Задачи на Механические колебания с решениями
Формулы, используемые на уроках «Задачи на Механические колебания».
Название величины |
Обозначение |
Единица измерения |
Формула |
Амплитуда колебаний |
A |
м |
|
Период колебаний |
T |
с |
T = 1 / v ;T = t / N |
Частота колебаний |
v |
Гц |
v = 1 / T ;v = N / t |
Число колебаний за какое-то время |
N |
N = t /T ;N = vt |
|
Время |
t |
с |
t = NT ;t = N / v |
Циклическая частота колебаний |
ω |
Гц |
|
Период колебаний пружинного маятника |
T |
c |
|
Период колебаний математического маятника |
T |
c |
|
Уравнение гармонических колебаний |
x(t) = Asin(ωt+φ0) |
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Задача № 1.
Шарик на нити совершил 60 колебаний за 2 мин. Определите период и частоту колебаний шарика.
Задача № 2.
На рисунке изображен график зависимости координаты от времени колеблющегося тела.
По графику определите: 1) амплитуду колебаний; 2) период колебаний; 3) частоту колебаний; 4) запишите уравнение координаты.
Задача № 3.
Амплитуда незатухающих колебаний точки струны 2 мм, частота колебаний 1 кГц. Какой путь пройдет точка струны за 0,4 с? Какое перемещение совершит эта точка за один период колебаний?
Задача № 4.
Пользуясь графиком изменения координаты колеблющегося тела от времени, определить амплитуду, период и частоту колебаний. Записать уравнение зависимости x(t) и найти координату тела через 0,1 и 0,2 с после начала отсчета времени.
Задача № 5.
Какова длина математического маятника, совершающего гармонические колебания с частотой 0,5 Гц на поверхности Луны? Ускорение свободного падения на поверхности Луны 1,6 м/с2.
Задача № 6.
Груз массой 400 г совершает колебания на пружине с жесткостью 250 Н/м. Амплитуда колебаний 15 см. Найти полную механическую энергию колебаний и наибольшую скорость движения груза.
Задача № 7.
Частота колебаний крыльев вороны в полете равна в среднем 3 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает ворона, пролетев путь 650 м со скоростью 13 м/с?
Задача № 8.
Гармоническое колебание описывается уравнением
Чему равны циклическая частота колебаний, линейная частота колебаний, начальная фаза колебаний?
Задача № 9.
Математический маятник длиной 0,99 м совершает 50 полных колебаний за 1 мин 40 с. Чему равно ускорение свободного падения в данном месте на поверхности Земли? (Можно принять π2 = 9,87.)
Задача № 10.
ОГЭ
Как и во сколько раз изменится период колебаний пружинного маятника, если шарик на пружине заменить другим шариком, радиус которого вдвое меньше, а плотность — в два раза больше?
Задача № 11.
ЕГЭ
Два математических маятника за одно и то же время совершают — первый N1 = 30, а второй — N2 = 40 колебаний. Какова длина каждого из них, если разность их длин Δl = 7 см?
Краткая теория для решения Задачи на Механические колебания.
Это конспект по теме «ЗАДАЧИ на Механические колебания». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к теме: ЗАДАЧИ на
- Посмотреть конспект по теме ДИНАМИКА: вся теория для ОГЭ (шпаргалка)
- Вернуться к списку конспектов по Физике.
- Проверить свои знания по Физике.
Примеры решения задач
1. Исходя из осциллограммы колебательного процесса, представленного на рисунке 10, определите амплитуду A, период T и частоту данных колебаний.
Р е ш е н и е
Максимальное отклонение колеблющейся точки (см. рис. 10) составляет
хmax = А = 4,0 см.
Период колебаний — это время, за которое тело совершает одно колебание, т. е. точка опять окажется в положении с координатой хmax = А = 4,0 см. Следовательно, Т = 4,0 с.
Частота колебаний
Гц
О т в е т: А = 4,0 см, Т = 4,0 с, = 0,25 Гц.
2. Материальная точка совершает гармонические колебания по закону: (м)
Определите амплитуду A, частоту , период T колебаний, координату x точки в момент времени
t1 = 5,0 c.
Дано:
(м)
t1 = 5,0 c
A — ? T — ? — ?
Решение:
Координата точки, совершающей гармонические колебания, определяется соотношением:
(м)
Тогда из условия задачи находим, что амплитуда A = 0,40 м, частота
.
период
.
Координата точки х при t1 = 5,0 c равна
.
О т в е т: A = 0,40 м, v = 4,0 Гц, T = 0,25 с, х = 0,20 м.
Примеры решения задач по колебаниям и волнам
Задача
1. Материальная
точка массой 10 г совершает гармоническое
колебание с периодом Т=1 с. Определить
амплитуду колебаний, максимальную
скорость и ускорение колеблющейся
точки, если полная энергия точки равна
0,02 Дж.
Дано: |
|
Найти: |
Решение:
Уравнение гармонического колебания
запишем в виде:
(1)
где х – смещение
материальной точки от положения
равновесия;
А – амплитуда;
ω – циклическая
(круговая) частота;
t – время;
α –
начальная фаза.
Скорость колеблющейся
точки среды определяется как первая
производная от смещения по времени:
Максимальное
значение скорости:
Ускорение точки
определяется как производная от скорости
по времени:
Максимальное
значение ускорения:
Полная энергия
складывается из кинетической и
потенциальной энергии и равна максимальной
потенциальной или максимальной
кинетической энергии:
Круговая частота
связана с периодом:
.
Тогда:
Из этого выражения
найдем амплитуду:
Проверим размерность:
Произведем
вычисления:
Ответ:
А = 0,32 м, Vmax
= 2 м/с, amax
= 12,6 м/с2
Задача
2. Найти
амплитуду и начальную фазу гармонического
колебания, полученного от сложения
одинаково направленных гармонических
колебаний, данных уравнениями: x1
= 0,02cos (5πt + π/2) м и x2
= 0,03cos (5πt + π/4) м. Построить векторную
диаграмму сложения амплитуд.
Дано:
x1
= 0,02cos (5πt + π/2)
x2
= 0,03cos (5πt + π/4)
Найти:
А, α. Дать векторную диаграмму.
Решение:
Построить векторную диаграмму – это
значит представить колебание в виде
вектора, длина которого равна амплитуде
колебаний, а угол наклона к оси абсцисс
равен начальной фазе колебаний. При
вращении вектора с угловой скоростью
ω проекция его конца на ось будет
совершать гармонические колебания.
Из условия задачи
А1=0,02
м = 2 см, α1=
π/2,
А2=0,03
м = 3 см, α2
= π/4.
Векторная диаграмма
изображена на рисунке 5.
Рис.
5
Результирующую
амплитуду найдем по теореме косинусов:
Начальная фаза
результирующего колебания находится
из формулы:
Вычисления:
Ответ:
А = 4,6 м; α=62о
46′.
Задача
3. Период
затухающих колебаний Т = 4 с, логарифмический
декремент затухания χ = 1,6; начальная
фаза равна нулю. Смещение точки в
начальный момент времени равно 4,5 см.
Написать уравнение колебаний и найти
смещение точки в момент времени спустя
период.
Дано: |
|
Найти: |
Решение:
Уравнение затухающих колебаний имеет
вид:
(1)
где β – коэффициент
затухания,
ω – частота затухающих
колебаний.
Найдем ω:
Логарифмический
декремент затухания связан с коэффициентом
затухания:
.
Отсюда:
Подставим ω, β, α
в (1) и найдем смещение:
Для начального
момента времени при t = 0:
Уравнение колебаний
имеет вид:
Смещение
в момент
:
Ответ: |
4. Оптика
Оптика
– это раздел физики, изучающий природу
светового излучения, его распространение
и взаимодействие с веществом. Световые
волны – это электромагнитные волны.
Длина волны световых волн заключена в
интервале [0,4·10-6
м ÷ 0,76·10-6
м]. Волны такого диапазона воспринимаются
человеческим глазом.Свет распространяется
вдоль линий, называемых лучами. В
приближении лучевой (или геометрической)
оптики пренебрегают конечностью длин
волн света, полагая, что λ→0. Необходимо
изучить законы геометрической оптики
(в контрольной работе это задачи 401-410).
Геометрическая
оптика во многих случаях позволяет
достаточно хорошо рассчитать оптическую
систему. Простейшей оптической системой
является линза (в контрольной работе
это задачи 411-420).
При изучении
интерференции света следует помнить,
что интерференция наблюдается только
от когерентных источников и что
интерференция связана с перераспределением
энергии в пространстве. Здесь важно
уметь правильно записывать условие
максимума и минимума интенсивности
света и обратить внимание на такие
вопросы, как цвета тонких пленок, полосы
равной толщины и равного наклона (в
контрольной работе это задачи 421-430).
При изучении
явления дифракции света необходимо
уяснить принцип Гюйгенса-Френеля, метод
зон Френеля, понимать, как описать
дифракционную картину на одной щели и
на дифракционной решетке (в контрольной
работе это задачи 431-440).
При изучении
явления поляризации света нужно понимать,
что в основе этого явления лежит
поперечность световых волн. Следует
обратить внимание на способы получения
поляризованного света и на законы
Брюстера и Малюса (в контрольной работе
это задачи 441-450).
При изучении темы
“Взаимодействие света с веществом”
необходимо рассмотреть следующие
явления.
Во-первых, при распространении
световой волны в веществе скорость
зависит от длины волны (или частоты).
Это явление называется дисперсией
света. Изучение явления дисперсии света,
т.е. зависимости показателя преломления
от длины волны, посвящены задачи 451-460 в
контрольной работе.
Во-вторых, необходимо
изучить такие явления, как поглощение
света и рассеяние света.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Трепещите и радуйтесь: сегодня занимаемся решением задач по теме «Механические колебания и волны».
И конечно, подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы получать полезную рассылку каждый день. Не важно, технарь вы, или гуманитарий – интересно будет всем.
Задачи по теме механические колебания и волны с решениями
Здесь мы постарались собрать несколько типовых и при этом разноплановых задач на механические колебания.
Кстати! Для наших читателей действует скидка 10% на любой вид работы.
Задача №1. Гармонические колебания
Условие
Точка совершает колебания по гармоническому закону. Амплитуда колебаний равна 5 см, а период – 4 секунды. Каковы максимальная скорость колеблющейся точки и её ускорение?
Решение
Запишем уравнение гармонических колебаний:
Здесь омега – циклическая частота:
Скорость и ускорение точки вычисляются по формулам механики:
Модули ускорения и скорости максимальны тогда, когда значение тригонометрической функции в выражениях равно единице:
Ответ: 8 см/с; 12 см/с^2.
Задача №2. Длина волны
Условие
Какова длина волны основного тона ноты «ля» частотой 435 Гц? Скорость звука в воздухе принять равно 340 м/с.
Решение
Известно, период – величина, обратная частоте. А длина волны связана с периодом колебаний и скоростью их распространения соотношением:
Тогда можно записать:
Ответ: 0,78 м.
Задача №3. Затухающие колебания
Условие
Груз массой 0,2 кг подвешен на пружине и помещен в масло. Коэффициент сопротивления r в масле равен 0,5 кг/с. Коэффициент жесткости пружины k равен 50 Н/м. Найти частоту затухающих колебаний груза.
Решение
Циклическая частота затухающих колебаний можно определяется по формуле:
Теперь определим обычную частоту:
Ответ: 2,51 Гц.
Задача №4. Эффект Доплера
Условие
Гудок неподвижного электровоза дает сигнал с частотой 300 Гц. Какова кажущаяся частота гудка для пассажира, который в другом поезде приближается к электровозу со скоростью 40 м/с? Удаляется от него с той же скоростью?
Подробнее про эффект Доплера читайте в отдельной статье нашего блога.
Решение
Формула, связывающая испускаемую и воспринимаемую частоты при эффекте Доплера:
Здесь с – скорость волн в среде (в нашем случае скорость звука), u – скорость приемника относительно среды, v – скорость источника относительно среды. Когда поезд приближается:
При движении от источника звука:
Ответ: 335,3 Гц; 264,7 Гц.
Задача №5. Математический маятник
Условие
Математический маятник колеблется с амплитудой А и максимальной скоростью Vm. Найти длину маятника l.
Решение
Запишем уравнение гармонических колебаний математического маятника:
Взяв первую производную, получим скорость и выразим период:
В итоге получаем:
Ответ: см. решение.
Вопросы на тему «Механические колебания и волны»
Вопрос 1. Что такое волна?
Ответ. Волна – это колебания, распространяющиеся в среде с течением времени. Волны могут иметь разную физическую природу, они бывают механические, электромагнитные и т.д.
Вопрос 2. Что такое колебание?
Ответ. Колебание – процесс изменения состояний системы, в той или иной степени повторяющийся во времени.
Принципиальное отличие волн от колебаний: при колебаниях отсутствует перенос энергии.
Вопрос 3. Приведите примеры механических колебаний в повседневной жизни.
Ответ. Механические колебания:
- маятник часов;
- раскачивающиеся качели;
- вибрации гитарной струны;
- качка корабля на волнах и т.д.
Вопрос 4. Приведите примеры механических волн.
Ответ. Механические волны:
- звук;
- морские волны;
- сейсмические волны.
Вопрос 5. Какие колебания называются гармоническими?
Ответ. Гармонические колебания – это колебания, в которых изменение какой-либо физической величины происходит по закону синуса или косинуса.
Держите под рукой полезные формулы, которые пригодятся при решении задач. А перед тем как начать самостоятельно решать задачи, рекомендуем ознакомиться с универсальной памяткой.
Нужна помощь в решении задач и прочих студенческих заданий? Профессиональный студенческий сервис готов оказать ее в любое время, обращайтесь за консультациями к проверенным специалистам.
.09.Цели урока:
а) образовательная: проверить усвоение физических формул и умений
брать первую и
вторую производную от тригонометрических
функций, формировать умения решать
расчетные и качественные задачи,
анализировать графики и физические закономерности.
б) развивающая: развивать творческое
мышление, развивать умение применять знания в
новой нестандартной ситуации, развивать
умение анализировать, делать выводы.
в) воспитательная:
воспитывать
доброжелательное
отношение друг к другу,
взаимопонимание и взаимопомощь.
09.11.2021г. 11 класс
Тема урока «Решение задач по теме:
Гармонические колебания».
Цели урока:
образовательная: проверить усвоение физических
формул и умений брать первую и
вторую производную от
тригонометрических функций, формировать умения решать
расчетные и качественные задачи,
анализировать графики и физические закономерности.
развивающая: развивать творческое мышление,
развивать умение применять знания в
новой нестандартной ситуации,
развивать умение анализировать, делать выводы.
воспитательная: воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу,
взаимопонимание и взаимопомощь.
Выполнила: Керимова Ирина С.
Ход урока:
I.
Организационный
момент урока.
II.
Организация внимания учащихся.
Тема
нашего урока: Решение задач «Гармонические
колебания». Сегодня
мы вспомним понятия периода, частоты, амплитуды колебаний и научимся применять
эти понятия при решении задач.
III.
Повторение
пройденного материала
1)
Прежде
чем перейти к решению задач, предлагаю проверить как вы к этому готовы.
Решить
кроссворд
Вопросы |
Ответы |
По 1. Греческая буква, 2. Отклонение точки 4. 6. 7. 8. |
1. Омега. 2. Смещение 4. Фаза 6. 7. Период 8. Ускорение |
По
5. Вид 9. Вид 10. Величина, от 11. Максимальное 12. Единица 13. Единица |
3. 5. 9. Кинетическая. 10. Скорость 11. Амплитуда 12. Метр 13. Герц |
IV.
Решение
задач.
1)
Алгоритм
решения задач
(есть у каждого)
1. Внимательно
прочитать условие задачи и увидеть мысленным взором конкретную
ситуацию, представленную в задаче.
2. Записать
кратко условие задачи, перейти, если необходимо в систему СИ.
3. (А
вот теперь!) Проанализировать условие задачи на предмет, что известно в задаче
и что надо найти.
4. Составить
систему уравнений и решить ее относительно неизвестных.
5. Вывести
размерность в полученных формулах, сделать расчет ответов.
6. Проанализировать
ответы (эта часть решения задачи хоть и заключительная, но не самая легкая:
необходимо рассмотреть, для каких случаев работает полученная формула, когда
ответ не имеет физического смысла и реален ли полученный численный ответ).
2) Работа с текстом.
А.
Рассмотрите
график и заполните пропущенные записи в тексте.
График колебания: t – время в
секундах; X –смещение в
метрах.
По графику
колебаний определяют амплитуду смещения и период
(Х м =
0,02 м = 2см; Т= 1 с).
Частоту
колебаний рассчитывают по формуле: (v =; v = = 1 Гц) (1 колебание за 1 секунду).
Б. По графикам
определить амплитуду смещения, период. Рассчитать по формуле частоту. Решение
оформить следующим образом, графики не рисовать:
График 1 |
График 2 |
График 3 |
|
||
Х м = 5см Т = 4с v = 0,25 Гц |
Х м = 20см Т = 8с v = 0,125 Гц |
Х м =15см Т = 4с v = 0,25Гц |
3) Задачи
1. Напишите
уравнение гармонических колебаний, если частота равна 0,5 Гц, амплитуда 80 см.
Начальная фаза колебаний равна нулю.
Решение:
2. Напишите уравнение гармонических колебаний, если амплитуда
равна 7 см и за 2 мин совершается 240 колебаний. Начальная фаза колебаний равна
π /2 рад.
Решение:
3. Ай да Фуко (данная
презентация готовится учащимся класса)
– Как использовался математический маятник для
доказательства вращения Земли?
Одно из самых наглядных доказательств было найдено французским физиком Фуко.
В 1850 году он подвесил огромный маятник в парижском Пантеоне-зале с
очень высоким куполом. Длина подвеса была равна 67 м. Масса шара 28 кг.
Маятник качался несколько часов подряд. Снизу шар имел острие, а на полу
насыпали кольцом грядочку из песка. Маятник раскачивали. Острие стало
оставлять на песке бороздки. Через несколько часов он чертил бороздки
в другой части грядочки. Плоскость колебаний маятника словно
поворачивалась по часовой стрелке. На самом деле плоскость
колебаний маятника
сохранялась. Вращалась планета, увлекая за собой Пантеон с его куполом
и песочной грядкой (на экране фото маятника Фуко).
– Был ли в России повторен опыт Фуко?
Опыт Фуко был
повторен в Исаакиевском соборе в Петербурге.
Маятник совершал
3 колебания за минуту. Исходя из этих данных
вы можете оценить
длину маятника, следовательно, и высоту
Исаакиевского
собора.
4.
Первый маятник Фуко (1891, Париж) имел период колебаний 16 с. Определите
длину маятника. Примите g =9,8 м/с2.
Решение:
Т=16с
g=9,8м/с2
l=
l –?
V.
Домашнее
задание
·
Повторить
тему из математики «Производные функции»;
·
Р№
429, 430
·
§§18-22
VI.
Подведение итогов урока.
Название величины |
Обозначение |
Единица измерения |
Формула |
Амплитуда колебаний |
A |
м |
|
Период колебаний |
T |
с |
T = 1 / v ;T = t / N |
Частота колебаний |
v |
Гц |
v = 1 / T
|
Число колебаний за какое-то время |
N |
N = t /T
|
|
Время |
t |
с |
t = NT ;t = N / v |
Циклическая частота колебаний |
ω |
Гц |
|
Период колебаний пружинного маятника |
T |
c |
|
Период колебаний математического маятника |
T |
c |
|
Уравнение гармонических колебаний |
x(t)
|
Шарик на нити совершил 60
колебаний за 2 мин. Определите период и частоту колебаний шарика.
Задача № 2. На рисунке изображен
график зависимости координаты от времени колеблющегося тела.
По графику определите: 1) амплитуду
колебаний; 2) период колебаний; 3) частоту колебаний; 4)
запишите уравнение координаты.
Цели урока:
а) образовательная: проверить усвоение физических формул и умений
брать первую и
вторую производную от тригонометрических
функций, формировать умения решать
расчетные и качественные задачи,
анализировать графики и физические закономерности.
б) развивающая: развивать творческое
мышление, развивать умение применять знания в
новой нестандартной ситуации, развивать
умение анализировать, делать выводы.
в) воспитательная:
воспитывать
доброжелательное
отношение друг к другу,
взаимопонимание и взаимопомощь.
Скачано с
www.znanio.ru