На моём канале то и дело появляются публикации с «кладбищ машин» — заброшенных (и не очень) стоянок старой советской техники. Неизменно под такими постами появляются комментарии с вопросом о том, почему всё это гниёт лесу или в поле и почему бы не «отдать технику народу»?
С точки зрения экономного пользования ресурсами (сторонником которого я и сам являюсь) вопрос хороший, и я постараюсь дать на него ответ, разобрав в качестве примера несколько стоянок списанной советской техники о которой уже рассказывал вам раньше. Итак, начнём!
Начнём с самого очевидного и наглядного примера — брошенных армейских тягачей на окраине обанкротившегося авторемонтного завода. Закрытое предприятие раньше занималось ремонтом, обслуживанием и утилизацией тягачей для советских, а затем и российских ракетных комплексов. Завод был приватизирован и конечном итоге развалился, а техника осталась, но вот только кому она сейчас нужна?
Военные давно пересели на более новые и современные тягачи, а оставшиеся тут МАЗ-79221 и МАЗ-537 вряд ли нужны «гражданским». Сложно представить отрасль народного хозяйства, в которой расход топлива 125 литров на 100 километров (для 537-го МАЗ) был бы допустим. Если взять МАЗ-79221, то при полной нагрузке его двигатель объёмом 25 литров мог «кушать» и до трёх литров дизельного топлива на километр. Сложно найти мирное применение таким монстрам, хотя примеры всё же есть, например, модификации МАЗ-7310 под машины пожарной службы.
Беглый поиск по доскам объявлений не дал результата. Подобная техника целиком практически не продается, но зато есть объявления о продаже запасных частей от подобных машин. (не удивлюсь, если они подходят и к более «гражданским машинам». Практика держать машины-доноры «на запчасти» — причина того, почему полуразобранные машины стоят годами, пока их не спеша разбирают и продают по запчастям. На слом машины отправляют только тогда, когда снимать с них становится нечего и это одна из главных причин образования «стоянок брошенной техники».
К слову, о пожарной технике — в районе пермских Красных Казарм в есть «кладбище техники» целиком состоящее из машин пожарной службы. В советские годы здесь располагались артиллерийские склады, но сейчас их перенесли за черту города и старые машины оказались не нужны. Что с ними делать — непонятно. Городские ПЧ оснащены техникой в полном объёме, а состояние машин на данной стоянке вряд ли будет интересно покупателю именно техники, а не металлолома за бесценок.
Правда, бывают и стоянки вполне востребованной брошенной техники. Как например грузовики, трактора и автокраны на территории закрытого после распада СССР военного аэродрома. Вот только состояние у машин настолько плачевное, что ей одна дорога в металлолом. Закрытие военных баз не сильно отличается от банкротства заводов и очень часто от техники или станков остаётся лишь «кожура» — остальное к моменту закрытия уже успевают растащить на запчасти, платы или цветные металлы.
Но нельзя сказать, что военная техника не продаётся. Есть официальные аукционы по продаже списанного имущества Министерства Обороны.
Вот например стоянка брошенных бортовых грузовиков ЗИЛ — этот как раз то, что по тем или иным причинам не удалось продать. Предложений купить ЗИЛ с консервации я только на одной из досок объявлений нашёл больше сотни. Цены демократичные и начинаются со 150 тысяч рублей за бортовой грузовик на ходу. Только вот на одной подобном кладбище техники машин больше, чем объявлений по всей стране.
К тому же если машины с консервации стоят вполне приемлемых денег, то стоит ли пытаться восстановить технику, которая ржавеет в лесу десятками лет? Взять к примеру одну из стоянок с брошенными грузовиками в ленинградской области тут только чтобы вывезти технику придётся делать просеку и расчищать лес. Поэтому, даже на металлолом её вывозить нерентабельно, вот и продолжает мирно ржаветь в лесу.
И это лишь небольшой очерк о том, как образуются подобные «кладбища машин» и почему технике не находится применения. Не стал упоминать стоянки бронетехники и техники инженерных войск и сосредоточился на тех местах, где машины теоретически подходят для мирных целей.
Не стоит грустить о бесхозяйственности в отношении подобных стоянок —всё это лишь грустное напоминание о наследии СССР, но не более того. Конечно, то, как мы этим наследием распоряжаемся оставляет желать лучшего, но ржавые машины точно не то, о чём стоит переживать.
А вот как например, выглядит «кладбище танков» или база по утилизации бронетехники БТР / БРДМ
В нашей стране великое множество заброшенных объектов, включая военные. И там еще осталось много чего интересного для посмотреть/потрогать, да изучить историю советского вооружения и былой мощи.
Единственный на Дальнем востоке серийный шахтный пусковой комплекс группового старта межконтинентальных баллистических ракет Р-16У «Шексна-В», Дальний Восток, Охраняемость: нулевая, но наведывается патруль из соседней части
Источник:
Второй дивизион основанный в составе 565-го ракетного полка 27-й ракетной дивизии РВСН позже перешедший в состав 567-го ракетного полка.
По всей стране все эти комплексы взорваны и не смотря на то, что этот распилен, а стаканы шахт взорваны, он довольно неплохо сохранился в сравнении с многими другими.
Источник:
В рамках мероприятий, обусловленных договорами ОСВ-1 и ОСВ-2, пусковая площадка расформирована и рекультивирована посредством подрыва.
Источник:
Хранилище ядерных боеприпасов, Московская область. В настоящее время объект находится в свободном доступе, но на объекте регулярно проходят учения из соседней В/Ч
Источник:
Объект представляет собой отдельно стоящий, полностью заброшенный и частично разграбленный одноэтажный бункер постройки начала 60х годов, боеголовки вывезены, а бункер использовался для хранения имущества части.
В Бункере имеется несколько залов под хранилища, зал регламентных работ, остатки системы кондиционирования и жизнеобеспечения.
Источник:
Источник:
База хранения и ремонта военной техники (БХРВТ), г. Тамбов. Находится на территории действующего военного городка, но пройти можно через дыры в заборе
Источник:
Стоянка списанной техники ремонтно-восстановительного батальона. Среди обычных бортовых грузовиков и КУНГов можно найти интересные образцы специализированной техники.
Помимо открытой стоянки есть несколько ангаров с запчастями, например целый склад гусеничных траков и катков.
Источник:
Источник:
РТОТ «Саратовка», Сахалинская область. Не охраняется
Источник:
Недалеко от посёлка Горячие Ключи находится одна из множества рот танковых огневых точек острова Итуруп. Тут на своих позициях сохранились останки танков ИС-2 и ИС-2М. Причём разных. Некоторые танки сохранились с башнями, некоторые с полураспиленными, а некоторые и вовсе без башен т. к. их неспешно пилят на металл. Также на позиции есть заглублённые укрытия, склады боезапаса и наблюдательный пункт. Не охраняется.
Источник:
Источник:
Кладбище военной автотехники, Калиниградская область. Охранемость средняя – патрули против любителей поживиться металлом, но если просто посмотреть. то можно
Источник:
Парк представляет из себя автобусы, пожарные машины, КРАЗы, ГАЗы, Уралы, КАМАЗы, волги, буханки разного назначения (медицинские, грузовики, самосвалы, передвижные лаборатории и мастерские, машины для перевозки личного состава и совершенно непонятные агрегаты на базе автомобилей, топливные цистерны). Вдалеке находятся отдельностоящие кабины. По базе иногда проходят патрули.
Источник:
Источник:
101-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, Камчатский край, Охраняемость: незначительная
Источник:
Объект представляет собой склад инженерной техники. Техника официально находится на «открытой консервации», а по факту ржавеет под открытым небом.
Особой охраны обнаружено не было, но собаки, которых явно кто-то прикармливает, присутсвуют
Источник:
Источник:
База хранения техники связи, Ленинградская область, охраняемость средняя
Источник:
В данный момент на базе техники связи находятся: радиостанция, войсковые радиоприемники, командно-штабные машины, телефонные коммутаторы, кабеля связи и другое оборудование.
Есть несколько ангаров, закрытых от посторонних глаз. Большое количество техники в плохом состоянии, но есть и хорошие экземпляры.
Источник:
Источник:
Антенные поля военной части №34608 «Гудок», Московская область. Охраняемость: незначительная
Источник:
309-й Центральный радиопеленгационный узел, в/ч №34608 «Гудок». Войсковая часть сформирована в 1951 г. С 1951 по 1973 г. в/ч №34608. Часть системы радиоразведки «Круг».
В поле множество антенн, как действующих, так и брошенных, вышки. На территории есть действующий узел связи.
По антенному полю можно спокойно погулять. На вышки залезать не стоит.
Беспрепятственный въезд через жилой городок.
Источник:
Источник:
Береговая батарея 180-мм орудий МБ-2-180 на мысе Сеть-Наволок, Мурманская область. Охраняемость незначительная
Источник:
Строительство батареи было начато до начала Второй Мировой Войны. Батарея стоит из двух орудийных башен, командного пунктам, ДЭС и дальномерного поста.
После войны батарея перестраивалась и модернизировалась заменялась автоматика управления стрельбой. В связи с развитием ракетного вооружения, объект утратил свое стратегическое значение, и сначала был законсервирован, а потом и вовсе заброшен.
Источник:
Источник:
Береговая батарея противолодочной обороны, Мурманская область. Охраняемость: нулевая
Источник:
В конце 1950-х годов, среди множества новых образцов вооружения, Советским Союзом был разработан реактивный морской бомбомёт для борьбы с подводными лодками и торпедами. Бомбомёт получил название РБУ-6000 «Смерч-2» и представлял собой двенадцати ствольную установку, вращающуюся в двух плоскостях с автоматической подачей снарядов. .
Рядом находятся остатки четырёх единиц берегового самоходного реактивного бомбомётного комплекса ДП-62 «Дамба».
Источник:
Источник:
Источник:
Невозможно отрицать, что Советский Союз был без каких-либо оговорок могущественным государством, самостоятельно выпускавшим самую разнообразную технику. Нам такое и не снилось! И пусть Союз был разрушен в результате поражения в геополитическом противостоянии, он оставил после себя немало следов. В том числе техники, которая до сих пор работает. И будет, скорее всего, работать после нашей смерти. Ведь невозможно убить то, что уже мертво; даже когда все лошадиные силы выдохлись в сизом смраде выхлопа, всегда найдется добрый доктор Айболит (зачеркнуто) Франкенштейн, способный при помощи гаечного ключа и кувалды привести в движение то, чье движение уже остановилось, казалось бы, навсегда.
Тут стоит разобраться — почему, собственно, мы считали это движение прерванным, остановившимся? Потому, что где-то проступила ржавчина? Выбиты стекла в кабине? Не работает радио-приемник? На рычаге КП нет набалдашника с застывшим в стеклопластике, не менее искусственным розовым бутону? Ерунда, ведь на движение и осуществление задачи все это совершенно не влияет. Как и отсутствие на всех этих машинах кондиционеров, блютусов и тачпэдов. Добро пожаловать в уездный город N, которых по всей стране — тысячи.
Хозяин всего этого великолепия — назовем его, скажем, Владлен — на романтика похож гораздо меньше, чем его площадка — на железное кладбище. Крепкий, коротко стриженый, невысокий мужчина средних лет в грязной телогрейке, не очень довольный, что его оторвали от работы.
Явились мы без приглашения, поэтому на “стэндап” рассчитывать было слишком оптимистично. Вместе с тем, хозяин нашел для нас полчаса и поведал историю своего промысла.
Когда-то, на закате прежней высокоразвитой цивилизации, это хозяйство было в полном порядке. Автомобили и спецтехника сверкали свежей краской, обслуживали лесодобычу и торфоразработки, но потом развалился СССР, за ним, после длительной агонии, лесхозы и торфяные промыслы.
Ветшающая техника стала никому не нужной, ведь ее целевое применение на “денежных” направлениях всегда оплачивалось в разы дороже, чем стоило само железо. Действительно, во все времена важнее было иметь подряд, чем парк техники, которую нужно было постоянно поддерживать в исправном состоянии. Для тех, кто умеет зарабатывать, крутить гайки не обязательно.
В общем, сильные мира сего все это оборудование бросили, позабыли, ринулись дальше, сколачивая свои капиталы, оставив за собой выжженную, лишенную жизни землю. А на этом ее кусочке на окраине райцентра, залитом отработкой и техническими жидкостями пустыре, поливаемые дождями, засыпанные снегом, проросли свежей ржавчиной железные цветы.
Владлен бережно, в меру человеческих сил, сохранил и приумножил доставшееся ему хозяйство. Еще бы, ведь всю жизнь он положил на работу с техникой, и она всегда отвечала ему взаимностью. В итоге парк железных монстров с годами приумножился, и почти каждый из этих автомобилей остался на хорошем ходу. Кроме, разумеется, доноров.
Как, например, парочка прекрасно сохранившихся ГАЗ-66, с огромным набором ЗиПов,
или эта “пожарка”, летом используемая для тушения локальных пожаров на местности.
Владлен гордится, что несколько лет назад благодаря этой машине удалось потушить загоревшийся новый спорткомплекс;
И даже если кто-то считает, что название “добровольная пожарная дружина” на заборе слишком гордое, пусть попробует своими руками потушить занявшееся настоящее возгорание, прежде чем давать какие-либо оценки.
Помимо двух десятков тракторов, на площадке нашелся комплектный ГАЗ-71. А может, ГАЗ-3403? Нет, катки не такие…
В общем, старый добрый ГТ-СМ, тяжелый советский вездеход, способный даже преодолевать водные преграды (в режиме “медленно тону”, но тем не менее).
Полный размер
Полностью на ходу!
Пара ДТшек, старый МТЗ с манипулятором и переделанный погрузчик — настоящие кормильцы.
На утонувшую в глине площадке Peugeot Partner Crossway заезжает уверенно — если начинаешь буксовать, включаешь режим “снег” (по моим ощущениям, он работает лучше всего даже в грязи) и едешь, почти как на полном приводе. Электроника — сильная штука, хотя все эти аппараты вокруг с легкостью обходятся без таких буржуазных излишеств.
Есть и самые первые МТЗ, что называется, в количестве. Парочка на ходу, остальные — на запчасти.
Тракторное счастье. Белорусские, липецкие, саратовские, воронежские…
Есть даже парочка “Казахстанцев”. Этот отдал уже почти все своему собрату…
Кучка “УАЗиков” — машинозапчасти и гарантия бесконечного движения.
Стоят и иномарочки на восстановление, но Владлен честно говорит — лучше “девятки” все равно ничего еще не придумали.
Полный размер
А как вам эпичный генератор — на средних снимках?
Зилы и Газоны. Они прекрасны и на ходу. В кузовах — запчасти.
Есть несколько автокранов.
А это ненужный металлолом — его регулярно вывозят. Круговорт металла в природе!
Телега с мостами.
В общем, никакая не свалка, хотя и выглядит так. Трактора Владлена копают пожарные рвы вокруг города, его бульдозеры незаменимы в дорожных работах у местных подрядчиков, вот почему часть наиболее рабочей техники в кадр не попала. Видели ее на обратном пути к трассе — ДТ-шки расчищали просеку под ЛЭП.
Вообще, все местные жители знают, нужен кран, или погрузчик, или просто трактор, или свой починить — все едут сюда. Тут в помощи не отказывают.
Мораль всей этой истории простая. Реальность вещь весьма субъективная. Когда кто-то наслаждается новенькой техникой, кто-то по локоть в мазуте поддерживает жизнь в том, что давно должно было быть списано и пущено на переплавку. И в случае, когда страна переживает вынужденный регресс, эти многолетние старания становятся особенно ценными.
В продолжительной кризисной ситуации, казалось бы ненужные навыки ремонта отслужившей техники оказываются важнее навыков выбора новых машин по обзорам блогеров или запчастей по онлайн-каталогам.
Эти машины и дальше будут работать, приносить пользу, даже если компьютеры вместе с блогерами исчезнут вовсе, а новомодные иномарки встанут без ПО и запчастей.
Что тут еще сказать? Грязная телогрейка и черные от смазок и отработки руки механика — не повод для насмешек. Независимо от того, каким в действительности будет будущее, стоит задуматься еще и о том, насколько ремонтопригодные вещи нас окружают, и о нашем к ним отношении. Осмысление этого момента поможет сделать и потребление, и жизнь более ответственными.
***
Читайте также другие мои истории про заброшенные объекты военного и прочего назначения:
—Кто оставил загадочные круги на поле у реки? Неожиданная разгадка
— Таинственные круги в пойме реки, замеченные благодаря паводку
— Созвучная история семейной реликвии и заброшенной усадьбы магната фон Мекка — начальника моего пра-прадеда
— Секретная стоянка с техникой СССР. Апокалипсис сегодня. Вчера, завтра и послезавтра.
— Заброшенная усадьба в деревне начальника Аляски в Костромской глуши
— Заброшенный арочный мост на царской железной дороге, которую так и не достроили
— Не эхо войны. Уникальный кирпичный завод простоял полвека, и был уничтожен за пару лет.
— Заброшенный мост из ниоткуда в никуда через реку Волхов
— Что осталось от военного аэродрома в Лодейном Поле, и почему Московский полк истребителей базировался в Ленинградской области
— Заброшка наоборот: Как восстановили Терем в Чухломе. Интервью с хозяином.
— Заброшенная база боевых железнодорожных ракетных комплексов. Часть 2. Сердце зоны.
— Заброшенная база боевых железнодорожных ракетных комплексов. Часть 1. Величие и опасность ядерного противостояния.
— Как уникальная автоматика помогала управлять советским экранопланом-монстром. В кабине “Луня”.
— Заброшенная секретная воинская часть в области N
— Забытое наследие могущественной цивилизации. Экраноплан-ракетоносец проекта 903 “Лунь”. Часть 1. Корабль и самолет
— Боевой самолет в небе над Мурманском, память зенитчиков и драматичные истории времен холодной войны
— Старый, но не бесполезный. Таинственный сейнер-призрак на берегу в Териберке
— Что можно увидеть в Мурманске? Авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” и четыре списанных атомных ледокола
— Без надежды на будущее: город-призрак в горах Абхазии
— Заброшенная Абхазия, часть 2. Локомотивное депо и руины здания Совмина в Сухуме
— Заброшенная Абхазия. Часть 1. Руины Гагры, заснеженная Пицунда и извилистая дорога к озеру Рица
— Где найти настоящие танки и полугусеничные машины времен ВОВ на ходу?
— Истребители в поле, прикосновение к истории и двойное крушение коптера
— Дороги после бомбежки, поездка на дрезине, гигантский радар и затопленная колокольня. Путешествие по Ярославской и Тверской областям на Opel Grandland X
— Таинственная база в глухом лесу. Нашли военные самолеты и вертолеты времен СССР. Часть 1.
— Нашли истребители МиГ-25, Су-9, боевой вертолет Ми-24 в глухом лесу. Продолжение.
— Здесь искали сигналы внеземных цивилизаций. Заброшенная радиоастрономическая станция в Нижегородской области.
— Невидимый командный бункер в лесу Владимирской области
— Заброшенный аэродром во Владимирской области
— Вездеходы из самоходки и эхо ленд-лиза на острове Тит-Ары на самом севере Якутии
— Отчаяние и надежда ПГТ Тикси
— Тикси-3. Следы могущественной цивилизации в Арктике
— Тикси-3. Размороженная военная часть радиоразведки
— Путешествие по Кольскому: Объект СГ-3, или Кольская сверхглубокая
— Путешествие по Кольскому: Прости, Юра…
— Путешествие по Кольскому: “Очищенный пар” в поселке Никель
— Восточная Лица — Туманный. Часть 1. Заброшенная пограничная застава на краю света
— Кладбище паровозов в Пермском крае
— Кладбище военных кораблей на острове Русский
— Страх и красота: Заброшенная дорога в Сочи
— На автомобиле по Прибалтике: Заброшенный город-крепость
— Сданные без боя бункеры на границе, которой нет, но она есть
— Комарно-Комаром — город-крепость на двух берегах Дуная
Слово “кладбище” у большинства людей вызывает определенные чувства страха, пустоты, печали, скорби. Человеческие кладбища расположены в городах и селах, дороги к ним проторены, за ними ухаживают в память об ушедших родных и близких. Другое дело – кладбища военной техники. Они разбросаны по всему бывшему Советскому Союзу в самых необычных и неожиданных местах. Находят их случайно грибники, охотники или просто туристы. Такого рода захоронения вызывают не просто трепет, но и боль за ушедшую в прошлое великую державу, обиду за разбазаренное народное хозяйство и гнев на чиновников, которым нет никакого дела до таких мест. Ведь трудно поверить, что про брошенные танки, бронетранспортеры, самолеты и ракетные установки не известно ни военным, ни районным чиновникам.
Что же это за явление – военная заброшенная техника и только ли для России характерны такие кладбища былого величия?
Военная техника: известные кладбища
Заброшенная военная техника в лесу – не редкость, но все же складировать списанное оборудование было принято в определенных местах. От афганской границы в Термезе, где было самое большое кладбище танков, через которое надо было идти пешком один день, до брошенных частей ЗРК под Архангельском возле Белого моря. Про эти стоянки, где находилась военная заброшенная техника, было известно, и они со временем были утилизированы. Все же танк – это 40 тонн отличной стали, необходимой в народном хозяйстве молодой республики.
Неизвестные кладбища
Существуют и такие заброшенные склады военной техники, где следов утилизации нет до сих пор. Например, зенитно-ракетные комплексы Подмосковья, военные части недалеко от Медведково на реке Яуза. Там заброшенная военная техника представлена в самом широком ассортименте: тягачи, “Уралы”, МТЛБ или любимые пехотинцами «маталыги», бронетранспортеры, командно-штабные машины, медицинские Уазики и так далее.
Военные считают, что утилизировать данную технику нерентабельно, а военных секретов в ней нет. Хотя даже начинающий радиолюбитель способен найти в старой военной аппаратуре связи золотонесущие элементы. Но, видимо, у чиновников золота достаточно и без этой утилизации.
Опасные захоронения военной техники
Третий тип кладбищ – это заброшенная военная техника в районе Чернобыльской зоны отчуждения. В лесах вокруг Припяти, Лиманска и других городов огромное количество грузовиков и спецтехники. Но утилизировать ее невозможно потому, что она до сих пор сильно «фонит». То есть метал набрал в себя столько радиации, что он стал опасен для жизни и здоровья людей. Полная дезактивация такого метала не окупится.
Причины появления кладбищ
Причин для появления мест брошенной военной техники несколько. Это экономическая политика государства, отсутствие надлежащего контроля со стороны военных чиновников за утилизацией. И их же попустительство в данном вопросе.
Экологическая катастрофа – борьба с последствиями аварии на атомной станции.
Опасность заброшенной техники
Заброшенная военная техника России в целом для здоровья людей большой опасности не представляет. Она в основном использовалась в мирное время, в районах, не пораженных радиацией. Но нужно понимать, что аккумуляторная кислота, бензин, солярка, различные масла из полусгнившей техники все же попадают в почву, размываются дождями, грунтовыми водами и в конечном итоге могут оказаться в реках, питающих водой населенные пункты. Может концентрация будет и не смертельной, но все же эти вещества не предназначены для человеческого организма.
Отдельно нужно упомянуть ракетное топливо и заряды их боевых частей. В этом случае возможна детонация и пожары. Таким образом, заброшенные места военной техники рано или поздно могут превратиться в районы экологической катастрофы.
Известно ли точное месторасположение кладбищ?
Существуют определенные списки координат и адресов кладбищ военной техники. Понятно, что предоставляются они не военным ведомством или районной администрацией. Ведь, несмотря на то что и те, и другие не считают их стратегическим секретом, распространять такую информацию они не будут.
Адреса и координаты выкладываются в сеть грибниками, охотниками, туристами и сталкерами-любителями. Так что найти места, где находится заброшенная военная техника не трудно.
Однако встает вопрос – что делать с этой информацией? Можно пойти и лично посмотреть на данный памятник былой мощи самой большой страны в мире. Но что-либо унести с собой будет проблематично. Хоть и считается, что в данной технике нет ничего секретного, но при изъятии службами МВД скрученного с грузовика или БТРа узла или части аппаратуры сталкер будет вынужден очень многое пояснить. И не факт, что его признают просто коллекционером. Ведь простой человек не сможет отличить секретную вещь от абсолютно не опасной. Но и, в конце концов, полиция с ФСБ постараются выяснить, что снят данный прибор именно с брошенной техники, а не с боевой, несущей службу в соседней части.
Более того, на свалке или кладбище военной техники можно наткнутся на неучтенные боеприпасы и элементы вооружения: стреляные гильзы, пулеметные ленты, сигнальные ракеты и так далее. А это уже не просто опасно для жизни, но и реальное преступление.
Другими словами – смотреть, пожалуйста, но руками не трогай!
Что делать?
Извечные вопросы на Руси – кто виноват и что делать. И если виноватого в безалаберном отношении к своей стране, военной технике и природе найти будет очень трудно, то второй вопрос решить все же можно.
На правовом уровне в министерстве обороны считают, что утилизацией брошенной и списанной военной техники должна заниматься гражданская администрация. Возможно, это так. Но как водится, пока народные массы не начнут требовать от чиновников выполнять свои обязанности, те не почешутся.
Нормальный гражданин, радеющий за свой край, его природу, чистоту окружающей среды обязательно должен сообщить в районную администрацию об обнаруженной военной технике в лесу. И не просто рассказать, а добиться ее вывоза и утилизации, даже если это экономически не выгодно. Как говорил известный профессор Преображенский из книги «Собачье сердце»: “Разруха в стране начинается в головах. Если каждый приложит усилие для наведения порядка в своей стране, не оглядываясь на больших начальников, то и родина начнет процветать”.
Но это личный выбор каждого. К слову сказать, от танкового кладбища в Термезе с тысячами единиц танков и бронетранспортеров не осталось и воспоминаний – утилизировано все. А кладбища техники на островах Итуруп, Камчатка и даже на юго-западе от Берлина до сих пор существуют. Любите свою страну и заботитесь о ней. В любом случае все кладбища техники, и не только военной, необходимо очистить, металл утилизировать, а территорию облагородить.