Как найти бревно в своем глазу

“Эффект слепого пятна” – это когнитивное искажение, которое мешает нам замечать наши собственные ошибки, но при этом с легкостью находить ошибки и промахи у других людей.

Как научиться замечать "бревно в своем глазу"?

В 2001 году психологи из Стэнфордского университета провели эксперимент. Они напечатали опросник с разными видами ошибок мышления и попросили студентов отметить свою склонность к каждой из них.

В результате участники эксперимента посчитали себя более объективными в отличие, не только от своих одногруппников, но и от всех среднестатистических американцев.

Таким образом, тест показал, что большинство людей считают себя менее склонными к ошибкам мышления, в отличие от большинства.

В чем проблема?

Неспособность признать, что у вас есть когнитивные искажения – это тоже когнитивное искажение. Люди чаще замечают ошибочное поведение у других, чем у себя. Откуда и существует поговорка “В чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь”.

Как показал другой эксперимент, “эффекту слепого пятна” подвержены все, вне зависимости от интеллекта и самооценки. К примеру, в эксперименте с участием более 600 рандомных людей только 1 усомнился в своей объективности.

Как защититься?⠀

Чтобы уберечь себя от когнитивных искажений и предвзятости, нужно уметь понимать, как появляются различные когнитивные искажения и почему, тогда нам будет проще выявить подобные ошибки в своем мышлении.

Источник:

Простая Академия

_____________________________________________________________

Подпишитесь на Три точки в социальных сетях

«В чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь» — порой произносим мы в разговорной речи, намекая на то, что человек видит недостатки только в других, а не в самом себе. Выражение часто произносится неодобрительно, назидательно, поучающе.

Ситуации, к которым может быть применимо данное высказывание, к сожалению, не редко возникают в жизни. Многим людям свойственно относиться терпимо к своим недостаткам, но с большим удовольствием они критикуют и осуждают мелкие промахи других.

Существует несколько вариантов звучания данного выражения не только в русском языке, но и во многих языках мира. И здесь хотелось бы коснуться истории его возникновения.

Впервые фраза «Видеть сучок в чужом глазу и не видеть бревна в своем» упомянута в Библии. Об этом нам говорит Словарь крылатых слов и выражений»:

Затем выражение прочно вошло в разговорную речь, стало народным и обрело пословичное значение. Тот же источник говорит о том, что «Козьма Прутков дал свою версию этой фразы в традициях русской речи, что придает известному изречению юмористический характер: «Видяй сломицу в оке ближнего, не зрит в своем ниже бруса». С тех пор народ стал видеть в чужом глазу не только сучок, но и соломинку, порошицу, соринку, щепку, а своем не только бревна, но и пенька не замечать.

Варианты в русском языке

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона дает такой вариант:

  • Сучец в чужом глазу видишь, а в своем и бревна не видишь.

Большой словарь русских поговорок:

  • В чужом глазу порошинку видишь, а в своём пенька не видишь.
  • В чужом глазу соломинку видеть, а в своём бревна не замечать.

В книге В.И. Даля «Пословицы русского народа» встречается такой вариант:

  • В чужом глазу порошинка велик сучец; в своем и бревна не видать.

В копилке народной мудрости есть и такие варианты:

  • В чужом глазу щепку видим, а в своем и бревна не замечаем.
  • В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем.

Выходит, что выражение, впервые упомянутое в Библии (Новый Завет, Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 3), так полюбилось народу, что прочно вошло в обиход. Но в любом случае значение его остается неизменным. Так говорят о человеке, который у других замечает мелкие недостатки, но не обращает внимания на свои собственные:

  • В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает.

Проекция: бревно в своём глазу и соринка в чужом

Человек зачастую «не видит бревна в своем глазу, замечая соринку в чужом». Справедливость этого утверждения подтверждается чуть ли не каждый день — большинство людей склонны обвинять других именно в том, в чем им следовало бы укорить самих себя. Почему так происходит? Это — действие защитного механизма проекции.

Проекция — приписывание другим людям того, что человек не хочет замечать в самом себе.

Неприемлемые чувства, желания и даже отдельные свойства личности человек отделяет от себя и считает их принадлежащими кому-то другому.

Проекцию можно узнать по особой уверенности и категоричности высказываний о других людях. Например, кто-то без колебаний заявляет: «Никому нельзя верить…», «Все воруют», «Людьми движет зависть…», «Все берут взятки», «Все женатые мужчины изменяют женам» (вариант — «все женщины — …» ) и т.п. В большинстве случаев за этими уверенными обвинениями кроется описание «изнаночной стороны» себя самого.

При проекции человек пытается переложить на среду ответственность за то, что исходит от него же самого.

Например, в совершенно нейтральной ситуации, когда нет никаких признаков травли со стороны группы, человек может быть все же убеждён в том, что окружающие преследуют, обижают его. Иногда это значит, что он сам хотел бы управлять другими, но не признается себе в этом.

Человек, испытывающий агрессивные чувства к кому-то, очень часто отказывается их признавать в себе, но ему кажется, что он окружен злыми недружелюбными людьми. Если же он не желает замечать своих собственных сексуальных провокаций, направленных на окружающих, ему просто кажется, что все к нему непрерывно и грязно «пристают».

Если у Вас частенько в голове появляется мысль, что жизнь — это жестокая схватка, где один выигрывает за счет проигрыша другого — попробуйте хотя бы ради эксперимента просто перестать стремиться обыграть других. Вы удивитесь, насколько спокойнее станет Ваша жизнь, и все не обязательно кончится каким-то Вашим провалом или поражением.

В старом мультфильме про Крошку Енота страшное чудовище, глядящее из воды, оказалось всего лишь отражением мордочки самого напуганного Енота, который хотел выглядеть большим и страшным. В жизни людей такое тоже бывает очень часто.

Ну, выгода перекладывания ответственности за свои недостатки на других более-менее понятна. Но иногда и свои положительные качества и достижения, своя собственная привлекательность и т.п. приписываются другим. Это также говорит о проекции.

Тогда человеку кажется, что он — самый серый, невзрачный, глупый, неуклюжий человек в компании своих великолепных, красивых, умных и стильных друзей, и вообще непонятно, как они его терпят.

На самом деле, в друзьях своих он видит свои собственные достоинства.

Этот вид проекции пышным цветом цветет и в романтической любви — влюбленный видит в обожаемом объекте не столько живого человека, сколько отражение собственного идеала… Когда обнаруживается разница между идеалом и объектом, влюбленность заканчивается разочарованием, а потом — и поиском нового объекта, на который можно «повесить» проекцию идеала, как костюм — на манекен.

Не любая проекция так уж вредна. Например, писатель может проецировать себя в своих героев, как бы «становится ими» в момент творчества. Но он не теряет представления о самом себе и в любой момент способен восстановить границу между собой и героем своего произведения.

Болезненные проявления проекции начинаются только там, где человек склонен забывать, что его предположения — это именно ЕГО СОБСТВЕННЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, и начинает воспринимать их как объективную реальность.

В тяжелые моменты истории, когда каждый отдельный человек испытывает страх и неуверенность, когда так больно признавать свои ошибки, когда хочется свалить всю вину на кого-то постороннего — начинаются массовые репрессии. Именно тогда неизбежно обнаруживаются разнообразные «враги народа».

Партийные чистки конца тридцатых годов ХХ века в СССР, холокост в нацистской Германии, «охота на ведьм» в средневековой Европе имеют черты удивительного сходства. Это сходство возникает из-за того, что механизм проекции универсален и, видимо, начал проявляться сразу же на заре истории, как только человек начал осознавать себя.

Поиск «козла отпущения» захватывает и увлекает нас именно потому, что мы надеемся получить успокоение, переложив вину на кого-то другого. Трагические эпизоды истории и поразительная жестокость людей часто объясняются тем простым фактом, что преследователи сами были напуганы и в глубине души чувствовали себя виноватыми в чем-то.

Вообще, проекция почти не свойственна людям, привыкшим к глубокому самоанализу и рефлексии, а также тем, кто чувствует себя уверенно и спокойно в этой жизни. Если человек осознаёт неоднозначность и небезупречность своего собственного поведения, то его склонность к проецированию на других снижается.

Следовательно, реже становится рабом своих проекций только тот человек, который хорошо себя знает. Но, увы, «знать себя» гораздо сложнее, чем кажется. Для этого требуется немалое мужество.

БРЕВНО В ГЛАЗУ

18 мая 1919 года

«Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» /Матфея, 7:5/.

В прошлой беседе я говорил о словах «Если око твое чисто, все тело твое будет светло». Но в этом глазу есть бревно, которое препятствует его чистоте. Христос говорит: «Вынь бревно из своего глаза, чтобы видеть ясно, как вынуть соломинку из глаза брата твоего» (*).

_____ (*) В болгарском переводе Евангелия слово «увидишь» сопровождается словом «чисто». Кроме того, вместо русского «сучка» в болгарском переводе «соломинка», по поводу которой Учитель также делает несколько замечаний. _____

Как вынуть это бревно? Под словами «бревно» и «соломинка» Христос подразумевает два противоположных принципа, принципы отрицания в человеческой жизни. Бревно в глазу имеет тот человек, у кого глаз сосредоточен на физическом мире, совершенно утонул в материи. Бревно — это закон противоречий. Под словом «соломинка» понимается закон постоянных перемен. Христос берет два образа: бревно и соломинка. Бревно сделано из дерева. Знаете ли вы, какие деревья идут на бревна? Самые лучшие бревна получаются из дубов, из которых и строят дома. Дубы живут на самых низких местах; дуб — старый материалист, поэтому у него такая растрескавшаяся кора. Есть определенное отношение между дубом и буйволом. Буйвол, когда ему жарко, залезает в лужу, чтобы его шкура покрылась грязью и ему стало прохладнее, и чтобы его не кусали мухи. Что такое тепло? — Это символ Любви. Следовательно, люди, имеющие расположение к Любви, залезают в лужу и покрываются грязью, чтобы их не кусали мухи. Это сообразительные люди. Когда какой-нибудь овод подлетает к волу, тот сразу задирает хвост и бежит. Буйвол же, если вокруг него начинает летать и шуметь овод, уходит с поля, чтобы скрыться в каком-нибудь болоте. Вы, может быть, скажете: «Знаем, что ты скажешь об этом бревне». — Не знаете, что я могу вам сказать. Я просмотрел много книг, в которых рассматриваются разные вопросы из Евангелия, но по этому важному вопросу написано очень мало, хотя по поводу менее важных вопросов написаны многие страницы. В современном мире все так. О существенных вещах ничего не пишут, а несущественным посвящают целые тома. Маловажные вопросы, о которых столько написано, представляют собой тени по отношению к существенным, важным вопросам. Тени нужны только тогда, когда нечто важное уже определено; тогда они имеют определенный смысл. Рисуя какое-нибудь лицо, художник делает его более выпуклым с помощью теней. При этом небезразлично, где находится тень, — справа или слева. Если тень слева, это показывает, что художник, когда рисовал, смотрел на запад, то есть солнце заходило. По этому можно судить, что жизнь художника клонилась к закату, или, иными словами, он спускался в материальный мир. Если предмет отбрасывает тень направо, это значит, что художник рисовал свою картину, когда солнце восходило. Так что для глупых людей безразлично, куда падает тень, а для умных — небезразлично. Важно, откуда падает тень на ваше лицо. Почему Христос говорит, что нужно вынуть бревно из своего глаза? — Потому что это бревно бросает тень внутрь, а у человека, который хочет наблюдать жизнь, тень должна быть снаружи. Вы меня спросите: «Почему это должно быть так?» Если внутрь вашей жизни отбрасывается тень, вы не поймете ее смысл. Это вполне естественно. Например, если у вас в комнате темно, а улица освещена, вы будете знать, что происходит на улице, кто прошел, кто как одет и т.п., но не будете знать, что происходит у вас в комнате. Следовательно, если это бревно находится в вашем глазу, то смысл вашей внутренней жизни останется непонятым. Вы можете стать реформатором, моралистом, читать мораль другим людям, говорить им, чтобы они исправили свои дома и города, но не сможете изменить их внутреннюю жизнь. Христос говорит: «Выньте это бревно». Как оно появилось? Оно образовалось из привычки человеческого ума, приобретенной в течение многих веков. И каждый из вас может проверить свою тень, снаружи она или внутри. Христос говорит «вынь» (болг. «извади», что значит также «вычти»), — не говорит «прибавь». Сложение и вычитание — два первоначальных процесса. Первый процесс — сложение, второй — вычитание. Вы до сих пор складывали, образовывали это бревно, которое является результатом прошлого. «А+b=c»; «с» — это бревно. Христос говорит, что для того, чтобы освободиться от результата этого сложения, нам нужно вычесть «а» и «b» из «с», и тогда наш глаз будет чист. Как их вычесть? Ты не может освободиться от «с», пока не вычтешь «а» и «b». Пока не вытащишь из волос самку и самца вши, от вшей не освободишься. «А» и «b» равно «с», которое есть бревно. В этом смысле «а» — это ваш ум, «b» — ваше сердце, не в восходящей степени своих действий, а в нисходящей степени своих проявлений. Вот почему Христос говорит: «Останови эти два процесса». Вы меня спросите: «Как их остановить?» — Чтобы ум людей заработал, нужно поставить их в трудное, безвыходное положение. Нужно поставить их в положение того инженера, которого Наполеон заставил под страхом расстрела за 25 минут соорудить мост. Инженер использовал все свои способности и сумел выполнить задание. Посмотрите, как кошка, если она умна, справляется с трудностями, проходя через опасное место. Если она оказалась на высоком, пяти- шести-метровом заборе, и попала на узкое место, ей придется спрыгнуть, даже если раньше это казалось ей невозможным. Так и вы порой говорите, что того не можете, этого не можете. Христос говорит: «Вынь бревно из глаза и помести его в другое место — не в глаз, а в стену дома.» Глаз не нуждается в бревнах. Тот учитель, который первым порекомендовал поместить бревно в глаз, а не в стену дома, не понял Божественных законов. В теле могут быть бревна, но в глазу никоим образом их быть не должно. Со словом «соломинка» я связываю людей, которые живут в чисто чувственном мире. Солома получается из пшеницы. Ошибки таких людей проистекают от их постоянных удовольствий в мире. Бревно приобретается из-за алчной, корыстолюбивой жизни. На людей, которые так живут, нельзя рассчитывать. Поскольку бревно тяжелое, глаз утомляется, и человек все больше смотрит вниз. Я могу каждого из вас заставить смотреть вниз. Как? Если положить человеку на спину большой груз (*), он задумается и будет смотреть вниз. Кто-то скажет про него, что он — большой философ. Да, есть философы, которые смотрят вниз, но есть и такие, которые смотрят вверх.

_____ (*) В оригинале «сто оки товар» — «стоглазый груз». Возможно, что это намек на известную суфийскую сказку о том, как много золотых монет понадобилось для того, чтобы закрыть алчный глаз._____

Если в вашем глазу — бревно, ум и сердце всегда будут обременены, и вы всегда будете в дурном расположении духа. Иной раз люди, имеющие в глазу такое бревно, умеют скрыть свое состояние, но если такого человека задеть, обидеть, он начнет смотреть вниз. Жена, которая разгневала мужа, смотрит вниз. Почему? Потому что бревно начало проявлять свое действие. Я этим характеризую общий принцип. В соответствии с одним и тем же законом имеют бревна девушки и юноши, а также и женатые люди. Брак, однако — нечто временное. По мне, в мире нет женатых людей, есть только запряженные. Впрочем, я верю, что вы не запряжены, а те из вас, кто думает, что состоит в браке, принадлежат к блаженным людям. Христос говорит: «Вынь бревно из своего глаза, чтобы он был чистым, чтобы ты мог вынуть соломинку из глаза брата своего». Я рассматриваю духовные принципы, на которых основывается наша жизнь, в целом. Например, если мой дом построен по Божественным законам, это не только моя заслуга, но и заслуга того инженера, которого я позвал, чтобы начертить его план. Также и все неудобства, которые есть в моем доме, нельзя приписать только мне. Поэтому, если придет какой-нибудь господин, который разбирается в инженерном деле, и скажет мне, что умывальник или что-то еще не на месте, я должен его послушать. Если умный человек посоветует мне переустроить мой дом, потому что стены тонки, мне следует его послушать, согласиться с его мнением, потому что иначе меня может постичь какая-нибудь катастрофа. Говоря о бревне в глазу, Христос спрятал эту великую мысль в одном слове. Часто и болгары прячут свои деньги под каким-нибудь толстым бревном. Когда-то людям было что прятать, поэтому им были нужны бревна. Часто мы вешаем толстые занавески на окна, чтобы снаружи не входил свет. Так и в нынешней своей жизни мы несчастны из-за этого бревна, которое мешает свету войти и оживотворить материю нашего тела. Мы, современные люди, представляем себе одинаковым свет, который в разные периоды не один и тот же. Дрова и уголь, которыми вы греетесь, оказывают на вас разное действие. Если вы чувствительны, то, сжигая каменный уголь, вы переживете все перипетии, через которые он прошел. Когда греетесь. сжигая дубовые дрова, вы переживете все перипетии, которые пережили дубы, почувствуете их как живые существа. Тепло от черных углей подействует на вас совсем иначе, чем то тепло, которое дают дрова. Современная культура должна освободиться от употребления каменного угля. Поэтому в будущем должны найтись ученые люди, которые научатся использовать солнечную энергию. Нужно наконец научиться использовать это солнечное топливо. Когда мы дойдем до такого положения, чтобы использовать солнечное тепло и энергию, мы станем такими культурными людьми, каких ждет человечество. При нынешнем положении мы не можем называться культурными людьми. Христос говорит: «Выньте эти бревна, они уже не нужны». Когда-то это бревно было необходимо, служило какой-то цели, но теперь, для современных людей, оно не имеет прежнего значения. Буйвол, который прячется в болоте от оводов, имеет свои экономические соображения. Он рассуждает так: «Вместо того, чтобы бежать от овода в лес, за 4-5 км, я лучше влезу в лужу, покроюсь грязью, и никакие оводы не будут меня беспокоить». Так говорят и современные люди: «Мы должны обеспечить себя материально, чтобы нас никто не беспокоил, чтобы оводы нам были не страшны». Когда вы хотите обеспечить жену и детей, — это оводы, которые вас беспокоят. Христиане похожи на волов — они убегают. Светские же люди, как буйволы, залезают в какую-нибудь лужу, чтобы оводы их не настигли. Некоторое время назад в России собирались издать закон против евреев, и министры должны были его обсуждать. Один из представителей совета министров был настроен против евреев и настаивал на том, чтобы все проголосовали за этот закон. Евреи пытались различным образом противодействовать в совете, особенно своему главному противнику, но им это не удавалось. Тогда один еврей решил сам пойти прямо к этому министру и с ним договориться. Приходит к привратнику и говорит: «Я прошу позволения войти к министру и сказать ему только три слова». Ему позволили войти. Он вошел к министру, предложил ему мешок золота и сказал: «Возьми и молчи». Собрались все министры под председательством царя на общее заседание по еврейскому вопросу. Все высказались против этого закона и ждали, что скажет тот министр, который был против евреев, но он молчал. Царь в удивлении спросил, почему он молчит. Министр вынул мешок и сказал: «Пока этот мешок у меня, я ничего не могу сказать». Этот мешок с золотом и есть бревно. Придет день, когда Господь вас спросит: «Почему молчите? Внесли проект закона, агитировали за него, а теперь молчите». Сейчас все богатые, видные люди больше молчат. Тот, кто молчит, — дипломат. В дипломатии рекомендуется молчание. Христос говорит: «Вынь бревно из своего глаза, чтобы иметь возможность говорить. Вынь бревно из глаза, чтобы видеть». Между видением и говорением есть определенная связь. Нельзя говорить, пока не видишь. Соломка, которая находится в глазах некоторых людей, образована из совсем другого материала, чем бревно, — из пшеницы. Известно, что у пшеницы есть только желание размножаться, занимать все большее пространство. Она говорит: «Дайте мне только 7-8 месяцев для размножения, я выполню свою работу, а потом оставлю свое место». С бревном не так: дубу нужно десять, сто, пятьсот, тысяча лет, чтобы развиваться и расти. Он устанавливает собственность. Учение бревна — учение собственности. Если у тебя недостойный сын, — вынь бревно из своего глаза и лиши его всякой собственности, чтобы твое имущество не переходило из поколения в поколение и не совершались преступления. Вы скажете: «Где Шам, где Багдад!» — Если есть что-то, что останавливает нашу жизнь, — это учение о собственности. Мы приходим на Землю и занимаемся домами, полями, ссоримся с отцом, матерью, сестрами, братьями, судимся, пока однажды нас не заберут отсюда. Сын говорит: «Отец мой отправился на тот свет, не смог решить этот вопрос, но я его решу, найду, как распределить наследство и собственность». Восемь тысяч лет человечество решает вопрос о собственности, а вопрос все остается нерешенным. Христос говорит: «Выньте из вашего глаза эту собственность, и мир исправится». Тогда и небольшие тени, соломки, исчезнут. Сейчас создаются благотворительные общества, в церкви проповедуют священники, в школах просвещают детей учителя, судьи в судах защищают права людей, но у всех в глазах — бревна. Однако Господь, Которого я знаю и о Котором вам говорю, не Господь бревен, собственности, и не Господь людей, которые спорят о собственности! Собственность не имеет никакого Господа. И люди, которые делят верующих на католиков, протестантов, магометан и пр., никакого Господа не имеют. Ваш Господь — Господь бревен, а мой Господь там, где нет бревен. Христос говорит: «Лицемер, вынь бревно из своего глаза!» И если вы меня спросите, когда исправится мир, я вам отвечу: когда исчезнет это бревно из вашего глаза. А когда исчезнет бревно? — когда воцарится Любовь. Тогда всякое бревно можно будет легко вынуть. Все женщины, которые несут культуру, могут вынуть бревна и из своих глаз, и из глаз своих сыновей и дочерей еще в утробе. Если бы я проповедовал Моисеев закон, прежде всего сказал бы женщинам, что с бревном связано самое страшное наказание. Поскольку я проповедую не Моисеев закон, а Христов, говорю им: доныне вы служили в райском саду вашим старым возлюбленным. Поскольку вы — врачи, откажитесь от них и служите Господу. Уже восемь тысяч лет как женщины служат этому красавцу из райского сада и ничего хорошего не сделали, поэтому им велено отказаться от него. Вы мне возразите: «Не нападай на нас, мы чисты». Да, одно время вы были чисты, но сейчас вы не такие, какими я вас знал. Это бревно, — собственность, — попало в ваш глаз, вы зажили по закону собственности, к вам в райский сад пришел ваш приятель и сказал вам: «Уходите из этого райского сада, достаточно вы тут побыли садовниками; завладейте Землей, она — для вас. Что вы, глупые, сидите в этом саду, вы станете равными Богу!» И женщины ушли из рая. Моисей описал в одном длинном и интересном рассказе уход женщин из рая. Читая Ветхий Завет, вы можете заметить, что Господь постоянно обращается к израильской деве, называя ее различными именами, постоянно советует ей вернуться на правильный путь, к своему отцу. Где только ни ходили вы после ухода из рая! Ходили в Египет — это материальный мир, — в Вавилон, который представляет собой старый мир, старую культуру — культуру собственности. Сейчас вы в Европе, которая заварила ту же кашу, что египтяне и вавилоняне. Христос говорит современным людям, которые представляют собой избранный народ: «Выньте это бревно из своего глаза», — то есть отбросьте эту собственность с вашей земли, потому что она — причина всех споров и войн. Единственная собственность, которую имеет человек — его тело. Человек, который может каждый день изменять части своего тела, управлять своими желаниями и действием своих органов, в том числе и мозгом со всеми его центрами, будет замечательным человеком. Скажи себе: «Сейчас мне не нужны никакие дома, поля, это для будущей культуры». Будущее, как проекция прошлого, — для грешников, настоящее — для праведников. Когда кто-то говорит, что исправит свою жизнь в будущем, я полагаю, что это грешник. Когда кто-то говорит, что исправит свою жизнь прямо сейчас, я полагаю, что этот человек — праведник, который вынул бревно из своего глаза. Так что будущее в этом смысле принадлежит грешникам, которые не изменяют своих желаний, это их собственность, а настоящее — для праведников, потому что оно не занимает никакого места, это математическая линия. Каждый праведник пройдет по этой прямой линии. Я говорю: каждый, кто владеет настоящим, войдет в Царство Божие. А будущее принадлежит грешникам. Прошлое, то есть все, что уже произошло, в руках Божьих, а настоящее — наше. Так мы поменялись ролями. Бог занимается исправлением наших грехов, мы занимаемся Божьей Правдой, которая придет в будущем, а люди настоящего времени говорят: «Мы будем работать на Бога, реализовать Его желания.» Я хочу сегодня, чтобы вы вынули все свои бревна, и готов вам помочь, но если вы оставите это на завтра, — не найдете меня. О настоящем я могу говорить, а о прошлом — Господь. Мое слово основано на тонкой ниточке, которая называется нитью Любви. Христос обращается к тем, кто научился этому учению, кто уже пробудился. Поэтому и мне нечего вас учить, но нужно применить Божественные принципы, которым вы уже научены. Для применения Божественного принципа есть определенные методы. Человек, который хочет использовать некое учение, должен прежде всего расплатиться со всеми долгами. По мне, закон самопожертвования — не что иное, как расплата с долгами. А долги возникают по причине собственности. Вы скажете: «Да, так можно». Как можно? Можешь, например, стать богатым, ученым, и пр. — Нет, этим ты ничего не сделаешь. Многие люди применяли это учение, многие хотели быть богатыми, учеными, здоровыми, но не могли удержать это на долгое время. Учение может иметь результат, только когда человек применит закон самопожертвования ради всего человечества. Только тогда это жертва ради самих себя. Если вы пожертвуете собой ради добра человечества и возвысите его хотя бы на сантиметр в его положении, то, вернувшись на землю в следующий раз, вы окажетесь в благоприятных условиях жизни, которые сами создали. Все самоубийства в мире возникают из-за закона собственности. Женщина хочет владеть своим мужем, и если ей это не удается, она отчаивается и кончает с собой. Жена дает наставления своему мужу, как ему смотреть на других женщин, или хочет, чтобы он совсем на них не смотрел, и т.д. Теперь и мужчины впали в эту ошибку, потому что рождены от женщин. Женщины отвечают за ошибки, которые делают мужчины, они их научили этому закону. Вы скажете, что я вас осуждаю. Нет, я вас не сужу, никогда не сужу, но говорю вам истину. Христос говорит: «Вынь бревно из своего глаза,» — а бревно в твоем глазу — это ревность, подозрение, ненависть, зло, алчность, зависть и т.д. Выньте, выньте это бревно! Оно повсюду: во всех обществах, церквях, религиях. Современные люди похожи на тех двух приятелей-немцев, которые, встретившись нечаянно где-то в Америке, очень обрадовались друг другу и хотели поцеловаться, но животы их были так велики, что им это не удалось: они не смогли приблизиться друг к другу. Сейчас у всех людей такие большие животы, что они не могут поцеловаться. Почему? — Все из-за этого бревна. При таком большом бревне души не могут получить поцелуй. Девушка встречает юношу, хочет его поцеловать, но не может, — и вздыхает. Юноша хочет поцеловать девушку и тоже не может, — и ему только и остается, что вздыхать. Все люди стонут, не могут друг друга поцеловать. Пока не будет вынуто бревно из глаза, мы будем далеко друг от друга. Сейчас нравы извращены, вследствие чего люди не понимают друг друга. Иной раз какой-нибудь мужчина посмотрит на чью-то жену, муж сразу сердится и говорит себе: «Надо проследить, что ты дальше будешь делать». Мужья и жены повсюду ревнуют, а при этом хотят постичь новую философию, новое учение. Самое трудное для человека — заслужить это имя, познать природу, чтобы она ему служила. Познали ли вы ту Мать, которую называют Природой, говорили ли с ней? Она девственна. Знаете ли вы, каковы ее привычки, взгляды, методы, законы, в каком обществе она находится? Когда я говорю людям, что нужно быть в гармонии с природой, современные служители религии называют это идолопоклонничеством. Нынешний порядок, который сейчас существует, — вот идолопоклонничество! Но этот порядок с его экс-людьми будет сметен. От нынешнего человека останется только его пустая голова, которая будет храниться в музеях как остаток прошлой культуры. Люди будущего, расхаживая по музеям, будут рассматривать головы нынешних знаменитых владык, патриархов и епископов, увидят бревна, с которыми они жили столько лет, и скажут: «Знаменитые люди, благочестивые люди! Таково их благочестие, что от него только голова осталась!» В будущем учителями, священниками, проповедниками и судьями должны быть люди без бревна в глазу. Я бы оказал большую услугу Болгарии, если бы определил, кого назначить учителем, кого — священником, кого — судьей и т.д. Если бы это соблюдалось, дела Болгарии пошли бы гораздо лучше. А сейчас что происходит? Некто выучился на священника, хотя природа его больше соответствует профессии актера, но его все равно постригают. Когда такой человек становится священником, лучше называть его служителем церкви, а не Бога. Я бы хотел, чтобы все священники и учителя научились языку природы и увидели, что она пишет в своей великой книге. Я изучаю все камушки, речки, цветы и по ним могу определить, какой была природа две тысячи, пять, десять тысяч лет назад. Природа каждый день меняет свой костюм, поэтому вы должны изучать, какова она сегодня. Настоящее — для праведных. Христос говорил евреям: «Выньте бревна из своих глаз, потому что иначе вы не станете народом». Но тогдашние духовные люди, которые были оккультистами и каббалистами, сказали: «Раз так, мы, вместо того, чтобы вынуть наши бревна, предпочитаем повесить Тебя на бревне». Эти ваши бревна распяли Христа. Он был распят на двух бревнах: одно — мужское, другое — женское. Вы говорите: «Как приятно проходить под этими бревнами!» Христос говорит: «Если исключите частную собственность среди братьев и сестер, ваш ум и дух будут свободны, и вы сможете стать хорошими людьми». Если бы все женщины белой расы прониклись этой идеей, за сто лет они бы продвинули человечество на четыре-пять тысяч лет вперед. Но нужен ум, а если у людей нет ума, нет сознания, они вешают одного человека за другим, отрубают друг другу головы. Сейчас и священникам отрубают головы. Я хочу, чтобы вы понимали то, что я говорю. Я говорю принципиально, а не по поводу того или иного человека; я рассматриваю вопрос в широком смысле. Убийствами мир не исправится. Я не из тех, кого можно зарезать или повесить. Все это знают. Отныне меня уже не распнут. Вы сами будете распинать друг друга, пока не просветитесь. Христос говорит: «Лицемер, вынь бревно из своего глаза!» Не извлекайте из сказанного что-либо обидное, это закон неба. Давайте мы, переходя границы духовной жизни, оставим бревна тут, на земле. Говорят о ком-то: «Он отправился на тот свет.» — Нет, еще не отправился, он еще тут, на земле, в тюрьме, поэтому ему нужно дать немного каши. Каждого умершего, у которого бревно в глазу, близкие должны часто поминать, варить ему кашу, пока его не отпустят из тюрьмы. Тюрьма — это астральный мир. Он отправился туда со своим бревном. А соломинка в наших глазах — это все маленькие недостатки, которые у нас есть. О ком-то говорят, что много разговаривает, не умеет придержать язык; кто-то не умеет одеваться, не встает рано утром, мало работает. Все это маленькие недостатки, совсем маленькие ошибки, — соломинки в глазах людей. Разве современные люди работают? Это не работа, это мучение, труд. Работа делается всегда с любовью, труд служит долгу, а мучение происходит через насилие. Все это происходит из-за частной собственности. Женщина, которая внесла этот навык в мир, виновна в этом зле. Все женщины учат своих детей этому навыку, говорят: «Старайтесь стать богаче, иметь побольше доходов, требуйте от мужей все, что вам нужно, не говорите им всего, имейте запас,» и пр. Поэтому женщина начинает требовать от мужа того и сего, не интересуясь его положением, а он не знает, как удовлетворить ее притязания. Что тогда происходит? Один грек в Бургасе женился на очень богатой гречанке. Она принесла ему в приданое четыре тысячи лир. После свадьбы она покупала себе много вещей, тратила деньги безрассудно. Не прошло и двух лет, как ее приданое кончилось. Муж записывал все, что она тратила, и когда счет достиг четырех тысяч лир, он ей сказал: «Деньги, которые ты принесла, кончились, так что отправляйся к отцу, и если он даст тебе денег — трать, покупай себе, что хочешь». Когда мне рассказывают, что кто-то оставил свою жену, я говорю: «Человек истратил все, что она принесла, и поскольку больше ничего нет, он хочет развестись». Почему супруги не могут жить вместе? Потому что у жены большое бревно в глазу, она хочет завладеть мужчиной, чтобы он не думал ни о какой другой женщине, цитирует ему стихи из Писания, которые в ее интересах. Говорит ему: «В Писании прежде всего сказано, чтобы человек оставил отца и мать и прилепился к своей жене». Да, но каких отца и мать? Христос говорит: «Человек, который женится, оставит мать, отца, братьев и сестер, которые согрешили в раю, и так прилепится к жене.» Тяжко и горько тем, кто, желая вступить в брак, не откажется от своих отца и матери, которые согрешили в раю. Следовательно, вы, как христиане, должны отказаться от частной собственности. Частная собственность — зло, как для всякого человека, который хочет развиваться, так, в особенности, и для всякого оккультиста и мистика, который хочет изучать тайны природы. Частная собственность — великое зло. Я не имею в виду государственный строй; но человек, который хочет понять жизнь, должен отказаться от частной собственности. Это не значит, что мы должны стать ленивыми, но нам нужно научиться работать. Женщина не должна ждать, что ей что-то принесет отец или муж, она должна надеяться на свои силы. Муж не для того женится, чтобы приносить домой деньги. Это не брак. Истинный брак — дружба между молодыми людьми, чтобы работать идейно. Если бы жена так понимала брак, она должна была бы стараться облегчить положение мужа. А что происходит сейчас? — Жена не исполнила свою работу, не выполнила свой долг, поэтому, когда муж возвращается домой, начинаются ссоры и недоразумения. Нынешние люди, вступая в брак, следуют закону частной собственности. Вы говорите: «Эти молодые очень любят друг друга». Почему? — Потому что юноша богат, имеет положение в обществе и принесет все, что нужно жене; или же она богата и может обеспечить мужу более высокое положение. А если он беден, девушка его не любит. Из-за этих ложных представлений происходят различные несчастья. Божественный закон ассимилирует старые материалы и их переустроит. Уголь может стать алмазом, если переустроить частицы таким образом, чтобы они сгустились, кристаллизовались и перешли в новую форму. Тогда и дома у нас будут лучше. Придет день, когда, пожив десять лет в доме, мы будем его разрушать, чтобы сделать себе новый. Старый дом, в котором мы жили десять лет, полон дурных мыслей. Когда мужья и жены ссорятся, нужно сжигать старый дом и строить новый. Когда учителя и ученики ссорятся в школе, нужно сжечь эту школу и построить новую. Так нужно поступать и в церквях. Новая школа, новая церковь — вот Христово учение. Выньте бревна из своих глаз — вот новое учение. Так пишет Господь: «Если хотите улучшить свою жизнь, нужно все разрушить и построить по новым правилам, не оставляя бревно в своем глазу». Тогда изменится ваше понимание природы, улучшится ваша общественная жизнь, усовершенствуются дома. Вернувшись домой, скажите: «Сегодня же начинаю извлекать бревно из своего глаза». Бревно не извлекается сразу, его нужно извлекать много раз. Нужно создать цепь. Научившись закону вычитания (извлечения), вы дойдете и до процесса умножения. Тогда поймете закон «плодитесь и размножайтесь». Первый процесс, процесс сложения, пришел в мир с Адамом, а второй процесс, вычитание, пришел с Евой, потому что Господь создал эту женщину, извлекши ребро у Адама. Какую женщину? -Райскую женщину, которой нравилось иметь отношения с «тем». Следовательно, мужчины научатся извлекать своих жен, а женщины научатся извлекать сыновей и дочерей, — поэтому они рожают. Роды — это закон вычитания (извлечения). Уча женщин закону извлечения, Господь спрашивает их: «Хотите ли снова иметь собственность?» Слушая меня, вы скажете: «Вот человек, который нарушает закон собственности, — учение, которое существовало восемь тысяч лет». — Этот закон не имеет никакой основы в природе, он насажден позже. Земля — наша, и мы можем располагать ею. Если мы любим своих братьев и сестер, мы можем располагать тем, что они имеют. Если мы их не любим, появляется закон частной собственности. Частная собственность появилась, когда Любовь перестала действовать. После ссоры жена говорит: «Я с ним разведусь, но заставлю его мне платить». Люди, которые не ждут от жизни ничего особенного, могут жить с идеей о частной собственности, но для людей, которые хотят узнать тайны природы, понять смысл своего существования, смысл жизни, частная собственность — большое препятствие, большое зло. Перестаньте себя обеспечивать, работайте. Человек может создать в мире какую-то работу, которая его удовлетворит. Но вы мне возразите: «Господь дает, но в овчарню не Господ дава, но в кошара не вкарва» — болгарская пословица, аналог русского «на Бога надейся, но сам не плошай». ______

Христос говорит: «Вынь это бревно, — то есть частную собственность, — из своего глаза, и никакая овчарня тебе не понадобится». Христос выведет тебя из овчарни и поведет на луг. Это показывает, что Он не верит в частную собственность. Христиане, которые верят в частную собственность, имеют церкви, секты и пр. Разделившись в религиозном отношении, они полагают, что нужно обязательно быть или буддистом, или брамином и т.п.; это и есть вера в частную собственность. Я верю только в великий Божественный принцип, ни в какие формы не верю. Принципы создал Господь, а формы создаем мы. Свой горшок я сам себе леплю, но не молюсь никаким горшкам, как многие люди сейчас делают. Построив себе дом, человек чувствуют себя смелее и говорит: «Теперь я уже верю в Бога и могу креститься». Для чего человек крестится? — «Пусть Господь бережет мой дом, чтобы кто-нибудь его не украл.» — Такой человек верит не в Бога, а в свой дом. Я уже не крещусь таким образом и говорю Господу: «Господи, незачем Тебе беречь мою частную собственность, я ее не признаю, не верю в нее. Прости меня, что я столько раз Тебя беспокоил таким «крещением». Я хочу вместе с Тобой свободно ходить вдоль чистых, шумливых ручьев, по зеленым лугам, по ветвистым, густым лесам, хочу рассуждать и быть свободным гражданином всей Земли». Только так вы сможете понять Христа, только так сможете стать близкими к Нему. Когда я гляжу вам в глаза, мне ваши глаза не нравятся: выньте из них бревна! И когда вы вынете бревна, придет Христос, ваш Пастырь, и выведет вас из вашей частной собственности. Вам будут даны самые благоприятные условия для жизни, создадутся новые тела, появятся у вас братья, сестры, общества и народы, чтобы вы могли жить и работать среди них. Достаточно вы служили старому хозяину. Кто-то потерял дом, умер у него ребенок, — человек приходит в отчаяние и кончает с собой. Почему он так поступает? — Потому что верит в частную собственность. Господь взял твоего сына или твою дочь, потому что увидел, что они не могут жить в этом доме. Когда у тебя заболеют сын или дочь, не бойся за них, знай, что болезнь — великое благословение для человека при нынешних условиях жизни. Отныне вы должны стать героями, но с вашими бревнами в глазу это невозможно, вам нужно от них отказаться. Когда вернетесь домой, составьте себе большой список того, от чего вам нужно отказаться в будущем. Перечисляйте то, от чего нужно отказаться, таким образом: «Отказываюсь принуждать мужа приносить мне что-то в дом, оставляю его свободным, чтобы он делал то, что по любви может сделать; отказываюсь заставлять мужа брать деньги взаймы, строить дом, покупать мне дорогую одежду к празднику и удовлетворять мои капризы, как раньше; отказываюсь требовать, чтобы он возил меня на курорты, за границу, на балы, в театры и пр; отказываюсь насильно заставлять мужа меня любить, оставляю его свободным, как душа его влечет». Вы скажете, что это очень опасное учение. Нет, опасно было до сих пор! Сколько слез было пролито из-за того, что муж, которого жена считала своей собственностью, ее не любил! Знаешь ли, насколько этот муж твоя собственность? В доме может быть много постояльцев, так что и муж твой — один из постояльцев, и ты не имеешь на него никакого права. Турки говорят: «Ахмед бурада, акыд дишарда», — то есть Ахмет здесь, но ум его где-то в другом месте. Твой муж — это тень, а душа его, мысль его — вне него. В конце концов, как ты хочешь, чтобы он тебя любил, когда и ты не у себя дома, и твой дом полон постояльцев? Ныне мы живем с идеей частной собственности, хотим завладеть миром, а при этом потеряли высшее. И поэтому Христос говорит: «Кто найдет частную собственность, тот потеряет себя, свою жизнь, а кто потеряет частную собственность, тот обретет жизнь». Кто оставил учение частной собственности, тот приближается к Богу и к будущей культуре, а кто верит в частную собственность, тот отдаляется от Бога. И вы пойдете этим путем, смело пойдете, разрешите вопрос как герои. Когда Господь увидит, что вы открыли книгу, в которой перечисляете то, от чего отказываетесь, Он скажет: «Я со Своими помощниками помогу этой первой болгарке, которая занялась извлечением бревна». Посмотрим, кто будет первой болгаркой, занявшейся этой работой. Я знаю людей, которые верят в новое учение и готовы отказаться от частной собственности, но при этом имеют счета во многих банках. Мы должны быть верны принципу не только по форме, но и по содержанию, и по смыслу. А что сейчас делают люди? Спорят, есть ли Господь, есть ли будущая жизнь и т.д. — Да, есть и будущая жизнь, и прошлая, а есть и нынешняя. Жизнь в настоящем Божественна, а будущая и прошлая жизнь — это человеческая жизнь. Жить как человек, всем своим сердцем, всем умом и всей душой, — это Божественное в тебе, это настоящее. Вот что подразумевал Христос, когда говорил о необходимости вынуть бревно из глаза, потому что только так мы поймем жизнь, только так пойдем по прямому пути эволюции человечества, по пути Любви. И тогда мы сможем друг друга понять.

Как Годзиш в чужом глазу соринку разглядел

Замечательное предложение прозвучало на днях из уст uлавы администрации Архангельска по вопросу приведения в надлежащий вид ограждения объектов незавершенного строительства. На сайте городской администрации размещена информация, где Игорь Годзиш требует от владельцев и арендаторов земельных участков обеспечить безопасный проход для жителей микрорайона, а действие происходит на улице Воронина, и дает две недели для решения вопроса. В случае, если не последует никаких действий со стороны собственника, администрация города «через суд будет доказывать, что объект является заброшенным, и добиваться признания права муниципальной собственности».

Только как-то не вяжется эта позиция градоначальника с отношением к объекту незавершенного строительства в посёлке Затон Исакогорского и Цигломенского округов, расположенного напротив домов 7 и 8 по улице 263 Сивашской дивизии. Недостроенное здание, являющееся с 25.05.2017 собственностью МО «Город Архангельск», до сих пор остается ничем неогороженным, доступным для посторонних лиц объектом! Еще в 2020 году когда на объекте незавершенного строительства пострадал ребенок в ответ на обращение жителей поселка Затон прокуратурой Архангельска было направлено в администрацию МО «Город Архангельск» предписание об устранении выявленных нарушений Федерального законодательства с требованием ограничить доступ неограниченного круга лиц на указанный объект в срок до декабря 2020 года!

Администрация Исакогорского и Цигломенского округов также в ответ на обращения от жителей, а в дальнейшем от Общественного Совета посёлка Затон направляла в адрес департамента муниципального имущества письма о необходимости выполнения работ по ограничению доступа в недостроенное здание. По информации от администрации Исакогорского и Цигломенского округов, поступившей 10.02.2020 №37-15/3 в адрес председателя Общественного Совета посёлка Затон Прилучного Д.А. стало известно, что «Октябрьским районным судом 4.09.2019 было принято решение обязать администрацию МО «Город Архангельск» в срок до 31.12.2020 …принять необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу посторонних лиц, и закрытия наглухо дверных, оконных проемов…» По результатам визуального обследования технического состояния принято решение «включить объект с земельным участком в прогнозный план приватизации муниципального имущества МО «Город Архангельск» на 2020 год. Торги по продаже планируется провести во втором квартале текущего года. В случае, если продажа объекта с земельным участком не состоится, будет принято решение о списании и выполнении работ по его сносу».

Но ведь независимо от торгов и решения дальнейшей судьбы недостроенного здания уже давно необходимо было принять меры для ограничения доступа в это здание! Как же легко требовать от других и устанавливать двухнедельные сроки, не проявляя такую же требовательность по отношению к себе, не выполняя предписаний надзорных органов! Двойные стандарты?! Или «в чужом глазу соринку…»? Как же так? Мы два года добиваемся исполнения предписания прокуратуры господином Гоздишем. А возможно злые люди держат его в неведении?! Надеемся, что срок в 2 недели озвученных вами будет адекватен для решения данного вопроса.

Общественный Совет посёлка Затон

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

LiveJournal

LinkedIn

E-mail

Русский[править]

Тип и синтаксические свойства сочетания[править]

в чужом глазу соломину видеть, в своём —  бревна не замечать

Устойчивое сочетание (поговорка). Используется в качестве самостоятельной фразы.

Произношение[править]

  • МФА: [f‿t͡ɕʊˈʐom ɡɫɐˈzu sɐˈɫomʲɪnʊ ˈvʲidʲɪtʲ | f‿svɐˈjɵm | brʲɪˈvna nʲɪ‿zəmʲɪˈt͡ɕætʲ

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. видеть мелкие недостатки у других, не замечая больших изъянов у себя ◆ Порой кажется, что излюбленное занятие англичан ― разглядывать соломинку в чужом глазу, не замечая бревна в своём собственном. В. В. Овчинников, «Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах (1974-1978)», 1979 г. // «Новый мир» [НКРЯ]

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Этимология[править]

Эта пословица возникла на основе одной из заповедей Иисуса Христа, приведённых в евангелистических текстах: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь… Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Евангелие от Матфея. Гл. 7:3—5.

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

А.Г. Долженко

«Или как скажешь брату твоему…»

Продолжая пояснять предыдущие слова о сучке и бревне, Иисус Христос сказал:
«Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:4–5). Как нужно понимать эти слова?

При помощи иносказательных образов, сучка и бревна, в этих словах говорится о том, что человек не имеет права судить ближнего, указывая на его сучок (недостатки), так как сам грешен (имеет бревно в своем глазу). Нарисовав образ человека, который находит недостатки у других людей и не замечает свои собственные, Спаситель спрашивает о том, что если человек сам грешен, где же будет его совесть, когда он будет критиковать ближнего своего за меньшие недостатки, когда сам повинен в больших. То есть как обличитель скажет о том, что выймет сучок из глаза брата своего, когда в его собственном глазу бревно.

Однако нарисованный словами Спасителя тип человека не только не хочет замечать свои собственные недостатки, но и со злорадством обличает ближнего, повинного в меньших грехах чем сам обличитель, потому что такой человек ставит целью своей жизни находить изъяны в характере и поступках ближних и берется без зазрения совести их обличать. Доказательством того, что в разбираемой фразе говорится о человеке-обличителе, есть его слова, адресованные ближнему «дай я выну сучок из глаза твоего».

Как видим этими словами обличитель указывает в образе сучка на недостатки ближнего, при этом не замечая своих, более значительных недостатков. Именно такого человека Спаситель справедливо назвал лицемером. Кто такой лицемер? Это тот, кто знает, что он не прав, однако делает неправое дело, это тот, кто знает истину и сознательно искажает её. «Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью» (С.И. Ожегов, «Словарь русского языка», указанное издание, стр. 329).

В разбираемых словах лицемерие проявляется в том, что зная о своих собственных недостатках, которые превышают недостатки ближнего, человек молчит о своих грехах, и став в позу показной добропорядочности, язвительно уличает ближнего, стараясь не перевоспитать, а упрекнуть ближнего, и от этого издевательства получает удовольствие. Спаситель Своими словами о сучке и бревне нарисовал образ человека-грешника, который вместо того чтобы покаяться и исправиться, ищет и изобличает менее значительные грехи у ближнего. Такое поведение грешника-изобличителя обусловлено тем, что он ранее совершив свой грех, соприкоснулся с миром зла, которое тлетворно повлияло на его душу. И вместо того чтобы покаяться, он начал изобличать грехи других людей, успокаивая себя мыслью о том, что не он один грешен. Осуждая чужие грехи, человек-разоблачитель это делает для того чтобы при помощи критики грехов ближнего переключить внимание общественности на недостатки других людей, чтобы под видом разоблачений чужих недостатков скрыть свои собственные. Та же картина наблюдалась при грехопадении прародителей, которые обвиняли в своем падении друг друга, пытаясь снять свой грех с себя и переложить его на другого.

Опасность взаимного обвинения людей таится и в том, что эти действия могут толкать людей перейти от взаимных разоблачений к насилию. Это происходит, потому что их души не находилась под благотворным влиянием Бога и оказалась под воздействием совершаемого ими греха. Истинный христианин не станет выискивать недостатки у ближнего, чтобы за них ближнего критиковать и злословить. Истинный христианин поможет добрым словом и советом исправить эти недостатки. Изобличитель использует критику также для того, чтобы навязать свою точку зрения, в то время когда Спаситель для разъяснения Своих истин проявлял любовь к ближнему, сочувствие, сострадание и милосердие и никому не навязывал Своих взглядов.

В разбираемых словах Спаситель указывает на то, как можно исцелить человека от желания искать сучок в глазе брата твоего. То есть от язвительно злорадных разоблачений. Для исправления человека-критика нужно, чтобы он прежде всего вынул бревно из собственного глаза, то есть отказался от язвительного осуждения, осознал свои собственные грехи и покаялся в них. А затем уже, взявшись за исправление ближнего, мудро и умело, ласково и терпеливо, без унижений человеческой личности, без оскорблений и ругани, сумел убедительно показать суть допущенной ближним ошибки и сумел добрым советом, словом и делом помочь ему её исправить.

Спаситель сказал:
«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод» (Лука 6,43). То есть перед тем, как исправлять других, человек должен исправить себя, стать добрым деревом. И только тогда его действия, направленные на устранение ошибок ближнего, принесут добрый плод. Потому что устранять недостатки других людей нужно после того, когда человек избавился от собственных недостатков. В противном случае язвительное разоблачение не принесет пользы ни тому, кто разоблачает, ни тому человеку, недостатки которого разоблачают. Потому что разоблачения грехов ближнего, исходящие от грешника, являются лицемерным и не искренним поступком. А значит будет содержать в себе злословие и язвительность вместо сочувствия и любви к ближнему.

Слово «лицемер» в 5-м стихе многих толкователей ввело в заблуждение. Так они связывали это слово с речью Иисуса Христа о лицемерах-фарисеях и считали эти слова Спасителя в 5-м стихе обличением фарисеев. Однако под словом «лицемер» следует понимать не только фарисеев, но и всех людей, которые, сознавая свою греховность, охотно берутся осуждать незначительные недостатки у ближних, не обращая внимания на свои большие прегрешения. Это происходит потому, что ближнего осудить легче чем признать свои собственные прегрешения.

В толковании 5-го стиха нужно обратить внимание на то, как дан совет бороться с собственными недостатками. Спаситель не говорит о том, что после того как обличитель вынет бревно из глаза своего, то ясно увидит сучок в глазу брата. Спаситель говорит о том, что обличающий человек прежде должен вынуть бревно из глаза своего. То есть обличитель прежде сам должен в виде бревна вынуть из глаза свои грехи. А только потом человек-обличитель, избавившийся от своих грехов, увидит «как нужно вынуть сучок из глаза брата твоего». Иными словами, после того как человек сам избавится от своих недостатков, он сумеет увидеть средство, при помощи которого можно вынуть сучок из глаза ближнего. То есть сумеет увидеть метод, позволяющий «вынуть сучок». Безусловно человек, очистивший себя от грехов, сумеет очистить и ближнего от недостатков не путем злословия и язвительного обличения, а при помощи доброжелательности, любви и терпения проявленных к ближнему его.

Как видим, в разбираемых словах Спаситель советует исполнить в первую очередь самое трудное и большое дело, вынуть бревно из своего глаза. Ведь признать свои ошибки и перевоспитать себя намного труднее, нежели критиковать ошибки других людей. Поэтому это дело, более трудное и большое, связанное выниманием бревна из своего глаза, то есть перевоспитание себя самого, нужно делать в первую очередь. А после этого дела Спаситель советует выполнить более легкое дело, «вынуть сучок из глаза брата». То есть помочь устранить ошибки и перевоспитать ближнего своего.

Последовательность в очищении от грехов себя и ближнего имеет такое исполнение потому, что если человек сумел превозмочь свои большие грехи и перевоспитал себя, то перевоспитать ближнего с меньшими грехами будет гораздо легче. Потому что такой человек уже имеет опыт борьбы со своими грехами, более значимыми чем грехи ближнего и поэтому сумеет помочь ближнему избавиться от незначительных грехов и ошибок.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Спаситель советует человеку исправить свои ошибки и помочь в исправлении ошибок ближнего своего, а не критиковать, изобличать и злословить.
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф. 18,15).

Комментарии для сайта Cackle

Содержание

Свт. Иоанн Златоуст

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

Здесь Спаситель хочет показать великий Свой гнев к тем, которые осуждают ближних. Действительно, всякий раз, когда Он хочет показать тяжесть какого-либо греха, великость наказания за него и Свой гнев, Он обыкновенно начинает укором. Так, например, и требовавшему (от своего товарища) сто динариев Христос с негодованием говорит: Злой раб! весь долг тот я простил тебе (Мф. 18:32); так точно и здесь употребил слово: лицемер. Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку; и хотя осуждающий носит личину человеколюбия, но на самом деле исполнен крайней злобы, поскольку подвергает ближнего напрасному поношению и обвинению, и восхищает место учителя, сам не будучи достоин быть даже учеником.

Потому Христос и назвал его лицемером. Если ты так строг в отношении к другим, что видишь и малые проступки, то почему так невнимателен к себе, что не замечаешь и великих грехов? Вынь прежде бревно из твоего глаза. Видишь ли, что Спаситель не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного глаза, и тогда уже исправлять согрешения других? Всякий ведь свое знает лучше, нежели чужое, и лучше видит большее, нежели меньшее, и наконец, более себя самого любит, чем ближнего. Следовательно, если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай его себе, имеющему грех и очевиднее, и более; если же нерадишь о самом себе, то ясно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его.

Если же и должно быть ему судимым, то пусть его судит тот, кто ни в чем подобном не согрешил, а не ты. Так как Спаситель предложил великие и высокие правила жизни, то чтобы кто-нибудь не сказал, что легко так любомудрствовать на словах, Он и изрек эту притчу в доказательство всей свободы, с какою мог сказать о Себе, что Он не погрешил ни против одного из предложенных Им правил, но все исполнил. Хотя впоследствии времени Ему самому надлежало судить и говорить: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры (Мф. 23:23), однако же, сам Он нимало не был виновен в том, в чем обвинял других. Ни сучка не изымал, ни бревна не имел в глазах Своих; Он был свободен от того и другого, и исправлял, таким образом, согрешения всех. Не должен, говорит Он, судить других тот, кто сам в том же виновен.

И ты удивляешься, что Он положил этот закон, когда и разбойник на кресте признал его, и выразил мысль Христа в словах своих, обращенных к другому разбойнику: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (Лк. 23:40)? А ты не только не изымаешь у себя бревна, но и не видишь; напротив того, сучок у другого не только видишь, но и осуждаешь, и стараешься изъять, – подобно как одержимый тяжкою водяною или другою какою-либо неизлечимою болезнью нерадит об ней, а между тем в другом обвиняет нерадение о малом недуге. Если уж худо не обращать внимания на свои грехи, то вдвое или втрое хуже судить других, имея в собственных своих глазах бревно, и не чувствуя от того никакой боли; ведь грех тягостнее и бревна.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 23-я.

Свт. Афанасий Великий

Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего

См. Толкование на Мф. 7:3

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего. Соблазн в намеренных злодеях часто бывает притворным, сочиненным, как бы правильный предлог к злодеянию, заблаговременно приготовляющий и злодеяние и оправдание злодеяния; соблазн в зараженных еще ветхостью Адама, хотя бы они были благонамеренны и стремились к спасению, есть признак ветхости и недуг весьма важный и упорный. Недуг этот противодействует покаянию, от которого — очищение. Соблазн есть болезненный взгляд на немощи ближнего, при котором эти немощи возрастают до необъятной, уродливой величины. Соблазн есть исчадие самолюбия, вселяющееся в душу, чуждую любви к ближнему и правильной любви к себе. Господь уподобил этот недуг бревну, в сравнении с которым всякое явное согрешение ближнего есть только сучец. Не судите, сказал Господь, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите возмерится вам (Мф. 7:1-2)… Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего.

Аскетические опыты. Часть I.

Свт. Лука Крымский

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

См. Толкование на Мф. 7:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

Как будто мало свое бремя, берусь за чужие бремена: сегодня за всенощной взялся за бремя отцов Павла и Матфея, тогда как свое без меры тяжко, — за то и подавил меня Велиар, смутил, стеснил, посрамил. Наука: вперед больше знай свои грехи, в своих грехах кайся и от них исправляйся. А других отцов, над которыми ты не поставлен попечителем, судит Бог. Ты просишь Бога о их исправлении от сребролюбия, нелюбви, гордости, зависти несправедливой, дерзости. — Исправься сам от этих пороков и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Дневник, том XVI. 4 июня 1871 года.

Блж. Августин

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

См. Толкование на Мф. 7:3

Блж. Иероним Стридонский

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

См. Толкование на Мф. 7:3

Блж. Феофилакт Болгарский

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

См. Толкование на Мф. 7:2

Евфимий Зигабен

Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего

Такого назвал лицемером, потому что он присваивает себе обязанность врача, а удерживает за собой место больного, или – потому что он старается выведать чужой грех под предлогом исправления, и делает это с целью осуждения. Если ты делаешь это, заботясь о своем брате, то позаботься прежде о самом себе, так как ты согрешил больше его; а если ты пренебрегаешь самим собою, то ясно, что ты и его не любишь, потому что всякий больше любит самого себя, чем брата. Следовательно, не для исправления, а для осуждения ты обнаруживаешь (преступления брата). Итак, видишь, что Он не запретил врачевать других, если ты желаешь этого; но повелел прежде них врачевать самого себя, потому что врач должен быть здоров. Это, и подобное этому, Он узаконил, не отклоняя, как сказано, от взаимного исправления, но сдерживая нерадение о собственных делах. Двойное осуждение ожидает того, который, сам будучи виновным в больших преступлениях, тщательно разведывает о незначительных погрешностях других.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

Итак, нужно прежде вынуть из своего глаза бревно, тогда мы увидим, как вынуть сучок из глаза брата, то есть когда мы сумеем и сможем искоренить в себе большие пороки, тогда сумеем и сможем исправить незначительные недо­статки в ближнем нашем. Только собственным нравственным самоисправлением нам дается воз­можность и способность с успехом исправлять и ближних наших. Когда удалим от внутреннего на­шего зрения — ума и совести — предмет, омрачаю­щий это зрение, тогда яснее откроются ему вне­шние предметы и внутреннее состояние других и оно сделается более способным видеть и малые предметы, и малые недостатки в ближнем, а равно и средства с успехом исправлять их. Тогда и сужде­ние наше о поступках других будет правильнее, или точнее: мы не будем осуждать их из самолюбия, из тщеславия, из лицемерия. «Итак видишь, что Спа­ситель не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного глаза и тогда уже исправ­лять согрешения других. Если не радишь о самом себе, то очевидно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и жела­ния опозорить его» (Златоуст).

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

См. Толкование на Мф. 7:4

Лопухин А.П.

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

(Лк. 6:42). Обращает на себя внимание прежде всего слово “лицемер”. Оно дает некоторым толкователям повод предполагать, что Спаситель здесь возвращается к прежней Своей речи о лицемерах и начинает их снова обличать. Это влияет и на объяснение 1-го стиха, так как и здесь предполагается обличение суда только такого, который совершается фарисеями. Но все это произвольно. Слово ύποκριτά, конечно, значит лицемер, и нет никакой надобности отыскивать или придумывать какие-либо другие значения этого слова. Но нельзя не заметить, что оно отличается большим сходством с употребленными в начале речи κρίνειν, κρίματι, χριύή σεσύε, и имеет с ними одинаковый корень, хотя по смыслу и различно. Можно, поэтому, думать, что оно внушено этими словами, и следует разуметь здесь не фарисеев, а всех вообще людей, которые судят об ошибках ближнего, имея в своем собственном глазу целые бревна. Судить ближнего — легко. Но трудно всегда судить самого себя. На это и указывают сравнения.

Спаситель, далее, не говорит: ты увидишь ясно сучок в глазу брата своего, после того, как вынешь бревно из глаза своего; но: ты увидишь ясно, как вынуть сучок. Нужно исполнить сначала и прежде всего самое трудное дело, и тогда небольшое дело будет легко. Если бы правила эти исполнялись всеми, и частными людьми, и судьями, то на земле наступил бы золотой век.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

«Господь, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – хочет показать великий Свой гнев к тем, которые осуждают ближних, и потому начинает Свое обличение словом укора: лицемер! Хотя осуждающий носит личину человеколюбия, но на самом деле он исполнен крайней злобы»; он присваивает себе звание врача, а на самом деле он – больной; он старается выведать чужой грех под предлогом исправления, но делает это с целью осуждения, – поэтому Христос и назвал его лицемером. «Если ты, – говорит святитель Златоуст, – так строг в отношении к другим, что и малые их проступки видишь, то почему столь невнимателен ты к себе, что не замечаешь и великих грехов своих? Вынь прежде бревно из твоего глаза! Итак, Спаситель не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного глаза, и тогда, говорит, увидишь, как нужно вынуть сучок из глаза брата твоего, как исправить согрешения его. Всякий больше любит себя самого, нежели ближнего; поэтому, если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай добра себе; твой грех тебе и более виден; а если нерадишь о самом себе, то, очевидно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его». «Так ли мы будем любить, чтобы никогда не порицать? – вопрошает блаженный Августин и отвечает: – Будем строго судить, но начнем с самих себя. Ты расположен осудить ближнего? Но ведь ты к самому себе ближе всех».

И здесь, как и во всем учении Христовом, имеет силу тот же закон: люби, и любовь научит тебя, когда нужно и полезно покрыть грех ближнего, и когда следует с любовью обличить его. Преподобный Моисей говорил: «Безумно оставлять своего мертвеца и идти плакать над чужим мертвецом. Кто чувствует тяжесть своих грехов, тот не смотрит на грехи ближнего своего». И когда этого святого старца пригласили в собрание братии, обсуждавших, как поступить с согрешившим братом, то он не хотел идти, но после приглашения пресвитера пошел, повесив на плечо дырявую корзинку с песком. «Что это такое, отец?» – спросили его братия. «Это грехи мои сыплются позади меня, – отвечал старец, – я не смотрю на них, а вот пришел судить чужие грехи». И братия, услышав это, простили согрешившему. «Да и кто знает чужую совесть? – говорит святитель Филарет. – Ты осуждаешь брата за вчерашний его грех, а он, может быть, уже омыл этот грех слезами покаяния; ты его осуждаешь, а Бог уже простил его, и ты осуждаешь невинного, Богом уже оправданного, будущего святого…» Хочешь ли избежать греха осуждения ближнего? Подражай тому подвижнику, который, видя, что брат согрешил, вздохнул и сказал: «Горе мне!.. Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра. И он, по крайней мере, покается, а я, может быть, не успею, не в силах буду покаяться». «Если кто при тебе будет осуждать ближнего, – учит преподобный Иоанн Лествичник, – скажи ему: «Перестань, брат; я каждый день падаю в тяжкие грехи; как же я могу осуждать брата?» Таким пластырем ты исцелишь и себя, и того, кто при тебе осуждает ближнего». «Не утешайся согрешением брата, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – чтобы и о твоем грехе не порадовались бесы и люди». «А мы, окаянные, – говорит преподобный Дорофей, – без разбора осуждаем ближних наших и, что еще хуже, не останавливаемся на своем собственном вреде, но вредим и другому, рассказывая ему чужие грехи, и тем вносим и в его сердце грех осуждения. И если бы мы имели любовь, то с соболезнованием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: «любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8)». «Послушайте меня, злые судии чужих деяний, – увещает преподобный Иоанн Лествичник, – если истинно то, что «каким судом судите, таким же будете судимы», то, конечно, за какие грехи осудили ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает!» Но когда отец видит пороки детей, или начальник видит пороки подчиненных, они не должны молчать; ветхозаветный первосвященник Илий, по мягкосердию своему, не обличал и не наказывал своих порочных детей, и за это понес строгое наказание от Бога. Преподобный Макарий Египетский давал преподобному Пахомию такое правило: «Учи и строго суди своих подчиненных, а из посторонних не суди никого».

Троицкие листки. №801-1050.

Добавить комментарий