Как найти архивы детского дома

Все темы

Детские дома в годы Великой Отечественной войны: как найти информацию о воспитанниках?

Братья 11-летний Моисей и 9-летний Гриша Беляковы из Кировского района Могилевской области. Их мать погибла в концлагере Озаричи, 1944, Белорусская ССР, Озаричи / источник: МАММ / МДФ, Евгений Подшивалов, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Братья 11-летний Моисей и 9-летний Гриша Беляковы из Кировского района Могилевской области. Их мать погибла в концлагере Озаричи, 1944, Белорусская ССР, Озаричи / источник: МАММ / МДФ, Евгений Подшивалов, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

В первой половине XX в. Советский Союз неоднократно сталкивался с чрезвычайным ростом количества детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из пиков этой печальной статистики были 1941–1945 гг.: у одних детей родители погибли на фронте, другие остались без близких родственников из-за высокой смертности в тылу, а многие были разлучены с семьями в результате эвакуации населения из прифронтовых регионов. Наряду с ними были и те, кто остался сиротой еще до начала войны. В результате этих обстоятельств количество детских домов, действовавших в СССР, выросло с 2,6 тыс. учреждений в 1941 г. до 6 тыс. в 1945 г., что говорит о кратном увеличении числа их воспитанников — счет детей, оставшихся без родителей, шел на сотни тысяч. 

Найти информацию о пребывании человека в детском доме в годы Великой Отечественной войны непросто. Связано это прежде всего с массовой эвакуацией этих учреждений в тыловые районы страны, а также с фрагментарностью и разбросанностью по архивам документов, в которых содержится информация о воспитанниках детских домов. Однако при должном упорстве и ознакомившись с советами, приведенными в настоящей статье, вполне возможно найти сведения о родственнике, который в 1941–1945 гг. воспитывался в детском доме. 

Дети войны, 1930-1940-е годы / источник: Музей Москвы, архив фотокорреспондента «Правды» Сергея Струнникова, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Дети войны, 1930-1940-е годы / источник: Музей Москвы, архив фотокорреспондента «Правды» Сергея Струнникова, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

У отцовских станков, 1941 / источник: МАММ / МДФ, Иван Шагин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

У отцовских станков, 1941 / источник: МАММ / МДФ, Иван Шагин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Выяснение судьбы человека, жившего в детском доме в годы Великой Отечественной войны, стоит начать с изысканий внутри семьи. Первым шагом может стать беседа как с самим бывшим воспитанником детского дома, если он жив, так и с его детьми и близкими. В ходе интервью необходимо как можно более подробно выяснить судьбу человека в 1941–1945 гг.: где он проживал в начале войны, был ли эвакуирован, как попал в детский дом и в каком именно учреждении находился. Зачастую такие воспоминания могут быть крайне важным свидетельством, которое можно сохранить для потомков с помощью бота-интервьюера, созданного сервисом Famiry. 

Еще одним важным шагом должно быть изучение документов семейного архива. Прежде всего, необходимо обратить внимание на следующие материалы: 

  1. Свидетельства о рождении — для выяснения, где родился и проживал человек до попадания в детский дом;
  2. Документы об образовании — воспитанники детских домов посещали ближайшие школы, поэтому аттестат может помочь выяснить, в каком именно учреждении находился ваш родственник.
  3. Трудовые книжки — после выпуска из детского дома, что в военное время происходило в 14-15 лет, бывший воспитанник, вероятнее всего, начинал трудовую деятельность в той же местности, где располагался его детский дом.
  4. Фотографии — в старых альбомах могут найтись фотокарточки, сделанные непосредственно в детских домах. Кроме того, стоит обратить внимание на обороты и подписи, где может обнаружиться зацепка для дальнейших поисков.

Первые месяцы войны. На площади Московского вокзала. Начало эвакуации детей, 1941, Ленинград / источник: МАММ / МДФ, Всеволод Тарасевич, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Первые месяцы войны. На площади Московского вокзала. Начало эвакуации детей, 1941, Ленинград / источник: МАММ / МДФ, Всеволод Тарасевич, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Целью проведения предварительных изысканий должно быть определение, в каком именно детском доме находился ваш родственник в годы Великой Отечественной войны. Если сделать это не удалось, то успехом можно считать и выяснение примерного местоположения этого учреждения — района или хотя бы области. Без этой информации проведение дальнейшего архивного поиска будет весьма затруднительно. 

Если эту информацию выяснить не удалось, то стоит обратиться к историческим исследованиям на тематику детских домов и эвакуированных детей в 1941–1945 гг. Так, например, если известно, из какого региона происходил ваш родственник, то стоит попытаться выяснить, куда чаще всего направляли эвакуированных из этой местности. Также в исторических и справочных материалах можно встретить упоминания о детских домах, которые были перевезены из других мест или были открыты специально для эвакуированных детей. Все это позволит ограничить круг поиска архивных материалов и повысит шанс на обнаружение сведений о вашем родственнике. 

Пионерский ансамбль песни и пляски в Колонном зале Дома Союзов, 1942, Москва / источник: МАММ / МДФ, Иван Шагин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Пионерский ансамбль песни и пляски в Колонном зале Дома Союзов, 1942, Москва / источник: МАММ / МДФ, Иван Шагин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Дети за станками в цехе завода, 1942, Москва / источник: МАММ / МДФ, Сергей Васин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Дети за станками в цехе завода, 1942, Москва / источник: МАММ / МДФ, Сергей Васин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Поскольку детские дома находились в ведении Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), то основной массив документов о них сохранился именно в фондах, связанных с деятельностью органов образования. Кроме того, часть сведений хранится в фондах местных органов власти, чаще всего, сельсоветов и горсоветов, на территории которых располагались детские дома. Этим фактом определяется перечень архивных учреждений, в которые стоит обратиться в первую очередь.

Например, Государственный архив Пермского края (ГАПК), Государственный архив Новосибирской области (ГАНО), Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ) и т. п. При самостоятельном посещении подобных архивов стоит обратиться к фондам, связанным с деятельностью органов просвещения/образования. Например, в ГАНО существует фонд Р-1366: «Главное управление народного образования администрации Новосибирской области» (г. Новосибирск, 02.10.1937 — по наст. вр.). Далее уже в составе этого фонда необходимо искать дела, связанные с детскими домами. 

Если же известно, в каком именно детском доме был ваш родственник, то стоит попробовать найти в региональном архиве фонд или опись, посвященные этому детскому дому. Также результативным может оказаться поиск среди дел фонда того или иного сельсовета или горсовета. 

В указанных выше архивных материалах могут быть найдены следующие документы: 

  • книги воспитанников детского дома — из них станет известно полное имя, дата рождения, прежнее место жительства, имена родственников, а также сведения о том, куда воспитанник был направлен после детского дома (в найденную семью, на учебу или в народное хозяйство);
  • списки детских учреждений для эвакуированных детей — это поможет выяснить, куда был направлен эвакуированный ребенок, и, соответственно, определить конкретный детский дом;
  • разнообразные материалы учета воспитанников детских домов — списки прибывших в то или иное учреждение; документы, связанные с розыском детей; списки воспитанников, переданных родителям или родственникам, и т. п.

Школьницы шьют телогрейки для фронта, 1943, Москва / источник: МАММ / МДФ, Сергей Васин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Школьницы шьют телогрейки для фронта, 1943, Москва / источник: МАММ / МДФ, Сергей Васин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Детский дом. Дети в поле с телёнком и козой, 1942 / источник: МАММ / МДФ, Сергей Васин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Детский дом. Дети в поле с телёнком и козой, 1942 / источник: МАММ / МДФ, Сергей Васин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Обычно это ведомственный архив, находящийся в составе министерства образования того или иного субъекта РФ. Обращаться в него стоит в том случае, если известно полное имя, дата рождения вашего родственника, а также точное название детского дома, где он жил в годы войны. Кроме того, чтобы архив рассмотрел ваше заявление, необходимы документы, подтверждающие родство с искомой персоной. Запрос в архив может быть автоматически составлен и отправлен с помощью специального сервиса, разработанного Famiry.

В этих архивных учреждениях могут обнаружиться сведения о пребывании вашего родственника в детском доме, его обучении в школе и других учебных заведениях. Также возможно, что найдется и личное дело воспитанника детского дома. 

В него стоит обращаться, когда стало известно, на территории какого района был расположен детский дом. Вполне вероятно, что в его фондах также отложились некоторые документы, связанные с деятельностью детского дома и образовательных учреждений, воспитанником которых был ваш родственник. Также иногда нелишним будет и посещение местного музея (краеведческого, школьного), в котором также могла сохраниться некоторая информация о детских домах и их воспитанниках.

Предшественник этой организации был создан еще в 1946 г. с целью содействия в поиске родственников, разлученных в 1941–1945 гг. В ЦРИ РКК хранится картотека на 3 млн детей, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны вместе со школами и детскими домами. Кроме того, есть и картотека на лиц, эвакуированных из западных областей СССР, включая г. Ленинград, в тыловые регионы. 

Для отправки запроса в ЦРИ РКК необходимы документы, подтверждающие родство с искомой персоной. Подробные инструкции по составлению запроса приведены на сайте центра. Отправить запрос можно лично в отделении Российского Красного Креста, почтовым отправлением или электронным письмом. 

Дети войны, 1944, Крымская АССР, Севастополь / источник: МАММ / МДФ, Евгений Халдей, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Дети войны, 1944, Крымская АССР, Севастополь / источник: МАММ / МДФ, Евгений Халдей, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Поиск информации о воспитаннике детского дома, находившемся там в годы Великой Отечественной войны, хоть и является трудоемким процессом, но все же вполне реален. Особенно важно проведение таких изысканий, если вы хотите восстановить семейную историю, но она обрывается на предке, оставшемся сиротой, — зачастую в таком случае неизвестны имена родителей, и проведение дальнейшего генеалогического исследования практически невозможно. Но если найти документы о пребывании человека в детском доме, то с высокой степенью вероятности удастся выяснить, откуда он был родом, были ли у него живые родственники и т. п. Все это дает отправные точки для восстановления истории семьи.

Читайте также

Поиск ребёнка

Найдено анкет: 2825.

Надежда П.

родилась в октябре 2022

Надюша – улыбчивая и спокойная девочка. Она любит внимание со стороны взрослого, поддерживает диалог звонким смехом. Наденька может удерживать в руке вложенную игрушку непродолжительное время. Девочка реагирует на звук музыкальной игрушки…

Савва Л.

родился в октябре 2022

Савва – маленький обаятельный мальчик. Он очень спокойный малыш, но, если ему что-то нужно, он может громко потребовать, чтобы дали заветную бутылочку, поменяли подгузник или просто уделили внимание. Савва недолго удерживает…

Алиса К.

родилась в июле 2022

Алиса – маленькая ласковая, тихая девочка. Она всегда радостно откликается на тепло и ласку, улыбается, старается лопотать что-то на своем языке. Поднимает голову, поворачивает ее во все стороны в поисках взрослого…

Станислав К.

родился в мае 2022

Стасик хорошенький, очаровательный, улыбчивый ребенок, который развивается в своем темпе. Он любознательный, умеет переворачиваться. Мальчик очень любит находиться на руках взрослых, держит игрушку, реагирует на обращенную к нему речь. Кушает он…

Иван Ш.

родился в апреле 2022

Иван – очаровательный малыш. Мальчик нуждается в заботе и ласке. У Вани появилась первая улыбка, он уже научился захватывать игрушки. Кормление осуществляется через гастростому.
Ивану необходима семья и взрослые…

Милана К.

родилась в марте 2022

Миланочка – спокойная, милая девочка, очень симпатичная, милая и обаятельная. Живая, любопытная, очень отзывчива на контакт с взрослыми. Даже на незнакомых взрослых Милана всматривается без страха, с интересом наблюдает, улыбается в…

Борис Ф.

родился в марте 2022

Борис – спокойный маленький мальчик. Он хорошо спит и хорошо ест, улыбается, когда его берут на руки. С интересом, доверчиво и открыто смотрит на окружающий мир и людей, в ответ на…

Евгений С.

родился в марте 2022

Женечка – общительный и активный малыш. Он всегда с улыбкой встречает знакомого взрослого, гулит в ответ на общение с ним. Женя хорошо кушает и спокойно спит. Он интересуется игрушками, берет их…

Максим А.

родился в январе 2022

Максим – веселый, активный малыш. Он любит общаться с взрослыми, хорошо идет на контакт, смеется, радуется общению. Мальчик знает свое имя, понимает некоторые простейшие речевые инструкции, в активной речи – лепет…

Анастасия М.

родилась в январе 2022

Настенька – маленькая, хрупкая, беззащитная девочка. Дюймовочка. Ласковая, очень любит индивидуальное внимание. Она может горько плакать до тех пор, пока воспитатель не возьмет ее на ручки, и тогда моментально успокаивается. Настя…

Анатолий К.

родился в январе 2022

Толенька активный, смышленый, любознательный мальчик. Он с большим вниманием, сосредоточенно рассматривает всё вокруг, наблюдает за взрослыми и детьми, рассматривает и исследует игрушки. Он с удовольствием играет в игрушки – рассматривает их…

Артем К.

родился в январе 2022

Артем – спокойный, обаятельный малыш. Он с интересом смотрит на игрушки и лица людей. Артемка любит проводить время на руках у взрослого, улыбается в ответна ласковую речь и телесные прикосновения. Тема…

Алексей Д.

родился в декабре 2021

Лешенька ласковый и нежный мальчик. Он немного отстает в развитии от сверстников, любит «разговаривать» (лепетать) на своём языке, петь песенки. Леша чувствительный ребенок, требующий ласки и ухода, он очень любит находиться…

Руслан Г.

родился в декабре 2021

Русланчик хорошенький, очаровательный, улыбчивый “солнечный” мальчик. Он научился переворачиваться на бочок, животик и обратно, сидит с дополнительной поддержкой. У Руслана хороший аппетит, он уже сам держит бутылочку. Дневной и ночной сон…

Виктор П.

родился в ноябре 2021

Витенька – милый, тихий, голубоглазый малыш. Он охотно отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого, любит прикосновения, гулит в ответ. Витя любит рассматривать низко висящие над ним игрушки. Из-за особенностей развития…

Станислав Ш.

родился в октябре 2021

Стасик – спокойный, обаятельный мальчик. Он умеет требовать к себе внимания, если хочет кушать или если ему что-то не нравится. Стасик хорошо держит голову, лежа на животе, наблюдет за игрушкой, умеет…

Александр З.

родился в октябре 2021

Александр c первых дней живёт в Доме ребёнка. За это время он привык к «своим» значимым взрослым, встречает их улыбкой, проявляет положительные эмоции во время контакта. Во время общения Саша поворачивает…

Дарья М.

родилась в октябре 2021

Дашенька тихая, спокойная, обаятельная малышка. Она обращает внимание на яркие, красочные игрушки, следит за ними взглядом, тянется к ним. Дашуля прислушивается к разным звукам, поворачивает голову к их источникам, учится различать…

Максим Ф.

родился в сентябре 2021

Максим – спокойный, очаровательный “солнечный” мальчик. В силу основного диагноза, малыш отстает в развитии от сверстников. Ребенок фиксирует взгляд на игрушке, следит за ней в разных направлениях, берет игрушку из любых…

Диана Ш.

родилась в сентябре 2021

Диана – симпатичная, обаятельная, улыбчивая малышка. Спокойная, ласковая, жизнерадостная. Дианочке нравится играть с яркими музыкальными игрушками, она может подолгу наблюдать за игрой других детей. Всегда радуется вниманию взрослого, оживляется, много улыбается…

София Г.

родилась в сентябре 2021

София – очаровательная малышка. Улыбчивая, спокойная, позитивно смотрит на окружающий мир. Соня очень тянется ко взрослым, предпочитает находится рядом или на руках “своего” человека. Наблюдает за действиями взрослого, старается привлечь к…

Роман З.

родился в августе 2021

Ромочка — серьезный, маленький мальчик. Он внимательно следит за всем происходящим вокруг, вглядывается в лицо разговаривающего с ним взрослого, гулит, требует, если ему что-то нужно. Ромочка научился самостоятельно садиться, вставать у…

Мариям Д.

родилась в июне 2021

Мариям – милая, очень трогательная малышка. Она сильно отстает от своих сверстников в развитии, как будто бы замерла в своем маленьком мире. Мари не реагирует на звуки, на свет, не держит…

София И.

родилась в июне 2021

София поступила в Дом ребенка в возрасте 2 месяцев, после рождения ей сразу пришлось бороться за свою жизнь. Соня эмоциональный ребенок, настроение чаще всего позитивное. Девочка с удовольствием общается со знакомыми…

Последние обновления

14.05.2023

Обновлен региональный банк данных детей, оставшихся без попечения родителей, Тверской области: в банк добавлены анкеты 8 новых детей, актуальной информацией пополнены анкеты 14 детей. Всем этим детям нужны любящие и заботливые родители!

Где родилась и куда делась дочь после смерти Клавдии?

Должно было выдаваться свидетельство о рождении с данными родителей. – СВЕДЕНИЯ ЗАГС

ТАМ же полные данные умершего должны быть, поскольку оформлялось свидетельство о смерти , на основании которого происходило захоронение. В архивах кладбища тоже могут быть полные сведения.

В полных сведениях необходимо обратить внимание на место рождения.

Возможно в Талицкий район направлялись люди с конкретного региона, скорее всего именно так. Должен быть учет прибывших в эвакуацию, поскольку их должны были ставить на учет, довольствие, привлекать к труду. 

В архивах администрации района должны быть данные о принятых лицах, прибывших в эвакуацию или организациях которые были туда эвакуированы.

Значит должно было быть подворное размещение, как правило эти сведения вносились в домовую книгу. Значит сведения должны быть архивах района, или трудового органа (колхоз, совхоз) куда прибыла. 

Так а всё-таки ответь как взять не дело а копию личного дела с детского дома?

Ответы на вопрос (3):

Пишите соответствующее заявление, и просите копию личного дела. По достижении подопечным 18 лет его личное дело передается на хранение в архив органа опеки и попечительства. Личные дела подопечных хранятся в архиве органа опеки и попечительства в течение 75 лет, после чего подлежат экспертизе ценности документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 559) (см. текст в предыдущей редакции)

Спросить

Да не ответ это. а хрень полная. Вапрос был о копии дела. А не об орегинале.

Вам не копия нужна, а обследование у врача.

Спросить

Так копия и нужна чтобы врачу отнест😁

Вот видите я ясновидящая…

Тогда не тем занемаешься 😂😂

Наоборот, тем и занимаюсь…

Спросить

Похожие вопросы

Не является ценным. Могу ли я (и на основании каких положения)?

Спасибо за ответ. Небольшое уточнение: на мой запрос я получила нижеследующий ответ:

«Так как, сотрудник уволился в 1948 году, срок хранения личного дела 75 лет. После истечения срока хранения на личное дело можно сделать копию.»

Если я правильно понимаю п.3 статьи 22.1 125-ФЗ, то по истечении 75 лет личное дело может быть уничтожено, т.к. не является ценным.

Могу ли я (и на основании каких положения) получить копию личного дела сотрудника ДО истечения 75 лет с даты еготувольнения с предприятия?

Читать ответы: 1
Вопрос от 30.11.2022

Мои личные характеристики

Я работал в системе МВД (сейчас уже уволился) в моем личном деле остались мои многие характеристики с военной службы, образование, предыдущие места работы и все оригинал и нет не одной копии я могу как то взять часть своих документов из личного дела? В полиции мне говорят что нельзя т.к личное дело сейчас находится.

Читать ответы: 1
Вопрос от 25.05.2017

Что дальше? С кого трясти ответ?

– добился возбуждения уголовного дела по факту мошенничества, была даже очная ставка, прошло два месяца спустя, ни ответа-ни привета. Что дальше? С кого трясти ответ. В полиции сказали, что дело в прокуратуре. Каков срок проверки таких дел, кому писать, чтобы дело двигалось?!

Мошенник все еще на свободе, кому можно еще написать, чтобы все – таки таких людей сажали?!

Заранее благодарю за помощь и ответы.

Читать ответы: 2
Вопрос от 16.09.2013

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Добавить комментарий