Расчет технико-эксплуатационных показателей по автотранспортному предприятию
Парком
подвижного состава называется общее
количество автомобилей, тягачей,
Прицепов
и полуприцепов, находящихся на балансе
предприятия.
Ac=Ax
+ Ap,
Где
Ас – списочный состав парка,
Ах
– ходовой парк
Ар
– парк, находящийся в ТО и ремонтах.
Ходовой
парк подвижного состава технически
готов к эксплуатации и состоит из
эксплуатируемых автомобилей и подвижного
состава, простаиваемого по различным
организационным причинам.
Ах=Аэ
+ Ап,
Где
Аэ – число автомобилей на линии;
Ап
– число автомобилей в простое.
Использование
парка подвижного состава можно оценить
при помощи коэффициентов технической
готовности и выпуска.
Коэффициент
технической готовности подвижного
состава к работе определяется по формуле:
ат=
АД/АДс,
где
АДг – автомобиле- дни в готовом для
эксплуатации состоянии;
АДс
– списочные автомобиле-дни подвижного
состава в авто-хозяйстве.
Коэффициент
выпуска подвижного состава можно
определить по формуле:
ав=АДэ/АДс,
где
АДэ – число автомобиле-дней в эксплуатации.
Соответственно
списочный парк подвижного состава можно
расчитать по следующей формуле:
Асс=∑Амi/ав,
Где
Амi
– количество автомобилей на маршруте;
Ав-коэффициент
выпуска
Автомобиле-дни
работы автотранспортного предприятия
характеризуются следующими показателями.
Автомобиле-дни
инвентарные – инвентарное или списочное
число автомобиле-дней:
АДи=Асс*Дэ,
Где
Асс – среднесписочное число автомобилей,
а/м;
Дэ
– дни эксплуатации – число автомобиле-дней
Автомобилей
на линии:
АДэ=АДи*ав
Где
АДи – автомобиле-дни инвентарные, а-д.
Общая грузоподъемность подвижного
состава по парку определяется в
автомобиле-тонно-днях.
Автомобиле-дни
эксплуатации подвижного состава на
маршруте за год:
АDэi
= Ami*Dp
Где
Ami
– количество автомобилей на данном
маршруте.
Автомобиле-тонны
характеризуют разовую грузоподъемность
парка подвижного состава:
N=∑Аи*q
HI
Где
q
HI
–
номинальная грузоподъемность автомобиля
i-той
марки.
Средняя
грузоподъемность автомобиля определяется
следующим образом:
qcp=∑Acc*/∑Асс,
где
q
– грузоподъемность подвижного состава.
Среднесуточный
пробег одного автомобиля:
Lcc=(∑
Lci*ADi)
/∑ADi,
Где
Асi
суммарный пробег за время в наряде на
i-том
маршруте,
ADi
– автомобиле-дни на i-том
маршруте.
Средний
коэффициент использования пробега:
b=∑Аэ*Lге/∑Аэ*Lобщ,
где
Lобщ
– длина общего пробега автомобиля, км.
Средняя
скорость техническая по парку подвижного
состава представляет собой количество
километров, которое проходит один
автомобиль за час движения , и рассчитывается
следующим образом:
Vт=∑Vтi*Аэi/∑Аэi,
Где
Vтi
– техническая скорость автомобиля i
марки, км/ч.
Средняя
эксплуатационная скорость представляет
собой отношение общего пробега ко всему
времени работы автомобилей:
Vэ=∑Lобщ*Аэ/∑Тн*Аэ,
Среднее
время простоя в пунктах погрузки и
разгрузки за ездку:
tпр=(∑Zei*tпрi*ADi)/
=∑Zei*ADi,
Среднее
время нахождения парка подвижного
состава в наряде определяется следующим
отношением:
Тн=∑(Аэ*Тн)/∑Аэ,
Где
Аэ – число автомобилей в эксплуатации;
Тн
– нарядное время работы автомобиля, ч.
Автомобиле-часы
в эксплуатации представляют собой общее
количество часов эксплуатации парка
подвижного состава за определенный
период времени:
АЧэ=АДэ*Тн.
Автомобиле-часы
под погрузкой-разгрузкой представляют
собой суммарное время погрузки и
разгрузки всех автомобилей во всех
грузообразующих и грузополучающих
пунктах:
АЧп-р=305*(∑Аэi*Ze*Tпр),
Где
Ze
– число ездок автомобиля.
Автомобиле
часы в движении парка подвижного состава:
АЧд=АЧэ-Ачп-р.
Средняя
длина ездки с грузом одного автомобиля
определяется отношением:
Lrecp=∑Lrei*Aэi/∑Nei*∑Aэi.
Общий
пробег парка подвижного состава
представляет собой сумму всех пробегов
за определенный период времени:
Lобщ=∑Lобщ*Аэ*Дэ.
Общий
груженый пробег представляет собой
пробег всего парка автомобилей с грузом:
Lг=∑Lгi*Aэi*Дэi.
Общее
число ездок, выполненных за календарный
период, определяется следующим образом:
Ze=∑Zei*Аэi*Дэi.
Среднее
расстояние перевозки одной тонны груза
определяется отношением транспортной
работы к объему перевезенного груза:
Lcp=(∑Phi*ADiэ)/∑Qhi*ADэш.
Коэффициент
статистического использования
грузоподъемности:
Uc-Qг/∑qi*Zei*ADi.
Коэффициент
динамического использования
грузоподъемности:
Uд=Pг/∑qi*Lгi*ADi.
Объем
перевозок за сутки представляет собой
общее количество перевезенного груза:
Qo=qcp*Acc.
Грузооборот
выполненный парком подвижного состава:
Po=Qo*lcp.
Производительность
парка подвижного состава показывает
общий объем транспортной работы в тоннах
за календарный период времени:
U=e∑Ui*Aэi*Дэi,
Где
Ui
– производительность, т, для каждого
вида подвижного состава,
Ui=q*ycт*Ze.
В
тонно-километрах:
W=∑Wi*Aэi*Дэi,
Где
Wi
– производительность, ткм, W=U*Lгe.
Суточная
производительность парка:
В
тоннах Qc=∑Qhi*Ami
В
т-км Рс=∑Phi*Ami
Грузооборот
парка за год:
Qг=∑Qhi*ADэi
Рг=∑Phi*ADэi
Выработка
на одну среднесписочную автотонну в
год рассчитывается следующим образом:
В
тоннах Qaг=Qг/(qcp*Acc)
В
ткм Раг = Рг/(qcp*Acc)
Количество
автомобилей на маршруте:
Ам=Qг∑м/(Dp*Qh),
Где
QгSm-
суммарный годовой объем перевозок на
маршруте,
Dp
– количество рабочих дней в году.
Количество
полуприцепов на маршруте при работе с
перецепкой для маятников маршрута, при
J=0,
5:
П=Ат*(1+nн*Vт*(tпр+2toп)/(lo+2Vт*toп))
Где
Ат- количество тягочей на маршруте,
Nн-
коэффициент неравномерности прибытия
тягачей,
toп-
время отцепки/прицепки полуприцепа.
Интервал
движения на маршруте:
Iд=to/Ам.
Частота
движения на маршруте:
Ач=1/Iд.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Определение автомобиле-дней в ремонте и простоя в исправном состоянии (организационным причинам)
Практическая работа №1
По дисциплине «Транспортная система России»
«Расчет показателей деятельности автомобильного транспорта».
Выполнила: студентка группы 2211
Проверила: Сокольникова О.Н.
Цель работы: 1. Уметь рассчитывать показатели деятельности автомобильного транспорта.
Исходные данные:
Ход выполнения работы:
1. Определение увеличения автомобиле-дней в эксплуатации
Определяем увеличение автомобиле-дней в эксплуатации по формуле 1
Определяем автомобиле-дни по формуле 2
где Асс1— среднесписочное количество автомобилей в отчетном году
Дк— дни календарные
АДк1= 765*365= 279225 ад
Определяем автомобиле-дни в эксплуатации в отчетном году по формуле 3
где АДоп1— автомобиле-дни по организационным причинам в отчетном году
АДр1— автомобиле-дни в ремонте в отчетном году
АДэ1= 279225-(12130+21900)= 245195ад
Определяем автомобиле-дни по формуле 4
где Асс2— среднесписочное количество автомобилей
Дк – дни календарные
АДк= 735*365= 268275 ад
Определяем автомобиле-дни по формуле 4
где АДоп2— автомобиле-дни по организационным причинам
АДр2— автомобиле-дни в ремонте
АДэ2= 268275-(6065+10950)= 251260 ад
ΔАДэ= 251260-245195= 6065 ад
Определение автомобиле-дней в ремонте и простоя в исправном состоянии (организационным причинам)
Определяем автомобиле-дни в ремонте по формуле 5
где АДх – автомобиле-дни
АДт— автомобиле-дни готовых к эксплуатации
Определяем автомобиле-дни по формуле 6
где Ас— количество автомобилей
Дк— дни календарные
АДх= 320*365=116800 ад
Определяем автомобиле-дни готовых к эксплуатации по формуле 7
где αт— коэффициент технической готовности
АДт= 0,84*116800= 98112 ад
АДр= 116800-98112= 18688 ад
Определяем автомобиле-дни по организационным причинам по формуле 8
где АДт— автомобиле-дни готовых к эксплуатации
АДэ— автомобиле-дни в эксплуатации
Определяем автомобиле-дни в эксплуатации по формуле 9
где αв— коэффициент выпуска
АДэ= 0,76*116800= 88768 ад.
АДоп= 98112- 88768 ад.
3. Контрольные вопросы:
Что называется транспортным процессом?
Процесс перемещения груза и пассажиров во времени и пространстве.
Указать основную сферу работы автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния.
Назвать достоинства и недостатки автомобильного транспорта.
Достоинства
· Возможность автоперевозки грузов «от двери до двери».
· Высокая маневренность, гибкость, динамичность автомобильного транспорта.
· Возможность использования различных маршрутов и схем доставки автомобильным транспортом.
· Возможность отправки груза мелкими партиями.
· Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика.
· Автомобильный транспорт обеспечивает регулярность поставки.
· У автомобильного транспорта наименее жесткие требования к упаковке товара.
Недостатки
· Низкая производительность автомобильного транспорта.
· Зависимость автомобильного транспорта от погодных и дорожных условий.
· Относительно высокая себестоимость перевозок автомобильным транспортом.
· Большое количество экологически вредных выбросов и шума отечественных автомобилей.
· Возможны хищения груза и угона автотранспорта.
· Сравнительно малая грузоподъемность автомобильного транспорта.
4. Как классифицируется подвижной состав автомобильного транспорта в зависимости от характера перевозок, номенклатуры перевозимых грузов, от рода двигателя, от грузоподъёмности и проходимости.
По проходимости бывает: с обычной, повышенной и высокой проходимостями.
5.Назовите разницу разница между специализированными и специальными автомобилями.
Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.
Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппаратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные, исследовательские, милицейские автомобили и др.
Практическая работа №1
По дисциплине «Транспортная система России»
«Расчет показателей деятельности автомобильного транспорта».
Выполнила: студентка группы 2211
Проверила: Сокольникова О.Н.
Цель работы: 1. Уметь рассчитывать показатели деятельности автомобильного транспорта.
Источник
Статистическая отчетность по автомобильному транспорту.
Все юридические лица осуществляющие грузовые перевозки на коммерческой основе ежегодно составляют отчет Ф № 3 – автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта».
В первом разделе «Использование грузового эксплуатационного автомобильного транспорта, находящегося в распоряжении предприятия (собственного и арендованного)» показывается:
1. Автомобиле – дни пребывания в хозяйстве, в том числе в работе, в простое и ремонте, и в простое в технически исправном состоянии.
2. Автомобиле – дни пребывания в хозяйстве.
3. Время пребывания автомобилей в наряде.
4. Пробег автомобилей всего, в том числе с грузом.
Данные для заполнения этого раздела берут из «Карточек учета работы грузового автомобиля», заполняемых на основе путевых листов.
Раздел III «Эксплуатационный подвижной состав».
В этом разделе отражается «Поступление, выбытие и наличие эксплуатационного подвижного состава».
Данные о поступлении, выбытии и наличии автомобилей показываются по типам автомобилей (грузовые, автобусы, легковые) и по маркам автомобилей.
Данные для заполнения берут по счету 01, журнал-ордер 13.
В этом же разделе отражается группировка автомобилей по конструкции кузова и грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, рефрижераторы, цистерны и др.) по времени нахождения в эксплуатации на конец года (до 2 лет, от 2 до 5 лет и т.д.).
Группировка составляется на основе журнала-ордера № 13 и технических паспортов на автомобили.
Раздел IV «Труд». В этом разделе данные отражают в целом по автотранспортному предприятию с выделением водителей.
В разделе отражают:
1. Среднесписочная численность работников – заполняют расчетным путем на основе табеля учета выхода работников на работу.
2. Фонд заработной платы работников списочного состава. Данные для заполнения берут по счету 23 или 20/6, счету 26 книг аналитического учета К-39 и К-25.
3. Выплаты социального характера.
Данные берут по счету 84 «Нераспределенная прибыль» или по счету 70 «Расчетно-платежной ведомости».
Все автотранспортные предприятия составляют ежеквартально отчет формы № 65 – автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта».
В разделе I «Грузовые эксплуатационные автомобили» в целом по предприятию и в том числе по видам сообщений (внутригородское и пригородное, международное) отражают:
· доходы на основе журнала-ордера 18 по счету 99
· расходы на основе книг К-39 и К-25 по счетам 20/6 или 23/2, 26/2 (прямые и косвенные расходы)
· перевезено грузов и грузооборот на основе карточек учета работы грузового автомобиля
В разделе V «Доходы и расходы по видам услуг» показывают в целом и в том числе по перевозке грузов и оказанию прочих услуг доходы и расходы транспорта.
В разделе VII «Среднегодовая стоимость транспортных средств», данные отражаются только за год. Среднегодовая стоимость рассчитывается с учетом автомобилей на начало года, прибытия и выбытия на основе журнала ордера 13 по счету 01.
Все автотранспортные предприятия заполняют ежемесячно соответствующие показатели и в отчетности Ф № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг».
Основными показателями объемов производственной программы являются: объем перевозки грузов в тоннах, грузооборот в тонно-километрах, общий пробег в километрах и том числе с грузом.
При планировании сначала рассчитывают дневную производительность по маркам автомобилей.
Прежде всего, рассчитывают на планируемый год показатели производственной базы.
В автохозяйстве на начало года имелось 86 автомобилей грузоподъемностью 3 т. В планируемом году предполагается поступление с 1.05 – 4 автомобилей. По разработанной смете техобслуживания и ремонта среднее время простоя в ремонте составит 31,1 дня, простои автомобилей с учетом выходных, праздничных дней и др. 118 дней в год на 1 автомобиль.
АДХ = 86 365 + 4 245 = 32370 авт-дней.
Асс = автом.
АТДХ = 32370 3 = 97110 авт-тон-дней
т или 88,7 3 = 266,1 т
т
А) Автомобиле – дни простоя в ремонте
88,7 31,1 = 2759 авт – дн.
Б) Ктехнич. готов.=
А) Автомобиле – дни в работе
32370-2759-(118 88,7) = 19144 авт.-дней
Б) Кисп.парка=
После расчета производственной базы планирую технико-эксплуатационные показатели, как правило, опытно-статистическим методом исходя из задачи по повышению эффективности использования транспорта.
По данным за отчетный год коэффициент использования пробега составил 0,685 в планируемом году возрастет на 0,015. Коэффициент использования грузоподъемности составил 0,850 с учетом мероприятий по наращиванию бортов и использования автомобилей различной грузоподъемности возрастет в планируемом на 0,050.
Средняя техническая скорость автомобиля с учетом улучшения состояния дорог и повышения квалификации водителей возрастет с 22 км до 24 км в час.
Средняя продолжительность нахождения автомобилей в наряде составит 8 часов в день.
Среднее время простоя под погрузкой – разгрузкой составляло 45,7 минут за счет механизации сократится простой в среднем на 2 минуты.
Среднее расстояние перевозки грузов не изменится и составит 27 км.
Исходя из этого на планируемый год показатели составят:
После этого производится расчет дневной производительности автомобиля в следующей последовательности:
Среднее расстояние ездки с грузом
Коэффициент использование пробега
27 км : 0,700 = 38,6 км
Средняя техническая скорость
60 мин : 24 = 2,5 мин
Время на пробег 1 км Среднее расстояние полной ездки
2,5 мин 38,6 км = 96,5 мин
Время в движении + Время простоя под погрузкой разгрузкой
96,5 мин. + 43,7 мин. = 140,2 мин.
Время работы на линии = 480 = 3,4 ездки
Время в наряде 140,2
Средняя номинальная грузоподъемность К ИСПОЛЬЗ.ГРУЗОПОДЪЕМ.
3 т 0,900 = 2,7 т
Средняя грузоподъемность с учетом Кисп. грузоподъем Количество ездок с грузом
2,7 т 3,4 = 9,18 т
Объем перевозок в тоннах Среднее расстояние ездки с грузом
9,18 27 = 247,86 т.км.
Среднее расстояние полной ездки Количество ездок
38,6 км 3,4 = 131,24 км
в том числе с грузом
Среднее расстояние ездки с грузом Количество ездок
27 км 3,4 = 91,8 км
После этого рассчитываем производственную программу на планируемый период (месяц, квартал, год) путем умножения
Дневная производственная Среднесписочное число Число дней Коэффициент испо-
программа автомобилей в периоде льзования парка
Данные берем из соответствующих плановых показателей.
Расчет годовой производственной программы автомобилей на планируемый год
Показатели | Дневная производ. 1 автомоб. | Среднесписочное число автомоб. | Число дней в периоде | Коэф. использ. парка | Годовая программа |
Перевезено грузов в тоннах | 9,18 | 88,7 | 0,591 | ||
Грузооборот в тонно-километрах | 247,86 | 88,7 | 0,591 | ||
Общий пробег, км в том числе с грузом | 131,24 91,8 | 88,7 88,7 | 0,591 0,591 | ||
Число ездок с грузом | 3,4 | 88,7 | 0,591 |
Планирование материально-технического снабжения.
Основой планирования расхода топлива для автомобилей является производственная программа по эксплуатации (общий пробег и грузооборот), а также установленные нормы расхода топлива для каждого типа и марки автомобиля. Нормы расхода топлива устанавливаются на 100 км пробега автомобиля, а также на 100 т-км транспортной работы (учитывается дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом).
Кроме этого, устанавливается процент повышения нормы расхода топлива при работе в зимний период времени, в горных районных и др.
Планируется также дополнительный расход топлива на маневрирование в пунктах погрузки-разгрузки и на внутригаражные нужды.
Потребность в материальных ресурсах рассчитывается в натуральном и стоимостном выражении.
Расчет производится в следующем порядке:
Потребность в топливе в = Общий пробег автомобиля Норму расхода топлива
натуральном выражении на пробег 100
Потребность в топливе = Грузооборот в т.км. Норму расхода топлива
на выполнение грузооборота 100
Так как в зимний период устанавливаются повышенные нормы расхода топлива, то расчет лучше вести отдельно на зимний и летний периоды, разделив производственную программу по опыту работы за предыдущие годы.
Затем планируется дополнительные расходы топлива
Общая потребность топлива % дополнительного расхода топлива
на выполнение работ
План общего пробега составляет 2511136 км, грузооборота 4742534 т.км. В зимний период времени будет выполнено 40 % работ. Норма расхода топлива в летний период 23 л на 100 км пробега и 2,5 л на 100 т.км. Дополнительный расход топлива на внутригаражные нужды предусмотрен в размере 5 % от основного топлива. На зимний период нормы повышаются на 10 %. Цена за 1 л топлива – 23 руб.
Дата добавления: 2014-12-09 ; просмотров: 10914 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Автомобили дни в ремонте формула
Полезная информация на тему: «автомобили дни в ремонте формула». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.
Число технических воздействий за цикл на один автомобиль определяется отношением циклового пробега Lцк пробегу до данного вида воздействия. Поскольку принимаем, что пробег за цикл равен пробегу до капитального ремонта, то число воздействий по КР буден равно единице. Число воздействий по ЕО, ТО-1, ТО-2 определяется согласно следующей формуле:
где Nкр — число воздействий по капитальному ремонту на один автомобиль за цикл,
Nто-2 — число воздействий по ТО-2 на один автомобиль за цикл,
Nто-1 — число воздействий по ТО-1 на один автомобиль за цикл,
Nео — число воздействий по ЕО на один автомобиль за цикл,
lсс — среднесуточный пробег автомобиля.
«Принимаем, что пробег за цикл равен пробегу до капитального ремонта, следовательно, число воздействий по КР буден равно единице:
2.3. Определение числа капитальных ремонтов и то на весь парк за год.
Производственную программу предприятия принято считать на один год, пробег автомобиля за цикл отличается от пробега автомобиля за год, поэтому при расчете применяют коэффициент перехода от цикла к году г, который определяется как отношение годового пробега автомобиля к пробегу автомобиля за цикл:
Годовой пробег автомобиля Lг определяется:
где Драб.г — число дней работы предприятия в году (принимается исходя из типа и назначения предприятия),
в — коэффициент выпуска парка, в технологическом проектировании принимается, что коэффициент выпуска равен коэффициенту готовности парка в = т, который определяется:
где Дэ.ц — число дней нахождения автомобиля за цикл в технически исправном состоянии, определяется как:
Др.ц — число дней простоя автомобиля в ТО и ТР за цикл, данная величина складывается из дней простоя в капитальном ремонте Дкр и числа дней простоя в ТО-2, ТР за цикл Дто-тр:
где Дто-тр – удельная норма простоя в ТО, ТР на 1000 км пробега (приложение 2.4);
Дкр — число дней простоя подвижного состава в КР, определяе-мое как:
где Д ’кр — нормативный простой в КР на авторемонтном заводе (принимается по приложению 2.4);
Дт — число дней, затраченных на транспортировку подвижного состава АТП на авторемонтное предприятие и обратно принимается 10-20% от Д ’кр ;
Число воздействий на весь парк за год по i-ому виду (ЕО, ТО-1, ТО-2) обслуживания определяется:
где Nео, Nто-1, Nто-2 — число воздействий по i-ому виду обслуживания на один автомобиль за цикл, определяемые в формуле (2.3).
«Для начала найдем нормативный простой в КР на авторемонтном заводе (принимается по приложению 2.4.).
Найдем число дней простоя подвижного состава в КР (формула 2.9):
Для нахождения числа дней простоя автомобиля в ТО и ТР за цикл определяем удельную норму простоя в ТО, ТР на 1000 км пробега (приложение 2.4):
Дто-тр = 0,3..0,4 дней на 1000 км пробега.
Др.ц = 23 * 0,4 * 320000 * 1 / 1000 = 151 дней.
Число дней нахождения автомобиля за цикл в технически исправном состоянии равно:
Дэ.ц = 320000 / 190 = 1684,211 дней.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Находим коэффициент выпуска парка, который равен коэффициенту готовности парка:
Lг = 190 * 365 * 0,918 = 63663,3 км.
Найдем коэффициент перехода от цикла к году г (формула 2.4):
Число воздействий на весь парк за год по i-ому виду (ЕО, ТО-1, ТО-2) обслуживания определяется (формула 2.10):
NЕО г = 1684,211 ∙ 240 ∙ 0,199 = 80437,917;
N ТО-1 г = 68,572 ∙ 240 ∙ 0,199 = 3274,999;
NТО-2 г = 21,857 ∙ 240 ∙ 0,199 = 1043,890».
Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых – экономистов, о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.
Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.
Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.
Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.[1]
Коэффициент технической готовности (Кy) подвижного состава к работе определяется по формуле:
где АДг – автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии; АДс – списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.
Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле:
где АДэ – число автомобиле-дней эксплуатации.
Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.
Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический и динамический коэффициенты.
Статический коэффициент (Кс) определяется отношением:
где Qa – количество фактически перевозочного груза;
Qn – номинальная грузоподъемность автомобиля.
Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением:
Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.
К сожалению, многие авторы этими показателями и ограничиваются, что на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.
В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холосто пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.
Даже перевозку собственных грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса.
Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом издержки обращения.
Поэтому мы предлагаем для оценки работы транспортных средств использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:
где Пn – пробег с грузом, км.
П – общий пробег, км.
И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно – километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля.
Например, если себестоимость тонно – километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности.
Если же себестоимость высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной. В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.
Этот показатель, как впрочем и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также с нормативными данными.
В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.
Улучшению использования автомобилей в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее подходящего для перевозки конкретного товара типа автомобиля и его грузоподъемности.
Важное условие роста эффективности использования автотранспорта – повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия.
При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100 %, ко второму – на 85 %, к третьему – на 63 % и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45 %. Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках. А так как торговые предприятия одновременно перевозят грузы различных классов, но нормативно для расчетов установлены применительно к конкретному классу грузов, то в практике планирования перевозок определяют средний класс перевозимых грузов по следующей формуле:
где:
К – средний класс перевозимых грузов;
01, 02, 03 – вес отдельных видов грузов, т.
К1, К2, К3 – класс отдельных видов грузов (берется из справочников).
Показатели по перевозкам во многом зависят от типа дорог, по которым осуществляются перевозки. В этой связи все автомобильные дороги России делятся на три группы.
К первой группе относятся дороги с твердым покрытием и с односторонним движением при наличии разделительных полос. Ко второй группе относятся дороги также с твердым покрытием, но и со встречным движением. Таких дорог в России больше, чем первой группы.
Наконец, к третьей группе дорог относятся грунтовые дороги, каких в России еще больше.
Наиболее высокие нормативы по использованию транспорта установлены для первой группы дорог, и наоборот – самые низкие установлены для третей группы дорог.
Издержки по транспортировке товаров во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.
Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров.
Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых – экономистов, о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.
Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.
Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.
Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.[1]
Коэффициент технической готовности (Кy) подвижного состава к работе определяется по формуле:
где АДг – автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии; АДс – списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.
Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле:
где АДэ – число автомобиле-дней эксплуатации.
Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.
Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический и динамический коэффициенты.
Статический коэффициент (Кс) определяется отношением:
где Qa – количество фактически перевозочного груза;
Qn – номинальная грузоподъемность автомобиля.
Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением:
Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.
К сожалению, многие авторы этими показателями и ограничиваются, что на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.
В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холосто пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.
Даже перевозку собственных грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса.
Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом издержки обращения.
Поэтому мы предлагаем для оценки работы транспортных средств использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:
где Пn – пробег с грузом, км.
П – общий пробег, км.
И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно – километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля.
Например, если себестоимость тонно – километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности.
Если же себестоимость высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной. В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.
Этот показатель, как впрочем и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также с нормативными данными.
В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.
Улучшению использования автомобилей в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее подходящего для перевозки конкретного товара типа автомобиля и его грузоподъемности.
Важное условие роста эффективности использования автотранспорта – повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия.
При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100 %, ко второму – на 85 %, к третьему – на 63 % и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45 %. Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках. А так как торговые предприятия одновременно перевозят грузы различных классов, но нормативно для расчетов установлены применительно к конкретному классу грузов, то в практике планирования перевозок определяют средний класс перевозимых грузов по следующей формуле:
где:
К – средний класс перевозимых грузов;
01, 02, 03 – вес отдельных видов грузов, т.
К1, К2, К3 – класс отдельных видов грузов (берется из справочников).
Показатели по перевозкам во многом зависят от типа дорог, по которым осуществляются перевозки. В этой связи все автомобильные дороги России делятся на три группы.
К первой группе относятся дороги с твердым покрытием и с односторонним движением при наличии разделительных полос. Ко второй группе относятся дороги также с твердым покрытием, но и со встречным движением. Таких дорог в России больше, чем первой группы.
Наконец, к третьей группе дорог относятся грунтовые дороги, каких в России еще больше.
Наиболее высокие нормативы по использованию транспорта установлены для первой группы дорог, и наоборот – самые низкие установлены для третей группы дорог.
Издержки по транспортировке товаров во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.
Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров.
Источник
Основные эксплуатационные показатели работы автомобилей
Работа автомобилей характеризуется следующими основными технико-эксплуатационными показателями (измерителями): коэффициент технической готовности парка, коэффициент использования парка, коэффициент использования рабочего времени, скорость движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности.
Коэффициент технической готовности парка (КТГ)
Характеризует степень готовности автомобилей для выполнения перевозок. Он может определять готовность парка за один день или другой отрезок времени.
Коэффициент технической готовности за один день определяют по формуле:
где: Аи — количество исправных автомобилей; Ас — списочное количество автомобилей.
Пример. Парк насчитывает 17 списочных автомобилей, а технически исправных 15. Определить КТГ.
Решение. КТГ = 15:17 = 0,88.
Калькулятор
Коэффициент технической готовности за какой-либо период (неделю, месяц) вычисляют по формуле:
где: АДи — количество автомобиле-дней исправных автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Пример. В парке числится 310 автомобилей. Требуется определить его КТГ за 5 дней, если известно, что в первый день технически исправных автомобилей было 240, во второй — 247, в третий — 248, в четвертый — 250 и в пятый — 255.
Решение.
- Определяем количество автомобиле-дней списочных автомобилей:310 X 5 = 1550.
- Находим количество автомобиле-дней исправных автомобилей:240 + 247 + 248 + 250 + 255 = 1240.
- Подсчитываем коэффициент технической готовности:КТГ = 1240:1550 = 0,80.
Коэффициент использования (выпуска на линию) парка (КИП)
Доказывает степень использования подвижного состава. Он может быть одинаковым с коэффициентом технической готовности парка или ниже его.
Коэффициент использования парка определяют по формуле:
где: АДр — количество автомобиле-дней работы автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Так, если в парке имеется 300 автомобилей, а выпушено в данный день на линию 250, то КИП равен: 250:300 = 0,83.
Для определения КИП за отчетный период необходимо подсчитать количество автомобиле-дней работы на линии за этот период и разделить их на автомобиле-дни списочного состава.
Пример. Списочный состав парка 300 автомобилей. За 30 дней количество автомобиле-дней работы на линии составило 7290. Найти КИП.
Решение. КИП = 7290:(300 Х 30) = 7290:9000 = 0,81,
Чтобы этот коэффициент был равен коэффициенту технической готовности парка, нельзя допускать простоев исправных автомобилей.
Коэффициент использования рабочего времени (КИВ)
Характеризует степень использования автомобилей за время пребывания в наряде (на линии). Время в наряде (на линии) определяют в часах с момента выхода из парка до момента возвращения в парк.
Это время включает: время движения, время на погрузку и разгрузку и время простоев.
Коэффициент использования рабочего времени вычисляют по формуле:
где: Тд — количество часов в движении; Тн — общее количество часов пребывания в наряде (на линии). Так, если автомобиль находился в наряде (на линии) 7 ч, из которых 6 ч был в движении, КИВ = 6:7 — 0,85.
Чем лучше организованы погрузочно-разгрузочные работы и меньше непроизводительные простои, тем выше коэффициент использования рабочего времени.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
13 июля 2011г.
При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости. Техническая скорость — это средняя скорость за время движения автомобиля: где: S — пройденный путь, км; t — время движения автомобиля, включая и остановки у перекрестков, н. Пример. Автомобиль за смену совершил пробег 150 км, в движении находился б ч. Определить техническую скорость. Решение. Величина…