Страны мираНорвегияКартаШпицбергенКарта
Шпицберген на карте
Информация про Шпицберген:
Архипелаг Шпицберген – это суровый, прекрасный край и самая северная часть Европы. Он отличается…
Перейти к описанию
Координаты островов Шпицберген
Широта: 78.6351661, Долгота: 21.9939078
Места рядом:
Карта Кольского полуострова
Карта Хранилища судного дня
Карта Гренландского моря
Карта Баренцева моря
Карта Териберки
Карта острова Ян-Майен
Карта Норвежского моря
Карта Лофотенских островов
Карта Лапландии
Карта Лапландского заповедника
Интерактивная карта островов Шпицберген на русском языке поможет узнать расположение достопримечательности и спланировать маршрут путешествия к ней. Вы также можете посмотреть на Шпицберген со спутника.
Перейти к содержанию
Остров Шпицберген на карте
На чтение 2 мин. Опубликовано 21 июня 2011
Обновлено 15 февраля 2020
Острова Шпицберген — мрачные каменные острова за полярным кругом. Само название данное голландцем Баренцем означает «Острые горы». Общая площадь составляет около 64 тысяч квадратных километров, но люди населяют их не слишком охотно – население островов около 3 тысяч человек. Большая часть – норвежцы и русские.
Остров Шпицберген на карте
Сюда часто ходили бить кита и морского зверя. Но когда кита выбили, а оставшегося запретили, желания сюда плавать почти ни у кого не осталось. Зимовать на Шпицберген тоже никто не рвётся. Здесь из 50 видов птиц, что здесь гнездуются, зимует лишь одна несчастная полярная куропатка, что не может сбежать от зимы на своих коротких крылышках и вынуждена, словно зверь рыться в сугробах, в поисках пищи.
Карта острова Шпицберген
Шпицберген – демилитаризованная зона, что означает запрет содержания какого бы то ни было оружия. Здесь ведётся разработка каменного угля, запасы которого весьма значительны. Однако, уголь сейчас не слишком котируется в мире и поэтому практически весь уходит на обогрев местных посёлков. К тому же, самый легкодоступный, что был практически на поверхности, уже выработали. Впрочем, время от времени поднимается вопрос о «возрождении угольной промышленности», но голоса звучат не очень громко, ввиду малочисленности населения островов, противоположных слов всяческих зелёных и Гринписов. К тому же, доход у островитян на 20-30 % выше чем у жителей материковой Норвегии, потому особо не бедствуют.
Шпицберген на карте
На чтение 2 мин. Опубликовано 02.06.2013
Шпицберген — один из крупнейших в мире полярный архипелаг. Он расположен в Северном Ледовитом океане и является самой северной частью королевства Норвегии. Управляется норвежским губернатором, административный центр — посёлок Лонгйир.
Население — около 2 600 человек, из них около 2000 проживают в Лонгйире. Норвежцы составляют 69,9 % населения, русские и украинцы — 18,3 %, и 0,4 % — поляки.
Шпицберген на карте мира
Ахрипелаг состоит из десяти крупных островов и множества мелких. Самый крупный – Западный Шпицберген (37 673 км²). Общая площадь архипелага — 61 022 км². Половину (35,1 тыс. км²) занимают ледники. Толщина ледяного покрова на некоторых участках достигает 200м.
Растительность на архипелаге тундровая, млекопитающих немного: песец, шпицбергенский северный олень и белый медведь. Зато морских животных достаточно большое количество: киты, моржи, нерпы, белухи, гренландские тюлени. Примерно 90 видов птиц ежегодно посещают архипелаг, большинство из них перелетные. Крачки – постоянные обитатели архипелага – известны своей агрессивностью, они могут пикировать прохожих, защищая свою территорию. Почти половину Шпицбергена занимают природоохранные зоны.
Карта Шпицбергена на русском языке
Климат на архипелаге арктический, средняя температура воздуха летом +4,4 °C, зимой около −12°C. Здесь почти на 20 градусов теплее, чем в других местах аналогичной широты, благодаря влиянию Гольфстрима.
Помимо Норвегии, хозяйственную деятельность на архипелаге осуществляет и Российская Федерация. Поселок Баренцбург на острове Западный Шпицберген является российским населённым пунктом. Ведущая экономическая деятельность – добыча каменного угля. Практически все населенные пункты Шпицбергена – шахтерские поселки.
Шпицберген сегодня — это один из центров полярного туризма. В порту Лонгйир останавливаются не только туристические суда для экскурсий по Арктике, но и крупные круизные из Европы. В поселке имеется несколько гостиниц, баров и ресторанов, функционирует полярный музей. Из Лонгйира ежедневно отправляются экскурсии и экспедиции, летом – пешие и водные, зимой – снегоходные. Несмотря на высокую стоимость проживания в гостинице (от 120 долларов США), количество желающих посетить Шпицберген увеличивается из года в год.
При выходе за пределы поселка рекомендуется иметь при себе сигнальный пистолет. В случае ночевки вне поселка ограждать место кемпинга сигнальными минами. Это обезопасит туристов от посещения стоянки медведями (что происходит крайне редко) Для охоты на оленей необходимо получить у губернатора острова специальную лицензию.
Если посмотреть на карту Северного полушария внимательно, то легко найти россыпь островов архипелага Шпицберген, расположенных уже за полярным кругом. Красивые земли, на которых полгода властвует ночь.
Где находится архипелаг Шпицберген
Шпицберген (остров) на карте имеет координаты: 78 ° северной широты и 16 ° восточной долготы. Территориально архипелаг относится к Норвегии. В начале XX века получил особый политический статус. Вести научные разработки промышленную и торговую деятельность на островах имеет право любое государство мира. По факту наиболее заинтересованными сторонами являются Норвегия и Российская Федерация.
Территория архипелага демилитаризована. На Шпицберген можно добраться по морю и воздуху. Оба приведут туристов в город Лонгйир.
Варианты маршрута:
- Из Осло ежедневно совершают прямые рейсы компании Norwegian и SAS. Время в пути – около трех часов.
- Из норвежского города Тормсе летают самолеты авиакомпании SAS. Прямой рейс проводит в воздухе не более полутора часов.
- Из Хельсинки ежедневно отправляются два рейса на архипелаг с пересадкой в Осло. Время в пути занимает шесть-восемь часов. С 2016 года появились прямые рейсы от авиакомпании Finnair. Полеты осуществляются в период с июня по август три раза в неделю. Долететь до города Лонгйир можно за три часа.
- Из Москвы летают чартерные рейсы, обслуживающие работников компании «Артикуголь». Попасть на них сложно.
- Сегодня все большую популярность набирает приполярный туризм. Туристические компании предлагают морские путешествия на Шпицберген на круизных лайнерах и специализированных ледовых судах.
Географические особенности архипелага Шпицберген
Общая площадь островов, входящих в состав архипелага – 61 тыс. кв. км. Число островов — 10. На самые крупные, Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля и Эдж приходится 94% площади. Рельеф островов гористый. Гора Ньютон,высотой в 1713 м над уровнем моря – самая высокая точка архипелага.
Находится на острове Западный Шпицберген. Более половины территории круглый год покрыты ледниками. Летом с прибрежной зоны сходят снег и лед, но вечная мерзлота не отступает. Почва оттаивает не более чем на два с половиной метра. Берега островов сильно изрезаны и изобилуют фьордами и шхерами.
Территория островов относится к природной зоне тундры.
В настоящее время на архипелаге проживает около 2700 человек. Из которых 2000 в городе Лонгйир, 530 человек проживают в российском шахтерском поселке Баренцбур и 90 человек постоянно живут и работают в норвежском поселке Свеагрува.
Основная коммерческая деятельность – добыча угля. В последнее время в связи со снижением спроса и истощением запасов, туристической сферы и сферы услуг. На острове работают отели, рестораны и бары. Местное население оказывает услуги по проведению экскурсий и сопровождению туристов.
Исторические факты
Шпицберген (остров) на карте официально появился в 1596 году. Голландец Виллем Баренц документально зафиксировал наличие в Северном Ледовитом океана группы островов и дал им название «Спитберген», что означало «острые горы». В своем описании он упомянул о большом количестве моржей и китов, обитающих в прибрежных водах архипелага.
К островам сразу же проявили внимание Англия и Дания. В последующие столетия Шпицберген становится базой для многочисленных китобойных судов. В это же время обнаруживается, что о существовании группы островов викингам и русским поморам было известно задолго до XVI века.
На берегах находят памятники поморской культуры, свидетельствующие о том, что к моменту открытия на островах существовали поселения. Первые документальные упоминания о существовании «холодных берегов» или земель Свальбард относятся к XII столетию. Тогда в Исландских аналах» была сделана запись об открытии северных земель.
С научной точки зрения к архипелагу проявил интерес русский ученый Михаил Ломоносов, именно он организовал в период с 1765 по 1766 годы две экспедиции. Однако, наибольший интерес для науки Шпицберген приобретает в XIX. Развитие технической базы делает его берега более доступными.
Набольший вклад в изучение островов принесли норвежские ученые Фритьофа Нансен и Рауль Амудсен, а также русский исследователь В. А. Русанов, который в ходе экспедиции 1912 года создал подробную карту архипелага. Острова начинают использовать, как базу перед покорением Северного полюса и в ходе исследовательских экспедиций. Научная деятельность ведется и сейчас.
Климатические условия, лучшее время для поездки
Острова архипелага Шпицберген находятся за полярным кругом. Климат здесь арктический. Однако он намного мягче, чем в других регионах, расположенных на карте в этих широтах. Объяснение этому простое. К западному побережью вплотную подходит течение Гольфстрим. Оно распространяет теплые воды по многочисленным фьордам, глубоко прорезающим берега.
В итоге средние температуры зимой редко опускаются ниже 20 °C мороза и находятся в пределах 10-15 °C со знаком минус. В самый теплый месяц июль температура повышается до 5-8 °C. Снежный покров устанавливается в октябре и держится до мая. Многочисленные ледники не тают в течение года, а под своей массой медленно продвигаются к берегу моря и, обламываясь, образуют айсберги.
На архипелаге много туманных дней – примерно четверть года острова скрыты за плотной пеленой. Особенно часто в период с июня по октябрь.
Средние климатические данные, Лонгйир:
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | |
Средний температура (°C) | -14 | -14.5 | -13.3 | -10.6 | -3.5 | 2.6 |
минимум температура (°C) | -17.1 | -17.6 | -16 | -13 | -5 | 1.1 |
максимум температура (°C) | -10.9 | -11.4 | -10.5 | -8.2 | -1.9 | 4.1 |
Норма осадков (мм) | 16 | 20 | 21 | 12 | 9 | 11 |
Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
Средний температура (°C) | 6.2 | 5.1 | 1 | -4.9 | -8.7 | -12.2 |
минимум температура (°C) | 4.4 | 3.5 | -0.3 | -6.6 | -10.8 | -14.9 |
максимум температура (°C) | 8 | 6.8 | 2.4 | -3.2 | -6.6 | -9.5 |
Норма осадков (мм) | 16 | 28 | 26 | 17 | 19 | 18 |
Если полюбоваться красотой летней тундры в цветах и горными вершинами, то ехать лучше в летние месяцы. Доступны пешие прогулки, сплавы на каяках, посещение многих достопримечательностей. Но едут туристы на Шпицберген и за северным сиянием. Самое яркое оно в этих местах с декабря по февраль. Полярная ночь не помешает прогулкам на снегоходах и собачьих упряжках.
Флора и фауна архипелага Шпицберген
Удаленность от цивилизации и суровые климатические условия делают архипелаг одним обширным природным памятником. Удивительно, но на сравнительно небольшой территории находится три Национальных парка и шесть заповедников. Природная зона арктической тундры накладывает свои отпечатки на растительный и животный мир Шпицбергена.
Растительный мир
Среди флоры яркие представители:
- Карликовые березы. Низкорослый кустарник, высотой не более метра, образует обширные заросли.
- Ива полярная. Развивается под землей. Наружу прерываются ветви длиной 3-4 см с темно-зелеными округлыми листьями и темно-бурыми или красно-коричневыми сережками.
- Мхи. Примечательно, что некоторые виды могут достигать до полутора метров в длину.
- Лишайники.
Среди низкорослых кустарников и мхов летом цветут незабудки, васильки, гвоздики и маки.
Животный мир
Сухопутных млекопитающих на островах немного.
Самые распространенные:
- Песец – небольшое животное, напоминающее лисицу. Ценный пушной зверь, за которым раньше шла охота.
- Северный олень – самый маленький из всех оленей. Отличается меньшей грациозностью и слабыми рогами.
- Овцебык – крупное животное, которому длинная и густая шерсть помогает переносить низкие температуры. На Шпицберген завезен из Гренландии в начале прошлого века. Сейчас поголовье насчитывает около 100 особей. Однако ученые считают эксперимент неудавшимся
- Белый медведь – царь этих мест. Встречается он не так часто, как принято считать. Наиболее распространен на небольших островах. На крупных — предпочитает избегать встреч с людьми. Хотя во время весенних или зимних миграций заходит в город. Как бы там не было, но местные жители предпочитают выходить из дома с оружием.
С морскими млекопитающими шанс познакомится намного выше.
Среди них:
- Нерпа – крупное млекопитающее весом до 70 кг. Окрас светло-серый с темными пятнами, разбросанными по всему телу.
- Гренландский тюлень – красивое животное с серебристым мехом и черной головой. Форма тела напоминает арфу. Могут достигать веса до полутора центнеров.
- Морской заяц – один из самых крупных представителей морских млекопитающих на архипелаге. Пуглив. По суше передвигается прыжками, используя ласты. Размеры – около двух с половиной метров, вес – триста килограммов и более.
- Моржи – крупные животные с темно-коричневой шерстью и мощными бивнями.
К побережью часто подходят киты, киты-белухи и касатки. А также редкий вид китообразных – нарвалы. От белух отличаются наличием бивня и окраской. Летом на островах собирается настоящий птичий базар. Здесь есть место для альбатросов и бакланов, чаек, чистиков, тупиков. Постоянно обитает на островах только полярная крачка.
Достопримечательности архипелага Шпицберген
Северного ледовитого океана сам себе является достопримечательностью, в описании которой чаще всего присутствует словосочетание «самый северный».
Аэропорт Свальбард
Прибывая в аэропорт, стоит помнить, что это самый северный аэропорт мира, с взлетной полосы которого отправляются регулярные рейсы. Несмотря на скромные размеры, аэропорт оснащен всего лишь одной взлетно-посадочной полосой шириной 45 метров и длиной 2483 метра, считается международным.
Местоположение: подножие горы Платоберге, в районе города Лонгйир.
Город Лонгйир
Самый северный населенный пункт на планете и самый густонаселенный город на архипелаге. В настоящее здесь проживает чуть более двух тысяч человек. Заняты они в основном в научно-образовательной и туристической сферах деятельности. Со стороны моря в город можно попасть на круизном лайнере, которые заходят в порт города через живописный фьорд Адвентфьорд.
С борта судна делают отличные фото улиц города с домами, окрашенными в яркие красные, зеленые или оранжевые цвета. Особенно красиво город выглядит в свете ночной иллюминации. В городе расположен самый северный Свальбардский национальный университет и самая северная церковь.
Не обошлось здесь без музеев и галереей:
- В музей Сватбальрда собрана экспозиция, рассказывающая об истории освоении архипелага, развитии уледобычи, а также растительном и животном мире. Музей примечателен тем, что здесь можно почитать книгу у камина или рассмотреть старую карту лежа на шкуре белого медведя. Расположен он в боксе 521, в одном здании с Норвежским полярным институтом. Входной билет – 10 €.
- Если не растеряться и обойти музей Сватбальрда, то с другой стороны будет вход в местную галерею, где работает выставка картин и фотоснимков местных мастеров, предметы декоративного творчества поморских народностей. За вход придется отдать 5 €.
- На самом берегу океана расположен музей, экспозиция которого посвящена покорению Северного полюса. Здесь можно увидеть макеты ледоколов и судов, в свое время покорявших Арктику.
Гуляя по городу не следует обходить стороной Свальбард-Кирке. Церковь относится к Католической конфессии, однако, по договоренности в нее могут обратиться и православные. При церкви работают кафе и мини-музей. Здесь проходят конференции, а по праздникам – концерты. Самое универсальное место в городе.
Хранилище судного дня
В футуристическом здании, расположенном в нескольких километрах восточнее Лонгрйина, заложены на хранение семена со всей планеты. Считается, что в хранилище, вырубленном в скале на глубине в 120 метров, им не угрожают ни всемирный потоп, ни ядерная война.
Попасть внутрь обывателю невозможно. Но посмотреть на сооружение, напоминающее Ноев ковчег, стоит. Его верхняя часть выполнена из зеркал и снабжена уникальной подсветкой. Поэтому в лучах солнца или под бликами северного сияния, в окружающем пространстве появляются световые иллюзии.
Поселок Пирамида
Поселок использовался для проживания советских шахтеров и их семей. Удивительно, но здесь работали школа и детский сад. В 90-е годы был законсервирован, как неперспективный. Люди покинули его, оставив многие вещи. Но и сегодня все выглядит так, как будто в городе еще вчера кипела жизнь.
Такой эффект дает практически полное отсутствие микробов и бактерий, поэтому здесь нет признаков коррозии или гниения. Расположен в юго-восточной части острова Западный Шпицберген.
Поселок Баренцбург
Действующий поселок, находящийся под юрисдикцией Российской Федерации. Есть больница, школа и даже детский сад. Поселок ведет автономную жизнь и полностью обеспечивает свой жизнедеятельность за счет добываемого угля. Работает музей «Помор», где можно узнать о роли России в освоении архипелага. Также в музее собрана богатая коллекция минералов.
Темпель-фьорде
Небольшой залив в 60 км от Лонгийра. Интересен тем, что когда-то возле его берегов потерпел крушение и был затерт льдами корабль «Basecamp Baten». Судно отреставрировано, на его борту работает отель.
Экскурсии по архипелагу Шпицберген
Шпицберген (остров на карте) привлекает все большее количество людей, желающих испытать себя на прочность в суровых условиях севера, поэтому число российских операторов, предлагающих отдых на архипелаге, постоянно растет. Среди них «Poseidon Expeditions», «Basecamp Spitsbergen», «ИТС-Тур», «Путешествие со вкусом».
Перечень экскурсий:
- Самый дешевый вариант – тур на круизном лайнере вдоль побережья трех самых больших островов из города Лонгийра. Программа строится исходя из времени года и погодных условий. Включает в себя посещения самых интересных мест, сплавы на каяках, катание на собачьих упряжках или снегоходах. Средняя стоимость на одного человека – 3000-3500 €.
- Круизы из портов северных стран. Предусматривают посещение нескольких достопримечательностей Арктики. Стоимость от 4000 до 7000 €.
Если же суммы смущают, то перелет до Лонгийра. Заселение в выбранный отель и развлечения по желанию. Большинство владельцев отелей или сами предложат провести экскурсию или посоветуют к кому обратиться.
Примерная стоимость:
- катание на собачьих упряжках – 120-150 €;
- пеший или конный поход по побережью, а также подъем на ледник – 75 €;
- сплав на каяках – от 75 до 100 €;
- аренда снегохода – до 30 € в сутки.
Стоит помнить, что Шпицберген – это одна большая заповедная зона, в которой действуют свои законы и правила. В частности, нельзя мусорить и мешать животным.
Популярные места для отдыха
Для самостоятельного отдыха доступны: город Лонгийре и поселок Баренцбург. Здесь есть отели. Однако стоит помнить, что выходить за пределы населенных пунктов без оружия запрещено – его можно взять напрокат, предъявив медицинскую справку.
Но и с оружием передвигаться по архипелагу небезопасно. Лучше это делать в сопровождение опытного гида.
Отели на архипелаге Шпицберген и рядом с ним
Отели, как и жизнь на Шпицбергене, сосредоточены в Лонгийре.
Гостевой дом Coal Miners’ Cabins
Один их бюджетных, но довольно комфортных вариантов. Проживание в номерах оснащенных необходимой мебелью. Из удобств в номере – умывальник. Душ, санузел на этаже. Есть общая кухня и гостиная. В стоимость включен завтрак. Есть семейныйе номера с собственным санузлом. Бесплатный Wi-Fi на всей территории. Парковка.
За дополнительную плату владельцы организуют прогулки на велосипедах или лошадях, рыбалку, трансфер в аэропорт. Стоимость двухместного номера в сутки в июне 160-180 €, семейный номер до 280 €. Адрес: г Лонгийр, постбокс 130.
Svalbard Hotell | The Vault
Трехзвездочный отель предлагает проживание в одно или двухместных номерах со всеми удобствами. Номера оборудованы кондиционерами, телевизором, чайником или кофеваркой. Из некоторых есть выход на террасу. В стоимость включен завтрак. Бесплатный Wi-Fi на всей территории. Парковка.
Трансфер за дополнительную плату. Посетители отмечают хорошее местоположение в центре поселка и отличный вид из окна. Стоимость двухместного номера в сутки в июне 180-210 €. Адрес: г. Лонгийр, постбокс 501/503.
Svalbard Hotell | Polfareren
Отличный отель с четырьмя звездами в самом центре города Лонгийра. Гостям предлагают стандартные номера на двух человек, семейные номера и двухкомнатные апартаменты. Номера оборудованы всем необходимым для комфортного отдыха. Есть лобби, оснащенное кофеваркой. Завтрак. Бесплатный Wi-Fi на всей территории. Парковка. Работает экскурсионное бюро.
Стоимость двухместного номера в сутки в 200-220 €, стоимость семейного номера или апартаментов – 350-380 €. Адрес: г. Лонгийр, постбокс 511/513. Для самых отважных путешественников в городе есть два кемпинга, где можно отдохнуть с палатками.
Интересные факты об архипелаге Шпицберген
Шпицберген давно оброс легендами и тайнами. Что-то вымысел, что-то нет.
Например:
- На Архипелаге нет кладбища. Похороненные тела не разлагаются и становятся добычей медведей. Поэтому, на острове нельзя умирать. Кстати, рождаться тоже.
- Здесь нет преступности и бомжей. Самый «известный» бомж смог прожить на острове около года и сбежал.
- На одного человека, проживающего на островах, приходится полтора медведя.
- В 1952 году над архипелагом взорвался неопознанный летательный объект. Версий было множество, но, правда до сих неизвестна.
- На территории архипелага действует особый режим налогообложения. В частности, нет налога на добавленную стоимость. Поэтому цены на многие товары выглядят очень привлекательно.
- При покупке алкоголя у приезжих могут потребовать посадочный талон на самолет – не спешите его выкидывать. Дело в том, что на островах ведется борьба с пьянством и местные шахтеры могут приобрести спиртное только по специальным талонам. Что делать, если прибыл на круизном лайнере – наверное искать другой магазин.
- На острове нельзя держать котов. Они могут разорять гнезда птиц, которые вынуждены гнездиться на земле.
Нюансов пребывания на острове Шпицберген, который расположен в самой северной части карты мира — великое множество. Но это не делает его менее привлекательным в глазах любителей экстрима. Да и отдых в Арктике с каждым годом становится все более комфортным.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео об острове Шпицберген
Шпицберген. Интересные факты о Шпицбергене:
Запрос «Грумант» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Запрос «Свальбард» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Шпицберген | |
---|---|
норв. Svalbard | |
Характеристики | |
Крупнейший остров | Западный Шпицберген |
Общая площадь | 61 022 км² |
Наивысшая точка | 1713 м |
Население | 2939 чел. (2020) |
Плотность населения | 0,05 чел./км² |
Расположение | |
78°11′ с. ш. 15°51′ в. д.HGЯO | |
Акватория | Северный Ледовитый океан |
Страна |
|
Шпицберген |
|
Медиафайлы на Викискладе |
Шпицбе́рген (нем. Spitzbergen, нидерл. Spitsbergen; Сва́льбард, норв. Svalbard; старорус. Гру́мант[1][2][3]) — обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26′ и 80°50′ северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть Норвегии. Административный центр — город Лонгйир. Архипелаг и прибрежные воды — демилитаризованная зона.
Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Россия, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт — посёлок Баренцбург, а также посёлки Пирамида и Грумант (законсервирован).
Этимология[править | править код]
Принятое в русском языке название «Шпицберген» является прочитанным на немецкий манер нидерл. Spitsbergen — это название дал архипелагу в 1596 году голландский мореплаватель В. Баренц, буквально оно означает «острые горы» (нидерл. spits — «острый», bergen — «горы»). У русских поморов употреблялось название «Грумант» или «Груман», которое считается[4][2] искажённой передачей топонима «Гренландия» (швед. Grönland)[5], — по средневековым представлениям, Шпицберген на севере соединялся с Гренландией, а её название известно в формах «Груланд, Грутланд»[2]. В самой Норвегии принято название «Свальбард» (норв. Svalbard) — «холодный край», которое скандинавские мореплаватели XII века дали какой-то открытой ими северной земле, позже отождествлённой Ф. Нансеном со Шпицбергеном[2].
География[править | править код]
Карта архипелага Шпицберген
Площадь архипелага — 61 022 км².
Состоит из трёх крупных островов — Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля и остров Эдж; семи более мелких островов — остров Баренца, Белый, Земля Принца Карла, Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий, Свенскёйа, остров Вильгельма; а также групп островов, маленьких островков и шхер, общей площадью 621 км².
Наиболее крупные острова:
Остров | Площадь (км²) |
---|---|
Западный Шпицберген | 37 673 |
Северо-Восточная Земля | 14 443 |
Эдж | 5074 |
Баренца | 1288 |
Белый | 682 |
Земля Принца Карла | 615 |
Конгсёйа | 191 |
Медвежий | 178 |
Свенскёйа | 137 |
Вильгельма | 120 |
Другие (общая площадь) | 621 |
Всего | 61 022 |
Природные условия[править | править код]
Горный рельеф. Самая высокая точка островов — гора Ньютон (1713 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² — больше половины площади архипелага.
Берега изрезаны фьордами.
Многолетнемёрзлые породы — мощность слоя до 200 м. Естественное оттаивание грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,6 м.
- Геологическое строение
В строении архипелага участвуют, как правило, каледониды. Но они больше похожи на каледониды Гренландии, чем Скандинавии. Однако те и другие являются порождением раннепалеозойского океана Япетус, который раскрылся примерно в начале кембрия около 550 млн лет назад[6]. Этот древний океан располагался в приэкваториальных широтах в субмеридиональном направлении от 30° ю. ш. (древние координаты) на север, между древними континентами Балтика и Канадо-Гренландия. В состав Шпицбергена входят также и более древние породы (байкальской складчатости). По-видимому, это часть баренцевоморской плиты, которая и имеет протерозойско-раннекембрийский возраст. Большая часть фундамента Шпицбергена формировалась где-то на активной окраине древнего океана Япетус около 500 млн лет назад в раннем ордовике и представляет собой островодужные магматические формации, сильно смятые во время столкновения континентов в силуре.
К началу силура океан Япетус стал сокращаться, неся Балтику навстречу Канадо-Гренландии,
(450—440 млн лет назад) Британские острова, остров Ньюфаундленд и Шпицберген, который испытывал сильное поднятие и вулканические извержения к середине-концу силура. Затем произошло окончательное столкновение Балтики (Скандинавии), Британских островов, Гренландии, Ньюфаундленда и Северной Америки (Лаврентии). Остатки древних островных дуг, известняков, обломочных океанских пород океана Япетус были смяты и подняты ввысь на 9—11 тыс. метров. На месте столкновения этих частей света поднялся горный хребет выше, чем сегодняшние Гималаи.
400 миллионов лет назад Скандинавия была уже соединена с Гренландией и где-то между ними находился и Шпицберген. Британские острова, Ньюфаундленд и Северная Америка также были соединены вместе. В позднем палеозое местами происходило внедрение гранитоидов. Нынешние месторождения меди, хрома, никеля, титана, железа, цинка, урана и других металлов, которые сейчас находятся на Кольском полуострове, в Скандинавии, Гренландии, Шпицбергене, на Британских островах и на восточном побережье Северной Америки, образовались именно в ту эпоху[7].
Крупные залежи высококалорийного каменного угля — оцениваются в 10 млрд тонн. Уникальной особенностью Шпицбергена также является значительное количество пород с ископаемыми остатками растений и животных. В 2007 году норвежской группе палеонтологов удалось обнаружить на архипелаге остатки крупнейшего плиозавра Pliosaurus funkei. Высокое разнообразие геологических пород архипелага объясняется его длительной миграцией по мантии Земли, во время которой Шпицберген побывал в разных климатических зонах.
Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4—5 баллов по шкале Рихтера, предполагается возможность землетрясений до 6—7 баллов.
Климат[править | править код]
Январь | −14,1 °C |
Февраль | −20,7 °C |
Март | −19,0 °C |
Апрель | −13,1 °C |
Май | 0−5,0 °C |
Июнь | 0+1,4 °C |
Июль | 0+4,4 °C |
Август | 0+2,8 °C |
Сентябрь | 0−0,5 °C |
Октябрь | 0−6,9 °C |
Ноябрь | −10,8 °C |
Декабрь | −16,3 °C |
Климат субарктический, на западе значительно смягчён тёплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4…+6 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Из-за влияния Гольфстрима зимние температуры на Шпицбергене в среднем на 20 градусов выше, чем в прочих местах сравнимой широты. Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль 1978), минимальная −46,3 °C (март 1986).
Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населённых пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли, придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днём и ночью летом заметна и может достигать 5—10 °C. Первые снегопады приходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие делает возможным движение снегоходов.
Флора и фауна[править | править код]
Земля Принца Карла, в 1973 здесь создан национальный парк Форландет
Национальные парки Шпицбергена
Растительность тундровая — берёза карликовая (лат. Bétula nána), полярная ива (лат. Salix polaris), мхи, грибы, лишайники и более 170 видов сосудистых растений.
Из млекопитающих на островах только белый медведь, шпицбергенский северный олень (самый маленький из подвидов северных оленей), а также песец. Попытки интродукции на архипелаг других сухопутных млекопитающих, в частности полярных зайцев и овцебыков из Гренландии, успехом не увенчались. Также около берегов Шпицбергена изредка можно встретить нарвалов. На архипелаге в изобилии присутствуют морские животные — нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, моржи, белухи, киты. Все перечисленные животные (кроме белых медведей) достаточно часто встречаются в непосредственной близости к населённым пунктам.
На Шпицбергене отмечается около 90 видов птиц, из которых 36 постоянно гнездятся на архипелаге[8]. Единственным видом, проживающим на Шпицбергене круглый год, является полярная (белая) куропатка (лат. Lagopus mutus hyperboreus). Остальные птицы на зиму улетают в южные страны, и возвращаются на архипелаг лишь весной для гнездования и выведения потомства.
На Шпицбергене обнаружено всего три вида чешуекрылых, один из них – Apamea zeta.
Около половины территории занимают природоохранные зоны: 3 заповедника и 3 заказника.
Уникальной особенностью Шпицбергена является крайне низкое содержание микробов, пыли и паразитов в воздухе и почве. Низкая биологическая активность среды обеспечивает высокую сохранность как органики, так и искусственных объектов и сооружений. Даже будучи брошенными десятки лет, некоторые здания на Шпицбергене могут выглядеть так, как будто люди оставили их только вчера. По этой же причине на Шпицбергене в настоящее время нет кладбища и не проводятся захоронения.
Для среднестатистического жителя Европы, Азии или Африки, к Шпицбергену крайне трудно привыкнуть — за счёт иного биологического ритма, практически полного отсутствия зелени и уникального животного мира. На территории архипелага создано семь национальных парков, а многих зверей (включая оленей, белух и песцов) можно часто встретить прямо в Лонгйире или в районе аэропорта.
Также визитной карточкой Шпицбергена являются агрессивные крачки, защищающие свою территорию пикированием на прохожих.
Белых медведей и моржей увидеть гораздо труднее: летом они находятся на северной части архипелага, а зимой мигрируют на юг.
-
-
-
Шпицберген в августе
Правовой статус Шпицбергена[править | править код]
В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключён Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага (статья 3). Согласно статье 2 Договора Норвегия получила право на охрану и восстановление флоры и фауны, хотя забота об экологической ситуации не была характерна для того времени. В статье 8 Норвегия обязывалась создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, при этом устав не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая Норвегию. В 1925 году Горный устав для Шпицбергена был принят вместе с Национальным законом о Шпицбергене[9].
Военное значение[править | править код]
Географическое расположение Шпицбергена является чрезвычайно выгодным с военной точки зрения, позволяет контролировать судоходство и авиационное сообщение в Северном Ледовитом океане при условии расположения на острове необходимой военной инфраструктуры (пунктов базирования флота, аэродромов, радиолокационных и гидроакустических станций).
Советский Союз в своих переговорах с Норвегией неоднократно поднимал вопрос о совместном использовании территории Шпицбергена для обеспечения обороны острова, в частности для размещения советских военных баз на острове как в период Второй мировой войны, под предлогом необходимости защиты с суши северных конвоев, так и на заре Холодной войны, на фоне зарождающегося противостояния с США.
Норвежский Стортинг неоднократно рассматривал вопрос о предоставлении территории СССР под военные нужды, но всегда отклонял эти проекты большинством голосов. Одно из последних голосований по этому вопросу относится к лету 1947 года, когда большинство парламентариев в очередной раз отказали СССР в создании военной базы на острове (из 112 голосовавших 11 проголосовали «за», 101 «против» строительства советской военной базы)[10].
Конфликтные ситуации и споры[править | править код]
16 января 2017 года Береговая охрана Норвегии задержала у берегов Шпицбергена латвийское рыболовецкое судно «Сенатор», обвиняя рыбаков в незаконной добыче снежного краба из-за отсутствия соответствующего разрешения властей Норвегии. По мнению норвежского эксперта Пер-Арне Тотланда, арест латвийского судна имеет политическое значение и является своеобразным тестом — сможет ли Норвегия контролировать использование шельфа Шпицбергена[11].
2 апреля 2020 года береговой охраной Норвегии задержан российский траулер «Борей» за нарушение норвежских правил рыбной ловли в районе архипелага. МИД Российской Федерации направило посольству Норвегии ноту протеста в связи с задержанием траулера[12].
16 февраля 2021 года Норвегия и Европейский союз вступили в конфликт из-за прав на рыболовство у арктической территории Шпицбергена. Суть конфликта заключается в том, что ЕС в одностороннем порядке выделил себе квоту на добычу трески в размере 28 431 тонны для акватории Шпицбергена. Министр рыболовства Норвегии Одд Эмиль Ингебригтсен выразил протест Брюсселю, назвав этот шаг «совершенно неприемлемым» и противоречащим суверенным правам Норвегии по морскому праву[13].
История[править | править код]
Предположительно, русские поморы и викинги обнаружили архипелаг в XII веке.
Свальбард впервые упоминается в «Исландских анналах» в записи под 1194 годом, сообщающей, что «найден Свальбард» (Svalbardi funnin). Название «Свальбард» переводится как «холодные берега».[источник не указан 318 дней]
Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова считает, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов[14]. Всего известно более восьмидесяти поморских памятников[15]. Датский король Фредерик II в своём письме от 11 марта 1576 года упоминает о некоем русском кормщике Павле Никитиче (Paulus Nichetz) из Колы, согласном сообщить скандинавам данные об этой земле и провести туда корабли[16].
В 1596 году острова были открыты и документированы голландцем Виллемом Баренцем, который дал главному острову название «Спитсберген», что в переводе означает «острые горы». Баренц обнаружил на острове и в его сопредельных водах большое число моржей и китов, что дало старт многочисленным промысловым экспедициям. Примерно в это же время архипелаг появился на картах под названием «Santi Rustene»[17]. Через несколько лет свои права на эти земли заявили Англия и Дания.
В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в этом регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. Норвегия, наряду с Исландией и Японией, и сегодня продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла и запрет на экспорт китового мяса.
В 1743 году на острове Эдж (Малый Берун (Брун)) в юго-восточной части архипелага высадились четверо русских зверобоев из Мезени во главе с кормщиком Алексеем Химковым, судно которых затёрло льдами недалеко от его берегов. Не имея практически никаких припасов, они сумели провести на острове более 6 лет, занимаясь охотой на медведей, моржей и тюленей, ловлей песцов и заготовкой шкур. В августе 1749 года трое выживших зимовщиков были обнаружены русским торговым судном и доставлены в Архангельск[18][19].
В 1760 году заинтересовавшийся их историей французский учёный Пьер Людовик Леруа опубликовал на немецком языке в Риге и Митаве сочинение, переизданное в 1766 году на французском в Санкт-Петербурге, а в русском переводе 1772 года получившее название «Приключения четырёх российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесённых, где они шесть лет и три месяца прожили»[20].
В 1765—1766 Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом В. Я. Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала XX века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.
После прихода в упадок китобойного и пушного промысла в конце XVIII века, на протяжении следующих ста лет Шпицберген был фактически заброшен и считался terra nullius — ничейной территорией, то есть, несмотря на номинальные претензии на него разных стран, фактически никем не управлялся. Новая волна интереса началась лишь в конце XIX века, когда круглогодичный доступ к портам и относительно мягкий климат сделали Шпицберген основной базой для полярных экспедиций и арктического туризма.
В 1871—1872 годах объединенное правительство Швеции и Норвегии обменялось нотами с правительством России, в которых признавалось равенство всех стран в эксплуатации природных богатств Шпицбергена. Данный договор получил наименование «Соглашение 1872 года о Шпицбергене»[21].
На архипелаге побывало множество знаменитых исследователей, включая Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена и Эрнста Шеклтона. Северная часть острова Западный Шпицберген названа Земля Андре, в честь Соломона Андре, совершившего в 1897 году попытку достичь Северного полюса на воздушном шаре. В 1912 году Западный Шпицберген был также подробно описан и картографирован в рамках последней экспедиции знаменитого российского арктического исследователя и пионера Северного морского пути В. А. Русанова. Посещали Шпицберген и первые арктические туристы — состоятельные европейцы, включая представителя королевской семьи Монако принца Альберта.
С начала XX века на островах стало постепенно меняться и экономическое положение. Добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями привела к организации постоянных поселений. Суверенитет Норвегии над архипелагом был признан в 1920 году, когда США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Шпицбергенский трактат. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные земли в отсутствие главного соперника — Российской империи, что определило беспрецедентные условия договора. По соглашению, все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. 7 мая 1935 года к нему присоединился и СССР, уже имевший к тому времени на Шпицбергене несколько рабочих посёлков. СССР интересовал не только местный уголь, но и рыба. Уже в 1934 году к Шпицбергену была отправлена экспедиция на зверобойном боте «Николай Книпович», которая обнаружила сельдь[22]. За ней совершил рейс к островам корабль «Авангард», который вернулся в Мурманск с 25 тоннами улова после 18-дневного плавания[22].
С середины 1920-х годов Шпицберген становится всемирно известен как база полярной авиации — например, полётов Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Элсуорта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена—Эллсворта—Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».
Во время Второй мировой войны, Шпицберген не мог выступать в качестве полноценной военной базы, поэтому его население было эвакуировано, а присутствие немецких войск на архипелаге было ограничено забрасываемыми с самолётов и подводных лодок метеостанциями, корректирующими работу немецкой авиации в Заполярье[23]. Для их ликвидации в 1942 году в район Лонгйира из Шотландии был заброшен небольшой норвежский отряд на двух судах Isbjørn и Selis[24]. Несмотря на то, что оба судна были уничтожены, норвежцы сумели закрепиться на берегу. В 1943 году для уничтожения этого отряда немцы выслали к Шпицбергену отряд кораблей из линкоров «Тирпиц», «Шарнхорст» и девяти эсминцев, которые разрушили большую часть Лонгйира и Баренцбурга артиллерийским огнём (одну из подожжённых тогда угольных шахт удалось погасить лишь в 1960 году). Высадка немцев на берег была менее удачной — норвежцы в районе Баренцбурга оказали сопротивление огнём береговой артиллерии и отошли в горы к посёлку Грумант[25][26].
В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде кроме норвежской Свеагрувы. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы. Арктикуголь с задачей диверсификации экономической деятельности справиться не смог и в постсоветский период дотируется из госбюджета. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 год составили 395,6 млн рублей[27].
Также с 1949 года возобновились советские промысловые плавания к Шпицбергену за рыбой. Первая крупная экспедиция 1949 года выловила 462 тонны сельди[28].
Современное состояние[править | править код]
Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством Норвегия и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).
На островах два официальных языка — норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза[29].
Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske, а также по концессии российским государственным трестом «Арктикуголь» (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и отчасти имиджевым проектом[30].
Действует аэропорт Свальбард с регулярными рейсами в Норвегию (Осло, Тромсё) и нерегулярными (чартерными) рейсами Арктикугля в Москву. Один из таких рейсов стал причиной крупнейшей трагедии в истории Шпицбергена: 29 августа 1996 года при заходе на посадку прямо напротив Лонгйира потерпел катастрофу российский самолёт Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа[31].
В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Рядом находится Арктический мировой архив. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT[en], а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских («МегаФон»), так и норвежских операторов.
Население[править | править код]
Население архипелага — около 2600 человек (на 1 января 2009 года[32]). Из них 69,9 % — норвежцы, 18,3 % — русские и украинцы, 0,4 % — поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать граждане всех государств, подписавших Шпицбергенский трактат. С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работников сферы обслуживания и туризма.
После распада СССР некоторое количество бывших сотрудников «Арктикугля» переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтёрских посёлков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.
Самое большое поселение — Лонгйир, около 2000 человек, большинство — норвежцы. Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:
- российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (470 человек), Пирамида (7-10 человек зимой, до 50 — летом, большей частью законсервирован) и Грумант (законсервирован);
- норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100);
- норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300);
- польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).
Также существует законсервированный посёлок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу. В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи посёлка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.
Экономика[править | править код]
С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооружённым глазом. Такая геологическая формация привела к возникновению многочисленных небольших шахт и угольных разрезов вдоль береговой линии, которые открывались и закрывались по мере исчерпания и разведки пластов. Размер поселений на Шпицбергене обычно соответствовал мощности близлежащих угольных разрезов.
По мере истощения угольных запасов власти Норвегии старались диверсифицировать экономику острова путём развития туризма, с целью уменьшения дотационности региона, и расширения научно-исследовательского сектора.
В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике.
В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»).
В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.
Культура[править | править код]
Функционирует полярный музей и Свальбардский международный университет, ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии.
Религия[править | править код]
В Лонгйире находится единственная действующая лютеранская церковь со своим священнослужителем. В Баренцбурге — православная часовня.
По согласованию с Русской православной церковью и Католической церковью в Норвегии лютеранский пастор окормляет верующих этих церквей.
СМИ[править | править код]
Ретранслируются телепередачи из Москвы (1-я программа, программы «Россия 1», «НТВ» и пр.)[33], с 1984 года ретранслируются телепередачи из Осло[34].
См. также[править | править код]
- Рубль Шпицбергена
- Земля Франца-Иосифа
Примечания[править | править код]
- ↑ ШПИЦБЕРГЕН // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 1 2 3 4 Поспелов, 2002, с. 475.
- ↑ ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова. gramota.ru. Дата обращения: 2 июля 2022.
- ↑ Зубов Н. Н. 6. Происхождение названия Грумант // Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов. — М.: Географгиз, 1954. — 476 с. — 10 000 экз.
- ↑ Груман // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
- ↑ Славинский В. В. Тепловой режим литосферы пассивных континентальных окраин на примерах Северо-Западного Шпицбергена и Юго-Восточной Австралии // Материалы XLII Тектонического совещания. — Москва: Геологический институт (ГИН) РАН, 2009. — Т. 2. — С. 191—195.
- ↑ Конюхов А. И. Сколько было Атлантических океанов? Дата обращения: 11 февраля 2012. Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года.
- ↑ Kovacs K.M., Lydersen Ch. Birds and mammals of Svalbard. Polarhandbok № 13. — Oslo, 2006, 203 p.
- ↑ О Шпицбергене. История. Архивировано из оригинала 16 декабря 2004 года. Сайт посольства России в Осло, Норвегия.
- ↑ Norway: Spitsbergen Decision. // Military Review. — July 1947. — Vol. 27 — No. 4 — P. 68.
- ↑ На Шпицбергене задержали латвийское рыболовецкое судно. Regnum (24 октября 2017).
- ↑ Норвегия назвала причину задержания российского траулера «Борей». РБК. Дата обращения: 11 марта 2021.
- ↑ EU and Norway in dispute over Arctic cod (англ.). Fish Farmer Magazine (8 марта 2021). Дата обращения: 11 марта 2021.
- ↑ Вадим Старков. Добаренцевый период в истории Шпицбергена. Очерки истории освоения Арктики. Том I. Шпицберген. История России. Библиотека. statehistory.ru. Дата обращения: 18 декабря 2019.
- ↑ Поморы с острова Грумант | Публикации | Вокруг Света. www.vokrugsveta.ru. Дата обращения: 18 декабря 2019.
- ↑ Русский перевод письма: Филиппов А. М. К библиографии о Шпицбергене. II. Датский документ о посещении Шпицбергена русскими в XVI веке // Литературный вестник. — 1901. — Вып. 4. — С. 439—441.
Датский оригинал опубликован в: Pingel C. XXXIII. Om de vigtigste Reiser, som i nyere Tider ere foretagne fra Danmarķ og Norge, for igjen at opsöge det tabte Grönland og at undersöge det gjenfundne (датск.) // Grønlands Historiske Mindesmærker. — 1845. — Bd. 4. — S. 635. - ↑ Abraham Ortelius: Septentrionalium Regionum Descrip. (англ.). Barry Lawrence Ruderman Antique Maps Inc.. Дата обращения: 5 января 2015.
- ↑ Редакция журнала Наука и жизнь. Заполярные Робинзоны. www.nkj.ru. Дата обращения: 18 декабря 2019.
- ↑ Николай Зубов. Отечественные мореплаватели-исследователи морей и океанов. — Litres, 2022-01-29. — 946 с. — ISBN 978-5-457-68512-3.
- ↑ Пётр-Людовик Ле Руа. Приключения четырёх российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесённых. Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано из оригинала 25 октября 2017 года.
- ↑ Повал Л. М. Российско-норвежские соглашения о разделе арктических пространств // Арктика и Север. — 2012. — № 6.
- ↑ 1 2 Порцель А. К. Первые советские рыбопромысловые экспедиции к Шпицбергену и Исландии (1946—1952 гг.) // Арктика и Север. — 2015. — № 18. — С. 97
- ↑ Какие немецкие солдаты капитулировали только 4 сентября 1945 года. russian7.ru. Дата обращения: 18 декабря 2019.
- ↑ Svalbard’s history – the cruise book from Svalbard (англ.). Norsk PolarInstitute. Дата обращения: 2 ноября 2010. Архивировано из оригинала 29 сентября 2010 года.
- ↑ С. Патянин // Операция “Цитронелла”. цусима.org.ru. Дата обращения: 10 ноября 2010. Архивировано из оригинала 1 декабря 2010 года.
- ↑ Печуров Л. В. Архипелаг Шпицберген: бои стратегического значения. // Военно-исторический журнал. — 1995. — № 1. — С.12-17.
- ↑ Присутствие Российской Федерации на архипелаге Шпицберген: политико-правовые, экономические и гуманитарные аспекты // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации : научно-информационный бюллетень / Совет Федерации, Комитет по делам Севера и малочисленных народов / отв. за вып. В. Я. Стрельцов. — М.: Изд. Совета Федерации, 2007. — Вып. 6. — С. 127. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Порцель А. К. Первые советские рыбопромысловые экспедиции к Шпицбергену и Исландии (1946—1952 гг.) // Арктика и Север. — 2015. — № 18. — С. 102
- ↑ РФ продолжит своё присутствие на норвежском Шпицбергене. Взгляд (24 марта 2009). Дата обращения: 5 января 2015.
- ↑ Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 4 апреля 2011 г. N 142 г. Москва «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию Государственный трест Арктикуголь» Российская Газета
- ↑ Николай Непомнящий, Михаил Курушин. [Кн. 4: Катастрофы в воздухе, Ч. 2: Хроника последних десятилетий] // Великая книга катастроф. — М.: Олма медиа групп, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-373-01023-8.
- ↑ Table 1 Population in the settlements. Svalbard (англ.). www.ssb.no. Дата обращения: 18 декабря 2019.
- ↑ Арктикуголь – Связь, телевидение. arcticugol.ru. Дата обращения: 18 декабря 2019.
- ↑ Jon Annar Fordal. Fjernsynets historie (бук.). NRK (22 апреля 2009). Дата обращения: 18 декабря 2019.
Литература[править | править код]
- Белов М. И. По следам полярных экспедиций. — Л.: Гидрометеоиздат, 1977. — 144 с.: ил. с.
- Шокальский Ю. М. —. Шпицберген // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Наталья Козлова. Остров арестованных кораблей // Российская газета. — 2005. — № 3904.
- Надежда Сорокина. Москва не ослабит позиций на Шпицбергене // Российская газета. — 2006. — № 4024.
- Ле Руа П. Л. Приключения четырёх российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесённых / Пред. М. И. Белова. Прим. В. Ю. Визе. — 4-е изд. — М.: Мысль, 1975. — 56 с.: ил.
- Зингер Е. М. Страна гор и ледников // Природа : журнал. — Наука, 1997. — № 8.
- Саватюгин Л. М., Дорожкина М. В. Архипелаг Шпицберген: Российские имена и названия. — СПб.: Наука, 2009. — 272 с.
- Гнилорыбов Н. А. Угольные шахты на Шпицбергене. — М.: Недра, 1988. — 191 с.
- Зингер Е. М. Шпицберген — ледовый архипелаг. — М.: Пента, 2006. — 302 с.
- Наука на Шпицбергене: история российских исследований. — СПб.: ГАМАС, 2009. — 408 с.
- Чернышёв Ф. Н. Русская экспедиция на Шпицбергене. — Мир Божий. — 1901. — 261 с.
- Королёва Н. Е., Константинова Н. А., Белкина О. А., Давыдов Д. А., Лихачёв А. Ю., Савченко А. Н., Урбанавичене И. Н. Флора и растительность побережья залива Грен-фьорд (архипелаг Шпицберген). — Апатиты: Изд. К & М, 2008. — 132 с.
- Михайлов И. А. Архипелаг Шпицберген: перекрёсток событий и судеб. — М.: Научный мир, 2004. — С. 226. — 1000 экз. — ISBN 5-89176-256-0.
- Кокин О. В. Рельеф и отложения краевых зон ледников Западного Шпицбергена.
- Радзиевская С. В. Остров мужества.
- Поспелов Е. М. Шпицберген // Географические названия мира. Топонимический словарь: Ок. 5000 единиц / отв. ред. Р. А. Агеева. — 2-е изд. — М.: Русские словари; Астрель; АСТ, 2002. — С. 475. — 512 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-002938-1, ISBN 5-271-00446-5, ISBN 5-93259-014-9, ISBN 5-17-001389-2.
- Материалы по геологии Шпицбергена. Ленинград: НИИГА, 1967.
- David Roberts. Four Against the Arctic: Shipwrecked for Six Years at the Top of the World. (2003). Simon & Schuster. ISBN 0-7432-2431-0.
- История картографирования и археологическое изучение
- Старков В. Ф. Очерки истории освоения Арктики. Том 1: Шпицберген / Ред. д-р ист. наук А. К. Станюкович; Рецензенты: д-р ист. наук В. П. Даркевич, канд. ист. наук В. И. Завьялов. Институт археологии РАН. — Изд. 2-е. — М.: Научный мир, 2009. — 96 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-91522-101-6.
Ссылки[править | править код]
- Шпицберген // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Шпицберген // Современная энциклопедия. — 2000. в «Современной энциклопедии»
- ШПИЦБЕРГЕН (Spitsbergen) // Большой Энциклопедический словарь. — 2000.
- Шпицберген // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. Т. 1-2. — СПб., 1907—1909.
- Sysselmesteren på Svalbard (норв.). — веб-сайт губернатора Шпицбергена
- TopoSvalbard — интерактивная карта, Норвежский Полярный Институт
- История одного города: Лонгийербюен (Шпицберген) на «Эхе Москвы»