Как найти безударный гласный звук в слове

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы узнаем, что безударный слог – это слабая позиция для гласных звуков, а ударный слог – это сильная позиция. Научимся подбирать проверочные слова для правильного написания слов с безударными гласными, а так же пользоваться орфографическим словарём.

Какие гласные русского языка называются безударными, на какие три группы они делятся и как их правильно проверять

Оказывается, проверять надо не только ударением.

Безударные гласные – это все гласные слова, на которые не падает ударение. В русском языке ударение в словах падает на какой-то один звук – найдите его, остальные будут безударными.

Пример: в слове “достопримечательность” ударный – А, безударные: О, О, И, Е, Е, О.

Когда мы произносим гласные без ударения, мы сокращаем их и иногда даже меняем. В лингвистике этот процесс называется редукцией.

Редукция бывает количественная и качественная. В первом случае гласный просто сократился, но не изменился, поэтому сложностей в правописании нет. Количественному изменению подвергаются У, И, Ы. В словах типа облУпить, мИнута, крЫсенок у нас не возникает вопроса, какую букву писать.

А вот когда редукция качественная – мы “не слышим”, нужный звук. Например, в слове “молоко” между М и Л мы слышим не О, не А (мы не говорим мОлОко, как бабушка в деревне, и не говорим мАлАко, как в белорусском языке) – там вообще непонятно что.

Чтобы написать правильную букву, ее надо как-то проверить – возникает орфограмма.

Но вопрос в том, как правильно проверять? Сначала надо определить тип безударного звука.

Какие они бывают

Выделяется три типа:

  1. Проверяемые – можно проверить ударением.
  2. Непроверяемые – нельзя проверить никакими способами, надо запомнить.
  3. Чередующиеся – надо знать правила чередования.

Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.

Совет : сначала всегда меняйте единственное число на множественное и наоборот. Обычно это самый быстрый способ проверить орфограмму.

Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.

Внимание . Проверять таким способом можно только родственные слова. То есть лексическое значение слов обязательно должно быть общим: лесник от слова “лес”, “домовой” от слова “дом”, “водолаз” от слов “вода”, “воды”.

Слово “водитель” нельзя проверять существительным “вода”. У них абсолютно разное лексическое значение. “В…дитель” проверяется глаголом “вОдит”.

Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.

Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.

Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.

На уроке в школе так объяснять нельзя, потому что “работа” и “раб” в современном русском – не однокоренные, работа перестала быть уделом рабов. Но на экзамене, на самостоятельной или просто при работе с текстом такое объяснение вполне сгодится.

Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.

Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.

Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.

Пример правила на чередование . Если после корня -к..с- есть суффикс “А” – в корне пишется А, если нет – О: кАсАние, прикОсновение.

Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.

Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.

Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе

Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как [а]: “вода” – [вада’].

Э без ударения всегда обозначает [и]: “весна” – [в’исна’], “пепел” – [п’э’п’ил]. Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.

И, Ы, У не меняются.

Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – [м’ит’о’лка], племя – [пл’э’м’а].

Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.

Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?

Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ–2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Напишите свой e-mail здесь – я отправлю вам четыре книги в одном архиве в высоком качестве.

Немного теории из высшей школы

В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.

Все слоги в словах делятся на четыре группы:

  1. Ударные – на которые падает ударение.
  2. Заударные – находятся за ударным слогом.
  3. Первые предударные – безударный слог, который предшествует ударному.
  4. Вторые предударные – слог предшествует первому предударному.

Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.

В некоторых словах может быть 3 и более предударных слога, но они не влияют на транскрипцию, поэтому не учитываются.

Теперь разбираемся с безударными гласными.

О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).

О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – [ъ].

Транскрибируем слово “молоко” – [мъл/ко’]. Транскрибируем “караван” – [кър/ва’н].

Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э – [ыэ]

Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – [иэ]. Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком [ь].

Транскрибируем “в пенале” – [фп’иэна’л’ь]. Транскрибируем “небеса” – [н’ьб’иэса’].

Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.

Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:

Заключение

  1. Безударные гласные – такие гласные слова, на которые не падает ударение.
  2. Три типа безударных гласных: проверяемые (можно проверить ударением), непроверяемые (надо смотреть в словаре и запоминать), чередующиеся (надо знать условия чередования).
  3. Количественная редукция безударных – звук произносится короче, чем ударный.
  4. Качественная редукция – звук меняется.
  5. В школе О без ударения – всегда [а], Е, Э без ударения – всегда [и].
  6. А, О после твердых в первом предударном – [/].
  7. А, О, Э после твердых во втором предударном и заударных – [ъ].
  8. Э в первом предударном – [ыэ].
  9. А, О, Э после мягких в первом предударном – [иэ].
  10. А, О, Э после мягких во втором предударном и заударных – [ъ].

Дорогие читатели, помогите мне сделать рубрику, посвященную русскому языку. Тексты на какие темы вам бы хотелось в ней видеть? Достаточно ли подавать материал, опираясь только на школьную программу, или нужно делать какие-то отсылки к высшей школе? Буду рад всем вашим отзывам и предложениям, спасибо.

источники:

http://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/udarnye-i-bezudarnye-glasnye-zvuki-znakomstvo-s-orfograficheskim-slovaryom

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/kakie-glasnye-bezudarnye

Какие гласные русского языка называются безударными, на какие три группы они делятся и как их правильно проверять

Оказывается, проверять надо не только ударением.

9 418

Гласные без ударения в лингвистике

Безударные гласные – это все гласные слова, на которые не падает ударение. В русском языке ударение в словах падает на какой-то один звук – найдите его, остальные будут безударными.

Пример: в слове “достопримечательность” ударный – А, безударные: О, О, И, Е, Е, О.

Когда мы произносим гласные без ударения, мы сокращаем их и иногда даже меняем. В лингвистике этот процесс называется редукцией.

Редукция бывает количественная и качественная. В первом случае гласный просто сократился, но не изменился, поэтому сложностей в правописании нет. Количественному изменению подвергаются У, И, Ы. В словах типа облУпить, мИнута, крЫсенок у нас не возникает вопроса, какую букву писать.

А вот когда редукция качественная – мы “не слышим”, нужный звук. Например, в слове “молоко” между М и Л мы слышим не О, не А (мы не говорим мОлОко, как бабушка в деревне, и не говорим мАлАко, как в белорусском языке) – там вообще непонятно что.

Чтобы написать правильную букву, ее надо как-то проверить – возникает орфограмма.

Но вопрос в том, как правильно проверять? Сначала надо определить тип безударного звука.

Какие они бывают

Выделяется три типа:

  1. Проверяемые – можно проверить ударением.
  2. Непроверяемые – нельзя проверить никакими способами, надо запомнить.
  3. Чередующиеся – надо знать правила чередования.

Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.

Совет: сначала всегда меняйте единственное число на множественное и наоборот. Обычно это самый быстрый способ проверить орфограмму.

Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.

Внимание. Проверять таким способом можно только родственные слова. То есть лексическое значение слов обязательно должно быть общим: лесник от слова “лес”, “домовой” от слова “дом”, “водолаз” от слов “вода”, “воды”.

Слово “водитель” нельзя проверять существительным “вода”. У них абсолютно разное лексическое значение. “В…дитель” проверяется глаголом “вОдит”.

Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.

Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.

Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.

На уроке в школе так объяснять нельзя, потому что “работа” и “раб” в современном русском – не однокоренные, работа перестала быть уделом рабов. Но на экзамене, на самостоятельной или просто при работе с текстом такое объяснение вполне сгодится.

Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.

Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.

Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.

Пример правила на чередование. Если после корня -к..с- есть суффикс “А” – в корне пишется А, если нет – О: кАсАние, прикОсновение.

Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.

Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.

Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе

Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как [а]: “вода” – [вада’].

Э без ударения всегда обозначает [и]: “весна” – [в’исна’], “пепел” – [п’э’п’ил]. Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.

И, Ы, У не меняются.

Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – [м’ит’о’лка], племя – [пл’э’м’а].

Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.

Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?

Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ–2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Напишите свой e-mail здесь – я отправлю вам четыре книги в одном архиве в высоком качестве.

Немного теории из высшей школы

В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.

Все слоги в словах делятся на четыре группы:

  1. Ударные – на которые падает ударение.
  2. Заударные – находятся за ударным слогом.
  3. Первые предударные – безударный слог, который предшествует ударному.
  4. Вторые предударные – слог предшествует первому предударному.

Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.

В некоторых словах может быть 3 и более предударных слога, но они не влияют на транскрипцию, поэтому не учитываются.

Теперь разбираемся с безударными гласными.

О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).

О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – [ъ].

Транскрибируем слово “молоко” – [мъл/ко’]. Транскрибируем “караван” – [кър/ва’н].

Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э – [ыэ]

Транскрибируем слово “цена” – [цыэна’]

Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – [иэ]. Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком [ь].

Транскрибируем “в пенале” – [фп’иэна’л’ь]. Транскрибируем “небеса” – [н’ьб’иэса’].

Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.

Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:

Классификация по подъему и ряду

Заключение

Сделаем шпаргалку:

  1. Безударные гласные – такие гласные слова, на которые не падает ударение.
  2. Три типа безударных гласных: проверяемые (можно проверить ударением), непроверяемые (надо смотреть в словаре и запоминать), чередующиеся (надо знать условия чередования).
  3. Количественная редукция безударных – звук произносится короче, чем ударный.
  4. Качественная редукция – звук меняется.
  5. В школе О без ударения – всегда [а], Е, Э без ударения – всегда [и].
  6. А, О после твердых в первом предударном – [/].
  7. А, О, Э после твердых во втором предударном и заударных – [ъ].
  8. Э в первом предударном – [ыэ].
  9. А, О, Э после мягких в первом предударном – [иэ].
  10. А, О, Э после мягких во втором предударном и заударных – [ъ].

Дорогие читатели, помогите мне сделать рубрику, посвященную русскому языку. Тексты на какие темы вам бы хотелось в ней видеть? Достаточно ли подавать материал, опираясь только на школьную программу, или нужно делать какие-то отсылки к высшей школе? Буду рад всем вашим отзывам и предложениям, спасибо.

( 5 оценок, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Что делать, когда ребенок не видит безударные гласные в словах, пишет диктанты, как придётся, проверочные слова не подбирает, делает много ошибок на это правило? Расскажу в этой статье по возможности понятным языком, объясню в сказке, дам лёгкую методику подбора проверочных слов.

Обычно такие проблемы бывают у детей в начальной школе. Это связано с тем, что ещё нет грамотности, присущей взрослым, нет орфографической зоркости, низкое внимание, маленький словарный запас, нет начитанности.

Я буду говорить о безударных гласных в корне слова. В других частях слова буду рассматривать в следующих статьях.

Что такое безударная гласная и почему ее надо проверять

Иллюстрации автора
Иллюстрации автора

Проверяемые безударные гласные в корне слова  — это гласные, которые проверяют ударением, подбирая родственные слова или изменяя форму слова. Проверяют их, потому что это опасные места в слове, в них можно сделать ошибку.

Например, на картинке девочка написала “сасна”. Это неправильно. Есть проверочные слово “сосны”, где буква “о” будет под ударением. Значит, пишется “сосна”.

Сказка про волшебный молоточек

Проблемы с безударными гласными: не вижу, не проверяю. Мама-учитель поможет, расскажет понятно, наглядно, со сказками

Жили-были в королевстве Русского языка гласные звуки: а, о, у, э, и, ы. И был у них царь, у которого был волшебный молоток. У молотка этого было имя – Ударение. Какой гласный звук царь молотком ударит, тот запоёт громко, чётко, звонко и сильно. Их назвали ударными звуками.

Только звуки, которых не били молотком, очень загрустили. Они были безударными. От обиды, что царь их не замечает и не стучит по ним волшебным молотком, стали они специально путаться и делать ошибки в словах. Были “коты”, а стали “каты”, была “лиса”, а стала “леса”. Не понравились царю такие ошибки. Решил он безударных пожалеть. Подарил он им волшебные молоточки с условием, что они будут ударять ими звуки в однокоренных словах. Эти слова стали называть проверочными.

Только некоторые гласные звуки сказали, что им и так хорошо, и не приняли царский подарок. С тех пор слова, в которых стоят эти гордые гласные звуки, называют словарными. К ним нельзя подобрать проверочные слова. Их просто надо запомнить.

А все остальные безударные гласные искали по королевству себе такое родственное слово, которое можно ударить молоточком Ударением. И никаких ошибок в словах они уже не делали.

Как проверять безударные гласные в корне слова. Лёгкие способы

1. Перечитайте сказку, представьте себе волшебный молоток. Пусть ребенок возьмёт воображаемый молоток в руки и начнёт бить им по корню слова, а именно в то место, где гласный в опасной позиции. Например, проверяем слово “…кно”

  • сначала ищем корень. Это “…кн”.
  • Бьём молоточком по корню “Акн” – не подходит. “Окн”, сразу просится с языка слово “окна”. “Окна” будет проверочным словом.
  • Значит, окно пишется через “о”.

Молоточек помог. Таким способом тренируемся находить проверочные к другим словам с безударными гласными. Выполняем упражнения, пишем диктанты, списывания.

2. Чтобы правильно написать гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы сомнительная гласная была под ударением:

  • Существительные заменяем формой слова другого числа или уменьшительно-ласкательной.

Например, единственное число проверяем множественным:

Нога – ноги

Гора – горы

Село – сёла

Множественное число проверяем единственным:

След – следы

Леса – лес

Дома – дом

Называем ласково:

Скворец – скворушка

Ковёр – коврик

Подавляющее большинство слов проверяется изменением формы числа. Научите этому приёму ребенка, и тогда у него не будет проблем с подбором проверочных слов. Есть, конечно, слова, которые нельзя проверить по этому способу. В этом случаем подбираем однокоренные слова до тех пор, пока гласный в слабой позиции будет слышаться чётко.

  • Прилагательные проверяем краткой формой или однокоренным существительным:

Большой – больше

Тяжелый – тяжесть

Так проверяются подавляющее большинство прилагательных.

  • Глаголы проверяем глаголами настоящего времени или существительным/прилагательным

Бороться – борется

Темнеет – тёмный

Осветил – свет

Чтобы ребенок видел во время диктанта, что в конкретном слове есть безударная гласная, которую нужно проверять, нужно много тренироваться. Он должен чувствовать безударные гласные, а это нарабатывается упражнениями. Нет другого способа и нет волшебной палочки, с помощью которой все слова ребенок начнет писать сразу правильно. Это регулярные, длительные тренировки. Помимо тренажёров, где надо вставлять пропущенные буквы, важно давать диктанты с большим количеством безударных гласных. Но в самом начале пусть учится подбирать однокоренные слова и изменять форму слов. Именно это и является самой большой трудностью для ребенка в данной теме.

Ставьте “лайк”, если было полезно. Подписывайтесь.

Как найти безударную гласную в корне слова?

Как определить, что:

1) Это проверяемая безударная гласная?

2) Это непроверяемая безударная гласная?

Как известно, под безударными гласными понимаются такие гласные звуки, на которые в слове не падает в ударение. В связи с этим, безударные гласные находятся в “слабой” позиции и возникает необходимость их проверки.

При этом безударные гласные могут находится в любой части слова – приставке, корне, суффиксе или окончании.


Чтобы найти (определить) безударную гласную в корне слова, нужно:

1) Выделить в слове корень.

2) В корне может находиться как одна безударная гласная, так и несколько. Все гласные, на которые не падает ударение, будут безударными.

3) Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренные или родственные слова, в которых этот гласный звук будет находится уже в ударной (сильной) позиции.

4) Если не получается подобрать однокоренные слова, то эта безударная гласная будет непроверяемой. В этом случае слово, содержащее непроверяемую безударную гласную в корне, будет словарным – его правописание нужно запомнить.

5) Если такую гласную можно проверить с помощью однокоренных слов, то она будет называться проверяемой.


Рассмотрим на нескольких примерах, как можно определить безударную гласную в корне.

1) Опозда́ние.

Корнем слова будет “позд” – так как однокоренными словами в данном случае являются “поздно”, “поздний”.

В корне имеется безударная гласная “о” (ударение падает на букву “а” в суффиксе), её нужно проверить (так как непонятно, что писать – “о” или “а”).

Это можно сделать с помощью вышеуказанных однокоренных слов, в них данная гласная находится в ударной позиции:

по́здно.

Таким образом, в корне слова “опоздание” имеется безударная гласная “о”, которая является проверяемой.

2) Тетра́дь.

Корень слова – “тетрадь”, однокоренные слова – “тетради”, “тетрадный”.

В корне имеются 2 гласных звука – ударная гласная “а” и безударная гласная “е”.

При этом данную безударную гласную никак проверить нельзя, так как нет однокоренных слов, в которых она находилась бы в сильной позиции:

тЕтра́ди, тЕтра́дка, тЕтра́дный.

Значит, безударная гласная “е” в корне слова “тетрадь” – непроверяемая, а само слово будет словарным.

модератор выбрал этот ответ лучшим

Для того, чтобы найти безударную гласную в корне слова, нужно сначала определить, на какой слог ( и, соответственно, гласную букву падает ударение ). В русском языке ударение, как правило, падает только на один слог в слове.

Гласная буква в ударном слоге будет ударной, все остальные гласные данного слова будут безударными.

Далее, слово нужно разобрать по составу или, хотя бы, выделить корень. Если безударная гласная стоит в корне слова, мы ее нашли. Бывает, что в корне слова попадается не одна безударная гласная, а несколько ( если в корне много слогов, ударение не падает на корень слова ).

Когда безударная гласная ( безударные гласные ) в корне слова определены, нужно разобраться с их написанием. Здесь возможны три варианта:

  1. Это безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. В данном случае к слову можно будет подобрать проверочные слова ( однокоренные или словоформы ), в которых ударение будет падать на вызывающую сомнение гласную, она будет ударной ( в сильной позиции ). Например, трава – в корне слова буква а безударная, но в форме множественного числа ( трАвы ) ударение падает на корень значит словоформу травы можно взять как проверочное слово, а орфограмма а в данном случае – безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
  2. Это безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. К слову нельзя подобрать такое проверочное слово, чтобы в нем ударение падало на эту гласную букву. Такие слова, к которым нельзя подобрать проверочные, называются словарными. Нормы их правописания закреплены в орфографических словарях русского языка. Написание словарных слов следует запомнить, например, мАгАзин, лИмон, мЕтро ( безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением, выделены большими буквами )и огромное количество других слов.
  3. Это безударная буква в корнях с чередованием рос-раст/ращ, лож-лаг, бир-бер, мир-мер, гор-гар и некоторых других. В этом случае правописание безударной согласной в корне зависит от суффикса за корнем, значения корня, согласной на конце корня и т.д.: рОсли-рАстение, полОжить-прилАгать, собИрать-собЕру и пр.

Rogne­da
[416K]

5 лет назад 

Как найти безударную гласную в корне слова, имеется подсказка в самом вопросе.

Если безударная гласная находится в главной морфеме слова, то логично выполнить первый шаг: слово следует разобрать на минимальные значимые части – морфемы.

Разобрав слово по составу, найдем главную морфему в нем. Чтобы правильно выделить корень, подбираем родственные слова, например:

гора, горка, горочка, горный.

Значит, в слове “гора” – корень “гор”.

Второй шаг – поставить в слове ударение.

Убедимся, что оно падает на гласный приставки, или суффикса, или окончания или гласный в корне, если их несколько. Один гласный корня окажется в слабой фонетической позиции – без ударения.

Например:

слово “увлечение” имеет морфемный состав:

увлеч-Ени-е – корень/суффикс/оконч­ание.

Ударение падает на букву “е” в суффиксе. По этой причине неясно слышится второй гласный корня, обозначенный буквой “е”. Чтобы правильно написать это существительное, подберу родственное слово “увлечь”, в котором ясно слышится проверяемый гласный.

В слове “гора” безударный гласный проверим, изменив форму слова или с помощью родственных слов:

гора – гОры, гОрка.

Имеем в виду, что ряд слов имеют в корне непроверяемые безударные гласные. Как ни изменяй форму слова или как ни подбирай к ним родственные слова, ударение не переходит на проверяемый гласный. Это так называемые словарные слова:

аромат, бархат, балкон, габарит, карниз, комедия, багровый, лазурь, калач и пр.

Чёрна­я Луна
[265K]

5 лет назад 

Все буквы алфавита делятся на гласные и согласные. Гласными будут те, которые можно пропеть, в русском языке это: а,е,и,й,о,у,э,ю,я. Ударение в слове создает протяжный звук на одной гласной, так ее можно легко определить. Но слово редко состоит только из одной гласной, т.к. в словах несколько слогов и на них слова делят именно гласные. Поэтому помимо ударной гласной в слове могут быть еще и несколько безударных. Поэтому для того, чтобы найти безударную гласную, надо найти сначала ударение, следовательно, все оставшиеся гласные будут безударными.

Безударные гласные могут находиться, в том числе и в корне. Корень – это основная часть слова, которая связывает данное слово с другими словам из этой семьи слов, которые будут схожи между собой по лексическому значению и будут называться однокоренными. Например, корень -холод-, однокоренные слова, похожие по лексическому значению будут: холодильник, холодный, холода и др.. Поэтому вторым шагом будет выделение корня, методом подбора однокоренных слов.

В корне могут быть несколько гласных, а под ударение попадает только одна, а может и не одной и гласная, на которую падает ударение окажется в другой части слова. А безударные гласные не слышатся отчетливо, поэтому при написании слова в них можно совершить ошибку. Допустим, слово “лебединый”, ударение на букву -и-, она находиться в суффиксе, в корне -лебед- нет не одной ударной гласной. Две “е”, в первом и втором случае остались без ударения и не слышатся, поэтому можно написать слово неправильно.

Чтобы не совершить ошибку при написании безударных гласных, подбираем однокоренные слова, где безударная гласная в корне попадает под ударение. Это одна из важных причин по которой надо уметь определять ударные и безударные гласные. К слову “лебединый”, проверочными словами к безударной гласной, в первом и во втором случае, будут: лЕбедь и лебЕдушка.

lady v
[639K]

4 года назад 

Чтобы найти безударную гласную в корне слова прежде всего следует выделить в слове корень. То есть мы должны найти однокоренные слова, по которым можно судить, какой именно корень в нужном слове.

После того, как корень выделен, мы определяем ударение в слове. Ударение в слове только одно, хотя в сложных словах имеется вторичное ударение, но это иной случай, там и корней несколько.

Если одна или несколько гласных в корне оказываются безударными, то есть ударение на них не падает, то они считаются находящимися в слабой позиции, при их написании возможны ошибки.

Поэтому такие гласные следует проверить или попытаться это сделать. Проверка осуществляется постановкой сомнительной гласной под ударение, то есть поиска однокоренного слова, формы слова, в которой данная гласная будет в сильной позиции.

Если поставить гласную под ударение не получается, то она считается непроверяемой и тогда правописание слова следует смотреть в орфографическом словаре и запоминать.

Пример. Дано слово Вершины. Ударение в нем падает на второй слог. Корнем оказывается морфема Верш-. Гласная Е в этом корне безударная, но проверяемая. Мы просто находим однокоренное слово Верх и она встает под ударение.

Dilya­ra K
[5K]

5 лет назад 

В русском языке ударение может падать на любые слоги в словах. Тот слог, куда падает ударение считается ударным. Тот куда ударение не падает – безударным и требующим проверки на правильность написания гласной, так как может писаться одна буква, а слышаться – другая.

Чтобы найти безударную гласную в корне слова, приведем несколько примеров.

Слово “становИться”. Ударение падает на “и”, вторая гласная слышится как “а”, она является проверяемой безударной гласной. Корень слова “станов”, обе гласные в корне безударные. Чтобы удостовериться в правильности написания второй гласной подберем проверочное слово, где ударение будет падать на проверяемую гласную. Это слово “станОвится”, теперь уже точно понятно, что там должна быть буква “О”.

Слово “тулУп. Ударение падает на второй слог, корень слова “тулуп”. В данном случае первая гласная “у” будет непроверяемой безударной, так как нет проверочного слова, чтобы ударение падало на первый слог. Написание такого слова необходимо запомнить

Kosic­hka
[18.1K]

5 лет назад 

В первую очередь стоит выяснить, не относится ли слово к словарным, где просто невозможно проверить гласную в корне, а также не относится ли слово к тем, где гласные чередуются. В третьем случае как раз и сможем найти безударную гласную, если ее можно проверить ударением при помощи проверочного слова с таким же корнем.

Только и здесь есть загвоздка, так как бывает, что правописание гласной будет зависеть от идущей следом согласной, наличием суффикса “а”, в следствие чего можно запутаться и думать – писать в безударном положении “е” или “и”, например.

забИрать – забЕру

Теперь находим безударную гласную путем проверки ударением:

КофЕйный. Ударение падает на “е”, а нам нужно проверить первый слог – пишется через о или а. Вспоминаем проверочное слово “кОфе”. Значит, пишем через “о”, которая является безударной гласной.

Прежде всего надо вспомнить как делается морфемный анализ слова (разбор по составу) и разложить слово на минимальные значимые части. Выбираем корень слова. Определяем сколько в нем согласных. Теперь произносим слово вслух заостряя внимание на букве которая попадает под ударение и делаем вывод какие гласные в корне слова безударные. Само собой, что ударная гласная не ставится под сомнение, а проверять нужно безударную. Для этого меняем форму слова, так что бы эта буква встала в твердую позицию и стала явно слышимой. Если мы подобрали такое слово, значит наша безударная в корне слова проверяемая, если нет, то не проверяемая.

TheSu­n
[2.3K]

3 года назад 

Чтобы определить безударную гласную в корне слова прежде всего необходимо понять, какая часть слова является корнем.

Затем произносим слово, если ударение падает на корень, тогда гласная будет отчётливо слышаться и в её правописании не будет сомнения.

Если нет, то гласная безударная и для её проверки необходимо подобрать однокоренное слово, чтобы она стала слышимой. Такая гласная называется проверяемой.

В том случае, если гласную проверить нельзя, тогда правописание слова нужно запомнить.

Барха­тные лапки
[382K]

3 года назад 

Для начала нам нужно выделить корень слова, потом смотрим сколько гласных в корне (чаще всего это одна или две гласных, но конечно бывает и больше).

Далее нам нужно подобрать для проверки однокоренное или родственное слово. Если такого нет, значит слово относится к словарным, правописание такого слова стоит запомнить.

Если же мы находим проверочное слово, значит такая согласная будет проверяемой.

Знаете ответ?

Безударные гласные в корне слова — это неударяемые гласные, написание которых проверяется подбором родственных слов или изменением грамматической формы.

Чтобы понять, что такое безударные гласные в корне слова, начнем с того, что слова русского языка произносятся с выделением голосом гласного звука одного из его слогов.

Понаблюдаем:

  • кра-со-та́
  • о-кно́
  • бле-сти́т

Определение

Выделение гласного звука в слоге силой голоса, повышением его тона и долготой звучания — это ударение в слове.


В русском языке ударение является одной из фонетических примет слов. Иногда только ударение различает лексемы:

  • и́рис и ири́с;
  • за́пах и запа́х.

Что такое безударные гласные корня?

В русском языке ударение может находиться на гласных звуках разных частей слова:

в приставке


Примеры

вы́пустить, на́пуск, ро́зыгрыш


в корне


Примеры

посо́л, ле́пка, со́лнечный


в суффиксе


Примеры

убега́ть, отрази́ть, горячо́


в окончании


Примеры

мольба́, дождево́й, ветряно́й


Когда в слове голосом выделяется гласный звук любой другой морфемы, кроме корневой, тогда гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции, из-за чего слышится неясно. Такой гласный корня называется безударным.

Безударные гласные в корне слова


Определение

Безударные гласные корня — это гласные звуки, которые не выделяются голосом и требуют проверки для правильного написания.


Русская орфография основывается на морфологическом принципе письма. Суть его состоит в том, что независимо от звучания в слове сохраняется единое написание морфем, кроме случаев чередования гласных и согласных. Если исходить из этого принципа, то безударные гласные корня пишутся всегда одинаково, то есть так же, когда они находятся под ударением и, соответственно, слышатся четко и ясно.

А как узнать, какую букву в корне слова следует написать в безударном положении?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы правильно написать безударные гласные в корне, следует подыскать проверочное слово, в котором сомнительный гласный окажется в сильной фонетической позиции — под ударением.

Понаблюдаем:

  • закрепи́ть — кре́пкий;
  • посоли́ть — посо́л, соль.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать другую форму этого же слова Подобрать родственные слова
1. Один – много
река – ре́ки
1. Большой – маленький
тропа – тро́пка
2. Много – один
колосья – ко́лос
2. Маленький – большой
площадка – пло́щадь
3. По вопросу:
О чём?
в лесу – о ле́се
Что делал?
Что делает?
катил – ка́тит
3. Назови ласково
звезда – звёздочка
4. Какой? – Что?
зелёный – зе́лень
5. Что делал? – Что?
платил – пла́та

Безударные гласные корня можно проверить двумя способами:

1. подобрать однокоренные слова

  • подари́ть — дар, пода́рок;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • зелёный — зе́лень;

2. изменить грамматическую форму слова

  • писа́ть — пи́шет;
  • большо́й — бо́льше;
  • страна́ — стра́ны.

Правило написания безударных гласных


Правило

В безударном положении в корне слова пишется та же буква, которая выступает под ударением, если изменить грамматическую форму слова или подобрать однокоренное слово.


Примеры:

  • сиде́ть — си́дя;
  • посвяти́ть — свя́тость;
  • посвети́ть — свет;
  • скрипе́ть — скрип;
  • весе́нний — вёсны;
  • полоска́ть рот — поло́щет;
  • поласка́ть ребенка — ла́ска;
  • сторожи́ть — сто́рож, сторо́жка;
  • умоля́ть — мо́лит;
  • умали́ть значение, роль — ма́лый;
  • о́зимь — зи́мний;
  • о́земь — о зе́млю.

В русском языке существуют безударные гласные в корне слов, проверяемые и не проверяемые ударением.

Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением

В некоторых словах безударные гласные в корне невозможно проверить ударением, даже если изменить грамматическую форму или подобрать к ним однокоренные слова.

Понаблюдаем:

  • воображе́ние — дам волю воображе́нию, мальчик с развитым воображе́нием, поговорим о воображе́нии;
  • воображе́ние — вообрази́ть, вообража́ть, вообража́емый, вообража́ла.

Сделаем вывод, что в слове «воображение» и родственных лексемах имеется орфограмма непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Это так называемые беспроверочные написания. Среди таких лексем имеются исконно русские слова, но в большинстве своем эти слова пришли из других языков. Их орфография зафиксирована в словарях.

Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне являются словарными.

Правописание наиболее употребительных слов следует просто запомнить или в случае затруднения обратиться к орфографическому словарю.

Примеры

  • абориген, аромат;
  • багровый, бордовый, бордюр;
  • ватрушка, винегрет, вестибюль, виртуоз;
  • горизонт, гармония, гастроли;
  • делегация, диапазон, дисциплина;
  • инициатива, инициалы;
  • коварный, катастрофа, коктейль, компонент, конфорка, кобура;
  • ладонь, лазурный;
  • матрос, молоко, медаль;
  • наваждение, негодовать;
  • обаяние, обоняние, оранжевый
  • палитра, палисадник, панорама, поликлиника, параметр, привилегия;
  • стакан, стадион, столяр;
  • табурет, тротуар;
  • фонтан
  • эликсир, этикетка.

Видео «Безударные гласные в корне слова»

Тест

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 72

Добавить комментарий