Как найди площадь нестандартной фигуры

Чтобы уверенно решать задачи по геометрии — даже такие простые — необходимо выучить основные понятия и формулы.

Это формулы площадей фигур — треугольника (5 формул), параллелограмма, ромба, прямоугольника, произвольного четырехугольника, а также круга. Формулы для длины окружности, длины дуги и площади сектора. Для средней линии треугольника и средней линии трапеции.

Надо знать, что такое центральный и вписанный угол. Знать основные тригонометрические соотношения. В общем, учите основы планиметрии.

Больше полезных формул — в нашем ЕГЭ-Справочнике.

Смотри также материал: Как быстро выучить формулы

В этой статье — основные типы заданий №1 Базового ЕГЭ по математике. Задачи взяты из Банка заданий ФИПИ.

Вычисление длин отрезков, величин углов и площадей фигур по формулам 

1. На клетчатой бумаге с размером клетки  изображена трапеция. Найдите длину средней линии этой трапеции.

Средняя линия трапеции равна полусумме её оснований: frac{AD+BC}{2}=frac{4+2}{2}=3.

Ответ: 3.

2. Найдите величину угла ABC. Ответ дайте в градусах.

Величина вписанного угла alpha равна половине величины центрального угла, опирающегося на ту же дугу. Соединим точки А и С с центром окружности и проведем диаметры через точки А и С. Видим, что величина центрального угла АОС равна {90}^{circ}. Тогда angle alpha =frac{{90}^{circ}}{2}={45}^{circ}.

Ответ: 45.

3. Найдите синус угла AOB. В ответе укажите значение синуса, умноженное на frac{sqrt{5}}{2}.

Решение:

Проведем из точки В перпендикуляр к прямой ОА. Из прямоугольного треугольника ОВС по теореме Пифагора:

OB=sqrt{16+4}=sqrt{20}=2sqrt{5}

{sin alpha }={sin angle AOB}=frac{4}{2sqrt{5}}=frac{2}{sqrt{5}}. Осталось умножить найденное значение синуса на frac{sqrt{5}}{2}.

frac{2}{sqrt{5}}cdot frac{sqrt{5}}{2}=1

Ответ: 1.

4. Найдите площадь ромба, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки  Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Самый простой способ — воспользоваться формулой площади ромба, выраженной через его диагонали:

 , где d_1 и d_2 — диагонали.

Получим: 

Ответ: 12.

5. Найдите площадь трапеции, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки  Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту:

Основания нашей трапеции равны 4 и 8, а высота равна боковой стороне (поскольку трапеция прямоугольная), то есть 3 см. Площадь трапеции

Ответ: 18.

Нахождение площадей многоугольников сложной формы

А что делать, если надо найти не площадь трапеции или треугольника, а площадь какой-либо сложной фигуры? Есть универсальные способы! Покажем их на примерах из банка заданий ФИПИ и на авторских задачах.

6. Как найти площадь нестандартной фигуры? Например, произвольного четырёхугольника? Простой приём — разобьём эту фигуру на такие, о которых мы всё знаем, и найдем её площадь — как сумму площадей этих фигур.

Разделим этот четырёхугольник горизонтальной линией на два треугольника с общим основанием, равным 5. Высоты этих треугольников равны 2 и 3. Тогда площадь четырёхугольника равна сумме площадей двух треугольников: S = 5 + 7,5 = 12,5.

Ответ: 12,5.

7. В некоторых случаях площадь фигуры можно представить как разность каких-либо площадей.

Не так-то просто посчитать, чему равны основание и высота в этом треугольнике! Зато мы можем сказать, что его площадь равна разности площадей квадрата со стороной 5 и трёх прямоугольных треугольников. Видите их на рисунке? Получаем: S=25-5-5-4,5=10,5.

Ответ: 10,5.

Многие репетиторы рекомендуют в таких задачах пользоваться формулой Пика. В ней нет необходимости, однако эта формула довольно интересна.

Согласно формуле Пика, площадь многоугольника равна В+Г/2-1

где В — количество узлов внутри многоугольника, а Г — количество узлов на границе многоугольника.

Узлами здесь названы точки, в которых пересекаются линии нашей клетчатой бумаги.

Посмотрим, как решается задача 7 с помощью формулы Пика:

Синим на рисунке отмечены узлы внутри треугольника. Зеленым — узлы на границе.

Аккуратно посчитав те и другие, получим, что В = 9, Г = 5, и площадь фигуры равна S = 9 + 5/2 – 1 = 10,5.

Выбирайте — какой способ вам больше нравится.

8. Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки  

Такой четырехугольник получится, если от квадрата размером 4times 4 отрезать 2 прямоугольника и 4 треугольника. Найдите их на рисунке.

Площадь каждого из больших треугольников равна frac{1}{2}cdot 3cdot 2=3.

Площадь каждого из маленьких треугольников равна frac{1}{2}cdot 1cdot 2=1.

Тогда площадь четырехугольника S= 16 - 2 - 2 - 1 - 1 - 3 - 3 = 4.

9. Авторская задача.  Найдите площадь закрашенной фигуры, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 

Решение:

На рисунке изображен ромб с вырезанным из него квадратом.

Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей.

Площадь вырезанного квадрата равна 4.

Площадь фигуры равна 36 – 4 = 32.

Ответ: 32.

Площадь круга, длина окружности, площадь части круга 

Длина дуги во столько раз меньше длины окружности, во сколько раз ее градусная мера меньше, чем полный круг, то есть 360 градусов.

Площадь сектора во столько раз меньше площади всего круга, во сколько раз его градусная мера меньше, чем полный круг, то есть 360 градусов.

10. Иногда в задании надо найти площадь не всей фигуры, а её части. Обычно речь здесь идет о площади сектора — части круга.Найдите площадь сектора круга радиуса 1, длина дуги которого равна 2.

На этом рисунке мы видим часть круга. Площадь всего круга равна pi R^2=pi, так как R=1. Остается узнать, какая часть круга изображена. Поскольку длина всей окружности равна 2pi R=2pi (так как R=1), а длина дуги данного сектора равна 2, следовательно, длина дуги в pi раз меньше, чем длина всей окружности. Угол, на который опирается эта дуга, также в pi раз меньше, чем полный круг (то есть 360 градусов). Значит, и площадь сектора будет в pi раз меньше, чем площадь всего круга.

Ответ: 1.

11. На клетчатой бумаге нарисован круг площадью 2,8. Найдите площадь закрашенного сектора.

На рисунке изображен сектор, то есть часть круга. Но какая же это часть? Это четверть круга и еще frac{1}{8} круга, то есть frac{3}{8} круга.

Значит, нам надо умножить площадь круга на frac{3}{8}. Получим:

frac{3}{8}cdot 2,8 =1,05

Ответ: 1,05.

12. На клетчатой бумаге изображены два круга. Площадь внутреннего круга равна 9. Найдите площадь закрашенной фигуры.

Площадь фигуры равна разности площадей двух кругов, один из которых расположен внутри другого. По условию, площадь внутреннего круга равна 9. Радиус внешнего круга относится к радиусу внутреннего как 4 к 3. Площадь круга равна pi R^2, то есть пропорциональна квадрату радиуса. Значит, площадь внешнего круга в {frac{4}{3}}^2 = frac{16}{9} раза больше площади внутреннего и равна 16. Тогда площадь фигуры равна 16 – 9 = 7.

Ответ: 7.

Задачи на координатной плоскости 

13. Найдите площадь четырехугольника, вершины которого имеют координаты (4;2), (8;4), (6;8), (2;6).

Заметим, что этот четырехугольник — квадрат. Сторона квадрата a является гипотенузой прямоугольного треугольника с катетами, равными 2 и 4. Тогда a^2=S=20.

Ответ: 20

14. Найдите площадь четырехугольника, вершины которого имеют координаты left(1;7right),left(9;2right),left(9;4right),left(1;9right).

На рисунке изображен параллелограмм (четырехугольник, имеющий две пары параллельных сторон). Площадь параллелограмма равна произведению основания на высоту. Основание равно 2, высота 8, площадь равна 16.

Ответ: 16.

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Геометрия. Применение формул. Задача 1 Базового ЕГЭ по математике» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
08.05.2023

Две фигуры называют равными, если одну их них можно так наложить на другую,
что эти фигуры совпадут.

Площади равных фигур равны. Их периметры тоже равны.

Площадь квадрата

Запомните!
!

Для вычисления площади квадрата нужно умножить его длину на саму себя.

S = a · a

Пример:

площадь квадрата
SEKFM = EK · EK

SEKFM = 3 · 3 = 9 см2

Формулу площади квадрата, зная
определение степени,
можно записать следующим образом:

S = a2

Площадь прямоугольника

Запомните!
!

Для вычисления площади прямоугольника нужно умножить его длину на ширину.

S = a · b

Пример:

площадь прямоугольника
SABCD = AB · BC

SABCD = 3 · 7 = 21 см2

Запомните!
!

Нельзя вычислять периметр или площадь, если длина и ширина выражены в разных единицах длины.

Обязательно проверяйте, чтобы и длина, и ширина были выражены в одинаковых единицах, то есть обе в см, м и т.д.

Площадь сложных фигур

Запомните!
!

Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.

Задача: найти площадь огородного участка.

площадь фигуры

Так как фигура на рисунке не является ни квадратом, ни прямоугольником, рассчитать её площадь можно используя
правило выше.

Разделим фигуру на два прямоугольника, чьи площади мы можем легко рассчитать по известной формуле.

площадь сложной фигуры
SABCE = AB · BC
SEFKL = 10 · 3 = 30 м2
SCDEF = FC · CD
SCDEF = 7 · 5 = 35 м2

Чтобы найти площадь всей фигуры, сложим площади найденных прямоугольников.
S = SABCE + SEFKL
S = 30 + 35 = 65 м2

Ответ: S = 65 м2 — площадь огородного участка.


Свойство ниже может вам пригодиться при решении задач на площадь.

Запомните!
!

Диагональ прямоугольника делит прямоугольник на два равных треугольника.

Площадь любого из этих треугольников равна половине площади прямоугольника.

Рассмотрим прямоугольник:

диагональ прямоугольника делит на равные треугольники

АС — диагональ прямоугольника
ABCD. Найдём площадь треугольников
знак треугольника
ABC и
знак треугольникаACD

Вначале найдём площадь прямоугольника по формуле.

SABCD = AB · BC
SABCD = 5 · 4 = 20 см2

Sзнак треугольника
ABC
= SABCD : 2

Sзнак треугольника
ABC
= 20 : 2 = 10 см2

Sзнак треугольника
ABC
=
Sзнак треугольника
ACD
= 10 см2


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:

3 декабря 2015 в 22:54

Ирина Петренко
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Ирина Петренко
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

как написать правильно площадь треугольника?undecided

0
Спасибоthanks
Ответить

9 декабря 2015 в 19:41
Ответ для Ирина Петренко

Тима Клюев
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 8

(^-^)
Тима Клюев
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 8


S(рисуешь мини треугольник) = ,,,,,

0
Спасибоthanks
Ответить


КГУ ЧЕРНОРЕЦКАЯ СОШ № 1

ПАВЛОДАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПАВЛОДАРСКИЙ РАЙОН

СЕЛО ЧЕРНОРЕЦК

ТЕМІРБУЛАТ НАЗЕРКЕ

8 КЛАСС

НАХОЖДЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ НЕСТАНДАРТНЫХ ФИГУР

НАПРАВЛЕНИЕ: Математическое моделирование экономических и социальных процессов

СЕКЦИЯ: Прикладная математика

Руководитель проекта: учитель математики, педагог-мастер

Середкин В. П.

Научный консультант: к.п.н. ассоциированный профессор (доцент) факультета Computer Science Торайгыров университета

Даниярова Ж.К.

Павлодар, 2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЭССЕ

АННОТАЦИЯ

РЕЦЕНЗИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

СПОСОБЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ФИГУРЫ НА КЛЕТЧАТОЙ БУМАГЕ.

ТРИ СПОСОБА ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ВЫПУКЛОГО МНОГОУГОЛЬНИКА.

РАЗБИЕНИЕ.

ДОПОЛНЕНИЕ ДО ПРЯМОУГОЛЬНИКА.

ФОРМУЛА ПИКА.

ТРИ СПОСОБА ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ НЕВЫПУКЛОГО МНОГОУГОЛЬНИКА.

ДОПОЛНЕНИЕ ДО ПРЯМОУГОЛЬНИКА.

ФОРМУЛА ПИКА.

МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО И ПЛОЩАДИ ФИГУР

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ НАХОЖДЕНИЯ ПЛОЩАДИ МНОГОУГОЛЬНИКА НА КЛЕТЧАТОЙ БУМАГЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЭССЕ

В своей работе я рассматриваю вопрос нахождения площадей нестандартных фигур. Все мы знаем определение площади. Площадь указывает размер плоскости, которую занимает фигура. Как мы можем ее найти? Для этого нам нужно знать линейные размеры фигуры и использование геометрические формулы для нахождения площадей. Как определить площадь фигуры неопределенной формы? Для этого можно использовать метод дополнения и разбиения, а можно воспользоваться основной формулой теории вероятности.

Способ разбиение заключается в том, что многоугольник разбивается на прямоугольники и прямоугольные прямоугольники. После нахождения площадей полученных прямоугольников и треугольников, площадь искомого многоугольника находиться путем сложения всех полученных площадей. Способ дополнения основывается на дополнении многоугольника до прямоугольника так, чтобы его стороны проходили через вершины четырехугольника, а затем вычитание лишних частей. Формула Пика позволяет найти площадь фигуры на клетчатой бумаге. Любая фигура изображенная на с листе бумаги делит его на внутреннюю область и внешнюю, а еще есть граничные точки многоугольника.

Так же площадь многоугольника можно найти, используя основную формулу теории вероятности: вероятность равновероятностного события равна отношению положительных исходов к общему числу исходов

Эта формула легла в основу метода Монте-Карло.

Суть метода Монте-Карло в том, что выбирается некоторая плоскость с известной площадью и на нее переноситься фигура нестандартной формы. Далее на эту плоскость вбрасывается некоторое количество точек и выясняется, сколько точек попало на искомую площадь. Эти данные позволяют воспользоваться формулой вероятности для вычисления искомой площади.

Я думаю что метод Монте-Карло более легкий и удобный ,он находит приближенную площадь. В школьном курсе математики я использую метод Монте-Карло , он позволяет более точно вычислять площадь фигур , только в тех случаях , когда будет задействовано больше количество точек.

АННОТАЦИЯ

В школьном курсе математики мы в основном имеем дело с многоугольниками. С проблемой вычисления площади фигур я столкнулась при решении различных задач, суть которых сводилась к тому, что требовалось найти площадь различных многоугольников, которые мы не рассматривали на уроках математики. При изучении математик до 6 класса мы знакомимся только с формулами для вычисления площади квадрата и прямоугольника. Между тем, на практике часто возникает необходимость найти площадь фигуры неправильной формы. Например, необходимость определить площадь территории по плану или карте. Но для площадей сложных фигур отсутствуют общие формулы, аналогичные формулам для многоугольников.

Гипотеза: площадь сложной фигуры может быть измерена приближенными методами с точностью, достаточной для практических целей.

Цель работы: исследовать различные способы вычисления площадей фигур.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по исследуемой теме;

2. Отобрать интересную и понятную информацию для исследования;

3. Найти способы вычисления площади не стандартных фигур.

Объектом исследования являются методы измерения площади фигур

произвольной формы:

1) способы нахождения площадей;

2) Метод Монте-Карло;

Предметом исследования является площадь фигур произвольной формы.

РЕЦЕНЗИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В повседневной жизни мы часто встречаемся с понятием площади. Мы говорим: площадь квартиры, площадь садового участка и т.д. Необходимость в понятии «площадь» возникла из жизненных потребностей.

В древности люди использовали для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе. Позже возникла потребность в измерении и сравнении разнообразных «фигур», например земельных участков. Было необходимо ввести величину, которая характеризовала бы величину той части плоскости, которую занимает фигура. Эту величину назвали площадью.

Измерение площадей является одним из самых древних разделов геометрии. В частности, название “геометрия” означает “землемерие”, т.е. связано именно с измерением площадей. Основы этой науки были заложены в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, т. е. вычислять их площади. Вавилоняне, так же, как и египтяне измеряли большей частью простейшие фигуры, встречающиеся при межевании земель, возведении стен и насыпей, строительстве плотин и каналов и т.п. Сохранилось немало планов земельных угодий, разделенных на прямоугольники, трапеции и треугольники, а также планов различных строений, свидетельствующих, что вавилонский землемер или архитектор должен был хорошо чертить и проводить геометрические расчеты.

Многие ученые решали проблему вычисления площади фигуры. В историю с понятием площади вошли имена Евклида, Архимеда, Пифагора, Герона Александрийского, Рене Декарта, Пьера Ферма, Георга Пика и др. Ими открыто большое количество различных формул и способов для вычисления площади фигуры.

СПОСОБЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ФИГУРЫ НА КЛЕТЧАТОЙ БУМАГЕ.

При изучении вычисления площадей многоугольников на клетчатой бумаге я заметила, что все задачи строятся на понятии узла. Узел напоминает узел в рыболовной сетке – пересечение горизонтальных и вертикальных линий. Все задачи достаточно разнообразны и занимательны, они заставляют думать, размышлять, анализировать, искать аналогии.

Рассмотрим вычисление площади одной и той же фигуры тремя способами и сравним результат вычисления. [1, с.36]

ТРИ СПОСОБА ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ВЫПУКЛОГО МНОГОУГОЛЬНИКА.

РАЗБИЕНИЕ.

Смысл данного способа состоит в том, что многоугольник разрезается на прямоугольники и (или) прямоугольные треугольники с вершинами в узлах сетки. Тогда площадь фигуры можно сосчитать по формуле:

ДОПОЛНЕНИЕ ДО ПРЯМОУГОЛЬНИКА.

Смысл данного способа – это дополнение многоугольника до прямоугольника так, чтобы его стороны проходили через вершины четырехугольника, а затем вычитание лишних частей. Получим, что площадь фигуры равна:

ФОРМУЛА ПИКА.

Любая фигура, изображенная на листе бумаги делит его на внутреннюю область и внешнюю, а еще есть граничные точки многоугольника. Нас интересуют внутренние узлы и узлы, которые лежат на границе многоугольника. Тогда формула выглядит так

где В – количество внутренних узлов, а Г – количество узлов на границе многоугольника. Эта формула получила название формула Пика в честь австрийского математика Георга Пика которая появилась в его восьмистраничной работе 1899 года, опубликованной в Праге. Используя рисунок В= 17, Г = 14, получаем

Вычисляя площадь выпуклого многоугольника тремя способами, я получила один и тот же результат.

ТРИ СПОСОБА ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ НЕВЫПУКЛОГО МНОГОУГОЛЬНИКА.

Способ разбиения не подходит для данной фигуры, т.к. невозможно разбить ее на прямоугольники и (или) прямоугольные треугольники с вершинами в узлах сетки.

ДОПОЛНЕНИЕ ДО ПРЯМОУГОЛЬНИКА.

Достраивая многоугольник до прямоугольника, и отсекая лишние части, найдем площадь фигуры

ФОРМУЛА ПИКА.

При подсчете внутренних узлов многоугольника и узлов, лежащих на границе, получим, что В = 5; Г = 4;

И опять я получила один и тот же результат.

Вычисление площади кольца по формуле Пика.

А если взять не многоугольник, а, например, кольцо и перенести его на клетчатую бумагу? Понятно, что первый и второй способы не удастся использовать. Применим формулу Пика и сравним полученный результат с результатом, полученным используя формулу для вычисления площади круга.

Возьмем кольцо, которое построим с помощью двух окружностей с радиусами R=4 и r = 2.

Вычислим площадь кольца с помощью формулы Пика: В=32, Г=8,

Вычислим площадь кольца по формуле площади круга, округлив число π до единиц.

Округлим теперь π до десятых:

А если округлить число π до сотых, то получим:

Сравнив результаты, можно сделать вывод, что существует погрешность в вычислении площади по формуле Пика и чем точнее число π, тем она больше. Следовательно, данную формулу можно применять только для вычисления площадей многоугольников. [2, с.17], [4]

МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО И ПЛОЩАДИ ФИГУР

Рассмотрим достаточно интересный метод, который применятся в программировании, алгоритмизации и математике.

Метод основан на применении теории вероятности к алгоритмическим процессам нахождения приближенных значений. Значение отыскиваются путем сравнения результатов равновероятностных событий на два множества, одно из которых полностью включает другое. Полностью включенное множество как раз объявляется как требуемое к отысканию. Более крупное множество, должно быть заведомо с известным значением.

Основная формула теории вероятности: вероятность равновероятного события равна отношению положительных исходов к общему числу исходов

М етод Монте-Карло основан на равновероятном распределении исходов по всему множеству, включающему в себя и неизвестное множество.

Возьмем множество А и множество В которое полностью принадлежит множеству А графически это можно представить в следующем виде рисунок 3.

Исходами в методе Монте-Карло являются выпадения точек в случайных координатах в общее множество часть из которых попадет и во включенное подмножество в формуле вероятности для метода Монте-Карло , N – это число всех выпавших точек в общее множество, в нашем примере это множество А, а n – это количество этих же точек попавших во множество В.

Если мы проведем подобное для нашей схемы с множествами, расположим на множестве А равновероятным случайные координаты точки то мы увидим что некоторые из них находятся в множестве В их мы и примем за n и можно подсчитать вероятность P это получиться вероятность попадания точек во внутреннее множество.

Как это может помочь при решении задач с площадями? Нам будет необходим следующий постулат – Отношение числа исходов с внутренним множеством которое требуется найти на число исходом с общим множеством приблизительно равно отношению сравниваемых параметром этих множеств в нашем примере отношение числа точек в указанных множествах будет примерно таким же, как и отношение площадей.

Далее по этой пропорции выражаем площадь В

В эту формулу можно будет подставлять числа для расчета.

Р ассмотрим пример: требуется найти площадь листа дерева.

Форма листа клена очень сложная рисунок 5. Вычислить площадь трудно. Но используя метод Монте-Карло данную площадь найти легко.

С формируем основные понятия для этой задачи.

Так как мы ищем площадь кленового листа то это будет искомая площадь В, а общую область нужно выбрать больше с известной площадью например лист А4 рисунок 6. Теперь сформируем общее множество и получим объединенное выражение.

Кладем на сканер лист клена сверху накрываем листом А4 таким образом и лист клена и лист А4 будут в одном разрешении сканируем и получаем изображение рисунок 7.

Используя метод Монте-Карло для нашего изображения. Прокинем на изображение 1000 точек. Из этого числа на лист клена выпало 480 точек. Площадь листа А4 равна 623,7 см2. Тогда площадь листа мы сможем вычислить по формуле

Ниже приводится сравнительная таблица эксперементальных опытов представленной задачи. На основании результатов исследования можно сделать вывод: чем большее количество точек мы будем вбрасывать на плоскость тем точнее будет получаться результат нахождения площади.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАСЧЕТОВ

опыта

N

n

S(A), кв. см.

S(B), кв. см.

1

1000

480

623,7

299,38

2

1500

700

623,7

291,06

3

2000

950

623,7

296,26

4

2500

1200

623,7

299,38

5

3000

1400

623,7

291,06

6

3500

1650

623,7

294,03

7

4000

1900

623,7

296,26

8

4500

2150

623,7

297,99

9

5000

2400

623,7

299,38

10

5500

2650

623,7

300,51

Р ассмотрим еще один пример применения метода Монте-Карло – задачу нахождения площади острова.

Задача: По аэрофотосъемки некоторой области океана с известной площадью найти приблизительно площадь острова на фото. Известно, что территория на снимке занимает площадь 27 кв.км рисунок 8.

Площадь острова из-за неровных краев и сложной не прямоугольной формы нам неизвестна как же можно, найти, площадь острова не зная функции кривых периметров. В данном случае найти площадь острова нам поможет метод Монте-Карло.

П редположим, что мы кинули на карте 30 случайных точек (рисунок 9) 12 из них попали в область острова также по условию нам известна площадь аэрофотосъемки 27 км2 подставим числа в формулу и получаем приближенную площадь острова

В сравнительной таблице расчетов приводятся результаты экспериментальных опытов. И как в предыдущей задаче с кленовым листом мы приходим к выводу, что при увеличении количества вбрасываемых точек результаты становятся более точными

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАСЧЕТОВ

опыта

N

n

S(A) кв.км.

S(B)кв. км.

1

30

12

27

10,8

2

40

17

27

11,475

3

50

27

27

14,58

4

60

32

27

14,4

5

70

40

27

15,428571

6

80

51

27

17,2125

7

90

64

27

19,2

8

100

72

27

19,44

9

110

81

27

19,881818

10

120

91

27

20,475

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ НАХОЖДЕНИЯ ПЛОЩАДИ МНОГОУГОЛЬНИКА НА КЛЕТЧАТОЙ БУМАГЕ.

Разбиение. Этот способ прост в подсчёте площадей фигур, которые разбиваются на прямоугольники и (или) прямоугольные треугольники с вершинами в узлах сетки. К ним относятся выпуклые многоугольники. К минусам можно отнести то, что в использовании этого способа приходится производить множество действий, а так же невозможность подсчёта площади фигур, которые не разбиваются на прямоугольники и (или) прямоугольные треугольники с вершинами в узлах сетки.

Дополнение до прямоугольника. Этот способ так же прост в подсчёте при вычислении площади при небольшом количестве фигур, площадь которых необходимо отнять. Минусы этого способа – сложность подсчёта площади многоугольников необычной формы, большое количество фигур, площадь которых необходимо отнять, а также невозможность подсчёта площади фигур, не относящихся к многоугольникам.

Формула Пика. К плюсам я отнесла то, что легко вычисляется площадь многоугольника с необычной формой, в отличие от предыдущих способов, краткость формулы, а также возможность вычисления приближенного значения площади местности по карте, представив ее в виде многоугольника, перенеся ее на клетку. Минусами этого способа считаю сложность вычисления площади фигуры с большим количеством узлов, а так же, если в фигуре есть «спорные» узлы (узлы, лежащие близко к стороне многоугольника). Вычисляя площадь фигур, не относящихся к многоугольникам, результат получается не точным.

Метод Монте-Карло. Позволяет более точно вычислять площадь фигур, только в тех случаях, когда будет задействовано большое количество точек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив различные источники, выяснилось, что существует различные способы вычисления фигур по клеткам, но для меня были интересны и понятны три: разбиение, дополнение до прямоугольника и вычисления по формуле Пика. Также интересным способом нахождения площади произвольной фигуры является метод Монте-Карло.

Моя гипотеза – о том, что если геометрическая фигура изображена на клетчатой бумаге, то ее площадь можно вычислить различными способами и убедиться, что результаты вычислений будут одинаковыми, частично подтвердилась. Рассмотрев все три способа, я пришла к выводу, что не для всякой фигуры можно приметить каждый из них. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Все три способа можно применить только для выпуклых многоугольников, перенеся их на клетчатую поверхность.

Формула Пика интересна своей простотой. И пусть она при вычислении площадей, не относящихся к многоугольникам, дает приближенное значение, можно легко оценить площадь той или иной территории на карте.

Как оказалось метод Монте-Карло является пригодным для приближенного нахождения площадей фигур сложной формы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жарковская Н. М., Рисс Е. А. Геометрия клетчатой бумаги. Формула Пика // Математика, 2009, № 17, с. 24-25.

2. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия, под редакцией Ю.П. Юшкевича., издательство Наука., М., 1970г

3. Смирнова И. М., Смирнов В. А. Геометрия на клетчатой бумаге. – М.:

Чистые пруды, 2009.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Нахождение  площади нестандартной фигурыРабота учеников 3 класса 
МОШИ ХШИС...

    1 слайд

    Нахождение площади
    нестандартной фигуры
    Работа учеников 3 класса
    МОШИ ХШИС(П)ОО
    Руководитель: Рочева Галина
    Гавриловна

  • Нахождение площади необычной фигурыМы думаем, что площадь нестандартных фигур...

    2 слайд

    Нахождение площади необычной фигуры
    Мы думаем, что площадь нестандартных фигур можно найти , зная только, как находится площадь квадрата и прямоугольника.

  •   ЦЕЛЬнаучиться решать 
 такие  необычные задачи

    3 слайд

    ЦЕЛЬ
    научиться решать
    такие необычные задачи

  • задачи:найти разные способы выполнения задания

    4 слайд

    задачи:
    найти разные способы выполнения задания

  • Иприменить эти способы для решения

    5 слайд

    И
    применить эти способы для решения

  • А что значит из-
мерить площадь?Надо сначала выбрать какую-то фигуру за едини...

    6 слайд

    А что значит из-
    мерить площадь?
    Надо сначала выбрать какую-то фигуру за единицу площади – мерку для площадей. Такой фигурой принято считать квадрат…

  • Чему равна площадь?у обоих фигур
 площади равны

    7 слайд

    Чему равна площадь?
    у обоих фигур
    площади равны

  • Площадь прямоугольного                           треугольника диагональ делит...

    8 слайд

    Площадь прямоугольного треугольника
    диагональ делит прямоугольник
    на два одинаковых треугольника

  • Мы узнали, что
Площадь фигуры измеряется одинаковыми мерками;
Из набора одина...

    9 слайд

    Мы узнали, что

    Площадь фигуры измеряется одинаковыми мерками;
    Из набора одинаковых фигур можно сложить разные по форме, но одинаковые по площади фигуры;
    Если две стороны половинок квадрата, которые образуют прямой угол перемножить, а потом разделить на два, узнаем площадь треугольника;
    Sпрямоугольного треугольника равна половине Sпрямоугольника;
    Площади можно сложить.

  • И  НАШЛИ1 способ нахождения 
площади 
фигуры – деление фигуры

    10 слайд

    И НАШЛИ
    1 способ нахождения
    площади
    фигуры – деление фигуры

  • А ведь треугольники и многоугольники не все прямоугольные применили1 способ

    11 слайд

    А ведь треугольники и многоугольники не все прямоугольные
    применили
    1 способ

  • Раз фигура делится, то…2 способ нахождения пло-
щади фигуры – дополнение
 до...

    12 слайд

    Раз фигура делится, то…
    2 способ нахождения пло-
    щади фигуры – дополнение
    до прямоугольника

  • Работаем с четырёхугольником

Дополняем
четырехугольник
до прямоугольника, 
п...

    13 слайд

    Работаем с четырёхугольником

    Дополняем
    четырехугольник
    до прямоугольника,
    получилось четыре
    прямоугольных
    треугольника.

  • Работаем с треугольникомЭтот же способ
(дополнение) 
применили к 
треугольнику.

    14 слайд

    Работаем с треугольником
    Этот же способ
    (дополнение)
    применили к
    треугольнику.

  • Решаем свою задачу применили
  1 способ:
 – «деление»

    15 слайд

    Решаем свою задачу
    применили
    1 способ:
    – «деление»

  • Продолжаем  применил
  2 способ:
дополнение

    16 слайд

    Продолжаем
    применил
    2 способ:
    дополнение

  • Вывод:
Если нестандартную фигуру 
разбить на прямоугольники
 и прямоугольные...

    17 слайд

    Вывод:

    Если нестандартную фигуру
    разбить на прямоугольники
    и прямоугольные треугольники
    или дополнить
    ее до прямоугольника,
    то можно вычислить ее площадь.

  • ЗаключениеВ процессе работы   научились анализировать, делать выводы, искать...

    18 слайд

    Заключение
    В процессе работы научились анализировать, делать выводы, искать необходимую информа-цию, выражать свою точку зрения и обосновывать ее; научились «исследовать» фигуры.

  • Литератураг. «Начальная школа» - Издательский дом «Первое сентября». №10, май...

    19 слайд

    Литература
    г. «Начальная школа» – Издательский дом «Первое сентября». №10, май, 2006
    Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Путешествие по стране Геометрии» – 2-е издание. – М.: Педагогика, 1994
    Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. Виноградова. – 4-е издание, дополненное. – М.: Азбуковчик, 1999.
    Тонких Т. Учебник «Моя математика» «Школа 2100» – 2007г
    Фридман Л.М. Изучаем математику: Книга для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 1995

Давайте вспомним, как найти площадь прямоугольника. Чтобы найти
площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.

Вот формула для нахождения площади прямоугольника:

S = a · b

В этой формуле латинской буквой S обозначается площадь, буквами a и b  – стороны прямоугольника.

Выполним задание, в котором надо найти площадь
прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см.

Решение. Итак, чтобы найти площадь
прямоугольника, надо его длину умножить на ширину.

Произведение чисел 5 и 3 равно 15. Значит, площадь прямоугольника
равна 15 квадратным сантиметрам. Не забудьте, что площадь измеряется именно в
квадратных единицах. В данной задаче это квадратные сантиметры. Также важно
помнить, что длина и ширина должны быть выражены в одинаковых единицах длины.

3 · 5 =
15 (см2)

Ответ: площадь прямоугольника равна 15 см2.

Теперь давайте найдём площадь квадрата со стороной 4 см.

Решение. У этого квадрата каждая
сторона равна 4 см, поэтому умножим 4 на 4 и получится, что площадь квадрата
равна 16 квадратным сантиметрам.

4 · 4 =
16 (см2)

Ответ: площадь квадрата равна 16 см2.

Ну а сейчас перейдём к решению задач, в которых нам надо будет
найти площадь сложных фигур.

Найдите площадь фигуры, изображённой на рисунке.

Эта фигура не является ни прямоугольником, ни квадратом. Но мы
можем разделить эту фигуру на два прямоугольника, например, вот таким образом.

 А площади прямоугольников мы легко можем найти с помощью
известной формулы.

Напомним, что противоположные стороны прямоугольника равны.

Итак, стороны первого прямоугольника равны 5 см и 4 см.

5 · 4 =
20 (см2) – площадь первого прямоугольника

Найдём площадь второго прямоугольника.

Ширина этого прямоугольника равна 2 см.

7 – 4 = 3 (см) – длина второго прямоугольника

3 · 2 = 6
(см2) – площадь второго прямоугольника

Мы нашли площади прямоугольников, из которых состоит сложная
фигура. Чтобы найти площадь этой фигуры, надо сложить найденные площади.

20 + 6 = 26
(см2) – площадь сложной фигуры

Ответ: площадь фигуры, изображённой на рисунке, равна 26 см2.

Площадь этой сложной фигуры найти другим способом. Можно разделить
её на два прямоугольника вот таким образом.

Найдём площадь первого прямоугольника.

Одна его сторона равна 4 см.

5 – 2 = 3 (см) – длина стороны первого прямоугольника

4 · 3 =
12 (см2) – площадь первого прямоугольника

Теперь найдём площадь второго прямоугольника.

7 · 2 =
14 (см2) – площадь второго прямоугольника

12 + 14 =
26 (см2) – площадь сложной фигуры

Ответ: площадь фигуры, изображённой на рисунке, равна 26 см2.

Решим следующую задачу.

Найдём площадь ещё одной фигуры, изображённой на рисунке.

Чтобы найти площадь этой фигуры, тоже разделим её на простые
фигуры. Сделаем это вот таким образом.

Получилось 3 прямоугольника.

Найдём площадь первого прямоугольника.

7 · 2 =
14 (см2) – площадь первого прямоугольника

Найдём площадь второго прямоугольника.

7 – 4 = 3 (см) – длина одной стороны второго прямоугольника

8 – 2 – 3 = 3 (см) – длина другой стороны второго прямоугольника

Получается, что это квадрат, так как длина всех его сторон равна 3
см.

3 · 3 = 9
(см2) – площадь квадрата

И найдём площадь последнего прямоугольника.

Его ширина равна 3 см. Длина равна 7 см.

3 · 7 =
21 (см2) – площадь третьего прямоугольника

Таким образом, мы нашли площади всех трёх фигур, на которые
разделили данную сложную фигуру. Площадь этой сложной фигуры найдём как сумму
площадей трёх фигур.

14 + 9 + 21 =
44 (см2) – площадь сложной фигуры

Ответ: площадь фигуры, изображённой на рисунке, равна 44 см2

Отметим, что площадь этой фигуры можно было бы найти, разделив её
на простые фигуры и вот таким образом:

И решим ещё одну задачу.

Найдите площадь незаштрихованной фигуры.

На рисунке изображён прямоугольник со сторонами 9 см и 5 см.
Внутри этого прямоугольника расположен ещё один прямоугольник со сторонами 5 см
и 3 см. Давайте найдём площадь каждого из них.

9 · 5 =
45 (см2) – площадь большего прямоугольника

5 · 3 =
15 (см2) – площадь меньшего прямоугольника

А как найти площадь незаштрихованной фигуры? Площадь этой фигуры
найдём, если из площади большего прямоугольника вычтем площадь меньшего
прямоугольника.

45 – 15 =
30 (см2) – площадь незаштрихованной фигуры

Ответ: площадь незаштрихованной фигуры равна 30 см2.

Добавить комментарий