Как найти безударные согласные в корне слова

Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными

1. Измени слово:

1) Один-много: мороз-морозы, стог-стога.

2) По вопросу: много чего? Хлеб-хлеба, снег-снега;

    где? город-в городе.

2. Подбери однокоренное слово

1) Большой-маленький: арбуз-арбузик, пруд-прудик.

2) Маленький-большой: тропка-тропа, шубка-шуба.

3) Ласково: лёд-ледок, ветка-веточка.

4) Что (предмет)-Какой? (признак): лёд-ледяной, труд-трудный.

Способы проверки безударных гласных

 в корне слова.

1. Измени слово:

1) Один-много: земля-земли, весна-вёсны

2) Много-один: снега-снег, дрозды-дрозд.

3) По вопросу: где? В лесу-лес. Что делал? Бежал-

    бегает, ходил-ходит.

2. Подбери однокоренное слово:

1) Большой-маленький: трава-травка, пятно-

     пятнышко

2) Маленький-большой: волчонок-волк, лесок-лес

3) Назови ласково: зима-зимушка, сова-совушка.

Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными

1. Измени слово:

1) Один-много: мороз-морозы, стог-стога.

2) По вопросу: много чего? Хлеб-хлеба, снег-снега;

    где? город-в городе.

2. Подбери однокоренное слово

1) Большой-маленький: арбуз-арбузик, пруд-прудик.

2) Маленький-большой: тропка-тропа, шубка-шуба.

3) Ласково: лёд-ледок, ветка-веточка.

4) Что (предмет)-Какой? (признак): лёд-ледяной, труд-трудный.

Способы проверки безударных гласных

 в корне слова.

1. Измени слово:

1) Один-много: земля-земли, весна-вёсны

2) Много-один: снега-снег, дрозды-дрозд.

3) По вопросу: где? В лесу-лес. Что делал? Бежал-

    бегает, ходил-ходит.

2. Подбери однокоренное слово:

1) Большой-маленький: трава-травка, пятно-

     пятнышко

2) Маленький-большой: волчонок-волк, лесок-лес

3) Назови ласково: зима-зимушка, сова-совушка.

Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными

1. Измени слово:

1) Один-много: мороз-морозы, стог-стога.

2) По вопросу: много чего? Хлеб-хлеба, снег-снега;

    где? город-в городе.

2. Подбери однокоренное слово

1) Большой-маленький: арбуз-арбузик, пруд-прудик.

2) Маленький-большой: тропка-тропа, шубка-шуба.

3) Ласково: лёд-ледок, ветка-веточка.

4) Что (предмет)-Какой? (признак): лёд-ледяной, труд-трудный.

Способы проверки безударных гласных

 в корне слова.

1. Измени слово:

1) Один-много: земля-земли, весна-вёсны

2) Много-один: снега-снег, дрозды-дрозд.

3) По вопросу: где? В лесу-лес. Что делал? Бежал-

    бегает, ходил-ходит.

2. Подбери однокоренное слово:

1) Большой-маленький: трава-травка, пятно-

     пятнышко

2) Маленький-большой: волчонок-волк, лесок-лес

3) Назови ласково: зима-зимушка, сова-совушка.

Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными

1. Измени слово:

1) Один-много: мороз-морозы, стог-стога.

2) По вопросу: много чего? Хлеб-хлеба, снег-снега;

    где? город-в городе.

2. Подбери однокоренное слово

1) Большой-маленький: арбуз-арбузик, пруд-прудик.

2) Маленький-большой: тропка-тропа, шубка-шуба.

3) Ласково: лёд-ледок, ветка-веточка.

4) Что (предмет)-Какой? (признак): лёд-ледяной, труд-трудный.

Способы проверки безударных гласных

 в корне слова.

1. Измени слово:

1) Один-много: земля-земли, весна-вёсны

2) Много-один: снега-снег, дрозды-дрозд.

3) По вопросу: где? В лесу-лес. Что делал? Бежал-

    бегает, ходил-ходит.

2. Подбери однокоренное слово:

1) Большой-маленький: трава-травка, пятно-

     пятнышко

2) Маленький-большой: волчонок-волк, лесок-лес

3) Назови ласково: зима-зимушка, сова-совушка.

Орфограмма №3 — это правописание проверяемых согласных в корне слова.

Познакомимся с орфограммой №3 русского языка. Узнаем, как проверить согласные в корне слова. Приведем примеры.

Проверяемые согласные в корне слова

Чтобы выяснить, что такое проверяемые согласные в корне слова, отметим, что согласно закону фонетики русского языка при произношении в конце слов звонкие согласные корня оглушаются. Вместо звонкого согласного звучит парный глухой звук. Написание и звучание таких слов не совпадает:

  • плов [п л о ф]
  • плуг [п л у к]
  • арбуз [а р б у с]
  • нож [н о ш].

В некоторых словах звонкий согласный корня оглушается перед суффиксом, который обозначен глухой согласной:

сладкий [с л  а т к’ и й’]

Однако в письменной речи такое оглушение не обозначается. В орфографии русского языка согласный в корне слова сохраняет свое написание независимо от произношения, кроме случаев чередования согласных (друг — дружок). Безошибочно написать сомнительную согласную корня поможет правило орфографии.


Правило

Чтобы проверить согласный в корне, изменим грамматическую форму слова или подберем однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.


Проверяемые согласные в корне слова

Отметим, что согласные звуки звучат ясно в следующих случаях:

  • после согласного находится гласный звук (будка — будочка);
  • после проверяемого согласного стоит звонкий согласный «в», «л», «м», «н», «р» (мороз — морозный).

В корне слова пишется та согласная буква, которая находится перед гласной или перед перечисленными звонкими согласными, если изменить грамматическую форму слова или подобрать однокоренные слова.

Понаблюдаем:

  • арбуз — арбузы, арбузный;
  • плуг — без плуга, с плугом, плуги.

В некоторых словах русского языка в скоплении согласных не произносятся согласные звуки. Непроизносимые согласные также можно проверить, изменив грамматическую форму слова или подобрав однокоренное слово:

  • яростный — в ярости;
  • поздний — опоздать;
  • пастбище — пастух.

Имеем в виду, что в ряде слов непроизносимых согласных нет. Если в стечении согласных при изменении слова согласный не появляется, то он и не пишется. Убедимся в этом:

  • ужасный — в ужасе;
  • интриганский — интриганы;
  • интересный — интересен.

Узнаем, какие можно использовать способы проверки согласных в корне слов.

Способы проверки согласных

Чтобы проверить сомнительную согласную в корне слов, применяем следующие способы:

1. изменим падежную форму существительного

  • плов — плова, пловом, в плове;
  • мираж — в мираже.

2. образуем форму множественного числа существительного

  • этаж — этажи;
  • зуб — зубы;
  • город — города́

3. изменим полную форму прилагательного на краткую форму единственного числа мужского рода

  • гладкий — гладок;
  • близкий — близок;
  • лёгкий — лёгок

4. можно подобрать слово с уменьшительным суффиксом

  • ошибка — ошибочка;
  • морковь — морковочка;
  • куб — кубик

5. подберем к имени существительному форму однокоренного глагола

  • плавка — плавит;
  • молотьба — молотит;
  • просьба — просить.

Вывод

Проверяемые согласные в корне звучат ясно, если после них находятся гласные или звонкие согласные.

Средняя оценка: 5.
Проголосовало: 2

Какими способами можно проверить согласную в корне слова?

Например, в слове дуб слышится “п”, в слове дорожка – “ш”.

Как проверить согласную в корне слова?

В русской речи при произношении слов обычно происходит типичный процесс оглушения конечного звонкого согласного, например:

дуб, короб [п]

солод, голод [т];

указ, мороз [с]

этаж, экипаж [ш]

кров, плов [ф];

блог, порог [к].

В слове может оглушаться звонкий корневой согласный из-за того, что за ним следует глухой согласный, как, например, в этих случаях:

дорожка, подружка [ш];

голубка, коробка [п];

поездка, сходка [т];

сказка, указка [с];

морковка, головка [ф].

В таких случаях, чтобы правильно написать согласный, имеется два пути:

первый – подобрать родственное слово;

второй – изменить форму самого слова так, чтобы после сомнительного согласного появился гласный или сонорный звук л, м, н, р, которые усилят звучание согласного, требующего проверки.

дуб – дубок, дубочек, дубоватый;

дуб – нет дуба, любуюсь дубом, могучие дубы;

подружка – подруженька, дружный, дружок;

подружка – много подружек.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Для русского языка характерны такие фонетические явления как оглушение звонких согласных на конце слова ( в том числе и в корне: плед, род, воз ) и оглушение звонких согласных перед глухими и “озвончение” глухих согласных перед звонкими ( часто встречается на стыке корня и суффикса: сторожка, подвязка, низко ).

Для проверки согласной в корне слова, написание которой вызывает сомнение, в том числе и непроизносимой, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором после этой согласной будет идти гласная буква ( срез-срезы, мороз-морозы, флаг-флаги, сердце-сердечко ) или стоять сонорная согласная ( м, р, н, л ): сервис-сервисное, грудь-грудной.

Алиса в Стран­е
[364K]

4 года назад 

Чаще всего мы не знаем, как писать в корне безударную гласную, но и согласными не так все просто, их тоже часто надо провеять однокоренными словами, подбирая такие слова, чтобы за согласной шел звук гласный, или согласный, но звонкий, тогда эта согласная “раскрывается” перед нами именно так, как она должна быть написана. Приведенные автором в вопросе слова проверяются очень просто:

Дуб – дубок, дубовый;

Дорожка – дороженька, дорожный.

Еще примеры:

Столб – столбы, застолбить;

Краб – крабы, крабовый;

Взгляд – взгляды, взглядывать;

Стог – стога;

Страж – стражи;

Глаз – глазок, глазной;

Морковь – морковный, моркови.

Всё правильно написали. Чтобы проверить согласную в корне слова, изменяем слово так, чтобы за этой согласной стоял гласный звук.

По вашему примеру “дорожку” можно проверить еще одним способом.

Надо изменить слово так, чтобы за проверяемым согласным стоял ЗВОНКИЙ согласный. дорожка – дорожный. Последующий согласный звук также может влиять на звуки – озвончать или оглушать предыдущие.

Eugen­yus
[19.5K]

9 лет назад 

Есть слова, в которых буква проверяется путём склонения слова, а есть словарные слова, написание которых проверяется по словарю и запоминается.

Первое слово проверяется склонением. Проверочным здесь может быть слово в любом падеже: дуба, дубу, дубом…

Второе слово также проверяется, если преобразовать его во множественное число родительного падежа: дорожек.

дольф­аника
[379K]

5 лет назад 

По правилу русского языка, когда в слове необходимо проверить согласную в корне слова, нужно слово изменить так, чтобы после согласной оказалась гласная буква или другая согласная, например, проверим слово дорожка – дороженька и слово дуб – слово дубочек.

Если применять правило, то проблем с проверкой никакой не возникает. Слово морковь проверяется словом морковный, после В идет согласная Н и буква В очень хорошо слышна.

Бутаф­ога
[31.1K]

5 лет назад 

Очень часто в русском языке при письме мы встречаемся с трудностями написаниями согласных в корне слова и чтобы узнать, что эта за непроизносимая буква – делаем следующее превращение – видоизменяем слово так, чтобы после нашей согласной стояла гласная.

Дорожка проверяется словами – дороженька, дорожек, а дуб – это дубок, дубы, дубинушка.

Для того чтобы проверить согласную в корне слова, необходимо к данному слову присоединить уменьшительно ласкательные суффиксы. К примеру слова “дуб” и “дорожка” можно написать “дубочек” и “дороженька”, после чего сразу понятно какая буква должна находится на этом месте.

Metel­itsa
[52.6K]

9 лет назад 

Чтобы проверить согласную в корне слова, необходимо изменить слово так, чтобы за этой согласной стоял гласный звук. Например: дуб – дубы, дорожка – дороженька. Если слово невозможно изменить так, чтобы за этой согласной стояла гласная, то его надо запомнить.

Про10­0 й
[76.8K]

8 лет назад 

Непроизносимую согласную в корне слова можно проверить однокоренным словом, так чтобы после проверяемой буквы стояла гласная, например:

дуб – дубы ( здесь четко слышится звук -б- и уже не ошибешься)

дорожка- дороженька

гриб – грибочек и так далее

Знаете ответ?

Задачи урока:

  • Учить обнаруживать в корне слова изучаемые
    орфограммы.
  • Учить определять, каким правилом регулируется
    написание буквы.
  • Применять правильный способ проверки
    орфограммы и выбирать правильную букву.
  • Уметь правильно подбирать проверочные слова.
  • Развивать орфографическую зоркость,
    осуществлять орфографический самоконтроль.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Каллиграфическая минутка.

У. Пропишите сочетания: дл, гм, пя.

3. Повторение.

У. Какие орфограммы мы изучаем?

Д. Мы изучаем орфограммы “Безударная
гласная в корне слова”, “Парная согласная в
корне слова”.

У. Что такое проверочное слово?

Д. Проверочное слово – это
слово-подсказка, где для безударных гласных в
корне гласный звук должен быть ударным; для
парных согласных нужный звук должен стоять перед
гласным или непарными звонкими звуками.

У. А что ещё нам важно помнить при
подборе проверочного слова?

Д. Нужно, чтобы у проверочного слова
был тот же корень, что и у проверяемого.

У. Ребята, давайте вспомним с вами
памятку, как нужно поступать при поиске
проверочных слов.

Д. Чтобы подобрать проверочное слово,
нужно подобрать однокоренное слово или изменить
проверяемое слово. Узнав букву в проверочном
слове, нужно написать ту же букву в проверяемом
слове.

4. Работа в печатной тетради “Пишем
грамотно №1”. Урок 43. Упражнение 1.

У. Ребята, давайте потренируемся
подбирать проверочные слова. Мы выполним задание
в печатной тетради.

В упражнении дан текст, в котором уже
подчёркнуты безударные гласные в корне слова.
Нужно устно подобрать к ним проверочные слова.
Читаем по очереди по одному предложению,
называем слово с орфограммой и подбираем
проверочное слово. Если кто-то будет
затрудняться в подборе проверочного слова –
остальные ученики помогают.

5. Работа с доской.

У. На доске написаны слова. Давайте их
прочтём:

ука.ка, в.сна, шу.ка, в.да, яго.ка, з.ма, ска.ка, р.ка,
варе.ка, в.лна, кра.ка, гн.здо

У. В каких словах вы будете выбирать
буквы гласных звуков, а в каких – согласных? Как
будете действовать?

Д. Мы сначала найдём слова с
безударными гласными в корне слова, и подберём
проверочные слова, а затем найдём слова с парными
согласными в корне слова и подберём к ним
проверочные слова.

У. Давайте сначала выписывать слова с
безударной гласной в корне слова, и подбирать
проверочное слово, изменяя его так, чтобы оно
стояло во множественном числе.

Д.

  • вёсны – весна
  • воды – вода
  • зимы – зима
  • реки – река
  • волны – волна
  • гнёзда – гнездо

У. Графически покажите, как
проверочные слова “помогают” выбрать нужную
букву.

(дети самостоятельно выполняют задание: ставят
ударение, выделяют корень в словах, подчёркивают
двумя чертами буквы, которые в проверочном слове
показывают решение задачи, одной чертой –
объясняемые буквы)

Физминутка

У. Теперь мы выпишем слова с парной
согласной в корне и подберём проверочное слово
так, чтобы оно звучало ласково. Графически
покажите, как проверочные слова “помогают”
выбрать нужную букву.

Д.

  • указочка – указка
  • шуточка – шутка
  • ягодочка – ягодка
  • сказочка – сказка
  • варежечка – варежка
  • красочка – краска

У. Часто ли в речи мы пользуемся,
например, словами варежечка, ягодочка? Удобно ли
нам произносить эти слова? Может быть, есть
другой способ проверить эти слова?

Д. Такими словами мы почти никогда не
пользуемся. Нужно поискать другой способ
проверить эти слова. (Ученики предлагают
варианты ответов)

У. Давайте изменим наши слова новым
способом – по команде вопроса: много чего?

Д.

  • Много (чего?) указок
  • Много (чего?) шуток
  • Много (чего?) ягодок
  • Много (чего?) сказок
  • Много (чего?) варежек
  • Много (чего?) красок

У. Какой мы можем сделать вывод? Как
можно проверить парные согласные в корне слова?

Д. Проверить парную согласную можно подбором
однокоренного слова с ласковым значением или
изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос:
много чего? много кого?

У. Давайте потренируемся находить
“опасные” места в словах и подбирать
проверочные слова.

6. Закрепление. Работа в печатной тетради
“Пишем грамотно №1”. Урок 43. Упражнение 6.

У. Прочитайте на доске рассказ “Наш
друг мишка”.

Хорошо мишке зимой в берлоге! Никаких забот о
еде. Сытый, довольный, развалился медведь в тепле,
вспоминает о рыбе, ягодах и орешках прошлого
года.

У. Нам нужно выписать слова, в корнях
которых есть “опасные места”. Как мы с вами
будем действовать?

Д. Нам нужно обнаружить орфограммы,
определить, каким правилом регулируется
написание букв, применить правило и выписать
слова, подбирая проверочные.

У. Давайте будем читать по одному
предложению и искать “опасные места” в корнях
слов. Нужные нам слова будем самостоятельно
записывать в тетради вместе с проверочными.
Графически будем выделять орфограмму.

Д. Выполняют работу самостоятельно:

  • хороший – хорошо
  • много мишек – мишке
  • зимы – зима
  • вдоволь – довольный
  • развалится – развалился
  • медведи – медведь
  • помнить – вспоминает
  • много орешек – орешках

У. Ребята, а теперь выполните проверку
в своих тетрадях.

7. Самопроверка

У. Давайте вспомним памятку, как
правильно выполнить самопроверку.

Д. Сначала нужно прочитать по слогам –
нет ли описок в работе.

Далее снова найти все орфограммы, проверить
написание и графический способ выделения
орфограмм.

Если нашли описку или ошибку – нужно аккуратно
исправить.

Д. Выполняют самопроверку.

8. Домашнее задание

Упражнение 2 в Печатной тетради “Пишем
грамотно №1”, урок 43.

9. Итог урока

У. Ребята, какими способами проверки
орфограмм в корнях слов мы с вами сегодня
пользовались?

Д.

– изменяли слова по числам;

– подбирали однокоренные слова, в “ласковом”
значении;

– ставили слова в форму, отвечающую на вопрос:
много чего?

У. На следующем уроке мы с вами
познакомимся ещё с одним способом проверки
орфограмм в корне слова. Урок закончен. Молодцы.

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Орфограммы.

№3. Проверяемые согласные в корне слова.

ПРАВИЛО.

Чтобы проверить согласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы данная согласная звучала чётко.

Подсказка.

·        Чётко согласный звучит если стоит перед гласным:

дуб – дубы.

·        Чётко звучит согласный (то есть стоит в сильной позиции), если находится перед непарными звонкими сонорными согласными: М,Н,Л,Р.

Сквозь – сквозной, дуб – дубрава.

Рекомендации, как можно проверить согласные в корне.

·        Полное прилагательное поставьте в краткую форму: чуткий- чуток.

·        Существительное замените глаголом: ходьба – ходить.

·        Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом: лодка-лодочка.

·        Измените число существительного: круг-круги.

·        Измените падеж имени существительного: враг – врага.

·        Имейте в виду, что часто происходит чередование согласных в корне: бедняжка – бедняга (можно бедняжечка), приезжать – приезд.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Ко..ка

Ковка – ковать (проверили, подобрав однокоренное слово, в котором проверяемый согласный стоит перед гласным).

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Красивый лу…

Красивого луга (проверили, изменив форму слова, поставив его в родительный падеж).

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Вя…кий

Вязок (проверили, поставив согласный перед гласным, подобрав краткую форму).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Добавить комментарий