«На балалайке своей на жизнь не заработаешь! Сопьешься, и будешь в переходах побираться. Иди лучше математику учи, шалопай!» — консервативная фраза наших предков, которую слышали, пожалуй 90% тех, кто увлекался музыкой. Отчасти они были правы. До развития интернета заработать на вокально-нотном ремесле было достаточно не просто. Но мы живем в другое время, а соответственно, музыкальная индустрия теперь тоже другая и способов ее монетизировать тоже стало больше, чем раньше. Давайте разбираться!
Предисловие
Привет тебе, читатель. Меня зовут Вячеслав Сандаков, творческий псевдоним Sun Duck. Я являюсь резидентом музыкальной команды M-Music Records, 10 лет занимаюсь саунд и гост продакшеном. Мои композиции издаются на лейблах Warner Music, Soyuz Music и Effective Records, частенько попадают в ротацию радиостанций Like.fm, NRj, DFM и других. Это краткое резюме, чтобы было понятно, что определённый релевантный опыт у меня имеется и слова мои что-то, да стоят.
Бытует мнение, что заработать на музыке можно только, если стать известным артистом, часто давать концерты и создавать постоянную шумиху вокруг себя. Спешу огорчить (или обрадовать) — это далеко не единственный способ жить в достатке, если ты музыкант. Итак, 10 идей прощупанных на личном опыте и опыте моих коллег.
Сразу оговорюсь, что все эти идеи по сути бизнесы, и как предприятия они требуют вложений, развития, маркетинга и прочих действий со стороны музыкального «предпринимателя».
Также в этом списке не будет про продажи музыкального оборудования, разработку плагинов, аренду звука и прочих идей более технического толка. Только творчество, только хардкор!
1. Артист популярного жанра
Этот пункт вовсе не о том, что нужно стать звездой и покорить вершины всех чартов мира (хотя, конечно, к этому стоит стремиться). Этот пункт о том, что можно получить достойный пассивный доход, не являясь при этом обладателем Грэмми (ну или тарелки МузТВ).
И вот, вам пример: три года назад я и мой друг, Максим, решили запустить проект под кодовым название Max Vertigo & PilGrim N.C.K. Проект подразумевал под собой выпуск песен в жанре кальянного рэпа. После нескольких треков нам удалось попасть на лейбл Warner Music Russia и получить от них помощь в продвижении синглов.
Результат: мы до сих пор получаем отчисления по смежным и авторским правам, а в общей сложности на данный момент мы заработали около 1 млн. рублей на двоих, при том что с лейблом мы делим доход 50/50.
Как это работает? Все очень просто: рынок популярной музыки конкурентно очень высок. Поток информации в секунду просто колоссальный. Но при этом аудитория лояльная к популярным жанрам просто огромнейшая! Шанс того, что при небольшом промо продвижении ваш трек найдёт своего слушателя, очень даже приличный. Слушатель конвертируется в стримы, а стримы, в свою очередь, в деньги. В итоге получаем доход от смежных и авторских прав. Профит!
2. Артист НЕ популярного жанра
Тут картина прямо противоположная с предыдущим пунктом: ни тебе конкуренции, ни слушателей. Но и заработок здесь строится не на стримах. Да и аудитория здесь другая, более голодная. Дело в том, что, в связи с низкой конкуренцией, музыкального контента поставляется немного, а значит аудитория больше ценит не материал, а артиста. И тут открываются возможности для концертной деятельности, потому что такие артисты все равно не соберут стадионы (просто потому что нет столько слушателей), а вот регулярно собирать клубы по 500 человек они легко могут себе позволить. И вот вам кейс: мой старый знакомый, Александр Райтер, он же фронтмен панк-пост-лоукост группы «РАЙТЕР», создает музыку в написанном ранее стиле. Казалось бы, что это вообще за жанр такой? В чартах его не увидишь, да и навряд ли кто-то вообще понимает о какой музыке идет речь. Тем не менее, Саша и его команда регулярно дают концерты и собирают на них достойное количество людей. Чем вам не заработок?
3. Ивент — тоже инструмент
Не многие могут себе позволить пригласить на свадьбу Егора Крида, или отметить юбилей в компании с Григорием Лепсом. Но очень многие хотят живой музыки на своём мероприятии. И, о чудо! На рынок врываются кавер-группы и музыканты. Думаю, такой способ развития знаком каждому и не требует более детальных объяснений. Набираем группу, создаём профили в соцсетях, связываемся с ивент-менеджерами, даём локальный таргет… в общем, занимаемся продажей своих услуг.
4. Сессионный фриланс
Этот пункт, наверное, больше про подработку в свободное время и исключительно для людей с музыкальным образованием и виртуозным владением инструментом. В музыкальном мире не редко встречаются случаи, когда тем или иным специалистам нужны живые инструменты. Например, у саунд-продюсера Алеши заказали аранжировку и пожелали, чтобы в песне обязательно присутствовало соло на саксофоне. А наш саунд-продюсер, конечно талантлив, но вот саксофоном овладеть как-то еще не довелось. И тогда Алеше на помощь приходит саксофонист Геннадий, который с этим саксофоном умеет делать такие вещи, которые Алеше даже и не снилис! (музыкальные конечно). И такие ситуации случаются довольно часто и повсеместно. Стоит отметить, что такой вариант «подработки» существует и для вокалистов.
5. Продажа аудио-контента
Пожалуй самый притязательный пункт для любого музыканта, потому что открывает большие возможности при минимальных вложениях. Но прежде, чем говорить о затратах, расскажу о сути.
О каком же таком аудио-контенте идет речь? Да вот о каком:
- Битмейкинг
- Гостпродакшн
- Сэмплирование и синтезирование
Давайте разбираться. Битмейкинг, в целом, штука понятная. Пишем биты (минуса, аранжировки) в определенном стиле и продаем их. Развитие такого направления осуществляется по естественной схеме: загрузка битов на известные магазины (например: beatmaker.tv, getbeat.ru), создание профилей в соцсетях, таргетинг и т.д.
Гостпродакшн (не путать с гострайтом) — это создание полноценных песен (музыка, текст, вокал) с последующей продажей. Направление сравнительно новое, на российском рынке существует около 3-х лет, но очень перспективное. Кто же купит полноценную песню? Поверьте мне, те кому это нужно действительно существуют:
это вокалисты, которые талантливо поют, но абсолютно не умеют создавать свои песни;
это люди, которые хотят поздравить песней любимых или выразить свои чувства;
это уже известные артисты, у которых просто нет времени на создание нового и проще это новое купит; и так далее и тому подобное.
А где же продавать свои песни? Лично я продаю только на 2-х площадках. Это EDM Ghost production (продаются песни в стиле EDM для зарубежной аудитории) и EverySong (продажа русскоязычных треков в жанре Pop).
Сэмплирование и синтезирование — это, конечно, больше про инструментарий. По сути, это создание библиотек с уникальными звуками, как зацикленных, так и одиночных. Так как музыкальный рынок безумно насыщенный, многие начинающие артисты ищут уникальное звучание, чтобы выделиться в массе других. Чтобы это уникальное звучание найти, они обращаются в магазины сэмплов и звуков, такие как Loopmaster и Splice. Поэтому, если есть знания и умения, почему бы и не попробовать себя в таком ремесле.
Ну и главный нюанс, все эти способы не требуют колоссальных затрат, как предыдущие. Все что требуется для старта — это компьютер с установленным DAW, мониторинговые наушники, простая внешняя звуковая карта, микрофон, немного усердия и таланта.
6. Sound -production и -design
Этот способ очень схож с предыдущим с одной единственной разницей. Если в пункте 5 мы создавали все что нашей душе угодно, то sound-production и sound-design — это больше про работу на заказ. А что можно создавать на заказ? Да все тоже самое, только с четким техническим заданием. Например: родители хотят поздравить детей песней на свадьбу. К кому идти? К sound-продюсеру. Компания по ремонту хочет создать корпоративный гимн. Что делать? Идти к sound-продюсеру. Молодая gamedev студия нуждается в новых звуках выстрелов для своего шутера. Кто поможет? Sound-дизайнер.
В общем, этот список можно продолжать бесконечно, думаю уже итак все понятно.
7. Студия звукозаписи
Пожалуй, один из самых дорогих и невыгодных музыкальных бизнесов в наше время, если рассматривать студию только в разрезе записи и микшировании аудиоматериала. Как правило, студия звукозаписи помимо предоставления прямых услуг по назначению занимается пунктами 5 и 6, а также сдачей помещения в аренду специалистам, у которых студии нет по каким-либо причинам. Связано это опять же с большим количеством информации и развитием интернета. Все больше появляется самоучек из YouTube со своими, так называемыми, домашними студиями, которые не стыдятся экономить на материалах (например, шумоизоляция из подушек и микрофон с AliExpress), тем самым демпингуя цену на услуги записи. Поэтому открытие студии звукозаписи, должны быть мотивировано чем-то большим, чем просто запись вокала.
8. Продюсерский центр
Продюсерский центр или лейбл — вид бизнеса, который доступен тем, кто по сути то и не музыкант, но музыку очень любит и разбирается в ней на уровне доктора наук. Такой вид музыкального предпринимательства — это уже другой уровень, здесь понадобится команда, материальные средства, богатые знания музыкального маркетинга и отменный вкус.
Монетизировать такую деятельность можно 2-я способами:
1. Предоставлять начинающим артистам услуги дистрибуции и продвижения, и забирать процент с прибыли.
2. Искать потенциальные таланты, продюсировать их, создавать личностный бренд, продвигать и также иметь процент от стримов.
А можно и комбинировать оба пункта.
9. Креативы
И все таки музыкант — творческая профессия, а это значит, что нужно смотреть немного шире. Создавайте уникальный контент и получайте от этого дивиденды. И вот вам несколько кейсов:
Мой старинный друг, Александр Островский, прошел все круги мажорно-минорного ада: закончил музыкалку, закончил консерваторию, играл в оркестре, преподавал в музыкалке (кольцо замкнулось). И казалось бы, вот она, жизнь профессионала за 20 тыс. в месяц. Но Саша не отчаялся и решил весь свой пройденный опыт переложить в юмор. Со своими однокурсниками он создал YouTube канал «STRADIVALY» и начал поставлять туда юмористический контент о классических музыкантах. Результат: 100 тыс. подписчиков за 2 года и запуск продажи мерча.
А как вам такое. DJ из Новосибирска, с которым я знаком заочно, Дмитрий Гуменный, он же DJ DimiXer, писал что-то там какую-то музыку, играл в клубах сеты, ничего особенного. А потом скреативил и запустил шоу на YouTube «ПО СТУДИЯМ». Результат: 246 тыс. подписчиков за 3 года, запуск собственного мерча, авторский плейлист в VK, собственное шоу на Radio Record.
Мыслите шире, ищите варианты и наверняка тоже нащупаете новую интересную нишу.
10. Уличный музыкант
Ну и возвращаемся к тому с чего начали. Улица же тоже бывает разной. Одно дело играть в переходе метро в Омске (очень тонкий юмор), а другое дело играть на скрипке на Арбате, или зажигать депрессивные песни в Петербурге… Ладно-ладно, согласен этот пункт притянут за уши, но все же имеет место быть.
Заключение
Хочу обратить, ваше внимание на то, что эти идеи рабочие, только в том случае, если вы «рабочий». Существует только один рецепт успеха: трудиться, работать и упорно впахивать. А 10 этих идей только лишь способы достижения ваших целей.
P.S. Не знаю, как заведено на vc.ru, но на своем YouTube канале я в конце обычно говорю: «Ставьте лайк и подписывайтесь. Будет еще много интересного контента!»
Блеск и нищета: как заработать на жизнь, если ты музыкант
Время на прочтение
5 мин
Количество просмотров 42K
В предыдущей статье мы говорили о том, как цифровая революция повлияла на заработок музыкантов. Сегодня для многих групп продажи альбомов и синглов неспособны даже окупить затраты на запись музыки, не говоря о прибыли. В такой ситуации музыкантам приходится искать альтернативные источники дохода. Про них мы начнем рассказывать в этом материале.
Фото Andy Lee / Unsplash
«Обычная» работа
Единственный способ гарантировать стабильный доход, занимаясь музыкой, — это параллельно работать в другой сфере. Новым явлением это не назвать, но в последнее время сделать музыку основным источником дохода для многих стало попросту невозможным. Неудивительно, что подавляющее большинство групп, не дотягивающих до статуса «суперзвезд», живут на зарплату.
Возьмем, к примеру, японскую рок-группу toe. У нее есть преданные поклонники, она регулярно гастролирует по всему миру, но трое из четырех ее участников параллельно заняты на другой работе. Один из гитаристов — дизайнер интерьеров, другой — звукоинженер, а басист — дизайнер обуви. Офисный труд плохо сочетается с концертным графиком, поэтому и «основные» профессии таких музыкантов — преимущественно творческие.
Альтернативные жанры, например black metal — одно из главных направлений норвежской «музыки на экспорт» — не исключение из правила. Многие легендарные исполнители, которые создали этот феномен, ведут вполне обычный образ жизни. Харвард Эллефсен (Håvard Ellefsen), в прошлом басист группы Emperor, занят на нескольких работах одновременно, чтобы прокормить семью.
По его словам, для большей части исполнителей музыкальная индустрия — лишь способ потратить деньги. Nocturno Culto, вокалист Darkthrone, работает школьным учителем, а его соратник по группе подался в политику. Они редко гастролируют, поэтому могут позволить себе «оседлые» профессии.
Совсем не обязательно играть музыку нишевых жанров, чтобы испытывать финансовые сложности. Бруклинский рэпер Ka, чей последний альбом фигурировал в списках «лучших хип-хоп релизов года» и был тепло воспринят критиками, до сих пор работает пожарным. Его музыкальная карьера началась более 20 лет назад.
Концертные туры: вынужденное зло
Совмещать музыкальную деятельность с обычной работой непросто. Необходимо выделять время на репетиции, звукозапись, гастроли, и при этом не обанкротиться и не сойти с ума. Поэтому некоторые исполнители гастролируют так часто, как только могут — в надежде, что концертные гонорары помогут им полностью посвятить себя музыке и выйти «в плюс».
Но жизнь «на колесах» — не такая гламурная, как может показаться. Многим нравится представлять гастроли как бесконечный отпуск с разгромом отельных номеров, мартини на завтрак и толпами «групи». Реальность — сложнее и даже хуже для здоровья, чем эта подростковая фантазия.
Фото Michael Benz / Unsplash
Так как заработки с музыкальных продаж заметно снизились, желающих играть вживую стало больше. Это позволило концертным площадкам увеличить контроль над ценообразованием. Фестивали платят исполнителям столько, сколько хотят. Многие группы, даже достаточно популярные, вынуждены гастролировать «в минус». Для них концерты — это рекламные проекты.
Pomplamoose, группа, известная нестандартными каверами радиохитов и оригинальным материалом на грани жанров, в 2014 году устроила тур по Америке. На тот момент их музыка уже звучала в телевизионной рекламе, а в социальных сетях у них были миллионы просмотров и сотни тысяч подписчиков. Но прибыльным этот тур не стал. По окончании гастролей их клавишник опубликовал пост, в котором описал финансовую сторону ситуации.
Они выручили около ста тысяч долларов с продажи билетов. При этом общие затраты на транспорт, проживание, еду, страховку, техническую поддержку, печать постеров и другие расходы превысили эту сумму на 47 тысяч долларов.
Если бы большая часть этих денег не шла из личных сбережений музыкантов (хорошо, что сбережения у них были), выехать в такое турне было бы в принципе невозможно (с учетом продажи «мерча» и финансовой поддержки от спонсоров, убыток группы в итоге составил почти $12 тыс.). Внезапно, гастрольная жизнь не кажется такой привлекательной.
Конечно, есть группы, весь имидж которых основан на концертных выступлениях. В прежнее время это были Grateful Dead, теперь — их «духовные наследники» Phish. Они почти не фокусируются на студийных записях, а каждый их концерт — неповторимый опыт, который многие сравнивают с религиозным. Благодаря этому фанаты Phish часто едут в тур с группой и посещают сразу несколько выступлений за гастроли. Музыканты монетизируют процесс и ведут платный прямой эфир своих концертов. Но несмотря на успех, Phish остаются очень нишевой группой.
Широкая публика осуждает их за пресные импровизации и склонность фанатов к употреблению расслабляющих веществ во время концертов. Их окупаемость — скорее исключение из правил.
Сайд-проекты
Некоторые исполнители выживают, внося разнообразие в свое музыкальное портфолио. Они играют в нескольких группах сразу. Для джазовых музыкантов это — норма.
Выдающийся британский пианист Кит Даунс (Kit Downes) помимо собственных проектов играет в девяти разных коллективах. Правда, это — также не гарантия стабильного заработка. Нельс Клайн (Nels Cline), сейчас известный как гитарист группы Wilco, долгие годы строил джазовую карьеру.
Имя Клайна украшало десятки релизов — как в роли фронтмена, так и через запятую, в качестве второстепенного участника проекта. Тем не менее, ему приходилось работать продавцом в магазине пластинок, чтобы себя прокормить.
Фото David Sarkisov / Unsplash
На хороших барабанщиков всегда есть спрос. Поэтому им проще, чем другим музыкантам, стать частью большого количества групп. Такаши Кашикура (Takashi Kashikura) из toe вовлечен в целый ряд сайд-проектов разной степени успешности, что позволяет ему финансировать личное творчество. Он состоит барабанщиком в «The Hiatus» — коммерческой супергруппе, собирающей стадионы. Помимо этого Такаши работает в студии с множеством коллективов — от исполнителей авангардного фьюжна до продюсерских проектов.
Похожую жизнь ведет Зохар Барзилай, брат прошлогодней победительницы Евровидения Нетты. Он — один из самых популярных барабанщиков в Израиле, и гастролирует с большим числом групп.
На одном конце спектра его коллег — Лирон Амрам, восходящая звезда независимой израильской сцены. На другом — Аркадий Духин, автор популярных радиохитов. Из российских музыкантов можно привести в пример флейтиста, клавишника и певца Яна Николенко. Он известен работой с четырьмя группами, чередуя «коммерческие» и «личные» проекты. Его деятельность в группах «БИ-2» и «Сплин» поддерживала запись материала для «Эдипова Комплекса» и «Сетей».
К сожалению, все истории успеха, описанные в этом разделе, объединяет одно. Эти музыканты нашли крупные коммерческие проекты, которые взяли их под крыло и позволили финансировать самостоятельную работу. Играть в двадцати группах бесплатно — так же бесполезно, как играть в одном непопулярном коллективе. Но если на независимую работу обратят внимание люди из популярных групп и пригласят играть к себе — это, конечно, вариант.
P.S. На этом мы не заканчиваем рассказ. В следующих материалах мы поговорим о том, как и кто «эксплуатирует» свой бренд, занимается краудфандингом и коммерческой музыкой.
Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi» и Telegram-канала:
«Хочу музыки, а вот этого всего не хочу»: как начать работать в музыкальной индустрии
Ник Кейв: «Возможно, рок-музыка не заслуживает спасения»
Что такое 8D-аудио — обсуждаем новый тренд
Технологичные музыкальные инструменты до XX века
Музыка в кино и сериалах, которую мы слышим слишком часто
Когда-то популярные аудиогаджеты, которые уже «устарели»
Винил вместо почтовой марки: необычный раритет
Заработок на музыке — 10 способов заработать начинающему музыканту и певцу в интернете и не только
Времена аудиокассет и CD давно ушли. Продажи музыкальных записей значительно снизились, но у музыкантов появились новые источники доходов. Сегодня на своей музыке можно и нужно зарабатывать другими путями. Чтобы стать успешным музыкантом, одного таланта недостаточно. Несмотря на то что возможностей зарабатывать становится больше, успеха добиваются лишь избранные. Для многих начинающих и малоизвестных певцов, которые ещё не обзавелись своей аудиторией, продвигать продукт своего творчества — сложнейшая задача. Лучший способ заработать на музыке сегодня — это иметь несколько источников дохода.
Содержание
- Как музыканту начать зарабатывать
- Как зарабатывать певцу на музыке офлайн
- Продажа альбомов
- Концерты
- Авторские отчисления
- Корпоративные праздники, свадьбы и юбилеи
- Общественные мероприятия, фестивали
- Сторонние проекты
- Музыкальные конкурсы
- Уличные выступления
- Работа в ресторанах
- Песни на заказ
- Преподавание музыки, вокала и другие услуги
- Доходы, напрямую не связанные с музыкой
3. 10 способов заработать музыканту в интернете
- Зарабатывать на Apple Music, Google Play Music, Яндекс.Музыка и других сервисах
- Получать выплаты за использование своей музыки
- Продавать работы на аудиостоках
- Продавать библиотеки звуков
- Зарабатывать на краудфандинге
- Вести прямые трансляции
- Работать на заказ
- Зарабатывать на блогах и в социальных сетях
- Продавать символику
- Преподавать музыку
4. Заработки российских и зарубежных музыкальных певцов
Как музыканту начать зарабатывать
Не существует волшебной формулы, при помощи которой певец станет популярным и богатым. Кроме музыкального таланта, важны и другие составляющие успеха.
- Качественный продукт. Чтобы делать хорошую и востребованную музыку, на которой можно зарабатывать, музыканту нужно не только улучшать свои навыки, учиться новому, совершенствоваться, но и вкладываться материально — приобретать инструменты и оборудование, платить студии звукозаписи. При этом чем успешнее исполнитель, тем больше средств он тратит на создание музыки.
- Слушатели. Как бы певец ни хотел понравиться музыкальным критикам и лейблам, в конечном итоге его главная цель — найти свою аудиторию. Именно она платит за билеты на концерт, покупает альбомы и прослушивает музыку в интернете. Музыкальные маркетологи вывели концепцию «1000 суперфанов» — это те люди, которые могут поддерживать артиста финансово. Именно такой минимум преданных поклонников необходим, чтобы превратить хобби в основной заработок.
- Нетворкинг. Певцу важно уметь заводить новые знакомства. Чем больше контактов в профессиональной сфере, тем больше вероятность, что один из них может оказаться полезен.
- Исключительное везение/упорный труд и терпение. В среднем вложения в музыкальную карьеру окупаются через 3–5 лет. Большинство успешных певцов прошли долгий путь, перед тем как начать зарабатывать. Они писали песни, которые мало кто слушал, выступали на неокупаемых концертах. Поэтому если у начинающего музыканта нет ни сил, ни терпения столько ждать и работать, то нужно либо надеяться на счастливый случай, либо оставить попытки. О том, как начать заниматься музыкой, написать свои первые треки и создать группу, в нашей статье «Как стать известным музыкантом».
Как зарабатывать певцу на музыке офлайн
Не все источники дохода многих известных музыкантов связаны с их основной деятельностью. Как успешные певцы монетизируют своё творчество, и каким образом начинающий исполнитель может зарабатывать?
Продажа альбомов
Для музыканта выпуск музыки на физических носителях требует больших затрат, которые плохо окупаются. Сегодня поклонники реже покупают СD, предпочитая слушать музыку в интернете. Однако физические релизы имеют определённые преимущества. В отличие от MP3-файлов, альбомы на дисках поклонники могут покупать в качестве сувенира и пополнять свою коллекцию музыки. Кроме того, компактные диски:
- гарантируют лучшее качество звучания;
- являются визитной карточкой артиста;
- рекламируют творчество музыканта.
Концерты
Гастрольная жизнь лишь со стороны кажется привлекательной и романтичной. Филипп Киркоров зарабатывает за концерт около 1,5 миллиона рублей. Большая часть этой суммы идёт на оплату труда команды от менеджеров до танцоров.
Малоизвестным певцам нужно сильно постараться, чтобы доходы от концерта покрыли расходы на его организацию: аренду клуба, оборудования, трансфер, работу наёмных сотрудников. Если певец или группа не имеют раскрученного имени, то зарабатывать свыше собственных затрат выходит крайне редко. Однако музыкантам необходимы выступления, так как концерты позволяют:
- общаться с поклонниками;
- совершенствовать мастерство исполнения;
- привлекать новую аудиторию;
- получать прибыль от продажи дисков и мерча — вещи и сувениры с символикой исполнителя или группы.
Авторские отчисления
Любой певец, зарегистрировавший свои композиции в авторских сообществах, имеет право получать отчисления от использования его продукта. В России речь не идёт о больших суммах. Сергей Жуков, солист группы «Руки Вверх!», признаётся, что зарабатывает на этом около 15 тысяч рублей в месяц.
Интересно! При этом за композицию «Песенка», права на которую в 2000 году купил немецкий коллектив ATC, Жуков получил уже больше $1,5 млн. Кавер-версия «Around The World», созданная немцами, до сих пор приносит прибыль российскому артисту.
Корпоративные праздники, свадьбы и юбилеи
Гонорары, получаемые российскими певцами за корпоратив, в несколько раз превышают их заработок от концертной деятельности. Часто заказные выступления становятся основным источником доходов. Пригласить популярного музыканта на праздник обойдётся заказчику в сумму минимум 1 млн. рублей. Расценки возрастают в зависимости от статуса исполнителя и компании, которая его заказывает. В новогодние дни цена выступления звёзд возрастает на 20–40%.
Начинающие певцы, планирующие выступать на свадьбах, юбилеях и выпускных, должны быть готовы исполнять не свои песни, а известные хиты. Публика может вносить изменения в репертуар уже во время выступления исполнителя, заказывать песни или просить повторить — гибкость также влияет на размеры заработка музыканта. Доход зависит от типа праздника и платёжеспособности заказчика.
Сегодня стоимость работы начинающего и малоизвестного певца на корпоративе, юбилее или свадьбе составляет от пяти до десятков тысяч рублей. В крупных городах артисты зарабатывают больше. В Санкт-Петербурге выступление на корпоративе стоит около 65000 рублей, а в Москве — 100 000 рублей. Больше зарабатывать можно, исполняя каверы, а также совмещая функции музыканта и ведущего.
Общественные мероприятия, фестивали
Подобные мероприятия организуются, например, администрацией города. Чтобы в них поучаствовать, нужно подать заявку в организационный комитет. На местных концертах начинающий певец может зарабатывать около $200. Гонорары известных артистов за участие в дне города сопоставимы с их доходом от сольного концерта.
Сторонние проекты
Некоторым музыкантам приходится играть сразу в нескольких группах. Работа в других проектах помогает заработать деньги на свою музыку, а также совершенствовать себя как артиста.
Интересно! Например, Ян Николенко, лидер групп «Эдипов комплекс» и «Сети» (широкой публике он известен по композиции «Смайл»), работал бэк-вокалистом в популярных коллективах «Сплин» и «БИ-2». Кроме этого, он играл на флейте и клавишах, участвовал в написании текстов.
Музыкальные конкурсы
Популярные певцы выступают в конкурсах уже в качестве членов жюри или звёздных наставников. Для начинающих музыкантов участие в состязаниях — хороший способ заявить о себе широкой публике. Зарабатывать на конкурсах получается только в случае успешного выступления или победы. В некоторых случаях музыкантам придётся потратиться на вступительные взносы, проезд и проживание, костюмы. Однако многие участники конкурсов смогли громко заявить о себе и начали зарабатывать уже после окончания проекта. Например, Наргиз Закирова, завершив выступления в «Голосе», подписала контракт с лейблом Максима Фадеева. Её заработок в годы работы с продюсером составлял до 1 млн рублей за концерт.
Уличные выступления
Некоторые певцы признаются, что выступали в переходах, на площадях или электричках и таким образом зарабатывали себе на жизнь. Например, Иван Алексеев, известный под сценическим именем Noize MC, в начале карьеры давал концерты на Арбате, а Земфира пела на улицах в родной Уфе, исполняя песни популярных рок-групп.
Традиционно прохожие могут делать добровольные пожертвования в шапку или чехол от музыкального инструмента. Кроме того, иногда выступающие указывают свой счёт для перевода средств, раздают визитки с реквизитами и аккаунтами в социальных сетях. В среднем зарабатывать можно до 1000 рублей за один импровизированный концерт. В дни народных гуляний заработки уличных певцов намного больше.
В России нет запрета на исполнение музыки на улице, если это не нарушает общественный порядок. Игра уличных музыкантов не попадает под понятие незаконной предпринимательской деятельности. Однако в реальности полиция не всегда толерантно относится к подобным концертам.
Работа в ресторанах
Начинающему музыканту можно устроиться на постоянную работу в ресторан. Несмотря на то что исполнять придётся чужие произведения, эта деятельность приносит стабильный доход. Средний заработок за 2 часа работы составляет 1500–2000 рублей.
Интересно! В начале карьеры Григорий Лепс выступал с романсами в сочинском ресторане при отеле. За вечер он получал около 100 рублей. Сегодня гонорар исполнителя составляет 3 млн рублей за сольный концерт, а его участие в новогоднем корпоративе обойдётся компании в 9 млн рублей.
Песни на заказ
Если музыкант сам пишет музыку, он может продавать тексты, музыку или всю композицию другим исполнителям. Например, Андрей Губин писал песни не только для себя, но и для Жанны Фриске, а Ирина Дубцова стала автором нескольких композиций для Филиппа Киркорова, Сергея Лазарева и Валерии.
Для начинающих и малоизвестных музыкантов писать песни другим — прекрасный шанс показать себя или пристроить материал, который самим не пригодился. Продать композицию популярному певцу без посредников — самостоятельно искать контакт через социальные сети или связываться с менеджером — получается крайне редко. Для этого существуют студии звукозаписи. Многие из них принимают демоверсии песен от начинающих авторов и предлагают их известным артистам, например, ежемесячной подборкой-рассылкой.
Талантливые музыканты зарабатывают деньги, сочиняя музыку для фильмов, сериалов, телевизионных передач и рекламных роликов. Шансы у начинающего автора сразу продать произведение на ТВ невелики. Для этого ему нужно активно сотрудничать с продакшн-студиями и музыкальными агентствами, предлагая свои услуги или готовые материалы.
Заработок зависит от объёма заказа, опыта и бюджета проекта. За музыку в крупнобюджетных фильмах композитор получает до 1 млн рублей. Доход от работы в сериалах составляет 30–100 тысяч рублей за серию. Композиции для рекламы приносят авторам от 10 до 100 тысяч рублей. У музыкантов с раскрученными именами заработок доходит до 300 тысяч за трек.
Преподавание музыки, вокала и другие услуги
Профессиональные музыканты могут делиться с другими своими навыками и умениями. В зависимости от опыта и таланта учителя можно преподавать: вокал, игру на музыкальных инструментах, аранжировку, сведение, мастеринг. Кроме того, музыкант может заработать на других услугах, например, настройка и ремонт инструмента.
Доходы, напрямую не связанные с музыкой
Большую часть дохода популярных певцов приносят выступления на корпоративах и концертная деятельность. Но у многих звёзд существуют другие источники заработка. Как зарабатывают музыканты, помимо музыки?
- Бизнес. Одни выпускают свою линию одежды, другие открывают кафе и рестораны. Сергей Жуков, владеющий вместе с супругой сетью кондитерских, зарабатывает на этом около 10–12 млн рублей каждый месяц. Бизнес приносит ему большую часть доходов и помог войти в список Forbes с заработком $5 млн в год.
- Рекламные контракты. На сотрудничество с крупными брендами могут рассчитывать только популярные артисты с раскрученным именем. Контракт Басты за рекламное продвижение банка принёс ему $200–250 тысяч. Малоизвестный в широких кругах, но засветившийся в музыкальном проекте исполнитель Шарлот заработал за рекламу мобильного оператора 1 млн рублей.
- Продажа мерча. Товары с логотипом группы или исполнителя становятся для музыкантов дополнительным видом заработка. Продавать можно всё, куда можно нанести символику — от стикеров до предметов мебели.
- Основная работа или подработка. Известные музыканты чаще всего не нуждаются в дополнительном заработке, но начинающие исполнители нередко совмещают занятия музыкой с основной деятельностью. Это гарантирует стабильный доход, но оставляет мало времени и сил на творчество.
Интересно! Существуют и редкие исключения. Тед Скьеллум (Nocturno Culto), вокалист метал группы «Darkthrone» из Норвегии, работает школьным учителем в родном городке.
10 способов заработать музыканту в интернете
Благодаря интернету распространять свою музыку стало легче, дешевле и эффективнее: аудитория онлайн шире, а затраты на её привлечение и продвижение своего творчества меньше.
Зарабатывать на Apple Music, Google Play Music, Яндекс.Музыка и других сервисах
Сегодня в интернете существует несколько сервисов для покупки и прослушивания музыки. Одни из них разрешают только прослушивание, на других доступно скачивание треков и альбомов.
Самые популярные площадки для размещения музыки в интернете:
- Apple Music;
- Google Play Music;
- Яндекс.Музыка;
- Spotify;
- YouTube Music.
Заработок зависит от того, сколько раз прослушали трек. Суммы выплат музыкантам получаются небольшими, и не стоит рассматривать их как основной источник дохода. За одно прослушивание автор может получить:
- YouTube Music — при условии, что у пользователя оформлена подписка Premium — $0,008;
- Apple Musiс — $0,0056;
- Google Play Music — $0,0055
- Spotify — $0,0032;
- Яндекс.Музыка — $0,0005.
Подсчитано, чтобы артист мог заработать 10000 рублей, его композицию должны прослушать от 35 — на YouTube Music с подпиской Premium — до 160 тысяч раз — на Яндекс.Музыка.
Певец не может самостоятельно загружать свою музыку на аудиосервисы в интернете. Для этого он должен либо состоять в лейбле, который занимается размещением, либо обратиться к компании-дистрибьютору. На музыкальном рынке существуют несколько агрегаторов, которые не только размещают музыкальные произведения, но и предлагают дополнительные услуги для улучшения контента. Загрузочные сервисы ONErpm, UnitedMasters, Soundrop или AWAL берут примерно 10–15% с дохода от прослушиваний.
Платформа Меценат позволяет музыкантам самостоятельно загружать свои произведения и помогает находить слушателей. Здесь можно зарабатывать на продаже треков и лицензий на их использование. Музыканты общаются с поклонниками и получают от них поощрения, которые монетизируются в реальные деньги.
Получать выплаты за использование своей музыки
Кроме заработка от прослушиваний своих треков в интернете, музыкант может получать доход, если его произведение используют другие, например, в роликах на YouTube. При этом авторские права на контент должны быть официально оформлены.
Интересно! Создатель композиции «Harlem Shake», американец под псевдонимом Baauer, не смог заработать миллионы на своём хите. Несмотря на то что трек использовался в тысячах видео в интернете, музыкант не получил с этого ни цента. Baauer просто забыл оформить разрешение на использование в композиции чужих сэмплов.
Продавать работы на аудиостоках
Аудиостоки — это сайты, на которых музыкант может выкладывать свои работы и продавать их. Заказчики покупают право использовать музыку в коммерческих целях, например, в рекламе, интернет-роликах или в качестве музыкального фона для компьютерных игр.
К популярным стокам относят Audiojungle, Istockphoto и Pond5. Они берут комиссию, минимум 20% от продажи. Музыкант зарабатывает в среднем $2–10 за одно скачивание. Если выставить на продажу сотню востребованных треков, можно получать заработок до $1000 ежемесячно.
Продавать библиотеки звуков
В интернете можно продавать не только готовые треки, но и так называемые «заготовки», которые другие авторы будут использовать в своих произведениях. Это могут быть сэмплы (фрагменты звучания инструмента) или другие звуковые и шумовые эффекты. Музыканты продают сэмплы не по одному, а целыми библиотеками. Особенно ценятся звуки редких и экзотических инструментов. На сайтах sonniss.comasoundeffect.com и soundeffectssearch.com за одну библиотеку можно заработать $50–100.
Зарабатывать на краудфандинге
Успешные блогеры и игровые стримеры зарабатывают за счёт добровольных пожертвований сотни тысяч рублей. В музыкальной среде краудфандинг пока недостаточно распространён. Способ подходит тем певцам, у которых уже сформировалась своя аудитория. Он может компенсировать затраты на выпуск свежего альбома. Обычно музыканты указывают реквизиты для перевода под видеороликами или в сообществе в социальной сети. Дария Ставрович, участница рок-группы «Слот», смогла собрать 1 млн рублей за месяц, потратив его на выпуск нового альбома.
Проект по сбору пожертвований можно разместить на таких интернет-площадках, как Planeta.ru или Patreon. При этом певцы обещают поклонникам, принявшим участие в акции, подарки или привилегии (при удачном исходе мероприятия). За счёт поощрений краудфандинг может принести больше денег, чем традиционные пожертвования.
Интересно! Американская певица Аманда Палмер стала первым артистом, который собрал $1 млн за месяц с помощью пожертвований поклонников в интернете.
Вести прямые трансляции
Стримы, или прямые трансляции широко распространены в среде геймеров. Игровые стримеры могут заработать 40–50 тысяч рублей ежедневно при аудитории в 3–4 тысячи человек. Для певцов стриминг пока является нестандартным способом заработка в интернете.
В сеть можно транслировать процесс репетиций или целый концерт, общаясь со зрителями, отвечая на их вопросы и исполняя песни по их просьбам. Этим стрим похож на уличную игру. Вести трансляции можно на Youtube, Twich или Вконтакте. Стрим при этом может быть платным или бесплатным. Заработать деньги можно на сборе донатов от поклонников или рекламе.
Работать на заказ
Фриланс представляет музыканту много возможностей зарабатывать в интернете. Заказы легко найти на биржах для фрилансеров. Музыкант может писать тексты, музыку, песни к мультфильмам, рекламе, видеороликам, музыкальные поздравления, корпоративные гимны, переделывать известные песни. Стоимость заказов на небольшую композицию начинается от 500 рублей.
Находить заказчиков и продавать свои произведения можно также на интернет-платформах Creative Downloads, Instagram, Меценат.
Зарабатывать на блогах и в социальных сетях
Музыканту для продвижения своей музыки в интернете необходимо развивать страницы в социальных сетях и вести канал на YouTube. Кроме рекламы себя как певца и привлечения аудитории, это может принести дополнительный доход.
- Группы в социальных сетях Вконтакте, Facebook, Instagram. На своих страницах музыканты делятся с поклонниками новостями, анонсируют выход нового трека, публикуют аудио и видео. Раскрученные аккаунты исполнителей приносят большой заработок за счёт рекламы. Рекламные посты на страницах известных исполнителей стоят от 500 тысяч рублей.
- Музыкальные социальные сети SoundCloud, Bandsintown, Bandcamp. В них музыканты бесплатно загружают треки и альбомы, а поклонники слушают композиции и делятся ими. Самые просматриваемые аккаунты зарабатывают на рекламе.
- Канал на YouTube. Здесь музыканты получают прибыль за счёт просмотров видео, рекламных интеграций и платных подписок. Например, у певицы Клавы Коки более 3 млн подписчиков, а ежемесячный доход от канала приближается к 1 млн рублей.
Поющие блогеры в России и за рубежом зарабатывают миллионы. О том, с чего начинать работу над блогом и как получать от него доход, в нашей статье «Как стать блогером».
Интересно! Певица Манижа начинала карьеру с Instagram, где публиковала кавер-версии популярных песен. После первых успехов она решилась выпускать собственные песни в интернете. Сегодня она популярная артистка, которая выступает на лучших площадках и подписывает контракты с известными компаниями.
Продавать символику
Продавать товары с символикой можно не только в магазинах и на собственных концертах, но и в интернете: в социальных сетях, на сайте исполнителя или группы, а также на платформе Меценат.
Новичкам лучше выбирать небольшие и недорогие товары, выпуск которых не будет слишком затратным. Стикеры, значки, футболки, сумки-шопперы, продаваемые через интернет, имеют низкую себестоимость, но повышают узнаваемость певца или группы и являются объединяющим фактором.
Преподавать музыку
Давать мастер-классы, делиться опытом и зарабатывать на преподавании можно и в интернете, записывая видеоуроки вокала или игры на музыкальном инструменте и публикуя их, например, на своём YouTube-канале. Также можно распространять учебные материалы на своём сайте или в социальных сетях.
Заработки российских и зарубежных музыкальных певцов
Статьи доходов звёзд российского шоу-бизнеса не отличаются от заработка их зарубежных коллег. Певцы зарабатывают на концертах, участии в фестивалях, премиях и частных вечеринках. Крупные суммы им приносят рекламные контракты и собственный бизнес. Однако при этом размеры гонораров российских и зарубежных музыкальных певцов отличаются в несколько раз.
По данным журнала «Forbes», за 2019 год больше других певцов заработали:
- Тейлор Свифт — $185 млн. Доходы кантри-исполнительнице принесли крупный контракт с лейблом, реклама и гастроли.
- Канье Уэст — $150 млн. Главный источник заработка певца в 2019 году — сотрудничество с крупными брендами и собственная компания по производству кроссовок Yeezy.
- Эд Ширан — $110 млн. Третье место британцу принесли успешные концерты.
- The Eagles — $100 млн. Американская рок-группа заработала на гастрольном туре.
- Элтон Джон — $84 млн. В 2019 году певец гастролировал со своим прощальным туром, который принёс ему основной доход.
Сколько зарабатывают российские певцы в сравнении с зарубежными? За 2019 год на первых строчках рейтинга «Forbes» оказались:
- Ленинград и Сергей Шнуров — $8,8 млн;
- Егор Крид — $6,9 млн;
- Дима Билан — $6,8 млн;
- Баста (Василий Вакуленко) — $6,6 млн;
- Филипп Киркоров — $6,6 млн.
Если начинающий певец твердо уверен в том, что его произведения могут приносить деньги, то нужно смело использовать все доступные способы заработка на музыке. Несмотря на большую конкуренцию в музыкальной среде, у каждого есть шанс прославиться и заработать на своём творчестве.
«Мало взять деньги – нужно еще точно понимать, как их применить»
Создавать музыку для себя, для души — дело, конечно, благородное. Но всё-таки если для вас музыка — не хобби, а дело всей жизни, которым вы занимаетесь всерьез, то и заработков хочется серьезных.
Но как музыканту зарабатывать в современном мире? Откуда получать прибыль? Что это вообще такое – монетизация артиста?
Раньше артисту для заработка требовалось лишь ездить на гастроли и регулярно выпускать пластинки. Но сейчас этот бизнес выстроен совершенно иначе. Теперь у артиста есть много разных способов получать прибыль от своего творчества. То есть, монетизировать его.В этой статье Олег Оханов (продюсер, медиадилер и директор артистов) подробно расскажет про 10 основных каналов монетизации артиста, как правильно себя продавать и где брать деньги для старта.
Читайте, сохраняйте в закладки и делитесь с друзьями: этот материал полезен для всех, кто хочет зарабатывать на своем творчестве!
Что такое монетизация артиста? По большому счету, это торговля его медийностью.
Узнай о старте в телеграм-канале Олега Оханова
Медийность складывается из узнаваемости артиста, его популярности и востребованности. Сочетаться эти три элемента могут в разных пропорциях. Например, у некоторых ярких представителей шоу-бизнеса высокая узнаваемость, но низкая востребованность. И наоборот, есть музыканты, у которых узнаваемость низкая, а востребованность на концертах и прослушиваниях высокая.
Музыка, как продукт — это лишь одно из направлений продаж и монетизации. Продавать можно и нужно любой из продуктов, которые у артиста есть сейчас. Все люди разные и интересуются разными вещами. Кто-то любит ходить на концерты, кто-то следит за творчеством артистов только в Инстаграме, кто-то будет употреблять контент каким-то другим образом. Но не бывает такого, чтобы все 100% людей интересовались одновременно всем и сразу.
Соответственно, чтобы собрать вокруг себя больше разных людей, надо создавать разные продукты и задействовать максимальное количество каналов монетизации. Всегда надо смотреть, что лучше заходит. Туда и двигаться.
Если у тебя есть деньги, ты вкладываешь их в свое продвижение. Если денег нет, то нужно идти путями бесплатного продвижения: осваивать тиктоки, инстаграм-рилзы, вк-клипы. Обязательно надо заполнять своим творчеством медийное пространство! Песня — это всего одна единица медиа-контента. Но под эту песню ты можешь создавать хоть 50 роликов на протяжении месяца. И у тебя получится не одна единица контента, а пятьдесят одна.
И все это может принести деньги.
Основные каналы монетизации артиста
Рассмотрим подробно основные каналы монетизации артиста. Список достаточно большой, но не исчерпывающий:
1. Цифровая дистрибуция
2. Рекламные интеграции
3. Синхронизация музыки
4. Участие артиста в съемках
5. Продажа права на использование образа артиста
6. Авторские общества
7. Видеопоздравления
8. Мерч
9. Донаты
10. Краудфандинг
Разберем каждый канал монетизации подробнее.
Узнай о старте в телеграм-канале Олега Оханова
1. Цифровая дистрибуция
В основном это стриминги. Сейчас появилось много небольших лейблов, которые занимаются чисто цифровой дистрибуцией и больше ничем. То есть дополнительных услуг они не оказывают. Выгружают музыку на площадку и запрашивают поддержку релиза во Вконтакте, в Spotify, везде, куда дистрибутируется музыка. И почему-то поддержку релиза очень многие лейблы выставляют как преимущество. “Мы не просто у вас возьмем процент, а еще и чуть-чуть поработаем”. Это как-то неправильно. И вместо таких лейблов артисты зачастую выбирают сервисы, с помощью которых можно самостоятельно дистрибутировать свою музыку.
На старте, если это ноунейм артист с нуля и у него нет никакой базы, заработать на стримингах, конечно, будет сложно. И точной стоимости прослушивания не даст вам ни один агрегатор. Только статистику по прослушиваниям раз в квартал.
Многое зависит от количества платных и бесплатных прослушиваний, дослушиваемости трека, повторных прослушиваний, сколько было рекламодателей в бесплатных прослушиваниях. Длина трека тоже имеет большое значение. Есть мнение, что радио-формат в районе трех минут уже не особо заходит в стриминговую платформу. Трек должен быть не дольше двух минут или даже минутный. Его с большей вероятностью прослушают не один раз.
Чем больше прослушиваний, чем больше упоминаний, чем больше интереса к артисту, тем больше денег можно заработать.
То есть, чтобы заработать миллион рублей, нужно около 20 миллионов прослушиваний по всем площадкам у мейджор-лейбла, либо 30 миллионов общих прослушиваний у обычного лейбла в течение трех месяцев подряд.
Но это очень приблизительные цифры, они приведены для примера. У каждого свои договоренности с площадками.
Каждая стриминговая платформа имеет свои тарифы выплат, свою математику. YouTube и Apple, наверное, платят больше всех. У Ютуба есть еще и синхронизация: если кто-то использует трек, то авторские отчисляются правообладателю. Далее по размерам гонораров идет Спотифай, потом Яндекс.музыка и ВК. Тикток платит за использование вашего звука другими пользователями.
И не забывайте, что от заработанного миллиона до артиста дойдет не все. Каждая площадка откусывает себе какой-то кусок. Агрегатор забирает часть. Присылает деньги лейблу. Потом лейбл себе процент забрал и отправил остальное артисту на ИП. Налоговая с этих денег забрала свои проценты. На этапе “площадка – агрегатор” возникает еще и конвертация валюты, где тоже теряются деньги.
Представляете себе цепочку? До артиста доходит от общей суммы процентов двадцать. Очень много людей, очень много посредников и без них никак. У каждого своя ценность.
2. Рекламные интеграции
Это совершенно другой канал монетизации, где даже показатели считаются иначе. Например, заказчику рекламы вообще безразлично, насколько артист популярный, они считают охват. То есть, за тысячу просмотров столько-то денег.
У артистов часто гонорар за публикацию почему-то приближен к сумме гонорара за выступление. Многие прямо неадекватные цены называют. И тут важно слышать других, тех людей, которые хотят купить у вас рекламу. Понимать ценообразование на этом рынке. У меня сейчас в продаже около ста артистов на рекламу в Инстаграм и параллельно не очень большое количество блогеров. Так вот блогеры покупаются чаще. Потому что они понимают рынок.
Если ты бренду завышаешь цену, то он просто в таргетированную рекламу сольет эти деньги и сделает те же охваты себе. И ты уже не востребован. Здесь четко нужно понимать, что твое тщеславие в данной истории работать не будет.
От каких показателей артист может стать интересен рекламодателям?
Раньше это было количество подписчиков, количество лайков. А сейчас это больше охват поста. Если у артиста хорошие охваты и понятная аудитория, то он может уже заходить на рынок, пытаться что-то прорекламировать. Это приятный бонус к гонорарам, но не стоит его превращать в основной доход. Назначать большие гонорары за публикацию нет смысла, перегружать свой аккаунт рекламой тоже нельзя. Рекламные интеграции в вашем аккаунте должны выглядеть органично.
Точечная реклама плоха тем, что это слишком вылизанные посты. Читаешь про артиста, его жизнь… И вдруг небеса расступились и на нас начал падать гель от геморроя. Реально, артисты порой так рекламируют продукты, будто это что-то нереальное и волшебное. Понятно, что бренд-менеджер давит: «Мне кажется, вы недостаточно нас похвалили». И получается коммерческий, противный и приторный текст, который в итоге хреново продает. А от артиста неким предательством начинает попахивать.
Точечная реклама – это плохой путь, какое-то бесконечное переобувание. Нет там столько денег, чтобы вот так портить свою репутацию. Такие действия могут принести деньги сейчас и упущенную выгоду в будущем. Репутация всегда дороже.
Я думаю, лучший вариант – это амбассадорские контракты, когда артист является лицом какого-либо бренда.
Это продукт, которым человек сам реально пользуется. С годового контракта он, может, получает и не так много денег (возможно даже будет какая-то бартерная история), но зато не выглядит клоуном в глазах своих подписчиков и обрастает новой лояльной аудиторией. Поэтому амбассадорские контракты — это хорошо. К такой рекламе очень лояльно относятся подписчики. И для артиста, мне кажется, такой путь – самый удачный.
3. Синхронизация
Это продажа музыки в фильмы, игры, сериалы, видеоролики, рекламу. Тут уже будет нормальный ценник. И в чем прелесть: для этого не обязательно быть известным.
Когда я выходил на американский рынок с каталогом, то ошибочно предполагал, что это должны быть популярные артисты. Но оказалось, что в первую очередь ищут именно музыку. Она должна подходить под конкретную сцену в фильме или сериале, под настроение в игре. А популярный это артист или не известный никому – не так важно.
Люди, которые отбирают музыку для фильма, хорошо понимают, что им нужно, и исходят из общего бюджета на проект. Тут не важна популярность. Иногда даже наоборот. Бывает, что популярный артист требует за свой трек огромный гонорар, и в итоге его песню не берут вообще, потому что его ценник не проходит по бюджету проекта. Даже если песня прекрасно подходит, ее именно из этих соображений могут запросто заменить на похожую по стилю и настроению от какого-нибудь ноунейма. Многие саунд-дизайнеры в принципе не хотят мороки с известными популярными артистами. Им проще взять кого-то, кто напишет оригинальную музыку или предложит готовую композицию.
Прим.редакции: Более подробно о том, как продать свою музыку в кино и сериалы читайте в этой статье.
4. Участие артистов в съемках сериалов, фильмов, ток-шоу
Это больше актерская работа — своего рода выступление. Например, артист приезжает на какую-нибудь программу, устраивает там шоу на заранее оговоренных условиях либо полностью импровизационно. Может дать интервью, если на него есть спрос. Включиться в любое общение, движуху. Но будьте любезны за это заплатить, потому что артист потратил свое время.
Также не стоит не забывать о том, что для многих популярных артистов именно участие в шоу, развлекательных программах и музыкальных телепроектах стало основным толчком к известности.
Если вы самобытны и ярки, у вас уникальный стиль и образ, достаточно смелости и даже наглости – аудитория вас полюбит.
5. Продажа прав на использование образа артиста
Это довольно редкий случай. Например, когда в фильме снимается не сам артист, а профессиональный актер играет этого артиста, используя его имя и образ. Современные технологии позволяют использовать образ артиста, созданный полностью с помощью трехмерной графики. Такое иногда делают в рекламе. Но даже чтобы показать трехмерную копию артиста, нужно купить на это права.
Поэтому, если вы хотите зарабатывать на собственном образе, то прокачивайте его, чтобы он работал отдельно от вас.
Например, у Моргенштерна татуировки на лице – это тоже образ. Он может его запатентовать и использовать потом, где угодно, хоть в мультиках. Образы – это определенные единицы монетизации, с ними можно работать. Тот же Джигурда – это здоровенный персонаж с длинными волосами и уникальным голосом. Может не сильно востребованный, но узнаваемый.
6. Авторские общества
Это организации по управлению правами на коллективной основе (ОКУ), которые делают отчисления авторам за использование их музыки где-либо. Авторские общества стараются отследить, где музыка играет, и собрать вознаграждения за ее использование. Если артист продал свою музыку в какой-нибудь фильм, то он не просто разово гонорар получает, но еще и имеет право на отчисления от показов в зависимости от договора и объема переданных прав.Понимать, что вы подписываете, очень важно.
Иногда такие договоры подсовывают, что артист вообще потом не имеет прав ни на что. Бывает и так, что музыканты коллективно создали музыку, коллективно написали текст и все это записали, а в РАО в итоге все зарегистрировано на одного человека. Поэтому очень важно внимательно изучать все договоры. И желательно, вместе с хорошим юристом.
Репутация у ОКУ неоднозначная. Многие артисты относятся к таким компаниям, мягко говоря, скептически. Да, бывает всякое. Но недооценивать этот способ монетизации не стоит. Если где-то вам могут заплатить деньги, надо туда идти и требовать свои деньги, даже если они маленькие. Тем более, что обычно суммы растут прямо пропорционально популярности и востребованности артиста.
Прим.редакции: Более подробно об ОКУ и взаимодействиях с ними читайте в этой статье.
7. Видеопоздравления
Это довольно новый, очень нестабильный и не самый понятный рынок. Многие артисты отказываются от такого способа заработать. Кто-то побаивается, кто-то говорит: «Это клоунада, я в этом участвовать не буду». Кто-то даже говорит, что это унижает артиста. Некоторые просто не могут или не хотят брать деньги за поздравление и скорее готовы делать это бесплатно.
Но вот в Штатах сервисы видеопоздравлений вовсю набирают обороты. И это большой, хороший, крутой продукт. У нас спрос на это тоже есть, пусть и небольшой. Но мне кажется, он будет расти.
8. Мерч
Казалось бы, тут все понятно. Вложил денег, выпустил футболки со своим лицом или обложкой альбома, продал и получил деньги. Однако мерч может быть не только поддерживающим артиста, но и вполне самостоятельным продуктом. Главное — найти правильную идею.
Человек должен покупать футболку не потому, что это футболка его любимой группы. А потому, что это футболка крутая!
Запускать производство мерча можно хоть с самого начала своей деятельности, как артиста. Его можно и нужно рассматривать как отдельный проект с отдельной ценностью. А если рассматривать это просто как дополнительную монетизацию, то запускать имеет смысл тогда, когда уже есть крепкая база фанатов.
Как пример могу привести художника
@metasuka, который создал несколько оригинальных принтов и выпустил свои футболки, кружки и прочий мерч, имея на тот момент всего лишь около тысячи подписчиков. И все это неплохо разлетелось и принесло прибыль.
9. Донаты
Донаты — это просто поддержка. Существуют сервисы по типу «patreon», где человек что-то делает, новую песню анонсирует, вместе с кем-то репетирует, создает другой медиа-контент. Но доступ к его аккаунту возможен только по подписке. Или открытые донаты, как сейчас есть в ВК, где просто можно поддержать любимых артистов. Важно: донаты нужно уметь брать. Должна быть какая-то легкая идея, почему человек должен поделиться с вами своими деньгами. Например, когда артист показывает свою прозрачность: вот это моя студия, вот я сижу и делаю музыку. Давайте к вечеру будет готовая песня. Или проведем эфир, сделаем что-нибудь совместное. То есть, происходит какой-то интертеймент, артист развлекает свою аудиторию. Не за донаты, а просто потому что ему так нравится. Тогда ему будут донатить. Потому что это некий обмен эмоций на деньги. Ни в коем случае это не должно быть попрошайничеством, давлением на жалость. «Ой, пандемия, нам кушать нечего». Ну и что? Пандемия — она у всех. Понятно, что музыкальный рынок она задела сильнее многих других сфер, но не давите вы на жалость! Зачем в период, когда всем плохо, вы пытаетесь заходить через «Смотрите, а мне еще хуже!». Ну хуже тебе, и давай-до-свидания. Мир и без тебя обойдется. А вот когда в период пандемии ты придумываешь какую-то развлекательную историю, за которую хочется заплатить, то люди пусть по чуть-чуть, но готовы будут донатить просто так.
Донаты – это отличная возможность проверить, насколько ты востребован у аудитории, готовы люди голосовать за тебя рублем или нет.
10. Краудфандинг
Это похожая история. Тут тоже обязательно иметь какую-то идею, хорошо ее упаковать и правильно донести до аудитории.
Но краудфандинг — это целевой сбор средств. На что-то конкретное, а не просто, чтобы жить. У людей должно быть четкое понимание, что они не просто так отдают свои деньги, а взамен получат от вас какой-то продукт.
Например, на тот же мерч можно собирать. Но чтобы начать такой сбор, должны быть уже готовые принты, которые вы можете людям показать. Чтобы они понимали, за что платят и могли сделать осознанный выбор: поддерживать вашу линию одежды или нет.
В основе должна быть идея, которая получит отклик у массы. А дальше это все упаковывается: вот такие принты, вот такая идея, запуск будет стоить столько-то. Мы набираем эту сумму, отдаем в печать и вам рассылаем.
Фото предоставлено Олегом Охановым
Как себя продавать: несколько советов
В принципе весь медийный рынок построен на входящих продажах. Звонить самим, предлагать себя, навязываться – это ломать артиста. Медийным личностям такого вообще нельзя делать.Нужно, чтобы на артиста был спрос. И задача артиста – создать на себя такой спрос своим творчеством. Либо его менеджеры это делают, команда. И вот тогда заказчики уже сами звонят артисту и делают входящее предложение. Сами подскажут, как хотят артиста монетизировать, если его медийность их коснулась и они придумали что-то с ним связанное. А артист либо соглашается, либо нет.
Интерес к артисту может подогреваться разными способами. Кто как самовыражается. Одни используют примитивные животные инстинкты – и это работает. Другие демонстрируют свои сильные стороны: вот такой у меня голос, вот так я умею делать. Соответственно, создается некая целостная личность и образ артиста, после чего и возникает спрос.
Если артист сам обзванивает разные места, то получить выгодное предложение очень сложно. Даже если кто-то согласится, то, скорее всего, предложат смешной гонорар. Срез порой идет в 2-3 раза. “Это же вам нужно, так что либо вы к нам за 3 копейки приезжаете, либо сидите дома”.
Где-то в редких случаях можно сделать исходящее предложение. Но это должна быть либо совсем дружеская атмосфера, либо четкое понимание, почему это предложение делается, либо ответ на холодный запрос, когда нужен какой-нибудь артист, а не конкретный.
Помимо собственно гонораров есть еще и бартер, услуга за услугу.
Я тебе помог – ты мне тоже когда-нибудь поможешь. Например, когда артист разрешает другому артисту сделать кавер на свою песню совершенно бесплатно, надеясь на подобный ответный шаг в будущем.
Но по моему опыту бартер быстро забывается. Ты кому-то услугу оказал, а он уже, извините, уехал… Или получаешь в ответ: «Ой, а у меня сейчас никак не получается». Поэтому если и идти на бартер, то лучше договариваться заранее обо всем. «Ты возьми вот это, а я в будущем возьму вот то». Какое-то обещание нужно брать на будущее.
И сделка должна быть равнозначной.
Где брать деньги для старта
Я считаю, что раскручиваться надо на свои деньги. Объясню, почему это именно так.
Есть примерные цифры стоимости раскрутки. В одном из лейблов мне дали такую информацию: чтобы с нуля стать популярным артистом, нужно 12 треков в год и 12 миллионов рублей. Понятная математика. Если у тебя есть 12 миллионов рублей и 12 треков, то пожалуйста, сделаем из тебя популярного артиста.
И никто в здравом уме никогда не даст гарантии, что ты отобьешь эти деньги назад за счет выросшей популярности. Те, кто такие гарантии дают, либо мошенники, либо дилетанты.
Популярность, известность — не равно монетизация. Артист может быть довольно известным, но люди за него не будут платить ни деньгами, ни временем, ни прослушиванием, ни чем-то еще.
Соответственно, если у тебя нету 12 миллионов рублей, но ты хочешь быть популярным, то раскручиваешься любыми доступными методами. Определяешь, сколько денег у тебя есть, какой бюджет. И по чуть-чуть наращиваешь себе аудиторию в рамках этого бюджета.
Если хочешь взять деньги у какого-то инвестора, как это очень часто бывает, то будь готов к тому, что ты можешь эти деньги и не вернуть.
Потому что мало взять деньги – нужно еще точно понимать, как их применить. Если человек не знает, как продвигаться без денег, он и с деньгами не продвинется.Поэтому на старте раскручиваться надо строго на свои. Вот есть у тебя, допустим, 10 000 рублей. Купи себе какие-нибудь посевы по тиктокерам, по пабликам, в плейлистах и посмотри, как это будет расти. Сделай себе таргетированную рекламу. Выпускай крутой контент, наращивай интерес к себе.
Ну не можешь ты стартануть и сразу стать звездой. Это достаточно трудный путь, который надо прожить.
Но кто сказал, что быть артистом – легко?
Узнай о старте в телеграм-канале Олега Оханова
Автор: Олег Оханов – продюсер, медиадилер и директор артистов: Богдан Титомир, VJ Chuck.
Телеграм-канал для артистов:
@okhanovmusic
Системное обучение с профессионалом от WaveForum
Как заработать музыканту
13.08.19
Многие музыканты воспринимают игру на инструментах как хобби и думают, что денег это не принесет. Я поговорила со скрипачкой, гитаристом и пианисткой. И выяснила, сколько можно заработать на выступлениях, игре в переходах и частных уроках.
Играть на свадьбах и корпоративах
Артистка Пермского театра оперы и балета, скрипачка Веста Вайгель играет на свадьбах и корпоративах. Обычно выступает семь дней в месяц и зарабатывает около 50 000 ₽.
Веста Вайгель — музыкант в третьем поколении
Как вы начинали?
Первый раз выступала на корпоративе. Минусовка включилась на тональность ниже, скрипку не было слышно и пришлось с ходу перестраиваться. Я заработала 3 000 ₽ и получила хороший урок — более тщательно подходить к делу.
В итоге выступаю уже семь лет. За это время куда только не приглашали. Например, играла на проходной завода и на корпоративе в городской думе. Играю разное: классику, рок, джаз, популярную музыку в эксклюзивных аранжировках. Обычно выступаю семь дней в месяц. Больше заказов на праздники: Новый год, 14 и 23 февраля, 8 марта.
Сколько денег нужно, чтобы начать работать?
Самая затратная часть — покупка инструмента. Недорогая скрипка для начинающих стоит 10 000 ₽, но тембр и тон звучания у нее не очень. Действительно хороший инструмент обойдется в 350 000 ₽.
Мне не пришлось тратиться на инструмент: у меня своя японская скрипка, которой более 100 лет. Когда я училась в музыкальной школе, папа купил ее за большие по тем временам деньги.
Так что перед началом работы потратила всего 10 000 ₽, они пошли на обработку минусовок у звукорежиссера. Минусовка — это композиция, в которых отсутствует один музыкальный инструмент. Благодаря ей кажется, что играет целый оркестр.
Веста Вайгель играет на скрипке, которой больше 100 лет
Сколько можно заработать на свадьбах и корпоративах?
Я беру от 1 000 ₽ до 10 000 ₽ в зависимости от продолжительности выступления и сложности композиций. Например, одна мелодия стоит 1 000 ₽, весь вечер играть на свадьбе — 5 000 ₽. За 10 000 ₽ выступаем вдвоем с мужем, он пианист.
Заработок сильно зависит от сезона, но в среднем выходит 50 000 ₽ в месяц. И хотя моя зарплата в театре меньше, не собираюсь отказываться от второй работы — мне важно творчески развиваться.
Как вы находите клиентов?
Клиентов получаю через знакомых в ивент-агентствах. У них заказывают организацию свадьбы, они разрабатывают программу и приглашают меня для музыкального сопровождения. В нашем городе агентств немного, все музыканты и организаторы праздников знают друг друга.
Еще один канал продаж — моя страница во ВКонтакте. Я ее специально не продвигала, просто добавлялись люди, которые случайно узнали обо мне от знакомых. В итоге из соцсети получаю два-три заказа в месяц.
Стать уличным музыкантом
Гитарист Саша Джемующий десять лет играет на площадях Санкт-Петербурга. Исполняет каверы и авторские песни, за три часа может заработать 2 000 ₽.
Гитарист из Санкт-Петербурга Саша Джемующий
Расскажите, как вы начинали?
Сначала я играл в переходе на Электросиле песни моей юности: Nautilus Pompilius, «Кино» и «Агату Кристи». Через переход ходило мало людей и зарабатывать удавалось немного. Потом я узнал о переходе в Купчино, там дела пошли лучше. Так что первое правило такое: чем выше проходимость места, тем больше шансов заработать.
В Санкт-Петербурге основные точки на площадях у метро. Если место уже занято другим музыкантом, то вставать рядом не принято. Я стараюсь так не делать, особенно если играю с аппаратурой — важно друг другу не мешать.
Сколько денег вы потратили на старте?
Много зарабатывают музыканты с хорошей аппаратурой и акустикой, без нее тебя просто никто не услышит — город очень шумный. Для выступлений потребуется колонка, инструмент и микрофон, все вместе стоит 30 000–50 000 ₽.
Желательно, чтобы вся эта аппаратура была на аккумуляторах или батарейках. Но можно сделать конструкцию из усилителя и колонки в одной коробке, ее подключают к автомобильному аккумулятору. Все вместе обойдется в 25 000–40 000 ₽.
Сколько можно заработать, выступая на улице?
За 2,5–3 часа я зарабатываю в среднем 2 000 ₽. Некоторые прохожие могут дать и 1000 ₽, и 5000 ₽, но чаще кидают монеты и купюры по 50 ₽ и 100 ₽. Монеты без проблем обмениваю в супермаркетах, им мелочь всегда нужна.
Я играю авторские песни, которые сочиняю вместе с женой. Поэтому зарабатываю в два-три раза меньше, чем исполнители кавер-версий популярных песен — публика любит известные мелодии.
Делят ли музыканты между собой территорию?
В последнее время на улицах стало больше музыкантов, поэтому случаются конфликты из-за мест. Обычно они происходят в центре города, где желающих играть много.
Чтобы координировать действия и не мешать друг другу, мы с коллегами создали общий чат. В него приглашаем уличных музыкантов из Санкт-Петербурга. Если хотите попасть в чат, обратитесь к ребятам, которые играют на Владимирской, Сенной или Василеостровской площадях.
Стать репетитором
Елизавета Симонян играет на фортепиано с пяти лет. В 15 лет начала давать частные уроки. Сейчас на репетиторстве зарабатывает 25 000 ₽ в месяц.
Елизавета Симонян учит музыке с 15 лет
Как вы начали работать?
В 2014 года руководитель хора, в котором я пела, предложил учить его ребенка игре на фортепиано. Сейчас я даю уроки вокала, игры на фортепиано и теории музыки.
Размещаю объявления на сайтах по поиску репетиторов, в Санкт-Петербурге подойдут «Профи.ру» и «СПБрепетитор». В тексте указываю образование и опыт работы, можно выбрать желаемый район города.
Сколько вы зарабатываете как репетитор?
В самом начале зарабатывала 4 000 ₽ в месяц. Сейчас репетиторство — мой второй заработок, в зависимости от занятости выходит 20 000–25 000 ₽ в месяц.
Стоимость урока зависит от педагогического стажа, образования, категории. От какой суммы отталкиваться, каждый решает индивидуально. У меня одно занятие стоит от 800 ₽ до 1500 ₽. Например, постановка голоса — 800 ₽ за час, разовый урок продолжительностью два часа — 1 500 ₽. Это средние цены по Санкт-Петербургу, в Москве они выше.
Еще на цену влияет место проведения урока: у вас дома или у ученика. Я, например, езжу к ученикам на личном автомобиле, поэтому к стоимости добавляю 300–400 ₽.
Какой совет вы могли бы дать начинающим репетиторам?
Важно определиться с возрастом учеников. Не все могут одинаково хорошо обучать взрослых, детей и подростков. Я бы рекомендовала на старте учить и детей, и взрослых, и в процессе определиться. В целом важно вырабатывать собственную методику преподавания, находить авторские приемы — за это ценят репетиторов.
Инструкция
Как заработать музыканту
-
Подумайте, где платят музыкантам.
Можно выступать на свадьбах, играть в переходах или давать частные уроки.
-
Посоветуйтесь с опытными коллегами.
Они дадут советы и расскажут, на что обратить внимание.
-
Определитесь с ценами.
Решите, сколько будете брать за выступления или уроки.
-
Ищите первых клиентов.
Дайте объявления или познакомьтесь с менеджером ивент-агентства.