Правописание безударных окончаний имён существительных
Как правильно написать безударное окончание имени существительного
Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.
Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:
- для первого склонения — страна, земля
- для второго склонения — конь, окно
- для третьего склонения — степь
Порядок действий:
3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.
4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием.
Например: от речк[. ] шёл пар .
Определяем падеж — от (чего?) — от речк.. — Р. п. Определяем склонение — речка — 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже — от земл и шёл пар .
Вставляем окончание: от речк и шёл пар.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Правила употребления безударных гласных на конце существительных
Для правильного употребления безударных гласных на конце слов необходимо выяснить, как они склоняются. Как определить склонение и какие правила нужно знать для правописания безударных окончаний -е -и в именах существительных – об этом будет рассказано в этой статье.
Как определить склонение
Для определения типа склонения лингвисты используют начальную форму имени существительного. Для этого нужно рассмотреть слово в ед. ч. и И. п. В зависимости от окончания, которое имеет существительное, определяется его принадлежность к одному из склонений.
Среди продуктивных типов выделяют три группы со сходными морфологическими особенностями:
- К 1 скл. относят названия жен., муж. или общего рода, которые заканчиваются на -а, -я.
- 2 скл. представляют сущ. муж. рода, которые в начальной форме имеют нулевое окончание, а также сущ. средн. рода, оканчивающиеся на -о, -е.
- К 3 скл. относят слова жен. рода, начальная форма которых имеет нулевое окончание.
Тип | Пример |
1-е скл. | ромашка, дядя, книга, рябина, попрошайка, задира |
2-е скл. | яблоко, рыцарь, карандаш, шампунь |
3-е скл. | речь, ночь, чернь, моль |
Помимо перечисленных выше основных типов выделяют непродуктивные. К ним относят:
- Адъективный тип, или субстантивированное существительное, – это слова, начальная форма которых идентична с именем прилагательным, представленным в ед. ч. и И. п. Пример: булочная, столовая, рулевой.
- Разносклоняемый тип – это слова, которые в разных падежах имеют окончания, относящиеся к разным типам склонений. Напиимер: дитя, путь. К этому типу также относят слова, оканчивающиеся на -мя, как племя, стремя, время, темя.
- Несклоняемые – слова, которые вне зависимости от используемого числа и падежа всегда имеют нулевое окончание начальной формы. Пример: какао, такси, какаду, кино.
- Смешанный тип – имена собственные с суффиксами –ов, -ин, -ино, -ово. Пример: Петров, Пушкин, Лосево.
Перед тем, как проверить, какую безударную гласную писать в окончании, необходимо поставить слово в начальную форму.
Правила для безударных гласных
Особую сложность вызывает написание безударных гласных в окончаниях существительных в трех падежах:
- родительного;
- дательного;
- предложного.
Первое склонение
Для грамотного написания слов следует знать правило безударных окончаний имен существительных. В Р. п. слова 1-го склонения оканчиваются на -и, -ы. В форме Д.п и П. п. в окончании имени существительного пишется -е.
Родительный п. | лейки | умницы |
Дательный п. | лейке | умнице |
Предложный п. | лейке | умнице |
Особый случай, который следует запомнить, составляют слова 1 скл. с окончанием в начальной форме -ия. Такие существительные будут оканчиваться на -и в трех падежных формах.
Родительный п. | дегустации | Юлии |
Дательный п. | дегустации | Юлии |
Предложный п. | дегустации | Юлии |
Внимание! Имена собственные на -ия (Наталия) не следует путать с именами на -ья (Наталья). Слова на -ья будут склоняться как 1-го скл: в Д.п. и П.п. в окончании следует писать -е.
Второе склонение
Для 2-го склонения используют такое правило безударных окончаний имен существительных: в П. п. слова окачиваются на -е. Внимательно нужно отнестись к правописанию: (в) карандаше, (о) яблоке, (в) шампуне.
Третье склонение
В формах Р. п., Д. п. и П. п. слова имеют безударное окончание -и.
Родительный п. | моли | соли | ночи | роли |
Дательный п. | моли | соли | ночи | роли |
Предложный п. | моли | соли | ночи | роли |
Разносклоняемые
10 слов, на конце которых стоит -мя, и слово путь относят к разносклоняемым. Когда эти слова используют в формах Р.п, Д.п, П.п., хоть ударная, хоть безударная гласная будет -и.
Родительный п. | стремени | племени | пути | темени |
Дательный п. | стремени | племени | пути | темени |
Предложный п. | стремени | племени | пути | темени |
Окончания субстантивированных существительных
Существительные, которые были образованы от причастий и прилагательных, будут изменяться по падежам как качественные прилагательные.
Родительный п. | прихожую | ученого | пирожного |
Дательный п. | прихожую | ученому | пирожному |
Предложный п. | прихожей | ученом | пирожном |
Слова, такие как ничья, незрячий будут склоняться как притяжательные прилагательные, которые имеют суффикс -ий (например, волчий).
Имена собственные типа Петрова, Фетисова, Лебедева склоняются как притяжательные прилагательные (отцов, дедов).
Личные окончания глаголов
О чем эта статья:
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
- я плаваю — мы плаваем;
- я смеюсь — мы смеемся.
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
- ты плаваешь — вы плаваете;
- ты смеешься — вы смеетесь.
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
- он, она, оно плавает — они плавают;
- он, она, оно смеется — они смеются.
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
- I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
- II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
- Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
- Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
- Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
- отличать личные формы глагола от других;
- уметь ставить глагол в неопределенную форму;
- знать глаголы-исключения;
- уметь определять тип спряжения;
- помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
- Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
- Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
- Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
- Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
- Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
- По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
- Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Хочу
Бегу
Чту
Хотим
Бежим
Чтим
Хочешь
Бежишь
Чтишь
Хотите
Бежите
Чтите
Хочет
Бежит
Чтит
Хотят
Бегут
Чтут (чтят)
Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:
Дам
Ем
Дадим
Едим
Дашь
Ешь
Дадите
Едите
Даст
Ест
Дадут
Едят
Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.
Правописание неопределенной формы глагола
Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.
источники:
http://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/pravila-upotrebleniya-bezudarnyh-glasnyh-na-kontse-suschestvitelnyh.html
http://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov
Как проверить безударные падежные окончания существительных
С детского возраста нам хочется писать «как слышится», но безударные гласные в падежных окончаниях каждый слышит на свой лад. Во избежание анархии существуют строгие правила, которые нужно усвоить еще в начальной школе. В 4-м классе (а то и раньше) ребенку предстоит запомнить, что имена существительные имеют 3 склонения, изменяются по 6 падежам, каждый из которых требует своего окончания. Да еще множественное число, да еще любимые русские нюансы-исключения!
Учителя придумали волшебный прием,помогающий без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных. Для этого учимся определять тип склонения и падеж существительного.
Типы склонения существительных
Склонение существительного – его постоянный признак, который определяется РОДОМ и ОКОНЧАНИЕМ. Изменяя окончания по падежам, мы согласуем существительные с другими словами, создаем логичные словоформы для передачи мысли. У каждого падежа в управлении находятся вопросы, предлоги, имеются слова-помощники, которые стоит запомнить.
Все существительные в русском языке «рассортированы» по трем склонениям – в каждом из них падежные окончания изменяются по-своему.
Первое склонение – объединяет слова ЖЕНСКОГО и МУЖСКОГО рода с окончанием -а/-я: женщина, дядя, осина, пакля. Особенное внимание обратим на слова, в которых ударение падает на последний слог: земля, рука. Они послужат нам палочкой- выручалочкой в правописании безударных окончаний.
Второе склонение – это имена существительные:
- МУЖСКОГО рода с нулевым окончанием: дед, химик, огород;
- СРЕДНЕГО рода с окончанием -о/-е: зеркало, полотенце, существо, солнце.
Выберем односложные существительные мужского рода: конь, плащ; слова среднего рода с ударением на последний слог: окно, плечо – они помогут проверить безударные падежные окончания во втором склонении.
Третье склонение – это слова только ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием и мягким знаком: поросль, изморозь, свекровь. Проблему проверки безударных окончаний здесь решают такие слова, как печь, грудь, степь.
В русском языке есть разносклоняемые существительные, которые принимают падежные окончания то второго, то третьего склонения. Они не относятся к определенному склонению, склоняются по своим правилам. К 11 словам из таблицы внизу следует добавить для запоминания еще «дитя».
Падежные окончания существительных
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных предполагает, что пишущий умеет определять тип склонения по исходной форме слова, а падеж – по вопросам и вспомогательным словам. Трудности для правописания встречаются в 3-х падежах: приведем их окончания на примере опорных слов с четким ударением: рука, плечо, грудь.
Родительный падеж
Вся необходимая информация по падежу сведена в таблицу:
Слово | Вопрос | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | Разносклоняемые | |
---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | Кто? Что? | рука, порция |
плечо, знание |
грудь, зелень |
время, путь, дитя |
|
Р.п. | “Нет” | Кого? Чего? | -И | -А/-Я | -И | -ЕНИ, -И, -ЯТИ |
руки, порции |
плеча, знания |
груди, зелени |
времени, пути, дитяти |
Как видим, из правила выбиваются разносклоняемые слова – будучи существительными 2-го склонения, они принимают в родительном падеже окончание -и.
Запомните: окончания -е в родительном падеже нет ни в одном склонении!
Дательный падеж
В Д. п. надо быть осторожным: это одна из позиций, где легко сделать ошибку в первом склонении и в разносклоняемых словах.
Слово | Вопрос | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | Разносклоняемые | |
---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | Кто? Что? | рука, порция |
плечо, знание |
грудь, зелень |
время, путь, дитя |
|
Д.п. | “Дать” | Кому? Чему? | -Е-ИИ | -У/-Ю | -И | -ЕНИ, -И, -ЯТИ |
руке, порции |
плечу, знанию |
груди, зелени |
времени, пути, дитяти |
Окончание -е в дательном падеже принимают только «нормальные» существительные 1-го склонения. Слова-исключения женского рода на -ия присоединяют к окончанию второе -и. У разносклоняемых существительных в Д. п. ставим только -и. Писать: «кому? – дитяте» – грубая ошибка!
Винительный и творительный – «благополучные» падежи, без трудностей в окончаниях.
Предложный падеж
Предложный падеж – один из самых трудных.
Слово | Вопрос | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | Разносклоняемые | |
---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | Кто? Что? | рука, порция |
плечо, знание |
грудь, зелень |
время, путь, дитя |
|
Д.п. | “Думать” | О ком? О чем? | -Е-ИИ | -Е-ИИ | -И | -ЕНИ, -И, -ЯТИ |
о руке, о порции |
о плече, о знании |
о груди, о зелени |
о времени, о пути, о дитяти |
Как видим, окончание -е встречается в П. п. дважды: в 1-м и 2-м склонении. В безударном положении эти позиции вызовут трудности, т. к. в окончаниях существительных гласные слышатся неясно: «Думаю о речки? об огороди? о зелене?». Вторая сложность – существительные на -ия, -ие, -ий. Все они относятся к 1-2 склонению, «законным» окончанием для которых в предложном падеже является -е. Даже верно определив склонение и падеж, можно сделать ошибку и написать: «мечтаю о легком задание; думаю об Анастасие Петровне».Существует алгоритм, объясняющий, как проверить правописание безударных окончаний у существительных в особо трудных падежах.
Алгоритм проверки безударных окончаний
Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».
Определим склонение: огород, Киев – м. р., без окончания – 2-е скл. (Если окончание есть – исключаем -ия, -ие, -ий)
Определим падеж: в ком/в чем? – Д.п.
Ставим в Д. п. опорное слово 2-го скл.: плечо – в плече; ясно слышим окончание -е;
Пишем -е в искомых словах – в огороде, в Киеве.
Алгоритм действий представлен в таблице:
Для существительных на -ия, -ие, -ий запоминаем “правило двух -и“.
Женский род имеет -ии в трех трудных падежах: «нет акации; даю полиции; думаю о позиции».
Существительные 2-го склонения (гениий, задание) принимают -ии только в Предложном падеже: «о гении, о задании».
Учтите: нельзя путать слова на -ие с существительными среднего рода на -ье, которые склоняются по типу 2-го склонения: «в чем? – в раздумье НО: в размышлении». Не забываем про исключения: в забытьи! на острие!
Падежные окончания имен существительных
Падежные окончания имен существительных — это система словоизменительных морфем, согласно которым, а также родовой принадлежности слова́ этой части речи относят к 1, 2 или 3 склонению.
Рассмотрим, какие окончания падежей имеют существительные первого, второго и третьего склонения. Для наглядности составим таблицы падежных окончаний с примерами.
В современном русском языке у имен существительных различают шесть падежей. Существительные изменяются по падежам и числам.
В одной и той же падежной форме слова могут иметь разные окончания:
- р. п. нет (чего?) машин ы , дерев а , вещ и
- д. п. иду (к чему?) к машин е , дерев у , вещ и .
Различия падежных окончаний зависят от принадлежности существительного к 1, 2 или третьему склонению. В одном и том же падеже существительные одного и того же склонения имеют одинаковые окончания независимо от ударения.
Окончания падежей имен существительных в форме единственного числа представлены в таблице с примерами:
, -о, -е
молодец
-а, -я
молодц а
-и
реч и
-у, -ю
молодц у
-и
реч и
,-а, -я, -о, -е
молодц а
-ом, -ем
молодц ом
-ью
речь ю
-е, -и
о молодц е
-и
о реч и
Узнаем, по каким признакам распределяются существительные по трем типам склонения и рассмотрим более подробно, как правильно пишутся окончания падежей в словах этой самостоятельной части речи.
Падежные окончания существительных 1 склонения
Первое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:
- старшин а , дяд я
- слав а , гир я
- злюк а , сон я .
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.
Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) кни́га, коса́
- р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
- д. п. дам (чему?) кни́г е , косе́
- в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
- т. п. любуюсь (чем?) кни́гой, косо́й
- п. п. расскажешь (о чём?) о кни́г е , о косе́.
Склонение существительных с конечным сочетанием -ия
Особое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия:
- геометрия
- дикция
- феерия
Такие слова имеют окончания -и , а не -е в формах дательного и предложного падежа единственного числа.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) стратеги я , стратеги и
- р. п. нет (чего?) стратеги и , стратегий
- д. п. стремлюсь (к чему?) к стратеги и , к стратеги ям
- в. п. изучаю (что?) стратеги ю , стратеги и
- т. п. интересуемся (чем?) стратеги ей , стратеги ями
- п. п. расскажешь (о чём?) о стратеги и , о стратеги ях
Окончания падежей существительных 2 склонения
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- край , порог , слой , иней
- шил о , яблок о , мор е , пол е .
Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание -и, а не типичное окончание -е, как все существительные второго склонения.
Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
- и. п. (что?) ого́нь , сомнени е , (кто?) ге́ний
- р. п. нет (чего?) огн я́ , сомнени я , (кого?) гени я
- д. п. (чему?) огн ю , сомнени ю , (кому?) гени ю
- в. п. (что?) огонь , сомнени е , (кого?) гени я
- т. п. (чем?) огн ём , сомнени ем , (кем?) гени ем
- п. п. (о чём?) об огн е́ , о сомнени и , (о ком?) о гени и
Это написание окончания -и предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:
- гербар и й — о гербари и ;
- комментар и й — в комментари и ;
- созвезд и е — о созвезди и ;
- телевиден и е — на телевидени и .
3 склонение существительных
Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
- льняная ткань
- долгая болезнь
- непроходимая грязь
- далекая пустошь
- густая рожь
- наша помощь
- острая горечь .
Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание -и в трех падежах: родительном, дательном и предложном.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) ве́тошь
- р. п. край (чего?) ве́тош и
- д. п. тянусь (к чему?) к ве́тош и
- в. п. беру (что?) ве́тошь
- т. п. протрем ( чем?) ве́тошь ю
- п. п. нуждаемся (в чём?) в ве́тош и
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.
Как проверить безударное падежное окончание существительных
Русский язык
Для освоения орфографии важно не только применять правила, но и иметь орфографическую зоркость — умение видеть «опасные гласные». Правописание безударных падежных окончаний существительных (4 класс) тем и сложно, что ученики часто не видят опасности и ошибаются. Без освоения этого правила невозможна грамотная письменная речь. Из-за сложности темы безударные окончания имён существительных изучают не один урок.
Основные понятия
Гласные в окончаниях ученики младших классов чаще других звуков пишут так, как слышат. Прежде чем приступить к изучению правила, необходимо уметь определять падеж существительного и находить его окончание. Кроме того, важно знать, на какие из них стоит обращать особое внимание.
При выборе гласных в разных частях слова используют разные приёмы. К четвёртому классу дети легко подбирают проверочные однокоренные слова. Но когда сомнительным оказывается окончание, этот приём не работает. Чтобы правильно его выделить, есть несколько способов:
- Изменить число: доска (ед. ч.) — доски (мн. ч.).
- Подставить разные предлоги: окно — на окне — под окном.
- Просклонять существительное: (что?) солнце, (чего?) солнца, (чему?) солнцу и т. д.
В русском языке есть слова с нулевым окончанием. Ноль звука чередуется с гласной. Например, дом (дома), печь (на печи).
Основа (слово без изменяемой части) в разных формах остаётся неизменной, но есть исключения. Гласные «е» и «о» умеют «убегать» из слов: цветочек — цветочка, лев — льва; сон — сна. Следует помнить, что в подобных словах преобразуется не только конец слова, но и основа. На разбор по составу это не влияет.
Склонение — это способ изменения существительного по падежам. Слова, относящиеся к одному склонению, имеют одинаковые гласные.
Важно! Определить склонение можно только по начальной форме (именительный падеж единственного числа).
Пример: Каникулы Петя провёл дома. Необходимо определить склонение слова «дома». Мужской род, оканчивается на -а, но слово относится ко второму, а не к первому склонению. Начальная форма — дом.
Склонение | Признаки | Примеры |
1-е | м. р., ж. р., окончания -а, -я | Вода, вишня |
2-е | м. р, нулевое окончание; с. р., окончания -о, -е | Дом, окно, солнце |
3-е | ж. р., нулевое окончание | Ночь |
Разносклоняемые | 10 слов на -мя, «путь» и «дитя» | Время, вымя, знамя, стремя, племя, имя, семя, темя, бремя, пламя |
Разносклоняемые существительные сосчитают в себе признаки других склонений, в косвенных падежах изменяется основа.
Особенности правописания и исключения
Следует обратить внимание на окончания падежей, написание которых не совпадает с транскрипцией. У каждого склонения свои трудные падежи. Примеры приведены в таблице.
Падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3 склонение | Разносклоняемые |
Именительный. Кто? Что? | Ветка | Иней | Прорубь | Время |
Родительный. Кого? Чего? | Ветки | Инея | Проруби | Времени |
Дательный. Кому? Чему? | Ветке | Инею | Проруби | Времени |
Винительный. Кого? Что? | Ветку | Иней | Прорубь | Время |
Творительный. Кем? Чем? | Веткой | Инеем | Прорубью | Временем |
Предложный. О ком? О чём? | О ветке | Об инее | О прорубе | О времени |
По таблице видно, что выбрать окончание -и или -е в существительных не всегда легко. Привычный способ (подбор однокоренного слова с ударной гласной) здесь не работает. Есть два пути:
- Запомнить написание «сомнительных» падежей.
- Использовать слова-подсказки.
Второй способ проще — он не требует заучивания. Чтобы проверить окончание существительных -и или -е, необходимо воспользоваться следующим правилом.
Гласная в безударном положении = гласная под ударением в том же склонении.
Достаточно запомнить по одному слову с ударным окончанием на каждое склонение и пользоваться ими, если возникают сомнения:
- Для первого — земля, вода, весна.
- Для второго — серебро, окно, конь.
- Для третьего — степь.
Пример: Воробей сидел на ветк (?). «Ветка» первого склонения, гласная на конце безударная. Проверочное: конь — на коне. Это слово тоже первого склонения, но с ударением на последнем слоге. Чётко слышно, какую гласную следует выбрать.
Правописание разносклоняемых придётся запомнить: в конце буква -и, кроме Т. п. (-ем).
Исключение: под общее правило не попадают слова на -ия (Франция), -ий (гений), -ие (имение). Здесь возникает вопрос: выбрать окончание -ии или -ие в существительных родительного, дательного и предложного падежей. Такие случаи проверки не требуют. Запомнить просто — пишется всегда -ии.
Алгоритм рассуждения
Четыре простых шага помогут не ошибиться при правописании. Этот план подходит для первого, второго и третьего склонения:
- Убедится, что трудная гласная находится в окончании.
- Поставить существительное в начальную форму и определить склонение.
- По вопросу узнать падеж.
- Поставить подходящее проверочное слово в ту же форму.
Пример: На сирен (?) распустились цветы. Этапы проверки:
- Изменить слово: сирень, сиренью — орфограмма находится в окончании.
- Начальная форма — сирень, 3 склонение.
- Распустились (на чём?) на сирени — предложный падеж.
- Проверочное: (на чём?) на степи — буква «и».
Правильное написание: на сирени.
Правило только на первый взгляд кажется запутанным. Достаточно определить склонение и запомнить слова-подсказки. Как и при изучении других орфограмм, важно видеть опасные буквы. Тренировать навык помогут любые художественные книги и энциклопедии.
В русском языке часто встречаются примеры употребления этого правила, их поиск в интересной книге станет полезным развлечением.
[spoiler title=”источники:”]
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/kak-proverit-bezudarnye-padezhnye-okonchaniya-suschestvitelnyh.html
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/padezhnye-okonchaniya.html
https://na5.club/russkij-yazyk/kak-proverit-bezudarnoe-padezhnoe-okonchanie-sushhestvitelnyh.html
[/spoiler]
В 4 классе, иногда и раньше, мы узнаем, что имена существительные имеют три склонения, изменяются по падежам. Всего шесть падежей и каждый из них требует написания определенного окончания. В них часто ошибаются:
В Кита…, около деревн…, в изумлени…, по алле…, об опасност….
Чтобы не ошибиться в написании безударного гласного в окончаниях, в школе предлагают поступать по следующему алгоритму:
- определить склонение, поставив существительное в начальную форму,
- задать вопрос к существительному, определить падеж,
- вспомнить, какая гласная буква пишется в окончании слов при данном склонении и падеже.
Окончания школьники заучивают по таблице:
Как определять безударные гласные в окончаниях еще проще
1. Можно не заучивать целую таблицу, в жизни наибольшие трудности вызывают окончания существительных в трёх падежах: родительном дательном, предложном. Стараемся запомнить только их:
2. Следующий способ мой любимый, потому что вообще не надо заучивать никаких таблиц с окончаниями. Проверять можно по словам-подсказкам.
Действуем по алгоритму:
- поставить существительное в начальную форму (кто? что?),
- определить склонение,
- поставить на его место проверочное слово для данного типа склонения.
Проверочные слова или слова-подсказки – это слова с ударным окончанием. Например:
1 склонение – луна, земля
2 склонение – стол
3 склонение – любовь
Слова-подсказки могут быть и другие, но мне помогают именно эти, их легко запомнить. Чаще всего используются слова для проверки “земля” и “любовь”.
Как это выглядит на практике:
Мы не можем определить, как правильно написать окончание в слове “в Заполярь…”. Заполярье – 2 склонение, значит, проверяем по слову “стол”. Подставляем вместо “Заполярье” слово “стол” в исходную фразу: “в столе”, окончание “е”, значит, “в Заполярье” окончание “е”.
“По алле…”: аллея 1 склонение. Проверяем по слову “земля”( НЕ “луна”, так как “аллея” оканчивается на “я”). Подставляем слово “земля” вместо “аллеи”. “По земле” – окончание “е”, значит, “по аллее” на конце “е”.
Данный способ всегда выручит во время диктанта, сочинения, изложения и теста. Просто быстро подставляем слово-подсказку вместо существительного, в окончании которого сомневаемся. Самое главное – четко знать тему “Три склонения имен существительных” и выучить наизусть слова-подсказки для каждого типа склонения: луна, земля, стол, любовь.
Но в этом способе есть множество исключений: существительные в начальной форме на “ий”, “ия”, “ие” имеют окончание “и”, существительные на “мя” имеют окончание “и” в родительном, дательном и предложном падежах.
Тест для проверки “Безударные падежные окончания существительных”
Выберите один верный ответ. Какое окончание следует написать вместо …. ? Желаю удачи!
Пишите в комментариях, сколько баллов удалось набрать в тесте.
Ставьте “нравится”.
Написание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных часто вызывает затруднения у учащихся начальной школы и старшеклассников. Это зависит не только от неумения задавать вопрос от главного слова. Чтобы правильно определить безударную гласную окончания, необходимо знать изменение прилагательных по родам, падежам, числам.
Правописание безударных окончаний прилагательных
Различаются несколько типов склонения прилагательных. Они зависят от их разрядов и разновидности основы.
Падежные окончания прилагательных с твердой разновидностью
Падеж |
Мужской р. |
Средний р. |
Женский р. |
Мн. число |
Имен. |
дубовый |
ледовое |
лесная |
каменные |
Род. |
дубового |
ледового |
лесной |
каменных |
Дат. |
дубовому |
ледовому |
лесной |
каменным |
Вин. |
дубового дубовый (неод.) |
ледового ледовое (неод.) |
лесную |
каменных |
Твор. |
дубовым |
ледовым |
лесной (ою) |
каменными |
Предл. |
(о) дубовом |
(о) ледовом |
(о) лесном |
(о) каменных |
Склонение прилагательных с мягкой разновидностью (притяжательных на –ий)
Падеж |
Мужской р. |
Средний р. |
Женский р. |
Мн. число |
Имен. |
летний (-) |
весеннее(е) |
зимняя(я) |
осенние(и) |
Род. |
летнего |
весеннего |
зимней |
осенних |
Дат. |
летнему |
весеннему |
зимней |
осенним |
Вин. |
летнего летний(неод.) |
весеннего весеннее(е)(неод.) |
зимнюю(ю) |
осенних |
Твор. |
летним |
весенним |
зимней (ею) |
осенними |
Предл. |
(о) летнем |
(о) весеннем |
(о) зимней |
(о) осенних |
Имена прилагательные на г, к, х имеют твердые окончания, с основой на – ий, на шипящий – мягкие окончания. Только в косвенных падежах в основе притяжательных прилагательных на – ий ставится мягкий знак: медвежьей лапы, заячьего хвоста, лисьей хитрости, верблюжьем.
Различные написании этих слов наблюдаются в именительном и винительном падежах. В таблице их окончания даны в скобках.
У притяжательных прилагательных на – ин, – ов мужского, среднего рода выделяются формы именительного, родительного, дательного, винительного падежей, оканчивающиеся, как имена существительные: например, сестрино платье, отцово ружье, сестрина платья, отцова ружья (для сравнения: окно, окна).
Формы творительного, предложного падежей имеют флексии твердой разновидности: с сестриным пальто, отцовым тулупом (для сравнения: соленым, о соленом).
Как проверить безударное окончание имени прилагательного
Чтобы определить безударное окончание имени прилагательного, нужно задать вопрос от существительного, к которому оно относится.
Например, сосну (какую?) высокую, песню (какую?) тихую, лентой (какой?) бумажной; человека (какого?) высокого, тихого, днем (каким?) солнечным. Но такой алгоритм дается учащимся начальной школы.
Для учащихся старших классов важно знать все детали изучаемого правила со всеми отступлениями. Поэтому вначале нужно задать вопрос от распространяемого существительного, а потом определить род, падеж, число и тип склонения прилагательного, так как после мягких согласных в окончании вместо о пишется е, тогда как сами вопросы имеют твердую основу.
После знакомства с изученной орфограммой необходимо закрепить алгоритм определения безударного гласного с помощью упражнений из учебников русского языка или дополнительных пособий со следующими заданиями: задать вопрос, вставить пропущенную букву, выделить окончания, определить род, число, падеж.
Исключения из правила
Русский язык выделяется из всех других языков множеством исключений из нормы. Это касается и окончаний прилагательных мужского и среднего рода мягкой разновидности. Они определяются по таблице, так как не совпадают с вопросом, например, какой? синий; какого? вешнего, летнего, зимнего.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Правописание безударных окончаний имён существительных
Как правильно написать безударное окончание имени существительного
Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.
Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово – это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:
- для первого склонения – страна, земля
- для второго склонения – конь, окно
- для третьего склонения – степь
Порядок действий:
1. Определяем падеж имени существительного.
2. Определяем склонение существительного.
3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.
4. Смотрим на окончание контрольного слова – и такое же ставим в слово с безударным окончанием.
Например: от речк[…] шёл пар.
Определяем падеж – от (чего?) – от речк.. – Р. п. Определяем склонение – речка – 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже – от земли шёл пар.
Вставляем окончание: от речки шёл пар.
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И – Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание “не” с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 11,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 15,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 18,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 23,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 24,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 329,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 135,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 148,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 173,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 62,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 64,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 132,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 179,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 191,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 266,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
5 класс
Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 456,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 533,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 565,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 714,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 583,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 657,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 800,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 478,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 535,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 92,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 96,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 153,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 314,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 330,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 349,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 426,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 243,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 590,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 25,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 35,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 114,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 211,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 351,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 362,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 483,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 340,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2
Упражнение 131,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 412,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 25,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 116,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 175,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 288,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 27,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 299,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 173,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 246,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник