Как найти аргументы в стихотворении

Говорить о стихах в итоговом сочинении можно и нужно! Ведь это бесконечно расширяет список аргументов. Главное – найти произведения, которые вы сможете качественно проанализировать. И это не обязательно должны быть стихи золотых классиков: А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Вдруг вам по душе придётся Афанасий Фет или Фёдор Тютчев, Александр Блок или Анна Ахматова. Пронзительная лирика поэта-барда Владимира Высоцкого или добрые строки Эдуарда Асадова.

С портретом любимого автора
С портретом любимого автора

Сегодня я предложу 5 стихов, которые, возможно, попадут в вашу копилку аргументов. Каждое из них соответствует конкретной теме из раздела №3 закрытого банка. Беру именно его, потому что в сочинении, написанном мною недавно, ссылалась на лирику и обещала ещё дать примеры стихотворений-аргументов.

1. Тема: «Чему человек может научиться у природы?»

Аргумент: стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

«Учись у них — у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа».

Афанасий Фет – тонкий лирик, воспевающий красоту природы и стремящийся запечатлеть каждый миг бытия. Окружающий мир в его стихах представлен живым и порой более мудрым, чем человек.

2. Тема: «Может ли поэт что-либо изменить в этом мире?»

Аргумент: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт»

«…Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных».

Разработчики тем предлагали поразмышлять над этим вопросом, анализируя лирику Лермонтова. Поэтому я подобрала одно из ярчайших его стихотворений, в котором автор сопоставляет судьбы поэта и кинжала, показывая таким образом, насколько опасным может быть слово творца и как велика его роль в обществе.

На этот вопрос отвечает также стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин», которое я привожу как аргумент к теме 5 (см. ниже).

3. Тема: «Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды?»

Аргумент: стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»

Используем поэзию в итоговом сочинении: 5 аргументов

«Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?

И, надрываясь/ в метелях полу́денной пыли,

врывается к богу,/ боится, что опоздал,

плачет,/ целует ему жилистую руку,

просит —/ чтоб обязательно была звезда! —

клянется —/ не перенесет эту беззвездную муку!

А после/ ходит тревожный,/ но спокойный наружно.

Говорит кому-то:/ «Ведь теперь тебе ничего?/ Не страшно?/ Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды/ зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер/ над крышами

загоралась хоть одна звезда?!»

Звёзды – это надежда, немеркнущая красота, вдохновение. И доказывает это В. Маяковский, который был не только эпатажным бунтарём и певцом революции, но и глубоко чувствующим творцом.

4. Тема: «Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?»

Аргумент: стихотворение В. Высоцкого «Баллада о борьбе»

«Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден/ Их возраст и быт —

И дрались мы до ссадин,/ До смертных обид,

Но одежды латали/ Нам матери в срок,

Мы же книги глотали,/ Пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз,

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших слетая на нас…»

Стихотворения длинное и очень эмоциональное, честное. Автор говорит о фантазии, которую будит чтение, о формировании важнейших ценностей под влиянием литературы, о жизненном опыте, подтверждающем тот, что получен из книг. Особенно мне нравится концовка:

«Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слёзы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почём, —

Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

5. Тема: «Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?»

Аргумент: стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин»

«…А ты, поэт! избранник неба,/ Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба/ Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;/ Не умер бог в душе людей,

И вопль из верующей груди/ Всегда доступен будет ей!

Будь гражданин! служа искусству,/ Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству/ Всеобнимающей Любви;

И если ты богат дарами,/ Их выставлять не хлопочи:

В твоем труде заблещут сами/ Их животворные лучи.

Взгляни: в осколки твердый камень/ Убогий труженик дробит,

А из-под молота летит/ И брызжет сам собою пламень!»

Лучшим аргументом, на мой взгляд, будет произведение, в котором была употреблена цитата, предложенная к истолкованию. Стихотворение представляет собой спор поэта и гражданина, и в диалоге рождается истина. Некрасов показывает: даже если кажется, что творчество не приносит желанных плодов, а улучшений не происходит, не нужно отчаиваться. Стоит продолжать борьбу и служение.

Подготовила Анна Терехова

Дорогие читатели! Теперь Дзен не даёт даже разместить кнопку доната. Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом “Дар”: 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.

1)ПриродаФ.И.Тютчев.«ВЕСЕННЯЯ
ГРОЗА»,человек и природа, влияние природы на человека

Люблю грозу в начале  мая,

 Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

2) Ф.И.Тютчев –  природа и человек

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

3)Борис Слуцкий – роль книг, роль такого
искусства, как литература, «живая книга»

Хорошие книги

Читали со школы начальной,

И выросли с ними,

И напоены их печалью.

Их звоном счастливым

Звенят до сих пор наши уши.

Их медом пчелиным,

Как соты, полны наши души.

4) Николай Гумилев –  о милосердии, о вере

 Есть Бог, есть мир, они живут вовек;

 А жизнь людей мгновенна и убога,

 Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

О милосердии:

Шагайте, люди, избегая зла,

И помните, что добрые дела –

Вернейшая дорога в долголетие!

5)Валерий Брюсов – о трудолюбии

И на место в жизни право

 Только тем, чьи дни – в трудах:

 Только труженикам – слава,

 Только им – венок в века!

6) О влиянии искусства на человека написала
моя современница – поэт и прозаик Елена Тахо-Годи:

И без Пушкина можно прожить

И без музыки Моцарта тоже –

Без  всего, что духовно дороже,

Без сомнения,  можно прожить.

Даже лучше, спокойнее, проще

Без нелепых страстей и тревог

И беспечней, конечно,

Только как этот вынести срок?..

7) .А.Твардовский – о войне, об
исторической  памяти

 Прошла война, прошла страда,

 Но боль взывает к людям.

 Давайте,  люди,  никогда

  Об этом не забудем.

К. Симонов – о памяти, о героях войны

Не забывайте о солдатах,

 Что бились из последних сил,

 В бинтах стонали в медсанбатах

 И так надеялись на мир!

8) Твардовский – о патриотизме

  Завещаю в той жизни

  Вам счастливыми быть

  И родимой отчизне

 С  честью дальше служить.

9)А. Макаренко – о воспитании,  об 
отношении  молодежи к старикам

«Наши дети — это наша старость. Правильное
воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее
горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

Кто-то верно сказал:

И все же должен вам признаться:

Чтоб жить начать, то надо постараться

Детей поднять, добру их научить…

Только тогда и начинаешь жить.

10) А.С Пушкин – о дружбе

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

11)А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» так
написал об отсутствии смысла жизни главного героя:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

 Без службы, без жены, без дел

Ничем заняться не умел.

О смысле жизни точно сказал А.Блок:

О, я хочу безумно жить!

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

12) Николай Гумилев – о хороших качествах,
поступках, о нравственности…

Есть Бог, есть мир, они живут вовек;

 А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

 Который любит мир и верит в Бога.

13) Анна Ахматова – о языке, о красоте и
чистоте русской речи

И мы сохраним тебя, русская речь,

 Великое русское слово.

 Свободным и чистым тебя пронесем,

 И внукам дадим, и от плена спасем

               Навеки!

14) Иван Бунин – о любви

В наш трудный, но все – таки

                                            
праведный век,

Отмеченный потом и кровью,

Не хлебом единым ты  жив,

                                                 
человек,-

Ты жив, человек, и любовью.

15) Природа и малая родина – одна из
некоторых вещей, которая очень волнует и будоражит сердца поэтов. Сергей
Есенин, творческий человек с утонченной натурой, видит и чувствует больше, чем
обычные люди:

Я – пастух; мои хоромы –

 В мягкой зелени поля.

…Духовитые дубровы

 Кличут ветками к реке.

 Позабыв людское горе,

 Сплю на вырублях сучья.

 Я молюсь на  алы зори,

 Причащаюсь у ручья.

17) о настоящих людях (совестливых, честных
и т. д.):

 Есть настоящие люди

 С искренним сердцем внутри…

 Те, что в беде не осудят,

 Не поленятся спасти…

Те, что на крик обернутся,

 Руку свою подадут.

 Те, что вовек не сдаются,

 Слёз крокодильих не льют…

18) об одиночестве писал Иван Бунин:

И только ночью, когда бушует

Осенний ветер, всё чуждо снова…

И одинокое сердце тоскует:

О, если бы близость сердца родного!

19) Отцы и дети – об этом верно сказал
Эдуард Асадо6

По-моему, это пустой разговор,

Когда утверждают, что есть на свете

Какой-то нелепый, извечный спор,

В котором воюют отцы и дети.

И вы хулителям всех мастей

Не верьте. Нет никакой на свете

Нелепой проблемы “отцов и детей”,

Есть близкие люди: отцы и дети!

20) – о невоспитанности, хамстве, грубости
пишет мой современник А.Иванов:

Вот, думаю, хамство – сродни

                                              
         потребности,

 С которой, как с горбом,

                                              идёшь
по судьбе…

  Да, хамство – это осознание

                                   собственной
ущербности

  И нежелание  что-то менять в себе!

21) – о бедности сказал поэт Павел
Броверман:

Мы бедность считаем проблемой большой, —

 Для нас она хуже увечья.

 Но пусть ничего нет у нас за душой, —

 Была бы душа… человечья.

22) о роли учителя сказала поэтесса
Вероника Тушнова:

Если б не было учителя,

 То и не было б, наверное,

 Ни поэта, ни мыслителя,

 Ни Шекспира, ни Коперника.

 И поныне бы, наверное,

 Если б не было учителя,

 Неоткрытые Америки

 Оставались неоткрытыми.

23) –  о матери:

Целуйте руки матерям,

Своей любовью вас хранящих

И, в Бога веруя, к церквям

За вас молиться приходящих.

Целуйте руки матерям…

24) – о власти и о чиновниках пишет
Леонид Котов:

Прямых дорог к вершинам не найти,

 Тропинки к пикам власти кривы, лживы,

 Для праведника к власти нет пути,

 Власть привлекает запахом наживы.

Власть рождена на благо человекам,

 Но порождает горе век за веком…

25) – о красоте:

Да, красота, – и только красота, –

 Спасает нас от гибели позорной…

 Она одна осталась непокорной

 Тебе, житейская слепая суета!

 Ни чувства мелочность, ни мысли нищета, –

 Ничто не затемнит ее – нерукотворной;

 Нет, ни отравой лжи, ни клеветою черной

 Ее не запятнать! Она – всегда чиста.

1)Природа Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза – человек и природа, влияние природы на человека
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

2) Ф.И.Тютчев – природа и человек
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

3)Борис Слуцкий – роль книг, роль такого искусства, как литература, «живая книга»
Хорошие книги
Читали со школы начальной,
И выросли с ними,
И напоены их печалью.
Их звоном счастливым
Звенят до сих пор наши уши.
Их медом пчелиным,
Как соты, полны наши души.

4) Николай Гумилев – о милосердии, о вере
Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
О милосердии:
Шагайте, люди, избегая зла,
И помните, что добрые дела –
Вернейшая дорога в долголетие!

5)Валерий Брюсов – о трудолюбии
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни – в трудах:
Только труженикам – слава,
Только им – венок в века!


6) О влиянии искусства на человека написала моя современница – поэт и прозаик Елена Тахо-Годи:

И без Пушкина можно прожить
И без музыки Моцарта тоже –
Без всего, что духовно дороже,
Без сомнения, можно прожить.
Даже лучше, спокойнее, проще
Без нелепых страстей и тревог
И беспечней, конечно,
Только как этот вынести срок?..

7) А.Твардовский – о войне, об исторической памяти
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
К. Симонов – о памяти, о героях войны
Не забывайте о солдатах,
Что бились из последних сил,
В бинтах стонали в медсанбатах
И так надеялись на мир!

8) Твардовский – о патриотизме
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.


9)А. Макаренко – о воспитании, об отношении молодежи к старикам

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».
Кто-то верно сказал:
И все же должен вам признаться:
Чтоб жить начать, то надо постараться
Детей поднять, добру их научить…
Только тогда и начинаешь жить.

10) А.С Пушкин – о дружбе
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

11) А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» так написал об отсутствии смысла жизни главного героя:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел
Ничем заняться не умел.
О смысле жизни точно сказал А.Блок:
О, я хочу безумно жить!
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!


12) Николай Гумилев – о хороших качествах, поступках, о нравственности…

Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

13) Анна Ахматова – о языке, о красоте и чистоте русской речи
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

14) Иван Бунин – о любви
В наш трудный, но все – таки
праведный век,
Отмеченный потом и кровью,
Не хлебом единым ты жив,
человек,-
Ты жив, человек, и любовью.

15) Природа и малая родина – одна из некоторых вещей, которая очень волнует и будоражит сердца поэтов. Сергей Есенин, творческий человек с утонченной натурой, видит и чувствует больше, чем обычные люди:
Я – пастух; мои хоромы –
В мягкой зелени поля.
…Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.

17) о настоящих людях (совестливых, честных и т. д.):
Есть настоящие люди
С искренним сердцем внутри…
Те, что в беде не осудят,
Не поленятся спасти…
Те, что на крик обернутся,
Руку свою подадут.
Те, что вовек не сдаются,
Слёз крокодильих не льют…

18) об одиночестве писал Иван Бунин:
И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, всё чуждо снова…
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!


19) Отцы и дети – об этом верно сказал Эдуард Асадо6

По-моему, это пустой разговор,
Когда утверждают, что есть на свете
Какой-то нелепый, извечный спор,
В котором воюют отцы и дети.
И вы хулителям всех мастей
Не верьте. Нет никакой на свете
Нелепой проблемы “отцов и детей”,
Есть близкие люди: отцы и дети!

20) – о невоспитанности, хамстве, грубости пишет мой современник А.Иванов:
Вот, думаю, хамство – сродни
потребности,
С которой, как с горбом,
идёшь по судьбе…
Да, хамство – это осознание
собственной ущербности
И нежелание что-то менять в себе!


21) – о бедности сказал поэт Павел Броверман:

Мы бедность считаем проблемой большой, —
Для нас она хуже увечья.
Но пусть ничего нет у нас за душой, —
Была бы душа… человечья.


22) о роли учителя сказала поэтесса Вероника Тушнова:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

23) – о матери:
Целуйте руки матерям,
Своей любовью вас хранящих
И, в Бога веруя, к церквям
За вас молиться приходящих.
Целуйте руки матерям…

24) – о власти и о чиновниках пишет Леонид Котов:
Прямых дорог к вершинам не найти,
Тропинки к пикам власти кривы, лживы,
Для праведника к власти нет пути,
Власть привлекает запахом наживы.
Власть рождена на благо человекам,
Но порождает горе век за веком…

Автор: Дудка Людмила Николаевна.

16

В задании № 16 необходимо привести по два примера стихотворений, созвучных с данным для анализа лирическим произведением. Далее нужно сопоставить все три стихотворения, то есть отметить, что общего, в чём они созвучны по своим мыслям, идеям или  в чём различны.

Предлагаю материал, который, думаю, поможет при подготовке к заданию №16.

Все темы  взяты из различных вариантов заданий. Они  разделены   на 8 частей  ( выбор групп чисто случаен, для удобства изучения, рассмотрения). В каждой части — по 4-5 тем, каждая из которых представлена  тремя примерами ( как это требуется по заданию). Аргументы  могут  быть  самыми различными. Я подобрала те стихотворения, которые мне кажутся наиболее яркими для раскрытия темы.

Каждое стихотворение кратко анализируется ( 5-7 предложений), а в конце даётся общая характеристика темы.

На сайте есть тексты всех разбираемых стихотворений.

Цитаты из стихотворений я привожу  минимально, как как учащиеся часто забывают их на экзамене. Конечно, хорошо, если в ответе будут предложены строки из стихов. Но по заданию этого не требуется,  баллы за отсутствие цитат не снижаются. Так что я постаралась дать примеры ответов, которые смогут учащиеся привести на ЕГЭ.

Буду благодарна, если напишите мне отзыв, дадите рекомендации, советы.

Список  разбираемых тем:

Часть 1

  • Тема родины
  • Тема поэта и поэзии
  • Тема природы, восхищения её красотой, единения с природой
  • Тема взаимосвязи внутреннего мира человека и природы

Часть 2

  • Вольнолюбивая лирика
  • Философская лирика, смысл человеческой жизни
  • Тема быстротечности жизни человека
  • Тема мечты и реальности
  • Тема человека и общества, личности и эпохи

Часть 3

  • Тема дружбы
  • Тема взаимной любви
  • Тема неразделённой любви
  • Тема моря

Часть 4

  • Сатирическое изображение действительности
  • Тема лицемерия, бездушия человека
  • «Крестьянская « тема
  • Тема войны и мира

Часть 5

  • Тема одиночества
  • Тема ангела
  • Тема демона
  • Тема креста

Часть 6

  • Тема матери
  • Тема города
  • Тема цвета
  • Тема ночи

Часть 7

  • Тема времени
  • Тема солнца
  • Тема дороги
  • Тема добра и зла

Часть 8

  • Тема искусства
  • Тема метели
  • Тема жизни и смерти
  • Тема будущего
  • Тема памятника

Часть 1

Тема родины

1.М.Ю.Лермонтов «Родина»«Странной» называет свою любовь к России поэт. Он разделяет понятия родина и государство. Поэт любит красоту природы своей страны, её безграничные просторы. Именно это, а не «слава, купленная кровью», составляет его гордость. Но поэт понимает, как бесправен в России  народ, поэтому деревни – «печальные», дома, «покрытые соломой». Поэту дорога народная Русь, с её традициями, праздниками, культурой, с её трудолюбивым народом, а не страна, в которой столько несправедливости.

Текст

2.А.А.Блок «Россия»Поэт любил Россию, верил, что это великая держава. Он не покинул её после революции, постарался принять новый режим.

Поэт не приукрашивал действительность, описывая Россию. Он видел и покосившиеся избы  крестьян, и нищету простого народа.

Однако поэт верил, что Россия не пропадёт, не сгинет, что станет могущественнее и краше. Он верил в будущее Родины,  надеялся, что «невозможнее возможно». Это глубоко патриотическое стихотворение, полное огромной любви к России.

Текст

  1. К.М.Симонов «Родина»

Гордость за огромную, великую страну, касающуюся трёх океанов, передаёт поэт в стихотворении. Её ширь, величие, непобедимость составляют гордость каждого россиянина. Однако автор отмечает, что огромна любовь и к малой родне. В час, когда человек будет защищать страну, он вспомнит  тот уголок земли, где он родился. Большая и малая Родина — вот что даёт силы человеку в годы испытаний.

Текст

Общее.Для поэтов характерна огромная любовь к России, гордость за её народ, вера в будущее страны. Несмотря на все испытания, Россия выстоит — этот мотив звучит в стихах поэтов о России.

Тема поэта и поэзии

1.А.С.Пушкин «Поэту»Автор пишет о трудной судьбе поэта, которого может ждать и слава, и осуждение. Поэт должен быть выше похвалы и суда глупцов, идти вперёд дорогой свободы и любимых дум, оставаться твёрдым и спокойным. Поэт не должен ждать наград, он сам себе судья, если поэт идёт верной дорогой , то и награды в нём самом, он сам должен уметь оценивать свои творения.

Текст

2.М.Ю.Лермонтов «Пророк»Поэт , по мнению, автора, -пророк, провозглашающий любовь и правду. Он осознаёт своё предназначение, однако общество не понимает его, не прислушивается к нему. Мало того, многие презирают за  правду. Поэт испытывает боль, горечь от этого. Он одинок. И хотя живёт в этой «пустыне»  одиночества, но продолжает говорить правду.

Текст

  1. А.А.Ахматова « Мне ни к чему одические рати…»

Автор пишет об особенностях поэтического творчества, о том, что в стихах она пишет о ,казалось бы, простых вещах- «одуванчике у забора», «запахе дёгтя», о лопухе и лебеде,  но всё это- окружающая  природа, а значит, жизнь во всей её простоте и прелести. Это те ценности, которые должен воспевать поэт. Не «одические рати» её стихи, а описание привычной жизни во всей её полноте.

Текст

Общее.Поэт должен всегда быть пророком, идти впереди, а не писать в угоду толпе. Жизнь во всех её проявлениях — вот предмет поэзии. Не  всегда поэта  понимают и принимают, труден его путь . Но он должен в любой ситуации вести людей к лучшему будущему, по пути добра, веры, справедливости через все трудности и непонимание.

Тема природы, восхищение её красотой, единение с природой.

1.А.А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом»Сила чувств лирического героя созвучна с пробуждающейся природой. Радость, счастье, любовь испытывает человек, видя вокруг красоту природы, его сердце просто переполнено радостью жизни. Душа его счастлива.

Текст

2.Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»Природа в стихах поэта — живая, она очеловечена, имеет свою душу, язык. Человек должен научиться понимать её, жить с ней  в гармонии, это сделает его счастливым. Поэту горько, что многие люди не видят, не слышат природы, они немы. Их ничто, даже голос матери, не встревожит. Неумение видеть красоту природы, прислушиваться в ней приводит к душевной чёрствости, бессердечности.

Текст

3.С.А.Есенин «Клён ты мой опавший…»Поэт олицетворяет природу, говорит с клёном, видит много похожего в судьбах. Только он ещё не опавший, как клён,  « а вовсю зелёный», молодой, полный  сил и желания жить. Поэт словно ищет утешения и дружеского участия   у природы. Чувствуется грусть, которую испытывает лирический герой, непонимание окружающих, если он , как к другу, обращается к клёну, беседует с ним.

Текст

Общее.Поэты восхищаются красотой природы, одухотворяют её. Природа созвучна внутреннему настроению  человека. Любое состояние можно ярче почувствовать на лоне природы. Она  и успокоит, и вдохновит, и даст силы человеку. Единение с природой делает человека счастливым.

Тема взаимосвязи внутреннего мира человека с природой

1.М.Ю.Лермонтов «Тучи»Многого похожего  в своей судьбе  с  тучами видел поэт .Прежде всего, это одиночество и нахождение вдали от Родины. Но разница в том, что тучи сами выбрали этот путь, нет у них Родины, а поэт тоскует по родине, сердце его переполнено болью. Непонимание окружающих, тоску  и одиночество — вот что испытывал поэт. Наблюдение за одиноко и свободно плывущими по небу тучами, равнодушными, холодными, ещё более усиливают эти чувства.

Текст

  1. Ф.И.Тютчев «Тени сизые сместились»

Человек – часть  природы. Он ощущает это постоянно. Прекарасная картина начинающейся ночи поражает нежностью, восхищением, Уснуло всё вокруг. «Всё во мне, и я во всём»,- писал поэт. Соединение человека с природой делает его счастливым .Поэт словно просит у природы успокоения души, тишины, воссоединения с природой. «Все залей и утиши».

Текст

3.А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»Весна для А.Ахматовой — время переживаний, переосмысления прошлого, надежды на будущее. Дни предчувствия весны — это дни ожидания изменений в судьбе, ощущение лёгкости, когда всё вокруг кажется иным, воспринимается иначе.  «И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь». Весна — ожидание изменений в жизни, обновления, такого же, как и в природе.

Текст

Общее.Природа помогает человеку острее чувствовать, воспринимать жизнь и всё происходящее — от тоски и одиночества до радости и счастья. Природа созвучна любому состоянию человека. Ощущение одиночества и тоски, восхищения и ожидания – всё  усиливается картинами природы.

Продолжение  следует.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Самое сложное задание ЕГЭ по литературе – это анализ стихотворения. Во-первых, само стихотворение может быть незнакомым, как и поэт, его написавший. Во-вторых, может быть неправильно понят (или совсем не понят) вопрос задания для анализа. Да вообще мало кто понимает лирику: язык сломаешь из-за инверсий или этих ямбов-хореев! Однако анализировать лирику надо: это добрая треть всех заданий ЕГЭ, да и без экзамена человек, связывающий свою жизнь с литературой, должен уметь это делать. Должен… Заставляют… А вы попробуйте научиться получать удовольствие от этого на первый взгляд скучного и утомительного занятия – анализа стихотворений!

Как этому научиться? Рассказывает преподаватель TutorOnline Василий Михайлович. 

Шаг первый – с чего начать?

Лиха беда – начало… Действительно, как подступиться к стихотворению? Для многих стихи – это бессмысленный зарифмованный набор слов. Ну, во-первых, не всегда “зарифмованный”.  Уж точно не бессмысленный!

Начните со стихотворений, в которых есть сюжет. То, за что критики упрекали Николая Алексеевича Некрасова. Вот с него и начните! “Тройка”, “В дороге”, “Железная дорога” – везде есть события. Как, в какой последовательности они изложены? Как автор относится к героям? Почему вы так решили? Что указывает на его отношение?

Привлеките литературоведческий материал. Попробуйте определить размер (у Некрасова он часто трехсложный!), обратите внимание на рифмовку и строфическое деление (если есть). В стихах средства художественной выразительности сконцентрированы в нескольких строках. Слов мало, поэтому каждое важно и несет огромную смысловую (идейную) и изобразительную (художественную) нагрузку. Поищите эпитеты, метафоры, сравнения. Может быть, они сосредоточены в каком-то определенном месте? В начале, в конце, в середине? Почему так?

Обратите внимание на лексику и синтаксис. Встречаются ли какие-то необычные обороты? Какая-нибудь фраза не совсем понятна? Не оставляйте “белых пятен”! Надо понять все!

“Есть ли у вас план?”

Герой великолепной мультэкранизации романа Жюля Верна “Вокруг света за восемьдесят дней” любил сам себе задавать такой вопрос. Да, перед началом любого дела нужно составить план его выполнения.

Существуют разные схемы анализа произведений литературы. Есть и схемы анализа стихотворений. Правда, с оговоркой: начинать можно и нужно с любого пункта. Что-то должно зацепить вас особенно. Ищите это “что-то”. Как? Поговорим чуть позже.

Итак, план. Обязательных пунктов нет, потому что бывают разные ситуации во время анализа. Стихотворение или его автор могут оказаться абсолютно неизвестными. На экзамене, например. Всякое бывает. Надо как-то спасаться.

Хорошо, если вы что-то знаете об авторе, об истории создания стихотворения. Это может здорово помочь. Стихи очень часто биографичны. Кроме того, поэты выражают мысли и чувства своего поколения. Не все, конечно, и не всегда. Но порой историко-биографические факты могут пригодиться.

Как мы уже сказали, бывают ситуации, когда нам вроде бы не на что опереться. Нет! Такого не бывает! Помните, как говорил И.С.Тургенев в своем самом известном стихотворении в прозе: “…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык? Его самое известное стихотворение “В дороге” ниже попробуем проанализировать. А как язык нам поможет? Своим богатством, конечно: стилевыми особенностями, выбором синонимов, антонимов, фонетическими особенностями (звукопись), повторами.

Как уже говорилось выше, обратите внимание на сюжеткомпозицию тоже). Если есть какие-то события, то им должно быть уделено особое внимание. Как о них рассказывается? Подробно или отрывисто, фрагментарно? Все ли сказано? Или, может, что-то важное опущено? Восстановимо ли это важное? Почему о чем-то не сказано прямо?

Какие образы созданы поэтом? Какие из них главные? Какие второстепенные? Что вы можете сказать о лирическом герое после прочтения стихотворения?

Еще раз вдумайтесь в смысл прочитанного. Как средства художественной выразительности помогают поэту выделить наиболее важное? Если все-таки поэт вам хотя бы немного знаком, вспомните основные (ключевые) особенности его творчества. Как они отражены в данном стихотворении?

Тема, проблема и идея, жанр и ритм, форма и содержание – все важно. Но что-то, конечно, особенно.

“Где же у него кнопка?”

Вор-философ Урри из телефильма “Приключения Электроника” по мотивам произведений Е.Велтистова постоянно спрашивает это у себя. Нам воры, конечно, не пример (мы сочинения сами пишем!), но вопрос правильный.

Итак, мы уже говорили, что надо найти в стихотворении то, за что можно зацепиться. Где же искать зацепку? Всегда ли она на виду?

Ищите в самом начале. И в конце. Как правило, в том, как начато и закончено стихотворение, и заключено главное.

Вспомните пушкинский “Анчар”. Начало: “В пустыне чахлой и скупой…” Конец: “…соседям в чуждые пределы”. Поэт начинает с описания пустынного мира. Мира без людей. Зло вне людей. Опасное, но только тому, кто его потревожит. А вот в финале оно уже в мире, населенном людьми. Зло уже в мире людей. И не само туда попало, а принесено человеком. По воле человека. То есть за зло в мире отвечает человек, а не какой-то анчар из пустыни. Причем не один человек, а минимум двое: пославший и принесший. Готов анализ? Нет, это только ключ к нему.

Или возьмем упомянутое выше стихотворение Тургенева: “Утро туманное, утро седое…”. Так оно начинается. А дальше повторы: “вспомнишь”, “вспомнишь”, “вспомнишь”. Три раза, как заклинание. Вспомнишь, “глядя задумчиво в небо широкое”. Вспомнишь “лица”, события, историю любви – от первой до последней встречи. Одной любви. И задумаешься. О своей жизни, о вечном. И кажется, что ты видишь седого, как утро из его стихотворения, поэта, смотрящего в небо сквозь окно мчащегося поезда. Под “ропот колес”… А потом прочитаешь дату написания – 1843 год – и первая строчка зазвучит по-другому. Потому что Тургеневу в 1843 году было всего лишь 25 лет! Откуда же эта седина в восприятии мира? Зацепило?

Умение находить подобные “зацепки” надо в себе вырабатывать. Постепенно вы научитесь анализировать абсолютно любое стихотворение. В том числе и отвечая на конкретный вопрос. Как в 15-м или 16-м задании ЕГЭ по литературе. У целевого анализа есть свои особенности, о которых мы поговорим в следующий раз. Впрочем, вы можете не ждать следующего раза, а записаться на занятия к репетиторам школы Tutoronline. До встречи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Добавить комментарий