Для согласных характерна ассимиляция:
- по звонкости/глухости: в слове «просьба» на месте [с’], которое можно услышать в однокоренном слове «просить», мы произносим [з’], поскольку следом идёт звонкий [б], а слово «вход» начинается с глухого [ф] — в этом «виноват» стоящий далее [х];
- по твёрдости/мягкости: в слове «стелька» [с] смягчается под действием [т’].
Зубные согласные могут полностью уподобляться соседним шипящим в результате ассимиляции по месту образования: без шума — бе[шш]ума, от чего — о[ч’ч’]его. «Подражание» по способу образования чаще встречается в диалектной речи, когда, например, в слове «медный» смычный [д] под влиянием «соседа справа» превращается в носовой [н].
Гласные тоже могут уподобляться друг другу по всем характерным для них признакам: по ряду, подъёму и огублению (лабиализации). В современном русском языке чаще можно встретить ассимиляцию третьего типа, но она характерна для разговорной речи (в слове «покупать» в первом слоге нередко произносится звук, близкий к [у], и происходит это под действием гласного [у] во втором слоге) и просторечия («хулиган» превращается в характерного для нелитературной речи «ху[л’у]гана»).
Примеры других типов можно найти, проследив, как развивалась фонетика русского языка и как многие знакомые нам слова стали именно такими, какими мы привыкли их видеть и слышать.
Существует несколько видов ассимиляции.
- Полная ассимиляция заставляет звук уподобляться другому по всем признакам, которые до этого их различали, фактически превращаться в него (без шума — бе[шш]ума); при неполной один звук меняется под действием другого, но не становится его копией (без папы — бе[с] папы, а не бе[п] папы);
- Контактная ассимиляция происходит между соседними звуками, (без папы — бе[с] папы), а дистантная — между звуками, которые не находятся в непосредственном контакте (ассимиляция в словах «покупать» и «хулиган» из примера выше);
- Регрессивная ассимиляция «направлена назад» (влево, поскольку слова русского языка мы читаем слева направо), это явление, при котором предыдущий звук меняется под действием последующего ([ф]ход), а прогрессивная — вперёд (вправо), это изменение последующего звука под действием предыдущего. В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается, но примеры этого явления можно найти в диалектной речи: Танька — [та́н’к’а(ъ)].
Любую ассимиляцию можно охарактеризовать по всем перечисленным признакам. Так, фраза «бе[с] папы» демонстрирует неполную контактную регрессивную ассимиляцию.
Звукам, как и людям, хочется сохранять свою индивидуальность и не быть похожими друг на друга. Поэтому существует диссимиляция, то есть расподобление по одному или нескольким признакам. Хрестоматийный пример диссимиляции — слово «легко». В нём звук [г] (ср. «лёгок») сначала оглушается под действием соседнего [к], то есть полностью ассимилируется ему. А затем, будучи смычным согласным и находясь перед таким же смычным, [к] превращается в щелевой [х], поскольку человеку, говорящему на русском языке, гораздо проще произнести сочетание [хк], чем [кк], — для этого требуется меньше артикуляционных усилий.
В слове «легко» мы находим пример диссимиляции по способу образования. Расподобление согласных по другим признакам и диссимиляция гласных тоже возможны. Только встречаются они в основном в диалектной речи, а не в литературном языке. Эти процессы «Изборник» обязательно рассмотрит в разделе, посвящённом диалектологии.
Аккомодация — «компромисс» между гласными и согласными, их приспособление друг к другу. Её можно увидеть в следующих примерах:
- «суперигра»: [р] в приставке супер- произносится твёрдо и не смягчается под действием гласного. Из-за этого на месте [и] произносится [ы];
- «от истины»: твёрдый согласный в предлоге влияет на последующий гласный [и], превращая его в [ы].
Диссимиляции и аккомодации, как и ассимиляции, бывают прогрессивными и регрессивными.
Для согласных характерна ассимиляция:
- по звонкости/глухости: в слове «просьба» на месте [с’], которое можно услышать в однокоренном слове «просить», мы произносим [з’], поскольку следом идёт звонкий [б], а слово «вход» начинается с глухого [ф] — в этом «виноват» стоящий далее [х];
- по твёрдости/мягкости: в слове «стелька» [с] смягчается под действием [т’].
Зубные согласные могут полностью уподобляться соседним шипящим в результате ассимиляции по месту образования: без шума — бе[шш]ума, от чего — о[ч’ч’]его. «Подражание» по способу образования чаще встречается в диалектной речи, когда, например, в слове «медный» смычный [д] под влиянием «соседа справа» превращается в носовой [н].
Гласные тоже могут уподобляться друг другу по всем характерным для них признакам: по ряду, подъёму и огублению (лабиализации). В современном русском языке чаще можно встретить ассимиляцию третьего типа, но она характерна для разговорной речи (в слове «покупать» в первом слоге нередко произносится звук, близкий к [у], и происходит это под действием гласного [у] во втором слоге) и просторечия («хулиган» превращается в характерного для нелитературной речи «ху[л’у]гана»).
Примеры других типов можно найти, проследив, как развивалась фонетика русского языка и как многие знакомые нам слова стали именно такими, какими мы привыкли их видеть и слышать.
Существует несколько видов ассимиляции.
- Полная ассимиляция заставляет звук уподобляться другому по всем признакам, которые до этого их различали, фактически превращаться в него (без шума — бе[шш]ума); при неполной один звук меняется под действием другого, но не становится его копией (без папы — бе[с] папы, а не бе[п] папы);
- Контактная ассимиляция происходит между соседними звуками, (без папы — бе[с] папы), а дистантная — между звуками, которые не находятся в непосредственном контакте (ассимиляция в словах «покупать» и «хулиган» из примера выше);
- Регрессивная ассимиляция «направлена назад» (влево, поскольку слова русского языка мы читаем слева направо), это явление, при котором предыдущий звук меняется под действием последующего ([ф]ход), а прогрессивная — вперёд (вправо), это изменение последующего звука под действием предыдущего. В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается, но примеры этого явления можно найти в диалектной речи: Танька — [та́н’к’а(ъ)].
Любую ассимиляцию можно охарактеризовать по всем перечисленным признакам. Так, фраза «бе[с] папы» демонстрирует неполную контактную регрессивную ассимиляцию.
Звукам, как и людям, хочется сохранять свою индивидуальность и не быть похожими друг на друга. Поэтому существует диссимиляция, то есть расподобление по одному или нескольким признакам. Хрестоматийный пример диссимиляции — слово «легко». В нём звук [г] (ср. «лёгок») сначала оглушается под действием соседнего [к], то есть полностью ассимилируется ему. А затем, будучи смычным согласным и находясь перед таким же смычным, [к] превращается в щелевой [х], поскольку человеку, говорящему на русском языке, гораздо проще произнести сочетание [хк], чем [кк], — для этого требуется меньше артикуляционных усилий.
В слове «легко» мы находим пример диссимиляции по способу образования. Расподобление согласных по другим признакам и диссимиляция гласных тоже возможны. Только встречаются они в основном в диалектной речи, а не в литературном языке. Эти процессы «Изборник» обязательно рассмотрит в разделе, посвящённом диалектологии.
Аккомодация — «компромисс» между гласными и согласными, их приспособление друг к другу. Её можно увидеть в следующих примерах:
- «суперигра»: [р] в приставке супер- произносится твёрдо и не смягчается под действием гласного. Из-за этого на месте [и] произносится [ы];
- «от истины»: твёрдый согласный в предлоге влияет на последующий гласный [и], превращая его в [ы].
Диссимиляции и аккомодации, как и ассимиляции, бывают прогрессивными и регрессивными.
Ассимиляция(лат.assimilātio‘уподобление,
отождествление’) – комбинаторный
фонетический процесс, артикуляторное
и акустическое уподобление звуков,
возникающее между звукамиодного
типа: между гласными или между
согласными5.
По степени уподобленияассимиляция
может быть
-
полной(ассимилируемый звук полностью совпадает
с тем, которому он уподобляется), -
неполной
(частичной) – происходит
уподобление по одному или нескольким
признакам.
Кроме того, ассимиляция может быть:
-
контактной(влияет соседний звук),
-
дистантной,
или дистактной(лат.dis‘раз’, tangere
‘касаться’) (уподобляются звуки,
отделенные друг от друга).
Напр.:
-
сказка
[скáскα] (ср. в сильной позиции
перед гласным, где ассимиляции нет:
сказать [скΛзáт’]),лодка [лóткα] (в сильной позициилодок [лóдък]) – неполная,
регрессивная, контактная ассимиляция
по глухости; -
сбить
[зб’ит’] (ср.собью [сΛб’jý])
– неполная, регрессивная, контактная
ассимиляция по звонкости; -
отдых[óддых] – полная, регрессивная,
контактная ассимиляция по звонкости; -
снег
[с’н’эк],кости [кóс’т´и]
(ср.костный [кóсныι]) – неполная,
регрессивная, контактная ассимиляция
по мягкости (факультативная); -
сшить[ш:ыт’] (ср.сошью [сΛшjý])
– полная [сш → шш → ш:], контактная,
регрессивная ассимиляция по месту
образования (факультативная); -
сжечь
[ж:эт’ш’] (ср.сожгу [сΛжгý])
– полная, контактная, регрессивная
ассимиляция по звонкости (обязательная)
и месту образования (факультативная).
См.
таблицу в [Реформатский, с. 205].
Прогрессивная ассимиляция в русскомлитературномязыке не встречается,
она представлена только вговорахипросторечии:
-
Ванькя
[вáн’к’α],бочкю [бόт’ˆш’к’у],чайкю, дочкю, Ольгя.
В просторечиивстречается ассимиляция
между гласными:
-
хулюган– полная, дистантная, прогрессивная
ассимиляция по участию губ и ряду.
Примеры регрессивной ассимиляции из
историирусского языка:
-
къде →
кде → где– после падения редуцированного
[ъ] согласные [к] и [д] оказались рядом,
и [к] ассимилировал [д]; -
съдесь
→ сдесь → здесь.
В англ. литературном языке есть и
прогрессивная, и регрессивная ассимиляция:
-
прогрессивная:
cat-s
[s] –
dog-s
[z];
make-s
[s] –
read-s
[z].
Установить,
какой звук ассимилирует, можно в сильной
позиции: после гласных и сонорных
согласных:
-
bee-s,
shoe-s, ros-es, ball-s, boy-s, go-es [z].
-
регрессивная:
-
news
[z] – newspaper
[njuspeip], -
has
she [hæ],
this shop [ðp], -
good
boy [gυbbi],
good girl [gυggзl], -
unbelievable
[m],
unconscious [ŋ]
[Dirven, Verspoor, р. 129–130].
3.3. Диссимиляция
Диссимиляция(лат.dissimilātio‘расподобление’) –
комбинаторный фонетический процесс,
состоящий в расподобленииодинаковыхилиподобных звуководного типа.
Диссимиляция
также может быть
-
контактная
и дистантная, -
прогрессивная,
регрессивная.
Ноо диссимиляции нельзя сказать, полная
она или неполная.
В современном русск. яз. диссимиляция
встречается в диалектахипросторечии:
-
колидор(ср.
коридор),
секлетарь(ср.
секретарь):
один из двух одинаковых звуков [р]
меняется на [л]; это дистантная регрессивная
диссимиляция по месту и способу
образования; -
дохтор(ср.
доктор),
хто(ср. кто):
[к] и [т] – два взрывных звука, один из
них замняется щелевым; это контактная
регрессивная диссимиляция по способу
образования; -
бонба(ср.
бомба),
транвай (ср.
трамвай):
[м] и [б] в первом случае, [м] и [в] во
втором –
губные звуки, первых звук заменяется
на зубной; это контактная регрессивная
диссимиляция по месту образования.
Примеры из историиязыка:
-
вести
< ведти(ср.веду);мести < метти
(ср.мету), класть
< кладть (ср.кладу); -
лат.
Februar >
февраль; лат.
peregrīnu(s)
> ит.pellegrino>пилигрим.
Иногда ассимиляция и диссимиляция
происходят одновременно:
-
мягкий[м’áх’к’ьί],легкий[л’óх’к’ьί]
(ср.мягок, лёгок)
– полная регрессивная ассимиляция по
участию голоса и мягкости [г’к’] →
[к’к’] + регрессивная диссимиляция по
способу образования [к’к’] → [х’к’].
См. таблицу в [Реформатский, с. 207].
Соседние файлы в папке 2. Фонетика
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 марта 2021 года; проверки требует 1 правка.
У этого термина существуют и другие значения, см. Ассимиляция.
Ассимиля́ция в лингвистике — главным образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий), регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий) и взаимной (два соседних звука влияют друг на друга, сообщая какие-то черты артикуляции друг другу). Ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистактной (типичный пример — гармония гласных).
Ассимиляция противопоставляется диссимиляции, процессу расподобления двух звуков. Источником ассимилятивных процессов обычно является коартикуляция.
Ассимиляция согласных[править | править код]
Весьма распространённый тип ассимиляции согласных: ассимиляция по звонкости/глухости. Наиболее обычный тип в этом случае — требование того, чтобы два идущих рядом шумных согласных были либо звонкими, либо глухими. Кроме того, во многих языках (например, в русском, польском, немецком, нидерландском) оглушению подвергаются звонкие согласные в конце слова.
В ассимилятивных процессах могут участвовать и другие признаки, например твёрдость/мягкость (русский (литературный), украинский, польский, ирландский), место образования (русский язык, языки банту), способ образования (языки банту), назализация (австронезийские языки).
Ассимиляция гласных[править | править код]
Наиболее распространённый тип ассимиляции — гармония гласных, то есть уподобление всех гласных в рамках слова по ряду признаков. Весьма обычна гармония гласных по ряду, подъёму и лабиализации (типична для тюркских языков); другой часто встречающийся тип гармонии — гармония по продвинутости корня языка, встречающаяся в африканских языках.
Другие типы ассимиляции[править | править код]
Иногда как тип ассимиляции рассматриваются процессы вроде интервокальной лениции, то есть ослабления артикуляции согласного между гласными.
См. также[править | править код]
- Метатеза
- Сандхи
Литература[править | править код]
- Кодзасов, С. В., Кривнова, О. Ф. Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001
- Ashby, M., Maidment, J. An Introduction to Phonetic Science. Cambridge: CUP, 2005
Ссылки[править | править код]
- Ассимиляция в лингвистике // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Цитата: Елень от сентября 7, 2009, 07:09
Подскажите, пожалуйста, примеры ассимиляции и диссимиляции с объяснениями, а то не могу понять.
Пыталась сообразить по этой статье, но разницы особой там не вижу Например, чем консонантная ассимиляция (лодка [лотка]) отличается от контактной диссимиляции(легко [лехко], скучно [скушно])?
Ну что ж, давайте разберёмся вместе. Попробую объяснить. Если что, спрашивайте дальше. Целесообразно, думаю, начать с ведущего отличия этих двух процессов. Итак, говоря в общем, ассимиляция (от латинского ad- + ~similatio = ‘у-подобление’) – фонетический процесс, состоящий в уподобление звуков (вариантов фонем) по тем или иным артикуляционным признакам (так, первый звук в слове “сделать” в произношении часто реализуется как [з’], заимствуя у последующего звука признаки звонкости и мягкости и тем самым ассимилируясь). Диссимиляция, напротив, заключается в расподоблении по этим же признакам. Приведу здесь довольно известную, но вместе с тем понятную иллюстрацию. Как в РЛЯ мы произносим слово “лёгкий”? Не лё[к]кий, а лё[х]кий. То есть изначально имеем два смычных звука, а вследствие диссимиляции получаем сочетание “щелевой+смычный”. Как видим, произошло расподобление по артикуляционному признаку способа образования. Ассимиляция и диссимиляция могут быть охарактеризованы по нескольким критериям. Рассмотрим их на примере ассимиляции.
1) По линейному расстоянию между взаимодействующими звуками.
В рамках данного критерия различается контактная и дистантная ассимиляции (вероятно, есть и другие термины). При
контактной
взаимодействующие звуки могут быть расположены либо контактно (как, скажем, в слове “лодка” звучит [т] под влиянием глухости стоящего рядом [к]). При
дистантной
взаимодействуют не соседние звуки. Скажем, в диалектах встречается произношение к[у]стюм, а не к[а]стюм под влиянием гласного [у], находящегося в другом слоге.
2) По направлению воздействия: регрессивная и прогрессивная.
3) По степени уподобления/ расподобления: полная либо частичная.
Но, поскольку Вас интересовал именно первый из перечисленных критериев, о нём я сказала немного подробней.
П.С. Кстати говоря, в самом термине “ассимиляция” отразилась она самая. Я говорю о конечной /d/ приставки. С одной стороны, здесь ассимиляция, потому что /d/, по причине контактной ассимиляции в сочетании /ds’/, материализуется в глухом мягком звуке, а не в звонком [d]. С другой, – если бы тут проявлялась одни лишь ассимиляции по глухости и мягкости, звучало бы [т’], а не [с’]. Последний возник в результате контактной ассимиляции по признаку способа образования: [ts] > [ss]. Забавненько. Что называется, слово говорит само за себя.
Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударение, интонация, слогораздел.
Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи.
Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).
Гласные и согласные звуки
Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки. Это транскрипция. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания. См. подробно: Правила русской транскрипции в школе.
Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости: [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].
б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).
Примечания:
- у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
- звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
- черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук. Например, щека — [ш′ика], чаща — [чаш′а], ванна — [вана], касса — [каса]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.
г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соотносительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими. Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].
3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухими и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и обратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звонкими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Например, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.
Обозначение мягкости согласных на письме
В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:
1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.
Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости согласных в следующих случаях:
а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], белье — бе[л′йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глагола), а также наречий: вскачь, навзничь.
2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные звуки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].
3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:
- в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
- после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
- после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь[йи].
2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшествующего согласного в позиции после согласных, парных по твердости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].
Памятка:
- Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
- Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] — глухие (не имеют пары по твердости-мягкости)
- Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
- Звуки [й], [ч], [ш′] — всегда мягкие.
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова)
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1.
При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Иногда необходимо сделать фонетическую запись целого предложения или текста. См. об этом подробнее: Образцы транскрипции предложения.
Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):
- характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный;
- характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)
Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков
Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков
См. подробно: правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих русский язык школьников.
Дополнительно:
- Каковы правила русской транскрипции в школе?
- Где найти образцы транскрипции русских слов?
- Где найти образцы транскрипции предложения?
- Какие знаки используют в русской транскрипции?
- Как записать гласные звуки в русской транскрипции?
- Как записать согласные звуки в русской транскрипции?
- Где найти знаки русской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
- Где найти знаки русской транскрипции для высшей школы?