Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
-
проверяемые;
-
непроверяемые.
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
-
приставка;
-
корень;
-
суффикс;
-
окончание.
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова |
---|
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила. |
В качестве проверочного слова может выступать:
-
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
-
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
-
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произнесении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
-
соло́ма;
-
украше́ние;
-
при́городный.
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
-
Приставки:
-
на́дпись
-
о́тсвет
-
вы́линять
-
-
Суффикса:
-
отпили́ть
-
свежо́
-
удивле́ние
-
-
Окончания:
-
золото́й
-
трава́
-
морско́й
-
Все эти слова объединяет то, что без ударения остались гласные корня, которые слышатся плохо. По этой причине могут возникать сомнения в выборе букв «о» или «а», «е» или «и».
Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому
Мы путешествуем по миру, чтобы собрать интересные истории и написать книгу. Сегодня мы прибыли в город Небра. Здесь красиво, но где все жители?
Давай зайдем в городскую администрацию, школу и музей, чтобы найти местных. Нажимай на здания, чтобы проверить, есть ли там кто-то
Выполни задание, чтобы открыть первую точку на карте
Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути. Н
е
и
когда крупный т
о
а
рговый центр края со временем начал пустеть и прих
о
а
дить в упадок. Потеряв сн
о
а
чала статус города, а потом большую часть ж
ы
и
телей в XX веке, Чаронда опустела полностью. Сейчас в заброшенном селе, где нет телефонной связи, электричества, газа и вод
а
о
провода, прож
ы
и
вает один единственный житель. Дорог в Чаронду нет. Летом до неё можно добраться на лодке, а зимой на сн
е
и
г
о
а
х
о
а
де по озеру Воже.
Наша первая точка — портал в библиотеку заброшенного города Чаронда. Шагнув в портал, мы оказываемся в пыльном темном зале.
Приглянись, за книжным шкафом светится тайник. Что же из этого первый артефакт?
Мы нашли волшебное перо!
Сделай следующее задание, чтобы открыть вторую точку на карте →
Разбери слова по составу, чтобы открыть вторую точку на карте
апельсин
ов
ый
ноздр
и
живот
н
о
вод
Вторая точка — это тропический город Сан Жи. В доме с кодовым замком спрятан второй артефакт. А на замке — записка от бывшего владельца. Прочитай её →
Прочитай записку и найди в ней кодовое слово. Это поможет вам раскрыть второй артефакт
Чтобы обеспечить своё производство автомобилей сырьём, Генри Форд приобрёл огромные плантации гевеи вдоль реки Амазонки, из которых добывали в то время каучук — основу для создания резины. И его мечтой стала постройка там города Фордландии для обеспечения постоянного производства.
Город был запланирован для проживания 10 000 жителей, и его основали в 1928 году. Форд хотел, чтобы здесь жили бразильские рабочие плантаций и американские управляющие. В городе были построены дома, больница и школа, однако не было ни одного бара. Рабочим запрещалось курить и пить алкоголь, и из-за этого случился бунт. Сами плантации также плохо росли, а деревья постоянно болели.
Так через 6 лет мечта была заброшена. Много лет спустя внук Форда — Генри Форд II — продал эти земли, так как резину стали производить синтетическим способом, и надобность в каучуке отпала.
Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое — это
мечта
надежда
Второй артефакт — это свиток! Теперь нужно попасть в следующую точку и найти третий артефакт →
Открой третью точку на карте. Для этого расставь запятые в тексте
Древний город Крако
основанный ещё в VIII веке до н. э. колонистами
из Греции, расположился в провинции Матера в Италии . Он находился на горе в 400 метров, между лазурным морем и Апеннинскими горами.В средневековье небольшой городок процветал. В Крако раньше проживало около двух тысяч человек
однако в 1963 г. случилось землетрясение
и их пришлось эвакуировать
так как скалы под городом начали разрушаться. Скорый отъезд всех жителей сделал из прекрасного городка город-призрак.
Последняя точка — заброшенный музей города Крако. Сюда мы и должны были доставить два недостающих артефакта. А третий, чернильница, стоит прямо посреди главного зала!
Мы вернули все артефакты в музей! Это поможет школьникам вдохновиться и начать писать великие книги. А мы теперь можем вернуться домой и узнать результаты нашего приключения →
Способы проверки безударных гласных в корне
Самый простой способ для проверки безударных гласных в корне — найти однокоренное слово, где сомнительный звук будет под ударением.
Алгоритм проверки безударного гласного звука в корне выглядит так:
-
Поставить в слове ударение.
-
Выделить корень.
-
Найди гласную, которая нуждается в проверке.
-
Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:
-
Найти однокоренное слово.
-
Изменить грамматическую форму.
Пешком — пеший.
Написать — напишет.
-
-
Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная. В этом случае поможет словарь.
Методы проверки безударных гласных в корне слова:
-
Подобрать другое число. Вместо единственного — обратное, множественное и в обратную сторону.
Трава — травы.
-
Найти родственное слово по принципу «большой — маленький».
Трава — травка.
-
Подобрать уменьшительно-ласкательную форму.
Трава — травушка.
-
Найти другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие.
Трава — травяной.
Эти правила можно применять не всегда. Бывают случаи, когда ими нельзя воспользоваться — тогда можно обратиться к орфографическому словарю или выучить правила написания чередующихся гласных.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Рассмотрим оба варианта.
Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью подобранных родственных слов:
-
входи́ть — вход;
-
хитре́ц — хи́трый, хи́трость;
-
раздели́ть — разде́л;
-
загада́ть — зага́дка, зага́дочный.
Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью изменения грамматической формы слов:
-
накорми́ть — нако́рмит;
-
хвали́ть — хва́лит;
-
нога́ — но́ги;
-
зализа́ть рану — ли́жет.
Теперь мы знаем, как определить безударную гласную в корне слова.
Чередующиеся безударные гласные
В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.
Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:
-
ударение,
-
конечные согласные корня,
-
наличие суффикса -а-,
-
смыслового значения.
Корень |
Правило |
Примеры |
---|---|---|
-гар- -гор- |
Под ударением пишется А, без ударения — О. |
уга́рный, зага́р загоре́лый, погоре́лец Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь. |
-клан- -клон- |
Без ударения пишется буква О, под ударением то, что слышится |
кла́няться склоне́ние, укло́н, наклони́ться |
-твар- -твор- |
Без ударения пишется буква О, под ударением в соответствии с произношением |
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р Исключение: у́тварь. |
-зар- -зор- |
Без ударения пишется А, под ударением то, что слышится |
зарни́ца, за́рево зо́ри, зо́ренька Исключение: зорева́ть. |
-плав- -плав- |
Всегда пишется буква А, кроме двух слов: пловец, пловчиха |
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь |
-кас- -кос- |
Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях |
касание, касательная коснись, прикосновение |
-мак- -мок- |
Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость» |
макать вымокнуть, намокнуть |
-равн- -ровн- |
А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой» |
равноправие, сравнять, подровнять Исключение: равнина, уровень, поравняться, поровну. |
-раст- -ращ- -рос- |
Буква А пишется перед ст, щ, О — перед остальными буквами |
отрасти, наращенный, поросль Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав. |
-скак- -скоч- |
Буква А пишется перед к, О — перед ч |
скакалка, выскочка Исключение: скачок. |
-лаг- -лож- |
Буква А пишется перед г, О — перед ж |
полагать, облагать отложить, обложение |
-бер-/-бир- -дер-/-дир- -мер-/-мир- -пер-/-пир- -тер-/-тир- -жег-/-жиг- -блест-/-блист- -стел-/-стил- -чет-/-чит- |
Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях |
набирать — наберу отдирать — отдерешь отмирать — отмереть отпирать — отпереть стирать — стереть прижигать — прижег блистать — блестящий застилать — застелить вычитать — вычеты |
-им-/-а(я) -ин-/-а(я)- |
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- |
пережимать — пережать занимать — занять начинать — начать |
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне
Приведем примеры слов с безударными проверяемыми гласными А, О, И, Е, Я.
Буква «А» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
-
глаза́ — глаз, гла́зик;
-
частота́ — ча́стый;
-
накали́ть — накал;
-
испаре́ние — пар;
-
сократи́ть — кра́ткий;
-
плати́ть — опла́та, пла́тный;
-
окати́лась водой из ведра — ка́тит;
-
шаловли́вый — ша́лость;
-
начала́ — на́чал.
Букву «О» в корне слов проверим ударением:
-
наколи́ бабочку — ко́лет;
-
поглоща́ть — гло́тка;
-
угрожа́ть — угро́за;
-
умолять — мо́лит;
-
вышколи́ть — шко́ла;
-
топта́ть — то́пчет;
-
опоздать — по́здно
-
угомони́ть — го́мон.
Проверим букву «Е»:
-
учени́к — уче́ба;
-
обежа́ть дом — бег;
-
вперёд — спе́реди;
-
прореди́ть посевы — ре́дкий;
-
потеря́ть — поте́ря;
-
серьга́ — се́рьги;
-
освеще́ние — свет.
Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении поставим букву «е»:
-
пестрота́ — пёстрый;
-
весна́ — вёсны;
-
по́черк — зачёркнутый;
-
подвести́ — подвёл.
Буква «И» пишется в корне слов:
-
обижа́ть малыша — оби́да;
-
прожива́ть в доме — жить;
-
чистота́ в кухне — чи́стый;
-
списа́ть слова — пи́шет;
-
едине́ние — еди́нство.
Проверим букву «Я»:
-
разряди́ть ружьё — разря́д;
-
пристяжна́я лошадь — пристя́жка;
-
иссяка́ть — исся́кнуть;
-
посвятить поэму — свя́тость;
-
мячи́ — мяч;
-
увяда́ть от жары — вя́лый.
Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне
Непроверяемую гласную в корне проверить нельзя — такие слова нужно просто запомнить. Нет правил, которые контролируют их написание. Часто это могут быть слова иностранного происхождения.
Слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне:
-
собака;
-
молоко;
-
карандаш;
-
картина;
-
диван;
-
бегемот;
-
человек;
-
горшок;
-
помидор;
-
огурец;
-
стакан;
-
крокодил;
-
потолок;
-
колодец;
-
кенгуру.
Примеры слов с безударной в суффиксе
Чтобы проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом:
-
умник (ученик);
-
говядина (осетрина);
-
платьишко (домишка);
-
бездельник (ученик);
-
смелость (злость);
-
храбрость (злость);
-
воспитанность (злость);
-
громко (хорошо);
-
радость (злость);
-
апельсиновый (дубовый);
-
резиновый (дубовый);
-
медведица (сестрица);
-
совесть (злость);
-
царапина (морщина);
-
сверстник (ученик).
Примеры слов с безударной гласной в окончании
Безударную гласную в окончании прилагательных можно проверить через вопрос: какая гласная стоит в вопросе — такую и пишем в окончании прилагательного.
Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, нужно подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание пишется в проверяемом слове.
Примеры слов с безударной гласной в окончании:
-
высокого (какого?);
-
озеро (село);
-
кони (пони);
-
колено (окно);
-
синим (каким?);
-
поле (ружье).
Безударные гласные со смыслом
При изучении безударных гласных можно заметить слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу. Вот примеры таких слов:
-
отварить (варить) — отворить (открыть).
-
полоскать (полощет) — поласкать (ласка).
-
посидела (сидеть) — поседела (седина).
-
примирять (мирить людей) — примерять (мерять одежду).
-
обежать (беш) — обижать (обида).
-
слезать (слезь) — слизать (облизывать).
-
запивать (пить) — запевать (петь).
-
посветить (свет) — посвятить (святость).
-
разредить (редкость) — разрядить (разряд).
-
спешите (спешить) — спишите (списать).
-
развевается (развеять) — развивается (развитие).
Изучаем с ребенком безударные и ударные звуки, учимся проверять орфограммы
Проблемами правописания сегодня начинают заниматься уже с раннего возраста: во многих детских садах есть группы подготовки к школе, на которых малыши изучают азы грамоты – понятия буквы, звука, слога, ударения. И это не случайно, ведь эти знания необходимы первокласснику. Одна из распространенных проблем – безударные и ударные гласные звуки. Как их различать? Как проверять сомнительные гласные в корне?
Как отличить ударный звук?
Ребенку 5–6 лет часто бывает непонятно, по какому принципу мы, взрослые, отличаем ударные и безударные звуки. И наши объяснения о том, что ударный слог – это сильный, на него ставится ударение, акцент при произношении, ему могут ни о чем не говорить. Как объяснить это более понятно?
Есть простые способы:
- Попросить ребенка говорить, держа ладошку у подбородка. На каком звуке подбородок касается руки сильнее, тот – ударный.
- Объяснить, что ударный звук всегда звучит и пишется одинаково, а безударный – не всегда.
- Предложить «позвать» слово. Ударный слог будет самым протяжным, и слово при этом не искажается (кАААпуста или капУУУста?).
При этом не стоит путать понятия – «можно протянуть» и «самый долгий, потому как протянуть можно любой гласный звук – на то он и гласный. А вот ударение всегда выдает именно протяжность произношения.
И еще. Дошкольник или школьник должен четко знать, что ударный слог в любой лексеме всегда только один. И ударение падает на произносимый звук, а не на букву. Буква – это просто графическое изображение фонетической единицы.
Для усвоения и закрепления понятия ударения существуют различные игры. Например, можно произносить слоги, направляя выдох на пламя свечи. Ребенок наглядно увидит по колебаниям пламени, сколько слово содержит слогов и который из них ударный.
Можно показать малышу важность правильной постановки ударения, приведя примеры омонимов, которые пишутся одинаково, а в устной речи различимы только ударным слогом.
Увидеть, что сильная позиция иногда «плавает» по частям лексемы, дошкольник может, играя во француза (как известно, во французском языке ударная позиция строго закреплена за последним слогом). То есть ему нужно попробовать назвать разные предметы именно таким способом.
Если малыш не видит (вернее, не слышит) разницы между молОко и молокО (а возможно, просто не имеет представления о том, как правильно его нужно произносить), не торопитесь «загружать» его ударными слогами. Займитесь культурой речи, тренировкой правильного произношения слов, развитием фонематического слуха. Как можно больше провоцируйте его называть предметы или действия, в ударении которых он путается. Исправляйте, показывайте правильный пример. То есть развивайте в нем способность говорить и слышать ударение правильно. Только после этого имеет смысл объяснять ему, как «звать» слова.
Орфограмма – безударный гласный звук в корне
Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.
Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.
Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.
Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:
- различать согласные и гласные звуки;
- находить гласные в сильной и слабой позиции;
- переносить ударение с одной части лексемы на другую;
- определять, в какой именно ее части находится слабый звук;
- изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.
Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.
Какие трудности могут возникнуть?
И вот тут начинаются основные сложности. Причины частых ошибок различны, но основные из них следующие:
- ребенок не может найти в тексте слово, в котором есть безударная фонема;
- не может вычленить корень, чтобы найти в нем орфограмму;
- у него не получается изменить слово, чтобы звук стал в ударную позицию;
- у малыша скудный словарный запас, в котором отсутствуют подходящие для проверки слова.
Чтобы со всем этим справиться, помимо обязательного расширения словарного запаса, необходимо выполнять упражнения, которые решают различные задачи: учат находить слова, отвечающие данной орфограмме, пользоваться самим правилом, использовать его свободно при написании любого текста.
Если ваше чадо еще не знает, обратите его внимание на то, что буква Ё всегда обозначает ударный звук. Это поможет ему никогда не допускать ошибок в словах, которые ее содержат.
Виды упражнений
Какие же упражнения могут помочь в данной ситуации? Чем они разнообразнее, тем лучше. Направлены они могут быть на разные аспекты развития понимания орфограммы:
- Нахождение слов, подпадающих под данную орфограмму (поиск безударных и ударных фонем в разных частях слова, сопоставление графического изображения и написания фонем в слабой и сильной позиции в корне слова, поиск орфограмм среди однокоренных слов, в предложениях, различных текстах).
- Практическое применение правила – отработка умения находить проверочные слова по нужным признакам (сопоставление слов с ударной и безударной позицией фонемы в корне, выбор проверочных слов из некоторого числа однокоренных, из различных форм слова, выбор проверочного слова, обозначающего сам предмет, его признак, действие; различение проверочных слов, которые являются измененной формой слова и однокоренным словом, подбор нескольких проверочных слов).
- Общее развитие речи с упором на тему ударения (изучение однокоренных слов, развитие навыка подбирать нужное значение слова в процессе подбора к нему ряда однокоренных, изучение многозначных слов, прямого и переносного значения, антонимов, синонимов, тренировка составления словосочетаний, предложений, выполнение заданий при списывании или под диктовку).
Если родителям не удается правильно подобрать тексты для таких упражнений или организовать занятия, ребенку непонятно или неинтересно, на помощь могут прийти обучающие мультики. К счастью, качественных мультфильмов педагогического направления в Сети сегодня можно найти немало. В доступной и увлекательной игровой форме в них малыш может найти ответы на все вопросы по теме ударения. При этом информация усвоится гораздо легче, поскольку подается она не в форме скучного урока, а в виде игры с участием веселых, любознательных персонажей.
К сожалению, человеческая речь не вписывается в рамки точной науки. Это живая, подвижная система, очень многое в которой происходит по законам гармонии, чувства стиля, даже интуиции. Это не точные формулы, как, например, в математике. Наверное, именно поэтому чаще всего проблемы у детей возникают именно при изучении языка, а не вычислений. А значит, занятия по всестороннему развитию речи детей – одна из первоочередных задач каждого родителя, который претендует на звание любящего и заботливого.
Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке мы узнаем, что безударный слог – это слабая позиция для гласных звуков, а ударный слог – это сильная позиция. Научимся подбирать проверочные слова для правильного написания слов с безударными гласными, а так же пользоваться орфографическим словарём.
Как объяснить ударение
На самом деле проблемы может быть две, и они очень разные. Одна проблема: ребенок ПОНИМАЕТ про ударение, но оно у него НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. В этом случае ему ничего не надо объяснять (ведь он и так уже понимает), но надо тренировать. В конце этой статьи вы найдете упражнение, которое необходимо проделать многократно с разными словами — делать до тех пор, пока у ребенка не появится навык. Другая возможная проблема: ребенок еще слишком мал и НЕ ПОНИМАЕТ про ударение, а взрослый не знает, как это объяснить доходчиво. Первая часть данной статьи именно о таком случае: ПОЧЕМУ ребенок не понимает и КАК ему объяснить.
Казалось бы, нет ничего проще, чем объяснить ребенку про ударные и безударные гласные. Безударные гласные произносятся тихо и коротко, ударные произносятся длиннее и громче — чего тут не понять? И всё-таки многие дети понимают про ударение с большим трудом. Причиной тому оказывается конкретное мышление ребенка, которое заставляет его воспринимать каждое слово взрослого буквально.
Во-первых, дети не понимают, почему эта штука называется “ударение”. Разве мы кого-нибудь бьем, ударяем? Наверное, правильнее было бы говорить “нажимание” или “усиление”, потому что мы нажимаем голосом, делаем голос сильнее.
Во-вторых, как мы можем это ударение-нажимание-усиление поставить? У него что, ножки есть? А может, лучше было бы его посадить, или даже положить? Если взрослые всё время говорят, что ударение падает — так может пусть себе там и лежит, где упало?
Ну да, понятное дело, взрослые имеют в виду, что поставить нужно ЗНАК ударения. И поставить этот ЗНАК можно в письменном слове над какой-то буквой.
Но только вот незадача: взрослые почему-то просят ребенка поставить ЗНАК ударения вовсе не в письменном слове, но устно, в слове произнесённом, в котором нет никаких букв и потому ЗНАК поставить просто некуда. А о том, что в устном слове нужно НАЖАТЬ голосом, УСИЛИТЬ голос на каком-то звуке — об этом взрослые как-то ничего не поясняют ребенку.
Кроме того, когда взрослые пытаются объяснить ребенку, что в устном слове, например, ЛУНА ударение должно падать на гласную букву А («гласный звук А «, говорят многие взрослые) — в это время взрослые катастрофически запутывают ребенка. В письменном слове ЛУНА действительно есть буква А, и над ней можно поставить знак ударения. Однако в устном слове ЛУНА ребенок не выделяет отдельного звука А — он не произносит «лун-А», но выделяет в слове слитный слог НА, и усиление голоса начинается уже на согласной части этого нераздельного слога-слияния («лу-НА») . В устной речи ударным получается весь слог целиком. Пытаясь объяснить ребенку, что знак ударения нужно ставить над гласной буквой — взрослый сначала должен сам понимать, что это правило относится только к написанному слову, но не к устному. (Подробнее о разнице между буквами и звуками читайте статью “Буквы, фонемы, звуки, слоги”)
Так как же быть? Как объяснить ребенку про правильное ударение-нажимание-усиление, и где оно должно стоять-сидеть-лежать?
Да в общем-то всё просто. Ни один ребенок не сделает ошибки, если Вы спросите его: “Как правильно произнести слово? —
— любой ребенок безошибочно выберет правильный вариант. То есть в принципе само ударение (усиление голоса) все дети ощущают правильно, непонятны им оказываются лишь термины, которыми пользуются взрослые для пояснения.
Возьмите для тренировки любое слово, состоящее из нескольких слогов, например, слово РАКЕТА. Произнесите это слово по слогам, сопровождая произнесение каждого слога взмахом руки. Покажите ребенку, как сильно взмахивает рука на ударном слоге: раКЕта. Движения руки помогут ребенку всем телом ощутить ритмику слова. В данном слове ударение (усиление голоса) пришлось на середину слова. Теперь дайте ребенку задание, чтобы он самостоятельно придумал неправильные усиления: в начале слова (РАкета) и в конце слова (ракеТА), сопровождая это усиление голоса сильным взмахом руки. Проделайте такое же упражнение с несколькими другими словами.
Когда ребенок научится читать и будет понимать, где какая буква стоит в написанном слове, — вот тогда можно будет легко объяснить ему про ЗНАК ударения и про то, как он СТАВИТСЯ в письменном слове над нужной гласной буквой. Однако и в этом случае не каждый ребенок сразу начнет ставить ударения правильно. Потребуется многократный тренинг, описанный чуть выше, пока ребенок научится усиливать голос на нужном слоге.
источники:
http://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/udarnye-i-bezudarnye-glasnye-zvuki-znakomstvo-s-orfograficheskim-slovaryom
http://rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu/teoriya/44-kak-ob-yasnit-udarenie
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Буквы
А, О, Е, И, Я
в безударных слогах нужно проверять.
Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.
трава́ – тра́вы, гора́ – го́ры, река́ – ре́ки
Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА
Изменяю слово |
Подбираю однокоренное |
1. один – много волна́ – во́лны |
1. большой – маленький ковёр – ко́врик |
2. много – один паруса́ – па́рус |
2. маленький – большой площа́дка – пло́щадь |
3. по вопросу: где? моря́ – в мо́ре что делал? что делает? писа́л – пи́шет |
3. назови ласково зима́ – зи́мушка |
4. какой? – что? зелёный – зе́лень |
|
5. что делал? – что? пляса́л – пля́ска |
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Буквы
А, О, Е, И, Я
в безударных слогах нужно проверять.
Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.
трава́ – тра́вы, гора́ – го́ры, река́ – ре́ки
Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА
Изменяю слово |
Подбираю однокоренное |
1. один – много волна́ – во́лны |
1. большой – маленький ковёр – ко́врик |
2. много – один паруса́ – па́рус |
2. маленький – большой площа́дка – пло́щадь |
3. по вопросу: где? моря́ – в мо́ре что делал? что делает? писа́л – пи́шет |
3. назови ласково зима́ – зи́мушка |
4. какой? – что? зелёный – зе́лень |
|
5. что делал? – что? пляса́л – пля́ска |
Здравия всем! Сегодня поговорим о безударных гласных в корне слова.
Это самая частая ошибка у младших школьников и не только. Ведь слова с безударными гласными буквами встречаются очень часто, а проверить их написание не всегда легко.
В русском языке есть правила написания безударных гласных в корне слова, с помощью которых можно определить какую букву надо писать.
В соответствии с этими правилами корни разделяют на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемые ударением гласные в корне слова, которое начинаем изучать в школе с 1 класса.
Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Как подобрать проверочное слово
- Поставить слово во множественное число (если оно в единственном) и наоборот. Н: дома-дом; коза-козы.
- Если проверить надо имя существительное, то подбираем имя прилагательное. Н: вода-водный, парное – пар.
В любом случае, надо найти корень слова и осознать его значение!
Это сделать необходимо, так как существует очень много одинаково звучащих корней, которые имеют разное значение и по – разному пишутся.
Тест. Какую букву писать А или О
Молодцы!
Для самостоятельной работы я подготовила вам 8 карточек, с пропущенными буквами А-О. 11 карточек с пропущенными буквами Е-И-Я. Напишите слова, найдите корень, подберите проверочные слова.
А-О
1. П…рное, п…стух, р…6еть, к…шачий, с…рняк, кр…льчиха, н…винка, н…сишко, пл…дородный, ск…зать, н…чник, скв…речник, за…стрить, упр…влять, п…чтальон, р…дители, В…силий, с…довник, см…треть, с…рняк, к…менистая, ст…рик, т…йник.
А – О
2. В…ренье, в…лчата, к…чели, д…вно, скв…рцы, гл…зной, г…ра, др…зды, г…стинец, В…лентин, гр…ница, г…рняк, д…леко, н…га, д…машний д…ждливый, ч…сы,
д…лжник, , д…чурка, ж…рища, В…рвара, козлёнок, з..л…тистый, к…тушка, д…рить, оп…дают, нав..днение, исп…ряют.
А-О
3. С.лонка, Ан…стасия, ст..ловая, к…мок, тр…па, под н…гами, б…бры, стр…ение, т..нцевать, с…сновый, зап…х, тр…винка, похв…ла, х..рек, тр…стинка, х…ровой, пл…тина, хр…брец, хл…пушка, оч…рование, ч…стокол, прош…гать, ст…рожка, вых..д, спр…сил.
А-О
4. В…лить, ск…листый, нак…лол, хв…инки, т…нул, охр…няют, д…ска, в…лосок, попр…вляют, зат…ился, …зера, стр…на, мур…вьи, хл…п…тливые, пов…p, нап…лняет,
к…тать, зв…нок, п…хучие, к…ньки, пл…щадка, пог…л..дать, Ек-..терина, к…ссир, в…жак, зн…чок.
А-О
5. Пож…лей, кр…савица, м…стерят, зав…лил, к…лючки, ст…ит, б…льной, т…скали, выс…хли, ж…ра, ут…пают, м…хнатый, кр…снеет, п…левая, Н…талья, п…хали, г…рбы, сп…сение, м…лчат, дог…дались, по кр…ям, …куньки, в б…ру, г…ревать,в…лчата, тр…стники, сл…мался, К…нстантин.
А-О
6.На пл…тах, Н…дежда, кр…ты, зл…дей, д…лёкий, дост…ют, б…евик, с…жают, л… шадка, к…ток, л…скает, кл…довая, д…брота, л…пата, сп…дает, пос…дим, д…мишко, к…силка, т…щил, к…чать, б…лезнь, х…л…да, зас…рять, м…тушка, м…шкара, ч…совщик, хл…почут, к…рмушки, спр…ведливый, ч…родейка, хв…сты.
А-О
7. К…вер, б…льшой, ус…дил, вр…чи, п…ра, п…ют, л…дошки, ухв…тились, в…лнушки, к…лючие к…мочки, см…ла, г…л…ва, к…за, к…зался, м…лыши, под…рить, ш…рфы, п…ляны, П…лина, гр…чи, кр…ты, ст…лбы, ск…льзить, уп…лзал, р…са, Ст…нислав, дв…ры, жур…влиный к…сяк, ч…совой, хр…брец, зав…рил, р…дился.
А-О
8. Г…лодный, бр…дить, зам…лчала, м…ря, уг.. .стили, р…дная, п…роход, пол…вить, разн…сить, сл…ва, др…чливый, с…виный, Т…тьяна, пок…залась, тр…ва, сч…стливый, нев…д, х…теть, х…дули, тр…вяной, уст…реть, х…лмы, п…ясок, …вчина, М…рия, н…чевать, покр…шить, расп…шонка, зв…нить.
Е-И-Я
1. Гр…бной, в…сна, р…бина, оз…ро, л…док, с…стра, л…сной, б…льчата, д…ла, зв…рьки, ч…сло, гн…здо, стр…жи, ч…тыре, стр…ла, цв…тной, св…ча, м…сной, ш…рокий, д…твора, усп…вать, ч…тать, поч…рк, ч…стота, ц…почка, оц…нить, з…мля, з…рносклад, з…ркальный, ц…ркач.
Е-И-Я
2. Ц…нтральный, цв…тник, нат…нул, т…жёлый, з…мля, Ал…ксей, с…дит, потр…сение, с…нева, тр…скотня, т…шина, т…чение, п…тье, т…мнота, р…довой, т…рпеть, ст…кло, сн…гирь, тр…щит, т…пло, приц…пил.
Е-И-Я
3.Сл…дить, в…ртеть, …довитый, л…дник, л…стопад, с…рдечко, кр…чать, кл…вать, з…мовщик, Гр…горий, зел…нь, разъ…дать, св…стун, Св…тлана, ч…нить, л…жачий, с.лач, св…нина, св…тлеть, св…рло, передв…гают.
Е-И-Я
4. По…с, об…жает, п…так, осв…щали, л…нейка, з…мной, ж…на, обл…тела, р…чистый, р…звиться, выр…зать, п…тнистый, задр…мал, пч…линый, выпр…мить, взгл…нул, зв…ринец, л…пили, на б…р…гу р…чушки.
Е-И-Я
5. Пл…сать, пл…чистый, п…сатель, п…вец, созр…вает, н…зина, сп…шат,
л…стопад, нар…дились, дов…рять, прип…кает, оп…риться, од…ночество, кор…нь, м…ровая, об…зательно, зм…я, в…зание, разд…валка, м…довый, л…карство, ул…тают, про…грать, л…сник, изв…нять, об…жать, С…мен, п…лить, п…тёрка.
Е-И-Я
6. Д…сяток, разгл…деть, …здиться, вр…дитель, вр…мена, ч…жи, в…ртеть, д…нек, повстр…чали, М…хаил, пов…зжать, в…сеть, гр…да, в…щица, в…черний, изв…щать, тр…скучий, л. ..нивая, в…твистый, в…ршина, дов…рять, нас…комое, в..с.лить, в…снушки. в…занки, зв…з-
допад, осв…тил.
Е-И-Я
7. Заб…вать, б…лить, св…нья, нап…сал, д…ржал, см…льчак, св…зать, л…жит,
в…шневый, Л…НИВЫЙ, кл.. .новый, заскр…пели, пор…дел, л…дяной, выв…ла, л…дяная, р…веть, стр…жи, гр…знить, защ.-.щать, объ…снвл, про ч…тал, л…сточки, Ел…завета, ж…лток, прож…вать, пролс.вать, зам…р-
зает, при…зжать, ст…на.
Е-И-Я
8. Ч…рвяк, р…6ина, скр…пучий, р…бит, от…желели, скр…пач, пол…лись, по с.лу, выгл…нет, р…ка, вып…л, в ст….пи, сн…га, шм…ли, л…ства, ст…на, в л…су, приближение, ср…зать, с.няк, т…нистая, ж…лой, уд…вительно, В…ктория, по…вилось, изменилось, св…тает, перел…валась, подг…бают, зам…чание, пр…мая, дл…на.
Е-И-Я
9. Расп…вают песни, м…тель, б…гут, пт…нец, п…рина, оч…щают» н…беса, прил…пила, п…рнатые, т…мнота, осв…жает, в…дны л…са, ж…льё, пе-редв…гает, З…наида, д…тишки, р…чная, п…щат, м…стечко, л…сичка-с.стричка, св…ча, ш…рокая, л…зала, зар…дить, гр…бок, согр…вает.
Е-И-Я
10. Ож…вают, ш…повник, закр…пили, на щ…ках, ч…рника, по…вилась, с…неет, кл…сты, зацв…тает, сб…гают, б…лить, б…дняга, прибл…жаться, ч…татель, б…дняк, б… лобровый, тр…щание, сн…жинка, отт…пель, ст…кольщик, сн…говик, сл…допыт, вып…чка, л…докол.
Е-И-Я
11. Св…стит, пров…рять, св…тлячок, Ст…пан, обл…гчить, пос.дел от горя, л…чить, зв…здолет, прив…дение, в…сенний, дов…рять, прибл…жается, П…трович, зал…вал, подт…нули, пос.дел на лавке, взъ…рошенный,
прос.ка, пригр…вает, подз…мелье, пл…скались, разъ…ренный, зап…вал.
Если вам понравилась моя статья, напишите комментарий, поставьте лайк. А так же я приглашаю вас ко мне на канал Вместо репетитора Елена Викторовна, где есть много полезных роликов в помощь родителям и детям. Буду рада встрече с вами! Всем добра!
Конспект урока по русскому языку
1 класс
Урок № 74
Тема: Проверяем написание гласных и согласных.
На этом уроке
Вы узнаете:
- Как проверить безударную гласную
- Как проверить звонкие и глухие согласные в слове
- Правописание словарных слов
- Самостоятельно находить незнакомые слова и смотреть их правописание в орфографическом словаре
Ключевые слова:
Слово, проверяема гласная, непроверяемая гласная, словарное слово, словарь русского языка, правописание, согласная, парные согласные, звонкие и глухие согласные.
Урок посвящен изучению слов русского языка. Учащиеся научатся узнавать слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне; а также проверять глухие и звонкие согласные в корне и на конце слов, смогут с помощью орфографического словаря находить правильное написание слов..
Основное содержание урока
- Как вы уже знаете в русском языке есть ударные и безударные гласные.
- Существуют парные согласные по звонкости-глухости. В написании которых мы можем ошибиться тоже.
- Вспомним, что существует два способа проверки безударных гласных в корне
1. подбор родственных слов: возду́шный — во́здух;
Слова появляются под диктовку диктора
соли́ть — соль; закрепи́ть — кре́пкий; возду́шный — во́здух; весёлый — ве́село; зелене́ть —зе́лень, зелёный;
2. изменение формы слова:
волна́ — во́лны;
вода́ — во́ды;
- Существует три способа проверки согласных.
Следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н.
Под слова диктора появлется ряд словосочетаний:
просьба – просить
низкий – низок
лёд – ледовый
А каким образом можно изменить слова?
- В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:
глаз – глаза
цепь – цепи
сосед – соседи
берег – берега
- Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:
блузка – блузки – (нет) блузок
шляпка – шляпки – (нет) шляпок
Разбор типового тренировочного задания
- Определи, на каких изображениях показаны слова с проверяемой безударной гласной в корне, а на каких – нет. Перенеси картинки в соответствующие столбцы.
Слова с проверяемой безударной |
Слова с непроверяемой безударной гласной |
Название файла с изображением к вопросу:
Картинка 1
Картинка 2
Картинка 3
Картинка 4
Картинка 5
Картинка 6
Ответ:
Однозначные слова |
Многозначные слова |
Картинка 1 Картинка 2 Картинка 3 |
Картинка 4 Картинка 5 Картинка 6 |
2) Выберите один правильный вариант ответа:
Сколько есть вариантов подбора проверочного слова для согласных?
- 1
- 2
- 3
- 4
Ответ: 3
3) Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.
…… цветёт весной.
Мама сделала …… из огурцов.
Зимой идёт……
…… намело во время пурги.
После драки под глазом……
…… сена убрали в поле.
Ответ: Сад цветёт весной.
Мама сделала салат из огурцов.
Зимой идёт снег.
Сугроб намело во время пурги.
После драки под глазом синяк.
Стог сена убрали в поле.