Как можно найти в тексте союзы

Союз – что это такое простыми словами и чем он отличается от других частей речи

Служебная часть речи. Соединяет слова и предложения.

8 026

Что такое союз простыми словами

Начнем с того, что союз – это служебная часть речи. То есть она сама по себе ничего не обозначает и вопрос к ней задать нельзя. «Саша и Маша» – понятно, что Саша – имя мальчика, Маша – имя девочки. А что обозначает «и»? Ничто.

Саша и Маша отвечают на вопросы «кто?», а союз «и»? К нему нельзя задать вопрос.

Союзы выполняют две функции:

  1. Соединяют однородные члены, то есть отдельные слова: Таня и Вика; читать или писать; качественно, но дорого.
  2. Соединяют простые предложения внутри одного сложного: «Шел снег и выл ветер», «Я сказал, что кот съел карасика».

Вот и все. Теперь разберем, какими бывают эти части речи.

Простые и составные союзы

Простые – это такие, которые состоят только из одного слова. Например: и, но, однако, зато.

Составные состоят из двух или большего количества слов: не только – но и, вследствие того что, до тех пор пока, потому что.

Составные союзы сложны тем, что не знаешь, где в них надо ставить запятую. Как правило, эта проблема решается просто «интонацией»: «Я готовлю салат, (пауза) потому что завтра Новый год» – «Я готовлю салат потому, (пауза) что завтра Новый год».

Курсы ОГЭ по русскому языку

Курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку – только лучшие дистанционные программы от самых талантливых учителей России

Для учеников 8-9 классов любого уровня подготовки.

Сочинительные и подчинительные

Сочинительные связывают равноправные слова и предложения. Равноправные – это когда от одного нельзя задать вопрос к другому, то есть одно другому не подчиняется.

Смотрите, два однородных члена: «светло и празднично», «читаю, но не понимаю», «спать, а не выспаться». Задайте от какого-то одного из них вопрос к другому. Это невозможно. Потому что они равноправные.

То же касается предложений: «Ты читаешь книгу, а я смотрю в окно», «Играет виолончель и плачет скрипка». Задайте от любой из частей вопрос к другой части. Не зададите, потому что они равноправные.

Подчинительные союзы могут находиться только между двумя простыми предложениями в составе сложного. Подчинительные – то есть они стоят между предложениями, из которых одно подчиняется другому, от одного можно задать вопрос к другому:

  1. Мне кажется (что?), что ученики не готовы к экзамену.
  2. Я не могу читать Лермонтова (почему?), потому что у него стихи очень грустные.
  3. Дорога закрыта (почему?), потому что дорожники ее ремонтируют.

3 типа сочинительных союзов

Соединительные – они как бы соединяют всё, что перечисляется, в единое целое. К ним относятся: и, да (если употребляется в значении «и»), ни – ни (этот союз соединяет что-то, но показывает, что этого всего нет), не только – но и, как – так и, тоже, также.

Примеры:

  1. А у него все блин да пирог, блин да пирог. То есть и блин, и пирог. И то, и другое.
  2. Ни кола, ни двора. То есть вообще ничего нет.
  3. Я взял не только тетрадь, но и ручку = и тетрадь, и ручку.
  4. Я захватил палицу, дубинку, а также копье. Короче, все три вида оружия.

Курсы подготовки к ВПР по русскому языку

Платные и бесплатные курсы подготовки к ВПР по русскому языку – только лучшие учебные программы и преподаватели

Актуально для учеников всех возрастов.

Противительные. Они нужны для того, чтобы противопоставить один предмет другому. К ним относятся: а, но, да (если употребляется в значении «но»), зато.

Примеры:

  1. Я работаю, а кот только ест. С помощью союза «а» я противопоставил себя коту.
  2. Яблоки дорогие, зато сладкие. Противопоставляется цена и качество.
  3. Дорого, да мило, дёшево, да гнило. Тоже противопоставление, но уже с помощью союза «да». Обратите внимание, он здесь равен по значению союзу «но», а не союзу «и» как в списке выше.

Разделительные. Они используются, когда надо выбрать что-то одно из двух. Союзы этой группы: или, либо, или – или, то – то, не то – не то, то ли – то ли.

Примеры:

  1. Не то снег, не то дождь. То есть либо снег, либо дождь, просто непонятно.
  2. Выбирай: или он, или я.
  3. То ли зверь, то ли птица. То есть животное в конечном итоге окажется либо зверем, либо птицей.

8 типов подчинительных союзов

Вот тут разновидностей побольше.

Изъяснительные – помогают «изъясняться», то есть высказывать свою мысль. Это союзы «что», «чтобы» и (редко) «будто». «Я хочу сказать, что вы должны…», «Я хочу сказать, чтобы вы взяли тряпку и…»

Временные – нужны для указания времени: когда, только лишь, едва, пока. «Когда ей священник на палец // Надел золотое кольцо, // Из глаз ее горькие слезы // ручьем потекли на лицо», «Едва забрезжил рассвет, мы отправились в путь».

Причинные – помогают сказать о причинах того или иного события: потому что, из-за того что, оттого что, ибо. «Я не катался с горки, ибо я просто не хотел кататься», «Вы нервничаете, потому что вы не готовы к экзамену».

Целевые – нужны для того, чтобы сказать о целях. Главный целевой союз – «чтобы», к нему могут примыкать слова «для того», «ради того». «Я искал эту книгу для того, чтобы подарить тебе».

Условные – позволяют указать условие, из-за которого действие произошло или не произошло. Чаще всего используется союз «если», иногда – «раз»: «Раз ты не хочешь есть пирог, я его съем», «Если тебе скучно, иди гулять».

Уступительные – показывают, что действие произошло несмотря на что-то. Союзы этой группы: несмотря на то, что; хотя; пускай. «Хотя злилась вьюга, настроение у нас было чудесное». «Несмотря на то, что я зол, я заставлю себя улыбаться».

Сравнительные – сравнивают одно с другим: как, будто, словно. «Он так смотрит на меня, как будто хочет съесть».

Следственные – показывают последствия какого-то действия. Самый частый союз этой категории – «так что». «Приближался шторм, так что вы должны быть благодарны судьбе за ваше спасение».

Где писать союзы, когда строишь схему предложения

Все сочинительные союзы, которые связывают простые предложения в сложном, всегда ВНЕ скобок. Запомните это. То есть на схеме они будут выглядеть так:

Сочинительные союзы пишем вне предложений

Все подчинительные союзы – всегда внутри предложения, которое они подчиняют:

Подчинительные союзы пишем внутри придаточных предложений

Правописание союзов

Направляю вас на восемь своих статей. Они все очень маленькие, читаются за 2-3 минуты. Я в начале объясняю правило простым языком, а потом еще говорю, как надо объяснять в школе. Итак:

  1. Как пишется Как ни.
  2. Как пишется Потому что.
  3. Как пишется Поэтому.
  4. Как пишется Тоже.
  5. Также или Так же – как правильно.
  6. Правописание союза Вследствие.
  7. Правописание слова Чтобы.
  8. Правописание слова Несмотря на.

Напишите, пожалуйста, как вам эта статья и статьи по правописанию. Если есть пожелания к материалу – с радостью их учту и внесу правки.

( 5 оценок, среднее 4.2 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Подчинительные союзы — это союзы, связывающие простые предложения в составе сложноподчиненного предложения.

Союзы и союзные слова — это связующее звено между главным и зависимым предложением в сложноподчиненном предложении (СПП). Чтобы понять, что такое подчинительные союзы и союзные слова, вспомним, какое предложение является сложноподчинённым.

Приведем список союзных слов и подчинительных союзов в зависимости от того, какую по смыслу придаточную часть они присоединяют к главному предложению.

Подчинительные союзы

Части сложноподчиненного предложения синтаксически неравноправны. Между ними существует подчинительная связь. Придаточное предложение зависит от главного по смыслу и синтаксически.

Определение

Сложное предложение, в котором одно простое предложение подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчиненным.

Список подчинительных союзов

Простые Составные
что
будто
если
когда
словно
чтобы
как
ибо
пока
с тех пор как
так что
лишь только
потому что
в связи с тем, что
оттого что
так как
как будто
для того, чтобы

В сложноподчиненном предложении подчинительная связь между главной и зависимой частью выражается с помощью синтаксического вопроса, задаваемого к зависимому предложению, и подчинительного союза или союзного слова.

Узнаем из таблицы, какие бывают подчинительные союзы в зависимости от смысловых отношений между главной и придаточной частью сложного предложения.

Подчинительные союзы в СПП

Между частями сложноподчиненного предложения существуют изъяснительные, пространственно-временные, причинно-следственные, уступительные, сравнительные и другие отношения.

Необходимыми элементами в структуре сложноподчиненных предложений являются союзные слова и подчинительные союзы.

Типы подчинительных союзов Выражаемые отношения Примеры
Изъяснительные Выражают отношения пояснения Что, чтобы, как и др.
Временные Выражают временные отношения Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
Причинные Выражают причинные отношения Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с…
Условные Выражают условные отношения Если, коли, раз, ежели, кабы.
Целевые Выражают целевые отношения Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др.
Сравнительные Выражают сравнительные отношения Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.
Уступительные Выражают уступительные отношения Хотя, не смотря на то что, пускай, пусть и др.
Следственные Выражают следственные отношения Так что.

Виды подчинительных союзов

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

1. изъяснительные (примеры) — что, чтобы, как, как бы, будто, будто бы

Юра вздрагивал, и ему то и дело мерещилось, будто мать аукается с ним и куда-то его подзывает (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).

2. временные (примеры) — когда, как, едва, лишь, лишь только, как только, пока, пока не, в то время как, после того как, перед тем как, с тех пор как, по мере того как и др.

Пока продолжались эти разговоры, наступила ночь (Жюль Верн. Дети капитана Гранта).

Варенуха чиркнул какую-то закорючку в тетради у женщины и, лишь только дверь за ней захлопнулась, вскрыл квадратик (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

3. сравнительные (примеры) — как, будто, словно, точно, как будто, как если бы, подобно тому как и др.

Слезы беспомощности и обиды катились у него по щекам, словно все горести долгих восьмидесяти семи лет отразились на его опечаленном лице (Джек Лондон. Алая чума).

Под сводами стали летать какие-то звуки, точно проснулись демоны (М. Н. Булгаков. Белая гвардия).

4. целевыечтобы, с тем чтобы, затем чтобы,  дабы, для того чтобы, лишь бы и пр.

На листах брошюры лежали куски гранита, чтобы они не разлетелись (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в неё бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

5. причинныепотому что, оттого что, так как, поскольку, ибо, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, из-за того что и др.

Поскольку они говорили тихо, я не стал прислушиваться (Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша).

Должно быть, молодой человек взглянул на неё каким-то особенным взглядом, потому что и в её глазах мелькнула вдруг прежняя недоверчивость (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

Но всё же я не вернулся домой, так как мне было стыдно показаться на глаза близким (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

6. условныеесли, ежели, если бы, кабы, раз и др.

Но уж раз вы приобрели эти акции, то держитесь за них (Джек Лондон. Сердца трёх).

Разговор их был, вероятно, другой, ежели бы они говорили не при звуках песни (Лев Толстой. Война и мир).

7. уступительныехотя, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что

Вообще его любили, хотя и почитали гордым (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шёл дождь (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

8. следствиятак что

Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (А. С. Пушкин. Дубровский).

Но расстояние между телеграфными столбами по этой дороге шестьдесят ярдов, так что высчитать скорость ничего не стоит (Артур Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе).

Рон крепче сжал руль, так что побелели костяшки пальцев (Джоан Роллинг. Гарри Поттер и тайная комната).

Подчинительные союзы и союзные слова

Союзные слова

В сложноподчиненном предложении в роли подчинительных союзов выступают слова самостоятельных частей речи — местоимения и наречия. Относительные местоимения и относительные местоименные наречия — это союзные слова.

В отличие от союзов, слов служебной части речи, союзные слова, хотя выполняют роль союза, в то же время остаются полноправным членом придаточного предложения.

Союзные слова

Относительные местоимения Что, кто, какой, который, каков, чей, сколько
Местоимённые наречия Где, как, когда, куда, откуда, почему

Рассмотрим предложение:

Туристы поднялись на холм, с которого открылся прекрасный вид на старый город.

В придаточном предложении местоимение «с которого» замещает слово «с холма»:

…с холма открылся прекрасный вид на старый город.

Относительное местоимение выступает в роли союзного слова. К  нему можно задать вопрос:

открылся (откуда?) с которого (с холма).

Союзное слово «с которого» является второстепенным членом придаточного предложения — обстоятельством.

Перечислим союзные слова — местоимения:

  • кто
  • что
  • какой
  • каков
  • который
  • чей
  • сколько (сколь).

Примеры предложений с союзными словами — местоимениями

Разрешите полюбопытствовать, кто имеет честь быть первым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихнет и милостиво со мною разговаривает (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Ответа не было, кроме того общего ответа, который дает жизнь на все самые сложные и неразрешимые вопросы (Лев Толстой. Анна Каренина).

Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Неужели он обречен на гибель, этот юноша с прекрасным сильным телом, юноша, чей голос звучит, как призыв горна и звон оружия? (Джек Лондон. Железная пята).

А вот поди же ты, сколько в ней еще неиспорченного, детского (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Но он вошел уже в такой раж, что не замечал, сколь тщетны его усилия (Джек Лондон. Сердца трех).

Рассмотрим два простых предложения:

Я сейчас расскажу тебе. Зачем мне нужен этот альбом?

В первом предложении явно присутствует какая-то недосказанность:

я расскажу тебе о чём?

Чтобы получилось информативное полноценное сообщение, объединим эти простые предложения в одно и получим сложноподчиненное предложение:

Я сейчас расскажу тебе, зачем мне нужен этот альбом.

Как видим, с ролью союза вполне справилось местоименное наречие «зачем». Это союзное слово. Оно является полноправным членом придаточного предложения в отличие от подчинительного союза.

Я сейчас расскажу тебе, зачем мне нужен этот альбом.

В составе сложноподчиненного предложения союзными словами являются местоименные наречия:

  • где
  • зачем
  • как
  • когда
  • куда
  • откуда
  • отчего
  • почему
  • насколько.

Примеры предложений с союзными словами — наречиями

Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Догадывались, зачем царь позвал во дворец (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно тупая игла выскочила из сердца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Он не соображал, куда он шагает, широко раскидывая ноги, но ноги прекрасно знали, куда несли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Двое уже ехали вперед к месту, откуда должны были пускать (Лев Толстой. Анна Каренина).

Мод выпустила его руку, отчего пальцы его слегка разжались и карандаш выпал (Джек Лондон. Морской волк).

Тут он потерял терпение и начал роптать, почему его всегда заставляют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Как отличить союзы от союзных слов

Чтобы отличить союз от союзного слова, предпримем некоторые приемы проверки.

Отличие союзов от союзных слов

Первый прием — это разбор придаточной части по членам предложения.

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному предложению или к другому придаточному.

Например:

Артём никогда не считал, что его жизнь пройдет гладко и без забот.

Слово «что» грамматически не связано с другими членами предложения, к нему нельзя поставить вопрос. Значит, это подчинительный союз.

Второй прием — изъять союз из предложения.

Подчинительный союз можно опустить, и тогда сложное предложение превратится в бессоюзное без искажения его содержания.

Артём никогда не считал: жизнь его пройдет гладко и без забот.

Сравним:

Мама, видимо, догадывалась, что таится у меня в душе.

Важно

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например:

Осенью птицы улетают зимовать в такие края, где всегда тепло.

Не знаю, зачем он это сделал.

В этих предложениях союзные слова «где» и «зачем», выраженные местоименными наречиями, являются второстепенным членом предложения  обстоятельством, которое невозможно изъять из высказывания.

Третий прием. Выясним, можно ли исследуемое слово выделить интонационно. На союзное слово обязательно падает логическое ударение, а на союз нет.

Сравним:

Все увидели, как Саша бросил палку в речку (союз, не член предложения, можно опустить).

Андрей не знает, как нарисовать лошадь (союзное слово, обстоятельство образа действия).

Четвертый прием. Союз заменяется только другим союзом, а союзное слово — союзным словом.

Понаблюдаем:

Когда прошла неделя ожидания, наконец пришло от сына письмо.

После того как прошла неделя ожидания, наконец пришло от сына письмо.

У ивы, что стоит у самого берега, плавает утка с утятами.

У ивы, которая стоит у самого берега, плавает утка с утятами.

Чаще всего омонимичными являются союзы и союзные слова «что», «как», «когда», которые различаем, проанализировав придаточное предложение с помощью указанных приёмов проверки.

Видео «Союзные слова как средства связи в СПП»

Тест

В2 предполагает умение находить в указаннных предложениях слова разных частей речи, в частности, союзов.

ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning

Образцы формулировок заданий

Найдите союзы в предложениях 15 – 18 .
Из предложений 12 -16 выпишите все союзы.

Что требуется для выполнения заданий В2

Нужно уметь отличать союзы от других частей речи: частиц,  предлогов, наречий, местоимений и др.

Материал для справок

Союз – это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль – выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.

Союзы – неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы – класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

Списки предлогов и примеры к трудным случаям можно найти в Сводном обучающем словаре: 
СOC—Старшая школа—Грамматический словарик—Союзы, а также: 
СОС—Средняя школа—Грамматический словарик—Союзы.

Примеры союзов

Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные союзы: иа,ноиликакчто и др.
  • Производные образованы по-разному:
    • соединением непроизводных союзов: как будтоно итак как
    • соединением указательного слова и простого союза: для того чтобыс тем чтобы  
    • соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как,до тех пор пока
      от других частей речи:хотя,чтобы

 По строению союзы делятся на простые и составные:

  • Простые: и,аноиличточтобыкакеслиоднакозатотожетакжепричёмпритом  и др., состоящие из одного слова.
  • Составныетак какв то время каккак скоровследствие того что,в связи с тем что. Составные делятся на двойные и повторяющиеся:не только… но и… ,ни… ни…,то… то…

 Важно:

Союзы часто путают с другими частями речи.

Не путай:  

Союзы и местоимения с предлогами, местоимения и наречия с частицами

1) потому что – по тому что:

Она не позвонила ему, потому что они поссорились.

(значение причины, союз потому что)
 

По тому вопросу, который обсуждался вчера, они никак не могли прийти к согласию.

(значение указания, местоимение тот в форме Д.п.)

2) поэтому – по этому:

 Перед выходом из дома зазвонил телефон. Это был важный звонок, поэтому мне пришлось задержаться. 

(значение следствия, союз поэтому)
 

По этому поводу не беспокой меня больше.

(значение указания, сущ. с предлогом и местоимение в роли определения)

3) поскольку – по скольку:

Поскольку полкласса болело, учителю пришлось отложить объяснение новой темы.

(значение причины, союз поскольку)

“По скольку раз я должна повторять одно и то же?” – сердилась мать.

(значение количества, местоимение с предлогом)

4) зато – за то:

Он говорил слишком кратко, зато ярко и артистично.

(значение противопоставления, союз зато)

Она не простила его за то, что он не помог ей.

(значение указания, местоимение то в форме В.п.)

5) также – так же:

Также тебе нужно уделять больше внимания математике.

(значение присоединения, союз также)  

Так же, как и год назад, он усердно учился и был лучшим в классе.

(значение сопоставления, наречие так с частицей же)

 6) тоже – то же:

Я тоже интересуюсь биологией.

(значение присоединения, союз тоже)

Я стараюсь делать то же, что и другие, но у меня никак не получается.

(значение указания, местоимение то и частица же)

7) чтобы – что бы:

Чтобы не заболеть, одевайся по погоде.

(значение цели, союз чтобы)

Она раздумывала, что бы надеть сегодня вечером.

(значение объекта, относительное местоимение что и частица бы, бы может быть опущено)

8) причём – при чём:

Он сделал задание быстро, причём правильно.

(союзы причём и притом синонимы, их легко взаимно заменить)

Он не понимал, при чём он, в чём его вина.

(относительное местоимение что  с предлогом)

9) притом – при том:

Он стал заниматься бизнесом, притом успешно.

(союзы причём и притом синонимы, их легко заменить друг на друга) 

Мать записала сына в спортивную секцию при том клубе, в котором сама занималась плаванием.

(значение указания, местоимение тот с предлогом)

10) оттого  что – от того:

Она чувствовала себя счастливой, оттого что все вокруг улыбались.

(значение причины, союз оттого что)
 

От того дома можно пройти через двор и сократить дорогу.

(значение указания, местоимение тот с предлогом)

 11) чтобы  – что бы ни:

 Занимайся, чтобы сдать экзамен получше.

(значение цели, союз чтобы)
 

Что бы ни случилось, не унывай.

(значение условия, сочетание с относительным местоимением что бы ни)

Тренинг № 1

Найди в списке союзы (укажите слова мышкой):

Пусть, дабыедваесли, мол, зато, якобы, же, ибо, вон

Тренинг № 2

Найди в списке частицы (укажите слова мышкой):

развенеужели, как, когда, небось, коли, нимало, пока, уж, хоть

Тренинг № 3

  1. Какой частью речи является слово только в примере: Только он знал о нашей встрече.

    • Союз
    • Частица
  2. Какой частью речи является слово только в примере: Только я вошла в комнату, все замолчали.

    • Союз
    • Частица
  3. Какой частью речи является слово лишь в примере: Было тихо, лишь часы нарушали тишину своим тиканьем.

    • Союз
    • Частица
  4. Какой частью речи является слово лишь в примере: Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула, и ушла в глубокое море (А. С. Пушкин)

    • Союз
    • Частица
  5. Какой частью речи является слово пусть в примере: Пусть я ошибаюсь, но я выскажу своё мнение.

    • Союз
    • Частица
  6. Какой частью речи является слово пусть в примере: Он меня не любит, пусть!

    • Союз
    • Частица
  7. Какой частью речи является слово пока в примере: Пока он говорил, я молчала.

    • Союз
    • Частица
    • Наречие
  8. Какой частью речи является слово пока в примере: Я пока почитаю.

    • Союз
    • Частица
    • Наречие
  9. Какой частью речи является слово пока в примере: 
    — До свидания!
    Пока!

    • Союз
    • Частица
    • Наречие

Правильные ответы:

  1. Частица
  2. Союз
  3. Частица
  4. Союз
  5. Союз
  6. Частица
  7. Союз
  8. Наречие
  9. Частица

Тренинг № 4

Найдите  в тексте все союзы (укажите слова мышкой):

Любите ли вы литературу так, как люблю её я?  Любите ли вы читать книги?

Затратное занятие. Но это как посмотреть. Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, потраченые на их чтение, а удлиняющие её. Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей. Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. Есть и другие. Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. Будто просидел три часа на бесполезном собрании. После таких книг становишься только глупее. Вечная проблема выбора. Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. А в «толстяках» редакционный цикл — полгода. Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. Так и получается: заходишь в любой книжный — глаза разбегаются. Хочется купить всё. Как голодный перед колбасной витриной. Но уже знаешь, что не всё съедобное. А что съедобное и что несъедобное? На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. А те, что вытиснены, враньё. Плавали, знаем, успели распробовать. Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. Казалось бы, что за беда? Читают — и пусть себе. Всё лучше, чем пьянствовать. Но не так-то всё просто. Есть книги, без которых можно спокойно прожить. Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. А есть книги, без которых жить трудно. И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. И таких читателей становится всё больше. Но неужели всё так безнадёжно? Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха. 

(По В. Иванову)

Содержание

  1. Как отличать союзы от союзных слов?
  2. как просто отличить союз от союзного слова
  3. Как различать союзные слова и союзы?
  4. Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
  5. Назначение союзов
  6. Простые и составные союзы
  7. Сочинительные и подчинительные союзы
  8. Союзы и значения сложносочиненных предложений
  9. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
  10. Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
  11. Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных слов
  12. Урок 56. Русский язык 11 класс ФГОС
  13. В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
  14. Получите невероятные возможности
  15. Конспект урока «Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных слов»

Как отличать союзы от союзных слов?

В сложноподчинённом предложении главная часть связывается с придаточной частью с помощью следующих средств связи:
подчинительных союзов,
союзных слов,
указательных слов.

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

Основная проблема при анализе сложноподчинённого предложения — трудности в разграничении союзов и союзных слов.

Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по следующим признакам.

Союзы
Союзные слова

2. Часто (но не всегда! ) союз можно изъять из придаточного предложения, ср. : Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. — Он сказал: сестра не вернётся к ужину.
2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.

3. На союз не может падать логическое ударение.
3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.

4. После союза нельзя поставить частицы же, именно.
4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно, ср. : Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.

5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием.
5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср. : Я знаю, что он будет делать завтра. — Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. — Я знаю: там он был вчера.

Необходимо помнить, что не каждый из этих приемов в отдельности может помочь распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т. к. опирается лишь на внешнее выражение существенных внутренних различий. Используя названные критерии в совокупности или в различных сочетаниях, можно научиться определять, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее:

1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы, поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.
Когда является союзом

— в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) ;

— в придаточном времени, если в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда, когда мне был шестнадцатый год) ;

— в придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся) ;

— в придаточном определительном (Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда; когда в определительном пр

Источник

как просто отличить союз от союзного слова

В сложноподчинённом предложении главная часть связывается с придаточной частью с помощью следующих средств связи:
подчинительных союзов,
союзных слов,
указательных слов.
Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

Основная проблема при анализе сложноподчинённого предложения — трудности в разграничении союзов и союзных слов.

Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по следующим признакам.

Необходимо помнить, что не каждый из этих приемов в отдельности может помочь распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т. к. опирается лишь на внешнее выражение существенных внутренних различий. Используя названные критерии в совокупности или в различных сочетаниях, можно научиться определять, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее:

1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы, поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.
Когда является союзом
— в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) ;

— в придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся) ;

Источник

Как различать союзные слова и союзы?

Вопрос-ответ № 101
Добавлен: 05.01.2014

Связь главной и второстепенной части в сложноподчинённом предложении может осуществляться при помощи указательных слов, союзных слов или подчинительных союзов.

Союзом принято называть служебную часть речи, объединяющую между собой части целых предложений, сложного предложения, а также однородные члены предложения.

В качестве союзных слов выступают местоименные слова, совмещающие в себе свойства служебной и знаменательной (самостоятельной) части речи. Союзными словами могут быть только вопросительные местоименные слова:

Основной проблемой анализа сложноподчинённого предложения является недостаточно четкое и понятное разграничение союзных слов и союзов.

Для отличия союзных слов от союзов, необходимо средство связи частей сложного либо сложноподчинённого предложения проанализировать по следующим признакам:

Союзные слова

— Являются главными членами придаточного предложения, например: Он смотрел на дорогу, что ведёт через лес (союзное слово «что» выступает в роли подлежащего).

— Являясь членом придаточного предложения, союзное слово не может быть изъято из него без изменения смысла, например: Он смотрел на дорогу, ведет через лес.

— Логическое ударение может падать на союзное слово, например: Мне известно, что она будет делать завтра.

— Союзное слово может сопровождаться частицами «именно», «же», например: Мне известно, что же она будет делать завтра; Мне известно, что именно она сделает завтра.

— Союзное слово заменяется местоименным наречием или указательным местоимением, например: Мне известно, что она будет делать завтра. — Мне известно: это она будет делать завтра.

Союзы

— Членами предложения не являются, например: Она сказала, что брат вернётся к обеду.

— Зачастую союзы можно пропускать, например: Она сказала, что брат вернётся к обеду. — Она сказала: брат вернётся к обеду.

— Логическое ударение не может падать на союз.

— Частицы «именно», «же» после союза не ставятся.

— Союз нельзя заменить местоименным наречием или указательным местоимением.

Стоит отметить, что в отдельности не все из этих приемов могут помочь в вопросе распознавания союзного слова и союза. Ни один из перечисленных признаков универсальным не является, поскольку основывается лишь на внешнем выражении внутренних существенных различий. Между тем, используя различные сочетания или совокупность названных критериев, можно научиться определять, союзным словом или союзом придаточная часть присоединяется к главной.

Кроме указанных выше методов разграничения союзных слов и союзов необходимо учитывать следующее:

1. Слова «когда», «что», «как» могут являться союзами и союзными словами. Это омонимы, требующие особого внимания в процессе разбора сложноподчинённых предложений.

2. Слово «чем» является союзом, если:

3. «Чей», «какой», «который», «сколько», «зачем», «почему», «кто», «откуда», «куда», «где» — союзные слова, которые быть союзами не могут.

4. В процессе разбора придаточного предложения рекомендуется поставить вопрос к придаточному предложению от главного. Помимо этого, в определительном придаточном предложении союзные слова «когда», «откуда», «куда», «где» могут быть заменены союзным словом «который».

сегодня: 7 | всего: 311

Источник

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

3) Союз можно заменить только другим союзом:

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

Источник

Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных слов

Урок 56. Русский язык 11 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных слов»

· Вспомним, при помощи его соединяются части в сложноподчинённых предложениях.

· Выясним, как определить, союз перед нами или союзное слово.

· Поразмышляем, зачем нам нужно отличать союзы от союзных слов.

На уроках русского языка мы довольно часто встречаемся со сложноподчинёнными предложениями.

Он торопился, потому что не хотел опоздать на урок.

Это предложение состоит из двух частей. Первая часть главная. А за ней идёт придаточная часть. От главной части к придаточной ставится вопрос. Придаточные предложения, как мы помним, отвечают на вопросы членов предложения.

И иногда у нас могут возникнуть проблемы со средствами связи в сложноподчинённых предложениях.

В этих предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза или союзного слова.

У нас уже есть один пример. Рассмотрим ещё одно предложение.

Он расстроился, когда опоздал на урок.

В первом предложении средство связи – союз. Во втором предложении – союзное слово.

Но как мы это определили?

Подробнее посмотрим на подчинительные союзы.

В сложноподчинённых предложениях мы можем встретиться с союзами что, как, потому что, так что, чтобы, поскольку, если, пока и так далее. Это служебные части речи, и они используются в предложении только для связи между частями.

А что можно сказать о союзных словах?

И получается, что союзные слова – это уже самостоятельные части речи, которые используются для связи в предложении. Но при этом они выполняют и другие функции. Они не утрачивают своей самостоятельности и поэтому являются членами предложения.

Проблема состоит в том, что союзы и союзные слова похожи.

Мальчик так и не понял, почему ему не дают конфет.

И сходу бывает сложно сказать – местоимение перед нами? Или союз, который образовался от местоимения? Конечно, через некоторое время мы вспомним, что перед нами на самом деле – наречие. Значит, это союзное слово.

Но иногда догадаться бывает сложно.

И тут возникает ещё один вопрос – зачем нам вообще отличать союз от союзного слова?

На уроках мы довольно часто сталкиваемся с таким заданием – подчеркнуть главные и второстепенные члены в сложноподчинённом предложении. Или, например, с необходимостью выполнить морфологический разбор слов в предложении. И невозможно выполнить эти задания правильно, если мы путаем союзы с союзными словами.

Конечно, у нас есть ещё и синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Где эти знания тоже необходимы.

Так как быстро отличить – что перед нами?

Посмотрим на союзные слова. Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, какой, который, чей. Эти слова союзами быть не могут. Так что мы просто можем выучить их и действовать по принципу: если слово к этому списку не относится – перед нами скорее всего союз.

А ещё эти слова можно встретить в простых предложениях.

И после них так и хочется поставить вопросительный знак!

Именно вопрос может помочь нам запомнить союзные слова.

И игра в вопросы – это один из способов, который позволяет различить союзные слова с союзами.

Мы не поняли, откуда взялись звуки.

Отсекаем придаточную часть. И пробуем сделать из неё вопрос: а откуда неслись звуки?

Вопрос звучит нормально. Значит, перед нами союзное слово.

Лектор остановился, чтобы передохнуть.

Выделяем придаточную часть.

Пробуем сделать из неё вопрос: а чтобы передохнуть?

Вопрос звучит ущербно, неполно и несамостоятельно.

Значит, перед нами союз.

Но есть особые слова, с которыми и возникают обычно проблемы.

Это слова что, как и когда.

Они в некоторых предложениях могут быть союзами, а в некоторых – союзными словами.

Ведь именно от самостоятельных союзных слов образовались омонимичные им союзы. И теперь нам предстоит отличать слова-омонимы.

Мы можем попробовать сыграть в вопросы.

Я знаю, что вы будете делать завтра. Выделяем придаточную часть, пробуем поставить вопрос. А что вы будете делать завтра? Вопрос нормальный, перед нами союзное слово.

Вы рассказали, что собираетесь заняться йогой. Мы выделяем придаточную часть – и сразу же заметно, что вопрос тут поставить невозможно. Значит, перед нами союз.

Они пойдут по тропинке, что огибает лес. Выделяем придаточное. А что огибает лес? Вопрос поставлен, но звучит он достаточно странно.

Перед нам действительно союзное слово.

Но вопросы можно поставить не всегда, у нас могут возникнуть сомнения.

Так что нужно обращать внимание на другие приметы. Например, на логическое ударение. На союзное слово логическое ударение будет падать. Например:

Не представляю, как можно жить без телефона.

Вы не подскажете, когда отходит поезд со второй платформы?

Что ты собираешься дарить сестре, мне хотелось бы знать.

Во всех случаях мы можем просто прокричать союзное слово.

Вы не подскажете, КОГДА отходит поезд?

А вот на союз логическое ударение не падает. Например.

Я увидел, как чёрная машина скрылась за углом.

Когда облетят последние листья, мы вернёмся в город.

Нужно помнить, что даже безобидный хомяк может оказаться опасным.

Во всех случаях союзы мы произносим быстро, не выделяя голосом.

Иногда роль союза настолько незначительна, что его вообще можно выбросить из предложения. Посмотрим на предложения.

Он вдруг почувствовал, как по спине бегут холодные мурашки. Мы можем просто поставить двоеточие и убрать союз.

Когда я позвоню тебе, возьми трубку, пожалуйста. А здесь мы можем поставить тире между частями – и союз не понадобится.

Учитель сказал, что завтра состоится родительское собрание. Это предложение, как и другие, мы легко можем переделать в бессоюзное предложение.

А вот союзное слово из предложения не удаляется.

Скажите мне, как вы собираетесь выходить из этой ситуации? Кажется, что мы можем здесь удалить наречие как. Но на самом деле это изменит значение всего предложения.

Я не представляю, когда мы можем встретиться. Здесь невозможно удалить союзное слово.

Взгляд её упал на картину, что висела на стене. И здесь невозможно удалить союзное слово.

Мы можем также мысленно разобрать предложение на члены. Потому что союзные слова являются членами предложения.

Никто так и не понял, как они нашли клад. Здесь союзное слово – обстоятельство.

Кто знает, когда ещё выпадет такой шанс. Здесь наречие тоже будет обстоятельством.

Что они рассказали, ты можешь передать? Здесь союзное слово – дополнение.

А вот союзы членами предложения не являются. Посмотрим на примеры:

Не успел никто глазом моргнуть, как ребят уже и след простыл.

Старуха, когда мы вошли, торопливо подхватилась с места.

Команда была твёрдо уверена, что нужно тренироваться дальше.

Здесь выделенные слова – не члены предложения.

Этот способ не очень удобен, ведь у нас не всегда есть время, чтобы мысленно представить – является ли слово членом предложения.

Так что легче прибегнуть к следующему способу – вставка слов.

Мы можем подставить к союзным словам частицы же или именно.

Сегодня мы выясним, как преступнику удалось сбежать. Можно подставить же или именно.

Уточните, пожалуйста, когда мне следует с вами связаться. Когда именно мне следует связаться.

Никто не может представить, что творится в душе у поэта. Что же творится в душе у поэта.

А вот после союзов такие слова вставить нельзя.

Они не переставали верить, как верят во всё отчаявшиеся люди. Как же верят во всё люди? Нет.

Когда Виктор наконец поверил в свои силы, задача вдруг поддалась ему. Когда именно Виктор поверил? Тоже нет.

Я слышал, что у вас намечается праздник? И здесь после что нельзя вставить же или именно.

Есть и ещё один способ – мы можем попробовать заменить союзное слово другим местоимением или наречием.

День, когда мы встретились, будет лучшим днём в моей жизни. Здесь можно сказать – в который мы встретились.

Этот способ можно использовать не всегда.

Знаете ли вы, где обитали динозавры? Здесь можно сказать – там обитали динозавры.

Самое полезное в этом способе – замена союзного слова что.

Юноша не отводил взгляд от фигуры, что появилась в дверном проёме. Здесь что можно заменить на которая.

Если что можно заменить на который – это сразу же союзное слово.

Итак, как мы можем различать союзные слова и союзы в сложноподчинённых предложениях?

Придаточное с союзным словом можно переделать в вопрос. А придаточное с союзом нельзя.

На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.

Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.

К союзным словам можно подставить частицы же, именно. А к союзам нельзя.

Но союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы иногда можно.

Источник

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет…
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. 9 класс. Русская речь

Русский язык. 9 класс. Русская речь

Учебник «Русский язык. Русская речь» является неотъемлемой частью УМК по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник поиогает ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; умть видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Купить

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

3) Союз можно заменить только другим союзом:

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).
  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с. 69).
  • Какие два значения может иметь предложение Ученик знал, что надо отвечать? Как в зависимости от смысла произносится это предложение и чем в нём в каждом случае является слово что (упражнение 99 на с. 70)?
  • Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
  • Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

    Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях. 

    Добавить комментарий