Как найти безударное падежное окончание имени существительного

Как проверить безударные падежные окончания существительных

С детского возраста нам хочется писать «как слышится», но безударные гласные в падежных окончаниях каждый слышит на свой лад. Во избежание анархии существуют строгие правила, которые нужно усвоить еще в начальной школе. В 4-м классе (а то и раньше) ребенку предстоит запомнить, что имена существительные имеют 3 склонения, изменяются по 6 падежам, каждый из которых требует своего окончания. Да еще множественное число, да еще любимые русские нюансы-исключения!

Как проверить безударные падежные окончания существительных

Учителя придумали волшебный прием,помогающий без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных. Для этого учимся определять тип склонения и падеж существительного.

Типы склонения существительных

Склонение существительного – его постоянный признак, который определяется РОДОМ и ОКОНЧАНИЕМ. Изменяя окончания по падежам, мы согласуем существительные с другими словами, создаем логичные словоформы для передачи мысли. У каждого падежа в управлении находятся вопросы, предлоги, имеются слова-помощники, которые стоит запомнить.

Как проверить безударные падежные окончания существительных

Все существительные в русском языке «рассортированы» по трем склонениям – в каждом из них падежные окончания изменяются по-своему.

Первое склонение – объединяет слова ЖЕНСКОГО и МУЖСКОГО рода с окончанием -а/-я: женщина, дядя, осина, пакля. Особенное внимание обратим на слова, в которых ударение падает на последний слог: земля, рука. Они послужат нам палочкой- выручалочкой в правописании безударных окончаний.

Второе склонение – это имена существительные:

  • МУЖСКОГО рода с нулевым окончанием: дед, химик, огород;
  • СРЕДНЕГО рода с окончанием -о/-е: зеркало, полотенце, существо, солнце.

Выберем односложные существительные мужского рода: конь, плащ; слова среднего рода с ударением на последний слог: окно, плечо – они помогут проверить безударные падежные окончания во втором склонении.

Третье склонение – это слова только ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием и мягким знаком: поросль, изморозь, свекровь. Проблему проверки безударных окончаний здесь решают такие слова, как печь, грудь, степь.

Как проверить безударные падежные окончания существительных

В русском языке есть разносклоняемые существительные, которые принимают падежные окончания то второго, то третьего склонения. Они не относятся к определенному склонению, склоняются по своим правилам. К 11 словам из таблицы внизу следует добавить для запоминания еще «дитя».

Как проверить безударные падежные окончания существительных

Падежные окончания существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных предполагает, что пишущий умеет определять тип склонения по исходной форме слова, а падеж – по вопросам и вспомогательным словам. Трудности для правописания встречаются в 3-х падежах: приведем их окончания на примере опорных слов с четким ударением: рука, плечо, грудь.

Родительный падеж

Вся необходимая информация по падежу сведена в таблицу:

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Р.п. “Нет” Кого? Чего? -А/-Я -ЕНИ, -И, -ЯТИ
руки,
порции
плеча,
знания
груди,
зелени
времени,
пути,
дитяти

Как видим, из правила выбиваются разносклоняемые слова – будучи существительными 2-го склонения, они принимают в родительном падеже окончание .

Запомните: окончания в родительном падеже нет ни в одном склонении!

Дательный падеж

В Д. п. надо быть осторожным: это одна из позиций, где легко сделать ошибку в первом склонении и в разносклоняемых словах.

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Д.п. “Дать” Кому? Чему? -ИИ -У/-Ю -ЕНИ, -И, -ЯТИ
руке,
порции
плечу,
знанию
груди,
зелени
времени,
пути,
дитяти

Окончание в дательном падеже принимают только «нормальные» существительные 1-го склонения. Слова-исключения женского рода на -ия присоединяют к окончанию второе . У разносклоняемых существительных в Д. п. ставим только . Писать: «кому? – дитяте» – грубая ошибка!

Винительный и творительный – «благополучные» падежи, без трудностей в окончаниях.

Предложный падеж

Предложный падеж – один из самых трудных.

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Д.п. “Думать” О ком? О чем? -ИИ -ИИ -ЕНИ, -И, -ЯТИ
о руке,
о порции
о плече,
о знании
о груди,
о зелени
о времени,
о пути,
о дитяти

Как видим, окончание встречается в П. п. дважды: в 1-м и 2-м склонении. В безударном положении эти позиции вызовут трудности, т. к. в окончаниях существительных гласные слышатся неясно: «Думаю о речки? об огороди? о зелене?». Вторая сложность – существительные на -ия, -ие, -ий. Все они относятся к 1-2 склонению, «законным» окончанием для которых в предложном падеже является . Даже верно определив склонение и падеж, можно сделать ошибку и написать: «мечтаю о легком задание; думаю об Анастасие Петровне».Существует алгоритм, объясняющий, как проверить правописание безударных окончаний у существительных в особо трудных падежах.

Алгоритм проверки безударных окончаний

Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».

Определим склонение: огород, Киев – м. р., без окончания – 2-е скл. (Если окончание есть – исключаем -ия, -ие, -ий)
Определим падеж: в ком/в чем? – Д.п.
Ставим в Д. п. опорное слово 2-го скл.: плечо – в плече; ясно слышим окончание ;
Пишем в искомых словах – в огороде, в Киеве.

Алгоритм действий представлен в таблице:

Как проверить безударные падежные окончания существительных

Для существительных на -ия, -ие, -ий запоминаем “правило двух “.

Женский род имеет -ии в трех трудных падежах: «нет акации; даю полиции; думаю о позиции».

Существительные 2-го склонения (гениий, задание) принимают -ии только в Предложном падеже: «о гении, о задании».

Учтите: нельзя путать слова на -ие с существительными среднего рода на -ье, которые склоняются по типу 2-го склонения: «в чем? – в раздумье НО: в размышлении». Не забываем про исключения: в забытьи! на острие!

Падежные окончания имен существительных

Падежные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных — это систе­ма сло­во­из­ме­ни­тель­ных мор­фем, соглас­но кото­рым, а так­же родо­вой при­над­леж­но­сти сло­ва́ этой части речи отно­сят к 1, 2 или 3 склонению.

Рассмотрим, какие окон­ча­ния паде­жей име­ют суще­стви­тель­ные пер­во­го, вто­ро­го и тре­тье­го скло­не­ния. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цы падеж­ных окон­ча­ний с примерами.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке у имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

В одной и той же падеж­ной фор­ме сло­ва могут иметь раз­ные окончания:

  • р. п. нет (чего?) машин ы , дерев а , вещ и
  • д. п. иду (к чему?) к машин е , дерев у , вещ и .

Различия падеж­ных окон­ча­ний зави­сят от при­над­леж­но­сти суще­стви­тель­но­го к 1, 2 или тре­тье­му скло­не­нию. В одном и том же паде­же суще­стви­тель­ные одно­го и того же скло­не­ния име­ют оди­на­ко­вые окон­ча­ния неза­ви­си­мо от ударения.

Окончания паде­жей имен суще­стви­тель­ных в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла пред­став­ле­ны в таб­ли­це с примерами:

, -о, -е
моло­дец

-а, -я
молодц а


реч и

-у, -ю
молодц у


реч и

,-а, -я, -о, -е
молодц а

-ом, -ем
молодц ом

-ью
речь ю

-е, -и
о молодц е


о реч и

Узнаем, по каким при­зна­кам рас­пре­де­ля­ют­ся суще­стви­тель­ные по трем типам скло­не­ния и рас­смот­рим более подроб­но, как пра­виль­но пишут­ся окон­ча­ния паде­жей в сло­вах этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Падежные окончания существительных 1 склонения

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

  • стар­шин а , дяд я
  • слав а , гир я
  • злюк а , сон я .

Ударные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных не доста­вят сомне­ний в напи­са­нии. Рассмотрим без­удар­ные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных 1 склонения.

Чтобы не оши­бить­ся в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, вос­поль­зу­ем­ся словом-подсказкой «коса́», кото­рое име­ет удар­ные окончания.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) кни́га, коса́
  • р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
  • д. п. дам (чему?) кни́г е , косе́
  • в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
  • т. п. любу­юсь (чем?) кни́гой, косо́й
  • п. п. расска­жешь (о чём?) о кни́г е , о косе́.

Падежные окончания существительных

Окончания падежей существительных

Склонение существительных с конечным сочетанием -ия

Особое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют падеж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем букв -ия:

  • гео­мет­рия
  • дик­ция
  • фее­рия

Такие сло­ва име­ют окон­ча­ния , а не в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) стра­те­ги я , стра­те­ги и
  • р. п. нет (чего?) стра­те­ги и , стра­те­гий
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к стра­те­ги и , к стра­те­ги ям
  • в. п. изу­чаю (что?) стра­те­ги ю , стра­те­ги и
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) стра­те­ги ей , стра­те­ги ями
  • п. п. рас­ска­жешь (о чём?) о стра­те­ги и , о стра­те­ги ях

Окончания падежей существительных 2 склонения

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

  • край , порог , слой , иней
  • шил о , яблок о , мор е , пол е .

Обратим на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ий (алю­ми­ний, сана­то­рий) и суще­стви­тель­ных сред­не­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ие (опре­де­ле­ние, созвез­дие). Такие сло­ва в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние , а не типич­ное окон­ча­ние , как все суще­стви­тель­ные вто­ро­го склонения.

Сравним с удар­ны­ми падеж­ны­ми окон­ча­ния суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «огонь»:

  • и. п. (что?) ого́нь , сомне­ни е , (кто?) ге́ний
  • р. п. нет (чего?) огн я́ , сомне­ни я , (кого?) гени я
  • д. п. (чему?) огн ю , сомне­ни ю , (кому?) гени ю
  • в. п. (что?) огонь , сомне­ни е , (кого?) гени я
  • т. п. (чем?) огн ём , сомне­ни ем , (кем?) гени ем
  • п. п. (о чём?) об огн е́ , о сомне­ни и , (о ком?) о гени и

Это напи­са­ние окон­ча­ния пред­лож­но­го паде­жа опре­де­ля­ем по преды­ду­щей бук­ве «и» в осно­ве слов:

  • гер­бар и й — о гер­ба­ри и ;
  • ком­мен­тар и й — в ком­мен­та­ри и ;
  • созвезд и е — о созвез­ди и ;
  • теле­ви­ден и е — на теле­ви­де­ни и .

3 склонение существительных

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с мяг­кой осно­вой и с осно­вой на шипя­щий (ж, ч, ш, щ), обо­зна­чен­ные мяг­ким зна­ком, с нуле­вым окончанием:

  • льня­ная ткань
  • дол­гая болезнь
  • непро­хо­ди­мая грязь
  • дале­кая пустошь
  • густая рожь
  • наша помощь
  • ост­рая горечь .

Особенностью скло­не­ния этих суще­стви­тель­ных явля­ет­ся чаще все­го без­удар­ное окон­ча­ние в трех паде­жах: роди­тель­ном, датель­ном и предложном.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) ве́тошь
  • р. п. край (чего?) ве́тош и
  • д. п. тянусь (к чему?) к ве́тош и
  • в. п. беру (что?) ве́тошь
  • т. п. про­трем ( чем?) ве́тошь ю
  • п. п. нуж­да­ем­ся (в чём?) в ве́тош и

Рассмотрим, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ют суще­стви­тель­ные трех скло­не­ний в фор­мах мно­же­ствен­но­го числа.

Как проверить безударное падежное окончание существительных

Безударные окончания имен существительных

Русский язык

Для освоения орфографии важно не только применять правила, но и иметь орфографическую зоркость — умение видеть «опасные гласные». Правописание безударных падежных окончаний существительных (4 класс) тем и сложно, что ученики часто не видят опасности и ошибаются. Без освоения этого правила невозможна грамотная письменная речь. Из-за сложности темы безударные окончания имён существительных изучают не один урок.

Основные понятия

Гласные в окончаниях ученики младших классов чаще других звуков пишут так, как слышат. Прежде чем приступить к изучению правила, необходимо уметь определять падеж существительного и находить его окончание. Кроме того, важно знать, на какие из них стоит обращать особое внимание.

При выборе гласных в разных частях слова используют разные приёмы. К четвёртому классу дети легко подбирают проверочные однокоренные слова. Но когда сомнительным оказывается окончание, этот приём не работает. Чтобы правильно его выделить, есть несколько способов:

Правописание безударных окончаний существительных

  1. Изменить число: доска (ед. ч.) — доски (мн. ч.).
  2. Подставить разные предлоги: окно — на окне — под окном.
  3. Просклонять существительное: (что?) солнце, (чего?) солнца, (чему?) солнцу и т. д.

В русском языке есть слова с нулевым окончанием. Ноль звука чередуется с гласной. Например, дом (дома), печь (на печи).

Основа (слово без изменяемой части) в разных формах остаётся неизменной, но есть исключения. Гласные «е» и «о» умеют «убегать» из слов: цветочек — цветочка, лев — льва; сон — сна. Следует помнить, что в подобных словах преобразуется не только конец слова, но и основа. На разбор по составу это не влияет.

Склонение — это способ изменения существительного по падежам. Слова, относящиеся к одному склонению, имеют одинаковые гласные.

Важно! Определить склонение можно только по начальной форме (именительный падеж единственного числа).

Пример: Каникулы Петя провёл дома. Необходимо определить склонение слова «дома». Мужской род, оканчивается на -а, но слово относится ко второму, а не к первому склонению. Начальная форма — дом.

Склонение Признаки Примеры
1-е м. р., ж. р., окончания -а, -я Вода, вишня
2-е м. р, нулевое окончание; с. р., окончания -о, -е Дом, окно, солнце
3-е ж. р., нулевое окончание Ночь
Разносклоняемые 10 слов на -мя, «путь» и «дитя» Время, вымя, знамя, стремя, племя, имя, семя, темя, бремя, пламя

Разносклоняемые существительные сосчитают в себе признаки других склонений, в косвенных падежах изменяется основа.

Особенности правописания и исключения

Следует обратить внимание на окончания падежей, написание которых не совпадает с транскрипцией. У каждого склонения свои трудные падежи. Примеры приведены в таблице.

Правописание безударных падежных окончаний существительных 4 класс

Падеж 1-е склонение 2-е склонение 3 склонение Разносклоняемые
Именительный. Кто? Что? Ветка Иней Прорубь Время
Родительный. Кого? Чего? Ветки Инея Проруби Времени
Дательный. Кому? Чему? Ветке Инею Проруби Времени
Винительный. Кого? Что? Ветку Иней Прорубь Время
Творительный. Кем? Чем? Веткой Инеем Прорубью Временем
Предложный. О ком? О чём? О ветке Об инее О прорубе О времени

По таблице видно, что выбрать окончание -и или -е в существительных не всегда легко. Привычный способ (подбор однокоренного слова с ударной гласной) здесь не работает. Есть два пути:

  1. Запомнить написание «сомнительных» падежей.
  2. Использовать слова-подсказки.

Второй способ проще — он не требует заучивания. Чтобы проверить окончание существительных -и или -е, необходимо воспользоваться следующим правилом.

Гласная в безударном положении = гласная под ударением в том же склонении.

Достаточно запомнить по одному слову с ударным окончанием на каждое склонение и пользоваться ими, если возникают сомнения:

 правописание безударных падежных окончаний

  1. Для первого — земля, вода, весна.
  2. Для второго — серебро, окно, конь.
  3. Для третьего — степь.

Пример: Воробей сидел на ветк (?). «Ветка» первого склонения, гласная на конце безударная. Проверочное: конь — на коне. Это слово тоже первого склонения, но с ударением на последнем слоге. Чётко слышно, какую гласную следует выбрать.

Правописание разносклоняемых придётся запомнить: в конце буква -и, кроме Т. п. (-ем).

Исключение: под общее правило не попадают слова на -ия (Франция), -ий (гений), -ие (имение). Здесь возникает вопрос: выбрать окончание -ии или -ие в существительных родительного, дательного и предложного падежей. Такие случаи проверки не требуют. Запомнить просто — пишется всегда -ии.

Алгоритм рассуждения

Четыре простых шага помогут не ошибиться при правописании. Этот план подходит для первого, второго и третьего склонения:

  1. Убедится, что трудная гласная находится в окончании.
  2. Поставить существительное в начальную форму и определить склонение.
  3. По вопросу узнать падеж.
  4. Поставить подходящее проверочное слово в ту же форму.

Пример: На сирен (?) распустились цветы. Этапы проверки:

Безударные окончания существительных е и и

  1. Изменить слово: сирень, сиренью — орфограмма находится в окончании.
  2. Начальная форма — сирень, 3 склонение.
  3. Распустились (на чём?) на сирени — предложный падеж.
  4. Проверочное: (на чём?) на степи — буква «и».

Правильное написание: на сирени.

Правило только на первый взгляд кажется запутанным. Достаточно определить склонение и запомнить слова-подсказки. Как и при изучении других орфограмм, важно видеть опасные буквы. Тренировать навык помогут любые художественные книги и энциклопедии.

В русском языке часто встречаются примеры употребления этого правила, их поиск в интересной книге станет полезным развлечением.

[spoiler title=”источники:”]

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/kak-proverit-bezudarnye-padezhnye-okonchaniya-suschestvitelnyh.html

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/padezhnye-okonchaniya.html

https://na5.club/russkij-yazyk/kak-proverit-bezudarnoe-padezhnoe-okonchanie-sushhestvitelnyh.html

[/spoiler]

Для проверки безударного окончания существительного необходимо в первую очередь знать его склонение.

Напомню, что у существительных бывает 3 склонения:

1 скл. – существительные мужского и женского рода, которые оканчиваются на -а, -я.

2 скл. – существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода.

3 скл. – существительные женского рода с буквой -ь на конце.

У каждого склонения существуют так называемые опорные слова, у которых при склонении окончание остаётся ударным.

Вот некоторые из них:

1 скл. – земля, стена.

2 скл. – стол, окно, конь.

3 скл. – степь.

Если вы сомневаетесь, какая буква должна быть в безударном окончании, можно взять подходящее опорное слово в соответствующем падеже и посмотреть, какая будет буква в окончании у него.

И следовательно, в проверяемом вами существительном в окончании будет аналогичная буква.


Рассмотрим пример.

Как правильно писать: на следующей неделе или на следующей недели?

Неделя является существительным 1 склонения, поэтому можно ориентироваться на опорное слово “земля”.

И.п. земля.

Р.п. земли.

Д.п. земле.

В.п. землю.

Т.п. землёй.

П.п. земле.

В нашем случае слово “неделя” находится в предложном падеже, поэтому в окончании будет буква “е”:

на следующей неделе.


Также учтите, что существуют разносклоняемые существительные.

Их всего 12:

Они склоняются по 3 склонению, но в творительном падеже имеют окончание 2 склонения.

И.п. время.

Р.п. времени.

Д.п. времени.

В.п. время.

Т.п. временем.

П.п. времени.

Такие слова надо просто запомнить.

Правописание безударных окончаний имён существительных

Как правильно написать безударное окончание имени существительного

Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.

Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:

  • для первого склонения — страна, земля
  • для второго склонения — конь, окно
  • для третьего склонения — степь

Порядок действий:

3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.

4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием.

Например: от речк[. ] шёл пар .

Определяем падеж — от (чего?) — от речк.. — Р. п. Определяем склонение — речка — 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже — от земл и шёл пар .

Вставляем окончание: от речк и шёл пар.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Как проверить безударные падежные окончания существительных

С детского возраста нам хочется писать «как слышится», но безударные гласные в падежных окончаниях каждый слышит на свой лад. Во избежание анархии существуют строгие правила, которые нужно усвоить еще в начальной школе. В 4-м классе (а то и раньше) ребенку предстоит запомнить, что имена существительные имеют 3 склонения, изменяются по 6 падежам, каждый из которых требует своего окончания. Да еще множественное число, да еще любимые русские нюансы-исключения!

Учителя придумали волшебный прием,помогающий без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных. Для этого учимся определять тип склонения и падеж существительного.

Типы склонения существительных

Склонение существительного – его постоянный признак, который определяется РОДОМ и ОКОНЧАНИЕМ. Изменяя окончания по падежам, мы согласуем существительные с другими словами, создаем логичные словоформы для передачи мысли. У каждого падежа в управлении находятся вопросы, предлоги, имеются слова-помощники, которые стоит запомнить.

Управление падежами: вопросы, предлоги, вспомогательные слова

Все существительные в русском языке «рассортированы» по трем склонениям – в каждом из них падежные окончания изменяются по-своему.

Первое склонение – объединяет слова ЖЕНСКОГО и МУЖСКОГО рода с окончанием -а/-я: женщина, дядя, осина, пакля. Особенное внимание обратим на слова, в которых ударение падает на последний слог: земля, рука. Они послужат нам палочкой- выручалочкой в правописании безударных окончаний.

Второе склонение – это имена существительные:

  • МУЖСКОГО рода с нулевым окончанием: дед, химик, огород;
  • СРЕДНЕГО рода с окончанием -о/-е: зеркало, полотенце, существо, солнце.

Выберем односложные существительные мужского рода: конь, плащ; слова среднего рода с ударением на последний слог: окно, плечо – они помогут проверить безударные падежные окончания во втором склонении.

Третье склонение – это слова только ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием и мягким знаком: поросль, изморозь, свекровь. Проблему проверки безударных окончаний здесь решают такие слова, как печь, грудь, степь.

Три склонения имен существительных: изменение по падежам

В русском языке есть разносклоняемые существительные, которые принимают падежные окончания то второго, то третьего склонения. Они не относятся к определенному склонению, склоняются по своим правилам. К 11 словам из таблицы внизу следует добавить для запоминания еще «дитя».

Разносклоняемые существительные: 10+1

Падежные окончания существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных предполагает, что пишущий умеет определять тип склонения по исходной форме слова, а падеж – по вопросам и вспомогательным словам. Трудности для правописания встречаются в 3-х падежах: приведем их окончания на примере опорных слов с четким ударением: рука, плечо, грудь.

Родительный падеж

Вся необходимая информация по падежу сведена в таблицу:

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Р.п. «Нет» Кого? Чего? -А/-Я -ЕНИ, -И, -ЯТИ
руки,
порции
плеча,
знания
груди,
зелени
времени,
пути,
дитяти

Как видим, из правила выбиваются разносклоняемые слова – будучи существительными 2-го склонения, они принимают в родительном падеже окончание .

Запомните: окончания в родительном падеже нет ни в одном склонении!

Дательный падеж

В Д. п. надо быть осторожным: это одна из позиций, где легко сделать ошибку в первом склонении и в разносклоняемых словах.

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Д.п. «Дать» Кому? Чему? -ИИ -У/-Ю -ЕНИ, -И, -ЯТИ
руке,
порции
плечу,
знанию
груди,
зелени
времени,
пути,
дитяти

Окончание в дательном падеже принимают только «нормальные» существительные 1-го склонения. Слова-исключения женского рода на -ия присоединяют к окончанию второе . У разносклоняемых существительных в Д. п. ставим только . Писать: «кому? – дитяте» – грубая ошибка!

Винительный и творительный – «благополучные» падежи, без трудностей в окончаниях.

Предложный падеж

Предложный падеж – один из самых трудных.

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Д.п. «Думать» О ком? О чем? -ИИ -ИИ -ЕНИ, -И, -ЯТИ
о руке,
о порции
о плече,
о знании
о груди,
о зелени
о времени,
о пути,
о дитяти

Как видим, окончание встречается в П. п. дважды: в 1-м и 2-м склонении. В безударном положении эти позиции вызовут трудности, т. к. в окончаниях существительных гласные слышатся неясно: «Думаю о речки? об огороди? о зелене?». Вторая сложность – существительные на -ия, -ие, -ий. Все они относятся к 1-2 склонению, «законным» окончанием для которых в предложном падеже является . Даже верно определив склонение и падеж, можно сделать ошибку и написать: «мечтаю о легком задание; думаю об Анастасие Петровне».Существует алгоритм, объясняющий, как проверить правописание безударных окончаний у существительных в особо трудных падежах.

Алгоритм проверки безударных окончаний

Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».

Определим склонение: огород, Киев – м. р., без окончания – 2-е скл. (Если окончание есть – исключаем -ия, -ие, -ий)
Определим падеж: в ком/в чем? – Д.п.
Ставим в Д. п. опорное слово 2-го скл.: плечо – в плече; ясно слышим окончание ;
Пишем в искомых словах – в огороде, в Киеве.

Алгоритм действий представлен в таблице:

Для существительных на -ия, -ие, -ий запоминаем “правило двух “.

Женский род имеет -ии в трех трудных падежах: «нет акации; даю полиции; думаю о позиции».

Существительные 2-го склонения (гениий, задание) принимают -ии только в Предложном падеже: «о гении, о задании».

Учтите: нельзя путать слова на -ие с существительными среднего рода на -ье, которые склоняются по типу 2-го склонения: «в чем? – в раздумье НО: в размышлении». Не забываем про исключения: в забытьи! на острие!

Падежные окончания имен существительных

Падежные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных — это систе­ма сло­во­из­ме­ни­тель­ных мор­фем, соглас­но кото­рым, а так­же родо­вой при­над­леж­но­сти сло­ва́ этой части речи отно­сят к 1, 2 или 3 склонению.

Рассмотрим, какие окон­ча­ния паде­жей име­ют суще­стви­тель­ные пер­во­го, вто­ро­го и тре­тье­го скло­не­ния. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цы падеж­ных окон­ча­ний с примерами.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке у имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

В одной и той же падеж­ной фор­ме сло­ва могут иметь раз­ные окончания:

  • р. п. нет (чего?) машин ы , дерев а , вещ и
  • д. п. иду (к чему?) к машин е , дерев у , вещ и .

Различия падеж­ных окон­ча­ний зави­сят от при­над­леж­но­сти суще­стви­тель­но­го к 1, 2 или тре­тье­му скло­не­нию. В одном и том же паде­же суще­стви­тель­ные одно­го и того же скло­не­ния име­ют оди­на­ко­вые окон­ча­ния неза­ви­си­мо от ударения.

Окончания паде­жей имен суще­стви­тель­ных в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла пред­став­ле­ны в таб­ли­це с примерами:

Падеж I скло­не­ние II скло­не­ние III скло­не­ние
Ок-ния Примеры Ок-ния Примеры Ок-ния Примеры
И. п. -а, -я пого́д а , -о, -е моло­дец
Р. п. -ы, -и погод ы -а, -я молодц а реч и
Д. п. погод е -у, -ю молодц у реч и
В. п. -у, -ю пого́д у ,-а, -я, -о, -е молодц а
Т. п. -ой (-ою),
-ей (-ею)
погод ой -ом, -ем молодц ом -ью речь ю
П. п. о пого́д е -е, -и о молодц е о реч и

Узнаем, по каким при­зна­кам рас­пре­де­ля­ют­ся суще­стви­тель­ные по трем типам скло­не­ния и рас­смот­рим более подроб­но, как пра­виль­но пишут­ся окон­ча­ния паде­жей в сло­вах этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Падежные окончания существительных 1 склонения

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

  • стар­шин а , дяд я
  • слав а , гир я
  • злюк а , сон я .

Ударные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных не доста­вят сомне­ний в напи­са­нии. Рассмотрим без­удар­ные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных 1 склонения.

Чтобы не оши­бить­ся в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, вос­поль­зу­ем­ся словом-подсказкой «коса́», кото­рое име­ет удар­ные окончания.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) кни́га, коса́
  • р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
  • д. п. дам (чему?) кни́г е , косе́
  • в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
  • т. п. любу­юсь (чем?) кни́гой, косо́й
  • п. п. расска­жешь (о чём?) о кни́г е , о косе́.

Склонение существительных с конечным сочетанием -ия

Особое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют падеж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем букв -ия:

Такие сло­ва име­ют окон­ча­ния , а не в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) стра­те­ги я , стра­те­ги и
  • р. п. нет (чего?) стра­те­ги и , стра­те­гий
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к стра­те­ги и , к стра­те­ги ям
  • в. п. изу­чаю (что?) стра­те­ги ю , стра­те­ги и
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) стра­те­ги ей , стра­те­ги ями
  • п. п. рас­ска­жешь (о чём?) о стра­те­ги и , о стра­те­ги ях

Окончания падежей существительных 2 склонения

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

  • край , порог , слой , иней
  • шил о , яблок о , мор е , пол е .

Обратим на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ий (алю­ми­ний, сана­то­рий) и суще­стви­тель­ных сред­не­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ие (опре­де­ле­ние, созвез­дие). Такие сло­ва в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние , а не типич­ное окон­ча­ние , как все суще­стви­тель­ные вто­ро­го склонения.

Сравним с удар­ны­ми падеж­ны­ми окон­ча­ния суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «огонь»:

  • и. п. (что?) ого́нь , сомне­ни е , (кто?) ге́ний
  • р. п. нет (чего?) огн я́ , сомне­ни я , (кого?) гени я
  • д. п. (чему?) огн ю , сомне­ни ю , (кому?) гени ю
  • в. п. (что?) огонь , сомне­ни е , (кого?) гени я
  • т. п. (чем?) огн ём , сомне­ни ем , (кем?) гени ем
  • п. п. (о чём?) об огн е́ , о сомне­ни и , (о ком?) о гени и

Это напи­са­ние окон­ча­ния пред­лож­но­го паде­жа опре­де­ля­ем по преды­ду­щей бук­ве «и» в осно­ве слов:

  • гер­бар и й — о гер­ба­ри и ;
  • ком­мен­тар и й — в ком­мен­та­ри и ;
  • созвезд и е — о созвез­ди и ;
  • теле­ви­ден и е — на теле­ви­де­ни и .

3 склонение существительных

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с мяг­кой осно­вой и с осно­вой на шипя­щий (ж, ч, ш, щ), обо­зна­чен­ные мяг­ким зна­ком, с нуле­вым окончанием:

  • льня­ная ткань
  • дол­гая болезнь
  • непро­хо­ди­мая грязь
  • дале­кая пустошь
  • густая рожь
  • наша помощь
  • ост­рая горечь .

Особенностью скло­не­ния этих суще­стви­тель­ных явля­ет­ся чаще все­го без­удар­ное окон­ча­ние в трех паде­жах: роди­тель­ном, датель­ном и предложном.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) ве́тошь
  • р. п. край (чего?) ве́тош и
  • д. п. тянусь (к чему?) к ве́тош и
  • в. п. беру (что?) ве́тошь
  • т. п. про­трем ( чем?) ве́тошь ю
  • п. п. нуж­да­ем­ся (в чём?) в ве́тош и

Рассмотрим, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ют суще­стви­тель­ные трех скло­не­ний в фор­мах мно­же­ствен­но­го числа.

источники:

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/kak-proverit-bezudarnye-padezhnye-okonchaniya-suschestvitelnyh.html

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/padezhnye-okonchaniya.html

С правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных учащиеся знакомятся в 4 классе. Для того, чтобы грамотно и без ошибок написать безударное окончание необходимо уметь определять склонение имени существительного, а также знать падежи и падежные вопросы.

Запоминать правильные окончания нет смысла. Они все равно быстро забываются. Лучше понять и освоить алгоритм, который поможет в любой момент быстро проверить себя и выбрать нужную букву.

Безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные!

Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово того же склонения, но с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием.

Для проверки чаще всего используются слова:

  • для первого склонения — страна, земля, лиса.
  • для второго склонения — конь, окно
  • для третьего склонения — степь, рожь, любовь.

Алгоритм написания безударного окончания имени существительного

1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):

Например: сидит на берёз… — берёза.

2.  Определить склонение: ж.р., окончание –а, значит, 1 склонение.

3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием: например: лиса.

4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова: сидит на лисе.

5. Написать в проверяемом слове ту же букву, что и в проверочном: сидит на берёзе.

карточки безударные падежные окончания имен существительных 4 класс  


БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПЕРВОГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 1

  1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

В трещотк.., о плакс…, в штор…, к коллег…, по сестриц.., к шалунишк.., из-за техник.., к телогрейк…, в варежк…, о картошечк.., по старушк…, к зарядк…, по хозяюшк., в котловин.., у студентк.., о пещер…, в лавочк…, в деревушк… к посадк…, на рогатк… .

2. Разбери по составу выделенные слова.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 2

1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

О линз…, около петельк…, о завивк…, в посылк…, по лип…, по затрещин…, о половинк…, на синиц…, на пробирк…, при железк…, по дат…, о подмог…, на блузк…, при уступк…, к концовк…, по нот…, на куропатк…, в стопк…, в синеглазк…, на переменк… .

2. Разбери по составу выделенные слова.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 3

  1. Спиши. Напиши падеж существительных.. Вставь пропущенные буквы.

К справк…, о завес…,  о пленниц…, при чеканк…, о коленк…,  на черёмух…,  по пресс…, в поддержк…, к забав…, по ссадин…, в лачуг…, по реп…, о пружин…, у соседушк…, на фар…, к фабрик…,  у палатк…, к зимовк…,  к макак…, по дач…,  о защит…, у сойк… .

2. Разбери по составу выделенные слова.



БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНЫХ ПАДЕЖАХ

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 4

1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

На щебн…, на повар…, на желез…, об акробат…, на пакетик…, о пешеход…, о маловодь…, о путник…, об электрик…, на шифер…, об остатк…, о запах…, о полдник…, о передатчик…, в подвиг…,  на суслик…,  о кукушонк…, на сувенир…, на локт…, на вывод… .

2. Напиши однокоренные слова к слову пешеход. Выдели корень.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 5

1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

На юг…, в пчеловодств…,  на погрузчик…, о музе…, на облак…, о трус…, на столик…, в род…, на работник…, на телевизор…, на пончик…, о коридор…, на хокке…, о хозяин…, о трамплин…, на пилот…, на цикл…, о букетик…, на кубик…, на болот…, о зайчик… .

2. Напиши однокоренные слова к слову работник. Выдели корень.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 6

1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

На поезд…, о птенчик…, на сыр… , о жир…, на космонавт…, о безлюдь… в круг…, в бутерброд…, о сыщик… на овал… о штраф…, о комплект… на кекс… о человек…, на пропуск… , в архив…,  на носорог…, о проезд…, на шлем…, на прибор…, о лягушонк… .

2. Напиши однокоренные слова к слову поезд. Выдели корень.


БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 7

1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

На ел…, о терпимост…, в дрож…, в копот…, в лест…, к горст…, на ряб.., к умелост…, в должност…,  о радост…, о липкост…, по отважност…, в част…, на ломкост…, о памят…, о жизн…, на прелест…, о полын…, в пустош…, в ртут…, об участ… .

2. Сделай фонетический разбор слова ель.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россии

Карточка 8

1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

В кост…,  на заповед…, в сут…, по крепост…, на скатерт…, на обув…, по щел…, по странност…,  по спелост…, по кист…, на фальш… по двер…, о карамел… о мыш… по поступ…, о близост…, по накип…, к глазур…  в чёткост…, к мудрост…  в ноч… .

2. Сделай фонетический разбор слова обувь.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 9

1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

О дич…, на скупост…, по сельд…, к мощ…, при морал…, к скатерт…, при темен…, при вяз…,
о зрелост..,. в величавост… о спелост…,  к бледност…, от прихот…, о цел…, по глад…,  при горст…,  о плесен…, по мишен…, в мебел…, о наглост…, к мыш… .

2. Сделай фонетический разбор слова сельдь.


БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВСЕХ СКЛОНЕНИЙ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 10

  1. Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

Ради заклепк…, в живопис…, на куриц…, в карамельк…, о прибор…, благодаря булавк…, вокруг грудк…, к неженк…, о ярмарк…, к кепочк…, , в поезд…, около кост…, из-за берёзк…, на линейк…, , к восьмерк…, к упругост…, о лужайк…, к верхушк…, у мисочк… .

2. Напиши однокоренные слова к слову линейка. Выдели корень.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 11

  1. Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

О чащ…, о гряз…, к послушност…, в мелочност…, об умелост…, в справочк.., на сестриц…, к разлук…, на павлин…, при галк…, к игривост…, о мимоз…, к заварк…, на эмал…, по миск…, в реплик…, по мост…, о ливн…, после пешк… .

2. Напиши однокоренные слова к слову заварка. Выдели корень.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 12

  1. Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

К отвёртк…, к зимушк…, при шерстинк…, во влажност…, на террас…, в ленточк…, о повелител…, на разведчик…, к картошечк.., к лисичк…, на гитар…, на газел…, из-за басенк…,
при развилк…, на каблук…, в заносчивост., к больниц…, из печат… .

2. Составь и запиши 3 распространенных предложения, используя эти слова.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 13

  1. Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

В сластен…, о зёрнышк…, о психолог…, к чернушк…, в саквояж…, у посыл к…, по тетрад…, по хищниц…, при игривост., на рулончик.., о театр…, к бережност…, по дольк…, у коробочк…, из жизн…, о посуд…, о похлёбк…, в погрузчик…, о лебёдк…, о лавк… .

2. Составь и запиши 3 распространенных предложения, используя эти слова.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 14

  1. Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

О клюкв…, ради роспис…, на бульвар…, навстречу хозяюшк.., от пугливост…, в повозк…, о ночёвк…, на распаковк…, для окружност…, из местност…, при работник…, о пирамид…, в тряпочк…, от палк…, к математик…, в галстук… .

2. Напиши однокоренные слова к слову хозяюшка. Выдели корень.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 15

  1. Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

От отмел…, к майк…, без болонк…, без ботаник…, от отрасл…, от перевяз…, от печал…, от печат…, без замазк…, о догадк…, без записк…, от печк…, от пичуг…, без юнош…, без щепк…, без шишк…, без шкатулк…, для бумажк…, для вилк…, для Бурёнк…, по вахт…, в гипс…, по дубрав… .

2. Напиши однокоренные слова к слову записка. Выдели корень.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 16

  1. Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

К манишк…. , к матер…, на зелёнк…, от пиявк…, от плесен…, на авиатор…, на автомобил…, к академик…, к мимоз…, к минут…, около ткан…, без книжк…, без клюшк…, без картошк…, без карусел…, без катушк…, для кукушк…, для куколк…, для курочк…, в пожар…, на артист…, по боярын…, для морковк… .

2. Сделай фонетический разбор слова пиявка.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 17

  1. Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

В приемыш…, в почерк…, на асфальт…, на атлас…, на аэродром…, на водопо…, на багульник…, на базар…, к одежд…, к окраин…, к охот…, на бал…, к перин…, к ящериц…, от плет…, от площадк…, от площад…, от повязк…, от поганк…, по битв…, в город…, к ферм…, к тайн…, к столиц…, к дрём…, к солом… .

2. Сделай фонетический разбор слова ящерица.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 18

  1. Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

К запруд…, на бальзам…, на бамбук…, на баобаб…, на вокзал…, на волк…, на барабан…, на барашк…, на ветр…, на барон…, на бархат…, к мельниц.., к мят…, к оград…, к застав…, к защит.., к злоб…, к измен…, к бригад…, к клетк…, из опечатк…, в горл…, к газет…, к выдр…, от вол…, к пшениц…, для болтушк… .

2. Напиши однокоренные слова к слову защита. Выдели корень.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 19

  1. Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.

Для выработк…, без бирк…, без братишк…, для вырубк…, для выручк…, для выставк…, для ветк…, для бродяг…, на ангел…, на ансамбл…, на аптекар…, на арахис…, на арбуз…, о гир…, о глад…, без качалк…, без каш…, без кист…, около тележк…, около сып…, в генерал…, в рукопис…, о должност…, около собак…, о долг…, о дорог… .

2. Напиши однокоренные слова к слову вырубка. Выдели корень.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россии

Проверочные диктанты

Диктант 1

 Удивительные вещи

Недалеко от Москвы есть город Гжель. В старину нашли там белую глину и стали делать из неё удивительные вещи. Здесь мастера могут оживить сказку. Вот Емеля едет на печке. Это старик ловит неводом рыбу. Притронулся мастер волшебной кисточкой к чашке, тарелке. Там выросли голубые цветы. На кувшине, вазе, чайнике появилась синева неба и воды. За окном зима инеем опушила деревья. Изделия гжельских мастеров несут людям тепло и радость.

Грамматическое задание:

  1. Обозначь падежи имен существительных в предложении: За окном зима инеем опушила деревья.
  2. Разбери по составу слова: кисточка, оживить, синева.
  3. Сделай морфологический разбор слова мастеров.

Диктант 2

В гостях у брата

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Васильево находилось на берегу реки. Только заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка — ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадались окунь, лещ, сом. Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они забрели в лесную глушь. Тишь кругом! Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркни существительные с шипящими на конце.
  2. Образуй множественное число от существительных: этаж, имя, ручей, небо.
  3. Сделай морфологический разбор слова в овраге.

Диктант 3

Ёлка

Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветила огнями.

Грамматическое задание:

  1. Определи падеж и склонение существительных во 2-м предложении.
  2. Выпиши из текста любое предложение с однородными членами. Выдели их графически.
  3. Сделай морфологический разбор слова огнями.

Диктант 4

Зимний жаворонок

Медленно ползёт по улице рассвет. В воздухе раздаётся пересвист. Это проснулся и бежит по дороге хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице, на окраине города. Весь день жаворонок бегает в поисках пищи. В стужу он прыгает на одной ножке. Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямке на белой скатерти снега. Лапки и клюв жаворонок прячет в густые перья. 

Грамматическое задание:

  1. Напиши склонение и падеж существительных.
  2. Сделай фонетический разбор слова перья.
  3. Выпиши словосочетания из предложения: Он  лежит в ямке на белой скатерти снега.

Диктант 5

Воробей

Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки. Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки. От солнца и сосулькиной воды с воробьем стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев. Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна! (По Н. Сладкову)

Грамматическое задание:

  1. Определи падеж и склонение существительных в 5-м предложении.
  2. Выпиши из текста предложение с однородными сказуемыми. Выдели их графически.
  3. Сделай морфологический разбор слова клювом.


Полезные статьи:

Имя существительное как часть речи

Морфологический разбор имени существительного

Фонетический разбор

Разбор слов по составу

В помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Правописание безударных окончаний имён существительных

Как правильно написать безударное окончание имени существительного

Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.

Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово – это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:

  • для первого склонениястрана, земля
  • для второго склоненияконь, окно
  • для третьего склонениястепь

Порядок действий:

1. Определяем падеж имени существительного.

2. Определяем склонение существительного.

3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.

4. Смотрим на окончание контрольного слова – и такое же ставим в слово с безударным окончанием.

Например: от речк[…] шёл пар.

Определяем падеж – от (чего?) – от речк.. – Р. п. Определяем склонение – речка1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже – от земли шёл пар.

Вставляем окончание: от речки шёл пар.

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов


Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 11,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 15,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 18,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 23,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 24,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 329,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 40,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 61,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 100,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 140,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 141,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 144,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 282,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 297,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 99,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 614,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 731,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 585,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 657,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 746,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 425,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 506,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 132,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 34,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 148,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 223,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 316,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 335,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 348,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 447,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 588,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 451,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 156-157,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 86,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 245,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 252,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 293,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 411,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 414,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 526,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2

Упражнение 219,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 353,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 122,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 253,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 258,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 288,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 334,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 343,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 246,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 318,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Добавить комментарий