Как можно составить число шесть

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Числа от 0 до 10. Нумерация
  5. Цифра и число 6

Как получить число 6?

Сколько нужно добавить цыплят, чтобы получилось 6?

Одного цыплёнка.

Значит, 5 + 1 = 6


Сколько нужно добавить цыплят, чтобы получилось 6?

Два цыплёнка.

Значит, 4 + 2 = 6


Сколько нужно добавить цыплят, чтобы получилось 6?

Три цыплёнка

Значит, 3 + 3 = 3


Сколько нужно добавить цыплят, чтобы получилось 6?

Два цыплёнка.

Значит, 2 + 4= 6


Сколько нужно добавить цыплят, чтобы получилось 6?

Значит, 1 + 5 = 6


Состав числа 6

0 + 6 = 6

1 + 5 = 6

2 + 4 = 6

3 + 3 = 6


Сравни. Чего больше? Чего меньше?

Мы умеем сравнивать предметы.

Скажи, чего больше и чего меньше на рисунке?

Например, сравни количество синих квадратов и треугольников.

Синих квадратов меньше, чем треугольников

Треугольников больше, чем синих квадратов.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

1 < 6

6 > 1


Сравни, количество красных квадратов и треугольников.

Красных квадратов меньше, чем треугольников

Треугольников больше, чем красных квадратов.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

2 < 6

6 > 2


А теперь сравни количество треугольников и синих кругов.

Синих кругов меньше, чем треугольников

Треугольников больше, чем синих кругов.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

3 < 6

6 > 3


А теперь сравни количество треугольников и зелёных кругов.

Зелёных кругов меньше, чем треугольников

Треугольников больше, чем зелёных кругов.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

4 < 6

6 > 4


Теперь сравни количество треугольников и звёздочек.

Звёздочек меньше, чем треугольников

Треугольников больше, чем звёздочек.

Как это записать при помощи цифр и знаков?

5 < 6

6 > 5


Время

Посмотри на часы.

Запомни. Это шесть часов.


Повтори тему “Сначала.Потом.” в нашем справочнике.

Какое число при счёте следует за числом 4?

Число 5.

Какое число при счёте следует за числом 5?

Число 6.

Какое число при счёте стоит перед числом 5?

Число 4.

Какое число при счёте стоит перед числом 6?

Число 5.

Советуем посмотреть:

Цифра и число 0

Много. Один

Цифра и число 2

Цифра и число 3

Цифра и число 4

Цифра и число 5

Цифра и число 7

Цифра и число 8

Цифра и число 9

Цифра и число 10

Римские цифры

Числа от 0 до 10. Нумерация


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 69,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 1

Страница 117,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 1

Страница 6,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 47,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 27,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 28,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 53. Урок 33,
Петерсон, Учебник, часть 1

Страница 55. Урок 34,
Петерсон, Учебник, часть 1

Страница 20. Урок 11,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 36. Урок 19,
Петерсон, Учебник, часть 2

2 класс

Страница 4,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 5,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 54,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1


Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП). Подготовительная группа.

Тема: «Составление  числа 6 из двух меньших чисел»

Цель: Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Задачи:

Образовательные: Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Развивающие: Закреплять последовательное называние дней недели. Развивать логическое внимание и мышление.

Воспитательные: Воспитывать интерес к математическим занятиям; воспитывать самостоятельность.

Словарная работа: Активизация словаря: дни недели

Методы и приемы: Словесные: беседа, вопросы педагога, ответы детей, поощрение, отгадывание загадки. Наглядные: рассматривание, Игровой: игровые упражнения.

Практические: выполнение заданий.

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: числовой домик, 15 кругов,

Раздаточный материал: наборы счетных палочек, листы бумаги (2 листа на каждого ребенка), игровизор, шаблоны для выполнения упражнения «Какой фигуры не хватает?», шаблон предметов из геометрических фигур, «Танграм» – 2 набора, карточки с цифрами до 7 (2 набора)

Предварительная работа: д.и. «Составь число», игровое упражнение «Собери картинку», беседы о временах года, о признаках времен года.

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

-Правда, это радостно – почувствовать тепло рук друзей?

В: Дети сейчас, я буду задавать вопросы, кто ответит, садится на стул.

-Какое сейчас время года?

-Какой сейчас месяц?

– Какие времена года ты знаешь? Сколько их всего?

-Какое сейчас время года?

-Сколько всего дней в неделе?

-Сколько рабочих дней в неделе?

-Сколько выходных дней в неделе?

– Какой сегодня день недели?

-Сколько ушек у двух кошек?

-Бывает круг с тремя углами?

– Сколько солнышек светит ночью?

2.Основная часть.

А) Игровое упражнение «Заселим дом».

В: Ребята, скажите номер дома? (6). Сколько в нем этажей? (6)

 «На каждом этаже в двух квартирах живет по шесть жильцов. На верхнем этаже в квартире слева проживают 5 жильцов, а справа – один жилец. (Кладу круг в пустое окошко.) Сколько всего жильцов на этаже? Сколько жильцов слева? Сколько жильцов справа? Как составили число 6? (Пять и один.) Как еще можно составить число шесть?» (4 и 2, 3 и 3, 2и 4, 1 и 5.)

   (ребенок выходит к доске и поясняет свои действия)

Б) Игровое упражнение «Разложи счетные палочки».

   У детей по 6 счетных палочки одного цвета. Воспитатель предлагает разделить палочки на две части (кто как хочет) и разложить их на двух листах бумаги.

   В: «Сколько всего у вас счетных палочек? На какие два числа вы разложили число четыре?»

   (Обсуждаются все возможные варианты)

В) Игровое упражнение «Какой фигуры не хватает?»

В: Внимательно посмотрите на таблицу и нарисуйте в пустой клетке недостающую фигуру. фигуру

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1250/00047f1f-72b84c14/img30.jpg                         

Физкультминутка              

 По дорожке мы пойдём

Не спешим, не отстаём

Выше ноги поднимаем

И друг другу не мешаем,

Чтобы сильным стать и ловким приступаем к тренировке.

Раз! Шагаем все на месте. (шаги на месте)

Два! Руками машем вместе, (руки перед собой, выполняем движение «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)

Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)

Зашагали, как отряд.

   В) Игровое упражнение «Собери картинку».

   В: На столах по одной картинке с контурным изображением предметов, составленных из геометрических фигур, и набор цветных геометрических фигур. Давайте составим предметы, накладывая геометрические фигуры на контурное изображение.

 (По окончании выполнения задания дети рассказывают, какие фигуры они использовали).

Г) Игровое упражнение «Составь неделю».

   У детей наборы карточек с цифрами от 1 до 7.

В: Вам необходимо построиться построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т. д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

   Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончании строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю начиная с четверга и т. д. Игра повторяется 2–3 раза.

   После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня.

  1. Итоговая часть.

Со всеми его заданиями мы справились? Что было для вас было тяжелым?

ТИП УРОКА: «открытие» нового знания

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Мультимедийный комплект (ноутбук, проектор).
  2. Интерактивная доска.
  3. Презентация к уроку (см. прил. 1).

ЦЕЛИ:

  1. Сформировать представление о числе 6, его составе, умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 6.
  2. Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
  3. Определить уровень обучаемости детей используя диагностику.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: данный урок разработан и проведен в 1А классе по программе математики для начальной школы 1-4 «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон образовательной системы «Школа 2000…» (см. приложение № 2)

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

(организационный момент, слайд 1).

На этом этапе у учащихся должен возникнуть положительный эмоциональный настрой.

Дорогие мои ученики, начинаем урок математики. У нас в гостях, наш старый знакомый почтальон Печкин, который принёс письмо, а здесь послание:

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Вы будете сейчас опять
решать, отгадывать, смекать.
Пожелаю вам удачи,
за работу в добрый час.

Мудрая Сова

А ещё здесь задания от Мудрой Совы, которые мы обязательно выполним. Девизом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 2).

II. Актуализация знаний.

На данном этапе организуется повторение изученного материала, не обходимого для «открытия» нового знания.

Учитель читает задания, ученики записывают только ответы в рабочих тетрадях.

Задание 1 от Мудрой Совы.

1. Математический диктант:

  1. запишите число, которое состоит на первом месте в натуральном ряду чисел;
  2. число предыдущее для числа 3;
  3. число, которое стоит между 2 и 4;
  4. число следующее за числом 3;
  5. первая часть 2, вторая – 3, запиши целое;
  6. 6+1;
  7. 9-1;
  8. самое большое однозначное число;
  9. следующее за числом 5;
  10. наименьшее, двузначное число.

2. Проверка (слайд 3а). Ученики сравнивают свой числовой ряд с числовым рядом на экране. Выясняется что все справились без ошибок и это позволяет задать вопрос: Внимательно посмотрите, какое число «заблудилось»? (6) Почему? Докажите? (число 6 должно стоять между числами 5 и 7)

3. Что можете рассказать о числе 6? (слайд 3б):

  • обозначается цифрой 6;
  • однозначное;
  • между 5 и 7;
  • если 5+1=6 и 7-1=6;
  • 6>5, 6<7;
  • соседи 5 и 7.

III. Постановка учебной задачи

На этом этапе выясняется, какими знаниями мы еще не владеем для успешного решения примеров и задач.

Тема урока: «Состав числа 6»

Что ещё о числе 6 мы не сказали (состав)?

Это мы узнаем, выполнив следующее задание. (Слайд 5)

Задание 2 от Мудрой Совы (на доске): дети в течение 15 секунд запоминают геометрические фигуры, воспроизводят их по памяти в тетради и разбивают на части по разным признакам.

  • запомнить,
  • нарисовать,
  • разбить на части.

IV. Открытие нового знания

В результате выполнения предыдущего задания дети делают вывод, что число 6 состоит из частей, которые надо запомнить. Это надо запомнить (слайд 6)!

На основе сделанного вывода о составе числа 6, дети записывают равенство в рабочих тетрадях. 

1+5=6 2+4=6 3+3=6
5+1=6 4+2=6 6-3=3
6-1=5 6-2=4  
6-5=1 6-4=2  

V. Первичное закрепление

Задание 3 от Мудрой Совы. Тетрадь Петерсон стр. 53, № 4

см. приложение 3

Выполняя данное задание дети применяют полученные знания о составе числа 6.

физкультминутка

VI. Самостоятельная работа.

Диагностика на определение уровня обучаемости проведена по методике доктора наук, профессора П.И. Третьякова (слайд 10, 11 ) и результаты диагностики (см. приложение 4 ).

Задание 4 от Мудрой Совы.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

На этом этапе ученики решают задачи на сложение и вычитание с использованием полученных знаний о составе числа 6.

Задание 5 от Мудрой Совы (слайд 12).

ЗАДАЧИ

  1. 2 кубика у Маши, 4 – у Наташи. Вы кубики все эти скорее сосчитайте, дети! 2+4=6 кубиков.
  2. На кусте перед забором 6 ярко-красных помидоров. Потом 4 оторвались, а сколько на кусте осталось? 6-4=2 помидора.
  3. В коробке было 3 красных и 3 зелёных шариков. Мальчик взял 4 шарика . Сколько осталось? 3+3-4=2 шарика. Сколько шариков разного цвета мог взять мальчик? (2 красных и 2 зелёных, 3 красных и 1 зелёный, 1 красны и 3 зелёных).
  4. Дополнительно. Записать числа, состоящие только из цифры 6, которые сможете прочитать.

VIII. Итог

Задание 6 от Мудрой Совы (на листочках):

Ученики решают примеры, записывают ответы в порядке возрастания и расшифровывают слово (слайд 14)

6 – 1 = 5 Д 6 – 3 = 3 Л
6 – 5 = 1 М 3 + 3 = 6 Ц
6 + 1 = 7 Ы 6 – 4 = 2 О
6 – 1 = 4 О  

IX. Рефлексия

В конце урока дети рисуют флажки и раскрашивают их: 

Красным – если все получилось отлично

Желтым – все получилось хорошо

Зеленым – только часть заданий выполнено так, как хотелось

Синим – не получилось так, как хотелось.

Из 24 учеников, присутствующих на уроке, красным цветом флажок раскрасили 15 человек, желтым – 7 человек и 2 человека зеленым.

Состав числа 6. Решение задач.

Ход занятия

Организационный
момент. (Дети стоят у столов)

– Пропрыгать по
количеству хлопков воспитателя от одного до шести (садятся за стол)

– Ребята, давайте
узнаем сколько сегодня детей сидит за первым столом: Начинайте считать по
порядку. (Всего 6 детей)

– Вы, наверное,
догадались о каком числе мы будем сегодня говорить.

– Я обозначу число
шесть, цифрой 6 и прикреплю её на доске.

– А вы можете
выложить цифру 6?

– Подойдите к
столам. Выложите на ковриках цифру 6 из цветных полосок. (Дети на столах
выкладывают цифру 6 из цветных полосок).

– Поиграем в игру
“Математическая зарядка”.

– Назовите соседей
числа 6.

– Назовите число
на 1 больше, чем число 5.

– Назовите число
на 1 меньше, чем число 7.

– Посчитай от 4 до
6.

– Посчитай от 6 до
2.

– Назови
предыдущее и последующее числа у числа 6.

– Из скольких
единиц состоит число 6? (Из шести единиц)

– Как можно по
другому составить число 6? (Из двух меньших чисел) .

Основная часть.

Работа с
демонстрационным материалом у доски над составом числа 6 из 2-х меньших чисел.

– Посчитайте,
сколько зеленых листьев на доске? (5)

– Добавьте столько
листьев, чтобы всего стало 6 листьев.

– Сколько добавили
листьев? (1).

– Почему? (Потому
что 5 и 1 – это 6) .

– Обозначьте обе
части цифрами.

– Давайте покажем
состав числа 6 своими пальчиками.

– Посчитайте,
сколько собачек на доске? (4)

– Добавьте столько
собачек, чтобы всего стало 6 собачек.

– Сколько добавили
собачек? (2)

– Почему? (Потому
что 4 и 2 – это 6) .

– Обозначьте обе
части цифрами.

– Давайте покажем
состав числа 6 своими пальчиками.

– Посчитайте,
сколько морковок на доске? (3)

– Добавьте столько
овощей, чтобы всего стало 6.

– Сколько
добавили? (3) .

– Почему? (Потому
что 3 и 3 – это 6) .

– Обозначьте обе
части цифрами.

– Давайте покажем
состав числа 6 своими пальчиками.

2) – Молодцы.
Настало время размяться и выполнить физкультминутку “Раз – подняться,
потянуться”

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться,
разогнуться,

Три – в ладоши три
хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки
шире,

Пять – руками
помахать,

Шесть – тихонечко
присесть.

Закрепление.

Работа с
раздаточным материалом (счетные палочки) .

– А сейчас мы поиграем
с палочками.

Дидактическая игра
“Со счетными палочками”.

– Откройте
коробку. У каждого в ней очень много палочек. Посмотрите на неё и выложите из
коробочки на стол 6 палочек. (Дети берут палочки и выкладывают состав числа 6)
.

– Расскажите, как
составили число 6. (Дети по очереди рассказывают свой состав числа 6. Например:
Я составил число 6 из двух красных палочек и из четырех синих палочек. (2 и 4
это число 6)

– Молодцы, вы так
хорошо составляли число 6, что я решила подарить вам цветные камешки. Давайте с
ними поиграем.

Дидактическая игра
“Цветные камешки”.

– У меня 6
камешков. Я буду их делить в своих руках и покажу одну ладошку. Угадайте,
сколько камешков в другой ладошке. Почему? (Игра повторяется несколько раз)

Ребята посмотрите
какая у меня картинка. Вы вспомнили героев этой сказки. (да, сказка «репка»)
Вот послушайте задачку такую.

В землю репка села
крепко,

Одному не
справиться.

А за старым дедом
следом

Хвост длиннющий
тянется.

Все пришли до
одного.

Сколько было их
всего? (6)

Воспитатель: Из
какой сказки эти герои?

Дети: Из русской
народной сказки «Репка»

-Какой по счету
стоит бабка? (вторая)

-А дед? (первый)

-Кто стоит
третьим? (внучка)

-Кто стоит между
внучкой и кошкой? (Жучка)

А кто стоит
последним? (мышка)

Воспитатель:
Ребята, чему учит эта сказка?

Дети: Дружбе,
тому, что нужно помогать друг другу и т. д. (ответы детей)

Воспитатель :
Молодцы ребята, правильно выполнили задание.

Итог занятия: С
какой цифрой мы познакомились?

 Сколько предметов
обозначается этой цифрой?

Как получить число
6?

Конспект НОД по ФЭМП

для подготовительной группы

Состав числа «6»

Задачи:

– Познакомить детей с составом числа 6.

– Упражнять в прямом и обратном количественном счёте в пределах 10.

– Познакомить детей с составом числа 6.

– Закреплять умение детей составлять число из двух меньших.

– Учить решать логические задачи на основе информации, воспринимаемой на слух.

– Развивать логическое мышление, внимание.

– Поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.

– Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение работать в коллективе.

Дидактический материал для НОД:  бумажные карточки с цифрами от 1 до 10, интерактивная доска, тетради для закрепления цифр.

Ход занятия

Первая часть «вводная»

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, сегодня мы познакомимся с цифрой «6». Посмотрите, как она пишется (воспитатель показывает карточку, на которой изображена цифра 6) и произносит стихотворение:

«Нет углов у цифры «6», лишь дуга с кружочком есть. Ты с дуги писать начни и кружочком оберни. Цифру «6» писать легко: ни штришков, ни уголков».

Воспитатель: Ребята, а кто мне напомнит в чём разница между словами «цифра» и «число»? Ответы детей (цифра –  это  графический символ, который мы пишем, число это то, что мы произносим).

Ребята, давайте встанем вкруг и будем передавать мяч друг другу вправо и считать от 1 до 10. Каждый из детей берёт мяч, произносит число, следующий из детей получает мяч и произносит следующее число и так считаем до10, после цифры 10 снова считаем от 1 до 10, пока я не хлопну в ладоши.  После моего хлопка передавайте мяч обратно влево и начинайте обратный отсчёт. Например, если я хлопну, когда будет число «6», ребёнок получит мяч и назовёт число «5» и так далее до цифры «1». Ребята выполняют задание.

Молодцы ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы на свои места.

Вторая часть «основная»

Знакомство с составом числа «6»

Сейчас мы с вами познакомимся как можно составить число 6 из двух меньших чисел.

С помощью лежащих перед вами цифр мы попытаемся составить число 6

Воспитатель в это время проделывает все задания вместе с детьми с помощью пластмассовых кубиков.

Воспитатель подводит итог:

1 и 5 будет 6.

2 и 4 будет 6.

 3 и 3 будет 6.

4 и 2 будет 6.

5 и 1 будет 6.

Игра «Найди  свою пару, тройку»

Воспитатель кладёт на пол 3 обруча и приглашает выйти 6 детей. Каждому из детей воспитатель даёт карточку с цифрой и предлагает детям встать в обруч по два человека, так чтобы у пары детей в сумме двух чисел на карточках было число «6». Дети выполняют задание. Получаются пары «1 и 5», «2 и 4», «3 и 3». Воспитатель хвалит детей и приглашает их вернутся на свои места.

Далее воспитатель приглашает ещё  6 детей и каждому из них даёт карточку с цифрой. Воспитатель предлагает детям встать в обруч по три человека так, чтобы сумма трёх цифр в руках у детей составляла «6». Получаются тройки «2+2+2», «3+1+2». В случае затруднения у детей при выполнении этого задания, воспитатель оказывает детям помощь. Воспитатель хвалит детей за выполненное задание и приглашает детей сесть на свои места.

Пальчиковая гимнастика:

Есть игрушки у меня

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет.

Три ракеты, вездеход.

Самосвал, подъёмный кран-

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать?

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

 Третья часть «заключительная»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с составом числа «6». Все вы очень старались, внимательно слушали и выполняли задания. Скажите, что нового вы сегодня узнали? Какие задания вам понравилось выполнять больше всего? Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит детей за усердие, внимательность, дружную работу в командах.

Добавить комментарий