Как найти бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.
В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Сбалансированность бюджета[править | править код]

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например, заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита[править | править код]

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Рост неоплаченного государственного долга[1].
  3. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  4. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  5. Неэффективность финансовой системы государства.
  6. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  7. Коррупция в государственном секторе.
  8. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин.
Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения.
Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита[править | править код]

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит, как правило, обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит при неумелом управлении может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым, то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете, или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учётом расходов по обслуживанию государственного долга бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит — это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определённых законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Меры по управлению бюджетным дефицитом[править | править код]

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно — к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.
  3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых Штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (закон Грэмма — Рудмана — Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита[править | править код]

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечёт за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растёт инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечёт за собой падение курса национальной валюты.
Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танци». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет.
За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жёсткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определённого срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:
    • акции и доли участия в предприятиях,
    • земельные участки и объекты природопользования,
    • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета[править | править код]

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники[править | править код]

Финансирование дефицита за счёт внутренних источников включает:

  • средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • курсовая разница по средствам бюджета;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники[править | править код]

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

  • средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путём выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
  • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный дефицит: плюсы и минусы[править | править код]

На протяжении 1910 и 1940х годов прослеживалось 3 дефицита, в первый раз дефицит настиг почти −300 процентов, второй раз- −150 процентов, на а 3 раз — почти −250 процентов, от 1940 до 2000 года не наблюдалось таких больших скачков дефицита максимум был это — 50 процентов

Динамика бюджетного дефицита и профицита США в ХХ в.

Большой дефицит государственного бюджета опасен тем, что может (но не всегда) порождать инфляцию. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Наличие бюджетного дефицита обычно трактуется как негативное явление.

Однако существует и другой подход. Вслед за Джоном Кейнсом ряд экономистов даже рекомендует составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создаёт рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счёт сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

См. также[править | править код]

  • Профицит
  • Бюджет
  • Платёжный баланс
  • Дефицит

Литература[править | править код]

  • Парыгина В. А, Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. — М.: Эксмо, 2005. — 384 с. — ISBN 5-699-09576-4.
  • Зайнуллина Т. Г. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: ИКЦ «МарТ», 2006. — 176 с. — ISBN 5-241-00646-X.
  • Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 784 с.
  • Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. пер. с англ. — Санкт-Петербург: Издательство АО «СПб оркестр», 1994. — 410 с.
  • Агапова Т., Серёгина С. Макроэкономика. — М.: Дело и сервис, 2004. — 447 с.
  • Бабич А., Павлова Л. Государственные и муниципальные финансы. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 703 с.
  • Вавилов Ю. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. — М.: Перспектива, 2007. — 256 с.
  • Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебный курс. (2011). Дата обращения: 14 сентября 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.

Ссылки[править | править код]

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации
  • Бюджетный дефицит
  • Бюджетный дефицит, причины его возникновения

Примечания[править | править код]

  1. Сорокин Д.Ю., Зарипов И.А., Петров А.В. Государственный долг и модели управления им. Отрасли права Аналитический портал. Дата обращения: 7 января 2022. Архивировано из оригинала 16 сентября 2019 года.

Бухгалтерия

Как финансируется дефицит местного бюджета

Определим ключевые особенности финансирования бюджетного дефицита, классификацию источников и их особенности.

Дефицитный бюджет: основные понятия и причины

Дефицит бюджета (ДБ) — это разница между поступившими доходами соответствующего бюджета и произведенными расходами за аналогичный период. Размер ДБ устанавливается высшим органом законодательной власти соответствующего уровня. Например, федеральный ДБ утверждается Федеральным законом (ст. 92 и 92.1 БК РФ).

Чтобы покрыть образовавшуюся разницу между доходами и расходами, государство привлекает источники финансирования бюджетного дефицита.

Причины образования ДБ:

  1. Кризисные проявления и колебания в экономическом и финансовом секторах государства.
  2. Неустойчивость финансово-экономических инструментов, цен на мировых рынках и денежно-кредитных систем.
  3. Снижение эффективности управления финансами государства, неактуальность политики.
  4. Чрезвычайные ситуации или следствия неблагоприятных погодных условий.
  5. Напряженная военно-политическая обстановка, как следствие увеличения расходов на оборону государства.
  6. Экономическая зависимость от финансовой поддержки других государств, высокие издержки на обслуживание госдолга.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Представим условную классификацию в удобной блок-схеме:

Законодательством определены отличительные особенности определения и формирования ИФДБ с учетом уровня бюджетной системы (федеральный, региональный, местный).

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Полный перечень внутренних и внешних ИФДБ поименован в ст. 94 БК РФ. К таковым относятся бюджетные кредиты, кредиты кредитно-финансовых организаций, ценные бумаги в национальной и иностранной валюте, которые были выпущены, оформлены или получены от имени Правительства РФ.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ

Исчерпывающий перечень ИФДБ регионального уровня закреплен в статье 95 БК РФ. К таковым относят кредиты, в том числе и бюджетные, ценные бумаги и акции, доходы от продажи имущества, которые оформлены, выпущены или получены от имени правительства субъекта РФ.

Предельный объем ДБ не может превышать 15 процентов от совокупного объема доходов, утвержденных на соответствующий финансовый год. Причем в сумму совокупных доходов безвозмездные поступления включать недопустимо.

Для субъектов РФ, у которых объем дотаций из федбюджета превышает 40 % из расчета за два года из трех последних, предельный объем ДБ установлен в размере 10 %.

Источники финансирования дефицита местного бюджета

Статья 96 БК РФ регламентирует полный состав внешних и внутренних ИФДБ. К таковым относят аналогичные поступления и суммы денежных средств только на местном уровне.

Предельный объем ДБ муниципального уровня не может превышать 10 % от совокупных доходов за финансовый год без учета безвозмездных поступлений, а также налоговых доходов, рассчитанных по дополнительным нормам отчисления.

Предельный лимит ДБ в 5 % установлен для муниципальных образований, объем дотаций федерального и регионального уровней которых превышает 50 % (расчет за два года из трех последних).

Об авторе статьи

Евдокимова Наталья

Евдокимова Наталья

Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Вместе с эти материалом часто ищут:

Разбираемся, как финансируются организации, что включает это понятие, а также проводим анализ источников финансирования.

20 апреля 2018

Основные фонды создаются путем капитальных вложений. Каковы источники финансирования капитальных вложений и виды источников финансирования, расскажем в статье.

15 января 2019

Заявление на скидку по взносам на травматизм — это документ, позволяющий оформить льготу на страховые платежи в ФСС. Льгота достигает 40%.

24 октября 2019

Аудит финансовой и бухгалтерской отчетности учреждения — это независимый контроль, который проводят для выявления достоверных сведений о текущем состоянии экономической деятельности организации.

1 марта 2022

Федеральный бюджет является ключевым документом, по которому живет наша страна. В нем учитываются все плановые доходы и расходы, возможный дефицит и источники его финансирования. От параметров федерального бюджета зависят многие сферы жизни нашей страны, начиная с социальной и заканчивая оборонной сферой. То есть параметры федбюджета так или иначе касаются каждого.

1200 на 600.jpg

Санкционное давление, эмбарго, потолок цен на нефть – все эти факторы негативно сказываются на экономике страны, и вносят дисбаланс в доходы и расходы. Проект бюджета на 2023-2025 гг. оценивается Минфином как «очень сложный». Действительно, он сложный по многим параметрам. Конкретно по параметру дефицита, уже в плане его размер является впечатляющим. Но как показывает статистика, не все и не всегда идет по плану. Поэтому правительству страны приходится экстренно искать варианты латания дыр в бюджете, в том числе нестандартные.

В нашей статье мы разберем текущую ситуацию с бюджетом страны, параметры планового и текущего дефицита бюджета, какие у правительства есть рычаги финансирования дефицита, и как все это может повлиять на инвесторов и обычных граждан.

  • Параметры дефицита российского бюджета.

  • Источники финансирования дефицита бюджета РФ.

  • Текущие параметры бюджета РФ.

  • Дефицит бюджета России 2023 – размер и источники финансирования.

  • Влияние дефицита бюджета на экономику страны.

  • Влияние дефицита бюджета на инвесторов.

Параметры дефицита российского бюджета

С дефицитом бюджета наша страна сталкивается не первый раз. Если взглянуть на данные Минфина с 2006 года, то бюджет нашей страны был дефицитный бОльшую часть времени.

Параметры дефицита и профицита бюджета РФ-1

Наибольший дефицит за эти годы был в 2020 году (-2,3 трлн. руб.). Причиной такого дефицита было падение нефтегазовых доходов на 34% г/г. на фоне пандемии, падения цен на энергоресурсы и роста расходов на 25%. В период пандемии тратились значительные суммы на социальную сферу и медицину. По одному только здравоохранению расходы выросли на 86% г/г, что является рекордом за всю современную историю нашей страны. Второй рекорд был в 2022 году (-3.3 трлн руб.), что связано с геополитической ситуацией в мире и значительным ростом расходов в рамках «военного бюджета». Плановый бюджет 2023г. также закладывается с дефицитом в размере 2,92 трлн. руб.

Но при этом уже по итогам первых двух месяцев 2023г. дефицит бюджета составил 2,99 трлн. руб.

Источники финансирования дефицита бюджета РФ

Любой бюджет, пусть этот бюджет предприятия, семейный бюджет или, как в нашем случае, бюджет целой страны — это всегда баланс между доходами и расходами. Если мы видим дефицит бюджета, то существует несколько путей для балансировки: мы либо ищем дополнительные доходы, либо сокращаем наши расходы. Когда все наши ресурсы по оптимизации расходов и наращиванию доходов исчерпаны, мы прибегаем к займам.

В проекте федерального бюджета помимо статей доходов и расходов есть специальный блок, где расписываются источники финансирования дефицита. Данные источники делятся две группы: внутренние и внешние источники финансирования. Разберем их более подробно.

Внутренние источники финансирования включают в себя:

  • Внутренний долг.

    Это один из основных источников финансирования дефицита, включает в себя государственные ценные бумаги – ОФЗ. Данный источник представляет собой разницу между средствами, поступившими от текущих размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, и средствами, направленными на погашение предыдущих выпусков. На 01.03.2023 размер размещенных ОФЗ составляет 19 134,609 млрд. руб. Текущая долговая нагрузка (около 11% от ВПП по итогам 2022г.) позволяет правительству иметь запас прочности для увеличения займа и финансирования дефицита бюджета.

    Госдолг РФ выраженный в ценных бумагах

  • Кредиты, которые государство берет у банков, других федеральных органов, регионов.

  • Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года.

  • Иные источники.

В иные источники внутреннего финансирования включается важная статья, играющая серьезное значение для финансирования бюджета в 2014-2015, 2020 гг. Это доходы от курсовых разниц.

Курсовые разницы в структуре бюджета-1

Если мы посмотрим на историю, то 2014-2015, 2020 гг, это периоды довольно серьезного ослабления курса рубля. За счет ослабления национально валюты, государству частично удавалось закрывать «дыры» в бюджете.

Динамика курса рубля к доллару

Второй большой блок – это внешние источники финансирования бюджета, включающие в себя, кредиты от иностранных компаний и стран. Данный блок не имеет ключевое значение для нашей страны. Последние годы РФ направляла силы на погашение долга, а не на наращивание. Сальдо по данному блоку было в основном отрицательным.

Источники внешнего финансирования дефицита-1

С 2006 года было погашено долга на сумму -3 286,5 млрд. рублей. В текущей геополитической ситуации данная статья для бюджета станет еще менее значимой.

Помимо долга, курсовых разниц, важным источником финансирования бюджета является резервы. Наша страна, как и другие страны экспортёры энергоресурсов сильно зависима от цен на нефть и газ, и в условиях колебания цен сложно строить долгосрочные сбалансированные бюджеты. Для решения данной проблемы формируется «кубышка» в виде резервов – ФНБ, резервного фонда, которые формируются в периоды высоких цен на энергоресурсы и тратятся в периоды низких цен. Их пополнение и расходование регулируется бюджетным правилом.

На момент публикации статьи в ФНБ скоплено 11 106,40 млрд. руб. При этом с октября 2022г. правительство начало изымать средства. В декабре 2022 года сумма изъятия оказалась рекордной за весь период существования фонда.

Параметры ФНБ-1

Более подробно про бюджетное правило и то, как правительство использовала фонды для финансирования дефицита бюджета, можно прочитать в нашей статье «Бюджетное правило – что это простыми словами»

Текущие параметры бюджета 2023

По оценке Минфина, за первые два месяца 2023г. в бюджет поступило 3 163 млрд руб (-25% г/г) доходов. Из них на нефтегазовые доходы пришлось 947 млрд. рублей, падение составило 46% г/г, что связано со снижением цен на нефть, увеличением дисконта по марке нефти Urals и падением экспорта природного газа.

Экспорт энергетических товаров РФ

Если взглянуть на исторические данные, то на экспорт нефти приходится 69% доходов страны, на газ 31%, т.е. бюджет страны наиболее чувствителен к ценам и объемам экспорта нефти, в меньшей степени к ценам и объемам на природный газ.

Не нефтегазовые доходы составили 2 217 млрд рублей (-9% г/г) преимущественно за счет сокращения поступлений налога на прибыль, что главным образом связано с единовременным возмещением в январе 2023 г. переплат налога за предшествующие периоды.

Объем расходов федерального бюджета в январе-феврале 2023 года составил 5 744 млрд рублей, (+ 52%). По словам Минфина, рост расходов связан с ускорением финансирования расходов в начале 2023 года главным образом связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.

Параметры федбюджета янв-февр

Таким образом, дефицит бюджета по итогам первых двух месяцев составил 2,99 трлн. рублей, при годовом планируемом дефиците 2,92 трлн.

Если взглянуть на оперативные данные (могут еще измениться) за 1 квартал 2023г., то доходы бюджета составили 3,5 трлн. руб.

Доходы федбюджета в кв 2023

Расходы же составили 7,5 трлн. руб. Как итог, предварительный дефицит бюджет за 1 кв. 2023г. составляет уже 4 трлн., что превышает годовой план.

Параметры фактического исполнения федбюджета за 1 кв 2023

Дефицит бюджета России 2023 – размер и источники финансирования

Дефицит бюджета для многих стран, — это вполне нормально явление. Однако, правительству важно продумать, за счет чего возможна балансировка бюджета, за счет чего можно увеличить доходы, где оптимизировать расходы и при этом сохранить достаточные объемы резервов.

Для России, первый и самый главный источник финансированию бюджета – это средства ФНБ. Если посмотреть на бюджет 2023г., то в нем четко прописано, сколько правительство планирует изъять из резервов. В 2023г. сумма изъятий составит 2,9 трлн, в 2024 – 1,3 трлн руб.

Источники финансирования дефицита госбюджета

Как мы знаем, ФНБ формировался на основе бюджетного правила и сверхдоходов от нефти. В 2022г. бюджетное правило было приостановлено, и уже в конце 2022 года часть средств из ФНБ правительство начала изымать для поддержки экономики и граждан в условиях геополитического и санкционного давления. В ближайшее время не планируется пополнение ФНБ, все сверхдоходы, полученные от продажи нефти (если такие будут) будут вливаться в экономику.

Второй крупный источник финансированию дефицита бюджета – это увеличение государственного долга. Наша страна имеет довольно низкую долговую нагрузку, по итогам 2021-2022г., долг составляет 16% ВВП.

Объем госдолга РФ

Среди стран G20 Россия имеет самый низкий процент долга к ВВП и имеет возможность безболезненно его увеличить. В бюджете планируется увеличить долговую нагрузку до 17,5%

Госдолг РФ в сравнении с другими странами

Минфин уже с начала 2023г. начал активно размещение ОФЗ. За период январь-февраль 2023г. эмиссия бумаг составила 530,794 млн. рублей, в 2022г. за тот же период было размещено 133 059 млн. руб.

Эмиссия госбумаг в январе-феврале 2023г.

Большая часть заимствований пришлось на классические выпуски, а оставшиеся – на инфляционные линкеры ОФЗ-ИН, облигация привязанные к инфляции. Минфин в условиях охлажденного рынка проводит аукционы без лимита, но отсекает заявки по размеру премии. Ключевые покупатели долга – банки и пенсионные фонды.

По прогнозам, за 2023 г. объем размещений может составить 3,5 трлн руб. Однако для наращивания долга есть два негативных фактора:

  • Объем внутреннего рынка ограничен, а доступ на зарубежные рынки, по сути, закрыт. Сейчас прорабатываются пути размещения облигаций в юанях. Но это пока только проект. Плюс в текущих условиях сложно найти крупных инвесторов даже в дружественных странах.

  • Относительно высокие доходности на рынке, что делает займы дорогими. Доходность 10-летних ОФЗ достигает 10%. Чтобы новые выпуски были конкурентноспособны на рынке, Министерству приходится давать соответствующую доходность, либо привязывать доходность к инфляции (данные выпуски наиболее популярны и быстро выкупались крупными банками).

Доходность 10-летних ОФЗ

Еще один вариант финансирования бюджета является включение печатного станка или эмиссия денег («Количественное смягчение (QE)»). Данные вариант имеет ряд негативных последействий, одним из которых являет разгон инфляции. Параллельно с эмиссией идет обесценивание национальной валюты. Ослабления рубля уже не раз спасало бюджет страны в прошлом, и вероятно будет значимым инструментом закрытия «дыр» в бюджете в будущем. <

Следующие варианты можно отнести к нестандартным.

Первое – это измените базы расчета налога для нефтяных компаний. В настоящее время в налогообложении используется цена нефти Urals, рассчитываемая агентством Argus. После введения эмбарго средняя цена нефти в 2023 году составила 47,85 доллара за баррель (-45% г/г). Дисконт по отношению к марке Brend в марте составил $29,6 за баррель, в феврале $33,2 за баррель.

Бюджет РФ при этом сверстан при цене нефти в $70,1 за баррель. Новый закон предполагает искусственное снижение дисконта для расчета налоговой базы нефтяных компаний:

  • в апреле – на $34 за баррель,

  • в мае – на $31 за баррель,

  • в июне – на $28 за баррель,

  • в июле – на $25 за баррель.

По оценкам, данный ход может принести бюджет дополнительно 500–600 млрд руб. или около 0,3% ВВП.

Эффект на нефтяные компании будет неоднозначный. С одной стороны, это будет стимулировать компании искать покупателей нефти с наименьшим дисконтом. С другой стороны, если ситуация будет ухудшаться и разрыв будет увеличиваться, то это может повлиять на долгосрочные инвестиционные проекты и дивиденды, распределяемые из чистой прибыли.

Второй вариант – это так называемый Windfall tax или единовременный взнос в бюджет. Под данный взнос попадают компании с прибылью до налогообложения в 1 млрд руб. и более. Данный платеж направлен на опережение и снижения рисков увеличения дефицита бюджета в конце года.

Плановая ставка налога составит 5%, ориентировочные размер взноса 300 млрд рублей. От взноса будут освобождены предприятия нефтегазового, угольного секторов, малого и среднего бизнеса. По словам правительства основная цель данного взноса – финансирование инфраструктурных проектов.

Влияние дефицита бюджета на экономику страны

Наличие бюджетного дефицита не всегда является показателем плохой экономической ситуации в стране, однако очень важно, чтобы этот процесс был управляемым.

Во многих странах бюджеты с дефицитом являются нормой. Правительство увеличивает свои расходы, вливая дополнительные деньги в экономику за счет кредитов и, если эти деньги используются эффективно, то в будущем это приводит к росту доходной части бюджета.

Для РФ Бюджет на 2023-2025 гг стал самым сложными. Все текущие проблемы являются следствием старых проблем в экономике и точечных санкционных ударов.

В бюджете уже изначально закладывался дефицит (так называемый плановый), его доля составляет 2% ВВП. Даже при условии, что дефицит вырастит в 2 раза, до 4% от ВВП, он не будет критичным, по сравнению с мировым опытом. К примеру, в Индии дефицит бюджета составляет 6,9%, дефицит бюджета Китая 3%.

В глобальном понимании, не так важен размер дефицита, как его управляемость и возможность финансирования. Выход дефицита из-под контроля приведет к наращиванию денежной массы, девальвации, разгону инфляции и, как итог, росту ставок по кредитам и ставкам на долговом рынке.

В свою очередь, рост ставки приведет к снижению налоговых поступлений от бизнеса, а рост доходности на долговом рынке усложнит займ для Минфина на внутреннем рынке. Все это приведет к закручивающейся спирали ухудшения экономике, росту налогов, обеднению населения.

Влияние дефицита бюджета на инвесторов

Для инвесторов и фондового рынка неуправляемый и бесконтрольный рост дефицита бюджета также имеет довольно серьезно значение. Но в данном плане существуют как положительные стороны, так и отрицательные:

  • Рост налоговой нагрузки приводит к снижению чистой прибыли и размера дивидендов, сокращению долгосрочных инвестиционных планов и снижению темпов развития компании.

  • Сокращение расходов в бюджете – приводит к стагнации инфраструктурных проектов, крупных инвестиционных проектов в промышленности, как следствие, замедление развития компаний.

  • Девальвация национальной валюты – в данном случае выигрывают экспортноориентированные компании и проигрывают компании на внутреннем рынке. Глобально это приводит к разгону инфляции.

  • Рост инфляции и ставки ЦБ приводит к росту доходностей на долговом рынке, компаниям становится дороже брать в долг, замораживаются инвестиционные проекты, падает спрос на текущие выпуски облигаций.

  • Что касается дивидендов, то в условии, когда бюджету необходимы деньги, компании с государственным участием могут выплатить повышенные дивиденды.

Все эти факторы переплетаются друг с другом и показывают, на сколько в экономике все взаимосвязано. Если в стране рушиться фундамент в виде федерального бюджета, то он тянет за собой все здание, каждый кирпичик, в виде отдельно взятой компании.

Вывод

Бюджетный процесс является сложной и кропотливой работой, правительству нужно очень точно сбалансировать доходы и расходы и найти источники финансирования дефицита, при этом учесть не краткосрочные тенденции, а заглядывать на горизонт 3-5 лет. Бюджет страны – это не просто прогноз доходов и расходов. Это инструмент управления, который позволяет координировать денежные потоки и поддерживать экономику страны.

Как мы видим, в экономике, как мировой, так и в экономике отдельной страны, все сегменты тесно связаны. Бюджет страны, промышленность, социальная сфера, фондовый рынок и т.д, все переплетено в единую систему и не отделимо друг от друга.

Инвестору очень важно понимать все эти взаимосвязи и видеть, как бюджетная политика может повлиять на те или иные компании, как новые налоги отразятся на будущих дивидендах или инвестиционных проекта компании.

Своим взглядом на макроэкономику и экономику страны, на ее влияние на фондовый рынок мы делимся на наших открытых вебинарах для инвесторов. Мы рассказываем не только о том, как лучше выстроить тактику инвестирования под текущие условия рынка, но и делимся своей практикой, реальными примерами и кейсами из работы нашего собственного инвестиционного фонда. Чтобы ближе познакомиться с нами и узнать о нашей стратегии инвестирования, приглашаем посетить наш открытый урок для инвесторов. Записаться можно по ссылке.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О возможности превышения ограничения, установленного п. 2 ст. 92.1, см. ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ.

2. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, разницы между средствами, получаемыми от возврата средств с банковских депозитов, и средствами, размещаемыми на банковских депозитах, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений, снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, в пределах положительной разницы между средствами, получаемыми от возврата средств с банковских депозитов, и средствами, размещаемыми на банковских депозитах, а также в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 228-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О возможности превышения ограничения, установленного п. 3 ст. 92.1, см. ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ.

3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать ограничениям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 02.08.2019 N 307-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Добавить комментарий