Как найти бабу ягу в лесу

В Удмуртии живёт Баба Яга.

Живёт она в Граховском районе, в д. Котловка.

Я посетила усадьбу Бабы Яги летом. Показываю как живёт Удмуртская Баба Яга.

У Бабы Яги большая резиденция в деревне. Здесь дом, горница, скульптуры.

Но тут не самое интересное.

Чтобы попасть в сказку, нужно уйти немного дальше, на окраину деревни.

На небольшом пустыре между домами стоит камень, возле камня указатель: “Налево пойдешь – богатым станешь. Прямо пойдёшь – погибель сыщешь. Направо пойдешь – коня потеряешь”.

Где живёт Баба Яга и как её найти

Угадайте куда я пошла? Конечно же, искать погибель…

Через пару метров начинается “колдовская поляна” со всякими жуткостями!

Где живёт Баба Яга и как её найти

Тут поджидают леший, различные удмуртские вредные божества, Кощей Бессмертный. С Кощеюшкой у меня случилась особая любовь, он настолько милый, что хотелось унести его с собой 😃

А дальше… Дальше ворота в лесную глушь, окутанные паутиной со свисающими пауками!

Где живёт Баба Яга и как её найти

Прохожу через ворота и тут мостик через речку Ягу.

Где живёт Баба Яга и как её найти

Да, да! У Бабы Яги есть собственная речка!

Сразу за мостиком большая поляна. Тут ступа Бабы Яги, кострище, черепа на частоколе…

Где живёт Баба Яга и как её найти

И конечно же, тут стоит Избушка На Курьих Ножках! Та самая, как в сказках!

Место нереально крутое!

Здесь устраивают представления для экскурсионных групп. В основном, представления рассчитаны на детей. Я абсолютно не люблю сказки, но в это место очень хочу приехать именно на представление, чтоб познакомиться с настоящей Бабой Ягой! 

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на  мой блог и путешествуйте вместе со мной!

Читайте также о других сказочных местах Удмуртии:

Сказочный парк в с. Бабино

Парк деревянных скульптур в с. Дебесы

Усадьба Тол Бабая – Удмуртского Деда Мороза

Поляна сказок на Истоке реки Вятки

Родилась статейка связанная с автомобильной тематикой только тем, что мы несколько лет назад заезжали в то место, о котором речь пойдет ниже. Но я все равно оставлю ее здесь.

Существовала ли на самом деле Баба Яга? Была она доброй или злой? Как сейчас выглядит жилище Бабы Яги? Это не сказка, это расследование!
Баба Яга — одна из жен Велеса, прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.

В период становления христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.

Существовал ритуал «перепекания ребенка» — бабки-знахарки использовали его, если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, т.е. «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы. Для этих целей использовалась печь, в ней была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар, туда на непродолжительное время помещался младенец. После перевирания этого обряда и пошло поверье, что Яга жарит в печи младенцев и ест их.

Обряд «перепекания ребенка».

Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают маленьких детей.

В тоже время, в славянской мифологии встречается упоминание Бабы Яги, как богини смерти. Дескать, она живет в избушке на границе двух миров, стережет вход в подземный мир и провожает души умерших в царство мертвых. Сама же она принадлежит сразу двум мирам, отсюда ее почти безграничные возможности.

Поразительно много у Бабы Яги совпадений с другой богиней славянской мифологии — Мокошей (Макошь). Мокша — тоже жена Велеса, тоже прародительница, богиня колдовства, повелительница лесного мира и хозяйка перехода из этого мира в мир иной. Многие исследователи считают, что Баба Яга и Мокша — одно и тоже.

День Макоши — пятница, в православии этот образ в свою очередь слился с Параскевой Пятницей — покровительницей хозяек и жен (что нисколько не противоречит изначальной роли Бабы Яги). Один из дней, в который особо чтят Макошь — это ближайшая к 8 апреля пятница, а также 27 октября — собственно Параскева Пятница.

Полный размер

Параскева Пятница.

Итак, получается, что между Бабой Ягой и Параскевой Пятницей можно поставить знак равно. Тогда получается, что каждая Пятницкая церковь, коих полно как в России, так и за ее пределами — это церковь посвященная Бабе Яге…

Перенесемся в небольшой районный центр Тверской области — Старицу.

На гербе города, утвержденном 10 октября 1780 года изображена «идущая с костылем старуха в серебряном поле» (металл Параскевы Пятницы, кстати — серебро).

Герб города Старица.

Есть предание, что на этом месте раньше существовал город Любим, который был до основания разорен татарами в 1292 году. Спастись удалось только одной старухе — она укрылась в пещере и осталась в ней жить (жила там и до этого?). Потому при заложении нового города ему и дали название — Старица.

По легенде именно в этой пещере в XVIII веке была построена Пятницкая церковь. Она необычна как своим расположением — не на вершине холма, а в крутом влажном берегу реки Волги, так и по форме — целый комплекс, больше похожий на портал-вход внутрь горы, аналогов такому архитектурному решению среди храмов просто не существует.

Пятницкая церковь. Фото С.М. Прокудина-Горского, сделанное в 1910 году.

Полный размер

Пятницкая церковь, современное фото.

Да что уж там, даже с названием у той церкви путаница: в писцовой книге 1624 года на этом месте упоминается деревянная Пятницкая церковь, в 1728 году Тверской архиепископ указывает строить здесь новую каменную церковь — Рождества Богородицы. Здание построили, но осветили как Пятницкую. В начале 19-го века церковь решают расширить, и в переписке по этому поводу поп называет свой храм Пятницким, а в документах Тверской консистории он проходит как Рождественский. Как будто церковные власти хотели забыть, кому издревле посвящено это место, а местные — не давали.

К 1825 году местный архитектор Матвей Чернятин пристраивает к барочной Пятницкой церкви две ротонды, но алтарей в них не устраивается. Получается нечто странное: то ли одна церковь, но каково тогда назначение ротонд? То ли сразу три церкви, но почему две из них безалтарные?

На эти вопросы нашелся интересный ответ: все ведь знают, что Баба-Яга, она же Мокша, она же Параскева Пятница жила в избушке на курьих ножках, которая поворачивалась к лесу передом, а к людям задом и наоборот? Так вот архитектор нашел гениальный ход для выражения этой идеи поворота: алтарной частью Пятницкая церковь обращена к Волге, т.е. повернута к входящим как бы задом, но по бокам ее – два входа в ротонды. Эти ротонды естественным образом поворачивают церковь к горе задом, а к входящим — передом.

Так что же, Пятницкая церковь в Старице и есть жилище Бабы Яги, ? Именно здесь существует преход между мирами? Где же тогда сама хозяйка?

Ответить сложно. Сейчас Пятницкая церковь заброшена, но в ней витает что-то необычное, эту атмосферу невозможно забыть! Кого-то это место пугает, но большинство все же притягивает, в определенных кругах церковь даже считают местом силы.

А какое гулкое это здание: если шепнуть что-нибудь в одном углу, то в на противоположном конце различимо каждое слово!

Может быть Баба Яга до сих пор здесь, просто скрывается от любопытных глаз до поры до времени?!

Среди персонажей русского фольклора мало кто может потягаться в популярности с Бабой-ягой. Несмотря на то, что Ягу причисляют к нечистой силе, во многих сказках она выступает в положительной роли: поит, кормит, укладывает спать своих гостей, а затем указывает им правильный путь и одаривает волшебными предметами. Судя по старым сказкам, Баба-яга жила не только в центре, но и в удалённых уголках Руси…

Волшебный лабаз

Согласно славянской мифологии избушка Бабы-яги находится в месте пересечения двух миров: живых и мёртвых. Недаром она кривится, почувствовав «русский дух», а проще говоря, дыхание живого человека. Причём для подобных слов у сказочной старухи есть все основания, если учесть то, кем является её прототип.

Дело в том, что для древних славян, по преданию, потусторонний мир начинался на Севере, в Лапландии. Совершенно логично, что деревянные обрядовые строения финно-угорских народов наши предки принимали за жилище неких духов — иногда злых, а иногда и добрых. Причём у избушки Бабы-яги существует вполне реальный прототип, именуемый чамья. У северных народов это небольшой дом-кладовая, стоящий на высоком деревянном настиле или сваях, действительно напоминающих куриные лапы.

Впрочем, по-другому строить склад со съестными припасами в лесу было попросту нельзя. В обычный амбар могли забраться лесные звери. Подняться же в избу «на курьих ножках» волкам, лисам и зайцам было не под силу. При этом присказка «повернись к лесу задом, а ко мне передом» также имеет реальный смысл. Дело в том, что устанавливались чамьи, как и дом Яги, всегда на опушке леса, а тропа, ведущая к входу, шла от человеческого селения в сторону леса, соответственно и чамья была расположена лицом к путнику, а к лесу задом.

Костяная нога

Возникает закономерный вопрос: каким образом лабаз, или, по-современному, склад, пусть даже расположенный в лесу, вдруг стал местом жительства старой ведьмы? Оказывается, в этом вопросе народные сказки также отражают не вымышленный, а реальный мир. Дело в том, что лесными складами с провизией для случайных путников и охотников чамьи стали в более поздний период истории, когда север Руси был заселён славянами.

До этого момента они являлись местом захоронения лопарей, yrpo-финнов, ханты и манси. Именно благодаря этой традиции Бабу-ягу и наделили эпитетом «костяная нога». Дело в том, что в подобных сооружениях порой действительно находились кости. При этом поскольку для умершего человека и погребальный домик сооружался по размерам его тела, то совершенно логично выглядит сказочное утверждение, что у Бабы-яги нос «врос в потолок». Причём засовом к её избушке на курьих ножках служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть, а сама она лежит и не может встать. Неудивительно, что обнаружить подобную хозяйку небольшого поминального домика, возвышающегося на сваях в лесу, было, мягко говоря, не слишком приятно.

Но зачем людям было забираться в места, где можно наткнуться на подобную избушку? Всё очень просто. Ведь жилище Бабы-яги «покрыто блином» и «подпёрто пирогом», то есть в нём всегда находилась поминальная еда, которая покойнику была ни к чему, но зато могла в прямом смысле спасти жизнь голодному человеку, заблудившемуся в лесу.

Традиции Севера

Сегодня традиция хоронить покойников в специальных домовинах в прошлом, но ещё полтора столетия назад она соблюдалась среди народов Русского Севера. Описание подобных ритуалов можно во множестве найти в этнографических справочниках и словарях XIX века. Чаще всего ритуальные домовины строили на больших пнях, чьи корни действительно сильно смахивают на куриные лапы, либо высоких деревянных сваях-опорах.

Такое разнообразие также нашло фольклорное отражение в способности избушки Бабы-яги приседать и подниматься в зависимости от желания её хозяйки. Двери в таких строениях были направлены в противоположную от места жительства людей сторону, а покойника клали ногами к дверям. Совершенно логично, что он не видел гостей и даже теоретически мог узнать о них только по «русскому духу».

Причём славяне, имевшие иные, нежели коренные жители Русского Севера, традиции погребения своих усопших, нередко считали обитателей таких домовин «живыми мертвецами», справедливо опасаясь приближаться к ним.

Почему женщина?

Учитывая тот факт, что покойники были обоих полов, возникает вопрос, почему в сказках Баба-яга предстаёт непременно женщиной и к тому же колдуньей. На самом деле никакого противоречия здесь нет.

Во-первых, нигде прямо не говорится, что Яга — женщина. Сказки описывают её как существо неопределённого пола в лохмотьях. Собственно именно так и должен был выглядеть покойник, пролежавший длительное время.

Во-вторых, со временем традиция погребения в домовинах, или чамьях, несколько изменилась. Угро-финны, так же как ханты и манси .погребали покойника в «домике на курьих ножках» лишь на время, а затем забирали и закапывали в землю. Вместо него в строение клали специальную обрядовую куклу, в которую, по местным верованиям, вселялся дух умершего человека.

По преданию, такая кукла считалась волшебной и могла творить чудеса. В частности, в книге «О государстве русском» 1588 года издания в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» говорится, что «яги» — это не что иное, как накидка, похожая на женский халат с отложным воротником. Причём шьют его шерстью наружу. Вспомним, как одета Баба-яга на иллюстрациях к сказкам и впоследствии в кинофильмах. На ней что-то вроде полушубка шерстью наружу. При этом её внешний вид не меняется в зависимости от времени года.

На Урале как в древности, так в наши дни в глухих уголках можно увидеть «хоромы» Бабы-яги. В своей массе это деревянные домики на сваях, расположенные на полянах в глухом лесу. В подобном ритуальном амбаре находится кукла, одетая в наряд из «яги».

Нередко вокруг такого строения возводили частокол с развешенными на нём черепами животных, чтобы отпугивать духов и диких зверей, что также нашло отражение в иллюстрациях к сказкам о Бабе-яге.

Родственники за рубежом

Самое интересное, что существо, па описанию похожее на Бабу-ягу, упоминалось в легендах не только России, но и многих стран мира. В дохристианском прошлом Европы достаточно популярен был культ матриархата, когда в лесу в отдалении от людей жила жрица, к которой ходили за советом как простые люди, так и правители государств. Очевидно, именно здесь берет начало сюжет, когда Баба-яга одаривает гостя волшебными предметами и указывает ему путь к достижению цели.

Скорее всего, как в российском эпосе, так и европейском в прошлом произошло разделение на злую Бабу-ягу — Костяную Ногу и лесную ведьму-оракула. В качестве подтверждения данной версии можно привести описания богинь и волшебниц, существовавших у других народов. Греки почитали Гекату — трехликую богиню ночи, колдовства и охоты. У германских народов существовала Перхта. В Индии — кровавая богиня Кали.

Это село Кукобой. Находится на границе Ярославской и Вологодской области. На речке Ухтома в Пошехонье. Проехать можно через Бакланку (с трассы M8 – Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск).

О селе Кукобой первое упоминание найдено в купчей князя Ивана Кемского (1526г.). В переводе с древнесаамского (фино-угорской группы) “длинный ручей”.

После того, как с 1998 года стал действовать государственный туристический проект “Великий Устюг — родина Деда Мороза” (запущенный по инициативе Юрия Лужкова), в разных регионах стали придумывать – какого сказочного персонажа они могли бы приютить у себя.

Кострома стала родиной Снегурочки, потому что создатель этого образа Александр Николаевич Островский именно в Костромском уезде в 1873 году написал пьесу “Снегурочка”.

Село Кокубой стало родиной Бабы Яги, которая была одним из основных персонажей Славянской мифологии и волшебных сказок. Она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу в избушке на курьих ножках. Баба Яга заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Полное ее имя (согласно братьям Стругацких) Наина Киевна Горыныч.

текст при наведении

Надо сказать, Кикимора болотная появилась в Кирове (Вятка) [*я с ней встречался*]. Прописке Кикиморы в Вятке содействовал губернатор Кирова Никита Белых. Дело в том, что в Кирове сохранилась Кикиморская горка.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

New Paul
[65.7K]

11 месяцев назад 

  • 23.05.2022

Имя Яга имеет мокшанское происхождение*, поэтому логично искать родину Бабы-Яги там, где исторически проживали мокшане. Сейчас это территория республики Мордовия. Осталось только найти наиболее подходящее место, исходя из русских сказок про Бабу-Ягу — с тёмным, густым и труднопроходимым лесом. Как раз 500 лет назад оно было на территории современного города Темников. Тема густого леса запечатлена на городском гербе, цитирую:

По одной из версий, название города происходит от тюркского темник — властитель над тьмой.

Так что российский город Темников, расположенный на территории Мордовии, можно смело считать родиной Бабы-Яги.

*Википедия.

MTety­ana
[172K]

8 месяцев назад 

Знаете ли вы, что сегодня на вопрос “Где родина Бабы Яги?” существует прямой и конкретный ответ.

Появилась она у этого знаменитого персонажа не в городе, а в маленьком селе. Там Баба Яга получила официальную прописку.

Местные умельцы построили здесь специальную избушку на курьих ножках – она на поворотном механизме, обнесена частоколом.

Место это выбрано неспроста. Деревенька очень старая, ещё со времён Ивана Грозного о ней есть упоминания, а это аж 500-летний возраст.

“Родиной Бабы Яги” село было объявлено в 2004 году, её “день рождения” празднуется 26 июня.

Здесь много развлечений для детей и взрослых: можно в чайной комнате попить чайку с вкусненькими пирожками, что состряпала сама хозяйка, познакомиться и поиграть с другими сказочными героями, что живут с ней по соседству…

А проживает сказочная старушка в Первомайском районе Ярославской области…

Ответ: В селе Кукобой

Бакса
[47.4K]

11 месяцев назад 

До Бабы Яги когда добирались, истирали не одну пару обуви. До указанных в других ответах городов, которые находятся все в РФ, разве что, до города Темник можно истереть 4-5 пар обуви, а вот все 7 пар обуви что бы истереть, куда то на дальний Восток или даже до Африки надо идти.

Если учитывать, что Баба Яга была еще и темнокожая (фото в ответах Владимир-2012 [61.4K],lady v [635K], AnnaGe [332K] ) – то скорее всего более точно вариант с Африкой. Айболит наверно там не зря задерживался-по неофициальной версии, у Бабы Яги гостил и зверушек ее лечил.

С учетом того, что и в Нью-Йорке много негров (так называемых Афроамериканцев), а не подалеку и кощей обитать должен – возможно это Нью-Йорк, или даже Вашингтон :).

В Рокот­ов
[277K]

11 месяцев назад 

Очень интересная информация представлена участниками обсуждения, почитал с удовольствием. Особенно интересным считаю ответ про город Темников на основе соответствия местоположения с мокшанским именем, это оправданный ход поиска. Также имеется в ходу способ поиска необходимой информацимии по топонимам и по гидронимам. Поскольку что в вопросе не указывается какой персонаж имеется в виду, будем считать что сказочный, то первым права на родину Бабы Яги оформили кукобойцы (это село Кукобой). Правла имеется и версия о том, что источникам родиной Баби Яги является город Москва, поскольку на территории Арбата (топоним имеет место с 13 века) было низкое заболоченное место и имелся на нем знаменитый камень с надписью-указанием кому куда ехать, по одной из легенд баба Яга жила близ этого указателя. Хотя конечно камень не может служить достаточным основанием для определения места рождения (такими камнями изобилует и до сих пор условная граница с Финляндией, проходящая по лесам). Скорее всего у этого персонажа нет определенного города рождения, поскольку это хтонический символ и есть в каждом этносе. Ее же основная роль это обрядовый, сакральный смысл действий главного героя повествования.

Майк Казан­ский
[150K]

11 месяцев назад 

Есть ли родина у сказочной Баба-Яги? Разве бывает родина у вымышленных персонажей? Пожалуй есть и не одна. Попробуй пересчитай все избушки на курьих ножках в российских городах и деревнях.

Ярославцы бьют себя в грудь, утверждая , что Баба-Яга родилась в селе Кукобой, краеведы из Ивановской области считают, что она родом из Фурманова. Кострома, Москва, а ещё мордовский город Темников также считаются родиной Бабы-Яги. Выяснить, какой населённый пункт является наиглавнейшей родиной Баба-Яги не так-то и легко. Многие российские регионы поспешили объявить родиной Бабы-Яги свои варианты, версий много, выбирай, что называется, что больше нравится.

Ассир­иец
[22.2K]

11 лет назад 

Это город Фурманов в Ивановской области. Изначально город назывался Середа. А известно, что именно Середой звалась средняя дочь Бабы Яги (да-да, у нее еще и дети были – три дочери). Ведь именно Костромская губерния (Середа входила в состав Костромской губернии) была на Руси центром язычества. Здесь многим поселениям давали названия, связанные с мифическими персонажами. Вот именно на этих фактах и построена гипотеза.

Авторы гипотезы о том, что Фурманов – родина Бабы Яги, Андрей Воробьев и Лев Ульев – фурмановские краеведы и историки-энтузиасты.

helen­agoga
[8.3K]

11 лет назад 

Родиной Баби Яги считается по легенде в Москве Арбат или как раньше его называли Всполье.по нем протекал ручей Черторый,и там в овраге в пещерах жила она.http://www.opoccuu.com/baba-yaga.htm

AnnaG­e
[383K]

11 месяцев назад 

Баба Яга персонаж колоритный, ее скульптуры есть во многих городах и селах. Вот , например,скульптура из моего родного Екатеринбурга

.И даже города спорят за право называться Родиной Бабы Яги. ПРивлекают туристов. Город Кукобой создал сайт посвященный владениям Бабы Яги где перестает работать мобильная связь. Уральский город Пермь тоже претендует считаться Родиной Бабы Яги. На языке коми “Яг”означает сосновый лес,ну а баба это понятно женщина и получается “лесная женщина”. Для меня убедительно прозвучала версия об Арбате, о болоте на месте будущей улицы Арбат, о легендарном камне-указателе, о Москве. В 14 веке

и стоял легендарный камень с надписью. А разветвление дорог напоминало куриный след и было названо “Курьей ножкой”. Ответ на вопрос- Арбат,Москва.

Выяснить, какой же именно город или поселение является родиной того или иного сказочного героя не так-то легко, слишком многие не отказались бы от подобной чести. Хорошо Мурому, право на Илью Муромца которого никто не оспаривает. Или Великому Устюгу, ведь деде Мороз теперь уже официально поселился именно в этом городе. А вот с бабой Ягой не все так гладко. Претендовал на это право город Фураманов, но кажется проиграл это право селу Кукобой в Ярославской области, в которой действует резиденция Баба Яги в России о чем есть даже ее персональный сайт. Почему именно это село стало считаться родиной этого персонажа не известно, но может дело в его древности, первое упоминание о Кукобое приходится на 1526 год.

timur­ovec
[272K]

11 месяцев назад 

Великолепный вопрос и очень хорошо что я не успел дать свой ответ в числе первых. Как оказалось, из пяти ответов опубликованных до меня, пять различных версий городов, которые считают что именно они являются родиной Бабы Яги. В таких условиях мой ответ не может быть уникальным, невольно приходится решать, какую версию выбрать. Я решил остановится на следующим ответе : родина Бабы Яги, это город Москва Арбат.

Ответ для сайта Большой вопрос – Москва.

ТокТи­к
[21.4K]

11 месяцев назад 

Ключевое слово в вопросе «считается», то есть никто не сможет сказать точно, где могла бы родиться Баба Яга, ведь это вымышленный персонаж, а вот обосновать какое-то место рождения, чтобы извлечь из этого коммерческую выгоду путём привлечения туристов, можно, поэтому на роль родины Бабы Яги претендуют и Фурманов, и Кукобой, и Темников.

Как их «спор» разрешить – да просто подать на регистрацию в соответствующие структуры патент на товарный знак «Родина Бабы Яги». Кто первый продаст и подучит право его использовать, тот и родина.

Знаете ответ?

Все любили в детстве читать и слушать сказки. Истории, пропитанные славянским духом. Они открывают новый мир, мир, в котором ты многому можешь научиться, и в котором добрые герои всегда побеждают. Не важно, сколько трудностей и испытаний выпадает на их долю — они все равно побеждают. Добро оказывается сильнее зла.

В этом мире сказок существует вполне определенный герой, или скорее, героиня. Великая и ужасная Баба Яга.  Чем она злее, страшнее, чем более жестоки ее поступки – тем правдоподобнее воспринимается ее образ.

Существует ли Баба-яга

В какой-нибудь огромной энциклопедии вы найдете определение близкое к такому: Баба Яга – великанша-людоедка, которая крадет, готовит, и поедает своих жертв (P.S. обычно  — это маленькие дети). Кто-то может согласиться с тем фактом, что Баба Яга – омерзительная, жестокая, брутальная старуха, но она вряд ли гигантский монстр! Существует также не совсем верное представление, будто Баба Яга происходит  исключительно из русского фольклора.

Дети из соседних славянских стран обиделись бы, узнав, что украинской, или польской Бабы Яги не существует. Советский вариант энциклопедии говорит, что эта героиня старая, злая женщина, занимающаяся колдовством. Очень популярный персонаж славянских сказок. Какие бы версии не предоставляли нам энциклопедии патриархального капиталистического или социалистического общества, хотелось бы проследить, куда ведут корни этой мифической представительницы злодеек.

Само слово «баба» в русском языке значит женщина, старше, чем девочка. Обычно любую замужнюю женщину называли «баба», абсолютно не опираясь на возрастную категорию. На Руси все девочки выдавались замуж очень рано. Как только одну такую выдали замуж – на нее вешали ярлык «баба» до конца дней.

А еще слово «баба» — это уменьшительно-ласкательный вариант вечно ноющей, кричащей и огорченной женщины. «Баба» — производное слово для «бабушка». Хотя последнее звучит теплее и приятнее, нежели грубое, резкое «баба».

Как выглядит Баба-Яга и где живет

Повелось так, что баба Яга – устрашающая ведьма, которая живет в гуще непроходимого леса, куда трудно добраться, если только клубок пряжи, или волшебное перо не укажут дорогу. Эта старая ведьма живет в деревянной хижине, хижина на куриных ногах, причем ног может быть две, три, или четыре. Дом, естественно, не рад случайным прохожим, поэтому не повернут крыльцом к встречному герою.

Только магическое заклинание заставит хижину развернуться. Для пущей убедительности в своем черном могуществе, хата Бабы Яги при вращении ужасающе неприятно скрипит. Естественно, намерение у старухи вызвать некий приступ раболепия у героя, или чтобы показать, насколько стар этот мир, и она в нем, и ее долгоигрющая избушка, о которой она совсем не заботится.

Образ «избушки на курьих ножках» — явление уникальное, составляющее единое целое с образом самого исчадия ада. Во-первых, она способна передвигаться (куриные ноги). Во-вторых, она распознает человеческий голос, и реагирует на команды. В-третьих, она способна видеть  с помощью окон, говорить дверью, и думать. Все черные думы хижины кооперируются в форме туч над ее крышей, а в моменты особенного негодования, или же умиротворенности из дымохода валит дым столбом.

Изба часто обнесена забором, сделанным из человеческих костей, на них насажены черепа с глазными прорезями. А вместо деревянных опор, на которые вешают калитку, стоят человеческие ноги, вместо засова – человеческие руки, а на месте замка для ключа вмонтирован человеческий рот с острыми зубами. Сторожат домик неприступной ведьмы-старушки голодные черные псы, или знаменитые охранники –гуси-лебеди. А может быть и просто – черный кот. Кстати ворота на вилле Бабы Яги также одушевлены. Они либо пускают и запирают, либо выпускают ее жертву.

Что до самой Яги, у нее есть транспорт передвижения по воздуху – это ее ступа, которой она управляет чем-то вроде метлы. Метла будто расчищает ей дорогу во время полета. Русская баба Яга не представляется без «костяной ноги». Вот прямой указатель на тот факт, насколько худощава и физически немощна эта старуха. Но все же движет ею дьявольская сила – это ее злодейственные планы, обязательные для исполнения.

Внешностью баба Яга не особенно похвастается: она сгорблена почти вдвое, так, что часто бьется подбородком о землю. Как альтернатива, ее нос может быть настолько непоправимо длинным, что, когда она ложиться спать, он скребет потолок избушки. Ну, и конечно, множественные бородавки по всему ее отвратительному лицу не делают ее привлекательнее.

Вот уже которую сотню лет баба Яга не моет и не стрижет свои длинные седые волосы, ее одежда превратилась в лохмотья. Она либо охотится на свою жертву, либо выжидает ее в хижине, зная, что она придет, и чувствуя ее по запаху. Перед тем, как съесть свою добычу, злая старуха отправляет ее попариться в бане, а затем приглашает отведать добротные калорийные блюда из русской кухни, которые, хозяйка готовит в печи. Самому гостю Яга предлагает присесть на большую лопату, искусно расположенную возле печи, и в зависимости от того, как сядет гость, решается его судьба: он может попасть в печь, а может нет.

С другой точки зрения, баба Яга является Великой Богиней, обладающей даром Великой смертельной силы. Баба Яга, к тому же, исключительно необходимый персонаж для славянского фольклора.

Баба Яга – славянский вариант индусской богини смерти Кали, танцующей на могилах. Более того, являясь символом смерти, Яга представляет собой одну из старух Тройственной символики. Она смерть, ведущая к перерождению. Любопытно, что в некоторых славянских сказках Баба Яга живет в избушке с двумя своими сестрами, олицетворяя собой тройственный союз Девушки, Матери и Старухи. Часто она описывается как хранитель Животворной и Смертельной воды. Когда герой умирает от ран, нанесенных ему мечом, стоит только оросить его тело смертельной водой – раны залечиваются, а животворная вода возвращает его из того света.

С точки зрения психоанализа печь в избе бабы Яги является символом женского начала, через которую жертва проходит обновленной, возродившейся. Не случайно баба Яга дает герою выбор, как он сядет на лопату: если он достаточно силен и сообразителен, то его ждет жизнь, а если глуп и слаб, то прямая дорога для него – смерть.

А вот другие идеи. Вы бы ни за что не вошли в избу. Для современного человека дом на куриных ногах уже сам по себе словно табличка с горящими буквами «ОПАСНО! НЕ ВХОДИТЬ!!!» Но почему же тогда сказочные герои так настойчиво шагают через порог по ту сторону двери?

Для первобытных людей пойти к колдунье значило пойти за мудростью, за знаниями, за правдой. И этими знаниями и мудростью получить волшебную воду Жизни и Смерти, проявив силу либо открыв чистое сердце. Ведь, как и все силы природы, обычно дикие и неприрученные, Баба Яга может быть доброй.

Так кто же она, Баба Яга? Ведьма? Может она – Богиня?

Арийское происхождение Бабы Яги

Яга – известная личность, но откуда пошло ее имя? Баба Ёжка, от Яша, Ящур, а далее пращур. Пращуры – прародители всех живых, то есть Баба Яга занимала почетную должность в пантеоне древних Язычников. Она, как жрица, обладает правом проводить обряд инициации (как Яга, сажая в печь героев) подростков.

По некоторым версиям в Африке есть племя Яга. О нем рассказывали английские моряки, приходившие в ужас от сложенных там веками порядков. В племени процветал матриархат, жрица носила на себе берцовую кость убитого зверя. Так же был там естественным каннибализм.

На языке коми Яга – это бор. То есть женщина, живущая в лесу. Во многих индоевропейских языках есть слово характерное звучанию Яга, и обозначает оно  «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражаться, скорбить»

Обратимся к избушке. Прототип избушки – домик, в котором хоронили умершего, вернее его прах в древности. Гроб ставили на старые пни, корни которых торчали из земли и явно напоминали куриные ноги. Либо эти пни окуривали дымом, поэтому «курьи» вовсе не курьи, а «курные» ноги. В таком неподвижном состоянии, как и Баба Яга в сказках, находились мертвые среди живых. Они не видели их, считалось, могли уловить их «живой» запах, неприятный мертвым. Как говорила Баба Яга: «Русским духом пахнет».

Баба Яга – это образ застрявшего на границе миров похороненного не по традиционным обрядам человека. Ученый Пропп полагает, что пытаясь накормить гостя, баба Яга приглашает его в мир мертвых. «Еда отверзает уста умершего», герой словно умирает временно, чтобы пройти сквозь испытания потустороннего мира. Часто в сказках сама избушка «пирогом подперта», а в западных сказках это пряничные домики.

Еще одна легенда о Бабе-Йоге, Йогине-Матушке – вечнопрекрасной, доброй, сердечной богине-покровительнице детей и сирот. Она путешествовала на огненной небесной колеснице, иногда верхом на коне по землям, на которых жили потомки Рода Великой Расы и собирала беспризорных детей-сирот. И в каждом Славяно-Арийском поселении ее узнавали по излучающей огненной доброте.

Детей она оставляла у подножия Ирийских гор на Алтае, чтобы они не были истреблены, как последние представители Арийской и Славянской рас. Йогиня проводила огненный обряд инициации подростков  в Капище, высеченном внутри горы.

Космическая версия существования Бабы-Яги

Во-первых, красотой Яга не отличалась, но кто когда смог привыкнуть к внешнему виду инопланетян?

Во-вторых, летательный аппарат. Достаточно шумный, в виду работы реактивного двигателя. Огненная метла есть не что иное как факел от двигателя. Появление бабы Яги сопровождал неминуемо гул, шум и треск, от которого валились деревья. Как только летательный аппарат производил посадку на специальных поставках, древний,«темный» человек, наблюдающий за данным устройством, не мог придумать другого им названия, кроме «куриные ноги».

И вовсе не ела Баба Яга людей, а проводила лабораторные исследования. Четвертовала трупы, сливала кровь, разбирала по костям и высушивала их для коллекции. Чем не инопланетное создание, в собственных целях, так и непонятых, навещавшее нашу планету в древности? В принципе, как и сегодняшние Иноземные гости в НЛО.

Добавить комментарий