При покупке аккумуляторной батареи очень важно знать ее характеристики, год выпуска, емкость и другие показатели. Как правило, всю эту информацию показывает маркировка АКБ. Российские, американские, европейские и азиатские производители имеют свои стандарты записи. В статье разберемся с особенностями маркировки различных типов аккумулятор и ее расшифровкой.
Содержание
- Параметры маркировки
- Аккумуляторы российского производства
- АКБ европейского производства
- Стандарт ENT
- Стандарт DIN
- Аккумуляторы американского производства
- Батареи азиатского производства
- Маркировка дата выпуска аккумуляторов у разных производителей
- Berga, Bosch и Varta
- A-mega, FireBull, EnergyBox, Plazma, Virbac
- Medalist, Delkor, Bost
- Centra
- Feon
- Fiamm
- NordStar, Sznajder
- Rocket
- Panasonic, Furukawa Battery
- Маркировка клемм аккумуляторов
Параметры маркировки
Шифр маркировки будет зависеть не только от страны производителя, но и от типа батареи. Разные аккумуляторы применяются для разных целей. Есть стартерные батареи, которые предназначены для использования в автомобилях. Есть более мощные, сухозаряженные и другие. Все эти параметры должны указываться для покупателя.
Как правило, маркировка должна содержать следующую информацию:
- название и страну производителя;
- емкость аккумуляторной батареи;
- номинальное напряжение, ток холодной прокрутки;
- тип АКБ;
- дата и год выпуска;
- количество элементов (банок), находящихся в корпусе батареи;
- полярность контактов;
- буквенные символы, которые показывают такие параметры, как заряженность или обслуживание.
Каждый стандарт имеет свои общие черты, но и свои особенности. Например, очень важно уметь прочитать дату изготовления. Ведь аккумулятор должен храниться в особых условиях и при определенной температуре. Неправильное хранение может сказаться на качестве батареи. Поэтому лучше выбирать свежие аккумуляторы с полной зарядкой.
Аккумуляторы российского производства
Маркировка аккумуляторных батарей российского производства производится согласно ГОСТ 959-91. Значение условно делится на четыре категории, которые сообщают определенную информацию.
- Указывается количество элементов (банок) в корпусе батареи. Стандартным количеством является шесть. Каждый дает напряжение чуть больше 2В, что в сумме составляет 12В.
- Второе буквенное обозначение показывает тип аккумулятора. Для автомобильных это буквы «СТ», что означает «стартерная».
- Следующие цифры показывают емкость батареи в ампер-часах.
- Далее буквы могут указывать на материал корпуса и состояние батареи.
Пример. 6СТ-75АЗ. Цифра «6» указывает на количество банок. «СТ» говорит о том, что батарея стартерная. Емкость батареи – 75 А*ч. «А» означает, что в корпусе общая крышка для всех элементов. «З» значит, аккумулятор залит электролитом и заряжен.
Последние буквы могут обозначать следующее:
- А – общая крышка аккумулятора.
- З – батарея заправлена электролитом и полностью заряжена.
- Т – корпус сделан из термопласта.
- М – корпус сделан из минеральной пластмассы.
- Э – корпус из эбонита.
- П – сепараторы из полиэтилена или микроволокна.
Значение пускового тока не указывается в маркировке, но его можно найти на других этикетках на корпусе. Для каждого типа аккумулятора разной мощности существует своя сила пускового тока, габариты корпуса и продолжительность разряда. Значения указаны в следующей таблице:
Тип аккумулятора | Стартерный режим разряда | Габаритные размеры батареи, мм | |||
---|---|---|---|---|---|
Сила разрядного тока, А | Минимальная продолжительность разряда, мин | Длина | Ширина | Высота | |
6СТ-55 | 255 | 2,5 | 262 | 174 | 226 |
6СТ-55А | 255 | 2,5 | 242 | 175 | 210 |
6СТ-60 | 180 | 3 | 283 | 182 | 237 |
6СТ-66А | 300 | 2,5 | 278 | 175 | 210 |
6СТ-75 | 225 | 3 | 358 | 177 | 240 |
6СТ-77А | 350 | 2,5 | 340 | 175 | 210 |
6СТ-90 | 270 | 3 | 421 | 186 | 240 |
6СТ-110А | 470 | 2,5 | 332 | 215 | 230 |
АКБ европейского производства
Европейские производители для маркировки пользуются двумя стандартами:
- ENT (European Typical Number) – считается международным.
- DIN (Deutsche Industri Normen) – используется в Германии.
Стандарт ENT
Код международного европейского стандарта ENT состоит из девяти цифр, которые условно делятся также на четыре части.
- Первая цифра показывает примерный диапазон емкости батареи:
- «5» – диапазон до 99 А*ч;
- «6» – в пределах от 100 до 199 А*ч;
- «7» – от 200 до 299 А*ч.
- Следующие две цифры указывают на точное значение емкости аккумулятора. Например, «75» соответствует 75 А*ч. Также узнать емкость можно, отняв от первых трех цифр 500.
- Три цифры после указывают на конструктивные особенности. Цифры от 0-9 показывают материалы изготовления корпуса, полярность, тип батареи и другое. Более точно о значениях можно узнать из руководства по эксплуатации.
- Следующие три цифры показывают значение пускового тока. Но чтобы его узнать, необходимо произвести некоторые математические вычисления. Нужно две последние цифры умножить на 10 или просто прибавить 0, и тогда получится полное значение. Например, номер 030 означает, что пусковой ток равен 300А.
Кроме основного кода, могут присутствовать и другие указатели на корпусе батареи в виде пиктограмм или рисунков. Они показывают совместимость АКБ с разным оборудованием, назначение, материалы изготовления, наличие системы “Старт-Стоп” и так далее.
Стандарт DIN
Популярные немецкие аккумуляторы Bosch соответствуют стандарту DIN. В его коде имеется пять цифр, обозначение которых немногим отличается от европейского стандарта ENT.
Цифры условно делятся на три группы:
- Первая цифра указывает диапазон емкости батареи:
- “5” – до 100 А*ч;
- “6” – до 200 А*ч;
- “7” – свыше 200 А*ч.
- Вторая и третья цифры указывают на точную емкость батареи. Нужно произвести те же вычисления, что и в европейском стандарте – от трех первых цифр отнять 500.
- Четвертая и пятая цифры указывают на класс АКБ по габаритам, полярности, типу корпуса, крепежей крышки и внутренних элементов.
Информацию о пусковом токе также можно найти на корпусе батареи отдельно от маркировки.
Аккумуляторы американского производства
Американский стандарт обозначается SAE J537. В маркировке используется одна литера и пять цифр.
- Буква показывает назначение. «А» – значит автомобильный аккумулятор.
- Следующие две цифры указывают на габариты аккумулятора в соответствии с таблицей. Например, «34» соответствует габаритам 260×173×205 мм. Есть много групп и разные размеры. Иногда после этих цифр может стоять литера «R». Она показывает обратную полярность. Если ее нет, то полярность прямая.
- Следующие три цифры показывают значение пускового тока.
Пример. Маркировка A34R350 означает, что аккумулятор автомобильный, имеет размеры 260×173×205 мм, обратной полярности и выдает ток в 350А. Остальная информация находится на корпусе батареи.
Батареи азиатского производства
Для всего азиатского региона нет единого стандарта, но самым распространенным является стандарт JIS. Производители постарались максимально запутать покупателя в расшифровке кода. Азиатский тип самый сложный. Чтобы подвести показатели азиатской маркировки к европейским значениям, нужно знать определенные нюансы. Особенная разница – в показателях емкости. Например, 110 А*ч на корейской или японской АКБ равно около 90 А*ч на европейской батарее.
Стандарт маркировки JIS включает шесть символов, которые обозначают четыре характеристики:
- Первые две цифры указывают емкость. Следует знать, что указанное значение является произведением емкости на определенный коэффициент в зависимости от мощности стартера и других показателей.
- Второй символ – это литера. Буква указывает на размер и класс аккумулятора. Всего может быть восемь значений, которые указаны в следующем списке:
- A — 125 × 160 мм;
- B — 129 × 203 мм;
- C — 135 × 207 мм;
- D — 173 × 204 мм;
- E — 175 × 213 мм;
- F — 182 × 213 мм;
- G — 222 × 213 мм;
- H — 278 × 220 мм.
- Следующие две цифры показывают размер аккумулятора в сантиметрах, как правило, это длина.
- Последний символ литеры R или L указывают на полярность.
Также в начале или в конце маркировки могут указываться различные аббревиатуры. Они указывают на тип аккумулятора:
- SMF (Sealed Maintenance Free) – показывает, что батарея необслуживаемая.
- MF (Maintenance Free) – обслуживаемая батарея.
- AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая батарея по технологии AGM.
- GEL – необслуживаемая батарея по технологии GEL.
- VRLA – необслуживаемая батарея с клапанами для регулировки давления.
Маркировка дата выпуска аккумуляторов у разных производителей
Знать дату выпуска аккумулятора очень важно. От этого во многом зависит производительность устройства. Здесь как с продуктами в магазине – чем свежее, тем лучше.
Разные производители по-разному подходят к указанию даты производства. Иногда, чтобы ее узнать, нужно очень хорошо разбираться в обозначениях. Разберем несколько популярных марок и их обозначение даты.
Berga, Bosch и Varta
Эти марки имеют единый способ обозначения даты и другой информации. Например, может указываться значение H0С753032. В нем первая буква указывает завод-производитель, вторая – номер конвейера, третья – тип заказа. Дата зашифрована в четвертом, пятом и шестом символе. “7” – значит последняя цифра года. В нашем случае это 2017 год. Следующие две соответствуют определенному месяцу. Это могут быть:
- 17 — январь;
- 18 — февраль;
- 19 — март;
- 20 — апрель;
- 53 — май;
- 54 — июнь;
- 55 — июль;
- 56 — август;
- 57 — сентябрь;
- 58 — октябрь;
- 59 — ноябрь;
- 60 — декабрь.
В нашем примере дата производства – май 2017 года.
A-mega, FireBull, EnergyBox, Plazma, Virbac
Пример маркировки – 0581 64-ОС4 127/18. Дата зашифрована в последних пяти цифрах. Первые три цифры указывают на точный день по счету в году. 127-й день – это 7 мая. Последние две – год. Дата производства – 7 мая 2018 года.
Medalist, Delkor, Bost
Пример маркировки – 9А05ВМ. Дата производства зашифрована в первых двух символах. Первая цифра означает последнюю цифру года – 2019. Буква показывает месяц. А – январь. В – соответственно, февраль и так далее.
Centra
Пример – KL8E42. Дата в третьем и четвертом символе. Цифра 8 показывает год – 2018, а буква – месяц по порядку. Здесь E – май.
Feon
Пример маркировки – 2936. Вторая цифра указывает на год – 2019 год. Последние две – номер недели в году. В нашем случае это 36-я неделя, что соответствует сентябрю.
Fiamm
Пример – 823411. Первая цифра указывает год производства. Здесь 2018. Следующие две цифры также указывают номер недели в году. В нашем случае это июнь. Четвертая цифра показывает день недели по счету – четверг (4).
NordStar, Sznajder
Пример маркировки – 0555 3 3 205 9. Последняя цифра показывает год, но чтобы его узнать, нужно от этого числа отнять один. Получается 8 – 2018 год. 205 в шифре показывает номер дня в году.
Rocket
Пример – KS7С28. Дата указана в последних четырех символах. “7” означает 2017 год. Литера С – это месяц по порядку алфавита. 28 – это день месяца. В нашем случае получается 28 марта 2017 года.
Panasonic, Furukawa Battery
Эти производители прямо указывают дату без лишних шифров и вычислений на днище АКБ или сбоку на корпусе. Формат ЧЧ.ММ.ГГ.
Российские производители также часто прямо указывают дату производства без лишних шифров. Отличие может быть только в последовательности указания месяца и года.
Маркировка клемм аккумуляторов
Полярность клемм часто четко указана на корпусе знаками «+» и «−». Как правило, положительный вывод имеет больший диаметр, чем отрицательный. Причем размер в европейских и азиатских АКБ отличается.
Как видно, разные производители используют свои стандарты маркировки и обозначения даты. Иногда разобраться в них сложно. Но заранее подготовившись, можно выбрать качественный аккумулятор с нужными параметрами емкости и характеристиками. Достаточно правильно расшифровать обозначения на корпусе батареи.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
На чтение 10 мин Просмотров 5.8к. Опубликовано 18.10.2021 Обновлено 10.02.2022
Содержание
- Виды и характеристики автомобильных аккумуляторов
- Типы необслуживаемых АКБ
- Основные технические параметры
- Как расшифровать тип аккумулятора по маркировке
- Россия
- Европа
- Азия
- Северная Америка
- Какие могут быть отличия в конструкции
- Размеры
- Полярность
- Диаметр клемм
- Под зажим
- Резьбовые крепления
- Тип крепления
- Какой вид аккумулятора достоин внимания при выборе
Автомобильный аккумулятор является элементом, определяющим качество работы электрооборудования любого автомобиля. Но рано или поздно срок службы источника питания заканчивается, и надо подбирать АКБ на замену. В продаже предлагаются различные типы батарей, поэтому важно не ошибиться в при выборе маркировки. Иначе проблем не избежать.
Виды и характеристики автомобильных аккумуляторов
В зависимости от назначения и ценовой категории, аккумуляторы относятся к различным типам. Внутри типа они также могут иметь различные электрические и механические характеристики.
Типы необслуживаемых АКБ
Обычные аккумуляторы, выпускаемые много лет, требуют контроля состояния электролита. В первую очередь это его количество (уровень) и плотность. Современные технологии позволяют выпускать батареи, заправленные электролитом на весь срок службы, и отслеживать его параметры (а также их корректировать) не надо. К таким изделиям относятся:
- Кальциевые батареи. Пластины выполняются с добавлением кальция, что в итоге позволило резко снизить склонность батареи к образованию газов (кислорода и водорода) и сократить расход воды. В результате такая АКБ заправляется электролитом на вес срок службы.
- AGM. Электролитом пропитывается разделительный сепаратор. Газы при разложении воды не успевают покинуть активную зону и регенерируют.
- Гелевые батареи. Электролит загущен до состояния геля, что способствует полной рекомбинации водорода и кислорода.
- EFB. Промежуточная конструкция между AGM и обычными батареями.
Надо понимать, что полная необслуживаемость пока недостижима, и этот термин относится только к электролиту. В остальном батареи требуют к себе обычного внимания – контроль уровня заряда, недопущение перезаряда и глубокого разряда, предохранение от саморазряда и т.д.
Плюсы и минусы таких АКБ в этом видео.
Основные технические параметры
Вид характеристик | Описание |
---|---|
Напряжение | Самый важный параметр источника питания. Обычно, для легковых автомобилей выпускаются стартерные АКБ на 12 вольт, тяговые — 24 вольта (у некоторых грузовиков бортсеть рассчитана также на это напряжение), для мототехники – 6 вольт. |
Емкость | Важная характеристика, определяющая время непрерывной работы без подзарядки. В зимнее время от емкости зависит число холодных пусков. |
Токоотдача | Этот параметр еще называют током холодной прокрутки. Определяет наибольший ток, который может отдать АКБ. От него зависит вращающий момент стартера. Чем он выше, тем с более густым маслом может провернуться вал двигателя при пуске. |
Назначение | Для автотехники выпускаются стартерные и тяговые модели. Стартерные имеют большую разовую токоотдачу. |
Габариты | Еще называются форм-фактором, но этот термин включает в себя, помимо размеров, другие характеристики, включая массу, способ крепления и т.д. |
Видеоролик о технологиях аккумуляторов: Sb (сурьма), Ca/Ca (кальциевый), Ca/Sb (Гибридный), EFB, AGM, Гелевый.
Как расшифровать тип аккумулятора по маркировке
Тип аккумулятора и его характеристики можно узнать по его маркировке. Есть проблема – в разных странах и регионах приняты различные системы обозначения параметров батарей. Часть характеристик может быть нанесена прямым текстом, но чтобы определить тип полностью, иногда надо знать систему обозначений, наносимых на шильдик АКБ.
Россия
У батарей российских производителей принята маркировка из 4 символов (групп символов) 1234, где каждый символ означает:
- 1 – количество банок, по которому можно определить напряжение из расчета, что одна банка выдает 2 вольта;
- 2 – назначение АКБ (Ст – стартерная);
- 3 – емкость (А*ч);
- 4 – исполнение.
Исполнение может быть обозначено:
- А – с общей крышкой;
- З – необслуживаемая;
- Н – несухозаряженная;
- П – сепаратор-конверт (технология EFB)
- другим символом.
Например, батарея 6Ст-55АП3 означает стартерную батарею из 6 элементов (12 вольт) емкостью 55 А*ч необслуживаемую с общей крышкой, изготовлен по технологии EFB. Очевидно, что в такой маркировке отсутствует важный параметр – наибольшая токоотдача. Обычно ее наносят текстом.
Европа
В Европе применяются два стандарта:
- DIN- 5 цифровых символов;
- ETN – 9 цифр.
Стандарт DIN первыми тремя цифрами маркирует емкость батареи – из указанной цифры надо вычесть 500. Оставшиеся два символа обозначают исполнение аккумулятора.
Стандарт ETN более прост, нагляден, информативен:
- первый символ означает диапазон емкости батареи (для 12 вольтового аккумулятора цифра 5 означает наибольшее значение в 99 А*ч, 6 – 100..199 А*ч, 7 – до 299 а*ч);
- вторая и третья позиции – емкость;
- символы на позиции 4,5,6 – исполнение АКБ;
- оставшиеся цифры (7,8,9) – наибольшую токоотдачу.
Так, маркировка 555065042 означает 12-вольтовый аккумулятор емкостью до 99 А*ч (следующие цифры уточняют – 55 А*ч), с током прокрутки 420 ампер (042).
Азия
В Азии принята маркировка из 6 символов ABCDEF, где:
- AB – емкость (в неизвестных единицах);
- С – форм-фактор АКБ;
- DE – длина или другой размер корпуса в см;
- F – R или L – полярность батареи.
Чтобы определить параметры по маркировке, надо иметь поправочные таблицы. Так, цифра 55 на позициях AB означает емкость 44 А*ч.
Северная Америка
Здесь существует несколько систем маркировки. Самая распространенная – пятисимвольная:
- первая цифра обозначает назначение батареи (А – автомобильная);
- вторая, третья – форм-фактор;
- остальные позиции – токоотдача в амперах.
Остальные параметры на корпус наносятся текстом.
Из видео узнаете как узнать дату производства аккумуляторов EDCON, VARTA, BOSCH, EXIDE, BAREN, FIAMM.
Какие могут быть отличия в конструкции
Перед покупкой аккумулятора надо четко представлять, какой именно аккумулятор нужен для конкретного автомобиля. Помимо технологии производства и основных электрических параметров, у АКБ имеются различия по конструктивному исполнению. Если ошибиться в этом плане, установить батарею под капот будет проблематично, а то и невозможно. Также могут возникнуть проблемы при эксплуатации.
Размеры
Размеры батарей различаются даже в рамках одной технологии. Физику обмануть сложно, и, например, увеличение емкости аккумулятора всегда вызовет увеличение габаритов. Также надо понимать, что АКБ на 24 вольта будет всегда по размерам больше 12-вольтовой батареи. У каждого производителя существует линейка габаритов аккумуляторов. Поэтому для автовладельца будет правильным перед покупкой замерить размеры установочного места для АКБ, а также определить максимально возможную высоту. Измеренные данные можно где-нибудь записать, в будущем пригодятся (хотя обычно АКБ покупается не каждый год). Это избавит от сомнений и от просьб продавцу разрешить примерить аккумулятор по месту установки – он вправе отказать.
Читайте также
Типоразмеры автомобильных аккумуляторов
Полярность
Полярностью аккумулятора называют расположение плюсовой и минусовой клемм. В легковых автомобилях отечественного производства устанавливаются аккумуляторы так называемой «прямой» полярности – если смотреть со стороны выводов, то слева находится плюс батареи, справа – минус. Других батарей промышленность не выпускала, выбор АКБ по этому параметру был излишним.
Но с массовым появлением иномарок, особенно разработки европейских фирм, на рынок батарей вышли аккумуляторы «обратной» полярности – у них плюсовая и минусовая клеммы (и провода к электрооборудованию автомобиля) располагаются зеркально.
У аккумуляторных батарей для грузовых автомобилей прямая и обратная полярность определяется по-другому. Если смотреть с лицевой стороны, при прямой полярности плюсовая клемма будет ближайшей, при обратной – наоборот.
На эксплуатационные качества батареи расположение выводов не влияет никак, но подключить АКБ другой конструкции очень проблематично. Длины силовых проводов для перекрестного подключения в большинстве случаев не хватит, а их наращивание – не самое разумное решение. Дополнительный контакт в высокотоковой цепи надежность работы электрооборудования не повысит. А переполюсовка АКБ приведет к серьезным проблемам, начиная с неработоспособности многих устройств, заканчивая высокой вероятностью выхода из строя дорогостоящей бортовой электроники и самого источника питания.
Поэтому перед установкой надо убедиться, что полярность батареи соответствует конструкции автомобиля. Маркировка клемм и батарей приведена в таблицах.
Возможное обозначение полярности аккумулятора в документации или на шильдике | ||||
---|---|---|---|---|
Прямая | П.п. | Российская, азиатская | 1 | L |
Обратная | О.п. | Европейская | 0 | R |
Возможное обозначение полярности клемм | |||
---|---|---|---|
Плюс | + | Pos | P |
Минус | — | Neg | N |
Также некоторые производители делают диаметр клемм различным – плюсовой вывод несколько больше. Но если есть сомнения или обозначение отсутствует, самый надежный способ – проверка мультиметром. Если общий провод тестера в режиме вольтметра подключить к минусу АКБ, а измерительный к плюсу, напряжение на дисплее будет индицироваться со знаком «+», если наоборот — со знаком «-».
Диаметр клемм
Единого стандарта для аккумуляторных клемм нет. При подборе батареи для авто надо уделить внимание и этому элементу конструкции.
Под зажим
Если в автомобиле для подключения АКБ предусмотрены зажимные терминалы, то существует два варианта клемм:
- стандарт А (европейский);
- стандарт B (азиатский).
В обоих стандартах плюсовой вывод выполнен с увеличенным диаметром. Это позволяет снизить вероятность ошибки при подключении. В России выпускаются АКБ, соответствующие стандарту А.
Резьбовые крепления
Если конструкция автомобиля предусматривает болтовое крепление выводов (что менее удобно, но более надежно), то здесь также существует несколько разновидностей коннекторов:
- стандарты F и G (применяются в машинах североамериканской разработки) – штырь или отверстие с резьбой соответственно;
- стандарт Т (российский) – отверстие с резьбой под болт.
Также существуют менее распространенные стандарты для автомобилей, а также системы подключения для мотоциклов, промышленных систем и т.п.
Тип крепления
Также батареи различаются по типам крепления при установке на штатное место. Отечественные машины и авто азиатских разработчиков крепятся скобой, которая обхватывает корпус АКБ сверху. Конструкции европейских разработчиков автомобилей предусматривают крепление батареи снизу.
Какой вид аккумулятора достоин внимания при выборе
По электрическим параметрам модель надо выбирать по максимуму – запас по емкости и токоотдаче еще никому не мешал, особенно в период зимней эксплуатации. Ограничениями могут выступать конструктивные особенности, описанные выше, а также бюджет покупки – источники с высокими характеристиками стоят дороже. Также надо понимать, какие лимиты накладывает технология производства различных видов автомобильных аккумуляторов. Например, модные гелевые батареи имеют пониженную токоотдачу, и желание избежать дополнительных усилий при обслуживании могут привести к проблемам с пуском зимой.
Надежность, качество батарей определяется репутацией производителя. Из отечественных брендов можно обратить внимание на АКБ изготовителей:
- АкТех.
- «Тюменские аккумуляторы».
- Алькор.
- «Электроисточник».
- Tungstone.
Также в продаже присутствуют и другие отечественные изделия неплохого качества.
Из зарубежных производителей хорошую репутацию имеют торговые марки, принадлежащие различным компаниям:
- Varta.
- Bosch.
- Mutlu.
- Atlas.
- Hyunday.
Это не полный список, на рынке автомобильной электрики предлагаются также другие бренды. В среднем импортные батареи дороже отечественных.
Выбор типа АКБ несложен, но к нему надо подходить ответственно. Бездумная покупка не добавит комфорта при эксплуатации машины, а привести к проблемам может легко.
На каждой батарее в соответствии с требованиями международных стандартов должна быть маркировка, содержащая информацию о её напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении.
Маркировка АКБ, производимых в странах СНГ, выполняется по следующей схеме:
Пример: 6СТ-60А1
6 — цифра, указывающая число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (6 или 3), характеризующая её номинальное напряжение (12 или 6 В соответственно).
СТ — буквы, характеризующие назначение батареи по функциональному признаку (СТ — стартерная).
60 — число, указывающее номинальную емкость батареи в ампер-часах (А-ч).
А1 — буквы или цифры, которые содержат дополнительную информацию об исполнении батареи (при необходимости) и материалах, примененных для её изготовления, например: “А” — с общей крышкой, буква “З” — залитая и полностью заряженная (если ее нет -батарея сухозаряженная), слово “необслуживаемая” — для батарей, соответствующих требованию ГОСТ по расходу воды, “Э” — корпус-моноблок из эбонита, “Т” -моноблок из термопластичной пластмассы, “М” -сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида, “П” -сепаратор-конверт из полиэтилена.
Кроме маркировки, на батарее указываются следующие данные:
• товарный знак завода-изготовителя;
• номинальная емкость в Ампер-часах (А-ч или Ah);
• пусковой ток — ток холодной прокрутки при -18°С в Амперах (А).
• номинальное напряжение в Вольтах (В или V);
• дата изготовления (две цифры — месяц, две цифры — год изготовления);
• масса батареи в состоянии поставки с завода;
• “+” и “-” — знаки полярности;
• предупреждающие знаки, например: опасно-едкое вещество, не курить, не кантовать, не давать детям и т.п.;
• уровень залитого электролита (min, max или другие обозначения предельных уровней).
Маркировка, предусмотренная требованиями стандартов, наносится на корпус или крышку батареи методом шелкографии, то есть нанесение краски по специальному трафарету, либо на самоклеящиеся этикетки. В обоих случаях маркировка должна быть четкой, устойчивой к воздействию влаги и электролита, сохраняться в течение всего срока эксплуатации АКБ.
Условное обозначение батарей, применяемое большинством европейских производителей, представляет собой пятизначный код по немецкому стандарту DIN (например, 560 19) или девятизначный код по международному стандарту ETN (например, 560 059 042). В структуре кодов как по DIN, так и по ETN, значение первых трех цифр одинаково. Они показывают номинальное напряжение и емкость батареи. Для 6-вольтовых батарей первые три цифры (от 001 до 499) представляют собой номинальную емкость в ампер-часах. Для наиболее распространенных 12-вольтовых АКБ номинальную емкость можно получить, вычитая 500 из трехзначного числа (от 501 до 799). Таким образом, если первая цифра обозначения равна 5, то емкость батареи от 1 до 99 А ч, если 6 — от 100 до 199 А-ч, а если 7 — от 200 до 299 А-ч. Например, емкость батареи типа 560 19 (по DIN) или 560 059 042 (по ETN) — 60 А-ч. Последние две цифры в обозначении по DIN и вторая тройка цифр в обозначении по ETN характеризуют размеры и тип полюсных выводов, конструкцию крепежных элементов, тип газоотвода, тип крышки, наличие ручек и вибропрочность данного варианта конструктивного исполнения АКБ. Число из трех последних цифр в обозначении по ETN составляет 0,1 от величины тока холодной прокрутки по EN. Для приведенного выше примера ток холодной прокрутки равен: I=042×10=420 А. Для сопоставительного пересчета величины тока по EN в DIN применяют коэффициент 1,7: I EN = 1, 7 * I DIN.
Американские производители формируют условное обозначение в соответствии с требованиями стандарта SAE (США). Обозначение состоит из номера типоразмерной группы и тока холодной прокрутки при -18°С. Например, батарея типа А24410 относится к типоразмерной группе 24 (260x173x225 мм), а ее ток холодной прокрутки по методике SAE равен 410 А при -18°С. Емкость АКБ в американском варианте маркировки не указывается.
Маркировка АКБ японского производства производится по стандарту JIS. Он предусматривает четыре параметра. Первые две цифры представляют коэффициент, характеризующий значение емкости и пускового тока. Второй элемент — буква от “A” до “H” зависит от геометрических размеров батареи и конструктивного исполнения клемм. Третье число — длина АКБ в сантиметрах. И последняя буква обозначения говорит о расположении отрицательного вывода (“R” — справа, “L” — слева).
Залитая и сухозаряженная АКБ
При покупке залитых аккумуляторных батарей положительным является то, что такая батарея продается в состоянии, пригодном к немедленному использованию. Покупателю не требуется покупать электролит и заливать его в батарею. Надо учесть, что изготовитель при заливке аккумуляторных батарей использует электролит высшего сорта, содержащий минимально допустимые количества примесей, в то время как качество продаваемого электролита нередко бывает весьма сомнительным. Кроме того, качество залитой и заряженной батареи при ее покупке можно и нужно тщательно проверить, а качество сухозаряженной батареи можно будет определить только после приведения ее в действие по приложенной инструкции. Единственное преимущество сухозаряженных аккумуляторных батарей — возможность длительного хранения (3-5 лет) без изменения их основных свойств, кроме потери сухозаряженности после первого года хранения. Сухозаряженная аккумуляторная батарея не готова к немедленному применению. Она требует заливки электролита и пропитки (от 0,3 до 1 часа), с последующим зарядом (можно на автомобиле) до выравнивания плотности электролита по всем ячейкам со значением плотности залитого электролита. После хранения более одного года время заряда после заливки и пропитки электролита составит не 3-4 часа, как в первый год хранения, а вырастет до 6-10 часов.
Обслуживаемая и необслуживаемая АКБ
За последние годы АКБ стали легче, мощнее в режиме пуска двигателя; значительно увеличено время полного снижения уровня резервного объема электролита над блоками пластин при нормальной эксплуатации. В результате появились конструкции АКБ, исключающие возможность доливки дистиллированной воды для поддержания уровня электролита над пластинами в ячейках. Однако во всех типах стартерных свинцово-кислотных АКБ основные электрохимические реакции при заряде, разряде и бездействии сохранились. Хотя интенсивность разложения воды из электролита в газ при зарядно-разрядных процессах в стартерных аккумуляторных батареях значительно уменьшилась, интенсивность снижения в эксплуатации уровня электролита над пластинами как зависела, так и зависит от режима работы (суточного пробега) автомобиля и технических показателей его зарядной системы. Следовательно, с первого дня работы плотность электролита в АКБ может повышаться от первоначального значения с интенсивностью, значительно зависящей от условий работы. Стационарный заряд аккумуляторной батареи приводит к более быстрому снижению уровня электролита. У АКБ без доливочных отверстий не указаны ограничительные режимы подзаряда самими владельцами. Отсутствие возможности доливать дистиллированную воду для поддержания уровня резервного электролита объективно сокращает возможный ресурс аккумуляторной батареи. Поэтому своевременная доливка дистиллированной воды в батарею с пробками позволяет снизить негативное влияние высокой плотности электролита на ее последующий ресурс. Только АКБ, которая работает при минимальном воздействии негативных факторов, может достигать расчетных значений по продолжительности ресурса. Определенное количество батарей (без пробок для доливки) в эксплуатации после устранения дефекта в электрооборудовании оказывается непригодным к дальнейшей работе из-за низкого уровня и высокой концентрации электролита. По этой причине резко снижается отдача энергии. В более выгодных условиях после устранения дефекта в электрооборудовании оказываются АКБ, имеющие отверстия с пробками для доливки дистиллированной воды. В случае отказа аккумуляторной батареи в работе, измерение плотности электролита по ячейкам позволяет быстро и с высокой объективностью установить его причину: дефект в какой-либо ячейке, глубокий разряд или обрыв цепи внутри АКБ. Низкая плотность электролита в одной из ячеек указывает на наличие дефекта в ней (короткое замыкание между пластинами в блоке). Одинаково низкая плотность электролита во всех ячейках связана с глубоким разрядом всей батареи. При обрыве цепи разряда внутри АКБ плотность электролита по ячейкам практически одинаковая. Доступность замера плотности электролита в ячейках аккумуляторной батареи позволяет получить объем информации о ее состоянии простейшим способом, без проведения заряда и последующего тестирования.
На что обратить внимание при покупке АКБ
Уточнить тип, емкость, силу пускового тока и габариты старой (заменяемой) АКБ, способ ее крепления, в том числе расположение и размеры крепежных выступов в нижней части корпуса батареи, которые предназначены для крепления батареи в штатном гнезде автомобиля.
Узнать тип и электрические показатели новой (покупаемой) АКБ, которые должны быть не ниже, чем у старой. При одинаковом значении емкостей (новой и старой АКБ) значение пускового тока у новой АКБ может быть больше (при одинаковых режимах их определения), что должно способствовать более надежному режиму пуска двигателя в зимний период.
Выбрать аккумуляторную батарею, у которой форма исполнения полюсных выводов и их расположение (прямая и обратная полярность) как на старой батарее, поскольку у легкового автомобиля длина проводов для подключения может оказаться недостаточной, если пытаться установить АКБ другой полярности.
Определиться с необходимым исполнением батареи: в продаже имеются АКБ как сухозаряженного исполнения, так и залитые электролитом и заряженные. При срочной замене необходимо брать залитую и заряженную АКБ. Она готова к работе в отличие от сухозаряженной АКБ, которая требует заливки, пропитки и последующего заряда до выравнивания плотности электролита по всем ячейкам до значения плотности залитого электролита.
На прилавке необходимо освободить АКБ (как сухозаряженную, так и залитую электролитом) от упаковки и осмотреть целостность корпуса АКБ, наличие этикеток с обозначениями и показателями.
При покупке аккумуляторной батареи, готовой к работе, не отходя от прилавка необходимо попросить продавца выполнить следующие действия: проверить уровень и плотность электролита; замерить напряжение разомкнутой цепи на полюсных выводах; проверить на разряд (нагрузку) .
Выполнение этих операций позволяет обнаружить механические повреждения корпуса АКБ, убедиться в необходимой ее заряженности и работоспособности. Плотность электролита в новой батарее должна быть не ниже 1,25 г/см3, а ее НРЦ (напряжение разомкнутой цепи) — не ниже 12,5 В при положительной температуре. Напряжение при разряде на нагрузочную вилку не должно меняться в течение 3-5 секунд. Если показатели проверяемой батареи не удовлетворяют покупателя, он вправе от нее отказаться либо поменять на другую. Замеренные показатели АКБ должны быть занесены в гарантийный талон при его заполнении продавцом, так как он будет востребован при последующих претензиях к аккумуляторной батарее. Незаполненный гарантийный талон не дает права на предъявление претензий по гарантийным обязательствам. Уточните, каковы особенности данной батареи, как контролировать ее состояние при последующей эксплуатации.
Аккумуляторная батарея – важный компонент автомобиля, у которого есть определенный срок хранения. Поэтому очень важно понимать, как узнать дату производства аккумулятора, ещё до приобретения этой детали. Если вы купите аккумулятор, который долго лежал на складе, его срок службы заметно сократится. Срок хранения АКБ без подзарядки зависит и от условий, в которых она находится.
Расшифровка даты производства аккумуляторов производителей:
- Алькор «Тюменский медведь», «Ямал», Arctic Batbear, Tyumen Batbear (Тюмень, Россия)
- MOLL (Германия)
- Актех, Зверь, Орион, Crossfire, HI-BREED, DUO EXTRA, SOLO (Иркутск, Россия)
- SilverStar Hybrid, SilverStar, Sputnik, Contact, Tungstone Prof, Giver, RAZ (Завод “Тангстоун”)
- Cobat, Titan, Titan EuroSilver, Titan Standart, Titan Arctic, VARTA Стандарт, Vaiper (г.Бор, Россия)
- Medalist, American, Delkor (Турция,Китай)
- Bosch, Varta, Berga, Blackmax, ISKRA, EDCON, Energizer, werTTelie
- Mutlu (Турция)
- Furukawa Battery (SuperNova), Panasonic (Япония)
- Moratti, TAB, Topla
- Shin-Cobe
- Banner
- Atlas, Delkor, Bost, Numax, ZORG (Корея)
- Baren, Fiamm
- HANKOOK, E-NEX (Корея)
- Centra, Exide, Sonnenchein
- Tudor
- ИСТОК, Курский аккумулятор, Dominator, FB, FireBall, Forse, OPTIMUM, Uno (Курск, Россия)
- Steco (Франция)
- Solite (Корея)
- А-mеga (А-Мега Авто) (Украина)
- Sznajder (Польша)
- Global (Корея)
- Ista Standart (Украина)
- Selenius, ПАЗ (Россия)
- Tyumen Battery (Россия)
- Аком (Bravo, Forward, Reactor) (Россия)
- Амур (Россия)
- ЗиД (Россия)
- Zubr (Беларусь)
- Пилот, Пилот Silver, Электроисточник (Россия)
- Asian Horse, Black Horse, Extra Start, Gillette Magico, Graisburg, Golden Horse, Power Horse, White Horse, Vektor plus, TESLA (Сербия)
- Optima (США)
- Westa, Веста (Украина)
- YUASA, GS YUASA (Япония).
- Delta, Red energy (Тайвань, Китай).
Для получения точных данных понадобится расшифровка даты выпуска аккумулятора. Почему эту информацию нужно расшифровывать? Причина в том, что каждый производитель использует свой вариант маркировки, какого-либо общего стандарта попросту нет. В большинстве случаев дата производства аккумулятора – это набор символов, понять который без инструкции просто нереально.
Отличается и размещение даты выпуска АКБ. Одни производители просто печатают её на этикетке, другие выбивают штампом на верхней крышке, а третьи используют для этих целей отдельную наклейку. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные аккумуляторы на рынке и методы их маркировки.
Дата производства современных аккумуляторных батарей, решетки которых изготовлены по кальциевой технологии, не имеет значения при правильном хранении и эксплуатации, на надежность батареи и срок службы не влияет. Обратите внимание, что гарантийный срок на батарею дается при покупке в любом случае в независимости от даты производства. С другой стороны, в случае обращения с рекламацией и исследовании технического состояния батареи производственный код может быть полезен специалисту гарантийного сервисного центра. Поэтому на каждой батарее указывается индивидуальный производственный код, необходимый для идентификации при гарантийном обслуживании батареи.
«Тюменский медведь», «Ямал», Arctic Batbear, Tyumen Batbear (Тюмень, Россия)
Маркировка расположена на корпусе аккумулятора напротив главной этикетки. Для нанесения применяется метод лазерной перфорации. Задняя стенка содержит код из шести цифр – ММ.ГГГГ.
Пример: 112019
Расшифровка: Дата производства АКБ – ноябрь 2019 года.
Тяжелая группа аккумуляторов обозначается иным образом.
Пример: 1019
Расшифровка: Произведен в октябре 2019 года.
MOLL BATTERIEN (Германия)
Год изготовления немецких аккумуляторов MOLL зашифрован в коде, который состоит из четырех букв латинского алфавита. Сам код выбит сверху на минусовой клемм
Чтобы узнать дату выпуска аккумуляторов MOLL воспользуйтесь расшифровкой из примера ниже. На фотографии можно разглядеть четыре буквы кода:
Пример:
EA
CH
Верхняя левая буква указывает на год выпуска. Нумерация начинается с “А”
2015 – А
2016 – В
2017 – С
2018 – D
2019 – E
2020 – F
2021 – G
и так далее
Следующие три буквы означают порядковый номер дня изготовления в году (верхняя правая, нижняя левая и нижняя правая). Нумерация сквозная. Если записать буквы вместе, получится ACH.
Далее расшифровывается по алфавиту:
А-1
B – 2
C -3
D – 4
E – 5
F – 6
G – 7
H – 8
I – 9
K – 0
Итак, ACH = 138. То есть 138-й день в году.
После окончательной расшифровки даты делаем вывод: аккумулятор на фото выше (с кодом EACH) произведен в апреле 2019 года.
«Актех», «Зверь», «Орион», «Crossfire» «HI-BREED», «DUO EXTRA», «SOLO» (Иркутск, Россия)
Маркировка наносится на верхнюю крышку АКБ по методу ММ.ГГ.
Пример: 0613
Расшифровка: Дата производства – июнь 2013 года.
SilverStar Hybrid, SilverStar, Sputnik, Contact, Tungstone Prof, Giver, RAZ (Завод “Тангстоун”)
Начиная с 01.06.2016 аккумуляторы завода Тангстоун маркируются следующим образом:
T00012.5116.1 , где:
Т – код Завода (некоторые АКБ, например Giver. изготавливают на тюменском Аккумуляторном Заводе, соответственно они имеют другой код завода);
00012 – порядковый номер батареи;
51 – порядковый номер недели;
16 – год выпуска;
1– номер смены
Cobat, Titan Arctic Silver, Asia Silver, Euro Silver, Standart, Vaiper, VARTA Стандарт (г.Бор, Россия)
В августе 2011 года предприятие начало наносить маркировку на АКБ с использованием принтера и уникального сочетания букв и цифр. Найти эту комбинацию можно в центральной части крышки аккумулятора.
В код входит пять символов: 12345
- 1 – порядковый номер дня недели;
- 23 – номер недели в текущем году (вариант от 01 до 53);
- 4 – год, который указывается латинской буквой (S – 2017, T – 2018, X – 2019, L – 2020, B-2021, C-2022, E-2023, K-2024, Y-2025);
- 5 – номер смены.
Образец: 102T2
Расшифровка: 1 – понедельник, 02 – 2-я неделя, T – 2018 год, 2 – вторая смена. Аккумулятор выпущен 9 января 2018 года во вторую смену.
Medalist, American, Delkor (Турция,Китай):
Для маркировки даты производства аккумуляторов южнокорейской фирмы Delkor применяется пятизначный код, наносимый на верхнюю часть корпуса. Первая позиция используется для шифрования года выпуска, вторая – месяца (A – январь, B – февраль, C – март, D – апрель, E – май, F – июнь, G – июль, H – август, I – сентябрь, J – октябрь, K – ноябрь, L – декабрь).Пример (на корейском аккумуляторе): 5AR18 – аккумулятор изготовлен в январе 2015 года.
Производители китайских аналогов аккумуляторных батарей Medalist используют следующую маркировку: 1-я буква (A) обозначает месяц (январь), 2-я буква (G) обозначает год (7-я буква в латинице – 2017 г.), 0318- тип корпуса.
Пример (на китайском аккумуляторе): AG0318 – аккумулятор изготовлен в январе 2017 года.
Расшифровка Турецких аккумуляторных батарей Medalist:
C4091211H1243
C-год выпуска
40912 – traceability (номер для отслеживания)
1- линия
1- смена
H – месяц
1243 – порядковый номер
Расшифровка года выпуска:
Первая буква в коде означает год выпуска. В данном примере это “H” = 2018 год.
Буква года | Год |
C | 2011 |
K | 2012 |
T | 2013 |
Z | 2014 |
P | 2015 |
J | 2016 |
S | 2017 |
H | 2018 |
A | 2019 |
E | 2020 |
B | 2021 |
Q | 2022 |
Расшифровка месяца выпуска:
Девятая буква в коде означает месяц производства. В примере это “F” = ноябрь месяц.
Месяц | Буква месяца |
Январь | H |
Февраль | C |
Март | A |
Апрель | L |
Май | E |
Июнь | K |
Июль | Y |
Август | B |
Сентябь | J |
Октябрь | I |
Ноябрь | F |
Декабрь | D |
Bosch, Varta, Berga, Blackmax, ISKRA, EDCON, Energizer, werTTelie
Маркировка наносится на верхнюю крышку аккумуляторов в виде набора букв и цифр (24 знака). Четвертая цифра – год изготовления, а пятая и шестая – месяц.
Пример: F2K2060256846
Детальная расшифровка всех символов:
Первый символ – страна, в которой расположен завод Bosch, Varta, Berga, Blackmax, ISKRA, EDCON, Energizer, werTTelie:
- А — Австрия;
- С — Чехия;
- F и R — Франция;
- E и G — Испания;
- H — Германия;
- S — Швеция.
Затем идет цифра, обозначающая номер конвейера, а потом буква – параметры отгрузки:
- C — производство по партнерскому заказу;
- E — для установки на новые автомобили;
- V — розничная продажа.
В 2014 году в аккумуляторах Bosch и Varta появилась другая маркировка даты изготовления аккумулятора. В длинном коде это будут цифры под номерами 4, 5 и 6.
4-я цифра – год производства, а 5 и 6 цифры – код месяца производства:
Mutlu (Турция)
Год выпуска аккумулятора наносят вверху его корпуса. Там можно найти шестизначный код. Первая цифра – номер линии, вторая – год производства, затем идет пара цифр – месяц, а две последних цифры – число.
Образец: 120718
Расшифровка: аккумулятор изготовлен на первой сборочной линии 18 июля 2022 года.
Furukawa Battery (SuperNova), Panasonic (Япония)
Маркировка указана на этикетке, расположенной на крышке батареи. На АКБ Panasonic символы наносятся с помощью краски (ГГ.ММ.ДД), а на продукции Furukawa Battery – методом выдавливания на наклейке в виде ДД.ММ.ГГ.
Образец маркировки: 080515А
Расшифровка: аккумуляторная батарея изготовлена 8 мая 2015 года.
Moratti, TAB, Topla (Словения)
На таких АКБ маркировка наносится лазерным методом на крышку корпуса. Код состоит из 6 или 7 символов.
Они выжжены прямо на корпусе под плюсовой клеммой.
Расшифровывается следующим образом:
1 и 2 символ — номер производственной линии.
3 и 4 символ — год.
5 и 6 знаки — неделя.
Shin-Cobe
В 2016 году производитель этих АКБ вошел в состав компании Hitachi.
Образец: 160509T
Скорее всего, обозначение не отличается от Panasonic – первые две цифры – дата, 3-я и 4-я – месяц, а две последних – год.
Banner
Год выпуска и дата наносится методом выжигания на корпусе батареи. Ещё один вариант – нанесение даты и года выпуска на положительный вывод АКБ.
Пример: DEBE – порядковые номера латинских букв.
- две первых буквы – номер недели в году;
- две последних буквы – последняя пара цифр года;
- A-0, B-1, C-2, D-3, E-4, F-5, G-6, H-7, I-8, J-9, K-10, L-11, M-12.
В нашем примере DEBE означает, что АКБ был выпущен в 34-ю неделю 2014 года.
Код наносится на заднюю сторону аккумулятора.
Образец: 25Т3515 3 – 25-я неделя 2015 года (Т35 и 3 – служебные данные).
Atlas, Delkor, Bost, Numax, ZORG (Пакистан)
Код находится под ручкой, на верхней части АКБ. Нам нужны два первых символа.
1-я цифра – последняя цифра года производства. 2-й символ – месяц в виде латинской буквы. Порядковый номер этой буквы указывает на номер месяца изготовления: А — январь, В — февраль, С — март, D — апрель, Е — май, F — июнь, G — июль, H — август, J — сентябрь, K — октябрь, L — ноябрь, M — декабрь. В маркировке не используется буква «I».
Образец: 3LMF24
Расшифровка: 3 – 2013 год, L – ноябрь.
Baren, Fiamm (Италия, Австрия)
Данные о дате производства можно найти на верхней наклейке.
Первая цифра – год изготовления, 2-я и 3-я – порядковый номер недели, 4-я цифра – день недели, а 5-я – номер смены.
HANKOOK, E-NEX, (Южная Корея)
Определить год изготовления и страну, в которой была произведена аккумуляторная батарея можно по маркировке, нанесённой на корпус изделия. Обычно дата выпуска зашифровывается в 10-значном цифровом коде. Например, если на крышку изделия нанесен следующий код: 1234 86291, то в зашифрованном виде будут переданы следующие значения:
1 – производственная линия.
234 – персональный код партии.
8 – последняя цифра года выпуска.
6 – номер месяца.
29 – число месяца.
1 – номер бригады.
Таким образом несложно установить, что аккумулятор был изготовлен 29 июня 2018 года.
Exide, Absolute, American, BIG, Centra (Польша, Познань), Champion, Chloride Motive Power, Deta, Emisa, Fulmen, Hagen, Luac Power, Marathon, Marshal, Exide Select Orbital, PAK, PCA, Prestolite, Saem, Sonnark, Sonnenchein, Sprinter, Trailblaizer, Tudor, York (США)
Маркировка наносится на корпус батареи. 1-я цифра – год производства, 2-я – месяц, указывается литерами латинского алфавита (А-январь, В-февраль, С-март и т.д.).
Недавно маркировка изменилась – на отрицательном выводе аккумулятора указывают пару двузначных чисел. Первое число – номер недели, а второе – год. Например, 35/16 – 35-я неделя 2016 года.
Ещё один вариант:
Tudor (Португалия, сборка в Беларуси)
Набор цифр и букв, в котором вторая буква обозначает год:
- A – 2013;
- B – 2014;
- С – 2015 и т.д.
5-я буква – месяц производства:
- A-январь;
- В-февраль;
- С-март;
- D-апрель;
- Е-май;
- F-июнь;
- G-июль;
- H-август;
- I-сентябрь;
- J-октябрь;
- К-ноябрь;
- L-декабрь.
Образец: AZ15JPX75J – батарея выпущена в октябре 2012 года.
«ИСТОК», «Курский аккумулятор», Dominator, FB, FireBall, Forse, OPTIMUM, Uno (Курск, Россия)
В код входит два цифровых сегмента – первый состоит из четырех цифр, а второй – из шести (к примеру, 3256 275845).
Способ маркировки:
- 3 – номер линии производства;
- 256 – уникальный номер партии;
- 2 – последняя цифра года выпуска;
- 7 – полугодие;
- 5 – номер месяца в указанном полугодии (первое полугодие: 1=январь, 2=февраль, 3=март, 4=апрель, 5=май, 6=июнь; второе полугодие: 1=июль, 2=август, 3=сентябрь, 4=октябрь, 5=ноябрь, 6=декабрь);
- 84 – число дня месяца;
- 5 – номер сборочной бригады (может быть две цифры).
Образец маркировки: 1259 612205
Расшифровка: аккумулятор изготовили на линии производства №1, уникальный номер партии – 259. Дата производства АКБ: 2016 год, первое полугодие, второй месяц, 20 число (20 февраля 2016 года), сборочная бригада №5.
Маркировка тяжелой группы АКБ осуществляется иным методом. Пример: 14013142
Расшифровка:
Емкость АКБ – 140 А·ч, год выпуска – 2013, 1-е полугодие, 4 месяц (апрель), 2-я бригада.
В 2015 году производство аккумуляторов перенесли с Днепропетровска (Украина) в Курск, после чего появилась новая схема маркировки.
Образец: 0816 2 23457
- 0816 – дата изготовления аккумулятора (08 – месяц, 16 – год);
- 2 – номер смены;
- 23457 – порядковый номер АКБ.
Обнуление порядкового номера происходит ежемесячно.
Steco (Франция)
Маркировка содержит код из 6 цифр:
- 1 – номер линии;
- 23 – номер недели в году;
- 4 – день недели;
- 5 – год производства;
- 6 – тип аккумулятора.
Solite (Корея)
Сочетание следующее:
- 1-я буква – обозначение завода;
- 2-я буква – номер линии;
- 3-я буква и 4-я цифра – буква – число календарного месяца производства (W-0, X-10, Z-30, то есть десятки), а далее идет цифра – единицы;
- 5-я латинская буква от I до T – месяц изготовления (I-январь, J-февраль и т.д.);
- 6-я цифра год производства (последняя его цифра от 0 до 9);
- 7-я буква – смена.
А-mеga (А-Мега Авто) (Украина)
Дата и год указаны на крышке батареи. Три первых цифры – день в году, две последних – год.
Образец: 212/13 – 212 день (июль) 2013 года.
Sznajder (Польша)
Маркировка находится на фронтальной части крышки АКБ. Для нанесения кода используется горячее тиснение, он состоит из 10-ти цифр:
- первые четыре цифры – внутренняя маркировка батареи с указанием ампер-часов;
- 5-я цифра указывает на тип используемой решетки;
- 6-я цифра – номер смены (1-3);
- 7-я, 8-я и 9-я цифры – порядковый номер дня изготовления в году, к примеру, 282 – 9 октября;
- 10-я цифра – от неё надо отнять единицу и получим год выпуска АКБ. К примеру, если 10-я цифра – 5, это значит, что батарею изготовили в 2014 году.
Global (Корея)
Маркировка наносится на верхней панели аккумулятора. 3-я цифра указывает на год, а затем идет буква, обозначающая месяц производства (А, B, C, D и т.д.. – январь, февраль, март, апрель…).
Ista Standart (Украина)
Код наносится на крышке, чуть выше наклейки.
Образец: 1335 (1 – номер производства, 3 – последняя цифра в году (2013 год), а 35 – порядковый номер недели в году).
Аккумуляторы, изготовленные ЗАО “ISTA-Центр”, имеют другое обозначение. К примеру, 221325, в котором первая цифра – номер производства (2), затем идет номер бригады (2), потом год изготовления (13) и номер недели (25).
Selenius, ПАЗ (Россия)
Код указан на борту крышки аккумулятора, четыре последних цифры обозначают месяц и год производства. Пример: ОТК151215, дата производства – 12.15, то есть, декабрь 2015 года.
Tyumen Battery (Россия)
Код указан на продольной стороне верхней части корпуса аккумулятора.
Образец: 10 15 07 4, расшифровка: 10 – октябрь, 15 – 2015 год, 07 – день, 4 – номер бригады.
Аком (Bravo, Forward, Reactor) (Россия)
Дата изготовления указана вверху крышки батареи. Код состоит из шести цифр и буквы. Две первых цифры – месяц, две следующих – год, пара последних – день, а буква обозначает смену.
Образец: 08 16 10 М – 10 августа 2016 года.
Амур (Россия)
Маркировка расположена возле положительного вывода АКБ. Здесь все просто: месяц и год, например, 03 15 – март 2015 года.
ЗиД (Россия)
Дата производства нанесена вверху крышки. Образец: 0513 – май 2013 года.
Zubr (Беларусь)
Найти данные о дате можно в левом верхнем углу крышки аккумулятора.
Образец: 5A17D1. Расшифровка: 5 – 2015 год, A – месяц (январь), 17 – число, D – сборочная линия, 1 – маркировка емкости.
Месяцы идут в следующем порядке: А, В, С, D, E, F, G, Н, J, K, L, M. Не забывайте, что буква I обычно не используется всеми производителями.
Пилот, Пилот Silver, Электроисточник (Россия)
Найти необходимый код можно вверху крышки АКБ. Там указан сначала месяц, а потом год. Например, 0714 (июль 2014 года).
Asian Horse, Black Horse, Extra Start, Gillette Magico, Graisburg, Golden Horse, Power Horse, White Horse, Vektor plus, TESLA (Сербия)
Код указан на крышке: пара первых цифр – год, затем идет неделя (две цифры), потом служебные сведения. Образец: 134915 – 2013 год, 49 неделя (конец года).
Optima (США)
На боковой части корпуса указан год выпуска и день (сначала идет год – одна цифра, а потом три цифры – день изготовления). К примеру, 5125 – 125 день 2015 года.
Westa, Веста (Украина)
В легкой группе аккумуляторов маркировка состоит из двух цифровых сегментов – сначала 4 цифры, а потом 6. Эти АКБ производятся двумя предприятиями – “ВЕСТА-Днепр” и “ВЕСТА-Индастриал”. Код первого завода имеет более крупный размер.
АКБ “ВЕСТА-Днепр”:
- 1 и 2 цифры – номер сборочной бригады и линии;
- 3 и 4 цифры – емкость аккумулятора;
- 5 и 6 – год выпуска;
- 7 – первое или второе полугодие;
- 8 – номер месяца в указанном полугодии (от 1 до 6);
- 9 и 10 – число месяца.
В аккумуляторах “ВЕСТА-Индастриал” маркировка немного иная:
- 1-ая цифра – номер линии;
- 2-я, 3-я и 4-ая – емкость АКБ;
- 5-ая – последняя цифра года производства аккумулятора;
- 6-ая – первое или второе полугодие;
- 7-ая – номер месяца в указанном полугодии (от 1 до 6);
- 8 и 9 цифры – день месяца;
- 10-я цифра – номер сборочной бригады.
YUASA, GS YUASA
YUASA (европа)
Вариант 1. Буквы и цифры (8 шт), выжигаются на пластике корпуса рядом с клеммой “минус”, имеют вид желто-белых точек.
Пример кода (Вариант №1) на фотографии выше:
12E06D32Z
– первый знак (цифра “1”) – означает день недели (понедельник)
– второй знак (цифра “2”) – означает номер недели
– третий знак (буква “E”) – указывает на год выпуска (2018)
– четвертый и пятый знаки (цифры “06”) – означают месяц производства (июнь)
Вариант 2. Буквы и цифры (6 шт), наносятся на корпус сверху, посередине между клемм “+” и “-” ближе к левому нижнему краю:
Пример кода (Вариант №2 ) на фотографии выше:
KT9E18
– Третий знак (цифра “9”) – указывает на год выпуска (2019)
– Четвертый знак (буква “E”) – означают месяц производства (май)
– Пятый и шестой знаки (цифра “18”) – означают день производства
GS YUASA (азия)
Дата выпуска аккумуляторов японской марки GS Yuasa располагается на наклейке в верхней части корпуса. Информация зашифрована в семизначном коде, который показывает год, месяц и день изготовления.
На фото представлена маркировка 230319G, где «23» – день, «03» – месяц, «19» – год производства.
Расшифровка даты производства аккумуляторов Delta, Red energy.
Узнать дату производства аккумуляторов Delta или Red energy достаточно просто. Найдите выбитый или нанесенный на крышке аккумулятора код, состоящий из букв и цифр. Внимательно введите код ЛАТИНСКИМИ буквами без пробелов в форму ниже (русских букв там нет). При проверке нескольких аккумуляторов каждый отдельный код вносите по одному (проверка нескольких кодов сразу невозможна). Если код распознать не получится – Вы сможете направить нам запрос на расшифровку.
Помогите расшифровать код _
Некорректно введён код, попробуйте снова
Дата производства может являться не точной.
Актуальную дату необходимо подтверждать у Производителя.
Ваш запрос отправлен, ответ будет выслан на указанный вами e-mail адрес
Аккумулятор является достаточно сложным техническим устройством, в котором происходят сложные химические процессы. К сожалению, большинство устройств и запчастей в автомобиле имеют свой срок годности. Если большинство деталей имеет ресурс, который зависит от пробега, поэтому отсчет времени можно начинать вести с момента установки и начала эксплуатации, то в случае с АКБ его срок годности начинает истекать сразу, после его производства, так как реакции в нем протекают, даже когда он просто стоит на полке магазина. Именно поэтому многих автовладельцев интересует как узнать дату изготовления автомобильного аккумулятора, чтобы иметь представление о том, сколько устройство еще может исправно отслужить. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: как узнать дату выпуска аккумулятора?
Как узнать дату производства аккумулятора?
Так как аккумулятор в автомобиле отвечает непосредственно за успешный запуск, внезапный выход его из строя может создать трудности, ведь без активации двигателя не может обойтись ни одна поездка, либо начало поездки, как минимум, будет значительно затруднено.
Если кальциевые и АКБ технологии AGM могут без потерь провести на складе от года до трех, то обычные батареи, которые сделаны по более старым технологиям, с трудом могут храниться более десяти месяцев без убытков для своей работоспособности при последующей установке на автомобиль.
Однозначно можно сказать, что приобретать АКБ, который провел на складе длительное время – плохая мысль. Поэтому важно иметь представление, как узнать дату изготовления аккумулятора.
Итак, представим, что перед нами батарея, которую мы собираемся приобрести, где же находится год выпуска на аккумуляторе?
Дата выпуска АКБ зачастую зашифрована в маркировке. Это специальный код, который содержит много информации об аккумуляторе. Ее большая часть нужна непосредственно самому изготовителю, если нужно отозвать бракованную партию. Из-за большого количества производителей батарей и отсутствия единых стандартов маркировки дата производства может быть зашифрована по-разному и находиться в разных местах. Поэтому универсального способа как узнать дату аккумулятора просто нет. Но в большинстве случаев инструкцию по расшифровке можно найти на сайте производителя.
Ниже подборка наиболее популярных производителей и инструкция, которая расскажет, где на определенном автомобильном аккумуляторе указана дата выпуска.
Где дата выпуска на аккумуляторе от популярных российских производителей?
Наши производители наносят дату выпуска в доступном месте и понятном формате.
АКБ “ЗВЕРЬ”, “АКТЕХ” и прочие
Эти производители делают маркировку даты самым доступным образом, поэтому проблем поиска даты изготовления точно не возникнет. Дата выпуска представляет собой четыре цифры, которые нанесены на верхнюю крышку АКБ. Первые две – это месяц, вторые две – год производства. Таким образом, код 1014 означает, что эта батарея была выпущена в октябре 2014 года.
АКБ Тюменского аккумуляторного завода
Здесь все тоже предельно просто. Попытка узнать, где на таких аккумуляторах указана дата выпуска, не принесет особых трудностей. Дата выгравирована на боковой части корпуса батареи. Как можно видеть на фото, это код образца: 101820-1, где первые две цифры – это месяц, вторые – год, а третьи – день. Отдельно можно видеть номер рабочей смены. Таким образом, этот аккумулятор выпущен 20 октября 2018 года первой сменой.
Где на АКБ Рязанского завода дата выпуска?
Речь пойдет об аккумуляторах “FORA”, “SPUTNIK”, “GLAADIATOR” и других от того же производителя.
На крышке или сбоку этих АКБ можно найти специальный код. Пример: R56317.0619.2
Давайте расшифруем:
- Первая латинская буква означает город производства. Может быть всего два варианта: где R – это Рязань, а T – филиал в городе Тюмень. В нашем случае батарея изготовлена в городе Рязань;
- Далее информация для производителя – это номер батареи (пяти цифр);
- Следующий две цифры – порядковый номер недели в году. 06 – шестая неделя;
- Далее идет год изготовления. 19 – 2019 год;
- И в конце, как и в предыдущем случае, номер смены на производстве. В нашем варианте – вторая смена.
Где находится дата на аккумуляторах Курского завода АКБ (“ИСТОК”, “TORADO”, “FORSE” и другие)
Код таких аккумуляторов состоит из десяти цифр, которые разбиты на два блока: четыре в первом и шесть во втором.
- Первая цифра – номер линии;
- Вторая, третья и четверные – соответствуют номеру партии;
- Пятая – год;
- Шестая – полугодие;
- Седьмая – номер месяца (В ПОЛУГОДИИ, то есть: если первое полугодие – 1-это январь, 6- июнь, второе полугодие 1-июль, 6-декабрь);
- Восьмая и девятая цифры – день месяца;
- Десятая (бывает две) цифра – номер смены.
Зарубежные производители
А теперь посмотрим на некоторых зарубежных производителей и на то, где на импортных акб дата выпуска ставится, и как ее расшифровать.
“TAP”, “Moratti” (Словения)
На таких АКБ стоит искать длинный код, который можно прочитать с помощью специального лазера. Код находится на верхней части корпуса батареи и состоит аж из четырнадцати символов.
Пример: F1171800941964
Так как большинство информации, которая содержится в коде необходима непосредственно производителю, для внутренних целей, нас будут интересовать третий и четвертый символы – это год производства, а также символы под номером пять и шесть – порядковый номер недели в году.
Соответственно, в нашем случае батарея выпущена заводом в 2017 году в 18 неделю.
Японские производители (“Panasonnic”, “Super-Nova”)
В большинстве случаев код будет нанесен на верхнюю крышку устройства. Код будет либо нарисован краской на самой крышке АКБ, либо исполнен в виде специальной наклейки. Ничего сложного там нет, почти весь код – это и есть дата производства батареи.
Пример: 101220А
АКБ с таким кодом сошел с конвейера 10 декабря 2020 года.
“Exide” (“CENTRA”)
Тут маркировка выполнена немного нестандартно – в виде круглого стикера на верхней части аккумулятора (на крышке) для АКБ, которые были выпущены до 2019 года. В более поздних устройствах вместо наклейки маркировка выгравирована прямо на корпусе, но метод шифрования остался тот же.
Дата зашифрована двумя символами. а именно: год представлен цифрой (5- 2015, 6- 2016…), а месяц зашифрован латинской буквой, одна буква на два соседних месяца (A – январь или февраль, B – март или апрель)
Дата выпуска батарей от корейских производителей (на примере “ALASKA”)
У батарей, произведенных корейскими производителями (и филиалах их заводов), на верхней части корпуса можно встретить выплавленный код. Примерно он выглядит так: 5AKJ01, где первый символ – это год, второй – месяц, третий – страна производства, последние два – день. АКБ из нашего примера изготовлен в 2015 году. Более подробную информацию можно увидеть на рисунке выше.
Производство группы “Johnson Controls” (“Varta”, “BOSH” и другие)
Шифры этих производителей обычно состоят из двадцати четырех символов. Выгравированы на верхней крышке аккумуляторной батареи. Ничего пугаться не стоит ведь, как и в большинстве случаев, большая часть информации здесь нужна исключительно самим производителям. Для вычисления даты производства аккумулятора нам понадобятся только символы под номерами 4, 5 и 6. Расшифровку этих символов можно узнать в таблице выше. И вот мы без труда получаем информацию о месяце и годе производства нашего аккумулятора.
Конечно же, лучше всего приобретать аккумуляторные батареи у проверенных продавцов с гарантией, которая покроет ранний выход АКБ из строя по причине долгого хранения на складе. Не лишним будет самостоятельно сориентироваться в вопросе и уметь самостоятельно узнать дату производства АКБ. Тем более теперь, когда у Вас есть вся необходимая для этого информация. Ситуации в магазине бывают разные: возможно, у Вас уже есть аккумулятор, а Вы не владеете информацией о дате его производства; возможно Вы приобретаете новый или подержанный автомобиль, в котором АКБ уже установлен. В любом случае, знание этой информации точно не будет чем-то лишним и позволит избежать неприятной ситуации из-за внепланового выхода из строя Вашего аккумулятора.
Приобрести недорогой и качественный аккумулятор вы можете в интернет-магазине BlackTyres. Заходите в каталог и выбирайте устройство под потребности вашего автомобиля. Чтобы понять, как подобрать аккумуляторную батарею по ее характеристикам, читайте нашу статью.
Ставь 👍, если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!