Загрузить PDF
Загрузить PDF
Басня — это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.[1]
Басня — это короткий рассказ, в котором каждый элемент — действующие лица, декорации и сами действия — способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.
-
1
Выберите мораль. Поскольку мораль — это суть басни, перед тем как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.
- Прочитайте несколько басен для того, чтобы получить общее представление о том, как правильно писать такого рода произведения:
- «Блоха и Человек»;
- «Собачья дружба»;
- «Кукушка и Петух»;
- «Лев, Медведь и Лиса»;
- «Крестьянин и Работник».[2]
- Ознакомьтесь с баснями Эзопа, легендарного древнегреческого поэта-баснописца.
- Прочитайте несколько басен для того, чтобы получить общее представление о том, как правильно писать такого рода произведения:
-
2
Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.[3]
- Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.[4]
- Например, в басне «Черепаха и Заяц» с первых строк читатель понимает, в чем состоит конфликт, когда узнает о том, что два персонажа решают устроить соревнование.
- Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.[4]
-
3
Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.
- Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других.[5]
- Подумайте о том, как персонажи будут соответствовать моральному наставлению.
- В басне «Черепаха и Заяц» главными героями являются черепаха и заяц. Всем нам известно, что черепаха передвигается очень медленно, все время делает это с усилием, а зайцу по природе дана способность быстро бегать и это у него легко получается.
- Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других.[5]
-
4
Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами он отличается от природы.
- Например, в басне «Черепаха и Заяц», медлительность черепахи связана с уравновешенностью и настойчивостью, а быстрота зайца связана с опрометчивостью и самоуверенностью.
- Существует ряд классических архетипов, используемых в баснях, которые широко признаны и связаны с конкретными чертами характера. Если вы хотите создать конфликт, выберите двух персонажей с противоположными чертами характера.[6]
- Некоторые из наиболее распространенных архетипов:
- лев: сила, гордость;
- волк: нечестность, алчность, хищничество;
- осел: невежество;
- муха: мудрость;
- лиса: ум, хитрость;
- ястреб: предприимчивость, абсолютизм;
- курица: тщеславие;
- ягненок: невинность, застенчивость.[7]
-
5
Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна читателю.[8]
- Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.
- Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.
- Например, в вышеупомянутой басне «Черепаха и Заяц» местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге) и которая связана с персонажами басни (лесные животные).
-
6
Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.
- Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.
- Например, в басне «Черепаха и Заяц» конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.
Реклама
-
1
Составьте план. Когда вы наметите основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.
- Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.
-
2
Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того, читателю должно быть интересно, каким образом конфликт будет разрешен.
- В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.
- Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.
- Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.
- Например, в басне «Черепаха и Заяц» события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.
-
3
Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа — читатель сам поймет это из вашего диалога.[9]
- Диалог между персонажами должен иллюстрировать отношения между ними и конфликт, который будет разрешен в конце басни.
- Например, два персонажа, черепаха и заяц, предстают перед нами как уравновешенная и спокойная, с одной стороны, и хвастливый и быстрый — с другой. Эти качества читатель может увидеть в диалоге: «Я никогда еще не был побежден, — сказал заяц, — когда я наберу свою полную скорость… я бросаю вызов любому здесь, чтобы он соревновался со мной». Черепаха тихо сказала: «Я принимаю ваш вызов». «Это хорошая шутка, — сказал заяц, — я мог бы танцевать вокруг вас всю дорогу». Черепаха возразила спокойным голосом: «Придержите хвастовство, пока вы не выиграете, — ответила черепаха, — начнем гонку?»[10]
-
4
Напишите разрешение конфликта. После того как вы опишете персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.
- На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта и его разрешением.
- Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.
- Обратимся снова к басне о черепахе и зайце: разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.
-
5
Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни будет завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.
- В баснях, мораль, как правило, излагается в одном содержательном предложении.[11]
- Моралью вы должны подвести итог проблеме и ее разрешению.
- Мораль басни «Черепаха и Заяц» заключается в следующем: победа достается тем, кто знает о слабостях противника, а самоуверенность приводит к проигрышу. Кроме того, эта басня учит быть усердными и стараться добиваться результата.
- В баснях, мораль, как правило, излагается в одном содержательном предложении.[11]
-
6
Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.
- Лучше сначала написать басню или по крайней мере продумать ее сюжет, а уже потом придумывать название. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.
- Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, «Черепаха и Заяц»), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: «Потерпевший кораблекрушение» или «Трус, отыскавший золотого льва».
Реклама
-
1
Прочитайте свою басню. Прочитайте басню от начала до конца и убедитесь, что все части согласуются друг с другом.
- Уделите особое внимание сложным местам. Однако помните, что басня — это простой лаконичный рассказ, поэтому избегайте сложных запутанных фраз.
- Убедитесь, что каждая часть — место, где происходят события, персонажи, конфликт, его разрешение и мораль — четко определены и понятны читателю.
-
2
Исправьте грамматические и орфографические ошибки. Исправив все стилистические ошибки, перечитайте басню еще раз, чтобы исправить грамматические и орфографические ошибки.
- При работе над ошибками можно воспользоваться справочниками и словарями.
- Попросите друга или коллегу прочитать вашу басню. Они смогут указать вам на ошибки.
-
3
Теперь вы можете поделиться своим произведением с другими.
- Прочитайте свою басню семье и друзьям, выложите ее на Facebook, разместите в блоге и поделитесь ссылкой в социальных сетях или на сайтах, которые публикуют подобные произведения.
- Найдите сайты, которые будут рады вашим произведениям.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 83 574 раза.
Была ли эта статья полезной?
Как сочинить басню? Как подобрать ключи к этому нескучному литературному жанру и создать этакое своё? Все мы понимаем, что сделать это непросто. Но попробовать можно. Где наша не пропадала!?
Существует мнение, что начинать нужно так — открыть новый документ в Word или взять чистый лист бумаги, придумать персонажей и вперёд! Давайте и мы с вами попробуем пойти по такому пути. Назначим персонажей и начнём рифмовать:
«Однажды славная лягушка,
Медведь, осёл, и говорливая кукушка…»
Стоп, а что же писать дальше? Занимательные персонажи есть. Но что они делают все вместе? Для каких целей собрались такие разные по повадкам, «речам и складу характера» типажи?
Сложно сказать. Взявшись с лёту, я зашла в определённый тупик. И для себя решила, что нужно начинать не с начала, а с конца произведения, с так называемой финальной сцены. Первым делом хорошо бы определиться с моралью, то есть с тем, что вы хотите сказать этой басней, чему научить.
Басня, как «средство прокламирования просветительских идеалов» обязательно должна содержать некий нравоучительный элемент. Все мы знаем, что басня – это одна из самых действенных и легко воспринимаемых форм критики действительности, бичевания недостатков.
Что же можно использовать в качестве морали? Например, то, что нам хорошо знакомо, кладезь народной мудрости – пословицы. «Как аукнется, так и откликнется», «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Ученье – свет, а неученье — тьма» и т.д.
После того, как мы определимся с моралью, тематика басни становится нам более понятной. На этом этапе уже можно придумать персонажей, которые, на наш взгляд, более всего подходят к задуманному произведению. Затем разыграть между ними некую сценку с конкретными диалогами. Но так, чтобы, в конечном итоге, эти диалоги плавно подошли к той морали, которая была задумана. Здесь уже есть где разгуляться нашей фантазии.
Сочиняя басню, можно пойти и по другому пути. Многие великие баснописцы, в том числе и французский поэт Лафонтен, и наш замечательный батюшка Иван Андреевич Крылов использовали в своих баснях сюжеты, придуманные другими людьми. Кем? Например, мудрым человеком, фригийским рабом Эзопом.
Многие известные литераторы заимствовали сюжет у Эзопа, привносили в произведение что-то своё оригинальное: поэтическое обрамление, лёгкость слога, национальный колорит, некую изюминку, и появлялась басня совершенно другого толка. Зачастую она становилась великой и любимой поколениями.
Примеры басен, которые я сочинила, используя вышеописанные принципы, вы сможете прочитать в рубрике «Басни собственного сочинения». В основе некоторых басен лежат пословицы, другие созданы по мотивам известных басен или сказок. А есть такие, которые созданы полностью «с нуля». Я склоняюсь к мысли о том, что если человек захочет, включит свою фантазию на полную катушку, то хотя бы несколько строк он напишет. Чувства юмора у нас, порой, не занимать, острый язычок — у многих. Ну, а учит нас сама жизнь.
Дорогу осилит идущий. Успехов!
Автор статьи: Ирис Ревю
Download Article
Download Article
Fables are short allegorical tales that typically feature anthropomorphic animal characters, though plants, objects, and natural forces may also appear as characters. In classic fables, the main character learns from a key mistake and the tale ends with a moral intended to sum up the lesson learned.[1]
Writing a fable demands a strong and concise narrative in which each component–character, setting, and action–contributes clearly and directly to the story’s resolution and moral. While each person has a unique writing process, this article provides a suggested list of steps and a sample fable to help you pen your own.
-
1
Choose the moral. Because the moral is the center of a fable, it’s often helpful to begin outlining your fable by determining the moral. The moral of a fable should relate to or reflect on a culturally pertinent issue that will resonate with many people.[2]
- Some examples of famous fable morals to help inspire you include:
- “Like will draw like.”
- “The greatest kindness will not bind the ungrateful.”
- “Advice prompted by selfishness should not be heeded.”
- “Fine feathers don’t make fine birds.”
- “Strangers should avoid those who quarrel among themselves.”[3]
- For a complete listing of the morals of Aesop’s Fables and links to the stories in which they appear, go here.
- Some examples of famous fable morals to help inspire you include:
-
2
Decide the problem. The problem is what will drive the action of the fable, and it will be the primary source for the lesson to be learned.[4]
- Because the nature of fable is to convey culturally-relevant lessons and ideas, the central problem works best when it’s something to which many people can relate.
- For example, in “The Tortoise and the Hare,” we are are quickly introduced to what will be the central problem or conflict of the story when two characters decide to hold a race.
Advertisement
-
3
Decide on the cast of characters. Determine who or what the characters in your fable will be and what traits will define them.
- Because fables are meant to be simple and concise, don’t aim for complex or multi-faceted characters. Rather, aim to have each character embody a single human trait and keep the characters within those specific limits.
- As the characters will be the primary vehicle for the fable’s moral, choose characters that will most clearly relate to that moral.
- In “The Tortoise and the Hare” the characters are, as the title indicates, a tortoise and a hare. Because a tortoise is easily associated with things that are slow-moving and the hare with things that are swift, the characters already have what will be their key traits in the story built-in.
-
4
Determine the characters’ archetypes. Though the kind of animal or object you choose for your character will have objective traits built-in, as above, you’ll also need to craft the subjective qualities attached to those traits.[5]
- In “The Tortoise and the Hare,” the tortoise’s slowness is associated with level-headedness and persistence, while the hare’s swiftness is associated with rashness and over-confidence.
- There are a number of classic archetypal characters used in fables that are broadly recognized and associated with particular human traits. Choosing two characters with opposing traits is often useful in setting up a clear conflict for the story.
- Some of the most common archetypes and their characteristics include:
- The lion: strength, pride
- The wolf: dishonesty, greed, rapaciousness
- The donkey: ignorance
- The fly: wisdom
- The fox: cleverness, trickiness, cunning
- The hawk: bossiness, absolutism
- The hen: conceitedness
- The lamb: innocence, shyness[6]
-
5
Choose the setting. Where will the events of the story take place? As when choosing the moral and the problem, choose a setting that will be simple and recognizable to most people.[7]
- The setting should also lend itself to the characters and their particular relationships.
- Try to make the setting simple but vivid–it should be a place readers can easily recognize and understand, which will save you having to explicitly lay out the details of the surroundings.
- For example, in the well known fable of the tortoise and the hare, the setting is simply a road through a forest, which sets the stage for the action (a race down the road) and lends itself to the kinds of characters in the story (woodland creatures).
-
6
Decide the resolution to the problem. The resolution should be satisfying as well as relevant to the other components of the story, including the characters, their relationships, and the setting.[8]
- Consider how the characters will resolve the conflict and how that resolution will support the lesson and moral to be taken from the story.
- For example, in “The Tortoise and the Hare” the resolution is simple–the hare, in his rashness, loses the race through the forest to the persevering tortoise.
Advertisement
-
1
Fill out your outline. Once you’ve sketched out the main components of the story, begin fleshing them out.
- Establish the setting and the relationship of the characters to the setting, which should be an easily recognizable place that’s directly tied to the events of the story.
-
2
Set the plot in action. Present the conflict between the characters in enough detail that the conflict or problem is clear and begs for resolution.
- Be sure to move efficiently from a causal event to its effect. Don’t meander away from the point of the story.
- Everything that happens in the story should be directly and clearly related to the problem and its resolution/moral.
- Work on making the pacing of the fable quick and concise. Don’t waste time with unnecessarily elaborate descriptive passages or meditations on the characters and their surroundings.
- For example, in “The Tortoise and the Hare,” the plot moves quickly from the initial challenge to the race to the hare’s mistake and then to the tortoise’s victory.
-
3
Develop dialog. Dialog is a key component in conveying a character’s personality and perspective, so rather than explicitly describe a character’s traits, use dialog to illustrate those characteristics.
- Be sure to include enough dialog among the characters to illustrate the relationships between them and the nature of the conflict they face.
- For example, the two characteristics of the tortoise and the hare are established as level-headed and calm on the one hand, and boastful and rash on the other, as we can see through the tone of their dialog: “I have never yet been beaten,” said he [the hare], “when I put forth my full speed. I challenge any one here to race with me.” The Tortoise said quietly, “I accept your challenge.” “That is a good joke,” said the Hare; “I could dance round you all the way.” “Keep your boasting till you’re beaten,” answered the Tortoise. “Shall we race?”[9]
-
4
Set out the resolution. After showing the nature and details of the conflict, begin moving the story towards its resolution.
- There should be a clear and direct relationship between the characters’ actions, the development of the problem, and the illustration of the moral/resolution.
- Make sure there is a resolution to every aspect of the problem previously established and that there are no loose ends.
- Referring again to the fable of the tortoise and the hare, the resolution comes when the boastful hare races ahead and then stops to take a nap, while the level-headed tortoise simply plods along, eventually passing the sleeping hare and beating him to the finish line.
-
5
Articulate the lesson. When the plot of the fable has resolved itself, set out the moral or lesson of the story.
- In fables, the moral of the story is typically stated in a single, pithy sentence.[10]
- Aim to state the moral in a way that summarizes both the problem, the resolution, and what should be learned from that resolution.
- The simple moral of the tortoise and the hare, for example, is, “After that, Hare always reminded himself, “Don’t brag about your lightning pace, for slow and steady won the race!” It encapsulates both the mistake–being lazy and arrogant from over-confidence–and the lesson to be learned–that slow and persistent will win over quick and careless.
- In fables, the moral of the story is typically stated in a single, pithy sentence.[10]
-
6
Choose a creative and relevant title. The title should capture the spirit of the overall story and should also be enticing enough to catch the reader’s attention.
- It’s usually best to save this step until you’ve written or at least outlined your story so you can ensure that the title you choose will reflect the story overall.
- You might choose something basic and descriptive, in the tradition of Aesop’s Fables (eg, “The Tortoise and the Hare”), or choose a slightly more creative or irreverent title like “The True Story of the Three Little Pigs” or “The Eyebrow Story.”
Advertisement
-
1
Review and revise. Read back through your fable in its entirety and verify that all the pieces are in place and work in harmony.[11]
- Watch out for places where the fable may be overly wordy or complicated. The nature of fable is a simple, concise story that doesn’t mince words or lapse into purple prose.
- Verify that each piece–setting, character, conflict, resolution, and moral–is clearly established and easily understandable.
-
2
Edit for grammar and style. After you have nailed down the story’s content, go back through your fable again, this time focusing on sentence-level issues of grammar and clarity.
- For a guide to making sentence-level edits, go here.
- Recruit a friend or colleague to read over your text. A second set of eyes is often key to catching errors.
-
3
Share your work! Once all the finishing touches are in place, it’s time to get your work out to an audience.
- The easiest and most logical place to start is with family and friends: post your fable on Facebook, post it to a blog and share the link through social media, and/or submit to sites that publish creative writing.
- For an extensive listing of online literary magazines that accept submissions, go here.
Advertisement
Sample Fables
Add New Question
-
Question
Worker bees are female. Would it be acceptable to make them male when writing a fable?
You can do whatever you want if you’re writing something that’s fictional, including a fable. Just let your creative juices flow onto the paper!
-
Question
I found the moral of my story, but I can’t find a resolution for the problems of my characters?
It is not always necessary for there to be a resolution. A moral can teach a lesson, even if that involves failure or unresolved problems. For example, in the tortoise and the hare, things do not work out for the hare and that is the lesson that is taught – to not underestimate and become cocky.
-
Question
How do I write a classic fable?
Rajeena Reba
Community Answer
It’s not simple to write a classic fable, because classics are those stories that survived generations and generations of storytelling, making them as we know today. Your fable written will take a long while to be considered a classic, but that shouldn’t stop you from trying.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Thanks for submitting a tip for review!
References
About This Article
Article SummaryX
Before you write a fable, decide what the moral of your story will be, for example “like will draw like” or “fine feathers don’t make fine birds.” Next, come up with a problem your characters have to deal with that is easy for people to relate to. When deciding on where to set your fable, choose a place that is easily recognizable so you don’t have to spend time explaining it, such as a road through a forest. To conclude your story, think about how your characters can resolve the problem in a way that supports the moral. For tips on how to develop dialogue in your fable and share it with others, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 357,304 times.
Reader Success Stories
-
“It helped me on an English Fable test”
Did this article help you?
Мораль басни
Прежде чем прицельно думать о том, как сочинить басню, нужно понять, какую именно мораль вы хотите в нее «вмонтировать». Проще говоря, чему должно учить сие творенье.
Если мы почитаем интервью разных писателей, то они почти в один голос утверждают: «Идея – всему голова». В данном случае совершенно не важен объем художественного произведения, главное, чтобы оно не было бессодержательным.
Обычно если человек спрашивает себя, как сочинить басню с моралью, то он имеет четкую цель, зачем нужна ему эта басня. Например, родитель хочет сочинить нечто, чтобы показать ребенку, как хорошо содержать свою комнату в чистоте. Соотвественно авторскому замыслу выстраивается сюжет.
Так как наша задача — показать определенный пример сочинения басни, то мы используем мораль басни «Лиса и виноград» и придумаем новых действующих лиц, вернее, даже лицо.
Басни собственного сочинения
Жила в лесу Белка. Веселая была, беззаботная. Целыми днями с ветки на ветку прыгала, песенки распевала, о запасах на зиму не думала.
А Ёжик с утра до вечера ходил по лесу, грибы-ягоды собирал и складывал все под деревом, где Белка жила.
Стало холодать. Все звери утеплились, припаслись на зиму, и задумала Белка к норке Ёжика спуститься, полакомиться вкусностями да в дупло забрать.
Увидела эту суету беличью Сорока и говорит:
— На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Мораль басни заключается в последних словах «На чужой каравай рот не разевай…»
Пословица означает, что не стоит отбирать то, что принадлежит не тебе, лучше делать все, чтобы честно заработать, накопить или заиметь свое, а не думать, как отобрать у другого. В жизни, на практике, мы постоянно наблюдаем этот процесс, он весьма распространенный вид современного поведения.
Жил у Старика Козленок. Был он хвастун и большой забияка. Всех во дворе обижал, бодал, разгонял с криками:
-Я- самый храбрый! Храбрее меня нет никого на свете!!!
Житья никому не стало во дворе, и задумались животные: «Раз он такой храбрец, значит, и самого Волка может победить!»
Собрались все во дворе и говорят:
-Козленок, ты самый храбрый и смелый. В нашем дворе это знают все. Но говорят, в лесу есть храбрее тебя Зверь!!
Как разозлится козленок, как топнет копытами и закричит:
-Я- самый смелый и храбрый! Никто не сравнится со мной!!- и побежал в лес..
День нет Козленка, два… Отправился Старик на его поиски. Вернулся с узелком, где лежали ножки да рожки от бедного Козленка и говорит:
— Храбрость без ума не дорого стоит.
В этой басне говорится о Козленке, о юном создании, у которого кроме громких слов пока никаких жизненных знаний и умений нет. И, как правило, такое поведение до добра не доводит.
Эту поговорку можно встретить в произведении Вячеслава Шишкова «Емельян Пугачев», т.1 , где граф-старик перед сражением беседует с неопытными мушкетерами.
.
Вячеслав Шишков
Емельян Пугачев, т.1
Глава III Большое Кунерсдорфское сражение
1
Генерал Фермор вскоре после Цорндорфской битвы от главного командования был отстранен. В Кенигсберг прибыл новый главнокомандующий, граф Петр Семенович Салтыков. Старичок маленький, простенький, седенький, он гулял по улицам города в скромном белом, украинских полков, кафтане без всяких побрякушек и пышностей, его сопровождали всего лишь два-три человека свиты. Кенигсбергцы дивились, как этой «беленькой курочке» доверили командовать «столь великой армией». Но вскоре слава о нем разнеслась повсюду.
Летом 1759 года русские войска стали лагерем в четырех верстах от города Франкфурта, что на реке Одере, у деревни Кунерсдорф. Здесь 1 августа произошло самое крупное, самое кровопролитное за всю Семилетнюю войну сражение.
Армия заняла холмистую местность на северо-восток от Одера. Деревня Кунерсдорф находилась в средине расположения войск.
По всему русскому фронту версты на три – цепь костров. Заря давно погасла, в небе стоял белесый месяц, мигали звезды. Деревня Кунерсдорф была пустынна: все жители, страшась предстоящей битвы, скрылись в леса. У костров солдаты ели кашу, кой-где пели песни и плясали. Иногда слышался дружный хохот. Приблудные собаки, весело взлаивая, перебегали от костра к костру. Многие из псов жили при армии года по два, по три, они делили с войсками все ужасы похода и доставляли солдатам немалые развлечения и радость.
Полковник 3-го мушкетерского полка Александр Ильич Бибиков стоял на лысине кургана. Прислушиваясь к звукам обычной лагерной жизни, он окидывал грустным взором и чуждый небосвод, и укутанную голубоватой полутьмой чужую землю. Ведь завтра на всем этом обрамленном кострами пространстве, вместо песен и смеха, загремит кровопролитный бой. И эти песенники, и эти бесшабашные плясуны, может быть, первыми сложат здесь свои головы. Взволнованный Бибиков взглянул в сторону далекой своей родины, прерывисто вздохнул и, вынув пенковую греческую трубку, пошел к ближайшему костру, чтобы закурить от уголька.
У костра было людно, весело. Мушкетеры – народ средних лет и молодые – слушали старого солдата Никанора из Олонецкого края. Он грубыми кривыми пальцами звонко играл на небольших походных гуслях и сиплым голосом вел былину про Илью Муромца. Старые, замызганные, со следами огненных угольков от костра, эти гусли принадлежали еще деду Никанора, солдат дорожил ими. В его торбе были икона, гусли и в тряпочке щепоть родной земли.
Многие солдаты возили с собой, как нечто самое святое, родную землю.
Все с любовью посматривали в беззубый рот старого сказителя, на его обвисшие щеки и напряженные морщины на вспотевшем лбу.
Молодой офицерик Михельсон, коротавший время у костра, увидав подходившего Бибикова, вдруг вскочил и скомандовал:
– Смирно!
Все поднялись и – навытяжку.
– Вольно, ребята, – мягким тенористым голосом сказал полковник, щуря от света внимательно глядевшие карие глаза. – Ну как? Воюем завтра, братцы?
– Воюем, вашскородие, – в один голос ответили солдаты.
– Смотрите, жарко будет… Сам Фридрих здесь, – сказал, улыбаясь, Бибиков.
– Нам это нипочем, вашскородие, – заговорили солдаты. – Фридрих ли, алибо кто другой.
Все стояли, сидел один лохматый Шарик и, поглядывая в продолговатое, с высоким лбом, добродушное лицо Бибикова, мел хвостом землю.
– Помните, братцы, – продолжал Бибиков, попыхивая трубкой. – В бою поглядывай друг за другом, береги товарища. В случае опасности не прозевай выручить. Не бойся! Начальство слушай, да и сам мозгами шевели.
– Да уж охулки на руку не положим… Поди, не впервой!
Темно-бронзовые от загара лица солдат были бодры, голоса звучали уверенно. Бибиков с радостью подумал: «Ну и молодцы, Русь сермяжная. С такими весь свет штурмовать можно».
– Ну, спокойной ночи, братцы! Поди, и спать пора, – проговорил Бибиков. И, обратясь к Михельсону: – А ну, господин поручик, пройдемся.
Быстроглазый круглолицый Михельсон шагал рядом со своим полковником.
– Ну, дружок Иван Иваныч, как живешь? Что из деревни пишут? Ну, как голова? Болит?
– Нет, господин полковник, – по-юношески звонким голосом ответил Михельсон и потрогал глубокий шрам на голове от штыковой раны, полученной им под Цорндорфом. – Боли особой не чувствую, а в ушах шумит. И бессонница порой…
– То-то же… Поберегать себя надо, дружок. Который тебе год?
– Девятнадцать скоро.
– Юн, юн. Поберегай, мол, себя-то, на рожон не лезь. Храбрость без ума недорого стоит.
– Сладить с собой не могу, господин полковник. Война для меня – как вода для рыбы. Я для войны рожден. И как бой – все позабываю. В чувство прихожу лишь после боя. Я смерти не боюсь, господин полковник.
Взобравшись на бугор, они шагали взад-вперед возле палатки Бибикова.
– Господин полковник, – заговорил Михельсон, – а верно ли, что у Фридриха наемные войска?
– А ты не знал? – поднял брови Бибиков и взял молодого человека под руку. – Это нам еще в Петербурге было ведомо. У Фридриха рекрутского набора нет. Он большую часть своего войска вербует через помещиков из их же крепостных, либо из городских голодранцев. А четверть его солдат вербуется из всякого заграничного сброда: тут тебе и швейцарцы, и голландцы, англичане, испанцы, французы да всякого жита по лопате.
– Удивляюсь, – пожал плечами Михельсон. – Чего же ради они столь храбры, весь этот сброд?
– А пуля офицера в спину трусу, а палки, а шпицрутены?.. И поверь, дружок Иван Иваныч, долго ли, коротко ли, Фридрих напорется на русские штыки, и от его военной славы только чад пойдет. – Бибиков был взволнован, говорил приподнятым голосом и все больше и больше ускорял свой шаг.
– Я тоже так мыслю, – охотно согласился с ним Михельсон, его круглые щеки порозовели.
Костры один за другим угасали, звуки стушевывались, меркли. Лагерь погружался в сон.
– Ну, прощайте, голубчик. Идите спать. Давайте-ка поцелуемся, – и Бибиков по-родственному обнял растроганного Михельсона. – Значит, Фридриха завтра бьем?
– Бьем, господин полковник.
Персонажи
Следующая ступень в решении задачи «как сочинить басню» — выбор персонажа. Обычно это звери, очень похожие на людей. Но тут важно соблюсти некоторую реалистичность. Животные должны быть действительно похожи на людей по своим повадкам или тем представлениям, которые традиционно приняты в обществе. Например, муравей в басне не может быть ленив, а стрекоза не может быть трудоголиком. Ибо это противоречит не только определенным образам животных, но и культурной традиции. И да, это особенно важно, когда речь идет о том, как сочинить басню с моралью.
Другими словами, может быть, басня, конечно, небылица, но в ней все должно быть реалистично и построено на основании хотя бы житейского здравого смысла.
Пес и витрина, или Лисица и виноград на новый лад
Представьте, мокрый голодный бродячий пес ходит по улицам, он недоедает и недопивает. И тут перед ним возникает витрина мясного магазина, там окорока, курица, мясо на любой вкус и достаток. Да вот беда: собакам нельзя в магазин. Наш пес и так и эдак обхаживает витрину, но нет. Стекло не дает ему прорваться к желаемому объекту. И тут он говорит себе: «Наверное, тухлятиной торгуют», — и уходит прочь копаться в близлежащем мусорном баке.
Таким получилось сочинение, мы написали его как ответ на вопрос о том, как сочинить басню. Нельзя сказать, что у нас получилось, как у классиков, но тоже, кажется, вполне сносно.
Теперь поговорим о том, что делать, если фонтан фантазии иссяк.
Как найти сюжет и мораль для новой басни?
Опять же, смотря что автор хочет получить от басни. Вообще, можно в качестве материала использовать судьбы и характеры своего ближайшего окружения, но только так, чтобы прототипы не догадались.
Кстати, именно поэтому главные действующие лица в баснях обычно звери. Они представляют собой некоторые собирательные образы всех людей, а если всех, значит, никого конкретно. Над ними смеются, так как никто не думает о себе и каждый смотрит на соседа. Гогочут над братьями нашими меньшими. А все потому, что баснописцы, думая о сюжете очередной басни, задаются вопросом о том, какую бы такую сочинить басню про животных? А вот если бы животные сочиняли, то нам, людям, мало бы не показалось.
Если в голову по-прежнему ничего не идет, и вы творчески бесплодны, то попробуйте представить себе окружающих в обличье зверей. Вашу жену, начальника, коллег, друзей. В таком случае сама жизнь услужливо подскажет сюжет.
Глупая обезьяна — басня 2 для 3 класса про животных
В племени все обезьяны были сильными и агрессивными. Не проходил и дня, чтобы между ними не вспыхивали стычки из-за пустяков.
Очень потешались типичные члены группы над глупой Обезьяной, которая не начинала драку, если у нее отбирали еду. Смешным и казался и тот факт, что она по пол дня проводила на земле стуча камнем об камень.
Кода началась засуха, Обезьяна взяла палку и пару камней и ушла.
Лес начинал умирать и племя голодало. Но в один день Обезьяна вернулась с добычей, которая так нужна была всем. Больше никто не считал ее глупой.
Мораль
Не стоит презирать своих земляков. Берите самое лучшее из того, что привычно людям ваших мест, а от отрицательных черт старайтесь избавиться всеми силами.
Ребенок и басня
Правда, если творчеством решил заняться ребенок, то у него все значительно проще. Дети очень образно мыслят лет, наверное, до 15, потом, когда начинается бурная пора полового созревания, человек теряет связующую нить с детством, а мышление становится «взрослым».
Ведь Христос недаром завещал: «Будьте как дети». И дело тут не только в том, что вновь прибывшие в мир безгрешны и очень близки к Богу, а в том, что у детей мышление еще не зашоренное, они очень близки к жизни, к ее первоисточнику, поэтому сочинительство дается им очень легко. Для них сочинять — как дышать. Показательно и то, что для ребенка мир фантазии ближе, чем реальный мир. Дети могли бы подписаться под словами Г. Гессе: «Реальность – это мусор», — вот только когда люди вырастают, они принимают этот мусор всерьез и забывают о важном.
Таким образом, если предложить ученику, например, 5 класса сотворить басню, он с легкостью это проделает. Правда, только в том случае, если родители будут контролировать процесс. Они должны задать себе вопрос о том, как сочинить басню. 5 класс, например, может быть выбран как цель, поэтому он должен воспринять ее благосклонно. Если вам повезло и у вас есть дома сообразительный пятиклассник, то отдайте сочинение басни ему на откуп, только направляйте буйную фантазию своего чада в русло культурных норм и здравого смысла.
Надеемся, что статья поможет написать хотя бы одну приличную басню.
Басня про овощи
Собрались как-то вместе Картошка, Лук, Морковь и Сельдерей. Решили выяснить они, кто в супе всех важней.
Картошка заявила: «Я рассыпчата, вкусна, крахмалом я богата И я главнее всех, ребята!»
Ей лук в ответ: «Ты не права, картошка, нет! Пусть все и плачут от меня, Но в супе всех полезней я, Так как лечу, Здоровье дать хочу!»
«Нет, нет, ребята, Вы не правы», — Сказала возмущенная морковь, — «И взрослые и дети будут рады Улучшить каратином зренье вновь!»
Тут сельдерей сказал: «А я считаю так: Каждый из нас полезен и витаминами богат, Но если нас соединить И суп сварить, То будет каждый очень рад Полезных витаминов массу получить»
Мораль:
Сколько не спорь о важности продуктов, А вместе и полезней и вкусней.
5 класс, 3 класс. про животных. в прозе.
Другие сочинения: ← Анализ романа Заводной апельсин Берджесса↑ ДругиеМой любимый литературный герой →
Детский час
для детей и родителей
Как сочинить басню?
Как сочинить басню? Как подобрать ключи к этому нескучному литературному жанру и создать этакое своё? Все мы понимаем, что сделать это непросто. Но попробовать можно. Где наша не пропадала!?
Существует мнение, что начинать нужно так — открыть новый документ в Word или взять чистый лист бумаги, придумать персонажей и вперёд! Давайте и мы с вами попробуем пойти по такому пути. Назначим персонажей и начнём рифмовать:
«Однажды славная лягушка,
Медведь, осёл, и говорливая кукушка…»
Стоп, а что же писать дальше? Занимательные персонажи есть. Но что они делают все вместе? Для каких целей собрались такие разные по повадкам, «речам и складу характера» типажи?
Сложно сказать. Взявшись с лёту, я зашла в определённый тупик. И для себя решила, что нужно начинать не с начала, а с конца произведения, с так называемой финальной сцены. Первым делом хорошо бы определиться с моралью, то есть с тем, что вы хотите сказать этой басней, чему научить.
Басня, как «средство прокламирования просветительских идеалов» обязательно должна содержать некий нравоучительный элемент. Все мы знаем, что басня – это одна из самых действенных и легко воспринимаемых форм критики действительности, бичевания недостатков.
Что же можно использовать в качестве морали? Например, то, что нам хорошо знакомо, кладезь народной мудрости – пословицы. «Как аукнется, так и откликнется», «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Ученье – свет, а неученье — тьма» и т.д.
После того, как мы определимся с моралью, тематика басни становится нам более понятной. На этом этапе уже можно придумать персонажей, которые, на наш взгляд, более всего подходят к задуманному произведению. Затем разыграть между ними некую сценку с конкретными диалогами. Но так, чтобы, в конечном итоге, эти диалоги плавно подошли к той морали, которая была задумана. Здесь уже есть где разгуляться нашей фантазии.
Сочиняя басню, можно пойти и по другому пути. Многие великие баснописцы, в том числе и французский поэт Лафонтен, и наш замечательный батюшка Иван Андреевич Крылов использовали в своих баснях сюжеты, придуманные другими людьми. Кем? Например, мудрым человеком, фригийским рабом Эзопом.
Многие известные литераторы заимствовали сюжет у Эзопа, привносили в произведение что-то своё оригинальное: поэтическое обрамление, лёгкость слога, национальный колорит, некую изюминку, и появлялась басня совершенно другого толка. Зачастую она становилась великой и любимой поколениями.
Примеры басен, которые я сочинила, используя вышеописанные принципы, вы сможете прочитать в рубрике «Басни собственного сочинения». В основе некоторых басен лежат пословицы, другие созданы по мотивам известных басен или сказок. А есть такие, которые созданы полностью «с нуля». Я склоняюсь к мысли о том, что если человек захочет, включит свою фантазию на полную катушку, то хотя бы несколько строк он напишет. Чувства юмора у нас, порой, не занимать, острый язычок — у многих. Ну, а учит нас сама жизнь.
Дорогу осилит идущий. Успехов!
Автор статьи: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Источник
Как написать басню
Многие учителя литературы дают задания своим ученикам связанное с написанием басни. Чаще всего, если ученик внимательно слушал, как это делается на уроке, то с этим заданием у него не возникнет никаких проблем. А если учащийся отсутствовал или пропускал всё мимо ушей, то ему придётся руководствоваться следующими советами.
Правила написания басни
Сначала нужно найти в толковом словаре, что означает само слово басня. Басня обычно пишется в виде обычных стихов или прозы. Она во многом отличается от других подобных жанров тем, что в ней есть наличие нравоучения, а также сатирический уклон. Чаще всего басня заканчивается какой-либо моралью. Основная мысль автора должна быть выражена в краткой и чёткой форме.
Писать своё произведения автору рекомендуется с самого конца, то есть непосредственно с морали. Так как обычно басня заканчивается каким-либо известным высказыванием или пословицей. В качестве примера можно посмотреть высказывания знаменитых баснописцев С. Михалкова или же И. Крылова. После нужно немного подумать, как можно правильно зарифмовать понравившуюся мысль.
Какая будет иллюстрация у басни?
Далее следует постараться сочинить иллюстрацию, которая вполне подойдёт для подобранной морали. Героями басни может стать хоть что, или хоть кто. Это могут быть:
— или неодушевлённые предметы.
К примеру, в баснях Крылова можно увидеть картину, как разговаривают ворона с птицей или стрекоза слушает нравоучения от муравья. Стоит хорошо подумать какой именно герой подойдёт для вашей морали. Будет хорошо, если у читателя басни заранее сложится образ героя этой морали, пусть это будет умная ворона, трусливый заяц либо хитрая лиса.
Придуманную историю необходимо записать в виде прозы. Все составленные предложения в басне должны быть очень короткими и понятными для читателя. Как и все другие произведения, басня состоит из завязки, дальше следует развитие событий, кульминация и непосредственно развязка, которая предшествует самой морали. Просто здесь каждая из перечисленных частей имеет небольшой набор слов. Басня вполне может быть написана и без рифмы, но чаще всего стихотворная форма лучше воспринимается слушателем, чем обычная проза. Поэтому стоит попробовать прочитать прозаичный отрывок в стихотворной форме. Какой именно размер выбрать не имеет особого значения, всё будет зависеть от личного желания. Для этого вполне подойдёт энергичный хорей или классический ямб, либо что-то другое.
Похожие материалы:
Как лучше написать предание
Как закончить сказку
Как выбрать книгу в библиотеке
Что такое буриме, или Как играть в стихи
Источник
Хочу написать басню
Я думал, что написать басню легко. Надевай звериные маски на известных тебе современников и строчи. Однако, попробовав однажды, я понял, что это не так.
Так вот, вопрос: жив ли жанр басни? Знаете ли вы примеры удачных стихотворных произведений в этом жанре конца двадцатого — начала двадцать первого века, подражая которым и я мог бы написать что-нибудь годное, не выглядящее анахронизмом?
А может быть вы могли бы объяснить мне что делать, если хочешь написать басню?
Предложить тему, персонажей? Или хотя бы подсказать направление?
Я буду вам очень признателен.
P.S.
Я имею минимально необходимые знания об Крылове, Лафонтене и Эзопе.
Комментарии:
Ну. не знаю, лично я никогда не задавался целью. написать непременно басню,
всегда это как-то спонтанно получалось.
А уж какого качества, не мне судить.
Вот две совсем коротенькие басни:
Прознав о славе соловья,
Решила песни петь змея.
Взалкав такой же громкой славы,
Запела, в рот набрав отравы,
Змее казалось, это пение,
Её бездарное шипение.
Была глуха и безголоса,
Но, глядя сей змее в глаза,
(Скорей всего, боялись, просто)
Никто об этом не сказал.
***
Пришла пора жениться тигру,
И он был к этому готов,
На нужный лад настроив Лиру,
Послал к невесте двух сватов.
Тигрица юная, однако,
Сватов негодных прогнала,
Достойно тявкала собака,
Но дурно пахло от козла.
Мораль, я думаю, понятна?
— Вот суть её, без лишних слов:
Коль ты не хочешь дурно пахнуть,
Держись подальше от козлов.
***
Спасибо, Михаил, за наводку! Действительно здорово.
Язык великолепный. Написано остроумно. Возьму на заметку.
А вот ещё мой опыт на басенном поприще.
Известный модератор, царь зверей,
Порядок навести решил в лесу
И приказал, чтоб ночью соловей
Не пел и не будил в норе лису.
Чтоб не трубил весною громко лось,
А дятел чтоб не вздумал дуб долбить.
Медведю чтоб спокойнее спалось,-
Жужжать всем пчёлам строго запретить.
И замер лес, внимая тишине,
На цыпочках полз даже муравей,
И шёпотом курлыкал в вышине
Последний клин поэтов-журавлей.
Козла назначили на пост,
И ну, давай, козёл бодаться,
Задравши свой облезлый хост,
Любил козёл с людьми подраться.
Стоит, беседует народ,
Козёл тихонько подкрадётся,
Рога наточит(вот урод!)
Под зад рогами и смеётся.
Народ, обиженный, роптал:
-Куда же это смотрит барин?
Козёл вонючий всех достал,
Не надо нам рогатой твари!
Да, что же гад-козёл, творит,
Доколе это будет, братцы!?
Да, это ж просто, геноцид,
С рогатым надо разобраться!
***
Мораль? Она весьма понятна,
-Бывают по-страшней напасти,
Но, просто, очень неприятно,
Когда душной козёл у власти.
***
Козла убрали от руля,
Но лучше от того не стало,
Козла, от власти удаля,
На пост назначили шакала.
Актуально!
Прям поро Башу и про тебя.
Народ, обиженный, роптал:
-Куда же это смотрит барин?
Козёл вонючий всех достал,
Не надо нам рогатой твари!
Да, что же гад-козёл, творит,
Доколе это будет, братцы!?
Да, это ж просто, геноцид,
С рогатым надо разобраться!
Ты это знаешь что, Белла, ты это брось!
Будет массовое недоволство админом, его сместят и не я, а общее голосование,
типа, референдум.
У нас димакратия, вот так!
Тема про басни а не про Башу.
Её, кстати, тут нет. давно уже.
Меня воротит от твоих рифмовок!
Я и свои-то с трудом переношу.
Вот и не надо публично, переходить на собственные проблемы и на личности.
Завсегда ищи источник проблемы в себе. молча!
Вот, кстати, рифмовка, весьма актуальная, мне думается:
Про осла и не только.
Басня.
Случалось, в стаде были драки,
Бывало, бились до кровей,
То нападут на всех собаки,
То заваруха средь свиней.
И вот осёл, как самый умный,
(Ну, так уж сам осёл считал,
он даже Бальмонта читал!)
Решил, при том, не долго думав,
И на совет зверей созвал.
Советов звери не любили,
Они любили только жрать,
Спокон веков ведь так и жили,
-Что от добра добра искать?
Осёл кричал:- Доколе, братцы!
Терпеть мы будем этот гнёт,
Нам надо организоваться,
И дружно, с песнями- вперёд!
Сломаем дверь- снесём ограду,
Из-за нее у нас беда!
Скоты, конечно, были рады,
Кричали все:- Согласны-да!
И вот собравшися в колонну,
Руководимые бараном,
Чтоб разом сокрушить препоны,
Начать решили с ресторана.
Веселье было, песни, пляски!
Скоты плясали дни и ночи,
Осёл рассказывал им сказки,
Стебал мозги он всем, короче.
Осёл был рад до опупенья,
И чтоб сильнее было рвенье,
В экстазе до самозабвенья
Призыв к восстанью повторял:
-Вперёд, друзья, нам нет преграды,
Когда мы вместе- мы не стадо,
Свобода будет нам наградой!
Осёл от радости сиял.
Братались звери меж собой,
И счастлив каждый был и рад,
А утром всех под общий вой,
Свезли на мясокомбинат.
Мораль?
-Когда зовут на бой скоты,
Подумай сам- не в стаде ль ты?
***
Нормально. главное, не коллекчесто, но.
Давай ещё чёнить, шоб совсем своротило.
Не было этого в его вопросе, он спрашивает, как написать басню. и не более того,
и не надо додумывать
за него. что его интересует, он сам решит.
А это басня, как думаете?
Пчела недолго без нектара проживёт,
Она погибнет, коль его не соберёт,
Зато у мух, что жрут говно, проблемы нет,
Запас питания у них на много лет,
Дерьма нажрётся и летает целый год,
И ни одна её зараза не берёт.
Вот точно так же, как пчела, и человек,
Иной в заботах и трудах живёт свой век,
И беззащитен он бывает и раним,
И лишь молитвою единою храним.
Но есть иные, я зову их, говнюки,
В любое время им работать не с руки,
Они своим покоем очень дорожат,
Дерьма нажрутся и довольные лежат.
***
Так точно, хочешь прожить легко и весело, живи в дерьме.
А вот ещё, очень поучительно:
Однажды, как-то, старый пень,
К берёзке юной прислонился,
И начал ей твердить весь день,
-Берёзка, я готов жениться.
Тебе я дам тепло и кров,
Уберегу от всякой бури,
Да я, хоть щас, в огонь готов,
(Вот столько в старом было дури)
И поднапрягшись, он изрёк,
Верней, хотел, но только крякнул.
Мораль проста,-коль ты пенёк,
Сиди тихонько и не вякай.
Вот так порой высокомерье
В лоб стукает железной дверью,
Зато, его жестокий смех
Дарует силы на успех;
И мудрым следуя советам
Добыв бумагу и перо
Поэт составил басню эту
Про седовласых мастеров.
2010.
Автор вполне адекватно относится к уровню своего творчества. 🙂
ДА ПОНЯТНО, ГАЛЬ!
Просто. не всем.
Ну.
Хорошо. Вызываю огонь на себя. Пусть стебутся. 🙂
Вы это знаете что, вы это бросьте!
Однако, басня про кота, но. очень жизненная история.
В округе все местные мыши,
Уснуть до утра не могли,
Ужасные вопли услышав,
С котом попрощаться пришли.
И только соседские кошки,
Совсем не жалели его,
Собака жалела, немножко,
Хоть был он собаке врагом.
Отмучился бедолага, помянуть надо, а кошкам плевать, вот такие они, бл.
Пра глупого ведмедя
Удивительный народ,
Кое где в лесу живёт.
Как-то раз, один медведь,
Козу задумал поиметь,
Возбудился, разогнался,
Хрясь и. рог один сломался.
Мишкин инструмент болит
И имеет жалкий вид.
Мораль, как водится проста,
-Где есть рога, там нет хвоста.
«А может быть вы могли бы объяснить мне что делать, если хочешь написать басню?
Предложить тему, персонажей? Или хотя бы подсказать направление?»
Гнездо орла, во время сильной бури,
Упало в пропасть погубив все яйца.
Об этом можно много балагурить,
Ты мол орёл, но где же твои. )
Одно яйцо при буре не погибло,
Скатилось из гнезда, в гнездо змеи.
Змее же не в дамёк всё это было.
Чужое, так же грела, как свои.
И вот змеята стали вылуплятся,
Конечно через «грех», разбив яйцо.:)
Катаются, играются резвятся,
Одно лишь пока целое яйцо.
Теперь и в нём возникло много трещин,
Трещит и рвётся свет из темноты.
Змея та, как пример для женщин,
Всех сберегла, сидя до тошноты.
Но что-то странное на свет явилось,
Не ползает, а ходит и орёт.
Змея, учить «дитя» всему стремилась,
Но не ползёт птинец и много жрёт.
А дальше больше, поползли различья,
Перья на крыльях стали подрастать,
Змее вдруг стало очень неприлично,
Орлёнка, за змеёнка почитать.
И вот орлёнок стал пленяться небом,
И маму он про небеса спросил,
Она ему: каким бы дерзким не был,
Ползи, кривись, виляй тут что есть сил.
Он пробовал, но крепли его крылья,
Со страхом наблюдала то змея.
Понять она была сие бессильна,
Ведь вроде бы «кровиночка своя».
И день настал, вдохнул он ветер вольный,
И улетел, на гребень острых скал.
Змея:- летать, наверно это больно,
Зачем же ты, зигзагить перестал.
Источник
Сочиняем басни. Творческие работы моих учеников.
специалист в области арт-терапии
Сочиняем басни. 6 класс
Светило ярко солнце в жаркий летний день,
И утка на прогулку вывела семейство.
За мамою идти утятам было лень,
И к берегу реки они пустились дружно.
А там в воде сидел ворчливый гусь
И было все ему не так:
-Зачем шуметь? Зачем плескаться?
Ведь можно просто любоваться
Ворчал он долго так. Утята заскучали.
Тут мама утка подплыла:
-Ну что же вы сидите?
Смотрите на меня и повторяйте так.
Утята весело поплыли по реке,
А гусь опять за дело взялся,
Он стал ворчать, но уж один остался.
Елизавета Карпенко, 6-Б класс
Жил серый воробьишка.
Был он ужасный сорванец,
Воришка и лгунишка.
Хвалился он соседу из дома №2:
«Вот у меня квартира, не то что у тебя!
Вот я на той неделе стащил у кошки брошь.
А там такие крошки! Вкуснее не найдёшь!»
Но кошка проучила воришку-сорванца,
И воробей-бедняжка остался без хвоста.
Сосед над ним смеётся:
А воробей повесил нос:
«И правда, что ж здесь запоёшь.»
Влад Бояркин, 6-Б класс
Ласточка и Кукушка
Две ласточки гнездо затеяли построить.
Удачно выбрав место для него,
Носили веточки и глину, не замечая никого.
За ними в этот час кукушка наблюдала,
И, как казалось ей, советы умные
Строителям давала, чтоб был уютен дом
Для будущих детей.
-Зачем вы строите гнездо под крышей дома?
Все птицы гнёзда вьют на дереве в лесу,
И ни к чему вам глина и солома,
Я хвои с листьями сейчас вам принесу.
Не замечая дельных тех советов,
Трудились ласточки, спешат!
Кукушки гнёзд не вьют, а лишь дают советы,
В чужие гнёзда подселяя кукушат.
Ирина Жульева, 6-Б класс
В одном осеннем парке,
Где вечно всё у всех в порядке
Зайчишка грустный лишь сидел,
-Чего напрасно ты ревёшь,
Построить дом нетрудно,-
Промолвил проходящий мимо крот.
А заяц лишь открывши рот, ему и говорит:
-Так помоги ты мне построить дом,
Раз просто, говоришь.
-Ну ладно, так и быть,
Тащи топор и дерево вон то давай рубить.
И заяц принялся за дело,
В ушах лишь только у него звенело:
«Не тут, не там, не так!»
Через неделю было кончено то дело,
И вовремя, почти пришла зима.
А крот зайчишке говорит:
-Возьми меня с собою жить,
Ведь я подсказывал тебе и помогал,
А ты, лишь только ты ленился…
Но заяц дверь захлопнул пред кротом.
Избавь нас, Бог, от этаких судей.
Не зря-то люди говорят:
«Ворчаньем ты наскучишь,
А примером ты научишь!»
Источник