Как мусульманину составить завещание

Согласно исламскому праву, имущество человека может быть распределено не только по наследству. Его часть может быть отдана через такой инструмент, как завещание.

В арабском языке завещание выражается словом «васыять». Его буквальный перевод означает передачу имущества постороннему человеку. В Шариате толкование обрастает дополнительным смыслом, который уточняет первоначальное значение: это договор о передаче одним человеком в пользу другого части собственного имущества.

Священные источники – о завещании

Оставление завещания в исламе признано разрешённым действием, которое нашло своё отражение в тексте Благородного Корана:

«… Именно таким образом должно происходить деление наследства после выплаты того, что было оставлено в завещании…» (4:11)

О завещании также говорится в Пречистой сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Приведём следующий хадис: «Мухаммад (с.г.в.), услышав, что Саид ибн Али Ваккас хочет передать через завещание более одной трети своего имущества, сказал: «Лучше, если твои наследники будут богатыми, а не бедными. Вместо того, чтобы они искали подаяние, будет лучше, если они получат хорошее наследство» (Аль-Байхакый).

Как видно из текста хадиса, составление завещание разрешено в исламе, но имущество, которое будет распределено посредством него, не должно превышать одной трети от всего того, что осталось после жизни человека.

При этом важно понимать, что статус материальных благ, переданных через завещание, приравнен к садака джария, то есть к милостыне, которая приносит награду оставившему её человеку после смерти.

Оставление завещания относится к разряду мустахаб, то есть это рекомендуемое действие, за которое человек получит вознаграждение. Если завещание оставлено не будет, то за это никакого наказания верующий не заслуживает. Но если у мусульманина имеются долги, им не возвращены взятые на время вещи, не выплачен закят, то в этих ситуациях составление завещания находится в статусе ваджиб (обязательное действие, отрицание которого не приводит к неверию, но означает погружение человека в серьёзный грех).

Составление завещания в пользу тех родственников, которым не достанется наследство, нуждающимся, учёным, людям, которые погрязли в пучине долговой зависимости, так же имеет статус мустахаб.

Завещание в пользу богатых родственников, посторонним людям оценивается как мубах (действие, которое не запрещается и не разрешается; его эффект определяется изначальным намерением: если оно было совершено с добрыми намерениями, то такое действие находится в статусе халяль; если оно совершается со злостными намерениями, то оно приносит человеку грех).

Направление имущества посредством завещания в пользу испорченных и злых людей, а также составление завещания бедными оцениваются как макрух (греховное действие).

Оставление имущества посредством завещания на греховные дела (например, совершение разбоя, использование имущества в различных махинациях, распространение других религий) оценивается в Шариате как харам.

Правила завещания

В качестве передаваемых материальных ценностей могут выступать следующие категории вещей:

1. Предметы, объём которых определён. Если непонятно, о каком именно имуществе ведётся речь или неясен его размер, объём и т.д., то оставлять его в качестве наследства нельзя.

2. Не допускается передавать по завещанию греховные вещи, типа свиноферму, завод по производству алкоголя и так далее.

3. Имущество отдаётся целиком, а не по частям. Например, если речь идёт о компьютере, то нельзя передать только мышку или монитор, оставив у себя системный блок.

4. Как было отмечено выше, по общему правилу на завещание не закладывается больше одной трети от всего имущества. Но если родственники не имеют ничего против такого распределения, то наследодатель может выйти и за пределы установленной нормы.

5. Имущество, которое предполагается оставить, должно находиться в собственности у составителя завещания.

6. После смерти человека за счёт оставшегося после него имущества сначала погашаются долги, далее выполняются условия завещания. Только после этих действий можно приступать к разделу имущества среди наследников.

7. Оговоренное имущество полностью переходит в собственность лица наследования по завещанию.

8. Если в завещании указано совершение запретных действий, то они не выполняются.

Человек, который оставляет завещание, должен:

  • быть совершеннолетним;
  • не страдать от отсутствия рассудка;
  • иметь право собственности на то имущество, которое он хочет оставить по завещанию.

Получатель имущества по завещанию:

  • должен быть живым;
  • его должны относительно легко найти наследники умершего человека;
  • не должен быть убийцей составителя наследства;
  • должен быть мусульманином;
  • не должен быть прямым наследником составителя завещания. В этом пункте необходимо привести хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Всевышний Творец выделил каждому человеку собственный удел. Предоставляйте людям беспрепятственный доступ к тому, к чему у них есть право. Но наследнику не предоставляется имущество по завещанию» (Ахмад).

Если все вышеупомянутые пункты соблюдены, завещание признаётся верным и его надлежит исполнить.

Когда имущество по завещанию возвращается обратно

Исламские правоведы едины во мнении, что если составитель завещания хочет поменять его содержание, то он может сделать это в любой момент, когда посчитает удобным.

Изменение условий завещания возможно двумя способами:

1. Проговаривание словами того, что условия завещания поменялись или оно вовсе отменяется.

2. Демонстрация действием, то есть предоставление в качестве подарка записанного в завещании имущества третьим лицам либо самостоятельное использование составителем завещания этого имущества.

Отдельные вопросы, касающиеся завещания

– Если лицо, которому передаётся имущество, отказывается от него, то это означает, что завещание в отношении него утратило свою силу.

– Исламские правоведы считают, что передача чего-либо по завещанию в пользу медресе, мечетей, больниц, библиотек является правильным и не противоречащим Шариату.

– Указание в завещании совершения паломничества (хаджа) от имени завещателя предполагает реализацию этого пожелания за счёт материальных благ, которые тот оставил.

– Получатель имущества может отказаться от части завещания.

– Реализация завещания должна проходить в присутствии свидетелей (двух мужчин). Это действие также необходимо утвердить посредством письменного документа.

– Если имущество передаётся родственнику (не прямому наследнику), то требуется заручиться согласием со стороны других родственников.

Каждому человеку, достигшему совершеннолетия, будь то мужчина или женщина, крайне важно составить завещание. В завещании не обязательно указывать большое количество имущества. В первую очередь завещание, должно содержать не распределение имущества, поскольку это и так расписано в Шариате, а наставление, призыв наследников и остальных родственников к соблюдению норм Ислама.

Также в хадисе повествуется, что тот, кто умер, не оставив завещания, в могиле бывает лишён речи, т. е., ему не позволяют разговаривать, он сам не посещает других покойных и они тоже не посещают его. Так говорится в книге «Хафани».

Многие люди не знают, что именно указать, о чём напомнить своим наследникам, поэтому, чтобы облегчить простым мусульманам это дело, мы составили образец завещания.

Вы можете распечатать эту страницу, записать туда свои данные и хранить его у себя дома.

Завещание

Я ________________________________________________, находясь в здравом

                                        (Ф.И.О.)

уме и рассудке, свидетельствую, что нет никого и ничего, которому следует поклоняться, кроме Единого Аллаха, и я так же свидетельствую, что Мухаммад сын Абдуллы, родившийся в Мекке и похороненный в Медине, Его раб и Посланник (мир ему и благословение).

В момент моего ухода из этого бренного мира в Вечный мир завещаю Вам:

В первую очередь прошу, чтобы в предсмертный час, когда я буду в состоянии агонии, ко мне, ни в коем случае, не заходили:

1)    Женщины, одетые не по нормам Ислама.

2)    Женщины без полного омовения.

3)    Употребляющие табачные или алкогольные изделия.

Также, если я умру в месяце Рамадан, ни при каких обстоятельствах, кто бы ни желал и не требовал, не подавайте пришедшим людям еды в дневное время, когда мусульмане обязаны поститься.

Прочитайте или попросите прочитать за меня Коран. Пусть его прочтут те, кто умеет правильно читать, по всем правилам махраджа и таджвида.

Постарайтесь совершить «Искат» ещё до погребения моего тела. Прочитайте 70000 (семьдесят тысяч) зикр. Поспрашивайте у моих родственников и знакомых, горожан и сельчан, должен ли был я кому-либо, и, если найдутся такие, возместите им из оставленного мною имущества. Отправьте известие о моей смерти в семь мечетей для исполнения заукопойной молитвы («джаназа-намаза»). Не совершайте ничего, что не одобряется Шариатом: плач и т.д. не оставляйте бороды в знак траура по моей смерти. По согласию и решению исполнителей завещания используйте до третьей части моего состояния так, чтобы для меня было наибольшее вознаграждение. Купите Кораны и книги по исламским наукам и раздайте их в мечети и медресе.

Также я завещаю не увлекаться мирским, чтобы мирское не занимало все ваши помыслы. Всегда храните в сердце Аллаха, и никогда не забывайте о смерти, всегда различайте грань между дозволенным и запретным по шариату и живите так, чтобы Аллах был доволен вами. Вот это моё завещание.

Попросите прощения у всех жителей населенного пункта. Ведите себя благопристойно, крепче придерживайтесь за исламскую веру. Оставшееся после меня имущество разделите между наследниками так, как это указано в Шариате.

Не украшайте могилу, пусть на ней не будет ничего, кроме моих инициалов (Ф.И.О.) и даты рождения и смерти.

Чаще поминайте Всевышнего Аллаха,  всегда обращайтесь к Нему с мольбой. Благословляйте нашего Пророка (мир ему и благословение), держитесь его истинных наследников – тарикатских шейхов. Прибегайте к искреннему покаянию в своих грехах. Настойчиво изучайте основы имана и Ислама и следуйте этим знаниям. Стремитесь к истинным, чистым знаниям, старайтесь, по возможности, всегда учиться и следуйте полученным знаниям.

По возможности, родные и близкие, постарайтесь почаще посещать мою могилу. Совершайте за меня, по мере возможности, пожертвования (садака).

Исполнители моего завещания:

1)    _____________________________________________

2)    _____________________________________________

Свидетели:

1)    _____________________________________________

2)    _____________________________________________

Завещание составлено: ___ «_____________» ______г.   Подпись: ___________

«Если придет к кому-либо из вас смерть [появятся признаки приближения смерти], а у него остается благо [богатство, имущество], то предписано ему [оставить] завещание. Оно предназначено для родителей и родных, в соответствии с общепризнанными местными нормами [должно быть справедливо, со вниманием к малоимущим родственникам]. Набожные люди серьезно подойдут к этому вопросу» (Св. Коран, 2:180).

*

«…Предназначено для родителей и родных». На начальном этапе ниспослания положений Священного Корана касательно завещания было именно так, но затем волею Творца был ниспослан аят:

«Мужчинам [вне зависимости от возраста[1]] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, и женщинам [вне зависимости от возраста] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, [независимо от того] небольшое [наследство] или богатое. [Наследство является] уделом обязательным [то есть в обязательном порядке все делится на определенные Священным Писанием части и распределяется в зависимости от степени родства]» (Св. Коран, 4:7).

После этого аята были ниспосланы и другие, где четко пояснялось, в каких пропорциях между родными покойного распределяется его наследство. Завещание, которого, кстати, может и не быть, так как обязательным оно было до тех пор, пока не появились в кораническом тексте четкие пропорции раздела наследства, передается только тем, кто не имеет обязательной доли в имуществе покойного. Есть достоверный хадис, где сказано: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) закрепил за каждым [наследником] его часть [наследства]. Наследник [получающий свою долю в соответствии с Писанием] не имеет права на завещание»[2]. Богословы, комментируя хадис, говорят о допустимости этого только в случае общего согласия и разрешения со стороны всех остальных наследников. Также важно отметить, что размер завещанного имущества не может составлять более 1/3 наследства, о чем сказано в достоверном хадисе[3].

Мусульманские ученые единодушны во мнении, что человек до своей смерти может изменить написанное им ранее завещание. Одну треть своего имущества завещатель имеет право адресовать тому, кому пожелает, даже тем, кто не доводится ему родственником. Что же касается того, что больше 1/3, то этим завещатель имеет право распоряжаться лишь с согласия всех его наследников.

Позднее ниспосланные аяты, оговаривавшие доли наследников, установили лишь желательность завещания в случае, когда у человека есть намерение его написать. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Пусть не пройдет и двух ночей, как будет написано завещание, если человек имеет намерение завещать что-либо»[4]. Ибн ‘Умар дал практический комментарий к этому хадису: «После того как я услышал эти слова, если появлялось у меня намерение о завещании, то не проходило и ночи, как я это переводил в письменную форму»[5].

В Коране сказано:

«Верующие, если вы в пути и наступило для вас предсмертное состояние [вы чувствуете, что вот-вот умрете], а собирались оставить завещание [или обозначить, кому принадлежит то ценное, что оказалось вместе с вами в пути], тогда пусть свидетелями этого явятся двое справедливых мужчин из числа мусульман или немусульман.

[По возвращении домой] их [свидетелей] пригласят для свидетельства после [третьей обязательной] молитвы-намаза [когда предположительно человек более сосредоточен, внимателен и ответственен]. И если есть у вас [возникнут] сомнения [в точности их слов], тогда пусть [свидетели] поклянутся Богом, сказав, что «мы не поступимся правдой за [мирскую] плату, даже если это коснется родственника [даже если от наших слов пострадает или выиграет наш родственник]. Мы не сокроем данное свидетельство пред Творцом, а если сделаем подобное, то превратимся в явных грешников [и потому заслужим жесткого наказания со стороны Господа]».

Если выяснится, что они совершили грех [сокрыли завещание, изменили его текст и т. п.], тогда другие двое из числа самых достойных [например, из числа родственников] покойного [лучше, если это будут его наследники] встанут на их место [в вопросе свидетельства перед судом, например] и клянутся Аллахом (Богом), что «наше свидетельство более верно (истинно), чем их. Если же мы перешли границы [солгали], тогда мы, воистину, злодеи (явные грешники) [за что заслуживаем Божьей кары]».

Это [возможность передачи права клятвы самым достойным, например, наследникам, когда есть очевидные сомнения в правдивости спутников, оказавшихся рядом с покойным в момент его смерти] в наибольшей мере способствует тому, чтобы свидетельство было правдивым; чтобы спутники покойного, зная, что их клятва может быть аннулирована, говорили так, как оно есть.

Будьте набожны и покорны [прислушивайтесь к необходимым для вас наставлениям]. Явных грешников Аллах (Бог, Господь) не наставит на верный путь. [Совершая грехи, вредя другим, человек в еще большей степени начинает теряться в себе и во всем том, что его окружает]» (Св. Коран, 5:106–108).

*

«Кто же подменит [изменит] завещание после того, как слышал его [например, был свидетелем], то [пусть знает, что велик] грех на тех, кто подменяет [изменяет] завещания. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все слышит и обо всем знает.

Кто же опасается ошибочных действий со стороны завещателя или греховного произвола и [постарается] исправить положение дел между завещателем и теми, кому он завещает (поможет им найти взаимопонимание, объяснит им, помирит их), то нет в этом греха [в том, что он проинформирует людей и поможет им сделать все правильно в рамках закона и справедливости]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ [пока человек жив, у него есть возможность раскаяться и исправиться, вернув то, что ему, например, не принадлежит, или передав тому, кому это должно было быть передано] и Всемилостив» (Св. Коран, 2:181, 182).

Насколько большой грех совершает мусульманин, пишущий завещание, содержание которого не соответствует правилам шариата, и то лицо, которое получает долю наследства не по мусульманским нормам?

Человек может при жизни заблаговременно побеспокоиться и распорядиться 1/3 частью наследства по своему усмотрению, то есть как он сам пожелает. Остальное распределяется в соответствии с четко установленными нормами, прописанными в Священном Коране. И это распределение обязательно пред Богом.

*

«Если у вас есть дети, если у вас есть жилье в совместном владении, если вы являетесь владельцем бизнеса, то у вас должно быть завещание. Иначе в будущем, когда встанет вопрос о наследовании, могут возникнуть конфликтные ситуации. Поэтому стоит составить завещание, даже если до выхода на пенсию вам еще далеко. И обязательно при этом пользуйтесь услугами хорошего адвоката»[6].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Несовершеннолетние получают свой удел из наследства покойного, но не имеют права распоряжаться этим, кроме как по достижении совершеннолетия.

[2] Св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 295, хадис № 2713, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 110, хадис № 1758, «хасан».

[3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 842, хадис № 2742; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 487.

[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 841, хадис № 2738; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 482, хадис № 7893, «сахих».

[5] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 157, 158.

[6] Цит. по: http://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/pokupki/275213-10-rasprostranennykh-oshibok-pri-upravlenii-lichnymi-finansam.

Что такое завещание (аль-уасыя)?

Завещание – это то, что переходит после смерти человека к его наследникам, и распределяется определенным в шариате способом. И есть разница между добровольным даром и наследством, которое будет поделено после смерти владельца. См. «Кашаф аль-къана’» 4/335, “Хашия Ибн ‘Абидин” 6/648.

Важность завещания в Исламе

Всевышний Аллах сказал: «Предписано вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (аль-Бакъара 2: 180).

От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания». А Ибн ‘Умар сказал: “Не прошла ночь с тех пор, как я услышал эти слова от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы у меня не было готового завещания!” аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.

Самое важное завещание наследникам – это единобожие!

Всевышний Аллах сказал: «Разве вы были свидетелями, когда смерть явилась к Я’къубу? Он сказал своим сыновьям: “Кому вы будете поклоняться после меня?” Они сказали: “Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исма’ила и Исхакъа, Единственному Богу. Ему Одному мы покоряемся!”» (аль-Бакъара 2: 133).

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, когда к пророку Аллаха – Нуху, мир ему, приблизилась смерть, он сказал своему сыну: “Поистине, я делаю тебе завещание! Я повелеваю тебе две вещи, и запрещаю две вещи! Я повелеваю тебе «ля иляха илля Ллах», ибо если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а слова «ля иляха илля Ллах» — на другую, то перевесит чаша с этими словами, а если бы семь небес и семь земель составили бы кольцо, то слова эти раскололи бы его! И повелеваю тебе произносить слова «Субхана-Ллахи уа бихамдихи». Поистине, эти слова молитва каждой вещи, и посредством них даруется пропитание творениям! И я запрещаю тебе многобожие и высокомерие!”» Ахмад 2/169, аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 548. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 134.

Виды завещания

Завещание бывает обязательное, желательное, порицаемое и запретное.

Обязательное и желательное завещание

Всевышний Аллах сказал: «Предписано вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях» (аль-Бакъара 2: 180).

Завещание является обязательным для родных, а также может стать обязательным в том случае, если на человеке есть долг, о котором не знает никто из людей, кроме него и того, у кого он занял деньги. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Долг следует выплатить прежде, чем оставлять завещание» аль-Байхакъи. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3419.

Также завещание может быть как минимум желательным в том случае, чтобы человек предупредил родных не совершать в отношении него запретного после его смерти, и снял с себя тем самым ответственность перед Аллахом. Например, если мусульманин живет в среде невежественных мусульман или же неверных, то он должен оставить им завещание о том, чтобы после его смерти над ним не причитали, не совершали различных нововведений, связанных с обрядами похорон и т.п. Имам ан-Науауи говорил: “Весьма желательно, чтобы мусульманин завещал тем, кто его будет хоронить, чтобы во время похорон, они удалялись от всяких нововведений распространенных в данной местности”. См. “аль-Азкар” 174.

Порицаемое и запретное завещание

Запрещено в Исламе менять доли и части наследства в отношении родных, размер чего определил шариат! Также нельзя завещать неверному родственнику, будь это родители или дети, а также наследовать что-либо убийце завещателя, кем бы он ему не доводился.

Запрещается завещанием вредить кому-либо из наследников. И не будет греха, если в случае неправильно или греховно составленное завещание изменят наследники, ибо Всевышний Аллах говорит: «Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 182).

Даже если человек не завещал ничего перед смертью, его родные автоматически становятся наследниками его состояния, и нет нужды в том, чтобы завещатель распределял свое имуществе между наследниками, так как это распределил Аллах в Коране. От Абу Умамы сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах уже даровал должное каждому, кто имеет на это право, а поэтому не следует составлять завещание для наследника». Ахмад 5/267, Абу Дауд 3/114. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 6/87.

Т.е. нет нужды составлять завещание для наследников, ибо его распределил между ними сам Аллах в Коране.

Но человек имеет право завещать часть своего имущества так, как он пожелает, но не больше трети! Сообщается, что когда Са’д ибн Абу Уаккъас заболел, он сказал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: “Поистине, болезнь уже довела меня до крайности. Я богат, а наследников у меня, кроме дочери нет, так не раздать ли мне две трети своего имущества?” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет». Я спросил: “А половину?” Он сказал: «Нет». Я спросил: “А треть?” Он сказал: «Нет», а потом добавил: «Треть, но и трети будет много, ведь тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить» аль-Бухари 1295, Муслим 3/1250.

Завещать следует треть своего имущества, но не больше, а еще лучше завещать меньше чем треть, как об этом говорил Ибн ‘Аббас: “Я хотел бы, что бы люди перешли на четверть, ибо посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «и трети будет много»”. Ахмад 2029. Хадис достоверный.

Если завещатель оставляет что-либо постороннему человеку или выделяет долю наследства на благие цели, то эта доля не должна превышать одной трети от всего оставленного в наследство имущества. Если же завещание на вышеупомянутые цели превышает одну треть, то для вступления завещания в законную силу требуется согласие его законных наследников.

Если же человек завещал все свое имущество, то такое завещание является недействительным!

Как удостоверяется завещание?

Завещание завещателя вступает в силу при наличии двух праведных свидетелей или записи завещания.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из вас или двое других не из вас, если смерть постигнет вас, когда вы странствуете по земле» (аль-Маида 5: 106).

В этом аяте довод на то, что в случае отсутствия свидетелей мусульман, свидетелями могут быть при составлении завещания и неверные. См. “Тафсир аль-Багъауи” 3/101.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания» аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.

Выполнение завещания обязательно

Завещание, в котором нет ничего греховного и порицаемого необходимо выполнять, как например, если человек завещал что-то для кого-то, или же чтобы обряды похорон по нему провел кто-то определенный, то следует после смерти выполнить его завещание. Имам Ибн Къудама передал единогласное мнение сподвижников, что если человек завещал, чтобы молитву-джаназа над ним провел кто-то определенный, то это завещание следует выполнить. См. “аль-Мугъни” 3/406.

Вопрос №183:
«Как правильно составить завещание по Исламу?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и
благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также
тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Всевышний Аллах
говорит в священном Коране:

كُتِبَ عَلَيكُم إِذا حَضَرَ أَحَدَكُمُ المَوتُ إِن تَرَكَ خَيرًا الوَصِيَّةُ

«Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание…»
[Сура «аль-Бакъара», аят 180]

Исходя из данного
аята, для человека, который владеет имуществом, является обязательным составить
завещание.

У многих
мусульман есть небольшая путаница по поводу определения завещания с точки
зрения нашей религии. На это повлиял тот факт, что многие, не зная толком своей
религии, переняли у неверующих неправильное понимание сути завещания, с его
формами и условиями, не имеющими отношения к Исламу. Подобное происходит, когда
мусульмане отдаляются от своей религии и от познания ее законоположений, что
может привести к уподоблению мусульман в этих вопросах неверующим.

В связи с этим,
прежде чем объяснить, как распределяется наследство, следует объяснить, что же такое
завещание в нашей религии и какое определение дали ему наши ученые-правоведы.

Завещание — то,
что отдает человек после своей смерти. Это может являться садакъа (милостыней),
подарком или закятом.

У завещания
есть три условия.

Первое: завещание не дается наследникам. Как сказал Пророк ﷺ в достоверном хадисе: «Нет завещания
наследникам»[1]
.

Это значит, что
если у человека имеются наследники: родители, дети, супруг или супруга, — то он
не имеет права завещать им имущество после своей смерти, так как они и так
получают долю из этого имущества, установленную нашей религией. Иначе говоря, завещание
не имеет смысла ввиду того, что пользоваться имуществом умершего — это право
наследников, кроме как только если они это сами не дозволили.

Предположим следующую
ситуацию: человек заболел, и из трех его сыновей младший бросил свою работу,
взявшись ухаживать за своим болеющим отцом. И если отец оставил в завещание
этому сыну из имущества долю немного больше, чем остальным сыновьям, по причине
того, что он ухаживал за ним, то это не дозволяется, кроме как с разрешения
остальных братьев. Они могут сказать: «Наш отец проявил справедливость, и наш
младший брат оставил свои дела ради отца, поэтому нуждается в некоторых
финансовых возможностях», — и только в таком случае это является разрешенным.
Однако, в основе своей, сказал Пророк ﷺ:
«Нет завещания для наследников»[2],и они забирают свои доли согласно тому, как узаконено в шариате.

Второе: завещание не должно составлять более трети (⅓) имущества.

Например, человек умер, оставив после себя имущество (дом, автомобиль, денежные средства, драгоценности), которое оценивается в 900 тыс. рублей. Из этого имущества он завещал половину своему другу, или на строительство мечети, или, например, на колодцы в Африке. Данное его завещание не может быть исполнено, так как, согласно религии, он не может завещать больше трети своего имущества. Следовательно, из этих 900 тыс. рублей только 300 тыс. он может завещать на благотворительность. Если же он завещал больше трети, то наследники должны дозволить это, так как имущество умершего (которое свыше трети) уже принадлежит им. Они должны сказать: «Нет проблем. Мы согласны с тем, что завещал наш отец». В таком случае завещание становится приемлемым и дозволенным. Однако, в основе своей, человек имеет право завещать не более трети своего имущества.

Доводом на это
является известная история в достоверном сборнике имама Муслима, да помилует
его Аллах, от Са’да ибн Аби Уаккъаса, одного из десяти сподвижников,
обрадованных при жизни Раем, да будет доволен ими Аллах. Когда Са’д тяжело
заболел, Посланник Аллаха ﷺ пришел навестить его, и он сказал ему: «Я богат, а наследников,
кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Тот
ﷺ ответил: «Нет». Тогда Са’д спросил: «А половину, о Посланник
Аллаха?» В ответ снова прозвучало: «Нет». Тогда Са’д спросил: «А треть,
о Посланник Аллаха?» И Он ﷺ сказал: «Треть, но и трети будет много, ведь, поистине, тебе
лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными имущества и
(вынужденными) просить у людей!»
[3].

Третье: завещание не должно содержать ничего запретного. Нельзя завещать тратить
имущество на запрещенные шариатом вещи.

Примером является
завещание открытия пивных баров, дискотек, покупки музыкальных инструментов,
постройка мечети на территории кладбища и так далее. То, что запрещено в нашей
религии, запрещено и в завещании. Многие мусульмане, к сожалению, в подобных
случаях исполняют такое завещание. Но на самом деле оно становится
недействительным, и является запрещенным исполнять его.

Важное
примечание: первые два условия имеют место до тех пор, пока наследники не дадут
свое согласие. В третьем же условии нет нужды в разрешении наследников, так как
оно является запретным в любой ситуации. Если наследники, несмотря на
запретность завещания, дали ему вступить в силу, то они считаются грешниками,
равно как и тот, кто оставил подобное завещание после себя.

Приведем
пример: отец завещал построить над своей могилой мавзолей или установить
огромный камень с фотографией. Наследники не имеют права сказать: «Как мы можем
противоречить нашему отцу, ведь он завещал построить памятник с фотографией?» Это
является запретным, и, возможно, тот, кто завещал подобное, сделал это по
незнанию. Но вам ведь известно, что это не дозволено, и, если не хотите
причинить вред умершему родителю после его смерти, то не выполняйте это
завещание.

Также
необходимо добавить, что к завещателю предъявляются следующие условия: он не
должен быть ребенком, сумасшедшим, действовать под принуждением или будучи при
смерти. Данная тема была освещена довольно кратко, и, конечно, она требует
более глубокого изучения.

А Аллаху ведомо лучше.

Как быть в ситуации, если двое из наследников дозволили свое имущество, а один нет?

Завещание
исполняется с доли тех, которые его дозволили, а долю того, кто не дозволил, не
трогают, потому что это его имущество. Например, после смерти отца его трем
сыновьям досталось по сто тысяч рублей каждому. Однако третьему из них он
завещал дополнительные сто тысяч рублей, по тем или иным причинам. Первые два
брата разделились во мнениях: один дозволил это, а другой — нет. Он имеет на
это полное право, так как данное имущество принадлежит в том числе и ему. Тогда
с доли того, который дозволил, дается третьему сыну. Что же касается того, кто
не дозволил, то ему отдается полное его имущество.

Подобная
ситуация является частым явлением. В исламских республиках практически стало обычаем,
когда младшие сыновья остаются с родителями и наследуют все их имущество.
Старшие же сыновья ничего не наследуют, а дочери — тем более. Это, без
сомнений, является несправедливым. У старших сыновей и у дочерей есть доля в
наследстве, кроме как если они сами это не дозволили, посчитав, что младший
брат ухаживал за родителями, и они не хотят, чтобы дом продавали и делили между
ними. В противном случае имущество необходимо поделить согласно Шариату,
несмотря на обычай.

Детали того,
как делится имущество, — это уже другой вопрос. Человек должен пойти к знающему
мусульманину, рассказать свою ситуацию и спросить о том, как все правильно
сделать. Всевышний Аллах Сам разделил наследство в пяти аятах Корана, и даже
Пророку ﷺ не дано было что-то решать в вопросах
наследства. 99% вопросов, касающихся наследства, объясняются в Коране, а в
Сунне имеются небольшие пояснения этих аятов.

Мусульманам необходимо
соблюдать в этих вопросах Шариат. Ни в одной стране в мире не запрещается
завещать и наследовать так, как ты хочешь. В подобных вопросах и проявляется
вера человека — живет ли он по законам Всевышнего Творца или нет.

 Сегодня многие заявляют, что хотят жить по
Шариату. Но когда вопрос касается имущества, то они сразу хотят жить по адатам
(обычаям) их народа. Как раз здесь и проверяется вера человека, так как никто
не заставляет завещать так, как принято у них.

А Аллаху ведомо
лучше.

Если человек завещал имущество наследнику, а тот потратил завещанное на запретное? Что скажете о хадисе, что нельзя засыпать, не оставив завещание?

Если завещающий
заведомо знает о том, что наследник потратит завещанное ему на харам
(запретное), то он не имеет права завещать ему имущество.

Передается в
достоверных сборниках со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник
Аллаха ﷺ сказал: «Непозволительно
мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не
написав завещания»[4]
.
В другой версии данного хадиса у имама Муслима упоминается: «…проводить три
ночи…
»[5].
После передачи хадиса Ибн ‘Умар сказал: «С тех пор, как я услышал слова Посланника
Аллаха, ﷺ который сказал это, я не
провел и ночи, не имея составленного мной завещания».

Следовательно,
человек, у которого есть какое-то имущество, обязан написать завещание. Также в
самом начале мы упоминали аят, где Аллах говорит об обязательности этого в
Коране[6].

Кто-то может
спросить: «Почему Пророк ﷺ не написал
завещания?» На самом деле Посланник Аллаха ﷺ
ничего не оставил после себя, так как у него не было имущества. Все, что он
имел, перешло в казну мусульман.

Также
передается в достоверном хадисе, что Посланник Аллаха ﷺ
сказал: «Поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков,
пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов, но оставляют в
наследство одно только знание, и тому, кто приобрел его, достался великий удел».
[7]

Ни наш Пророк
Мухаммад ﷺ, ни остальные пророки до него — никто из
них не завещал своим наследникам ничего, кроме знаний, которые остались после
них. Поэтому мы, мусульмане, должны им следовать, а не отворачиваться и
отдаляться от них, и тогда нам достанется великий удел, который и обещал
Посланник Аллаха ﷺ.

Также стоит
упомянуть один важный момент, который непонятен некоторым людям. Сказал
Всевышний Аллах в Коране:

ۗ مِن بَعدِ وَصِيَّةٍ يوصي بِها أَو دَينٍ

«После исполнения завещанного, которое он (умерший) завещает, или выплаты долга».
[Сура «ан-Ниса», аят 11]

Всевышний Аллах
в данном аяте упоминает завещание прежде долга. По этой причине у некоторых
людей возникла проблема с пониманием аята. К примеру, человек умер, оставшись
должным кому-то определенную сумму денег. В тоже время в своем завещании он
написал, что такую-то часть средств он хочет подарить своему соседу. Что в
первую очередь надо сделать: отдать деньги соседу или вернуть его долг? Все ученые
единогласны в том, что в первую очередь следует погасить его долг.

Но ведь в аяте
сказано сперва о завещании, а потом упоминается о долге. Как это совместить?
То, что в аяте сначала приходит завещание, а потом долг, не означает, что
сначала надо исполнить завещание, а потом погасить долг. Однако Аллах обращает
внимание на завещание прежде, чем на долг, потому, что вопрос долга не
утеряется, кредиторы сами придут и потребуют долги. Если умерший был кому-то
должен, то, без сомнения, тот человек придет и скажет: «Умерший задолжал мне
сумму денег». Что же касается завещания, то наследники могут скрыть из него,
что он завещал деньги такому-то человеку, и оно может утеряться.

Поэтому Всевышний
упомянул завещание прежде долга по причине того внимания, которое ему нужно
уделить. И это не означает, что долги ожидают завещания. Напротив, сначала
выплачиваются долги, и только после этого отдается завещание.

А Аллаху ведомо
лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
12 Раджаб 1440 г. (19.03.2019)


[1]
Сунан Абу Дауда, хадис № 3565, т .3, с. 527; Сунан Ат-Тирмизи,
хадис № 2120, т. 3, с. 620;Муснад Ахмада, хадис № 22294, т. 36, с. 628.

[2]
См. выше.

[3]
Сахих Муслима, хадис № 1628, т. 5, с. 71.

[4]
Сахих Аль-Бухари, хадис № 2738, т. 4, с. 2; Сахих Муслима, хадис
№ 1627, т. 5, с. 70.

[5]
Сахих Муслима, хадис № 1627, т. 5, с. 70.

[6]
Сура «аль-Бакъара», аят 180.

[7]
Сунан Абу Дауда, хадис № 3641, т. 4, с. 39; Сунан Ат-Тирмизи,
хадис № 2682, т. 4, с. 414;Сунан Ибн Маджа, хадис № 223, т. 1, с. 213; Сунан
Ад-Дарими
, хадис № 354, т. 1, с. 354.

Добавить комментарий