Специальные условные знаки используются для изображения рельефа местности на картах и планах местности.
Перед тем как изобразить горы и равнины, холмы и впадины, необходимо определить абсолютную и относительную высоту нужных точек.
Абсолютная высота — высота точки над уровнем океана (моря).
Абсолютная высота (а), относительная высота (б), абсолютная глубина (в) в метрах
Уровень моря принимают за (0) метров, так как все моря и океаны сообщаются между собой и находятся примерно на одном уровне.
Абсолютная высота отдельных вершин на суше обозначается точкой и числом. Число показывает высоту над уровнем моря. Глубина показывается только числом и так же отсчитывается от уровня Мирового океана:
В России точкой отсчёта является средний уровень Балтийского моря, определённого на основе многолетних наблюдений в городе Кронштадте (нуль Кронштадтского футштока).
Нуль Кронштадтского футштока
Москва в среднем находится на (156) м выше уровня моря, Санкт-Петербург — на (3) м выше уровня моря.
Абсолютные высоты наиболее важных объектов на планах и картах подписаны цифрой и обозначены точкой — отметкой высоты.
На суше есть впадины, которые лежат ниже уровня моря. В этом случае перед значением высоты ставят знак «(-)», например (-)(27).
Глубину морей и океанов также отсчитывают от уровня моря.
Наибольшие высоты материков и глубины океанов в метрах
Относительная высота — превышение одной точки поверхности над другой.
Если абсолютная высота холма равна (200) м над уровнем моря, а абсолютная высота равнины — (50) м, то относительная высота холма равна (150) м ((200 – 50 = 150)).
Вершина холма расположена на 432 м выше уровня моря, а его основание (подошва) лежит на 232 м ниже вершины.
Определите:
1) Абсолютную высоту холма– …… м ;
2) Отномительную высоту основания (подошвы) холма– …… м;
3) Абсолютную высоту основания (подошвы) холма – …… м .
ПОМОГИТЕ ПЖ!!
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Вершина холма расположена на 140 м выше уровня моря, а его основание (подошва) лежит на 60 м ниже вершины. Определите: а) абсолютную высоту …» по предмету 📙 География, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » География » Вершина холма расположена на 140 м выше уровня моря, а его основание (подошва) лежит на 60 м ниже вершины. Определите: а) абсолютную высоту холма б) относительную высоту холма в) абсолютную высоту основания (подошвы) холма.
Помогите пожалуйста определить абсолютную и относительную высоту холма
Ученик
(127),
закрыт
5 лет назад
P. L.
Мудрец
(11576)
9 лет назад
Относительная высота – это высота вершины холма по отношению к его подножию. Абсолютная высота – это высота вершины над уровнем моря.
Volandssk
Искусственный Интеллект
(268721)
9 лет назад
Каким способом? Графическим, аналитическим, инструментальным? На карте есть такие коричневые линии, называются они горизонтали (след горизонтальной плоскости при пересечении ею земной поверхности) . Эти горизонтали нарисованы через определенное расстояние (по вертикали) , сечение зависит от масштаба карты. На карте каждая 5-я горизонталь подписана, подпись обозначает АБСОЛЮТНУЮ высоту данной горизонтали над уровнем моря (в России принята Балтийская система высот, уровень Балтийского моря в район Кронштадта принят равным нулю) . Ближайшая горизонталь к вершине холма даст вам его абсолютную высоту. Относительная высота определяется как разность абсолютных отметок между, допустим .вершиной холма, и точкой, в которой находится наблюдатель (это – графический метод)…
Ирина Безрученко
Ученик
(106)
5 лет назад
ВЕРШИНА ХОЛМА РАСПОЛОЖЕНА НА 140 МЕТРОВ ВЫШЕ УРОВНЯ МОРЯ, А ЕГО ОСНОВАНИЕ (ПОДОШВА) ЛЕЖИТ НА 60 МЕТРОВ НИЖЕ ВЕРШИНЫ. оПРЕДЕЛИТЕ : а) абсолютную высоту холма; б) относительную высоту холма; в абсолютную высоту основания ( подошвы) холма.)
Искать вместо этого ВЕРШИНА ХОЛМА РАСПОЛОЖЕА НА 140 МЕТРОВ ВЫШЕ УРОВНЯ МОРЯ, А ЕГО ОСНОВАНИЕ (ПОДОШВА) ЛЕЖИТ НА 60 МЕТРОВ НИЖЕ ВЕРШИНЫ. оПРЕДЕЛИТЕ : а) абсолютную высоту холма; б) относительную высоту холма; в абсолютную высоту основания ( подошвы) холма.)
План-конспект урока по
географии
Тема Изображение на планах местности
неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты.
Класс: 5
Цель урока: Формирование
представлений об особенностях изображения рельефа на бумаге, относительной и
абсолютной высотах; создание условий для формирования умения определять
относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности,
составлять описание форм рельефа и их очертаний
Задачи:
·
Образовательные: обеспечить усвоение и
закрепление понятий «рельеф», «относительная и абсолютная высота»,
«горизонтали»; создать условия для формирования и закрепления умений
определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности,
описывать форму рельефа
·
Развивающие: совершенствовать умение ориентироваться на местности;
продолжить формирование картографической грамотности; развивать навыки работы
с ЦОР.
·
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности в работе, чувство
уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля; воспитывать
уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре
Планируемые результаты:
·
личностные: научиться называть и показывать относительные и абсолютные
высоты; получат возможность научиться определять относительные и абсолютные
высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм
рельефа и их очертаний;
·
метапредметные:
познавательные: осознано выбирают наиболее
эффективные способы учебных и познавательных задач;
коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблнмм; обмениваются мнениями, понимают
позицию партнера;
регулятивные: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения; осуществляют контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
·
предметные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности;
проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к
процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной
деятельности
Тип урока: изучение нового
материала
Методы обучения: словесные
(фронтальная беседа, диалог), иллюстративно-словесный,
практический (поиск информации), дедуктивный (анализ, применения знаний,
обобщение).
Основные термины и понятия по теме: рельеф,
абсолютная высота, оносительная высота, горизонтали, бергштрихи
Оборудовние: Глобус,
физическая карта мира, География, 5-6 классы: учебник для общеобразовательных
организаций / Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. – 11 изд. –
М.: Просвещение, 2022. – 190 с., тетрадь, видео-презентация
Структура урока
I.Организационный
момент………………………………………1 мин.
II.Актуализация опорных знаний ………………………………….7
мин.
III.Изучение нового материала…………………………………….25
мин.
IV.Физминутка…………………………………………………………………………1
мин.
V.Закрепление материала ………………………………………….8
мин.
VI.Рефлексия…………………………………………………………………………….
1 мин.
VII.Домашнее задание………………………………………………..1
мин.
VIII.
Оценки за
работу на уроке с комментарием…………………….1 мин.
Ход урока
I.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята. У нас
ребята должно быть хорошее настроение, ведь мы сегодня продолжаем
путешествовать и открывать новые земли. А без хорошего настроя и хорошего
настроения выходить в море опасно.
II.Актуализация опорных знаний. Мотивация.
Учитель
организует повторение применения имеющихся навыков изображения плана, проверку
результатов повторения, осознание нехватки знаний и навыков
Сообщает
тему урока .
Этап мотивации и
целеполагания:
Учитель:
–
Изобразите в тетради часть плана местности. М 1:10000 На местности с севера на
юг проходит грунтовая дорога. К востоку от дороги в 300 метрах растёт берёза.
Если от берёзы направиться на юго-запад, то через 200 метров встретится
колодец. К западу от дороги напротив берёзы в 400 метрах на холме расположена
мельница.
–
Какие трудности возникли? Почему?Или вы хотите купить домик в деревне на берегу
реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколь
метров, до точки 2 м. Заливает ли дом, который вам предложили купить?
–
Почему вы не можете дать точный ответ?
–
Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
–
Как мы сможем достичь этой цели? Нам помогут вопросы о том, что мы уже знаем и
умеем, а что – ещё нет.
Организует
работу с картой оценки знаний
– Какие вопросы у вас попали в
графу «не знаю»? Наша задача на уроке решить эти вопросы.
Сегодня мы узнаем:
ü
Что называют рельефом.
ü
Как устроен нивелир.
ü
Что такое относительная высота.
ü
Как определить абсолютную высоту
местности.
ü
Для чего нам нужны горизонтали.
Обучающиеся: Выполняют задание в тетради. Не получается изобразить холм, т. к.
не умеют.
Записывают тему в тетрадь
Формулируют цель (понять, как
изображаются неровности земной поверхности на плане местности)
Отмечают вопросы, требующие
новых знаний: определить новые понятия, научиться определять по плану
относительную и абсолютную высоты, особенности неровностей земной поверхности,
научиться изображать неровности земной поверхности.
Рассуждают о практическом
применении понимания, как изображаются неровности земной поверхности
III.Изучение нового материала.
Рельеф – это все неровности земной поверхности.
–
Представьте, что Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть
информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров до
уровня 2 метра. Зальет ли дом, который вам предложили купить (Рис. 1)?
Зарисуем карандашом рисунок
Рис. 1. Схематическое изображение дома на
берегу реки
–
Почему вы не можете дать точный ответ? (Не знаете на какой высоте находится
домик по отношению к реке.)
Решить
эту задачу нам поможет нивелир (Рис. 2).
Рис.2. Самодельный нивелир
– Нивелир представляет собой
деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В
середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая
крепкая нить с небольшим грузом.
Рис. 3. Схематическое
изображение измерения высоты склона нивелиром
–
Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у
подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу (Рис.3).
Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль
планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку
вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение
в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и
смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится
измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте 3
метров.
Дополним наш рисунок
– Зальет ли домик при половодье? (Нет.)
–
Мы нашли высоту домика относительно реки. Прочтите следующие определение и,
подумайте какую высоту мы с Вами нашли – относительную или абсолютную?
Относительная высота –
это превышение одной точки над другой.
Запишите в тетради это определение
Рис. 4. Схематическое изображение расчета
относительной высоты
–
Итак, у западного склона относительная высота 3 м, а у восточного – 2 м. Так
какая же все-таки высота этого холла? Мы должны знать еще и о втором типе
высоты – абсолютной высоте. (Рис.4)
Абсолютная высота – это превышение точки земной
поверхности по отвесу над уровнем моря (рис.
5).
Запишите в тетради это определение
Рис. 5. Схематическое изображение расчета абсолютной
высоты
В
России абсолютные высоты точек земной поверхности отсчитывают от
среднемноголетнего уровня Балтийского моря
–
Чего не хватает на нашем рисунке? (Уровня мирового океана)
–
Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже
сделали за нас картографы.
–
Взгляните на топографическую карту (рис. 6), как изображается там высота
местности? (Точками отметок высот).
Рис. 6. План местности
Взгляните
на следующий рисунок (Рис.7)
Рис. 7. Изображение холма
·
Определим абсолютную высоту холма (159,3м)
·
Относительная высота относительно западной
подошвы (159,3-127=32,3м)
·
Относительно восточной подошвы
(159,3-140=19,3м)
·
Абсолютная высота – измеряется
относительно моря.
·
Относительная высота – относительно его
подошвы.
–
Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту
заполнять отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий
на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой над уровнем моря (т.е. с
одинаковой абсолютной высотой).
Запишите в тетради это определение
–
Горизонтали на топографической карте проводят через 1,5,10,15,25,50 метров.
–
Представьте, что вы пошли на экскурсию с классом.
–
Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов
(западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас
в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем
один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы
поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (Линии) (рис.8)
Рис. 8. Изображение рельефа горизонталями
Про
такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.
Рис.9. Изображение рельефа горизонталями
·
Если
сечение 1м, то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.
·
Если
сечение 5м, то горизонтали будут 5,10,15,20 (рис. 9) и т.д.
Высоту,
на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней.
Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.
–
Как же нам определить, по какому склону легче всего подняться на вершину? Для
этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе
друг к другу, тем склон круче и наоборот.
По
рисунку 10 определите, какой склон круче. (Круче северный склон, т.к.
расстояние между горизонталями минимально)
Внимание
на следующий рисунок (Рис.10)
Рис. 10. Изображение рельефа горизонталями
–
Чем отличаются эти два изображения? (На каждом из них есть черточки, которые
расположены по разному)
Эти
черточки называются бергштрихами.
Это
короткие линии, которые показывают направление склонов.
Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это
яма (Рис. 11
Рис.11. Схематическое изображения горы и
котловины
Запишите это определение в тетрадь
Бергштрихи – черточки у
горизонталей, показывающие направление вниз по склону.
IV.
Физминутка
Потрудились
— отдохнём
Потрудились
— отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем,
глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки
в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево,
вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три
наклона, прямо встать.(Приседания.)
Руки
вниз и вверх поднять.(Прыжки.)
Руки
плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем
улыбки подарили.
V.
Закрепление
материала
Итак,
подводим итог, чем отличается абсолютная и относительная высота.
Абсолютная
высота измеряется относительно уровня.
Относительная
высота холма измеряется относительно его подошвы.
–
Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? (Относительная высота
равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы).
–
Как вы определяете абсолютную высоту? (По отметкам высот на карте).
Задание 1. Определите абсолютную
высоту точки А (рис. 7).
Задание 2. Дайте
характеристику холма по плану (Рис.12)
1.
Что это за объект?
2.
Какова абсолютная высота холма?
3.
Через сколько метров проведены горизонтали?
4.
Какой склон холма крутой?:
Рис. 12. Изображение рельефа горизонталями
VI.
Рефлексия.
На уроке
Я
узнал……..
Я
научился………….
Мне
понравилось ……..
Я
затруднялся (лась) ……..
VII.
Домашнее задание. Конспект урока, §11 читать, выучить , отвечать на
вопросы после параграфа.
Письменно
выполнить: изобразить холм, АВ = 74м,
ОВ = 21м, горизонтали через 5м, южный склон крутой, северо-вост. склон пологий
VIII.
Оценки
за работу на уроке с комментарием.