Как найти автора текста повествования

В каждом речевом
произведении есть авторская позиция,
языковая личность, которая выражается
либо эксплицидно – явно, либо имплицидно-
скрыто.

Таким образом, с
уверенностью можно сказать, что текст
– это своего рода конгломерат ощущений,
чувств, мыслей, убеждений, воображения,
миропонимания и мировосприятия автора,
который «подается» читателю в
«спрессованном» виде. Для того чтобы
понять содержание адекватно авторскому
замыслу, необходимо «найти» автора в
тексте, вскрыть его позицию, его
коммуникативную цель и намерение, иными
словами осознать прагматическую сторону
текста. Прагматика – это направление,
изучающее отношения между средствами
языка и теми, кто этими средствами
пользуется. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка). Как
мы уже отмечали ранее, коммуникативная
цель определяет стилистическую
принадлежность текста, коммуникативное
намерение – типологическую. Учитывая,
что коммуникативную цель автор достигает
решением ряда задач, а стиль может
реализовываться посредством выбора
оптимальных форм изложения – жанра, то
мы условно используем термин
«коммуникативная задача», который будем
применять в сопоставлении с понятием
«жанр». Иными словами, автор достигает
коммуникативную цель путем решения
ряда коммуникативных задач, основной
из которых является, на наш взгляд,
выбор формы изложения, а именно определение
жанра речевого произведения.

Таким образом,
коммуникативная цель, задача, намерение
– это составляющие прагматики текста.
Кроме того, позиция автор непосредственно
выражается в содержательном плане
текста, а именно в раскрытии
содержательно-фактуальной,
содержательно-концептуальной и
содержательно-подтекстовой информаций.

Первый вид информации
отражает те конкретные реалии и события,
которые лежат в основе текста и
описываются в нем.

Второй вид информации
раскрывает идею, основную мысль текста,
то есть то, что автор хотел подчеркнуть,
выразить, создавая речевое произведение.
При этом акцентируем внимание на
разграничении основной мысли и проблемы
текста, хотя они взаимосвязаны. Основная
мысль направляет читателя к проблеме,
позволяет сориентироваться в потоке
информации и увидеть за частным общее.
Словом, главное предложение в тексте
является отправной точкой в выявлении
и формулировании поднятой автором
проблемы.

Особую сложность
представляет последний вид информации
– содержательно-подтекстовая. Сложность
заключается в умении не только понять
ее, но и выделить, вычленить в тексте.
Именно эта информация позволяет автору
раскрыть свое внутреннее «Я», заявить
о своих убеждениях, стремлениях, выразить
свое отношение к описываемому. Понять
контекст можно по языковым средствам,
по их особым комбинациям и месторасположению.
Интересно, что подтекстовая информация
часто настолько богата и имеет такие
горизонты для читателя, поле деятельности
для поиска в тексте, того, что затрагивает
струны его души и заставляет думать,
размышлять, выстраивать новые связи,
пересматривать «свои» ценности – словом,
духовно совершенствоваться.

Иными словами,
понимание этой информации зависит от
фоновых знаний читающего, от его
нравственного и интеллектуального
уровня развития, поэтому восприятие
этой информации у каждого человека
индивидуально. Порой один и тот же текст
интерпретируется разными лицами
по-разному, а иногда даже диаметрально
противоположно, и главное, что трактовка
этой информации может не совпадать с
интенцией автора. Для адекватного
восприятия задуманного, необходимо
знать, как, когда, в какой обстановке,
создавал автор этот текст, его убеждения
на тот момент времени и т.п., то есть
необходимо иметь дополнительные сведения
об авторе. Однако понятно, что читателю
эти сведения не всегда предоставлены,
поэтому он самостоятельно «считывает»
эту информацию, анализируя лексику и
грамматику текста, постоянно отвечая
себе на вопросы, почему автор здесь
написал так, а не иначе. Такой подход к
тексту, основанному на внутреннем
диалоге с автором или с самим текстом,
развивает языковое чутье, активизирует
внимание к слову, но главное, формирует
понимание того, что каждое слово, каждая
синтаксическая конструкция в тексте
не случайны, они создаются автором для
выражения своих мыслей, своего настроения
– словом, своего «Я».

Для того чтобы
наглядно увидеть, как различные авторские
позиции реализуются в текстах, сравним
следующие отрывки.

1. Я думаю, что во
всем есть своя душа: и в деревьях, и в
облаках, и в ветре. Когда я гуляю по лугу
или в лесу, я вижу, как распускаются
цветы. Мне кажется, что у них душа такая.

У ромашки душа
веселая, как солнышко. У колокольчика
душа легкая. У анютиных глазок душа
ласково глядит. У ландыша душа свежая
и влюбленная. У розового и белого клевера
душа простая и добрая. А у репейника
душа дикая и непокорная: высоко растет,
головы не клонит.

(Г.Сапгир)

2. Само понятие
«цветковое растение» говорит о том,
что, кроме корня, стебля и листьев у них
есть цветок, из которого развивается
плод с семенами. И яркая окраска, и запах,
и сладкий нектар внутри цветка привлекают
насекомых, которые помогают опылять
растения. Многие из них, только обменявшись
пыльцой, принесут плоды.

Очень разнообразны
не только цветки, но и листья цветковых
растений. Они различаются по форме,
величине, окраске, но все они имеют общее
строение. Лист состоит из листовой
пластинки, а также из черешка, которым
он прикрепляется к стеблю.

(Ю.
Дмитриев)

В текстах явно
прослеживается общность в информационном
плане: в речь идет о цветах. Кроме того,
разные авторы выражают единое
коммуникативное намерение: в первом
случае – описать цветы с точки зрения
характеристики их душ, а во втором случае
– с точки зрения их строения и
функционирования. Следовательно, это
тексты-описания.

Несмотря на некую
общность, данные тексты имеют и различие:
они отражают различные коммуникативные
цели, которые ставили перед собой авторы.
В первом тексте автор преследует цель
– дать образное, художественное описание
цветов, воздействуя на эмоциональную
сферу читающего, вызывая в нем восхищение,
восторг красотой цветов. Г. Сапгир
стремился показать, что у цветов внешняя
красота – это зеркало их души. Во втором
тексте автор желает познакомить читателя
с особенностями строения цветка,
показать, как внешний вид помогает им
приспособиться к жизни, к внешним
условиям существования. Словом, во
втором тексте Ю. Дмитриев стремился
взглянуть на цветы с научной точки
зрения, поэтому и называет он их
«цветковыми растениями».

Анализ языкового
материала помогает раскрыть коммуникативные
цели авторов и определить стилистическую
принадлежность текстов. В первом тексте
используются изобразительно-выразительные
средства: эпитеты (веселая,
легкая, ласково глядит, свежая, влюбленная,
простая, добрая, дикая, непокорная
),
сравнение (как
солнышко
),
олицетворение (глядит).
Следовательно, это текст художественного
стиля. Во втором тексте – термины
(корень,
стебель, листья, плод с семенами, окраска,
опылять и т.п
.).
Это текст научного стиля.

Различные
коммуникативные цели и коммуникативные
намерения порождают и различный
информационный план. Данные тексты
имеют общую тему. (О чем говорится в
текстах? О цветах.) Однако концепт этих
текстов различен. Основная мысль первого
примера выражается в предложении: «Я
думаю, что во всем есть своя душа…».
Главным
предложением текста Ю. Дмитриева, в
котором заключена основная мысль,
условно можно назвать первое, где автор
вводит читателя в мир науки, обосновывает
понятие «цветковое растение» (Само
понятие «цветковое растение» говорит
о том, что, кроме корня, стебля и листьев
у них есть цветок.
)

Содержательно-подтекстовая
информация в текстах также различна и
напрямую отражает намерение и цели
автора. В тексте Г. Сапгира мы чувствуем
авторскую любовь к окружающей нас
природе, понимание того, что все: и
каждое деревце, каждое облако, каждая
былинка на лугу и, конечно же, каждый
цветок имеют свою душу. Олицетворяя
природу, автор выражает свое уважительное,
бережное, и даже трогательное отношение
к ней. Описание души каждого цветка
своего рода является описанием их
характера, который читатель воспринимает
сквозь призму авторской оценки.

Во втором примере
реализуются лишь фактуальная и
концептуальная информация. Отсутствие
как таковой подтекстовой информации
обусловлено стилистической принадлежностью
текста. Описанные факты научно обоснованы
и имеют место в действительности.
Субъективная авторская оценка в тексте
отсутствует, в противном случае это
противоречило бы выбранному научному
стилю.

Теперь рассмотрим
тексты, созданные на одну тему, в них
авторы преследовали одну и ту же
коммуникативную цель, но при этом
обосновывали различные основные мысли
и выражали различные коммуникативные
намерения.

1. Жил-был одуванчик.
Рос он на обочине. Днем одуванчик грелся
на солнце, а ночью крепко запирал окна
и двери и укладывался спать. Ночью ему
снились счастливые сны. Ему снился
солнечные день, ясное небо, снилось,
будто путешествует он по земле, глядит
на реки, на горы…

(По
Б.Сергуненкову)

2. Почему цветок
зовут одуванчиком? Дунешь на шарик –
поплывут, полетят в воздухе легкие
семена. Весь день следом за солнцем
поворачивают одуванчики золотые свои
головки. Когда солнце заходит, одуванчики
свертывают свои лепестки и засыпают.
Всю ночь крепко спят цветы.

(По И.
Соколову-Микитову)

3. У больших
проезжих дорог, у лесных малых тропинок,
в зеленых лугах, даже у порога дома
цветут одуванчики.

Все знают эти
простые цветы. Они похожи на маленькое
солнце с золотыми лепестками-лучами.
Все лето цветут одуванчики. Их семена
будут собраны в легкий пушистый шарик.
(По И. Соколову-Микитову)

Тема текстов –
одуванчик
(-и)
. Авторские
коммуникативные цели при создании
текстов также совпадают – не только
поведать читателю о цветке- одуванчике,
но и через образы оказать эмоциональное
воздействие. Реализуют это авторы в
художественном стиле изложения.

В первом тексте
автор прибегает к форме изложения,
характерной для сказки. Начинается
повествование со слов «жил-был».
Посредством олицетворения одуванчик
приобретает человеческие свойства. Он
как человек греется на солнышке, запирает
окна, укладывается спать, и ему, как и
человеку, снятся сны.

Во втором тексте
автор реализует коммуникативную цель
в форме рассказа, в котором образ
одуванчика раскрывается через
использование метафоры – шарик,
золотые головки
,
олицетворения – одуванчики
засыпают и крепко спят.

В третьем тексте
автор выбирает такую форму изложения,
как рассказ. В нем представлено образное
описание одуванчика как всем известного
растения, цветущего повсеместно все
лето. Красота этих цветов заключается
в их простоте. Автор сравнивает одуванчик
с маленьким солнцем, а лепестки его –
с золотыми лучами. Используются метафора
шарик,
эпитеты – золотые
(лепестки-лучи),
легкий,
пушистый

(шарик).

Таким образом, из
анализа текстов следует, что если в
первом случае автор стремится описать
момент жизни этого цветка, а в третьем
– красоту этих простых цветов, то во
втором тексте также при помощи образов
автор обосновывает название цветка
«одуванчик». Иными словами, коммуникативные
намерения, определяющие типовой план
текстов, различны.
1

Отсюда первый пример – это текст-описания
с элементами повествования (каждое
предложение описывает жизнь цветка, но
внутри текста наблюдается смена событий:
днем грелся на солнце

потом?), ночью
крепко запирал окна и двери

потом?),
укладывался спать

потом?), ему
снились счастливые сны
).
Второй пример представляет собой
текст-рассуждение (каждое предложение
обосновывает основную мысль текста,
выраженную в ключевом вопросе-тезисе,
почему
цветок зовут одуванчиком
),
а третий пример – это текст-описание
(каждое предложение раскрывает тему
текста – одуванчик).

В содержательном
плане тексты, несмотря на то, что
составлены на одну тему, также различны.
Неидентичность обусловлена
содержательно-концептуальной информацией
текстов, так как этот вид информации
определяет основную мысль текста. В
первом случае выделим в качестве главного
предложения первое предложение – жил
одуванчик
,
во втором – почему
цветок зовут одуванчик?
,
а в третьем –
все знают эти простые цветы
.

Подтекстовую
информацию легко считать в «языке»
автора. Как уже отмечалось, во всех
примерах тексты отличаются высокой
художественностью, образ одуванчика
создается изобразительно-выразительными
средствами. Во всех текстах читатель
чувствует нежное отношение автора к
этому цветку. Каждая строчка позволяет
ощутить авторское восхищение этими,
казалось бы, простыми, но удивительно
красивыми, теплыми, как солнышко, цветами,
которые меняют свой облик, свою одежду,
словно красочные изображения в
калейдоскопе, превращаясь из солнышка
в легкий белый пушистый шарик. Именно
он щедро дарит свои семена другу-ветру,
который разносит их по окрестности и
позволяет нам, людям, следующим летом
снова любоваться этими незатейливыми,
но бесконечно добрыми цветами.

Таким образом,
анализ текстов позволяет сделать важный
вывод: текст – это не безликий абстрактный
феномен, в нем всегда в явной или скрытой
форме присутствует авторское начало.
Текст создается автором для выражения
его мыслей, чувств, настроения. Авторская
оценка действительности проявляется
в стилистической и типологической
принадлежности текста, в выбранной
форме, жанре и в особенностях выражения
содержательно-фактуальной информации,
в определении основной мысли текста,
соответствующей содержательно-концептуалной
информации, но главное, в
содержательно-подтекстовой информации,
где именно авторское «Я» раскрывается
наиболее полно и многогранно.

В заключение еще
раз укажем на основные составляющие,
позволяющие определить позицию автора
в тексте. Это 1) коммуникативная цель
автора – стиль текста; 2) коммуникативное
намерение – тип речи; 3) концепт текста
– основная мысль; 4) содержательно-подтекстовая
информация, которая «считывается»
посредством анализа языкового материала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как найти позицию автора в тексте-повествовании

Как найти позицию автора в тексте-повествовании. Находим в тексте-повествовании от первого лица три проблемы и три позиции именно автора, а не героя-рассказчика. Метод вдумчивого чтения текстов ЕГЭ. Прогулки по ЕГЭ



Смотрите также:

В сочинении ЕГЭ в обязательном порядке должна быть сформулирована позиция автора, и сделать это необходимо правильно.

Формулировка авторской позиции — небольшая часть сочинения, но тесно соединена с формулировкой проблемы и комментарием проблемы .

Позиция автора

Из материалов этой статьи вы узнаете, что такое позиция автора, способы выражения авторской позиции, как найти авторскую позицию в текстах разных стилей и как правильно сформулировать позицию автора.

Содержание статьи

  • 1 Что такое позиция автора?
  • 2 Как найти позицию автора?
    • 2.1 1. Дедуктивный способ
    • 2.2 2. Индуктивный способ
  • 3 Способы выражения позиции автора
    • 3.1 В публицистическом тексте
  • 4 Как сформулировать позицию автора публицистического текста?
  • 5 Как сформулировать позицию автора художественного текста?
  • 6 Типовые конструкции для выражения авторской позиции
  • 7 Способы формулирования позиции автора
  • 8 Правила формулирования позиции автора

Что такое позиция автора?

Позицию автора нередко путают с проблемой текста, поэтому очень важно знать их характеристики и уметь отличать их друг от друга.

Основные отличия заключаются в том, что позиция автора является по сути ответом на какой либо вопрос, который автор ставит в своём тексте, а проблема — это один из поставленных автором вопросов (подробнее см. в статье «Что такое проблема текста?» ).

Позиция автора — это авторское отношение к теме или проблеме исходного текста, это мнение и выводы автора по затронутой им проблеме.

В тексте может быть несколько проблем, среди которых имеется основная.

По любой из проблем может быть сформулирована позиция автора.

Важно!

Позиция автора по основной проблеме, как правило, представляет собой основную мысль всего текста, т.е. основной авторский вывод и его отношение к проблеме, которые всегда совпадают с идеей текста.

Отношение автора к описываемой проблеме может быть положительным, отрицательным, осуждающим, неоднозначным, ироничным, двойственным, скептичным, юмористическим и другим. Это видно при внимательном чтении исходного текста во время поиска позиции автора.

Например:

В тексте №4 К.Г. Паустовского «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой… » в 64-м предложении автор пишет: «Он справедливо полагал, что таким путем даёт толчок развитию вашего воображения».

Слово «справедливо» указывает на положительное отношение автора к описанному пути влияния учителя на формирование личности учеников.

А в тексте №16 А.Г. Алексина «Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» осуждающее отношение к поступкам героя написано в 38-39 предложениях: «Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне? Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма.

Данные примеры дают понять, что нужно внимательно читать текст, так как нахождение авторской позиции часто представляет сложность для учеников.

Как найти позицию автора?

Для того чтобы правильно найти авторскую позицию, используют следующие вопросы:

  1. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  2. Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию поступки героев?

Ответы на эти вопросы и будут авторской позицией.

Чтобы получить эти ответы, важно особенно внимательно прочитать начало и конец экзаменационного текста, так как чаще всего основная мысль текста, а следовательно, и позиция автора находятся либо в вначале, либо в конце исходного текста.

1. Дедуктивный способ

Основная мысль может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами.

Например:

В тексте №7 К.Г.Паустовского «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох… » позиция автора по проблеме смены эпох в жизни человечества заявлена в самом начале текста (предложения 1-4): «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле. Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества».

2. Индуктивный способ

Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.

Например:

В тексте №4 К.Г.Паустовского «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой… » позиция автора по проблеме роли воображения в жизни человека выражена в конце текста (предложения 66-68): «... человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией».

Важно!

Нельзя отождествлять «я» автора исходного текста с «я» рассказчика (героя текста). Герой-рассказчик (персонаж исходного текста) является посредником между миром произведения, автором и читателем.

Он не всегда выражает авторское мнение, более того, его взгляд на мир может резко отличаться от позиции автора исходного текста.

Чтобы не допускать ошибок в определении позиции автора, необходимо знать способы выражения авторской позиции.

Способы выражения позиции автора

В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:

  • прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
  • косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.

Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:

  1. определение типа и стиля речи исходного текста;
  2. выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.

Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности.

Внимание!

Экзаменационный текст может быть либо публицистическим, либо художественным.

В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.

Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).

В публицистическом тексте

В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.

В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:

  • название текста (если есть);
  • отдельные предложения в тексте;
  • различные аргументы, факты.

Например:

В тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».

Важно!

Бывают публицистические тексты, включённые в экзаменационный материал, где повествование ведётся от третьего лица.

Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.

Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в тексте №15 В. А. Каверина «Почти невозможно было представить себе, что лишь неделю назад он защищал диссертацию…» .

Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.

В художественном тексте

В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.

Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:

  • риторические вопросы;
  • порядок слов в предложении;
  • лексические повторы;
  • оценочная лексика;
  • модальные слова и частицы;
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.

Например:

В тексте №14 Б. Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».

После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.

Как сформулировать позицию автора публицистического текста?

Позиция автора проявляется прежде всего в его отношении к изображаемым им явлениям, событиям, героям и их поступкам.

Авторская позиция в публицистическом тексте обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить.

Внимание!

Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами, так как выпускник должен показать умение анализировать предложенный на экзамене текст, а не пересказывать его.

Поэтому при формулировании позиции автора можно использовать те же способы отсылки к тексту, что и при комментировании проблемы .

Например:

В сочинении по тексту №7 К.Г.Паустовского «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох…» позицию автора по проблеме смены эпох в жизни человечества, исходя из содержания 1-4 предложений исходного текста, где прямо выражена позиция автора, можно сформулировать следующим образом: «По мнению автора, смену эпох определяют великие события, среди которых первый полёт человека в космос (предложения 1-4)».

Как уже говорилось выше, в отличие от публицистического текста в художественном произведении позиция автора может быть не заявлена прямо, поэтому для формулирования авторской позиции в художественном тексте необходим другой подход.

Как сформулировать позицию автора художественного текста?

Для того чтобы грамотно сформулировать авторскую позицию в художественном тексте, нужно сначала обратить внимание на особенности художественного повествования.

Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно при формулировании позиции автора сказать об этом.

Например:

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что сила женской любви проявляется в том, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания.

(Описание позиции автора по тексту №17 К. Г. Паустовского «Летом 1940 года ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать на Север…» ).

Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, в таких случаях позицию автора определить трудно.

Для определения позиции автора в подобном тексте, можно основываться на размышлениях о том, что представляет собой герой рассказа, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с точки зрения выпускника, неправильно, то, возможно, автор думает точно так же.

Другими словами, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком (персонажем исходного текста).

Например:

«Решая проблему честолюбия маленького человека, А.П.Чехов использует ярко сатирическую характеристику поведения героя. Ему смешно, но и одновременно грустно сознавать, как человек, учитель, не гнушается обмануть людей только ради того, чтобы в их глазах казаться значительнее, чем он есть на самом деле. » (Описание позиции автора по тексту №29 А. П. Чехова «Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым…» ).

Важно!

При формулировании позиции автора выпускник может воспользоваться готовыми типовыми конструкциями.

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

В русском языке есть большой набор различных типовых конструкций для выражения позиции автора.

Используя их, выпускник покажет не только умение видеть и формулировать позицию автора по проблеме текста, но и умение использовать в своей речи разнообразие грамматического строя речи (критерий 6 «Точность и выразительность речи» см. в статье «Требования к сочинению ЕГЭ»).

Поэтому при формулировании позиции автора можно использовать следующие словосочетания:

Автор считает, что…

Автор утверждает, что…

Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…

Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что …

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

Задача автора – убедить читателей в том, что…

Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора очевидна: …

Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.

Утверждение автора, что… , бесспорно

Справедливость высказанных автором суждений несомненна

Резкая категоричность автора вызвана тем, что…

Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …

На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.

Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …

Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…

Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.

Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.

Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…

Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …

Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п. ) взгляд автора на поднятую проблему основан на…

Автор с сожалением говорит о том, что…

Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения…

При использовании данных типовых конструкций необходимо знать и помнить способы формулирования позиции автора.

Способы формулирования позиции автора

Чтобы получить максимальный балл за верно сформулированную позицию автора по проблеме исходного текста, выпускник может воспользоваться одним из способов формулирования позиции автора.

Важно!

Способы формулирования авторской позиции и способы выражения авторской позиции в исходном тексте — это не одно и то же! И их необходимо уметь отличать друг от друга!

Каждый автор в своем произведении использует наиболее подходящий способ выражения своей позиции, где он прямо или косвенно выражает свою точку зрения по затрагиваемой проблеме.

Выпускник является автором своего сочинения, поэтому он может на свое усмотрение использовать тот или и ной способ формулирования позиции автора исходного текста, представленного ему на ЕГЭ.

Внимание!

Способы формулирования позиции автора похожи на способы отсылки к тексту, и их необходимо уметь различать. (см. статью «Как писать комментарий проблемы текста?»).

Позицию автора в сочинении ЕГЭ можно сформулировать следующими способами:

а) написать её своими словами;

Например:

«Автору важно убедить читателя в том, что люди, изучающие различные науки, для того чтобы стать специалистами своего дела, должны добросовестно изучать нужные предметы, быть ответственными за свои знания». (Описание позиции автора по тексту №36 А. П. Чехова «Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет… » ).

б) кратко пересказать содержание той части текста, в которой авторская позиция выражена прямо;

Например:

«Позиция автора очевидна: книги воспитывают людей. Человек, который не любит книгу, по мнению автора, несчастен, так как, несмотря на полную событиями жизнь, он лишён читательского опыта: сопереживания прочитанному». (Описание позиции автора по тексту №31 Е. А. Евтушенко «Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт… » ).

в) указать номера предложений, где даётся позиция автора;

Например:

«К. И. Чуковский считает, что общественность должна понять: можно и нужно бороться за совершенствование культуры русского языка (предложение 36)» (Описание позиции автора по тексту №26 К. И. Чуковского «Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять… » ).

г) процитировать исходный текст.

Например:

«Поэтому я полностью поддерживаю позицию В.В. Быкова: «Долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, — сделать это в любой доступной для него форме»». (Описание позиции автора по тексту №34 В. В. Быкова «В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина… » ).

Важно!

Как уже было сказано выше, выпускник может использовать любой способ, главное – соблюдать правила формулирования позиции автора.

Правила формулирования позиции автора

Для грамотного формулирования позиции автора необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. При формулировании авторской позиции желательно избегать сложных синтаксических конструкций и образных выражений.
  2. При цитировании исходного текста нужно подбирать предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно, если это возможно.
  3. Важно обращать внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это средства выражения авторской позиции.
  4. Формулировку позиции автора необходимо выделять отдельным абзацем сочинения

Объём формулировки позиции автора в сочинении ЕГЭ: 1-3 предложения.

После формулирования позиции автора необходимо выразить своё отношение к ней (согласие или несогласие) и обосновать его.
О том, как сформулировать своё мнение по проблеме и отношение к авторской позиции читайте в статье «Собственное мнение выпускника по проблеме текста».

Нашёл в интернете где-то автора рассказов, произведений различных и целый список его работ. Меня там заинтересовала одна работа, которую я бы хотел почитать, но случайно удалил вкладку, которую оставил “на потом”. Не помню, что это был за рассказ и рассказ ли вообще (может, книга целая), но, помню, что у этого автора был шутливый рассказ про девушку, которую отправили в отпуск, она довольствовалась вниманием к себе мужчин, не считала за людей менее красивых девушек и кое-какую “скромницу”, которая, как оказалась, причастна к её отпуску (забыл, не могу объяснить). Девушка, когда мужчина получили от неё то, что хотели, расстроилась, когда узнала (за игрой в покер), что не нужна она им – они к ней стали холодно относиться. Спасибо заранее за помощь.

бонус за лучший ответ (выдан): 8 кредитов

Есть много способов найти то, что Вам нужно.

Во-первых, можно её посмотреть в закладке “Удалённые” и если эту закладку Вы ещё не очистили, то просто её восстановить (весь этот список).

А можно просто по любой запомнившейся цитате из произведения его найти, а там и всю цепочку вытянете как говорится за хвост.

Набейте эту цитату в поисковике и найдете и произведение и автора.

система выбрала этот ответ лучшим

MaiAs­im
[43K]

7 лет назад 

Да, такие ситуации бывают практически у всех. Попробуйте вспомнить хотя бы примерное название сайта, его потом можно поискать в интернете. Сложно, но можно.

Также предлагаю поискать текст по отрывкам, вводите отрывок в поисковике и выбираете из списка. При этом, советую одну и ту же фразу вводить в разных поисковиках, ведь индексируют сайты они по разному, один поисковик может выдать сайт на первой странице, а другой поисковик, по такому же запросу , выдаст сайт на десятой странице.

Если точно помните фразу, то воспользуйтесь точным поиском, заключив фразу в кавычки.

Можете, как вариант, воспользоваться программой антиплагиата.

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[20.4K]

7 лет назад 

Если закрылась Вкладка только что, то на помощь вам придет “волшебная кнопка”. Зажимаете Ctrl+Shift+T и последняя закрытая вкладка автоматически появляется. Если после закрытия нужной вам вкладки вы открывали еще несколько вкладок, то повторите способ еще пару раз пока не появится нужная вам.

Можно также войти в Историю и там найти сайт на который вы заходили.

Или зайти в Гугл и начать писать примерное название сайта, и гугл вам выдаст автоматически часто искомые слова или словосочетания. И может среди них найдете ваш сайт с информацией.

Людви­го
[136K]

7 лет назад 

Во всех браузерах восстановить случайно закрытую вкладку можно комбинацией Ctrl+ Shift+ T (раскладка клавиатуры инглиш). Можно нажимать до тех пор, пока не откроются все закрытые вкладки и Вы не найдете свою.

Также можно нажать правой кнопкой мыши на вкладки и выбрать “Открыть закрытую вкладку”.

Если вкладка закрыта давно, то нужно войти в историю посещений браузера.

virit­sa
[22.6K]

7 лет назад 

Зайдите на какой-нибудь форум любителей книг. На сайте е-ридинг, например есть такой раздел. Напишите там содержание книги, опишите самые необычные, запоминающиеся моменты. Кто-нибудь обязательно вспомнит Вашу книгу. Удачи!

Магни­й
[26.2K]

7 лет назад 

Любую запомнившуюся цитату вставить в поисковик,тоже бывало через Гугл или Яндекс находила.Или название сайта вспомнить,если не помните точное название,хотя бы часть.Или через браузер,зайти в его историю.

Знаете ответ?

Повествование – это один из типов речи (также описание и рассуждение), который последовательно излагает произошедшие события. Основной смысл понятия заключается в рассказывании, передаче некой истории. Если коротко, то это рассказ о неких действиях или событиях.

Повествование

Кроме того, повествование — это любой рассказ о серии связанных событий, будь то документальный (биография, новостной репортаж, документальный фильм, рассказ о путешествиях) или вымышленный (сказка, басня, легенда, роман).

Содержание

  1. Признаки и особенности повествования
  2. Чем отличается от описания и рассуждения?
  3. Композиция повествовательного текста
  4. Автор и рассказчик
  5. Примеры повествовательных текстов
  6. Работа над текстом-повествованием
  7. Повествование в теории литературы

Признаки и особенности повествования

Языковеды выделяют следующие особенности повествовательных текстов:

  • внутренняя динамика;
  • описываемые события развиваются чаще всего в хронологическом порядке;
  • действия логически связаны и объединены пространственно-временной принадлежностью.

Также повествование бывает информативным и изобразительным.

  • Информативное — не просто рассказывает о событии, но и включает в себя полезные познавательные факты.
  • Изобразительное освещает последовательную смену сцену, иллюстрирующих действие или происшествие.

Когда нам требуется определить, к какому типу речи относится текст, стоит обратить внимание на некоторые признаки:

  • Событийность и внутреннее движение передаются с помощью глаголов, которые могут быть как единичными, так и встречаться в цепи однородных членов.

Пример:

Мы с Женькой проснулись на заре, проворно оделись, быстро умылись прохладной водой, накопали червей, взяли по горбушке хлеба и отправились на рыбалку.

  • Чаще всего глаголы в повествовании имеют совершенный вид. Это связано с тем, что история, которая рассказывается в текущий момент времени, как правило, уже произошла ранее.
  • При таких глаголах имеются или могут иметься наречия с фазовым значением: сразу, вдруг, неожиданно, внезапно, откуда ни возьмись и т.д.

Эти чисто «технические» языковые особенности помогут безошибочно распознать текст повествования.

Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование.

Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.

Чем отличается от описания и рассуждения?

Повествование от описания отличается тем, что изображаемые явления даются не в одновременности, но в их хронологической последовательности, от рассуждения — тем, что связь изображаемых явлений дается в плане временной, а не логической последовательности.

Ложноклассическая теория словесности склонна была рассматривать повествование как частный вид описания, например, М. Ломоносов; напротив, Лессинг выделяет повествование как основной элемент всякого эпического произведения.

Композиция повествовательного текста

Ещё одним важным признаком повествования является его особая композиция (что это?). Она строится по следующей схеме:

  • Завязка (экспозиция);
  • Развитие действия (с наивысшим моментом напряжения – кульминацией);
  • Развязка.

В завязке действие только начинается. Обычно там сообщается, где, когда, при каких условиях событие зарождается, каковы его причины.

Далее действие постепенно развивается. Обычно каждому этапу развития событий посвящён отдельный абзац. Эта часть текста самая объёмная.

Когда рассказ достигает кульминации, внимание слушателя или читателя напряжено до предела. Все ждут, что же будет дальше. Об этом повествуется в развязке. В ней же может содержаться вывод о произошедшем, авторская оценка.

Автор и рассказчик

В эпическом роде литературы повествование – основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев), практически весь текст, кроме прямой речи героев.

Обычно повествование ведётся от имени автора или рассказчика, причём повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомлённостью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками.

Например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова трижды происходит смена субъекта повествования: вначале это сам автор, затем Максим Максимыч, потом Печорин. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла.

Так, Лермонтов меняет повествователей, как бы постепенно приближаясь к «герою нашего времени»: сначала совсем не знавший его автор, потом хорошо знакомый с ним Максим Максимыч, потом он сам.

Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, образовывать сложное единство, как в произведениях Ф. М. Достоевского.

Примеры повествовательных текстов

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Пример 1:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Пример 2:

«Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки».

Пример 3:

«В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля».

Повествования могут быть представлены с помощью последовательности написанных или произнесенных слов, неподвижных или движущихся изображений, или любой их комбинации.

Работа над текстом-повествованием

Прочитаем текст 1:

Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята – в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка.

  • О чём рассказывается в тексте? В данном тексте рассказывается о том, как утке подложили куриное яйцо и что из этого вышло. Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.

Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?

Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте-повествовании выделяют три части:

  1. Начало
  2. Основная часть
  3. Заключение

Рассмотрим особенности построения каждой части. Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события. Например:

Однажды летом мы с ребятами…

или

Это случилось ранней весной…

Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец.

В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.

Прочитаем текст 2:

Около дома росла маленькая яблонька. Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Он подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и к тексту можно поставить вопрос что произошло?

  • Тема текста: яблонька.
  • Главная мысль: яблонька была спасена.
  • Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.

Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.

  • Проверим.
  • Начало: Около дома росла маленькая яблонька.
  • Основная часть: Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.
  • Заключение: Яблонька была спасена.

Каждую часть нужно писать с красной строки.

Повествование в теории литературы

В литературно-теоретическом подходе повествование в узком смысле определяется как способ написания художественной литературы, при котором рассказчик непосредственно общается с читателем.

До конца 19 века литературная критика как академическое занятие занималась исключительно поэзией (включая эпические поэмы, такие как “Илиада” и “Потерянный рай”, и поэтические драмы, такие как у Шекспира). У большинства стихотворений не было рассказчика, отличного от автора.

Но романы, наделяющие несколькими голосами несколько персонажей в дополнение к голосу рассказчика, создали возможность того, что взгляды рассказчика значительно отличаются от взглядов автора.

С появлением романа в 18 веке концепция рассказчика (в отличие от “автора”) сделала вопрос о рассказчике важным для теории литературы.

Каждое повествование характеризуется структурой из трех частей, что позволяет повествованию развиваться.

  • Начальной стадией является установление равновесия — состояния неконфликтности,
  • за которым следует нарушение этого состояния, вызванное внешним событием,
  • и, наконец, восстановление или возвращение к равновесию — заключение, которое возвращает повествование в аналогичное пространство до того, как события повествования развернулись.

Выбор писателем рассказчика имеет решающее значение для того, как художественное произведение воспринимается читателем.

Читайте также: Песня в литературе как лирический жанр – какие особенности.

Таким образом, повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом.

Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Источники:

  • Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
  • Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Морган Куссер. Возрождение повествования: ответ на недавнюю критику количественной истории”, История социальных наук, том 8, № 2: 133–49;
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

Добавить комментарий