Предложение: “Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала.” Помогите, пожалуйста:) Домашку с дочкой делаем, а я давно всё забыла… Сначала надо вспомнить, что в русском языке называется частицей. Частиц в русском языке очень много. По забывчивости или незнанию их можно спутать с союзом, предлогом и иногда с наречием. Как и многое их в русском языке надо просто выучить наизусть и потом помнить всю жизнь. Со всеми частицами можно ознакомиться по этой ссылке. Частица – служебная часть речь речи, помогающая словообразованию форм и имеющая усиливающий эмоциональный оттенок. В русском языке различают следующие виды частиц:
В нашем предложении мы видим усилительную частицу даже и отрицательную частицу не. система выбрала этот ответ лучшим дольфаника 8 лет назад Это не трудно определить наличие частиц в предложении. Можно к каждому члену предложения поставить вопрос и те слова, которым никак не поставишь вопрос, используя слово отдельно, и будет частицей. Частица обычно состоит из нескольких букв, двух, трех, четырех. Это не слова в полном понимании этого слова, а действительно, самые настоящие частица. Так в этом предложении указываем две частицы “даже” и “не”, которые всегда пишутся раздельно. При этому “не” всегда несет отрицательный смысл, а вот “даже”, наоборот, усиливает какое-либо слово. Стоит запомнить наречия, и тогда Вы их перестанете путать с частицами. Наречия запоминаются легко. ИринаШ 8 лет назад Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала. Здесь есть отрицательная частица НЕ, а также усилительная частица ДАЖЕ (относится к модальным частицам). Первое слово (НО) в этом предложении является союзом. “В” является предлогом, а слово “эти” является местоимением (указательным). Безразличный 10 лет назад Я вижу в этом предложении только одну частицу не. …Татьяна в руки не брала. Присмотрелся и обнаружил еще – даже. Kin963 8 лет назад Частицу применяют, чтобы выделить смысловое значение слов. Знаки препинания при этом не ставятся. В вашем предложении частицами являются “даже” и “не“. Но “даже” может применяться и как союз, когда происходит присоединение предложения или члена предложения с уточняющим значением или добавлением. В этом случае союз “даже” выделяется запятыми. Например: Brytex 8 лет назад В этом предложении две частицы отрицательную не и усилительную даже понять какая частица не сложно из-за эффекта который они производят (не отрицает, даже усиливает) их стоит просто выучить и проблем не будет, очень часто их можно различить благодаря дополнительному “оттенку” в предложении. Про100 й 8 лет назад Частицы это служебные части речи, они вносят эмоциональные оттенки в предложение, служат для для образования форм слова. В этом предложении есть частица это “не” и “даже” “Не” это отрицательная частица ( вовсе не, нет, отнюдь не) “Даже” это усилительная (ведь, все- таки, ни, же) Leather-Radish 8 лет назад Частицы в русском языке не отвечают ни на один вопрос, не несут смысловой отдельной нагрузки, так что определить их будет в принципе, легко. Например частица “не”. Не каждый день я лопаю сушки”. Здесь частица “не” – не отвечает на вопросы, но несет смысловую нагрузку отрицания. Нэпэйшни 8 лет назад Что такое частица?Это служеебная частъ речи.Основная функция частиц в русском языке-усиление эмоционалъного оттенка в предложениях,также играет словообразовательную роль.Существуют смысловые и формообразующие частицы.Смысловые частицы Формообразующие частицы Roxrite 8 лет назад В представленном предложении я вижу всего 2 частицы, это ДАЖЕ и НЕ, первая из которых дает смысловое усиление, вторая – отрицание. Думаю еще может возникнуть затруднение в том, что можно спутать НО с частицей, однако НО – союз (сочинительный). Poocheredi 8 лет назад В Вашем предложении частицы две, хотя “НО”, как-мне кажется, здесь преднамеренно, с целью запутать учеников и их родителей:) Частицами же являются “НЕ” и “ДАЖЕ” “Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала.” haleron 8 лет назад Частицы в русском языке придают словам различные эмоциональные оттенки. Они никогда не изменяются . По значению и роли в высказывании частицы делят на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные. Знаете ответ? |
Частица – что это за часть речи, что про нее надо знать и как правильно подчеркивать частицы в предложениях
Служебная часть речи. Вносит в предложение «оттенки смысла».
5 766
Частица – это одна из трех служебных частей речи. Две другие: предлог и союз. Частицы нужны для того, чтобы дополнить смысл предложения, внести «оттенки» смысла. Давайте разберемся, как это происходит.
Зачем нужны частицы
Они привносят дополнительный смысл. Сравните: «Я сказал, чтобы ты был дома в десять!» – «Я же сказал, чтобы ты был дома в десять!». Частица «же» внесла в предложение какой-то оттенок раздражения. Человек как будто хочет сказать: «Ты что, глупый?! Ты меня не услышал?!»
Другой пример. «На улице очень холодно» – «На улице не очень холодно». Отрицание, которое выражено частицей «не» помогло говорящему точнее передать свою мысль. Получается как бы три возможных варианта: не очень холодно – холодно – очень холодно. Говорящий посчитал, что ему подойдет первый – то есть «холодно», но все-таки терпимо.
С помощью частиц можно задавать вопросы: «Ты ли это?». А еще можно задать вопрос и вместе с ним выразить какое-то чувство, например, отчаяние: «Неужели мы никогда больше не вернемся» – человек спрашивает как будто самого себя, сам не может поверить, что пути назад нет.
Частицы могут использоваться для образования форм слова. Например, чтобы получить глагол в сослагательном наклонении, мы используем частицу «бы»: «Я бы учился на пятерки … [при таком-то условии]».
Три признака частицы
Эти признаки характерны для всех служебных слов.
- Нет лексического значения. Когда вы слышите частицы «же», «бы», «ли» и другие – у вас в голове ничего не рисуется. Вы не представляете никакой предмет, признак или действие.
- Нет вопроса. Задайте вопрос к частице «не» в предложении «Я не пью». Нельзя его задать.
- Не является членом предложения. Частица не может быть подлежащим, дополнением или каким-то другим членом предложения, потому что она ничего не обозначает – ни предмет, ни его признак, ни что-либо еще.
Как найти частицу в предложении
Это можно сделать методом «исключения». Сначала вы исключите все самостоятельные слова, к которым можно задать вопрос. Потом у вас останутся служебные – предлоги, союзы и частицы.
Предлог всегда будет относиться к существительному и употребляться в вопросе к нему. Даже если он стоит не рядом с существительным: «песня (про что?) про храброго зайца». Предлог нельзя «выбросить» из предложения, потому что получится бессмыслица или совсем другое значение «песня храброго зайца» (то есть уже не про него, а его песня, которую он сам поет), «иду школу», «купил магазине» и так далее.
Союзы будут соединять слова или предложения. Смотрите: рисую и читаю; корабли и капитаны; «Подул ветер и мы укрылись в пещере».
А частицы ничего не соединяют, в вопросах к существительным не употребляются. Их почти всегда можно выбросить из предложения без потери смысла: «Ты же человек» – «Ты человек», «Пойдешь ли ты гулять со мной?» – «Ты пойдешь гулять со мной?».
А вообще, лучше гуглить
Если вы плохо знаете морфологию, то лучше гуглите непонятные слова. Например «либо – какая часть речи», «же – какая часть речи». Так вы быстрее будете их запоминать.
И еще. Слова могут быть разными частями речи в зависимости от контекста. Поэтому не доверяйте быстрым ответам Гугла и Яндекса, открывайте целиком сайты и смотрите объяснение, почему слово относится к той или иной части речи.
Разряды частиц
Их не надо учить, но они помогают запомнить сами частицы. Вот вам разряды с примерами, частицы я в каждом примере выделю полужирным.
- Отрицательные. Я не знаю. Мы далеко не первые. Ни кола, ни двора.
- Вопросительные. Разве ты не знаешь? Неужели ты согласился?
- Указательные. Дайте мне вон ту рыбу. Покажите вот этого кролика.
- Уточняющие. Точь-в-точь как Дед Мороз. Прямо как снегурочка. Точно терем расписной.
- Ограничительно-выделительные. Они выделяют «часть» чего-то. Я только спросить (и больше ничего делать не буду). Нам хотя бы такую зарплату. Я просто хотел помочь.
- Восклицательные. Почувствуйте восклицание в примерах. Как ты?! Что за подстава?! И ведь знает, что я увижу, знает!
- Усилительные. Я даже суп сварил! Я же сказал! Он ведь царь. Он всё-таки все разболтал!
- Частицы, которые обозначают сомнение в чем-либо. Вряд ли повезет. Едва ли мы доберемся к вечеру до дома.
- Побудительные. Пусть войдет! Давай, поднимайся! Ну, ну, пошла, пошла! Налейте-ка мне тарелочку соляночки!
- Сравнительные. Он как будто с луны упал. Музыка словно из сказки.
- Утвердительные. Вы согласны? Конечно! Да, я ошибся.
Как подчеркивать частицы в предложении
Поскольку они не являются членами предложения, их подчеркивать не надо. Но в школьной практике бывает иначе. Некоторые учителя говорят, что надо подчеркивать вместе с тем словом, к которому частица относится. Например: «Я не рассказал друзьям о происшедшем» – частица «не» относится к сказуемому «рассказал», поэтому подчеркивается вместе с ним двойной линией.
Некоторые учителя велят выделять служебные слова, например, в треугольник. Я думаю, что это более рационально, помогает ребенку «видеть» служебные части речи в предложении.
Уточните у своего учителя, как подчеркивать предлоги, союзы и частицы и подчеркивайте так, как он/она скажет.
Полезные материалы по теме
Прокрутите чуть ниже – вы увидите форму для комментариев. Там можно написать вопросы по теме, если они у вас есть. Я отвечаю на все вопросы.
Покритиковать статью там тоже можно.
Вот подборка курсов по русскому языку. В них есть несколько бесплатных материалов и книг для скачивания. Все разделено по классам, выберите свой класс по содержанию и посмотрите материал. Может, подберете что-то хорошее.
- Курсы по подготовке к ЕГЭ.
- Подготовка к ОГЭ.
- Подготовка в ВПР.
- Общие курсы по русскому языку на разные темы.
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новые статьи по русскому языку.
( 5 оценок, среднее 4.2 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.
Содержание материала
- Разряды частиц по составу
- Структурная классификация
- Сослагательные частицы
- Отличия частиц от других частей речи
- Знаки препинания при частицах
- Как найти частицу в предложении
- Признаки частицы
- Разряды частиц
- Формообразующие частицы
- Отрицательные частицы
- Модальные (смысловые) частицы
- Как подчеркивать частицы в предложении
Разряды частиц по составу
Все частицы по структуре бывают простыми и составными.
Простые частицы состоят из одного слова, а составные частицы состоят из двух и более слов.
Приведем конкретные примеры:
- простые частицы – именно, лишь, едва, точно, так, неужели, же, даже, разве, давай, не;
- составные частицы – что ли, а вон, ну и, еще бы, всего лишь, хоть бы, вряд ли, ну да.
Структурная классификация
Частицы отличаются по составу. Выделяют простые, составные, расчленяемые, не расчленяемые и фразеологизмы. Для первой группы характерна общая простота: односложность, односоставность. Такие элементы относятся к первообразным или происходят от предлогов, союзов, самостоятельных частей речи. В виде списка или таблицы частицы русского язык простого типа показывают свою связь с другими фрагментами речи.
№ | Часть речи | Частица |
1 | наречия | единственно, именно, действительно, благо, вот, окончательно, решительно |
2 | союзы | даже, ведь, будто, ровно, только, хоть, что |
3 | глаголы | было, дай, давайте, знай |
4 | междометия | эк, ишь, спасибо |
5 | предлоги | вроде |
6 | местоименные элементы | оно, чего, себе, какое |
7 | компаративные прилагательные и наречия | более, скорее, лучше |
Составные частички могут образовываться в результате:
- объединения двух частиц;
- сочетания с союзом;
- добавления предлога или наречия.
Элементы могут быть неразделяемыми и разделяемыми. То есть, между долями составных частиц могут располагаться другие слова. К делимым можно отнести такие примеры:
- так и (Так коммуникации в наше садовое хозяйство и не подвели.);
- хоть бы (Хоть замолчал бы!);
- вот и (Вот так и верь прогнозу погоды!);
- как бы не (Как бы заморозков не было.).
Существуют частицы, которые разделяются в любом случае — не ли (Не выпить ли с устатку?), не же (Не сам же я буду готовить?).
Неделимые элементы обязательно должны быть расположены в определённом порядке — в противном случае они не будут отвечать своей роли. К наиболее распространёнными образцам можно отнести:
- вряд ли (Вряд ли можно было сказать лучше!);
- и так (Я и так делаю всё, что в моих силах!);
- далеко не (Он далеко не самый уверенный пользователь ПК.);
- никак нет (Никак нет, товарищ прапорщик!);
- что ж (Что ж, пир удался на славу.).
В языке могут возникать фразеологизированные элементы. Это результат слияния служебных слов, их комбинаций с обособившимися от своих групп наречий, глаголов. Такие служебные составляющие могут быть делимыми и неразделяемыми. Примерами могут служить:
- не иначе (Не иначе гости запаздывают.);
- не то чтобы (Не то, чтобы я любил поэзию, скорее чувствую её.);
- нет чтобы (Нет чтобы уроки учить, он книжку читает!);
- то ли дело (В городе дышать нечем, то ли дело в деревне.);
- точь-в-точь (Маруся выросла красавицей — точь-в-точь покойная мать.);
- что ни на есть (Василий самый что ни на есть заправский повар.);
- того и гляди (Семена, того и гляди, дадут первые всходы.).
Сослагательные частицы
Выделяются среди сослагательных частиц формообразующие и словообразующие виды. Первый тип образовывает грамматические формы:
- повелительное наклонение (пусть, давай, дай);
- условность действия (бы);
- сравнение (более, менее);
- усиливающие значение прилагательных (самый);
- изменение вида глаголов (было, бывает).
Второй тип помогает образовывать новые слова. Например, отрицательная частичка ни создаёт отрицательные местоимения и наречия — никто, нигде. С помощью таких дополнений, как -то, -либо, —нибудь, образуются неопределённые виды наречий и местоимений (кто-нибудь, что-то). Отрицательная часть не важна для создания антонимов, к примеру, свежий — несвежий, зрелый — незрелый, друг — недруг.
Отличия частиц от других частей речи
Чем же отличается частица как служебная часть речи от предлога и союза? У каждой служебной части речи существует своя функция в связной речи.
Предлог выражает отношения между самостоятельными словами в словосочетании и предложении (пойду в сад, обойдемся без него).
Союз — это средство связи между отдельными словами (однородными членами предложения) и частями сложных предложений.
А частица как служебная часть речи вносит различные смысловые оттенки в высказывание, служит для передачи субъективного отношения говорящего к тому, о чем идет речь. Чтобы убедиться в этом, выразительно прочтем небольшой текст:
В безлунную ночь посмотрим на небо. Как много звезд на черном бархатном пологе! Разве звездам не тесно там? Вот стремительно летит звездочка вниз. Куда же она упадёт? Неужели сгорит, не долетев до Земли? Звезд стало меньше. Надо бы их пересчитать.
Во втором предложении с помощью слова «как» создается настроение удивления и восхищения (как много звезд…), что передается с помощью этой частицы и восклицательной интонации. В следующем предложении слово «разве» помогает создать вопрос. А частица «вот» указывает на летящую звездочку.
Уберем выделенные слова из этого высказывания. Что произошло? Текст потерял свою «изюминку» — выразительность и экспрессивность, которую ему придавали частицы. Из описания ночного звездного неба исчезла часть красок, с помощью которых создается эмоциональный фон текста и передается отношение автора к красоте природы.
Частицы — это специальные средства речи для передачи различных чувств в высказывании. Но кроме этой функции некоторые частицы помогают создавать грамматические формы слов (ответил бы мне) и даже образуют новые слова (что-то, куда-либо).
Определение
Частица — это служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки отдельным словам и предложениям и служит для образования слов и форм слов.
Знаки препинания при частицах
Если формообразующие и отрицательные частицы не вызывают сомнений по поводу отсутствия при них знаков препинания, то смысловые требуют пояснения. По внешнему виду слова этой части речи (о, ну, ах) сходны с междометиями, требующими выделения запятыми.
Междометия | Частица |
О, друг пришел! | О друг мой, ты прав. (част. в составе обращения) |
Ну, этот вопрос для него сложен. | Ну Григорий! Кто бы от него ожидал! |
Ах, сколько звёзд! | Ах ты, непорядочный человек. |
При синтаксическом разборе возникает вопрос, как обозначается частица. Поскольку отдельным членом предложения служебная часть речи не является, в этом случае слова из разрядов отрицательных и формообразующих присоединяются к значимым частям речи и подчёркиваются вместе с ними.
- Сидел бы он лучше дома.
- Снегопад не прекращался полторы недели.
Модальные членом предложения не являются и не подчёркиваются.
Из знаков препинания при частицах применяется дефис.
Слово всё-таки требует дефисного написания. Дефисами присоединяются предшествующим словам -ка и -то.
- Ночь-то давно наступила.
К глаголам и наречиям присоединяется дефисом -таки.
- Отец повёл-таки дочку в цирк.
- Работа быстро-таки завершилась.
Как найти частицу в предложении
Это можно сделать методом «исключения». Сначала вы исключите все самостоятельные слова, к которым можно задать вопрос. Потом у вас останутся служебные – предлоги, союзы и частицы.
Предлог всегда будет относиться к существительному и употребляться в вопросе к нему. Даже если он стоит не рядом с существительным: «песня (про что?) про храброго зайца». Предлог нельзя «выбросить» из предложения, потому что получится бессмыслица или совсем другое значение «песня храброго зайца» (то есть уже не про него, а его песня, которую он сам поет), «иду школу», «купил магазине» и так далее.
Союзы будут соединять слова или предложения. Смотрите: рисую и читаю; корабли и капитаны; «Подул ветер и мы укрылись в пещере».
А частицы ничего не соединяют, в вопросах к существительным не употребляются. Их почти всегда можно выбросить из предложения без потери смысла: «Ты же человек» – «Ты человек», «Пойдешь ли ты гулять со мной?» – «Ты пойдешь гулять со мной?».
А вообще, лучше гуглить
Если вы плохо знаете морфологию, то лучше гуглите непонятные слова. Например «либо – какая часть речи», «же – какая часть речи». Так вы быстрее будете их запоминать.
И еще. Слова могут быть разными частями речи в зависимости от контекста. Поэтому не доверяйте быстрым ответам Гугла и Яндекса, открывайте целиком сайты и смотрите объяснение, почему слово относится к той или иной части речи.
Признаки частицы
Как и другие служебные части речи, предлог и союз, частицы не изменяются.
По составу они могут быть
1. простыми, состоящими из одного слова:
- да
- неужели
- разве
2. составными, складывающимися из нескольких слов:
- вряд ли
- как раз
- отнюдь не
- как будто
По происхождению различают
1. непроизводные частицы:
- вот
- же
- -ка
2. производные от слов других частей речи:
- местоимений — это, всё, что за;
- глаголов — бывало, пусть, пускай, давай, давайте;
- наречий — еще, как, просто, уже;
- союзов — и, да.
Разряды частиц
В соответствии с функциями выделяется три разряда частиц:
Формообразующие частицы
Относящиеся к первому разряду используются при образовании форм самостоятельных частей речи (варианты представлены в таблице).
Часть речи | Примеры | |
глагол | условное наклонение | Без клумбы с поздними астрами осенний сад выглядел бы совсем уныло. (выглядел бы) Вышли б вы погулять. (вышли б) |
повелительное наклонение | Пусть Наташа принесёт бабушкину шаль. (пусть принесёт) Пускай заказчик придёт через неделю. (пускай придёт) Да будет всем мир! (да будет) Давай поедем отдыхать на море. (давай поедем) Давайте соберём букет цветов. (давайте соберём) | |
составные степени сравнения прилагательного | сравнительная | Деловой костюм более уместен для конференции. (более уместен) Ребёнок стал менее пугливым, чем год назад. (менее пугливым) |
превосходная | Гепард – самое быстрое животное. (самое быстрое) Скала – наиболее высокая точка острова (наиболее высокая) | |
составная сравнительная степень наречия | Отнеситесь к работе более ответственно (более ответственно) Сегодня менее жарко, чем вчера. (менее жарко) | |
особая форма прошедшего времени | Старик пошёл было домой, но вдруг вернулся. (пошёл было) Начавшийся было дождь внезапно перестал. (начавшийся было) |
Отрицательные частицы
Второй разряд включает в себя частицы не и ни.
Не – выражает значение отрицания, отсутствия.
- Это сова. – Это не сова.
- Волк поймал зайца. – Волк не поймал зайца.
Двойное не отрицает само себя и получает противоположное значение – утверждения.
- Прохожий не мог не заметить новый сквер.
Ни выступает в трёх ролях в зависимости от употребления:
На чисто вымытом полу ни соринки. | отрицание. |
На дороге не видно ни души. В кошельке нет ни копейки | усиление уже выраженного отрицания. |
Куда ни глянь, всюду подснежники. | утверждение. |
Усилительная частица ни употребляется в предложениях, где отрицательное значение уже выражено с помощью не или нет.
Модальные (смысловые) частицы
Модальные имеют второе название – смысловые. Какие в русском языке бывают модальные частицы, демонстрирует таблица.
Оттенок значения | Примеры предложений |
Вопрос | Пойдёт ли Катя гулять? Неужели никто не видел, куда побежала собака? |
Указание | Вот и зима пришла. Квадрат – это равносторонний прямоугольник. |
Уточнение | Посетитель стремился говорить именно с руководителем. Продуктовый магазин находился как раз напротив больницы. |
Усиление | Начинающий турист захватил в поход даже сковородку. Этот врач – прямо волшебник. |
Ограничение и выделение | Он хотел всего лишь посмотреть, что происходит. Приём заявлений только по вторникам. |
Восклицание | Как красив осенний парк! Что за работы представлены на выставке! |
Утверждение | Вещи, конечно, следует со старой квартиры вывезти. Попугай правда разговаривал! |
Сомнение | Вряд ли конь возьмёт препятствие. До воскресенья выбраться к родственникам едва ли получится. |
Смягчение требования | Положи-ка дедушкину книгу на место. Полей-ка цветы. |
Альтернативные классификации дополняют указанные группы разрядом словообразующих частиц, относя к ним присоединяющиеся с помощью дефиса морфемы отрицательных и неопределённых местоимений и сходных с ними наречий (кто-то, где-нибудь, кое-какой).
Также ряд лингвистов включают разряд отрицательных в качестве одной из подгрупп в разряд смысловых.
Как подчеркивать частицы в предложении
Поскольку они не являются членами предложения, их подчеркивать не надо. Но в школьной практике бывает иначе. Некоторые учителя говорят, что надо подчеркивать вместе с тем словом, к которому частица относится. Например: «Я не рассказал друзьям о происшедшем» – частица «не» относится к сказуемому «рассказал», поэтому подчеркивается вместе с ним двойной линией.
Некоторые учителя велят выделять служебные слова, например, в треугольник. Я думаю, что это более рационально, помогает ребенку «видеть» служебные части речи в предложении.
Уточните у своего учителя, как подчеркивать предлоги, союзы и частицы и подчеркивайте так, как он/она скажет.
Теги
Частица – что это такое, разряды и примеры частиц в русском языке
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют великим и могучим. А еще можно добавить «богатым». Богатым и в словарном смысле, и в смысле того, что в нем огромное количество маленьких нюансов.
На первый взгляд они могут показаться пустяковыми, но на деле – серьезно обогащают язык. И один из ярких примеров – частицы.
Частица — это…
Частицы – это одна из трех служебных частей речи (две другие – союз и предлог). Они отвечают за эмоциональный окрас предложения, а также образуют новые формы слов.
Приведем лишь несколько примеров. Сравните два предложения:
Я сказал, чтобы ты не опаздывал.
Я же сказал, чтобы ты не опаздывал!
Разница тут всего в одном слове. Это частица «же». Но посмотрите, как сразу меняется эмоциональный посыл. Первое предложение – это просто констатация факта. Один человек просит другого не опаздывать.
А второе? Тут уже явно прослеживается какое-то негодование. То есть все уже случилось, человек опоздал. И второй явно этим недоволен.
Можно привести еще один пример:
А сможешь ты это сделать?
А сможешь ли ты это сделать?
Опять же разница всего в одно слово. Тут добавляется частица «ли». И предложение опять серьезно меняет смысл с эмоциональной точки зрения. В первом случае человек просто интересуется «сможет или не сможет». То есть подразумевается два ответа – «да» или «нет».
А во втором случае частица «ли» добавляет иронии. То есть человек спрашивает с неким сомнением, как будто он вовсе не уверен в собеседнике. Или тот его уже не раз подводил.
Еще один интересный пример:
Я учился на одни пятерки.
Я учился бы на одни пятерки.
Используется частица «бы». Опять же, первое предложение – это простая констатация факты. Какие-то воспоминания человека о школьных годах. А второе – это размышление и мечтание о том, чего на самом деле нет или не было. Тут вообще подразумевается даже продолжение мысли «я бы учился на пятерки, если бы….» . И вот за этим «если бы» может скрываться что угодно. «Если бы захотел», «если бы никто не мешал», «если бы объясняли лучше» и так далее.
А есть и вовсе частица, которая всегда все переворачивает «с ног на голову». И все ее, конечно, знают. Это знаменитое «не». Добавьте ее к любому слову, и оно изменит свое значение на противоположное:
Холодно – не холодно.
Пойдет — не пойдет.
Легко – не легко.
Слышишь – не слышишь.
Признаки частицы
У всех служебных частей предложения есть признаки, по которым их можно распознать среди других слов. У частиц они такие:
- Нельзя задать вопрос. Например, попробуйте придумать вопрос к частице «не» в предложении «я не буду есть». К глаголу можно – «что делать?», а конкретно к этой части речи нет.
- Нет материального воплощения. Попробуйте представить хоть что-то, произнося частицы «же», «ли», «бы». Получилось? Вряд ли – это не предмет, не признак и не действие.
- Не несут смысловой нагрузки. Многие частицы можно выбросить из предложения, и поменяется только эмоциональная составляющая. А смысл останется. Правда, такой фокус можно провернуть не со всеми. Например, «не» просто так не выкинешь, ведь предложение тут же поменяет свое значение на противоположное.
Еще один нюанс. В составе предложения частица не может являться ни подлежащим, ни сказуемым, ни каким-то второстепенным членом. Опять же, потому что она не обозначает ничего конкретного. А при разборе предложения частицы никак не выделяются, для них нет определенных линий подчеркивания, как для других членов.
Как определить частицу в предложении
Даже зная формальные признаки частицы, не всегда ее можно легко определить. Например, есть вероятность спутать с другими служебными частями речи – предлогами и союзами.
Действовать надо так:
- В первую очередь уберите из предложения все самостоятельные части речи. Их найти просто – надо подобрать к слову вопрос. Если получилось, убираем. После этого должны остаться только служебные части. «Что делал? – гулял», «Кто ? – мальчик», «Где? – (у) школы» и так далее.
- Убираем предлоги. Они всегда относятся к существительному и стоят рядом с ним. «Гулял У школы», «зашел В класс», «песня ПРО зайца» и так далее. Отличительной особенностью предлога является еще и то, что его нельзя безболезненно выкинуть из предложения. Получится бессмыслица.
- Убираем союзы. Они нужны для того, чтобы соединять одинаковые члены предложения. Например, существительные, глаголы, прилагательные. «Сыр и молоко», «увидел и испугался», «большой и сильный» и так далее.
И все. Если какие-то слова остались, они и являются частицами.
Приведем пример:
Я пошел бы в школу, но не смог встать и собраться.
Основные члены предложения: Я (кто?), пошел (что сделал?), школу (куда?), смог встать, собраться (что сделать?). Предлоги: в (школу). Союзы: но, и. После этого остается всего два слова – «бы» и «не». Это и есть частицы.
Разряды частиц
В зависимости от того, какие функции выполняют частицы в предложении и какой смысловой окрас они придают слова, их можно поделить на следующие категории:
- Формообразующие.
- Отрицательные.
- Характеризующие признак.
- Модальные.
Формообразующие частицы
Это частицы, с помощью которых появляются новые глаголы. Сюда относятся «да», «давай/давайте», «пускай/пусть», «бы/б», «бывало». Другими словами, если к глаголу добавить любое из этих слов, то эмоциональный посыл изменится.
Возьмем для примера глагол «работать». С частицами будет звучат так:
- Хорошо, пускай (пусть) работает – ощущается явное снисхождение.
- Работал бы хорошо, и проблем не было бы. Работал бы в Газпроме, было бы денег много – тут может быть и элемент мечтания, и снисходительного порицания.
- Давайте уже работайте, время поджимаеem> – вежливое, но достаточно твердое обращение.
- Давай работай, хватит дурака валять! – тоже обращение, но не вежливое и весьма приказное.
- Да работай уже, железяка безмозглая!– эта фраза говорится часто в сердцах, когда что-то не заводится или кто-то надоел, что ничего не делает.
- Бывало работали до утра, а потом гулять ехали – трогательное воспоминание сродни ностальгии.
Отрицательные частицы
К этой категории относится не только очевидная частица «не». Это также «вовсе не», «никак», «нет», «далеко не/отнюдь не».
- Не стоит на зеркало ругаться, когда рожей не вышел.
- Далеко не точно, что встреча состоится.
- Отнюдь не важно, что он сказал.
- Никак ты решил к нам присоединиться?
- Нет чтобы встать и помочь!
Частицы, характеризующие признак
К этой категории относятся следующие частицы – «было», «бывает/бывало», «чуть не/чуть было не», «едва не/едва было не», «ну», «нет-нет и/нет-нет да и», «так и». Эти слова характеризуют законченность или незаконченность какого-то действия, его результат и протеканию по времени.
- Бывало так спишь, что из пушки не разбудишь.
- Чуть не врезался, но успел увернуться от встречного автомобиля.
- Едва не написал неправильно, но вовремя заметил ошибку.
- Ну, давайте уже сделаем это!
- Нет-нет да и хотелось махнуть на все рукой.
- Так и лезут они со своими вопросами.
Примеры модальных частиц
Это самая большой разряд частиц. Причем, большинство из них мы используем постоянно в разговорной речи.
Для удобства их также делят на категории:
- Вопросительные частицы – неужели, ли, разве
Неужели трудно убрать в комнате?!
Разве я не предупреждал тебя?
А пойдет ли сегодня дождь? - Указательные – вон, вот
Вот и думай теперь
Вон куда ты загнул - Уточняющие частицы – именно, прямо, как раз, точь-в-точь
Точь-в-точь как мой отец
Именно такое было выражение лица
Прямо с языка снял
Как раз и посмотрим, кто кого - Ограничивающие и выделительные – почти что, лишь, только, единственно, исключительно
Лишь ветер свистел за окном
Почти что получилось
Только будь уверен! - Восклицательные частицы – как, что за
Как такое получилось?!
Что за ерунда?! - Усилительные – все-таки, даже, ведь, уж, ни, же
Сказал же тебе
Даже не заикайся
Ведь знал, что будет плохо
Ни рыба, ни мясо
Все-таки надо было слушать - Смягчительные частицы – добавление –ка, -то, -с
Подай-ка мне
Молоко-то сбежало
Это неприятно-с - Сомнительные – едва ли, вряд ли
Вряд ли я могу прийти
Едва ли стоит надеяться - Побудительные – давай, пусть, пускай
Пусть остается
Давай вместе
Вот и все, что надо знать о частицах.
Частица – что это за часть речи, что про нее надо знать и как правильно подчеркивать частицы в предложениях
Служебная часть речи. Вносит в предложение «оттенки смысла».
Частица – это одна из трех служебных частей речи. Две другие: предлог и союз. Частицы нужны для того, чтобы дополнить смысл предложения, внести «оттенки» смысла. Давайте разберемся, как это происходит.
Зачем нужны частицы
Они привносят дополнительный смысл. Сравните: «Я сказал, чтобы ты был дома в десять!» – «Я же сказал, чтобы ты был дома в десять!». Частица «же» внесла в предложение какой-то оттенок раздражения. Человек как будто хочет сказать: «Ты что, глупый?! Ты меня не услышал?!»
Другой пример. «На улице очень холодно» – «На улице не очень холодно». Отрицание, которое выражено частицей «не» помогло говорящему точнее передать свою мысль. Получается как бы три возможных варианта: не очень холодно – холодно – очень холодно. Говорящий посчитал, что ему подойдет первый – то есть «холодно», но все-таки терпимо.
С помощью частиц можно задавать вопросы: «Ты ли это?». А еще можно задать вопрос и вместе с ним выразить какое-то чувство, например, отчаяние: «Неужели мы никогда больше не вернемся» – человек спрашивает как будто самого себя, сам не может поверить, что пути назад нет.
Частицы могут использоваться для образования форм слова. Например, чтобы получить глагол в сослагательном наклонении, мы используем частицу «бы»: «Я бы учился на пятерки … [при таком-то условии]».
Три признака частицы
Эти признаки характерны для всех служебных слов.
- Нет лексического значения. Когда вы слышите частицы «же», «бы», «ли» и другие – у вас в голове ничего не рисуется. Вы не представляете никакой предмет, признак или действие.
- Нет вопроса. Задайте вопрос к частице «не» в предложении «Я не пью». Нельзя его задать.
- Не является членом предложения. Частица не может быть подлежащим, дополнением или каким-то другим членом предложения, потому что она ничего не обозначает – ни предмет, ни его признак, ни что-либо еще.
Как найти частицу в предложении
Это можно сделать методом «исключения». Сначала вы исключите все самостоятельные слова, к которым можно задать вопрос. Потом у вас останутся служебные – предлоги, союзы и частицы.
Предлог всегда будет относиться к существительному и употребляться в вопросе к нему. Даже если он стоит не рядом с существительным: «песня (про что?) про храброго зайца». Предлог нельзя «выбросить» из предложения, потому что получится бессмыслица или совсем другое значение «песня храброго зайца» (то есть уже не про него, а его песня, которую он сам поет), «иду школу», «купил магазине» и так далее.
Союзы будут соединять слова или предложения. Смотрите: рисую и читаю; корабли и капитаны; «Подул ветер и мы укрылись в пещере».
А частицы ничего не соединяют, в вопросах к существительным не употребляются. Их почти всегда можно выбросить из предложения без потери смысла: «Ты же человек» – «Ты человек», «Пойдешь ли ты гулять со мной?» – «Ты пойдешь гулять со мной?».
А вообще, лучше гуглить
Если вы плохо знаете морфологию, то лучше гуглите непонятные слова. Например «либо – какая часть речи», «же – какая часть речи». Так вы быстрее будете их запоминать.
И еще. Слова могут быть разными частями речи в зависимости от контекста. Поэтому не доверяйте быстрым ответам Гугла и Яндекса, открывайте целиком сайты и смотрите объяснение, почему слово относится к той или иной части речи.
Разряды частиц
Их не надо учить, но они помогают запомнить сами частицы. Вот вам разряды с примерами, частицы я в каждом примере выделю полужирным.
- Отрицательные. Я не знаю. Мы далеко не первые. Ни кола, ни двора.
- Вопросительные. Разве ты не знаешь? Неужели ты согласился?
- Указательные. Дайте мне вон ту рыбу. Покажите вот этого кролика.
- Уточняющие. Точь-в-точь как Дед Мороз. Прямо как снегурочка. Точно терем расписной.
- Ограничительно-выделительные. Они выделяют «часть» чего-то. Я только спросить (и больше ничего делать не буду). Нам хотя бы такую зарплату. Я просто хотел помочь.
- Восклицательные. Почувствуйте восклицание в примерах. Как ты?! Что за подстава?! И ведь знает, что я увижу, знает!
- Усилительные. Я даже суп сварил! Я же сказал! Он ведь царь. Он всё-таки все разболтал!
- Частицы, которые обозначают сомнение в чем-либо. Вряд ли повезет. Едва ли мы доберемся к вечеру до дома.
- Побудительные. Пусть войдет! Давай, поднимайся! Ну, ну, пошла, пошла! Налейте-ка мне тарелочку соляночки!
- Сравнительные. Он как будто с луны упал. Музыка словно из сказки.
- Утвердительные. Вы согласны? Конечно! Да, я ошибся.
Как подчеркивать частицы в предложении
Поскольку они не являются членами предложения, их подчеркивать не надо. Но в школьной практике бывает иначе. Некоторые учителя говорят, что надо подчеркивать вместе с тем словом, к которому частица относится. Например: «Я не рассказал друзьям о происшедшем» – частица «не» относится к сказуемому «рассказал», поэтому подчеркивается вместе с ним двойной линией.
Некоторые учителя велят выделять служебные слова, например, в треугольник. Я думаю, что это более рационально, помогает ребенку «видеть» служебные части речи в предложении.
Уточните у своего учителя, как подчеркивать предлоги, союзы и частицы и подчеркивайте так, как он/она скажет.
Полезные материалы по теме
Прокрутите чуть ниже – вы увидите форму для комментариев. Там можно написать вопросы по теме, если они у вас есть. Я отвечаю на все вопросы.
Покритиковать статью там тоже можно.
Вот подборка курсов по русскому языку. В них есть несколько бесплатных материалов и книг для скачивания. Все разделено по классам, выберите свой класс по содержанию и посмотрите материал. Может, подберете что-то хорошее.
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новые статьи по русскому языку.
Употребление частицы НЕ с глаголами
Презентация к уроку
Класс: 3.
Цель: формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.
Задачи урока:
— познакомить учащихся с ролью частицы не и её раздельных написанием с глаголами;
— дать понятия о глаголах-исключениях;
— закрепить знания и умения учащихся о грамматической основе предложения, частях речи.
— обогащать словарный запас учащихся.
— развивать умения употреблять и правильно писать частицу не с глаголами;
— формирование орфографической зоркости;
— развивать познавательную активность;
— способствовать речевому развитию детей;
— расширять кругозор учащихся;
— развивать внимание, память, мышление;
— побуждать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
— развивать умение анализировать и делать выводы.
— воспитание организованности, сосредоточенности, аккуратности внимательности;
— воспитание положительного отношения к учёбе.
— воспитание культуры учебного труда;
— воспитание интереса к родному языку;
— воспитание трудолюбия, аккуратности, уважения к товарищам.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; карточки со словами; учебники, презентация.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
— Ребята, посмотрите на доску. Здесь закодировано правило. Это правило будет девизом сегодняшнего урока. Попробуйте его собрать. (Приложение 1)
Ученики пытаются составить из слов предложение.
— Кто составил? (Один ученик на доске из карточек со словами составляет предложение.)
— Прочитай, что у тебя получилось.
— Не спеши языком, торопись делом.
— Прочитаем хором это предложение. (Читают хором.)
— А что это такое?
— К чему она призывает?
— Сегодня на уроке мы прежде, чем говорить, будем думать, и больше работы выполним. Запишите эту пословицу себе в тетрадь
— Смотрим на эту пословицу. “Языком” какая часть речи?
— Есть здесь еще существительное?
— Что такое существительное?
— Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
— Повтори. (Повторяет один ученик).
— А это какая часть речи (спеши)?
— Что такое глагол?
— Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
— Что объединяет слова «торопись» и «спеши»?
— Это слова синонимы.
— А кто знает, как называется это маленькое слово?
— Да, это частица. Какое значение в этой пословице имеет частица не?
— Изменится ли пословица, если мы уберем частицу не? (Закрывает частицу)
— Да, она будет бессмысленна.
— Посмотрите, какое маленькое, но какое важное слово не. Сейчас мы его запишем (слайд 2).
3. Чистописание.
— Но посмотрим сначала, как пишется буква н. (Презентация, слайд 2, 3 Ручка является переходом к программе “Чистописание”)
— Посмотрим, как пишется заглавная буква Н. Мы её пишем вовсю строку.
— Теперь на строке после классной работы прописываем заглавную букву Н один раз.
— Снова смотрим на экран. Вспомним, как пишется строчная буква Н. Мы её пишем, не выходя за пределы верхней строки.
— Теперь на этой же строке прописываем строчную букву Н один раз.
— Теперь прописываем соединение н и е – не один раз.
— Дальше на строке прописываем в этой последовательности: заглавная Н, строчная н, соединение не.
— И сегодня весть урок частица НЕ будет с нами. (слайд 4)
4. Изучение нового материала.
— Возвратимся к пословице. Посмотрите на частицу НЕ. С какой частью речи дружит частица НЕ?
— А как она написана?
— А как вы думаете, почему ее надо писать отдельно?
— Если между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово, то частица НЕ в этом случае пишется раздельно.
— А всегда ли между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово и написать раздельно? Может быть нельзя? Докажите.
— Не слишком спеши, не чересчур спеши, не шибко спеши, не сильно спеши.
— Какой можно сделать вывод?
— Если между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово, то частица НЕ в этом случае пишется раздельно.
— Совершенно верно. А слова слишком, чересчур, сильно, шибко называются наречиями.
— А что в учебнике ученые написали нам про частицу НЕ? Сравните, так же они думают или ошибаются? С. 112. Читаем
— Как же называется частица НЕ?
— Она отрицает, делает значение глагола противоположным. Посмотрите, как обозначается частица НЕ?
— Подчеркнем частицу Не в пословице. Выполняют.
— Молодцы. (слайд 5)
5. Первичное закрепление материала.
— А теперь, применив это правило, выполним следующее задание. (слайд 6)
— Вспомним еще раз правило, как пишется Не с глаголом.
— Смотрим на экран. Подумайте, как соединить первую и вторую часть пословицы. Запишите пословицы в тетрадь.
— Проверяем. Возьмем в руки карандаш. Смотрим первую пословицу. Что у вас получилось?
— Ложь человека не красит.
— Как записали не красит?
— Ложь человека не слишком красит.
— Подчеркните орфограмму — пробел.
— Смотрим вторую пословицу. Что у вас получилось?
— Кашу маслом не испортишь.
— Как записали не испортишь?
— Кашу маслом не сильно испортишь.
— Подчеркните орфограмму — пробел.
— Смотрим третью пословицу. Что у вас получилось?
— Лодырю всегда нездоровится.
— Как записали нездоровиться?
— Есть такое слово здоровиться?
— Красит есть, испортишь есть, а здоровиться нет. Значит, как будем писать в этом случае?
— Не слитно: нездоровится.
— Да, пишем слитно. В этом случае мы можем проверить так: не употребляется без не.
И таких слов в русском языке несколько. Вот некоторые из них: (слайд 7) нездоровиться, негодовать, ненавидеть. Это глаголы-исключения. Запишите эти глаголы в столбик.
— В этих словах частица Не пишется слитно. В словах нездоровиться НЕ является приставкой (отметим себе), ненавидеть Не приставка (отметим), а в слове негодовать частью корня (отметим).
— Через тире подберем к этим словам синонимы и запишем их. (слайд 8)
Нездоровится – болеть. Ненавидеть – не любить. Негодовать – сердиться.
— Это слова – исключения и мы их должны запомнить.
6. Физминутка
Игра
Частица НЕ решила с вами поиграть в игру “Делай всё наоборот”
– НЕ вставайте из-за парт.
– Не качайтесь, дети!
– И не приседайте!
– Не хлопайте в ладоши!
– Не топайте ногами!
– Не подпрыгивай, как мяч!
– Не качайтесь, дети!
– И не приседайте!
– Не хлопайте в ладоши!
– Не топайте ногами!
– Не вздыхайте глубоко!
– Не садитесь тихо!
7. Вториччное закрепление материала
— Весь урок мы думаем, размышляем, работаем по правилу. Кто мне напомнит правило?
— Не с глаголами пишутся раздельно.
— Продолжаем работать. Смотрим на экран. Прочитайте стихотворение Владимира Солоухина. (слайд 9)
Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели
Это в моих руках.
— О чем говорится в стихотворении?
— О том, что не в наших силах унять метель и растопить снега, но мы можем помочь птицам не замерзнуть зимой и весной порадовать своим пением.
— О ком говорится в стихотворении?
— Какая главная мысль в этом стихотворении?
— Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о пернатых в холода, и они на ваше внимание ответят весной и летом: подарят вам прекрасные песни, уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.
— Птицы поют, когда в мире царит добро, мир, спокойствие, любовь, когда нет войны. И в наших силах не допустить войны и разногласия.
— Обратите внимание на слово “не унять”. Что значит не унять?
— Не заставить быть спокойными.
— Что значит не растопить?
— Не в наших силах заставить снег растаять, превратиться в воду.
— А что в наших силах?
— Обратите внимание на написание НЕ с глаголом. Как пишется Не с глаголом?
— Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. Какие здесь знаки?
— Запятые и точка.
— Прочитайте еще раз это стихотворение про себя. (Читают.)
— Послушайте теперь это четверостишье. (Клик на птичку. Изображение птицы является гиперсылкой на аудиофайл).
— Пишем это четверостишье по памяти. (слайд 10)
— Проверяем. Возьмем в руки карандаш. Смотрим на экран. Кто написал верно, не допустив не одной ошибки? (слайд 11) (Поднимают руки.)
— Этот салют вам! (слайд 12)
— У кого одна – две ошибки? (Поднимают руки.)
— Это сладкая, вкусная конфета вам, которую преподносит благодарная птичка.(слайд 13)
— И предлагает вам следующее задание. Найдите и подчеркните в этом четверостишье грамматическую основу. Кто знает, что такое грамматическая основа?
— Это главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
— Подчеркиваем в четверостишье грамматическую основу.
— Какими частями речи выражены в предложении подлежащее и сказуемое?
Чем выражено подлежащее?
— Чем выражено сказуемое?
— Глаголом с частицей НЕ.
— Как пишется Не с глаголами?
— Подчеркиваем орфограмму — пробел.
8. Обобщение.
— Посмотрите на доску. Здесь зашифровано мое пожелание вам на будущее от меня. Что я вам желаю? Кто уже составил? (Приложение 2)
Один ученик выходит к доске и располагает карточки со словами в правильном порядке.
Не говори, что узнал, а скажи, чему научился.
— В этой пословице есть то, что вы должны запомнить.
— Не с глаголами пиши отдельно.
— В каких случаях мы пишем раздельно?
— Когда между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово.
— Успехов вам в изучении русского языка! Спасибо за урок! (слайд 14)
9. Домашнее задание
Записываем домашнее задание.
Правило, с. 113 Упр. 363
Список используемых источников:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 3 класс.
— Программа “Чистописание” – из школьных архивов.
Подчеркивать ли частицу не как сказуемое
Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
По русскому языку сегодня в среднем звене (5—9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.
Комплекс 1 — это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5—7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.
Комплекс 2 — учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.
Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.
Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.
Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.
Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.
Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10—11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или — ́уже — филологического профиля).
Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10—11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы».
Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10—11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).
К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ — будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа — вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).
Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.
Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.
Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке
Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:
— лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),
— морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),
Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.
Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.
Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.
Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.
Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:
фонетика — звучащую речь,
морфемика — состав слова,
словообразование — производность слова,
лексикология — словарный состав языка,
морфология — слова как части речи,
синтаксис — словосочетания и предложения.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.
Современный русский литературный язык
Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.
Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.
Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.
Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).
Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:
1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;
2) язык, употребляемый нами, — это язык начиная с середины 20 века.
Русский язык — это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV — XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка — древнерусского (восточнославянского) языка.
источники:
http://urok.1sept.ru/articles/651980
http://www.litmir.me/br/?b=17657&p=58