Как найти адрес понятого

Если кто еще не знает, что сотрудники органов внутренних дел, при расследовании уголовных и административных дел, нередко пользуются специально обученными собственными понятыми, мы разъясним в этой статье.

Это понятые, которые прямо заинтересованные в том, чтобы уголовное или административное дело закончилось обвинительным приговором.

Ранее мы опубликовали материал про то, как надо вести себя в случае, если к вам приехали с обыском. Так вот, в комментариях, мы подверглись нападкам и оскорблениям со стороны читателя, который безапелляционно заявил о том, что понятие «штатный» понятой отсутствует в законе, а мы все придумали и вообще опыта не имеем. Короче, не стеснялся в выражениях.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Нашему комментатору очень повезло в жизни и практике (если она есть) не встретиться с такими понятыми.

Понятого в уголовном и административном праве объединяет одно условие – это должно быть незаинтересованное в исходе уголовного дела лицо.

Когда тебя любезно пригласили сотрудники поучаствовать в следственном действии пятый раз за месяц, тридцатый раз за год – вы уже почти друзья. А друзья что делают? Правильно – помогают друг другу. Это исключает объективность и незаинтересованность понятого.

Так вот, понятия «штатный понятой» в УПК РФ и КоАП РФ действительно отсутствует. Однако, любой практикующий адвокат подтвердит, что в уголовных и административных делах этих понятых едва ли не больше обычных, предусмотренных кодексами.

Как формируется штат таких понятых? Да очень просто. Это либо бывшие осужденные, которые оказались на коротком поводке у сотрудников. Наркозависимые люди, которые только выглядят как люди и готовы на все. Особая каста – бывшие (уволенные) сотрудники и друзья.

Не буду назвать фамилии и уголовные дела (совсем недавно), где имена таких «понятых» стали известны на всю страну. За одну проверку их «нашлось» более 140 человек. Вся информация в открытом доступе в интернете.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Официально.

Верховный Суд РФ указывает, что необходимо обратить особое внимание на результаты первичного опроса понятых и протоколы их допросов в качестве свидетелей. Если показания, данные понятыми в ходе опроса и допроса, дословно совпадают, то это является основанием к признанию их недопустимым доказательством, поскольку следователь просто переписал в протоколе допроса показания, данные при опросе, без производства фактического допроса.

Встречали такое? 
Термин «незаинтересованный гражданин» подразумевает отсутствие у участника ОРМ какой либо личной заинтересованности в ходе и результатах оперативно-розыскных мероприятий.

Лицо, оказывающее содействие в производстве таких мероприятий, в том числе и на конфиденциальной основе, преследует какой-то личный интерес, в том числе и в виде материального вознаграждения, и, следовательно, не является «незаинтересованным лицом».

Подводя итог, скажу, если к вам приехали полицейские с понятыми на одной машине или понятые легко и непринужденно общаются с полицейскими, знают их по именам и прочее, то налицо заинтересованные лица – «штатные понятые».

Какие результаты обысков и прочих следственных действий они подтвердят – додумайте сами.

Мы знаем, о чем пишем. Есть такие вещи, которые с дивана не увидишь, надо быть в этой теме.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Ставьте палец вверх и пишите в комментариях если сталкивались с подобным!

Шла из магазина домой, подошел сотрудник полиции и попросил стать понятой в фиксации ДТП. Сотрудник пытался уговорить, сказал, что мне понадобится всего 30 секунд и никаких последствий не будет. Не объяснил суть дела и мои обязанности и права перед тем, как я бы что-то подписала.

Я отказалась, но ситуация интересная. Чем грозит стать понятым в такой ситуации?

Расскажите, пожалуйста.

Елизавета

Елизавета, понятой делает достаточно благородное дело. Он независимый контролер законности действий государственного служащего. От правильных и грамотных действий понятого может зависеть чья-то судьба.

Сразу скажу, что рисков и последствий для вас как для понятой нет. Об остальном расскажу подробнее.

Кто такой понятой

Понятые — это люди, которые не заинтересованы в исходе административного разбирательства или уголовного дела. Их основная обязанность — присутствовать при оформлении процессуальных действий и своим присутствием подтверждать, что действия эти происходили по закону.

В отличие от свидетеля понятой никогда не выступает очевидцем преступления или правонарушения. Свидетель — невольный участник событий, а понятой всегда участвует в расследовании добровольно. За отказ быть понятым нет никакой ответственности.

По закону понятых должно быть не меньше двух человек.
Их можно привлекать при оформлении протоколов об административном правонарушении и во время предварительного следствия по уголовным делам.

Понятыми не могут быть:

  1. Несовершеннолетние.
  2. Участники уголовного судопроизводства и их родственники. Нельзя, например, в качестве понятого привлекать жену или брата человека, которого обыскивают.
  3. Сотрудники полиции или работники других силовых структур.
  4. Лица, заинтересованные в исходе дела.

Присутствие понятых обязательно далеко не всегда. По уголовным делам понятых привлекают к проведению следственных действий, которые связаны с личностью подозреваемого и имуществом: например, для осмотра места преступления, обыска, выемки и тому подобного. Такие следственные действия нужны для поиска и фиксации доказательств преступления, а понятой подтверждает, что эти доказательства не были подброшены или фальсифицированы.

В вашем случае, скорее всего, рассматривается дело об административном правонарушении: происходит осмотр места ДТП, досмотр или административное задержание. Полный перечень административных действий, при которых нужны понятые, содержится в главе 27 КоАП РФ. Но, если сотрудники полиции сделают видеозапись и приложат ее к протоколу об административном правонарушении, можно обойтись без понятых.

Что должны знать понятые

Понятые — не юристы, а случайные люди. Знать, в какой последовательности и что именно нужно сделать, они не могут. Все это им должен разъяснить следователь, дознаватель или сотрудник полиции, который оформляет административный протокол.

Понятого попросят расписаться в протоколе: этой подписью он подтверждает, что все, что в нем записано, на самом деле было. Написано, что у человека из кармана достали наркотики, — понятой это видит и своей подписью удостоверяет, что действительно достали, а не подбросили. Водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования — понятой своей подписью подтверждает, что отказ был на самом деле. Это нужно, чтобы потом человек не мог сказать в суде, что наркотики ему подбросили или что он готов был ехать на экспертизу, а злые сотрудники полиции ему не разрешили.

Понятой может написать свои замечания в протоколе, если были нарушения или то, что записано там, не соответствует действительности. Запретить понятому делать замечания в протоколе нельзя.

Если понятой участвует в следственных мероприятиях по уголовному делу, он может знакомиться с протоколом следствия, подавать жалобы на действия сотрудника органа дознания, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

Еще понятого могут допросить в качестве свидетеля. Его могут вызвать в суд и задавать вопросы о событиях в протоколе. Уклониться от явки в суд нельзя — в случае отказа в суд могут привести принудительно или оштрафовать.

Нельзя разглашать данные предварительного расследования. За нарушение предусмотрена уголовная ответственность, но только если понятого под подпись предупредили о недопустимости разглашения таких данных. Санкция — от штрафа в 80 тысяч рублей до ареста на три месяца. Но это не ваш случай: оформление административного протокола под действие этой статьи не попадает.

Разберем конкретно ваш случай

Сотрудник полиции сказал вам, что понадобится всего 30 секунд и не будет никаких последствий. Это не совсем так.

Если вы соглашаетесь быть понятым, вы должны четко понимать, что происходит. Вам должны разъяснить ваши права и обязанности. Рассказать, что произошло, как все, на взгляд сотрудника полиции, происходило. Вы можете вносить свои замечания в протокол.
Если четко следовать закону, весь протокол, от начала до конца, должен составляться в присутствии понятых.

Возможно, «30 секунд» — просто фигура речи сотрудника полиции. За это время оформить протокол невозможно физически. Но, возможно, протокол заполнили заранее — вас просто просили поставить в нем подпись. Тогда за 30 секунд вполне можно уложиться, но это нарушение со стороны сотрудника полиции.

Никогда не расписывайтесь в качестве понятого в протоколе, если вас просят сделать это без участия в его оформлении. Если сотрудник полиции допустил какие-то нарушения, получится, что вы их покрываете. А если потом вас вызовут в суд и вы не сможете пояснить, что и в каком порядке происходило, судья может признать протокол недопустимым доказательством. В этом случае виновник может уйти от ответственности.

Иногда недобросовестные сотрудники правоохранительных органов сознательно отказываются от видеофиксации и отдают предпочтение понятым. На видеозаписи всегда четко видно любое нарушение. Изменить или подделать видеозапись не так просто. А понятой может со временем забыть какие-то детали или расписаться в протоколе, который не читал или при оформлении которого не присутствовал.

Итоги

Вот что нужно знать о понятых:

  1. Понятой — это контролер от общества. Он наблюдает за законностью действий силовых органов и подтверждает своей подписью, что они ничего не нарушили.
  2. Понятым может быть любой не заинтересованный в исходе дела человек, если ему есть 18 лет и он не работает в правоохранительных органах.
  3. Это дело добровольное. Санкций за отказ быть понятым в законе нет.
  4. Если вы согласились быть понятым, никогда не подписывайте протоколы, при оформлении которых не присутствовали. От этого может зависеть чья-то судьба.
  5. Если заметили какие-то нарушения, пишите об этом в протоколе. Отказать вам в этом не могут.
  6. Если что-то непонятно, спрашивайте у следователя, дознавателя или сотрудника полиции.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

понятой не имеющий при себе документов, может ли быть понятым?)



Профи

(551),
закрыт



12 лет назад

Дополнен 13 лет назад

Я знаю что не может, хотелось бы какой-нибудь нормативно-правовой документ в данном вопросе, положение, или разъяснения ВС)))

ПАТРИОТ

Искусственный Интеллект

(345681)


13 лет назад

Законом этот вопрос не урегулирован, но …

В соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. При этом закон указывает на статус понятого в процессуальных действиях: понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты

Традиционно (если брать идеальный практический вариант) , сотрудник милиции вписывает в протоколы информацию о гражданах с их слов. Вот тут позволительно немного поерничать над таким порядком: какой – то опыт из времен Русской правды. Купец сказал, значит, слову его можно верить. Большей несуразицы представить себе нельзя. Такой порядок недопустим. Любой сотрудник правоохранительных органов прекрасно знает, что доверять можно исключительно документам, в том числе и тем, которые удостоверяют вашу личность. И в данной ситуации разумным представляется требование о предъявлении паспорта, либо документа его заменяющего. Только на его основе можно вносить информацию о понятом. Если вспомнить, сколько сотрудников милиции получило шишек на свою голову лишь за то, что не удосужились проверить личность гражданина – понятого, чьи данные вписываются в протокол. Но доблестных милиционеров такое обстоятельство не смущает. И они с маниакальным упорством вписывают в понятые лиц, основываясь только на их словах, без документального подтверждения. В худшем же случае, вписывают неких граждан, о которых ни в жилконторах, ни в паспортных столах никто ничего не знает. То есть, по сути, совершают должностной подлог. Ситуация из «Мертвых душ» в сочетании с немой сценой из «Ревизора» …
Понятые удостоверяют в протоколе своей подписью факт совершения в их присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Отсюда- вывод, что понятые ОБЯЗАНЫ присутствовать от начала составления протокола и до окончания всех процессуальных действий. На практике же это не соблюдается. Как правило, сотрудник милиции останавливает прохожего, водителя, дает ему протокол на подпись и отпускает восвояси. Таким образом, формально, требование об участии понятого в процессуальном действии соблюдено, но реально – грубо нарушено.
————-
исходя из вышеизложенного- в удостоверении личности понятого дожны быть заинтересованы обе стороны.

“Нарушителю” нужно потребовать от сотрудника милиции «познакомить» вас с понятыми, убедиться, что понятые те, за кого себя выдают. Тут необходимо удостоверить личность и статус понятого. Для этого потребуется документ, удостоверяющий личность.

Также нужно требовать обязательного участия понятых от момента начала составления процессуального документа, до окончания процессуального действия и подписания процессуального документа.
—————
Если же, как указано выше, -в протокол вписан НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ ПОНЯТОЙ, то сотрудника милиции вполне можно обвинить в ДОЛЖНОСТНОМ ПОДЛОГЕ, а это уже- уголовная ответственность.

Игорь Римша

Просветленный

(32660)


13 лет назад

Значит, протокол составлен без понятых – со всеми вытекающими последствиями. Если он назвал вымышленный адрес – откуда гарантия, что и ф. и. о. не вымышленные, что он вообще гражданин РФ, дееспособен и т. п.

ВИТАЛИЙ

Мастер

(1792)


13 лет назад

1. Понятым является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов в случаях, установленных настоящим Кодексом.

вот и следует что понятой просто подтверждает факт какого-либо действия —а то что он назвался дядей васей на дело это не повлияет –это проблема милиции установить факт проживания

Равиль

Мыслитель

(6912)


13 лет назад

Не особо важно, как удостоверялась личность понятого. Важно соблюдение процессуальных норм при производстве по делу. Обязанность доказывания лежит на милиции (искать в законе о милиции лень) . Понятой может быть источником доказательств и его отсутствие (в любом виде) можно расценивать как нарушение закона при совершении процессуального действия. Такую оценку может давать заинтересованное лицо, но должностные лица и судьи не особо связаны с такими мнениями и не обязаны их разделять.
зы Можно написать ходатайство о вызове этого лица и указать причину необходимости его явки. После вынесения определения можно настаивать на выполнении законного определения, обязательного для всех. Если потребуется, то можно ходатайствовать о приостановке производства в связи с необходимостью поиска пропавшего лица.
Адекватная реакция не гарантирована.

Уважаемые коллеги, думаем  многим приходила в голову мысль, при осуществлении защиты по делам,  где имеются различные досмотры и изъятия, создать базу «штатных» понятых. 

 
Наверное любой адвокат, осуществлявший защиту по уголовным делам, выносил ощущение «близок локоток, да не укусишь», т.к. вывести на «чистую воду» таких подставных лиц — крайне сложно, но нужно.

 
В «праведном» стремлении любыми средствами привлечь «виновного» к уголовной ответственности оперативный работник или следователь зачастую переступает черту, и сам становится преступником.  Подавляющее большинство допущенных правонарушений и преступлений против правосудия, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, остается латентным и не получает должной судебной оценки.

 
К числу наиболее распространенных нарушений, допускаемых следователями и органами дознания, можно отнести ненадлежащее выполнение требований об участии понятых в производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

 
Прежде всего, отметим, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусматривает участие понятых в производстве оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ). Однако на практике при производстве таких ОРМ, как проверочная закупка или оперативный эксперимент, оперативные работники привлекают незаинтересованных граждан, оказывающих содействие в производстве ОРМ и фактически выполняющих роль понятых.

 
Авторы данной статьи сталкивались с ситуацией, когда людей «тупо» сажали в машину (фактически похищали), увозили на «свою» территорию и «изымали», например патроны, наркотические средства и прочие запрещенные к обороту вещи.  При этом составлялся, как правило, протокол досмотра, со ссылкой на ст. 6 ФЗ об «Оперативно-розыскной деятельности» и ст. 11 «О милиции» (сейчас «О полиции» введён в действие 1 марта 2011г.) 

 
Кстати, коллеги, обратите внимание: у кого досмотры проводились в переходный период, сотрудники частенько использовали старые бланки ссылаясь на недействующий закон.

 
Сформировавшаяся судебная практика предъявляет к данным непонятным фигурам требования характерные для понятых в уголовном процессе. В ч. 1 ст. 60 УПК РФ определено, что в качестве понятых привлекаются лица не заинтересованные в исходе дела, в ч. 2 ст. 60 УПК приведен перечень лиц, которые однозначно не могут быть привлечены в качестве понятых:

 
1) несовершеннолетние:
2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники:
3) работники органов исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

 
Пренебрежительное отношение правоохранителей к институту понятых, вкупе с уклонением подавляющего большинства граждан от исполнения обязанностей понятого, влечет за собой нарушения норм, регламентирующих производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

 
При рассмотрении нарушений процессуальных норм об обязательном участии понятых, необходимо разделить их на два блока:

 
— нарушения, допускаемые оперативными работниками при производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий (проводимых по поручению следователя);
  — нарушения, допускаемые следователями при производстве следственных действий.

 
Чаще всего оперативные работники привлекают в качестве понятых практикантов или стажеров, проходящих практику в органах внутренних дел или наркоконтроля, либо используют своих друзей и знакомых или попавших к ним в зависимость рассекреченных агентов, лиц из около криминальной среды, которых освобождали от ответственности за незначительные правонарушения.

 
Часто в качестве понятых и закупщиков, при производстве проверочной закупки наркотиков, оперативные работники привлекают стоящих у них на оперативном контроле наркоманов.

 
Фактически можно выделить два варианта нарушений требований об участии понятых в ОРМ:

 
1. привлечение в качестве «незаинтересованных граждан» своих знакомых, подучетный элемент, стажеров и практикантов, т.е. лиц, симпатизирующих оперативному работнику или находящихся в какой-либо зависимости от него, в том числе и с выплатой вознаграждения понятым из средств выделенных на негласную оперативную работу, и производство ОРМ с их непосредственным участием;
 
2. производство ОРМ без фактического участия «незаинтересованных граждан», с последующим привлечением указанных выше категории лиц для оформления документов и изъятого.

 
В явной незаконности второго варианта сомнений, как правило, не возникает, если только следователю или защитнику удастся доказать, что непосредственно при производстве ОРМ лица указанные в качестве «незаинтересованных граждан»  не присутствовали.  

 
На практике неоднозначно оценивается первый вариант нарушений, когда в качестве понятых привлекают знакомых и зависимых лиц, некоторые из которых проходят понятыми не по одному десятку уголовных дел и становятся фактически «штатными понятыми».

 
Термин «штатные понятые» повсеместно вошел в практику органов дознания, следствия, прокуратуры и суда. Практически у каждого следователя или оперативного работника есть несколько знакомых или друзей, которых вписывают в протоколы следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий в качестве понятых. Такие понятые готовы выступить в суде и подтвердить «законность и достоверность» записанного в протоколе, даже если в самом мероприятии они не участвовали.

 
Разоблачить подобного понятого в судебном заседании практически невозможно, поскольку на любой проверочный вопрос он может «честно» ответить, что сами события он помнит плохо (как правило, проходит от 3-х до 6-ти месяцев), а суд в свою очередь посчитает подобные показания достоверными.

 
Установить наличие личных взаимоотношений между следователем или оперативным работником и понятыми достаточно сложно, а в тех случаях, когда это удается, суд не всегда принимает данный факт во внимание, мотивируя отсутствием личной заинтересованности такого понятого в исходе дела и ссылкой на ч. 2 ст. 60 УПК РФ.

 
Установив зависимое положение понятых, можно признать результаты производства ОРМ недопустимым доказательством. Так если по уголовному делу проводились ОРМ, с привлечением студентов проходивших практику в органах, то по результатам практики, на них составлялись характеристики, по которым в дальнейшем выставлялись оценки за прохождение практики.

 
Если по делу проходят «алкоголики» (прохожие находящиеся на улице в состоянии опьянения) то целесообразно со свидетелем, подъехать на откровенных разговор с понятым и попытаться зафиксировать его «признания как было», с последующим использованием этого материала при допросе в суде такого понятого, который, естественно, будет отрицать факт опьянения и угроз сотрудников (что если не пойдут понятыми, то они их привлекут за мелкое хулиганство).

 
Установление одного только факта знакомства понятого и оперативного работника до производства оперативно-розыскного мероприятия еще не основание к признанию его незаконным, но сигнал о необходимости тщательно проверить и перепроверить материалы ОРМ и уголовного дела. Особое внимание необходимо обратить на результаты первичного опроса понятых и протоколы их допросов в качестве свидетелей.

 
Если показания данные понятыми в ходе опроса и допроса дословно совпадают (а в некоторых случаях дословно совпадают протоколы допросов всех участников ОРМ), то это основание к признанию их недопустимым доказательством, поскольку следователь просто переписал в протоколе допроса показания, данные при опросе, без производства фактического допроса.

 
При оценке результатов ОРМ и показаний понятых, необходимо учитывать, что характер оперативной работы позволяет оперативному работнику привлекать в качестве понятых лиц, оказывающих ему конфиденциальное содействие за материальное вознаграждение (ст. 17 ФЗ «Об ОРД»). Некоторые оперативные работники вербуют конфидентов, основное направление деятельности которых  не сбор оперативной информации о криминальной среде, а участие в качестве понятых в производстве ОРМ, т.е. «штатных понятых».

 
Реально проверить является ли понятой конфидентом практически невозможно, поскольку для рассекречивания данной информации необходимо согласие самого конфидента, а он его не даст, тем более что грамотные оперативные работники оформляют и регистрируют далеко не всех своих конфидентов.

 
По нашему мнению, если в суде будет установлено, что лицо, участвовавшее в качестве понятого при производстве ОРМ, ранее принимало участие в производстве ОРМ, в числе участников которого повторяется хотя бы один оперативный работник, то достоверность результатов оперативной работы должна быть поставлена под сомнение.

 
Одним из сигналов о наличии каких-либо личных или служебных отношений между оперативным работником и «незаинтересованным гражданином» следует признать сокрытие сведений о личности данного гражданина в материалах ОРМ. Чаще всего при составлении протоколов и актов при производстве ОРМ оперативные работники скрывают данные о месте проживания понятого, указывая вместо фактического адреса проживания адрес своего служебного кабинета, либо указываю адрес фактического проживания, без указания регистрации, либо не указывают паспортные данные или телефон.

 
Данные обстоятельства, фактически являются сокрытием информации о личности участника процесса. Однако основания и порядок сокрытия информации о личности участника процесса регламентирован ч. 9 ст. 166 УПК РФ, где четко указано, что основанием для совершения подобных действий является мотивированное постановление следователя, вынесенное с согласия руководителя следственного органа.

 
При этом данные о личности участника процесса засекречиваются в полном объеме с введением псевдонима и образца подписи. Подлинные анкетные данные помещаются в запечатанный конверт, который приобщается к материалам дела. Какое-либо иное частичное сокрытие сведений о личности участника процесса без надлежащих оснований является прямым нарушением принципа гласности уголовного судопроизводства.

 
Наличие в оперативно-розыскной деятельности института лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, делает бесполезным участие в ОРМ «незаинтересованных граждан» с точки зрения обеспечения достоверности результатов ОРМ. Попробуем проанализировать данное утверждение.

 
Термин «незаинтересованный гражданин» подразумевает отсутствие у участника ОРМ какой-либо личной заинтересованности в ходе и результатах ОРМ. Лицо, оказывающее содействие в производстве ОРМ, в том числе и на конфиденциальной основе, преследует какой-то личный интерес, в том числе и в виде материального вознаграждения, и, следовательно, не является «незаинтересованным гражданином».

 
Сведения о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, являются секретными, равно как и сами факты содействия. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», сведения о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами, и на основании постановления начальника органа, осуществляющего ОРД.

 
Наличие этих двух условий является обязательным, при отсутствии хотя бы одного из них, например, согласия лица, оказывающего содействие ОРМ, или согласия начальника соответствующего органа, сведения остаются засекреченными, т.е. недоступными для суда и участников процесса. Фактически суду сообщают, что «незаинтересованный гражданин» не является негласным сотрудником или конфидентом, поскольку любая иная формулировка является утвердительным ответом на данный вопрос.

 
Таким образом, можно сделать вывод о том, что даже отрицательный официальный ответ органов осуществляющих ОРМ на вопрос о том, является ли конкретный «незаинтересованный гражданин» конфидентом, оставляет сомнения в достоверности представленных сведений.

 
Следовательно, любые показания данного «незаинтересованного» участника ОРМ оставляют неустранимые сомнения в его незаинтересованности в силу негласного характера и специфики оперативно-розыскной деятельности, а в соответствии ч. 3 ст. 14 УПК РФ все неустранимые сомнения толкуются только в пользу обвиняемого.

 
Анализ следственной практики и интервьюирование следователей позволяет сделать вывод о том, что большинство следователей делят следственные действия на «важные» и «несущественные» или формальные.

 
По мнению следователей при производстве «важных или существенных» следственных действий необходимо соблюдать требования закона об участи понятых, а при производстве «несущественных или формальных» не обязательно. К числу «важных» следственных действий относят осмотр места происшествия, обыск, предъявление для опознания, следственный эксперимент и проверку показаний на месте.

 
На соблюдение требований об участии понятых существенное влияние оказывает участие защитника в производстве следственного действия. Все следователи заявили, что если при производстве таких следственных действий как обыск, предъявление для опознания, следственный эксперимент и проверка показаний на месте присутствует защитник, то в качестве понятых всегда привлекаются случайные лица.

 
Если при производстве следственного действия защитник не присутствует, например, при предъявлении предметов для опознания, то участие понятых является формальным, и привлекаются лица из числа «штатных понятых».

 
Выявление нарушений, допущенных следователями, затруднено тем, что в рамках предварительного следствия подобные понятые не допрашиваются, а формальных оснований сомневаться в правильности оформления протокола и достоверности результатов следственного действия, как правило, нет.

 
Для выявления фактов нарушений следователями требований УПК регламентирующих участие понятых в производстве следственных действий, целесообразно проводить допросы всех понятых в рамках судебного следствия.

 
Достоверность данных понятым показаний подтвердит законность производства следственного действия и достоверность полученных при этом доказательств. Сомнение в достоверности показаний понятого, равно как его прямое указание на нарушение закона, влечет за собой сомнение в законности и достоверности полученных доказательств, и является основанием к признанию их недопустимыми, либо сомнительными, т.е. они в любом случае не могут быть положены в основу обвинения.

 
Полагаю, что во всех случаях выявления «штатного понятого» он должен быть вызван в судебное заседание и подробно допрошен об обстоятельствах своего знакомства с участниками расследования и об обстоятельства производства следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия. Фактическая неявка подобного понятого в судебное заседание должна рассматриваться как основание для сомнений в достоверности результатов следственного действия или ОРМ, проводившихся с его участием.

 
Выявление «штатного понятого» представляет значительную сложность для адвоката, осуществляющего защиту по уголовному делу, т.к. требуется отследить значительное количество уже рассмотренных судом дел, доступ к которым, как правило, ограничен или запрещен.

 
Для обоснования необходимости вызова «штатного понятого» и сомнительности его показаний защитнику необходимо располагать информацией о фактах его прежнего участия в качестве понятого при производстве аналогичных следственных действий или ОРМ по другим уголовным делам, равно как и информацией о должностных лицах, проводивших данные действия.

Для выявления подобных «штатных понятых» можно рекомендовать адвокатскому сообществу сформировать на базе сайта «Праворуб» аналог криминалистического учета.

Подобный учет понятых может быть сформирован как автоматизированный справочник ограниченного доступа, в котором могут содержаться следующие сведения:

 
— анкетные данные понятого (фамилия, имя, отчество число, месяц и год рождения, место рождения и место регистрации и фактического проживания);
— краткая информация об уголовном деле (ФИО обвиняемого, статья УК, сведения об ОВД или СКП, проводивших расследование, наименование суда, рассматривавшего дело по первой инстанции);
— сведения о должностных лицах, проводивших ОРМ или следственное действие с участием данного понятого (должность и ФИО).
— сведения о контактном лице (адвокате).

 
Информация может предоставляться самими адвокатами по делам, по которым они осуществляли защиту. Отметим, что указанные сведения не представляют какой-либо тайны, и могут быть легко получены защитником при ознакомлении с материалами уголовного дела.

 
Доступ к подобному справочнику должен быть ограничен, информация должна предоставляться только лицам, обладающим статусом адвоката, и осуществляющим защиту по уголовному делу.  

 
Ценность подобного справочника будет возрастать с увеличением объема хранимой информации, и напрямую зависит от достоверности сообщенных адвокатами сведений и своевременности обращения.

 
В целом можно сделать неутешительный вывод о том, что органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, в настоящее время допускаются систематические нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, подавляющее большинство которых не выявляется в рамках судебного следствия и не принимается во внимание судами при вынесении приговоров.

 
По нашему мнению, назрела необходимость всестороннего и объективного исследования состояния соблюдения законности в правоохранительной и судебной системе, с развернутым анализом причин и условий нарушений законности, выработкой рекомендаций по их выявлению и нейтрализации.

 
Полагаем, что планируемая законодательная отмена понятых, не отменяет актуальности данной темы, т.к. согласно законопроекту, институт понятых планируют дополнить использованием технических средств, но не отменить полностью, а так же, то, что на «некоторые»  мероприятия понятых хотят всё-таки оставить.
(текст законопроекта в приложении)

 
Полагаем, что при наличии технической возможности, и личного участия всех защитников в её формировании, создание такого справочника не составит большого труда, и может быть полезно при осуществлении защиты по уголовным (да и по административным) делам.

При подготовке публикации, использовалась эта статья.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 170 УПК РФ

1. В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

1.1. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

2. В остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иное решение.

3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

4. В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия в соответствии с частью пятой статьи 164 настоящего Кодекса разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 170 УПК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 64-АПУ15-13СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Согласно ч.1.ст. 170 УПК РФ в случаях, предусмотренных ст.ст. 177,178,181УПК РФ понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя…

  • Решение Верховного суда: Определение N 8-АПУ15-3, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Проведение 31 декабря 2013 года осмотра участка местности у д по ул. г. (л.д.129-132 т.1) в отсутствие понятых, при применении средств технической фиксации хода и результатов следственного действия, соответствует требованиям ч.1.1 ст. 170 УПК РФ Указание в протоколе этого следственного действия о разъяснении специалисту, привлеченному для закрепления и изъятия предметов ответственности по ст.307, 308 УПК РФ не имеет правового значения, так как специалист несет ответственность только за заведомо ложные показания либо разглашение данных предварительного расследования, если был об этом заранее предупрежден…

  • Решение Верховного суда: Определение N 67-О14-8СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Свидетель Г показала в судебном заседании, что в качестве понятого участвовала при проведении указанного следственного действия при этом понятым были разъяснены их права. Ссылки в протоколе о разъяснении ст. 170 УПК РФ также свидетельствует о разъяснении прав понятым, поскольку ч.4 ст. 170 УПК РФ включает в себя указание о разъяснении понятым их прав, предусмотренных ст.60 УПК РФ. Результаты следственного действия удостоверены подписями понятых…

Добавить комментарий