Мудрые притчи в центре внимания.
Их обсуждают на форумах, выпускают пронзительные видео, делающее канал популярным.
Новые притчи появляются каждый день.
Откуда они берутся?
Трудно ли самим написать притчу?
И как это сделать практически?
Мудрые притчи: что такое притча
Притча родилась в древнем Востоке, этот жанр обязан его историям и легендам.
Там почитался замысловатый стиль речи мудрецов, говоривших загадками и аллегориями.
На простых вещах объяснялся глубокий философский смысл, передававший многовековые традиции.
Притча – это короткий рассказ, заставляющий размышлять над ситуацией, делать самостоятельные выводы.
Простой сюжет и понятные герои обыгрываются неожиданной развязкой.
Это служит толчком к удивлению, анализу услышанного, заставляет думать, примеряя ситуацию к своей жизни.
Прелесть современной притчи
Она не указывает, что делать, а предоставляет жизненный выбор.
Она не приказывает, а лишь намекает.
Она не рубит сплеча, а дарит добрые семена, которые дождутся момента и дадут всходы.
Притча:
В знаменитой притче «Воробей» старик спрашивает взрослого сына о птичке, многократно повторяя «Кто это?».
Молодой человек раздражённо отвечает, теряя всякое терпение – дряхлеющий отец совсем поглупел.
Знакомая ситуация, правда?
Пожилой мужчина обречённо достаёт потрёпанный, но милый его сердцу дневник, где он фиксировал всё, что происходило с его сынишкой в детстве.
А вот запись – о том, как мальчишка 17 раз спросил о воробье, и отец 17 раз терпеливо ответил, потому что он любил своё дитя и жил для него.
Приходит осознание происходящего – как одиноки пожилые, никому не нужные люди!
Мысли переносят каждого в свою семью.
Слишком поздно мы осознаём, как мало с ними общались и дарили им своего тепла и внимания.
Ненавязчивость, отсутствие готового ответа на трудную ситуацию – это всё, что отличает притчу от басни или рассказа.
Одно и то же произведение можно отнести к разным группам:
краткие детские притчи
психологические притчи
новые авторские притчи
юмористические притчи
посвящённые одно личности
стихотворные притчи
песни – притчи
мультфильмы – притчи
притчи в комиксах
и даже тосты – притчи и др.
Что же общего есть у всех притч
Данный литературный жанр имеет свои отличительные особенности:
Есть понятный всем сюжет (беседа, труд, обед, и др.)
Есть рассказ – повествование со скрытой, глубокой, серьёзной моралью
Объём произведения небольшой (наиболее популярны короткие притчи)
Заложен двойной смысл:
- явная тема: бумажный кораблик в море
- скрытая тема: под корабликом подразумевается человек в жизни
- Нет разъяснения заложенного в притчу смысла, но подтолкнуть к нему надо
- Герои не имеют имён, описания внешности и одежды нет.
Откуда брать идеи для притч
Самый простой ответ – из жизни. Она подкидывает нам готовые сюжеты. Нужно просто наблюдать, запоминать образы, героев, их диалоги.
Жизненные сюжеты – самые лучшие мудрые притчи!
Семья из 5 человек жила в однокомнатной квартире.
Были ссоры, крики, пока к ним не приехал дальний родственник со
странными привычками – вытащит курицу из кастрюли и съест
один, потому что он… не любит суп.
Наденет чужую обувь, потому что своя… промокла.
Когда он уехал, семья поняла, как они любят друг друга и заботятся, только раньше этого никто не замечал.
Ещё вариант: мудрые притчи можно писать, начав с конца.
Например, Вы хотите выразить такую идею – все дети в семье имеют одинаковое право на родительскую любовь.
Подумайте: какая ситуация позволит смоделировать притчу и подвести читателя к данному выводу?
Можно перекроить готовую притчу.
Новая интерпретация для иных условий.
Например, есть версия о том, как золото разрушило дружбу.
В наше время гаджеты – смартфоны затмевают саму жизнь. Чем не сюжет притчи для современных детей?
Мудрые притчи оказывают очень сильное воздействие.
Это – отдельный литературный жанр, можно использовать и как часть в других жанрах: как введение к статье, как иллюстрацию в статье, как пролог в книге, как выразительный литературный приём (например, для описания сна).
Авторство своей притчи можно зафиксировать, через какое-то время Вы услышите её с большими изменениями.
Это значит, Ваше произведение «ушло в народ» и нравится людям!
Всего Вам доброго и будьте счастливы и здоровы!
Пошаговое придумывание притчи.
1) сядьте за стол.
2) возьмите ручку и чистый лист бумаги.
3) вспомните какой-либо поучительный случай из вашей жизни (всё до мелочей).
4) запишите его на бумагу (при желании зарисуйте).
5) запишите мораль.
6) оформите все под разговор мудреца с учеником.
Всё.
Пример:
случай из жизни взятый для основы: Гулял я как-то с 3 друзьями по дендропарку и увидел как 2 парней пристают к одной девушке. Мои друзья конечно бросились её спасать, а я ушёл. Увы моим друзьям не удалось спасти девушку так как на подмогу к тем двум парням пришли ещё трое. В результате мои друзья сами оказались в опасности. И в этот момент вернулся я с поддержкой в виде конного патруля. А всё потому что я знал маршрут конного патруля наизусть.
Вывод: продумывай пути отступления зарание.
Конечный вид притчи: Однажды шли по лесу мудрец и его ученик. Вдруг они увидели как двое разбойников напали на прекрасную деву. Ученик конечно бросился её спасать в то время как его учитель великолепно знавший местность удрал. В это же время к тем двум разбойникам подоспело подкрепление схватившее ученика. Затем разбойники стали решать как наказать ученика, но не успели они прийти к единому мнению как из-за деревьев показался мудрец ведущий за собой нескольких рыцарей. Разбойники испугались и убежали. А всё потому что мудрец знал что в деревне неподалёку недавно остановилось несколько рыцарей возвращавшихся из похода. Ученик спросил у мудреца “почему ты убежал когда мог в одиночку победить всех этих разбойников”, на что мудрец ответил “лучше избежать драки заставив противника удирать как сейчас, чем избить его, поэтому всегда продумывай пути отступления”.
Обновлено: 20.05.2023
Притча – короткий поучительный рассказ на нравственную тему. Этот жанр народного творчества известен с давних времен, и всегда он использовался как мощное средство воспитания. Причина в том, что истории, положенные в основу каждой притчи для детей, максимально приближены к реальной жизни и потому понятны каждому. А еще они помогают выявить пороки без прямого осуждения конкретного человека. Вспомним наиболее интересные из них и посмотрим, как можно использовать их в воспитательной цели при общении с детьми.
О плохом и хорошем
Эта притча о дружбе для детей поможет им понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще – нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.
О любви к матери
Не менее важными являются отношения между членами семьи. Мы часто объясняем детям, что следует проявлять уважение к своим родителям, заботиться о них. Но притчи для детей, подобные той, что приведена ниже, скажут обо всем лучше любых слов.
Именно такие короткие притчи для детей, близкие к жизни и понятные каждому, научат ребят по-настоящему ценить родителей и покажут истинную ценность семейных отношений.
Солгать или правду сказать?
Продолжая тему, можно вспомнить еще одну замечательную историю.
Три мальчика заигрались в лесу и не заметили, как наступил вечер. Испугались, что их дома накажут, и стали думать, как быть. Правду родителям сказать или соврать? И вот как все получилось. Первый придумал историю о напавшем на него волке. Испугается за него отец, решил он, и простит. Но в этот момент пришел лесник и сообщил, что никаких волков у них не водится. Второй сказал матери, что заходил проведать деда. Глядь – а тот уж сам на пороге. Так раскрылась ложь первого и второго мальчиков, и в результате их наказали дважды. Сначала за то, что провинились, а потом за то, что солгали. И только третий пришел домой и рассказал все, как было. Пошумела немного его мать и вскоре успокоилась.
Такие притчи для детей готовят их к тому, что вранье только осложняет ситуацию. Потому в любом случае лучше не придумывать оправданий и не скрывать свою вину в надежде, что все обойдется, а сразу признаться в проступке. Только так можно сохранить доверие родителей и не испытывать угрызений совести.
О двух волках
Не менее важно научить ребенка видеть границу между добром и злом. Это две нравственные категории, которые всегда будут сопутствовать человеку, а, возможно, и бороться в его душе. Среди большого количества поучительных историй на эту тему наиболее понятной и интересной для детей видится притча о двух волках.
Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени:
– Отчего появляются плохие люди?
На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал:
– Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом.
– Понятно, – ответил мальчик. – А кто же из них побеждает?
– Все зависит от человека, – закончил дед. – Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.
Эта притча о добре и зле для детей даст понять: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе.
О еже
Еще один вопрос, которым часто задаются взрослые: “Как объяснить малышу, что нельзя слепо доверять всем вокруг?”. Как приучить его анализировать ситуацию и только потом принимать решение? На помощь в таком случае придут притчи для маленьких детей, похожие на эту.
Кто сильнее?
Часто притчи напоминают народные сказки, особенно если героями становятся силы природы, наделенные человеческими качествами. Вот один из таких примеров.
О блудном сыне
Сейчас мы довольно часто обращаемся к Библии и находим в ней ответы на многие нравственные вопросы. В связи с этим нужно особо отметить приведенные в ней и рассказанные Иисусом Христом притчи. Детям о добре и необходимости всепрощения они поведают больше, чем длинные наставления родителей.
Проблемы? Все решаемо
Очень поучительны православные притчи для детей более старшего возраста. Популярна, например, история о чудесном спасении осла. Вот ее содержание.
Вот так и в жизни бывает. Господь часто посылает нам, как кажется на первый взгляд, непреодолимые испытания. В такой момент важно не отчаиваться и не сдаваться. Тогда можно будет найти выход из любой ситуации.
Пять важных правил
И вообще, чтобы стать счастливым, не надо многого. Иногда достаточно соблюдать несколько несложных правил, понятных и ребенку. Вот они:
- изгони из сердца ненависть и научись прощать;
- избегай понапрасну волнений – чаще они не сбываются;
- живи просто и цени то, что есть;
- отдавай другим больше;
- для себя же ожидай меньшего.
Эти мудрые изречения, на которых основаны многие притчи для детей и взрослых, научат быть терпимее к другим и получать удовольствие от повседневной жизни.
Мудрый человек
Так вот, любая притча готовит ребенка к встрече с нашей непростой жизнью. Ненавязчиво приучает задумываться над каждым своим поступкам, соотносить его с принятыми в обществе нравственными нормами. Дает понять, что душевная чистота, стойкость, готовность преодолеть любые невзгоды помогут пройти жизненный путь с достоинством.
Особенности работы над притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ.
На занятиях ОРКСЭ большая часть урока отводится работе с текстом.
Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключённую в тексте.
Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на достижение предусмотренных им результатов, которые предусматривают:
1.адекватное использование речевых средств и средств информационно – коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
2.умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
3.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
4.готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.
Для более эффективной работы с текстом, повышения результативности работы с учащимися необходимо применять различные методы и формы работы.
Притча – это дидактико – аллегорический жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Поскольку основными стилистическими приёмами в притче являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность, особенно в начальных классах. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают метафорический характер притч, тем не менее им бывает трудно раскрыть их смысл и значение.
Существенным моментом при работе с притчей является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы притчи.
Понять смысл притч помогают гравюры, картины. На уроках работы над притчей я осуществляю работу с иллюстрацией к тексту или фрагментами презентации, использую рисунки, картинки, фотографии.
Большое значение имеет работа над анализом притчи:
2.Анализ названия притчи (придумать новое название притчи)
3.Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться)
4.Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
5.Выделение ключевых понятий.
7.Сравнение нескольких притч.
8.Нахождение и вставка пропущенных слов в притче (или предположить их).
Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах.
Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в группах на уроках можно провести с детьми такие упражнения-разминки.
Все ученики класса должны разделиться на две одинаковые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний круг, а вторая – внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.
В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплиментами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнёрами, с которыми начинали упражнение.
Следует помнить, что комплименты каждому партнёру должны быть искренними, при этом нельзя повторяться. Учитель задаёт порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечётное количество, то учитель сам становится в круг.
После игры учитель проводит беседу по вопросам:
- Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам лёгким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4)Что вы чувствовали при выполнении упражнения?
Все ученики класса должны разделиться по парам. Каждой паре предлагается подарить друг другу подарок, описать его и объяснить почему. Нельзя забывать и о словах благодарности.
Данные игры можно проводить на любом этапе урока: организационный момент, актуализация знаний, закрепление, рефлексия.
Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повысит мотивацию учащихся и сделает уроки наиболее оптимальными.
Применяю групповую форму работы над притчей. Класс обычно делю на 4 группы. Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера. Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение из 5-6предложений на предложенную тему.
Например, рассказываю притчу:
Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?
— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
— А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
— Как и когда я должен вернуться к Тебе?
— Твой ангел скажет тебе все.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама.
Дети работают в группах и отвечают на вопрос:
-Кто такой ангел?
-Почему неважно, как зовут ангела?
-Что для вас является важным в отношениях с мамой? Напишите 5 предложений.
Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению.Работа над притчей думать, размышлять, приводить свою точку зрения.
Притча может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение. Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее. Притча несёт нравственный, воспитывающий потенциал.
Иногда ребята громко кричат, ругаются. Я предлагаю притчу:
Один раз Учитель спросил у своих учеников:
– Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
– Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.
– Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
– Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
– А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.
Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.
Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.
Есть замечательная спартанская притча о послах, которые говорили пространно и долго. Спартанцы сказали им:
-Ваша речь была слишком длинна. Пока мы слушали вторую часть, мы забыли то, что звучало в первой части. А так как мы забыли начало, мы не поняли ничего.
На уроках при работе над притчей использую
Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.
Актуальное значение приобретает работа над проектом. Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Сочинение. Письменная творческая работ позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы
Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания.
Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Когда на уроке ОПК мы говорили о том, для чего же нужно делать добро, я начала с притчи о счастье.
Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро – умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку… Сейчас продаются сборники притч. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока. Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, отгадать кроссворды, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова, подобрать стихотворения по теме урока, примеры немилосердных поступков из кинофильмов, художественной литературы, СМИ.
Притчи
Поучительные притчи с моралью для детей
Поучительные притчи с моралью для детей и взрослых. Сборник лучших коротких поучительных рассказов.
Божья коровка Притча для детей
— Спасибо, ты спасла нас!
Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
Два совета Притча для детей
Ложь или правда? Притча для детей
Притча для детей про уважение к матери
Детская притча про самое трудное дело
Поучительные притчи с моралью для детей
Два посла
Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну.
— Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, — велел царь послам.
Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы.
Вернулись послы и стали рассказывать царю о своей поездке.
— Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, — с улыбкой сказал первый посол. — Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьев в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам.
Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол:
— Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть еще четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод.
Долго рассказывал посол обо всем, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал:
— Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный, что он видел и слышал.
Притча для детей об умении радоваться
Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг.
Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка.
— Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, — говорил старик внучке.
Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие — поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка.
— Чему вы радуетесь, дедушка? — спросила его Мария. — В моем садике больше нет цветов.
— Если есть цветы — радуйся цветам, если нет цветов — радуйся бутонам, — улыбнулся старик.
Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.
Поучительные притчи с моралью для детей
Не обманывай
Притча. Как найти друзей
Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:
— Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей?
— Друзей вокруг много. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись, — сказал он.
Вышла девочка на улицу — никого.
Пошла она в поле. Видит — бежит жеребёнок. Кинулась догонять — не догнала. Из-под куста выскочил заяц, она бросился его ловить — не поймала. Видит — летит голубка, побежала за ней — улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку — и … поймала.
— Отпусти меня! — попросила божья коровка.
— Не отпущу! — говорит девочка. — Я буду с тобой дружить, потому что все другие от меня убегают: и жеребёнок, и заяц, и голубка…
— Понятно, — говорит божья коровка. — Хочешь, я тебе подскажу, как друзей найти.
Говорящая собака
В кафе заходит мальчик с собакой. Он несмело заявляет, что его собака умеет разговаривать и приглашает желающих с ним поспорить на деньги. Многие посетители кафе, услышав такое, подошли ближе, ожидая чуда. Кто-то протянул деньги, соглашаясь на спор. И все уставились на собаку…
Но… собака молчит.
Мальчик проигрывает спор, лишается своих поставленных денег и уходит под общий хохот.
— Ну, зачем ты так? Из-за тебя я проиграл свои деньги! — говорит мальчик собаке. — Почему ты не заговорил?
— Да не переживай! — отвечает пес. — Ты только представь, сколько денег теперь мы сможем заработать завтра.
Поучительные притчи с моралью для детей
Притча для взрослых о детях
Притча про избалованную доченьку
Маленькая девочка не хотела идти на прогулке пешком. И всю дорогу канючила, чтобы ее взяли на руки. Мама не выдержала: — Да, доченька, наверное, мы тебя избаловали. Придется тебя наказывать! — Как это? Избаловали — вы, а наказывать — меня?
Притчи для детей на уроках в начальной школе
Предлагаемые притчи можно использовать на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в начальной школе, а также на уроках литературного чтения, уроках развития речи. Тесты притч можно использовать для работы над изложением. Они направлены на формирование общеучебных навыков- понимать текст, выделять главное, анализировать, озаглавливать. К притчам предлагается ряд заданий, которые дети должны выполнить и которые требуют повторного чтения притчи. Данные притчи носят огромную воспитывающую нагрузку. В пособии использованы притчи для детей монаха Варнавы.
ДВЕ ДОРОГИ Встретились на развилке две дороги. Узкая и широкая. – Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! – принялась упрекать широкая узкую. – Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи – веселись. – Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живется тебе хорошо! – удивилась узкая дорога. – Хорошо-то оно хорошо… – вздохнула в ответ широкая. – Да только в конце меня – пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Такая, что и описать тебе не могу. Многие люди даже и не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Видно, всей правды не ведают. А я вот так на эту пропасть насмотрелась, что больше всего на свете боюсь однажды сползти в нее. Ведь это, боюсь, уже будет тогда навсегда! Ну, а ты как живешь? – Трудно! – вздохнула узкая дорога. – И тем, кто по мне идет, нелегко. Но зато в конце моего пути – гора. И взошедшие на нее такие светлые, радостные, счастливые, что я и описать тебе не могу! И знаешь, я больше всего тоже хочу там оказаться. Ведь это надеюсь – будет уже навечно! Поговорили дороги и разошлись в разные стороны. А на развилке той человек остался, который все это слышал. И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу!( 186 слов) – Что в конце хорошей дороги было? – А в конце плохой? – Какая дорога была счастливее? Почему? – Чего боялась хорошая дорога? – А о чем мечтала плохая дорога? – По какой дороге лучше всего идти по жизни? – Какую дорогу выбрал бы ты?
УТЕШЕНИЕ Встретились былинка и пылинка. – И никому-то я больше не нужна! – пожаловалась былинка. – А я и вовсе никогда никому не нужна была! – вздохнула пылинка. Мимо шел человек. Услыхал он этот разговор и сказал: – У Бога даже лист случайно не падает с дерева. Все в Его воле и нет ничего в этом мире забытого и тем более лишнего. Ахнула от неожиданности пылинка. Просияла от радости былинка. Посмотрели они с уважением на человека. И радостные разошлись по своим делам!( 63 слова) – О чем жалели пылинка и былинка? – Кто их утешил? -Найди предложение, в котором выражена главная мысль притчи. – Почему они радостные разошлись по домам? СЛАБАЯ СИЛА Жила-была большая гранитная скала. Казалось, никто и ничто не может сокрушить ее: ни ураганный ветер, ни жгучий мороз, ни палящий зной… Она очень гордилась своей силой, говоря, что несмотря ни на что, как была, так и останется могучей скалой. И все насмехалась над лежащим под ней песком. Протянулись года. Прошли века. Промелькнули тысячелетия. И произошло то, что и должно было произойти. Льющаяся сверху тонкой струйкой вода подточила скалу, ветер, мороз и зной доделали дело. И превратилась скала в горку гранитных камней. А вот песок, сколько ни лилась на него вода, лишь смиренно расступался, пропуская ее. И, несмотря ни на что, как был, так и остался – пусть мелким и слабым – песком!(111 слов) – Почему возгордилась скала? – Почему скала насмехалась над песком? – Что случилось со скалой через большой промежуток времени? – Почему так произошло? -А что со временем произошло с песком? Как он относился к трудностям? – Какая главная мысль притчи?
ЛИСА И ОБЛАКО Плыло над землей облако, похожее на зайца. Увидала его лиса, подпрыгнула, не достала и побежала вдогонку. Бежала, бежала… Но тут облако вдруг стало похоже на волка. И побежала лиса теперь от него прочь. Бежала, бежала… А облако уже на медведя похоже. Еще быстрее помчалась лиса. Бежала, бежала… И тут пошел сильный дождь. Вымокла лиса до шерстинки. Посмотрела на небо: а там ни медведя, ни волка, ни зайца… Только тут поняла она, как обманулась, и теперь не верит ничему призрачному, как бы оно ни было похожим на настоящее! ( 97 слов) -Почему лиса побежала за облаком? – А почему стала убегать, когда облако стало похоже на волка и медведя? – Что ты можешь сказать о лисе? – Как дождь вразумил лису? – Чему учит притча?
ТРУДНАЯ РАБОТА Легла лень на завалинку. А вставать неохота! Смотрит – мимо работа идет. – Дай-ка я ее к себе заманю, чтобы обо мне одной плохо не говорили! – подумала лень и крикнула: – Эй, работа! Посиди со мной. А то мне нездоровится что-то… – Давай! – охотно согласилась работа. Подсела она к лени и стала ее утешать, воды принесла, одеялком укрыла. Долго рядом сидела: час… другой… – Вот видишь, – упрекнула ее, наконец, лень. – Теперь и ты тоже ленивой стала! Вот уже сколько сидишь вместо того, чтобы работать! – А я что делаю? – удивилась работа. – Разве то, что я за тобой, больной, ухаживаю, – не труд? Причем, поверь мне, не самый легкий! Рассердилась лень. Сбросила одеялко. И ушла с завалинки в дом, чтобы ее никто не видел. Даже про то, что вставать было лень, – позабыла!(123 слова) – Кто главные герои притчи? – Чем они отличаются друг от друга? -Что задумала лень? – Как к ее просьбе отнеслась работа? -Как работа заботилась о лени? -Забота- это труд? – Почему рассердилась лень? Русский язык Язык и речь
ПОЛЕЗНОЕ УПРЯМСТВО Шли в дальний край два человека. Один то и дело оборачивался и говорил: – Смотри, сколько уже прошли! А второй упрямо возражал: – Не та дорога, что позади, а та, что впереди! И только дойдя до цели, наконец, согласился! -Между кем идет диалог в тексте? -Прочитайте слова первого человека, затем слова второго. – С какой интонацией следует читать слова первого героя? А второго? – Подумайте, какими качествами обладали герои притчи. – Подумай, почему притча так названа. – Чему учит притча? ЗАВИСТЬ Пришла зависть в магазин с денежкой хлебца купить. Глядит, а там мужик пирог за рубль покупает… Так и выскочила зависть из магазина! Решила она тогда хотя бы воды попить из колодца. Взяла самую большую бадью, чтобы ей все завидовали! А у колодца жена мужика – ведра легкие, коромысла расписные… Бросила зависть свою бадью, и ну совсем из деревни бежать – без еды, без питья… Легла она на пригорке, что повыше, и стала завидовать самой себе, что было время, когда она никому не завидовала… – Какой вид речевой деятельности использовал автор в притче? – Почему зависть не смогла купить хлеб в магазине? – Что помешало ей напиться из колодца? – Прочитай последнее предложение. Объясни его смысл. – Попробуй кратко пересказать притчу. – Чему она учит? Текст. Признаки текста. ________________________ Заслонила туча солнце. Потемнело всё вокруг. Мрачно стало. Птицы петь перестали. Обрадовалась туча: – Всё! Теперь мое время настало, моя власть – навечно! Но подул ветер. Прогнал тучу. Сразу посветлело. И снова запели птицы. Еще громче, чем прежде: радуясь солнцу и тому, что время тучи никогда не наступит навечно! – Прочитай внимательно текст притчи. Назови признаки, по которым ты определил, что это текст. – Озаглавь текст. – Из скольких частей состоит текст? – Рассмотри иллюстрацию. Найди предложение из текста к иллюстрации. – Найди ту часть текста, в которой говорится о том, что стало после того, как прогнали тучу. – Попробуй пересказать текст притчи. – Чему учит нас притча?
ГЛУПАЯ ЖАЛОСТЬ А обратно слезть ума уже не хватает. Забралась глупость на высокую гору. Да вот беда – пожалела ее жалость и помогла спуститься с вершины. И так хорошо стало жить в мире без глупости! Из-за этой глупости чего только не сделаешь! – Прочитай. Можно ли сказать, что это текст? – Переставь предложения так, что бы получился текст. – Спиши текст. – Какова главная мысль притчи?
ОПАСНАЯ РАБОТА Доверили козе капусту сторожить от радости она позабыла обо всем на свете даже спросить, кто ее сменщик а сменщиком у нее был – волк… – Прочитай. Можно ли сказать, что ты прочитал текст? Почему? – Раздели текст на предложения, и запиши их. – Прочитай, что получилось. – Какая главная мысль притчи?
НАЧАЛО КОНЦА Захотело кольцо узнать, где у него начало вертелось, вертелось, да так и не узнало – только соскочило с пальца и потерялось зато теперь точно знает, где у него конец! – Прочитай. Можно ли сказать. что это текст? – Раздели притчу на предложения, и запиши ее. – Сколько предложений получилось? – Прочитай еще раз и подумай над главной мыслью притчи. Почему так называется притча?
КТО ЕСТЬ КТО? Посмотрелся в зеркало генерал. И возгордилось зеркало. Будто само генералом стало. А как только тот отошел – чем ему было гордиться? Ведь каждый из нас представляет собой то, чем он является на самом деле. Неважно, с кем и когда общается в этой жизни… – Прочитай притчу. Сколько предложений в ней? – Спиши 5 предложение. Как ты понимаешь его смысл? – Чему учит притча?
ЦЕНА НАХОДКИ Искала зажженная свеча в стогу сена иголку иголку нашла да стог потеряла – Прочитай. Можно ли сказать. что это текст? Почему? -Раздели текст на предложения. – Прочитай, что у тебя получилось. – Обсудите в группах смыл этой притчи. – Спишите притчу, разделите на предложения.
НЕИСПРАВИМОСТЬ Подарили лентяю скатерть-самобранку но он и ее поленился разворачивать а взял да променял на готовый обед! – Прочитай. Кто главный герой притчи? – Что ты знаешь о скатерти-самобранке? -Правильно ли поступил лентяй, когда променял скатерть на обед? Почему? – Спиши притчу, определяя границы предложений. – Чему учит притча? Почему ее так назвали? Предложения по цели высказывания
ГЛУПАЯ МЫШКА Попросила ленивая мышка улитку в магазин за продуктами сходить. И долго после этого ругала, что из-за нее она едва не умерла от голода. А может быть, зря ругала? И только ли ленивой она была? – Прочитай текст. Сколько в нем предложений? – Какие предложения по цели высказывания использованы в тексте? – Спиши вопросительные предложения. – чему учит эта притча? – Ответь на вопросы притчи.
НЕДЕТСКИЙ ВОПРОС Зашло солнце за горизонт. Заплакали новорожденные птенцы. – Не плачьте! – принялись успокаивать их родители. – Завтра оно опять выйдет! – А если нет? Переглянулись птицы и первый раз вдруг со страхом подумали: а что, если оно, и правда, ушло навсегда? Что тогда будет. – Прочитай притчу. Какой вопрос задали птенцы родителям? – А что было бы, если бы солнце ушло навсегда? – Найди в тексте предложение, в котором говорится о том, как птенцы чувствовали себя, когда подумали об этом? – Чему учит эта притча? -Спиши первые два предложения и найди в нем главные члены.
НЕНУЖНАЯ КРАСОТА Купили в магазине красивое полотенце. Принесли домой, начали руки вытирать, а оно как возмутится: – Что вы делаете? Вы же так всю мою красоту испортите! Удивились хозяева и оставили полотенце висеть просто так – для красоты. Так оно и висело всю жизнь, не принося никому пользы. Толку-то от его красоты, если для нее в доме были ковры и картины. – Прочитай притчу. Объясни смысл заголовка. – Какими качествами обладало полотенце? – Для чего вообще предназначены полотенца? – А это полотенце приносило пользу? – Чему учит эта притча? – Определи тип каждого предложения по цели высказывания и по интонации. – Спиши первое предложение и выдели в нем грамматическую основу.
УРОК Заболело зло. Несколько дней провалялось в горячке. Но в мире этого никто даже и не заметил. Зато когда заболело добро, все сразу ощутили эту потерю. Даже те, кто творил зло. С тех пор зло старается не лежать, даже когда заболеет. А добро после этого поняло, что ему вообще нельзя никогда болеть! -Прочитай притчу. – Почему никто не заметил, кода зло заболело? – Почему сразу все заметили, когда заболело добро? -Выдели главную мысль притчи. -Найди нераспространенное предложение. Спиши его, выдели грамматическую основу. – Спиши последнее предложение.
ТУЧА Заслонила туча солнце. Потемнело всё вокруг. Мрачно стало. Птицы петь перестали. Обрадовалась туча: – Всё! Теперь мое время настало, моя власть – навечно! Но подул ветер. Прогнал тучу. Сразу посветлело. И снова запели птицы. Еще громче, чем прежде: радуясь солнцу и тому, что время тучи никогда не наступит навечно! – Прочитай притчу. – Почему птицы запели еще громче? Найди ответ в тексте и спиши это предложение. – Найди нераспространенные предложения. Выдели их грамматическую основу.
НЕУРОЧНЫЙ СНЕГ Выпал снег после осенних дождей и долгого листопада. Обрадовались люди. Выпал он опять – после долгих и сильных морозов. Еще больше обрадовались все. И так каждый раз радовались ему, что решил он сделать людям подарок. Взял, да и выпал… летом. На зеленую листву… на зреющую пшеницу… на теплые цветы… на бабочек… на кузнечиков… И никак не мог взять в толк, почему на этот раз никто не рад ему, а наоборот, все огорчаются. А ответ был прост: ведь всему на свете свое время! -Прочитай притчу. В каком предложении заключена главная мысль притчи? Спиши это предложение. – Найди в тексте нераспространенное предложение. – Выпиши первое предложение. – Дай ему характеристику по цели высказывания и интонации. -Найди в нем грамматическую основу. -Выпиши словосочетания с вопросами. Слово. Лексическое значение слов. Словари.
Читайте также:
- Почему гоголь расположил помещиков именно в таком порядке в мертвых душах кратко
- Как власть и общество восприняли историю пугачевского бунта кратко
- Как гитлер вывел германию из кризиса кратко
- Что такое самолюбие кратко
- Чему учит фильм один дома кратко
Менеджер по кадрам Кадровик
Мастер
(1183)
13 лет назад
При́тча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение ..Так что пиши, В шоколе одному мальчику задали домашнее задание, но он наврал маме, что им не задали ничего и убежал гулять. на улице ему навешали пиздюлей хулиганы панки:) и сломали ему нос .А на следующий день в школе получил двойку. . причта такова- лучше бы сидел дома и делал урок. И не пиздил родителям.
*Защитница животных*
Мудрец
(19296)
13 лет назад
Ну вот, к примеру:
Дупло
Кругом одна несправедливость – так говорил один старик,
И перед ним, взглянув пытливо Господень ангел вдруг возник.
Молил ты Господа, сказал, открыть тебе его дела
Зачем одни живут в печали, другие же не знают зла.
И вот повёл посланник Бога его далёко за село.
Там был источник у дороги и дерево с большим дуплом.
Сиди мой друг в дупле покуда я не вернусь и наблюдай,
Сюда приходит много люда, ты лишь себя не выдавай.
И ангел словно растворился, старик залез в дупло и ждал.
Вдруг видит он, остановился богатый путник на привал,
Сел на ковёр, порезал сала, достал набитый кошелёк,
И долго золото считал он, жуя просаленный кусок.
Когда богач, напившись чаю, собрал оставшийся паёк
То не заметил, как случайно он обронил свой кошелёк.
Старик в дупле сидит и видит – ушёл богач, пришел – другой
Одежда скромная по виду, в котомке хлебушек с водой.
Платочек расстелил на травке, водичкой хлебушек запил.
Увидев кошелёк так рад был, что даже шёл куда забыл.
Домой отправился довольный, старик же всё в дупле сидит,
Глядит – идёт дорогой дольней бедняк в лохмотьях – жалкий вид.
Но не успел ещё бедняга омыть в источнике чело,
Вернулся тут богач и нагло, стал требовать свой кошелёк .
И находясь в порыве злости, его безжалостно он бил.
Упал бедняк на камень острый и тихо дух свой испустил.
Но не найдя своей пропажи, богач бежал и был таков.
Старик в дупле заплакал даже, как вдруг явился ангел вновь.
Спросил его, мол, что ты видел, несправедливость лишь одну,
Невыносимо, ангел, видеть мне безнаказанной вину.
Теперь, старик, меня послушай, сказал он свой рассказ начав-
Нашедший кошелёк был лучшим когда-то другом богача.
Но тот богач был слишком жадным, он хитрым и коварным был,
И вот при помощи обмана он друга напрочь раззорил.
А тот бедняк и сам, когда-то, ограбил брата и убил,
Но всё, покаявшись, раздал и смерть такую же просил,
И внял Господь его молитвам, дал мученический венец.
И тут старик в слезах воскликнул, – небесный справедлив Отец!
Ирина.
Мудрец
(10320)
13 лет назад
Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно, выполняло их. К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил: “Тебе-то, Счастье, чего хочется? “. “Выбраться отсюда”, – ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл своей дорогой. А Счастье побежало за ним.
Счастье подобно бабочке.
Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает.
Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи,
Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.
виктор франкл
Карлыгаш
Искусственный Интеллект
(220509)
13 лет назад
Это иносказательный рассказ с нравоучением.
Допустим, знакомая родителей пришла перед отъездом в другую страну, а их не оказалось дома, была только их дочь. Знакомая оставила записку, подарок родителям и коробку конфет. Девочке незаметно для себя опустошила всю коробку и решила родителям ничего про нее не говорить. Но когда папа и мама вернулись домой, у девочки была страшная аллергия на шоколад. Вывод: тайное стало явью.
Езда в незнаемое
Ездой в незнаемое Маяковский назвал поэзию, но это приложимо ко всякой настоящей литературе. Это я говорю к тому, чтобы вы не пугались слова «притча» в названии занятия. Просто поговорим ещё об одном жанре. Я не вижу среди участников ни одного, который не смог бы придумать неплохую притчу.
Должен сразу предупредить, что начну отвечать на комментарии только с 10 мая, поскольку на несколько дней уеду. Что ж, притча – вещь раздумчивая, некоторое время стоит и помедлить (к тем, кто и так умеет медлить, это не относится).
Очень рад, что занятию-78 удалось несколько сбалансировать занятие-77 (имею в виду тех, кому удалось в той или иной степени поучаствовать в обоих этих занятиях.
Вот текущие плюсики (в скобках полная сумма, без вычета «налога на редактуру текстов»):
aderkachev = 27, amartaler = 64, angelinakljuiko = 16, ardnaskela20 = 57, himmelsweit = 24, iliysakucc = 45, ivanovishe = 47, lanemru = 26 (56), masha1122 = 0, mashkin_84 = 49 (79), obi_van_ki_ro = 12, perrou = 54, sapiv = 27, savelieva_arina = 22, shum_kaa = 26, snow07 = 9, soroka_nata = 53, tania_al = 70.
Занятие 5 (79). Сочиним-ка притчу
Не было у нас занятия на эту тему. И в «Написать свою книгу», хотя там приводятся некоторые притчи, не рассматривается притча как жанр, да и жанром её можно назвать лишь довольно условно. О притче здесь говорится лишь как о возможном смысловом ядре сказки. Так что для всех нас это совершенно новая тема занятия.
Хочу пояснить, что разговор о притче нацелен не столько на «овладение ещё одним жанром», сколько на то, чтобы привлечь внимание к тому элементу, который обозначен буквой М в принципе ДОМ, то есть к мысли. Это касается даже афоризмов-определений, которые вполне могут стать как бы крошечными притчами.
В толковых словарях объясняется, что притча – это иносказательный рассказ с нравоучением. Это не вполне толковое определение, но довольно упрощённое. Это не просто иносказание, а помогающее обратить внимание на что-то очень важное, хотя не всегда выразимое. Это мысль-образ, мысль-метафора, мысль-намёк, растворённая в тексте истории – обыденной или несколько странной.
Эзопов язык и басня
Что такое «эзопов язык» вы все, наверное, знаете. А кто не знает… раз… два… три… – уже посмотрел в интернете и теперь тоже знает. А от рассказанных эзоповым языком историй Эзопа идёт ниточка, на которую нанизано множество разных произведений европейской культуры – скажем, басни Лафонтена, из которых вырос наш дедушка Крылов. Но, кроме европейской традиции, существует ещё более древняя традиция восточной культуры, где притчи (лишь одной из разновидностей которых являются басни) использовались задолго до Эзопа.
Кстати, о баснях Крылова. Они ведь не всегда подменяют людей животными. Прочтите, например, басню «Демьянова уха»: никаких животных, одни люди. А язык всё равно хочется назвать иносказательным. Потому что говорится об эпизоде из давней жизни, но, когда читаешь, почему-то вспоминаешь кого-то из своих знакомых.
Но есть в притче и ещё одна особая сторона. В прежние времена нередко говорили: «Что за притча!», – имея в виду, как удивительно то, с чем они столкнулись. Этот элемент удивления вызван присутствующим обычно в притче столкновением двух разных взглядов на одно и то же удивление. Это ещё называется парадоксом.
Притча для каждого о своём
Перескажу одну притчу – о притче. Кажется, я вычитал её когда-то у Руссо, но точно не помню. Это притча о мужестве Александра Македонского.
Один ребёнок, находясь в компании взрослых, услышал историю о том, как Александр Македонский, получил донос на своего врача, якобы собиравшегося его отравить. Великий военачальник дал прочитать этот донос самому врачу, а пока тот читал – в знак доверия выпил приготовленное им лекарство. Мальчик, как и все присутствующие, восхищался бесстрашием полководца.
– Что же тебе так понравилось в поведении Александра Македонского? – спросил один из взрослых, оставшись с мальчиком наедине.
– Он за один раз выпил целую чашку лекарства! – ответил ребёнок.
А вы что подумали?..
Кино вместо морали
Вот в чём, пожалуй, главные свойства притчи: там, где юмор посмеивается, сатира издевается, назидание занудствует, развлечение забывает про смысл, – притча показывает и озадачивает, намекает, но не разжёвывает, побуждает к мысли, но не торопится объяснять.
В этом и заключается то иносказание, о котором говорят определения притчи из толковых словарей. Мысль присутствует в повествовании, но не показывается на глаза в прямом облике. Её надо узнать, угадать под маской. Может быть, и додумать по-своему.
Вот известнейшая притча о слепых, повстречавших слона, которую я перескажу максимально кратко:
Четверо слепых впервые в жизни повстречали слона. Один из них дотронулся до хобота и сказал:
– Слон похож на толстый канат.
– Слон похож на столб, – откликнулся другой, ощупав ногу слона.
Третий коснулся слоновьего живота и заявил:
– Слон похож на огромную бочку.
– Он похож на циновку, – потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.
Эта притча существует во множестве пересказов даже в стихах. Не меньше, наверное, и число толкований мысли, которая в неё содержится. И толкователи порою напоминают героев притчи, поскольку каждый опирается на свой опыт и на своё понимание. А как по-вашему, первый, кто сочинил эту притчу, хотел вложить в неё свою конкретную мысль? Или просто снял кино по образу, который пришёл ему на ум? Или в самом деле присутствовал при споре слепых? И вмешался ли он в этот спор?..
Жанры для притчи
Перечислю жанры, которые первыми подвернуться мне как вполне пригодны для того, чтобы произведение стало притчей.
Рассказ может стать самостоятельной притчей, а может включать в себя притчу, которая станет рассказом в рассказе. Например, её поведает кто-нибудь из персонажей. В хорошем рассказе всегда есть что-то от притчи.
Сказка обычно тоже очень хорошо вмещает в себя притчевое ядро. Почитаем Андерсена, что бы убедиться в этом.
Эссе, хотя и кажется чисто размышленческим жанром, но и с притчей справляется замечательно. У меня был период, когда я писал именно эссе-притчи, они вошли в мою первую изданную книгу «Этюды о непонятном».
Басня, об этом мы уже говорили, это и есть притча, хотя на современный вкус, может быть, немного чересчур нравоучительная.
Анекдот может быть притчей в каждом из своих основных значений. Случай из жизни или историческое предание («дней минувших анекдоты») часто по своему смысловому значению оказывается гораздо шире самого описанного эпизода.
Пьеса, или, если поменьше масштабом, пьеска – о ней можно сказать то же, что о рассказе.
Не хочу вас пугать, повесть или роман тоже могут стать притчей. Примером может служить книга Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», в которой он связал воедино много притч об этом замечательном персонаже. Ещё пример – двухтомный роман Томаса Манна «Иосиф и его братья», в котором писатель подробно пересказал нескольк эпизодов из «Библии», переходящих друг в друга и занимающих одну-две странички. Пересказал так, что притча развернулась и засияла множество подробностей, придающих ей достоверность и вместе с тем особый весомый смысл.
Притча как поиск мысли
Поговорим теперь о том, как сочинить притчу (или, скажем, рассказ, имеющий некоторые признаки притчи) практически. Сначала начнём с обычного случая из жизни – на конкретном примере.
Вот шёл я по улице (точнее, по Берёзовой аллее) и увидел, как поливальная машина – то ли по недосмотру шофёра, то ли по его озорному порыву – обдала обильными брызгами нескольких прохожих. Меня позабавило, что у всех были разные реакции, но я торопился и не стал вдаваться в подробности. А сейчас думаю: почему бы не сделать из этого эпизода небольшую притчу. Чтобы показать, как по-разному люди реагируют на то, что послала им судьба. Выберу трёх персонажей и наведу на них свою «авторскую камеру», чтобы показать, как внутреннее восприятие жизни проявляется в мгновенной реакции. Тут же в воображении собралась целая толпа персонажей с разными мировосприятиями, и все они жаждали пройти мой кастинг. Больше всех мне понравились двое: один , который требовал, чтобы ему заплатили за моральный ущерб, и другой, который подошёл к первому и дал ему денег. Когда первый удивился, другой сказал, что хотел бы кому-нибудь заплатить за доставленное удовольствие, за ностальгию по детству и т.п. и можно считать, что именно эти деньги он вручает другому. Тут я вспомнил, что сочинять буду не я, а вы, поэтому останавливаюсь, для примера достаточно.
Притча как оформление мысли
Ещё пример, обратный: от мысли к сюжету. Мысль-1: добрым быть хорошо. В таком виде с ней ничего не сделаешь, только вызовешь что-то вроде зубной боли у читателя. Перехожу к мысли-2: хорошо или плохо быть добрым? Заметьте, переход к выбору из противоположностей закладывает почву для парадокса, который притче очень органичен.
Откуда взять фактуру? Из того, что тебе нравится и в чём разбираешься. Предположим, кто-то из участников кошатник, будем исходить из этого. Я даже позволю себе для примера использовать некоторые мотивы, встреченные в ваших текстах.
Значит, давай про кошку. Тогда и про мышей в чьём-то доме. Пусть они больше всех кошек боятся страшную Добрую Кошку. Почему её звали Доброй? Потому что она всё время хотела выразить своё доброе отношение к хозяйке и приносила ей придушенных мышей. Причём сама Добрая Кошка их не ела и даже страдала, когда приходилась их ловить и умерщвлять. «На что ни пойдёшь ради доброты», – думала она.
Конкретизировать сюжет дальше не буду, но этот пример показывает (нам, а не читателю), что: 1) важно обострить мысль и 2) приложить к ней ту область, которая тебе хорошо знакома. Если любишь путешествовать, можно столкнуть два разных понимания доброты в разных краях, которые тебе известны.
Другие варианты источников для притчи
Можно переложить по-своему бытовой анекдот, или исторический эпизод, или легенду, или услышанную от кого-то байку. Рассказать своим языком. Показать, как сам это видишь.
Леонида Соловьёва и Томаса Манна я уже в пример приводил. Но это большие произведения, а существуют и рассказы, в которых, например, известному античному сюжету даётся особый разворот, превращающий классический сюжет в новую притчу.
А если любишь фэнтези, придумай своего персонажа. Такого, чтобы он сам уже годился в притчу – самим своим существованием или случаями, которые с ним происходят.
Многие известные сказочные персонаж тоже уже стали притчей – Карлсон, Мумми-тролли, Питер Пэн, Алиса, Винни-Пух… Кому не лень – продолжайте список.
Вопросы для ответов
1. Можешь ли привести какую-нибудь из своих любимых притч (если короткая) или ссылку на ней (если текст длинный)?
2. Пугает ли тебя слово «притча» как жанр, в котором тебе надо себя попробовать?
3. Какое из известных тебе классических (то есть всем известных) произведений больше всего подходит под представление о притче?
4. Как это афоризм-определение может быть крошечной притчей?
5. Любишь ли ты анекдоты? Почему да или почему нет?
ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов: НЕБЫЛИЦА, НЕВОЗМОЖНОСТЬ, НЕГОДЯЙ, НЕДОТРОГА, НЕДОУМЕНИЕ.
ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.
ВОЗ-3
Написать историю с элементами притчи (то есть не беспокойся, если как притча он тебя не очень устраивает) в одном из следующих жанров: сказка, рассказ, эссе, пьеска. Объём может быть малым или побольше, но не более 3.000 знаков.