Как найти ассимиляцию в тексте

Для согласных характерна ассимиляция:

  • по звонкости/глухости: в слове «просьба» на месте [с’], которое можно услышать в однокоренном слове «просить», мы произносим [з’], поскольку следом идёт звонкий [б], а слово «вход» начинается с глухого [ф] — в этом «виноват» стоящий далее [х];
  • по твёрдости/мягкости: в слове «стелька» [с] смягчается под действием [т’].

Зубные согласные могут полностью уподобляться соседним шипящим в результате ассимиляции по месту образования: без шума — бе[шш]ума, от чего — о[ч’ч’]его. «Подражание» по способу образования чаще встречается в диалектной речи, когда, например, в слове «медный» смычный [д] под влиянием «соседа справа» превращается в носовой [н].

Гласные тоже могут уподобляться друг другу по всем характерным для них признакам: по ряду, подъёму и огублению (лабиализации). В современном русском языке чаще можно встретить ассимиляцию третьего типа, но она характерна для разговорной речи (в слове «покупать» в первом слоге нередко произносится звук, близкий к [у], и происходит это под действием гласного [у] во втором слоге) и просторечия («хулиган» превращается в характерного для нелитературной речи «ху[л’у]гана»).

Примеры других типов можно найти, проследив, как развивалась фонетика русского языка и как многие знакомые нам слова стали именно такими, какими мы привыкли их видеть и слышать.

Существует несколько видов ассимиляции.

  • Полная ассимиляция заставляет звук уподобляться другому по всем признакам, которые до этого их различали, фактически превращаться в него (без шума — бе[шш]ума); при неполной один звук меняется под действием другого, но не становится его копией (без папы — бе[с] папы, а не бе[п] папы);
  • Контактная ассимиляция происходит между соседними звуками, (без папы — бе[с] папы), а дистантная — между звуками, которые не находятся в непосредственном контакте (ассимиляция в словах «покупать» и «хулиган» из примера выше);
  • Регрессивная ассимиляция «направлена назад» (влево, поскольку слова русского языка мы читаем слева направо), это явление, при котором предыдущий звук меняется под действием последующего ([ф]ход), а прогрессивная — вперёд (вправо), это изменение последующего звука под действием предыдущего. В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается, но примеры этого явления можно найти в диалектной речи: Танька — [та́н’к’а(ъ)].

Любую ассимиляцию можно охарактеризовать по всем перечисленным признакам. Так, фраза «бе[с] папы» демонстрирует неполную контактную регрессивную ассимиляцию.

Звукам, как и людям, хочется сохранять свою индивидуальность и не быть похожими друг на друга. Поэтому существует диссимиляция, то есть расподобление по одному или нескольким признакам. Хрестоматийный пример диссимиляции — слово «легко». В нём звук [г] (ср. «лёгок») сначала оглушается под действием соседнего [к], то есть полностью ассимилируется ему. А затем, будучи смычным согласным и находясь перед таким же смычным, [к] превращается в щелевой [х], поскольку человеку, говорящему на русском языке, гораздо проще произнести сочетание [хк], чем [кк], — для этого требуется меньше артикуляционных усилий.

В слове «легко» мы находим пример диссимиляции по способу образования. Расподобление согласных по другим признакам и диссимиляция гласных тоже возможны. Только встречаются они в основном в диалектной речи, а не в литературном языке. Эти процессы «Изборник» обязательно рассмотрит в разделе, посвящённом диалектологии.

Аккомодация — «компромисс» между гласными и согласными, их приспособление друг к другу. Её можно увидеть в следующих примерах:

  • «суперигра»: [р] в приставке супер- произносится твёрдо и не смягчается под действием гласного. Из-за этого на месте [и] произносится [ы];
  • «от истины»: твёрдый согласный в предлоге влияет на последующий гласный [и], превращая его в [ы].

Диссимиляции и аккомодации, как и ассимиляции, бывают прогрессивными и регрессивными.

Для согласных характерна ассимиляция:

  • по звонкости/глухости: в слове «просьба» на месте [с’], которое можно услышать в однокоренном слове «просить», мы произносим [з’], поскольку следом идёт звонкий [б], а слово «вход» начинается с глухого [ф] — в этом «виноват» стоящий далее [х];
  • по твёрдости/мягкости: в слове «стелька» [с] смягчается под действием [т’].

Зубные согласные могут полностью уподобляться соседним шипящим в результате ассимиляции по месту образования: без шума — бе[шш]ума, от чего — о[ч’ч’]его. «Подражание» по способу образования чаще встречается в диалектной речи, когда, например, в слове «медный» смычный [д] под влиянием «соседа справа» превращается в носовой [н].

Гласные тоже могут уподобляться друг другу по всем характерным для них признакам: по ряду, подъёму и огублению (лабиализации). В современном русском языке чаще можно встретить ассимиляцию третьего типа, но она характерна для разговорной речи (в слове «покупать» в первом слоге нередко произносится звук, близкий к [у], и происходит это под действием гласного [у] во втором слоге) и просторечия («хулиган» превращается в характерного для нелитературной речи «ху[л’у]гана»).

Примеры других типов можно найти, проследив, как развивалась фонетика русского языка и как многие знакомые нам слова стали именно такими, какими мы привыкли их видеть и слышать.

Существует несколько видов ассимиляции.

  • Полная ассимиляция заставляет звук уподобляться другому по всем признакам, которые до этого их различали, фактически превращаться в него (без шума — бе[шш]ума); при неполной один звук меняется под действием другого, но не становится его копией (без папы — бе[с] папы, а не бе[п] папы);
  • Контактная ассимиляция происходит между соседними звуками, (без папы — бе[с] папы), а дистантная — между звуками, которые не находятся в непосредственном контакте (ассимиляция в словах «покупать» и «хулиган» из примера выше);
  • Регрессивная ассимиляция «направлена назад» (влево, поскольку слова русского языка мы читаем слева направо), это явление, при котором предыдущий звук меняется под действием последующего ([ф]ход), а прогрессивная — вперёд (вправо), это изменение последующего звука под действием предыдущего. В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается, но примеры этого явления можно найти в диалектной речи: Танька — [та́н’к’а(ъ)].

Любую ассимиляцию можно охарактеризовать по всем перечисленным признакам. Так, фраза «бе[с] папы» демонстрирует неполную контактную регрессивную ассимиляцию.

Звукам, как и людям, хочется сохранять свою индивидуальность и не быть похожими друг на друга. Поэтому существует диссимиляция, то есть расподобление по одному или нескольким признакам. Хрестоматийный пример диссимиляции — слово «легко». В нём звук [г] (ср. «лёгок») сначала оглушается под действием соседнего [к], то есть полностью ассимилируется ему. А затем, будучи смычным согласным и находясь перед таким же смычным, [к] превращается в щелевой [х], поскольку человеку, говорящему на русском языке, гораздо проще произнести сочетание [хк], чем [кк], — для этого требуется меньше артикуляционных усилий.

В слове «легко» мы находим пример диссимиляции по способу образования. Расподобление согласных по другим признакам и диссимиляция гласных тоже возможны. Только встречаются они в основном в диалектной речи, а не в литературном языке. Эти процессы «Изборник» обязательно рассмотрит в разделе, посвящённом диалектологии.

Аккомодация — «компромисс» между гласными и согласными, их приспособление друг к другу. Её можно увидеть в следующих примерах:

  • «суперигра»: [р] в приставке супер- произносится твёрдо и не смягчается под действием гласного. Из-за этого на месте [и] произносится [ы];
  • «от истины»: твёрдый согласный в предлоге влияет на последующий гласный [и], превращая его в [ы].

Диссимиляции и аккомодации, как и ассимиляции, бывают прогрессивными и регрессивными.

Ассимиляция(лат.assimilātio‘уподобление,
отождествление’) – комбинаторный
фонетический процесс, артикуляторное
и акустическое уподобление звуков,
возникающее между звукамиодного
типа
: между гласными или между
согласными5.

По степени уподобленияассимиляция
может быть

  • полной(ассимилируемый звук полностью совпадает
    с тем, которому он уподобляется),

  • неполной
    (частичной) – происходит
    уподобление по одному или нескольким
    признакам.

Кроме того, ассимиляция может быть:

  • контактной(влияет соседний звук),

  • дистантной,
    или дистактной(лат.dis‘раз’, tangere
    ‘касаться’) (уподобляются звуки,
    отделенные друг от друга).

Напр.:

  • сказка
    [скáскα] (ср. в сильной позиции
    перед гласным, где ассимиляции нет:
    сказать
    [скΛзáт’]),лодка [лóткα] (в сильной позициилодок [лóдък]) – неполная,
    регрессивная, контактная ассимиляция
    по глухости;

  • сбить
    [зб’ит’] (ср.собью [сΛб’jý])
    – неполная, регрессивная, контактная
    ассимиляция по звонкости;

  • отдыхддых] – полная, регрессивная,
    контактная ассимиляция по звонкости;

  • снег
    [с’н’эк],кости [кóс’т´и]
    (ср.костный [кóсныι]) – неполная,
    регрессивная, контактная ассимиляция
    по мягкости (факультативная);

  • сшить[ш:ыт’] (ср.сошью [сΛшjý])
    – полная [сш → шш → ш:], контактная,
    регрессивная ассимиляция по месту
    образования (факультативная);

  • сжечь
    [ж:эт’ш’] (ср.сожгу [сΛжгý])
    – полная, контактная, регрессивная
    ассимиляция по звонкости (обязательная)
    и месту образования (факультативная).

См.
таблицу в [Реформатский, с. 205].

Прогрессивная ассимиляция в русскомлитературномязыке не встречается,
она представлена только вговорахипросторечии:

  • Ванькя
    [вáн’к’α],бочкю [бόт’ˆш’к’у],чайкю, дочкю, Ольгя.

В просторечиивстречается ассимиляция
между гласными:

  • хулюган– полная, дистантная, прогрессивная
    ассимиляция по участию губ и ряду.

Примеры регрессивной ассимиляции из
историирусского языка:

  • къде →
    кде → где
    – после падения редуцированного
    [ъ] согласные [к] и [д] оказались рядом,
    и [к] ассимилировал [д];

  • съдесь
    → сдесь → здесь.

В англ. литературном языке есть и
прогрессивная, и регрессивная ассимиляция:

  1. прогрессивная:
    cat-s
    [s]
    dog-
    s
    [z];
    make-s
    [s]
    read-
    s
    [z].

Установить,
какой звук ассимилирует, можно в сильной
позиции: после гласных и сонорных
согласных:

  • bee-s,
    shoe-s, ros-es, ball-s, boy-s, go-es
    [z].

  1. регрессивная:

  • news
    [z] – newspaper
    [njuspeip],

  • has
    she
    [hæ],
    this shop [ðp],

  • good
    boy
    [gυbbi],
    good girl [gυggзl],

  • unbelievable
    [m],
    unconscious [ŋ]
    [Dirven, Verspoor, р. 129–130].

3.3. Диссимиляция

Диссимиляция(лат.dissimilātio‘расподобление’) –
комбинаторный фонетический процесс,
состоящий в расподобленииодинаковыхилиподобных звуководного типа.

Диссимиляция
также может быть

  • контактная
    и дистантная,

  • прогрессивная,
    регрессивная.

Ноо диссимиляции нельзя сказать, полная
она или неполная.

В современном русск. яз. диссимиляция
встречается в диалектахипросторечии:

  • колидор(ср.
    коридор),
    секлетарь
    (ср.
    секретарь):
    один из двух одинаковых звуков [р]
    меняется на [л]; это дистантная регрессивная
    диссимиляция по месту и способу
    образования;

  • дохтор(ср.
    доктор),
    хто
    (ср. кто):
    [к] и [т] – два взрывных звука, один из
    них замняется щелевым; это контактная
    регрессивная диссимиляция по способу
    образования;

  • бонба(ср.
    бомба),
    транвай
    (ср.
    трамвай):
    [м] и [б] в первом случае, [м] и [в] во
    втором
    губные звуки, первых звук заменяется
    на зубной; это контактная регрессивная
    диссимиляция по месту образования.

Примеры из историиязыка:

  • вести
    < ве
    дти(ср.веду);мести < метти
    (ср.мету), класть
    < кла
    дть (ср.кладу);

  • лат.
    Februar >
    февра
    ль; лат.
    peregrīnu(s)
    > ит.pellegrino>пилигрим.

Иногда ассимиляция и диссимиляция
происходят одновременно:

  • мягкий[м’áх’к’ьί],легкий[л’óх’к’ьί]
    (ср.мягок, лёгок)
    – полная регрессивная ассимиляция по
    участию голоса и мягкости [г’к’] →
    [к’к’] + регрессивная диссимиляция по
    способу образования [к’к’] → [х’к’].

См. таблицу в [Реформатский, с. 207].

Соседние файлы в папке 2. Фонетика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 марта 2021 года; проверки требует 1 правка.

У этого термина существуют и другие значения, см. Ассимиляция.

Ассимиля́ция в лингвистике — главным образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий), регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий) и взаимной (два соседних звука влияют друг на друга, сообщая какие-то черты артикуляции друг другу). Ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистактной (типичный пример — гармония гласных).

Ассимиляция противопоставляется диссимиляции, процессу расподобления двух звуков. Источником ассимилятивных процессов обычно является коартикуляция.

Ассимиляция согласных[править | править код]

Весьма распространённый тип ассимиляции согласных: ассимиляция по звонкости/глухости. Наиболее обычный тип в этом случае — требование того, чтобы два идущих рядом шумных согласных были либо звонкими, либо глухими. Кроме того, во многих языках (например, в русском, польском, немецком, нидерландском) оглушению подвергаются звонкие согласные в конце слова.

В ассимилятивных процессах могут участвовать и другие признаки, например твёрдость/мягкость (русский (литературный), украинский, польский, ирландский), место образования (русский язык, языки банту), способ образования (языки банту), назализация (австронезийские языки).

Ассимиляция гласных[править | править код]

Наиболее распространённый тип ассимиляции — гармония гласных, то есть уподобление всех гласных в рамках слова по ряду признаков. Весьма обычна гармония гласных по ряду, подъёму и лабиализации (типична для тюркских языков); другой часто встречающийся тип гармонии — гармония по продвинутости корня языка, встречающаяся в африканских языках.

Другие типы ассимиляции[править | править код]

Иногда как тип ассимиляции рассматриваются процессы вроде интервокальной лениции, то есть ослабления артикуляции согласного между гласными.

См. также[править | править код]

  • Метатеза
  • Сандхи

Литература[править | править код]

  • Кодзасов, С. В., Кривнова, О. Ф. Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001
  • Ashby, M., Maidment, J. An Introduction to Phonetic Science. Cambridge: CUP, 2005

Ссылки[править | править код]

  • Ассимиляция в лингвистике // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Цитата: Елень от сентября  7, 2009, 07:09
Подскажите, пожалуйста, примеры ассимиляции и диссимиляции с объяснениями, а то не могу понять.
Пыталась сообразить по этой статье, но разницы особой там не вижу :-[ Например, чем консонантная ассимиляция (лодка [лотка]) отличается от контактной диссимиляции(легко [лехко], скучно [скушно])?

Ну что ж, давайте разберёмся вместе.  :) Попробую объяснить.  :) Если что, спрашивайте дальше. Целесообразно, думаю, начать с ведущего отличия этих двух процессов. Итак, говоря в общем, ассимиляция (от латинского ad- + ~similatio = ‘у-подобление’) – фонетический процесс, состоящий в уподобление звуков (вариантов фонем) по тем или иным артикуляционным признакам (так, первый звук в слове “сделать” в произношении часто реализуется как [з’], заимствуя у последующего звука признаки звонкости и мягкости и тем самым ассимилируясь). Диссимиляция, напротив, заключается в расподоблении по этим же признакам. Приведу здесь довольно известную, но вместе с тем понятную иллюстрацию. Как в РЛЯ мы произносим слово “лёгкий”? Не лё[к]кий, а лё[х]кий. То есть изначально имеем два смычных звука, а вследствие диссимиляции получаем сочетание “щелевой+смычный”. Как видим, произошло расподобление по артикуляционному признаку способа образования. Ассимиляция и диссимиляция могут быть охарактеризованы по нескольким критериям.   :yes: Рассмотрим их на примере ассимиляции.
1) По линейному расстоянию между взаимодействующими звуками.
В рамках данного критерия различается контактная и дистантная ассимиляции (вероятно, есть и другие термины). При

контактной

взаимодействующие звуки  могут быть расположены либо контактно (как, скажем, в слове “лодка” звучит [т] под влиянием глухости стоящего рядом [к]). При

дистантной

взаимодействуют не соседние звуки. Скажем, в диалектах встречается произношение к[у]стюм, а не к[а]стюм под влиянием гласного [у], находящегося в другом слоге.
2) По направлению воздействия: регрессивная и прогрессивная.
3) По степени уподобления/ расподобления: полная либо частичная.
Но, поскольку Вас интересовал именно первый из перечисленных критериев, о нём я сказала немного подробней. 

П.С. Кстати говоря, в самом термине “ассимиляция” отразилась она самая. Я говорю о конечной /d/ приставки. С одной стороны, здесь ассимиляция, потому что /d/, по причине контактной ассимиляции в сочетании /ds’/, материализуется в глухом мягком звуке, а не в звонком [d]. С другой, –  если бы тут проявлялась одни лишь ассимиляции по глухости и мягкости, звучало бы [т’], а не [с’]. Последний возник в результате контактной ассимиляции по признаку способа образования: [ts] > [ss]. Забавненько. Что называется, слово говорит само за себя.  :)

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе­ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше­ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со­ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо­значают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки. Это транскрипция. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания. См. подробно: Правила русской транскрипции в школе.

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер­дости-мягкости: [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот­носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще­ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук. Например, щека — [ш′ика], чаща — [чаш′а], ванна — [вана], касса — [каса]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими. Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Напри­мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую­щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а)  если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе­лье — бе[л′йо];

б)  для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в)  для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки  [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] — глухие (не имеют пары по твер­дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш′] — всегда  мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова)

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1.

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Иногда необходимо сделать фонетическую запись целого предложения или текста. См. об этом подробнее: Образцы транскрипции предложения.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без­ударный; 
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер­дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
  [у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

См. подробно: правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих русский язык школьников.

Дополнительно:

  • Каковы правила русской транскрипции в школе?
  • Где найти образцы транскрипции русских слов?
  • Где найти образцы транскрипции предложения?
  • Какие знаки используют в русской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в русской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в русской транскрипции?
  • Где найти знаки русской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где найти знаки русской транскрипции для высшей школы?

Добавить комментарий