Многие автомобилисты на востоке России покупают б/у автомобили в Японии.
Выгода по сравнению с покупкой в России может казаться небольшой, но считается, что при том же пробеге машины из Японии в значительно лучшем состоянии.
В 2017 году я тоже заказал машину в Японии. Расскажу о том, почему я искал авто без пробега по России, и о граблях, на которые наступил при заказе.
Почему я решил покупать машину в Японии
До этого я уже долго ездил на японских автомобилях: у меня было две Тойоты и одна Субару. Их я покупал с рук в России.
Хоть я и был доволен предыдущими машинами, не обошлось без подвохов. Например, свою Тойоту Премио при покупке я проверял в независимой мастерской. Мне сказали, что с ней все в порядке. А уже при продаже выяснилось, что она была битой в круг — пришлось сильно снижать цену.
В этот раз я подошел к вопросу иначе и заказал машину напрямую из Японии. Есть мнение, что б/у японское авто без пробега по России по надежности соответствует новой машине отечественной сборки: отличное качество ГСМ в Японии бережет двигатель, а хорошие дороги сохраняют подвеску.
А еще большинство японцев покупает автомобили у официальных дилеров, которые проводят бесплатное гарантийное обслуживание в течение нескольких лет. К концу гарантии автомобили часто находятся в идеальном состоянии. Конечно, и среди японцев встречаются разгильдяи, которые плохо ухаживают за машиной, но это скорее исключение.
На сайтах вроде «Дрома» или «Авито» можно найти немало японских машин с пометкой «Без пробега по РФ». Такие машины продают перекупы — компании или частники, которые профессионально занимаются перепродажей японских автомобилей.
Среди объявлений от перекупов много хороших вариантов, но есть и риски: пробег может быть скручен, а машина восстановлена после ДТП. А можно и вовсе попасть на утопленника — так называют машины, которые были затоплены наводнением, тайфуном или цунами. Перекупы покупают такие машины по дешевке, а потом продают в России как авто в идеальном состоянии.
Чтобы не попасться на такой развод, я решил покупать машину напрямую из Японии.
Как можно купить машину из Японии
Есть несколько способов:
- лично съездить в Японию и выбрать машину;
- заказать через знакомых;
- выкупить на аукционе.
Съездить в Японию я не мог, надежного представителя там тоже не было, поэтому я решил участвовать в автоаукционе. Решающим для меня стал тот факт, что аукционные дома проводят подробную диагностику автомобилей перед продажей. Некоторые работают уже двадцать с лишним лет и дорожат репутацией, поэтому их оценке обычно можно верить.
В Японии более двадцати автоаукционов, самые популярные из них — Aucnet, JU, Honda, NAA (Nissan), TAA (Toyota), USS, CAA, HAA, Arai, KAA. Цены на машины примерно одинаковые. Аукционы условно делят на строгие и нестрогие. Разница в том, насколько дотошно они осматривают авто.
Одна и та же царапина может получить разную характеристику при осмотре экспертами разных аукционов. Один эксперт опишет ее как «царапину на капоте длиной 15 см», другой же кратко напишет «небольшая царапина на капоте», а то и вовсе не упомянет о ней в отчете. Деление на строгие и нестрогие аукционы очень условное и зачастую субъективное. К строгим часто относят Aucnet, Honda, TAA, NAA. Считается, что оценщики этих аукционов более ответственные и максимально точно отмечают состояние авто. Но гарантией это считать нельзя.
Как машина попадает на аукцион
На аукционах в основном продают машины, у которых недавно закончилась гарантия. Так происходит, потому что в Японии автомобильный налог сильно повышается, когда машине исполняется три года, поэтому ее выгоднее продать. Часто автомобили на аукцион поставляют автосалоны, которые выкупают их по трейд-ину. Из-за высокого налога внутри страны такие машины покупают плохо, поэтому большинство из них продают за границу: в Африку, Австралию, страны Океании и Ближнего Востока и в Россию.
Через аукционы проходят сотни машин в сутки, на осмотр каждой выделяется всего несколько минут. В таких условиях проверять состояние двигателя и подвески времени нет, поэтому на них обращают внимание, только если есть явные проблемы. Зато осмотр кузова и салона обычно довольно тщательный.
Сотрудники проводят внешний осмотр и составляют аукционный лист. В нем описывают внешнее состояние авто, указывают номера двигателя и кузова, пробег, год выпуска. При осмотре кузова обращают внимание на царапины, вмятины, сколы, следы ремонта. В салоне ищут пятна и прожоги на обивке, царапины приборной панели и посторонние запахи.
Все найденные недостатки записывают в аукционный лист в виде общей оценки в баллах — от 3 до 5 — и буквенной характеристики состояния кузова и салона по шкале от A до D. Наиболее существенные особенности машины прописывают в разделе «Примечания».
В финальном разделе аукционного листа обычно нарисована схема автомобиля с перечислением всех недочетов каждого элемента кузова: дверей, стекол, бамперов, капота и багажника. Степень повреждения также учитывается. Вот небольшой список наиболее распространенных обозначений дефектов.
Классификация состояния кузова
Класс | Что значит |
---|---|
A | Царапины |
B/AU | Царапины с вмятиной |
E/U | Вмятины |
W | Следы ремонта |
G, X | Сколы (G) и трещины (X) на стеклах |
G, X
Сколы (G) и трещины (X) на стеклах
Классификация состояния салона
Класс | Что значит |
---|---|
A | Чистый салон |
B | Чуть загрязненный салон, возможны слегка подпаленные места |
C | Салон, требующий чистки, возможны прожженные места |
D | Загрязненный салон, имеются царапины, прожоги, возможны порванные места обшивки |
B
Чуть загрязненный салон, возможны слегка подпаленные места
C
Салон, требующий чистки, возможны прожженные места
D
Загрязненный салон, имеются царапины, прожоги, возможны порванные места обшивки
В аукционном листе эти обозначения сопровождаются индексом, от 1 до 5. Чем выше индекс, тем серьезнее дефект. Царапину А1 обычно сложно заметить без увеличительного стекла, а вот A5 — это уже плохо: царапины покрывают всю деталь. Обозначение W1 подразумевает наличие следов качественного ремонта, переделывать ничего не нужно. В случае W3 понадобится либо перекраска детали, либо ее полная замена.
Автомобиль, который прошел оценку и получил аукционный лист, поступает в онлайн-каталоги. Владельцы машин, выставленных на аукцион, могут определить цену автомобиля, по которой его можно купить до официальных торгов. Это называется one price. Продавец также вправе зафиксировать резервную цену и отменить результаты аукциона, если она не будет достигнута.
Примеры дефектов и их обозначений можно посмотреть на сайтах компаний, которые специализируются на поставках подержанных машин из Японии. Там же можно посмотреть вмятины, повреждения бампера и состояния салона.
Самостоятельная покупка или помощь посредника
Купить машину с японского аукциона можно самостоятельно или через посредника. На автомобильных форумах много историй о том, как люди привозили автомобили самостоятельно, не обращаясь к посредникам. Но во всех описанных случаях участвует либо опытный человек, либо новичок, потративший много времени на изучение деталей.
Чтобы купить авто самому, нужно:
- Найти японского брокера, который будет делать ставки от вашего имени. Обсудить с ним условия и оплатить его услуги.
- Самостоятельно искать нужные лоты и переводить аукционные листы.
- Оплатить купленный лот международным банковским переводом.
- Организовать доставку авто по Японии в порт отгрузки.
- Подготовить документы для таможенной очистки для экспорта из Японии, а затем и для импорта в Россию.
- Оплатить таможенные пошлины и сборы.
- Купить и активировать прибор ЭРА-ГЛОНАСС — он обязателен с 2017 года.
- Получить от таможни ПТС и другие документы.
- Найти перевозчика для доставки авто по России.
Все шаги выполнимы, но вместе представляют собой довольно объемную задачу, особенно для новичка. У меня не было времени заниматься этим, поэтому я решил обратиться к посреднику. В итоге я остановился на компании из Владивостока.
Вот по каким критериям я выбирал посредника:
- Наличие официального юрлица и детального договора.
- Приличный веб-сайт.
- Прослеживаемый опыт работы более пяти лет.
- Положительные отзывы на «Дроме».
- Личные рекомендации знакомых — желательно.
Работать с посредником можно по-разному. Можно самостоятельно мониторить предстоящие торги, выбирать подходящие лоты, запрашивать для них переводы аукционных листов и называть ставки. А можно сделать проще: обозначить желаемые характеристики авто — модель, год, пробег, общее состояние — и бюджет, а остальную работу оставить на усмотрение посредника. Так как я покупал машину для себя и мне был интересен процесс покупки, я решил участвовать по максимуму.
Вот из чего складывается цена машины при покупке через посредника:
- Цена лота на аукционе.
- Транспортные расходы — доставка по Японии, фрахт судна до России и страхование.
- Таможенные пошлины и сборы.
- Комиссия посредника.
- Оплата склада временного хранения и услуг брокера по оформлению автомобиля.
- Терминал ЭРА-ГЛОНАСС, его активация и свидетельство безопасности конструкции транспортного средства — СБКТС.
- Перегон на стоянку автовозов и доставка до Иркутска.
Первые три статьи расходов самые значительные, к тому же зависят от курсов валют. Цена лота и транспортные расходы — в иенах, размер пошлин и сборов определяется курсом доллара и зависит от характеристик авто.
Заключение договора с посредником
24 октября 2017 года я запросил шаблон договора. Ответ получил на следующий день. Отдельные формулировки договора меня не устроили, пришлось обсуждать приложение с правками. Для меня было важно зафиксировать официальные каналы связи и список вещей и документов, которые я должен получить вместе с авто. Еще я внес пояснение: что будет считаться существенным недостатком авто, который посредник обязуется исправить за свой счет.
Хоть я и не просил глобального пересмотра условий договора, согласование заняло около недели. Обсуждение шло довольно медленно, приходилось постоянно подпинывать посредника по электронной почте и в личных сообщениях на «Дроме». Было довольно странно видеть такой подход в эпоху глобальной клиентоориентированности.
Порядок оплаты был справедливым:
- Внесение аванса при заключении договора. Аванс составляет 10% от предполагаемой стоимости авто, но не менее 50 тысяч рублей.
- Оплата японской части расходов. Счет приходит сразу после победы на аукционе. Включает в себя стоимость лота на аукционе, а также расходы на транспортировку авто до порта отгрузки и доставку до Владивостока.
- Таможенные платежи, комиссия посредника и остальные расходы. Оплачиваются после прибытия автомобиля в порт Владивостока. Кроме пошлины, сборов и комиссии посредника нужно оплатить систему ЭРА-ГЛОНАСС, перегон автомобиля к автовозу, отправку документов почтой, а зимой еще и замену технических жидкостей.
К 30 октября мы согласовали приложение и посредник выставил счет на 61 тысячу рублей — это был аванс. Успокоило указание официальных реквизитов ООО посредника в счете. Они соответствовали информации на сайте и пробивались в сервисах проверки контрагентов. Но не обошлось и без минусов.
В частности, меня смущала туманная формулировка в счете: «Оплата авто по договору такому-то». Ссылка на договор — это хорошо, но непонятно, что именно я оплачиваю. Я настоял на более детальном описании со ссылкой на конкретный пункт договора.
После перечисления аванса отношение ко мне резко изменилось. Ответы сотрудников посредника стали поступать в течение часа-двух даже в нерабочее время. Настало время охоты за моей будущей машиной.
Если вы не уверены, что сможете сами разобраться во всех нюансах заключения договора, рекомендую проконсультироваться с юристом. Особенно нужно обратить внимание на формулировки предмета договора, описание этапов оплаты и процесса поставки в целом, детальное перечисление ваших прав.
Выбор лота
С выбором модели я определился заранее. Мне нравятся гибриды, Тойоты и небольшие хэтчбэки. Сопоставил факты и понял, что мне нужна Тойота Аква. Машинка небольшая, красивая и экономичная. То, что мне нужно. Осталось определиться с другими важными критериями.
Какие аукционы рассматривать. Я принципиально выбирал только строгие аукционы: Honda, Nissan, Aucnet, TAA. Возможно, я зря сужал поле выбора: цены и гарантии примерно одинаковы. Но мне так было спокойнее.
Если вы хотите получить машину как можно скорее, то стоит выбирать торги, проходящие наиболее близко к порту отгрузки, через который работает ваш посредник. Это поможет сократить срок поставки на несколько дней. Точный список таких аукционов лучше уточнить у самого посредника. Я старался выбирать лоты из Иокогамы, Токио, Чубу и Нагои, хотя рассматривал и более удаленные варианты.
Какие оценки автомобиля устроят. При выборе конкретных лотов я ориентировался на середнячков: общая оценка в районе 4 баллов. Кузов и салон — B или C. Если переводить это на общепонятный язык, такие оценки предполагают, что ничего хуже «жизненных коцок по кузову» с машиной не случалось, а недочеты в салоне можно решить полировкой и химчисткой.
Некоторые марки автомобилей выпускаются с различными объемами двигателя, типом кузова и коробкой передач. Можно настраивать поиск по этим критериям. В моем случае это было неактуально, так как Тойоты Аквы интересующего меня возраста выпускались только хэтчбэками с гибридным двигателем на 1,5 л и коробкой типа вариатор. Цвет и комплектация для меня значения не имели.
Год выпуска автомобиля. По законодательству самые низкие таможенные пошлины действуют на автомобили возрастом от трех до пяти лет. Если авто старше или моложе, придется заплатить намного больше. Платить больше я не хотел, поэтому выбирал авто, которому от трех до пяти лет. Чем моложе машина, тем она дороже, и наоборот.
Когда авто выставляют на аукцион, в поле «год» указывают год первичной постановки на учет, а не реальный год выпуска. В большинстве случаев эти даты совпадают, но бывают и исключения. Чтобы избежать неприятных сюрпризов на таможне, важно проверять реальный год выпуска автомобиля. На сайте моего посредника можно было сделать это по номеру кузова.
Пробег. Тут все просто: чем больше пробег, тем дешевле авто. Бывают и исключения, но в целом правило действует. Я почитал автофорумы и рекомендации посредника и решил выбирать машины с пробегом от 35 до 80 тысяч километров.
Авто с пробегом более 80 тысяч нужно внимательно проверять в России: с большой вероятностью придется заменять отдельные агрегаты. Пробег менее 35 тысяч для трех-пятилетнего авто означает существенно более высокую цену и вызывает подозрения в скрученном счетчике. Такое бывает и в Японии, хоть и редко.
Начальная цена и максимальная ставка. Очень полезно изучить статистику по прошедшим торгам на выбранную вами модель. Это поможет понять реальные цены на нее. Низкая начальная цена автомобиля не показатель, в ходе торгов она может вырасти в десятки раз. Другое дело — высокая начальная ставка. Я не выбирал такие варианты, так как, судя по статистике, эти машины обычно уходили довольно дорого.
Максимальную ставку я определял из общего бюджета на покупку авто. Изначально для себя я обозначил психологическую отметку в 600 тысяч рублей с доставкой в Иркутск (спойлер: не уложился).
Чтобы прикинуть стоимость авто с доставкой в Россию, сначала нужно определить сумму таможенных платежей и утилизационного сбора. Сделать это можно с помощью калькулятора. Вводите характеристики авто и приблизительную стоимость на аукционе.
После этого можно воспользоваться калькулятором посредника: заполняете поля и получаете примерную стоимость машины в вашем городе при действующих курсах. Осталось поиграть цифрами в поле «ваша ставка», чтобы итоговая сумма совпала с вашим бюджетом. Получившееся значение — это и есть ваша максимальная ставка.
Максимальная ставка играет решающую роль в торгах. Какую стратегию выбрать — решайте сами. Можно ставить минимальную ставку и надеяться, что она выстрелит и вам удастся дешево урвать хороший вариант. Это реальный сценарий, но он может потребовать много времени. Поэтому если вам важно получить машину поскорее, то надо быть реалистом и выставлять адекватную ставку.
Большинство автомобилей, продаваемых на аукционах, включают только один комплект резины, обычно летней, и не оборудованы автосигнализацией. Учитывайте это при планировании расходов.
Процесс торгов
Сами торги проходят в формате открытого английского аукциона. Выигрывает вторая ставка плюс один шаг, обычно 2000—3000 ¥ (1198—1797 Р). То есть если ваша максимальная ставка была 1 000 000 JPY (599 189 Р), а ближайшая к ней ставка конкурента, скажем, 900 000 JPY (539 270 Р), то аукцион выиграете вы, но заплатите не миллион, а 903 000 JPY (541 067 Р).
Каждый день я просматривал предстоящие торги и выбирал подходящие лоты. С учетом всех моих фильтров ежедневно в поле моего зрения попадало 20—30 автомобилей. Это немного, так как Тойота Аква — менее распространенная модель, чем Королла и Камри.
Из пары десятков найденных вариантов я выбирал 3—5 лотов, которые понравились больше всего, и запрашивал на них переводы аукционных листов. Мой посредник обрабатывал их довольно оперативно — уже через пару часов перевод был у меня. Обычно я отсеивал одну-две машины, а на остальные определял максимальные ставки и отправлял их посреднику.
Посредник передавал ставку и название лота своему партнеру-брокеру в Японии. Представитель брокера непосредственно участвует в аукционе, обозначая максимальную ставку своего клиента на конкретный лот.
Первые пару недель я надеялся на чудо и делал ставку ниже среднерыночной. Это не сработало. Без машины становилось все тяжелее, и я начал действовать более решительно, повысив максимальную ставку. Где-то через неделю я получил уведомление о выигранном аукционе.
После победы на аукционе
Настало время вносить вторую часть платежа. Конечная цена моей Тойоты на аукционе составила 634 000 JPY (379 885 Р), еще 90 000 JPY (53 927 Р) составили транспортные расходы, фрахт и страховка до Владивостока. Итого 724 000 JPY (433 812 Р). На сайте посредника было сказано, что при пересчете расходов в иенах в рубли будет использоваться курс продажи от банка «Приморье» плюс 2%.
И тут меня ждал неприятный сюрприз. Курс, примененный в расчетах, отличался в большую сторону даже с учетом двухпроцентной надбавки, пусть и незначительно. Причину расхождения посредник объяснил тем, что курс на сайте указан для примера. А в реальности курс определяется сложным способом, объяснять который очень долго, трудно и вообще незачем. Такая непрозрачность оставила осадок, но разница была совсем небольшой, поэтому разбираться я не стал. Общий размер второго платежа составил 324 тысячи рублей.
Доставка до Владивостока
Аукцион завершился 11 ноября, спустя девять дней моя Аква была уже в порту отгрузки. Здесь представитель посредника сделал подробный фотоотчет по состоянию автомобиля перед отправкой. Фотографии в аукционных листах очень маленькие, поэтому можно сказать, что я впервые увидел свою новую машину уже после покупки. В целом остался доволен.
22 ноября было определено судно, которое доставит машину во Владивосток. Выход из Японии — 27 ноября, а прибытие во Владивосток — 4 декабря. Посредник также сообщил, что перемещение судна можно отслеживать на Marinetraffic.com.
Оплата таможенной пошлины
Как только автомобиль прибыл во Владивосток, я получил счет на оплату таможенной пошлины и иных сборов. C учетом характеристик моей Тойоты — бензиново-электрический двигатель объемом 1,5 л и мощностью 74 л. с., возраст 5 лет, аукционная стоимость 634 000 JPY (379 885 Р) — таможенные платежи составили 179 тысяч рублей, еще 5 тысяч — утилизационный сбор.
К таможенным расходам посредник добавил 1,5% в качестве комиссии за перевод по межбанку. Я решил сэкономить эти полтора процента и перевести деньги таможне напрямую. Посредник не возражал, но предупредил, что в бухгалтерии таможни во Владивостоке царит бардак и платеж могут потерять. Я пошел на этот риск и отправил деньги на реквизиты таможни. Это был мой третий платеж.
Покупка ЭРА-ГЛОНАСС
Отдельным пунктом в формировании цены по договору была покупка устройства ЭРА-ГЛОНАСС, российской государственной системы экстренного реагирования при авариях. С начала 2017 года эти «кнопки», как их прозвали, стали обязательными. Выпускаемые в стране автомобили оборудуются ими прямо на заводах, а для ввозимых подержанных машин наличие устройства является условием выпуска СБКТС. А без него невозможен выпуск ПТС и регистрация автомобиля в ГИБДД.
Для получения этого свидетельства нужно только наличие кнопки, а установка ее в авто остается на выбор владельца. У меня есть знакомые, которые уже второй год просто возят нераспакованное устройство в бардачке.
Формально стоимость ЭРА-ГЛОНАСС составляет около 23 тысяч рублей, еще 3—5 тысяч за активацию устройства и его установку в автомобиль. Однако мой посредник оценил этот пункт в 45 тысяч рублей, причем это была стоимость только самого терминала, без его установки и активации.
Существенную разницу объяснили тем, что устройств за 23 тысячи в Приморье завозят мало, а очередь на получение может занять несколько недель, а то и месяцев. За 45 тысяч рублей я получил бы так называемую заводскую кнопку. Так называют устройства, которые поставляются заводам — производителям автомобилей и которые всегда есть в наличии.
К сожалению, информация о длительном ожидании получения кнопок подтверждалась новостями на городских порталах Владивостока и историями на «Дроме». Весной 2017 года автомобильные склады временного хранения (СВХ) во Владивостоке были переполнены. На складах скопилось более 5 тысяч автомобилей, ожидавших получения кнопки и ПТС.
Автомобиль нужен был мне как можно скорее, к тому же срок бесплатного хранения на СВХ составляет всего от трех до семи дней — зависит от компании, доставившей авто морем. При таких условиях ожидание кнопки в общей очереди могло выйти дороже заводского устройства, поэтому я выбрал вариант за 45 тысяч. Четвертый платеж составил 65 тысяч и включал стоимость заводской кнопки, услуг брокера, технической экспертизы, а также комиссию посредника.
Поиск потерянной пошлины
После оплаты кнопки выяснилось, что мрачный прогноз посредника насчет самостоятельной оплаты пошлины сбылся. Мой платеж потеряли. Причем бухгалтерия таможни находила мой платеж по номеру и подтверждала его получение, однако инспектор, выпускающий ПТС, в своей системе оплаты не видел. Посредник сказал, что надо ждать.
Через неделю ожидания я начал обрывать телефоны таможни. Прошло еще около недели, когда со мной связался представитель таможни и попросил написать заявление об идентификации платежа. Это помогло — через день ПТС выдали.
Оплата СВХ и доставки в Иркутск
С учетом времени ожидания выпуска ПТС моя Аква находилась на СВХ около трех недель. По словам посредника, стоимость хранения за этот срок составила 3600 рублей. На мой запрос о детализации подсчета посредник ответил, что подробностей не знает, и в качестве подтверждения представил чек.
Учитывая, сколько времени и денег уже было потрачено на покупку автомобиля, спорить с посредником я не стал. Настало время проводить последний платеж, 37 тысяч, включавший перегон авто до места погрузки на автовоз и доставку в Иркутск. Перед перегоном посредник представил второй, более подробный фотоотчет, чтобы доказать, что за время доставки из Японии с машиной ничего не случилось. Оставалось дожидаться прибытия Тойоты в Иркутск.
Пока машина была в пути, я приобрел комплект зимней резины за двадцать тысяч. Новые шипованные колеса стоили 17 500 Р, б/у штампованные диски — 2000 Р, плюс 500 Р за шиномонтаж. В это же время купил сигнализацию за 19 000 Р.
Приемка автомобиля в Иркутске, страховка и постановка на учет
С момента оплаты перевозки до получения Тойоты прошло больше полутора месяцев. Произошло это из-за наступивших новогодних праздников и сложности движения автовоза по зимним дорогам Дальнего Востока и Восточной Сибири. 10 февраля мне позвонил водитель автовоза и сообщил, что через день мою машину можно забирать на стоянке недалеко от Иркутска.
В тот же день я оформил полис ОСАГО в онлайне. На всякий случай распечатал электронный полис, хотя это и не обязательно.
При приемке автомобиля на месте обязательно нужно проверить, соответствуют ли реальные номера кузова и двигателя указанным в ПТС. Чтобы не терять времени на поиск нужных табличек, лучше заранее в интернете найти их расположение. В моем случае номер кузова был выбит под водительским сиденьем, а номер двигателя указан на фронтальной части ДВС.
11 февраля я поехал забирать свою Тойоту с разгрузочной площадки за городом. С собой взял водительское удостоверение, паспорт, распечатанный полис ОСАГО и заранее купленный комплект зимней резины на дисках.
Приемка и проверка авто
Водитель автовоза передал мне ключи и комплект документов от посредника: ПТС, СБКТС и квитанцию об уплате пошлины и утилизационного сбора. Далее я приступил к приемке автомобиля.
Сначала я проверил внешнее состояние автомобиля, чтобы убедиться, что за время перевозки его не помяли и не поцарапали. Я сверялся с фотографиями из последнего фотоотчета. Доставку выполнили качественно — царапин не прибавилось.
С номерами кузова и двигателя тоже все было в порядке. В бардачке лежало устройство ЭРА-ГЛОНАСС с документами, в которых были указаны данные моей Тойоты.
Подготовка машины к эксплуатации
Расписавшись в акте приемки, первым делом я переобул машину в зимнюю резину на ближайшем шиномонтаже и перегнал ее в свой гараж в Иркутске. Не рекомендую оставлять новый автомобиль на стоянке во дворе. Сигнализации еще нет, да и на учет машина пока не поставлена. Это притягивает угонщиков.
В тот же вечер через госуслуги я записался в очередь на регистрацию Тойоты в ГИБДД и оплатил госпошлину за постановку на учет. Оплачивал тоже через госуслуги, сэкономил 30%.
Хотя для регистрации автомобиля на начало 2018 года не требовалось устанавливать устройство ЭРА-ГЛОНАСС, я решил подстраховаться. К тому же все равно нужно было установить сигнализацию. Установка сигнализации и кнопки обошлась в 5 тысяч рублей.
17 февраля я отправился в ГИБДД, чтобы получить госномера. Предварительно автомобиль необходимо помыть, без этого могут отказать в осмотре и регистрации. Я записывался через госуслуги, поэтому мне не нужно было ждать в очереди на осмотр. Приехал за пять минут до назначенного времени и уже через десять минут прошел осмотр. Далее нужно было передать документы в окошко инспектору и дождаться получения номеров. Уже через час мой автомобиль был официально зарегистрирован на мое имя.
Техосмотр и замена расходников
При покупке подержанного автомобиля всегда стоит проверить его техническое состояние. В моем случае сделать это до покупки было невозможно, пришлось проверять после. Я не особенно беспокоился на этот счет: спокойствие внушали небольшой пробег, хорошая аукционная оценка и дополнительные гарантии по договору с посредником.
Технический осмотр двигателя и ходовой части стоил около двух тысяч рублей. Диагностика двигателя не выявила неисправностей, а ходовка, по словам мастера СТО, была в идеальном состоянии. На этом этапе можно было сказать, что мой договор с посредником полностью выполнен: я получил свою Тойоту и она была в исправном состоянии.
Замена масла и фильтров стоила еще около четырех тысяч.
Итоги
Покупка автомобиля из Японии заняла у меня почти три с половиной месяца и обошлась в 670 тысяч рублей. Для чистоты подсчетов я не учитывал в этой сумме госпошлину на регистрацию, техосмотр, замену расходников, покупку и установку резины и сигнализации. При покупке новой или подержанной машины в России большинство этих расходов также были бы необходимы.
Средняя цена Тойоты Аквы 2013 года выпуска на конец 2017 года составляла 600—700 тысяч. Поэтому нельзя сказать, что с финансовой стороны все мои старания и мучения оправдались.
Но стоит учитывать, что на вторичном рынке в России выше риск получить проблемный автомобиль. Самостоятельно выбрав и купив автомобиль под себя, я получил максимально возможную гарантию того, что моя Тойота не принесет неприятных сюрпризов после покупки.
Скоро пройдет первый год моего владения купленным в Японии автомобилем. За семь месяцев было пройдено более шести тысяч километров, никаких технических проблем выявлено не было. Ездить на Акве — сплошное удовольствие: резвая, тихая, экономичная. Ни разу не пожалел о том, что решил привезти ее из Японии.
Иногда я задумываюсь, решился бы я на повторную покупку авто на аукционе. Думаю, да. Уверен, что благодаря накопленному опыту следующую машину можно будет привезти значительно быстрее и дешевле.
Возможно, даже обращусь к этому же посреднику. В конце концов, несмотря на проблемы с клиентоориентированностью, условия договора они выполнили полностью.
Покупка машины из Японии — 670 тысяч рублей и 3,5 месяца
Даты | Этап | Деньги |
---|---|---|
24.10—30.10 | Запрос договора, согласование условий, подписание и перевод аванса | 61 000 Р: аванс |
31.10—4.12 | Торги, оплата японской части расходов, доставка машины во Владивосток | 324 000 Р: аукционная стоимость лота, доставка до порта отгрузки, фрахт и страхование |
5.12—23.12 | Прохождение таможни, оплата пошлин, получение документов | 184 000 Р: таможенные пошлины и сборы, утилизационный сбор |
65 000 Р: устройство ЭРА-ГЛОНАСС, услуги брокера, техническая экспертиза, комиссия посредника | ||
24.12—11.02 | Доставка до Иркутска | 37 000 Р: оплата хранения на СВХ, перевозка в Иркутск |
Этап
Запрос договора, согласование условий, подписание и перевод аванса
Сколько потрачено
61 000 Р: аванс
Этап
Прохождение таможни, оплата пошлин, получение документов
Сколько потрачено
184 000 Р: таможенные пошлины и сборы, утилизационный сбор
65 000 Р: устройство ЭРА-ГЛОНАСС, услуги брокера, техническая экспертиза, комиссия посредника
Этап
Доставка до Иркутска
Сколько потрачено
37 000 Р: оплата хранения на СВХ, перевозка в Иркутск
Если решите привезти авто из Японии
- Закладывайте на всё 2—3 месяца.
- Тщательно выбирайте посредника. Изучайте информацию на сайте, читайте отзывы, спрашивайте друзей и знакомых.
- Внимательно читайте договор поставки. Проясните все непонятные моменты. Если нужно — согласуйте правки.
- Если хотите победить на аукционе быстрее, изучите статистику прошедших торгов и делайте адекватную ставку.
- Заранее определитесь с устройством ЭРА-ГЛОНАСС: будете вы покупать его через посредника или ждать в очереди.
- Когда получите машину в своем городе, проведите диагностику. Обязательно поменяйте расходники: масла и фильтры.
Содержание статьи
Если вы уже купили авто на аукционе Японии и хотите проверить его в статистике то предлагаем вам воспользоваться нашей инструкцией.
- Сначала вам нужно перейти в раздел статистики аукционов Японии на нашем сайте
- В фильтре выбрать Марку и модель вашего авто
- Указать Номер лота вашего авто. Его вам должны были сообщить во время торгов когда вы ставили ставки. Также номер лота можно посмотреть в аукционном листе он находится в верхнем левом углу.
- Нажимаете кнопку “Начать поиск”
Если ваш авто был куплен не позднее 3-х месяцев, ваш авто появится в списке лотов.
Если вы купили авто позже 3-х месяцев, вы можете связаться с нашими менеджерами по телефону или whatsapp: +7-924-000-50-60
Менеджеры имеют доступ к статистике за 12 лет, в которой можно найти авто по номеру кузова, но эта услуга уже платная.
Поделитесь, если вам понравилась наша статья
На сегодняшний день выгодными для ввоза из Японии считаются авто, возрастом 3-5 лет, т.е. выпущенные в период с 2019 по 2020 г. с любым объемом двигателя и мощностью и от 5 до 7 лет (2017-2018 год) с объемом двигателя 1.8-2.0л. до 150 л.с. (Toyota Wish, Nissan Serena, Subaru XV и т.д.), с пробегом 60 – 100 тыс. км, оценками 3,5 – 4б.
Ввоз авто, выпущенных ранее 2007 г., невозможен из-за несоответствия экологическим стандартам России. Конструктора, распилы и авто на запчасти мы не поставляем.
Страница 1 из 5
Японские автоаукционы онлайн
Японские автоаукционы онлайн позволят Вам ознакомиться с актуальными предложениями на ближайших торгах.
Аукцион автомобилей в Японии – это прекрасная возможность купить подержанное авто в отличном состоянии!
Еженедельно выставляется более 140 тыс. новых предложений по авто. Покупка авто с японского аукциона –
это всегда надежный и выгодный способ приобрести авто без пробега по РФ.
Вариант покупки б/у машины из Японии стал крайне интересовать большое количество российских автолюбителей в 2023 г. Это связано с экономическими санкциями, из-за которых внутренний авторынок РФ испытывает большие трудности. И всё бы ничего, но внимание потенциальных покупателей заостряется на том факте, что Япония угодила в список недружественных нам стран. Да ещё отечественные банки оказались под санкциями, а ведь через них покупатели оплачивали инвойсы (счета на автомобили, транспортные услуги, страховки и погрузочные работы в японских портах). Так можно ли купить машину с аукциона Японии в 2023 году и какие риски у данного мероприятия могут возникнуть? Об этом коротко ответим далее и уделим внимание нескольким самым волнующим вопросам.
Содержание:
- Как искать авто на площадках аукционных домов?
- Что такое проходной и непроходной автомобиль?
- Как оплатить инвойс – через какой банк и в какой валюте?
- Как происходит перевозка авто из Японии в Россию?
- Что представляет собой таможенная очистка?
- Как получить автомобиль на СВХ Владивостока?
- Можно ли купить б/у автомобиль из Японии в лизинг или кредит?
- На кого можно записать автомобиль из Японии?
- Какая комиссия компании CarVizor?
- Заключение
Как искать авто на площадках аукционных домов?
Аукционный дом в Японии – это онлайн-площадка электронных торгов. В зависимости от её специализации здесь продают подержанные: автомобили, мотоциклы, катера, спецтехнику и др. А поскольку процедура удалённая, то можно в ней участвовать любому верифицированному брокеру, прямо из дома или офиса. Стоит сказать, что в Японии чтут и традиционные торги, поэтому организовывают настоящие «бумажные» аукционы в павильонах. Но поучаствовать в них россиянам практически невозможно. Поэтому нас (и вас) интересуют электронные версии площадок. Всего в Японии насчитывается порядка 30 аукционов с 300 платформами сегмента e-comerce, которые специализируются на различных видах техники. Наиболее популярными направлениями считаются:
- Легковые авто
- Грузовые авто
- Битые авто
- Мотоциклы
- Спецтехника
Для россиян доступ к электронным площадкам Японии остаётся открытым, хотя многие иностранные компании ограничили трафик для пользователей из России. Благодаря лояльности японцев наш покупатель может определить для себя тип ТС (любому заинтересованному лицу можно заходить на сайты аукционных домов и прицениваться), а уже брокер возьмёт на себя всю основную работу – будет следить за ходом торгов и делать ставки. От заказчика потребуется лишь чёткое задание по автомобилю:
- марка
- модель
- тип кузова
- года выпуска
- лимит пробега
- рамки бюджета
- цвет, комплектация и др.
Если вы хотите определённую марку машины, допустим Toyota, Nissan или Honda, то обратите внимание на монобрендовые аукционы, такие как:
- TAA (Toyota Auto Auction)
- NAA (Nissan Auto Auction)
- HAA (Honda Auto Auction)
Хватает в Японии и мультибрендовых торговых домов. Например, USS (Used car System Solution) насчитывает 19 площадок по всей стране и считается брокерами одним из самых востребованных автомобильных аукционов.
«Группа USS является ведущей на рынке аукционов подержанных автомобилей в Японии. Члены USS вправе участвовать в торгах, проводимых по всей Японии из любой точки мира, и могут легко получить подробную информацию о подержанном автомобиле, который их интересует. Количество членов USS продолжает расти из года в год и в настоящее время составляет около 50 000 компаний». (Выдержка с официального сайта).
В любом случае последнее слово в поиске автомобиля остаётся за вашим брокером (посредником). Ведь даже при 99% чистоте торгов, некоторые аукционы грешат завышенной оценкой машин и скрывают информацию о скрученных пробегах. Например, ставят на продажу восстановленный после ДТП автомобиль-перевёртыш и оценивают его по шкале 4В (хорошее состояние кузова и салона). Делают они это осознано или неосознанно – остаётся тайной.
Мастерских по восстановлению ТС для торгов в Японии хватает. Заправляют ими не только японцы, но и выходцы из Пакистана, Бангладеш и России. Качество ремонта на высшем уровне. И только профессиональный посредник знает аукционы, которые подразделяются на «строгие» и «нестрогие». Различаются они по степени дотошности проверки машины. Поэтому учтите, что риск покупки восстановленного после ДТП автомобиля остаётся неконтролируемым. Приходится уповать на порядочность аукционного дома.
Что такое проходной и непроходной автомобиль?
По таможенному законодательству РФ размер пошлины зависит от возраста ввозимого автомобиля и кубатуры мотора. Физическому лицу наиболее выгодно покупать б/у машины 3–5 лет (€1 за 1 см³). Они называются «проходными». Те, что старше 5 лет классифицируют, как «непроходные» (€2,7 за 1 см³). В целом можно ввезти любой автомобиль не старше 2008 года, но его придётся «полностью» растаможить (очень дорого, до €4,8 – €5,7 за 1 см³, зависит от мощности и кубатуры ДВС). Посчитать сумму пошлины легко на таможенном калькуляторе (на сайте ФТС).
Машины до 2008 г.в. – «неоформляемые». Их можно покупать и ввозить в РФ исключительно «распилом» или «конструктором», без возможности поставить на учёт. Для юридических лиц выгодно импортировать подержанные ТС 5–7 лет, с рабочим объёмом двигателя не более 2000 см³.
Найти авто в Японии возрастом до 3-х лет сложно. Поскольку японцы выкатывают гарантийный срок 3 года и только после этого сдают машину дилеру по трейд-ин, взамен на новую. Именно дилеры и автосалоны выступают основными поставщиками аукционных домов.
Как оплатить инвойс – через какой банк и в какой валюте?
Сегодня практически всё российские банки в «чёрном списке» Западной коалиции. Но Япония продолжает сотрудничать с финансовыми организациями РФ, ориентированными на работу с Азией. Среди таких банков:
- Азиатско-Тихоокеанский банк
- Дальневосточный банк
- Банк «Приморье»
Хотя банк «Приморье» попал в пакет санкций США и временно приостановил приём SWIFT-переводов по всем направлениям. Об этом организация уведомила клиентов 28 февраля 2023 года, через свой телеграм-канал: «До получения ответов и дополнительных разъяснений от зарубежных банков-корреспондентов, мы временно приостанавливаем приём SWIFT-переводов».
Насколько затянется у «Приморья» это неопределённое состояние «временно» – пока неизвестно, поэтому лучше узнавать о ситуации непосредственно в банке, через телефон горячей линии.
Кстати Россельхозбанк отключён от SWIFT, но при этом не находится под блокирующими санкциями Евросоюза. А значит имеет право использовать альтернативные SWIFT способы для обмена финансовыми сообщениями в различных валютах (источник РБК от 04.03.2023). Так что варианты оплаты инвойса есть.
В какой валюте оплачивать инвойс?
Как правило японцы выставляют счёт в йенах или долларах США. На момент оплаты внесённые в кассу рубли конвертируются по текущему курсу и отправляются продавцу в той валюте, которую он указал в инвойсе. Но курсы валют ежедневно плавают, поэтому здесь возникает ещё один риск, который стоит учитывать.
Допустим вы выиграли автомобиль на торгах за $5000; при курсе 70RUB/1USD это 350 тыс. руб. Но в момент оплаты инвойса, например, через пару дней выходных, курс вырос до 75RUB/1USD. Придётся внести в кассу уже 375 тыс. руб (не считая платы за перевозку авто в японский порт, фрахт и страховку до порта выгрузки, а также комиссии российского банка в пределах 1-2%).
Таким образом можно потерять несколько десятков тысяч рублей. Но курсы валют меняются каждый день, как в большую сторону, так и в меньшую. В последнем случае покупателям удаётся приобрести машину более выгодно.
Как происходит перевозка авто из Японии в Россию?
По окончании торгов аукционные агенты готовят проданный автомобиль к отправке в порт в течение 2-3 дней (7-10 дней для ТС на номерах). Как правило машину перевозят на автовозе в составе партии. Срок доставки зависит от удалённости площадки от места отгрузки. В порту, на стоянке перевозчика, уполномоченный посредником специалист делает фотоотчёт машины перед погрузкой на судно и пересылает его заказчику, а он в свою очередь – покупателю. Затем автомобиль ожидает несколько дней отгрузки, и покидает Японию.
Если в машине есть дополнительное имущество, например, комплект сезонных шин с дисками, то лучше их задекларировать. Это снизит риск кражи. Воруют перевозчики всё, что плохо лежит. На следующий день после выхода судна из порта Японии:
- Морской перевозчик предоставляет аукционному агенту или брокеру (в общем отправителю) электронную копию коносамента (этот документ одновременно является товарной накладной и договором на оказание транспортных услуг)
- Аукционный агент пересылает копию по электронной почте аукционному брокеру (вашему посреднику, который выиграл торги)
- Аукционный брокер пересылает документы вам и своему таможенному брокеру
Последний займётся таможенным оформлением ввозимого транспортного средства на территорию России.
Перемещение судна можно отслеживать по его названию через сайт Marinetraffic.com. Информация о рейсе появляется на сайте перевозчика, которую легко отыскать по номеру кузова авто. По прибытии в порт машину разгружают. Таможенный брокер и сотрудники СВХ производят её фотоопись, фиксируют внешнее состояние, в котором она пришла в Россию. Затем автомобиль перегоняют с причала на таможенную стоянку СВХ (склад временного хранения). Здесь она будет дожидаться оформления и заказчика (владельца). В свою очередь таможенный брокер получает от перевозчика бумажный коносамент (транспортные документы) для декларирования и таможенной очистки.
Что представляет собой таможенная очистка?
Инспектор таможни принимает от брокера пакет документов и декларацию. Вы получаете инструкцию по оплате таможенных платежей. Оплачивать госпошлину необходимо лично или со своего счета онлайн. После оплаты таможенного сбора появляется запись в системе ЭПТС (Электронный Паспорт ТС), в которой вам также надо предварительно зарегистрироваться по инструкции. Об этом мы писали в статье: Как покупать и продавать авто с электронным ПТС? О чём важно знать?
В целом вы будете лишь наблюдателем растаможки. Оформлением документов на автомобиль и взаимодействием с ФТС занимается таможенный брокер компании-посредника. Вам необходимо выполнять его инструкции. Обычно на растаможку и сопутствующие процедуры уходит 1-3 дня. Иногда 7-10 дней. На сроки могут повлиять различные досмотры и получение СБКТС (сертификат безопасности конструкции транспортного средства) в ходе лабораторной проверки. Но по закону срок не может превышать 15 суток.
Как получить автомобиль на СВХ Владивостока?
После таможенной очистки посредник получает от своего брокера сообщение, что автомобиль растаможен и готов к выдаче. Посредник оповещает заказчика, т.е. вас. Далее вы договариваетесь о дате визита в брокерскую контору, чтобы забрать пакет документов (или посредник это делает в одиночку). С бумагами необходимо отправиться на склад временного хранения, расположенный в порту. Предоставляете документы на автомобиль сотрудникам СВХ и получаете пропуск на территорию.
Находите свою машину на стоянке и проверяете её состояние, как снаружи, так и внутри. Сверяете номера. Если всё в порядке, то подписываете акт-приёма передачи (материальный пропуск) и выезжаете с территории СВХ. Сразу направляетесь в лабораторию СБКТС, она находится на территории порта. После прохождения проверки авто на стоковое состояние ждёте выдачу СБКТС и ЭПТС, примерно 1-3 дня (иногда 7 дней). Всё это время авто будет находиться на спецстоянке. Получив документы, вы покидаете территорию порта на полностью легализованном автомобиле.
На склад СВХ лучше взять с собой бустер (пусковое устройство) и 5 л. бензина/дизтоплива. Бывает, что аккумуляторы разряжаются, а в баках нет топлива. А ещё захватите набор инструментов, возможно предстоит снять фаркоп, дуги на рейлингах или автобокс. С ними авто не пройдёт лабораторию и не получит СБКТС, а значит – ЭПТС.
В целом покупка машины из Японии занимает 1–3 месяца. «Конструкторы» и «распилы» везут ещё дольше, до 6 мес. Это связано с особенностями погрузки/разгрузки разукомплектованных автомобилей.
Можно ли купить б/у автомобиль из Японии в лизинг или кредит?
Купить б/у автомобиль из Японии в лизинг или кредит нельзя. Финансовые организации не хотят рисковать, поскольку существует вероятность того, что машину не выпустит таможня. Однако российские салоны продают в лизинг и кредит растаможенные японские автомобили, прямо со своих площадок на территории ДВ и других регионов РФ.
На кого можно записать автомобиль из Японии?
Записать автомобиль можно на другое физическое лицо, в том числе на жену, сына, дочь и т.д. Для этого вам нужно составить ещё один ДКП. В нём необходимо написать, что вы продаёте машину другому человеку. При этом ставить машину на учёт на себя не обязательно – идите в МРЭО ГИБДД с двумя договорами – все в рамках закона.
Но гонять машины из Японии таким образом НЕ получится. Физлицо может ввезти не более 1 авто/год. Свыше 1 ТС – коммерческий завоз. Поэтому таможится, как юрлицо. А для юрлиц таможенная очистка дороже.
Какая стоимость посреднических услуг в компании CarVizor?
Компания CarVizor взимает фиксированную комиссию – 30 тыс. руб. В эту сумму входит:
- Поиск автомобиля на аукционах Японии
- Участие в торгах и предложение ставок
- Фотоопись в Японии перед отправкой
- Фотоопись в России перед СБКТС
- Услуги таможенного брокера
Фотоопись включает: все стороны машины, вид салона, показания одометра, датчики и оборудование на приборной панели, состояние шин и дисков, багажник, моторный отсек, фрейм-код кузова. Качество снимков гораздо выше аукционных, а материал по объёму более информативный. Фотосессия перед СБКТС производится, если посредник занимается оформлением автомобиля без заказчика. Фотоотчёт пересылается владельцу, чтобы он мог оценить состояние машины после доставки в РФ.
Заключение
Купить машину с аукциона Японии в 2023 году всё ещё можно, несмотря на санкционные ограничения. Срок мероприятия составляет 1–3 месяца. Вместе с этим стоит помнить о рисках, которые могут возникнуть в процессе торгов, оплаты и морской перевозки. Не хотите рисковать? Тогда доверьте сопровождение сделки знающему посреднику. Например, компании CarVizor. Посмотрите 26-минутное видео о том, как мы помогли купить Toyota Corolla Fielder 2015 г.в. нашему товарищу Павлу в 2021 году, – с поездкой во Владивосток на СВХ и перегоном автомобиля до Благовещенска. или почитайте об этом статью Покупка автомобиля с аукциона Японии в 2021 году (полное руководство).