Darby
Гуру
(2682)
10 лет назад
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .
Даниил Ноздря
Профи
(650)
6 лет назад
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .
Эмилия Акрамкулова
Ученик
(150)
6 лет назад
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .
Дикая Макака
Ученик
(168)
6 лет назад
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .
Вероничка Аватария
Знаток
(293)
6 лет назад
Во-первых, нужно найти сложное предложение, это предложение, где есть две и более грамматические основы. Если предложения эти связанны только при помощи интонации, т. е. нет союзов между ними, это значит, что связь бессоюзная. союзной сочинительной связью будут связывать предложения при помощи союзов (и, да, тоже, также, но, зато, однако, или, либо, так же повторяющимися: или… или, то.. то, ни… ни…) Сложноподчиненные предложения связываются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, эти предложения не равноправны по отношению друг к другу. Подчинительные союзы: что, чтобы, когда, если, как, будто, точно, пока, несмотря на то что, как так, хотя….) союзные слова: кто, что, который, каков, сколько, чей, о ком, о чем….
Andrei
Знаток
(418)
6 лет назад
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .
Реду Саод
Ученик
(203)
6 лет назад
ссоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .
Арсений Шупиков
Профи
(570)
6 лет назад
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .
Сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1565.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1565.
Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое сложное предложение?
Сложное предложение – предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.
Сложные предложения с сочинительной связью
Сложносочиненные предложения – союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи соединительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.
Примеры сложносочиненных предложений: Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.
Сложные предложения с подчинительной связью
Сложноподчиненные предложения – союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи подчинительных союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.
Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.
В сложноподчиненном предложении от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры: Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.
Сложные предложения с бессоюзной связью
Бессоюзные сложные предложения – предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями: Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз – никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.
Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, точка с запятой, тире или двоеточие (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).
Сложные предложения с разными видами связи
Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.
Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.
Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример: На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.
Что мы узнали?
- Сложные предложения могут включать 2 и более грамматические основы.
- По значению части сложных предложений могут быть равноправными и неравноправными.
- По типу связи частей выделяют сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения.
- В смешанных сложных предложениях сохраняется пунктуация, свойственная сложным предложениям с соответствующим видом связи.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Наталья Садовская
10/10
-
Любовь Кудинова
10/10
-
Нина Юпатова
10/10
-
Любовь Юркова
10/10
-
Ксения Кашина
7/10
-
Татьяна Бахман
10/10
-
Арслан Зиядинов
10/10
-
Маргарита Курбатова
10/10
-
Шон Браун
10/10
-
Биберт Уянаев
10/10
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1565.
А какая ваша оценка?
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи – это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.
Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.
Например:
1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).
Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть – это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.
2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).
Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть – сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.
В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
К ним относятся:
1) сочинение и подчинение.
Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).
(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
2) сочинение и бессоюзная связь.
Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).
(Но – сочинительный союз.)
Схема этого предложения:
3) подчинение и бессоюзная связь.
Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).
(Когда – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.
Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.
Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].
Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.
Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)
На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)
[Лев Толстой увидел сломанный репейник] – и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)
В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.
Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.
Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.
В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.
Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.
Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.
Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи
Схема разбора сложного предложения с разными видами связи
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).
5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).
6. Составить схему предложения.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть – простое предложение, II часть – простое предложение, III часть – сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.
Подчинительная связь существует в сложном предложении между главной и зависимой частью. Подчинительная связь в сложном предложении выражается с помощью союзов и союзных слов.
Понятие о сложном предложении
Простые предложения могут объединяться интонационно и по смыслу в одно предложение, которое является сложным.
Понаблюдаем:
Наступило утро. Взошло умытое росой солнце. Лучи солнца тронули верхушки деревьев.
Наступило утро, и взошло умытое росой солнце, лучи которого тронули верхушки деревьев.
Определение
Сложным называется предложение, в котором имеются две и более грамматические основы, объединенные друг с другом смысловой целостью и интонационной законченностью.
Сложное предложение, как и простое, является единицей самостоятельного сообщения. Оно, как и простое предложение, оформляется при помощи интонации и порядка слов. Простые предложения в составе сложного могут объединяться двумя способами:
- с помощью союзов и союзных слов;
- при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
Виды сложных предложений
Бессоюзные предложения
Если в сложном предложении простые предложения объединяются по смыслу и интонационно без участия союзов, такое предложение является бессоюзным.
На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).
Я оглянулся: маяк горел белым огнём (К. Паустовский).
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Предложения, соединенные союзной связью, делятся в зависимости от взаимоотношений между простыми предложениями и характера союзов на два вида:
- сложносочиненные предложения (ССП);
- сложноподчиненные предложения (СПП).
Сложносочиненные предложения
Предложения, в составе которых синтаксически равноправные простые предложения объединены с помощью сочинительных союзов, называются сложносочиненными. В таком сложном предложении между простыми предложениями укажем сочинительную связь. Между простыми предложениями перед союзом обычно ставится запятая.
Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела (К. Паустовский).
Черная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я не боюсь её (Л. Толстой).
Сложноподчинённые предложения
В составе сложного предложения простые предложения могут быть синтаксически неравноправными. Одно из предложений является главным, а второе или несколько предложений — подчиненным ему.
Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары (К. Паустовский).
В приведенном примере главным является предложение:
«небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света».
К нему с помощью подчинительного союза «чтобы» присоединяется зависимое предложение:
«мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары».
Часть СПП, по смыслу и синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, и имеющая подчинительный союз или союзное слово, называется придаточным предложением.
Часть сложного предложения, подчиняющая себе придаточную и не имеющая в своем составе подчинительного союза (союзного слова), является главным предложением.
Определение
Сложноподчинённым называется союзное предложение, в котором существует подчинительная связь между синтаксически неравноправными простыми предложениями.
Подчинительная связь между предложениями выражается с помощью союзов или союзных слов.
Средства подчинительной связи в сложноподчиненном предложении
Главная часть и зависимое предложение соединяются с помощью различных подчинительных союзов:
чтобы, пока, будто, как, если, точно, словно, так что, как будто, с тех пор как и пр.
Подчинительные союзы выражают определенный вид смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения (временные, причинные, целевые, условные, уступительные и пр.)
Роль подчинительных союзов выполняют союзные слова:
Относительные местоимения
кто, что, какой, который, каков, чей, сколько
Относительные местоименные наречия
когда, где, куда, зачем, куда, почему, как
Таблица «Подчинительные союзы и союзные слова»
Типы подчинительных союзов | Выражаемые отношения | Примеры |
---|---|---|
Изъяснительные | Выражают отношения пояснения | Что, чтобы, как и др. |
Временные | Выражают временные отношения | Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др. |
Причинные | Выражают причинные отношения | Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с… |
Условные | Выражают условные отношения | Если, коли, раз, ежели, кабы. |
Целевые | Выражают целевые отношения | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др. |
Сравнительные | Выражают сравнительные отношения | Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др. |
Уступительные | Выражают уступительные отношения | Хотя, не смотря на то что, пускай, пусть и др. |
Следственные | Выражают следственные отношения | Так что. |
Союз или союзное слово выполняют роль связующего звена между главным и придаточным предложениями. Подчинительный союз входит в состав зависимой части и не является членом предложения. Союзное слово выполняет функцию связи и является членом предложения в придаточной части.
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений (К. Паустовский).
Виды подчинительной связи в СПП
В СПП может быть не одно, а несколько придаточных предложений, причем они связаны подчинительной связью не только с главным предложением, но и между собой. Различают несколько видов такой сложной подчинительной связи:
- последовательное подчинение;
- однородное подчинение;
- неоднородное (параллельное подчинение).
Последовательная подчинительная связь
Последовательное подчинение нескольких придаточных частей прослеживается в СПП, если первая придаточная часть зависит от главного предложения, а вторая придаточная часть — от первой, третья — от второй и т.д. Такую подчинительную связь образно можно сравнить с бусинками, которые последовательно нанизываются на одну нитку друг за другом.
Синоним — это слово, к которому писатель прибегает, когда не знает, как пишется нужное слово.
Синоним — это слово (какое?), к которому писатель прибегает (когда?), когда не знает (чего?), как пишется нужное слово.
Построение этого предложения с последовательным подчинением можно изобразить с помощью схемы:
[ ], (к которому… ), (когда… ), (как… ).
Примеры
В этой беседе принял участие и Пушкин, который с жаром доказывал, что тайное общество могло бы принести России большую пользу (Сборник «Пушкин и декабристы»).
В мае мы возвратились в Россию через Москву прямо в Шахматово, где началась та привольная жизнь, которая возможна только в русской деревне (Бекетова М. А. Александр Блок).
Арбузов долго всматривался в них, щуря глаза, пока не узнал своего противника, американского борца, который тренировался в борьбе с одним из его помощников, тоже американцем (А. Куприн. В цирке).
Однородная подчинительная связь
В СПП с однородным подчинением придаточные относятся к общему для них главному предложению или одному слову в главной части и являются придаточными одного типа. Повторяющиеся союз или союзное слово могут при этом опускаться.
Хотя бричка мчалась во всю пропалую и деревня Ноздрева давно унеслась из вида, закрывшись полями, отлогостями и пригорками, но он все еще поглядывал назад со страхом (Н. В. Гоголь. Мертвые души).
К главному предложению «но он все еще поглядывал назад со страхом» с помощью подчинительного союза «хотя» присоединяется первое придаточное предложение уступки «бричка мчалась во всю пропалую», соединенное с помощью сочинительного союза «и» со вторым однородным придаточным предложением этого же типа «деревня Ноздрёва давно унеслась из вида…»
Схема предложения:
Между двумя придаточными однородными предложениями, соединенными одиночным сочинительным союзом, запятая не ставится.
Примеры
От конвоя Чичиков отказался решительно, говоря, что он совершенно не нужен, что купленные им крестьяне отменно смирного характера, чувствуют сами добровольное расположение к переселению и что бунта нив коем случае между ними быть не может (Н. В. Гоголь. Мертвые души).
К семи годам мальчик знал уже все окрестности, хорошо изучил места, где водились белые грибы, где было много земляники, где цвели ландыши и незабудки (Бекетова М. А. Александр Блок).
Неоднородное (параллельное) подчинение
В СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются разными по значению либо относятся к разным словам в главной части. Возможен вариант неоднородного подчинения, когда одна придаточная поясняет всю главную часть, а другая — только слово в главной части.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство, подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому (Л. Толстой. Война и мир).
Построение этого СПП с неоднородным подчинением можно изобразить в виде схемы:
(Когда…), [ ], (которое…)
Примеры
Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у неё такие красивые глаза (В. Драгунский. Дымка и Антон).
Перед тем как переехать к ним в дом, Елена Станиславовна спросила у Кольки, не возражает ли он против этого (А. Алексин. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле).
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении зависит от местоположения придаточной части.
1. Если придаточная часть следует за главным предложением, то перед союзом (союзным словом) ставится запятая.
Снег лежал на деревьях, с которых еще не опала осенняя листва (Т. Тэсс).
Казалось, что повсюду воцарились свет и тепло (Н. Позняков).
2. Придаточное предложение может находиться в середине главного. В таком случае оно выделяется запятыми с двух сторон.
Летом дорога, которая зимой казалась скучной, необычайно разнообразна и живописна (В. Солоухин).
3. Придаточное предложение находится перед главным. Запятая ставится в конце придаточного предложения.
С тех пор как я побывал с Петром Ивановичем на ловле перепелов, я стал частенько к нему заглядывать (Г. Скребицкий).
В СПП с последовательным подчинением рядом могут находиться союзы (союзные слова). Запятая между ними не ставится, если после второй придаточной части следует часть составного союза «то», «так» или «но»:
Я плохо знаю и понимаю музыку, но_когда слушаю Шопена, то мне кажется, что он умеет придавать оттенок радости каждой печали.
Горцы сказали мне, что_как начали прокладывать дорогу, так туры исчезли (В. А. Гиляровский).
Запятая на стыке подчинительных союзов ставится в СПП, если вторая часть союза отсутствует.
Часто случается бабьим летом, что, когда с утра небо затянуто, вдруг мягкое солнце без теней осветит землю (К. Федин).
Видеоурок
Тест
НЦ
Наталья Цой
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое
предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя
главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена
только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также
состоит из нескольких простых, но они связаны между собой
подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
–
от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от
которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно
слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч,
второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в
отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части
равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так
же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми
предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав
сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель
заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать
вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел