Как найти агента сценаристу

Как правило, после премьеры фильма или сериала большинство запоминает имена актеров, режиссера и иногда продюсера. Про сценаристов в России чаще всего забывают. Речь идет не только о зрителях, но и их коллегах по киноцеху. Правда, последнее время кажется, что ситуация меняется — появляется все больше курсов для сценаристов, а успех некоторых отечественных сериалов связывают именно с работой над хорошими историями. Специально для «Цеха» сценаристка веб-сериалов “Это я”, “Я иду искать”, соавтор анимационных сериалов “Оранжевая корова” и “Лекс и Плу” Елизавета Симбирская спросила своих коллег, с чего начать тем, кто хочет писать сценарии для российского кинематографа и телевидения. Лена Ванина, Люба Мульменко, Филипп Коняшов, Антон Токтонов и Роман Кантор рассказали, где сегодня лучше учиться на сценариста, на какую зарплату можно рассчитывать и почему не стоит пренебрегать услугами агента. 

Вика Шибаева / ЦЕХ
Вика Шибаева / ЦЕХ

В 2013 году я окончила ВГИК и получила диплом с квалификацией “драматург”. Сразу после выхода из университета я осознала свою полную неподготовленность к индустриальной работе с ее договорами, переговорами, оплатой, авторскими правами. Эти вопросы максимально далеки от драматургии, но критически важны для реальной жизни и работы. Как начинающий сценарист я часто соглашалась на работу без договора и меня обманывали заказчики; я ничего не знала про свои авторские права и права работника индустрии; про то, как должен выглядеть договор; сколько стоит моя работа; как мне общаться с продюсерами; где искать агента и нужен ли он; уместно ли спрашивать сценарные расценки у коллег и почему одни сценаристы получают миллион рублей, а другие пятнадцать тысяч; в чем разница между просто сценаристом и появившимся чуть позже в индустрии шоураннером — сценаристом/креативным продюсером, человеком, который отвечает не только за текст, но и за его реализацию, включается в подбор актеров, режиссерские раскадровки, финальный монтаж, подбор музыки. Все эти знания приходили ко мне на практике и благодаря самообразованию.  

Сейчас я работаю с анимационными и веб-сериалами. В анимации цены начинаются от 50 000 рублей за 7-10-минутную серию, в веб-проектах от 15 000 рублей за пятиминутную серию.

Я не работаю без официального соглашения даже с друзьями, но сам российский договор между продюсером и сценаристом может лечь в основу психологического триллера

У вас забирают все права, вы должны всё и всем, вам не должны ничего, кроме суммы денег, разбитой на сто кусочков, которые будут выплачивать год и, возможно, ваше имя даже не появится в титрах. Это проблема законодательства, из которой вытекает проблема отношения к авторам. Поменяется закон — поменяется отношение и, я уверена, качественно возрастет количество хороших сценариев. 

Чтобы сегодняшним начинающим (и не только) сценаристам было чуть проще работать в индустрии, я задала вопросы про фактические, а не творческие аспекты профессии нескольким уже опытным авторам.

Где учиться на сценариста в России? (И нужно ли вообще это делать?)

Люба Мульменко, сценарист фильмов “Верность”, “Комбинат «Надежда», “Как меня зовут”, “Еще один год”

Я окончила филфак, у меня нет профильного кинообразования, но если бы я сейчас хотела его получить, пошла бы в школу документального кино Марины Разбежкиной или Московскую школу кино

Лена Ванина, сценаристка сериалов «Лондонград», «Оптимисты», «Оптимисты-2», «Последний Министр»

Сценаристу точно не нужно идти во ВГИК. Сценарист должен чувствовать слово, динамику языка, современное его звучание. Во ВГИКе вас научат писать вымышленным языком из неснятых фильмов Тарковского. Это чудовищно. Лучше пойти на филфак, мне кажется. Там хотя бы нужно читать много хороших книг и все время писать. Чувство языка формируется лучше и без адской пошлости в голове. В Москве есть несколько киношкол: МШК, МШНК, «Индустрия» и школа Марины Разбежкиной. Я не очень хорошо знаю, каких сценаристов выпускают первые три, но думаю, что для сценариста может быть очень полезным поучиться у Разбежкиной на документалиста. Ты так близко имеешь дело с жизнью, с правдой, с фактурой, что из тебя выбивается фальшь. А это, мне кажется, самое главное.

Филпп Коняшов, сценарист, соавтор сериалов «Проект “Анна Николаевна”» и “Гоголь”

Чтобы писать сценарии, нужна теоретическая база и опыт. В идеале дело не должно ограничиваться несколькими годами в киношколе, есть смысл повышать квалификацию на протяжении всей карьеры. Стоит ли для этого поступать куда-то? Не факт. Поступать нужно, чтобы познакомиться с другими студентами, потенциальными будущими соавторами, заказчиками и единомышленниками.

Роман Кантор, сценарист сериалов “Эпидемия”, “Мертвое озеро”, фильма “Серебряные коньки”
Не стоит ожидать от образования, что оно сделает тебя состоявшимся сценаристом. Это лишь повод заняться профессией. Мне кажется, сейчас наиболее симпатично выглядят курсы в киношколе “Индустрия” и в “Московской школе кино”. Насчет ВГИКа есть ощущение, что там очень долгое образование, которое скорее общеобразовательное, но плохо ориентированное на индустрию. 

Антон Токтонов, главный редактор студии “Нон-Стоп Продакшн”

Научить писать сценарии невозможно, этому можно только научиться. На собственном опыте. При этом теоретическая база, конечно, не помешает. Ее можно получить как из специальной литературы, так и в киношколах, которых сейчас довольно много. Главное — смотреть много фильмов и сериалов, старых и новых. При правильной, аналитической оптике просмотра это очень помогает. Насмотренность — необходимое условие для овладения профессией.

©миша надь / цех
©миша надь / цех

Как перестать писать в стол и начать продавать свои сценарии?

Лена Ванина

Если вы начинающий автор, самое правильное решение — не пробовать сразу продать заявку за огромные деньги или ждать, когда продюсеры купят у вас идею. Напишите сценарий целиком. Да, сначала в стол. Зато так продюсер сразу видит, с чем вы пришли, и даже если у вас до этого не было никаких работ, но сценарий крутой, его купят. Или купят идею, а потом отдадут ее кому-то из своих авторов.  Написать хороший сценарий сложно, скорее всего, придется его переписывать много раз, что, кстати, ничего плохого не означает, это нормально. 

В «Оптимистах» была одна серия, которую я переписывала тринадцать раз — не потому что я ужасная, бездарная и пора вон из профессии, а потому что большинство сценариев так и рождается — от драфта к драфту

Филипп Коняшов

Нужно писать то, что может заинтересовать заказчиков, искать на них выходы, заводить знакомства. Можно просто отправить имейл на адрес какого-нибудь продакшна. Продюсеры действительно ждут, что в один прекрасный день им придет пилот новой сериальной бомбы.

Антон Токтонов

Можно участвовать в питчингах, уровень которых у нас в стране постепенно растет; рассылать письма на студии, редакторам и продюсерам; налаживать личные контакты или делегировать это агентам (этот институт у нас, к сожалению, не очень развит). В этом вопросе хорошо работают как раз школы, которые помогают авторам и студиям находить друг друга.

Роман Кантор

Если сценарий уже написан, его можно представить на разных питчингах и сценарных конкурсах. Еще один способ: контактировать с продюсерами, редакторами студий. Отправлять на общую студийную почту сценарий — самый базовый способ, но я бы все-таки попытался найти людей, которые знают тех, кто может посоветовать ваш сценарий. Для этого надо показывать его товарищам, друзьям, связанным с индустрией. 

Какая средняя зарплата сценариста с России?

Люба Мульменко

Два основных фактора, которые влияют на гонорар: фильмография (то есть репутация) автора и бюджет картины. Я пишу в основном сценарии полнометражных авторских фильмов, и ценовой разбег тут очень большой. В разное время на разных проектах я получала за сценарий и 200 тысяч рублей, и два миллиона. Я могу согласиться работать за четверть своей нормальной ставки, если мне очень нравится режиссер и если я понимаю, что денег на кино объективно мало.

Антон Токтонов

Единых стандартных ставок для рынка нет. Факторов, влияющих на ценообразование, очень много. Базово, по моему опыту, стоимость сценария для часовых дневных шоу— примерно от 100 тысяч за серию, для часовых вечерних — от 200 тысяч, для полнометражного кино — от 500 тысяч рублей. Это нижние границы, а верхних почти не существует. На проектах, которые делаем мы, ставки в среднем выше. 

Лена Ванина

Точно ответить на этот вопрос довольно сложно. Можно получить за полный метр семь миллионов рублей, можно два, а можно 600 тысяч. То же самое с сериалами. Зависит это от кучи факторов: от вашего имени, от продюсеров, от бюджета проекта. 

©миша надь / цех
©миша надь / цех

Нужен ли сценаристу в России агент и где его искать?

Антон Токтонов

Отвечу на этот вопрос как главный редактор студии — человек, который смотрит на кинопроцесс с другой стороны баррикад: к сожалению, агент нужен сценаристу в России сегодня только для решения сопутствующих задач — бухгалтерских, юридических и т.п. Примеров творческого взаимодействия агента и сценариста я, увы, не знаю, но хотелось бы, чтобы они были, чтобы агенты подсказывали авторам, что писать, а студиям — кто из сценаристов нужен под их задачи.

Лена Ванина

По-хорошему, каждому сценаристу нужен агент: он легко скажет заказчику то, что сложно вам, будет биться за деньги или ваши условия, пока вы думаете только про творчество, будет искать вам проекты и подходящие заказы. В России хороших сценарных агентов очень мало. Чаще всего они прикреплены к каким-то большим студиям и несут вам заказы только оттуда, соответственно, они думают одновременно и про ваши интересы, и про интересы студии. В итоге часто не очень понятно, за что вы платите двадцать процентов от своего гонорара. В то же время, если вы начинающий автор, найти агента — неплохое решение: в отличие от вас, он уже со всеми знаком и может решить, как лучше поступить с вашими идеями, кому их можно продать или хотя бы показать. Самое большое сценарное агентство в России — StarDust. Я с ними сотрудничала, все было довольно мило, но потом я ушла — все проекты, которыми я занимаюсь, приходят ко мне напрямую.

Роман Кантор

Агент нужен начинающим сценаристам, которые не знают, кому показать свой сценарий. Да, его услуги стоят около 15-20%, но при прочих равных — это хороший вариант. 

Изменилось ли отношение к сценаристам в России?

Филипп Коняшов

Кажется, сейчас сценаристов начали чуточку больше уважать, возможно из-за популярности сериалов, в которых ведущую роль играют сценаристы-шоураннеры. Мне кажется, что невнимание и неуважение возникают из-за разобщенности цехов. В большинстве случаев сценарист, закончив работу над сценарием, отпочковывается от проекта и не участвует в съемках и в пост-продакшне. Есть исключения, но, как правило, в таких случаях сценаристы выступают еще и креативными-продюсерами или режиссерами.

Антон Токтонов

Есть ощущение, что сценаристы в России становятся более значимыми фигурами, но я бы пока не сказал, что они вышли на передний план. Звездные авторы получают неплохие деньги, с ними подписывают эксклюзивные контракты, но, например, института шоураннеров, как в Голливуде, у нас пока нет. 

Роман Кантор

То, что сценаристы начали выходить на первый план — достижение самих сценаристов, которые пытаются сформировать базовое представление об этике и сообществе. Все смотрят на Запад и видят, как там меняется это отношение, в первую очередь на телевидении и платформах. Все уже знают про шоураннеров и понимают, что у них больший вес, чем у режиссера. В России такое встречается крайне редко, но на телевидении есть шанс для изменения статуса сценариста, это открытая территория. 

Должен ли современный сценарист сам себя активно продавать и продвигать? 

Филипп Коняшов

Сценарист должен уметь говорить: довольно часто ему приходится убеждать в своей правоте соавторов, редакторов, продюсеров. Не всегда достаточно написать хорошую сцену, иногда нужно объяснить окружающим, что она значит, и почему нужна именно эта сцена, а не какая-нибудь другая. Умение продавать себя, продвигать, создавать бренд из собственного имени тоже важно, но все это не заменит мастерство кинодраматурга. Если встает вопрос — час писать сценарий или час писать пост в фейсбуке, который охарактеризует вас как маститого сценарного гуру, то лучше выбрать первое.

Лена Ванина

Если сценарист талантливый, то может быть интровертом, экстравертом, — кем угодно. Круто, когда работы говорят сами за себя. Другое дело, что сейчас все чаще проходят сценарные питчинги, где нужно уметь ярко подать и продать свою идею и  сценарий. В целом, нужно просто понять, как превратить свою слабость в силу: не можете разговаривать, когда люди вокруг, — позовите детский хор, пусть он пропоет вашу сцену. Шучу, но нет. 

Толь­ко по­лез­ные по­сты и сто­рис — в на­шем In­sta­gram

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.

Сценарный агент в «Агентство Стардаст».

«Агентство Стардаст» — первое российское агентство талантов, работающее на российском рынке более 15 лет. Мы представляем интересы нескольких десятков ведущих российских сценаристов, драматургов, режиссеров, актеров и операторов, успешно реализуем оригинальные разработки наших авторов.
Агентство предлагает кино- и телекомпаниям полный cпектр услуг, необходимых на этапах разработки и пре-производства проектов, позволяя им сфокусироваться на основной деятельности — создании кино- и сериальной продукции высокого качества.

Ищем киномана с выдающимися коммуникационными навыками, который сможет найти общий язык как со сценаристами, так и с продюсерами.

Задачи:
1. Ведение базы данных сценаристов-клиентов Агентства, ее актуализация для текущих клиентов;
2. Поиск и отбор потенциально интересных сценаристов на территории всех стран;
3. Проведение переговоров о возможном сотрудничестве со сценаристами самостоятельно и совместно с генеральным директором;
4. Сбор необходимого для заключения агентских договоров пакета документов;
5. Ведение страниц сценаристов – клиентов Агентства на официальном сайте компании, и поддержания в актуальном состоянии информации о клиентах в социальных сетях Агентства;
6. Коммуникация с клиентами-сценаристами для получения обратной связи;
7. Ведение графиков клиентов;
8. Продажа услуг сценаристов кинокомпаниям и продюсерам – рассылка материалов, проведение встреч (в том числе, при участии генерального директора);
9. Проведение переговоров от лица сценаристов с заказчиками;
10. Выстраивание коммуникации между клиентом и продюсером;
11. Поддержка клиентов при подписании договоров;
12. Контроль исполнения заказчиками обязательств по отношению к клиентам;
13. Мониторинг выполнения клиентами обязательств по отношению к заказчикам.

Необходимые компетенции:
1. Выдающиеся коммуникационные навыки – способность выстроить коммуникацию как с творческими кадрами, так и с руководителями компаний;
2. Навыки ведения переговоров;
3. Высокая стрессоустойчивость, способность оставаться доброжелательным в любой ситуации;
4. Способность решать конфликтные ситуации;
5. Большая любовь и желание работать с творческими людьми;
6. Высокая степень организованности, готовность к многозадачности;
7. Интерес к кино, готовность разбираться в специфике российского кинобизнеса;
8. Понимание основ драматургии, насмотренность и начитанность;
9. Способность «говорить на одном языке» как со сценаристами;
10. Готовность к ненормированному рабочему графику.

Мы предлагаем:
1. Увлекательную работу с топовыми творческими кадрами;
2. Менторство людей с самым с огромным опытом в агентском бизнесе;
3. Офис в самом центре Москвы с видом на Храм Христа Спасителя;
4. Обсуждается бонус при достижении KPI.

Контакты для отклика: info@stardust-agency.ru с пометкой Сценарный агент от VDHL.

Writer, director, and producer Brian Koppelman (“The Girlfriend Experience,” “Solitary Man,” “Ocean’s 13”) is constantly being asked how to find an agent. So he decided to answer the question in a blog post, which he has given Indiewire permission to republish below.

I remember, with crushing specificity the week in February of 1997 that every single talent agency in Hollywood passed on the chance to represent me. And I remember it felt like absolute fact, like irreversible judgment, from on high, that the screenplay my partner and I wrote was not only unsalable, but wasn’t even strong enough to suggest that we had any promise as screenwriters. I was so shaken up by these rejections that I wrote down what each agent told the person who had submitted us for consideration. One said, “the script is overwritten.” Another that “these characters are underwritten.” A third that “nobody is going to buy a poker script,” and a fourth, I swear, that “there are already three poker spec scripts in the market right now.”
Not one agent asked for a meeting with us or to read any further material.

Joseph Gordon-Levitt as Travis Kalanick in SUPER PUMPED: THE BATTLE FOR UBER, “X to the X”. Photo credit: Elizabeth Morris/SHOWTIME.

Quentin Tarantino

Less than a month later, Miramax bought the screenplay in question (which would become the film “Rounders”). And by the end of March, each agency had calls into us requesting meetings, offering to fly to New York to take us to coffee, asking us to allow them the privilege of explaining why they, and their team, were the absolute best and only people who should represent us. Because they were true fans of what we did, had real understanding of our work, and, from the moment they had read our screenplay, knew we were going to have a long and distinguished career, if, of course, we had the right people around us to guide us through the difficult Hollywood maze.

Here’s the best part; I read each of them the comments they had made on the script a month earlier. Being agents, none of them skipped a beat: “that wasn’t me, I had an assistant read;” “oh, well, I fired that reader; “I only read coverage.” Not one of them owned it, said, “I was wrong,” or “I didn’t think it would sell,” or, even, “it didn’t reveal itself the first time, but after Harvey bought it, I decided to read it again, And now I get it.”

READ MORE: Six Second Screenplay Tips from Screenwriter Brian Koppelman

This doesn’t make the agents evil or bad people. But it does, I would think, give lie to the idea that their judgement is, in fact, a judgement on the intrinsic value of the work in question. And it’s as good an explanation as any for the reason that most professional screenwriters roll our eyes when asked, by up and coming writers, how to get an agent.

Agents are, for the most part, reactive, not proactive. They have to be; their days are spent servicing current clients, movie studios, producers, deal flow, all of it. And, they know, most screenplays that get sent in by amateurs are not going to be game changers, million dollar sales, the beginning of an auspicious career.

“Yeah,” I can hear you saying, “but my screenplay is a game changer, a million dollar spec, the beginning of an auspicious career.”

Let’s assume, for a moment, that it is everything you think it is. What then? Well, then, I believe you will find representation. But it may not be by submitting it, blindly, to the top agencies. More likely, if you have written something of real quality, you can also write emails, letters, blog posts, tweets and Facebook statuses in an inviting, memorable and witty way.

There has never been an easier time to attract attention to yourself. To make yourself and your work stand out. All you need to do is convince people that it would benefit them to invest their time in you and your material. Because that’s how the business works.

Every day, execs in the movie business, and screenwriters, directors and producers, are online, engaging, participating, looking for something great. Your job is to find a way to get them to ask you to read your stuff. The way to do that is not by asking them. It’s by creating a smart, inviting, entertaining persona, by not seeming crazy or desperate or scary,

“Yeah,” I can hear you saying, “but that’s not fair. All I should have to do is write the great script. I don’t want to have to be some kind of online trick monkey.”

Okay. Don’t create an online persona. Take a scene from the screenplay and film it. Cheaply. And put it on YouTube. Or on your own site. If it’s really great, other people will start linking to it and before you know it, agents will be asking you to please send them the entire screenplay.

READ MORE: Here’s Why All Screenwriting Books Are a Waste of Time

“Yeah,” I can hear you saying, “but I’m not a director. I don’t have the money, I don’t—”

Okay. Don’t film it. How’s this. Submit the script to The Blacklist. It’ll cost you about fifty dollars, you’ll get reviewed by professional readers, and if they like it—

“Yeah—”

So take a trip to LA. Find out where assistants at the various agencies go to drink or party, make friends with them—

“Not very social—”

Fine. Put the screenplay up, in its entirety, on your site, then buy some online ads in places film people go, cheap ones, to drive traffic to the site—

“No money to do that. Why can’t it just work like this: I send the script in to CAA or WME. They read it and call me and then send a dump truck filled with money and fame to my house?”

Hmmm.

The point is this: there are huge barriers to entry in the movie and television business. There always have been. It’s a simple question of numbers and reality. And your choice is, really, to complain about how hard it is to get representation or to go out there and do something so amazing that the representation finds you.

Because that’s what the story of our first screenplay is really about. I’m not saying the screenplay was amazing. But the fact that Harvey Weinstein bought it was. To the industry. And they reacted in kind.

Worry about the work. Do the work. When it really is undeniable, your challenge won’t be finding an agent. It’ll be choosing from all the ones begging you to sign with them.

Всем, кто готов встретиться с людьми из индустрии, и хочет получить массу полезной информации в короткий срок, не переплачивая за пафос, рекомендую посетить этот сайт: http://realskill.ru/cinema-practice

для всех остальных – интервью, там опубликованное, привожу здесь полностью:

В преддверии запуска курса «Технология продвижения сценария» с преподавателем, действующим агентом кино- и телесценаристов — Алиной Волковой — побеседовала Елена Улыбина.

– Есть ли конкуренция на рынке сценариев?

– Какого рода конкуренция имеется в виду? Если между сценариями – то нет. Они же как снежинки – все разные. Оригинальные русские франшизы мы только начинаем снимать, а во всякие тендеры на тему «русского эпоса» я никому не советую ввязываться – не та защита у сценариста. Если имеется в виду конкуренция между продюсерами, которые хотят заполучить конкретный сценарий – её тоже нет. Крупные игроки у нас снимают так мало, что даже не покупают сценарии впрок. А небольшие продакшены существуют в формате телевизора, и там подходящие сценарии все востребованы, их не хватает. Уникальные исключения типа Романа Борисевича делают предложения режиссерам, а не сценаристам. Есть конкуренция среди сценаристов – это да. Продюсеры носятся с какой-нибудь идеей, они ищут подходящего сценариста, и перебирают многие варианты. Хотя трудолюбивый, умный автор никогда не сидит без работы и без зарплаты.

— Как бы вы оценили сегодняшний рынок сценариев? Насколько авторы владеют ремеслом?

– По-разному. Заявки умеют писать 2% сценаристов. Если при этом сценарист самостоятельно умеет написать сценарий по своей же заявке – у него огромный потенциал. Такие авторы востребованы и быстро выбиваются в топ. Некоторые сценаристы отлично пишут сам сценарий, но заявки писать не умеют категорически. Сколько бы ни написали заявок – всегда манная каша выходит. Таким без своего редактора или агента – очень тяжело. А остальные не могут ни того, ни другого. Зато они прекрасно работают в командах, пишут по чужим идеям, редактируют. При этом нельзя забывать, что любого из сценаристов рано или поздно может посетить гениальная идея. Другое дело, что сам автор этой идеи часто не может сделать выбор в пользу «журавля» (творчество в ущерб заработку), или не умеет с ней обращаться, и все уходит в песок…

— Есть ли сегодня в России рынок «некоммерческих» сценариев?

– Пока у нас только «некоммерческим» сценариям и учат. Нет школ специально для телесценаристов, нет сценарных агентов, которые читают лекции. Авторы сценария совершают одни и те же ошибки, выходя из своей аутической скорлупы в реальный мир продаж. Поэтому для сценариста важно уметь переписывать заявки и не бояться слова «нет». Ведь любой некоммерческий сценарий рано или поздно будет продан, если он интересный… С другой стороны, «некоммерческие» – это сценарии полнометражных картин, и каждый выпускник ВГИКа или ВКСР написал хотя бы один. Сколько всего было написано в прошлом году таких сценариев, невозможно подсчитать по объективным причинам. А снято полнометражных фильмов в прошлом году в РФ было чуть больше сотни, вышло в широкий прокат всего 84, и позиционировались как «некоммерческие» в этом потоке – от силы два или три фильма. Зато телесценариев в 2012 году было снято около 1500 часов, плюс ежедневные программы и телешоу…

— Могли бы Вы назвать основные ошибки поведения сценаристов, мешающие им продавать сценарии?

– Основная ошибка сценаристов – это их тотальная юридическая безграмотность. С одной стороны, автор, написавший полностью сценарий по чужой идее, зачастую сидит и сомневается – а принадлежат ли мне, убогому, какие-нибудь авторские права? – и это нонсенс для страны, в которой еще в 1995 году была принята и успешно действует Бернская конвенция. А с другой стороны, большинство наших сценаристов убеждены, что писать сценарий нужно, только имея аванс от продюсера. И то и другое – крайность, но и то и другое — следствие предубеждений и комплексов относительно владения информацией, необходимой для успешных продаж интеллектуальной собственности. Из этой же проблемы вырастает другая – в 8 случаях из десяти успешных контрактов отсутствует коммуникация между продюсерским и сценарным цехом. Такой вот парадокс.

— Много ли сегодня в России агентств, работающих со сценаристами?

– Мало, очень мало, и это печально. Чтобы выстроить нормальные взаимоотношения со всеми участниками кинопроцесса, не обижая сценаристов в том числе, нам нужен грамотный, не «понятийный» рынок. Нужны агенты, которые не только находят работу сценаристу, но и те, кто поможет ему выстроить карьеру, добиться максимальных гонораров, написать «тот самый» неповторимый сценарий… Это может быть даже не один агент, а команда.

– Многие ли сценаристы работают без агентов?

– Сейчас — многие, и у нас нет конкуренции между агентами, драки из-за топовых сценаристов, просто потому, что на одного агента приходится человек сто сценаристов. Да и топовые выбились в люди «самостийно», и теперь не особо заинтересованы в агентах. Но я знаю пару историй, когда именно благодаря сотрудничеству с агентом сложилась карьера сценариста.

– Как сценаристу найти своего агента?

– Поспрашивать на вокзалах… А если серьезно, я в своей жизни только один раз предложила помощь сценаристу сама, и это была моя старая подруга, все остальные – нашли меня сами. И сценаристы рассказывают мне, что найти агента не так уж и трудно – трудно найти «своего». Но, слава богу, уже есть из чего выбрать, и это не может не радовать.

– Можно ли сказать, что у Вас есть свои предпочтения в выборе сценаристов. Или агент не выбирает?

– Как раз агент выбирает. И для того, чтобы работать со мной, например, недостаточно быть хорошим сценаристом или режиссером или художником-постановщиком. Если автор/владелец интеллектуальной собственности не видит во мне партнера по бизнесу и демонстрирует пренебрежение моим мнением как специалиста, у нас с ним не сложится, будь он хоть гением в своей области.

— Есть ли признаки, по которым можно сказать, что сценарий продастся?

– Есть. Это пятнадцатая строка, пятая страница и двадцатая минута фильма. Поймите, в кино все настолько субъективно и предвзято, что на этом рынке продается все – вопрос только за какое время и за какие деньги…

– Бывали ли случаи, что тот сценарий, который Вам нравится, и который Вы считали успешным, не удавалось продать? В чем была причина?

– Думаете, она одна? Причин всегда две из трех как минимум. Попадание в десятку, как я считаю, это когда в сценарии совпали конъюнктура, творческая составляющая и ремесло на высшем уровне. Есть прекрасные идеи – в плохом исполнении, есть конъюнктурные вещи – и в них нет ничего кроме маркетинга, есть грамотные сценарии – но в них нет актуальной истории, и живых героев — ни одного. Если гениальный и прекрасно написанный сценарий лежит – про него же все говорят! Но опять-таки, если никто не снимает, значит, нет конъюнктуры. (см. предыдущий вопрос)

– Если Вам не нравится сценарий, возьметесь ли Вы его продавать?

– Навряд ли. Такие попытки у меня были. И некоторые сценарии, абсолютно, что называется, «не мои», продавались, но своей удачей я это не считаю.

– Как Вы пришли в это профессию, почему стали этим заниматься?

– Я искала способ войти в киноиндустрию. Была помощником продюсера, сопродюсером на разных проектах. Была актерским агентом, но быстро поняла, что это не моё. Сейчас я не только со сценаристами работаю, и не только с топовыми. Мне интересно работать с людьми, которые хотят чего-то добиться, ошибаются, но все-таки идут дальше и копают глубже остальных. Такие сценаристы – это творческая энергия в чистом виде, сильнее этой энергии ничего нет, и ощущение сопричастности захватывает целиком. Может быть, поэтому меня трудно заполучить в агенты – я много требую от сценариста.

— Что нужно знать и уметь сценарному агенту? Этому где-то учат?

– Сама я специально училась на актерского агента и кастинг-менеджера, было забавно – к моим двум высшим образованиям прибавилось два месяца на курсах в компании АМЕДИА. Сейчас, наверное, на агентов учат в процессе работы в крупных агентствах. И больше нигде. Поэтому это больная тема, ведь рынок готов, и агенты — не гоп-компании, снимающие сливки с сериалов, а настоящие профи — очень нужны.

— Могли бы рассказать про свой опыт работы, какие сценарии Вы уже продали? С кем Вы работали?

– Продажа сценария – это каждый раз подписка о неразглашении. Могу сказать, что и сценаристы, и продакшены разные попадались. Не хочу никого выгораживать или обижать. Основное достоинство нашей совместной работы — в свободе выбора контрактов, и в том, что нет ни одного похожего…

© 2013. Алина Волкова для ХПМТ.

Пишем сценарии кино и видеопроектов, редактируем и консультируем — с учетом стандартов и трендов российской киноиндустрии. В Potential работает более 20 авторов, имеющих в портфолио проекты разных жанров и форматов. Процесс курирует редактор — звено, соединяющее запросы заказчика с творческими интересами автора.

Разработка заявки для готового сценария: логлайн, синопсис, библия персонажей и т.д. – все что нужно для участия в грантах и конкурсах.

Написания сценария короткого метра, полного метра, сериала (пилотного пакета), онлайн-контента любых форматов.

На полный и короткий метр, пилот сериала или веб-сериала. Рецензия включает анализ идеи, героев, структуры сценария, средств выразительности, зрительского потенциала, рекомендации для доработки. Кроме текста рецензии, редактор проведет для вас консультацию.

СКРИПТ-ДОКТОРИНГ,
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Помощь в оценке, доработке, редактировании сценария. Редакторы и продюсеры Potential обсудят с вами преимущества и недостатки проекта, возможные пути его финансирования и реализации.

  • Сценарист игровых и анимационных фильмов. Выпускница сценарной мастерской Н.Н.Винокурова. Занимала призовые места на фестивалях в России и Европе. Автор п/м «Всем слушать меня», прошедшего на Berlinale Talents, мини-сериала «Варя» (питчинг Кинотавра 2020). Пишет сценарии для ТВ-3, Liho Production, «Марс Медиа», «Арк Пикчерс», Нон-стоп продакшн.

  • Сценарист, редактор. Выпускница СПбГИКиТ. Автор полного метра
    «Инопланетянин» (премия Питеркит за лучший сценарий), короткометражек «Космонавты» (финалист Take&Short) и «Эксгумация» (финалист Potential Short). В данный момент работает над проектами для компаний «Нон-стоп продакшн» и «Марс Медиа».

  • Сценарист, писатель, редактор. Лауреат премии «Писатель года» в номинации Дебют.
    Окончил Санкт-
    Петербургскую школу нового кино. Сценарист и режиссер
    полнометражного фильма «Небо, земля и что-то
    еще» (проект-участник кинолаборатории
    «Ленфильм-Дебют»).

  • Сценарист, редактор. Выпускник Санкт-Петербургской школы
    нового кино, мастерская К. Федорова. Призер и победитель конкурса фонда А. Сокурова «Пример интонации»
    (2020, 2021).

  • Мария Константинова

    Сценарист. Окончила ВГИК, мастерская Н.Б. Рязанцевой. Работала в авторских группах т/с «Деффчонки», «Исправление и наказание» («Good Story Media»). Вошла в шорт-лист конкурса короткометражных фильмов «Медиалаб. Яндекс.Такси» (2018), конкурса High Concept от KION (2019).

  • Екатерина Кузнецова

    Режиссёр, сценарист. Выпускник СПБГУКиТ. Автор пилотных глав интерактивных историй для Game Garden. В настоящий момент автор детективной интерактивной истории для Game Garden. Сценарист ютюб-канала «Здоров с вином».

  • Дмитрий Стрижевский

    Сценарист, режиссер, креативный продюссер. Закончил режиссерский факультет Московской школы нового кино. Дебютировал с фильмом «Я и Уда. Искупление» на ММКФ-2017.

  • Наталья Ляпина

    Сценарист, режиссер. Выпускница академии
    культуры и искусства г. Кемерово. Финалист питчинга сериалов на Кинотавре. Работала над оригинальными проектами для компаний «Нон-Стоп продакшен» и NETFLIX.

  • Ирина Романова

    Сценаристка, студентка ВГИКа, мастерская Зои Кудри. Победитель четырнадцатого Московского Питчинга
    Дебютантов в рамках бизнес-площадки 42-го ММКФ в номинации «Игровое полнометражное кино», проект «Наивное искусство».

  • Евгения Генрих

    Сценаристка подкастов, кино и рекламы. Автор сценариев для подкаста «Пошло-поехало», серии интерактивных фильмов
    для научного фестиваля Rukami 2020. Исполнительный продюсер короткометражных фильмов «Фиксаж» и «Лифт на последний этаж».

  • Алексей Завьялов

    Сценарист. Принимал участие в разработке сериала «Филатов», работал над 3-м сезоном сериала «Доктор Рихтер». В настоящее время сотрудничает с компаниями Non Stop Production, Long Tale Production. Победитель питчинга Potential 2020 с сериалом «Пропащие».

  • Ирина Обидова

    Режиссер, продюсер, сценарист,
    креативный продюсер Potential.
    Участник питчинга сериалов Кинотавр 2020 и Berlinale Talents 2021. Режиссер к/м «Комета» (ММКФ и Social World Film Festival) и п/м «Всем слушать меня». Сотрудничает с компаниями Star Media, «Марс Медиа», Kion, Нон-стоп продакшн, ТВ-3, Start.

  • Александра Алехина

    Продюсер Potential, маркетолог. Продюсер к/м «Бывшие», «Огонь», «Коучер», youtube-шоу «Заходит ученый в бар» и п/м «Всем слушать меня». Работала над проектами для компаний Start, VK, «Марс Медиа», Kion, Нон-стоп продакшн, ТВ-3.

  • Никита Литвинов

    Режиссёр, сценарист. Выпускник СПБГУКиТ. Автор веб-сериала «Приятный человек» (призёр Realist Web Fest), документального фильма «Как приручить дракона», YouTube-шоу «Заходит учёный в бар» для РОСНАНО и «Бумаги».

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ШОУ, В КОТОРОМ МОЛОДЫЕ РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ О СЛОЖНЫХ ТЕОРИЯХ ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ И С БОКАЛЬЧИКОМ.

МЫ ПИШЕМ СЦЕНАРИЙ К КАЖДОМУ ВЫПУСКУ, ИНТЕГРИРУЕМ БЛОГЕРОВ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ РУБРИКИ И РЕЖИССИРУЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ГЕРОЕВ И ВЕДУЩЕГО.

ПОДРОСТКОВАЯ ДРАМА О ТАЛАНТЛИВОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ ВСТРЕЧАЕТ ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ И БОРЕТСЯ С НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ ОБЩЕСТВА.

СЦЕНАРИЙ ОТОБРАН НА ЛАБОРАТОРИЮ BERLINALE TALENTS 2021 В ЧИСЛЕ 10 АВТОРОВ СО ВСЕГО МИРА. ФИЛЬМ СНЯТ И СКОРО ВЫЙДЕТ НА KION.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОРОТКИЙ МЕТР О ЯХТАХ КЛАССА «ДРАКОН», ИХ ИСТОРИИ, ГЕРОЯХ-ЯХТСМЕНАХ, БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ И ЛИЧНЫХ ЖЕРТВАХ РАДИ МОРЯ И ВЕТРА.

СНЯЛИ В ПАРТНЕРСТВЕ С РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИЕЙ ЯХТ-ДРАКОНОВ, ПОЛУЧИЛИ ОЧЕНЬ ПОЗИТИВНЫЙ ФИДБЕК НА РОССИЙСКИХ ФЕСТИВАЛЯХ.

КОНКУРС СЦЕНАРИЕВ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ ДЛЯ ВИДЕОСЕРВИСА START. ЦЕЛЬ КОНКУРСА – НАЙТИ КАК ЯРКИЕ ИСТОРИИ, ЧТОБЫ СНЯТЬ ИХ И ВЫПУСТИТЬ НА ПЛАТФОРМЕ, ТАК И ТАЛАНТЛИВЫХ СЦЕНАРИСТОВ И РЕЖИССЕРОВ, КОТОРЫЕ СМОГУТ СДЕЛАТЬ БОЛЬШОЙ ШАГ В КАРЬЕРЕ В ПАРТНЕРСТВЕ С КРУПНЫМ ИГРОКОМ РЫНКА КИНО. ЗАДАЧА POTENTIAL – ВЫЧИТКА И ОТБОР ЛУЧШИХ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ПИТЧИНГА.

ПО ИТОГАМ КОНКУРСА СНЯТЫ ФИЛЬМЫ «СОБИРАЙСЯ, ПОЕДЕМ НА ПРАЗДНИК» ЛАМАРЫ СОГОМОНЯН И «ЗАРНИЦА» АЛЕНЫ ШЕВЧЕНКО.

  • Сценарист: Лиза Цыганова. Режиссер: Ирина Обидова.

    Всем слушать меня

    Подростковая драма о школьнике, который увлекается химией, провоцирует учителей и одноклассников, влюбляется в пай-девочку и планирует разрушить школу к экзаменам. Сценарий отобран в лабораторию Berlinale Talents 2021 в числе 10 авторов со всего мира. Фильм снят и скоро выйдет на Kion.

Добавить комментарий