Как найти аллитерацию в тексте

Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

Узнаем, что такое аллитерация в поэтической речи, какими средствами создается и для чего применяется в художественной литературе.

Что такое аллитерация?

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами нарисовать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный эмоциональный отклик. Для этого писатели используют различные фигуры художественной речи.

Дополнительный материал

О смысле литературоведческого термина «фигура» узнаем в статье «Что такое эпифора?».

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором.

Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий  — согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор отдельных согласных звуков или их сочетаний, тогда речь идет об аллитерации. Аллитерация — это стилистическая фигура поэтической речи.

Определение

Аллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

Аллитерация,  как один из способов звуковой организации речи, рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины. Слова, связанные аллитерацией, при произношении  выделяются а речевом потоке и приобретают особую звуковую и интонационную значимость.

Например, читаем у Сергея Есенина:

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

Аллитерация

Аллитерация в художественной литературе

Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их в потоке речи и создавая особый звуковой эффект.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…


Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…

Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное звучание.

Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Читая эти строки, мы как будто в самом деле слышим чёткую барабанную дробь. Этого эффекта поэт добивается повторением звонких согласных звуков «б» и «р», с помощью которых он достигает имитации барабанного боя.

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.


В сто сорок солнц закат пылал…


Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

Откроем томик стихов Марины Цветаев и прочтем:

Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.


Здесь у каждого мысль двоякая,
Здесь, ездок, торопи коня.
Мы пройдем, кошельком не звякая
И браслетами не звеня.


Ресницы, ресницы,
склоненные ниц.
Стыдливостью ресниц
Затменные — солнце в венце стрел!

А вот как создает звуковые эффекты с помощью аллитерации поэт Константин Бальмонт:

-Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.


Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн.

Видеоурок «Повтор (анафора, аллитерация, лексический повтор)»

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 48

Аллитерация — это художественное повторение звуков

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком термине в русском языке как АЛЛИТЕРАЦИЯ. Слово это имеет латинские корни, и «litera» переводится как «буква».

Но это мало о чем говорит, поэтому рассмотрим на примерах, что такое аллитерация и где она чаще всего применяется.

Человек задумался над прочитанным свитком

Аллитерация — что это на примерах

Аллитерация – это повторение одинаковых или созвучных согласных. Может использоваться как на протяжении всего текста, так и в какой-то отдельной строке. Служит для придания выразительности.

Самый простой и понятный пример аллитерации можно встретить в скороговорках. Это специальные фразы, в которых буквы специально повторяются, чтобы улучшить дикцию.
Например,

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
  3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Подобных скороговорок существует несколько сотен. Но все они строятся на едином принципе – повторе определенных букв. Так, в первом предложении это «С» и «Ш». Во втором – «Ч», «Р» и немного «Н». Ну а в третьем целая россыпь таких согласных – «К», «Р», «Л» и «В».

Повторение звуков

Немало примеров аллитерации можно встретить в народных поговорках:

Проще пареной репы.
Мели, Емеля, твоя неделя.
От горшка два вершка.
Тише едешь – дальше будешь.

Для чего это делается? Во-первых, так поговорки проще запоминаются и ими проще оперировать в своей речи. А во-вторых, повторение согласных делает фразы более весомыми. Они звучат гораздо выразительнее.

Пословицы и поговорки

Конечно, можно было в этих поговорках заменить, например, Емелю на Добрыню, а репу на картошку. Смысл бы не слишком изменился, но звучали бы фразы уже не столь убедительно, и они могли бы уже не пойти так в народ.

Аллитерация в поэзии

Именно в поэзии аллитерацию можно встретить чаще всего. Причем этот прием использовали еще при написании очень древних произведений. Вот пример из «Слово о полку Игореве», которое было создано так давно, что даже автор его неизвестен.

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.

С помощью повторяющихся звуков «Т» и «С» автор усиливает ощущение тревоги. И действительно момент особый, ведь русские князья узнают о войне. А в строчках

В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя.

постоянное построение звуков «П», «Ш», «Т» и «К» автор наглядно рисует перед взором читателя, как движется тяжелое войско половцев.

Активно использовали аллитерацию в своих произведениях и самые известные русские поэты. Вот, например, у Александра Пушкина есть следующие строчки:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.

За счет повторяющегося звука «К», усиливается ощущение неспокойности реки.

А в строчках Сергея Есенина

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

за счет звуков «С» и «Ш» мы действительно слышим свист, о котором пишет поэт.

А вот знакомые всем строчки из стихотворения Федора Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

И за счет повторений звука «Г» автор очень ярко передает, как грохочет гром.

Стихотворение

Но еще явственней аллитерация читается в стихотворениях Владимира Маяковского. Ну, например:

Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Здесь даже особо ничего додумывать не надо. В стихотворении речь про барабан, и благодаря постоянному звуку «Б» читатель действительно и представляет, и что главное – слышит этот музыкальный инструмент.

Кстати, если вы внимательно изучили эти примеры, то могли заметить интересную особенность. А именно то, что при аллитерации идет повторение чаще всего той согласной буквы, с которой начинается слово, которое и хочет выделить автор.

Так, у Пушкина – это буква «К», так как речь идет о клубнях волн. У Есенина звук «С» говорит о свисте. У Тютчева звук «Г» — это гроза и гром. И наконец, буква «Б» и барабан у Маяковского.

Аллитерация в прозе

В прозе аллитерация встречается гораздо реже, чем в поэзии. Тут дело в том, что использование одинаковых букв и буквенных сочетаний может быть тяжеловато для читателя. Тем не менее можно привести несколько примеров очень удачного использования этого литературного приема.

Так, у Владимира Набокова в рассказе «Слово» есть такая строчка

Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.

Но еще интересней отрывок из знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова:

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат

В первую очередь здесь очень часто повторяется звук «Р», что придает тексту резкость, тревогу и напряжение самому моменту. А также говорит о том, что Понтий Пилат обладает неограниченной властью и его действительно стоит бояться.

Аллитерация в рекламе

Этот литературный прием (как и другие в русском языке) с удовольствием используют в своих целях представители рекламных кампаний.

Дело в том, что повторение одинаковых букв и звуков более запоминающееся. А соответственно, название продукта или слоган с использованием аллитерации будет лучше откладываться в голове потенциального потребителя.

Вот пример таких названий:

  1. Сникерс
  2. Киткат
  3. Вискас
  4. Китекет
  5. Чупа-чупс

И слоганы у этих товаров соответствующие. «Ваша киска купила бы вискас», «Не тормози – сникерсни».

Вместо заключения

А есть в русском языке другой прием, когда повторяются не согласные буквы, а, наоборот, гласные. Он также широко используется в поэзии. Например, отрывок из известного «Бородино» Михаила Лермонтова, где почти в каждом слове есть звук «У»:

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Называется такой прием АССОНАНС. Но подробнее об этом мы расскажем в другой статье. До скорых встреч на страницах нашего блога.

Слово в стихосложении – это не только элемент предложения, призванный дополнить или украсить лирический образ. Само слово, а конкретнее, буквы и звуки, из которых оно состоит, может формировать картину или её детали в стихотворении. Авторы часто пользуются этим свойством речи, применяя в своих произведениях ряд фонетических приёмов, таких как анафора, эпифора, различные рефрены, ассонанс и аллитерация. Последний является одним из наиболее распространённых способов создания особого звукового рисунка речи. Рассмотрим, что же представляет собой аллитерация в поэзии.

Обратившись к словарю иностранных слов, мы выясним, что термин «аллитерация» происходит от латинского «alliteratio» – «сочетание букв», которое восходит к предлогу «ad» (к) и слову «littera», т. е. буква. Согласно определению, аллитерация представляет собой повторение одних и тех же согласных или группы согласных в отрезке текста либо в целом произведении. В русском языке довольно распространены слова с повторяющимися звуками (например, в этом предложении употреблено несколько слов, содержащих «с»). Но для того, чтобы с уверенностью говорить о наличии аллитерации, нужно, чтобы определённые согласные встречались чаще, нежели в обычной речи.

Разновидностью аллитерации является тавтограмма. Это такой текст, все слова которого начинаются с одной буквы. Примером тавтограммы может служить стихотворение В. Я. Брюсова «Мой маяк»:

Мой милый маг, моя Мария, –
Мечтам мерцающмий маяк.
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария, –
Молчаньем манит мутный мрак…
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк!

Следует уточнить, что к аллитерации не принято относить повторяющиеся морфемы (части слова). То есть, относительно следующего стихотворения корректнее говорить о морфемном повторе, а не об аллитерации.

Из туч с золотым обрезом –
Такое на краснозём,
Что весь световым железом
Пронизан – пробит – пронзён.
«Ударило в виноградник», М. И. Цветаева.

Интересно, что с аллитерациями мы часто сталкиваемся в обычной жизни, даже если не обращаемся к поэзии. Ещё в детстве, упражняясь в скороговорках, мы произносим повторяющиеся согласные:

  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора!

Некоторые русские пословицы и поговорки также построены на аллитерации:

  • Домашняя дума в дорогу не годится.
  • Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
  • На полатях лежать – ломтя не видать.
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Проще пареной репы и др.

Но чаще всего, разумеется, этот приём используется в поэзии. Многие авторы применяют его, чтобы передать звуки природы. Вот, например, первая строфа стихотворения «Зимний вечер» А. С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Здесь аллитерация применена, чтобы воспроизвести сразу несколько явлений. В твёрдых громких «б», «в» и «р» слышится грозный голос урагана, а в тихих «с», «з» и «ш» – свист ветра. Создаётся интересный эффект антитезы – первые строки громкие и гулкие, они заставляют читателя напрячься. Последующие же – более спокойные и приглушённые, что подчёркивает мысль поэта о том, что буря безумствует снаружи, а внутри маленького домика безопасно и уютно.

Похожим образом организованы строки из стихотворения «Задрожали листы, облетая…» А. А. Фета:

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.

В них так же резкая первая часть строфы противопоставлена второй, более мягкой и тихой.

Вот ещё один пример того, как с помощью аллитерации можно настраивать читателя на безмятежный лад. Это снова строки А. А. Фета:

Тёплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь.

Мы видим, что преобладают глухие мягкие согласные, которые внушают умиротворение.

Одно из самых известных стихотворений, построенных на аллитерации, принадлежит перу К. Д. Бальмонта. В произведении, называющемся «Челн томленья», также передаются звуки стихий посредством повтора согласных.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

Вот ещё одно произведение К. Д. Бальмонта, содержащее аллитерацию:

Она пришла ко мне молчащая как Ночь,
Глядящая как Ночь фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне такая же точь-в-точь,
Как тиховейная, как вкрадчивая Ночь.

Как мы видим, аллитерация здесь способствует формированию в воображении читателя особого образа героини. Благодаря обилию шипящих звуков мы представляем себе таинственную незнакомку, словно окутанную волшебным ореолом тишины и страсти.

Часто поэты прибегают к аллитерации, чтобы выразить собственные чувства. Вот, как И. Северянин передаёт радость и оптимистичный настрой в своём знаменитом произведении «Увертюра (Ананасы в шампанском)»:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

Повторяющиеся согласные «с», «т», «р», «к» и их сочетания ассоциируются с искрами бенгальских огней, шелеста мишуры и хруста упаковки для подарков. Благодаря аллитерациям стихотворение буквально наполняется ощущением праздника.

Удивительно, но те же самые звуки могут выражать и совершенного другие эмоции. Рассмотрим фрагмент произведения А. Белого «Родине».

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия, –
Мессия грядущего дня!

В этих строках чаще встречается рокочущая согласная «р», чьё звучание усилено соседством других грубых согласных («б», «г», «д»). Вследствие этого сочетания «с», «т» и «к» больше напоминают не радостные искры, а скрежет зубов в приступе бессильной ярости.

Можем мы найти аллитерации и в творчестве современных поэтов.

а были лица хоть куда
в соседский сад спешит орда
мы дети терра-перестройки
в портфелях яблоки и тройки
забродин в классики айда

«Пока завязывал шнурки…», М. Кабир.

На виду у злата и булата
возле патриаршего болота
та еще пастушка свою телку
теребит за титьки…

«На виду у злата и булата…», Л. Горалик.

Таким образом, можно говорить о том, что аллитерация – это многофункциональный приём, с помощью которого можно передавать звуки природы, выражать эмоциональное состояние человека и даже дополнять образ лирического героя. Также аллитерация может придавать стихотворению ритмичность или, наоборот, мирный лад, служит созданию комического эффекта и т. д.

Поэты используют приём аллитерации, чтобы придать своему произведению яркость и образность наряду с другими приёмами и средствами выразительности. С этой целью используются не только лексические средства, к ним подключаются синтаксис и стилистика.

Аллитерация сразу обращает на себя внимание, так как говорит о звуковом составе стихотворения. Создать произведение, соблюдая правила данной фигуры речи, требует навыков и умений. Существует риск не вписаться в законы аллитерации, о которых поговорим дальше.

Выразительности речи поможет аллитерация

«Каким образом?» — спросите вы. Действительно, мы говорим о согласных звуках, так при чём здесь предложения и тексты? Не следует забывать, что именно звуки являются мельчайшими единицами, из которых складываются слова, а в конечном счёте — текст.

На помощь должна приходить аллитерация – повтор согласных звуков для усиления выразительности речи произведения. Конкретные примеры будут содействовать доказательству этого высказывания.

Образность приёма

Иногда звукоподражание, использующееся в аллитерации, создают яркую картину явления или события. В качестве яркого примера хочется привести отрывок, автором которого является Ф. И. Тютчев:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Звуки (р и г) помогут читателю ощутить, как где-то вдали уже надвигается что-то ужасное, и уже совсем рядом раздаётся грохот грома. Эти орфоэпические тонкости помогают поэту создать яркую картину весны и частого природного явления в это время года. Невозможно не заметить повторов указанных выше согласных звуков.

Эти звуки любят многие авторы. Можно вспомнить стихотворение Г. Р. Державина «Водопад»:

«Грохочет эхо по горам,

Как гром, гремящий по громам».

Примеры аллитерации

Таким образом, данный приём создаёт фонетический эффект шумов, свиста, крика. Это помогает читателю точнее представить ситуацию, описанную автором в произведении. Воссоздать ту обстановку, в которой живёт и действует литературный герой.

Сергей Есенин мастерски использовал этот фонетический приём. Чтобы не быть голословными, можем подтвердить своё утверждение такими строками:

«Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума».

В этом примере чётко слышен свист ветра зимой с шелестом снега, падающего на землю.

Владимир Маяковский в своём стихотворении столько раз употребил звук (б), чтобы читатель явственно услышал барабанную дробь:

«Бей,барабан!

Барабан, барабань!..

Баарбей!

Баарбань!

Баарабан!»

Ещё интересное про аллитерацию

Где используется данный приём, кроме поэзии? Мы знаем, что проза не изобилует этой фигурой речи, а вот скороговорки, пословицы и поговорки очень часто пользуются аллитерацией, потому что она позволяет их лёгкому запоминанию. Для рекламодателя самое главное – отложить в памяти потенциального покупателя название своего продукта: «Ваша киска купила бы “Вискас”» и другое.

Скороговорки используют аллитерацию для того, чтобы обратить внимание на тот звук, который плохо выговаривает человек: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали».

Аллитерация в переводе с латинского означает «буква». Эти буквы часто повторяются в поговорках: «Тише едешь – дальше будешь». В этом случае рекомендация ехать с меньшей скоростью выражается в звуке (ш). Из-за использованного приёма поговорки становятся выразительными.

Портрет русского поэта Маяковского Владимира Владимировича

Портрет русского поэта Маяковского Владимира Владимировича

Размещение аллитерации по тексту

Аллитерация иногда разбрасывается автором по всему тексту произведения. Её можно найти и в словах, которые идут следом друг за другом. Для примера снова стоит внимательно изучить одно из поэтических произведений А. А. Фета:

«Тёплый ветер тихо веет,

Жизнью свежей дышит степь,

И курганов зеленеет

Убегающая цепь».

Аллитерация – это самый древний приём выразительности речи. Об этом можно судить, если внимательно изучить «Слово о полку Игореве». Оно пришло к нам с Древней Руси, даже неизвестен его автор. Одной фразы будет достаточно, чтобы понять, как часто повторяющиеся звуки (в тексте они выделены) передают тревогу от приближающейся войны: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле».

Значит, исходя из всего вышесказанного об аллитерации, можно заявить, что эта фигура речи достойна изучения и употребления в своей речи.

Приветствую всех, заглянувших ко мне в гости. В предыдущей статье я рассказывала о том, что такое звукопись, а сегодня мы поговорим об основных её приёмах. Они помогут заставить текст звучать и передавать информацию не только через значение и смысл, но и через музыку слов.

Как настроить звучание текста. (Звукопись-2)

Аллитерация

О ней я уже упоминала в первой статье, и это самый известный приём звукописи в поэзии. А вот в прозе он используется намного реже. Главным образом потому что в стихах аллитерация хорошо сочетается с рифмой и ритмом. Собственно, аллитерация – это повторение согласных звуков или слогов с одинаковыми согласными. Выполняет она две функции:

  • делает текст более красивым и звучащим нежно и переливчато или жёстко и чеканно;
  • передаёт даже не настроение, а менее отчётливое, но более глубокое ощущение от образа.

К пониманию значения слов подключается сенсорика, чувственное восприятие. Например, «Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь» (Игорь Северянин). Чувствуете хруст?

Можно потренироваться в аллитерации, составляя стихи, наподобие скандинавских вис. Помните, я приводила в пример начало висы Эгиля Скаллагримссона? А это продолжение:

«Пьяной пены волны

Пью из рога зубра.

Бедно Бард обносишь

Брагой наше братство!

Шлём не сгинет в хламе,

Копья силу копят,

Храм хранит в граните

Славу лун минувших»

Когда-то я написала вису на тему «Студент на экзамене» в качестве иллюстрации к своему тренингу. Вот она:

«Грозно грядёт судьбина.

Мыши мыслей мечутся.

Страшную, злую кару

Сулит мне валькирия слова.

Язык за зубов забором,

Ручка в руке дрожащей.

Стойко молчу пред очами

Злобного демона «двоек»

Кстати, кроме аллитерации, для скандинавских вис характерны сложные метафоры и ударение преимущественно на первые слоги. Попробуйте себя в роли скальда.

Один из видов аллитерации – анафора. Это повторение согласных в начале слова. Кто постоянно читает мой канал должен помнить один из тренингов, где предлагалось написать рассказ, все слова которого начинаются с одной буквы. А здесь пример из Есенина: «Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона…» Какой звенящий текст!

Фотокомпозиция с розами. Автор  Валентин Колов.
Фотокомпозиция с розами. Автор Валентин Колов.

Ассонанс

Слово происходит от французского «созвучие». Это приём, похожий на аллитерацию, только повторяются в тексте не согласные, а гласные звуки. Поэтому ассонанс менее заметен и меньше влияет на восприятие текста. Повтор касается не всех звуков подряд, а преимущественно ударных, тех, на которых делается акцент. За счёт этого ассонанс хорошо задаёт ритм. «Красиво так! Красота манит, радует глаз, зазывает вас радугой красок». Ассонанс на «а».

Этот приём способен сделать прозаическую речь более поэтичной и музыкальной, чем и пользуются авторы, описывая картины природы или красоту человеческих отношений.

«Еле-еле, маленькими перебежками, лесами и перелесками бежала с севера листопадная осень».

В стихах ассонанс ещё более выразителен за счёт того, что у хороших стихов есть собственная музыка:

«Мело, мело по всей земле, во все пределы.

Свеча горела на столе, свеча горела…» (Б. Пастернак)

Натюрморт со скрипкой. Фото Андрея Морозова.
Натюрморт со скрипкой. Фото Андрея Морозова.

Звукоподражание

Самый яркий из известных мне примеров звукоподражания в художественной прозе – это сказка М. Горького «Воробьишко». Разговор воробьёв в ней передан бесподобно: «Чив ли я?! Чив, чив!» «Чадо, чадо! Смотри – чебурахнешься!». Да и разочарованный вздох кошки, не поймавшей воробьишку, тоже хорош: «Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…»

Звукоподражание создаёт впечатление естественных, природных шумов – шуршания травы, шелеста листьев, хруста снега, грохота грома, мурлыканья кошки, карканье ворон и т. д.

Ритм текста

О ритме текста на канале есть отдельная статья, ссылку я дам внизу. Здесь же только скажу несколько слов. Восприятие текста, его музыкальность и гармония во многом зависят от построения предложений. Необходимо избегать слишком длинных, перегруженных причастными и деепричастными оборотами конструкций. Если при чтении вслух, вам не хватает воздуха, чтобы прочитать всё предложение, то его однозначно надо разбивать на два, а то и три.

Однако и только короткие фразы скучны и однообразны. Комбинирование длинных и коротких предложений способно передать интонацию текста и его атмосферу. Так же как и в мелодии – ритм задаёт настроение. Короткие предложения – быстрый, нервный ритм, более длинные, сложноподчинённые – плавный и спокойный.

Важную роль в ритме играет чередование ударных и безударных слогов. Да-да, это важно и в прозе, а не только в стихах. Автор, сознательно или интуитивно поддерживающий нужный ритм, добивается того, что его текст читается на одном дыхании. Он гладкий, не цепляется, не заставляет спотыкаться.

"Натюрморт с гитарой" Худ.  Хуан Грис. 1912 г.
“Натюрморт с гитарой” Худ. Хуан Грис. 1912 г.

Ну и, конечно, задаёт ритм и добавляет тексту музыкальности парцелляция. Но о ней лучше почитать отдельную статью.

На сегодня всё. Но вы можете потренироваться в передаче мелодии текста, используя разные приёмы. Даже если вы не занимаетесь писательством, такие упражнения полезны для мозга.

“Что такое звукопись”

“Эмоции и ритм текста”

“Зачем парцелляция в тексте”

Добавить комментарий