Как найти аккорд на пианино

Знание строения аккордов полезно для любого музыканта. Этот справочный материал познакомит начинающих музыкантов с тем, как выглядят и звучат базовые и продвинутые аккорды для пианино и клавишных инструментов.


Знания о строении аккордов и принципах их «взятия» на клавиатуре клавишного инструмента пригодится для исполнения и сочинения музыки, а также при студийной работе. В этом материале собраны 16 базовых и продвинутых видов аккордов для пианино и клавишных и сделали, своего рода, шпаргалку для начинающих музыкантов.

В качестве тоники (основы) используется звук До, однако материал дополнен таблицами и изображениями с транспозицией аккордов от каждого звука. Обратите внимание, что септаккорды и аккорды с надстройками сопровождаются схемами только для мажорных аккордов, так как минорные аккорды строятся аналогично, но на ступенях минора.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Основные аккорды
    • Мажорный аккорд
    • Минорный аккорд
  • Аккорды с задержанием
    • Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)
    • Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)
    • Пауэр-аккорды на квинте (5)
  • Септаккорды
    • Большой мажорный септаккорд (maj7)
    • Малый мажорный септаккорд (7)
    • Малый минорный септаккорд (m7)
    • Уменьшенный септаккорд (dim7)
  • Аккорды с добавленными ступенями
    • Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)
    • Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)
  • Секстаккорды
    • Мажорный секстаккорд (6)
    • Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (6/9)
  • Аккорды с надстройками
    • Мажорный нонаккорд (9)
    • Мажорный ундецимаккорд (11)
    • Мажорный терцдецимаккорд (13)
  • Таблицы и схемы аккордов для пианино и клавишных

Основные аккорды

Два базовых вида аккорда — мажор и минор. На их основе строятся все остальные виды аккордов.

Мажорный аккорд

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Мажорный аккорд

Мажорный аккорд состоит из трёх звуков.

Состав аккорда (на примере До мажора):

  • До (С) — основной тон (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор

Минорный аккорд

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Минорный аккорд (m)

Как и мажорный аккорд, минорное трезвучие состоит из трёх нот. Основное отличие — пониженная третья ступень в середине.

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пример звучания:

  1. До минор (Cm)

Аккорды с задержанием

Аккорды с задержанием — трезвучия или септаккорды, в которых третья ступень (III) заменена на вторую (II) или четвёртую (IV) ступень. Аккорды для пианино и клавишных с задержанием ничем не отличаются от аналогичных аккордов для других инструментов.

Характерная черта sus-аккордов — их звучание. Отсутствие большой или малой терции в середине не даёт однозначно отнести аккорд ни к мажорному, ни к минорному ладу. Однако в контексте музыкального произведения их принадлежность к одному из двух ладов может подразумеваться.

Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ре (D) — большая секунда (II ступень, верхний (нисходящий) вводный тон);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пример звучания:

  1. До с задержанием II ступени (Csus2)

Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Фа (F) — чистая кварта (IV ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пример звучания:

  1. До с задержанием IV ступени (Csus4)

Пауэр-аккорды на квинте (5)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Пауэр-аккорд, октава через квинту (5)

Пауэр-аккорды — явление, скорее, гитарного, а не клавишного мира. Назвать их полноценными аккордами трудно, однако в некоторых ситуациях комбинация октавы и квинты в центре может быть полезна.

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • До (C) — октава (восьмая ступень).

Пример звучания:

  1. До пауэр-аккорд (C5)

Септаккорды

Септаккорды — аккорды, состоящие из четырёх звуков. Звуки в аккорде расположены по терциям.

Большой мажорный септаккорд (maj7)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Мажорный септаккорд большой (maj7)

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си (B) — большая септима (VII ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор септ (Cmaj7)

Малый мажорный септаккорд (7)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Мажорный септаккорд малый (7)

В отличие от больших септаккордов, использующих большую септиму, малые септаккорды строятся с помощью малой септимы вверху.

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Пример звучания:

  1. До септ (C7)

Малый минорный септаккорд (m7)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Минорный септаккорд малый (m7)

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Пример звучания:

  1. До минор септ (Cm7)

Уменьшенный септаккорд (dim7)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Уменьшенный септаккорд (dim7)

Уменьшенные септаккорды строятся через уменьшение всех терций. Благодаря этому в аккорде появляется тритон и большая секста. Убрав сексту наверху, можно получить обычный уменьшенный аккорд (dim).

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Фа диез (F#) — тритон (пониженная V ступень);
  • Си дубль бемоль (Bbb) — большая секста (дважды пониженная VII ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор уменьшенный септ (Cdim7)

Аккорды с добавленными ступенями

Аккорды с добавленными ступенями — трезвучия или септаккорды, в которых появляются дополнительные ступени. В качестве «добавки» могут выступать нона, терцдецима и другие ступени.

Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор с добавленной ноной (Cadd9)

Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — терцдецима (XIII ступень, секста через нону).

Пример звучания:

  1. До мажор с добавленной терцдецимой (Cadd13)

Секстаккорды

В классической музыкальной теории (речь не только про аккорды для пианино и клавишных, но и про все музыкальные инструменты вообще) секстаккордом называют первое обращение трезвучия. Однако в нынешней музыкальной практике под секстаккордом подразумевают четырёхзвучный аккорд, состоящий из трезвучия и добавленной сексты (VI ступени).

Мажорный секстаккорд (6)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Мажорный секстаккорд (6)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор секст (C6)

Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (6/9)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Мажорный секстаккорд с добавленной ноной (6/9)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор секст с ноной (C6/9)

Аккорды с надстройками

Помимо привычных аккордов из трёх-четырёх звуков, существуют аккорды из пяти-шести и более звуков. Такие аккорды для пианино и клавишных, а также других музыкальных инструментов образуются путём последовательного добавления к септаккорду дополнительных ступеней (тех самых надстроек), расположенных по терциям.

К ступеням-надстройкам относятся XI (нона), XI (ундецима), XIII (терцдецима) и другие последующие ступени. Следует отметить (и всегда помнить!), что дополнительные ступени в составе не изменяют качество септаккорда и его гармоническую функцию в ладу: к примеру, минорный септаккорд всегда остаётся минорным, какие надстройки бы не добавились в его состав.

Мажорный нонаккорд (9)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Мажорный нонаккорд (9)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор нонаккорд (C9)

Мажорный ундецимаккорд (11)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Мажорный ундецимаккорд (11)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор ундецимаккорд (C11)

Мажорный терцдецимаккорд (13)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Мажорный терцдецимаккорд (13)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень);
  • Ля (A) — терцдецима (XIII ступень).

Пример звучания:

  1. C13

Таблицы и схемы аккордов для пианино и клавишных

Для большего удобства и наглядности мы подготовили печатные версии всех схем аккордов в материале. В архиве также приложены изображения аккордов и общая таблица со всеми представленными здесь аккордами. Печатайте и пользуйтесь:

Скачать “Диаграммы и схемы аккордов для печати” chords.zip – Загружено 8825 раз – 7,79 МБ

Аккорды для пианиноЗдравствуйте, дорогие друзья! Ну вот и настало время почувствовать себя маленькими композиторами и освоить построение аккордов. Я надеюсь, что музыкальный нотный алфавит вы уже осилили.

Обычно следующим этапом обучения игры на фортепиано является зубрежка, которая приводит к тому, что новоявленные пианисты, появляясь в компании друзей, конечно, могут сыграть довольно трудные произведения, но… при наличии нот. Подумайте, кто из вас, собираясь в гости, думает о таких вещах, как ноты? Я думаю, никто, ну или очень немногие :-). Заканчивается все это тем, что вы не можете проявить себя и похвастаться своими талантами и достижениями.

Метод «обезьянничества» — да-да, я намеренно употребляю это слово, потому что оно отражает суть самой бездумной зубрежки — эффективен только поначалу, особенно при заучивании простых пьес и для тех учеников, у которых много терпения. Когда же дело доходит до более сложных произведений, то приходится твердить одно и то же часами. Это вполне годится для тех, кто хочет стать концертирующим пианистом, ведь им нужно в точности выучить каждую ноту великих мастеров.

Но для тех, кто хочет просто для развлечения играть любимые мелодии, это слишком тяжело и абсолютно не нужно. Вам не нужно играть произведения любимой группы точно так, как они написаны, будто вы играете пьесу Шопена. Вообще-то, почти все авторы популярной музыки даже не пишут сами фортепианные переложения. Обычно они записывают мелодию и указывают нужные аккорды. Я прямо сейчас покажу вам, как это делается.

Если простую песню вроде темы из к/ф «Крестный отец» опубликовать с аккомпанементом фортепиано, как издают великие хиты прошлого и современности, она могла бы выглядеть так:

Способов аранжировки темы может быть бесконечно много, один ничуть не хуже другого, среди них можно выбрать любой на ваш вкус. Есть и такой:

Обычное фортепианное переложение даже простой темы, похожее на приведенное выше, выглядит достаточно запутанным. К счастью, совсем не обязательно расшифровывать все те музыкальные иероглифы, которые вы видите на нотной странице.

Первую строчку называют вокальной партией, потому что ею пользуются певцы, которым нужно знать только мелодию и слова. Эту мелодию вы будете играть правой рукой. А для левой руки над вокальной партией пишут буквенное обозначение аккордов сопровождения. Вот им этот урок и будет посвящен.

Аккорд — это соединение трех или более тонов, которые звучат одновременно; причем расстояния (или интервалы) между отдельными тонами аккорда подчинены определенной закономерности.

Если одновременно звучат два тона, их не считают аккордом — это просто интервал.

С другой стороны, если вы ладонью или кулаком нажмете сразу на несколько клавиш фортепиано, то их звучание тоже нельзя назвать аккордом, потому что интервалы между отдельными клавишами не подчинены никакой осмысленной музыкальной закономерности. (Хотя в некоторых произведениях современного музыкального искусства такое сочетание нот, которое называется кластером, трактуется как аккорд.)

Содержание статьи

  • Построение аккордов: трезвучия
    • Основные и неосновные аккорды
    • Таблица аккордов:
  • Примеры построения аккордов на фортепиано
    • Время приступать к практике

Построение аккордов: трезвучия

Начнем с построения простых аккордов из трех нот, которые называют также трезвучиями, чтобы отличать их от аккордов из четырех нот.

Трезвучие строится от нижней ноты, которая называется основным тоном, последовательным соединением двух терций. Напомню, что интервал терция бывает большой и малой и составляет соответственно 1,5 и 2 тона. В зависимости от того, из каких терций состоит аккорд и определяется его вид.

Сначала напомню вам, как ноты обозначаются буквами:

 А теперь посмотрим, как различаются аккорды.

Мажорное трезвучие состоит из большой, потом малой терции (б3+м3), обозначается в буквенном написании большой латинской буквой (C, D, E, F и т.д.): 

Минорное трезвучие – из малой, а потом большой терции (м3+б3), обозначается большой латинской буквой с маленькой буковкой «m» (минор) (Cm, Dm, Em и т.д.):

Уменьшенное трезвучие строится из двух малых терций (м3+м3), обозначается большой латинской буквой и «dim» (Cdim, Ddim и т.д.):

Увеличенное трезвучие строится из двух больших терций (б3+б3), обозначается, как правило, большой латинской буквой с +5 (С+5 ):

Основные и неосновные аккорды

Если вы еще окончательно не запутались, сообщу еще одну важную информацию, касающуюся аккордов.

Они разделяются на основные и неосновные. На первое время нам понадобятся основные аккорды, с помощью которых пишется сопровождение большинства популярных песен.

Основными аккордами считаются те, которые строятся на основных или — другими словами — главных ступенях тональности. Такими ступенями считаются 1, 4, и 5 ступени.

Соответственно неосновные аккорды строятся на всех остальных ступенях.

Зная тональность песни или пьесы, вам не придется каждый раз по-новой высчитывать количество тонов в трезвучии, будет достаточным знать, какие знаки есть при ключе, и можно смело играть аккорды, не задумываясь об их строении.

Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна

Таблица аккордов:

Сольфеджио: таблица основных аккордов для игры на пианино

Примеры построения аккордов на фортепиано

Запутались? Ничего. Просто посмотрите примеры, и все станет на свои места.

Итак, берем тональность До мажор. Основные ступени (1, 4, 5) в этой тональности – это ноты До (C), Фа (F) и Соль (G). Как мы знаем, в До мажоре знаков при ключе нет, поэтому и все аккорды в ней будут играться на белых клавишах.

Как видно, аккорд С состоит из трех нот С (до), Е (ми) и G (соль), которые нетрудно одновременно нажать пальцами левой руки. Обычно при этом пользуются мизинцем, средним и большим пальцами:

Попробуйте сыграть левой рукой аккорд С, начиная с любой ноты С (до) на клавиатуре. Если вы начнете с самого нижнего До, звучание будет не очень разборчивым.

Аккомпанируя мелодиям, лучше всего играть аккорд С, начиная с первой ноты до (С) ниже до первой октавы, и вот почему: во-первых, в этом регистре фортепиано аккорд звучит особенно хорошо и полнозвучно, во-вторых, он не включает тех клавиш, которые могут понадобиться для исполнения мелодии правой рукой.

В любом случае поиграйте аккорд С на разной высоте, чтобы привыкнуть к его внешнему виду и научиться быстро находить его на клавиатуре. Это у вас получится быстро.

Аккорды F (фа мажор) и G (соль мажор) по внешнему виду аналогичны аккорду С (до мажор), только начинаются, естественно, с нот фа (F) и соль (G).

Аккорд F   Аккорд G

Быстро построить аккорды F и G будет для вас не сложнее, чем аккорд С. Когда вы будете играть эти аккорды на разной высоте, вы хорошо усвоите, что клавиатура фортепиано — это просто целая серия повторений одного и того же фрагмента.

Это как если бы перед вами были выстроены в ряд восемь одинаковых печатных машинок, только с лентой разного цвета в каждой из них. Можно напечатать одно и то же слово на разных машинках, однако выглядеть оно будет по-другому. Из фортепиано тоже можно извлечь самые разные краски, в зависимости от того, в каком регистре вы играете. Всё это я рассказываю для того, чтобы вы поняли: научившись «печатать» музыку на одном небольшом отрезке, вы затем сможете по своему желанию пользоваться всем звуковым объемом инструмента.

Сыграйте аккорды С (до мажор), F (фа мажор) и G (соль мажор) столько раз, сколько вам понадобится, чтобы находить их не более чем за две-три секунды. Сначала ищите нужное место на клавиатуре глазами, потом располагайте пальцы на клавишах, не нажимая их. Когда вы обнаружите, что ваша рука занимает нужную позицию почти мгновенно, начните действительно нажимать клавиши. Это упражнение важно, чтобы подчеркнуть значение чисто зрительного аспекта в игре на фортепиано. Как только вы сможете зрительно представлять то, что вам нужно сыграть, проблем с физической стороной игры не будет.

Теперь возьмем тональность Соль мажор. Вы знаете, что при ключе в ней один знак – фа-диез (f#), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем с диезом, а именно аккорд ре-фа#-ля (D)

Аккорд D

Время приступать к практике

Давайте теперь немного попрактикуемся на примерах. Вот вам несколько примеров песен, написанных в разных тональностях. Не забывайте про ключевые знаки. Не спешите, все успеете, играйте сначала каждой рукой отдельно, а потом соединяйте их вместе.

Сыграйте мелодию медленно, нажимая аккорд каждый раз вместе с той нотой, над которой он указан.

Когда вы несколько раз сыграете песню и добьетесь того, что без труда и достаточно непринужденно будете сменять аккорды в левой руке, можете попробовать строить один и тот же аккорд несколько раз даже там, где он не обозначен. Позже мы познакомимся с самыми разными способами исполнения одних и тех же аккордов. Пока же ограничьтесь тем, что играйте их или как можно реже, или как можно чаще.

Я надеюсь, у вас все получится :-)

Ноты песни La-cucaracha

Аккорд — это группа звуков, которые звучат одновременно и создают гармонию. В музыке аккорды широко используются для создания мелодий и аккомпанемента. Для пианино аккорды представляют собой группу трех или более нот, звучащих одновременно. Они могут быть играны одной рукой или двумя руками в зависимости от сложности.

Существует огромное количество различных аккордов для пианино, которые можно использовать в музыке. Они могут быть большими или маленькими, мажорными или минорными, доминантными или септаккордами. Каждый аккорд имеет свою специфическую звуковую характеристику и эмоциональную окраску, которые позволяют музыканту передать определенное настроение в музыке.

Для того чтобы научиться играть аккорды на пианино, необходимо изучать музыкальную теорию, учиться распознавать их на слух и практиковать их игру. При игре аккордов необходимо обращать внимание на то, чтобы все ноты были звучали одновременно и сбалансировано. Это поможет создать гармоничное звучание и поддерживать ритм.

С помощью аккордов можно играть множество музыкальных жанров, начиная от классической музыки до популярных хитов. Они являются необходимым элементом в пианистическом искусстве и позволяют музыканту создавать сложную гармонию и мелодию. Изучение аккордов — это важный шаг на пути к мастерству на пианино.

Для чего нужны аккорды для фортепиано

Аккорды на пианино являются важным элементом в музыке. Они представляют собой группу трех или более звуков, звучащих одновременно, и используются для создания гармонии и аккомпанемента. Аккорды на пианино позволяют музыканту играть сложную гармонию и мелодию, создавать настроение и передавать эмоции в музыке.

Один из важных аспектов использования аккордов на пианино заключается в том, что они позволяют музыканту играть несколько звуков одновременно. Это создает полноту и глубину звучания, которые невозможно достичь при игре отдельных нот. Использование аккордов также облегчает создание гармонии и аккомпанемента, так как позволяет музыканту играть несколько звуков за один раз.

Аккорды на пианино также помогают музыканту создавать определенную атмосферу в музыке. Некоторые аккорды звучат меланхолично и грустно, в то время как другие являются энергичными и веселыми. Использование аккордов позволяет музыканту передавать определенное настроение и эмоцию в музыке, что делает ее более живой и запоминающейся.

Изучение аккордов на пианино также является важным элементом в обучении музыки и пианино. Оно позволяет музыканту расширять свои навыки и знания в области музыки и повышать свою музыкальную грамотность. Изучение аккордов помогает музыканту понимать музыкальные принципы и создавать более сложную музыку.

В целом, аккорды на пианино являются необходимым элементом в музыке. Они позволяют музыканту играть сложную гармонию и мелодию, создавать настроение и передавать эмоции в музыке, и являются важным элементом в обучении музыки и пианино.

Наиболее распространенные фортепианные аккорды включают:

  • 1. Аккорд A major (A). A — C# — E
  • 2. Аккорд A minor (Am). A — C — E
  • 3. Аккорд C major (C). C — E — G
  • 4. Аккорд C minor (Cm). C — Eb — G
  • 5. Аккорд D major (D). D — F# — A
  • 6. Аккорд D minor (Dm). D — F — A
  • 7. Аккорд E major (E). E — G# — B
  • 8. Аккорд E minor (Em). E — G — B
  • 9. Аккорд F major (F). F — A — C
  • 10. Аккорд F minor (Fm). F — Ab — C
  • 11. Аккорд G major (G). G — B — D
  • 12. Аккорд G minor (Gm). G — Bb — D

Основные аккорды для пианино

Один из способов получить базовую форму аккорда — положить большой палец и пальцы на соседние белые клавиши и надавить на них большим, средним пальцем и мизинцем. Изучение этой техники поможет вам с легкостью играть различные основные фортепианные аккорды.

Фортепианные интервалы?

Фортепианные интервалы — это расстояние между двумя нотами, играемыми на фортепиано. Интервалы используются в музыке для создания гармонии и мелодии. Знание фортепианных интервалов является важным элементом для игры на фортепиано, так как они помогают музыканту создавать сложную гармонию и мелодию.

Существует много разных видов фортепианных интервалов, но все они могут быть разделены на две категории — диатонические и хроматические. Диатонические интервалы происходят внутри одной тональности и используются для создания мелодии и гармонии. Они включают в себя простые интервалы, такие как прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима и октава, а также их различные инверсии. Хроматические интервалы являются расстоянием между двумя нотами с полутоновым шагом и используются для создания более сложной гармонии.

Фортепианные интервалы могут быть изучены и использованы на фортепиано для создания сложной гармонии и мелодии. Изучение интервалов может помочь музыканту играть более сложную музыку и расширять свои музыкальные навыки. Например, игра аккорда состоит из сочетания трех или более нот, образующих различные интервалы, которые вместе создают гармонию.

Знание фортепианных интервалов также может помочь музыканту в композиции собственной музыки. Знание, как различные интервалы звучат вместе, может помочь создать определенное настроение в музыке. Например, большой интервал может звучать более открыто и драгоценно, в то время как маленький интервал может звучать более сжато и интимно.

В целом, знание фортепианных интервалов является важным элементом в игре на фортепиано и композиции музыки.

Мажорные и минорные аккорды

Мажорный аккорд — это аккорд, который состоит из трех нот: основной ноты, терции и квинты. Например, мажорный аккорд до (C) состоит из нот С, E и G. Мажорные аккорды обычно звучат светло и оптимистично, и часто используются в музыке, чтобы создавать яркие и веселые настроения.

Минорный аккорд — это аккорд, который также состоит из трех нот, но вместо мажорной терции использует минорную терцию. Например, минорный аккорд ля (A) состоит из нот A, C и E. Минорные аккорды обычно звучат более темно и меланхолично, и часто используются в музыке, чтобы создавать более грустные и мрачные настроения.

В музыке используются не только мажорные и минорные аккорды, но и множество других типов аккордов, таких как увеличенные и уменьшенные аккорды, септаккорды и многое другое. Некоторые аккорды могут звучать более сложно и необычно, чем мажорные и минорные аккорды, и могут использоваться для создания более современных и экспериментальных звуков.

Однако, начинающим музыкантам на пианино рекомендуется начать с освоения мажорных и минорных аккордов, так как они образуют основу большинства музыкальных произведений. Они также позволяют музыканту создавать гармонию, которая звучит гармонично и мелодично, что является важным элементом игры на пианино.

Мажорные ноты для фортепиано

  • 1. Аккорд C major (C). C — E — G
  • 2. Аккорд C# major (C#). C# — E# — G#
  • 3. Аккорд D major (D). D — F# — A
  • 4. Аккорд Eb major (Eb). Eb — G — Bb
  • 5. Аккорд E major (E). E — G# — B
  • 6. Аккорд F major (F). F — A — C
  • 7. Аккорд F# major (F#). F# — A# — C#
  • 8. Аккорд G major (G). G — B — D
  • 9. Аккорд Ab major (Ab). Ab — C — Eb
  • 10. Аккорд A major (A). A — C# — E
  • 11. Аккорд Bb major (Bb). Bb — D — F
  • 12. Аккорд B major (B). B — D# — F#

Мажорные ноты для фортепиано

Минорные ноты для фортепиано

  • 1. C minor (Cm). C — Eb — G
  • 2. C# minor (C#m). C# — E — G#
  • 3. D minor (Dm). D — F -A
  • 4. Eb minor (Ebm). Eb — Gb — Bb
  • 5. E minor (Em). E — G — B
  • 6. F minor (Fm). F — Ab — C
  • 7. F# minor (F#m). F# — A — C#
  • 8. G minor (Gm). G — Bb — D
  • 9. Ab minor (Abm). Ab — Cb — Eb
  • 10. A minor (Am). A — C — E
  • 11. Bb minor (Bbm). Bb — Db — F
  • 12. B minor (Bm). B — D — F#

Минорные ноты для фортепиано

Аккорды для пианино требует углублённого изучения, особенно, если Вы стремитесь писать музыку. Каждая категория включается в себя подвиды. Изучить их можно онлайн либо в специализированных школах.

Наш сервис готов помочь освоить данную область игры на фортепиано. Предложенная информация позволит музыканту лучше разбираться в том, как строится мелодия. Поможет добиться целостности звучания.

Изучение основных терминов в музыке, умение разбираться в аккордах позволяет быстрее освоить музыкальный инструмент.

Чистый, насыщенный звук приобретается с включением в игру аккордов. Они творят гармонию песен для фортепиано, а еще помогают:

  • развивать моторику пальцев;
  • сосредотачиваться на чтении с партитуры;
  • улучшать восприятие музыки;
  • учиться импровизации, созданию собственных композиций.

Текст часто сопровождают гитарные аккорды, чтобы знать, как, когда, где зажимать струну.

Перед практическими занятиями важно познакомиться с обозначением базовых аккордов для фортепиано, их структурой, видами, чтобы строить гармоничные последовательности.

Всего существуют 24 аккорда в тональностях мажорной, минорной.

Что это такое?

Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.

Даже если аккорд содержит 6 нот, три из них могут дублироваться из другой октавы.

Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».

Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии.

Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.

Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.

Какие же бывают?

  • минорные, мажорные (за интервалом);
  • увеличенные, уменьшенные;
  • устойчивые, неустойчивые (место в тональности);
  • диатонические, хроматические(в системе музыки).

Классификация по количеству звуков

Аккорды различают по количеству звуков, основной звуковой ряд насчитывает 7 звуков, начинается с «до», заканчивается «си».

Эти ноты относятся к первой октаве. Подобные названия они будут иметь в следующих октавах. Существуют так же звуки ниже, расположенные до начальной октавы.

«До» — своеобразная база для данной гаммы. Музыкальная теория обозначает ее как первую ступень лада.

Что называется ладом? Это подобранное звуковое расположение в октаве, выполняющее функцию особого взаимодействия между друг другом.

Любому звуку гаммы присваивается определенный ступень (номер), выражающийся римской цифрой. Октаве свойственно заканчиваться ступенью номер 1 октавы выше, иногда подписанный как VIII.

Если взять во внимание тонический звук, то созвучия аккордов — это звуки в любой гамме, находящиеся на расстоянии терции.

Чтобы сыграть аккорды на фортепиано, нужно зажимать несколько нот сразу или поочередно.

Аппликатура многое значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учитывайте рекомендации:

  1. Пальцы держите расслабленно, в естественном положении, свободно.
  2. Работает сила руки при игре на пианино, а не пальцев.
  3. Руки, плечи чрезмерно не напрягайте.
  4. Для трезвучия используйте большой, средний, мизинец на левой кисти, те же параллельно.
  5. Для аккорда характерный размеренный темп.

Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, акцентируйте внимание на конкретном положении пальцев. Тогда научитесь владеть аккордами на фортепьяно быстро, правильно.

Трезвучие

За числом тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, терции, примы. Прима также носит определение — тоника.

Для игры вполне достаточно 3 пальцев руки, однако дополненные трезвучия другими октавами нельзя воспроизвести так легко.

Септаккорды

Изысканное звучание состоит не лишь из трех звуков. Разукрасить, обогатить музыку помогают септаккорды — 4 звуки, находящиеся по терции. Пара крайних звуков имеет интервал — септиму.

В теории есть 7 видов, но их бывает больше. Самые распространенные называются большой мажорный, малые минорный, мажорный, большой увеличенный.

Фонизмы таких аккордов разные: от светлого, мажорного до темного, напряженного.

Большинство других требуют виртуозности, мастерства. Септаккорды используются для придачи популярным песням окраса, яркости, полнозвучности.

Нонаккорды

На этом разнообразие не кончается. При добавлении к звукам 9 ступени получается нонаккорд.

Их функциональные различия (основное — лад) образовывают расстояние интервалов между ступенями. Главные нонаккорды называются малые и большие.

Рекомендации для начинающих музыкантов:

  1. Играйте аккорды на белых клавишах.
  2. Только опираясь на настроение музыки, ее характер, подбирайте нужную последовательность.

Виды в тональности

Построение аккордов осуществляется при знании трезвучий, основная информация поможет в них разобраться. Облегчают запоминание буквенное обозначение нот, поданных ниже.

Латинским алфавитом обозначены звуки:

  • C (до);
  • D (ре);
  • E (ми);
  • F (фа);
  • G (соль);
  • A (ля);
  • B (си).

Для того чтобы не путаться, мажорные звуки записаны только буквами. К минорным приписывают маленькую m (Dm — ре минор).

Когда создаются трезвучия, важно учитывать интервальные промежутки.

В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот.

Мажорные

Составляющие мажорного трезвучия подаются в паре терций.

Терция 1 рассчитана в интервале 2 тона, вторая — лишь полтора тона (малая секунда). Так правильно строить мажорный аккорд.

Для мажорного трезвучия следует взять ноту, выбрать большую терцию, от нее выстроить малую.

Так отображается формула: большая терция + маленькая терция.

Минорные

Ладовая принадлежность (минор) в отличие от мажора в 1-ой терции содержит расстояние в полтора тона, следовательно, во второй — 2.

Чтобы построить минорное трезвучие, надо сперва взять малую терцию, только потом большую.

Это создает различия между минором и мажором.

Обращение аккордов

Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.

Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.

Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.

Список упражнений даст возможность потренироваться:

  1. Закрыв глаза, выстраивайте септаккорды по определенному плану.
  2. Делайте обращение снизу вверх, а потом наоборот. Сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
  3. Обращение септаккорда с зафиксированным положением пальцев пробуйте перемещать, играя на других нотах.

Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.

Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.

Музыкальные инструменты

Обзор аккордов на фортепиано

Обзор аккордов на фортепиано

Содержание

  1. Что это такое?
  2. Классификация по количеству звуков

    • Трезвучие
    • Септаккорды
    • Нонаккорды
  3. Виды в тональности

    • Мажорные
    • Минорные
  4. Обращение аккордов
  5. Примеры простых упражнений для повторения

    • Упражнение 1
    • Упражнение 2
    • Упражнение 3
    • Упражнение 4

Любая мелодия имеет под собой гармоническую основу, которую всегда можно представить в виде последовательности нескольких аккордов. Начинающим пианистам будет полезно узнать, как строятся аккорды на клавиатуре инструмента, какие их виды существуют, а также каковы правила последовательности аккордов в пределах тональности (как они сочетаются друг с другом). Обо всем этом рассказывается в статье на примере простых и наиболее распространённых гармонических построений.

Что это такое?

Аккордом в теории музыки считается созвучие, состоящее не менее чем из трёх различных нот, которые построены либо могут быть размещены по терциям. При этом абсолютно неважно, какова их высота. Например, аккордом до мажор являются одновременно звучащие ноты «до», «ми» и «соль», относящиеся как к первой, так и любым другим октавам.

Те звуки, что находятся вдали по высоте от тонического «до», теоретически можно расположить по терциям от него: «ми» разместится в терции от «до», а «соль» — в терции от «ми». Следующие изображения аккордов наглядно демонстрируют это правило.

На этом же рисунке отображается и пример аккорда, в котором присутствуют 6 нот, но на деле, собрав их в тоническое построение (по терциям), можно увидеть, что три из них – дубли звуков «до», «ми» и «соль» других октав.

Умение расставить все звуки встречающихся в композиции многоголосных построений по терциям помогает музыканту определять название аккордов, тональность произведения и импровизировать.

В то же время нередко выявляется, что иное многоголосие, состоящее из трёх и более звуков, аккордом назвать нельзя — на рисунке ниже этому имеется пример: созвучие из четырёх нот содержит 2 звука «до» и 2 звука «ми», являясь вследствие этого не аккордом, а двузвучием.

Простые аккорды из трёх звуков на фортепиано строятся довольно легко. Клавиши инструмента расположены в один ряд, поэтому для воспроизведения какого-либо тонического трезвучия достаточно тремя пальцами (первым, третьим и пятым) любой руки нажать их через одну (как белые, так и чёрные).

Классификация по количеству звуков

Прежде чем рассматривать различные виды аккордов в зависимости от количества в них звуков, следует разобраться с тем, как считаются ступени в основном звукоряде. Последний состоит из семи звуков: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. На нотном стане это выглядит следующим образом:

Вот эти ноты составляют одну октаву (в данном случае — первую). Если продолжить запись, то далее начнётся вторая, а затем третья и четвёртая октавы, в которых звуки имеют точно такие же названия в соответствующем порядке. Но и до первой октавы есть звуки, только они имеют более низкую высоту звучания.

Мы сейчас будем рассматривать звуки первой октавы, начиная с ноты «до». Нота «до» является для представленного звукоряда (гаммы) тоническим звуком — основой (опорой) этого ряда звуков. Она считается в элементарной теории музыки первой ступенью лада.

Ладом называется определённое построение музыкальных звуков в октаве, оказывающее влияние на их функциональные взаимоотношения между собой.

Отличают минорные и мажорные звукоряды. В данном случае мы имеем дело с мажорным звукорядом.

Остальные ступени лада продемонстрированы на следующем изображении.

Другими словами, каждый звук в гамме имеет свой порядковый номер (ступень), обозначаемый в теории музыки соответствующей римской цифрой от I до VIII (октава должна заканчиваться первой ступенью следующей по высоте октавы, поэтому этот звук часто обозначают в отличие от I ступени предыдущей октавы цифрой VIII).

В продолжение темы об аккордах следует отметить, что аккордовые созвучия получаются от использования звуков, находящихся в любом звукоряде в интервале терции друг от друга, если начать с тонического звука. Терцию от тоники составляет III ступень, терцией для которой, в свою очередь, служит V ступень, затем в аккорде может присутствовать VII и даже более высокая ступень. В теории музыки при разборе расширенных (двухоктавных, например) гармонических построений используются обозначения ступеней относительно начальной октавы, чтобы не путаться со звуками одной октавы (IX, XI, XIII).

Трезвучие

Это — простейшее мажорное или минорное созвучие трёх основных звуков тональности: примы (I ступень), терции (III ступень) и квинты (V ступень гаммы). Приму далее будем называть «тоникой». Вот несколько примеров таких аккордов в мажоре и миноре:

На пианино их брать нетрудно — вполне хватает трёх пальцев любой из рук музыканта, если, конечно, звуки расположены в основном виде (по терциям). В следующем примере, где представлены трезвучия в расширенном виде, включающем дополнительные ноты из других октав, пальцев одной руки будет недостаточно.

Септаккорды

В данной гармонии присутствует, кроме звуков основного трезвучия, определяющего тональность и ладовую принадлежность аккорда в целом, четвёртый звук — септима (VII ступень гаммы). В этом случае гармоническое построение называется септаккордом. В зависимости от ладовых особенностей построения, а также от того, какие при этом образуются интервалы между терциями в аккорде от I до VII ступени, отличают несколько видов септаккордов:

  • большие мажорные;
  • большие минорные;
  • малые мажорные;
  • малые минорные;
  • уменьшенные;
  • полууменьшенные;
  • увеличенные.

Ниже представлена таблица видов указанных септаккордов. Информация в ней будет понятна даже новичку после ознакомления с дальнейшими разделами статьи.

Нонаккорды

При добавлении к септаккордам ещё одной терции — IX ступени (ноны) — получают нонаккорды. Они состоят, таким образом, из 5 звуков, расположенных друг от друга на расстояниях терций, если начать от тоники.

Эти построения тоже могут иметь различные интервальные расстояния между всеми своими терциями, квинтами, септимами и нонами, что влияет на их функциональные особенности, основными из которых в любом случае является ладовая принадлежность (мажор либо минор).

Виды в тональности

Для начинающих достаточно будет разобраться с трезвучиями — как в основном виде (по терциям), так и в обращениях. Чтобы удобнее пользоваться видами аккордов в тональностях, лучше представлять их в буквенно-цифровом обозначении. Оно основано на международном стандарте обозначений музыкальных звуков буквами латинского алфавита:

  • буква A обозначает звук «ля»;
  • B – «си»;
  • C – «до»;
  • D – «ре»;
  • E – «ми»;
  • F – «фа»;
  • G – «соль».

Аккорды обозначаются соответствующими тоническим звукам буквами. Если говорится о мажорных трезвучиях, то они указываются только прописной буквой, например, до мажор — C, ми мажор — E и так далее. К минорным трезвучиям добавляется строчная буква «m»: до минор — Cm, ми минор — Em.

Кроме того, при построении трезвучий нужно знать интервальные расстояния между нотами основного звукоряда:

Это поможет начинающим музыкантам разобраться во многих вопросах аккордовых построений в тональностях и их сочетаний друг с другом.

Давайте подробней рассмотрим, как строить мажорные и минорные трезвучия в разных тональностях.

Мажорные

В первую очередь нужно уяснить, что любое мажорное трезвучие состоит из двух терций. Для примера лучше всего подходит до мажорное построение. В нотах оно выглядит следующим образом:

Первая терция (нота «до» — нота «ми») содержит интервал большой секунды (2 тона), а вторая терция («ми» — «соль») — малую секунду (1,5 тона). Это — правило (формула) построения мажорного аккорда от любого тонического звука.

Возьмёмся построить ре мажорное созвучие. Тоника — «ре», от которой на расстоянии 2 тонов (первая терция аккорда) отстоит звук «фа-диез»:

  • от «ре» до «ми» 1 тон;
  • от «ми» до «фа-диез» 1 тон (так как до чистого «фа» — 1/2 тона, поэтому нужно повысить его на полутон, то есть до «фа-диез»).

Вторая терция содержит как раз 1,5 тона:

  • от ноты «фа-диез» до «соль» — 1/2 тона;
  • от «соль» до «ля» — 1 тон.

Повышение первой терции необходимо также в аккордах E, A и B.

В аккордах F и G все звуки остаются чистыми, без альтерации.

Минорные

Минорная формула построения основных трезвучий отличается от мажора тем, что здесь, наоборот, первая терция имеет расстояние малой секунды (1,5 тона), а вторая — большой секунды (2 тона).

Возьмём для примера аккорд ля минор (Am).

От ноты «ля» до ноты «си» — 1 тон, а от последней до ноты «до» — 1/2 тона. Первая терция содержит 1,5 тона, что и требуется по минорной формуле. Вторая терция (между «до» и «ми») состоит из двух тонов:

  • от «до» до «ре» — 1 тон;
  • от «ре» до «ми» — 1 тон.

В сумме получается интервал в 2 тона.

На основе этого правила строятся и играются все минорные трезвучия от любого звука. Чистые звуки имеют, кроме Am, следующие минорные построения диатонического звукоряда:

  • ре минор (Dm);
  • ми минор (Em).

Остальные 4 трезвучия от чистых тонических звуков (Cm, Fm, Gm и Bm) имеют либо в терции, либо в квинтовой ноте альтерацию (диез, бемоль).

Обращение аккордов

Нужно сказать, что аккорды могут использоваться в музыке не только в основном виде, в котором звуки расположены по терциям, а нижним звуком обязательно является тоника. Чаще всего их применяют в несколько изменённых формах, где нижними звуками может быть любой из присутствующих в построении (терция, квинта, септима и так далее). Эти виды аккордов называются обращениями.

Подробней рассмотрим принцип обращения аккордов на примере трезвучий. Здесь не имеет значения ладовая принадлежность построения.

Но есть правило: обращением основного вида аккорда является перенос его нижнего звука на октаву вверх либо верхнего звука на октаву вниз.

Вот как будут выглядеть два обращения аккорда до мажор:

Первый из приведённых обращений, где происходит перенос тоники на октаву вверх, называется в музыкальной гармонии секстаккордом (или первым обращением основного аккорда). Нижним звуком при этом оказывается терция. Расстояние от звука «ми» до «соль» равняется интервалу сексте, откуда и пришло название этому обращению (была квинта).

Во втором обращении, в котором внизу находится квинтовый звук, называется квартсекстаккордом. Между нижней нотой «соль» и тоникой «до» интервал составляет кварту, а общий интервал построения — секстаккорд. Всё это в сумме дало обращению такое сложное наименование — «квартсекстаккорд».

Обращения основных видов аккордов дают музыканту большую свободу действий, разнообразят аккомпанемент и басовую линию, облегчают сведение голосов в многоголосии.

Примеры простых упражнений для повторения

Для игры аккомпанемента или пьес на фортепиано следует научиться правильно пользоваться гармоническими построениями. А для этого немного расширим знания о музыкальной гармонии, необходимые начинающим на данный момент. Рассмотрим в связи с этим только лёгкие аккорды и их последовательности. То есть для понимания и полного усвоения принципов построения гармонических созвучий и их последовательностей в тональностях, применения полученных знаний в практических упражнениях будут использоваться только трезвучия и облегчённые мажорные септаккорды — гармонические построения, обостряющие кульминацию композиции.

Облегчённые септаккорды – это гармонические построения с пропущенными звуками терции или квинты. Является трезвучием, но явно выполняет функцию доминантсептаккорда из-за присутствия септимы.

В музыкальных произведениях (пьесах, песнях) аккорды играются в определённой последовательности на основе тональности, в которой они были написаны композитором. Правда, тональность можно изменить под певца либо для удобства исполнения, но в любом случае заданная последовательность аккордов в новой тональности сохраняется соответственно правилам их транспонирования.

Каждая тональность обладает тремя опорными ступенями для развития музыкальной композиции. Ими являются звуки, расположенные на I, IV и V ступенях гаммы конкретной тональности. Именно на них строятся так называемые главные аккорды лада.

Для наглядности лучше выбрать гаммы тональностей до мажор и ля минор, на примерах которых и покажем главные аккорды мажорного и минорного ладов.

Можно заметить, что главные трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях в до мажорной гамме, являются мажорными. Это справедливо для всех мажорных тональностей, не только для до мажора.

В любой минорной тональности все главные аккорды — минорные.

Для придания большей напряжённости звучания аккорда V ступени, выполняющей функцию доминанты, музыканты обычно используют мажорное трезвучие (или мажорный септаккорд).

Ещё несколько правил для начинающих из гармонии о последовательности аккордов в классических музыкальных произведениях несложной фактуры, романсах, многих народных, бардовских и туристических песнях:

  • обычно такие сочинения начинаются и заканчиваются тоническим аккордом (трезвучием I ступени);
  • после трезвучия I ступени может последовать как субдоминанта (трезвучие IV ступени), так и доминанта (аккорд V ступени);
  • после субдоминанты может последовать либо доминанта, либо тонический аккорд;
  • после доминанты идёт строгое разрешение в тонику.

Сведём полученные данные в таблицу:

Выходит, что в до мажорной тональности главными аккордами являются:

  • C (до мажор) — тоническое трезвучие (I);
  • F (фа мажор) — субдоминанта (IV);
  • G (соль мажор) — доминанта (V).

В мажорных тональностях пишутся в большинстве своём радостные, плясовые, торжественные, шуточные музыкальные композиции, так как мажорные созвучия способствуют такому настроению.

Но это вовсе не правило. Достаточно вспомнить мажорную русскую народную песню «Степь да степь кругом», трагичность которой ощущается в словах и музыке, чтобы убедиться в этом.

Упражнение 1

Необходимо сыграть главные аккорды до мажорной тональности пальцами левой руки в пределах малой и первой октав в классической последовательности: C-F-G-C.

Клавиатура с указанием аппликатуры левой руки:

Упражнение 2

Сыграть ту же последовательность, что и в предыдущем упражнении, но только пальцами правой руки в пределах первой и второй октав (на октаву выше.

Ноты с указанием аппликатуры правой руки:

Упражнение 3

Сыграть последовательность аккордов упражнения 1 левой рукой, но использовать не основной вид аккордов, а их обращения.

В ля минорной тональности главными трезвучиями будут:

  • Am (ля минор) — тоническое трезвучие (I);
  • Dm (ре минор) — субдоминанта (IV);
  • E (ми мажор) — доминанта (V).

Минорные тональности передают слушателям грустные мелодии. Красивое звучание минорных аккордов приходится по нраву также романтическим натурам, мечтателям и влюблённым.

Но и здесь встречаются мелодии, в которых нет места грусти. Вспомним знаменитую «Цыганочку», звучащую в ля миноре.

Упражнение 4

Нужно сыграть последовательность устойчивых аккордов в ля минорной тональности в тактовом размере 4/4, меняя аккорд с основного вида на обращение на каждую половинную длительность такта.

Вот последовательность: Am-E-E7-Am-A7-Dm-G-C-A.

Мажорные септаккорды E7, A7 берутся трезвучиями, но от этого их функциональность не ухудшается.

И в заключение — таблица основных аккордов на клавиатуре фортепиано для начинающих пианистов:

Добавить комментарий