Бюджетная эффективность — относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.
Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат. [1]
Учет затрат и выгод общества[править | править код]
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
- прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
- изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
- выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
- выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.
По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.
Показатели бюджетной эффективности[править | править код]
Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности (ВНД) бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости — дисконтированной).
Методы оценки бюджетной эффективности[править | править код]
Бюджетная эффективность может оцениваться в рамках процедур оценки регулирующего воздействия
либо финансово-экономического обоснования. Как в первом, так и во втором случаях используется метод дисконтированных денежных потоков применительно к бюджету.
См. также[править | править код]
- Оценка регулирующего воздействия
- Финансово-экономическое обоснование
Примечания[править | править код]
- ↑ Материалы по БОР Института развития промышленной и экономической политики Архивная копия от 9 июня 2009 на Wayback Machine
Бюджетная эффективность реализации инвестиционных проектов
Бюджетная эффективность проекта отражает влияние реализации проекта на доходы и расходы федерального, регионального или местного бюджетов.
Основным показателем бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, используемый для обоснования заложенных в проекте мер федеральной или региональной поддержки.
Показатели народнохозяйственной эффективности определяют эффективность проекта с позиций экономики в целом, отрасли, региона, связанных с реализацией проекта.
Выбор инвестиционного проекта, предусматривающего государственную поддержку, производится исходя из максимального интегрального эффекта, учитывающего коммерческую, бюджетную и народнохозяйственную экономическую эффективность.
Основным показателем бюджетной эффективности при обосновании предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта.
Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.
В состав расходов бюджета включаются:
— средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
— кредиты Центрального банка Российской Федерации, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;
— прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
— выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
— выплаты по государственным ценным бумагам;
— государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;
— средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий, возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба его выполнения.
В состав доходов бюджета включаются:
— налог на добавленную стоимость, специальный налог, все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи данного года в бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм, в частности, относящиеся к реализации проекта;
— увеличение (уменьшение, со знаком «минус») налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;
— поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
— эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;
— дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным для финансирования проекта;
— поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;
— поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами;
— плата за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, зависящей от осуществления проекта;
— доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
— повышение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;
— штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.
К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды — пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.
На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности;
■ внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитываемая по общим принципам;
■ срок окупаемости бюджетных затрат;
■ степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта.
По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие расходов в иностранной валюте и (или) валютные поступления в бюджет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится в соответствии с учетом расходов и доходов только в иностранной валюте, пересчитываемой в валюту Российской Федерации по установленным курсам. При этом необходимо учитывать, что стоимость иностранной валюты не всегда правильно определяется валютным курсом, а цена товаров, входящих во внешнеторговый оборот и не входящих в него, нередко оказывается различной.
Если рассматриваемый товар или ресурс относится к внешнеторговым товарам, то его экономическую цену часто называют пограничной ценой (ценой экспортного или импортного паритета).
К товарам, включенным во внешнеторговый баланс, относятся:
■ на входе проекта:
— товары, закупаемые для проекта по импорту,
— товары, экспортируемые без проекта (т.е. те, которые могли бы экспортироваться, если бы их не отвлекли на проект);
■ на выходе проекта:
— импортозамещающая продукция, которая может сократить потребность в импорте аналогичной продукции,
— экспортно ориентированная продукция, если она может быть реализована на внешнем рынке,
— товары, которые могут экспортироваться при государственном вмешательстве.
Товары, включенные во внешнеторговый баланс, представляют собой такие товары, стоимость производства которых в стране ниже цены ФОБ (Jree on board) (для экспорта) и выше цены СИФ (cost-rinsurance-freight) (для импорта).
Товары, не включенные во внешнеторговый оборот, — это те товары, для которых цена СИФ выше стоимости их производства, либо те, которые не включены во внешнеторговый оборот из-за вмешательства государства, осуществляемого через систему запретов на вывоз, квотирование, лицензирование и т.д.
Часто это товары, которые по самой природе производства оказываются дешевле при производстве внутри страны, чем при импорте, при этом их импортная цена также ниже стоимости их производства внутри страны.
Читайте также:
7.2. Методы оценки эффективности инновационных проектов
Оценка эффективности инноваций занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в инновационном бизнесе. Теория и практика инновационных расчетов имеет в своем арсенале множество разнообразных методов и практических приемов оценки реальных проектов.
На всех стадиях реализации инновационного проекта большое внимание уделяется определению затрат (инвестиций) и результатов. Затраты, осуществляемые участниками инновационного проекта, подразделяются на первоначальные (единовременные, или капиталообразующие, инвестиции), текущие и ликвидационные. Для их оценки могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены.
Под базисными понимаются цены, сложившиеся в народном хозяйстве на определенный момент времени tб. Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода. Измерение эффективности проекта в базисных ценах производится, как правило, на стадии технико-экономических исследований инновационных и инвестиционных возможностей. На стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) инновационного проекта обязательным является расчет эффективности в прогнозных и расчетных ценах. Прогнозная цена Ц(t) продукции или ресурса в конце t-го шага расчета (например, t-го года) определяется по формуле
где | Ц(б) | — базисная цена продукции или ресурса; |
— коэффициент (индекс) изменения цен продукции или ресурсов соответствующей группы в конце t-го шага по отношению к начальному моменту расчета (в котором известны цены). |
Расчетные цены используются для вычисления интегральных показателей эффективности, если текущие значения затрат и результатов выражаются в прогнозных ценах. Это необходимо, чтобы обеспечить сравнимость результатов, полученных при различных уровнях инфляции. Расчетные цены получаются путем введения дефлирующего множителя, соответствующего индексу общей инфляции.
Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инновационного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого является горизонтом расчета.
Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета. Шагом расчета при определении показателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть: месяц, квартал или год.
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. В практике рыночных отношений различаются следующие показатели эффективности инновационного проекта.
- Показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
- Показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией инновационного проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускающие их денежную оценку.
- Показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для бюджетов разного уровня — государственного, регионального, местного.
В процессе разработки проекта производится оценка его социальных и экологических последствий, а также затрат, связанных с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.
Прежде всего при оценке эффективности инновационного проекта необходимо создать модель финансовых потоков, связанных с реализацией проекта, т.е. определить коммерческую (финансовую) эффективность проекта.
Коммерческая эффективность инновационного проекта определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности, и может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников согласно их долевому участию в проекте. Определение коммерческой эффективности инновационного проекта состоит в определении и анализе потока и сальдо реальных денежных средств на различные периоды. При этом рассматриваются и учитываются три вида деятельности инвестора: инвестиционная, финансовая и операционная. В рамках каждого вида деятельности происходит приток и отток денежных средств. Потоком реальных денег называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности на рассматриваемый период осуществления проекта (на каждом шаге расчета).
Сальдо реальных денег — это разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности.
При расчете потоков реальных денег следует иметь в виду принципиальное отличие понятий притоков и оттоков реальных денег от понятий расходов и доходов. Существуют определенные номинально денежные расходы, такие как обесценение активов и амортизация основных средств, которые уменьшают чистый доход, но не влияют на поток реальных денег, так как номинально денежные расходы не предполагают операций по перечислению денежных сумм. Все расходы вычитаются из доходов и влияют на сумму чистой прибыли, но не при всех расходах требуется реальный перевод денег. Такие расходы не влияют на поток реальных денег. С другой стороны, не все денежные выплаты (влияющие на поток реальных денег) фиксируются как расходы. Например, покупка товарно-материальных запасов или имущества связана с оттоком реальных денег, но не является расходом.
Сальдо реальных денежных ресурсов на t-й период осуществления инновационного проекта определяется как сумма текущих сальдо за этот период :
Текущее сальдо реальных денежных ресурсов на t-м шаге равно сумме потоков средств на этом шаге от всех видов деятельности:
На стадии ликвидации объекта в текущее сальдо денежных средств также включается чистая ликвидационная стоимость объекта. Необходимым критерием принятия инновационного проекта является положительное сальдо в любом временном интервале, где конкретный инвестор осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных реальных денежных средств свидетельствует о необходимости привлечения инвестором дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих средств в расчете эффективности.
Для дополнительной оценки коммерческой (финансовой) эффективности инновационных проектов может рассчитываться также срок полного погашения задолженности и доля участника инновационного проекта в общем объеме инвестиций. Срок полного погашения задолженности определяется в случаях, когда для реализации инновационного проекта привлекаются кредитные и заемные средства. Проект считается приемлемым тогда, когда срок полного погашения задолженности по кредиту согласно расчетам удовлетворяет требованиям, предъявляемым кредитующим банком. Потребность в заемных средствах при этом определяется по минимальному из годовых значений сальдо реальных денег. Доля участника инновационного проекта в общем объеме инвестиций определяется как отношение интегральных дисконтированных затрат участника к суммарному дисконтированному общему объему инвестиций по проекту.
Следующим шагом при оценке эффективности проекта является расчет его экономической эффективности. Все методы, используемые при оценке эффективности инновационных проектов можно разделить на две группы: простые (статические) методы и динамические, использующие концепцию дисконтирования.
Традиционные (простые) методы оценки экономической эффективности инновационных проектов, такие как срок окупаемости и простая (годовая) норма прибыли, известны давно и широко использовались в отечественной и зарубежной практике еще до того, как всеобщее признание получила концепция, основанная на дисконтировании денежных поступлений. Доступность для понимания и относительная простота расчетов сделали их популярными даже среди работников, не обладающих специальной экономической подготовкой.
Метод определения простого срока окупаемости (РВ) заключается в определении необходимого для возмещения инвестиций периода времени (англ. pay back), за который ожидается возврат вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации инновационного проекта. Более точно под сроком окупаемости понимается минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Известны два подхода к расчету срока окупаемости. Первый заключается в том, что сумма первоначальных инвестиций делится на величину годовых (лучше среднегодовых) поступлений. Его применяют в случаях, когда денежные поступления равны по годам. Второй подход расчета срока окупаемости предполагает нахождение величины денежных поступлений (дохода) от реализации инновационного проекта нарастающим итогом, т.е. как кумулятивной величины.
Основные преимущества этого метода (кроме простоты понимания и расчетов) — определенность суммы начальных инвестиций, возможность ранжирования проектов по срокам окупаемости, а следовательно, и по степени риска, так как чем короче период возврата средств, тем больше денежные потоки в первые годы реализации инновационного проекта, а значит, лучше условия для поддержания ликвидности предприятия (фирмы).
К недостаткам метода окупаемости следует отнести то, что он игнорирует период освоения проекта (период проектирования и строительства), отдачу от вложенного капитала, т.е. не оценивает его прибыльность, а также не учитывает различий в цене денег во времени и денежные поступления после окончания возврата инвестиций. Иными словами, этот показатель не учитывает весь период функционирования проекта и, следовательно, на него не влияют доходы, полученные за пределами срока окупаемости. Однако недоучет различий цены денег во времени (лага времени) легко устраним. Для этого необходимо лишь рассчитать каждое из слагаемых кумулятивной суммы денежных доходов с использованием коэффициента дисконтирования.
Метод расчета средней нормы прибыли на инвестиции (англ. average rate of return, ARR), или расчетной нормы прибыли (англ. accounting rate of return, ARR), иногда его называют и методом бухгалтерской доходности инвестиций (англ. return on investment), основан на использовании бухгалтерского показателя — прибыли. Определяется он отношением средней величины прибыли, полученной по бухгалтерской отчетности, к средней величине инвестиций. При этом расчет может осуществляться на основе прибыли (дохода) П без учета выплаты процентных и налоговых платежей (англ. earnings before interest and tax) или дохода после налоговых, но до процентных платежей, равного произведению прибыли и разности между единицей и ставкой налогообложения Н : П ґ (1 – Н). Чаще используется величина прибыли после налогообложения (чистая прибыль), так как она лучше характеризует ту выгоду, которую получат владельцы предприятия и инвесторы.
Что же касается величины инвестиций, по отношению к которой находят рентабельность, то ее определяют как среднюю между стоимостью активов на начало и конец расчетного периода:
где НП – норма прибыли.
Метод простой (средней, расчетной) нормы прибыли имеет ряд достоинств. Это прежде всего простота и очевидность расчетов, удобство пользования в системе материального поощрения, непосредственная связь с показателями принятого учета и анализа. Вместе с тем он имеет и серьезные недостатки. Например, возникает вопрос, какой год принимать в расчетах. Поскольку используются ежегодные данные, трудно, а иногда и невозможно выбрать год, наиболее характерный для проекта. Все они могут различаться по уровню производства, прибыли, процентным ставкам и другим показателям. Кроме того, отдельные годы могут быть льготными по налогообложению. Этот недостаток, являющийся следствием статичности простой нормы прибыли, можно попытаться устранить путем расчета прибыльности (рентабельности) проекта по каждому году. Однако и после этого основной недостаток остается,
так как не учитывается распределение во времени чистого потока и оттока (прихода и расхода) капитала в течение срока эксплуатации объекта инвестиций. Возникает ситуация, когда прибыль, полученная в начальный период, предпочтительнее прибыли, полученной в более поздние годы, и тогда трудно сделать выбор между двумя альтернативными вариантами, если они имеют различную рентабельность в течение целого ряда лет.
В таком случае недостаточно иметь только ежегодные расчеты рентабельности. Необходимо также определять и общую прибыльность проекта, что возможно лишь с помощью дисконтирования средств. Поэтому данный метод для расчета рентабельности общих инновационных затрат целесообразно использовать в случае, если прогнозируется, что в течение всего срока функционирования инновационного проекта валовая продукция будет примерно одинаковой, а налоговая и кредитная системы (политика) не претерпят существенных изменений.
Для устранения всех вышеназванных недостатков целесообразно применять вторую группу методов оценки экономической эффективности инновационных проектов, использующих концепцию дисконтирования. Дисконтирование — соизмерение разновременных показателей путем приведения их к ценности в начальном периоде. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта (ставка дисконта) (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Технически приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на t-м шаге расчета реализаций проекта, удобно производить путем их умножения на коэффициент дисконтирования аt, определяемый для постоянной нормы дисконта:
где | t | — номер шага расчета (t = 1, 2,…, T); |
T | — горизонт расчета. |
Если же норма дисконта меняется во времени и на t-м шаге расчета равна Et, то коэффициент дисконтирования:
и при t > 0.
Ключевым параметром для применения группы динамических методов является величина нормы дисконта. Ставка дисконта играет роль фактора, обобщенно характеризующего влияние макроэкономической среды и конъюнктуру финансового рынка. Она определяется уровнями доходности, преобладающими на рынке капиталов.
Неопределенность будущих денежных потоков — одна из основных проблем при выборе ставки дисконта в процессе привлечения средств под инвестиционные проекты. Если будущий поток денежных средств абсолютно надежен, ставка дисконтирования равна ставке процента по банковским депозитам или по высоконадежным ценным бумагам, таким как государственные инвестиции и вложения в государственные ценные бумаги. Такая ставка носит название безрисковой ставки дохода. Когда спрогнозировать будущие поступления сложно или невозможно, а объем будущего потока денежных средств точно не известен, его следует дисконтировать по ожидаемой ставке доходности ценных бумаг с примерно равным риском. При этом возникает задача определения ставки дисконта, которая могла бы учесть влияние риска на эффективность инновационного проекта, по сравнению со ставкой дисконта, соответствующей доходности альтернативных вложений, приносящих определенный доход гарантированно (с минимально возможным риском).
Если будущий поток денежных средств сопряжен с риском, то обычно дисконтируют его прогнозируемую величину по скорректированной на риск ставке дисконта. Увеличение ставки дисконта называется “премией за риск” для инвесторов; для получателей инвестиций эту надбавку можно назвать “платой за риск”. Таким образом, отклонение ставки дисконта от “безрискового” уровня ставки дисконта может характеризовать степень риска инновационного проекта для инвесторов — чем больше эта разность, тем выше уровень риска.
В теории инновационного анализа существует несколько методов оценки ставки дисконта. Наиболее распространенными являются: модель оценки капитальных активов (Capital Assets Pricing Model — CAPM); кумулятивная модель.
Сравнение различных инновационных проектов (или вариантов проекта) малого бизнеса и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием различных показателей, к которым относятся следующие:
- чистый дисконтированный доход или интегральный эффект;
- индекс доходности;
- внутренняя норма доходности;
- срок окупаемости;
- другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта.
Метод оценки эффективности инновационных проектов основан на определении чистого приведенного дохода (NPV — от англ. net present value), на который может увеличиться ценность (стоимость) предприятия (фирмы, объекта) в результате реализации проекта. Чистая текущая стоимость ѕ это стоимость, полученная путем дисконтирования отдельно на каждый временной период разности всех оттоков и притоков доходов и расходов, накапливающихся за весь период функционирования объекта инвестирования при фиксированной, заранее определенной процентной ставке (норме процента). Таким образом, чистая текущая стоимость характеризуется рассредоточенными по периодам времени затратами и доходами, а поэтому для правильной оценки альтернативных вариантов инвестиций учитывают стоимость денег во времени. В реальных условиях приходится делать поправку еще и на риск,
но в данном случае рассматриваются варианты, когда денежные оттоки и притоки, стоимость денег во времени известны с полной определенностью (свободны от риска). Принято и ограничение, заключающееся в нулевом налогообложении. Считается, что при отсутствии налогов чистую текущую стоимость инновационного проекта можно определить как максимальную сумму, которую может заплатить предприятие (фирма, предприниматель) за возможность инвестировать капитал без ухудшения своего финансового положения.
Метод оценки эффективности инновационных проектов по их чистой текущей стоимости построен на предположении, что представляется возможным определить приемлемую ставку дисконтирования для определения текущей стоимости эквивалентов будущих доходов. Если чистая текущая стоимость больше или равна нулю (положительная), проект может приниматься к осуществлению, меньше нуля (отрицательная) — его, как правило, отклоняют. Формулу для расчета чистой текущей стоимости (NPV) можно представить в следующем виде:
где | — денежный приток в период t; | |
— денежный отток в период t; | ||
Е | — ставка дисконтирования; | |
T | — срок реализации проекта (срок жизни проекта). |
Если капиталовложения являются разовой операцией, т.е. представляют собой денежный отток в период 0, то формулу расчета NPV можно записать в следующем виде:
где | CF (от англ. cash flow) | — чистый поток реальных денег в конце t-го года; |
t | — периоды реализации инновационного проекта, включая этап строительства (t = 0, 1, 2, …, Т); | |
Е | — ставка дисконтирования; | |
— первоначальные инвестиции. |
Следует иметь в виду, что чистый поток поступлений (cash flow) никоим образом не связан с движением наличных денежных средств и обозначает другую величину, а именно: чистый денежный результат коммерческой деятельности предприятия.
Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:
В расчетах вместо годового интервала могут использоваться и более короткие временные интервалы — месяц, квартал, полугодие.
Расчет с помощью приведенных формул вручную достаточно трудоемок, поэтому для удобства применения этого и других методов, основанных на дисконтированных оценках, разработаны специальные статистические таблицы, в которых табулированы значения сложных процентов, дисконтирующих множителей, дисконтированного значения денежной единицы и т.п. в зависимости от временного интервала и значения коэффициента дисконтирования.
Широкое использование метода чистой текущей стоимости (дисконтированного дохода) обусловлено его преимуществами по сравнению с другими методами оценки эффективности проектов, поскольку он учитывает весь срок функционирования проекта и график потока наличности. Метод обладает достаточной устойчивостью при разных комбинациях исходных условий, позволяя находить экономически рациональное решение и получать наиболее обобщенную характеристику результата инвестирования (его конечный эффект в абсолютной форме).
Его недостатки: ставка процента (дисконтная ставка) обычно принимается неизменной для всего инновационного периода (периода действия проекта), трудно определить соответствующий коэффициент дисконтирования и невозможно точно рассчитать рентабельность проекта. Считается, что по этим причинам предприниматели не всегда правильно оценивают преимущества этого метода, так как традиционно мыслят категорией нормы окупаемости капитала. Использование метода чистой текущей стоимости дает ответ на вопрос, способствует ли анализируемый вариант инвестирования увеличению финансов фирмы или богатства инвестора, но не говорит об относительной величине такого увеличения. Для восполнения этого недостатка пользуются методом расчета рентабельности инвестиций и внутренней нормы доходности.
Внутренняя норма прибыли (доходности) — это норма доходности, при которой дисконтированная стоимость притоков наличности (реальных денег) равна дисконтированной стоимости оттоков, т.е. коэффициент, при котором дисконтированная стоимость чистых поступлений от инновационного проекта равна дисконтированной стоимости инвестиций, а величина чистой текущей стоимости (чистого дисконтированного дохода) — нулю. Для ее расчета используют те же методы (формулы), что и для чистой текущей стоимости, но вместо дисконтирования потоков наличности при заданной минимальной норме процента определяют такую ее величину, при которой чистая текущая стоимость равна нулю.
Эта норма (коэффициент) и есть внутренняя норма прибыли (англ. internal rate of return, IRR). В экономической литературе внутренняя норма прибыли известна и как внутренняя норма доходности, или рентабельности, коэффициент окупаемости, или эффективности, а также предельная эффективность капитальных вложений, или метод определения доходности дисконтирования денежных поступлений. Метод внутренней нормы прибыли, как и метод чистой текущей стоимости, использует концепцию дисконтирования стоимости. Он сводится к нахождению такой ставки дисконтирования, при которой текущая стоимость ожидаемых от проекта доходов будет равна текущей стоимости необходимых инвестиций. Ее вычисление осуществляется на компьютере со специальной программой или на финансовом калькуляторе.
В обычных условиях ее определяют так называемым итеративным способом. Таким образом, если ставка дисконтирования по анализируемому инвестиционному проекту больше процентов на капитал, то его чистая текущая стоимость (или сальдо приведенных затрат и поступлений) больше нуля и проект признается эффективным. Если же эта ставка меньше процента на капитал, то проект признается невыгодным и его NPV также равна нулю и эффективность инновационного проекта минимальна. Иными словами, требуется найти величину ставки дисконта (процента дисконтирования, процента на капитал), при которой бы чистая текущая стоимость была равна нулю.
Внутренняя норма прибыли позволяет найти граничное значение ставки процента, разделяющее инвестиции на приемлемые и невыгодные. Для этого IRR сравнивают с уровнем окупаемости вложений, который инвестор выбрал для себя в качестве стандартного с учетом цены полученного для инвестирования капитала и желаемого уровня прибыльности при его использовании. Этот стандартный уровень желаемой прибыльности инвестиций называют барьерным коэффициентом HR (англ. hurdle rate). Если IRR > HR, проект приемлем, если IRR < HR — неприемлем, а при IRR = HR можно принимать любое решение.
Показатель внутренней нормы прибыли может служить и основой для ранжирования инновационных проектов по степени их выгодности, но при тождественности основных исходных параметров сравниваемых проектов: одинаковой продолжительности осуществления проектов, одинаковых уровнях риска, равной сумме инвестиций и примерно равных суммах ежегодных доходов (по годам функционирования объекта инвестиций). Чем больше внутренняя норма прибыли превышает принятый инвестором (фирмой) барьерный коэффициент, тем больше запас прочности проекта и тем меньше риск ошибки при оценке величин будущих денежных поступлений.
Метод внутренней нормы прибыли рекомендуется использовать с осторожностью и при наличии двух или более исключающих друг друга проектов (взаимоисключающими являются проекты, если принятие одного из них означает отклонение другого). Проблема здесь не в принятии или отклонении проекта, а в том, какую из двух осуществляемых альтернатив нужно выбрать. Таким образом, метод внутренней нормы прибыли можно использовать и для выбора между несколькими инвестиционными проектами при условии, что во всех будущих периодах будет одна и та же стоимость денег. Считается, что если метод используется правильно, то он приведет к такому же решению, что и чистая текущая стоимость. Однако правила использования этого метода могут оказаться сложными.
К рассмотрению обычно принимаются проекты, имеющие положительное значение чистой текущей стоимости, так как в этом случае отдача от него будет превышать вложенный капитал. Это обстоятельство можно выразить и через ставку дисконта, для чего находят ее значение, при котором отдача на капитал равна величине вложенных средств, а чистая текущая стоимость равна нулю. В случае, если инвестиции осуществляются только за счет привлеченных средств и при этом показатель внутренней нормы прибыли равен ставке за пользование кредитом, то полученный доход лишь окупает вложенные средства, т.е. инвестор не получает прибыли.
Если разность между показателем внутренней прибыли и ставкой процента положительна, а внутренняя норма прибыли выше ставки процента, то инвестиционная деятельность признается эффективной (доходной), и, наоборот, если внутренняя норма прибыли меньше, чем процентная ставка, под которую получен кредит, то инвестиции считаются убыточными. Принимаются к реализации инвестиционные проекты, имеющие значение NPV не ниже ставки доходности при предполагаемом альтернативном использовании капитала. Таким образом, путем сравнения показателя внутренней нормы прибыли (доходности) и процентной ставки устанавливают прибыльность или, наоборот, убыточность инвестиционной деятельности.
Показатель рентабельности инвестиций PI (англ. profitability index), принятый для оценки эффективности инвестиций, представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам. Он позволяет определить, в какой мере возрастают средства инвестора (фирмы) в расчете на 1 ден. ед. инвестиций. Его расчет можно выполнить по формуле
Если предполагаются длительные затраты и длительная отдача, формула для определения PI примет вид:
где — инвестиции в t-м году.
Показатель рентабельности инвестиций иногда называют коэффициентом “доход — издержки” (англ. benefit — cost ratio, BCR). Из формулы видно, что в ней сравниваются две части чистой текущей стоимости — доходная и инвестиционная. Если при некоторой норме дисконта рентабельность проекта равна единице (100%), это означает, что приведенные доходы равны приведенным инвестиционным издержкам и чистый приведенный дисконтированный доход равен нулю. Следовательно, норма дисконта является внутренней нормой прибыли (доходности). При норме дисконта, меньшей внутренней нормы окупаемости, рентабельность будет больше единицы. Таким образом, превышение над единицей показателя рентабельности проекта означает некоторую его дополнительную доходность при данной ставке процента. Показатель рентабельности меньше единицы означает неэффективность проекта.
Несмотря на кажущуюся простоту, проблема определения рентабельности инновационных проектов связана с определенными трудностями, особенно когда инвестиции осуществляются не сразу единой суммой, а по частям на протяжении нескольких лет (периодов). Показатель рентабельности инвестиций (индекс прибыльности, доходности) отличается от используемого ранее коэффициента эффективности капитальных вложений тем, что в качестве дохода здесь выступает денежный поток, приведенный в процессе оценки к текущей стоимости. Индекс используют не только для сравнительной оценки, но и в качестве критерия при принятии проекта к реализации. Сравнительная оценка инновационных проектов по показателю рентабельности инвестиций и чистой текущей стоимости показывает, что с ростом абсолютного значения NPV возрастает и рентабельность, и наоборот. Если значение индекса прибыльности меньше или равно единице, проект должен быть отвергнут, так как не принесет дополнительной выгоды.
При NPV = 0 индекс прибыльности всегда будет равен единице. Поэтому при принятии решения о целесообразности реализации проекта может быть использован один из этих показателей, а в случае сравнительной оценки — оба, так как они позволяют оценить проект с разных сторон.
Для всех рассмотренных методов оценки эффективности инновационных проектов, основанных на использовании концепции дисконтирования, общим является отсутствие в них непосредственной оценки распределения притоков и оттоков реальных денег по всему горизонту планирования инвестиций (увеличивающихся, уменьшающихся, постоянных или изменяющихся денежных потоков). Поэтому при их использовании рекомендуется учитывать финансовые цели и критерии решений инвесторов. Это может быть особенно важно, если невозможно решить, с помощью какого из методов следует сделать выбор.
Сравнительная характеристика расчетов всех вышеописанных критериев оценки эффективности инновационных проектов с единовременными затратами (классические инвестиционные проекты) по отношению к проектам с дофинансированием приведена в табл. 7.4.
Если одним из участников инновационного проекта является бюджет, то необходимо также рассчитывать бюджетную эффективность проекта.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.
Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект () для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета () над расходами () в связи с осуществлением данного проекта:
Состав доходов и расходов бюджета приведен в табл. 7.5.
Расходы бюджета | Доходы бюджета | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:
- внутренняя норма бюджетной эффективности;
- срок окупаемости бюджетных затрат;степень финансового участия (d) государства (региона) в реализации проекта, рассчитываемая по формуле
По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие расходов в иностранных валютах и(или) валютные поступления в бюджет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится в соответствии с учетом расходов и доходов только в иностранных валютах, пересчитываемых в валюту РФ по установленным курсам.
Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения его экономической эффективности. При определении коммерческой и бюджетной эффективности проекта социальные результаты проекта не учитываются.
Оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры (в пределах установленных норм) являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.
Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются, по мнению специалистов, следующие:
- изменение количества рабочих мест в регионе;
- улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
- изменение структуры производственного персонала;
- изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров (топливом и энергией — для проектов в топливно-энергетическом комплексе, продовольствием — для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т.д.);
- изменение состояния здоровья работников и населения;
- увеличение свободного времени населения.
В стоимостной оценке социальных результатов учитывается только их самостоятельная значимость. Затраты, необходимые для достижения социальных результатов проекта или обусловленные социальными последствиями реализации проекта (например, изменение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности или по безработице), учитываются в расчетах эффективности в общем порядке и в стоимостной оценке социальных результатов не отражаются.
Влияние реализации проекта на изменение условий труда работников оценивается в баллах по отдельным санитарно-гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда. Для оценки удовлетворенности работников условиями труда могут использоваться также данные социологических опросов. В случае если реализация проекта приводит к изменению условий труда на сторонних предприятиях (например, на предприятиях — потребителях производимой техники или продукции повышенного качества), влияние этих изменений учитывается в составе косвенного финансового эффекта по этим предприятиям.
Реализация проекта может быть сопряжена с необходимостью улучшения жилищных и культурно-бытовых условий работников, например, путем предоставления им (бесплатно или на льготных условиях) жилья, строительства некоторых (дотируемых или самоокупаемых) объектов культурно-бытового назначения и т.п. Затраты по сооружению или приобретению соответствующих объектов включаются в состав затрат по проекту и учитываются в расчетах эффективности в общем порядке. Доходы от этих объектов (часть стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка предприятий бытового обслуживания и т.п.) входят в состав результатов проекта. Помимо этого в расчетах экономической эффективности принимается во внимание и самостоятельный социальный итог подобных мероприятий, получаемый в результате увеличения рыночной стоимости существующего в соответствующем районе жилья, что обусловлено вводом в действие дополнительных объектов культурно-бытового назначения.
Изменение структуры производственного персонала определяется по регионам — участникам проекта, а по особо крупным проектам — по народному хозяйству в целом. Для этого специалисты предлагают использовать следующие показатели изменения численности работников:
- занятых тяжелым физическим трудом (в том числе женщин);
- занятых на производстве с вредными условиями (в том числе женщин);
- работников, занятых на работах, требующих высшего или среднего специального образования;
- работников по разрядам единой разрядной сетки.
Кроме того, учитывают численность работников, которые должны пройти обучение, переобучение, повышение квалификации.
Обусловленное реализацией проекта повышение или снижение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов определенными товарами рассматривается соответственно как положительный или отрицательный социальный результат. Стоимостное измерение этого результата производится с использованием действующих в регионе цен на соответствующие товары (без учета государственных и местных дотаций и льгот всем или отдельным категориям потребителей).
Социальный результат, проявляющийся в обусловленном реализацией проекта изменении заболеваемости трудящихся, включает предотвращенные (со знаком “минус” ѕ дополнительные) потери чистой продукции народного хозяйства, изменение суммы выплат из фонда социального страхования и изменение затрат в сфере здравоохранения.
Социальный результат, проявляющийся в изменении показателя смертности населения, связанной с реализацией проекта, выражается изменением численности умерших в регионе при реализации проекта. Для стоимостного измерения данного эффекта может быть использован норматив народнохозяйственной ценности человеческой жизни, определяемый путем умножения средней величины чистой продукции (приходящейся на один отработанный человеко-год) на коэффициент народнохозяйственной ценности человеческой жизни, устанавливаемый для экономической оценки эффективности мероприятий. (В настоящее время в Российской Федерации отсутствует утвержденный на федеральном уровне коэффициент народнохозяйственной ценности человеческой жизни.)
Реализация проектов, направленных на улучшение организации дорожного движения, повышение безопасности транспортных средств, снижение аварийности производства и т.п., ведет к снижению количества тяжелых ранений, приводящих к инвалидности.
Экономия свободного времени работников предприятий и населения (в человеко-часах) определяется по проектам, предусматривающим следующее:
- повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;
- выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);
- производство новых видов и марок транспортных средств;
- строительство новых автомобильных или железных дорог;
- изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;
- совершенствование размещения торговой сети;
- улучшение торгового обслуживания покупателей;
- развитие телефонной и телефаксной связи, электронной почты и др.;
- улучшение информационного обслуживания граждан (например, информация о размещении тех или иных объектов, наличии билетов в кассах, наличии товаров в магазинах).
При стоимостной оценке данного вида результатов специалисты рекомендуют использовать норматив оценки одного человеко-часа экономии в размере 50% среднечасовой заработной платы по контингенту трудоспособного населения, затрагиваемого реализацией проекта.
Бюджетная
эффективность инвестиционных проектов
оценивается по показателям срока
окупаемости, дисконтированный бюджетный
эффект (чистый дисконтированный доход
государства (региона)) как без учета
рисков, так и с учетом рисков.
БЮДЖЕТНЫЙ
ЭФФЕКТ инвестиционного проекта
определяется как сальдо поступлений и
выплат федерального (территориального)
бюджета в связи с реализацией данного
проекта (см. формулу 1).
В
расчетах проводится дисконтирование
объемов поступлений и выплат по годам
реализации проекта.
Чистый
дисконтированный доход государства
(ЧДДБ) без учета рисков определяется
суммой дисконтированных погодовых
сальдо поступлений и выплат в бюджет
(бюджетного эффекта в интервале времени
t).
(4)
где
Т – суммарная продолжительность жизненного
цикла проекта, включая строительство
объекта и эксплуатацию основного
технологического оборудования;
Бt
– бюджетный эффект в интервале времени
t;
t
– номера годов (месяцев или кварталов)
реализации проекта (t = 1, 2, 3 …);
КД
– коэффициент дисконтирования для года
t без учета рисков.
Чистый
дисконтированный доход государства
(ЧДДБР) с учетом рисков определяется по
формуле (5).
(5)
Здесь Р – поправка
на риски инвестиционного проекта (%).
СРОК
ОКУПАЕМОСТИ представляет собой период
времени с начала реализации проекта по
данному бизнес – плану до момента, когда
разность между накопленной суммой
доходов и расходов бюджета приобретает
положительное значение.
Срок бюджетной
окупаемости проекта равен количеству
интервалов времени (Токупаемости), в
течение которых чистый дисконтированный
доход бюджета нарастающим итогом станет
положительным. Например, смотрите строку
18 в таблице 3 и строку 5 в таблице 4.
(6)
Рассмотрим пример
расчета показателей бюджетной
эффективности проекта. В таблице 3
показан пример расчета чистого
дисконтированного дохода бюджета без
учета рисков.
Таблица 3. (тыс. |
||||||
Алго- ритм |
стр |
Наименование |
№ года (t) |
|||
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
с3+с4 |
2 |
Выплаты из |
7300 |
1200 |
1400 |
1600 |
3 |
а) предполагаемая |
3000 |
||||
с5+с6 |
4 |
НДС в покупаемых |
4300 |
1200 |
1400 |
1600 |
5 |
в т.ч. – НДС в |
700 |
1200 |
1400 |
1600 |
|
6 |
– НДС в покупаемых |
3600 |
0 |
0 |
0 |
|
с8+.. +с14 |
7 |
Поступление в том числе: |
1073 |
7893 |
11603 |
9408 |
8 |
– налоги и платежи |
309 |
2417 |
2821 |
3123 |
|
9 |
-НДС в реализации |
300 |
4000 |
4100 |
5100 |
|
10 |
– единый социальный |
347 |
655 |
809 |
886 |
|
11 |
– подоходный |
117 |
221 |
273 |
299 |
|
12 |
– возврат процентов |
600 |
600 |
|||
13 |
– возврат основного |
3000 |
||||
с7-с2 |
14 |
Бюджетный доход |
-6227 |
6693 |
10203 |
7808 |
Табл.5 с.4 |
15 |
Коэффициент |
1,0000 |
1,0504 |
1,1277 |
1,2344 |
с15/ с16 |
16 |
Дисконтированное |
-6227 |
6372 |
9047 |
6325 |
сумма (с17) |
17 |
Чистый |
-6227 |
145 |
9192 |
15517 |
18 |
Срок окупаемости |
1.9 года |
||||
19 |
Внутренняя норма |
72,2% |
Срок окупаемости
приблизительно равен полным 2 годам
(Токуп=2). Часть второго года, включаемая
в срок окупаемости, рассчитывается
делением с.17 за (Токуп -1) на дисконтированное
сальдо за интервал Токуп=2 (стр. 16)
6227/6372 = 0,9 года.
В таблице 4 выполнен
расчет бюджетной эффективности с учетом
рисков проекта.
Таблица 4. (тыс. |
||||||
Алго-ритм |
Стр |
Наименование |
№ года (t) |
|||
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Таб.5 с6 |
2 |
Коэффициенты |
1,1300 |
1,1804 |
1,2577 |
1,3644 |
Таб.3 с15 |
3 |
Бюджетный доход |
-6227 |
6693 |
10203 |
7808 |
с2*с3 |
4 |
Чистый |
-5511 |
5670 |
8112 |
5723 |
сумма (с4) |
5 |
Чистый |
-5511 |
159 |
8272 |
13994 |
6 |
Срок окупаемости |
1.9 года |
||||
7 |
Внутренняя норма |
73,6% |
В таблице 5 показан
расчет коэффициентов дисконтирования
без учета и с учетом рисков. Надо учесть,
что в примере темпы инфляции и ставки
дисконтирования имеют разные значения
для каждого года.
Таблица 5. Расчет
коэффициентов дисконтирования
1 |
Расчет |
№ года (t) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
2 |
r – ставка |
33 |
25 |
20 |
18 |
3 |
i – ожидаемый темп |
25 |
19 |
13 |
10 |
4 |
p – поправка на |
13 |
13 |
13 |
13 |
5 |
Коэффициент |
1,0000 |
1,0504 |
1,1277 |
1,2344 |
6 |
Коэффициент |
1,1300 |
1,1804 |
1,2577 |
1,3644 |
Коэффициенты
дисконтирования в строке 5 таблицы 5
рассчитывались по формуле (2а), а в строке
6 – по формуле (3).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Новая система бюджетного учета, действующая с 2005 года, предполагает прозрачность движения государственных финансовых потоков, что обеспечивает возможность оценки эффективности и результативности использования бюджетных средств. Необходимость такой оценки продиктована ограниченностью бюджетных средств. В последнее время бухгалтеры бюджетных учреждений все чаще задаются вопросом: как оценить финансовую деятельность организации? В статье речь пойдет о том, какие критерии характеризуют эффективность использования бюджетных средств бюджетными учреждениями.
Т. Сильвестрова
Концепцией реформирования бюджетного процесса в 2004 – 2006 годах, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», было определено, что бюджетополучатели в рамках осуществления своей деятельности должны максимально эффективно расходовать бюджетные ресурсы. Президент РФ ежегодно в своих посланиях Федеральному собранию отмечает, что бюджетная политика должна формироваться исходя из решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами (Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 30.05.2006 «О бюджетной политике в 2007 году»). Эти цели предполагается достичь путем:
– разработки стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных тенденций;
– повышения результативности расходования бюджетных средств (расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на достижение конечного результата наиболее эффективным способом);
– повышения уровня среднесрочного планирования;
– увеличения степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей (разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины);
– обеспечения прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.
Для решения поставленных Президентом РФ задач главные распорядители (распорядители) требуют от подведомственных им бюджетополучателей эффективно использовать бюджетные ассигнования.
Начиная с 2005 года перед контрольными органами поставлена задача выявлять в ходе проверки не только нецелевое использование бюджетных средств, нарушение бюджетного, гражданского и трудового законодательства РФ, но и производить оценку эффективности использования бюджетных средств. Однако в настоящее время такая оценка контрольными органами проводится далеко не всегда. Виной тому отсутствие методики проверки эффективности расходования бюджетных средств. Эта проблема была отмечена в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 09.03.2007 «О Бюджетной политике в 2008 – 2010 годах». В нем Президент РФ по поводу создания эффективной системы управления государственными финансами отметил, что финансовый контроль в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений. Следовательно, в ближайшее время при проведении мероприятий финансового контроля действия контрольных органов в большей степени будут направлены на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, а в государственном секторе будет организована эффективная система аудита результативности бюджетных расходов.
Таким образом, на сегодняшний день одна из самых актуальных тем в сфере государственных финансов – реформирование бюджетного процесса, который предполагает эффективное и рациональное использование бюджетных средств не только при разработке стратегических государственных программ, но и в первую очередь при их реализации участниками бюджетного процесса. Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач. Теоретически любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Следовательно, необходимость оценки результативности и эффективности расходования бюджета продиктована требованиями общества. Возникает вопрос: что такое эффективность? На законодательном уровне это понятие не утверждено. Принимая во внимание мнение специалистов в области государственных финансов, а также Постановление Правительства Республики Казахстан от 21.07.2004 № 779 «Об утверждении Правил проведения оценки эффективности бюджетных программ», можно сделать вывод о том, что под эффективностью расходования бюджетных средств следует понимать достижение поставленных целей и задач в рамках реализации государственных программ путем соотношения полученного результата и произведенных затрат. Соответственно, критерии эффективности характеризуют объем произведенных расходов на предоставленные государством услуги (выполненные работы).
Ниже рассмотрим показатели, применяя которые, контрольные органы будут оценивать эффективность использования бюджетных средств. Кроме того, представим рекомендации, как в настоящее время бюджетные учреждения могут доказать своим главным распорядителям (распорядителям), что потраченные ими бюджетные ресурсы были использованы эффективно и рационально. Однако прежде чем привести параметры оценки эффективности, рассмотрим модель управления государственными финансами, которая применяется сегодня.
Модели управления государственными финансами
Мировой практический опыт свидетельствует о том, что каждой стране присуща своя модель управления государственными финансами, тем не менее условно можно выделить две:
– результативная модель;
– затратная модель.
В таблице приведен их сравнительный анализ.
Сравнительный анализ
моделей управления бюджетными средствами
Критерии оценки модели |
Название модели |
|
Затратная модель |
Результативная модель |
|
Объект управления |
Объем выделенных бюджетных ассигнований согласно доведенным лимитам бюджетных обязательств |
Достижение поставленных перед бюджетополучателями целей и задач в рамках реализуемой ими бюджетной программы |
Определение объема бюджетных средств, необходимого для бюджетополучателей |
Основные критерии оценки необходимого объема бюджетных ассигнований: – проект сметы доходов и расходов по бюджетной деятельности; – объем расходов прошлого периода; – уровень инфляции. |
Объем бюджетных средств выделяется в соответствии с результатами, которые должны быть достигнуты (расчетной ценой единицы желаемого результата, который должен быть достигнут бюджетополучателем) |
Оценка эффективности использования средств, выделенных бюджетополучателю из бюджета |
Оценка соответствия произведенных затрат выделенным бюджетным ассигнованиям (соответствие фактических расходов смете доходов и расходов и проекту сметы доходов и расходов) |
Оценка достигнутого результата в соответствии с планируемыми показателями |
Объект финансового контроля |
Соответствие утвержденной сметы доходов и расходов бюджетного учреждения ее выполнению (выявление фактов нецелевого использования бюджетных средств) |
Выполнение бюджетополучателем количественных и качественных заданий, на реализацию которых были выделены бюджетные ассигнования |
Таким образом, применение результативной модели управления бюджетными средствами предполагает контроль и управление результатами при установлении лишь верхних границ затрат (утверждении расхода денежных средств на единицу объема затрат). Получателям бюджетных средств устанавливаются количественные и качественные задания, для выполнения которых им выделяются лимиты бюджетных ассигнований. В рамках этих лимитов они могут оптимизировать свою деятельность, направив сэкономленные средства на собственные нужды. Тем самым устраняется противоречие интересов распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.
Пример 1.
Бюджетному учреждению выделено 250 000 руб. (без разбивки по кодам экономической классификации) и установлено, что в течение 2007 года оно должно выполнить 2 000 заказов по оказанию услуг. Качество оказанных бюджетным учреждением услуг должно соответствовать ГОСТу.
По окончании финансового года учреждение представляет главному распорядителю отчет, в котором с разбивкой по кодам бюджетной классификации отражаются направление расходования средств и качество оказанных услуг. Контрольные органы при проверке исследуют соответствие плановых показателей фактическим, выявляют отклонения и причины, приведшие к ним. Предположим, что бюджетное учреждение, потратив выделенные ему денежные средства, выполнило лишь 1 800 заказов на оказание услуг. Является ли данный факт неэффективным использованием бюджетных средств? Это покажет анализ. Причинами, приведшими к отклонениям стоимости услуги в регионе, могут быть более высокие по сравнению с первоначальной расценки на коммунальные платежи или приобретение дорогостоящего оборудования, что также приводит к увеличению себестоимости услуги. Это не может свидетельствовать о неэффективном использовании бюджетных средств, например, приобретение нового оборудования способствует росту производительности и улучшению качества оказываемых услуг.
Таким образом, результативная модель управления бюджетными средствами обеспечивает самостоятельность бюджетополучателей при принятии ими решений и позволяет в полной мере оценить результаты проделанной ими работы, поскольку применение результативной модели управления бюджетными средствами предполагает наличие плановых и фактических показателей.
Однако на сегодняшний день в России преобладает затратная модель управления бюджетными средствами. Она характеризуется отсутствием самостоятельности бюджетополучателей при расходовании ими бюджетных ассигнований. Оценить эффективность расходования бюджетных ассигнований при использовании затратной модели управления бюджетными ресурсами крайне сложно ввиду отсутствия установленных на законодательном уровне конечных результатов деятельности, которые должны быть достигнуты. Тем не менее это возможно. Ниже приведены показатели для расчета оценки эффективности. Данная модель, несмотря на недостатки, очень стабильна, поскольку:
– привычна и удобна как главным распорядителям (распорядителям), так и получателям бюджетных средств;
– не предполагает доверия к бюджетополучателям (предоставляет им ограниченный круг полномочий).
Принимая во внимание задачи, которые обозначил Президент в своем послании, можно предположить, что в России формируется новая модель управления бюджетными ресурсами, которая по своим характеристикам близка к результативной. Президент поставил перед Правительством следующие задачи, на решении которых нужно сосредоточиться при формировании и реализации бюджетной стратегии:
1) проводить анализ эффективности всех расходов бюджета, в связи с чем уже на этапе разработки отдельных мероприятий и комплексных программ Правительству следует определять цели выполняемых действий и оценивать их последствия. Полагаем, что до бюджетополучателей вместе с бюджетными ассигнованиями будут доводиться количественные и качественные показатели работы;
2) применять механизмы, стимулирующие бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых услуг и эффективности бюджетных расходов, расширять полномочия главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг. В сферах, где это целесообразно, планируется внедрение форм финансирования, обеспечивающих взаимосвязь между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых ему средств. Предполагается предоставить бюджетным учреждениям право самостоятельно определять направления расходования средств;
3) повысить качество финансового менеджмента в бюджетном секторе. Данную задачу предполагается реализовать путем увеличения степени ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и создания стимула для обеспечения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
Критерии оценки
эффективности расходования бюджетных ассигнований
Бюджетные ассигнования бюджетным учреждениям доводятся в рамках реализации определенной государственной программы. Следовательно, должны разрабатываться как общие критерии оценки эффективности, так и для конкретной программы. Любая государственная программа предполагает достижение определенных целей, поэтому, несмотря на отсутствие на сегодняшний день практики доведения до бюджетополучателей главными распорядителями (распорядителями) бюджетного учреждения конечных результатов деятельности, на основании положений государственной программы бюджетное учреждение может определить цели, гарантирующие наиболее эффективное использование бюджетных ассигнований.
Пример 2.
В рамках Национального проекта «Здоровье» реализуется программа «Родовые сертификаты», цель которой – оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также ребенку в первый год жизни. В рамках этой программы предоставляется дополнительное финансирование акушерско-гинекологической помощи, оказываемой медицинскими учреждениями женщинам в период родов.
Подтвердить эффективность расходования денежных средств, полученных в рамках данной программы, медицинское учреждение может следующими способами:
1. Показав, что они были израсходованы в соответствии с Порядком расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии – медицинским организациям, в которых в установленном законодательством РФ порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.01.2007 № 50. Отметим, что согласно данному порядку средства направляются на оплату труда медицинского персонала, на приобретение медикаментов и медицинской техники.
2. Поскольку оплата медицинских услуг, оказанных женщинам в период беременности и родов, по родовым сертификатам стала практиковаться с 01.01.2006, можно рассчитать изменение количества услуг, оказанных по родовым сертификатам в 2006 и 2007 годах.
3. Можно рассчитать и проанализировать стоимость затрат, приходящихся на единицу услуги, оказанной в 2006 и 2007 году, и показать влияние затрат на единицу услуги на количество оказанных услуг.
Несмотря на то, что критерии оценки эффективности индивидуальны для каждой программы, можно выявить и систематизировать общие критерии, которые позволят оценить работу бюджетного учреждения любой социальной направленности.
Заметим, что на сегодняшний день механизмы, методы и критерии оценки деятельности бюджетных учреждений находятся на стадии разработки и законодательно не утверждены, поэтому данная тема весьма дискуссионна. В представленной таблице критерии эффективности сгруппированы по видам.
Критерии оценки деятельности учреждения
Критерии |
Основной признак эффективности |
База для формирования оценки |
Правовые |
Отсутствие нарушений в процессе деятельности учреждения |
Данные проверок налоговых, контрольно-ревизионных, прокуратуры, прочих контролирующих органов |
Экспертные |
Отсутствие жалоб и положительные отзывы граждан о деятельности бюджетного учреждения |
Анализ обращений граждан, публикаций в прессе, опросов общественного мнения |
Социальные |
Мнение компетентных работников об общественной полезности и эффективности деятельности учреждения |
Необходимые для экспертизы сведения |
Прагматические[1] |
Результаты деятельности учреждения |
Данные годовых и квартальных отчетов, статистические, прочие сведения о результатах деятельности |
Правовые, экспертные и социальные критерии формируются аналитически на основе интеграции в единое целое объективных и субъективных оценок. Прагматический критерий представляет наибольший интерес, так как он наиболее объективен и является ключевой составляющей системы формирования и исполнения бюджета, ориентированной на результат. Однако для обоснованной оценки эффективности деятельности бюджетного учреждения по прагматическому критерию необходимы нормативы по каждому из видов услуг или база для сравнения.
Прагматический критерий оценки деятельности учреждения определяется так:
Ппраг1 = Коу х Кку / З , где:
Коу – показатель, характеризующий объем услуг;
Кку – показатель, характеризующий качество услуг;
З – затраты на выполнение данных услуг в год.
Рассмотрим, как расчитывается каждая составляющая данного показателя.
Затраты на выполнение услуг можно разделить на условно-минимальные (необходимые для базового обеспечения жизнедеятельности учреждения – расходы на оплату труда управленческого и основного персонала, коммунальные платежи и др.) – Змин. и условно-дополнительные (направленные на повышение эффективности деятельности – приобретение дорогостоящего оборудования, способствующего увеличению объема и улучшению качества производства, на привлечение к работе высококвалифицированных сотрудников и др.) – DЗ:
З = Змин. + DЗ
Качество услуги (Кку) можно оценить посредством сопоставления цели (Ц) с полученным результатом (Р):
Кку = Р / Ц + R (А – З) , где:
А – затраты на оказание услуги коммерческими организациями;
R – показатель альтернативности, характеризующий важность стоимостного фактора и доступность альтернативных методов предоставления услуг;
Р/Ц – результат, выраженный в количественном выражении, разделенный на поставленную цель, также выраженную в количественном выражении. Этот показатель равен единице, если организация достигает поставленные перед ней цели.
Показатель альтернативности определяется экспертным путем. Он равен нулю, если данный вид услуг не может быть оказан ни одной коммерческой организацией. В случае если затраты ниже, чем стоимость предоставления услуги альтернативным способом, Кку будет больше единицы, если затраты бюджетного учреждения высоки, то Кку будет меньше единицы. Эффективной следует считать деятельность учреждения, если Кку больше или равен единице.
Коэффициент объема предоставления услуг рассчитывается следующим образом:
Коу = DКоу / З , где:
DКоу – изменение объема предоставленных услуг по сравнению с предыдущим периодом.
Если дополнительные затраты не увеличивают коэффициент объема предоставленных услуг, а уменьшают его, следует говорить о неэффективности расходов бюджетного учреждения. В данном случае для дополнительного анализа можно провести оценку эффективности труда специалистов учреждения:
Ппраг2 = Отр. / Онорм., где:
Отр., Онорм. – объем труда, выполняемый подразделением, фактический и по норме труда в часах соответственно.
Нормы труда по некоторым видам работ установлены в законодательстве РФ (нормативы для работников бухгалтерских и финансовых служб[2], информационной сферы[3], занимающихся документационным обеспечением[4]). В случае отсутствия необходимой нормы можно прибегнуть к анализу данных за предыдущий период или сравнить с результатами других учреждений, предоставляющих аналогичные услуги.
Пример 3.
Бюджетное учреждение в конце 2006 года при составлении бюджетной отчетности решило рассчитать эффективность своей финансовой работы в этом году и отразить результаты в Пояснительной записке по форме 0503160. Для расчета эффективности учреждение располагает следующими сведениями:
– согласно статистическим данным стоимость единицы подобных услуг, оказываемых коммерческими организациями, составляет 250 руб.;
– условно-минимальные затраты на единицу услуг, необходимые для обеспечения функционирования учреждения, равны 130 руб.;
– дополнительные затраты на единицу услуг, направленные на повышение эффективности деятельности, – 56 руб.;
– показатель альтернативности[5] – 1,04;
– изменение объема предоставленных услуг по сравнению с прошлым годом – 850 ед.
В силу того, что главный распорядитель не доводил до бюджетного учреждения информацию о том, какое количество услуг должно быть им оказано, показатель соотношения достигнутых результатов к поставленным целям (Р/Ц) равен 0.
Затраты (З) на единицу услуг равны 186 руб. (130 + 56).
Показатель качества услуг (Кку) – 66,56 (1,04 (250 – 186) руб.).
Показатель, характеризующий объем предоставленных в течение 2007 года услуг (Коу), – 4,57 (850 ед. / 186 руб.).
Прагматический показатель эффективности – 1,63 (4,57 х 66,56 / 186 руб.).
Поскольку полученный показатель 1,63 больше единицы, можно сделать вывод о том, что в течение 2007 года деятельность бюджетного учреждения была эффективна.
На наш взгляд, расчет прагматического критерия эффективности использования бюджетных ассигнований осложнен системой управления бюджетными средствами, которая не предполагает административного доведения распорядителями бюджетных средств бюджетополучателям конкретных целей и задач. В связи с этим сегодня можно достичь эффективного использования государственных ресурсов только увязкой интересов бюджетополучателей и распорядителя бюджетных средств, что, на наш взгляд, не совсем верно. Безусловно, взаимная заинтересованность бюджетополучателей и их главных распорядителей (распорядителей) в достижении целей быть должна, но этого недостаточно для обеспечения эффективности использования общегосударственных финансов. Критерии оценки деятельности получателей бюджетных средств, взаимосвязанные с конкретными государственными программами, необходимы, прежде всего, для улучшения системы внутреннего и внешнего бюджетного контроля и аудита, отвечающей современным требованиям. Внутренний контроль должен быть направлен на предотвращение неэффективных решений и нарушений бюджетных обязательств. Он может включать элементы внутреннего арбитража, нацеленного на разрешение споров внутри организации и сглаживание конфликтов. Внешний контроль должен быть сконцентрирован на качестве выполнения бюджетных заданий, функциональных обязанностей, на целевом использовании средств, оценке эффективности бюджетных расходов, ревизии контрактов и прочем.
[1] Здесь слово «прагматический» применяется в значении «достоверный».
[2] Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях, утв. Постановлением Минтруда РФ от 26.09.1995 № 56.
[3] Межотраслевые типовые нормы времени по сервисному обслуживанию ПЭВМ и оргтехники и сопровождению программных средств, утв. Постановлением Минсоцтруда РФ от 23.07.1998 № 28.
[4] Нормы времени на работы по документальному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти, утв. Постановлением Минсоцтруда РФ от 26.03.2002 № 23.
[5] Для расчета показателя альтернативности может быть выбран любой критерий, например стоимость единицы (в этом случае показатель альтернативности будет рассчитан как частное от деления стоимости единицы услуг бюджетного учреждения к стоимости единицы подобной услуги, оказываемой коммерческой организацией), срок выполнения услуг, рыночная цена единицы услуги и др.
Автор – зам. главного редактора журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение».