Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
-
проверяемые;
-
непроверяемые.
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
-
приставка;
-
корень;
-
суффикс;
-
окончание.
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Пятерка по русскому у тебя в кармане!
Все правила по русскому языку под рукой
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова |
---|
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила. |
В качестве проверочного слова может выступать:
-
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
-
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
-
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произнесении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
-
соло́ма;
-
украше́ние;
-
при́городный.
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
-
Приставки:
-
на́дпись
-
о́тсвет
-
вы́линять
-
-
Суффикса:
-
отпили́ть
-
свежо́
-
удивле́ние
-
-
Окончания:
-
золото́й
-
трава́
-
морско́й
-
Все эти слова объединяет то, что без ударения остались гласные корня, которые слышатся плохо. По этой причине могут возникать сомнения в выборе букв «о» или «а», «е» или «и».
Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому
Мы путешествуем по миру, чтобы собрать интересные истории и написать книгу. Сегодня мы прибыли в город Небра. Здесь красиво, но где все жители?
Давай зайдем в городскую администрацию, школу и музей, чтобы найти местных. Нажимай на здания, чтобы проверить, есть ли там кто-то
Выполни задание, чтобы открыть первую точку на карте
Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути. Н
е
и
когда крупный т
о
а
рговый центр края со временем начал пустеть и прих
о
а
дить в упадок. Потеряв сн
о
а
чала статус города, а потом большую часть ж
ы
и
телей в XX веке, Чаронда опустела полностью. Сейчас в заброшенном селе, где нет телефонной связи, электричества, газа и вод
а
о
провода, прож
ы
и
вает один единственный житель. Дорог в Чаронду нет. Летом до неё можно добраться на лодке, а зимой на сн
е
и
г
о
а
х
о
а
де по озеру Воже.
Наша первая точка — портал в библиотеку заброшенного города Чаронда. Шагнув в портал, мы оказываемся в пыльном темном зале.
Приглянись, за книжным шкафом светится тайник. Что же из этого первый артефакт?
Мы нашли волшебное перо!
Сделай следующее задание, чтобы открыть вторую точку на карте →
Разбери слова по составу, чтобы открыть вторую точку на карте
апельсин
ов
ый
ноздр
и
живот
н
о
вод
Вторая точка — это тропический город Сан Жи. В доме с кодовым замком спрятан второй артефакт. А на замке — записка от бывшего владельца. Прочитай её →
Прочитай записку и найди в ней кодовое слово. Это поможет вам раскрыть второй артефакт
Чтобы обеспечить своё производство автомобилей сырьём, Генри Форд приобрёл огромные плантации гевеи вдоль реки Амазонки, из которых добывали в то время каучук — основу для создания резины. И его мечтой стала постройка там города Фордландии для обеспечения постоянного производства.
Город был запланирован для проживания 10 000 жителей, и его основали в 1928 году. Форд хотел, чтобы здесь жили бразильские рабочие плантаций и американские управляющие. В городе были построены дома, больница и школа, однако не было ни одного бара. Рабочим запрещалось курить и пить алкоголь, и из-за этого случился бунт. Сами плантации также плохо росли, а деревья постоянно болели.
Так через 6 лет мечта была заброшена. Много лет спустя внук Форда — Генри Форд II — продал эти земли, так как резину стали производить синтетическим способом, и надобность в каучуке отпала.
Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое — это
мечта
надежда
Второй артефакт — это свиток! Теперь нужно попасть в следующую точку и найти третий артефакт →
Открой третью точку на карте. Для этого расставь запятые в тексте
Древний город Крако
основанный ещё в VIII веке до н. э. колонистами
из Греции, расположился в провинции Матера в Италии . Он находился на горе в 400 метров, между лазурным морем и Апеннинскими горами.В средневековье небольшой городок процветал. В Крако раньше проживало около двух тысяч человек
однако в 1963 г. случилось землетрясение
и их пришлось эвакуировать
так как скалы под городом начали разрушаться. Скорый отъезд всех жителей сделал из прекрасного городка город-призрак.
Последняя точка — заброшенный музей города Крако. Сюда мы и должны были доставить два недостающих артефакта. А третий, чернильница, стоит прямо посреди главного зала!
Мы вернули все артефакты в музей! Это поможет школьникам вдохновиться и начать писать великие книги. А мы теперь можем вернуться домой и узнать результаты нашего приключения →
Способы проверки безударных гласных в корне
Самый простой способ для проверки безударных гласных в корне — найти однокоренное слово, где сомнительный звук будет под ударением.
Алгоритм проверки безударного гласного звука в корне выглядит так:
-
Поставить в слове ударение.
-
Выделить корень.
-
Найди гласную, которая нуждается в проверке.
-
Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:
-
Найти однокоренное слово.
-
Изменить грамматическую форму.
Пешком — пеший.
Написать — напишет.
-
-
Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная. В этом случае поможет словарь.
Методы проверки безударных гласных в корне слова:
-
Подобрать другое число. Вместо единственного — обратное, множественное и в обратную сторону.
Трава — травы.
-
Найти родственное слово по принципу «большой — маленький».
Трава — травка.
-
Подобрать уменьшительно-ласкательную форму.
Трава — травушка.
-
Найти другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие.
Трава — травяной.
Эти правила можно применять не всегда. Бывают случаи, когда ими нельзя воспользоваться — тогда можно обратиться к орфографическому словарю или выучить правила написания чередующихся гласных.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Рассмотрим оба варианта.
Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью подобранных родственных слов:
-
входи́ть — вход;
-
хитре́ц — хи́трый, хи́трость;
-
раздели́ть — разде́л;
-
загада́ть — зага́дка, зага́дочный.
Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью изменения грамматической формы слов:
-
накорми́ть — нако́рмит;
-
хвали́ть — хва́лит;
-
нога́ — но́ги;
-
зализа́ть рану — ли́жет.
Теперь мы знаем, как определить безударную гласную в корне слова.
Чередующиеся безударные гласные
В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.
Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:
-
ударение,
-
конечные согласные корня,
-
наличие суффикса -а-,
-
смыслового значения.
Корень |
Правило |
Примеры |
---|---|---|
-гар- -гор- |
Под ударением пишется А, без ударения — О. |
уга́рный, зага́р загоре́лый, погоре́лец Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь. |
-клан- -клон- |
Без ударения пишется буква О, под ударением то, что слышится |
кла́няться склоне́ние, укло́н, наклони́ться |
-твар- -твор- |
Без ударения пишется буква О, под ударением в соответствии с произношением |
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р Исключение: у́тварь. |
-зар- -зор- |
Без ударения пишется А, под ударением то, что слышится |
зарни́ца, за́рево зо́ри, зо́ренька Исключение: зорева́ть. |
-плав- -плав- |
Всегда пишется буква А, кроме двух слов: пловец, пловчиха |
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь |
-кас- -кос- |
Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях |
касание, касательная коснись, прикосновение |
-мак- -мок- |
Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость» |
макать вымокнуть, намокнуть |
-равн- -ровн- |
А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой» |
равноправие, сравнять, подровнять Исключение: равнина, уровень, поравняться, поровну. |
-раст- -ращ- -рос- |
Буква А пишется перед ст, щ, О — перед остальными буквами |
отрасти, наращенный, поросль Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав. |
-скак- -скоч- |
Буква А пишется перед к, О — перед ч |
скакалка, выскочка Исключение: скачок. |
-лаг- -лож- |
Буква А пишется перед г, О — перед ж |
полагать, облагать отложить, обложение |
-бер-/-бир- -дер-/-дир- -мер-/-мир- -пер-/-пир- -тер-/-тир- -жег-/-жиг- -блест-/-блист- -стел-/-стил- -чет-/-чит- |
Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях |
набирать — наберу отдирать — отдерешь отмирать — отмереть отпирать — отпереть стирать — стереть прижигать — прижег блистать — блестящий застилать — застелить вычитать — вычеты |
-им-/-а(я) -ин-/-а(я)- |
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- |
пережимать — пережать занимать — занять начинать — начать |
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне
Приведем примеры слов с безударными проверяемыми гласными А, О, И, Е, Я.
Буква «А» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
-
глаза́ — глаз, гла́зик;
-
частота́ — ча́стый;
-
накали́ть — накал;
-
испаре́ние — пар;
-
сократи́ть — кра́ткий;
-
плати́ть — опла́та, пла́тный;
-
окати́лась водой из ведра — ка́тит;
-
шаловли́вый — ша́лость;
-
начала́ — на́чал.
Букву «О» в корне слов проверим ударением:
-
наколи́ бабочку — ко́лет;
-
поглоща́ть — гло́тка;
-
угрожа́ть — угро́за;
-
умолять — мо́лит;
-
вышколи́ть — шко́ла;
-
топта́ть — то́пчет;
-
опоздать — по́здно
-
угомони́ть — го́мон.
Проверим букву «Е»:
-
учени́к — уче́ба;
-
обежа́ть дом — бег;
-
вперёд — спе́реди;
-
прореди́ть посевы — ре́дкий;
-
потеря́ть — поте́ря;
-
серьга́ — се́рьги;
-
освеще́ние — свет.
Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении поставим букву «е»:
-
пестрота́ — пёстрый;
-
весна́ — вёсны;
-
по́черк — зачёркнутый;
-
подвести́ — подвёл.
Буква «И» пишется в корне слов:
-
обижа́ть малыша — оби́да;
-
прожива́ть в доме — жить;
-
чистота́ в кухне — чи́стый;
-
списа́ть слова — пи́шет;
-
едине́ние — еди́нство.
Проверим букву «Я»:
-
разряди́ть ружьё — разря́д;
-
пристяжна́я лошадь — пристя́жка;
-
иссяка́ть — исся́кнуть;
-
посвятить поэму — свя́тость;
-
мячи́ — мяч;
-
увяда́ть от жары — вя́лый.
Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне
Непроверяемую гласную в корне проверить нельзя — такие слова нужно просто запомнить. Нет правил, которые контролируют их написание. Часто это могут быть слова иностранного происхождения.
Слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне:
-
собака;
-
молоко;
-
карандаш;
-
картина;
-
диван;
-
бегемот;
-
человек;
-
горшок;
-
помидор;
-
огурец;
-
стакан;
-
крокодил;
-
потолок;
-
колодец;
-
кенгуру.
Примеры слов с безударной в суффиксе
Чтобы проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом:
-
умник (ученик);
-
говядина (осетрина);
-
платьишко (домишка);
-
бездельник (ученик);
-
смелость (злость);
-
храбрость (злость);
-
воспитанность (злость);
-
громко (хорошо);
-
радость (злость);
-
апельсиновый (дубовый);
-
резиновый (дубовый);
-
медведица (сестрица);
-
совесть (злость);
-
царапина (морщина);
-
сверстник (ученик).
Примеры слов с безударной гласной в окончании
Безударную гласную в окончании прилагательных можно проверить через вопрос: какая гласная стоит в вопросе — такую и пишем в окончании прилагательного.
Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, нужно подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание пишется в проверяемом слове.
Примеры слов с безударной гласной в окончании:
-
высокого (какого?);
-
озеро (село);
-
кони (пони);
-
колено (окно);
-
синим (каким?);
-
поле (ружье).
Безударные гласные со смыслом
При изучении безударных гласных можно заметить слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу. Вот примеры таких слов:
-
отварить (варить) — отворить (открыть).
-
полоскать (полощет) — поласкать (ласка).
-
посидела (сидеть) — поседела (седина).
-
примирять (мирить людей) — примерять (мерять одежду).
-
обежать (беш) — обижать (обида).
-
слезать (слезь) — слизать (облизывать).
-
запивать (пить) — запевать (петь).
-
посветить (свет) — посвятить (святость).
-
разредить (редкость) — разрядить (разряд).
-
спешите (спешить) — спишите (списать).
-
развевается (развеять) — развивается (развитие).
Слова с безударной гласной
Безударные гласные – это буквы, которые находятся в слабой позиции, т.е. на них не падает ударение. Такие гласные делятся на проверяемые и непроверяемые. Также есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Безударные гласные могут находиться в разных частях слова – морфемах: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне
Чтобы проверить безударную гласную в корне, подберите проверочное слово, в котором она стоит под ударением.
- весна – вЕсны;
- леснОй – лЕс;
- дождлИвый – дОждь;
- водА – вОды;
- мировОй – мИр;
- тяжЕлый – тЯжесть;
- мерный – мЕра;
- стенА – стЕны;
- письмО – пИшет;
- цветОк – цвЕт;
- снежОк – снЕг;
- голОдный – гОлод;
- ветерОк – вЕтер;
- ногА – нОги;
- читАть – чИтка;
- свидАние – вИдеть;
- пороховОй – пОрох;
- снегА – снЕг;
- морскОй – мОре;
- землЯ – зЕмли;
- волосянОй – вОлос;
- смешнОй – смЕх;
- небЕсный – нЕбо;
- святОй – свЯтость;
- учениИк – учЕба;
- достижЕние – достИгнуть.
Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне
Непроверяемая гласная в корне не может быть проверена. Такие слова необходимо запомнить. Их написание не контролируется правилами. Чаще всего словарными являются слова иностранного происхождения.
- собака;
- молоко;
- карандаш;
- картина;
- диван;
- бегемот;
- человек;
- горшок;
- помидор;
- огурец;
- стакан;
- крокодил;
- потолок;
- колодец;
- кенгуру.
Примеры слов с чередующимися гласными в корне слова
Написание таких слов регулируются правилами. В зависимости от того, какой корень перед вами, его написание регламентируется определенными условиями (ударением, значением, конечной согласной корня, буквами после корня).
- ложиться;
- коснуться;
- гореть;
- блестеть;
- заря;
- стирать;
- уравнять;
- прикосновение;
- отдирать;
- блистать;
- расти;
- выращенный;
- прилагается;
- приложение.
Примеры слов с безударной гласной в приставке
Чтобы проверить гласную в приставке, нужно подобрать слово с аналогичной приставкой: гласная в приставке должна быть под ударением.
Проверочное слово не обязательно должно быть однокоренным!
- Бестолковый (бестолочь);
- Бессердечный (бестолочь);
- Бездарный (бездарь);
- Безотказный (бездарь);
- Заморозить (заморозки);
- Загубить (заморозки);
- Подписать (подпись);
- Подпилить (подпись);
- Подшить (подпись);
Примеры слов с безударной в суффиксе
Если вы хотите проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом.
- умник (ученик);
- говядина (осетрина);
- платьишко (домишка);
- бездельник (ученик);
- смелость (злость);
- храбрость (злость);
- воспитанность (злость);
- громко (хорошо);
- радость (злость);
- апельсиновый (дубовый);
- резиновый (дубовый);
- медведица (сестрица);
- совесть(злость);
- царапина (морщина);
- сверстник (ученик).
Примеры слов с безударной гласной в окончании
Безударная гласная в окончании прилагательных проверяется путем задавания вопроса в прилагательному: какая гласная стоит в вопросе, такая будет писаться и в окончании прилагательного.
Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, необходимо подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание будет писаться в проверяемом слове.
- Высокого (какого?);
- озеро (село);
- кони (пни);
- колено(окно);
- синим (каким?);
- поле(ружье);
- о платье (о коне).
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые проверяют ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву следует правильно написать в корне слова.
Ударение и проверяемые безударные гласные
Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:
- с о ло́ма
- укр а ше́ние
- при́г о р о дный
В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:
1. приставки
- на́д п и сь
- о́т св е т
- вы́ л и нять
2. суффикса
- отп и л и́ ть
- св е ж о́
- уд и вл е́ ние
3. окончания
- з о л о т о́й
- тр а в а́
- м о рск о́й
Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е» или «и». Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.
Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.
Правило
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один — много в о лна — в о́ лны |
1. Большой — маленький к о вёр — к о́ врик |
2. Много — один п а руса — п а́ рус |
2. Маленький — большой пл о щадка — пл о́ щадь |
3. По вопросу: Где? м о ря — в м о́ ре Что делал? Что делает? п и сал — п и́ шет |
3. Назови ласково з и ма — з и́ мушка |
4. Какой? — Что? з е лёный — з е́ лень |
|
5. Что делал? — Что? пл я сал — пл я́ ска |
Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов:
- вх о д и́ть — вход ;
- х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
- раз д е л и́ть — раз де́л ;
- загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.
Изменим грамматическую форму слов, чтобы убедиться в написании проверяемых безударных гласных в корне:
- нак о рми́ть — нако́рмит;
- хв а ли́ть — хва́лит;
- н о га́ — но́ги;
- зал и за́ть рану — ли́жет.
Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».
Примеры слов с проверяемыми безударными гласными
1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
- гл а за́ — глаз, гла́зик;
- ч а стота́ — ча́стый;
- нак а ли́ть — накал;
- исп а ре́ние — пар;
- сокр а ти́ть — кра́ткий;
- пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
- ок а ти́лась водой из ведра — ка́тит;
- ш а ловли́вый — ша́лость;
- н а чала́ — на́чал.
2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:
- нак о ли́ бабочку — ко́лет;
- погл о ща́ть — гло́тка;
- угр о жа́ть — угро́за;
- ум о лять — мо́лит;
- вышк о ли́ть — шко́ла;
- т о пта́ть — то́пчет;
- оп о здать — по́здно;
- уг о мони́ть — го́мон.
3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:
- нав е ва́ть раздумья — ве́ять;
- об е жа́ть дом — бег;
- вп е рёд — спе́реди;
- прор е ди́ть посевы — ре́дкий;
- пот е ря́ть — поте́ря;
- с е рьга́ — се́рьги;
- осв е ще́ние — свет.
В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:
- п е строта́ — пёстрый;
- в е сна́ — вёсны;
- по́ч е рк — зачёркнутый;
- подв е сти́ — подвёл.
4. Буква «и» пишется в корне слов:
- об и жа́ть малыша — оби́да;
- прим и ри́ть недругов — мир, переми́рие;
- прож и ва́ть в доме — жить;
- ч и стота́ в кухне — чи́стый;
- сп и са́ть слова — пи́шет;
- ед и не́ние — еди́нство.
5. Проверим букву «я»:
- разр я ди́ть ружьё — разря́д;
- прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
- исс я ка́ть — исся́кнуть;
- посв я тить поэму — свя́тость;
- м я чи́ — мяч;
- ув я да́ть от жары — вя́лый.
Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»
Безударные гласные в корне слова
О чем эта статья:
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
источники:
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/proveriaemye-bezudarnye-glasnye.html
http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые проверяют ударением, подобрав родственное слово или изменив грамматическую форму слова.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву следует правильно написать в корне слова.
Ударение и проверяемые безударные гласные
Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:
- коло́дец
- украша́ть
- листва́
- пятёрка
В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:
1. приставки
- на́дпись
- о́тсвет
- вы́линять
2. суффикса
- укрепи́ть
- свежо́
- посвяще́ние
3. окончания
- больно́й
- роса́
- молодо́й
Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые искажаются при произношении и слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е» , «и» или «я». Учтем, что корень в родственных словах пишется всегда одинаково. Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.
Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.
Правило
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая в том же слоге выступает под ударением, если подобрать к нему родственное слово или изменить грамматическую форму.
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один – много река – ре́ки |
1. Большой – маленький тропа – тро́пка |
2. Много – один колосья – ко́лос |
2. Маленький – большой площадка – пло́щадь |
3. По вопросу: О чём? в лесу – о ле́се Что делал? Что делает? катил – ка́тит |
3. Назови ласково звезда – звёздочка |
4. Какой? – Что? зелёный – зе́лень |
|
5. Что делал? – Что? платил – пла́та |
Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов. Например, к слову, обозначающему действие, подберем однокоренное слово с предметным значением.
- входи́ть — вход;
- укоря́ть — укор;
- раздели́ть — разде́л;
- указа́ть — ука́зка;
- загада́ть — зага́дка;
- лепи́ть — ле́пка.
К существительному подберем однокоренное прилагательное:
- хитре́ц — хи́трый;
- бели́зна- бе́лый;
- краснота — кра́сный;
- ого́нь — о́гненный;
- хо́лод — холо́дный;
- со́боль — собо́лий.
От существительного с безударной гласной в корне образуем однокоренное слово с оценочным суффиксом:
- трава́ — тра́вушка;
- строка́ — стро́чка;
- зерно́ — зёрнышко;
- река́ — ре́ченька.
А как изменить форму слова? Для этого существует несколько способов.
1. У имён существительных изменим число. Если слово с безударной гласной в корне имеет форму единственного числа, то в её проверке часто помогает форма множественного числа.
- глава́ — гла́вы;
- сосна́ — со́сны;
- плита́ — пли́ты;
- де́рево — дере́вья;
- десна́ — дёсны.
И наоборот, форму множественного числа существительного преобразуем в форму единственного числа.
- грачи́ — грач;
- дожди́ — дождь;
- поля́ — по́ле;
- шкафы́ — шкаф.
Для проверки безударной гласной в падежной форме существительного возвращаемся к его начальной форме:
- без хвоста́ — хвост (и. п. ед. ч.);
- мимо двора́ — двор;
- с мечо́м — меч.
У некоторых трёхсложных существительных и прилагательных ударным является окончание. Оба гласных корня слышатся неясно. В таком случае проверяемые безударные гласные требуют подыскать к ним два проверочных слова:
- голова́ — го́ловы, голо́вушка;
- борода́ — бо́роды, боро́дка;
- борозда́ — бо́розды, боро́здка;
- золото́й — зо́лото, зо́лотце.
2. У имен прилагательных часто помогает проверить «трудную» гласную образование краткой формы мужского рода или формы сравнительной степени.
- молодо́й — он мо́лод, моло́же;
- дорого́й — он до́рог, доро́же;
- просто́й — прост, про́ще;
- коро́ткий — день ко́роток.
3.У глаголов в неопределённой форме в написании безударной гласной в корне привлечем на помощь форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени.
- тащи́ть — муравей та́щит;
- коло́ть — он ко́лет;
- бросаться — она бро́сится;
- свари́ть — повар сва́рит;
- похвали́ть — она похва́лит;
- накорми́ть — он накормит.
У глаголов в форме прошедшего времени изменяем род:
- взяла́ — взял;
- привела́ — привёл;
- отнесла́ — отнёс;
- прибрала́ — прибра́л.
При написании глаголов с проверяемой безударной гласной в корне учитываем их значение. Различаем слова:
- выполоть сорняк (по́лет) — выпалить из пушки (па́лит);
- прожива́ть в селе (жить) — прожева́ть сухарь (жёваный);
- посвяти́ть стихи (свято) — посвети́ть фонарем (свет);
- уплати́л за покупку (плата) — уплотни́л график (плотный);
- вы́парить бочку (па́рит) — вы́пороть шов (по́рет).
Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».
Примеры слов с проверяемыми безударными гласными
1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
- глаза́ — глаз, гла́зик;
- частота́ — ча́стый;
- накали́ть — накал;
- испаре́ние — пар;
- сократи́ть — кра́ткий;
- плати́ть — опла́та, пла́тный;
- окати́лась водой из ведра — ка́тит;
- шаловли́вый — ша́лость;
- начала́ — на́чал.
2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:
- наколи́ бабочку — ко́лет;
- поглоща́ть — гло́тка;
- угрожа́ть — угро́за;
- умолять — мо́лит;
- вышколи́ть — шко́ла;
- топта́ть — то́пчет;
- опоздать — по́здно;
- угостить — гость;
- угомони́ть — го́мон.
3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:
- навева́ть раздумья — ве́ять;
- обежа́ть дом — бег;
- вперёд — спе́реди;
- прореди́ть посевы — ре́дкий;
- потеря́ть — поте́ря;
- серьга́ — се́рьги;
- освеще́ние — свет.
В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:
- пестрота́ — пёстрый;
- весна́ — вёсны;
- ведро́ — вёдра;
- о́зеро — озёра;
- по́черк — зачёркнутый;
- подвести́ — подвёл.
4. Буква «и» пишется в корне слов:
- обижа́ть малыша — оби́да;
- примири́ть недругов — мир, переми́рие;
- прожива́ть в доме — жить;
- чистота́ в кухне — чи́стый;
- списа́ть слова — пи́шет;
- едине́ние — еди́нство.
5. Проверим букву «я»:
- разряди́ть ружьё — разря́д;
- пристяжна́я лошадь — пристя́жка;
- иссяка́ть — исся́кнуть;
- посвятить поэму — свя́тость;
- мячи́ — мяч;
- увяда́ть от жары — вя́лый.
Дополнительный материал
Предлагаем выполнить упражнения и пройти тест на тему «Правописание безударных гласных в корне слова».
Видео «Правописание безударных гласных в корне слов (3 класс)»
Тест
Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 193
Здравия всем! Сегодня поговорим о безударных гласных в корне слова.
Это самая частая ошибка у младших школьников и не только. Ведь слова с безударными гласными буквами встречаются очень часто, а проверить их написание не всегда легко.
В русском языке есть правила написания безударных гласных в корне слова, с помощью которых можно определить какую букву надо писать.
В соответствии с этими правилами корни разделяют на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемые ударением гласные в корне слова, которое начинаем изучать в школе с 1 класса.
Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Как подобрать проверочное слово
- Поставить слово во множественное число (если оно в единственном) и наоборот. Н: дома-дом; коза-козы.
- Если проверить надо имя существительное, то подбираем имя прилагательное. Н: вода-водный, парное – пар.
В любом случае, надо найти корень слова и осознать его значение!
Это сделать необходимо, так как существует очень много одинаково звучащих корней, которые имеют разное значение и по – разному пишутся.
Тест. Какую букву писать А или О
Молодцы!
Для самостоятельной работы я подготовила вам 8 карточек, с пропущенными буквами А-О. 11 карточек с пропущенными буквами Е-И-Я. Напишите слова, найдите корень, подберите проверочные слова.
А-О
1. П…рное, п…стух, р…6еть, к…шачий, с…рняк, кр…льчиха, н…винка, н…сишко, пл…дородный, ск…зать, н…чник, скв…речник, за…стрить, упр…влять, п…чтальон, р…дители, В…силий, с…довник, см…треть, с…рняк, к…менистая, ст…рик, т…йник.
А – О
2. В…ренье, в…лчата, к…чели, д…вно, скв…рцы, гл…зной, г…ра, др…зды, г…стинец, В…лентин, гр…ница, г…рняк, д…леко, н…га, д…машний д…ждливый, ч…сы,
д…лжник, , д…чурка, ж…рища, В…рвара, козлёнок, з..л…тистый, к…тушка, д…рить, оп…дают, нав..днение, исп…ряют.
А-О
3. С.лонка, Ан…стасия, ст..ловая, к…мок, тр…па, под н…гами, б…бры, стр…ение, т..нцевать, с…сновый, зап…х, тр…винка, похв…ла, х..рек, тр…стинка, х…ровой, пл…тина, хр…брец, хл…пушка, оч…рование, ч…стокол, прош…гать, ст…рожка, вых..д, спр…сил.
А-О
4. В…лить, ск…листый, нак…лол, хв…инки, т…нул, охр…няют, д…ска, в…лосок, попр…вляют, зат…ился, …зера, стр…на, мур…вьи, хл…п…тливые, пов…p, нап…лняет,
к…тать, зв…нок, п…хучие, к…ньки, пл…щадка, пог…л..дать, Ек-..терина, к…ссир, в…жак, зн…чок.
А-О
5. Пож…лей, кр…савица, м…стерят, зав…лил, к…лючки, ст…ит, б…льной, т…скали, выс…хли, ж…ра, ут…пают, м…хнатый, кр…снеет, п…левая, Н…талья, п…хали, г…рбы, сп…сение, м…лчат, дог…дались, по кр…ям, …куньки, в б…ру, г…ревать,в…лчата, тр…стники, сл…мался, К…нстантин.
А-О
6.На пл…тах, Н…дежда, кр…ты, зл…дей, д…лёкий, дост…ют, б…евик, с…жают, л… шадка, к…ток, л…скает, кл…довая, д…брота, л…пата, сп…дает, пос…дим, д…мишко, к…силка, т…щил, к…чать, б…лезнь, х…л…да, зас…рять, м…тушка, м…шкара, ч…совщик, хл…почут, к…рмушки, спр…ведливый, ч…родейка, хв…сты.
А-О
7. К…вер, б…льшой, ус…дил, вр…чи, п…ра, п…ют, л…дошки, ухв…тились, в…лнушки, к…лючие к…мочки, см…ла, г…л…ва, к…за, к…зался, м…лыши, под…рить, ш…рфы, п…ляны, П…лина, гр…чи, кр…ты, ст…лбы, ск…льзить, уп…лзал, р…са, Ст…нислав, дв…ры, жур…влиный к…сяк, ч…совой, хр…брец, зав…рил, р…дился.
А-О
8. Г…лодный, бр…дить, зам…лчала, м…ря, уг.. .стили, р…дная, п…роход, пол…вить, разн…сить, сл…ва, др…чливый, с…виный, Т…тьяна, пок…залась, тр…ва, сч…стливый, нев…д, х…теть, х…дули, тр…вяной, уст…реть, х…лмы, п…ясок, …вчина, М…рия, н…чевать, покр…шить, расп…шонка, зв…нить.
Е-И-Я
1. Гр…бной, в…сна, р…бина, оз…ро, л…док, с…стра, л…сной, б…льчата, д…ла, зв…рьки, ч…сло, гн…здо, стр…жи, ч…тыре, стр…ла, цв…тной, св…ча, м…сной, ш…рокий, д…твора, усп…вать, ч…тать, поч…рк, ч…стота, ц…почка, оц…нить, з…мля, з…рносклад, з…ркальный, ц…ркач.
Е-И-Я
2. Ц…нтральный, цв…тник, нат…нул, т…жёлый, з…мля, Ал…ксей, с…дит, потр…сение, с…нева, тр…скотня, т…шина, т…чение, п…тье, т…мнота, р…довой, т…рпеть, ст…кло, сн…гирь, тр…щит, т…пло, приц…пил.
Е-И-Я
3.Сл…дить, в…ртеть, …довитый, л…дник, л…стопад, с…рдечко, кр…чать, кл…вать, з…мовщик, Гр…горий, зел…нь, разъ…дать, св…стун, Св…тлана, ч…нить, л…жачий, с.лач, св…нина, св…тлеть, св…рло, передв…гают.
Е-И-Я
4. По…с, об…жает, п…так, осв…щали, л…нейка, з…мной, ж…на, обл…тела, р…чистый, р…звиться, выр…зать, п…тнистый, задр…мал, пч…линый, выпр…мить, взгл…нул, зв…ринец, л…пили, на б…р…гу р…чушки.
Е-И-Я
5. Пл…сать, пл…чистый, п…сатель, п…вец, созр…вает, н…зина, сп…шат,
л…стопад, нар…дились, дов…рять, прип…кает, оп…риться, од…ночество, кор…нь, м…ровая, об…зательно, зм…я, в…зание, разд…валка, м…довый, л…карство, ул…тают, про…грать, л…сник, изв…нять, об…жать, С…мен, п…лить, п…тёрка.
Е-И-Я
6. Д…сяток, разгл…деть, …здиться, вр…дитель, вр…мена, ч…жи, в…ртеть, д…нек, повстр…чали, М…хаил, пов…зжать, в…сеть, гр…да, в…щица, в…черний, изв…щать, тр…скучий, л. ..нивая, в…твистый, в…ршина, дов…рять, нас…комое, в..с.лить, в…снушки. в…занки, зв…з-
допад, осв…тил.
Е-И-Я
7. Заб…вать, б…лить, св…нья, нап…сал, д…ржал, см…льчак, св…зать, л…жит,
в…шневый, Л…НИВЫЙ, кл.. .новый, заскр…пели, пор…дел, л…дяной, выв…ла, л…дяная, р…веть, стр…жи, гр…знить, защ.-.щать, объ…снвл, про ч…тал, л…сточки, Ел…завета, ж…лток, прож…вать, пролс.вать, зам…р-
зает, при…зжать, ст…на.
Е-И-Я
8. Ч…рвяк, р…6ина, скр…пучий, р…бит, от…желели, скр…пач, пол…лись, по с.лу, выгл…нет, р…ка, вып…л, в ст….пи, сн…га, шм…ли, л…ства, ст…на, в л…су, приближение, ср…зать, с.няк, т…нистая, ж…лой, уд…вительно, В…ктория, по…вилось, изменилось, св…тает, перел…валась, подг…бают, зам…чание, пр…мая, дл…на.
Е-И-Я
9. Расп…вают песни, м…тель, б…гут, пт…нец, п…рина, оч…щают» н…беса, прил…пила, п…рнатые, т…мнота, осв…жает, в…дны л…са, ж…льё, пе-редв…гает, З…наида, д…тишки, р…чная, п…щат, м…стечко, л…сичка-с.стричка, св…ча, ш…рокая, л…зала, зар…дить, гр…бок, согр…вает.
Е-И-Я
10. Ож…вают, ш…повник, закр…пили, на щ…ках, ч…рника, по…вилась, с…неет, кл…сты, зацв…тает, сб…гают, б…лить, б…дняга, прибл…жаться, ч…татель, б…дняк, б… лобровый, тр…щание, сн…жинка, отт…пель, ст…кольщик, сн…говик, сл…допыт, вып…чка, л…докол.
Е-И-Я
11. Св…стит, пров…рять, св…тлячок, Ст…пан, обл…гчить, пос.дел от горя, л…чить, зв…здолет, прив…дение, в…сенний, дов…рять, прибл…жается, П…трович, зал…вал, подт…нули, пос.дел на лавке, взъ…рошенный,
прос.ка, пригр…вает, подз…мелье, пл…скались, разъ…ренный, зап…вал.
Если вам понравилась моя статья, напишите комментарий, поставьте лайк. А так же я приглашаю вас ко мне на канал Вместо репетитора Елена Викторовна, где есть много полезных роликов в помощь родителям и детям. Буду рада встрече с вами! Всем добра!
Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.
В качестве проверочного слова может выступать:
- однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи и т.п.): дождливый — дождь, лесной — лес, повар — варка, варит.
- измененная форма этого же слова: грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.
Непроверяемые безударные гласные
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.
Более подробно о них можно почитать в статьях:
Словарные слова 1 класс + карточки с заданиями.
Словарные слова 2 класс + карточки с заданиями.
Словарные слова 3 класс + карточки с заданиями.
Словарные слова 4 класс + карточки с заданиями.
Как запомнить словарные слова.
Чередующиеся безударные гласные
В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения. Данное правило отрабатывается в 5 классе.
Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»
- Поставь в слове ударение.
- Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
- Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
- Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
- Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая безударная гласная (словарное слово).
Словарные диктанты
- Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
- Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
- Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
- Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара, паруса, мячи, дворы.
- Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
- Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
- Вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
- Гостил, дарил, платил, ласкал, сорил, возил, шагал, свистел, светил, кормил, бежал, читал, сказал, стоял, написал, очищал, заплатил, звонил.
- Ворота, голова, голод, голос, волосок, дорогой, молодой, болотный, молоко, борода, морозный, город, берег, сторона.
- Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
- Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны.
- Валить деревья, бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, скрипят сапоги.
Раскраски по теме «Безударные гласные в корне слова»
Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»
Карточка 1
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Избы — ..бушка. окна — ..кошечко, бревнышко — бр..вно, весла — в..сло, польза — п..лезный, заварка — в.. рить, возик — отв..зить, смена — отм..нить, норка — н..ра, весны — в..сна, петли — п..тельки, галки — г..лчата, счастье — сч..стливый, больно — б..леть, плата — упл..тить, помог — пом..гать.
2. Вставь пропущенные буквы и спиши текст.
В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.
Карточка 2
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Порядок — р..ды, вёдра — в..дёрочко, сестрин — с..стрица, озеро — ..зера, уносит — н..сить, шалость — наш..лил, гости — уг..стил, скрип — скр..петь, певчий — п..вунья, пчелка — пч..ла, корешок — к..ренья, морщит — м..рщины, дальше, — д..лекий, копка — к..пать, пестренький – п..стреть, сказка – подск..зать.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Мостовая, мостик — м..сты, сосенка, с..сновый — с..сна, деревянный, деревья — дер..во, старенький, старик — ст..рушка, колосится, колос — к..лосья, сердечко, сердце — с..рдечный, завинтил, винтик — подв..нтить, просьба, проситель — попр..сить.
Карточка 3
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Корка -— к..ра, трость — тр..стник, почта — п..чтальон, осенний — ос..нь, клен — кл..новый, спешка — сп..шить, темный — пот..мнело, смотр — посм..трел, столб — ст..лбы, цены — ц…на, плот — пл..тина, водный — в..дяной, цвет — цв..тут, лить — пол.. вать, пилит — отп..лить, точит — нат..чить.
2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.
Карточка 4
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Совиный, совушка — с..ва, отчим, отечество — ..тец; овечий, овцы — ..вечка, подводник, водяной — в..дица, домище, домик — д..машний, охрана, сохранить — охр..нять, каток, покатый — пок..тать, откачка, качать — раск..чали.
Карточка 5
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Носик — н..сы, столик — ст..ляр, девушка — д..вица, черви — ч..рвячок, треск — тр..скучий, повозка — в..зить, починка — поч..нить, цепи — приц..пил, половодье — в..да, сторона — ст..ронка, чижик — ч..жи, сельди — с..ледка, тонет — пот..нул, наряды — нар..дить, глядя — подгл..дел, ослеп — сл..пой.
2. Из данных ниже слов составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.
Ветры, дуют, х..л..дные.
Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые
Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.
Карточка 6
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Полюшко — п..лянка, ядрышко — ..дро, травушка — тр..ва, свист — св..сток, мед — м..довый, черный — ч..рнеть, чистка — выч..стить, узнали — узн..вать, море — м..ря, мостик — м..стовая, стрелка — стр..лок, бедность — б..дняк, часики — ч..совой, сброс — бр..сать, лежа — пол..жать, указка — ук..зать.
2. Из данных ниже слов составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.
Пришли, х..л..да.
Р..бята, оделись, т..пло.
Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.
Теперь, м..ро.., им, не страшен.
Карточка 7
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Грач — гр..чи, земли — з..мля, головы — г. лова, яйца— ..ичный, писк—п..щать, гнал — выгн..л, поспешно — засп..шил, козочка — к..за, кончик — к..нец, лес — л..сник, гололед — л..дяной, походка — х..дить, защита — защ..щать, вышагивал — пош..гал, кольца — к..льцо.
2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.
Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_д, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета, в_сло, ч_сло.
Карточка 8
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Повозка — в..зы, доски — д..щечка, зернышко — з..рно, голодный — гол..д, вождь — в..жатый, ходит — перех..дил, молча — зам..лчал, загадка — отг..дать, свечи — св..ча, численник — ч..сло, слово — сл..варь, ежик — . .жи, центр — ц..нтральный, лежа—л..жать, мирный — м..рить, седенький — пос..деть.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Бобовый, боб — б..бы, сторож, сторожит — ст..рожка, дешевый, дешево — д..шевле, рябенький, рябина — р..бой, ночлег, ноченька — н..чевать, стойка, стоять — пост..ять, тянут, тянучка, пот..нули, пастушок, пас — п..стух, поделка, деловой — д..ла, тепленький, тепло — пот..плело, зелень, зеленоватый — з..леный, кормушка, накормит — к..рмить, скрип, скрипучий — заскр..пел, читать, прочитанный — поч..тать.
Карточка 9
- Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.
Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Телята, телка — т..леночек, земли,земляк — з..мляной, кройка, скроить — выкр..йка; скалы, скалистый — ск..ла, бобры, бобрик — б..бровый, выгон, гонки — заг..нять, терять, потерял — раст..рял, долг, одолжи — зад..лжал, задание, задано — з..дача, колко, наколка — к..лючка, голубь, голубчик — г..лубятня, кончать, окончил — нак..нечник, лошадь, лошадка — л..шадиный, парит, парник — п..рниковый, волнение, волны — в..лновать, потерпишь, терпение — пот..рпеть.
Карточка 10
- Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.
Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно — с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.
Карточка 11
- Спиши текст, исправив ошибки.
Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный — объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.
Карточка 12
- Спиши текст, исправив ошибки.
Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.
2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.
Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны, вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
Карточка 13
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
…— м_сник, …— л_дник, …— В_силий, … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить, … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.
2. Составь предложения со словами.
С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.
Карточка 14
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
…— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел, … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.
2. Составь предложения со словами.
К..за, ..вца, тр..ва, в..да, сп..на, стр..на, в..лна, р..га, сл..ды, п..руса, дв..ры.
Карточка 15
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… — ст_на, … —л_цо, … — хол_д, … — кл_довая, … — пч_линый, … — з_мовать, … — ост_влять, … — зав_дить, … — поде_нить, … — стр_на, … — д_бро, … — т_рговать, … — м_рской, … — п_стреть, … — пощ_дить, … — оп_здать, … — пригр_зить, … — фл_жок, … — в_ртушка, … — м_стовая, … — _сел, … — г_лодный, …— пот_чить, … — ск_льзить.
2. Составь предложения со словами.
..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.
Карточка 16
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, … – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В з..л..тые ..сенние дни г..товились к отлету жур..вли. Покружились ..ни над р..кой, над р..дным б..лотом. Вот пот..нулись птицы в д..лекие страны. На в..стоке пок…злась ранняя зорька.
Карточка 17
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.
2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.
Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.
Карточка 18
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница, … — попр..сить, … — нап..лить, … — … — п..ченье, … — с..мья.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Поб..жал по д..ске, обр..нил в..л..синки, гн..здо под к..рнями, л..тят не сп..ша, з..л..тое к..льцо, б..жит б..гом, др…зды в гн..зде, на п..лянке около р..ки, к..рмил ч..рв..ками, ск..зала с..стра, прин..сла в..ды.
Карточка 19
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть, …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.
Карточка 20
- Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.
Карточка 21
- Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
Бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, молодой человек, сидит на вершине, далекая площадка, мохнатая борода.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая шишки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ
Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.
Отварить — отворить.
Полоскать — поласкать.
Посидела — поседела.
Примирять — примерять.
Обежать — обижать.
Слезать — слизать.
Запивать — запевать.
Посветить — посвятить.
Разредить — разрядить.
Спешите — спишите.
Развевается — развивается.
Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.
Рекомендую эффективный нейротренажер:
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!