Как найти ассонанс в стихотворении

Ассонанс — это прием поэтической речи, который создается повтором отдельных гласных звуков, а также неточная рифма, основанная на совпадении ударных слогов.

Рассмотрим, что такое ассонанс в русской литературе, с какой целью используется в поэтической речи и какими средствами создается. Приведем примеры ассонанса в произведениях русских поэтов.

Что такое ассонанс?

Термин «ассонанс» французского происхождения. Буквально «ассонанс» в переводе с французского языка значит «созвучие». В своем произведении автор подбирает слова с одинаковыми гласными звуками, чтобы достичь определенного эффекта: передачи воя ветра, шума леса, раздолья степи, настроения героя и пр.

Ассонанс

Ассонанс, как и аллитерация, является разновидностью повтора на фонетическом уровне языка. Но в отличие от него аллитерация выражается в повторе согласных звуков или их созвучий.

Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель, а также филолог и поэт, считал, что посредством гласных звуков можно выразить разные чувства. По его мнению, звуки «о», «у», «ы» передают боль, печаль, зависть, гнев. С помощью гласных звуков «е», «и», «ю» можно выразить нежность и ласку. Это наблюдение используют поэты в своем творчестве, повторяя определенные звуки в поэтической строке или целой строфе, чтобы усилить яркость и образность художественной речи.

Здесь вам не равнина, здесь климат иной —
Идут лавины, одна за одно́й,
И здесь за камнепадом ревет камнепад…

В. С. Высоцкий

В этом отрывке повторение звуков «а», «и» создают чувство тревожности, передают динамичность движения, создают определенный эмоциональный настрой у читателя.

Ассонанс — это не только повтор гласных звуков, но и неточная рифма. Ассонанс строится на совпадении в рифмуемых словах только слогов, на которые падает ударение, или даже гласных в этих слогах:

  • до́ктор — мо́крый;
  • краси́вая — неугаси́мая;
  • де́вочки — ве́рбочки.

Так возникает неточная рифма:

Ночь капель считает, как лека́рство,
В рюмку-лунку: три…четыре…пять…
Месяц за лесом отыска́лся,
Посветив, нырнул за тучку спать…

Н. М. Грибачёв. Весна в «Победе».

Ассонанс примеры

А вот как в 22 года юный поэт А. Фет с помощью ассонанса рисует непогоду в природе:

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум —
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум —
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.

В каждой строке стихотворения звучит повторяющийся гласный «у», с помощью которого автор создает у читателя ощущение нарастающего ветра, шума морского прибоя, разыгравшегося шторма, когда потемневшее небо сливается с сердитым, разгулявшимся морем. Обратим внимание, что в стихотворении нет глаголов, но нарастание шторма ярко ощущается. Скрытая энергия, динамичность сквозит во всем произведении. Под стать непогоде настроение лирического героя мрачно. Думы одолевают его, как яростные волны, которые неотвратимо налетают на скалы и разбиваются тысячами мелких брызг. Для передачи этого настроения поэт использовал музыку стиха, оформив его с помощью литературного приема — ассонанса.

Приведем примеры использования ассонанса в русской поэзии.

Примеры в стихах

Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе
Свеча горела.

Борис Пастернак


Отговорила роща золотая
Берёзовым веселым языком

С. Есенин


О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Ф.И. Тютчев


Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.

Анна Ахматова

Тест

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 16

Ассонанс – это художественный приём, предусматривающий повторение гласных звуков или их сочетаний. Он придаёт художественному тексту мелодичность и выразительность.

Название этого понятия заимствовано из французского языка. Оно означает «созвучие». Аллитерация и ассонанс активно используются в поэзии.

Что такое ассонанс

Стилистический приём может выражать:

  • возвышенную романтичность образа главного героя стихотворения;

  • самобытность и неповторимость художественного слога автора.

Ассонанс в литературе – стилистический приём, возможности которого чрезвычайно широки. Повторение гласных звуков передаёт настроение автора, отражает эмоциональный посыл писателя. Оно может обнажать «нерв» стихотворения, вносить особое напряжение в композицию текста.

Для чего используется

Стилистический приём пользуется популярностью не только у профессиональных литераторов. Его активно применяют и в маркетинге (для повышения запоминаемости рекламных слоганов).

Народное творчество также «пронизано» ассонансом. Этот художественный приём встречается, например, в частушках, сказках, песнях и т. д.

Ассонанс – примеры в литературе

Повторение гласных звуков позволяет создать реально ощутимые, яркие эмоционально-зрительные образы в воображении читателя. В результате обеспечивается эффект детализации, личного присутствия в том или ином месте.

В поэзии

Ассонанс – художественный приём в литературе, который часто использовался талантливыми поэтами прошлого. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» содержатся такие строки:

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

В приведённом выше фрагменте знаменитого стихотворения постоянно повторяется звук «у». Это придаёт художественному тексту особую выразительность. Слова словно «переливаются» одно в другое.

Ассонанс в поэзии помогает нарисовать конкретный образ в воображении читателя. Так, в стихотворении А. Барто многократно повторяется звук «ю»:

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Обратите внимание! Благодаря сочетанию звука «ю» с мягкой «л» в произведении А. Барто у читателя возникает ощущение прикосновения к приятной, нежной ткани.

А. Фет весьма искусно рисует непогоду в природе в следующих поэтических строках:

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум —
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.

В каждой строке этого стихотворного произведения присутствует повторяющийся гласный звук «у». Таким образом у читателя возникают ассоциации с нарастающим ветром, разыгравшимся штормом. В стихотворении А. Фета нет ни одного глагола. При этом явственно ощущается нарастание шторма. Во всем поэтическом тексте сквозит скрытая энергия, явственно прослеживается динамичность.

Настроение лирического героя мрачное: словно под стать непогоде. Думы одолевают его, как неотвратимо налетающие на скалы яростные волны. Именно для передачи этого настроения А. Фетом и был использован такой приём, как повторение гласного звука «у».

Обратите внимание! Ассонанс – воплощение фонетического богатства русского языка. Но этот стилистический приём нужно использовать осторожно. Ассонансная «перегрузка» может привести к тому, что текст станет выглядеть монотонным, предложения окажутся тяжёлыми для восприятия.

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

В прозе

В прозе повторение отдельных гласных звуков встречается значительно реже. Тем не менее можно найти достойные примеры ассонанса в русской художественной литературе. В произведении «А зори здесь тихие…» Б. Васильева содержатся такие строки: «Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть бы войну эту в двадцать девять накатов с переборами».

Повторное гласного звука «О» помогает усилить трагичность описываемых событий. Как известно, повесть «А зори здесь тихие…» посвящена самоотверженным молодым зенитчицам – девушкам со сложной судьбой.

В самом слове «война» также присутствует звук «О». Это способствует ещё большему нагнетанию обстановки.

В фольклоре

В русском фольклоре также активно используется ассонанс. К примеру, повторение гласных звуков можно увидеть в разнообразных поговорках, пословицах. Примеры ассонанса в русском фольклоре приведены ниже:

Мели, Емеля – твоя неделя.

Использование ассонанса делает фразы более ёмкими, выразительными. Поэтому такие пословицы и поговорки легко запоминаются.

Чем отличается ассонанс от аллитерации

Аллитерация – ещё одно средство выразительности литературного языка. Её использование позволяет сделать упор на ритмичное повторение похожих по звучанию или одинаковых согласных звуков.

Довольно часто аллитерация и ассонанс гармонично соседствуют в одном стихотворении. В качестве примера стоит привести фрагмент произведения Б. Пастернака: «Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела». Здесь присутствуют и аллитерация (буквы «м», «л», «в», «с»), и ассонанс («е»), и повторение сочетаний согласных («св-вс»). Всё это придаёт стихотворному произведению особую музыкальность.

Что такое липограмма

Стоит дать определение и такому понятию, как липограмма. Это законченный художественный текст, автор которого сознательно не употребляет какую-либо букву. Липограмму можно назвать ассонансом «со знаком минус».

Звуковая инструментовка

Звуковая инструментовка – один из самых распространённых средств усиления фонетической выразительности речи. Этот художественный приём подразумевает употребление слов, близких по звучанию.

Пример использования звуковой инструментовки в литературе:

Пирует Пётр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.

В этом отрывке наглядно продемонстрировано созвучие гласных (а, о) и согласных (п, т, р) звуков. Оно фонетически выделяет доминирующие в стихотворении слова (пирует Пётр). Своеобразие звуковых повторов воплощает широту размаха царского торжества, о котором говорится в поэтических строках.

В литературных произведениях применяются разнообразные средства усиления фонетической выразительности текста. Их значение трудно переоценить. Ведь благодаря средствам художественной выразительности стихотворные строки приобретают богатую эмоционально-экспрессивную окраску. В результате стилистика автора становится более запоминающейся, выразительной. Следовательно, функции ассонанса и аллитерации разнообразны.

Другие статьи в нашем блоге:

Наш язык располагает множеством средств, которые помогают сделать речь яркой и запоминающейся. Одним из них является ассонанс. Этот стилистический приём неизменно придаёт произведениям, в которых применяется, оригинальность и выразительность.

Следует сразу уточнить, что в литературе встречается два толкования термина ассонанс. В романской поэзии под этим понятием имеется в виду неполная рифма, в которой совпадают только гласные звуки. Вот пример такой рифмы:

То-то же! По ночам
Не молись – идолам!
Я твою тайну выдала,
Идолопоклонница.
«Бессонница», М. И. Цветаева.

В нашем случае речь идёт об ассонансе как о способе звукозаписи, при котором в определённом фрагменте произведения (чаще поэтического) повторяются гласные. Этот термин происходит от французского слова «assonance», переводящегося как «созвучие», которое в свою очередь восходит к латинскому «assono» – «откликаюсь, звучу в лад». Понятие ассонанс антонимично аллитерации, но это не значит, что эти приёмы не применяются вместе. Наоборот, часто именно соседство повторяющихся согласных и гласных создаёт интересный звуковой рисунок стихотворения. Так, например, произошло в этом случае:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
«Бородино», М. Ю. Лермонтов.

Сочетание повторяющихся «а» и «у» напоминает о перекличке звонких голосов бравых молодых солдат, а добавляющаяся аллитерация («ш», «к») придаёт строчкам юмористическую нотку. Так трагический в целом сюжет приобретает мажорный настрой.

Исследователи склоняются к мнению, что ассонансы пришли в поэтический язык из фольклора. Мы обнаруживаем применение этого приёма в старинных песнопениях. Вот отрывок из древнегерманского эпоса «Песнь о Хильдебранде», сохранившаяся рукопись которого датирована IX веком (предполагают, что оригинал ещё более древний):

Hiltibrant enti Hadubrant | untar heriun twem
Sunufatarungo | irò saro rihtun
Gartun se irò gudhamun | gurtun sih irò swert ana
Helidos ubar hringa | do si to dero hiltiu ritun…

В русском фольклоре на ассонансе построено множество песен. Это неспроста, ведь именно повторяющиеся гласные придают мелодичность и протяжность напеву.

Уж ты ночка, ночка тёмная,
Темна ноченька осенняя,
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, не ясных звёздочек.

Вечер то мне матушка малым мало спалось,
Что малым мало спалось, много виделось…

Русские поэты также прибегали к этому приёму, чтобы добавить строкам музыкальность. Перед нами произведение А. А. Дельвига «Русская песня», которая не в последнюю очередь из-за ассонансов часто принималась за продукт народного творчества.

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?

Звук «о» создаёт протяжность в строках, напоминающих тоскливый стон, который издаёт лирическая героиня, оплакивающая потерянную любовь. Интересно, что та же гласная может нести совершенно иное настроение, будучи окружённой другими звуками. Вот фрагмент произведения «Разлука» М. И. Цветаевой:

Башенный бой.
Брошенный бой.
Где на земле –
Мой
Дом,
Мой – сон,
Мой – смех,
Мой – свет,
Узких подошв – след.

Точно рукой
Сброшенный в ночь –
Бой.

– Брошенный мой!

Здесь на восприятие влияют резкие взрывные сочетания согласных «б», «бр», «д». Из-за них «о» звучит не тягуче и печально как в предыдущем примере, а звонко и хлёстко, делая стихи похожими на вспышки яркого света.

Иногда повторяющаяся «е» соседствует с приглушёнными свистящими и шипящими согласными звуками. Это формирует вокруг строк своеобразный ореол нежности и чувственности. Обнаружить этот удивительный эффект мы можем в произведениях Б. А. Ахмадулиной. Вот отрывок из стихотворения «Ночь»:

Пока руке бездействовать велю,
любой предмет глядит с кокетством женским,
красуется, следит за каждым жестом,
нацеленным ему воздать хвалу.

Похожие ощущения возникают при чтении строк И. А. Бунина (стихотворение «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…»).

Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в берёзах у межи
Беспечно иволги болтают.

Однако здесь к «е» добавляется гласный «а», который добавляет этой сентиментальной летней картине теплоты и яркости.

Обратим внимание, что с помощью ассонанса можно создавать не только протяжность и плавность, но и формировать динамику. Так поступает К. Д. Бальмонт в стихотворении «Я вольный ветер, я вечно вею…»:

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая…

В этих строках мягкие «е», «и» сменяются более звонкими «а», «о», «у», отчего складывается полное впечатление о голосе ветра, то тихо шелестящем, то гулко воющем.

Ассонанс может пригодиться, когда требуется создать мажорное настроение. Этим часто пользуются авторы патриотических маршей.

Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон,
Но от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней.

«Красная Армия всех сильней», слова П. Григорьева, музыка С. Покрасса.

Здесь сочетание громких звонких гласных «а» и «о» задаёт бодрый ритм и вселяет в слушателей задорную уверенность.

Всё выше, и выше, и выше
Стремим мы полёт наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.

«Авиамарш», слова П. Д. Германа, музыка Ю. А. Хайта.

В этом отрывке также чувствуется жизнерадостность и приподнятое настроение, твёрдая вера в светлый завтрашний день.

Не только русские авторы прибегали к ассонансу, чтобы придать тот или иной оттенок своим строкам. Вот фрагмент стихотворения «The Raven» Э. А. По, в котором повторяются дифтонги (сочетание двух гласных звуков), привносящие в произведение зловещее звучание:

Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary,
Over many a quaint and curious volume of forgotten lore –
While I nodded, nearly napping, suddenly there came a tapping,
As of some one gently rapping, rapping at my chamber door.
”’Tis some visitor,” I muttered, ”tapping at my chamber door –
Only this and nothing more.”

Той же цели служат тягучие «о», предшествующие сонорному «r». Они как бы создают таинственный рокот, усиливая тревожную атмосферу.

В современной русской поэзии также можно найти примеры применения ассонанса. Повторение протяжного «о» в стихотворении В. Полозковой придаёт ему сходство с народной песней:

Шалостью бризовой,
Шелестью рисовой –
Поговори со мной,
Поговори со мной,
Солнечной, лиственной
Вязью осмысленной –
Ну поделись со мной…

Итак, мы видим, что при помощи этого стилистического средства можно достичь разных целей. Можно придать строкам напевность, заунывность, мягкость и нежность. А можно, наоборот, взбудоражить читателя бравурным ритмом, зарядить бодростью и оптимизмом. Или привести в тревожное состояние и даже напугать. Благодаря этой многофункциональности ассонанс остаётся востребованным приёмом не только в литературе, но и в обычной жизни, где используется в рекламных слоганах или публичных выступлениях.

Ассонанс — это единство гласных

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Сегодня мы поговорим о таком термине, как АССОНАНС, который широко используется в литературе. Он позволяет добавить тексту художественной выразительности.

Ассонанс - определение и примеры

Ассонанс — что это и примеры из поэзии

Ассонанс – это литературный прием, который заключается в повторении отдельных гласных звуков или их сочетания. В результате текст становится более выразительным и мелодичным.

Сам термин имеет французские корни, и в переводе «assonance» означает «созвучие». Исходя из определения, можно легко догадаться, что чаще всего ассонанс можно встретить в поэзии.

Ассонанс

Один из ярких примеров ассонанса можно встретить в знаменитом «Бородино» Михаила Лермонтова:

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

В этом отрывке идет постоянное повторение звука «У». Благодаря этому текст имеет особую мелодичность, будто слова переливаются одно в другое.

Бородино

Другие примеры ассонанса:

  1. Повторение звука «А»

    О, весна без конца и без краю —
    Без конца и без краю мечта! (А.Блок)

  2. Повторение звука «Ю»

    Синенькая юбочка,
    Ленточка в косе:
    Кто не знает Любочку?
    Любу знают все. (А.Барто)

  3. Повторение звука «О»

    По небу голубому
    Проехал грохот грома,
    И снова все молчит. (С.Маршак)

  4. Повторение сразу нескольких гласных звуков, например, «А», «Е» и «О»

    Тиха украинская ночь.
    Прозрачно небо. Звезды блещут.
    Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А.Пушкин)

Повтор гласных

Ассонанс в этих примерах не только помогает придать стихотворению большую выразительность. Он еще и рисует перед читателями конкретный образ.

Например, в отрывке Самуила Маршака благодаря постоянному повторению звука «О» да еще и в сочетании с согласной «Р» мы отчетливо представляет себе гром, о котором пишет автор.

А у Агнии Барто повторение звука «Ю» в сочетании с мягкой «Л» рождает ассоциацию с чем-то нежным и приятным.

Ассонанс в прозе

В прозе этот литературный прием встречается гораздо реже. А все потому, что постоянное повторение одной и той же гласной может оттолкнуть читателя. Может возникнуть ощущение, что автор постоянно «окает» или «акает».

Хотя достойные примеры можно встретить. Например, в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»:

Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть бы войну эту в двадцать девять накатов с переборами. Да заодно и майора того, что девчат в погоню отрядил, прополоскать бы в щелоке.

Война

Благодаря постоянному повторению звука «О» автор усиливает трагичность момента, ведь речь идет о молодых девушках, которым суждено погибнуть на войне. Кстати, и в самом слове «война» присутствует этот звук, что также помогает еще больше нагнетать обстановку.

Ассонанс в фольклоре

Мы в начале статьи написали, что сам термин «ассонанс» имеет французские корни. Но на самом деле в русском фольклоре издревле использовался этот прием.

Так, например, в пословицах и поговорках постоянно можно видеть повторение гласных звуков.

Мели, Емеля – твоя неделя
Мал золотник, да дорог
Рука руку моет

Подобное построение слов делает поговорки более точными, и они легко запоминаются.

Примеры в рекламе

Естественно, прием, который придает словам большую выразительность и делает их запоминающимися, не мог пройти мимо рекламщиков. Ассонанс нередко можно встретить и в названиях брендов, и в слоганах.

Например, в названии пива «Золотая бочка» постоянно слышится звук «О». А в его рекламном слогане «Надо чаще встречаться» в каждом слове присутствует гласная «А».

Вместо заключения

Есть в литературе и другой прием, который также основан на повторении звуков – только согласных. Называется он АЛЛИТЕРАЦИЯ. Опять же чаще всего его используют в поэзии. Например, его просто «обожал» Владимир Маяковский:

Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Звук «Б» в этом отрывке имеет прямую ассоциацию с игрой на барабане, что заметно усиливает этот образ.

Аллитирация

Подробнее об аллитерации вы можете прочитать в отдельной статье на страницах нашего блога.

Писатели и поэты – непревзойдённые мастера, ловко владеющие словами и литературными приёмами. Они умеют превратить текст в сильный инструмент, способный оказать большое влияние на читателя. Для этого авторы используют неожиданные сюжетные повороты, цепляющие живые описания и… даже звуки! В этой статье познакомимся с ассонансом и узнаем, как сильно меняют предложения привычные нам гласные.

Оглавление

  • 1 Ассонанс: значение и определение
  • 2 Примеры ассонанса
    • 2.1 В литературе
    • 2.2 В фольклоре
    • 2.3 В рекламе
  • 3 А знаете ли вы?
  • 4 Ассонанс и аллитерация: проверка усвоенного материала

Ассонанс: значение и определение

Ассонанс (в переводе с французского – «созвучие», с латинского – «звучу в лад») имеет два определения:

  1. Ассонанс – это литературный приём, означающий повторение гласных букв или их сочетаний. Благодаря этому образы в тексте становятся выразительнее, а чувства персонажей ярче проступают между строк. Гласные создают атмосферу и эмоции – М. В. Ломоносов считал, что «о», «ы», «у» имеют негативную окраску и уместны при описании боли или гнева, а звуки «е», «и», «ю», напротив, заключают нечто положительное.
  2. В поэзии ассонанс – неполная рифма, отличающаяся совпадением гласных букв и разными согласными. При этом стихотворение всё равно звучит целостно: ассонанс не мешает прочтению, а гармонично дополняет переживания лирического героя.

Примеры ассонанса

У многих ассонанс ассоциируется исключительно с литературным приёмом, однако он используется не только в художественных произведениях. Созвучие гласных встречается в народном творчестве и даже в сфере маркетинга – убедимся в этом, рассмотрев соответствующие примеры.

В литературе

Ассонанс в литературе – довольно частое средство выразительности, которое наделяет поэзию и прозу определёнными чувствами. Правильно подобранные гласные помогают тексту стать певучим и мелодичным, превращая обычные предложения в эмоционально настроенные инструменты.

Вспомним строфу из трогательного стихотворения Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь»:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Автор намеренно использует гласную «е», протяжность которой рисует два образа: тревожной нескончаемой метели и уютного пламени свечи, обещающего покой. Благодаря этому поэтическое произведение становится более объёмным – оно захватывает читателя своей живостью и атмосферой.

В начале статьи мы указывали, что ассонанс также означает неполную рифму. Этот приём свойственен поэтам XX века – именно тогда поэзия трансформировалась, сменив классические правила на свободные и необычные строфы. Приведём несколько примеров неполной рифмы из «Письма Татьяне Яковлевой» В. В. Маяковского: «мне – пламенеть», «вровень – с бровью брови», «неиссыхаемая – стихами я».

В знакомой для многих балладе «Бородино» Михаил Юрьевич с помощью повторяющегося звука «у» сумел передать гул раннего утра, протяжно доносившегося перед боем:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!

Прозаики тоже не пренебрегают ассонансом, чтобы создать нужное настроение. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» главная героиня, уставшая и расстроенная, задаётся вопросом: «Отчего же он так холоден ко мне?». Гласная «о» передаёт её боль и мучения, делая высказывание тяжёлым, несколько неприятным.

В фольклоре

Фольклорные произведения всегда ярки и интересны – они быстро запоминаются (даже сказки с закрученным сюжетом легко пересказать) и никогда не надоедают. Одна из причин их успеха – правильно использованные литературные тропы, в том числе и ассонанс. Созвучие гласных можно встретить в различных жанрах:

  •  Поговорки: два сапога пара;
  •  Пословицы: щи да каша – пища наша;
  •  Сказочные элементы: долго ли, коротко ли.

В рекламе

Чтобы люди обратили внимание на товар, в нём должно быть что-то цепляющее. Большое количество времени маркетологи уделяют рекламному слогану – именно от него зависит, отложится ли название и продукция бренда в общественном сознании. Ассонанс помогает сделать рекламу более запоминающейся, что является несомненным плюсом для торговой марки:

  • Автомобильный бренд «Volvo»: «Вольному – Volvo»;
  • Жевательное драже «Mentos»: «Свежее решение».

Ассонанс в литературе, фольклоре, рекламе

«прОстО дОбавь вОды»

А знаете ли вы?

Отметим, что существуют и другие средства выразительности, связанные с особым построением звуков в тексте.

Например, очень выигрышно в паре с ассонансом звучит аллитерация – это повторение одинаковых или однородных согласных букв.

Данный звуковой приём позволяет «услышать» произведение. «Хрустят и хрупки, как хрусталь» – писал И. Северянин о замороженных лужах, намеренно повторяя сочетание «хр», – оно действительно напоминает звук ломающегося льда, ассоциируется с хрустом.

«…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.«, так Константин Дмитриевич Бальмонт, применяя аллитерацию с повторением звука «ш» и ассонанс с «у», помогает читателю не только представить картину камыша, но и услышать его.

Ещё один любопытный приём – липограмма, сущность которой заключается в написании произведения без использования какой-либо буквы (с определённой целью или без неё).

В некоторых стихотворениях Г. Р. Державина отсутствует согласная «р» – так поэт доказывал «изобилие и мягкость» русского языка:

Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов.

(«Свобода» Г. Р. Державин)

А французский писатель Жорж Перек создал роман (объёмом 300 страниц), где нельзя встретить ни одной гласной «е», – на русский он был переведён без употребления «о».

Ассонанс и аллитерация: проверка усвоенного материала

Ассонанс – мощное средство выразительности, благодаря которому литература, фольклор и даже рекламные слоганы выглядят необычными и вызывают интерес. Созвучие гласных акцентирует внимание на героя и окружающую его обстановку, а также даёт возможность читателю самому прожить эмоции персонажа.

Изучив ассонанс и аллитерацию, проверьте насколько легко вы сможете отличить их друг от друга с помощью тест-опросника. Удачи!

Добавить комментарий