Как можно найти сложные предложения

Сложное предложение – это какое? Части, образец и примеры. Как его составить, указать, записать, выписать? Русский язык, 5 и 9 класс, тема и конспект урока. Грамматическая основа сложного предложения. Их виды: сложносочиненное и сложноподчиненное, союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях: как ставить запятые?

Предложение – это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.

У предложения есть грамматическая основа – подлежащее и/или сказуемое.

Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами – сложными.

Содержание

сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью – то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.

Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.

Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.

Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений – примеры

    В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)

    Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)

    Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)

    Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)

    Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение, необходимо:

    Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).

    Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:

    Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
    Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
    Первая грамматическая основа – река не замерзла. Вторая – волны чернели.

    Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

    Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки – однородные подлежащие, играли и веселились – однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

и, да, ни… ни

а, но, однако

или, либо, или… или,

да, да и, тоже, также

то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь

Между двумя назывными предложениями:
Хриплый стон и скрежет ярый.

Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
Это кто такие и что им надобно?

Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.

Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

Подробнее о пунктуации в сложносочиненных предложениях.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».
В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.

Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
Я бы тоже желал знать почему.

Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
Позвонят – расспроси кто и зачем.

Подробнее о пунктуации в бессоюзных предложениях.

Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами

Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.

О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения

О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие

О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке

Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке

10 примеров сложных предложений из русской литературы

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.
А.П. Чехов. «Три сестры»

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
И.А. Бунин. «Темные аллеи»

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра.
А.П. Платонов. «Чевенгур»

Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую
В.В. Набоков. «Дар»

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку – найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.

Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.

Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.

5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Во­лын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

8) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз – «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.

4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.

5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.

8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.

9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз – «что».

Сложное предложение — это синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно с помощью сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.

Узнаем, что такое сложное предложение в русском языке, какие виды сложных предложений существуют в зависимости от синтаксической связи между их частями.

Что такое сложное предложение?

Основной единицей речи является предложение. Уточним, что называется предложением в русском языке.


Определение

Предложение — это грамматически оформленное соединение несколько слов, обладающее смысловой и интонационной завершенностью.


Отдельные слова говорящий объединяет в одно высказывание, чтобы выразить какую-то мысль, передать её другим. С помощью предложения можно сообщить информацию, оформить вопрос или пожелание, просьбу, приказ.

В предложении слова самостоятельных частей речи приобретают такую грамматическую форму, которая позволяет выразить законченную мысль с помощью определенной интонации.

В небе пролетел серебристый самолёт.

Кто прочитает это стихотворение?

Позвони мне сегодня вечером, пожалуйста!

Это простые предложения, которые имеют одну грамматическую основу, — подлежащее и сказуемое или только один главный член предложения.

Простые предложения могут объединяться в более сложные синтаксические конструкции, которые насчитывают в своем составе несколько простых предложений. Тогда по отношению к ним следует употребить термин «сложное предложение».

Сложное предложение это

Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, то есть соответственно из нескольких грамматических основ.

Откуда ни возьмись набежали тучки, и из них закапал неспешный дождь.


Определение

Сложное предложение — это два или несколько простых предложений, объединенных по смыслу и обладающих интонационной законченностью.


Простые предложения в составе сложного связываются между собой с помощью различных союзов или только интонацией.

В зависимости от вида связи между частями сложные предложения подразделяются на

  • союзные
  • бессоюзные

С этой точки зрения рассмотрим виды сложных предложений.

Виды сложных предложений

В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией.

Союзные предложения разделяются на два основных вида:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые.

Сложное предложение

Сложносочинённые предложения

Сложносочинённые предложения объединяют простые предложения, которые являются между собой синтаксически равноправными. Между ними существует сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:

  • соединительных (и, да, тоже, также, ни…ни);
  • противительных (а, но, да=но, зато, только, же);
  • разделительных (или, либо, не то…не то, то…то).

Определение

Сложносочинённое предложение — это сложное предложение, в составе которого простые равноправные предложения соединены с помощью сочинительных союзов.


Примеры сложносочинённых предложений

Налетел ветер, и летят с деревьев разноцветные листья, кружась в осеннем хороводе.

В поле свежий ветер румянит щёки, в лесу тоже легко дышится среди сосен.

Сверкнула ослепительная молния, а затем раздался оглушительный удар грома.

Либо она скоро сама придёт, либо только позвонит.

Не то послышался писк какой-то птицы, не то скрипнула дверь.

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых предложений, но связь между ними  неравноправная. Одно предложение является главным, а второе зависимым от него, то есть придаточным.

Я помню, (что?) как в детстве мы бегали босые у реки.

Придаточных предложений может быть не одно, а несколько.

Определение

Сложноподчинённое предложение — это главное предложение и два или более придаточных предложений, связанных с ним по смыслу подчинительной связью.

В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы:

  • изъяснительные — что, чтобы, как, будто и пр.;
  • причинные — потому что, поскольку, так как и пр;
  • целевые — чтобы, для того чтобы, лишь бы и пр.;
  • временные — когда, лишь, как только, лишь только и пр.;
  • условные — если, раз, ли и пр.;
  • сравнительные — как, как будто, словно, подобно тому как и пр.;
  • уступительные — хотя, несмотря на то что, пусть, пускай и пр.;
  • следствия — так что, вследствие чего, в силу чего.

От главного предложения или одного слова в нём к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения.

Легкие волны качали жёлтые кувшинки, (какие?) которые были похожи на маленькое солнышко, упавшее в воду (придаточное определительное предложение).

Бессоюзные предложения

Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно. Между простыми предложениями нет союзов или союзных слов, а существует только смысловая и интонационная связь.

Бессоюзное предложение

В зависимости от смысловых отношений между простыми предложениями ставится либо запятая, либо тире, либо двоеточие.

Из-за леса встало золотое солнце, запели птицы, ожили города и посёлки.

Раздался удар грома — полил дождь как из ведра.

Существует мнение: Петербург похож на Венецию.

Сложные предложения с разными видами связи

В художественных текстах часто употребляются сложные предложения, в которых между простыми предложениями сочетаются все виды синтаксической связи:

  • сочинительная
  • подчинительная
  • бессоюзная.

Такие конструкции называются сложными предложениями с разными видами связи.

Наступила ночь, и из-за облаков вскоре показалась бледная луна, она залила окрестности бледным серебристым светом, который отразился на темной воде озера мерцающей дорожкой.

Как определить сложное предложение?

Можно понять, что предложение является сложным, если выявить в нем грамматическую основу. Если основа не одна, а их две и более, то предложение сложное.

Простое и сложное предложение

Тип сложного предложения выясним по сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.

Итак, действуем по алгоритму:

  1. подчеркнем подлежащее и сказуемое в простых предложениях;
  2. определим, есть ли союз (союзное слово) между предложениями;
  3. выясним, с помощью какого союза соединены предложения (сочинительного или подчинительного);
  4. сделаем вывод:
  • предложение сложносочиненное;
  • сложноподчиненное;
  • бессоюзное предложение.

Образец рассуждения

Маша увидела, как большая серая птица села на ветку берёзы.

В этом предложении две грамматические основы:

  • Маша увидела;
  • птица села.

Между двумя простыми предложениями существует подчинительная связь, которая выражена союзом «как». «Маша увидела» — это главное предложение. От слова «увидела» к придаточному предложению зададим вопрос что?

Это сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

Видео «Простое и сложное предложение»

Тест

Сложное предложение — это предложение, имеющее в своём составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Связь между частями сложного предложения может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).

Для примера приведем два сложных предложения:

  • Вы пообещали приехать, и мы очень обрадовались.
  • Алексей заранее отправился на почту, чтобы посылка с подарками дошла вовремя.

Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения

Сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчиненные) и бессоюзные.

  • Сложносочинённое предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью – то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
    Пример:
    Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.
  • Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
    Пример:
    Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.
  • Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
    Пример:
    Прозвенел звонок, дети зашли в класс.
  • Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
    Пример:
    Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений – примеры:

  • В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)
  • Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)
  • Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)
  • Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)
  • Собака лает, караван идёт. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение, необходимо:

  • Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).
  • Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:

  • Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
    Например:
    Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
    Первая грамматическая основа –
    река не замерзла. Вторая – волны чернели.
  • Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
  • Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки – однородные подлежащие, играли и веселились – однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

  • и, да, ни… ни
  • а, но, однако
  • или, либо, или… или,
  • да, да и, тоже, также
  • то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

  • Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь
  • Между двумя назывными предложениями:
    Хриплый стон и скрежет ярый.
  • Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
    Это кто такие и что им надобно?
  • Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
    Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.
  • Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
    Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример:
Он явился с известием, что лошади готовы.

  • Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
    Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.
  • Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
    Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».
    В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.
  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
    Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.
  • Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
    Я бы тоже желал знать почему.
  • Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
    Позвонят – расспроси кто и зачем.

В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.
Была без радости любовь, разлука будет без печали.
Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.

Сложное предложение

Тест на тему «Сложное предложение»

Вопрос № 1 Сложное предложение – это…

1. предложение, осложнённое однородными членами.

2. предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений.

3. предложение с прямой речью.

Вопрос № 2 Какое из записанных предложений является сложным?

1. Сбежали ручьи, зацвели ландыши.

2. Ручьи, сбегающие с горы, звенели.

3. Зацвели ландыши. напоённые сбегающими с горы ручьями.

Вопрос № 3 Какое предложение называется сложносочинённым?

1. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

2. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

3. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 4 Какое предложение называется сложноподчинённым?

1. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами

2. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

3. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 5 Какое предложение называется бессоюзным?

1. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами

2. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

3. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

Вопрос № 6 Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении?
После обеда туман рассеялся и выглянуло солнце.

1. Да, запятая нужна.

2. Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 7 Какой союз связывает части сложносочинённого предложения?
Местами зеленели небольшие кустики, да белели стволы карельских берёз.

1. разделительный

2. противительный

3. соединительный

Вопрос № 8 Какое из записанных предложений является сложноподчинённым?
1. Все уже были дома к моему возвращению.

2.Все уже были дома, когда я вернулся.

3.Все уже были дома, и я вернулся.

Вопрос № 9 Сложноподчинённое предложение состоит из:

1. главного и придаточного

2. двух равноправных между собой предложений

Вопрос № 10 В каком предложении части сложноподчинённого предложения связаны союзным словом?

1. Мой брат решил, что ему делать.

2. Мой брат решил, что поедет учиться.

Вопрос № 11 Определите вид подчинительной связи в предложении:
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

1. Однородное подчинение

2. Последовательное подчинение

Вопрос № 12 Какой вид связи отсутствует в данном предложении:
Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень, так что за­боры и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.

1. Союзная сочинительная

2. Союзная подчинительная

3. Бессоюзная

Сложное предложение


Сложное предложение

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1598.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1598.

Речь человека состоит из предложений, причем определить, о чем он говорит, зачастую можно, только найдя грамматическую основу этого предложения – подлежащее и сказуемое. Но что, если в предложении больше, чем одно подлежащее и сказуемое, если в нем говорится о разных предметах и явлениях? Ответ на этот вопрос даст очень важная тема, которую проходят в 3 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое сложное предложение и как с ним работать?

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух или более простых предложений. Они могут соединяться между собой с помощью союзов, таких как а, но, и, а могут быть объединены только интонацией, что на письме выражается с помощью знаков препинания.

Вот примеры сложных предложений.

  • Зима уже подходила к концу, а весна все не ощущалась.
  • Он был голоден, но этот голод нельзя было утолить.
  • Маша и Петя любили зверей, и мама отвела их в зоопарк.
  • Дождь все шел, лужи сияли в свете фонарей.

На этих примерах можно увидеть, какие есть виды связи в сложных предложениях.

По сравнению с простым предложением их структура действительно более сложная, поскольку они не просто говорят о нескольких предметах или явлениях, но и соединяются при этом в одно целое по смыслу и грамматически. Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут состоять только из грамматической основы или распространяться второстепенными членами.

Как сделать разбор сложного предложения

Чтобы составить схему сложного предложения, нужно сначала найти все его основы. Это поможет понять, сколько в нем частей, после этого можно будет найти, как они между собой связаны. Рассмотрим это на примере.

  • Ребята гуляли допоздна, потом пошел снег.

В этом предложении две основы (ребята гуляли, снег пошел), которые соединены между собой интонацией, что на письме отражается в виде запятой. Союза между этими частями нет.

В сложном предложении не обязательно должно быть строго две грамматических основы: их может быть три и даже больше.

В основном порядок частей в сложном предложении последовательный: сначала идет главная часть, за ней следует та, которая связана с ней по смыслу. В предложениях, которые связаны интонацией и представляют собой просто перечисление событий, часто нет главной и присоединенной части – их порядок можно поменять местами и смысл предложения от этого совершенно не изменится.

Это легко понять, если сравнить два сложных предложения с одинаковыми основами, которые просто переставлены местами:

  • Веет ветер, моросит дождик.
  • Моросит дождик, веет ветер.

Очевидно, что от перестановки частей смысл предложения совершенно не поменялся: оно рассказывает о погоде, описывая ее с разных сторон.

Такой принцип роднит сложные предложения с максимально простой структурой с примерами на сложение, где от перестановки мест не изменяется итоговая сумма, что говорит о том, что язык в какой-то степени математичен.

Алгоритм разбора любого предложения, в котором две и больше основ, одинаковый: нужно найти эти основы и определить, соединены ли они только интонацией, то есть знаком препинания, или в установлении связи между ними участвовал союз.

Заключение

Что мы узнали?

Определение сложного предложения само по себе достаточно простое: это такая единица языка, в которую входит не одна грамматическая основа, а несколько (как минимум две и больше). Эти части могут соединяться только интонацией (знаком препинания) или интонацией и союзом. Чтобы разобрать сложное предложение, нужно сначала найти все его основы, а потом определить, каким образом они соединены между собой. Это достаточно простой и понятный алгоритм.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Сергей Шарыпов

    10/10

  • Кувандык Эгамбердиев

    9/10

  • Zemfira Adilova

    10/10

  • Анна Сибилева

    10/10

  • Сергей Кондратьев

    5/10

  • Дарья Соловьева

    10/10

  • Ваня Бураченко

    10/10

  • Part Game

    10/10

  • Алексей Стерлядев

    10/10

  • Алина Фасхутдинова

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1598.


А какая ваша оценка?

Предложение – это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков – наличие предикативных частей.

По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию – коммуникативную.

Виды сложных предложений в русском языке

Сложные предложения с примерами

В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

С союзной связью С бессоюзной связью
Сложносочиненные Сложноподчиненные Бессоюзные
Тучки на небе становились все темнее, И вскоре разразился сильный дождь. Максимка стал засыпать, ПОЭТОМУ последних слов деда уже не слышал. Солнце поднималось выше, трава под его лучами уже достаточно обсохла.

Сложносочиненные предложения

Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

  • С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

Сложные предложения с примерами

Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться).

  1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада) между его частями.
  2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья).

Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Наличие главной и зависимой (придаточной) части – вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны.

В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

Сложные предложения с примерами

Виды придаточных в СПП

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

Тип придаточной Вопрос Средство связи Пример
Определительные Какой? Какой, который, чей, когда, что, где и др. У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.
Изъяснительные Падежные Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др. Михаил не понимал, как решить проблему.
Обстоятельственные Времени Когда? Как долго? Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др. Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.
Места Где? Куда? Откуда? Где, куда, откуда Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.
Причины Почему? Отчего? Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др. Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.
Следствия Что из этого следует? Так что К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.
Условия При каком условии? Если, когда (= если), коли, раз, в случае если Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.
Цели Зачем? С какой целью? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы, Фролов был готов на все, чтобы получить это место.
Уступки Несмотря на что? Вопреки чему? Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др. Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.
Сравнения Как? Подобно чему? Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы, Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.
Меры и степени До какой степени? Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.
Присоединительные что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

Спп с несколькими придаточными

Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

  1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
  2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
  3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

Сложные предложения с примерами

Бессоюзное сложное предложение

Главное отличие – части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений

  • Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
  • Части неравноправны, вторая:
  1. раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал);
  2. дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура);
  3. указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью).
  • Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:
  1. первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут уже никого нет);
  2. во второй неожиданный результат (Федор только разогнался соперник сразу остался в хвосте); противопоставление (Боль становится невыносимой ты терпи); сравнение (Посмотрит исподлобья Елену тут же огнем обожжет).

Сложные предложения с примерами

Сп с разными видами связи

Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения).

Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

Сложные предложения с примерами

Источник: https://www.syl.ru/article/172674/new_vidyi-slojnyih-predlojeniy-tablitsa-primeryi-osnovnyie-vidyi-slojnyih-predlojeniy

Сложное предложение

Речь человека состоит из предложений, причем определить, о чем он говорит, можно, найдя грамматическую основу этого предложения – подлежащее и сказуемое. Но что, если в предложении больше, чем одно подлежащее и сказуемое, если в нем говорится о разных предметах и явлениях? Ответ на этот вопрос даст очень важная тема, которую проходят в 3 классе.
Сложные предложения с примерами

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух или больше простых предложений. Они могут соединяться между собой с помощью союзов, таких как а, но, и, а могут быть объединены только интонацией, что на письме выражается с помощью знаков препинания.

Вот примеры сложных предложений.

  • Зима уже подходила к концу, а весна все не ощущалась.
  • Он был голоден, но этот голод нельзя было утолить.
  • Маша и Петя любили зверей, и мама отвела их в зоопарк.
  • Дождь все шел, лужи сияли в свете фонарей.

На этих примерах можно увидеть, какие есть виды связи в сложных предложениях. По сравнению с простым предложением их структура действительно более сложная, поскольку они не просто говорят о нескольких предметах или явлениях, но и соединяются при этом в одно целое по смыслу и грамматически. Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут состоять только из грамматической основы или распространяться второстепенными членами.

Чтобы составить схему сложного предложения, нужно сначала найти все его основы. Это поможет понять, сколько в нем частей, после этого можно будет найти, как они между собой связаны. Рассмотрим это на примере.

  • Ребята гуляли допоздна, потом не пошел снег.

В этом предложении две основы (ребята гуляли, снег пошел), которые соединены между собой интонацией, что на письме отражается в виде запятой. Союза между этими частями нет. В сложном предложении не обязательно должно быть строго две грамматических основы – их может быть три и даже больше.

В основном, порядок частей в сложном предложении последовательный: сначала идет главная часть, за ней следует та, которая связана с ней по смыслу. В предложениях, которые связаны интонацией и представляют собой просто перечисление событий, часто нет главной и присоединенной части – их порядок можно поменять местами и смысл предложения от этого совершенно не изменится.

Это легко понять, если сравнить два сложных предложения с одинаковыми основами, которые просто переставлены местами:

  • Веет ветер, моросит дождик.
  • Моросит дождик, веет ветер.

Очевидно, что от перестановки частей смысл предложения совершенно не поменялся – оно рассказывает о погоде, описывая ее с разных сторон.

Такой принцип роднит сложные предложения с максимально просто структурой с примерами на сложение, где от перестановки мест не изменяется итоговая сумма, что говорит о том, что язык в какой-то степени математичен.

Алгоритм разбора любого предложения, в котором две и больше основ, одинаковый: нужно найти эти основы и определить, соединены ли они только интонацией, то есть знаком препинания, или в установлении связи между ними участвовал союз.

Определение сложного предложения само по себе достаточно простое – это такая единица языка, в которую входит не одна грамматическая основа, а несколько (как минимум две и больше).

Эти части могут соединяться только интонацией (знаком препинания) или интонацией и союзом. Чтобы разобрать сложное предложение, нужно сначала найти все его основы, а потом определить, каким образом они соединены между собой. Это достаточно простой и понятный алгоритм.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/slozhnoe-predlozhenie-primery-3-klass.html

Сложные предложения: 5 сложных предложений, как их составить?

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.

  • У предложения есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.
  • Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами — сложными.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение — это предложение, в котором несколько грамматических основ. Чаще всего их две, но может быть и больше.

Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. Связь между частями сложного предложения может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).

Для примера приведем два сложных предложения:

  1. Вы пообещали приехать, и мы очень обрадовались.
  2. Алексей заранее отправился на почту, чтобы посылка с подарками дошла вовремя.

Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения

Сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

  • Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью — то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.
  • Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.
  • Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.
  • Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений — примеры

  1. В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)
  2. Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)
  3. Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)
  4. Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)
  5. Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение, необходимо:

  1. Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).
  2. Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:

  1. Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.Первая грамматическая основа — река не замерзла. Вторая — волны чернели.
  2. Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
  3. Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки — однородные подлежащие, играли и веселились — однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

  • и, да, ни… ни
  • а, но, однако
  • или, либо, или… или,
  • да, да и, тоже, также
  • то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

  • Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь
  • Между двумя назывными предложениями: Хриплый стон и скрежет ярый.
  • Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями: Это кто такие и что им надобно?
  • Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия: Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.
  • Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого: Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

  • Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон: Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.
  • Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части: Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не». В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.
  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо. Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.
  • Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия). Я бы тоже желал знать почему.
  • Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения: Позвонят — расспроси кто и зачем.

В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.Была без радости любовь, разлука будет без печали. Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.

Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами

Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.

10 примеров сложных предложений из русской литературы

  • Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Петр глянул в сторону, куда указывал барин. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама. А.П. Чехов «Три сестры»
  • Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы И.А. Бунин. «Темные аллеи»
  • Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра. А.П. Платонов «Чевенгур»
  • Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую. В.В. Набоков «Дар»

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку — найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

  • Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.
  • Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.
  • Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.
  • Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
  • Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.
  • Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
  • Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.
  • Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Источник: https://www.anews.com/p/121901604-slozhnye-predlozheniya-5-slozhnyh-predlozhenij-kak-ih-sostavit/

Сложносочиненное предложение. Примеры

Сложносочиненное пред­ло­же­ние — это два и более рав­но­прав­ных про­стых пред­ло­же­ния с сочи­ни­тель­ной свя­зью меж­ду ними. Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с раз­ны­ми вида­ми сочи­ни­тель­ных сою­зов.

Сложносочиненное предложение

Одно сооб­ще­ние может содер­жать в себе два и более про­стых пред­ло­же­ний, объ­еди­нен­ных общей смыс­ло­вой целост­но­стью и инто­на­ци­он­ной закон­чен­но­стью. Такое сооб­ще­ние назо­вем слож­ным пред­ло­же­ни­ем. Оно, как и про­стое пред­ло­же­ние, явля­ет­ся еди­ни­цей речи и оформ­ля­ет­ся при помо­щи инто­на­ции и поряд­ка слов.

Если в нем два и более про­стых пред­ло­же­ний соеди­не­ны сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, то назо­вем его слож­но­со­чи­нен­ным. В нем содер­жит­ся несколь­ко рав­но­прав­ных по смыс­лу грам­ма­ти­че­ских основ, соеди­нен­ных сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми.

Сложное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из несколь­ких рав­но­прав­ных по смыс­лу пре­ди­ка­тив­ных частей, соеди­нен­ных сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, назы­ва­ет­ся слож­но­со­чи­нен­ным.

Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми, вхо­дя­щих в состав слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рая осу­ществ­ля­ет­ся с помо­щью сою­зов:

  • соеди­ни­тель­ных;
  • про­ти­ви­тель­ных;
  • раз­де­ли­тель­ных.

Соединительные союзы

Соединительные сою­зы «и», «да» (в зна­че­нии «и»), «да и», «тоже», «так­же», «ни…ни» соеди­ня­ют про­стые пред­ло­же­ния, в кото­рых сооб­ща­ет­ся о фак­тах, явле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти, про­ис­хо­дя­щих одно­вре­мен­но или сле­ду­ю­щих друг за дру­гом. В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях наи­бо­лее упо­тре­би­те­лен союз «и», кото­рый соеди­ня­ет как одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния в соста­ве про­сто­го,  так и про­стые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­ных.

Прошла зима, и в кон­це апре­ля пара ост­ро­кры­лых пти­чек при­ле­те­ла и ста­ла носить­ся вокруг ста­ро­го гнёз­дыш­ка (К. Ушинский).

В этом слож­ном пред­ло­же­нии выде­лим две грам­ма­ти­че­ские осно­вы:

  • зима про­шла;
  • пара пти­чек при­ле­те­ла и ста­ла носить­ся.

Две грам­ма­ти­че­ские (пре­ди­ка­тив­ные) рав­но­прав­ные части соеди­не­ны сочи­ни­тель­ным сою­зом «и». Значит, это слож­но­со­чи­нен­ное пред­ло­же­ние (в даль­ней­шем ССП).

В ССП с повто­ря­ю­щим­ся сою­зом «и» суще­ству­ет опре­де­лен­ная после­до­ва­тель­ность собы­тий, совер­ша­ю­щих­ся одно­вре­мен­но,  к  тому же  уси­ли­ва­ет­ся утвер­жде­ние или отри­ца­ние, напри­мер: И чёр­ные ска­лы ожи­ли на белом листе, и море било в них тыся­чью тяже­лых бата­рей, и высо­ко в небо взле­та­ли брыз­ги.

Союз «да» рав­но­це­нен сочи­ни­тель­но­му сою­зу «и». Осталась от преж­не­го высо­кая белая коло­коль­ня, да по-прежнему вьётся-бежит сре­ди зелё­ных лугов зна­ко­мая наез­жен­ная доро­га (И. Соколов-Микитов).

Сочинительный союз «да и» обла­да­ет зна­че­ни­ем при­со­еди­не­ния, напри­мер: Ничьего не про­шу сожа­ле­нья, да и неко­му будет жалеть (Н. Некрасов).

Союзы «тоже», «так­же» близ­ки по зна­че­нию к сою­зу «и», но могут в кон­тек­сте иметь допол­ни­тель­ное зна­че­ние тож­де­ства, упо­доб­ле­ния. Указанные сою­зы рас­по­ла­га­ют­ся внут­ри вто­ро­го про­сто­го пред­ло­же­ния, напри­мер: Но вот конюш­ня опу­сте­ла, дере­вья тоже разо­шлись (Н. Заболоцкий). На ярмар­ку собра­лось мно­го масте­ров из ближ­них город­ков, были так­же гости из сосед­них госу­дарств.

В ССП повто­ря­ю­щий­ся союз «ни…ни» упо­треб­ля­ет­ся при пере­чис­ле­нии с отри­ца­ни­ем, напри­мер: Ни вете­рок не потя­нет, ни воро­бу­шек не чилик­нет, ни ласточ­ка не про­ще­бе­чет (П. Мельников-Печерский).

Противительные союзы

В ССП два про­стых пред­ло­же­ния могут быть соеди­не­ны про­ти­ви­тель­ны­ми сою­за­ми:

  • а;
  • но;
  • да (в зна­че­нии «но»);
  • одна­ко;
  • зато;
  • же.

С их помо­щью выра­жа­ют­ся отно­ше­ния сопо­став­ле­ния или про­ти­во­по­став­ле­ния одно­го явле­ния дру­го­му. Сопоставление выра­жа­ют сою­зы «а» и «же», напри­мер: На Бронной уже зажглись фона­ри, а над Патриаршими све­ти­ла золо­тая луна (М. Булгаков).

Маквала вдруг спо­хва­ти­лась и унес­лась в дом, Нина же еще дол­го сиде­ла на камен­ной ска­мей­ке под пла­та­ном (А. Казбеги).

Союз «зато» име­ет зна­че­ние воз­ме­ще­ния, напри­мер: Левая нога не сги­ба­лась, зато пра­вая пры­га­ла, как у дет­ско­го щел­ку­на (М. Булгаков)

Союзы «но», «да», «одна­ко» выра­жа­ют  усту­пи­тель­ные отно­ше­ния меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве СПП, напри­мер: Раскольников проснул­ся на сле­ду­ю­щий день позд­но, одна­ко сон не под­кре­пил его (Ф. Достоевский).

Собак — хва­та­ет, да они не злые (А. Фадеев).

Месяца не было, но звез­ды ярко све­ти­ли в чер­ном небе (Лев Толстой).

Разделительные союзы

Части СПП, свя­зан­ные раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми «или», «либо», «то…то», «не то…не то», содер­жат в себе сооб­ще­ние о собы­ти­ях или явле­ни­ях, кото­рые исклю­ча­ют друг дру­га, несов­ме­сти­мы в одно и то же вре­мя или чере­ду­ют­ся, попе­ре­мен­но сме­няя друг дру­га.

Сложные пред­ло­же­ния с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми могут так­же выра­жать отно­ше­ния выбо­ра или пред­по­ло­же­ния.

Примеры предложений

  • Либо я устрою все по-прежнему, либо я его на дуэль вызо­ву (И. Тургенев).
  • Не то это было ран­нее утро, не то уже насту­пал вечер (А. Фадеев).
  • То падал как буд­то туман, то вдруг при­пус­кал косой, круп­ный дождь (Лев Толстой).

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/primeryi-slozhnosochinennyih-predlozheniy.html

Сложное предложение

  • Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
  • Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.
  • Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.
  • Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.
  • Поэтому определить сложное предложение — это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение — единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения).

В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.

  1. Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.
  2. Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.
  3. Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.
  4. Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.
  5. Таким образом, сложное предложение — это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.
  6. В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных местоимений и наречий).
  7. Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то … то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).

Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.

Например:

  • Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

[   ], [   ]. – бессоюзное сложное предложение (БСП).

  • Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

[   ], и [   ]. – сложносочиненное предложение (ССП).

  • Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

[   ], (что …). – сложноподчиненное предложение (СПП).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.

Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением. Схема данного предложения: [   ], (которую …), а [   ], (которую …).

Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.

Основные различия сводятся к следующему.

  • В словосочетании и простом предложении эти связи противопоставлены: подчинительная связь принадлежит словосочетанию; сочинительная связь возможна при распространении простого предложения однородными членами.

В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.

Сочинение и подчинение предложений — это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) — в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.

Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если, то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.

Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).

Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у него простая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо бы хохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).

При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не)… то: Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой).

Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.

  • Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности.

Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение — один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.

  • Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.

Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.

Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.

Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, — с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.

Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно — глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени — во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).

Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.

  • Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна, чем в словосочетании.

Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.

Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда, при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен(Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).

Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов).

В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем. (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).

  1. В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная.
  2. Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи  я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось), бессоюзие не является грамматической связью.
  3. Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.

Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла!, т. е. (когда я шла)).

Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.

Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.

В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:

  • во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;
  • во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;
  • в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого, обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.

Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей.

Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения.

В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова.

Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/282

Добавить комментарий