Как найди грамматически правильное продолжение предложения

как определить грамматически правильное продолжение предложения.



Ученик

(145),
закрыт



8 лет назад

St@rHammer

Ученик

(142)


10 лет назад

первая часть – обособленное обстоятельство (деепричастный оборот)
деепричастие “выполняется” кем-то, например:
2предл: проблемы (подл) , возникли (сказ) . задаем вопрос от подлежащего к деепричастию (проблемы (что сделали?) возникли, (при этом что делая? ) читая) , но “проблемы” не могут читать.
4предл: Алла (что делала?) находила (при этом что делая? ) читая-подходит.
Ответ: 4

   

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  (СИНТАКСИЧЕСКИЕ)  НОРМЫ  
РУССКОГО  ЯЗЫКА

Рассмотрим вариант задания А4 в демонстрационном варианте 2014 года:

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.

Следующий далее теоретический материал взят из книги Г.Т. Егораевой «Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций».

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (к а к?) сидя на ветке). Поэтому и основное, и добавочное действие должны выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель – подлежащее, выполняющее оба действия).

Обратимся к примеру:

1. Готовясь к приёму гостей, производится тщательная уборка.

2. Готовясь к приёму гостей, я всегда тщательно убираю квартиру.

В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее (уборка; я). Но при этом в 1-м предложении подлежащее «уборка» не может выполнять действие, о котором идёт речь в деепричастном обороте: «уборка» не может «принимать гостей». Значит, 1-е предложение содержит грамматическую (синтаксическую) ошибку.

Во 2-м предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключённое в сказуемом «убираю», и добавочное, заключённое в деепричастии «готовясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической (синтаксической) ошибки.

В
односоставных определённо-личных  предложениях

с
деепричастным оборотом подлежащего нет, сказуемое в них может быть выражено
глаголом в следующих формах:

1.

В форме повелительного
наклонения
: Читая исходный текст, обращайте внимание на способы выражения
авторской позиции.

2.

В форме 1-го
или 2-го лица изъявительного наклонения:
Читая исходный текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции.

В
односоставных безличных предложениях

деепричастный оборот может быть
употреблён только в том случае, если в сказуемом есть форма инфинитива: Читая исходный текст, следует
обратить
внимание на способы
выражения авторской позиции.

Таким образом, основные
способы грамматически верных продолжений предложений с деепричастным оборотом
представлены в следующей таблице.

Начало предложения (деепричастный оборот,
обозначающий добавочное действие сказуемого)

Правильные варианты предложений

Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,…

…ученик повторял синтаксис простого
предложения
. (Есть подлежащее, которое
выполняет и основное действие, заключённое в сказуемом «повторял», и добавочное, заключённое в деепричастии «готовясь».

…решаю (решаем, решаешь, решаете)
сложные тесты.

Есть сказуемое в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (можно
восстановить подлежащее, выраженное местоимениями я, мы, ты, вы).

…тщательно повторяйте пройденное. (В определённо-личном
предложении есть глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения).

…необходимо тщательно повторить
пройденный материал.
(В сказуемом безличного предложения есть инфинитив).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

1.

Деепричастный
оборот не может быть употреблён, если
действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастным
оборотом, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь
калькулятором, расчёт производится быстро»
).

2.

Деепричастный
оборот не может быть употреблён в безличном предложении, если в составе
сказуемого нет инфинитива глагола (нельзя:
«Гуляя вечером, мне нездоровилось»).

     3.

Если
предложение выражено конструкцией со

       страдательным причастием, деепричастный оборот не     может быть употреблён, т.к. исполнитель действия, выраженного
сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив
необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет
осмотрен
техниками»
).

К заданию А 4

Синтаксические нормы

(построение
предложения с деепричастием)

Из книги

Дитмара Эльяшевича Розенталя «А как лучше сказать?»

«Подъезжая к сией станции… у меня слетела шляпа»

Эта фраза-пародия (из
юмористического рассказа А.П. Чехова) страдает не только орфографической
неграмотностью («сией» вместо сей), но и стилистической
беспомощностью: в ней нарушено правило,
чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему
. В
приведенном примере речь идет о действиях двух предметов в
грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и
о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения
легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно
располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сей станции, у меня слетела».

Сравните также неправильное
употребление деепричастия в предложениях: «Прощаясь
с друзьями, один из них сказал мне…»; «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».

Примеры из ученических работ: «Живя и
вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому
обществу навыки, привычки и взгляды»; «Читая эти строки из романа „Как
закалялась сталь“, создается впечатление, что автор выражает наши мысли и
чувства»
и т. п. В подобных случаях деепричастные o6ороты следует
заменять придаточными предложениями обстоятельственными.

Встречающиеся у
писателей-классиков отступления от литературной нормы представляют собой либо
галлицизмы (обороты, возникшие под воздействием французского языка, где такие
конструкции допустимы), либо результат влияния народной речи. Например: …Имея право выбирать оружие, жизнь
его была в моих руках 
(А.С.
Пушкин); Проезжая на
возвратном пути в первый раз весной знакомую березовую рощу, у меня голова
закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания 
(И.С. Тургенев).

Не используются деепричастные
обороты в безличных предложениях типа «Подходя
к лесу, мне стало холодно»
(в этом предложении имеется логическое
подлежащее мне, но нет грамматического
подлежащего, которому можно было бы приписать действие, выраженное
деепричастием). Поэтому устарелыми представляются предложения, подобные
следующим: …Убедившись, что
понять этого он не сможет, ему стало скучно 
(Л.Н.Толстой); Прочитав внимательно рассказ, мне
думается, что редакторских поправок в нем нет 
(М.
Горький).

Возможно употребление
деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола

,
например: 
Выполняя это
упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведенными в задании.

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Предложения с деепричастными оборотами.

Начнём повторение теории.

Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.

Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.

Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ

Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.

Рассмотрим пример.

Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.

Сказуемое «повторял»- основное действе,

Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.

( Деепричастие всегда можно заменить глаголом.)

Помните: оба действия (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)

Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.

Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.

Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.

Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.

  • Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).

Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)

  • Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).

Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).

  • Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.

Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.

Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.

В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.

Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

  • Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).

Пример.

Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).

Верно.

Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.

  • Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.

Пример.

Приехав в город, мне стало грустно.

Верно.

Когда я приехала в город, мне стало грустно.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с причастными оборотами.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Найдите деепричастный оборот.
  • Посмотрите, чем выражено сказуемое.
  • Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
  • Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
  • Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.

Рассмотрим примеры.

  1. Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.

(Верно. Он выполняет, и он изучает)

  1. Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.

(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)

  1. Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.

(Верно. Есть инфинитив «изучать»).

  1. Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.

(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.

Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.

Верно. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.

Деепричастный оборот, примеры предложений

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.

Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами.

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

  • Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
  • В избушке, распевая, дева прядёт.
  • Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
  • Гусь, увидя детей, улетел.
  • Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная работу с текстом,

1) у нас завязался спор.

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Деепричастный оборот, примеры предложений

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

Скачать:

Вложение Размер
metodrekomendacii.docx 19.61 КБ

Предварительный просмотр:

А4: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать , что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.

Деепричастный оборот не употребляется:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что… ) ;

2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву… или Приехав в Москву, он загрустил );

3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование ).

Грамматически верные продолжения предложения:

  1. Подлежащее выполняет основное действие (сказуемое) и дополнительное (деепричастие).
  2. Деепричастие и сказуемое относится к одному и тому же подлежащему.

Если нет подлежащего, то сказуемое (глагол) может:

  1. стоять в форме повелительного наклонения;
  2. стоять в форме 1 – го и 2 – го лица изъявительного наклонения (к глаголу можно подставить местоимения я, мы, ты, вы);
  3. быть составным глагольным сказуемым (вспомогательный глагол + инфинитив)
  1. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
  1. Проснувшись на другой день, я сразу же подумал о предстоящем походе.
  2. Предположив, что это последний поезд, я совсем расстроился.
  3. Схватив ребенка в охапку, мать побежала на другую сторону улицы.
  4. Возвращаясь с выставки, ему пришлось заехать к родителям.
  1. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
  1. Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.
  2. Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
  3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
  4. Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?

Расставив знаки препинания неправильно,

  1. вы рискуете получить неудовлетворительную отметку.
  2. мне было обидно.
  3. Маша закрыла тетрадь.
  4. я ничуть не расстроился.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?

Путешествуя по разным странам,

  1. мой фотоальбом заметно пополнялся.
  2. следует для сохранения впечатлений вести дневник.
  3. я заметно расширил свои представления о мире.
  4. мой друг всегда мечтал о возвращении на родину.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
  1. мы двинулись в обратный путь.
  2. следует вернуться к упражнениям.
  3. альпинисты продолжили восхождение.
  4. мысли лучше идут на ум.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
  1. студенты обращались к справочной литературе.
  2. вы часто встречаетесь с новыми словами и выражениями.
  3. мне потребовался словарь.
  4. я никогда не отвлекался.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
  1. для Бродского начинается новый период жизни.
  2. И. Бродский пошел рабочим на завод, потом – в больничный морг.
  3. желание писать стихи не покидало поэта никогда.
  4. вскоре, в 1963 году, И. Бродского объявили тунеядцем и отдали под суд.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Сделав Ириша Хулигэна персонажем множества пародий и рисунков,

  1. это слово английского происхождения.

2) в комической песенке 90-х годов 19 века упоминается его имя.

3) у его семейства была дурная слава.

4) одна из газет создала ему невольную рекламу.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Забыв пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду,

  1. памятью об этом мифе осталось выражение яблоко раздора.
  2. греками овладело желание отомстить троянцам.
  3. родители героя Троянской войны Ахилла были жестоко наказаны.
  4. судьей между ними был избран троянский юноша Парис.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обладая чудесным пламенем,

  1. об античном мифе известно всем и сегодня.
  2. у титана Прометея возникла мысль помочь людям.
  3. в мифах Древней Греции упоминается много имен реальных исторических деятелей.
  4. люди перестали подчиняться небожителям.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Решив отомстить одесскому градоначальнику Зеленому,

  1. у известного всей Одессе самодура не нашлось ни одного защитника.
  2. знаменитый дрессировщик Дуров вывел на арену цирка свинью, покрашенную в зеленый цвет.
  3. всем хотелось попасть на вечернее цирковое представление.
  4. в Одессе не хотелось долго задерживаться.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Стоя по горло в воде,

  1. фригийского царя ждало наказание.
  2. муки Тантала – страшная кара.
  3. тантал так и не смог утолить жажду.
  4. вода уходила из-под его губ.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая устную речь,

  1. она заставляет нас задуматься.
  2. мы не задумываемся над ее звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл.
  3. необходимо единство правил произношения.
  4. каждое отклонение при этом от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,

  1. от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям.
  2. у Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси.
  3. захваченных земель у Романа Волынского стало больше.
  4. Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Благословляя своего избавителя,

  1. изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки.
  2. жителями города было сделано много для его защиты.
  3. жители Галича называли Мстислава Храброго красным солнышком.
  4. у жителей Галича появился защитник и могущественный покровитель.

Ответы: 1 – 4, 2- 3, 3- 2, 4 – 1, 5 – 4, 6 – 3, 7 – 2, 8 – 4, 9 – 3, 10 — 4, 11 – 2, 12 – 3, 13 – 2, 14 – 4, 15 – 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный ресурс закрепляет умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Дан алгоритм выполнения заданий данного типа. (Подготовка к ЕГЭ — выполнение задания А-4).

Учебный тренажёр помогает выработать навык построения предложения с деепричастным оборотом. Только вначале нужно составить алгоритм выполнения задания, а после этого приступать к работе с тренажёром.

Благодаря данному тренажеру можно отработать умение выбирать грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.

Данный алгоритм призван помочь учащимся опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом.

Данный урок относится к урокам открытия нового знания.

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий.

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить.

источники:

http://5-ege.ru/sintaksicheskie-normy/

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/03/27/sintaksicheskie-normy-postroenie-predlozheniya-s

Задание А4 ЕГЭ по русскому языку, теория

Теория к заданию А4 ЕГЭ по русскому языку. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (как?) сидя на ветке). Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).

Обратимся к примеру:

1. Готовясь к приему гостей, производится тщательная уборка.

2. Готовясь к приему гостей, я всегда тщательно убираю в квартире.

В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащее уборка не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте: уборка не может «принимать гостей». Значит, это предложение с грамматической ошибкой.

Во 2-м предложении подлежащее я выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом убираю, и добавочное, заключенное в деепричастии готовясь. Следовательно, в этом предложении нет грамматической ошибки.

Но в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм:

1. В форме повелительного наклонения: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции.

2.  В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).

3.  В форме инфинитива в значении повелительного наклонения: Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.

Таким образом, основные способы грамматически верных предложений с деепричастным оборотом можно увидеть в следующей таблице.

Начало предложения (деепричастный оборот, обозначающий добавочное действие сказуемого)

Правильные варианты предложений

Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,…

ученик повторял синтаксис простого предложения. (Есть подлежащее, которое выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «повторял», и добавочное, заключенное в деепричастии «готовясь»)

а) решаю сложные тесты; решаем сложные тесты. (Есть сказуемое в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (можно восстановить подлежащее, выраженное местоимениями я, мы, ты, вы)

б) тщательно повторяйте пройденное. (В определенно-личном предложении есть глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения)

в) необходимо тщательно повторить пройденный материал. (Есть инфинитив в значении повелительного наклонения)

Обратите внимание

1.  Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко»).

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).

3.  Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).

Разберем задание

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая любимую музыку,

1) каждый раз открываешь в ней что-то новое.

2) время как будто перестает существовать.

3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.

4) она никогда не надоедает.

Во втором, третьем и четвертом предложениях подлежащие (время, что-то, она – музыка) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (слушать музыку). В первом варианте подлежащего нет, но присутствует глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени — открываешь, по которому легко восстановить подлежащее (ты). Именно это подлежащее может выполнять оба действия (слушать музыку и открывать что-то новое в ней). Ответ — 1.

Слайд 1

Продолжение предложения с деепричастным оборотом

Слайд 2

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь, … 1 ) меня начали покидать силы. 2 ) ученики самостоятельно справились с заданием. 3 ) самостоятельность очень важна. 4 ) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Слайд 3

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь, … 1 ) меня начали покидать силы . 2 ) ученики самостоятельно справились с заданием. 3 ) самостоятельность очень важна . 4 ) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Слайд 4

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Закаляя характер , … 1) учитываются отношения с окружающими людьми. 2) не потакайте своим слабостям. 3) меняются принципы, мысли, желания. 4) мне помогли в этом родители.

Слайд 5

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Закаляя характер , … 1) учитываются отношения с окружающими людьми. 2) не потакайте своим слабостям . ( вы ) 3) меняются принципы , мысли , желания . 4) мне помогли в этом родители .

Слайд 6

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Выйдя из дома, … 1) начался сильный дождь. 2) мне нужно было торопиться . 3) повеяло сыростью . 4 ) я решил подождать отца.

Слайд 7

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Выйдя из дома, … 1) начался сильный дождь . 2) мне нужно было торопиться . 3) повеяло сыростью . 4 ) я решил подождать отца.

Слайд 8

Играя в футбол, … 1 ) воспитывается чувство коллективизма. 2 ) у меня подвернулась нога, 3 ) незаметно пролетело время. 4 ) вы должны соблюдать правила.

Слайд 9

Играя в футбол, … 1 ) воспитывается чувство коллективизма. 2 ) у меня подвернулась нога , 3 ) незаметно пролетело время . 4 ) вы должны соблюдать правила.

Слайд 10

Слушая песню , … 1 ) представляется бескрайняя степь. 2 ) вспоминаешь родные места. 3 ) у всех стали взволнованными лица. 4 ) мелодия показалась мне знакомой.

Слайд 11

Слушая песню , … 1 ) представляется бескрайняя степь . 2 ) вспоминаешь родные места . (ты) 3 ) у всех стали взволнованными лица . 4 ) мелодия показалась мне знакомой.

Слайд 12

Пользуясь фразеологическим словарём, … 1 ) меня поразило богатство языка. 2 ) сначала читается вступительная статья. 3 ) объясните значение этого выражения. 4 ) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Слайд 13

Пользуясь фразеологическим словарём, … 1 ) меня поразило богатство языка. 2 ) сначала читается вступительная статья . 3 ) объясните значение этого выражения. 4 ) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Слайд 14

Оказавшись в доме незнакомых людей , … 1 ) мне понравились хозяева. 2 ) чувствовалась какая-то скованность. 3 ) дождитесь, когда вас представят. 4 ) у меня возник вопрос.

Слайд 15

Оказавшись в доме незнакомых людей , … 1 ) мне понравились хозяева . 2 ) чувствовалась какая-то скованность . 3 ) дождитесь, когда вас представят . ( вы ) 4 ) у меня возник вопрос .

Добавить комментарий