Как можно составить мюзикл


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Написание мюзикла может показаться смелой задачей, особенно если вы являетесь поклонником этого жанра и это ваш первый опыт. Возможно, вы решили сделать это в качестве творческого вызова самому себе, или же вам дали такое задание на учебе. Чтобы написать мюзикл, сначала необходимо определиться с сюжетной линией. Добавьте музыку и песни, чтобы создать шедевр, который предстанет перед аудиторией хорошо проработанной, увлекательной и трогательной работой.

  1. Изображение с названием Write a Musical Step 1

    1

    Проведите мозговой штурм идей. Для начала сядьте и запишите несколько идей для мюзикла. Подумайте о вопросе или проблеме, которые хотите затронуть в своей работе, например: «Что есть любовь?» или «Каково быть неудачником/белой вороной?». Можно также поразмышлять над личным опытом, который расстроил вас или заставил поставить под сомнение свои ценности. Из этого опыта можно почерпнуть вдохновение для мюзикла.[1]

    • Подумайте, почему эта идея лучше сработает в музыкальном формате, а не в виде короткого рассказа или романа. Музыка и пение должны в некоторой степени казаться необходимой составляющей для идеи сюжета. К примеру, вы поймете, что можете лишь поведать историю знакомства своих родителей в Москве 70-х годов через музыку, которую они любили в тот период времени.
    • В поисках вдохновения можно также отправиться на прогулку или посидеть в общественном сквере. Наблюдайте за тем, как люди взаимодействуют между собой. Подмечайте любое поведение или действие, которое кажется вам интересным. После вы сможете создать сюжетную линию, основываясь на жизни людей из вашей повседневности.
    • Попробуйте выбрать идею, которая вызывает у вас настоящий душевный отклик. Наличие истории, которая вам действительно небезразлична, поможет вам сохранить мотивацию для написания мюзикла, чтобы однажды увидеть его на сцене.
  2. Изображение с названием Write a Musical Step 2

    2

    Кратко перескажите сюжет в одном предложении. Как только у вас появится идея, передайте ее одним предложением, чтобы иметь четкое представление об истории. Задайтесь вопросом: «О чем эта история?» Меньше концентрируйтесь на именах персонажей и больше внимания уделяйте драматической линии в жизни главных героев, на котором строится сюжет.[2]

    • Вот пример краткого содержания мюзикла Скрипач на крыше в одном предложении: «Еврейский крестьянин пытается выдать замуж трех своих дочерей и сталкивается с антисемитскими взглядами, которые угрожают его деревне и его жизненному укладу».
    • Данное резюме включает в себя основные моменты сюжета и ключевые темы (лейтмотив) такие как «жизненный уклад» и «антисемитизм», которые обыгрываются в мюзикле.
  3. Изображение с названием Write a Musical Step 3

    3

    Смотрите другие мюзиклы в поисках вдохновения. Чтобы вдохновиться на создание собственного мюзикла и придумать сюжет, вам нужно изучить другие работы. Посещайте мюзиклы, читайте их и анализируйте, как в них сочетаются песни, музыка и диалоги, чтобы создать эффектное шоу для зрителей. Можно прочитать и посмотреть постановки некоторых классических мюзиклов, включая:[3]

    • Кошки;
    • Скрипач на крыше;
    • Призрак оперы;
    • Моя прекрасная леди;
    • Суини Тодд;
    • Парни и куколки;
    • Гамильтон;
    • Чикаго;
    • Чем дальше в лес;
    • Дорогой Эван Хэнсен.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Musical Step 4

    1

    Определите эмоциональное ядро истории. Как только у вас будет идея для сюжета, подумайте, что является сердцем истории. Спросите себя: «Каков лейтмотив истории?» — и: «Какие крупные проблемы затрагивает история?» Именно ядро поможет вам сконцентрироваться на написании сюжета, которое отразит эмоциональную составляющую мюзикла.[4]

    • Например, мюзикл Суини Тодд с виду просто повествует о парикмахере викторианской эпохи, который охотится на мужчин, убивших его жену и отправивших его в тюрьму на основе ложных обвинений. Однако по сути этот мюзикл о том, как высока цена мести и как злость и негодование способны разрушить жизнь человека в настоящем.
  2. Изображение с названием Write a Musical Step 5

    2

    Сделайте сценарную раскадровку. Один из способов упростить написание мюзикла — это создать сценарную раскадровку или визуальное представление каждой сцены. Можно писать на обычной бумаге или взять большие листы. Раскадровка каждой сцены даст вам лучшее представление о действиях и мотивации персонажей. Кроме того, так будет проще написать музыку и песни для мюзикла.[5]

    • Составьте примерный список сцен, а потом создайте раскадровку для каждой из них. Старайтесь вносить необходимые визуальные элементы для всех сцен в раскадровке. Не бойтесь использовать много кадров, так как чем более детально вы все распишете, тем более глубоким получится мюзикл.
  3. Изображение с названием Write a Musical Step 6

    3

    Напишите музыку. Самый важный элемент в мюзикле — это музыкальное сопровождение. Существует четыре вида мюзиклов: мюзикл-опера — разновидность, которая сочетает в единстве свойства и качества обоих жанров; мюзикл-оперетта — жанр, сочетающий характерные черты оперетт и мюзикла; мюзикл-драма — жанр опирается на разговорный диалог; мюзикл-обозрение — эстрадное ревю, но скрепленное драматическим сюжетом.[6]

    • Если у вас уже есть опыт, попробуйте написать музыку к каждой сцене с раскадровкой. Вместо этого можно начать с написания одного или двух фрагментов, которые, по вашим ощущениям, являются ключевыми в мюзикле, например, музыкальную тему для шоу.
    • Можно попробовать использовать программу для написания музыки на компьютере, которая поможет вам превратить напевание, пение или свист в мелодии. Это может быть идеальным вариантом, если вы никогда не сочиняли музыку до этого, однако обладаете музыкальным слухом и хотите как-то перевести свои идеи в музыку.
  4. Изображение с названием Write a Musical Step 7

    4

    Придумайте слова к песням. Вы сможете написать музыку и слова для мюзикла, особенно если хорошо знаете сюжет и уверенны в своих музыкальных способностях. Если у вас нет музыкального слуха, поищите партнера по сценарию, который умеет сочинять музыку для сцены. Многие мюзиклы были написаны в паре или в команде, где один человек отвечал за музыку, а другой — за слова.[7]

    • Как только вы напишете музыку, переходите к составлению списка песен. Обратите внимание, не превышает ли количество песен количество сцен. Иметь много песен — неплохо, однако вам нужно убедиться, что мюзикл красиво перетекает от диалога к песне и от сцены к сцене.
  5. Изображение с названием Write a Musical Step 8

    5

    Объедините музыку и историю. Приведите в порядок свою работу, поместив сцены, музыку и слова в один документ. Внедрите музыку в сцены так, чтобы все звучало цельно и гармонично. Проверьте, плавно ли переходят разговоры в песни.[8]

    • Например, в сюжете есть сцена между отцом и дочкой, после которой идет песня дочки. Убедитесь, что песня неким образом связана с этой сценой и что в ней (в песне) дочь выражает свое отношение к отцу. Так мюзикл будет плавно перетекать от сцене к сцене.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Musical Step 9

    1

    Просмотрите мюзикл. Можно сделать это в одиночку или с другом. По возможности найдите доступ к пианино или другому инструменту, играющему важную роль в музыкальном сопровождении. Затем прочитайте вслух все диалоги и спойте песни под аккомпанемент музыкального инструмента. Отмечайте звучание диалогов и песен. Обратите внимание на все диалоги, которые кажутся непонятными или неуклюжими. Убедитесь, что все песни связаны с диалогами в той или иной степени и что они идеально звучат.

    • Подчеркните или отметьте все части, которые вас не устраивают. Потом можно вернуться и переделать их, доведя до совершенства.
  2. Изображение с названием Write a Musical Step 10

    2

    Добавьте сценические ремарки. Они указывают актеру на его положение на сцене, а также как ему подступить к действию или песне. Сценические ремарки должны быть четкими и по делу. Не делайте их многословными и изощренными.[9]

    • Например, если вы хотите указать, что в сцене будет музыкальный номер, добавьте в сценарий пометку: «Начинает играть музыка (впишите сюда музыкальный номер)». Это послужит актеру сигналом, что нужно спеть песню.
    • Кроме того, можно добавить детали, откуда актеры появляются, например, ПРАВАЯ СТОРОНА или ЛЕВАЯ СТОРОНА.
    • Также стоит добавить пометки о реакции персонажей, но лишь в том случае, если это важная для сцены реакция. Например: «ВИКТОРИЯ (в ужасе): Как ты мог это сделать?» — или: «ИВАН (в слезах): Я больше не могу петь».
  3. Изображение с названием Write a Musical Step 11

    3

    Найдите актеров для мюзикла. «Отполировав» сценарий, попробуйте поставить его на сцене. Можно связаться с местными актерами и нанять их для постановки мюзикла в театре вашего города. Или попробуйте задействовать в своем мюзикле известную театральную труппу.

    • Вы также можете поискать успешных актеров и драматургов, чтобы получить совет, как поставить свой мюзикл.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 12 740 раз.

Была ли эта статья полезной?


2022-11-26 12:30

Мини-классы

Your browser doesn’t support HTML5 video tag

Представьте, что вы уже знаете многое о музыкальном театре, и сможете хотя бы отличить мюзикл от музыкального спектакля и переключимся к специфике написания мюзикла.

1) Самое первое, что необходимо – это придумать сюжет и написать синопсис. Сюжет включает в себя художественно-драматургическую канву и второстепенные линии, без которых спектакль будет драматургически низкосортным. Все действие должно жить по драматургическим законам – завязка – кульминация – развязка и тд.

2) Второе, как и для любого произведения, вы должны продумать и расписать особенности героев. Их характер, манеру речи и речевые обороты, соответствующие повадкам тем или иным персонажам.

3) Написать сценарный план, т.е методично и последовательно расписать места и время действия происходящего. Например: Сцена 1. Главный герой просыпается рано утром, подтягиваете, зевает и идет туалет.

подписка

4) На этом этапе автор сюжета желательно вместе с композитором и режиссером определяются исходя из посценника сколько будет песен, где они будут располагаться, какого они будут типа, т.е общая атмосферная, песня действия, диалоговая и тд. На этом этапе песни прописываются в сценарном плане точно в том месте, где они должны быть и вся суть, которую должна передать песня. Каждая деталь важна.

5) Есть ряд жанровых правил, которые должны учитываться в предыдущем пункте. Например. Первая сцена должна мыть мощной и массовой. Сцены должны чередоваться по массовости т.е – большая, маленькая и тд. Мюзикл — это развлекательный жанр, и он не должен утомлять.

6) Готовый сценарный план — это скелет мюзикла, который нужно обтянуть мышечной массой диалогов и кожей песен и танцев. Последнее уже дело режиссера и хореографа. Обычно я расписываю сначала диалоги, а потом приступаю к песне.

7) Написание песенных стихов это отдельная лекция, которая есть в курсах и я рекомендую ознакомиться с ней, поэтому я пропущу этот раздел

8) Когда все готово, тексты прописаны, и музыка готова, начинается постановочный процесс. И начинается он с читки.

9) В этот момент выносятся последние коррекции в либретто, проводится редактура.

10) Следующее дело за постановочной командой, а вы готовьтесь к сочным плодам своего творчества!


Download Article


Download Article

Writing a musical can seem like a daunting task, especially if you are a fan of the genre and are trying to create one for the first time. You may decide to write a musical as a creative challenge or be assigned to write one for a class. To write a musical, start by determining the storyline. Add in the music and the songs to create an experience that feels polished, entertaining, and touching to your audience.

  1. Image titled Write a Musical Step 1

    1

    Brainstorm ideas. Start by sitting down and writing out a few ideas for the story. Think about a question or problem you can address in the musical, such as “What is love?” or “How does it feel to be an outsider?” You can also think about a personal experience that upset you, unsettled you, or made you question your values. This experience could serve as inspiration for your musical.[1]

    • Consider why an idea might work better in the musical format than in the short story or novel format. Music and singing need to feel necessary to the story idea in some way. For example, you may realize that you can only tell the story of your parents’ meeting in New York in the 70s through the music they loved in that time period.
    • You may also try going for a walk in a park or sitting in a public square to get inspiration. Watch people interact and notice any behaviors or actions that seem interesting to you. You could then create a storyline based on the lives of other people in your everyday life.
    • Try to choose a story idea that you are truly passionate about. Having a story that you really care about can help you stay motivated to write the musical and see it performed one day on stage.
  2. Image titled Write a Musical Step 2

    2

    Create a one line story summary. Once you have a story idea, you should try to create a one line summary so you have a clear sense of the story. Try to answer the question, “What is the story about?” Focus less on character names and more on the dramatic moment in the main character’s lives that create the story.[2]

    • For example, a one line story summary for the musical Fiddler on the Roof could be, “A Jewish peasant tries to marry off three of his daughters and deal with anti-Semitic values that threaten his village and their way of life.”
    • This summary includes the major plot points and also includes key themes, such as a “way of life” and “anti-Semitism”, that play out in the musical.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Musical Step 3

    3

    Study other musicals for inspiration. To get inspiration for your musical and come up with a story idea, you should study other musicals. Go to musicals, read musicals on the page, and study the ways in which they combine song, music, and dialogue to create an effective show for the audience. You may read and watch a production of several classic musicals, including:[3]

    • Cats
    • Fiddler on the Roof
    • The Phantom of the Opera
    • My Fair Lady
    • Sweeney Todd
    • Guys and Dolls
    • Hamilton
    • The Greatest Showman
    • Into the Woods
    • Dear Evan Hansen
    • Wicked
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Musical Step 4

    1

    Determine the emotional core of the story. Once you have the story idea, think about what is at the heart of your story. Ask yourself, “What are the themes in the story?” “What larger issues does the story address?” Identifying the emotional core of the story will help you focus your writing and create content that addresses the emotional aspect of the musical.[4]

    • For example, the musical Sweeney Todd is, at the surface, about a Victorian barber out to kill the men who stole his wife and sent him to prison on false charges. But at the heart, the musical is about the high cost of revenge and how anger and resentment can ruin your present day life.
  2. Image titled Write a Musical Step 5

    2

    Make storyboards. One way to help you write a musical is to create storyboards or visual representations of each scene. You can draw on regular sheets of paper or get larger paper to write on. Storyboarding each scene can help you get a better sense of your character’s actions and motivations. It can also make it easier to write the music and the songs.[5]

    • You may try writing down a rough list of scenes and then creating storyboards for each scene. Try to get the essential visual elements for each scene on the storyboard. Don’t be afraid to use many storyboards for each scene, as the more detailed you are, the more depth the musical will have.
  3. Image titled Write a Musical Step 6

    3

    Write the music. The most important element of a musical is the score. There are four types of musicals: all-sung, operas, integrated, and unintegrated. Musicals that are all-sung means there is no dialogue at all and the entire script is sung. Operas are also all sung. The most popular form is integrated, where the music and the dialogue are integrated together in one show.

    • If you have written music before, you may try writing music for each scene that you have storyboarded. Or you may start by writing one to two pieces that you feel are key, such as the theme for the show.
    • You may also try using music writing software on your computer that helps you translate humming, singing, or whistling into written music. This may be ideal if you have never composed music before but are musically inclined and want to somehow translate your ideas into a score.
  4. Image titled Write a Musical Step 7

    4

    Create the lyrics for the songs. You may be able to write the music and the lyrics, especially if you know the story well and feel confident about your music writing abilities. If you are not musically inclined, you may look for a writing partner who is skilled at composing music for the stage. Many musicals have been written in pairs or teams, with one person writing the music and one person writing the lyrics.[6]

    • Once you have written the music, you should create a list of songs. Notice if you have more songs than scenes. Having many songs is not a bad thing, but you want to be sure that the musical flows well from dialogue to song and from scene to scene.
  5. Image titled Write a Musical Step 8

    5

    Put the music and the story together. Organize the musical so there are scenes, music, and lyrics in the same document. Order the music within the scenes so it all feels cohesive and well put together. Check that you have smooth transitions from spoken dialogue to a song.[7]

    • For example, you may notice that you have a scene between a father and daughter, followed by a song that is sung by the daughter. You should make sure the song relates somehow to the scene and that the daughter addresses her relationship with her father in the song. This will make the musical flow smoothly.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Musical Step 9

    1

    Run through the musical. Do this on your own or with a friend. If possible, get access to a piano or an instrument that is important in the musical’s score. Then, read all the dialogue out loud and sing the songs to the tune of the instrument. Notice how the dialogue and the songs sound aloud. Pay attention to any dialogue that feels confusing or clumsy. Check that the songs relate to the dialogue in someway and sound polished.

    • You may underline or mark any sections that feel off to you. You can then go back and revise them so until they are at their best.
  2. Image titled Write a Musical Step 10

    2

    Add in stage directions. Stage directions tell the actors where they are situated on stage and how they are approaching a scene or a song. Keep the stage directions concise and to the point. Do not include stage direction that feels long winded or convoluted.

    • For example, if you want to notate that there is going to be a number in a scene, you would add in “Music starts playing (insert musical number here)” into the script. This will signal to the actors that a song is going to be performed.
    • You should also include details about where the actors enter from into a scene, such as STAGE RIGHT or STAGE LEFT.
    • You should include notes about a character’s reaction, but only if it is an important reaction in the scene. For example, “VELMA (aghast) How could you do that?” or “JOHN (crying) I can’t sing anymore.”
  3. Image titled Write a Musical Step 11

    3

    Get actors to perform the musical. Once you have a polished script, you should try to have it performed on stage. You may contact actors in your area and hire them to perform the musical at your local theater. Or you may try to get the musical performed by a prominent theater company in your area.

    • You may also seek out actors and playwrights who have had success to get advice on how you can get your musical produced.
  4. Advertisement

Writing Help

Add New Question

  • Question

    Can I use songs that I already know and love?

    Community Answer

    It depends. Many musicals, known as jukebox musicals, are made using pre-existing music–usually classical music or rock music. Keep in mind, however, that if you wish to use this music, you will need to acquire the rights to the songs.

  • Question

    What if I can’t play an instrument and I can’t read music? How will I compose the song?

    Community Answer

    You can always write the musical and the lyrics, then ask an expert in the field of music to compose the music and play it for you. However, it would be best to learn the piano or the electronic form of it, to give you much greater freedom in composing properly.

  • Question

    Do the song lines have to rhyme?

    Community Answer

    It’s up to you. In a lot of musicals they rhyme the lyrics, but you don’t have to if you don’t want to. The music needs to have some sort of rhythm, flow, and cohesiveness, though, and rhyme tends to help achieve that.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To write a musical, start by coming up with the basic story and the characters that will be in your show. Then, map out your musical by drawing storyboards for each scene so you know which characters will be on stage in each scene and what actions will take place. Once you’ve got your story laid out, write the music for each scene and type up the script and stage directions for the actors. To learn how to write music for your musical, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 299,362 times.

Reader Success Stories

  • Elijah Reznikoff

    Elijah Reznikoff

    Feb 15, 2018

    “I started off writing short stories and screenplays, but after being convinced by a friend to join stage crew, I…” more

Did this article help you?

Как написать мюзикл

Мюзикл – жанр музыкально-театрального искусства, совмещающий в себе музыкальные номера (арии и песни), танцы и речь. Некоторые ошибочно принимают мюзикл за разновидность оперетты. Как любое театрализованное произведение, начинается оно с литературной основы – либретто или сценария.

Как написать мюзикл

Инструкция

Композитор не всегда является автором стихов к песням и сценария в целом. Чаще для этого приглашается отдельный специалист. Если вы совмещаете обе роли, то освойте азы этой профессии.Изложите идею произведения. Перечислите основных персонажей, опишите их характеры. Внешность описывать не нужно (вообще сценарное искусство не занимается описанием внешности героя), но представить заранее тембр (сопрано или контральто, бас или тенор) можно.

Напишите событийный план. Изложите основные действия во время экспозиции, сформулируйте первое поворотное событие, продумайте завязку, развитие, кульминацию, развязку. Реплики пока не пишите.

Составьте таблицу из нескольких столбцов. Их названия: действие, длительность, имя персонажа, реплика. Впишите действия и события в первый столбец, заполните остальные. Удобно оформлять такую таблицу (а точнее – уже либретто в форме таблицы) в текстовом редакторе компьютера. Позже вы можете внести исправления, при этом внешний вид сценария не пострадает.

Стихотворные фрагменты (тексты будущих песен) формулируйте из расчета восемь строк в одном запеве, три запева в песне; припев может состоять из четырех-восьми строк. Больший объем плохо воспринимается.

Используйте юмор. Реплики и поступки героев должны привлекать внимание зрителей, а самый удобный и доступный способ – шутки и смех. Причем это могут быть не только каламбурные фразы, но и абсурдные поступки.

На основе либретто пишется музыка. Сочините лейттему для каждого персонажа. Используйте ее в песнях, исполняемых им соло или в дуэтах, но каждый раз немного видоизменяйте, в соответствии с развитием самого персонажа и хода действия. Песни строятся по схеме маленького театра: лишенная накала экспозиция, завязка и развитие, кульминация, затем спад и финал. Заимствуйте приемы у признанных мастеров музыкального театра: так, Уэббер в «И.Х. – суперзвезда» использовал небольшой набор тем, но компенсировал его количеством обработок и добавлением сценических эффектов. Глинка в «Руслане и Людмиле» каждому герою, кроме лейтмотива, давал определенный инструмент.

Пропишите инструментальные проигрыши в мизансценах, а также в начале и в финале спектакля. Используйте уже сочиненный материал. В интродукции идите классическим. Через изложение и развитие тем вкратце изложите сюжет: было хорошо, стало плохо, потом очень плохо, потом герой справился и стало лучше, чем было. Схема примитивная, но действенная.

Видео по теме

Обратите внимание

Постановка танцев, детальная разработка мизансцен, другие технические моменты разрабатываются на стадии постановки, а не сочинения мюзикла.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как сделать мюзикл, чтобы он стал лучшим

Никита Харчевников

Звукорежиссер и саунд-продюсер Олег Чечик в профессии более тридцати лет.

В 2010 году, имея значительный опыт работы в студии и на концертах,

он принял предложение Московского театра оперетты поработать над мюзиклом,

потом взялся еще за один, затем за третий.

В результате один из них, «Монте-Кристо», в 2014 году был признан лучшим в мире,

а другой, «Анна Каренина», был представлен не только в киноверсии, но и в виде уникального приложения.

«Шоу-Мастер» расспросил Олега о том, где и как он работает,

почему мюзиклы требуют особого подхода и в чем заключался его вклад в создание мюзиклов.

Как устроена Studio CSP

Студия была построена полностью по моему собственному проекту. Ее общая площадь – более 100 кв. м. В ней три основных помещения: центральная аппаратная и две студии. Помещения сделаны по принципу «комната в комнате» с полной изоляцией от внешних стен, потолка и пола. Между аппаратной и студиями вмонтированы окна с цельнолитыми стеклами толщиной 21–28 мм, которые позволяют максимально звукоизолировать помещения друг от друга. В потолке вмонтированы ловушки, которые сверху затянуты акустической тканью.

Стены покрыты специальными звукопоглощающими акустическими панелями. Мониторы дальнего поля Quested HQ210, которые работают от усилителя BRYSTON 4B SST, вмонтированы в отдельно стоящую стену, засыпанную большим количеством песка для уменьшения резонансов. Помимо этого, стоят мониторы ближнего и среднего поля фирм Quested и Focal.

В работе я использую внешний цифровой пульт Yamaha DM2000 (96 каналов), с интерфейсами MADI, которые подключены к звуковой карте RME MADI FX, в которой получается по 192 входа и выхода. Для внешней обработки я использую непревзойденный прибор Lexicon 960L, который позволяет использовать одновременно четыре независимых эффекта. В тракте записи стоят два конвертора: Apogee AD-16X, и Solid State Logic XLogic Alpha-Link MADI SX. В качестве ламповых предварительных усилителей я использую Summit Audio TPA-200B и восьмиканальный Millennia HV-3D. Также используются ламповые компрессоры Tube-Tech CL 1b и Tube-Tech LCA 2b. В качестве системы DAW уже много лет я применяю Cubase.

Особенность студии заключается в том, что весь софт, которым я пользуюсь, запущен на виртуальной системе VMware vSphere. Пять серверов помещены в отдельную серверную для исключения воздействия шума во время работы. В каждом из серверов задействовано от 64 до 128 ГБ оперативной памяти, установлены многоядерные процессоры Xeon и имеется более 60 ТБ дискового пространства на базе твердотельных накопителей и жестких дисков (VSAN). Таким образом, на любом из серверов я могу запустить по несколько операционных систем, каждая из которых будет выполнять свою задачу. Например, на одном сервере я могу использовать Cubase в одной операционной системе и VST-инструменты в другой, а на других серверах одновременно работать в системе мастеринга. Параллельно этим процессам действует бэкап-система, позволяющая полноценно продолжать работу даже при выходе из строя двух серверов.

В большом парке микрофонов у нас есть два уникальных – Neumann U47 1964 года и SoundField MKV, которые позволяют проводить запись как вокала, так и оркестровых инструментов.

Все рояльные партии мы записываем на инструменте фирмы KAWAI, у которого клавиатура максимально приближена к большому концертному роялю, а его конструкция состоит из деревянных клавиш и молоточков. Любой пианист, записывающий у нас партии, имеет ощущение игры на большом концертном инструменте.

В студии записываются абсолютно разные жанры музыки: рок, джаз, поп, классика, рэп, саундтреки к фильмам с использованием большинства оркестровых инструментов.

Я стараюсь каждый год обновлять что-то из техники и всегда слежу за интересными новинками. Мне хотелось бы увеличить размеры студии, чтобы в нее можно было поставить большой рояль. А еще я давно планирую приобрести в студию струнный музыкальный инструмент под названием харпеджи (Harpejji).

Расскажите, пожалуйста, немного о себе – как давно вы занимаетесь звукорежиссурой, какова ваша специализация?

Моя основная специализация – это звукорежиссура и саунд-продюсирование, еще я периодически работаю над аранжировками и партитурами. В звукорежиссуре я уже более тридцати лет – начинал концертным звукорежиссером в родном Омске, с Игорем Тальковым и Тамарой Гвердцители. А чуть позже, примерно с 1991 года, стал работать на студии Омского радиокомитета. В 1998 году, вместе с партнером я построил свою первую студию в Центральном доме архитектора, мы назвали ее Bonum Studio. А в 2002 году была построена уже вторая студия, Studio CSP, в которой я работаю по сегодняшний день. Параллельно я был концертным звукорежиссером у Николая Баскова, Таисии Повалий, группы t.A.T.u. и других музыкантов.

 

В последние годы вы много работаете с мюзиклами. Как вы пришли в мюзикл? Что для вас стало новым, неожиданным, самым интересным в работе над мюзиклами?

В 2010 году ко мне обратилась дирекция Московского театра оперетты с интересным предложением взяться за создание музыкальной части нового мюзикла. В тот момент шла подготовка мюзикла «Граф Орлов». Эта работа включала в себя: написание аранжировок, запись всех инструментов (ритм секция и оркестр), запись всех вокалов, и хоровых партий, сведение и мастеринг всех музыкальных произведений мюзикла. Помимо этого, в мои обязанности входила постановка звука в театре.

Все новое для меня интересно, а мюзикл мне открылся как самостоятельный музыкальный жанр на сцене, с которым на тот момент я еще не работал. Удивительным для меня оказалось сочетание в мюзикле элементов эстрадной музыки и театрального искусства, а также симбиоз звучания симфонического оркестра, большого хора и ритмической группы.

 

Каковы особенности работы звукорежиссера и саунд-продюсера в мюзикле – в студии и в театре?

Особенности заключаются в том, что вся музыка является сопровождением для вокалистов. Нужно всегда учитывать сочетание игры живых музыкантов с исполнителями вокальных партий. Все это в сочетании должно звучать как настоящее шоу, с глубоким низом, разборчивой дикцией и четко локализованным звуком.

Запись вокала группы Tiger Cave

  

Что делается в студии для мюзикла заранее, как это потом используется в спектакле?

Во всех мюзиклах по-разному. В «Монте-Кристо» и «Графе Орлове», скажем, со сцены звучит заранее записанное музыкальное сопровождение, и только актеры поют вживую. В силу этого весь музыкальный ряд для этих двух мюзиклов был подготовлен в студии. В театре используется многоканальная версия (мультитрек) с группами инструментов – чтобы была возможность изменения баланса инструментов под разных исполнителей.

В мюзикле «Анна Каренина» совсем другая ситуация: играет симфонический оркестр, и те музыканты, которые находятся в оркестровой яме, исключены из звучащего мультитрека.

Создание мюзиклов в студии начинается с того момента, когда композитор (в трех названных мюзиклах это Роман Игнатьев) придумывает музыку и создает демоверсию каждого номера. После этого в работу вступают аранжировщики и оркестровщики. Они предоставляют несколько версий одного номера, после чего я как звукорежиссер и саунд-продюсер соединяю лучшее из этих версий, исключая ненужное и дополняя недостающим. За время подготовки нескольких мюзиклов у нас уже выработалась система работы и сложилась команда, включающая аранжировщиков Сергея Сысоева, Сергея Чекрыжова и Алексея Курбатова.

Далее демо-версия отправляется на утверждение руководству театра. После утверждения происходит процесс написания партитур для инструментов. Когда партитуры готовы, наступает самое сложное: процесс записи, в ходе которого мы ищем уникальное звучание для каждого из инструментов. Процесс записи достаточно долгий – он может занимать до шести месяцев. Параллельно записи происходит редакция и отбор лучших дублей записанного материала.

Когда запись и редакция завершены, начинается сведение – кропотливая работа по размещению каждого инструмента в пространстве. Мастеринг делается практически во время сведения, чтобы свести к минимуму изменения звучания, как при отдельном мастеринге.

Одновременно с работой в студии артисты в театре разучивают свои вокальные партии, начиная с клавира и переходя на записаные инструменталы  по мере того, как они выходят готовыми из студии.

Практически все работы, которые сделаны в студии, интегрируются в мюзиклы на сцене.

В студии FlySound

В студии FlySound

  

Но с «Монте-Кристо» ситуация была немного иной, не так ли? Ведь этот мюзикл уже пять лет шел на сцене, когда вы присоединились к его команде?

Верно, если «Граф Орлов» и «Анна Каренина» были созданы нами полностью с нуля, то «Монте-Кристо» изначально был сделан и записан на другой студии, и в 2013 году руководство театра обратилось к нам для переработки музыкального ряда. Вся музыкальная часть была полностью переделана и пересведена на основе старой фонограммы, но некоторые композиции все же пришлось пересобирать – где-то дописывать оркестр, где-то вообще делать заново аранжировки. Благодаря этим изменениям в музыкальное сопровождение спектакля был добавлен симфонический оркестр и полностью переработана ритм секция – мюзикл приобрел новое звучание.

В дальнейшем эта работа сыграла ключевую роль в победе мюзикла на одном из крупнейших международных фестивалей мюзиклов Daegu International Musical Festival в южнокорейском городе Тэгу в 2014 году – «Монте-Кристо» получил гран-при как лучший мюзикл, обойдя более десятка претендентов из Европы и Азии, и был признан на тот момент – лучшим мюзиклом в мире.

 

Чем различается саунд, музыкальный стиль этих мюзиклов? Были ли какие-нибудь особенности вашей работы в каждом конкретном случае? В чем они заключались?

Прежде чем приступить к созданию каждого нового мюзикла, мы собираемся с композитором, аранжировщиками, главным дирижером и руководством театра для коллегиального обсуждения концепции общего звучания. Несмотря на то, что все три мюзикла написаны одним композитором, каждый из них получил уникальное звучание и концепцию атмосферы восприятия музыки зрителем.

«Монте-Кристо» – это в большей степени рок-мюзикл, и стилистика жанра во многом определяла звучание музыкального сопровождения – мы придерживались канонов этого музыкального жанра. «Граф Орлов» – симбиоз рок-мюзикла с добавлением оркестрового звучания и большого хора. Тут мы записали полный симфонический оркестр, а также хор Большого театра в составе более чем шестидесяти человек. В мюзикле «Анна Каренина» к рок-поп звучанию добавились самостоятельные масштабные симфонические номера, которые соответствовали звучанию классического симфонического оркестра. Иногда для усиления грандиозности звучания были добавлены низкочастотные партии синтезаторов, а в некоторые номера введена большая низкая перкуссия. Еще одной отличительной особенностью «Анны Карениной», как я сказал, стало участие живых музыкантов симфонического оркестра в самом театре.

 

При подготовке мюзиклов вы работали только в студии или приходилось и на спектаклях?

Перед премьерой мюзиклов я практически жил в театре. Чтобы добиться максимального качества звучания, нам пришлось полностью переработать размещение акустических систем L-Аcoustics в зале театра, а потом я перенастроил параметры акустических систем. В «Анне Карениной» для озвучивания симфонического оркестра мне лично пришлось подобрать индивидуальные микрофоны DPA для каждого из музыкантов. Было отстроено новое звучание оркестра, которое существенно отличалось от стандартного для спектаклей в репертуаре театра – для передачи задуманной концепции звучания мы отстраивали и искали баланс и сочетание оркестра, вокалистов и записанного мультитрека в студии.

В процессе настройки звука для мюзиклов я понял, что существующих в театре микшерных консолей не хватает для полного донесения нашей звуковой концепции до зрителя. Поэтому совместно с дирекцией театра было принято решение о приобретении нового пульта Yamaha Rivage PM10 (144 канала) и нового процессора эффектов Bricasti. В итоге мы получили максимально возможное качество звучания для этого зала – как и было мною задумано.

Аранжировщик Сергей Сысоев и Олег Чечик  на премьере мюзикла «Анна Каренина»

Аранжировщик Сергей Сысоев и Олег Чечик

на премьере мюзикла «Анна Каренина»

Как создавался звук в киноверсии «Анны Карениной»?

Все началось со съемок – они проводились международной командой в три съемочных дня: как со зрителями, так и без. Для записи в театре, помимо звука с микрофонов вокалистов и музыкантов, я задействовал свой студийный микрофон SoundField MKV. В дальнейшем записанные дорожки с этого микрофона использовались при создании киноверсии формата 5.1 (звук для киноверсии был выпущен в двух форматах: стерео и 5.1). Всего было записано почти сто аудиодорожек. После съемок параллельно монтажу фильма в студии происходила редакция записанных аудиотреков. Как только появилась первая смонтированная версия фильма, я приступил к сведению материала.

Материал был смонтирован не просто как театральная постановка, а именно как киноверсия. Много времени было потрачено на выбор и синхронизацию нужных дублей, так как крупные планы артистов были взяты из разных съемочных дней. Стереоверсия фильма была полностью подготовлена и сведена на моей студии Studio CSP. Для киноверсии мюзикла в формате 5.1 нам пришлось арендовать студию, в этом нам помогли Сергей Большаков и студия Fly Sound. Там я добивался максимальной передачи атмосферы зала Театра оперетты и работал над пространственным звуком. В итоге киноверсия мюзикла была с успехом показана в США, Мексике, Канаде, Ирландии, Великобритании, Китае, Японии, многих других странах и, конечно, в России.

«Анна Каренина» – это не только мюзикл в театре и киноверсия, но еще и приложение. Расскажите о нем подробнее.

Мюзиклы до «Анны Карениной» выходили на дисках, и на записи главные роли исполнялись одним из играющих составов, из-за чего поклонники мюзиклов не могли послушать других исполнителей. Вместо дисков я предложил выпустить «Анну Каренину» в виде мобильного приложения, которое можно легко скачать и послушать в любое удобное время (ведь диски послушать с каждым днем все сложнее), при этом собрав понравившийся слушателю состав исполнителей – любую из трех актрис, играющих Анну Каренину, того Вронского или Китти, которые ему больше по вкусу, и других участников. Я составил ТЗ для разработчиков, в котором было указано, что и как должно работать, и они его реализовали, но в итоге мне пришлось проделать в десятки раз больше работы по записи вокалов, редакции и сведению: на каждый вариант, который может выбрать пользователь, делалось отдельное сведение и мастеринг. Приложение получилось уникальным – насколько я знаю, аналогов ему пока нет.

 

Над какими еще проектами вы сейчас работаете? Над какими хотели бы поработать?

Сейчас я работаю с Кариной Кокс, Иракли, Катей Чистовой, с молодой рок-группой Psy Load, а также принимаю участие в создании документального фильма студии Валдиса Пельша и Елены Потаниной. Для себя я недавно сделал пересведение и мастеринг трех мультитреков легендарной группы Earth Wind & Fire – мне всегда было интересно добавить свое звучание к этой гениальной музыке. В будущем мне хотелось бы поработать с музыкой к масштабным полнометражным фильмам, с зарубежными режиссерами и композиторами. Из музыкальных групп и исполнителей мечтаю поработать на шоу-концертах с британскими группами Bring Me The Horizon и Architects, также с американским автором-исполнителем Исраэлем Хоутеном (Israel Houghton) и его потрясающей командой, ну и, наверное, с канадцем Джино Ваннелли (Gino Vannelli).

Добавить комментарий