Как найти часть числа правило 2 класс

Цели:

  • Научить  находить несколько  долей 
    числа
  • Закрепить вычислительные навыки (таблицу
    умножения и деления)
  • Содействовать развитию у детей умения
    осуществлять самоконтроль и самооценку учебной
    деятельности
  • Развивать  мыслительные операции, речь,
    инициативность, самостоятельность, интерес к
    математике.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Приготовьтесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

– Ребята, каким вы хотите видеть сегодняшний
урок?
– Интересным, увлекательным, познавательным.
– Что нужно делать, чтобы урок был таким?
– Работать с хорошим настроением.
– Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь
урок.

2. Актуализация опорных знаний

На доске пословица:

ДУМАЙ ДВАЖДЫ – ГОВОРИ РАЗ

– Как понимаете пословицу? Эта пословица
станет девизом нашего урока. Итак, приступаем к
работе.

На доске записаны числа:

14, 28, 7, 42, 35, 21, 49

– На какие группы можно разделить числа? (Четные
и нечетные. Двузначные и однозначные.)

– А что объединяет эти числа? (Все числа
делятся на 7)

– Откройте рабочую тетрадь страница 26, № 76.
Выполните вычисления, запишите результаты
– Я вам предлагаю проверить работу в парах.
– Проверка. У кого нет ошибок?
– Запишите себе «Молодец»
– Я очень рада за ваши успехи.
– А сейчас вы работаете в парах, при этом вы
должны самостоятельно прочитать условие задач и
записать только решение.

  1. Цена одной тетради 6 руб. Сколько стоят 9
    тетрадей?
  2. Отцу 36 лет, сыну 9 лет. Во сколько раз отец старше
    сына?
  3. У крыльца стоят 18 лыж. Сколько ребят каталось на
    лыжах?
  4. Длина прямоугольника 5 см, ширина 3 см. Найдите
    периметр.
  5. Длина каждой ленты 8 метров. Купили красную,
    зеленую, желтую. Сколько метров ленты они купили?
  6. Бабушка испекла 28 пирожков. Съели четвертую
    часть. Сколько пирожков съели?

Самопроверка.

1. 6 * 9 = 54 (руб.)
2. 36 : 9 = 4  (раза)
3. 18 : 2 = 9  (р.)
4. (5 + 3) * 2 = 16 (см)
5. 8 * 3 = 24 (м)
6. 28 : 4 = 7  (п)

3. Постановка учебной задачи

На доске записаны:

42 – найти седьмую часть
30 – найти шестую часть
63 – найти девятую часть
3 – найти третью часть

– Каким действием находили часть?
– Действием делением.
– Откройте учебник стр. 108, № 352.
– Скажите, какая часть фигуры закрашена?

– Четыре шестых.
– Две третьих.
– Три четвертых.

  • Как найти три шестых числа 42?

– Почему не смогли вычислить?
– Мы не знаем как найти три шестых.
– Какой возникает вопрос?
– Как найти несколько долей числа?
Это и будет нашей темой урока.

4. Работа над новым материалом

Дети выполняют задание коллективно под
руководством учителя.

– Ввожу в машину число 42, делю на 6, умножаю на 3,
получается 21.

Алгоритм

1.  Сначала найду шестую
часть действием деления.
2. Теперь найду три шестых. Это – три раза по семь,
действием умножения.
3. Читаю ответ.

  • Как найти пять седьмых числа 63.

– Ввожу в машину число 63, делю на 7, умножаю на 5,
получается 45.

Алгоритм решения:

  1. Сначала найду  седьмую часть действием
    деления.
  2. Теперь найду пять седьмых. Это – пять раз по
    восемь, действием умножения. 
  • Как найти две девятых числа 54.

– Ввожу в машину число 54, делю на 9, умножаю на 2,
получается 12.

Алгоритм решения:
1. Сначала найду  девятую часть действием
деления.
2. Теперь найду две девятых. Это – два раза по
шесть, действием умножения. 

5. Первичное закрепление

Хотите проверить чему научились? 

– Для этого  откройте рабочую тетрадь стр. 25, №
72.
– Цветными карандашами раскрасьте
– Можете вы сразу закрасить?
– Нет.
– Что для этого надо сделать?

1. Сосчитать.
2. Вычислить.
3. Закрасить.

Дети самостоятельно работают.

Проверка задания.

Если правильно выполнили задание –
поставьте «+», если неверно – «–«

– Сколько закрасили ягод?
– Сколько закрасили пуговиц?
– Сколько закрасили бусинок?
– У кого возникли затруднения?
– Что не получилось?
– Нужно нам еще потренироваться?
– Да.

6 : 3 = 2 ягоды.
10 : 5 * 4 = 8 пуговиц
18 : 9 * 8 = 16 бусинок

Физминутка

Игра «Ночь-день»

Ночь – «дети ложатся на парту, закрыв глаза, и
считают»:  36 : 6 * 3 : 2 * 8 
День – ответ хором 72! 
Ночь – 20 : 5 * 3 : 6 * 7 : 1
День – ответ хором 14!

6. Самостоятельная работа

– Я вам предлагаю решить задачу № 75.
– Прочитайте задачу.
– Что интересного в условии этой задачи?
– В задаче встречаются доли числа.
– Вам помогут решить эту задачу «машины» и
алгоритм решения

Ученики решают самостоятельно.
Проверка.

1. Сколько тетрадей в клетку продано?

 40 : 8 * 3 = 15 т.

2. Сколько тетрадей в линейку продано?

40 : 5 * 2 = 16 т.

3. Сколько всего тетрадей продано?

15 + 16 = 31 т.

4. А сколько тетрадей осталось в киоске?

40 – 31 = 9 т.

7. Итог урока

Наш урок подошел к концу.
Какую учебную задачу ставили?
Удалось ее решить?
Оцените свою работу на этом уроке,
работу всего класса.
– Удалось ли вам сохранить ваше хорошее
настроение?

Начнем с довольно простой, но в то же время интересной темы, в которой школьники зачастую делают ошибки – нахождение дроби от числа.

Что такое часть от целого? Если у нас есть некоторое значение и нам необходимо вычислить некоторую долю или дробь от этого значения. Например, зная вес пиццы, найти вес нескольких ее кусочков.

Допустим, нам нужно найти вес одного или двух кусочков пиццы, при этом пицца разрезана на 7 или 6 равных кусков.
Допустим, нам нужно найти вес одного или двух кусочков пиццы, при этом пицца разрезана на 7 или 6 равных кусков.

При этом нужная доля может быть выражена как в виде обыкновенной дроби, так и в виде десятичной дроби или процентов. Для нахождения процента от числа стоит предварительно перевести проценты в десятичную дробь, просто разделив на 100. Например, 28 % = 0,28.

Для того, чтобы найти, сколько весят x кусочков пиццы, порезанной на равные y кусков, нужно общий вес пиццы разделить на y и умножить на x. Допустим, пицца весит Q грамм. То есть нам необходимо найти вес x/y части пиццы.

Видим, что для того, чтобы найти 2/7 от целой пиццы нужно просто умножить общий вес на значение этой части - 2/7.
Видим, что для того, чтобы найти 2/7 от целой пиццы нужно просто умножить общий вес на значение этой части – 2/7.

Немного парадоксальная ситуация: нужно найти часть, а мы умножаем, а не делим. Но на самом деле никакого парадокса в этом нет, если вспомнить, что дробь, вернее, горизонтальная черта дроби – это деление.

Да и при умножении на десятичную дробь меньше 1 мы тоже получим значение меньшее, чем исходное.

Немного запутать может ситуация, когда целая часть выражена в виде обыкновенной или десятичной дроби. Не стоит обращать на это внимание. Алгоритм действий точно такой же.

Рассмотрим еще несколько примеров.

Для закрепления материала предлагаем несколько примеров для самостоятельного решения. Ответы размещайте в комментариях.

Надеемся, эта тема была вам интересна. Если что-то осталось непонятным, задавайте вопросы в комментариях.

Завтра разберемся, как найти число, если нам известна только его часть.

Ставим лайки, подписываемся, в комментариях пишем темы, которые вам хотелось бы разобрать, задаем вопросы.

До скорой встречи!

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Доли

В этой теме мы познакомимся с образованием долей, научимся их записывать, читать и сравнивать.

Доли появляются, если нам нужно разделить ЦЕЛОЕ на равные части, например, яблоко:

.

На доли можно разделить окружность:

или прямоугольник:

Доля – это каждая из равных частей целого.

Название доли зависит от того, на сколько частей разделили целое.


Половина

Половина – это самая известная доля. 

Например, яблоко разделили на две части, получилась половина яблока.

 

Любую долю можно записать как деление двух чисел. Мы разделили целое на две доли, каждую из долей мы можем записать в виде дроби, в которой черта обозначает знак деления.

Прочитать такую долю можно как ОДНА ВТОРАЯ.


Треть

Если целое разделили на три части, то получили ТРЕТЬ, третью часть.

Прочитать такую долю можно как ОДНА ТРЕТЬЯ.


Четверть

Если целое разделили на четыре части, получили ЧЕТВЕРТЬ, четвёртую часть.

Прочитать такую долю можно как ОДНА ЧЕТВЁРТАЯ.


Запись и чтение долей

одна пятая

  одна шестая

одна восьмая


Сравнение долей

Для примера сравним две доли: одну шестую и одну третью.

Какая доля больше? Рассмотри рисунок:

Красным закрашены названные доли. Посмотри, какая доля больше? Одна третья.

Значит, одна третья часть БОЛЬШЕ, чем одна шестая часть.


Сравним ещё две доли: одну восьмую и одну четвёртую.

Какая доля больше? Рассмотри рисунок:

Красным закрашены названные доли. Посмотри, какая доля больше? Одна четвёртая.

Значит, одна четвёртая часть БОЛЬШЕ, чем одна восьмая часть.


Вывод: Чем долей больше, тем одна её часть МЕНЬШЕ.


Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Страница 99,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 38. ПР 5. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 16,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 20,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 82,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 89,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 75,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 79,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 49,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 64,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 65,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 93,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 9,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 53. Тест 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 43,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 77,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 80,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 18,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Задание 216,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Номер 82,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 83,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 2,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник


                   Правила нахождения
числа по доле и доли по числу.

·       
Чтобы
найти число по доле, нужно одну его долю умножить на количество
долей.

          
1/3 часть=8

           Число – ?

           Решение: 8·3=24

·       
Чтобы
найти долю числа, нужно число разделить на количество равных
долей.

         
Число-20

           1/4  – ?

           Решение: 20:4=5

·       
Чтобы
найти дробь(часть) от числа, нужно число разделить на знаменатель
и

      умножить на числитель дроби.

           
5/7 – (5- числитель

                     
7-знаменатель)

          
Число-49

           Найти – 5/7

           Решение:  49:7·5=35

           Ответ: 5/7=35.

Правила
нахождения числа по доле и доли по числу.

·       
Чтобы
найти число по доле, нужно одну его долю умножить на количество
долей.

          
1/3 часть=8

           Число – ?

           Решение: 8·3=24

·       
Чтобы
найти долю числа, нужно число разделить на количество равных
долей.

          Число-20

           1/4  – ?

           Решение: 20:4=5

·       
Чтобы
найти дробь(часть) от числа, нужно число разделить на знаменатель
и

      умножить на числитель дроби.

           
5/7 – (5- числитель

                     
7-знаменатель)

          
Число-49

           Найти – 5/7

           Решение:  49:7·5=35

           Ответ: 5/7=35.

Одна из простой, но интересной темы – это как найти дробь от целого (от числа).

Как найти часть от целого? У нас есть какое-то значение и нам нужно найти долю или дробь от этого значения.

К примеру, пицца весит 540 г. Сколько весит кусок пиццы, если ее разделили на 6 одинаковых кусков?

Используя наглядность, легко понять как найти дробь от числа.

Пиццу разрезали на 6 одинаковых кусков, значит, один кусок – это 1/6 от всей пиццы.

Начертим схему: чертим отрезок, разделим его на 6 равных частей. Удобнее начертить отрезок длиной 6 или 12 см (см. статью здесь).

Если пиццу разрезали, то и весь вес надо разделить: 540:6=90 (г)

Если нужно узнать вес двух кусков, т.е. 2/6

то эти 90 взять 2 раза: 90х2= 180 (г)

В итоге, 540 : 6 х 2, или, зная правила работы с дробями — 540 х 2/6.

Видим, что для того, чтобы найти 2/6 от целой пиццы нужно просто умножить общий вес на значение этой части — 2/6.

Как-то странно. Не правда ли? И, тем не менее: чтобы найти часть, мы умножаем, а не делим. Потому что если вспомнить, что дробь, вернее, горизонтальная черта дроби —  это деление. Итак:

Решение:

7/8 от 24 — 24:8х7=21

3/5 от 60 – 60:5х3=45

3/4 от 12 – 12:4х3=9

7/8 от 64 – 64:8х7=56

Похожие статьи

Добавить комментарий