как определить грамматически правильное продолжение предложения.
Ученик
(145),
закрыт
8 лет назад
St@rHammer
Ученик
(142)
10 лет назад
первая часть – обособленное обстоятельство (деепричастный оборот)
деепричастие “выполняется” кем-то, например:
2предл: проблемы (подл) , возникли (сказ) . задаем вопрос от подлежащего к деепричастию (проблемы (что сделали?) возникли, (при этом что делая? ) читая) , но “проблемы” не могут читать.
4предл: Алла (что делала?) находила (при этом что делая? ) читая-подходит.
Ответ: 4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ (СИНТАКСИЧЕСКИЕ) НОРМЫ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Рассмотрим вариант задания А4 в демонстрационном варианте 2014 года:
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Следующий далее теоретический материал взят из книги Г.Т. Егораевой «Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций».
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (к а к?) сидя на ветке). Поэтому и основное, и добавочное действие должны выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель – подлежащее, выполняющее оба действия).
Обратимся к примеру:
1. Готовясь к приёму гостей, производится тщательная уборка.
2. Готовясь к приёму гостей, я всегда тщательно убираю квартиру.
В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее (уборка; я). Но при этом в 1-м предложении подлежащее «уборка» не может выполнять действие, о котором идёт речь в деепричастном обороте: «уборка» не может «принимать гостей». Значит, 1-е предложение содержит грамматическую (синтаксическую) ошибку.
Во 2-м предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключённое в сказуемом «убираю», и добавочное, заключённое в деепричастии «готовясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической (синтаксической) ошибки.
односоставных определённо-личных предложениях
с
деепричастным оборотом подлежащего нет, сказуемое в них может быть выражено
глаголом в следующих формах:
1.
В форме повелительного
наклонения: Читая исходный текст, обращайте внимание на способы выражения
авторской позиции.
2.
В форме 1-го
или 2-го лица изъявительного наклонения:
Читая исходный текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции.
односоставных безличных предложениях
деепричастный оборот может быть
употреблён только в том случае, если в сказуемом есть форма инфинитива: Читая исходный текст, следует
обратить внимание на способы
выражения авторской позиции.
Таким образом, основные
способы грамматически верных продолжений предложений с деепричастным оборотом
представлены в следующей таблице.
Начало предложения (деепричастный оборот, |
Правильные варианты предложений |
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,… |
…ученик повторял синтаксис простого |
…решаю (решаем, решаешь, решаете) |
|
…тщательно повторяйте пройденное. (В определённо-личном |
|
…необходимо тщательно повторить |
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
1.
Деепричастный
оборот не может быть употреблён, если
действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастным
оборотом, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь
калькулятором, расчёт производится быстро»).
2.
Деепричастный
оборот не может быть употреблён в безличном предложении, если в составе
сказуемого нет инфинитива глагола (нельзя:
«Гуляя вечером, мне нездоровилось»).
3.
Если
предложение выражено конструкцией со
страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблён, т.к. исполнитель действия, выраженного
сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив
необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет
осмотрен техниками»).
К заданию А 4
Синтаксические нормы
(построение
предложения с деепричастием)
Из книги
Дитмара Эльяшевича Розенталя «А как лучше сказать?»
«Подъезжая к сией станции… у меня слетела шляпа»
Эта фраза-пародия (из
юмористического рассказа А.П. Чехова) страдает не только орфографической
неграмотностью («сией» вместо сей), но и стилистической
беспомощностью: в ней нарушено правило,
чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В
приведенном примере речь идет о действиях двух предметов в
грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и
о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения
легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно
располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сей станции, у меня слетела».
Сравните также неправильное
употребление деепричастия в предложениях: «Прощаясь
с друзьями, один из них сказал мне…»; «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».
Примеры из ученических работ: «Живя и
вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому
обществу навыки, привычки и взгляды»; «Читая эти строки из романа „Как
закалялась сталь“, создается впечатление, что автор выражает наши мысли и
чувства» и т. п. В подобных случаях деепричастные o6ороты следует
заменять придаточными предложениями обстоятельственными.
Встречающиеся у
писателей-классиков отступления от литературной нормы представляют собой либо
галлицизмы (обороты, возникшие под воздействием французского языка, где такие
конструкции допустимы), либо результат влияния народной речи. Например: …Имея право выбирать оружие, жизнь
его была в моих руках (А.С.
Пушкин); Проезжая на
возвратном пути в первый раз весной знакомую березовую рощу, у меня голова
закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания (И.С. Тургенев).
Не используются деепричастные
обороты в безличных предложениях типа «Подходя
к лесу, мне стало холодно» (в этом предложении имеется логическое
подлежащее мне, но нет грамматического
подлежащего, которому можно было бы приписать действие, выраженное
деепричастием). Поэтому устарелыми представляются предложения, подобные
следующим: …Убедившись, что
понять этого он не сможет, ему стало скучно (Л.Н.Толстой); Прочитав внимательно рассказ, мне
думается, что редакторских поправок в нем нет (М.
Горький).
деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола
,
например: Выполняя это
упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведенными в задании.
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Предложения с деепричастными оборотами.
Начнём повторение теории.
Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.
Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.
Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ
Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.
Рассмотрим пример.
Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.
Сказуемое «повторял»- основное действе,
Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.
( Деепричастие всегда можно заменить глаголом.)
Помните: оба действия (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)
Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.
Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.
Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.
Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.
- Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).
Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)
- Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).
Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).
- Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.
Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.
Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.
В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.
Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.
- Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).
Пример.
Подъезжая к городу, начался сильный дождь.
(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).
Верно.
Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.
- Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.
Пример.
Приехав в город, мне стало грустно.
Верно.
Когда я приехала в город, мне стало грустно.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Предложения с причастными оборотами.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Найдите деепричастный оборот.
- Посмотрите, чем выражено сказуемое.
- Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
- Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
- Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.
Рассмотрим примеры.
- Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.
(Верно. Он выполняет, и он изучает)
- Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.
(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)
- Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.
(Верно. Есть инфинитив «изучать»).
- Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.
(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.
Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).
- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.
Верно. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.
Деепричастный оборот, примеры предложений
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.
Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами.
Правило.
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:
- основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
- часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
- возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве
Предложения с деепричастным оборотом (примеры)
- Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
- В избушке, распевая, дева прядёт.
- Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
- Гусь, увидя детей, улетел.
- Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.
Ловушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Синтаксические нормы. Алгоритм действий.
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
Разбор задания.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте найдем грамматическую основу:
1) меня начали покидать силы .
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна .
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
Также посмотрите видео, если что-то непонятно.
Потренируйся.
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,
1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.
2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.
3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.
4) она была принята критиками без восторга.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Деепричастный оборот, примеры предложений
Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrekomendacii.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
А4: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать , что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.
Деепричастный оборот не употребляется:
1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что… ) ;
2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву… или Приехав в Москву, он загрустил );
3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование ).
Грамматически верные продолжения предложения:
- Подлежащее выполняет основное действие (сказуемое) и дополнительное (деепричастие).
- Деепричастие и сказуемое относится к одному и тому же подлежащему.
Если нет подлежащего, то сказуемое (глагол) может:
- стоять в форме повелительного наклонения;
- стоять в форме 1 – го и 2 – го лица изъявительного наклонения (к глаголу можно подставить местоимения я, мы, ты, вы);
- быть составным глагольным сказуемым (вспомогательный глагол + инфинитив)
- В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
- Проснувшись на другой день, я сразу же подумал о предстоящем походе.
- Предположив, что это последний поезд, я совсем расстроился.
- Схватив ребенка в охапку, мать побежала на другую сторону улицы.
- Возвращаясь с выставки, ему пришлось заехать к родителям.
- В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
- Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.
- Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
- Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
- Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Расставив знаки препинания неправильно,
- вы рискуете получить неудовлетворительную отметку.
- мне было обидно.
- Маша закрыла тетрадь.
- я ничуть не расстроился.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Путешествуя по разным странам,
- мой фотоальбом заметно пополнялся.
- следует для сохранения впечатлений вести дневник.
- я заметно расширил свои представления о мире.
- мой друг всегда мечтал о возвращении на родину.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
- мы двинулись в обратный путь.
- следует вернуться к упражнениям.
- альпинисты продолжили восхождение.
- мысли лучше идут на ум.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
- студенты обращались к справочной литературе.
- вы часто встречаетесь с новыми словами и выражениями.
- мне потребовался словарь.
- я никогда не отвлекался.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
- для Бродского начинается новый период жизни.
- И. Бродский пошел рабочим на завод, потом – в больничный морг.
- желание писать стихи не покидало поэта никогда.
- вскоре, в 1963 году, И. Бродского объявили тунеядцем и отдали под суд.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Сделав Ириша Хулигэна персонажем множества пародий и рисунков,
- это слово английского происхождения.
2) в комической песенке 90-х годов 19 века упоминается его имя.
3) у его семейства была дурная слава.
4) одна из газет создала ему невольную рекламу.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Забыв пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду,
- памятью об этом мифе осталось выражение яблоко раздора.
- греками овладело желание отомстить троянцам.
- родители героя Троянской войны Ахилла были жестоко наказаны.
- судьей между ними был избран троянский юноша Парис.
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обладая чудесным пламенем,
- об античном мифе известно всем и сегодня.
- у титана Прометея возникла мысль помочь людям.
- в мифах Древней Греции упоминается много имен реальных исторических деятелей.
- люди перестали подчиняться небожителям.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Решив отомстить одесскому градоначальнику Зеленому,
- у известного всей Одессе самодура не нашлось ни одного защитника.
- знаменитый дрессировщик Дуров вывел на арену цирка свинью, покрашенную в зеленый цвет.
- всем хотелось попасть на вечернее цирковое представление.
- в Одессе не хотелось долго задерживаться.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Стоя по горло в воде,
- фригийского царя ждало наказание.
- муки Тантала – страшная кара.
- тантал так и не смог утолить жажду.
- вода уходила из-под его губ.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая устную речь,
- она заставляет нас задуматься.
- мы не задумываемся над ее звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл.
- необходимо единство правил произношения.
- каждое отклонение при этом от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,
- от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям.
- у Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси.
- захваченных земель у Романа Волынского стало больше.
- Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Благословляя своего избавителя,
- изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки.
- жителями города было сделано много для его защиты.
- жители Галича называли Мстислава Храброго красным солнышком.
- у жителей Галича появился защитник и могущественный покровитель.
Ответы: 1 – 4, 2- 3, 3- 2, 4 – 1, 5 – 4, 6 – 3, 7 – 2, 8 – 4, 9 – 3, 10 — 4, 11 – 2, 12 – 3, 13 – 2, 14 – 4, 15 – 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный ресурс закрепляет умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Дан алгоритм выполнения заданий данного типа. (Подготовка к ЕГЭ — выполнение задания А-4).
Учебный тренажёр помогает выработать навык построения предложения с деепричастным оборотом. Только вначале нужно составить алгоритм выполнения задания, а после этого приступать к работе с тренажёром.
Благодаря данному тренажеру можно отработать умение выбирать грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.
Данный алгоритм призван помочь учащимся опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом.
Данный урок относится к урокам открытия нового знания.
Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий.
В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить.
источники:
http://5-ege.ru/sintaksicheskie-normy/
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/03/27/sintaksicheskie-normy-postroenie-predlozheniya-s
Теория к заданию А4 ЕГЭ по русскому языку. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (как?) сидя на ветке). Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).
Обратимся к примеру:
1. Готовясь к приему гостей, производится тщательная уборка.
2. Готовясь к приему гостей, я всегда тщательно убираю в квартире.
В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащее уборка не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте: уборка не может «принимать гостей». Значит, это предложение с грамматической ошибкой.
Во 2-м предложении подлежащее я выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом убираю, и добавочное, заключенное в деепричастии готовясь. Следовательно, в этом предложении нет грамматической ошибки.
Но в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм:
1. В форме повелительного наклонения: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции.
2. В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).
3. В форме инфинитива в значении повелительного наклонения: Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.
Таким образом, основные способы грамматически верных предложений с деепричастным оборотом можно увидеть в следующей таблице.
Начало предложения (деепричастный оборот, обозначающий добавочное действие сказуемого) |
Правильные варианты предложений |
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,… |
ученик повторял синтаксис простого предложения. (Есть подлежащее, которое выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «повторял», и добавочное, заключенное в деепричастии «готовясь») |
а) решаю сложные тесты; решаем сложные тесты. (Есть сказуемое в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (можно восстановить подлежащее, выраженное местоимениями я, мы, ты, вы) |
|
б) тщательно повторяйте пройденное. (В определенно-личном предложении есть глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения) |
|
в) необходимо тщательно повторить пройденный материал. (Есть инфинитив в значении повелительного наклонения) |
Обратите внимание
1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко»).
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).
3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).
Разберем задание
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая любимую музыку,
1) каждый раз открываешь в ней что-то новое.
2) время как будто перестает существовать.
3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.
4) она никогда не надоедает.
Во втором, третьем и четвертом предложениях подлежащие (время, что-то, она – музыка) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (слушать музыку). В первом варианте подлежащего нет, но присутствует глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени — открываешь, по которому легко восстановить подлежащее (ты). Именно это подлежащее может выполнять оба действия (слушать музыку и открывать что-то новое в ней). Ответ — 1.
Слайд 1
Продолжение предложения с деепричастным оборотом
Слайд 2
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь, … 1 ) меня начали покидать силы. 2 ) ученики самостоятельно справились с заданием. 3 ) самостоятельность очень важна. 4 ) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Слайд 3
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь, … 1 ) меня начали покидать силы . 2 ) ученики самостоятельно справились с заданием. 3 ) самостоятельность очень важна . 4 ) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Слайд 4
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Закаляя характер , … 1) учитываются отношения с окружающими людьми. 2) не потакайте своим слабостям. 3) меняются принципы, мысли, желания. 4) мне помогли в этом родители.
Слайд 5
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Закаляя характер , … 1) учитываются отношения с окружающими людьми. 2) не потакайте своим слабостям . ( вы ) 3) меняются принципы , мысли , желания . 4) мне помогли в этом родители .
Слайд 6
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Выйдя из дома, … 1) начался сильный дождь. 2) мне нужно было торопиться . 3) повеяло сыростью . 4 ) я решил подождать отца.
Слайд 7
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Выйдя из дома, … 1) начался сильный дождь . 2) мне нужно было торопиться . 3) повеяло сыростью . 4 ) я решил подождать отца.
Слайд 8
Играя в футбол, … 1 ) воспитывается чувство коллективизма. 2 ) у меня подвернулась нога, 3 ) незаметно пролетело время. 4 ) вы должны соблюдать правила.
Слайд 9
Играя в футбол, … 1 ) воспитывается чувство коллективизма. 2 ) у меня подвернулась нога , 3 ) незаметно пролетело время . 4 ) вы должны соблюдать правила.
Слайд 10
Слушая песню , … 1 ) представляется бескрайняя степь. 2 ) вспоминаешь родные места. 3 ) у всех стали взволнованными лица. 4 ) мелодия показалась мне знакомой.
Слайд 11
Слушая песню , … 1 ) представляется бескрайняя степь . 2 ) вспоминаешь родные места . (ты) 3 ) у всех стали взволнованными лица . 4 ) мелодия показалась мне знакомой.
Слайд 12
Пользуясь фразеологическим словарём, … 1 ) меня поразило богатство языка. 2 ) сначала читается вступительная статья. 3 ) объясните значение этого выражения. 4 ) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.
Слайд 13
Пользуясь фразеологическим словарём, … 1 ) меня поразило богатство языка. 2 ) сначала читается вступительная статья . 3 ) объясните значение этого выражения. 4 ) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.
Слайд 14
Оказавшись в доме незнакомых людей , … 1 ) мне понравились хозяева. 2 ) чувствовалась какая-то скованность. 3 ) дождитесь, когда вас представят. 4 ) у меня возник вопрос.
Слайд 15
Оказавшись в доме незнакомых людей , … 1 ) мне понравились хозяева . 2 ) чувствовалась какая-то скованность . 3 ) дождитесь, когда вас представят . ( вы ) 4 ) у меня возник вопрос .