Современные технологии при строительстве нового морского газопровода в Европу
8 ноября 2011 года состоялось важное событие — запуск первой нитки газопровода «Северный поток» (Nord Stream) через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая в районе города Выборга в Ленинградской области до побережья Германии в районе города Грайфсвальда. О том, как строился этот газопровод, какие применялись технологии и в чем уникальность «Северного потока», нам рассказал технический директор Nord Stream AG Сергей Гаврилович Сердюков.
— Сергей Гаврилович, 8 ноября состоялось торжественное открытие первой нитки газопровода «Северный поток». Вы являетесь участником в этом проекте с самого начала, а именно с 1997 года. Расскажите о реализации проекта «Северный поток».
— 8 ноября мы подвели итог большой работы международного консорциума Nord Stream и наших акционеров – ведущих энергетических компаний из России, Германии, Голландии и Франции. В этот день первые кубометры природного газа поступили из «Северного потока» в газотранспортную сеть Европы, то есть это не технологическое заполнение, не технологические пробы, а реальные поставки газа европейскому потребителю. Идея нового маршрута транспортировки газа в Западную Европу появилась достаточно давно. В 1997-1999 гг. российско-финский консорциум North Transgas Oy исследовал возможные трубопроводные маршруты в Западную и Центральную Европу через страны Северной Европы, а также провел комплекс исследований в Балтийском море. После оценки всех маршрутов и разработки их технико-экономического обоснования консорциум признал вариант маршрута через Балтийское море наиболее оптимальным. С 1997 года прошло уже почти 15 лет, но считать, что с этого времени сразу началась реализация этого проекта, нельзя. В 1997 году речь шла о 19,2 млрд кубических метров газа в год и только об одной нитке. Вскоре проект был заморожен. И только в 2005 году для разработки подробной трассы и технического проекта будущего газопровода был создан консорциум, который впоследствии стал именоваться Nord Stream AG. Использовать старый проект было невозможно, поскольку изменилась конфигурация газопровода и другие параметры, а главное, поменялась точка входа, ведь в старом проекте газопровод начинался с финской территории, но на определенном этапе это стало невозможно. Я, еще будучи директором ООО «Лентрансгаз», ратовал за перенос начальной точки в район п. Луга, но в связи со строительством Морского Торгового порта «Усть-Луга» это тоже стало неудобным. В итоге начальная точка была перенесена в г. Выборг.
— Какие трудности возникли при согласовании проектной документации со странами — участницами проекта?
— В первую очередь это экологическая составляющая. Необходимо было рассказать и доказать, что строительство и эксплуатация газопровода безопасны для окружающей среды, это отняло много времени. Были проведены множественные исследования, которые помогли удостовериться, что газопровод не нанесет природе никакого вреда. Я с самого начала говорил о том, что наш проект несет положительный эффект для окружающей среды. Многие считают, что этого быть не может, любая стройка вредна для окружающей среды. Но я уверен, это неправильная позиция: стройка может быть полезной. Мы в процессе строительства обследовали коридор вокруг газопровода шириной 2 километра, вычищали его и при этом предоставляли информацию государству о том, что происходит вокруг этого коридора. Это, несомненно, полезно.
Мы нашли 17 кораблей только в российских территориальных водах, два из них считались пропавшими во времена Великой Отечественной войны. После этого родственникам погибших на этих кораблях стала известна судьба их близких, ведь ранее они считались пропавшими без вести. Также сведения о затонувших судах были переданы властям Финляндии, Дании, Швеции, Германии. Польза от строительства очевидна. Во-первых, это обследование дна, уборка того, что лежало на пути газопровода. Были найдены и уничтожены взрывоопасные предметы (ВОП), которые остались со времен Второй мировой войны, появившиеся в результате потерь во время транспортировки и образовавшиеся в результате дефектной стрельбы, то есть невзорвавшиеся, снаряды. Безопаснее всего эти снаряды было взорвать, на территории России это делалось силами Балтийского флота. После уничтожения ВОП нами проводилось специальное исследование дна на предмет отсутствия ВОП и безопасности дальнейшего проведения работ. Исследование проводилось при помощи подводного аппарата с дистанционным управлением (ROV) с установленной на нем подводной камерой, передающей информацию с морского дна на исследовательское судно. И еще раз повторюсь, что стройка при правильном подходе может иметь положительный экологический эффект. Нами была проведена глобальная подготовительно-исследовательская работа, на нее было потрачено более 100 млн евро.
— Когда готовился проект, белорусская сторона считала его утопичным по причине захоронения в Балтийском море химического оружия времен Великой Отечественной войны. Какие работы велись в этой области?
— Химическое оружие — это, наверное, центральная экологическая тема всего проекта. Знания, которые пришлось собрать относительно этого эпизода жизни, в том числе архивные данные, колоссальны. Пути прокладки газопровода изначально основывались на этих данных, и маршрут выбран таким образом, чтобы расстояние до ближайшего, даже возможного захоронения было не менее 10 км. Это была наша стратегическая политика, потому что мы понимали, что в рамках проекта заниматься еще и утилизацией химического оружия невозможно. Это должно делаться на уровне межгосударственных отношений.
— А что представляет собой дно Балтики, были ли какие-то особенности при прокладке газопровода?
— Рельеф Балтики на пути прокладки газопровода более или менее ровный, но мы столкнулись с другой проблемой, за которую человечеству должно быть стыдно. Что только мы не находили на дне Балтийского моря! Это и стиральные машины, и всевозможные тележки из супермаркетов, но что поражает еще больше — мешки из-под удобрений, набитые мусором — с помощью груза опущенные на дно. Люди, просто пожалев средства на утилизацию отходов, скидывают мусор в Балтийское море. И таких мешков мы встретили тысячи. Не стоит забывать также, что ситуация с химическим оружием остается критической. Химическое оружие затоплено и находится в разной оболочке, это и снаряды, и жестяные бочки. Вечно упаковка держать не сможет, и близок час, когда эти химические вещества попадут в воды Балтийского моря. Трудно представить, какого масштаба случится экологическая катастрофа. Это беда, и мне хотелось бы через ваше издание донести до людей, чтобы они понимали, что у стран Балтийского моря есть задача очистить Балтику, и это должно быть сделано в XXI веке. Эта задача посильна, но она требует вливания больших средств. Пора уже сегодня задуматься о том, какой мир мы оставим своим потомкам.
— Расскажите о технологии укладки трубы на дно моря.
— Труба на дно моря укладывалась при помощи трех основных трубоукладочных судов, каждое из которых имеет свою специфику. В первую очередь это судно Solitare компании Allseas —самое большое трубоукладочное судно в мире: его длина со стингером составляет 367 м, а ширина — 41 м.
При помощи этого судна труба укладывалась в Финском заливе. Система динамического позиционирования позволяет судну Solitare точно осуществлять маневрирование и работать без якорей. Второе судно — Castoro Sei компании Saipem, его длина со стингером составляет 193 м, а ширина — 70,5 м.
Во время укладки трубы позиционирование данного судна осуществляется с помощью системы из 12 якорей и движителей. При помощи данного судна выполнялось около 70% работ по укладке трубопровода. И третье судно — Castoro Dieci. Его длина со стингером 165 м, ширина — 37 м.
Это плоскодонное трубоукладочное судно с низкой осадкой. Уложить трубу на мелководье у побережья Германии было посильно только ему. Длина отрезка трубопровода, уложенного Castoro Dieci, составила всего 28 км. По сути, процесс укладки трубопровода у судов Solitare и Castoro Sei одинаков. Труба сваривается в плеть, после чего обработанная двухтрубная плеть соединяется с торцом нитки газопровода с помощью полуавтоматической сварки, одна из основных задач при этом — чтобы труба все время находилась в натяжении. Такой способ укладки называется «S метод». То есть труба принимает S-образную форму, и при натяжении мы увеличиваем радиус изгиба. Если натяжение ослабить, то труба сломается. Минимальный допустимый радиус изгиба при работе судов Solitare и Castoro Sei составляет 2 км. Castoro Dieci в свою очередь укладывает трубу без приготовленных двухтрубных секций, т.е. труба сразу соединяется с торцом нитки газопровода. Самая глубокая точка укладки трубы на трассе — 212 м. Длина одной трубы — 12 метров. В одной нитке газопровода 101 000 труб.
— С какими трудностями вам пришлось столкнуться при укладке трубопровода?
— Впервые прокладка офшорного трубопровода производилась в столь суровых зимних условиях. Вспомним зиму 2010–2011 гг. Это был своеобразный вызов, ведь трубоукладочные суда не проектировались для этого, площадки на них открыты, суда высокие, и в условиях обледенения выход на площадку — это большая угроза безопасности персонала. Помимо этого трубы, которые нам доставляли на транспортном судне, были обледеневшие, что затрудняло их выгрузку. И мы были вынуждены оттаивать трубу в теплом боксе, убирать лед и только после этого запускать ее в технологическую цепочку. Конечно, в связи с этим возникали задержки. Но мы преодолели эти трудности и стали первыми в истории, кто укладывал трубопровод в условиях льда и такой суровой зимы.
— Труба сверху покрывается бетоном. Для чего это делается?
— Бетон выполняет три важные функции: первая — это гравитационное прижимание ко дну: благодаря армированному бетонному покрытию толщиной 60 мм труба гарантированно тонет — вес одной обетонированной трубы составляет 24 тонны. Вторая функция — ее защита от внешних проявлений. Например, если произойдет кораблекрушение непосредственно на трубопровод, то корпус корабля сомнется, а труба не будет повреждена, потому что она очень жесткая, а у кораблей нет таких элементов, которые могли бы повредить покрытие и трубу. Третья функция — это стабилизация трубопровода в условиях донных течений. Уложив трубу именно так, мы исключаем возможность того, что она там будет «гулять».
— Каким образом происходит бетонирование трубы?
— У поставщиков мы покупали трубы, изначально имевшие четыре покрытия: трехслойное наружное и однослойное двухкомпонентное внутреннее гладкостное. В этом состоянии трубы отправляли на два специально построенных завода. Их единственная функция — бетонирование этих труб. Заводы мощнейшие, их производительность была 209 труб в сутки.
— А где они находятся?
— Один из заводов находился в Финляндии, в порту Котка, а второй— в Германии, в порту Мукран.
— Я знаю, что технологии, применявшиеся при строительстве газопровода по дну Балтийского моря, более современны и надежны по сравнению с традиционными методами укладки газопроводов. В чем их преимущества?
— Офшорное строительство — молодое по сравнению с обыкновенным подземным. И технологии, которые нашли свое применение во времена зарождения офшорного строительства, на голову выше тех, что применяются при обычном подземном. Вместо того чтобы на болотах утяжелять какими-то навесными пригрузами, которые потом отпадают, необходимо трубу бетонировать, чтобы она гарантированно оставалась на заданной отметке и никоим образом не всплывала. Сегодня всплытие подземного трубопровода — это бич. Только представьте подобное в болоте: трубопровод строили зимой, намораживали зимники, а летом произошло всплытие, после чего труба в изгибах напряглась. Сложившуюся ситуацию необходимо ликвидировать, а в условиях жидкого болота это сделать практически невозможно, надо ждать зимы, причем хорошей. Также существует метод контроля качества сварного шва. Метод, который применяется у нас, нужно применять на всех трубопроводах, потому что он безукоризненный, ультразвуковой и быстрый. У нас на выдачу заключения о качестве шва уходит три минуты, а на обычном строительстве, чтобы получить такое заключение, уходит целый день. Ведь необходимо выставить пленки, просветить шов, после чего доставить пленки в лабораторию, там их проявить, высушить, и только после этого дефектоскопист сможет дать заключение о состоянии шва. Сегодняшний метод — ультразвуковой. Если шов негоден, то уже через три минуты нам известно, на каком месте трубы шов дефектен. В таком случае допускается провести однократный ремонт шва; если же повторное исследование вновь покажет дефект шва, то эта часть трубы подлежит вырезке. Данная методика на сегодняшний день наиболее практична и рентабельна.
— Конечно, строительство велось на совесть, но все-таки возможность утечки газа полностью исключить нельзя. Теоретически это возможно? Или нет?
— Эта возможность фактически равна нулю. Труба и сталь выбраны с таким запасом, что мы не можем создать каких-либо технических предпосылок для того, чтобы трубу, мягко говоря, разорвало или привести ее в состояние негерметичности. Вообще надежность трубопровода, проложенного по дну моря, очень высока по сравнению с традиционным методом прокладки, так как трубопроводу, проложенному в земле, угрожает множество факторов, таких как оползни, сельскохозяйственные работы, пучинистые грунты, зимнее вспучивание грунтов. Идеальная альтернатива — это прокладка по морскому дну. В этих условиях трубопровод находится в термостатированной обстановке, постоянная температура +4 °С и днем и ночью, в любое время года, уже на глубине более 30 метров абсолютно стабильные условия. Труба находится в полном покое. Также прокладка по морскому дну выгоднее экономически.
— Но если все-таки произойдет аварийная ситуация, есть ли возможность ремонта трубопровода?
— Да, безусловно, у нас есть целая стратегия. Мы вступили в элитный ремонтный клуб, туда входят Statoil, Shell — все, у кого есть инфраструктура в Северном и Балтийском морях.Схема работы данного клуба заключается в том, что все его участники вносят инвестиции, после чего клуб на эти деньги строит необходимое оборудование. Оно уже изготовлено и испытано, более того, уже использовалось на нашем трубопроводе для проведения работ по соединению секций под водой при испытаниях, ведь каждая секция испытывалась под своим давлением: отрезок газопровода с 0 по 297-й км — 220 бар, с 297-го по 675-й км — 200 бар, с 675-го по 1224-й км — 170 бар. После испытаний этих трех секций они были сварены при помощи этого оборудования под водой. По этой же технологии будет производиться ремонт трубопровода.
— Я знаю, что есть уникальное оборудование для запуска газа в трубопровод. Расскажите о нем.
— Сегодня это оборудование завершило свою первую историческую миссию. С его помощью мы подогрели газ, отредуцировали его и подали в трубопровод для заполнения. Эта установка подогрева и редуцирования газа фирмы UHDE единственная в мире. Мы его заказали крупноблочно и воспользовались тем преимуществом, что находимся на берегу. Оборудование было поставлено двумя блоками с очень большими габаритами. По континенту доставить его было невозможно. И оно было доставлено с завода на берег на самоходной барже в бухту Дальняя. Там его перегрузили на трейлеры, перевезли к месту установки и смонтировали. Сейчас в трубопроводе давление выровнялось, подогревать газ нам уже не надо, и установку мы выключаем из работы и консервируем до 2012 года. Это оборудование — пример того, как надо сегодня подобные установки строить. Очень важно, что оборудование было собрано на заводе, реально испытано и проверено. Это та самая старая идея блок-бокса спецоборудования, то есть оно доставлялось блочно, например на Север, подключалось, и все, готово к работе. Но на деле этот процесс кардинально отличался от первоначальных планов. Оборудование доставлялось не блок-боксами, готовыми к работе, а отдельно пустыми корпусами и отдельными деталями в мешках и коробках. После чего приходилось все это собирать, настраивать, испытывать, и все это в нелегких условиях Севера. Я считаю, максимальной готовности оборудования необходимо добиваться на заводе, так, как это было сделано нами. С помощью этой установки мы заполним вторую нитку газопровода в 2012 году. После чего оборудование будет законсервировано, заполнено азотом и в идеальном варианте простоит без дела 50 лет, то есть весь срок службы газопровода.
Беседу вел
Романов Валерий Константинович
Источник
Есть ли будущее у российских экспортных трубопроводов?
О состоянии российских экспортных трубопроводов лучше спрашивать у специалистов. «Огонек» попросил поделиться оценками ситуации одного из создателей советской трубопроводной системы, профессора, автора теории проектирования магистральных газопроводов в сложных условиях, почетного работника нефтяной и газовой промышленности Петра Бородавкина.
Записала Светлана Сухова
В советское время мы построили газопроводов больше, чем в современной России, обеспечивавших высокое качество перекачки. По крайней мере, все советские экспортные трубопроводы по-прежнему работают, хотя срок их эксплуатации давно истек. Советскими специалистами было рассчитано и доказано, что, например, газопровод диаметром до 1400 миллиметров с толщиной стенки 25–30 миллиметров будет надежно функционировать 30–35 лет. А дальше требуется его менять, строить параллельную нитку, а не латать дыры, как это принято делать сегодня.
Плюс труба подвергается коррозии снаружи.
Тяжелее всего приходится поворотным участкам, поэтому проектировщики стараются закладывать их как можно меньше. Но поворотов трубы не избежать, особенно в гористой местности. У знаменитого Уренгой — Помары — Ужгород, самого старого экспортного газопровода, около 200 километров трассы от Ивано-Франковска до Ужгорода — сплошные повороты.
Убежден, что в ближайшие годы участятся аварии на всех трубопроводах, которым больше полувека. Собственно, последние 10 лет мелкие аварии и утечки на них фиксируются чуть ли не ежедневно, разрывы тоже не редкость. Вспомнить хотя бы масштабный взрыв газопровода Петровск — Новопсков на границе Воронежской и Волгоградской областей летом 2008 года, а через 10 лет в той же Воронежской области взрыв газопровода взметнул факел горящего газа на высоту аж 5 метров. Отрадно, что в прошлом году «Газпром» анонсировал демонтаж старейших отечественных газопроводов Саратов — Москва (1946) и Ставрополь — Москва (1956), но еще слишком много остается из того, что было построено в 1970–1980-е и до сих пор эксплуатируется.
Сегодня все российские газопроводы, которые идут в Прибалтику, Финляндию и на Украину, в «предынфарктном» состоянии. Чуть ли не каждую неделю где-то что-то рвется и приходится чинить. Уренгой — Помары — Ужгород длиной почти 4,5 тысячи километров, из которых 1160 проходят по территории Украины, был построен в далеком 1983 году. Можно сколь угодно долго и аргументированно рассуждать о политической подоплеке строительства «Северных потоков», но для меня, одного из создателей газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, очевидно, что советской трубе нужна была замена, вышел срок. Этот газопровод уже 15–20 лет как нуждается в серьезном ремонте.
Каковы главные проблемы проекта «Северный поток — 2»
Кстати, первая масштабная авария на Уренгой — Помары — Ужгород случилась в первый же год эксплуатации — в районе городка Свалява. Сразу оговорюсь: аварии на газо- и нефтепроводах обычно и происходят или в первый год, или по окончании срока эксплуатации. Свалявская авария вызвала колоссальный резонанс, потому что к тому моменту газ уже шел в Европу, и ЕЭС выставил СССР такой счет за убытки, что правительственная комиссия прибыла на место чуть ли не мгновенно. Я, кстати, был в ее составе. В новом веке аварии стали случаться регулярно. Совсем недавно была авария в Киевской области с сильным выбросом газа и взрывом. Еще одна крупная авария случилась летом 2014 года в Лохвицком районе Полтавской области. Губернатор области (на тот момент Виктор Бугайчук.— «О» ) признал, что газопровод на данном участке находился в аварийном состоянии как минимум два года. И это он говорил только о подведомственном ему участке. Если же смотреть на состояние всей газотранспортной системы (ГТС) Украины, то кроме как «караул» и сказать-то нечего. Десять лет назад в России обсуждали тему целесообразности приобретения ГТС Украины, так вот я и тогда говорил, и сейчас повторю, что ГТС Украины и даром не взял бы. И не рекомендовал бы никому. Я один из ее создателей и понимаю, о чем речь. Строили мы на совесть (она ведь до сих пор в строю), но сроки эксплуатации давно пройдены. Ремонтом же украинские власти все эти годы почти не занимались. За 30 лет там все серьезно обветшало, нужно не латать, а строить заново. Таких денег не сыскать даже в Евросоюзе (Украина уже просила). При таком положении дел надо ли удивляться, что появился Nord Stream?
На момент его возникновения Россия имела подписанные контракты на поставку газа с Германией на 50 лет и с Францией на 30 лет. Их надо было исполнять. И транзитные риски со стороны Украины, перекрывавшей вентиль, были помехой. Была ли альтернатива «Северному потоку» в то время? Была. «Ямал-2», проектировавшийся еще при лучшем министре строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Борисе Щербине. Этот газопровод был значительно дешевле Nord Stream, потому что шел бы через Белоруссию и Польшу и не требовал бы дорогих работ на Балтике. Причем через Польшу получался бы маленький отрезок — километров 200, а не 1200, как сейчас через Украину. На таком малом отрезке и вентиля не надо было бы врезать, так что отпали бы опасения в том, что его могут перекрыть. Белоруссия, кстати, была готова строить такой газопровод сама в счет последующей оплаты за транзит. Были бы в начальниках люди, понимающие в оптимизации процессов и радеющие за державу и ее интересы, уже 20 лет как «Ямал-2» работал бы. Но не сложилось. Вмешалась политика и личные интересы строителей. «Ямал-2» похоронили, хотя на европейском рынке хватило бы места и для двух труб.
Мне искренне жаль, что не все «хозяева» энергопроводов достаточно внимания уделяют таким понятиям, как их прочность и износоустойчивость. Инвестировать средства в регулярные проверки состояния трубопровода, ремонт аварийных участков и своевременную замену их, готовы далеко не все, даже на Западе. Все хотят получать газ или деньги за транзит, но раскошеливаться на содержание сетей не хотят. Новые же трубопроводы при всей их затратности получают недостаточно теоретического обоснования.
Вспомнить хотя бы историю с турецкими газопроводами. Сначала появился «Голубой поток» (16 млрд кубометров), введенный в эксплуатацию в 2002 году. Потом возник целый ряд проектов, включая «Южный поток», деньги на которые были частично выделены и потрачены, но достроен он не был. В итоге в этом январе были пущены две ветки «Турецкого потока» (по 16 млрд кубометров каждая). По моим данным, загружен он наполовину. А недавно было объявлено о завершении строительства Трансадриатического газопровода (те же 16 млрд кубометров), по которому в Турцию и дальше в Грецию, Болгарию и Италию пойдет азербайджанский газ. И это не говоря о конкуренции со стороны сжиженного американского газа (СПГ), активно поставляемого в ту же Турцию и Польшу. Зачем было столько ниток пускать по одному маршруту? Разве что новые газопроводы — это большая политика и возможность для распила.
Как Польша нашла способ заработать на «Северном потоке-2»
Еще важный момент — наполняемость газопроводов. У России до сих пор нет внятной концепции освоения северных морей и шельфа. Почему мы пошли в район Баренцева моря? Почему не на Карское или море Лаптевых? Последнее, например, выгодно для работы — глубины всего по 30–40 метров! Потому что Баренцево море не замерзает полностью, а рядом страны, которые охотно купят российский газ. Те же норвежцы инвестировали бы и в море Лаптевых — только позови. Не зовем, потому как инфраструктуры нет. Мы когда-то протянули от Ямбурга трубу, обустроили район, теперь все трубы к Ямбургу и стыкуют. Потому как в мерзлоте строить — уметь надо.
Из советских нефтепроводов самый крупный, конечно, «Дружба», длиной почти 9 тысяч километров. 15 октября мы отметили его 56-ю годовщину. По «Дружбе» ежегодно проходят 66,5 млн тонн нефти. Аварии и тут не редкость, потому как срок эксплуатации нефтепровода давно вышел. В июле 2006 года из-за аварии неподалеку от города Унечи была прекращена прокачка нефти в сторону Полоцка и Прибалтики. Ее планировали перезапустить пару лет назад, но сделали или нет, не знаю. Вряд ли, учитывая, что в 2012-м был сдан в эксплуатацию нефтепровод «Балтийская трубопроводная система – 2» (Унеча — Андреанополь — Усть-Луга), который связал «Дружбу» с российскими портами на Балтийском море. Но эта труба пока не способна полностью заменить «Дружбу»: не те объемы прокачки, да и инфраструктура в Восточной Европе построена с таким расчетом, чтобы принимать нефть именно из «Дружбы».
Между тем советский нефтепровод работает уже за пределами износа. Серьезные опасения внушает состояние «Дружбы» на горных участках трубопровода.
«Траснефть» утверждает, что аварий в подвластной ей системе в последние годы стало значительно меньше: трубы чинят согласно плану. Но ремонт не поможет — нефтепроводы старше 30 лет априори ненадежны. Их надо полностью менять, а лучше строить новые.
Впрочем, не только старые трубопроводы имеют проблемы. Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) вызывает у специалистов не меньше опасений по части возможной аварийности, чем «Дружба». Пусть маршрут трубы и изменили по решению В. Путина, пустили в обход Байкала, но должного изыскания трассы не провели, все делали в спешке. Когда мы клали «Уренгой», трассу изучали пять лет! Знали все про каждый метр: где болота, горы, какие грунты. Хотя нас тоже время поджимало. А ВСТО такого внимания не оказали. В результате за Байкалом нефтепровод частенько проходит по склонам тамошних возвышенностей. А в горах, как известно, грунты всегда подвержены оползням, если не в первый год, то через пару-тройку лет. Удержать их на склоне технически невозможно. Вот и получается, что труба рано или поздно оказывается лежащей на камнях. А это всегда чревато вмятинами на самой трубе, которые оставлять нельзя. Посему участки с вмятинами вырезают — ставятся «катушки». На ВСТО «катушек» уже сейчас немало, сам видел. Но это «мелкотравчатый ремонт». Да и выходит такая починка дороже, потому что «катушки» рано или поздно сами становятся местами аварий: сварка идет в полевых условиях со всеми огрехами. Но даже такой ремонт возможен не всегда и не везде — часть труб проложена в малодоступных местах, как, например, в болотах и горах.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что вопросам стратегии развития трубопроводной системы России и оптимизации такого строительства сегодня уделяется недостаточно внимания. Последние даже и не рассматриваются. Строят без плана, по мановению начальственной руки. Вот и вся оптимизация. Но зачем вкладывать столько ресурсов и сил в сырьевые направления экономики? Не говоря о том, что трубы, оборудование — импортные, только сырье российское. Если бы меня спросили, то я не строил бы ни одного «потока». Я бы обустроил нашу страну. Почему в России 50 процентов населения не имеет газа? Потому что даже если проходит мимо деревни газопровод, крайне сложно получить разрешение на подключение для окрестных жителей. Потому-то труба идет мимо, а люди топят дровишками.
Источник
Для проведения земляных работ на участке, нужно точно определить места залегания всех инженерных коммуникаций, в том числе найти подземные трубопроводы, которые могут быть металлическими, пластиковыми или асбестоцементными.
Поиск труб под землей – это более сложная задача, чем определение электрокабеля в основном из-за различных материалов стенок трубопроводов. Тем не менее, существует много приборов и способов, которые помогут решить эту задачу.
Если вас интересует услуга поиска подземных коммуникаций, то вы можете позвонить нам или оставить заявку, если вы ищете информацию о том, как найти трубы в земле самостоятельно, тогда эта статья для вас.
С чего начать проверку участка земли на наличие подземных трубопроводов
На первом этапе всегда лучше найти и изучить доступную документацию, для этого нужно сделать запросы в соответствующие организации. Например, в Москве к основным таким организациям относятся:
- МОЭК (тепловые сети);
- Мосводоканал (водоснабжение и канализация);
- МосГаз (газоснабжение).
Существует множество мелких балансодержателей трубопроводного транспорта, но начинать лучше с крупных собственников.
Как правило, должен существовать проект и исполнительная документация, но скорее всего вы получите доступ только к геоподоснове. Этот документ содержит приблизительный маршрут трубопроводов и других сетей под землей в привязке к координатам (привязка в основном делается только для камер/колодцев). Точного расположения коммуникаций геоподоснова вам не даст, но, тем не менее, это важный источник информации.
Если вас интересует небольшой участок земли, где по документам значится трубопровод, то вы уже можете попробовать выкопать контрольный шурф для фактического нахождения коммуникации. Если же речь идет о большой площади поиска, то вам не обойтись без специализированного оборудования.
Необходимость в поисковых работах
В первую очередь следует обратиться в управляющую организацию за схемами расположения инженерных сетей
Стройку начинают с выявления подземных трубопроводов и электрокабеля. Даже если схемы расположения магистралей в наличии, они не всегда верны. Перед началом строительства и на этапе проектирования проверяют точность данных.
Выявление месторасположения подземных водопроводных и канализационных труб требуется не только при возведении зданий. Знать, где находятся магистрали, нужно в таких случаях:
- создание технических документов;
- формирование рабочих чертежей;
- разработка топографического плана участка;
- реконструкция или ремонт при протечках.
Коммуникационные системы, проложенные с официальным разрешением, проходят регистрацию в архитектурных и градостроительных отделах, вносятся в планы и технические документы с привязкой к границам примыкающих территорий.
Прежде чем приступать к раскопкам, обращаются в соответствующие инстанции для получения справочной информации о наличии коммуникационных магистралей. В документе должно быть указано точное месторасположение с привязкой и глубина пролегания. Информация не всегда точна, поэтому ее сверяют с показаниями исследовательских приборов.
Поиск пластиковых водопроводных труб под землей
Сразу разделим искомые водопроводы по критерию материала – на металлические и неметаллические и начнем с более сложной ситуации.
Поиск пластиковых труб под землей осложняется тем, что данный материал является диэлектриком. Рассмотрим на примере различного специализированного оборудования то, как этот аспект будет влиять на работу.
- Трассоискатель. Чтобы найти им пластиковую или асбестоцементную трубу в грунте, нам потребуется, во-первых, генератор сигналов, во-вторых, внутритрубный зонд или просто жесткий кабель или арматура.
К особенностям работы можно отнести:- необходим доступ внутрь магистрали;
глубина обнаружения до 5 метров;
- расстояние, которое возможно пройти таким способом редко превышает 100 метров.
- Георадар. Если ищется труба в условиях невысокой концентрации смежных коммуникаций, а также не сильно глинистых и обводненных грунтов, то такое оборудование в умелых руках справится с задачей.
Особенности георадарного сканирования земли:- возможны глубины обнаружения значительно более 5 метров (для труб больших диаметров);
не важен материал трубопровода;
- наиболее требовательный прибор к квалификации оператора.
- Акустический течеискатель. Позволяет находить ПВХ и асбестоцементные трубы по шуму потока рабочей среды или с применением генератора ударных импульсов. Рабочее расстояние не превышает 50 метров.
- Тепловизор. Прибор иногда может применяться для поиска труб тепловых сетей и ГВС в грунте, но более распространено применение тепловизоров для обследований в помещениях.
Применение рамки
Использование рамки для поиска в земле металлических и пластиковых труб, электрического, телефонного или оптоволоконного кабеля даёт результаты без материальных затрат на приобретение дорогостоящего оборудования. Природа этого явления с точки зрения науки и медицины не объясняется, происходит на уровне интуиции человека.
Работать рамкой дано не каждому, не стоит расстраиваться если не получится.
- Возьмите две ровные алюминиевые проволочки длиной 35—40 сантиметров. Согните их буквой «Г» так, чтобы один конец был не меньше ширины ладони. Допустимо применять металлическую проволоку или электроды без оболочки диаметром не >3 мм. Важно, чтобы рамка была лёгкой;
- Возьмите проволочки в руки, кулаки сжимать не надо, усилие только на то, чтобы удерживать рамки;
- Согните руки в локтях, проволочки рамки при этом длинными концами расположите вперёд, параллельно между собой и по отношению к земле, расстояние между ними удерживайте 15—20 сантиметров;
- Найдите участок где проходит труба или кабель под землёй. Отойдите на 2 — 3 метра от оси трубопровода, возьмете рамку как в пункте 3, медленно подойдите к оси подземного трубопровода. При этом проволочки не зажимайте в кулаках. При подходе к оси проволочки скрещиваются. Над осью трубы проволочки окончательно скрестятся и встанут параллельно оси. Дальнейшее движение заставит проволочки вернуться в первоначальное положение;
- Не зависимо от того, получилось или нет, проделайте это 5-6 раз. Обратите внимание на расстояние до оси при начале скрещивания проволочек, на выходе. Опытный практик определяет по этим расстояниям глубину расположения трубопровода или кабеля.
Комбинируя описанные выше методы находят действующие или брошенные коммуникации с высокой точностью не зависимо от глубины расположения. Это позволит избежать осложнений при работах нулевого цикла на строительном участке или найти порыв трубы, кабеля.
Как найти металлическую трубу в земле самостоятельно
Все вышеперечисленные методы подходят и для поиска металлических труб, но трассоискатель является наиболее удобным и предпочтительным вариантом. В некоторых случаях он с высочайшей точностью определит искомые сети под землей даже в пассивном режиме (без применения генератора сигналов), к таким трубопроводам относятся теплосети и газопроводы, т.к. зачастую они имеют ток защиты.
В случае с металлом появляется еще один вариант – это металлоискатель. Несмотря на зависимость от сторонних помех и ограничений по глубине работы, он имеет ряд преимуществ:
- доступность;
- возможность определять чугунные трубы с неметаллическими соединениями;
- относительная легкость в изучении режимов работы при самостоятельном зондировании.
Что касается самостоятельного поиска труб под землей, то это конечно возможно – почти все оборудование можно взять в аренду. В противовес этой идее можно заметить: во-первых, придется потратить существенное время на изучение инструкции, а в случае с георадаром вам, скорее всего, потребуются небольшие курсы, во-вторых, сумма залога будет очень весомым аргументом против.
Способы монтажа трубопровода
Можно ли найти коммуникации под землей при помощи двух электродов в руках
Бесспорно, рамки (или лоза) — это самый народный «прибор» для поиска подземных труб, кабелей, водяных жил и, наверное, чего угодно и на любой глубине. Два куска металлической проволоки или электрода, согнутых буквой «Г», свободно удерживаются в руках и «сходятся» над трубопроводом при проходе поперек него.
Если у вас раньше было мало времени на физику, а сейчас много свободного времени и хорошая интуиция – можете попробовать. Если желаемого результата не будет – то лучше арендовать более подходящий прибор или обратиться в специализированную организацию.
oirpoisk г. Москва,7-я ул. Текстильщиков, д. 14 +7
Выводы. Маркеры как рубеж защиты
В конченом счете, правильно обозначенные подземные полипропиленовые или полиэтиленовые трубы могут защитить от серьезных проблем с финансовым и экологическим ущербом. «Потерянные» и «невидимые» водопроводные и канализационные трубы — недопустимое явления в современных условиях эксплуатации инженерной инфраструктуры.
См. также:
Охранная зона газопровода
Охранная зона газопроводной коммуникации — это пространство, которое располагается между трубой и двумя условными линиями, располагающимися параллельно по бокам от неё. Дистанция от оси трубопровода до этих линий может быть разной, так как она зависит от показателя давления внутри коммуникации.
Охранная зона для участков с низким давлением составляет не менее 2 метров в каждую сторону от трубы
Рассмотрим примеры охранных зон для различных газопроводов:
- для коммуникаций, которые прокладываются открытым способом, охранная зона будет составлять 2 м с каждой стороны трубы;
- для линий, которые состоят из полиэтиленовых труб со специальными медными проволоками, обозначающими трассу, составляет 3 м от коммуникации (со стороны проволоки) и 2 м с другой стороны;
- вдоль газотранспортных линий, которые прокладываются в условиях вечномёрзлой почвы, охранная зона составляет 10 м с каждой стороны коммуникации. Этот показатель остаётся таким же независимо от того, из какого материала выполнена трасса;
- для пунктов, осуществляющих регулировку газа в трубопроводе, условная, замкнутая линия охранной зоны составляет 10 м от их границ. Для частных пунктов регулировки газа охранная зона не регламентируется;
- охранная зона для газопроводных коммуникаций, проложенных под водой, составляет 100 м;
- для коммуникаций, проложенных в лесополосах и на территориях с древесно-кустарниковой растительностью, охранная зона составляет 3 м (в случае подземной укладки трассы). А для коммуникаций, смонтированных над землёй, дистанция от дерева до трубы должна быть не меньше высоты этого дерева;
- в частных целях, как правило, используются трубы, показатель сечения которых составляет не менее 80 мм. Для такого трубопровода охранная зона будет составлять 2 м с каждой стороны.
Домашние изыскания
Административный или технический метод трудно осуществим в малонаселённых или отдалённых районах, а также по иным причинам. Поэтому применяются собственные знания и силы, чтобы найти трубу под слоем грунта:
- Геологический. Применим для поиска коллектора, который был заложен не позднее 5–7 лет. Этапы работ: выделяется ориентировочный участок;
- срезается верхний растительный слой почвы;
- по составу, структуре, цвету грунта определяется местонахождение траншеи.
- Лозоходческий. Метод основан на взаимодействии человеческого организма с окружающей средой. Последовательность: из металлической (алюминий, сталь) проволоки выполняются две Г–образные рамки; длина по короткой стороне (рукоятка) 10–15 см, по длинной 20–30 см;
- рамки располагаются в руках, направленных по ходу движения, – вперёд; сила зажима должна позволить проволоке свободно перемещаться (крутиться) в кулаке;
- в ориентировочной точке, находящейся над трубой, рамки сойдутся.
Лозоходческий метод, чтобы найти трубу в глубине земли, потребует терпения и навыков. Новичкам необходимо потренироваться. Например, походить с рамками над известным местом прохождения коммуникаций.
- Акустический. Применим при наличии одного конца трубы. Простукивая трубу или металлический стержень, акустические сигналы можно уловить посредством медицинского стетоскопа.
Поиску канализации под землёй помогут советы местных жителей, наличие смотровых колодцев, выходы воды с характерным неприятным запахом.
Разновидности газопроводов
В зависимости от того, под каким давлением перемещается газ по трубам, газопроводы классифицируют на три основных типа:
- линии низкого давления;
- линии среднего давления;
- линии высокого давления.
Линия с низкими показателями давления. Показатель давления в таких коммуникациях доходит до 0,05 кгс/см². Такое давление в газопроводных конструкциях характерно для хозяйственных систем, которые занимаются поставкой газа до простых потребителей. Монтируются такие сети для жилых и административных построек, к которым можно отнести: многоэтажные жилые здания, образовательные учреждения, офисы, больницы и т. д.
Обратите внимание! Для хозяйственных нужд, как правило, применяется газ, который отличается высоким коэффициентом теплопроводности (около 10 000 ккал/нм³).
Трубопроводы со средними показателями давления. В таких трубопроводах транспортировка газа осуществляется под давлением от 0,05 кгс/см² до 3,0 кгс/см². Такие линии в большинстве случаев используются как магистральные, а также монтируются в основных городских котельных.
Газопроводы высокого давления. Показатель давления в таких трубопроводах может варьировать от 3,0 кгс/см² до 6,0 кгс/см². Такие линии монтируются для обеспечения газом различных производственных предприятий.
Народные методы
К таким способам, – чтобы найти канализацию, спрятанную в земле, прибегают при отсутствии вышеприведённых методов поиска. Вполне возможно, что не хватает финансовых ресурсов для привлечения сторонних организаций. В силу этого, приходится полагаться на собственные силы и знания.
В решении проблемы, – как найти зарытые трубы, могут помочь жители, ведущие в данной местности осёдлый образ жизни не менее 10–30 лет. Возможно кто-то вспомнит о месте закладки коллектора.
Способов поиска, доступных для самостоятельных изысканий, существует несколько:
- Исследование структуры грунта. Может быть использован при условии, что коллектор уложен не позднее 5–10 лет. Этапы поиска:
- определяется предполагаемое прохождение канализационной трубы на участке;
- наносятся границы поиска;
- снимается растительный покров и слой плодородной почвы;
- должна открыться площадь земли, отличающаяся по составу, структуре и цвету, от смежных участков, – это и есть ранее проложенная траншея.
- Лозоходство. Несмотря на скептицизм многих специалистов, к данному методу поиска, он вполне имеет право на существование. И это доказано практикой жизни. Понадобится:
- рамка из металла (алюминия или стали) в виде буквы «Г»; размеры: длинная (ведущая) сторона 20–30 см, короткая (ручка) 10–15 см; количество – 2 штуки;
приспособление располагают в руках, которые согнуты в локтевых суставах; направление – по ходу движения лозоходца; удерживать рамки необходимо с таким усилием, чтобы они свободно крутились в кистях рук;
- над предполагаемым местом, где проложена канализационная труба, кончики инструмента сойдутся.
- Магнитоискатель. Если известно, что труба располагается в грунте на глубине не более 1,5 метров, то этот прибор поможет её обнаружить. Но, это при условии, что изделие выполнено из металла. Полимерную или асбестовую деталь отыскать сложнее. Поможет смекалка: в один из концов магистрали надо пропустить стальную проволоку или трубу небольшого диаметра. Отметив несколько точек, где устойчиво ловится сигнал, определяется направление коллектора.
Совет № 1. Обеспечить свободное вращение рамок, поможет установка коротких концов в трубочку, например, полый корпус шариковой ручки.
Совет № 2. Новичкам, чтобы успешно освоить метод лозоходства, целесообразно провести ряд тренировок. Для этого необходимо провести контрольные прогулки с рамками над известными участками с коммуникациями.
Дополнительные сведения можно почерпнуть из бесед с местными жителями. Смотровые колодцы, выход наружу сточных вод или присутствие в определённом месте неприятного запаха – это информация о наличие в этом районе источника поисков.
При ответе на вопрос, — как найти замурованный в грунт коллектор, целесообразно пользоваться здравым смыслом, знаниями о законах физики и полезными советами окружающих.
Эксплуатационные особенности газопроводов из разных материалов
Газопроводные коммуникации с высокого давления монтируются из труб, которые обладают большими габаритами. В случае, когда необходимо выполнить конструкцию повышенной прочности, используются стальные трубы бесшовного типа. Стыковка таких труб выполняется с использованием сварочного оборудования. Сварка таких изделий — довольно трудоёмкий процесс.
Наиболее подходящим материалом для труб, по которым будет осуществляться транспортировка газа, является медь. Это связано с тем, что медь имеет несколько эксплуатационных преимуществ перед стальными аналогами. Рассмотрим основные достоинства трубопроводов из этого материала:
- небольшая масса;
- простая установка;
- коррозийная устойчивость.
Однако медные газопроводы используются довольно редко, так как они отличаются высокой стоимостью.
В случае если при прокладке газотранспортной коммуникации используются трубы с тонкими стенками, рекомендуется взять во внимание их высокий коэффициент теплопроводности. Из-за высокой теплопроводности такие изделия склонны покрываться конденсатом.
Полезная информация! Для обеспечения антикоррозийных качеств рекомендуется покрывать поверхность стальных трубопроводов масляной краской (в несколько слоёв).
При подземной прокладке газовых сетей разрешается использование полимерных труб
При прокладке газотранспортных линий под землёй, как правило, применяют трубы из современных полимерных материалов. Наиболее популярными полимерами, используемыми для этих целей, являются полипропилен (ПП) и полиэтилен (ПЭ). Рассмотрим основные достоинства таких полимеров:
- высокий коэффициент гибкости;
- устойчивость к коррозии;
- простота прокладки;
- демократичная стоимость.
Трубы из полимерных материалов идеально подходят для подземной прокладки, так как чувствуют себя комфортно при таких условиях. Очень важно запомнить, что пластмассовые трубопроводы используются только для организации линий с низкими показателями давления. Полимерные трубы имеют соответствующую маркировку, определяющую их эксплуатационную принадлежность. Например, полиэтиленовые трубы, используемые для газификации частных построек, производятся чёрного цвета и имеют жёлтую маркировку.
Разводка газотранспортной конструкции внутри дома выполняется с помощью специальных гибких шлангов. Такие шланги производятся из особого материала — вулканизированной резины, также отличаются тем, что имеют армирование. В большинстве случаев они используются для стыковки плит, функционирующих на газу, к газовым колонкам.
Такие шланги имеют эксплуатационные ограничения, на которые стоит обратить внимание:
- они не применяются в том случае, если показатель температуры в помещении превышает +45 °C;
- запрещается использовать резиновые шланги на участках, которые находятся в сейсмоактивных районах (более 6 баллов);
- их не используют в коммуникациях, отличающихся высоким давлением.
Привлечение специализированной организации
Этот вариант самый предпочтительный, так как является самым безопасным способом. Полностью исключен риск повредить трассу, а искать трубопровод или кабель будут профессионалы, имеющие специализированное оборудование.
Среди достоинств данного способа можно выделить следующие:
- Сметная стоимость работ и сроки окончания операций указывается в договоре.
- В случае неудачи ответственность накладывается на подрядчика (исполнителя работ).
- Можно планировать начало строительства, и увязать работу механизации и строительных бригад.
- Все расходы, связанные с эксплуатации оборудования ложатся на плечи подрядной организации.
- Согласование действий и составление точного плана – обязанность нанятого предприятия.
- Даже если водопровод проложен глубоко (на полметра ниже уровня промерзания грунта), он будет найден.
Специализированные компании используют профессиональные технические средства, которые обеспечивают максимальную эффективность.
Порядок действий по газификации дома
О горючести, взрывоопасности, а также химической активности природного газа известно каждому, поэтому о самодеятельности, в данной ситуации, не может быть и речи. Система газоснабжения должна монтироваться исключительно специалистами согласно утвержденному плану.
Если вы решили подвести газ к своему дому, подготовьтесь к длинной бумажной волоките, настройтесь на походы по различным инстанциям с длинными очередями.
Прежде, чем к вам выедет бригада для проведения монтажных работ, вам придется сделать план газификации, оформить все разрешения, а уж затем приобрести необходимое газовое оборудование.
Сбор необходимых документов
Прежде чем обратиться в проектную организацию для создания проекта газификации здания, вам придется собрать целый пакет необходимых документов. Отметим сразу, что некоторые из требуемых бумаг будут стоить денег, так что сразу подготовьтесь к финансовым затратам.
Итак, какие же бумаги вам предстоит собрать:
- документ, подтверждающий право собственности на дом с участком;
- копии документов, удостоверяющих личность владельца;
- заключение о технической возможности проведения работ по газификации здания;
- технический паспорт из БТИ;
- топографическая карта, выполненная в определенном масштабе, на которой изображены все здания, подлежащие газификации;
- карта с нанесением всех проложенных коммуникаций и планируемого газопровода, которая заверяется газовой службой;
- если газопровод к дому придется тянуть через соседние участки, потребуется письменное разрешение от их владельцев на выполнение соответствующих работ.
Это приблизительный перечень документов, которые вам предстоит собрать.
В зависимости от некоторых особенностей, к примеру, планируется подземная или надземная газификация, может возникнуть необходимость предоставить еще некоторые бумаги.
Ограничения СНиП при прокладке газопровода
Как уже было сказано выше, СНиП 42–01-2002 описывает все необходимые ограничения по монтажу газопроводных конструкций. Расстояние между жилой постройкой до коммуникации определяется по давлению газа: чем выше этот показатель в трубе, тем дальше её необходимо расположить от дома.
Рассмотрим основные положения, которые описываются в СНиП:
- дистанция между фундаментом жилой постройки и газотранспортной коммуникацией с низким давлением составляет 2 метра;
- расстояние между фундаментом частного дома и трубой со средним давлением составляет 4 метра;
- газопроводы высокого давления должны располагаться на расстоянии 7 метров от жилой постройки;
- в соответствии со СНиП дистанция трубопровода, который осуществляет транспортировку газа, до оконного или дверного проёма должна быть не менее 50 см;
- расстояние от трубы до крыши дома должно быть не меньше 20 см.
Пункты, прописанные строительными нормами и правилами должны выполняться в обязательном порядке, так как учитывают пожарную безопасность и сантехнические нормативы.
Устройства для обнаружения подземных коммуникаций
Для поиска водных магистралей в земле используются разные приборы. Выбор зависит от материала труб. Учитывается глубина пролегания и температура жидкости в коммуникативных ветках. Магистрали из металла, уложенные не глубже полутора метров, обнаруживаются металлодетектором. Водопровод ГВС выявляется при помощи тепловизора или бесконтактного термометра.
Чтобы найти в земле пластиковую или металлическую трубу с водой, используют акустические способы поиска. По этому принципу работают три типа устройств:
- Чувствительный микрофон. Вода, вытекающая из пробоя, под действием напора создает шум. Трубопровод из металла дает высокочастотный импульс, пластиковый водопровод – низкочастотный. Подобным методом нередко пользуются для выявления места протечки: там интенсивность звучания увеличивается.
- Корреляционный искатель течей. Микрофоны устанавливаются в двух точках водоподающей магистрали и ведут частотную звукопередачу. Аппарат выполняет анализ виброакустических показателей шума протекающей воды и производит расчет места расположения течи. Этот способ эффективен для металлических труб.
- Акустический датчик, который реагирует на малейшие вибрации трубы в земле. Его используют для поиска коммуникационных магистралей на малой глубине и дистанции до ста метров от ударного устройства.
Акустические приборы обычно применяют при починке действующего трубопровода.
Более универсален метод электромагнитной индукции. Применяемое при этом способе оборудование определяет местонахождение и глубину расположения трубопроводов, изготовленных из различных материалов, даже асбестовых.
Принцип работы прибора заключается в проведении измерений электромагнитного излучения, которое меняется из-за посторонних предметов в верхних слоях грунта. Индукционное поле может создаваться и самим генератором. Этот способ наиболее результативный, поскольку позволяет обнаружить коммуникационные магистрали с глубиной залегания до 30 метров. Также датчик показывает, из чего сделаны трубы.
Помощь государственных служб
Прокладка любых магистралей, в том числе, под землёй, является частью архитектурного проекта. Эта документация согласовывается во многих службах, где могут оставляться копии. Следовательно, первый шаг поиска, — это посещение соответствующих организаций.
Называться они могут по-разному. Но, чаще всего, в наименовании может присутствовать слово «Водоканал». Навести справки о ней можно в местной администрации населённого пункта.
При возникновении сложностей с вышеназванными предприятиями, один из следующих шагов, – посещение смежных служб. То есть тех, кто, так или иначе, связан с прокладкой подземных коммуникаций. Это могут быть специализированные механические колонны. У них есть в пользовании землеройная техника. Работы свои, – по обустройству траншей, они проводят по разрешающим документам, которые прикладываются к плану проведения технологических операций.
Ещё один вариант – местные предприятия Горгаза или электрослужбы. При правильном планировании, в таких организациях должны храниться копии документов от смежников. В этих бумагах указаны магистрали существующие или предполагаемые.
Вполне возможно, что поможет беседа со старыми ветеранами, не один год проработавших в подобных организациях. Освежив память, они могут помочь найти трубу в грунте. Кроме этого, учитывая реалии жизненных ситуаций, указанная виртуальная магистраль в документах и в жизни, окажутся в нескольких метрах друг от друга.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ей
Ранее по теме:
Поделиться
Самостоятельно рыть траншею или воспользоваться услугами специалистов?
Законом запрещена самостоятельная прокладка труб газопровода, потому что малейшее несоблюдение норм и стандартов впоследствии может привести к крупной аварии. Специалисты нашей имеют многолетний опыт работы по прокладке газопроводов в частном секторе.
Воспользовавшись услугами нашей компании, вы получите следующее преимущества:
Наличие специальной техники. Во время прокладки газопровода наши специалисты используют современную технику, которая позволяет проводить работы быстро, а главное аккуратно. Высококвалифицированные специалисты нашей компании выполнят все работы строго по проекту, поэтому ответственные органы однозначно примут выполненную работу.
TheBrainDit
10
26.05.2015
Комментировать
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Лучшее место в доме
Супер топ
22 253
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Красота
Супер топ
6 865
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Не отпускает
Супер топ
4 646
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Лентикулярное облако
Супер топ
3 618
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Игривый корги
Супер топ
2 566
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Идеальный отдых
Супер топ
2 717
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
З – Забота
Супер топ
2 421
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Рыбка бойкая оказалась
Супер топ
2 078
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Головоломка посреди дороги
Супер топ
1 325
15.05.2023
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Когда рискнул подстричься у начинающего парикмахера
Супер топ
1 600
15.05.2023
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Автоматизация говорите?!
Супер топ
1 480
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Микро суетолог
Супер топ
1 565
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Без меня начали!
Супер топ
1 430
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Актёрская игра на высоте
Супер топ
1 128
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Ничего себе фокусы!
Супер топ
1 063
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Бесстрашный
Супер топ
1 153
15.05.2023
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Нет гравитации
Супер топ
1 038
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Так хочется в отпуск
Супер топ
1 106
15.05.2023
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Загрустил
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Валли
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Заряд милоты
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Лайфхак
Супер топ
1 025
15.05.2023
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
В поисках воды
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Индийская спичечная фабрика
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Смотрите также
- © 2014 — 2023 «Game 🏃 Runs» — прохождения видеоигр
- Отказ от ответственности
- Правообладателям
- Постеры игр: © MobyGames.com
- Полезное
История будет длинной и явно с продолжением. Если коротко, перед домом на участке прорвало трубу. Помните, дом частный, водопровод зимний, то есть, глубина залегания – около 1.8 м под землёй, вот там течь и находится. На поверхности болото, в центре которого бьёт небольшой ключ. Чтобы устранить протечку, нужно перекрыть воду, а значит, как-то найти под землёй водопровод и отыскать колодец центрального водоснабжения. Теоретически он находится за пределами участка в районе магистральной трубы, как у всех соседей. Только вот, у всех люки есть, а свой мы не могли найти с 12 декабря прошлого года.
Содержание:
Как не стоило искать водопровод
В итоге, под землёй прорвало трубу
Как следовало искать водопровод
Придётся наращивать колодец
Замена аварийной трубы
Выводы
Как не стоило искать водопровод
И откуда такая память на даты? Да просто тогда, в смысле, в декабре 2019 г. совершенно случайно, на интерес заглянув в подпол, под домом обнаружили бассейн – прорвало тройник, направляющий воду в гидроаккумулятор, а заметили не сразу. Вызвали аварийку, и проблема, к счастью, была решена довольно быстро. Но мастер сказал, что не нашёл люк (а по факту, колодец) для перекрытия нашего водопровода, а перекрывать воду во всей деревне вечером – не здорово. С тех пор, периодически вспоминая, что входной кран на домашний водопровод проржавел и в любой момент тоже может приказать долго жить (а, если его прорвёт, то воду уже негде будет перекрыть, т.к. это последний рубеж), мы искали колодец центрального водоснабжения. Точнее, искали люк, т.к. он металлический и это первое, что обычно попадается на глаза. Может быть, наша водопроводная труба подключена к соседскому колодцу? Но тогда бы она шла по диагонали, частично проходя по чужому участку, это вряд ли. Возможно, это была врезка в магистраль без строительства обслуживаемого колодца? Но наша соседка (кстати, в какой-то степени настоящий краевед) уверила в том, что в своё время всё было правильно оформлено и колодец точно был, скорее всего, со временем люк засыпали землёй, ведь водопровод был проложен почти 60 лет назад. Короче, люк искали, и при помощи металлоискателя, и копали ямы в районе дороги, всё тщетно.
Поняли, что металлоискатель любительского уровня (ну тот, который оказался в нашем распоряжении) абсолютно бессилен перед водопроводом, залегающим почти на двухметровой глубине под землёй. А по факту, с его помощью не удалось обнаружить даже массивный люк, который, как показало время, всё-таки есть. Арендовать более серьёзный металлодетектор профессионального уровня тогда не стали по двум причинам: 1. Это стоило денег, плюс, необходимо оставлять залог, 2. Даже любительский металлоискатель давал десятки ложных срабатываний, реагируя на все металлические предметы, что с годами скопились под землёй. Был бы такой поиск результативный, сложно сказать. В общем, не хотелось тратить деньги.
Вставали у люков соседей и на глаз определяли, где примерно под землёй проходит центральный водопровод. Копали, тратили время и силы, но всё безрезультатно. А копать вдоль дороги грунт, щедро сдобренный щебнем – то ещё удовольствие.
Последняя попытка найти водопровод и колодец центрального водоснабжения предпринималась за несколько дней до… Тогда на поиски нас подтолкнуло упавшее до 0.5 атмосфер давление в системе. Правда, поиски снова не увенчались успехом. Но тогда увидели, что тремя домами выше по улице устраняли прорыв центрального водопровода и подумали, что причина упавшего давления могла крыться там. Кстати, после устранения той аварии давление в системе возросло, да так, что трубу прорвало, и у нас, и у соседей.
В общем, основные наши ошибки при поиске водопровода были в том, что:
- Искали мы недостаточно настойчиво. Ну есть вода и есть, а там как-нибудь, когда-нибудь, ну знаете, как это обычно бывает.
- Не хотелось тратить деньги на аренду дорогостоящего поискового оборудования. Наивно полагали, что справимся своими силами, не сегодня, так послезавтра.
В итоге…
На участке под землёй прорвало трубу
С начала весны мы жили в своём новом старом домике без перерыва, здесь пережили пандемию коронавируса, тут и всё лето провели. И вот стоило нам в первую неделю осени ненадолго отъехать, как случилось то, о чём мы даже боялись представить – под землёй прорвало трубу. Вернулись, а под окнами из-под земли бьёт небольшой фонтанчик, всё кругом в воде:
Это катастрофа, ведь, ни люк, ни водопровод под землёй мы так и не нашли.
Всё, теперь откладывать точно некуда, срочно нужно перекрывать воду. Позвонили в аварийную службу водоканала, заодно уточнив, есть ли план нашего водопровода. Нам сказали, что он есть и аварийная служба приедет на объект с ним, но на месте нам сообщили, что план найти не удалось. Более того, в настоящее время ни с нами (а мы зимой интересовались этим моментом), ни с кем-либо другим в нашей деревне не заключён договор на водоснабжение по какой-то там причине, точно не запоминали. Но факт в том, что магистральная труба очень старая, более того, нам так и не удалось выяснить, на чьём балансе она стоит. Сейчас вода для потребителей в нашей деревне бесплатна, что, конечно, приятный нонсенс, с другой стороны, как видите, есть и обратная сторона медали. Так вот, аварийщики тоже искали люк металлоискателем, всё перерыли вокруг и снова ничего. Ну, по крайней мере на той глубине, на которой люки находятся у соседей. Зато на небольшой глубине нашли добротную ливнёвку, с помощью которой предыдущие владельцы дома оборудовали отвод воды с участка. Приятное открытие.
Кстати, интересный момент. Раньше тут проходила обычная грунтовка, а пару лет назад её заасфальтировали. Уровень дороги стал выше из-за насыпи, подложки из щебня и самого асфальта, а люки, что были на обочине, остались на прежнем уровне, то есть, теперь оказались немного ниже нынешнего уровня земли. И высока вероятность, что наш колодец также оказался ниже уровня дороги и просто был засыпан землёй, да щебнем.
Поскольку даже специалистам водоканала сразу не удалось найти колодец, позвонили специально обученным людям, быстро копающим в глубину, чтобы вдоль дороги прокопать траншею, найти, где проходит наш водопровод, а по нему докопаться до магистральной трубы и понять уже, был ли вообще колодец. Но не тут-то было. Договориться-то мы договорились, но к назначенному часу началось: «сегодня не можем, а завтра погода испортится». Лужа, тем временем, явно не уменьшается.
Сидеть сложа руки, когда участок затапливает, а то и дом подмывает, не стали. Если раньше определяли траекторию прохождения водопровода под землёй на глаз, то сейчас натянули верёвки между люками соседей и от трубы, что выходит в подполе, через место прорыва до пересечения с предыдущей верёвкой.
Собственно, в месте их пересечения начали копать яму. Единственное, что смутило, вторая верёвка прошла в аккурат между двумя орешниками, массивные стволы которых говорят о том, что им уже лет, наверное, за 80 и прокапывать траншею для трубы между ними было бы как-то странно.
В итоге, прокопались на полметра в глубину и поняли, что здесь ничего нет.
Как следовало искать водопровод под землёй
Время идёт, а результата так и нет. Остаётся не самый бюджетный (нам это мероприятие обошлось в 10 тысяч рублей), зато, как показала практика, очень действенный способ – воспользоваться услугами трассоискателя. Интересная технология. Если к водопроводной трубе имеется доступ (к нашей можно долезть в подполе), то к ней подсоединяют генератор, после чего водопровод по всей трассе начинает излучать сигнал на определённой частоте:
Теперь трубу легко можно найти при помощи специального локатора, настроенного только на эту частоту и не реагирующего на другие излучения, тем самым исключая ложные срабатывания на остальные металлически предметы. Локатор не только находит трубу с точностью до 5-10 см, но и способен определить глубину её залегания. Это отсюда мы узнали, что наш водопровод проложен на глубине 1.8 м под землёй.
В общем, максимум через 5 минут мы выяснили, где точно проходит наша водопроводная труба, что трасса идёт с небольшим изгибом, обходя орешник (не зря мы сомневались на счёт этого момента),
соответственно, заходя в магистральную трубу всего в 1.5 метрах от того места, где мы прокопали предыдущую яму (что определили верёвками). На фото видно, где была выкопана предыдущая яма относительно места реального местонахождения водопроводной трубы (в районе лопаты с ломом):
Единственное, во что не хотелось верить – что сам люк находится в аккурат под краем асфальтированной дороги, в чём нас уверяли локаторы. А дорога на этом отрезке, действительно, по какой-то причине делает изгиб в нашу сторону.
Воодушевившись тем, что нам, наконец, показали, где наша водопроводная труба входит в магистраль, а бонусом заодно при помощи других локаторов на участке определили, где точно проходит газовая труба и электрический кабель, получив добро водоканала, мы принялись копать новую яму, но теперь уже прицельно, с учётом тех ± 10 см погрешности. Копали глубоко и снова, долгое время казалось, что безрезультатно. Ну глубине 30 см (где у соседей находятся люки) ничего, 50 см – снова безрезультатно, да ещё и дождь пошёл. Ну как же так? В общем, картина маслом – человек в дождевике, поглощенный отчаянием и решивший докопаться на почти двухметровую глубину, чтобы найти хотя бы водопроводную трубу, параллельно прокручивающий в голове резервные планы, что можно было бы ещё предпринять, случайно наталкивается на что-то металлическое, издавшее пустой металлический звук. Да неужели же это и есть люк, который мы ищем с декабря месяца? Да, да и ещё раз да, точнее, его край.
Сам же он находится, как нам и определил трассоискатель, прямо под краем дороги, да ещё и на глубине 70 см. Новая проблема…
Придётся наращивать колодец
Созваниваемся со старшим специалистом аварийной службы, сообщаем о находке и через 15 минут на месте слышим вердикт: для обеспечения доступа к люку потребуется проведение дорожных работ по демонтажу части дорожного покрытия, дегазация колодца, перекрытие воды с последующим наращиванием колодца до уровня дорожного полотна для того, чтобы снова сделать его обслуживаемым. Процесс не самый быстрый, поэтому для начала необходимо обеспечить отведение воды от места прорыва. Благо, участок у нас находится под небольшим уклоном, да и ливнёвка пришлась как нельзя кстати.
Вчера вечером нам позвонили соседи, чей участок находится ниже нашего (им отдельная благодарность за помощь в решении проблемы), и сообщили, что у них в гараже резко повысилась влажность. А ведь перекрытие воды – это самое начало. Впереди поиск места прорыва и локальный ремонт трубы, а в идеале – замена металлических труб на трубы ПНД, но тут уж, как пойдёт. Вот и сидим, уже все вместе ждём начала проведения работ со стороны водоканала.
2 дня спустя…
Наступил понедельник, утром по телефону прозвучал прогноз, что, возможно, строители в этот день не успеют подъехать и нарастить колодец. Не здорово… Ведь поиск колодца – это самый первый шаг и мы всё топчемся на месте. Уже потом, наконец, сможем перекрыть воду, ждать, пока грунт подсохнет и устранить протечку. А на данном этапе вообще ничего не понятно, вдруг, например, это просто крышка, а сам колодец давно завален землёй. А что, если кран давно закис и его надо менять. Ещё хуже, если менять придётся седелку. В общем, неопределённость выбивает из колеи, всё это сложно сочетается с рабочим графиком, да и погода явно не улучшается. Чтобы отвлечься от этого потока мыслей, ушли в конец участка наводить порядок…
Где-то через полчаса по дороге проехал трактор с прицепом-генератором, за ним «буханка» с рабочими. «Вот бы это они к нам», пошутили мы и продолжили ковыряться на участке. Обычно как, прошла компания, проехала машина и тишина, а тут в районе нашего забора воцарилось непривычное оживление, ходят люди, носят какие-то мешки, громыхают инструментом, генератор завёлся. Выглядываем за забор, а там уже работа полным ходом:
Горловина под новый люк лежит. Значит, всё-таки, к нам!
Посмотрели на календарь. Да нет, понедельник. Спорить не стали, скрестили пальцы и начали наблюдать за поисками водопроводного колодца. Вот он люк, «Дима, тащи кирку, люк приподнять», открывается крышка и даааа, там колодец. Пусть на полметра затопленный водой, пусть его надо наращивать, но он есть и мы его, наконец, нашли.
Интересно, что, всё-таки, заставило бы в итоге так настырно искать колодец, не произойди этот прорыв трубы, по сути, поставивший нас в безвыходную ситуацию? Сложно представить, ну да ладно, что случилось, то случилось. Вот уж точно, всё, что ни делается, – к лучшему. В общем, всего в течение 1 часа рабочие нарастили колодец:
Сверху установили горловину, сравняв её с уровнем дороги:
Забетонировав вокруг, закрыли крышкой, оградили, обещали в ближайшее время провести дорожные работы и заасфальтировать яму вокруг люка, сравняв его с дорогой для комфортного проезда автомобилей.
Да, и, наконец, чуть позже аварийной бригадой водоканала была перекрыта подача воды в нашу несчастную древнюю трубу. К счастью, кран оказался работоспособным (хотя, его потом неплохо, всё же, заменить, шутка ли, почти 60 лет в агрессивной среде), седелка в порядке. Теперь ждём, когда вода хоть немного уйдёт в грунт, чтобы начать работы по восстановлению водопровода на участке.
Замена аварийной трубы
Наконец, вплотную подобрались к устранению аварии, потянувшей за собой такой ворох проблем. Пока стояла хорошая солнечная погода, можно было: а) Как вариант, выкопать яму в месте прорыва трубы и попробовать локально устранить аварию. Только вот, что, если, по сути, аварийную трубу прорвёт в другом месте, что, если произойдёт это зимой? б) Заменить аварийный участок старой металлической трубы на трубу ПНД.
В любом случае, копать придётся глубоко. Трассоискатель (во время поиска водопровода под землёй) и СНИПЫ, рекомендующие закладывать трубу минимум на полметра ниже средней глубины промерзания грунта (у нас глинистый грунт), намекают на то, что копать нужно минимум на 1.8-2 м.
Ещё одна дилемма: копать траншею самостоятельно или обратиться к профессионалам.
- Самостоятельно – это прокопать траншею длинной больше 20 м (5 из которых придётся копать в подполе) и глубиной 1.8 м с подкопом под фундаментом, перекидав землю, сначала в одну сторону, а потом в обратном порядке. Это почти бесплатно, но очень долго и тяжело. Да и копать несколько дней, не имея возможности принять душ – так себе перспектива. Плюс, делать это можно только в свободное от работы время. Словом, долго.
- Прибегнуть к помощи копателей траншей (ручная копка, либо аренда экскаватора). Это куда быстрее, но стоить будет приличных денег.
В принципе, аренду экскаватора вообще всерьёз не рассматривали, т.к. копать предстояло не в чистом поле, а на участке, где проходит электрический кабель (не хотелось бы ещё без электричества остаться). К тому же, финальные 5 метров под домом всё-равно пришлось бы копать вручную.
В общем, посмотрев прогноз погоды на ближайшие дни, решили, что, пусть будет дороже, но быстро. По протекции соседа позвонили рабочим, специализирующимся на копке траншей. На следующий день уже в 8 утра трое бравых парней со специальными лопатами в руках лихо взялись за дело!.. Нам, тем временем, предстояло срочно убрать колодезное кольцо, которое зачем-то было вкопано на глубину полметра посреди участка, а главное, прямо над трассой с водопроводной трубой. Этим делом планировали заняться ещё весной, но от слов к делу перешли, когда, что называется, грянул гром 🙂 С фразой: «Мы ща, быстро», притащили лопату, кувалду и очень скоро поняли, что всё это двоеборье (перекидывание грунта из кольца, сменяющееся ударами многокилограмовой кувалды) оставило нас без сил. Часа три его ломали:
Зачем он там оказался, так, по всей видимости, загадкой и останется. А в 13:25 траншея выглядела уже так:
Впечатляет. А мы размотали ПНД трубу, чтобы принимала форму траншеи :), одели её в «шубу» теплоизоляцию 35х9х1000 мм (чтобы уж перестраховаться по полной):
Да, по поводу трубы. Сначала нашли простую ПНД трубу с толщиной стенок 2 мм, но побоялись брать. К тому же, в сечении она была не круглая, а овальная. Что с ней станет после засыпки грунтом, решили не проверять. Выбор пал на синюю трубу d32х3 мм с толщиной стенок 3 мм, выполненную из полиэтилена марки ПЭ-100. По идее, должна подольше прослужить, даже сотрудники водоканала заценили.
На ту часть трубы, что заходит в подпол, перед укладкой в траншею намотали саморегулирующийся греющий кабель, по инструкции, обмотав эту конструкцию алюминиевой лентой и поверх одев 2 слоя теплоизоляции разного диаметра. Зимой при температуре ниже +5 градусов кабель будет автоматически включаться и не даст части трубы, выходящей на поверхность, промёрзнуть.
Уже в 3 часа дня траншея глубиной 1.8 м глубиной была полностью готова. Единственное, по технологии следовало ещё подготовить песчаную подушку для трубы, но, к сожалению, в тот момент не удалось быстро найти нужный песок в требуемом объёме. Поэтому, засыпали траншею аккуратно, по возможности исключая попадания на трубу острых камней, металлических предметов.
На финальной стадии засыпки траншеи погода сильно испортилась, начались проливные дожди с сильным ветром (в тот день натворившие дел в Подмосковье), поэтому, процесс несколько затянулся. Но тут мы с ужасом поняли, что было бы, реши мы, всё-таки, копать траншею под водопровод самостоятельно. Осенью, когда вероятность дождей многократно возрастает, этот процесс у нас затянулся бы на недели.
Собственно, и всё, на следующий день бригада водоканала подсоединила новую трубу в тракт, была проведена продувка трубы, тест, при котором ведро объёмом 20 л наполнилось за несколько секунд. Позже сантехник за ненадобностью разобрал ту систему, которую мы с ужасом обнаружили в декабре прошлого года (помните?):
Убрал все гибкие подводки, в настоящий момент максимально упростив ввод водопровода в дом с перспективой позже оборудовать резервный обход с накопительным насосом, чтобы летом, когда давление в системе может быть неравномерным, выравнивать его.
Выводы:
- Как показала практика, иногда без помощи специалистов не обойтись. Яркий пример – поиски водопровода и люка под землёй, безрезультатно длившиеся с середины декабря прошлого года. Проблема, в итоге, была решена за несколько минут, когда за её решение взялся профессионал. Да, услуга поиска трасс под землёй стоит денег, но и результат налицо.
- Если речь идёт о прорыве чего-либо, то нельзя терять время. Что называется, из не вошедшего. В то время, когда траншея уже была готова к прокладке трубы, её часть внезапно обвалилась. Обрушился грунт как раз в районе прорыва трубы, образовав воронку диаметром в 1.5 метра, до фундамента дома оставалось около 2 метров – опасная история.
- Не стоит опускать руки, даже в те моменты отчаяния, когда кажется, что находишься в безвыходной ситуации, когда не знаешь, с чего начинать, к кому обратиться. Были периоды, когда казалось, что несколько дней просто прожиты впустую. Зато в финальные 2 дня был задан такой темп, что он с лихвой компенсировал предыдущие дни простоя.
- Раз уж такое случилось, то лучше проблему устранить полностью, а не латать дыры. Просто, специалист водоканала показал старую трубу в разрезе. Она была настолько забита ржавчиной, что сразу становится понятна природа ничтожно малого давления в системе, ну, что была до замены аварийной трубы. Да и общее её состояние оставляло желать лучшего.
- Не стоит полагаться на слова и предположения в стиле «сейчас уже не такие суровые зимы, поэтому глубоко не копай». Закладывать трубу зимнего водопровода следует, ориентируясь исключительно на СНИП, данные по составу грунта и его средней глубине промерзания в конкретной местности. Поверьте, дополнительные 30-50 см, на фоне общей глубины траншеи не сыграют огромной роли во время копки, зато могут спасти трубу от промерзания во время суровой зимы (вероятность которой исключать не стоит).
В общем, ура, колодец снова обслуживаемый, аварийная труба заменена и в наш старый деревенский домик снова вернулась цивилизация!
Алексей и Ирина