ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
по теме:
«Обнаружение неорганических и органических веществ»
Цель:
– научиться
проводить биологические опыты,
-научиться пользоваться спиртовкой
Оборудование: 1)спиртовка,
2) пробирка,
3) флакон с водой,
4) тесто, йод, картофель, ткань, семена растений
Ход
работы:
Опыт
1.
Обнаружение воды
1.Приготовить
спиртовку, в пробирку положить кусочек растительной ткани, поджечь спиртовку.
Оформление
результатов:
Опишите,
что увидели, когда подожгли ткань.
Вывод:
при
нагревании в пробирке кусочков растительной ткани на стенках пробирки
появляется вода.
Опыт 2. Обнаружение неорганических и
органических веществ
1.
Приготовить спиртовку, в пробирку положить кусочек растительной ткани, поджечь
спиртовку, продолжить нагревание.
Оформление
результатов:
Опишите,
что увидели, когда подожгли ткань.
Вывод: при
продолжительном нагревании, через некоторое время появляется дым. Это
обугливаются и сгорают органические вещества. Но сгорают не все вещества-
остается зола, состоящая из неорганических веществ- минеральных солей.
Опыт 3. Обнаружение белка
1.В сосуд с водой, опустить кусочек теста
Оформление
результатов:
Опишите, что увидели, когда поместили тесто в
воду.
Вывод: если промыть
кусочек теста в сосуде с водой, в марле останется клейкая тягучая масса-
клейковина. Это растительный белок.
Опыт 4. Обнаружение углевода
1.Разрезать картофель пополам, на белую часть
картофеля капнуть капельку йода.
Оформление
результатов:
Опишите, что увидели, когда на картофель капнули
йод.
Вывод: при попадании
на картофель йода, картофель синеет-значит, в ней присутствует углевод-крахмал.
Опыт 5. Обнаружение жира
1.Положить на белый лист бумаги семена растения
и раздавить их.
Оформление
результатов:
Опишите, что увидели, когда раздавили семена.
Вывод: Если
раздавить семена растения, то на бумаге образуется масляное пятно. Значит, в
состав семян входит жир.
Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт:
Опыт « Определение белка в клетке».
Цель: научиться…..(продолжите).
Оборудование: стаканчик с водой, мука в марле, ножницы.
Ход работы:
1. Опустите завёрнутую в марлю муку в стакан с водой на полминуты. Выньте, разрежьте нитку на марле, разверните и потрогайте полученное тесто пальчиком. Напишите в этом пункте
что наблюдаете? ( « Если мокрую муку потрогать, то на ощупь она будет …?…. , …?…..»)
2. Найдите в учебнике : какое вещество обладает такими качествами? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество – ….?…. (…….) .»)
3. Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: …….. .»)
Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт:
Опыт « Определение белка в клетке».
Цель: научиться…..(продолжите).
Оборудование: стаканчик с водой, мука в марле, ножницы.
Ход работы:
1. Опустите завёрнутую в марлю муку в стакан с водой на полминуты. Выньте, разрежьте нитку на марле, разверните и потрогайте полученное тесто пальчиком. Напишите в этом пункте
что наблюдаете? ( « Если мокрую муку потрогать, то на ощупь она будет …?…. , …?…..»)
2. Найдите в учебнике : какое вещество обладает такими качествами? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество – ….?…. (…….) .»)
3. Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: …….. .»)
Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт:
Опыт « Определение белка в клетке».
Цель: научиться…..(продолжите).
Оборудование: стаканчик с водой, мука в марле, ножницы.
Ход работы:
1. Опустите завёрнутую в марлю муку в стакан с водой на полминуты. Выньте, разрежьте нитку на марле, разверните и потрогайте полученное тесто пальчиком. Напишите в этом пункте
что наблюдаете? ( « Если мокрую муку потрогать, то на ощупь она будет …?…. , …?…..»)
2. Найдите в учебнике : какое вещество обладает такими качествами? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество – ….?…. (…….) .»)
3. Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: …….. .»)
Чтобы обнаружить органические вещества в растениях, проделайте следующие опыты.
1. Возьмите зёрна пшеницы, разотрите их в ступке в муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста.
2. Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь.
3. Перелейте часть мутной жидкости из ста кана в пробирку и капните в неё 2—3 капли раствора йода. Жидкость приобретёт синий цвет.
4. Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2—3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зёрнах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.
5. Капните каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Вы убедитесь, что в клубне картофеля тоже есть крахмал (рис. 14).
6. Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу, её называют клейковиной или растительным белком.
7. Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги, вы увидите жирные пятна. Это подтверждает наличие значительного количества жира в семенах подсолнечника.
8. Сделайте общий вывод о том, каков химический состав растений. Сформулируйте его и запишите в тетрадь.
Рис. 14. Крахмальные зёрна в клетках клубня картофеля
reshalka.com
ГДЗ Биология 5 – 6 класс (Линия Жизни) Пасечник. Лабораторная работа (стр.30-31). Номер №1
Решение
1. Берем зерна пшеницы, растираем их в ступке в муку, добавляем несколько капель воды и готовим кусочек теста.
2. Заворачиваем тесто в марлю, опускаем мешочек в стакан с водой и промываем его. Образуется мутная взвесь.
Крахмал из теста перешел в воду, вода при этом помутнела.
3. Переливаем часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капаем в нее 2 – 3 капли раствора йода. Жидкость приобретет синий цвет.
Это происходит реакция крахмала с йодом.
4. Берем на кончике пинцета крахмал и размешиваем в пробирке с водой. Капаем в эту пробирку 2 – 3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зернах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.
При этом крахмал не растворяется в воде, а со временем оседает на дно, образуя взвесь.
5. Капаем каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Убедимся, что в клубне картофеля тоже есть крахмал.
Место, куда попала капля йода, изменило свой цвет, стало сине−фиолетовым. Это значит, что в картофеле содержится большое количество крахмала, который и вступил в реакцию с йодом.
6. Рассматриваем остаток теста на марле. Мы видим клейкую массу, ее называют клейковиной или растительным белком.
По составу эта клейкая масса схожа по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. Это позволяет сделать вывод, что важнейшим компонентом семян растений, в нашем случае пшеницы, является белок.
7. Берем несколько семян подсолнечника, снимаем с них кожуру и раздавливаем на листе бумаги. Мы видим жирные пятна. Это подтверждает, что в семенах подсолнечника содержится значительное количество жиров.
8. Вывод:
В результате проведенных опытов мы можем сделать вывод, что в состав растений входят как органические, так и неорганические вещества. Из органических веществ это белки, углеводы, жиры и т.д. Из неорганических – вода и минеральные вещества.
Что такое внеурочная деятельность
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Основные задачи внеурочной деятельности по химии:
- Привитие интереса к химии.
- Развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту.
- Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.
- Подготовка учащихся к практической деятельности.
Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным «детонатором», который помогает им проникнуть внутрь, а там «взорваться», превратившись затем в убеждения, является познавательный интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу. Одним из таких средств является домашний эксперимент. Дети проявляют гораздо больший интерес к изучению трудного для них предмета, если им предоставляется возможность проводить химические опыты дома. Некоторые родители опасаются проводить дома химические опыты из-за их сложности или отсутствия необходимого оборудования и реактивов. Оказывается, что можно обойтись подручными средствами и теми веществами, которые есть у каждой хозяйки на кухне. Их можно купить в ближайшем хозяйственном магазине или аптеке. Пробирки для проведения домашних химических опытов можно заменить флакончиками от таблеток. Для хранения реактивов можно пользоваться стеклянными банками, например, от детского питания или майонеза. Выполнение домашних экспериментов способствует появлению осознанного интереса к изучению предмета, приводит к повышению успешности обучения, к мысли, что ученик многое может сделать сам.
Исследовательская работа, естественно оценивается по достоинству, что дополнительно стимулирует учащихся. ДЭ – это «особый вид самостоятельной работы учащихся», который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету “Химия” и формирования самостоятельности в познании. При выполнении ДЭ учащиеся формируют и далее закрепляют организационные, технические, интеллектуальные, измерительные, конструкторские умения. Основное преимущество ДЭ перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты своих работ не спеша. Роль учителя при организации ДЭ заключается в том, что он готовит инструкции (письменные или устные) и проверяет выполнение домашних опытов. Как правило, это проверка письменных отчетов; «вещественных доказательств», полученных при выполнении эксперимента; схематических рисунков «новых» приборов. Все домашние опыты можно условно разделить на две группы. Первая группа (их большая часть) имеет тесную связь с изучаемым на уроках материалом. Вторую группу составляют опыты, имеющие прикладное значение. Использование системы ДЭ в курсе химии, несомненно, будет способствовать формированию экспериментальных умений, самостоятельности обучающихся, развитию творческого химического мышления ребят. Выполнение ДЭ не является обязательным и предлагается учащимся как задание на дополнительную оценку.
Занятие кружка
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что это занятие принесет вам радость, общение друг с другом. Отбросим в сторону переживания и неудачи. Не опуская рук, возьмемся за дела.
Девизом нашего сегодняшнего занятия могут послужить слова Конфуция:
Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления – это самый благородный;
Путь подражания – это самый легкий;
Путь личного опыта – это самый тяжелый.
Я предполагаю, что каждый из вас выбрал 3-й путь, так как вы сегодня присутствуете на данном занятии, которое посвящено вашим отчетам о проведенных домашних химических экспериментах. Хочу вам напомнить, что в наше время без химии и без знания ее обойтись невозможно. Нет отрасли человеческой жизни, которая не имела бы прямой или косвенной связи с этой наукой. Врачу она помогает лечить больных, художнику – писать картины, инженеру, рабочему – выплавлять металлы, производить стекло, сахар, бумагу; дачнику – обрабатывать почву и получать богатый урожай. Даже поэту она дает чернила, чтобы он мог записать стихи, и типографскую краску, чтобы их напечатать. Таким образом, часто этого не осознавая, мы тесно связаны с химией. Представить себе химию без химических опытов невозможно, поэтому изучить эту науку, понять ее законы и, конечно, полюбить можно только через эксперимент. Многие знаменитые химики, такие как Ломоносов, Менделеев, Парацельс, Роберт Бойль, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри (всех этих исследователей школьники изучают также и на уроках физики) уже с детства начинали экспериментировать. Великие открытия этих великих людей были сделаны в домашних химических лабораториях, поскольку занятия химией в институтах было доступно только людям с достатком. Но любой эксперимент требует соблюдения правил техники безопасности. Домашний эксперимент не является исключением. Давайте вспомним эти правила.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ДОМАШНЕЙ ЛАБОРАТОРИИ
1. Настоятельно рекомендую, чтобы все домашние химические опыты проводились только под присмотром взрослых.
2. Лучше выделить отдельный стол для проведения химических опытов в домашних условиях. Если у вас дома не найдется отдельного стола, то опыты лучше проводить на стальном или железном подносе или поддоне.
3. Необходимо обзавестись тонкими и толстыми перчатками (их продают в аптеке или в хозяйственно магазине).
4. Для проведения химических экспериментов лучше всего купить лабораторный халат, но также можно вместо халата использовать плотный фартук.
5. Лабораторная посуда не должна в дальнейшем использоваться для еды.
6. В домашних химических опытах не должно быть жестокого отношения с животными и нарушения экологической системы. Кислотные химические отходы нужно нейтрализовать содой, а щелочные — уксусной кислотой.
7. Если хочешь проверить запах газа, жидкости или реактива, никогда не подноси сосуд прямо к лицу, а, удерживая его на некотором расстоянии, направь, помахивая рукой, воздух над сосудом по направлению к себе и одновременно нюхай воздух.
8. Храни реактивы в отдельных склянках или коробках. Чтобы не было путаницы, наклей этикетки и напиши, что находится внутри. Если препарат больше не нужен (или если опыт закончен, а продукты реакции ни к чему), то немедленно выбрось ненужные вещества — так спокойнее, и путаницы не будет.
9. Никогда не смешивай два реактива, просто чтобы посмотреть, что получится. Не всегда получается хорошо.
10. И ни в коем случае не пробуй вещества на вкус (кроме тех случаев, когда в описании опыта прямо сказано, что продукт можно попробовать).
11. Не оставляй грязной посуды. Во-первых, ее будет потом трудно отмыть, может быть, придется даже выбрасывать. Во-вторых, некоторые вещества окисляются на воздухе, реакции между ними могут продолжаться и после того, как опыт закончен, и в результате таких реакций может получиться нечто такое, на что мы не рассчитывали. Словом, после каждого опыта мой посуду сразу и тщательно.
12. Никогда не бери реактивы руками, не наклоняйся над склянками, в которых идут реакции, не нюхай вещества с едким запахом. Береги и одежду, и кожу, и прежде всего глаза от брызг и крупинок. Это условие коротко
можно сформулировать так: будь всегда осторожен!
13. И наконец, самое последнее условие, которое ты обязан выполнять: приступай к работе только после того, как будут ясны все действия. Еще до начала работы внимательно прочти описание опыта от начала до конца. Запиши все, что может понадобиться: посуда, реактивы, штатив, держалки и тому подобное, вплоть до тряпки. Разложи их на рабочем месте так, чтобы все было под рукой. И только после такой подготовки приступайте к работе.
Мудрая китайская пословица гласит
«Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю».
Вы сейчас в классе проделаете опыты, которые делали дома по инструктивным карточкам и представите выводы, к которым вы пришли, выполняя опыты. Приглашаются учащиеся 6 класса.
Инструктивная карточка. Выполняя работу, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Опыты 6-й класс
Реактивы и оборудование: сухие семена растений( огурца, пшеницы, подсолнечника), пшеничная мука; свежий картофель, кусочки банана, яблока, хлеба, стакан с разведённым йодом, пипетка; пробирки; держатель; кусочек ткани; стакан с водой.
Ход работы
1. Обнаружение воды.
Семена пшеницы или огурца поместите в пробирку и нагрейте их на слабом огне. Что наблюдаете? Почему?
2. Обнаружение минеральных солей.
Продолжите нагревать семена в пробирке до появления запаха и дыма. Что произошло в пробирке? Почему?
3. Обнаружение белка.
Поместите в ткань немного пшеничной муки и промойте в стакане с водой. Что стало с водой в стакане? Разверните ткань и посмотрите, что там находится. Сделайте вывод.
4. Обнаружение углевода.
В стакан с помутневшей водой капните раствор йода. Капните несколько капель раствора йода на кусочки свежего картофеля, банана, яблока, хлеба. Что наблюдаете? Почему? Сделайте вывод.
5. Обнаружение жира.
Поместите на лист бумаги семена подсолнечника и раздавите их. Что наблюдаете и почему? Сделайте вывод.
6. Подготовьте отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе. 6 класс
Выполняя работу, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
1. При нагревании семян на стенках пробирки появились капельки воды.
Вывод: в клетке содержится вода.
2. Продолжаем нагревать семена до выделения дыма и появления запаха, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Вывод: в клетке содержатся минеральные соли.
Докажем, что в клетках имеются органические вещества.
3. Обнаружение белка.
Промываем муку, помещенную в марлю или ткань, в сосуде с водой, в марле осталась клейкая тягучая масса. Она называется – клейковина. По составу она напоминает белок куриного яйца. Это растительный белок.
Вывод: в клетке содержатся белки.
4. Обнаружение углевода.
Вода, в которой промывали муку, помутнела. Капнем в нее несколько капель раствора йода. Появилось синее окрашивание.
Вывод: в семенах имеются углеводы- крахмал, именно он, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску.
Капнем раствор йода на клубень картофеля, на кусочек банана, на яблоко. Картофель посинел, банан посинел незначительно, а яблоко не посинело.
Вывод: крахмал содержится не только в семенах, но и в других частях растений: клубнях картофеля, плодах банана. И содержание крахмала разное в одних частях растений его больше, в других меньше, а в третьих- плод яблока – нет вообще.
5. Обнаружение жира.
Поместили на лист фильтровальной бумаги семена подсолнечника и раздавили их. На бумаге образовалось масляное пятно. А это значит, что в состав семян входит жир. Фильтровальная бумага хорошо впитывает жир.
Вывод в клетке содержаться жиры.
Итак, в ходе проведенных опытов, было доказано, что растительные клетки состоят из неорганических и органических веществ.
Учитель комментирует, благодарит за работу. “Сделай первый шаг и ты поймешь, что не все так страшно”. Приглашает учащихся 8 класса.
Инструктивная карточка. Выполняя работу, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Опыты 8-й класс
Опыт 1 «Что содержится в зубном порошке или пасте?»
Реактивы и оборудование: зубной порошок или паста, столовый уксус, фарфоровая чашка.
Ход работы
Насыпьте немного зубного порошка в фарфоровую чашку и прилейте немного столового уксуса. Наблюдается бурное вспенивание. Объясните увиденное и сделайте вывод о составе исследуемого зубного порошка. Проделайте то же самое с зубной пастой.
Опыт 2 «Как различить шерсть и хлопок?»
Реактивы и оборудование: шерстяная нитка, хлопчатобумажная нитка, спички.
Ход работы
Осторожно сожгите нитки, сначала шерстяную, затем хлопчатобумажную. При этом обратите внимание на запах. При сгорании шерстяной нитки появляется запах жженых перьев или волос, а при сгорании хлопчатобумажной нитки – запах жженой бумаги. Почему?Сделайте вывод.
Опыт 3 «Свежая рыба и лакмусовая бумажка»
Реактивы и оборудование: синяя и красная лакмусовые бумажки, рыба, купленная в магазине, стеклянная палочка, нож.
Ход работы
Попробуйте установить опытным путем насколько купленная в магазине рыба – свежая. На туловище рыбы ножом сделайте глубокий надрез, в который вложите влажные лакмусовые бумажки, синюю и красную. Прижмите бумажки стеклянной палочкой. Если бумажки приобретают розовую или слабо-сиреневую окраску, то рыба хорошего качества. Если бумажки приобретают красный или синий цвет, рыба недоброкачественная. Почему? Сделайте вывод.
Подготовьте отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе. 8 класс
Выполняя работу, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Опыт 1 «Что содержится в зубном порошке или пасте?»
Когда происходит вспенивание после приливания кислоты, значит, выделяется углекислый газ. Поэтому зубной порошок или паста содержат карбонат кальция. Это абразивное вещество, способное механически удалять зубной налёт и полировать поверхность эмали. Наряду с мелом распространён и другой абразив – бикарбонат натрия (пищевая сода), который не только полирует, но и обладает отбеливающим эффектом. Абразивные вещества составляют примерно 40% объема пасты. Любой абразивный материал обладает как преимуществами, так и недостатками, например, карбонат кальция снижает противокариесное действие фтора.
Опыт 2 «Как различить шерсть и хлопок?»
Хлопок – это растительное волокно, получаемое из хлопчатника. При поджигании, хлопчатобумажная нить горит быстро, ярким пламенем с последующим свечением и с небольшим количеством белого дыма. После затухания пламени, долго тлеет, с образованием темно-серого пепла и запахом жжёной бумаги.
Шерсть – это волокно животного происхождения, получаемое из волосяного покрова животных. При поджигании, шерстяная нить горит медленно, как бы неохотно, она легко вспыхивает, но затухает тоже легко, а при горении издает запах паленого волоса или пера, Шерсть сгорает без всякой копоти, образуя пористый шарик, как бы уголек, этот уголек легко растереть пальцами.
Опыт 3 «Свежая рыба и лакмусовая бумажка»
Лакмусовые бумажки – это индикаторы, практичные в бытовом применении. Их используют для определения кислотно-щелочного равновесия в продуктах питания. Если бумажки приобретают розовую или слабо – сиреневую окраску, то это указывает на слабокислую или нейтральную реакцию. Значит, рыба хорошего качества. Если бумажки приобретают красный или синий цвет, то это указывает на кислую реакцию. Значит, рыба недоброкачественная.
Учитель комментирует, благодарит за работу. “Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать открытия”.
Приглашает учащихся 9 класса.
Инструктивная карточка. Выполняя работу, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Опыты 9-й класс
Реактивы и оборудование: пузырек с 3% перекисью водорода; свежая морковь или картофель; сваренная морковь или картофель; стакан; MnO2; деревянная палочка-лучинка.
Ход работы
1. Проделайте дома следующий опыт. Вылейте в стакан из аптечного пузырька 3%-й перекиси водорода. Положите в стакан четверть чайной ложки свеженатёртых моркови или картофеля, аккуратно взболтайте смесь. Что наблюдаете? Опустите в стакан, не касаясь жидкости, тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Попробуйте дать объяснение наблюдаемому явлению.
2. Видоизмените опыт. В стакан с 3%-й перекисью водорода положите четверть чайной ложки отварной моркови или картофеля, аккуратно взболтайте смесь. Что наблюдаете? Опустите в стакан ,не касаясь жидкости, тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Попробуйте дать объяснение наблюдаемому явлению.
3. Проделайте дома следующий опыт. Вылейте в стакан из аптечного пузырька 3%-й перекиси водорода. Добавьте туда же немного оксида марганца MnO2? Что наблюдаете? Опустите в стакан, не касаясь жидкости, тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Попробуйте дать объяснение наблюдаемому явлению.
4. Подготовьте отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе. 9 класс
Выполняя работу, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
1. В свежих овощах содержится фермент каталаза, который разлагает пероксид водорода на воду и кислород. (Ферментами, биологическими катализаторами, называют вещества белковой природы, ускоряющие реакции, протекающие в клетках живых организмов.) Выделяющийся в виде пузырьков кислород, вызывает эффект« вспучивания». Кислород поддерживает горение. Когда в стакан, где проводился опыт, внесем тлеющую лучинку, то она ярко вспыхнет.
2. Ничего не наблюдаем. При варке ферменты разрушаются. Поэтому перекись водорода не разлагается, кислород не выделяется, а тлеющая лучинка совсем погаснет.
3. Оксид марганца является химическим катализатором данного процесса. (Химические катализаторы тоже ускоряют реакции, но протекающие не в живых организмах.) Пероксид водорода разлагается с выделением кислорода, который создает эффект «вспучивания». Кислород поддерживает горение. Когда в стакан, где проводился опыт, внесем тлеющую лучинку, то она ярко вспыхнет.
Учитель комментирует, благодарит за работу.” Опыт – это единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории”, – говорил Д.И. Менделеев. Приглашает учащихся 10 класса.
Инструктивная карточка. Выполняя работу, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Опыты 10-й класс
Опыты «О мыле и моющих средствах»
Реактивы и оборудование: раствор мыла, раствор порошка, раствор фенолфталеина, стаканчики, известковая вода.
Ход работы
1. В один стаканчик налейте раствор мыла, а во второй – раствор любого стирального порошка. В оба стаканчика по каплям прилейте раствор фенолфталеина. В стаканчике с раствором мыла появится малиновая окраска, что свидетельствует о наличии щелочи, а во втором стаканчике изменения окраски не наблюдается. Почему? Сделайте вывод.
2. В один стаканчик налейте раствор мыла, а во второй – раствор любого стирального порошка. Добавьте в них известковую воду, для увеличения жесткости воды, и встряхните до образования пены. В каком стаканчике больше пены и почему? Сделайте вывод.
Опыты «Анализ молока на содержание крахмала и соды»
Недобросовестные производители добавляют в молоко и другие молочные продукты крахмал для придания большей густоты. Крахмал бывает природным, который содержится в плодах, семенах, овощах, злаках, орехах и модифицированный, который не безопасен для организма. А для того, чтобы молоко долго не портилось, в него добавляют соду.
Реактивы и оборудование: стаканчики, раствор йода, молоко от разных производителей, уксусная кислота.
Ход работы
1. В стаканчики налейте молоко от разных производителей. Добавьте несколько капель раствора йода и понаблюдайте несколько минут, какое появится окрашивание. Сделайте вывод.
2. Проверьте, содержится ли в исследуемом молоке сода. Для этого в стаканчики налейте молоко от разных производителей и добавьте туда уксусную кислоту. Молоко без примесей соды мгновенно скисает (створаживается). А что произойдет с молоком, в которое добавлена сода? Сделайте вывод.
Подготовьте отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе. 10 класс
Опыты «О мыле и моющих средствах»
Мыла – это натриевые или калиевые соли высших жирных кислот, гидролизующихся в водном растворе с образованием кислоты и щелочи. Образовавшаяся щелочь частично разлагает жиры и освобождает, таким образом, прилипшую к ткани грязь. Карбоновые кислоты с водой образуют пену, которая захватывает частицы грязи. Калиевые соли, по сравнению с натриевыми, лучше растворимы в воде и поэтому обладают более сильным моющим свойством. Стира́льный порошо́к — порошкообразное синтетическое моющее средство (СМС), предназначенное для стирки. Стиральный порошок – это смесь большого числа химических компонентов, применяемая в водных растворах для интенсификации удаления загрязнений с поверхностей. Молекулы моющих веществ, адсорбируясь на грязевой частице, «притягивают» ее к воде, отрывают от поверхности, препятствуют обратному прилипанию и слипанию частиц между собой. Таким образом, частицы переходят в раствор. Так как раствор поверхностно-активных веществ лучше смачивает поверхности, он проникает в мельчайшие поры и разрушает крупные частицы загрязнений.
1. После добавления фенолфталеина в раствор мыла, появилась малиновая окраска, что говорит о щелочной реакции среды. В стаканчике с раствором порошка, после добавления фенолфталеина, окраска не изменится или станет светло-малиновой (в зависимости от того, для стирки каких тканей он предназначен), что говорит о нейтральной или слабо-щелочной среде. Значит, порошки не оказывают негативного влияния на ткани. А щелочи, образующиеся при растворении мыла в воде, ослабляют прочность шерстяных и шелковых тканей, а также тканей из полиэфирных волокон, особенно при повышенной температуре, а также могут изменять окраску тканей.
2. После встряхивания стаканчика с раствором мыла, в который добавили известковую воду, выпадают хлопья осадка. Этот осадок образуется при взаимодействии содержащихся в жесткой воде солей кальция с кислотами. А для получения устойчивой пены требуется добавление большего количества мыльного раствора, что увеличивает расход мыла. После встряхивания стаканчика с раствором порошка, в который добавили известковую воду, образуется много пены. Т.о, моющая способность не утрачивается даже в жесткой воде у раствора стирального порошка, потому что при этом не образуются нерастворимые соли кальция, в отличие от мыльного раствора.
Опыты «Анализ молока на содержание крахмала и соды»
1. В стаканчики налили молоко от разных производителей. Добавили несколько капель раствора йода и понаблюдали несколько минут, что происходило с цветом. Синяя окраска, указывающая на наличие крахмала, не появилась, а значит, ни один из образцов молока не содержит крахмала.
2. Проверили, содержится ли в исследуемом молоке сода. Для этого в стаканчики налили молоко от разных производителей и добавили туда уксусную кислоту. Молоко без примесей соды мгновенно скисает (створаживается). Но в одном из стаканчиков появилась пена. Это указывает на наличие в молоке соды, которая реагирует с уксусной кислотой с выделением газа, который вспенивает молоко.
Учитель комментирует, благодарит за работу. “Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь”. Приглашает учащихся 11 класса.
Инструктивная карточка.
Выполняя работу, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности
Опыты 11-й класс
Опыт 1 «Качественная реакция на белок»
Реактивы и оборудование: раствор белка, раствор стиральной соды (или едкого натра), раствор медного купороса.
Ход работы
Таких реакций несколько. Ту, которую проведете вы, называют биуретовой. Для нее вам потребуются растворы стиральной соды (или едкого натра) и медного купороса. В пробирку ( или стаканчик) налейте раствор белка куриного яйца. Затем прибавьте немного раствора щелочи – едкого натра или стиральной соды. Наконец, добавьте голубого раствора медного купороса. Если в испытуемом отваре действительно есть белок, то окраска сразу станет фиолетовой. Почему? Что вам известно о качественных реакциях? Сделайте вывод.
Продолжите выполнять качественные реакции.
Опыт 2 «Качественная реакция на углерод»
Реактивы и оборудование: сахарная пудра, серная кислота концентрированная, стеклянная палочка, стакан.
Ход работы
Поместите в стакан 16 г. сахарной пудры и влейте 10 мл. концентрированной серной кислоты. Быстро перемешайте стеклянной палочкой. Вы увидите, как сахар чернеет, масса в стакане вспучивается и быстро вылезает из стакана. Почему? Объясните полученный результат.
Опыт 3 «Качественная реакция на ретинол (витамин А)»
Реактивы и оборудование: пробирка, подсолнечное масло, раствор FeCl3.
Ход работы
Проведите опыт по обнаружению витамина А в подсолнечном масле. В пробирку налейте 1 мл. подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1% раствора FeCl3.
Что наблюдаете? Почему? Объясните полученный результат.
Подготовьте отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе. 11 класс
Выполняя работу, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Опыт 1 «Качественная реакция на белок»
В ходе биуретовой реакции происходит взаимодействие слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди2 с образованием комплексных соединений между ионами меди 2+ и полипептидами. Эти соединения и имеют фиолетовую окраску. С помощью данной реакции мы доказали наличие белков, поэтому она и является качественной реакцией на белки. Другие качественные реакции позволяют определить присутствие каких-либо иных веществ (жиров, углеводов, витаминов) ионов или атомов.
Опыт 2 «Качественная реакция на углерод»
При взаимодействии сахара с концентрированной серной кислотой, он чернеет, происходит его обугливание. Это вызвано тем, серная кислота отнимает воду от сахара, превращая углерод в уголь. Но серная кислота не только отнимает воду, но и реагирует с образовавшимся углем 2H2SO4 +C= CO2 + 2SO2 +2H2O. При этом образуются газы углекислый и сернистый, которые вспучивают массу в стакане, делают ее пористой и выталкивают из стакана. С помощью данной реакции мы обнаружили в сахаре углерод, поэтому данная реакция является качественной реакцией на углерод.
Опыт 3 «Качественная реакция на ретинол (витамин А)»
После приливания к подсолнечному маслу раствора FeCl3, появляется ярко-зеленое окрашивание, которое вызвано образованием ложного комплексного соединения. Качественные реакции на витамин А основаны на образовании окрашенных соединений сложной структуры.
(Витамин А (ретинол) – ненасыщенный гидроароматический спирт)
Учитель комментирует. “Химики – это те, кто действительно понимает мир”. Благодарит ребят за работу, объявляет оценки. Закончить наше занятие хочется словами Леонардо Да Винчи “Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или замерзает на холоде, а ум человека, не находя себе применения, чахнет”.
Автор: Катранжи Оксана Васильевна
Организация: МБОУ СОШ №4
Населенный пункт: Краснодарский край, Красноармейского р–на, ст–ца Полтавская
Сценарий урока.
Урок 13. Биология 10 класс (углубленный уровень)
Тема: Лабораторная работа 5 «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций».
Тип урока: урок лабораторной работы.
Цель урока: изучить примеры качественных реакций на белки, углеводы и липиды растительных и животных тканей.
Задачи:
– образовательная: изучить примеры качественных реакций на белки, углеводы и липиды растительных и животных тканей; провести лабораторную работу 5 «Обнаружение углеводов, липидов с помощью качественных реакций», сделать выводы по проделанной работе;
– развивающая: развивать стремление к познанию химического строения живых организмов;
– воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации, ее интерпретации, планирования и выполнения эксперимента.
Оборудование: ТСО (технические средства обучения кабинета биологии: ПК в сборе, МФУ лазерный Brother, интерактивная панель Jnfo RAY, планшетные регистраторы Einstein (мобильный класс-комплект устройств с внешними датчиками pH), ЦОР (ццифровые образовательные ресурсы – интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Химия клетки. Вещества клетки и ткани»), учебник биологии для 10 класса под ред. В.К.Шумного, Г.М.Дымшица, коллекция «Семена и плоды», лабораторное оборудование и материалы для лабораторной работы учащихся (расписано подробно в ходе лабораторной работы) – микролаборатория биологическая, образцы животных и растительных жиров, углеводов, реактивы.
Продолжительность урока составляет 45 минут.
Для дистанционной формы обучения необходимо использовать ссылки на видео из сети интернет с указанными в ходе работ опытами (или видеосъемки опытов, сделанные учителем в кабинете биологии), а так же дополнительные материалы: таблица качественных реакций на основные классы органических соединений, инструкция по проведению лабораторной работы, инструкция по технике безопасности.
Форма работы учащихся: групповая (задания распределяются по 2 группам), парная (химический эксперимент выполняется парой учащихся, сидящих за одной партой) и индивидуальная (заполнение таблицы с результатами эксперимента и написанием выводов).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные |
Коммуникативные |
Личностные |
– различать неорганические и органические вещества клетки, объяснять их значение для организма. – наблюдать демонстрацию опытов учителем, научится воспроизводить эти опыты самостоятельно, анализировать их результаты; – формировать умение работы с наглядным материалом и лабораторным оборудованием; – формировать умение делать выводы. – знать и соблюдать правила поведения в кабинете биологии во время выполнения лабораторной работы. |
-излагать свое мнение в монологе, аргументируя его, уметь вести диалог; уметь корректировать свое мнение, понимать позицию оппонента, признавать свои погрешности и недочеты; – работать в группах или парах. |
– формировать познавательные установки и мотивы, направленные на изучение живой природы; – формировать понимание важности точки зрения товарища по группе; – научить ставить групповой успех выше личного, сопереживать успеху и неудачам товарищей. |
Урок способствует формированию у учеников следующих УУД:
Познавательные |
Регулятивные |
Личностные |
– находить достоверную информацию, необходимую для решения задач; – анализировать и обобщать учебный материал; – устанавливать причинно-следственные связи. – формировать умение классифицировать различные органические вещества и уметь распознавать их в тканях растительных и животных организмов. |
– определять цель, проблему в деятельности; -выбирать средства достижения цели; – выдвигать версии; – работать по учебному плану. |
– уметь корректно вести диалог, уважать мнение товарища, но уметь отстаивать свою позицию; – вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к окружающим. |
Ход урока.
I. Организационный момент (6 мин).
Записать в тетради тему лабораторной работы. Постановка цели и выдвижение рабочей гипотезы. Распределение учащихся по рабочим группам. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с инструкцией по технике безопасности перед выполнением лабораторной работы. Учащиеся расписываются в журнале инструктажей.
Постановка цели. Определить с помощью цветных реакций наличие белков, жиров (липидов) и углеводов в исследуемых образцах.
Выдвижение гипотезы. Присутствие белков, жиров (липидов) и углеводов в биологических объектах или растворах можно определить с помощью цветных реакций, протекание которых обусловлено наличием в исследуемых объектах специфических групп и связей.
Класс делится на две рабочие группы.
Первая группа определяет наличие в исследуемых образцах и выполняет качественные реакции на белки и жиры, а вторая – на углеводы (глюкоза и сахароза, крахмал).
Учащиеся с помощью учителя ставят перед собой цель выполняемой на уроке части проекта, намечают задачи, выполнение которых приведет к поставленной цели, знакомятся с инструкцией по проведению лабораторной работы, разбивают проект на этапы последовательных действий, определяют, какие именно реакции будут использовать в ходе работ, распределяют обязанности членов группы, анализируют по итогам работы полученный продукт проекта.
II. Актуализация новых знаний у учащихся – теоретическая подготовка к выполнению лабораторной работы 5 «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций» (6 мин.)
Подготовка к лабораторной работе. Учитель знакомит учащихся с органическими веществами живой клетки, используя ТСО и ЦОР – интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Химия клетки. Вещества клетки и ткани» и коллекцию «Семена и плоды». Богаты белком и крахмалом семена злаков, крахмалом – клубни картофеля, жирами – семена масличных культур (подсолнечник), углеводами глюкозой и сахарозой сочные плоды. Животные белки представлены яичным белком.
III. Практическое применение полученных знаний – выполнение лабораторной работы 5 «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций» (18 мин.)
Лабораторное оборудование: водяная баня, спиртовки, штативы лабораторные, штативы с пробирками, мерные стаканчики, стеклянные палочки, пипетки, пинцеты, фарфоровая ступка с пестиком, фильтровальная бумага, чашки Петри, спички.
Реактивы: водный раствор яичного белка (белок одного куриного яйца отделяют от желтка, растворяют в 15–20-кратном объеме дистиллированной воды, затем раствор фильтруют через марлю, сложенную в 3–4 слоя, и хранят в холодильнике;10 % и 30% раствор гидроксида натрия; 1 % раствор сульфата меди; 1 % раствор ацетата свинца; концентрированная азотная кислота; 1 % раствор крахмала, 20% серная кислота, 1% раствор йода, 1 % раствор сахарозы и глюкозы, 5 % раствор сульфата меди, аммиачный раствор оксида серебра, жир растительный, вода, 2 % раствор Co(NO3)2, этанол, семена подсолнечника, крахмальный клейстер, мука, клубень картофеля.
1 группа.
Ход работ.
Задание 1. Биуретовая реакция.
В щелочной среде белки, а также продукты их гидролиза – пептиды дают фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание с солями меди. Реакция обязана наличию пептидных связей в белках: Интенсивность окраски зависит от длины полипептида.
- В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка, затем 10 капель 10 %-го раствора щелочи.
- Добавьте 1–2 капли раствора сульфата меди, смесь перемешайте. Признак реакции – появляется красно-фиолетовое окрашивание.
- Из муки и воды в чашке Петри стеклянной палочкой замесите кусочек теста, промойте его в воде пинцетом. Получившуюся клейковину – белок протестируйте биуретовой реакцией. Что наблюдаете?
- Записать название реакции, условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.
Задание 2. Ксантопротеиновая реакция.
Реакция характерна для некоторых ароматических аминокислот (фенилаланина, тирозина, триптофана), а также для пептидов, их содержащих. При действии азотной кислоты образуется нитросоединение желтого цвета. Далее нитропроизводные могут реагировать со щелочью с образованием натриевой соли, имеющей желто-оранжевое окрашивание:
Данную работу необходимо выполнять в вытяжном шкафу, соблюдая особую осторожность!
Выполняет 1 ученик от группы под руководством учителя.
- В пробирку налейте 5 капель раствора яичного белка и ОСТОРОЖНО по стенке прибавьте 3–4 капли концентрированной азотной кислоты.
- Смесь осторожно нагрейте. Выпадает осадок, который окрашивается в желтый цвет.
- После охлаждения в пробирку ОСТОРОЖНО по стенке прилейте 10 капель 30 %-го раствора NaOH, желтая окраска переходит в оранжевую.
- Записать название реакции, условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.
Задание 3. Обнаружение и эмульгирование жиров (липидов).
Лецитин, входящий в состав желтка куриного яйца, относится к фосфолипидам. Он не растворяется в воде (в отличие от белка куриного яйца), но растворяется в теплом этиловом спирте. Исходя из этого, предположите, каким образом можно обнаружить лецитин в сыром желтке.
- В одну пробирку добавить яичный желток и воду, а во вторую яичный желток и теплый этиловый спирт. Размешать стеклянной палочкой. Что наблюдаете?
- В фарфоровую ступку положить семена подсолнечника (масленичная культура) и хорошо растереть их пестиком. Растертую массу положить на фильтровальную бумагу. Что мы можем наблюдать? Появление на бумаге жирных пятен.
- В 3 пробирки помещают по 2-3 мл дистиллированной воды и растительного масла. Необходимо следить, чтобы количество воды и жира было приблизительно одинаковым. Добавляют в пробирку несколько капель раствора яичного белка, во вторую – несколько капель раствора КОН, в третью- не добавляют ничего (она будет служить контролем). Взбалтывают содержимое всех пробирок, ставят их по порядку в штатив и наблюдают образование в первых двух пробирках относительно устойчивой эмульсии, а в третьей – расслоение неустойчивой эмульсии на жир и воду.
Возможен выбор получения устойчивой эмульсии жиров с добавлением белка, или КОН.
- Записать название реакции условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.
- группа.
Ход работ.
Задание 1. Качественные реакции на глюкозу.
Глюкоза является альдегидоспиртом, так как имеет в составе молекулы как альдегидную группу, так и гидроксогруппы. Качественными реакциями на обнаружение глюкозы могут служить реакции на многоатомные спирты и альдегиды.
- В пробирку внести 10 капель 1 % – ного раствора углевода – глюкозы. Добавить по 10 капель гидроксида натрия и по 2 капли сульфата меди, нагревают до кипения. В пробирках с глюкозой выпадает сначала желтый осадок гидроксида меди I, а позже осадок оксида меди (I) кирпично–красного цвета.
Примечание: в качестве качественной реакции на глюкозу учащиеся могут выбрать реакцию «серебряного зеркала» с аммиачным раствором оксида серебра, или же реакцию с гидроксидом меди без нагревания.
- Глюкоза не изменяет окраски индикаторов, следовательно, не содержит карбоксильную группу и не является кислотой. Проверим, содержит ли глюкоза альдегидную группу. Для этого проведём качественную реакцию на альдегиды – реакцию «серебряного зеркала».
CH2OH-(CHOH)4-COH + Ag2O = CH2OH-(CHOH)4-COOH + 2Ag
- Как спирт глюкоза может реагировать с гидроксидом меди – давать ярко-синий прозрачный раствор гликозида меди.
- Записать название и уравнение реакции условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.
Задание 2. Качественная реакция на сахарозу.
- Проба на сахарозу. Качественная реакция с солями кобальта. Реактивы: 1 % раствор сахарозы; 2 % раствор Co(NO3)2,; 5 % раствор NaOH. Ход работы. В пробирку с 2 мл раствора сахарозы добавляют 1 мл раствора NaOH и несколько капель соли кобальта. Жидкость окрашивается в фиолетовый цвет.
Примечание: если добавить к сахарозе раствор кислоты, то образовавшаяся в результате реакции глюкоза даст реакцию при нагревании – выпадение осадок оксида меди (I) кирпично–красного цвета.
- Записать название реакции условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.
Задание 3. Обнаружение крахмала..Качественнная реакция на крахмал.
- Капните раствором йода на разрезанный клубень картофеля и кусочек теста. Что наблюдаете?
- Приготовьте пробирку с раствором крахмала, или накрахмаленную ткань. Крахмал с раствором йода образует окрашенное соединение синего цвета. К 10 каплям раствора крахмала добавить 1 – 2 капли йода. Наблюдается ярко–синее окрашивание. Это качественная реакция на крахмал.
- Записать название реакции условия проведения, ее признаки и выводы по эксперименту в таблицу Оформление результатов.
IV. Закрепление материала – оформление результатов работы и написание выводов (10 мин.)
Оформите проведенные исследования в виде таблицы.
№ задания |
Условия проведения реакции |
Наблюдаемое явление |
Протекающие реакции (уравнение, или название) |
Вывод |
V. Рефлексия, домашнее задание (5 мин).
Рефлексия. Учащиеся обсуждают успешность и результаты выполненных групповых проектов с учителем и делают выводы, что такие классы органических веществ, как белки и углеводы, можно обнаружить при помощи нескольких вариантов качественных химических реакций. Выбор учащимися реакций для проекта определяется их трудоемкостью и имеющимися реактивами. Например, реакция «серебряного зеркала» на наличие альдегидной группы в молекуле глюкозы требует дорогостоящих реактивов и достаточно трудоемка, в отличие от реакции, в которой гидроксид меди реагирует с глюкозой, как с многоатомным спиртом.
Домашнее задание: параграф 6, вопросы 1-4 на стр. 48-49, подготовить сообщение на темы «Функции липидов».
1. Структурная функция. 2. Энергетическая функция. 3. Функция терморегуляции. 4. Запасающая функция.
5. Регуляторная функция.
Карта оценки метапредметных результатов: умение формулировать исследовательскую цель, делить цель на ряд последовательных задач, планировать путь достижения результата, выбирать оптимальный вариант решения задачи.
Умение формулировать исследовательскую цель, делить цель на ряд последовательных задач, планировать путь достижения результата. |
– совместно с учителем в состоянии поставить перед собой цель выбранного проекта; – демонстрирует понимание совокупности действий, необходимых для выполнения этой цели; – способен в хронологической последовательности выполнить все необходимые этапы проекта, чтобы достигнуть поставленной цели; – способен дать описание продукта, который должен быть получен в результате выполнения проекта. |
– в состоянии самостоятельно поставить ряд конкретных практических задач, поэтапное выполнение которых приведет к достижению поставленной в проекте цели; – контролирует соблюдение последовательности действий и точность выполнения отдельных экспериментов; – дает полную характеристику своей деятельности на каждом пройденном этапе; -анализирует полученный результат, сравнивая с предполагаемым описанием продукта, который должен быть получен в результате выполнения проекта. |
-самостоятельно определяет, какие действия следует предпринять для решения поставленных задач; -анализирует имеющиеся ресурсы для выполнения поставленных задач, способен предложить свою стратегию достижения цели на основе анализа имеющихся в распоряжении альтернатив; -делает выбор в пользу того, или иного метода (технологии), применяемого при решении задач, опираясь на мнение учителя и товарищей по группе; -в процессе работы над заданием корректирует план на основании оценки промежуточных результатов; -способен прогнозировать последствия появления продукта. |
Приложения:
- file0.docx.. 62,8 КБ