Знание строения аккордов полезно для любого музыканта. Этот справочный материал познакомит начинающих музыкантов с тем, как выглядят и звучат базовые и продвинутые аккорды для пианино и клавишных инструментов.
Знания о строении аккордов и принципах их «взятия» на клавиатуре клавишного инструмента пригодится для исполнения и сочинения музыки, а также при студийной работе. В этом материале собраны 16 базовых и продвинутых видов аккордов для пианино и клавишных и сделали, своего рода, шпаргалку для начинающих музыкантов.
В качестве тоники (основы) используется звук До, однако материал дополнен таблицами и изображениями с транспозицией аккордов от каждого звука. Обратите внимание, что септаккорды и аккорды с надстройками сопровождаются схемами только для мажорных аккордов, так как минорные аккорды строятся аналогично, но на ступенях минора.
СОДЕРЖАНИЕ
- Основные аккорды
- Мажорный аккорд
- Минорный аккорд
- Аккорды с задержанием
- Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)
- Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)
- Пауэр-аккорды на квинте (5)
- Септаккорды
- Большой мажорный септаккорд (maj7)
- Малый мажорный септаккорд (7)
- Малый минорный септаккорд (m7)
- Уменьшенный септаккорд (dim7)
- Аккорды с добавленными ступенями
- Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)
- Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)
- Секстаккорды
- Мажорный секстаккорд (6)
- Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (6/9)
- Аккорды с надстройками
- Мажорный нонаккорд (9)
- Мажорный ундецимаккорд (11)
- Мажорный терцдецимаккорд (13)
- Таблицы и схемы аккордов для пианино и клавишных
Основные аккорды
Два базовых вида аккорда — мажор и минор. На их основе строятся все остальные виды аккордов.
Мажорный аккорд
Мажорный аккорд состоит из трёх звуков.
Состав аккорда (на примере До мажора):
- До (С) — основной тон (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень).
Пример звучания:
- До мажор
Минорный аккорд
Как и мажорный аккорд, минорное трезвучие состоит из трёх нот. Основное отличие — пониженная третья ступень в середине.
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень).
Пример звучания:
- До минор (Cm)
Аккорды с задержанием
Аккорды с задержанием — трезвучия или септаккорды, в которых третья ступень (III) заменена на вторую (II) или четвёртую (IV) ступень. Аккорды для пианино и клавишных с задержанием ничем не отличаются от аналогичных аккордов для других инструментов.
Характерная черта sus-аккордов — их звучание. Отсутствие большой или малой терции в середине не даёт однозначно отнести аккорд ни к мажорному, ни к минорному ладу. Однако в контексте музыкального произведения их принадлежность к одному из двух ладов может подразумеваться.
Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Ре (D) — большая секунда (II ступень, верхний (нисходящий) вводный тон);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень).
Пример звучания:
- До с задержанием II ступени (Csus2)
Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Фа (F) — чистая кварта (IV ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень).
Пример звучания:
- До с задержанием IV ступени (Csus4)
Пауэр-аккорды на квинте (5)
Пауэр-аккорды — явление, скорее, гитарного, а не клавишного мира. Назвать их полноценными аккордами трудно, однако в некоторых ситуациях комбинация октавы и квинты в центре может быть полезна.
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- До (C) — октава (восьмая ступень).
Пример звучания:
- До пауэр-аккорд (C5)
Септаккорды
Септаккорды — аккорды, состоящие из четырёх звуков. Звуки в аккорде расположены по терциям.
Большой мажорный септаккорд (maj7)
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си (B) — большая септима (VII ступень).
Пример звучания:
- До мажор септ (Cmaj7)
Малый мажорный септаккорд (7)
В отличие от больших септаккордов, использующих большую септиму, малые септаккорды строятся с помощью малой септимы вверху.
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).
Пример звучания:
- До септ (C7)
Малый минорный септаккорд (m7)
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).
Пример звучания:
- До минор септ (Cm7)
Уменьшенный септаккорд (dim7)
Уменьшенные септаккорды строятся через уменьшение всех терций. Благодаря этому в аккорде появляется тритон и большая секста. Убрав сексту наверху, можно получить обычный уменьшенный аккорд (dim).
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
- Фа диез (F#) — тритон (пониженная V ступень);
- Си дубль бемоль (Bbb) — большая секста (дважды пониженная VII ступень).
Пример звучания:
- До мажор уменьшенный септ (Cdim7)
Аккорды с добавленными ступенями
Аккорды с добавленными ступенями — трезвучия или септаккорды, в которых появляются дополнительные ступени. В качестве «добавки» могут выступать нона, терцдецима и другие ступени.
Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Ре (D) — большая нона (IX ступень).
Пример звучания:
- До мажор с добавленной ноной (Cadd9)
Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Ля (A) — терцдецима (XIII ступень, секста через нону).
Пример звучания:
- До мажор с добавленной терцдецимой (Cadd13)
Секстаккорды
В классической музыкальной теории (речь не только про аккорды для пианино и клавишных, но и про все музыкальные инструменты вообще) секстаккордом называют первое обращение трезвучия. Однако в нынешней музыкальной практике под секстаккордом подразумевают четырёхзвучный аккорд, состоящий из трезвучия и добавленной сексты (VI ступени).
Мажорный секстаккорд (6)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Ля (A) — большая секста (VI ступень).
Пример звучания:
- До мажор секст (C6)
Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (6/9)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Ля (A) — большая секста (VI ступень);
- Ре (D) — большая нона (IX ступень).
Пример звучания:
- До мажор секст с ноной (C6/9)
Аккорды с надстройками
Помимо привычных аккордов из трёх-четырёх звуков, существуют аккорды из пяти-шести и более звуков. Такие аккорды для пианино и клавишных, а также других музыкальных инструментов образуются путём последовательного добавления к септаккорду дополнительных ступеней (тех самых надстроек), расположенных по терциям.
К ступеням-надстройкам относятся XI (нона), XI (ундецима), XIII (терцдецима) и другие последующие ступени. Следует отметить (и всегда помнить!), что дополнительные ступени в составе не изменяют качество септаккорда и его гармоническую функцию в ладу: к примеру, минорный септаккорд всегда остаётся минорным, какие надстройки бы не добавились в его состав.
Мажорный нонаккорд (9)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
- Ре (D) — большая нона (IX ступень).
Пример звучания:
- До мажор нонаккорд (C9)
Мажорный ундецимаккорд (11)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
- Ре (D) — большая нона (IX ступень);
- Фа (F) — ундецима (XI ступень).
Пример звучания:
- До мажор ундецимаккорд (C11)
Мажорный терцдецимаккорд (13)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
- Ре (D) — большая нона (IX ступень);
- Фа (F) — ундецима (XI ступень);
- Ля (A) — терцдецима (XIII ступень).
Пример звучания:
- C13
Таблицы и схемы аккордов для пианино и клавишных
Для большего удобства и наглядности мы подготовили печатные версии всех схем аккордов в материале. В архиве также приложены изображения аккордов и общая таблица со всеми представленными здесь аккордами. Печатайте и пользуйтесь:
Скачать “Диаграммы и схемы аккордов для печати” chords.zip – Загружено 9146 раз – 7,79 МБ
Здравствуйте, дорогие друзья! Ну вот и настало время почувствовать себя маленькими композиторами и освоить построение аккордов. Я надеюсь, что музыкальный нотный алфавит вы уже осилили.
Обычно следующим этапом обучения игры на фортепиано является зубрежка, которая приводит к тому, что новоявленные пианисты, появляясь в компании друзей, конечно, могут сыграть довольно трудные произведения, но… при наличии нот. Подумайте, кто из вас, собираясь в гости, думает о таких вещах, как ноты? Я думаю, никто, ну или очень немногие :-). Заканчивается все это тем, что вы не можете проявить себя и похвастаться своими талантами и достижениями.
Метод «обезьянничества» — да-да, я намеренно употребляю это слово, потому что оно отражает суть самой бездумной зубрежки — эффективен только поначалу, особенно при заучивании простых пьес и для тех учеников, у которых много терпения. Когда же дело доходит до более сложных произведений, то приходится твердить одно и то же часами. Это вполне годится для тех, кто хочет стать концертирующим пианистом, ведь им нужно в точности выучить каждую ноту великих мастеров.
Но для тех, кто хочет просто для развлечения играть любимые мелодии, это слишком тяжело и абсолютно не нужно. Вам не нужно играть произведения любимой группы точно так, как они написаны, будто вы играете пьесу Шопена. Вообще-то, почти все авторы популярной музыки даже не пишут сами фортепианные переложения. Обычно они записывают мелодию и указывают нужные аккорды. Я прямо сейчас покажу вам, как это делается.
Если простую песню вроде темы из к/ф «Крестный отец» опубликовать с аккомпанементом фортепиано, как издают великие хиты прошлого и современности, она могла бы выглядеть так:
Способов аранжировки темы может быть бесконечно много, один ничуть не хуже другого, среди них можно выбрать любой на ваш вкус. Есть и такой:
Обычное фортепианное переложение даже простой темы, похожее на приведенное выше, выглядит достаточно запутанным. К счастью, совсем не обязательно расшифровывать все те музыкальные иероглифы, которые вы видите на нотной странице.
Первую строчку называют вокальной партией, потому что ею пользуются певцы, которым нужно знать только мелодию и слова. Эту мелодию вы будете играть правой рукой. А для левой руки над вокальной партией пишут буквенное обозначение аккордов сопровождения. Вот им этот урок и будет посвящен.
Аккорд — это соединение трех или более тонов, которые звучат одновременно; причем расстояния (или интервалы) между отдельными тонами аккорда подчинены определенной закономерности.
Если одновременно звучат два тона, их не считают аккордом — это просто интервал.
С другой стороны, если вы ладонью или кулаком нажмете сразу на несколько клавиш фортепиано, то их звучание тоже нельзя назвать аккордом, потому что интервалы между отдельными клавишами не подчинены никакой осмысленной музыкальной закономерности. (Хотя в некоторых произведениях современного музыкального искусства такое сочетание нот, которое называется кластером, трактуется как аккорд.)
Содержание статьи
- Построение аккордов: трезвучия
- Основные и неосновные аккорды
- Таблица аккордов:
- Примеры построения аккордов на фортепиано
- Время приступать к практике
Построение аккордов: трезвучия
Начнем с построения простых аккордов из трех нот, которые называют также трезвучиями, чтобы отличать их от аккордов из четырех нот.
Трезвучие строится от нижней ноты, которая называется основным тоном, последовательным соединением двух терций. Напомню, что интервал терция бывает большой и малой и составляет соответственно 1,5 и 2 тона. В зависимости от того, из каких терций состоит аккорд и определяется его вид.
Сначала напомню вам, как ноты обозначаются буквами:
А теперь посмотрим, как различаются аккорды.
Мажорное трезвучие состоит из большой, потом малой терции (б3+м3), обозначается в буквенном написании большой латинской буквой (C, D, E, F и т.д.):
Минорное трезвучие – из малой, а потом большой терции (м3+б3), обозначается большой латинской буквой с маленькой буковкой «m» (минор) (Cm, Dm, Em и т.д.):
Уменьшенное трезвучие строится из двух малых терций (м3+м3), обозначается большой латинской буквой и «dim» (Cdim, Ddim и т.д.):
Увеличенное трезвучие строится из двух больших терций (б3+б3), обозначается, как правило, большой латинской буквой с +5 (С+5 ):
Основные и неосновные аккорды
Если вы еще окончательно не запутались, сообщу еще одну важную информацию, касающуюся аккордов.
Они разделяются на основные и неосновные. На первое время нам понадобятся основные аккорды, с помощью которых пишется сопровождение большинства популярных песен.
Основными аккордами считаются те, которые строятся на основных или — другими словами — главных ступенях тональности. Такими ступенями считаются 1, 4, и 5 ступени.
Соответственно неосновные аккорды строятся на всех остальных ступенях.
Зная тональность песни или пьесы, вам не придется каждый раз по-новой высчитывать количество тонов в трезвучии, будет достаточным знать, какие знаки есть при ключе, и можно смело играть аккорды, не задумываясь об их строении.
Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна
Таблица аккордов:
Примеры построения аккордов на фортепиано
Запутались? Ничего. Просто посмотрите примеры, и все станет на свои места.
Итак, берем тональность До мажор. Основные ступени (1, 4, 5) в этой тональности – это ноты До (C), Фа (F) и Соль (G). Как мы знаем, в До мажоре знаков при ключе нет, поэтому и все аккорды в ней будут играться на белых клавишах.
Как видно, аккорд С состоит из трех нот С (до), Е (ми) и G (соль), которые нетрудно одновременно нажать пальцами левой руки. Обычно при этом пользуются мизинцем, средним и большим пальцами:
Попробуйте сыграть левой рукой аккорд С, начиная с любой ноты С (до) на клавиатуре. Если вы начнете с самого нижнего До, звучание будет не очень разборчивым.
Аккомпанируя мелодиям, лучше всего играть аккорд С, начиная с первой ноты до (С) ниже до первой октавы, и вот почему: во-первых, в этом регистре фортепиано аккорд звучит особенно хорошо и полнозвучно, во-вторых, он не включает тех клавиш, которые могут понадобиться для исполнения мелодии правой рукой.
В любом случае поиграйте аккорд С на разной высоте, чтобы привыкнуть к его внешнему виду и научиться быстро находить его на клавиатуре. Это у вас получится быстро.
Аккорды F (фа мажор) и G (соль мажор) по внешнему виду аналогичны аккорду С (до мажор), только начинаются, естественно, с нот фа (F) и соль (G).
Быстро построить аккорды F и G будет для вас не сложнее, чем аккорд С. Когда вы будете играть эти аккорды на разной высоте, вы хорошо усвоите, что клавиатура фортепиано — это просто целая серия повторений одного и того же фрагмента.
Это как если бы перед вами были выстроены в ряд восемь одинаковых печатных машинок, только с лентой разного цвета в каждой из них. Можно напечатать одно и то же слово на разных машинках, однако выглядеть оно будет по-другому. Из фортепиано тоже можно извлечь самые разные краски, в зависимости от того, в каком регистре вы играете. Всё это я рассказываю для того, чтобы вы поняли: научившись «печатать» музыку на одном небольшом отрезке, вы затем сможете по своему желанию пользоваться всем звуковым объемом инструмента.
Сыграйте аккорды С (до мажор), F (фа мажор) и G (соль мажор) столько раз, сколько вам понадобится, чтобы находить их не более чем за две-три секунды. Сначала ищите нужное место на клавиатуре глазами, потом располагайте пальцы на клавишах, не нажимая их. Когда вы обнаружите, что ваша рука занимает нужную позицию почти мгновенно, начните действительно нажимать клавиши. Это упражнение важно, чтобы подчеркнуть значение чисто зрительного аспекта в игре на фортепиано. Как только вы сможете зрительно представлять то, что вам нужно сыграть, проблем с физической стороной игры не будет.
Теперь возьмем тональность Соль мажор. Вы знаете, что при ключе в ней один знак – фа-диез (f#), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем с диезом, а именно аккорд ре-фа#-ля (D)
Время приступать к практике
Давайте теперь немного попрактикуемся на примерах. Вот вам несколько примеров песен, написанных в разных тональностях. Не забывайте про ключевые знаки. Не спешите, все успеете, играйте сначала каждой рукой отдельно, а потом соединяйте их вместе.
Сыграйте мелодию медленно, нажимая аккорд каждый раз вместе с той нотой, над которой он указан.
Когда вы несколько раз сыграете песню и добьетесь того, что без труда и достаточно непринужденно будете сменять аккорды в левой руке, можете попробовать строить один и тот же аккорд несколько раз даже там, где он не обозначен. Позже мы познакомимся с самыми разными способами исполнения одних и тех же аккордов. Пока же ограничьтесь тем, что играйте их или как можно реже, или как можно чаще.
Я надеюсь, у вас все получится
Начнем с того что на дворе 21 век, а наш потрясающий клавишный инструмент – пианино, рояль, или фортепиано придумали в 18 веке. Тогда еще не существовало огромного количества тех функций, которые
сейчас закладывают в современные клавишные электронные инструменты, а тем более в музыкальные программы. Поэтому этими функциями нужно пользоваться.
Одной из таких волшебных функций является транспонирование “Transpose” (изменение высоты звучания нот и аккордов). Эта функция может
облегчить вам процесс обучения, а главное создания композиций раз в 10!
Транспонирование мы будем использовать для того, чтобы исключить процесс запоминания сотен аккордов, на которые мы убили бы свое время. Ведь по сути, сотни аккордов повторяются один в один в
разных тональностях, но как назло носят разные названия и порой этим сбивают нас с толку. Нам кажется, что это разные аккорды – это просто разные их названия, потому что они строятся в разных
тональностях.
Не стройте аккорды в разных тональностях! Тональностей 30 штук (!), в них тысячи аккордов с различными названиями. Замучаетесь все запоминать и искать на клавишах. Пусть это
делает машина. Она вам потом транспонирует аккорды в нужную тональность. Наша задача просто подобрать красивую гармонию.
Потому я создала шпаргалку, которая позволяет строить аккорды в самой простой тональности (до-мажор и ее грустная параллель ля-минор), где нет знаков (НЕТ черных клавиш по умолчанию). Потому
подбор последовательности аккордов пойдет быстро и без проблем.
В шпаргалке представлено 17 самых распространенных и используемых аккордов. (если умножить на 30 тональностей, то по факту вы
получите умение строить более 500 различных аккордов).
Изучение основных терминов в музыке, умение разбираться в аккордах позволяет быстрее освоить музыкальный инструмент.
Чистый, насыщенный звук приобретается с включением в игру аккордов. Они творят гармонию песен для фортепиано, а еще помогают:
- развивать моторику пальцев;
- сосредотачиваться на чтении с партитуры;
- улучшать восприятие музыки;
- учиться импровизации, созданию собственных композиций.
Текст часто сопровождают гитарные аккорды, чтобы знать, как, когда, где зажимать струну.
Перед практическими занятиями важно познакомиться с обозначением базовых аккордов для фортепиано, их структурой, видами, чтобы строить гармоничные последовательности.
Всего существуют 24 аккорда в тональностях мажорной, минорной.
Что это такое?
Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.
Даже если аккорд содержит 6 нот, три из них могут дублироваться из другой октавы.
Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».
Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии.
Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.
Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.
Какие же бывают?
- минорные, мажорные (за интервалом);
- увеличенные, уменьшенные;
- устойчивые, неустойчивые (место в тональности);
- диатонические, хроматические(в системе музыки).
Классификация по количеству звуков
Аккорды различают по количеству звуков, основной звуковой ряд насчитывает 7 звуков, начинается с «до», заканчивается «си».
Эти ноты относятся к первой октаве. Подобные названия они будут иметь в следующих октавах. Существуют так же звуки ниже, расположенные до начальной октавы.
«До» — своеобразная база для данной гаммы. Музыкальная теория обозначает ее как первую ступень лада.
Что называется ладом? Это подобранное звуковое расположение в октаве, выполняющее функцию особого взаимодействия между друг другом.
Любому звуку гаммы присваивается определенный ступень (номер), выражающийся римской цифрой. Октаве свойственно заканчиваться ступенью номер 1 октавы выше, иногда подписанный как VIII.
Если взять во внимание тонический звук, то созвучия аккордов — это звуки в любой гамме, находящиеся на расстоянии терции.
Чтобы сыграть аккорды на фортепиано, нужно зажимать несколько нот сразу или поочередно.
Аппликатура многое значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учитывайте рекомендации:
- Пальцы держите расслабленно, в естественном положении, свободно.
- Работает сила руки при игре на пианино, а не пальцев.
- Руки, плечи чрезмерно не напрягайте.
- Для трезвучия используйте большой, средний, мизинец на левой кисти, те же параллельно.
- Для аккорда характерный размеренный темп.
Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, акцентируйте внимание на конкретном положении пальцев. Тогда научитесь владеть аккордами на фортепьяно быстро, правильно.
Трезвучие
За числом тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, терции, примы. Прима также носит определение — тоника.
Для игры вполне достаточно 3 пальцев руки, однако дополненные трезвучия другими октавами нельзя воспроизвести так легко.
Септаккорды
Изысканное звучание состоит не лишь из трех звуков. Разукрасить, обогатить музыку помогают септаккорды — 4 звуки, находящиеся по терции. Пара крайних звуков имеет интервал — септиму.
В теории есть 7 видов, но их бывает больше. Самые распространенные называются большой мажорный, малые минорный, мажорный, большой увеличенный.
Фонизмы таких аккордов разные: от светлого, мажорного до темного, напряженного.
Большинство других требуют виртуозности, мастерства. Септаккорды используются для придачи популярным песням окраса, яркости, полнозвучности.
Нонаккорды
На этом разнообразие не кончается. При добавлении к звукам 9 ступени получается нонаккорд.
Их функциональные различия (основное — лад) образовывают расстояние интервалов между ступенями. Главные нонаккорды называются малые и большие.
Рекомендации для начинающих музыкантов:
- Играйте аккорды на белых клавишах.
- Только опираясь на настроение музыки, ее характер, подбирайте нужную последовательность.
Виды в тональности
Построение аккордов осуществляется при знании трезвучий, основная информация поможет в них разобраться. Облегчают запоминание буквенное обозначение нот, поданных ниже.
Латинским алфавитом обозначены звуки:
- C (до);
- D (ре);
- E (ми);
- F (фа);
- G (соль);
- A (ля);
- B (си).
Для того чтобы не путаться, мажорные звуки записаны только буквами. К минорным приписывают маленькую m (Dm — ре минор).
Когда создаются трезвучия, важно учитывать интервальные промежутки.
В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот.
Мажорные
Составляющие мажорного трезвучия подаются в паре терций.
Терция 1 рассчитана в интервале 2 тона, вторая — лишь полтора тона (малая секунда). Так правильно строить мажорный аккорд.
Для мажорного трезвучия следует взять ноту, выбрать большую терцию, от нее выстроить малую.
Так отображается формула: большая терция + маленькая терция.
Минорные
Ладовая принадлежность (минор) в отличие от мажора в 1-ой терции содержит расстояние в полтора тона, следовательно, во второй — 2.
Чтобы построить минорное трезвучие, надо сперва взять малую терцию, только потом большую.
Это создает различия между минором и мажором.
Обращение аккордов
Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.
Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.
Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.
Список упражнений даст возможность потренироваться:
- Закрыв глаза, выстраивайте септаккорды по определенному плану.
- Делайте обращение снизу вверх, а потом наоборот. Сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
- Обращение септаккорда с зафиксированным положением пальцев пробуйте перемещать, играя на других нотах.
Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.
Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.
Изучаем и играем аккорды на фортепиано
Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразных понятий. Существуют основополагающие музыкальные термины, составляющие не только теоретический, но и практический фундамент. Понимание термина «аккорд», умение быстро находить и строить подобного рода музыкальные конструкции – вот, что необходимо для быстрого и уверенного изучения музыки. Научиться различать и строить аккорды при игре на фортепиано поможет данная статья. В ней вы найдете теорию, включающую в себя такие разделы, как разновидности аккордов, их обращения, таблицу аккордов в тональности, а также наглядный материал для лучшего усвоения информации.
Что такое аккорд и какие разновидности аккордов существуют
Аккорд – это одновременное звучание 3 и более звуков различной высоты. Практически ни одно музыкальное произведение, начиная с 17 веков не обходится без применения аккордовой фактуры.
На данный момент времени по количеству звуков различают:
- Трезвучие
- Септаккорд
- Нонаккорд
Каждая разновидность имеет различную конструкцию.
Аккорды популярных песен для гитары.
Трезвучие
Трезвучие состоит из трех звуков, расположенных по терциям. В зависимости от сочетания между собой больших и малых терций существует 4 типа трезвучий.
Название | Строение | Нотный пример | Сокращение |
Мажорное | б3+м3 | Б53 | |
Минорное | м3+б3 | М53 | |
Увеличенное | б3+б3 | Ув53 | |
Уменьшенное | м3+м3 | Ум53 |
Каждый звук в аккорде, в данном случае в трезвучии, имеет собственное название:
- Нижний – прима
- Средний – терция
- Верхний – квинта
Септаккорд включает в себя 4 звука, интервалом между которыми является терция.
Название |
Строение |
Нотный пример |
Сокращение |
Как запомнить |
Большой увеличенный |
б3+б3+м3 |
Був7 |
Ув53+м3 |
|
Большой мажорный |
б3+м3+б3 |
ББ7 |
Б53 +б3 |
|
Большой минорный |
м3+б3+б3 |
Бм7 |
М53+б3 |
|
Малый мажорный |
б3+м3+м3 |
мБ7 |
Б53+м3 |
|
Малый минорный |
м3+б3+м3 |
мм7 |
М53+м3 |
|
Уменьшенный |
м3+м3+б3 |
Ум7 |
Ум53+б3 |
|
Дважды уменьшенный |
м3+м3+м3 |
2ум7 |
Ум53+м3 |
Важно запомнить, что название составное: так первое прилагательное обозначает, какая септима большая или малая в основе или какую терцию необходимо достроить, а второе прилагательное показывает, какое трезвучие в основе. Также, как и у трезвучия каждый звук имеет собственное название, первые три полностью совпадают с именованиями в трезвучии, а последний звук называется септимой.
Нонаккорд имеет в конструкции 5 звуков. В данном случае к предшествующим названиям добавляется нона. В музыкальной практике чаще всего используется нонаккорд без квинтового тона.
Обращение трезвучий
Обращение трезвучий – это использование аккордовых нот в другой последовательности. Обращение образуется при переносе нижней ноты аккорда на верх. Так если взять мажорное трезвучие от ноты «до», то получится аккорд: до, ми, соль. Нижняя нота аккорда – это до, переносим ее на октаву выше и получаем первое обращение. Так были использованы все аккордовые ноты, но изменилась их последовательность: ми, соль, до. Теперь нижней нотой становится «ми». Переносим ее на октаву вверх. Получается аккорд: соль, до, ми – это второе обращение. Если мы снова перенесем нижнюю ноту, которой является «соль», тогда мы вернемся к исходному аккорду, то есть к трезвучию: до, ми, соль.
Трезвучия имеют 2 обращения, каждое из которых имеет собственное название:
- Секстаккорд – это первое обращение трезвучия, название тесно связано с конструкцией, ведь в основе этого аккорда лежит интервал секста. Нижним звуком является терция, а верхним – прима. В сокращении аккорд имеет следующий вид: T6, если изначально – это тоническое трезвучие. Аналогично от субдоминаты и доминанты – S6 и D6.
- Квартсекстаккорд – это второе обращение трезвучие, название также исходит из конструкции – внутри сексты располагается кварта. Нижним аккордовым звуком является квинта, а верхним терция. В сокращении имеет следующий вид: T64, если изначально трезвучие строилось на первой ступени в тональности.
В таблице указано строение аккорда, в скобках написано сокращенное обозначение.
Трезвучие |
Секстаккорд |
Квартсекстаккорд |
|
Мажорное |
б3+м3 (Б53) |
м3+ч4 (Б6) |
ч4+б3 (Б64) |
Минорное |
м3+б3 (М53) |
б3+ч4 (М6) |
ч4+м3 (М64) |
Увеличенное |
б3+б3(Ув53) |
б3+ум.4 (Ув6) |
ум.4+б3 (Ув64) |
Уменьшенное |
м3+м3 (Ум53) |
м3+ув.4 (Ум6) |
ув.4 + м3 (Ум64) |
Обращение септаккордов
Принцип обращения септаккордов полностью повторяет обращение трезвучий. Необходимо перенести нижнюю ноту на октаву выше. Если мы возьмем септаккорд: соль, си, ре, фа и перенесем приму, то получится следующий аккорд: си, ре, фа, соль – это первое обращение.
У септаккорда три обращения, каждое из которых имеет собственное обозначение:
- Квинтсекстаккорд представляет собой первое обращение. Строится на терцовом тоне. Главным отличительным признаком можно назвать образованную секунду, располагающуюся вверху аккорда. Сокращенно обозначается цифрами 56, после названия, например, мБ56
- Терцквартаккорд – это второе обращение. Строится на квинтовом тоне аккорда. Опознавательный знак – это секунда в середине аккорда. В сокращении обозначается цифрами 43 – мБ43
- Секундаккорд является третьим обращением. Строится на септиме. Секунда располагается в основании аккорда. Обозначается цифрой 2, например, мБ2
Каждое из обращений имеет собственное строение в зависимости от вида, в таблице можно посмотреть, как строить определенный аккорд.
Название |
Септаккорд |
Квинтсекстаккод |
Терцквартаккод |
Секундаккорд |
Був7 |
Ув53+м3 |
Б53+м2 |
м3+м2+б3 |
м2+Ув53 |
ББ7 |
Б53 +б3 |
М53+м2 |
б3+м2+б3 |
м2+Б53 |
Бм7 |
М53+б3 |
Ув53+м2 |
б3+м2+м3 |
м2+М53 |
мБ7 |
Б53+м3 |
Ум53+б2 |
м3+б2+б3 |
б2+Б53 |
мм7 |
М53+м3 |
Б53+б2 |
м3+б2+м3 |
б2+М53 |
Ум7 |
Ум53+б3 |
М53+б2 |
б3+б2+м3 |
б2+Ум53 |
2ум7 |
Ум53+м3 |
Ум53+ув2 |
м3+ув2+м3 |
ув2+Ум53 |
Аккорды в тональности
Все пройденные аккорды можно легко найти в тональности, так как они располагаются на определенных ступенях. Талица поможет быстро ориентироваться и строить необходимый по звучанию аккорд, находясь в конкретной тональности.
Мажорные тональности
Название аккорда вне тональности |
Название аккорда в тональности |
Нотный пример в тональности C-dur |
Б53 |
T53, S53, D53 |
|
М53 |
II53, III53, VI53 |
|
Ум53 |
VII53 |
|
Ув53 |
VI53 (гарм. dur) |
|
Був7 |
VI7 (гарм. dur) |
|
ББ7 |
T7 |
|
Бм7 |
S7 (гарм. dur) |
|
мБ7 |
D7 |
|
мм7 |
II7 |
|
Ум7 |
VII7 и II7 гарм. |
|
2ум7 |
VII7 (гарм. dur) |
Минорные тональности
Название аккорда вне тональности |
Название аккорда в тональности |
Нотный пример в тональности a-moll |
Б53 |
III53, VI53, VII53 |
|
М53 |
T53, S53, D53 |
|
Ум53 |
II53 |
|
Ув53 |
III53 (гарм. moll) |
|
Був7 |
III7 (гарм. moll) |
|
ББ7 |
III7 |
|
мБ7 |
D7 (гарм. moll) |
|
мм7 |
s7 |
|
Ум7 |
II7 |
|
2ум7 |
VII7 (гарм. moll) |
Что такое цифровки?
Цифровка представляет собой логичную последовательность аккордов, которые расположены в соответствии со всеми известными правилами гармонии. При постоянной игре цифровок вырабатываются следующие положительные для музыканта навыки:
- Повышение точности гармонического слуха
- Улучшение техники чтения с листа
- Совершенствование теоретических знаний.
Приведенная ниже таблица не только помогает лучше находить различные аккорды по ступеням, но и помогает при игре или написании цифровок.
Ступень |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
Мажор |
T53, II2, S64, T7 |
II53, D43, VII65, II7 |
T6, III53 |
S53, II6, II65, D2, S7, VII43. |
T64, D53, D7, D9-5 |
VI53, II43, VII2, S6. |
VII53, VII7, T2, D6, D65. |
Минор |
t53, II2, s64, t7 |
II53, D43, VII65, II7 |
t6, III53 |
s53, II6, II65, D2, S7, VII43. |
t64, D53, D7, D9-5 |
VI53, II43, VII2, S6. |
VII53, VII7, t2, D6, D65. |
Пример цифровок:
- T53 – S64 – D6 – T53
- T53 – S6 – D – T6
Цифровки лучше играть в разных тональностях, это улучшает эффективность занятий.
Другие разновидности аккордов
Кроме трезвучий и септаккордов существуют другие разновидности аккордов, с которыми мы сейчас ознакомимся:
- SUS4 представляет собой аккорд с задержанием. Особенностью данной музыкальной конструкции является то, что в обычном трезвучии терция повышается на секунду, в результате чего трезвучие: до, ми, соль превращается в аккорд: до, фа, соль. Он не имеет определенного наклонения, в результате чего в музыке создается напряжение.
- SUS2 также является трезвучием, имеющим задержание. Единственное в отличии от предыдущего варианта, в SUS2 терцовый тон понижается на большую секунду, в результате чего аккорд не имеет определенного наклонения. Из трезвучия: до, ми, соль получается: до, ре соль.
- Трезвучие с пониженной квинтой часто используется в джазовой музыке для создания колористического эффекта.
- Кластер представляет собой аккорд, расположенный по секундам. Особенно часто встречается в современной классической музыке.
Изучение аккордов не ограничивается теорией. Больше играйте, слушайте и запоминайте их звучание. Надеемся, что статья была полезной для прочтения. Читайте другие статьи, посвященные теории музыки и совершенствуйте собственные музыкальные способности.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: