведения с целью констатации и вникания в его суть, выделения общих и специфических (авторских) черт, отдельных характеристик стиха.

Миссия анализа стихотворения очевидна:

  • Облегчает восприятие сути и основной мысли автора, предоставляя ответ на вопрос: «О чем говорится в стихотворении? Каков его смысл?»;
  • Позволяет подчеркнуть общие стихотворные каноны, их соблюдение, а также выделить «авторскую позицию и черты» — слог, выдержка, эпоха, авторские особенности (отдельные фразы свойственные конкретному человеку, интонация, тематика и пр.) и пр.;
  • Выделить средства выражения эмоций, краски, то есть подчеркнуть приемы, посредством которых автор решил донести до читателя основную мысль, подчеркнуть конкретные детали и пр.;
  • Исследовать общую композицию стиха и сложность его чтения, восприятия, наполнение и особенности, свойственные эпохе, автору и пр.;
  • Оценить «звуковой рисунок», исследовать стих на интуитивном или фантазийном (ассоциативном) уровне и пр.

Таким образом, анализ стихотворения призван приблизить читателя к задумке и основной мысли автора, которую он хотел донести до целевой аудитории столь необычным способом.

Этапы проведения анализа стихотворения

Этапы проведения анализа стихотворения

Вспомните себя во время чтения стиха: читается и запоминается произведение легко (благодаря рифме), но такая форма подачи нередко усложняет его понимание. Человек легко запоминает последовательность слов благодаря красивым сочетаниям слов, но сути текста не понимает. Анализ стиха позволяет читателю или аналитику разобраться во всех деталях и нюансах.

Кому и зачем необходимо проводить анализ стихотворения?

Анализ стихотворения – это уникальная миссия, которую целесообразно проводиться не только читателю, но и самому автору, издательству или иным экспертам и пр. В каждом случае реализация простого алгоритма будет преследовать конкретную цель: оценить, изучить, выделить особенности, понять замысел и пр.

Зачем автору анализировать собственное произведение (будь то стихотворение, пьеса, рассказ и пр.)?

Во-первых, с помощью анализа создатель сможет определить, насколько легко читается и как воспринимается его произведение. В данном случае он может выделить проблемные участки, слова и доработать их. Во-вторых, автор по мере вычитки своего шедевра сможет понять, удалось ли ему раскрыть суть, достаточно или не много ли в нем средств выражения, переносных слов и «прочей вуали», чего не хватает произведению, заметна ли его индивидуальность и пр. В-третьих, анализ стихотворения – уникальный шанс исправить ошибки, откорректировать текст согласно нормам русского языка, заменить сложно воспринимаемые фразы или категории на более простые, привычные и уместные части.

Таким образом, самоанализ стихотворения для автора играет неоднозначную роль. С одной стороны, он позволяет ликвидировать изъяны, нестыковки, нюансы. С другой – не каждый создатель увидит огрехи или иные нюансы в своем детище. Но в любом случае, исследование стихотворения призвано улучшить его визуальный вид, упростить знакомство с ним и его осмысление, понимание.

Кто может проводить анализ стихотворения?

Кто может проводить анализ стихотворения?

Зачем редакторы, корректоры и издательства анализируют стихотворения?

Написанный стих не должен пылиться в копилке автора, на книжной полке. Чтобы о произведении узнало общество, важно обнародовать его, направив ив соответствующее издательство. В этом случае без анализа произведения также не обойтись, ведь публикации подлежат лишь корректные, грамотные, осмысленные (то есть с конкретной идеей, позицией и пр.) тексты, не противоречащие законам авторской этики, правилам русского языка и пр. Данный шаг предстанет в виде допубликационной рецензии.

В данном случае исследовать стихотворение будут квалифицированные специалисты – дипломированные филологи и лингвисты. Их задача состоит в следующем:

  • Констатация жанра и общих правил стихотворного ритма и жизни: определение слога, стиля, основного смысла произведения и его соответствие ситуации и нормам (не является ли он призывам к войне или иным злодеяниям, не нарушает ли он правил цензуры и авторской этики, плагиат и пр.);
  • Определение индивидуальных черт произведения, свойственных конкретному автору: выделение специфичных приемов и слов, интонации и эмоций и пр.;
  • Анализ текста на грамотность: полный лингвистический анализ (лексический, орфографический, морфологический, фонетический и пр.) с выделением общих и индивидуальных черт – звуковой ряд, ассоциации, сложности чтения и восприятия и пр.;
  • Соответствие стихотворения политике редакции: направление, стиль, характер, наличие подходящей рубрики или колонки, его оформление и пр.

Анализ стихотворения со стороны редакторов и корректоров позволяют автору увидеть ранее незамеченные им нестыковки, неурядицы и огрехи, повысить качество текста и выделить его особенности, упростить процесс знакомства и восприятия с ним, определить роль и место произведения в творческой, профессиональной и личной жизни создателя, а также определить степень соответствия произведения заявленным требованиям и правилам конкретного издательства и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Анализ стихотворения читателем

Исследование стихотворного произведения со стороны читателя и получение его оценки позволяет установить следующие моменты:

  • Степень легкости прочтения текста и наличие в нем непонятных или сложных моментов: отдельных слов и фраз, предложений, усложняющих факт знакомства или восприятия информации;
  • Понимание сути стихотворения: насколько читателю ясен общий контекст прочитанного произведения, какие моменты остались неразъясненными, о чем говорится в заявленном материале (какое событие/явление описывается);
  • С чем у читателей ассоциируется стих и корректность его ассоциативного и реального восприятия;
  • Какие черты и моменты выдают принадлежность стиха к конкретному автору: интонация, эмоции, выражения, приемы и пр.;
  • Чем запомнился стих целевой аудитории, какой вклад привнес: на чем он акцентирует внимание, яркие фразы и запоминающиеся моменты и пр.

Анализ стихотворения со стороны целевой аудитории или читателей позволяет понять корректность и простоту изложения мыслей автором, степень легкости его прочтения и восприятия, необходимость корректив для донесения до общества сути и пр.

Данное действие позволяет разобраться в сути зарифмованного текста, определить его контекст и особенности, яркие моменты и нюансы, а также понять: понравился ли стих социуму, почему и пр.

Таким образом, анализ стихотворения позволяет определить основной замысел автора, констатировать задействованные им приемы и обороты для раскрытия контекста, определить общие литературные черты и индивидуальность произведения/автора, выявить сильные и слабые стороны произведения для дальнейшего совершенствования.

Анализ стихотворения посильно проводить, как самому автору, так и целевой аудитории, а также дипломированным экспертам по части филологии, лингвистики и пр. В любом случае результаты аналитической мысли позволят определить сильные и слабые стороны произведения, необходимость корректив.

Классификация методов анализа стихотворения

Анализ стихотворения – это конкретная последовательность действий по констатации отдельных сторон соответствующего произведения. На практике нет единой или общей траектории по исследованию стихотворного текста. Каждый читатель, эксперт подбирает или вырабатывает собственный алгоритм по оценке представленных ему материалов.

Вид анализа Специфические черты Аналитик
Внешний Изучение условий создания произведения, сведений об авторе, изучение особенностей стилей/жанров Любой индивид
Внутренний Изучение структуры и содержания стихотворения, его особенностей Автор

Читатель

Издатель

Корректор/редактор

Общий Изучение текста в целом с целью получения впечатлений о нем Любой пользователь
Построчный Выявление специфических черт в составе стиха Опытный пользователь

Читатель

Критик

Рецензент

Лингвистический Выявление структурных, орфографических, стилистических, грамматических, синтаксических, фонетических и морфологических особенностей произведения Лингвист

Филолог

Редактор

Корректор

Опытный рецензент

Сюжетно-ролевой Констатация тематики, сути стихотворения основной идеи, главных героев/образов и тенденций Любой пользователь
Жанрово-слоговой Определение жанра, стиля, слога, рифмовки Филолог

Лингвист

Критик

Рецензент

Редактор/издатель

Самыми распространенными видами анализа стихотворной мысли являются:

  • Внутренний и внешний анализ произведения в целом. Внутренний анализ предполагает определение основного замысла – о чем хотел сказать автор, какое событие/явление/объект он описывает и пр. Внешнее изучение текста будет связано больше с «окружением произведения» и его местом в жизни автора: в какой период и на фоне каких событий он создавался, что стало причиной его появления, краткая история его зарождения и пр.

Обратите внимание, внутренний анализ стихотворения предполагает работу с готовым произведением (то есть непосредственно со стихом), а внешний – исследование условий его появления, определение места в жизни создателя и пр. (то есть «окружение»);

  • Общий и построчный. В первом случае анализ стихотворного текста производится в общем для констатации цели (замысел – о чем хотел сказать автор), эмоциональных и изобразительных приемов (общее настроение и характер произведения) и пр. В рамках построчного исследования стихотворения производится изучение каждой фразы, строки с констатацией в ней лингвистических, лексических особенностей, анализа рифм и звукоряда и пр.
  • Грамматический и лексический. Грамматическое исследование стиха предполагает сравнение изложенного материала с действующим и нормами языка, выявлением и обоснованием отступлений от них (для определения ошибки или «авторской позиции и оригинальности»). Лексический анализ текста предполагает определение особенностей словарного запаса и выражения эмоций, настроения автора, его замысла: какие слова преобладают (современный сленг, использование просторечных или устаревших оборотов и пр.). С помощью данных видов аналитики и эксперты определяют особенности стиха, «мировоззрение» автора, словесные формы передачи информации и окраски.
  • Анализ приемов, задействованных в стихотворении для передачи эмоций, особенностей ситуации, главного героя и пр. В этом случае происходит выделение отдельных моментов из общего контекста с определением их характера, принадлежности к конкретной категории литературной интерпретации: метафоры, эпитеты, гиперболы и пр.
  • Жанровый и слоговый анализ. Миссия первого вида определить принадлежность текста к конкретному жанру и стилю произведения: лирическое, прозаическое, художественное, романс, сонета, гимн и пр. При этом важно обосновать принадлежность произведения к конкретному стихотворному жанру с выделением соответствующих черт. Слоговый анализ позволяет определить его соотносимость с общепринятыми формами слога, то есть порядка изложения мыслей, ударения на конкретных словах и пр. В этом случае следует анализировать звуковой и словесный ряд стиха, рифмовку и пр.

Указанные виды – далеко не единственные в своем роде. Важно отметить что каждый из ни нацелен, как на всеобщий анализ и оценку произведения, так и на выявление индивидуальных черт, особенностей и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Общая схема проведения анализа стихотворения

Каждый читатель, эксперт и автор самостоятельно выбирает траекторию анализа стихотворения с учетом уровня собственной подготовки и цели столь важного мероприятия: для выделения особенностей, понимания замысла, определения индивидуальных черт и пр.

В общем контексте алгоритм проведения анализа стихотворного произведения можно представить в виде следующей последовательности.

Шаг №1. Изучение истории зарождения и создания стихотворения, сведений об авторе. На данном этапе важно констатировать, кто является автором произведения, его репутация и творчество (общий характер: какие произведения писал ранее, о чем они, особенности его стихотворений и пр.). Особый акцент делается на исследуемом стихотворении: наименование, историческая справка (в какой период он был создан, что ему предшествовало, какие события в жизни автора повлекли рождение произведения и пр.). Данный этап реализуется с учетом возможностей аналитика: возможен сбор вторичной информации, встреча и беседа с создателем текста и пр.

Шаг №2. Место и роль стихотворения в жизни автора. В данном случае важно знать дату или период создания произведения и владеть информацией о событиях, происходящих в это время в жизни автора: что его подтолкнуло или вдохновило на создание шедевра, что его окружало в момент написания. Не менее важно отметить характерные и нехарактерные для автора черты, очевидные ил проявляющиеся в стихотворении. Для определения места в творческом пути важно владеть общими сведениями о развитии творчества поэта, его работах в целом, как отразился стих на его жизни (до и после публикации) и пр.

Классическая схема проведения анализа стихотворения

Классическая схема проведения анализа стихотворения

Шаг №3. Определение жанра и тематики произведения. В рамках этого шага исследователю или читателю предстоит определить, о чем говорится в стихотворении (анализ заглавия и содержания), выделить главного героя или образы, общее настроение текста. Для констатации жанровой принадлежности важно располагать соответствующими знаниями относительно черт, свойственных конкретному стилю и виду, а также выделить их в произведении (для обоснования).

Здесь же уместно выделить проблему произведения: о чем рассуждает автор, что выдвигает на обозрение публике, над чем заставляет задуматься и пр.

Шаг №4. Разбор стихотворения по частям, составляющим и пр. В данном случае важно сделать переход от общего анализа текста к тотальному изучению его особенностей. На этой стадии уместно анализировать стих по строкам или строфам, выделяя средства выражения и эмоции, обороты, лексические/стилистические/фонетические и иные особенности, анализ рифм, слоговой ритм и пр.

Шаг №5. Анализ композиции, сюжета и главного героя/образа. Здесь исследователь переходит к изучению основных моментов произведения, выделяя последовательность изложения, описание главного героя и его окружения, особенностей действия и развития событий где они происходят и как и пр.), анализ общей картины и ее ярких элементов, их роль в произведении и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Анализ сюжета и композиции позволяет оценить не прост общи настрой автора, но и переходы: смену настроения в отдельных моментах, развитие темы, проследить последовательность действий и фактов, стройность стихотворения, его гармоничность определить легкость или тяжесть прочтения и восприятия и пр.

Шаг №6. Лингвистический анализ текста стихотворного произведения. Здесь читатель или эксперт будет оценить непосредственно наполнение произведения терминами и словами, средствами выражения, построение предложений, способы рифмовки, частоту использования различных средств выражения, особенности включения отдельных слов (просторечные, устаревшие, слова с иным подтекстом и пр.). С помощью лингвистического анализа можно выявить именно словесный подход автора к теме, оригинальность его позиции, способов выражения, обосновать стилистическую и жанровую принадлежность работы и пр.

Пример анализа стихотворения

Пример анализа стихотворения
Пример анализа стихотворения (продолжение)
Пример анализа стихотворения (продолжение)

Шаг №7. Отношение или мнение читателя к произведению. В рамках финальной стадии важно отметить собственное мнение относительно изученного произведения: какое впечатление оно создает, такие чувства и эмоции вызывает, сложности прочтения и восприятия, понимание сути, находит ли отклик читатель и пр.

Анализ стихотворения принято оформлять в виде небольшого резюме или эссе, отзыва или рецензии, но с четким отражением каждого этапа и вывода по нему.

Рекомендации по проведению анализа стихотворения

Важно отметить, что нет единой комбинации или алгоритма по реализации анализа стихов. Каждый исследователь и читатель выполняет анализ в меру собственной подготовки, навыков аналитической деятельности. Поэтому последовательность и ход анализа может разниться.

Анализ стихотворения чаще всего носит субъективный характер, так как он подчеркивает частное мнение и отношение к произведению. Но при изучении множества подобных исследований можно сформировать общую картину относительно качества произведения, творческого пути автора, его достижений и пр.

Принципы проведения анализа стихотворения

Принципы проведения анализа стихотворения

Изучение и определение особенностей стихотворного произведения основывается на принципах посильности и доступности. Правило посильности означает, что каждый эксперт проводит анализ в рамках имеющихся у него знаний и компетенций. Принцип доступности предполагает изучение всех материалов, которые аналитик сумел найти и изучить. Не менее важно придерживаться канона достоверности – особенно в ходе исследования истории создания произведения и изучении творческого пути автора.

Анализ стихотворения на каждом этапе будет разбит на общий и частный. В рамках первого будет изучена общая картина, в рамках второго – выделены конкретные специфические черты отдельной части и произведения в целом.

В конце каждого шага аналитической мысли необходимо предоставить промежуточный вывод, где будет подчеркнуто выявленное сходство или индивидуальность, принадлежность к конкретному стилю/жанру/средству выражения и пр. При этом все заявления и умозаключения должны быть подкреплены доказательствами – выдержками из стихотворения и пр.

Анализ стихотворения должен подчеркивать основные черты и тенденции произведения, его достоинства и недостатки, а также личное мнение и отношение «аналитика» к нему, творчеству автора и пр.

Результаты исследовательской и аналитической мысли составителю целесообразно оформить в виде эссе или официального документа. Делается это преимущественно в научном или деловом, публицистическом стиле (форма может быть как свободной, так и утвержденной – например, в редакции принято готовить рецензии в научном стиле).

Если анализ стихотворения производится в рамках выполнения курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы студента филологического, лингвистического или педагогического профиля, то целесообразно подробно описать методологию анализа в теоретической главе, а в практическом разделе произвести непосредственный разбор с распределением каждого этапа на отдельные подпункты и пр.

Анализ стихотворения – это четко спланированная деятельность. Поэтому рекомендуется сначала выбрать соответствующий текст, затем спроектировать примерный план (что, как исследовать, в какой последовательности и пр.). Такой подход позволит произвести качественное погружение во все аспекты, понять произведение, выделить его характерные черты и грамотно выразить собственную позицию и отношение к нему в рамках принципа научной аргументации.

Анализ стихотворения – этапы анализа

Как самому провести анализ стихотворения?

Анализ стихотворения, является довольно непростой задачей, даже с учетом того, что часто предлагаются четкие алгоритмы анализа стихотворения. Но стихотворная речь вариативна и зачастую провести анализ основываясь на какой-то конкретной модели достаточно тяжело, всегда необходима некоторая степень импровизации, но предложить некоторую общую схему мы все-таки можем:

1) Напишите пару слов о личности автора стихотворения, доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

2) Определите жанр (эпитафия – посмертное, эпиграмма – сатирический портрет, элегия – грустное стихотворение чаще всего о любви, послание, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет, ода, лирическое стихотворение и т.д.) или выделите ведущую тему стихотворения: (любовная лирика – стихотворение о любви и чувствах. Пейзаж – описывается красота природы. Философия – автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия, Общественно-политическая – стихотворение посвящено социально значимым проблемам и.т.д.).

Сюжет – В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета – автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения, для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

3) После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

А) Выявим организацию поэтической речи. “Размер стихотворения”: 
– Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ – ударение на каждом втором слоге)
– Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
– Дактиль (‘_ _ _ )
– Амфибрахий (_ _’ _)
– Анапест (_ _ _’) и т.д. 
Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Б) Определим какую рифму использовал автор:
– абаб – перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки)
– аабб – парная (рифмуются 2 строки подряд)
– абба – кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я)

В) Проведем анализ лексики. Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:
– аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
– эпитеты – художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
– ирония – скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
– гипербола – художественное преувеличение;
– литота – художественное преуменьшение;
– метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
– олицетворение – троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
– сравнение – процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Г) Проведем анализ синтаксиса. Выявим специальные синтаксические средства – стилистические фигуры:
– повторение
– инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
– умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен додумать ее сам.
– риторический вопрос – риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
– риторическое обращение – стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
– риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Д) Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:
– аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
– ассонанс – повторение гласных звуков;
– анафора – единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
– эпифора – противоположность анафоры – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

4) В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом.

Что такое анализ стихотворения?

Анализ стихотворения — один из важнейших навыков, необходимых, в первую очередь, студентам средних и высших учебных заведений, чья специализация связана с филологией, журналистикой, литературоведением, библиотечным делом или сценарным мастерством.

Современным учащимся средней школы приходится не сладко… Особенно, когда речь заходит о русской литературе, неотъемлемой частью которой является огромное наследие великих поэтов. Ведь именно по этим произведениям ученикам и задают делать всевозможные анализы. И, зачастую, школьники совершенно не понимают, что от них требуется, когда в качестве домашнего задания им поручают сделать фонетический или сравнительный анализ композиции поэтического текста любимого стихотворения или же выявить основные изобразительные и выразительные средства какого-нибудь лирического стихотворения.

Кроме того, с каждым годом усложняются и правила сдачи Единого Государственного Экзамена для учащихся общеобразовательных школ, так что старшеклассники также должны обладать этим навыком. В данной статье дан план и подробный разбор всех пунктов анализа стихотворения.

Разумеется, для выполнения этого задания просто необходим план, схема или алгоритм для составления комплексного сравнительно-сопоставительного анализа или разбора заданного произведения. Вариации анализов просто поражают воображение подрастающего поколения, ведь среди них можно встретить: краткий, полный, подробный, школьный, структурный, лингвистический, лингвостилистический, лингвопоэтический, идейно-тематический, лирический и даже имманентный анализы.

План анализа

Безусловно, разные учебные заведения и разные педагоги могут предъявлять немного отличающиеся друг от друга требования по анализу, однако примерный план таков:

  • Автор, название и история создания произведения.

  • Анализ формы стихотворения.

  • Какой используется размер стиха?

  • Какие используются рифмы?

  • Какова структура (количество и расположение строф и строк) стихотворения?

  • Какие литературные приемы, художественно-выразительные средства (тропы) используются в произведении?

  • Каковы жанр (форма) стихотворения и его литературное направление?

  • Анализ содержания стихотворения.

  • Какое значение имеет название произведения?

  • От какого лица идет повествование? Кто он, лирический герой?

  • Каковы тема, идея и основная мысль произведения?

  • Есть ли в тексте незнакомые слова или выражения? Что они означают?

  • Каков общий тон стихотворения? Какими эмоциями оно пропитано?

  • Каков его сюжет? О чём оно?

  • Есть ли в тексте какие-то закономерности и повторения слов, фраз, идей?

  • Ваше личное субъективное мнение о стихотворении: понравилось или нет? И почему?

С чего начать?

Как ни странно, начать нужно не с первого пункта плана, а просто с внимательного, вдумчивого, неоднократного прочтения стихотворения. Для этого нужно иметь под рукой текст стихотворения, напечатанный на бумаге, но лучше не в книге, чтобы можно было делать различные пометки. Если же текст в книге — используйте простой карандаш, который затем можно стереть.

Сначала стихотворение лучше прочитать про себя — именно внутренним голосом мы лучше всего улавливаем текст. Параллельно можно подчеркивать карандашом непонятные слова, интересные выражения, зацепившие вас мысли. Не нужно сразу пытаться понять всю суть и посыл произведения — это лишь первое ознакомление.

Второе прочтение необходимо сделать уже вслух — без какого-то особенного выражения, своим обычным голосом. Паузы и смену интонаций делать только интуитивно.

А вот на третий раз можно прочитать стихотворение так, как вам кажется, оно должно звучать: интонационно, ритмически, по настроению, скорости и громкости. Помните: поэзия — очень субъективная вещь, как и все виды литературы и искусства вообще, ваше прочтение не может быть правильным или неправильным, оно — только ваше, разные люди слышат, читают и понимают одно и то же стихотворение совершенно по-разному, в силу возраста, воспитания, образования, жизненного опыта и множества иных немаловажных факторов.

Можно прочитать произведение и четыре, и пять раз, если вы чувствуете, что это вам необходимо. После этого можно начинать непосредственно анализ по плану.

Также, от учеников может потребоваться найти художественные и выразительные средства, образы и приемы, которыми пользовался автор произведения. Ведь именно использование средств художественной выразительности позволяет создавать по-настоящему великие стихотворения! Восприятие, истолкование, оценка и определение размера обычно завершают план анализа поэтического текста. И, кстати стоит отметить, что многие ученики делают одну довольно распространённую ошибку, называя стихотворение стихом. Не стоит забывать, что стих — это всего лишь одна строчка стихотворения.

История создания произведения

Каждое стихотворение — это определенный период в жизни и творчестве поэта и отражение того времени, в которое он жил и писал. Вспомните саму личность автора, основные факты его биографии. Когда было написано стихотворение? Где именно? В какой стране, в каком городе? Какие исторические или личные события стали фоном для его создания? Чему оно посвящено?

Например, все знают, что знаменитое стихотворение «На смерть Поэта» было написано М. Ю. Лермонтовым сразу после смерти А. С. Пушкина, и явило собой болезненный, эмоциональный монолог раненой души.

Размер стиха

После изучения истории написания приступайте к исследованию стихотворной формы. В первую очередь, конечно, определяется размер стиха. Существует пять основных размеров (стоп):

  • хорей (два слога в стопе, ударение при этом ставится на каждом первом, например: бу-ря-мгло-ю-не-бо-кро-ет…);

  • ямб (два слога в стопе, ударение при этом на каждом втором, например: мой-дя-дя-са-мых-чест-ных-пра-вил…);

  • дактиль (три слога в стопе, ударение при этом на каждом первом, например: ту-чки-не-бес-ны-е-веч-ны-е-стран-ни-ки…);

  • амфибрахий (три слога в стопе, при этом ударение на каждом втором, например: на-се-ве-ре-ди-ком-сто-ит-о-ди-но-ко…);

  • анапест (три слога в стопе, при этом ударение на каждом третьем, например: о-вес-на-без-кон-ца-и-без-кра-ю…).

Безусловно, существуют и другие, более сложные стихотворные размеры, но они, как правило, не встречаются в стихах, предлагаемых школьникам и студентам для анализа.

Для определения размера берут самую первую стихотворную строку, впрочем, если вы возьмете вторую, пятую или десятую, результат будет тем же. Строку необходимо разделить косой чертой на интонационные слоги, а затем поставить ударения на тех слогах, которые выделяются при чтении. После этого становится виден вид стопы.

Рифмы

Если условно поделить стихотворение на четверостишия, можно выделить три основных вида рифмы:

  • параллельная, или последовательная (ААББ);

  • кольцевая, или обрамляющая (АББА);

  • перекрёстная, или «крест на крест» (АБАБ).

Однако не каждое стихотворение делится на четверостишия. Бывают строфы-двустишия, строфы-пятистишия, строфы-шестистишия, а знаменитая «пушкинская», или «онегинская» строфа и вовсе состоит аж из четырнадцати, и способ рифмовки там тоже особый.

Структура

Поэт может преследовать разные цели, разделяя свое стихотворение на строфы с разным количеством строк или оставляя его единым, сплошным текстом. Чаще всего, в анализе просто требуется указать, сколько строф в стихотворении и по сколько в них строк (например: 1-я и 4-я строфы — по 2 строки, 2-я и 3-я строфы — по 4 строки).

Литературные приёмы, художественно-выразительные средства

Для анализа обычно требуется указать название тропа, строку, в которой он используется, а также авторский замысел в использовании данного приема. Количество тропов доходит до нескольких сотен, но некоторые из них особенно известны и используются чаще других.

Сравнение — художественно-выразительное средство, знакомое с детства, когда два предмета, явления, события, человека, чувства сопоставляются друг с другом по какому-то признаку. Есть также особый вид сравнения — метафора, когда сравнение подается в завуалированной форме.

Например: «он нужен был толпе, как чаша для пиров» у Лермонтова — это сравнение. А «пара лебедей в золото волос моих ныряют» у Есенина — это метафора, причем двойная: руки сравниваются с лебедями, а рыжие волосы — с золотом.

Литота и гипербола — это преуменьшение и преувеличение каких-то свойств или явлений. Например, «мальчик с пальчик» и «мужичок с ноготок» — это литоты, а «напугать до смерти» и «сто лет не виделись» — это гиперболы.

Олицетворение — наделение неживого предмета человеческими чувствами и эмоциями. Например, «белеет парус одинокий»: парус, конечно, это всего лишь тканевое полотнище, оно не бывает одиноким, но в этом знаменитом стихотворении обретает свойственные человеку чувства.

Инверсия — изменение привычного и нейтрального порядка слов в строке. Например, «скоро получишь ответ ты» у Высоцкого в обычном, не инверсированном варианте, звучало бы как «скоро ты получишь ответ».

Эпитеты — устойчивые прилагательные или причастия, применяемые для обозначения признака предмета или свойства человека, например: добрый молодец и красна девица, белая березонька, ясно солнышко, синее море и др.

Оксюморон — сочетание явлений, которые обычно противопоставляются, например: «живой труп». Оксюмороном может быть и имя собственное: герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Лев Мышкин — отличный тому пример.

Аллегория, или иносказание — перенесение свойств одного человека или явления на что-то другое. Особенно часто аллегория используется в баснях и притчах. Например, практически все персонажи басен И. А. Крылова — аллегории на человеческие образы и человеческие пороки.

К тропам иногда относят синонимические, антонимические, омонимические выражения в тексте, а также неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, которые употреблены автором для создания определенного настроения или подражания какой-то эпохе.

Жанр и литературное направление

Изучив историю произведения в контексте эпохи и творческого пути автора, проведя анализ размера и рифмы, обозначив литературные приемы, можно довольно легко определить форму стихотворения, например:

  • сонет;

  • ода;

  • поэма;

  • баллада;

  • белый стих;

  • эпическая поэма;

  • элегия;

  • эпитафия;

  • эпиграмма и др.

В самую последнюю очередь определяется литературное направление: это могут быть знаменитые стихи «золотого века» поэзии — классицизм, романтизм или сентиментализм, или вычурные и изящные «серебряного века» — символизм, акмеизм, футуризм, а также многие другие.

Анализ содержания

Когда анализ формы закончен, необходимо приступать к самому сложному — к анализу содержания стихотворения. Для этого придётся ответить на следующие вопросы:

  • Какое значение имеет название произведения? Чаще всего, давая название, автор преследует определенные цели: хочет сразу задать тон, дать читателю какую-то ассоциацию. Заметьте: иногда поэт не дает стихотворению авторского названия, и тогда его принято называть по первой строке. Задумайтесь, почему так происходит?

  • От какого лица идет повествование? Это может быть первое лицо (я, поэт), второе (он, она, оно) или третье (ты, вы, читатель). Кто он — лирический герой? Это человек? Животное? Олицетворенный предмет? Время года? Чувство? Эмоция? Явление?

  • Каковы тема, идея и основная мысль произведения? Тема — это объект художественного взгляда автора. Например, природа. Идея — это проблематика, на которую он обращает внимание. Например, экологическое состояние лесов. Основная мысль (в театральной среде ее также называют сверхзадачей) — это то, к чему должен прийти читатель. Например, что лес надо беречь.

  • Есть ли в тексте незнакомые слова или выражения? Что они означают? Их лучше взять на карандаш при первом же прочтении, а потом найти в словарях их значение.

  • Каков общий тон стихотворения? Какими эмоциями оно пропитано? Что это — юмористическая зарисовка, описание природы, любовные переживания?

  • Каков его сюжет? О чём оно? Безусловно, часть стихотворений не может быть сюжетно пересказана, ведь мы не всегда можем пересказать какие-то абстракции, эмоции и чувства, но если это возможно — стоит обратить на это внимание.

  • Есть ли в тексте какие-то закономерности и повторения слов, фраз, идей? Если да, то какие цели преследует автор, используя этот приём?

Помимо разбора и анализа стихотворений, школьная программа также подразумевает и сочинения. Они могу т быть на тему любви к женщине, глубокой любви к родине, любви и дружбы; о природе: осень, зима, первый снег; социальныой тематики: родина и народ, свобода и закон, поэт и поэзия, города и судьба народа, одиночество; по теме великой отечественной или гражданской войны, России, революции. В любом случае, если вас мучает вопрос: «где можно найти анализ стихотворения на урок литературы» или вам срочно нужно скачать бесплатно и без регистрации сочинение реферат или ГДЗ, то вы на верном пути! Удачи вам и успехов в учёбе!

Субъективное мнение

Завершив анализ формы и содержания, необходимо сделать вывод и высказать собственное субъективное мнение. Отозвалось ли это стихотворение какими-то чувствами и эмоциями в вас лично? Перекликнулось ли с какими-то событиями вашей жизни? Понравилось ли? Поняли ли вы его глубинный смысл и согласны ли с авторским посылом?

Добавить комментарий