Как найти безударные слова в тексте

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

ЕГЭ. Русский язык. Как выполнить задание № 9. Безударные гласные в корнях слов. РЕКОМЕНДАЦИИ.

ЕГЭ. Русский язык.

Как выполнить задание № 9.

Безударные гласные в корнях слов.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Выполнение любого задания начинается со знания правил, поэтому выучите все корни с чередованием, запомните их правописание, запомните все исключения. ТЕОРИЯ ЗДЕСЬ.
  • Внимательно прочитайте задание. Так как есть ТРИ типа безударных гласных в корне, то будет предложено три разных варианта вопроса.
  • На экзамене большую роль играет скорость выполнения задания, поэтому используйте метод исключения (см. ниже, как это делать).
  • Обязательно проверяйте каждый ответ, на это времени не жалейте.

Примеры выполнения задания № 9.

Пример № 1. Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) перекликаться, подсветить, уплотнить

2) доставаться, задрожала, многоголосье

3) шедевр, пятнистый, считать

4) блистательный, запереть, стекло

5) водоросли, подгореть, надерёт (уши)

Образец рассуждения.

Методом исключения «убираю» хотя бы одно слово из ряда НЕ по правилу.

3) шедевр – непровер. гл.

4) блистательный – черед. гл.

5) водоросли – черед. гл.

ОТВЕТ:

1) перекликаться (оклИкнуть), подсветить (свЕт), уплотнить(плОтный);

2) доставаться (достАться), задрожала (дрОжь), многоголосье (гОлос).

Ответ: 12.

Пример № 2. Безударная непроверяемая гласная в корне слова.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) аристократ, министерство, дивизион

2) озаряться, просмотреть, морячок

3) выскочка, деревья, выстелить

4) приоритет, горизонт, стратегия

5) расстилается, прикасаться, умиротворение

Методом исключения «убираю» хотя бы одно слово из ряда НЕ по правилу.

2) озаряться – черед. гл.;

3) выскочка – черед. гл.;

5) расстилается – черед. гл.

ОТВЕТ.

1) аристократ, министерство, дивизион

4) приоритет, горизонт, стратегия

Ответ: 14

Пример № 3. Безударная чередующаяся гласная в корне слова.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) дивизия, солдат, отпереть

2) касание, передвижение, степная

3) натереть, росток, подрастает

4) обещавший, голова, поклониться

5) растение, прилагательное, скакать

Методом исключения «убираю» хотя бы одно слово из ряда НЕ по правилу.

1) дивизия – непровер. гл.,

2) передвижение (двИжется) – провер. гл.,

4)голова (гОловы) – провер. гл.

ОТВЕТ:

  1. натереть, росток, подрастает;
  2. растение, прилагательное, скакать.

Ответ: 35

Ещё несколько рекомендаций.

  • «Убирая, исключая» из каждого ряда слово по другому правилу, выбирайте то, в котором вы точно уверены.
  • Не путайте корни с чередованием с похожими на них словами в которых корень пишется так же, но не является чередующимся, так как имеет совсем другое значение.

Простой пример:

Гореть, горный.

В обоих словах корень —ГОР, но в слове ГОРЕТЬ – это чередующийся корень (загар), а в слове ГОРНЫЙ – проверяемый – гОры.

  • Если по заданию нужно найти ряды с проверяемыми или непроверяемым гласными в корнях, то верными будут слова, в которых есть хотя бы одна данная гласная.

ПРИМЕР .

Министерство.

1)В слове есть проверяемая гласная в корне:

Министерство – минИстр.

2)В слове есть непроверяемая гласная в корне:

Министерство.

Вывод: данное слово подойдёт при выполнении задания и на проверяемую, и на непроверяемую главную в корне.

источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/proveriaemye-bezudarnye-glasnye.html

http://poznaemvmeste.ru/index.php/teoriya-obobshchenie-po-temam/9-pervyj-poslednij/2770-ege-russkij-yazyk-kak-vypolnit-zadanie-9-bezudarnye-glasnye-v-kornyakh-slov-rekomendatsii

Что делать, когда ребенок не видит безударные гласные в словах, пишет диктанты, как придётся, проверочные слова не подбирает, делает много ошибок на это правило? Расскажу в этой статье по возможности понятным языком, объясню в сказке, дам лёгкую методику подбора проверочных слов.

Обычно такие проблемы бывают у детей в начальной школе. Это связано с тем, что ещё нет грамотности, присущей взрослым, нет орфографической зоркости, низкое внимание, маленький словарный запас, нет начитанности.

Я буду говорить о безударных гласных в корне слова. В других частях слова буду рассматривать в следующих статьях.

Что такое безударная гласная и почему ее надо проверять

Иллюстрации автора
Иллюстрации автора

Проверяемые безударные гласные в корне слова  — это гласные, которые проверяют ударением, подбирая родственные слова или изменяя форму слова. Проверяют их, потому что это опасные места в слове, в них можно сделать ошибку.

Например, на картинке девочка написала “сасна”. Это неправильно. Есть проверочные слово “сосны”, где буква “о” будет под ударением. Значит, пишется “сосна”.

Сказка про волшебный молоточек

Проблемы с безударными гласными: не вижу, не проверяю. Мама-учитель поможет, расскажет понятно, наглядно, со сказками

Жили-были в королевстве Русского языка гласные звуки: а, о, у, э, и, ы. И был у них царь, у которого был волшебный молоток. У молотка этого было имя – Ударение. Какой гласный звук царь молотком ударит, тот запоёт громко, чётко, звонко и сильно. Их назвали ударными звуками.

Только звуки, которых не били молотком, очень загрустили. Они были безударными. От обиды, что царь их не замечает и не стучит по ним волшебным молотком, стали они специально путаться и делать ошибки в словах. Были “коты”, а стали “каты”, была “лиса”, а стала “леса”. Не понравились царю такие ошибки. Решил он безударных пожалеть. Подарил он им волшебные молоточки с условием, что они будут ударять ими звуки в однокоренных словах. Эти слова стали называть проверочными.

Только некоторые гласные звуки сказали, что им и так хорошо, и не приняли царский подарок. С тех пор слова, в которых стоят эти гордые гласные звуки, называют словарными. К ним нельзя подобрать проверочные слова. Их просто надо запомнить.

А все остальные безударные гласные искали по королевству себе такое родственное слово, которое можно ударить молоточком Ударением. И никаких ошибок в словах они уже не делали.

Как проверять безударные гласные в корне слова. Лёгкие способы

1. Перечитайте сказку, представьте себе волшебный молоток. Пусть ребенок возьмёт воображаемый молоток в руки и начнёт бить им по корню слова, а именно в то место, где гласный в опасной позиции. Например, проверяем слово “…кно”

  • сначала ищем корень. Это “…кн”.
  • Бьём молоточком по корню “Акн” – не подходит. “Окн”, сразу просится с языка слово “окна”. “Окна” будет проверочным словом.
  • Значит, окно пишется через “о”.

Молоточек помог. Таким способом тренируемся находить проверочные к другим словам с безударными гласными. Выполняем упражнения, пишем диктанты, списывания.

2. Чтобы правильно написать гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы сомнительная гласная была под ударением:

  • Существительные заменяем формой слова другого числа или уменьшительно-ласкательной.

Например, единственное число проверяем множественным:

Нога – ноги

Гора – горы

Село – сёла

Множественное число проверяем единственным:

След – следы

Леса – лес

Дома – дом

Называем ласково:

Скворец – скворушка

Ковёр – коврик

Подавляющее большинство слов проверяется изменением формы числа. Научите этому приёму ребенка, и тогда у него не будет проблем с подбором проверочных слов. Есть, конечно, слова, которые нельзя проверить по этому способу. В этом случаем подбираем однокоренные слова до тех пор, пока гласный в слабой позиции будет слышаться чётко.

  • Прилагательные проверяем краткой формой или однокоренным существительным:

Большой – больше

Тяжелый – тяжесть

Так проверяются подавляющее большинство прилагательных.

  • Глаголы проверяем глаголами настоящего времени или существительным/прилагательным

Бороться – борется

Темнеет – тёмный

Осветил – свет

Чтобы ребенок видел во время диктанта, что в конкретном слове есть безударная гласная, которую нужно проверять, нужно много тренироваться. Он должен чувствовать безударные гласные, а это нарабатывается упражнениями. Нет другого способа и нет волшебной палочки, с помощью которой все слова ребенок начнет писать сразу правильно. Это регулярные, длительные тренировки. Помимо тренажёров, где надо вставлять пропущенные буквы, важно давать диктанты с большим количеством безударных гласных. Но в самом начале пусть учится подбирать однокоренные слова и изменять форму слов. Именно это и является самой большой трудностью для ребенка в данной теме.

Ставьте “лайк”, если было полезно. Подписывайтесь.

Как найти безударную гласную в корне слова?

Как определить, что:

1) Это проверяемая безударная гласная?

2) Это непроверяемая безударная гласная?

Как известно, под безударными гласными понимаются такие гласные звуки, на которые в слове не падает в ударение. В связи с этим, безударные гласные находятся в “слабой” позиции и возникает необходимость их проверки.

При этом безударные гласные могут находится в любой части слова – приставке, корне, суффиксе или окончании.


Чтобы найти (определить) безударную гласную в корне слова, нужно:

1) Выделить в слове корень.

2) В корне может находиться как одна безударная гласная, так и несколько. Все гласные, на которые не падает ударение, будут безударными.

3) Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренные или родственные слова, в которых этот гласный звук будет находится уже в ударной (сильной) позиции.

4) Если не получается подобрать однокоренные слова, то эта безударная гласная будет непроверяемой. В этом случае слово, содержащее непроверяемую безударную гласную в корне, будет словарным – его правописание нужно запомнить.

5) Если такую гласную можно проверить с помощью однокоренных слов, то она будет называться проверяемой.


Рассмотрим на нескольких примерах, как можно определить безударную гласную в корне.

1) Опозда́ние.

Корнем слова будет “позд” – так как однокоренными словами в данном случае являются “поздно”, “поздний”.

В корне имеется безударная гласная “о” (ударение падает на букву “а” в суффиксе), её нужно проверить (так как непонятно, что писать – “о” или “а”).

Это можно сделать с помощью вышеуказанных однокоренных слов, в них данная гласная находится в ударной позиции:

по́здно.

Таким образом, в корне слова “опоздание” имеется безударная гласная “о”, которая является проверяемой.

2) Тетра́дь.

Корень слова – “тетрадь”, однокоренные слова – “тетради”, “тетрадный”.

В корне имеются 2 гласных звука – ударная гласная “а” и безударная гласная “е”.

При этом данную безударную гласную никак проверить нельзя, так как нет однокоренных слов, в которых она находилась бы в сильной позиции:

тЕтра́ди, тЕтра́дка, тЕтра́дный.

Значит, безударная гласная “е” в корне слова “тетрадь” – непроверяемая, а само слово будет словарным.

модератор выбрал этот ответ лучшим

Для того, чтобы найти безударную гласную в корне слова, нужно сначала определить, на какой слог ( и, соответственно, гласную букву падает ударение ). В русском языке ударение, как правило, падает только на один слог в слове.

Гласная буква в ударном слоге будет ударной, все остальные гласные данного слова будут безударными.

Далее, слово нужно разобрать по составу или, хотя бы, выделить корень. Если безударная гласная стоит в корне слова, мы ее нашли. Бывает, что в корне слова попадается не одна безударная гласная, а несколько ( если в корне много слогов, ударение не падает на корень слова ).

Когда безударная гласная ( безударные гласные ) в корне слова определены, нужно разобраться с их написанием. Здесь возможны три варианта:

  1. Это безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. В данном случае к слову можно будет подобрать проверочные слова ( однокоренные или словоформы ), в которых ударение будет падать на вызывающую сомнение гласную, она будет ударной ( в сильной позиции ). Например, трава – в корне слова буква а безударная, но в форме множественного числа ( трАвы ) ударение падает на корень значит словоформу травы можно взять как проверочное слово, а орфограмма а в данном случае – безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
  2. Это безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. К слову нельзя подобрать такое проверочное слово, чтобы в нем ударение падало на эту гласную букву. Такие слова, к которым нельзя подобрать проверочные, называются словарными. Нормы их правописания закреплены в орфографических словарях русского языка. Написание словарных слов следует запомнить, например, мАгАзин, лИмон, мЕтро ( безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением, выделены большими буквами )и огромное количество других слов.
  3. Это безударная буква в корнях с чередованием рос-раст/ращ, лож-лаг, бир-бер, мир-мер, гор-гар и некоторых других. В этом случае правописание безударной согласной в корне зависит от суффикса за корнем, значения корня, согласной на конце корня и т.д.: рОсли-рАстение, полОжить-прилАгать, собИрать-собЕру и пр.

Rogne­da
[416K]

5 лет назад 

Как найти безударную гласную в корне слова, имеется подсказка в самом вопросе.

Если безударная гласная находится в главной морфеме слова, то логично выполнить первый шаг: слово следует разобрать на минимальные значимые части – морфемы.

Разобрав слово по составу, найдем главную морфему в нем. Чтобы правильно выделить корень, подбираем родственные слова, например:

гора, горка, горочка, горный.

Значит, в слове “гора” – корень “гор”.

Второй шаг – поставить в слове ударение.

Убедимся, что оно падает на гласный приставки, или суффикса, или окончания или гласный в корне, если их несколько. Один гласный корня окажется в слабой фонетической позиции – без ударения.

Например:

слово “увлечение” имеет морфемный состав:

увлеч-Ени-е – корень/суффикс/оконч­ание.

Ударение падает на букву “е” в суффиксе. По этой причине неясно слышится второй гласный корня, обозначенный буквой “е”. Чтобы правильно написать это существительное, подберу родственное слово “увлечь”, в котором ясно слышится проверяемый гласный.

В слове “гора” безударный гласный проверим, изменив форму слова или с помощью родственных слов:

гора – гОры, гОрка.

Имеем в виду, что ряд слов имеют в корне непроверяемые безударные гласные. Как ни изменяй форму слова или как ни подбирай к ним родственные слова, ударение не переходит на проверяемый гласный. Это так называемые словарные слова:

аромат, бархат, балкон, габарит, карниз, комедия, багровый, лазурь, калач и пр.

Чёрна­я Луна
[265K]

5 лет назад 

Все буквы алфавита делятся на гласные и согласные. Гласными будут те, которые можно пропеть, в русском языке это: а,е,и,й,о,у,э,ю,я. Ударение в слове создает протяжный звук на одной гласной, так ее можно легко определить. Но слово редко состоит только из одной гласной, т.к. в словах несколько слогов и на них слова делят именно гласные. Поэтому помимо ударной гласной в слове могут быть еще и несколько безударных. Поэтому для того, чтобы найти безударную гласную, надо найти сначала ударение, следовательно, все оставшиеся гласные будут безударными.

Безударные гласные могут находиться, в том числе и в корне. Корень – это основная часть слова, которая связывает данное слово с другими словам из этой семьи слов, которые будут схожи между собой по лексическому значению и будут называться однокоренными. Например, корень -холод-, однокоренные слова, похожие по лексическому значению будут: холодильник, холодный, холода и др.. Поэтому вторым шагом будет выделение корня, методом подбора однокоренных слов.

В корне могут быть несколько гласных, а под ударение попадает только одна, а может и не одной и гласная, на которую падает ударение окажется в другой части слова. А безударные гласные не слышатся отчетливо, поэтому при написании слова в них можно совершить ошибку. Допустим, слово “лебединый”, ударение на букву -и-, она находиться в суффиксе, в корне -лебед- нет не одной ударной гласной. Две “е”, в первом и втором случае остались без ударения и не слышатся, поэтому можно написать слово неправильно.

Чтобы не совершить ошибку при написании безударных гласных, подбираем однокоренные слова, где безударная гласная в корне попадает под ударение. Это одна из важных причин по которой надо уметь определять ударные и безударные гласные. К слову “лебединый”, проверочными словами к безударной гласной, в первом и во втором случае, будут: лЕбедь и лебЕдушка.

lady v
[639K]

4 года назад 

Чтобы найти безударную гласную в корне слова прежде всего следует выделить в слове корень. То есть мы должны найти однокоренные слова, по которым можно судить, какой именно корень в нужном слове.

После того, как корень выделен, мы определяем ударение в слове. Ударение в слове только одно, хотя в сложных словах имеется вторичное ударение, но это иной случай, там и корней несколько.

Если одна или несколько гласных в корне оказываются безударными, то есть ударение на них не падает, то они считаются находящимися в слабой позиции, при их написании возможны ошибки.

Поэтому такие гласные следует проверить или попытаться это сделать. Проверка осуществляется постановкой сомнительной гласной под ударение, то есть поиска однокоренного слова, формы слова, в которой данная гласная будет в сильной позиции.

Если поставить гласную под ударение не получается, то она считается непроверяемой и тогда правописание слова следует смотреть в орфографическом словаре и запоминать.

Пример. Дано слово Вершины. Ударение в нем падает на второй слог. Корнем оказывается морфема Верш-. Гласная Е в этом корне безударная, но проверяемая. Мы просто находим однокоренное слово Верх и она встает под ударение.

Dilya­ra K
[5K]

5 лет назад 

В русском языке ударение может падать на любые слоги в словах. Тот слог, куда падает ударение считается ударным. Тот куда ударение не падает – безударным и требующим проверки на правильность написания гласной, так как может писаться одна буква, а слышаться – другая.

Чтобы найти безударную гласную в корне слова, приведем несколько примеров.

Слово “становИться”. Ударение падает на “и”, вторая гласная слышится как “а”, она является проверяемой безударной гласной. Корень слова “станов”, обе гласные в корне безударные. Чтобы удостовериться в правильности написания второй гласной подберем проверочное слово, где ударение будет падать на проверяемую гласную. Это слово “станОвится”, теперь уже точно понятно, что там должна быть буква “О”.

Слово “тулУп. Ударение падает на второй слог, корень слова “тулуп”. В данном случае первая гласная “у” будет непроверяемой безударной, так как нет проверочного слова, чтобы ударение падало на первый слог. Написание такого слова необходимо запомнить

Kosic­hka
[18.1K]

5 лет назад 

В первую очередь стоит выяснить, не относится ли слово к словарным, где просто невозможно проверить гласную в корне, а также не относится ли слово к тем, где гласные чередуются. В третьем случае как раз и сможем найти безударную гласную, если ее можно проверить ударением при помощи проверочного слова с таким же корнем.

Только и здесь есть загвоздка, так как бывает, что правописание гласной будет зависеть от идущей следом согласной, наличием суффикса “а”, в следствие чего можно запутаться и думать – писать в безударном положении “е” или “и”, например.

забИрать – забЕру

Теперь находим безударную гласную путем проверки ударением:

КофЕйный. Ударение падает на “е”, а нам нужно проверить первый слог – пишется через о или а. Вспоминаем проверочное слово “кОфе”. Значит, пишем через “о”, которая является безударной гласной.

Прежде всего надо вспомнить как делается морфемный анализ слова (разбор по составу) и разложить слово на минимальные значимые части. Выбираем корень слова. Определяем сколько в нем согласных. Теперь произносим слово вслух заостряя внимание на букве которая попадает под ударение и делаем вывод какие гласные в корне слова безударные. Само собой, что ударная гласная не ставится под сомнение, а проверять нужно безударную. Для этого меняем форму слова, так что бы эта буква встала в твердую позицию и стала явно слышимой. Если мы подобрали такое слово, значит наша безударная в корне слова проверяемая, если нет, то не проверяемая.

TheSu­n
[2.3K]

3 года назад 

Чтобы определить безударную гласную в корне слова прежде всего необходимо понять, какая часть слова является корнем.

Затем произносим слово, если ударение падает на корень, тогда гласная будет отчётливо слышаться и в её правописании не будет сомнения.

Если нет, то гласная безударная и для её проверки необходимо подобрать однокоренное слово, чтобы она стала слышимой. Такая гласная называется проверяемой.

В том случае, если гласную проверить нельзя, тогда правописание слова нужно запомнить.

Барха­тные лапки
[382K]

3 года назад 

Для начала нам нужно выделить корень слова, потом смотрим сколько гласных в корне (чаще всего это одна или две гласных, но конечно бывает и больше).

Далее нам нужно подобрать для проверки однокоренное или родственное слово. Если такого нет, значит слово относится к словарным, правописание такого слова стоит запомнить.

Если же мы находим проверочное слово, значит такая согласная будет проверяемой.

Знаете ответ?

Какие гласные русского языка называются безударными, на какие три группы они делятся и как их правильно проверять

Оказывается, проверять надо не только ударением.

9 417

Гласные без ударения в лингвистике

Безударные гласные – это все гласные слова, на которые не падает ударение. В русском языке ударение в словах падает на какой-то один звук – найдите его, остальные будут безударными.

Пример: в слове “достопримечательность” ударный – А, безударные: О, О, И, Е, Е, О.

Когда мы произносим гласные без ударения, мы сокращаем их и иногда даже меняем. В лингвистике этот процесс называется редукцией.

Редукция бывает количественная и качественная. В первом случае гласный просто сократился, но не изменился, поэтому сложностей в правописании нет. Количественному изменению подвергаются У, И, Ы. В словах типа облУпить, мИнута, крЫсенок у нас не возникает вопроса, какую букву писать.

А вот когда редукция качественная – мы “не слышим”, нужный звук. Например, в слове “молоко” между М и Л мы слышим не О, не А (мы не говорим мОлОко, как бабушка в деревне, и не говорим мАлАко, как в белорусском языке) – там вообще непонятно что.

Чтобы написать правильную букву, ее надо как-то проверить – возникает орфограмма.

Но вопрос в том, как правильно проверять? Сначала надо определить тип безударного звука.

Какие они бывают

Выделяется три типа:

  1. Проверяемые – можно проверить ударением.
  2. Непроверяемые – нельзя проверить никакими способами, надо запомнить.
  3. Чередующиеся – надо знать правила чередования.

Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.

Совет: сначала всегда меняйте единственное число на множественное и наоборот. Обычно это самый быстрый способ проверить орфограмму.

Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.

Внимание. Проверять таким способом можно только родственные слова. То есть лексическое значение слов обязательно должно быть общим: лесник от слова “лес”, “домовой” от слова “дом”, “водолаз” от слов “вода”, “воды”.

Слово “водитель” нельзя проверять существительным “вода”. У них абсолютно разное лексическое значение. “В…дитель” проверяется глаголом “вОдит”.

Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.

Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.

Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.

На уроке в школе так объяснять нельзя, потому что “работа” и “раб” в современном русском – не однокоренные, работа перестала быть уделом рабов. Но на экзамене, на самостоятельной или просто при работе с текстом такое объяснение вполне сгодится.

Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.

Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.

Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.

Пример правила на чередование. Если после корня -к..с- есть суффикс “А” – в корне пишется А, если нет – О: кАсАние, прикОсновение.

Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.

Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.

Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе

Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как [а]: “вода” – [вада’].

Э без ударения всегда обозначает [и]: “весна” – [в’исна’], “пепел” – [п’э’п’ил]. Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.

И, Ы, У не меняются.

Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – [м’ит’о’лка], племя – [пл’э’м’а].

Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.

Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?

Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ–2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Напишите свой e-mail здесь – я отправлю вам четыре книги в одном архиве в высоком качестве.

Немного теории из высшей школы

В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.

Все слоги в словах делятся на четыре группы:

  1. Ударные – на которые падает ударение.
  2. Заударные – находятся за ударным слогом.
  3. Первые предударные – безударный слог, который предшествует ударному.
  4. Вторые предударные – слог предшествует первому предударному.

Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.

В некоторых словах может быть 3 и более предударных слога, но они не влияют на транскрипцию, поэтому не учитываются.

Теперь разбираемся с безударными гласными.

О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).

О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – [ъ].

Транскрибируем слово “молоко” – [мъл/ко’]. Транскрибируем “караван” – [кър/ва’н].

Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э – [ыэ]

Транскрибируем слово “цена” – [цыэна’]

Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – [иэ]. Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком [ь].

Транскрибируем “в пенале” – [фп’иэна’л’ь]. Транскрибируем “небеса” – [н’ьб’иэса’].

Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.

Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:

Классификация по подъему и ряду

Заключение

Сделаем шпаргалку:

  1. Безударные гласные – такие гласные слова, на которые не падает ударение.
  2. Три типа безударных гласных: проверяемые (можно проверить ударением), непроверяемые (надо смотреть в словаре и запоминать), чередующиеся (надо знать условия чередования).
  3. Количественная редукция безударных – звук произносится короче, чем ударный.
  4. Качественная редукция – звук меняется.
  5. В школе О без ударения – всегда [а], Е, Э без ударения – всегда [и].
  6. А, О после твердых в первом предударном – [/].
  7. А, О, Э после твердых во втором предударном и заударных – [ъ].
  8. Э в первом предударном – [ыэ].
  9. А, О, Э после мягких в первом предударном – [иэ].
  10. А, О, Э после мягких во втором предударном и заударных – [ъ].

Дорогие читатели, помогите мне сделать рубрику, посвященную русскому языку. Тексты на какие темы вам бы хотелось в ней видеть? Достаточно ли подавать материал, опираясь только на школьную программу, или нужно делать какие-то отсылки к высшей школе? Буду рад всем вашим отзывам и предложениям, спасибо.

( 5 оценок, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Слова с безударной гласной

Безударные гласные – это буквы, которые находятся в слабой позиции, т.е. на них не падает ударение. Такие гласные делятся на проверяемые и непроверяемые. Также есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Безударные гласные могут находиться в разных частях слова – морфемах: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне

Чтобы проверить безударную гласную в корне, подберите проверочное слово, в котором она стоит под ударением.

  • весна – вЕсны;
  • леснОй – лЕс;
  • дождлИвый – дОждь;
  • водА – вОды;
  • мировОй – мИр;
  • тяжЕлый – тЯжесть;
  • мерный – мЕра;
  • стенА – стЕны;
  • письмО – пИшет;
  • цветОк – цвЕт;
  • снежОк – снЕг;
  • голОдный – гОлод;
  • ветерОк – вЕтер;
  • ногА – нОги;
  • читАть – чИтка;
  • свидАние – вИдеть;
  • пороховОй – пОрох;
  • снегА – снЕг;
  • морскОй – мОре;
  • землЯ – зЕмли;
  • волосянОй – вОлос;
  • смешнОй – смЕх;
  • небЕсный – нЕбо;
  • святОй – свЯтость;
  • учениИк – учЕба;
  • достижЕние – достИгнуть.

Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне

Непроверяемая гласная в корне не может быть проверена. Такие слова необходимо запомнить. Их написание не контролируется правилами. Чаще всего словарными являются слова иностранного происхождения.

  • собака;
  • молоко;
  • карандаш;
  • картина;
  • диван;
  • бегемот;
  • человек;
  • горшок;
  • помидор;
  • огурец;
  • стакан;
  • крокодил;
  • потолок;
  • колодец;
  • кенгуру.

Примеры слов с чередующимися гласными в корне слова

Написание таких слов регулируются правилами. В зависимости от того, какой корень перед вами, его написание регламентируется определенными условиями (ударением, значением, конечной согласной корня, буквами после корня).

  • ложиться;
  • коснуться;
  • гореть;
  • блестеть;
  • заря;
  • стирать;
  • уравнять;
  • прикосновение;
  • отдирать;
  • блистать;
  • расти;
  • выращенный;
  • прилагается;
  • приложение.

Примеры слов с безударной гласной в приставке

Чтобы проверить гласную в приставке, нужно подобрать слово с аналогичной приставкой: гласная в приставке должна быть под ударением.

Проверочное слово не обязательно должно быть однокоренным!

  • Бестолковый (бестолочь);
  • Бессердечный (бестолочь);
  • Бездарный (бездарь);
  • Безотказный (бездарь);
  • Заморозить (заморозки);
  • Загубить (заморозки);
  • Подписать (подпись);
  • Подпилить (подпись);
  • Подшить (подпись);

Примеры слов с безударной в суффиксе

Если вы хотите проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом.

  • умник (ученик);
  • говядина (осетрина);
  • платьишко (домишка);
  • бездельник (ученик);
  • смелость (злость);
  • храбрость (злость);
  • воспитанность (злость);
  • громко (хорошо);
  • радость (злость);
  • апельсиновый (дубовый);
  • резиновый (дубовый);
  • медведица (сестрица);
  • совесть(злость);
  • царапина (морщина);
  • сверстник (ученик).

Примеры слов с безударной гласной в окончании

Безударная гласная в окончании прилагательных проверяется путем задавания вопроса в прилагательному: какая гласная стоит в вопросе, такая будет писаться и в окончании прилагательного.

Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, необходимо подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание будет писаться в проверяемом слове.

  • Высокого (какого?);
  • озеро (село);
  • кони (пни);
  • колено(окно);
  • синим (каким?);
  • поле(ружье);
  • о платье (о коне).

Безударные гласные в корне слова

Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.

В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Для безударных гласных в корне действует правило:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.

В качестве проверочного слова может выступать:

  • однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи и т.п.): дождливый — дождь, лесной — лес, повар — варка, варит.
  • измененная форма этого же слова: грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.

Непроверяемые безударные гласные

Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).

Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.

Более подробно о них можно почитать в статьях:

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).

Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения. Данное правило отрабатывается в 5 классе.

Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»

  1. Поставь в слове ударение.
  2. Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
  3. Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
  4. Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая безударная гласная (словарное слово).

Словарные диктанты

  • Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
  • Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
  • Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
  • Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара, паруса, мячи, дворы.
  • Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
  • Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
  • Вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
  • Гостил, дарил, платил, ласкал, сорил, возил, шагал, свистел, светил, кормил, бежал, читал, сказал, стоял, написал, очищал, заплатил, звонил.
  • Ворота, голова, голод, голос, волосок, дорогой, молодой, болотный, молоко, борода, морозный, город, берег, сторона.
  • Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
  • Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны.
  • Валить деревья, бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, скрипят сапоги.

Раскраски по теме «Безударные гласные в корне слова»

Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»

Карточка 1

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Избы — ..бушка. окна — ..кошечко, бревнышко — бр..вно, весла — в..сло, польза — п..лезный, заварка — в.. рить, возик — отв..зить, смена — отм..нить, норка — н..ра, весны — в..сна, петли — п..тельки, галки — г..лчата, счастье — сч..стливый, больно — б..леть, плата — упл..тить, помог — пом..гать.

2. Вставь пропущенные буквы и спиши текст.

В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.

Карточка 2

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Порядок — р..ды, вёдра — в..дёрочко, сестрин — с..стрица, озеро — . зера, уносит — н..сить, шалость — наш . лил, гости — уг..стил, скрип — скр..петь, певчий — п..вунья, пчелка — пч..ла, корешок — к..ренья, морщит — м..рщины, дальше, — д..лекий, копка — к..пать, пестренький – п..стреть, сказка – подск..зать.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Мостовая, мостик — м ..сты, сосенка, с . сновый — с ..сна, деревянный, деревья — дер..во, старенький, старик — ст..рушка, колосится, колос — к..лосья, сердечко, сердце — с..рдечный, завинтил, винтик — подв..нтить, просьба, проситель — попр..сить.

Карточка 3

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Корка -— к..ра, трость — тр..стник, почта — п..чтальон, осенний — ос..нь, клен — кл..новый, спешка — сп..шить, темный — пот..мнело, смотр — посм..трел, столб — ст..лбы, цены — ц…на, плот — пл..тина, водный — в..дяной, цвет — цв..тут, лить — пол.. вать, пилит — отп..лить, точит — нат..чить.

2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.

Карточка 4

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Совиный, совушка — с..ва, отчим, отечество — ..тец; овечий, овцы — ..вечка, подводник, водяной — в..дица, домище, домик — д..машний, охрана, сохранить — охр..нять, каток, покатый — пок..тать, откачка, качать — раск..чали.

Карточка 5

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Носик — н..сы, столик — ст..ляр, девушка — д..вица, черви —ч..рвячок, треск — тр..скучий, повозка — в..зить, починка —поч..нить, цепи — приц..пил, половодье — в..да, сторона — ст..ронка, чижик — ч..жи, сельди — с..ледка, тонет — пот . нул, наряды — нар..дить, глядя — подгл..дел, ослеп — сл..пой.

2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

Карточка 6

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Полюшко — п..лянка, ядрышко — ..дро, травушка — тр..ва, свист — св..сток, мед — м..довый, черный — ч..рнеть, чистка — выч..стить, узнали — узн..вать, море — м..ря, мостик — м..стовая, стрелка — стр..лок, бедность — б..дняк, часики — ч..совой, сброс — бр..сать, лежа — пол..жать, указка — ук..зать.

2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро. им, не страшен.

Карточка 7

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Грач — гр..чи, земли — з..мля, головы — г. лова, яйца— . ичный,писк—п..щать, гнал — выгн..л, поспешно — засп..шил, козочка — к..за, кончик — к..нец, лес — л..сник, гололед — л..дяной, походка — х..дить, защита — защ..щать, вышагивал — пош..гал, кольца — к..льцо.

2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.

Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_од, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета, в_сло, ч_сло.

Карточка 8

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Повозка — в..зы, доски — д..щечка, зернышко — з..рно, голодный — гол..д, вождь — в..жатый, ходит — перех..дил, молча — зам..лчал, загадка — отг..дать, свечи — св..ча, численник — ч..сло, слово — сл..варь, ежик — . .жи, центр — ц..нтральный, лежа—л..жать, мирный — м..рить, седенький — пос..деть.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Бобовый, боб — б..бы, сторож, сторожит — ст..рожка, дешевый, дешево — д..шевле, рябенький, рябина — р..бой, ночлег, ноченька — н .девать, стойка, стоять — пост..ять, тянут, тянучка, пот..нули, пастушок, пас — п..стух, поделка, деловой — д..ла, тепленький, тепло — пот..плело, зелень, зеленоватый — з..леный, кормушка, накормит — к . рмить, скрип, скрипучий — заскр..пел, читать, прочитанный — поч . тать.

Карточка 9

  1. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Телята, телка — т..леночек, земли,земляк — з..мляной, кройка, скроить — выкр..йка; скалы, скалистый — с..кла, бобры, бобрик — б..бровый, выгон, гонки — заг..нять, терять, потерял — раст..рял, долг, одолжи — зад..лжал, задание, задано — з..дача, колко, наколка — к..лючка, голубь, голубчик — г..лубятня, кончать, окончил — нак..нечник, лошадь, лошадка — л..шадиный, парит, парник — п..рниковый, волнение, волны — в..лновать, потерпишь, терпение — пот..рпеть.

Карточка 10

  1. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно — с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, бельевой, побелка — б..лье, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.

Карточка 11

  1. Спиши текст, исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный—объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.

Карточка 12

  1. Спиши текст, исправив ошибки.

Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.

Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны, вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.

Карточка 13

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

…— м_сник, …— л_дник, …— В_силий, … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить, … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.

2. Составь предложения со словами.

С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.

Карточка 14

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

…— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел, … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.

2. Составь предложения со словами.

К..за, ..вца, тр..ва, в..да, сп..на, стр..на, в..лна, р..га, сл..ды, п..руса, дв..ры.

Карточка 15

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

. . . — ст . на, . . . —л . цо, . . . — хол . д, . . . — кл . довая, . . . — пч . линый, . . . — з . мовать, . . . — ост . влять, . . . — зав . дить, . . . — поде . нить, . . . — стр .на, . . . — д . бро, . . . — т . рговать,. . . — м . рекой, . . . — п . стреть, . . . — пощ . дить, . . . — оп . здать, . . . — пригр . зить, . . . — фл . жок, . . . — в . ртушка, . . .— м . стовая, . . . — . сел, . . . — г . лодный, . . .— пот . чить, . . . — ск. . льзить.

2. Составь предложения со словами.

..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.

Карточка 15

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, … – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.

2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На в…стоке п…к…залась ранняя зорька.

Карточка 16

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.

2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.

Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.

Карточка 17

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница, … — попр..сить, … — нап..лить, … — … — п..ченье, … — с..мья.

2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды.

Карточка 18

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть, …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.

2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.

Карточка 19

  1. Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.

2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.

Карточка 20

  1. Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

Бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, молодой человек, сидит на вершине, далекая площадка, мохнатая борода.

2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая ш_шки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

Отварить — отворить.
Полоскать — поласкать.
Посидела — поседела.
Примирять — примерять.
Обежать — обижать.
Слезать — слизать.
Запивать — запевать.
Посветить — посвятить.
Разредить — разрядить.
Спешите — спишите.
Развевается — развивается.

Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.

Надеюсь статья была для вас полезной!

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Непроверяемые и проверяемые гласные в корне слова: список слов и примеров

Содержание:

Неясный звук может находиться в любой морфеме – суффиксе, приставке или окончании. Чаще сомнения возникают в основе. Русский язык предполагает использование нескольких правил при написании коренной части, в соответствии с которыми:

  • Безударный слог пишется, как произносится при ударении: малыш быстро развивается – полотно развевается на ветру;
  • Буквы а, о в корне совершенного глагола не проверяются несовершенными аналогами с окончаниями -ывать, -ивать: просмотреть – просматривать, проговорить – проговаривать;
  • Для проверки используется родственная форма. Ударение должно падать на сомнительную часть: протереть – протертый, заменить – замена;
  • Есть класс речевых частиц, которые проверить не получится. Нужно следовать орфографическому справочнику, запоминая написание: стакан, вагон, глобальный – проверочное слово отсутствует.

Слова с непроверяемыми гласными и согласными иностранного происхождения, названия, фамилии не меняются при склонении: Петербург – Петербурга, в Петербурге. Допускается смена окончаний.

10 слов с проверяемой гласной в корне

Проверяемая безударная в коренной части предполагает использование однокоренного аналога или изменение грамматического формата с целью анализа. В большинстве случаев сомнения возникают в выборе букв а/я, о/а, е/и. Допускается чередование в родственных альтернативах е/ё. Если в однокоренном примере присутствует ё, необходимо написать е в проверяемом варианте. Анализируемый гласный звук – 10 слов с безударной проверяемой гласной:

  • Умолять – молит;
  • Опоздать – поздно;
  • Сокращение – краткий;
  • Поглощение – глотка;
  • Рассмотрение – просмотр;
  • Освещение – свет;
  • Корректировать – корректор;
  • Понимать – понял;
  • Перевозить – перевозка;
  • Увядает – вялый.

10 слов с непроверяемой гласной в корне

Что такое непроверяемые гласные ? Это буквы, которые в родственных системах не попадают в ударный слог. Нельзя уточнить правильность написания с помощью однокоренных оборотов. Звучание является нечетким. Определить достоверную форму написания, услышав произношение, невозможно. Фонетическая конструкция не позволяет поставить корень в сильную позицию. В таком случае часть речи считается неизменной. Требуется выучить правописание, используя орфографическое пособие. 10 слов с непроверяемой гласной – пример:

Проверка гласной путем изменения слова – исключения

Исключениями из общепринятых правил считаются:

  • Иноязычные обороты, имеющие этимологический суффикс. Использование однокоренных вариантов не актуально, если сомнительный слог находится в суффиксе: абонировать, абонемент;
  • Основа элемента речи не ударная в совершенном глаголе. Проверка несовершенной формой не проводится: Раскроить – кройка, при этом остается раскраивать;
  • Иногда происходит чередование. Есть перечень корней, где а меняется на о, е – на и;
  • Написание с шипящими звуками регламентируется отдельными правилами. Ряд символов не может употребляться в определенных сочетаниях.

Если сочетание иноязычное, ё заменяется буквосочетанием йо: йогурт, йота. В буквенном сочетании и/е после и вносится е – диета, реквием. Названия компаний, иностранных производителей также сохраняются в первоначальной форме. Замена символов не проводится, проверка не требуется. Возможна смена окончания иностранного конструктива при склонении по падежам.

[spoiler title=”источники:”]

http://naymenok.ru/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova/

http://bingoschool.ru/manual/neproveryaemyie-i-proveryaemyie-glasnyie-v-korne-slova-spisok-slov-i-primerov/

[/spoiler]

Добавить комментарий