Интернет-выборы в Мосгордуму: как получить электронный бюллетень
На выборах в Мосгордуму впервые применят систему электронного голосования на основе блокчейна. Чтобы получить электронный бюллетень, нужно войти в личный кабинет на портале mos.ru. На телефон избирателя будет отправлено СМС с кодом, который надо ввести в специальное поле. Эта одна из нескольких проверок, которая защищает систему от хакеров.
Если СМС не пришло, нужно проверить правильность телефонного номера, который указан в личном кабинете, а также наличие сигнала сотовой связи. Если номер верный и сигнал есть, то стоит попробовать запросить СМС еще раз. Однако делать это следует не чаще одного раза в минуту — специалисты рекомендуют подождать пять минут, прежде чем повторно запрашивать код-подтверждение. Если СМС все равно не приходит, нужно позвонить в службу поддержки по телефону: +7 (495) 539-55-55.
Система электронного голосования на выборах в Мосгордуму постоянно тестируется. Первые две проверки состоялись 11 и 23 июля, третья пройдет 21 августа. Чтобы принять участие в тестировании, нужно подать заявку на участие в электронных выборах. Тем, кто это уже сделал, повторно регистрироваться не нужно.
Выборы в Мосгордуму состоятся 8 сентября. На них впервые применят систему электронного голосования, которая создана на основе технологии блокчейна. Участие в онлайн-голосовании смогут принять жители одного из экспериментальных округов: № 1 — Крюково, Матушкино, Савелки, Силино, Старое Крюково, № 10 — Северный, Лианозово, Бибирево и № 30 — Чертаново Центральное, Чертаново Южное.
Проголосовать удаленно смогут около полумиллиона жителей столицы. Участие в интернет-выборах добровольное — отдать свой голос можно и привычным способом на избирательном участке.
Как проголосовать на выборах в Мосгордуму онлайн
Все об электронных выборах
1. Для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
2.1. В помощь избирателям, участникам референдума, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, участки референдума, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением организующей выборы, референдум комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти – решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 143-ФЗ)
3. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях защиты бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, утверждаются организующей выборы комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
3.1. На выборах в органы местного самоуправления (кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч) при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
4. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Федеральным законом может быть предусмотрено изготовление бюллетеня в форме брошюры. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению комиссии, организующей выборы, референдум, в этих целях используются конверты.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате). Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются его прежние фамилия, или имя, или отчество;
(пп. “а” в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) год рождения;
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
(пп. “в” в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла пп. “г” п. 5 ст. 63 см. Постановление КС РФ от 17.11.2022 N 50-П.
г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий);
д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, – сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, – слово “выдвинут” с указанием наименования соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;
(пп. “е” в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, – слово “самовыдвижение”;
(пп. “ж” в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
з) утратил силу. – Федеральный закон от 09.02.2009 N 3-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы десятый – одиннадцатый утратили силу. – Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ.
5.1. Если зарегистрированный кандидат, выдвинутый непосредственно, в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению, в бюллетене указываются наименование соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона и статус зарегистрированного кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 12.07.2006 N 107-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. Утратил силу. – Федеральный закон от 09.03.2016 N 66-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 63 (в ред. ФЗ от 05.04.2021 N 89-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов назначенных после 05.04.2021.
5.3. В случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что сведения о каждом из таких зарегистрированных кандидатов, предусмотренные подпунктами “г”, “д” пункта 5, пунктом 5.1 настоящей статьи (все либо отдельные из этих сведений), в бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде, указанном в пункте 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
(п. 5.3 введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 89-ФЗ)
6. При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования политических партий в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка либо его общерегиональной части и (или) соответствующей региональной группы (в случае, если в общерегиональную часть списка или его региональную группу включены один или два кандидата, – фамилии, имена, отчества этих кандидатов) и эмблемы избирательных объединений (если они были представлены в соответствующую комиссию) в одноцветном исполнении.
(в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. В случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что фамилии, имена, отчества кандидатов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, в бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде, указанном в пункте 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 89-ФЗ)
7. Если у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимости.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 63 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
7.1. Если зарегистрированный кандидат, внесенный в избирательный бюллетень, является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом. В случае, если такой кандидат (такие кандидаты) включен (включены) в состав списка кандидатов и сведения о нем (о них) не внесены в избирательный бюллетень в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в избирательном бюллетене указывается, что в составе списка кандидатов выдвинут (выдвинуты) такой кандидат (такие кандидаты).
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Справа от указанных в пунктах 5, 5.1 и 6 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат. При проведении выборов в органы местного самоуправления в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка “Против всех кандидатов” (“Против всех списков кандидатов”) с расположенным справа от нее пустым квадратом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка “Против всех кандидатов” (“Против всех списков кандидатов”) в избирательном бюллетене не помещается. В этом случае положения статьи 6, пункта 7 статьи 64, пункта 15 статьи 65, подпункта “д” пункта 2 статьи 67, пунктов 12, 14, 17 и 18 статьи 68, подпункта “ж” пункта 2, пунктов 4 и 5 статьи 70, пункта 2 статьи 71 и пункта 3 статьи 72 настоящего Федерального закона, предусматривающие действия по подаче голосов избирателей против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и учету таких голосов, не применяются.
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 146-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами “За” и “Против”, справа от которых помещаются пустые квадраты.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 12.07.2006 N 107-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами “Да” или “Нет” либо “За” или “Против”, справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
10. Бюллетени печатаются на русском языке. По решению комиссии, указанной в законе, бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке (государственных языках) соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях – на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка, участка референдума печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Положения ст. 63 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
13. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. На избирательном участке, участке референдума, на которых ожидается большое число избирателей, участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, либо избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона, либо избирателей, участников референдума, работающих вахтовым методом и имеющих право на включение в список избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 17 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, участке референдума, на которых зарегистрированы менее 500 избирателей, участников референдума и используются программно-технические комплексы обработки бюллетеней, количество бюллетеней по решению соответствующей комиссии может быть увеличено. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.
(см. текст в предыдущей редакции)
14. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
(п. 14 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
15. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.
(п. 15 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
16. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 17 ст. 63 см. Постановление КС РФ от 17.11.2022 N 50-П.
17. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, либо в случае, предусмотренном пунктом 8.1 настоящей статьи, соответствующие изменения по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, могут быть внесены членами территориальной, окружной или участковой комиссии от руки либо с использованием технических средств.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. В случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов, о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
19. В исключительных случаях на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, допускается изготовление избирательной документации, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Положения ст. 63 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
20. В день голосования (последний день голосования на соответствующих выборах, референдуме) после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. В участковых комиссиях эта процедура осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В иных комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. При проведении выборов, референдума с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются соответствующей комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 5 – 10 настоящей статьи. В случае проведения повторного голосования текст электронного бюллетеня утверждается соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.
(п. 21 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
1. Общая информация
1.1. Электронное предварительное голосование (далее по тексту – ЭПГ) проводится на сайте PG.ER.RU с ноля часов ноля минут (00:00) 25 мая по двадцать три часа пятьдесят девять минут (23:59) 31 мая 2020 года по местному времени.
1.2. Для реализации своего права принять участие в ЭПГ избиратель должен пройти предварительную регистрацию на сайте PG.ER.RU с целью подтверждения личности и наличия активного избирательного права.
1.3.Избиратель, ранее заявлявший о своем желании принять участие в ЭПГ и прошедший регистрацию на сайте PG.ER.RU, вправе отказаться от участия в нем, сделав соответствующее заявление на сайте.
1.4. ЭПГ является рейтинговым, каждый избиратель вправе отдать свой голос как за одного кандидата, так и за нескольких.
1.5.ЭПГ осуществляется посредством проставления избирателем соответствующих отметок напротив фамилий кандидатов в специальном электронном избирательном бюллетене.
1.6. По окончании ЭПГ автоматически формируются протоколы об его итогах.
2. Регистрация избирателей
2.1. Регистрация избирателей ЭПГ на сайте PG.ER.RU начинается с 00 часов 00 минут 15 апреля 2020 года по местному времени.
2.2. Для начала процесса регистрации избирателю необходимо нажать кнопку «Хочу проголосовать» на сайте PG.ER.RU.
2.3. Далее, избирателю будет предложено выбрать два способа авторизации (подтверждения своей личности):
a. подтвержденный профиль ЕСИА «Госуслуги»;
b. Единая система идентификации и авторизации пользователей информационных систем Партии (profile.er.ru).
2.4. Выбирая способ авторизации через ЕСИА «Госуслуги» избиратель вводит свой логин и пароль от сайта «Госсуслуги», дает разрешение на предоставление сведений, после чего перенаправляется на следующую страницу:
На указанной странице избиратель самостоятельно вводит свой адрес регистрации путем выбора соответствующих значений в адресной форме.
Крайне важно полностью заполнить адресную форму, выбрав необходимые пункты во всех всплывающих подразделах.
Далее избиратель вводит номер своего телефона и подтверждает его кодом авторизации, полученным по смс.
Заполнив все поля, избиратель нажимает кнопку «Завершить регистрацию».
По завершении регистрации избиратель увидит следующее информационное сообщение:
2.5. Если у избирателя нет подтвержденного профиля ЕСИА «Госуслуги», или он не хочет его задействовать, то он выбирает второй способ авторизации через Единую систему идентификации и авторизации пользователей информационных систем Партии (profile.er.ru), после чего попадает на следующую страницу:
Выбирая любой способ авторизации (через номер телефона или аккаунт «Вконтакте», пользователь попадает на следующую страницу:
Введя свой номер мобильного телефона и полученный по смс код авторизации, избиратель попадает на следующую страницу:
Избирателю необходимо заполнить все указанные поля информации, а именно: Ф.И.О., дата рождения, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, адрес регистрации, а также загрузить свою фотографию.
Крайне важно полностью заполнить адресную форму, выбрав необходимые пункты во всех всплывающих подразделах.
Далее необходимо нажать кнопку «Сохранить данные», и избиратель будет переадресован на следующую страницу:
На этой странице избирателю необходимо загрузить следующую графическую информацию:
· фото избирателя (крупный план лица) с паспортом в руках (открыта главная страница с фото – данные должны быть читаемые);
· фото разворота главной страницы паспорта (где фотография, Ф.И.О., пол, дата и место рождения, кем и когда выдан).
· страница паспорта с действующей на сегодняшний день регистрацией по месту жительства.
Чтобы прикрепить фото необходимо нажать на иконку фотографии, в окне проводника выбрать путь к папке, из которой будет загружен файл (формат JPG или PNG) для прикрепления, нажать «Открыть» и «Прикрепить».
Загрузив все графические файлы, избиратель нажимает кнопку «Завершить регистрацию», после чего он увидит следующее информационное сообщение:
Фактически, регистрация избирателя будет считаться завершенной после того, как региональный оператор модуля admin-pg.edinros.ru проверит представленные избирателем сведения и файлы и присвоит ему статус «зарегистрированный». Подробнее об этой процедуре в разделе 4 настоящих Методических указаний.
По завершении проверки и регистрации избиратель получит соответствующее уведомление на почтовый электронный адрес или в виде смс.
Важно: в случае, если информация об избирателе уже содержится в иных информационных базах Партии, то его Ф.И.О., дата рождения, номер мобильного телефона, адрес электронной почты подтянутся в указанные выше формы автоматически, ему останется лишь указать точный адрес регистрации, загрузить фотографию и скрины паспорта.
2.6. Вне зависимости от выбранного способа авторизации (через «Госуслуги» или profile.er.ru) при выборе адреса регистрации избирателя он сможет выбрать лишь те регионы и населенные пункты, в которых по факту проводится ЭПГ по соответствующему уровню выборов.
Важно: ввод и сохранение адресных данных возможен только один раз. В случае, если внесены некорректные сведения об адресе места регистрации, необходимо обратиться в региональный Организационный комитет для корректировки данных.
После ввода и сохранения адреса регистрации по месту жительства избиратель прикрепляется к соответствующему избирательному округу/округам, избирательному участку и электронному бюллетеню/бюллетеням (доступ к просмотру информации о кандидатах).
2.7. Срок окончания регистрации избирателей:
· до 23 часов 59 минут 24 мая 2020 года по местному времени избиратели могут регистрироваться всеми двумя способами, указанными в п. 2.3. настоящих Методических указаний;
· с 00 часов 00 минут 25 мая по 23 часа 30 минут 31 мая 2020 года по местному времени избиратели смогут зарегистрироваться только через ЕСИА «Госуслуги».
3. Электронный бюллетень. Голосование. Отказ от участия в ЭПГ
3.1. После завершения процедуры регистрации у избирателя появляется личный кабинет на сайте PG.ER.RU.
Для входа в личный кабинет зарегистрированному избирателю необходимо нажать кнопку «Хочу проголосовать» на главной странице сайте PG.ER.RU.
Вход в личный кабинет производится тем же способом, который избиратель ранее выбрал для регистрации: через «Госуслуги» или profile.er.ru, каких-либо дополнительных логинов и паролей не требуется.
3.2. С 20 мая 2020 года по местному времени в личном кабинете избирателя появится дополнительный раздел «Бюллетени».
Перейдя в этот раздел, избиратель сможет ознакомиться с актуальным списком зарегистрированных кандидатов по его округу (и территориальной группой).
Нажав на кнопку «информация о кандидате», избиратель сможет ознакомиться с биографией и иной необходимой информацией о кандидате.
3.3. Вплоть до 24 мая 2020 года зарегистрировавшийся избиратель сможет отказаться от участия в ЭПГ, нажав соответствующую кнопку в личном кабинете.
3.4. С 00 часов 00 минут 25 мая 2020 года в личном кабинете зарегистрированного избирателя в разделе «Бюллетени» откроется возможность голосования за кандидатов.
Электронное предварительное голосование осуществляется путем проставления избирателем в электронном бюллетене отметки в квадрате напротив данных кандидата (одного, нескольких, или всех), за которого он голосует и подтверждения своего выбора путем нажатия кнопки «Проголосовать».
В 2020 году в моем доме прошло первое в Челябинской области общее онлайн-собрание собственников. Его организовал я.
Я участвую в организации общих собраний собственников жилья в своем доме уже четвертый год. Те, кто хотя бы раз это делал, знают, как это сложно и долго: собственники не понимают вопросов повестки, не приносят протоколы, а иногда их вообще заполняют посторонние люди.
Я решил попробовать автоматизировать процесс и провести собрание через ГИС ЖКХ. Сотрудник жилищной инспекции, куда мы обратились за консультацией, описал этот сервис меткой фразой: «Сами себе нажили проблем».
В статье я расскажу, как все прошло, с какими сложностями я столкнулся и почему не уверен, что захочу повторить этот опыт.
Почему я занимаюсь общими собраниями собственников своего дома
В многоквартирном доме, о котором пойдет речь, я родился и провел большую часть жизни, поэтому мне небезразлична его судьба. Я предприниматель, сооснователь одного из сервисов бронирования жилья. С 2018 года участвую в жизни дома, вхожу в совет дома, организую общие собрания собственников. Это важно для меня, потому что я вижу многоквартирный дом как минимальную ячейку общества. Считаю, что без умения договариваться хотя бы с соседями никакой демократии в стране быть не может.
Наш дом был построен в 1979 году. В нем 344 квартиры на семь подъездов, два крупных магазина и 500 собственников. Дом обслуживает управляющая компания.
Первое общее собрание в доме провели в 2013 году. Тогда я в этом еще не участвовал, его организовали две активные жительницы. На первом собрании выбрали совет дома и его председателя, уполномочили совет принимать решения по текущему ремонту.
Например, совет дома привел в божеский вид лестничные площадки в подъездах. Раньше УК не хотела ничего делать, а когда у жителей появился официальный представитель — председатель совета дома, — работа закипела. Начали с одного подъезда: совет дома сам нашел подрядчиков и заплатил им свои деньги — 300 000 Р. УК потом вернула всю сумму по чекам.
Отремонтировав таким образом один подъезд, совет добился от УК ремонта остальных подъездов по такой же стоимости. Денег со взносов на текущий ремонт, правда, не хватило. Поэтому вместе с УК совет решил поднять плату за текущий ремонт с жильцов на 1 Р с квадратного метра в месяц сроком на полгода. Со скрипом, но большинство жителей согласились с таким повышением. Подъезды стали чистыми и красивыми.
На собраниях решаются и другие вопросы. Однажды наш совет обратился в фонд капремонта за информацией, когда планируются работы в доме. Фонд сказал, что только в 2035 году. Совет решил копить деньги на капремонт не у регионального оператора, а на специальном счете в банке, чтобы самостоятельно выбирать сроки и работы, которые будут выполнены в доме.
С тех пор почти каждый год наш дом проводит собрания по капремонту, на которых определяет перечень работ и подрядчиков. К 2021 году мы успели отремонтировать кровлю, заменить трубы водоснабжения и отопления. Если бы взносы копились у регионального оператора, нам пришлось бы ждать ремонта еще 15 лет.
Все, что нужно знать о недвижимости
Лучшие статьи о том, как покупать, продавать, снимать и обустраивать жилье — в вашей почте по вторникам. Бесплатно
Что такое общее собрание собственников
Общее собрание собственников, ОСС — это орган управления многоквартирным домом. Собственники квартир в таких домах владеют не только своими квартирами, но и целым комплексом общего имущества: лестничными клетками, крышей, подвалом, чердаком, земельным участком около дома. Этим имуществом собственники распоряжаются совместно с соседями. Все решения собственники принимают на общих собраниях и фиксируют в протоколе.
Чтобы заменить перегоревшую лампочку, собрание не нужно — достаточно составить заявку в управляющую компанию. Чтобы сделать косметический ремонт подъезда, собрание тоже не понадобится, если у вас выбраны совет дома и его председатель и они уполномочены принимать решения о текущем ремонте. А вот чтобы выбрать такой совет и уполномочить его или сменить УК, которая никак не вкрутит лампочку, как раз и нужно ОСС.
Еще общее собрание собственников потребуется, чтобы благоустроить двор за счет государства, установить ограждение двора или шлагбаум, заработать на общедомовом имуществе. На ОСС можно изменить порядок выполнения капитального ремонта в вашем доме. Жители будут собирать взносы на счете дома, решать, что ремонтировать и кто это будет делать. Если захотите сменить управляющую компанию или перейти на ТСЖ, без общего собрания также не обойтись.
Как проводятся общие собрания собственников
У ОСС есть три формы проведения:
- Очная.
- Заочная, в том числе с использованием ГИС ЖКХ.
- Очно-заочная.
Очная и очно-заочная формы — это полноценное собрание людей. Собственники встречаются в определенном месте, как правило во дворе дома, и обсуждают вопросы. Заочная форма — это, по сути, не собрание, а голосование. А заочное ОСС через информационную систему — это онлайн-голосование.
Дальше расскажу, как проводили собрания в нашем доме, как пытались их упростить. И как на этом пути дошли до государственной информационной системы.
Как в нашем доме проводили собрания изначально
Я уже писал, что присоединился к организации собраний в нашем доме в 2018 году. К тому моменту весь процесс уже был налажен — собрания проходили в очно-заочной форме. Вот что делали инициаторы собрания, чтобы его провести:
- Готовили вопросы к собранию и голосованию.
- Оповещали жителей.
- Распечатывали бланки решений собственников — бюллетени.
- Проводили встречу собственников.
- Разносили бланки решений по квартирам.
- Собирали подписанные решения.
- Подсчитывали голоса и формировали протокол ОСС.
За одно собрание старались решить как можно больше вопросов, чтобы проводить их как можно реже, потому что каждое собрание занимало много времени.
Перечень и формулировки вопросов согласовывали с юристами УК, чтобы итоговый протокол был корректен и принят организациями, для которых он предназначался. Например, протокол голосования о заказе и оплате работ по капремонту должен принять банк, в котором открыт специальный счет для накопления взносов на капремонт.
Жителей оповещали о собрании через доски объявлений у входа в подъезды или внутри подъездов. На одном из первых собраний был принят такой вариант, и теперь он допустим для всех последующих ОСС.
Жители, которые не боялись объема повестки, приходили на очное собрание. Как правило, это были человек 50 из 500 собственников. Для кворума и тем более для принятия решений этого недостаточно. Решение на собрании считается принятым, если за него отдано более половины или более двух третей голосов собственников — зависит от того, какой вопрос на повестке.
Поэтому основное значение имеет заочная часть собрания — голосование на бумаге.
Для этого нужно распечатать бланки решений — бюллетени. Их совет дома готовил на всех 500 собственников. Бланк для голосования по нескольким вопросам мог занимать 2—3 страницы — на весь дом уходило три стандартные пачки бумаги. Это была первая проблема.
Вторая проблема заключалась в оформлении бюллетеней. По закону в решении собственника должны быть указаны его ФИО, номер и площадь квартиры, доля собственности и сведения о документе, подтверждающем право собственности. Сначала для всех этих сведений в бланке оставляли пустые поля, чтобы собственники вписали данные сами. Из-за этого было много ошибок: кто-то не помнил площадь, некоторым не хотелось искать номер документа о собственности. Из-за ошибок не все голоса собственников получалось засчитать.
Тогда старшие по подъездам сами стали заполнять данные вместо жителей. По закону УК обязана представить реестр собственников с данными о долях и собственности инициатору собрания. Но заполнение 500 листов вручную — сомнительное удовольствие. Тут я и подумал, что нам надо автоматизировать этот процесс.
Автоматические именные бюллетени через сервис «Собиратьлегко-рф»
Сначала мы попробовали генерировать именные бюллетени для каждого собственника с уже заполненными данными о собственности из реестра. Была даже идея заказать фрилансеру небольшую программу для генерации этих данных. Но оказалось, что на рынке уже существуют готовые сервисы. Я воспользовался бесплатным онлайн-сервисом «Собиратьлегко-рф».
Для создания именных бюллетеней нужно загрузить в сервис реестр собственников и заполнить вопросы собрания. Реестр загружается целиком, в виде эксель-таблицы с заданным порядком столбцов.
В итоге сервис создает документ в формате ПДФ с именными бюллетенями. Остается только разнести решения по квартирам, а потом собрать подписанные.
У именных решений есть еще одно преимущество перед пустыми бланками: они помогают не забыть и не перепутать собственников, если их в квартире несколько. Проводить собрания стало легче.
Считать голоса нам оказалось удобнее в обычной эксель-таблице, чем в сервисе. Члены совета дома вручную заносили информацию из бюллетеней в таблицу и считали с помощью формул. Просто посчитать голоса за и против было нельзя, потому что количество голосов у собственника пропорционально количеству квадратных метров, которые ему принадлежат. Чтобы посчитать голосующую долю собственника, нужно умножить площадь помещения на долю собственника и разделить на общую площадь дома.
Позже для оповещения жителей о начале и ходе собрания мы создали группу во «Вконтакте» и чат дома в «Вотсапе». Опыт показал, что группа работает плохо, а вот чат — на ура. Чтобы привлечь в него жителей, мы разместили листовку с приглашением и QR-кодом на досках объявлений.
Но главная проблема — по заполнению, доставке и сбору бумажных бюллетеней — оставалась. Этим занимались члены совета дома и старшие по подъездам на общественных началах.
Не все собственники открывали двери, не все проживали в своих квартирах, не все вовремя сдавали заполненные решения. Хотелось, чтобы собственники сами голосовали онлайн в какой-то системе, а результаты считались автоматически.
Оказалось, что такая система тоже есть.
Общие собрания собственников через ГИС ЖКХ
Общие собрания собственников можно проводить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства — ГИС ЖКХ. Существуют и региональные системы, например «Электронный дом» в Москве. Но в Челябинской области таких нет.
ГИС ЖКХ — это информационный портал, на котором можно создавать электронные голосования по любым вопросам, касающимся управления домом. Еще через систему можно направлять обращения в организации и контролирующие органы, вносить показания счетчиков, оплачивать выставленные счета, контролировать работы по дому.
В голосовании через ГИС ЖКХ я видел много плюсов. Чтобы проголосовать, собственнику нужно иметь только аккаунт на госуслугах, а он есть почти у всех. Голосовать можно и через сайт, и через мобильное приложение. Если собственник не может проголосовать онлайн, можно передать решение на бумаге через администратора. Еще плюсами были отсутствие формальных вопросов в голосовании и автоматический подсчет результатов. Это то, что нам было нужно.
В мае 2020 года в жилищный кодекс внесены изменения, которые еще больше облегчили процедуру голосования:
- Чтобы голосовать через ГИС ЖКХ, стало не нужно предварительное бумажное голосование по этому вопросу.
- Онлайн-голосование теперь может проходить до 60 дней, а раньше было максимум 5.
Все это выглядело заманчиво, и мы решили попробовать. Как раз накопились вопросы: ограждение двора от чужих автомобилей и замена лифтов, у которых подходил к концу срок службы.
Мы осознавали, что в старом доме с большим количеством пенсионеров полный переход в онлайн невозможен и для части собственников все равно придется печатать бюллетени. Но даже частичный переход помогал снизить объем бумаги и беготни. В нашем чате в «Вотсапе» было 110 участников. Мы наметили, что онлайн проголосует 100—150 человек.
Особенно меня радовала мысль, что можно будет убрать из голосования формальные вопросы. В каждом бумажном голосовании есть обязательны пункты, например: «Выбрать секретаря Иванова», «Выбрать состав счетной комиссии: Петрова, Сидорова». Иногда таких вопросов было больше, чем вопросов по существу собрания. Собственники голосовали с недоумением, не знали этих людей и не понимали, зачем вообще это нужно. Акценты терялись, а важные вопросы, ради которых все затевалось, было сложно понять. Собственники раздражались. В голосовании через ГИС ЖКХ все эти секретари и счетные комиссии уходили в прошлое, бюллетень становился короче и понятнее.
В 2023 году в тестовом режиме заработало голосование на общих собраниях собственников через госуслуги. Для этого нужно поставить мобильное приложение «Госуслуги.Дом». В нем также есть возможность обратиться в УК и создать чат дома.
Как мы готовились к голосованию в ГИС ЖКХ
Инициатором и администратором первого собрания может быть любой собственник жилого или нежилого помещения. В нашем случае это был председатель совета дома. Для получения статуса администратора собственник должен отправить заявку в государственную жилищную инспекцию через личный кабинет на сайте ГИС ЖКХ.
Уже на этом этапе появилось первое препятствие: такой функции у председателя в личном кабинете не оказалось. После обращения в поддержку и разбирательств выяснилось, что в системе не привязана информация о его собственности в нашем доме. Эту информацию должна привязать УК. Более того, такая информация должна быть привязана у всех собственников, иначе они не увидят кнопки голосования.
УК заинтересовалась голосованием через ГИС не меньше, чем мы. Поэтому они оперативно заполнили данные, и мы наконец отправили заявку на статус администратора.
Тут стоит отметить, что внесение данных о собственности со стороны УК не всегда дает результат. Вообще данные о собственности — главная проблема ГИС ЖКХ. Дальше я расскажу об этом подробнее.
После получения статуса администратора мы с другими членами совета дома подготовили перечень вопросов и создали электронное объявление о голосовании. Сканированную копию или фото бумажной версии объявления нужно прикрепить к голосованию. Удобно сначала сделать в текстовом редакторе бумажное объявление, потом скопировать вопросы из него в ГИС ЖКХ. Бумажное объявление нужно опубликовать для жильцов дома так же, как для обычного очно-заочного голосования. Мы вывесили его на досках объявлений в подъездах.
За 10 дней до начала голосования мы опубликовали его в системе. Собственникам, чья информация о собственности привязана к ГИС и кто зарегистрирован на госуслугах, на электронную почту пришло письмо с уведомлением.
В день начала голосования мы провели подготовительную встречу с собственниками. Эта встреча не имела юридической силы, но для оповещения жителей была полезна.
Проблемы голосования в ГИС ЖКХ
После начала голосования быстро выяснилось, что онлайн голосует меньше собственников, чем мы рассчитывали. В первые несколько дней в системе появились голоса всего 30 человек. Еще 8 человек написали нам, что не видят кнопки голосования. Так получилось потому, что в системе не было данных о собственности этих людей. Мы попросили УК добавить данные. В итоге после добавления данных о собственности смогли проголосовать еще несколько жильцов.
Параллельно мы начали готовить голосование на бумаге для остальных собственников.
Здесь тоже были проблемы. По закону нет никаких требований к тому, в каком виде администратору должно быть передано на бумаге решение собственника, который не голосует онлайн.
Некоторые коллеги принимали даже скриншоты из сообщений в «Вотсапе». Мы решили перестраховаться и использовать бумажные бюллетени из обычного голосования. Но возник неприятный сюрприз: чтобы внести решение собственника в систему, нужно указать его паспортные данные или СНИЛС. Что-то одно должно быть обязательно.
Причем закон не обязывает администратора размещать эти данные. Нужны только «сведения о лице, участвующем в голосовании». Но ГИС почему-то эти данные все же требует.
У нас паспортных данных собственников не было. Эти данные есть в УК, но она, конечно, не могла их нам предоставить. Оставалось только взять их у самих собственников, а для этого нужно было включать графу с паспортными данными в бланк решения собственника. Абсурд в том, что при бумажном голосовании мы паспортные данные не просили, а при онлайн-голосовании стали просить.
В именных бюллетенях, сгенерированных сервисом «Собиратьлегко-рф», которым мы пользовались, не было графы для паспортных данных и СНИЛС. Поэтому использовать сервис и именные бюллетени мы больше не могли. Пришлось снова делать пустые типовые бланки. Чтобы облегчить себе работу, мы убрали из бланков графу с данными о собственности, решив, что возьмем информацию из реестра от УК.
На удивление, большинство собственников предоставили СНИЛС либо номер паспорта. Но возникли новые проблемы. Вот самые распространенные из них:
- Если за собственника голосовал другой человек по доверенности, данные были предоставлены только за кого-то одного. А нужны данные обоих.
- Если собственник несовершеннолетний и за него голосовали родители, то для голосования нужно было прикреплять еще фото или скан свидетельства о рождении. Их предоставляли не всегда.
- Если в квартире несколько собственников, часто данные давали не на каждого.
- Некоторые собственники высылали СНИЛС супруги или супруга, ошибались в числе цифр. Их данные не проходили.
Даже с паспортными данными не получалось легко добавить информацию в систему.
Чтобы ввести решение собственника, нужно напечатать его ФИО в три разных поля, потом еще указать СНИЛС или номер паспорта. Затем добавить сведения о собственности. Система ищет их секунд десять, после чего в 30% случаях говорит, что ничего не нашлось, а потом предлагает продолжить заполнение вручную.
Почему данные не находятся, я понять не могу. Возможно, часть собственников приватизировали, купили или еще как-то получили квартиру до создания Росреестра в 1998 году, и данных об их собственности в федеральных базах просто нет. Но большая часть из них находилась в реестре управляющей компании.
Если данные о собственности по номеру и дате нашлись — а так было в 70% случаев, — оставалось только выбрать «за», «против» или «воздержался» около каждого из вопросов голосования. Или закачать фотографию бумажного решения. Если собственность не нашлась, нужно было сначала дополнить номер и дату государственной регистрации собственности номером квартиры, ее площадью и долей собственности голосующего. Система такой голос примет. Но что делать с теми, у кого нет номера государственной регистрации, а есть только номер, скажем, договора приватизации, непонятно.
Онлайн проголосовали всего 34 собственника. Чтобы ввести в систему 190 решений на бумаге, мы потратили 35—40 часов. Работали две группы по два человека: один за компьютером, другой помогал. Мы вводили результаты несколько вечеров на неделе голосования и всю субботу с утра до часа ночи.
Еще один недостаток системы: нет наглядной статистики, показывающей, какие собственники проголосовали, а какие еще нет. Есть только постраничная выдача списка отдельных голосов по каждому вопросу. Например, так: Иван Иванович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 2, Петр Петрович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 3 — все вперемешку. Для контроля за ходом голосования и понимания, кого еще не внесли, приходилось опять использовать таблицы.
Итог голосования. Мы набрали кворум, голосование прошло успешно. Но уйти от кипы бумаги у нас не получилось. От беготни по подъездам тоже. Мы потратили больше времени на внесение голосов в систему, чем на внесение заочных бумажных голосов в таблицу и подсчет по формулам в таблице. Автоматизация получилась так себе.
В довершение ко всем недостаткам есть еще один: при следующем голосовании данные собственников нужно будет вводить заново. То, что мы ввели, относилось к конкретным решениям. А в следующий раз все нужно будет начинать сначала.
Какие же собрания собственников удобнее: онлайн или офлайн
Попробую выделить плюсы и минусы собрания через ГИС ЖКХ по сравнению с очно-заочным, бумажным собранием с использованием вспомогательных сервисов.
Плюсы:
- Прозрачность и удобство голосования для продвинутых собственников.
- Возможность охватить собственников, проживающих удаленно, в других городах и странах.
- Компактный состав вопросов, отсутствие счетных комиссий и секретарей.
Минусы:
- Необходимость запрашивать у собственников паспортные данные или СНИЛС.
- Невозможность добавить голос собственника, который не зарегистрировал собственность в ЕГРН.
- Большие затраты времени на то, чтобы ввести в систему данные жителей, которые не проголосовали самостоятельно онлайн.
Пока что голосование через ГИС ЖКХ я могу рекомендовать только новым домам со свежими данными о собственности и преимущественно молодыми собственниками, которые смогут голосовать самостоятельно.
Мы же всерьез подумаем, стоит нам проводить следующее голосование в таком псевдоонлайне или все-таки выбрать отработанную годами очно-заочную форму.
Что хотелось бы исправить в системе
Надеюсь, эту статью прочитает кто-то из чиновников, ответственных за развитие ГИС ЖКХ.
Технических ошибок в системе я не увидел, кроме одной смешной: нельзя было указать площадь помещения больше трех знаков. Магазин с площадью 2400 м2, работающий на первом этаже, пришлось разбивать на три виртуальных помещения по 900, 900 и 600 м2. Но это мелочь.
А вот что действительно нужно изменить в ГИС ЖКХ, чтобы голосовать через систему стало удобно:
- Разобраться с данными о собственности и навести порядок в базах.
- Дать возможность администратору, который вносит решение собственника, выбирать этого собственника из заранее внесенного реестра, а не вбивать каждый раз данные, которые у государства и так уже есть. Весь процесс для администратора должен быть таким: выбрать собственника — проставить голоса по вопросам — прикрепить фотографию подписанного собственником бумажного решения.
Бюллетень голосования
При проведении общего собрания собственников помещений в МКД в заочной и очно-заочной форме решения собственников оформляются только в письменном виде (ч. 5 ст. 48 ЖК РФ). Чтобы избежать спорных моментов, при проведении собрания в очной форме стоит придерживаться этого же правила.
Оформление бюллетеня голосования
Бюллетень или бланк решения собственника должен содержать сведения о лице, участвующем в голосовании, и решения по каждому вопросу повестки дня – «за», «против», «воздержался»(п. 5.1 ст. 48 ЖК РФ):
- для физических лиц: ФИО, номер помещения, его площадь, реквизиты правоустанавливающих документов;
- для юридических лиц: наименование, ИНН, ОГРН, номер помещения, реквизиты правоустанавливающих документов.
Нарушения в оформлении бюллетеня голосования
Из несоблюдения этих двух правил проистекают два возможных нарушения:
- не указывается что-то из сведений о собственниках;
- по вопросу повестки дня принято нечёткое решение. Например, отметки о решении проставлены в нескольких пунктах или нигде не поставлены.
В случае первого нарушения и последующего разбирательства в суде, вполне возможно предоставить необходимые документы и доказать, что собственник имел право голосовать.
Во втором случае, если отмечено больше одного пункта голосования или ничего не отмечено, решение по вопросу будет недействительным, но это не повлечёт за собой признания недействительным всего решения. По остальным вопросам, где решение принято чётко, голоса собственника будут засчитаны. Если же собственник во всех вопросах проголосовал неправильно, то его решения по вопросам не будут приняты, но сам он будет считаться принявшим участие в голосовании, его голоса войдут в кворум. В протоколе голоса такого собственника будут отражены в колонке «не принял решение» (ч. 15 разд. VI Приказа Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр и ч. 6 ст. 48 ЖК РФ).
Рекомендации по оформлению бюллетеня голосования
Рекомендации по оформлению бюллетеня даны в Письме Минстроя РФ от 05.10.2017 № 35851-ЕС/04
Решение собственника должно быть оформлено так, чтобы можно было идентифицировать, кто голосовал и какое решение принял. Только в этом случае можно считать решение действительным.
Бывает, что неверно указан номер квартиры или площадь, или фамилия собственника написана с ошибкой. Если это просто описка или собственник неразборчиво пишет, но при этом понятно, кто конкретно и как проголосовал, такое решение признаётся действительным.
В решении даже могут быть исправления, но их правомерность должна быть подтверждены личной подписью собственника и надписью «исправленному верить».
Если есть сомнения, что именно этот собственник (или его представитель) заполнил решение, его всё-равно можно признать действительным и учесть при подсчёте голосов, если будут предоставлены документы, которые подтвердят личность голосующего.
Если из решения однозначно понятно, какое решение по вопросу принял собственник, оно должно быть принято к учёту именно в таком виде. Даже если собственник в дальнейшем будет высказывать иное мнение. И такое решение не будет ошибочным, за исключением того случая, если решение было явно сфальсифицировано.
Рекомендуется ставить в решениях подпись и число, потому что это единственное возможное подтверждение того, что человек на собрании проголосовал именно так.
Шаблон бланка голосования (решения) собственника.doc
Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru